Где находятся мощи сергия радонежского


Мощи преподобного Сергия Радонежского | Марийский туристический портал

    

   С обретением мощей святого Сергия Радонежского связана удивительная история. После смерти Сергия в монастыре началось строительство нового храма. Когда процесс был в самом разгаре, к монахам обратился один из благочестивых прихожан и поведал, что сам Сергий Радонежский явился к нему со словами: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?».
   Гроб с телом Святого был поднят из земли, где действительно стояла вода. Это произошло в 1422 году, спустя 30 лет после преставления Сергия Радонежского. Когда крышку открыли – не смогли поверить своим глазам. Не только Его тело осталось нетленным, полностью сохранились даже одежды. Вскоре после этих событий поклониться мощам стали приходить паломники, и с каждым годом – всё больше и больше. Многие получали исцеление от болезней, а кому-то Преподобный помог излечить и душу.
В Троице-Сергиевой Лавре также расположена чтимая икона Сергия Радонежского. По молитвам перед ней матери не раз испрашивали здоровье для своих детей, больные становились здоровыми, а заблудшие души вновь обретали веру, отрекаясь от дурного образа жизни.
Другие чтимые иконы с частицами мощей Преподобного Сергия Радонежского
В Москве расположено несколько храмов, главными святынями которых являются иконы с частицами мощей Сергия Радонежского. По молитвам перед этими образами многие богомольцы нашли избавление от своих тревог: существуют свидетельства и об исцелениях, о благодатной помощи в тяжкие минуты жизни.
Помолиться перед чудотворными иконами Сергия Радонежского в Москве можно в Храме Илии Пророка в Обыденном переулке, в Храме Святого Николая в Кленниках, в Храме Покрова Богородицы в Медведкове, в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, в Храме Живоначальной Троицы на Мосфильмовской улице.
   Как помогает чудотворная сила иконы Преподобного Сергия Радонежского?
   Перед иконой Сергия Радонежского молятся, чтобы испросить у Святого помощи в избавлении от физических недугов и душевных. Особенно часто богомольцы взывают к Преподобному, моля об усмирении гордыни, как одного из тяжелейших грехов. Просят не только за себя, но и за своих друзей и врагов.
   Особым почётом этот образ пользуется у родителей, чьи дети не показывают успехов в учении. Сам Сергий Радонежский долго не мог совладать с грамотой и отлично усвоил её лишь после горячих молитв к Господу нашему. Теперь он сам стоит подле Бога и просит его за тех, кто не может лишь собственными силами преуспеть в учении. Обращаются к Сергию Радонежскому и сами ученики, накануне экзамена или при освоении сложных наук.

   Чтится Сергий Радонежский и как Святой заступник праведников и честной жизни. Поэтому перед его иконами молятся накануне важных судебных дел или во время тяжбы: помогает Преподобный всякому, кто в помыслах и делах искренен и чист и в суде за правду против лжи борется.
   Преподобный Сергий Радонежский считается одним из самых почитаемых Святых в русском Православии. Любовь народа и уважение Церкви он заслужил ещё при своей земной жизни, каждый год которой был подлинным образцом христианского смирения, трудолюбия, милосердия и веры.

   Ещё в отроческом возрасте Сергий Радонежский удалился для пустынножительства в лес, чтобы там, в стенах выстроенной им обители, неустанно молиться Господу Богу о благе для нашей страны и русского народа. Его уговаривали принять российскую митрополию, но презрев административную и политическую деятельность, Он предпочёл остаться в своей пустыни и чудесами и молитвами ежедневно совершал множество богоугодных дел.
   Сегодня не иссякает поток паломников к мощам и иконам Преподобного Сергия Радонежского, и случаются по молитвам перед ними многочисленные чудотворения: становятся здоровыми те, кто болел душой или телом, иные усмиряют свою гордыню, а кто-то получает благодатный совет и помощь.

где находится, фото, история, отзывы

Никольский храм

Храм построен в начале XX века. Он был первым в России, который вернул русско-византийский стиль, утерянный в Петровскую эпоху. Храм впечатляет размерами (рассчитан на 2 тысячи человек) и убранством — как внешним, так и внутренним.

Никольский храм был первым в России, который вернул русско-византийский стиль, утерянный в Петровскую эпоху.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Покровский собор

Именно в нем находятся мощи преподобных Кирилла и Марии. Родители Сергия Радонежского в 1330-х годах приняли постриг, здесь жили, здесь же были похоронены.

В Покровском соборе хранятся мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского.
Фото: lori.ru

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

Самое старинное из сохранившихся монастырских зданий — его построили в 1791 году. В нем крестили, венчали, отпевали, соборовали, исповедовали и причащали местных крестьян.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи — самое старинное из сохранившихся монастырских зданий.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского

Как и остальные здания монастыря, он был разграблен в советское время. Вплоть до 1994 года здесь находилась гостиница “Русь”. Сегодня попасть в храм обычному посетителю нельзя, только с сестрами обители.

Сегодня обычный посетитель в надвратный храм святителя Митрофана Воронежского попасть не может.
Фото: Юлия БАБКИНА, lori.ru

О мощах Преподобного Сергия | Православие и мир

Вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. Все это время шла киносъемка. На раку была положена крышка из толстого зеркального стекла, поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Съёмками вскрытия мощей Сергия Радонежского руководил режиссер Лев Кулешов.

…Фракция коммунистов после доклада о мощах Сергия Радонежского вносит предложение о вскрытии мощей и предлагает внести следующую резолюцию: «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (Из протокола № 5 Общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева−Посада, Моск. обл. губернии 01.IV.1919 года).

Ввиду опасности волнений, мобилизовали роту помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера для предупреждения набатного звона они заняли лаврскую колокольню, у всех ворот расставили патрули, красноармейцы находились и на стенах Лавры.

В шесть часов вечера закрыли ворота обители, но народ продолжал прибывать, и вскоре вся площадь была заполнена верующими. Позади людей стояла конная милиция. Успенские ворота были под охраной. Когда ворота приоткрылись, чтобы проехали грузовики с электрооборудованием и киноаппаратурой для съемки, люди бросились на цепи красноармейцев. Заслон смять не удалось, и ворота опять закрылись. На площади раздавались рыдания, молитвы, стоны.

Было зачитано постановление исполкома о вскрытии мощей. Отец Кронид тихим голосом сказал в ответ: «Я должен предупредить, что никто из нас не знает, что лежит в святой гробнице. Это религиозная тайна, проникнуть в которую никто не смеет, мощи никогда не свидетельствовались с самого времени их открытия. Но и я сам, и отец (наместник указал рукой на стоящего рядом плачущего монаха) были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад, в эту самую Лазареву пятницу, ко гробу приползла безногая женщина, отслужили молебен, и вдруг по всему храму пошел треск как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая».

– Но вы не отказываетесь, конечно, вскрывать мощи? – спросил председатель исполкома.

— Сам не могу; вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.

Архимандрит Кронид отошел в сторону. Иеромонах Иона, с георгиевским крестом на груди, облачился в богослужебные ризы. Два иеродиакона в синих стихарях подошли к раке и стали совершать каждение три по три. Покадив, отошли. К раке приблизился отец Иона, пал ниц, совершил затем перед гробницей три поясных поклона, сделал поклон в сторону отца наместника. Братия начала петь величание преподобному Сергию, но председатель исполкома оборвал их…

1978 год. Мы в гостях у Виктора Николаевича Тростникова – философа и математика, верующего в Бога. Для тех лет это более удивительно, чем жизнь на Марсе.

— Виктор Николаевич, а что такое мощи? Это такая батарейка святости или это часть будущего воскресения, видимого обычным образом?

— Я потом тебе скажу, что говорили по этому поводу Отцы Церкви. А сейчас про то, что вот в эту самую минуту, когда мы с тобой пьем чай, в катакомбах Лаврских Пещер в Киеве лежат главы святых угодников в стеклянных банках и они вот прямо сейчас пополняются мiром!!!

Несколько лет спустя мы с женой оказались в Киевских Пещерах. Ходить можно было только группами и с экскурсоводом. Дошли до места, где действительно «главы в банках». В больших прямых стеклянных сосудах с крышками были видны желтые черепа в какой-то жидкости.

— Это миро?

Смотрительница отвернулась и демонстративно перешла в другой конец подземного зала. Мы отошли в угол, так, чтобы она не заметила, и потихоньку запели:

-Христос воскресе из мертвых «московским напевом» потом нашим, клепиковским-старообрядческим, потом… неожиданно и порывисто к нам бросилась смотритель:

— Звиняйте меня, я не впизнала, що вы вирующие. Я боялась вам отвечать. Нам не разрешають. Воны кожный дэнь наполняются миром. Я это сама вижу каждый день! Смотрите: вот там еще вчера було мало, а теперь прибыло! Так вы з Москвы? Яка радость, що вы молоди и вы из России!

Мы обнялись с ней и стали догонять группу.

Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи?

Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея:

— И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: « икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя:

— А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы?

Отвернулась.

Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение.

Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа.

Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

Сводя вместе обрядовое, назидательное и иррациональное начало существования святых мощей, мы видим, что мощи есть трансцендентное явление. Творческое осмысление устройства Церкви, возможно, еще не окончилось. Измерить ее глубины вряд ли удастся до конца. Однако есть вопросы: Неужели принятие ангельского образа – монашества — не таинство? Неужели освящение Агиасмы также только обычай и обряд? Или мощи – это только артефакт?

Здесь наш дух прикасается к таинственным покровам, снять которые может только сама Церковь соборным решением. Но это не уменьшает восторга и восхищения при столкновении с чудом, истекающим от мощей святых и любимых Богом людей.

А пока ценность мощей, косвенно, подтверждает сам мир. Зачем такая ревностная страсть к мощам христиан у атеистов, сжигавших их в революционном угаре? Почему и сегодня мы читаем:

В Подмосковье ограбили церковь. Преступники вынесли из храма Святой Троицы в селе Троицком Мытищинского района старинные иконы Ильи-пророка, преподобного Сергия Радонежского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских – родителей святого. Как рассказал «Газете.Ru» настоятель храма отец Владимир, иконы — не единственная потеря храма.

У икон Сергия Радонежского, Кирилла и Марии Радонежских были мощевики, в которых хранились мощи святых.

Протестанты не ставят мощи ни во что. У них есть резон – мертвое тело, приняв положенную славу и честь от людей должно быть положено в гроб и, по возможности, отмечено памятником. Они правы. Но только в том случае, если при всем при этом исключен Бог.

А Он тоже имеет право от Себя прославить усопшего. Он тоже имеет право украсить его бренное тело не гранитным крестом или затейливым надгробием, а мироточением, благоуханием и чудотворением. И я думаю, что не стоит исключать Творца Вселенной из своей земной жизни. Следует нам давать Ему действовать среди нас, хваля и благодаря.

Св. Ефрем Сирин: «И по смерти действуют они (мученики) как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».

Читайте также:

Здесь хозяин — Преподобный

Близ Преподобного Сергия

Что мешает нашему счастью?

Мощи в Троице-Сергиевой лавре.

ГлобЭкс > Своими глазами > Сергиев Посад и Лавра > Троице-Сергиева лавра. > Мощи в Троице-Сергиевой лавре.

Список мощей Троице-Сергиевой лавры.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого ХрамВид хранения
преподобныйСергий Радонежский Троицкийв раке
преподобныйМаксим Грек Духовскаяв раке
преподобныйАнтоний (Медведев) Духовскаяв раке
святительИннокентий Московский Успенскийв раке
святительМакарий (Невский) Успенскийв раке
святительСерапион Новгородский Никоновскаяпод спудом
святительИоасаф Московский Никоновскаяпод спудом
преподобныйДионисий Радонежский Никоновскаяпод спудом
преподобныйМихей Радонежский Михеевскаяпод спудом
Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Преподобный - лик святости для святых из монашествующих.
Святитель - лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака - сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь - одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
на меню страницы

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану, который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

на меню страницы

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года, через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

на меню страницы

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим - пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы, а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека, который открыто высказывал сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.
на меню страницы

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин, настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично». Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

на меню страницы

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому, профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву, члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого. Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев - расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

на меню страницы

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.

На экскурсию в Сергиев Посад
и по Золотому кольцу России с ГлобЭкс!

Турагентство ГлобЭкс предлагает туры и экскурсии в Сергиев Посад и по всему Золотому кольцу России. Заоните!

на меню страницы на верх


Дата публикации: 7 декабря 2016

Мощи преподобного Сергия Радонежского. Справка | Персона | КУЛЬТУРА

Мощи Сергия Радонежского являются одной из величайших святынь Русской Церкви.

Мощи великого подвижника были обретены нетленными 5 июля 1422 года, и уже много веков  они хранятся в основанной им Троицкой Лавре. В 1919 году мощи были вскрыты советскими властями и помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли голову преподобного. В 1946 году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Создатель лавры

Сергий Радонежский, игумен, преподобный, всея России чудотворец, основатель Троице-Сергиевской Лавры родился в 1314 году. При рождении мальчика назвали Варфоломеем. В детстве отроку Варфоломею довелось пережить несколько чудес. Одно из них, встречу с чудесным старцем, который помог Варфоломею освоить грамоту, широко известно, благодаря картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Между прочим, сам художник-передвижник, считал полотно со сценой из жизни Сергия Радонежского, лучим своим творением.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского (Кившенко А.Д.) Фото: Public Domain

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где жил его овдовевший брат Стефан. Варфоломей убедил брата основать пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора. Здесь была построена  небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей же остался в полном одиночестве, и вскоре, когда ему было 23 года, принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия.

Через два-три года к отцу Сергию стали стекаться иноки, образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь. Сергий запретил монахам принимать подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая в этом пример. 

Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с ней и жертвовали обители своё имущество. В результате терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. 

Троице-Сергиева лавра. Фото: www.russianlook.com

Чудеса Сергия Радонежского

При жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных из окрестных селений и из отдаленных мест. Никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и  советов. 

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода предвидел свою кончину и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

Троице-Сергиева лавра (Лисснер Э., 1907) Фото: Public Domain

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

25 сентября 1392 Сергий Радонежский  скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены его нетленными мощи. Сергий был причислен к лику святых в 1452 году. 

Кстати, именно у Сергия Радонежского принято просить об успехах в учении. Есть специальная молитва, с которой к святому обращаются учащиеся и их родители.

где находится, фото, история, отзывы

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского — Википедия

Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского — не имеющие документальных подтверждений действия, предпринятые группой православных христиан в 1919 (1920?)—1946 годах, направленные на защиту мощей преподобного Сергия Радонежского от возможности полного уничтожения.

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия[править | править код]

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О. Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным учёным и внуком священника Павла Флоренского. П. В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года (согласно официальному советскому изданию «Революция и церковь», вскрытие мощей преподобного Сергия происходило поздно вечером накануне, в пятницу 11 апреля 1919 года[1]) отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре состоялось тайное совещание, в котором приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид (Любимов), Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры; и, вероятно, члены Комиссии граф В. А. Комаровский, а также С. П. Мансуров и М. В. Шик, которые впоследствии стали священниками.

Участники совещания тайно проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребённого в лавре князя Трубецкого. Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице.[2] Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в дубовый ковчег и перенёс к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия — епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны.

Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приёмной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.[2]

В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку. В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указано, что главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион[3].

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своём участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.[2]

О событиях тех лет имеются также иные свидетельства, в существенных деталях расходящиеся с приведенными выше.

Так, существует свидетельство другого внука о. Павла Флоренского, игумена Андроника Трубачёва, о том, что, на период с начала до окончания войны Голубцов перенес главу Преподобного из Люберец, где жила С.В. Олсуфьева, к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), служившему в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове Московской области[4] (ныне вошедшем в черту Москвы).

Не подтверждённая документально информация о нахождении в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове главы преподобного Сергия с 1941 по 1946 годы приведена на сайте этого храма [5]:

…в главном алтаре храма, под престолом тайно хранилась великая святыня – глава преподобного Сергия Радонежского. После возвращения главы преподобного в 1946 году во вновь открывшуюся Троице-Сергиеву Лавру, для храма была получена частица его мощей и устроен и освящён левый придел в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Имеется указание на иное время отделения главы преподобного Сергия от его мощей — начало 1920 года (предположительно 26—30 марта), когда власти планировали перевезти мощи преподобного из закрытой Троице-Сергиевой Лавры в один из московских музеев[6].

Загадки и секреты жития Сергия Радонежского

Для современных почитателей истории XIV век ассоциируется не в последнюю очередь со славной победой русского оружия – Куликовской битвой. Однако для современников это было не так.

Хроника непонятного века

Советская историография древнерусский XIV век не любила. Для этого времени придумывались сложные названия – что-то вроде «продолжение борьбы с монголо-татарскими завоевателями и начало собирании русских земель вокруг Москвы». «Продолжение», «начало» – ни одного законченного исторического процесса. А, если присмотреться к подробностям, и ни одного постоянного.

Да, вроде бы на протяжении всего века московские князья неуклонно увеличивают свои владения, да и претендентов на великокняжеский ярлык теперь меньше, чем столетие назад.

Однако в 1360-е, при малолетстве Димитрия Ивановича, знак политического первенства всё же уходит из рук москвичей к суздальцам; позже его удаётся вернуть лишь благодаря активному участию в правлении страной митрополита Алексия. В 1370-е в спор за заветный символ власти включится Михаил Александрович Тверской, а в 1382 Тверское княжество получит самостоятельный статус Великого.

На северо-западе на протяжении 1300-х и далее продолжают существовать две феодальные республики – Новгородская и Псковская. На юго-востоке статус великих имели Рязанские князья, в своей политике балансировавшие между Москвой и Ордой.

Как видим, суждения о политическом первенстве Москвы в это время пока ещё весьма условны.

С «борьбой против монголо-татарских захватчиков» тоже не всё оказывается гладко. Именно в этом веке ненавистные ордынцы всё чаще выступают и как…средство для выяснения отношений с собственными же соседями.

Баскаки. Художник Сергей Иванов

В 1328 году Иван Калита лично приводит под Тверь ордынские отряды, которые разоряют город так, что тверские правители забывают о своих политических претензиях на несколько десятилетий.

В 1382 Димитрий Донской соглашается возобновить выплату дани и благодаря этому вновь обходит представителя Твери в борьбе за ярлык.

Да, в 1380 году состоялась Куликовская битва – крупнейшее для своего времени сражение против ордынцев. Но уже через два года после него, пока Димитрий Донской собирал по Руси армию взамен погибшей, отряды хана Тохтамыша сожгли Москву.

Вот так: платим, выясняем отношения, воюем, потом опять платим. А на фоне этих событий в глуши радонежских лесов разворачивалась совсем другая история.

«От рождения Сергия… и до самой кончины его»

Житие святого Сергия писали два величайших древнерусских агиографа – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. О границах работы над текстом одного и второго исследователи спорят до сих пор. Обычно считается, что Епифаний чрезвычайно пространное житие написал, а Пахомий потом его правил, приспосабливая поистине необъятный текст для нужд обихода.

Епифаний же проделал и уникальную подготовительную работу, опросив многочисленных современников и свидетелей жизни преподобного – его старшего брата, келейника, учеников.

В итоге повествование получилось у него не просто житийным, но историческим. В нём не только описаны моменты, обычные в рассказе о святом – рождение от благочестивых родителей, подвиги аскезы, постриг, чудеса, — но упомянуты многие события русской истории того времени.

Так, автор оговаривает, что переселение родителей святого из Ростова в Радонеж состоялось после перехода ростовских земель под власть Ивана Даниловича Калиты, когда «москвичи получили в Ростове большую власть» и обижали местных жителей. Основание же первой Троицкой церкви пришлось на ранние годы княжения Симеона Ивановича Гордого.

Ростов Великий

Правда, из поля зрения агиографа совершенно выпадает другая деятельность преподобного – дипломатическая.

Известно, что на протяжении своей жизни преподобный не раз исполнял дипломатические поручения сначала митрополита Алексия, а затем, по-видимому, и Димитрия Донского.

Так, в разные годы святой Сергий уговорил перейти в подчинение Москве нескольких удельных князей – Константина Ростовского, Бориса Константиновича Суздальского, а затем даже самого Олега Рязанского, печально известного тем, что в Куликовской битве он принимал участие на стороне ордынцев. Однако подобная деятельность Троицкого игумена, по-видимому, показалась авторам слишком «земной» и «суетной».

В целом же по строению житие святого Сергия Радонежского, состоящее из отдельных новелл, описывающих жизнь не только самого святого, но и его ближайшее окружение, очень напоминает более раннее житие Феодосия Печерского.

Ослябя и Пересвет: загадка русского рыцарства

Для современных почитателей истории XIV век ассоциируется не в последнюю очередь со славной победой русского оружия – Куликовской битвой. Однако для современников это было не так.

Даже если оставить в покое исторических скептиков, которые то и дело напоминают: точное место знаменитого сражения археологи пока не нашли, — есть основания полагать, что современники относились к Мамаеву побоищу совершенно иначе. Скорее всего, оно вызывало у них, в первую очередь, скорбь в связи с небывалым для древнерусского военного искусства числом жертв.

В первые годы после самой битвы, когда нашествие Тохтамыша сменилось набегами Едигея, писать о ней было, скорее всего, некогда и некому. Но даже самый ранний из дошедших до нашего времени письменных рассказов о битве – так называемый Кирилло-Белозерский список «Сказания о Мамаевом побоище» (не ранее второй половины XV века) военные действия описывает вкратце. Зато заканчивается длинным синодиком с перечислением имён погибших воинов.

Вообще же все древнерусские произведения, из которых мы сегодня узнаём о Куликовской битве, писались к её столетию, а то и позже. Именно тогда в «Сказании о Мамаевом побоище» появляется известие о том, что перед историческим сражением Димитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь, где получил из уст игумена однозначное предсказание победы: «Победишь, господин, супостатов своих».

Благословение преподобным Сергеем Радонежским Дмитрия Донского. Художник Владимир Соковнин

Там же, в «Сказании», сообщается и о двух иноках – Ослябе и Пересвете – которых преподобный Сергий якобы отправил на бой вместе с Димитрией Донским. Причём из «Сказания» же следует, что, вызвав на бой ордынского богатыря Челубея, Александр Пересвет на Куликовом поле погиб.

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного, 1558—1576. Фото: Википедия

История красивая, спору нет. Конечно, участие монахов в военных действиях не очень стыкуется с восточно-христианской традицией, так что, можно считать: благословение преподобного Сергия явило нам единственный пример русского рыцарства. Вот только было ли оно на самом деле – вопрос спорный.

Современные историки высказывают предположения о том, что братья-монахи до пострига, возможно, были служилыми боярами – тогда их воинский опыт мог пригодиться князю. С другой стороны, в XVI столетии на Руси известны роды Ослябятиных и Пересветовых, указывавшие на своё происхождение именно от легендарных участников Мамаева побоища. А в Симоновом монастыре, по преданию, долго сохранялась могила Александра Пересвета, в которой погребён он был вместе с сыном.

Тогда можно предположить, что в сражении иноки участвовали как княжеские слуги, а постриглись позже, ну, а рассказчик век спустя напутал. Только причём тут будет преподобный Сергий? В общем, было ли – не было, загадка на загадке.

Житие Епифания о разговоре Димитрия Донского с преподобным сообщает куда более сдержанно. Святой Сергий здесь однозначной победы князю не предсказывает, говорит лишь: «Если Бог поможет тебе, ты победишь». И лишь позже гонец из монастыря доносит до князя весть, что «Бог обязательно поможет».

Незаметный человек

Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара?

Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью?

Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу?

Младший брат, не решающийся даже построенную им церковь назвать без совета старшего?

Игумен, вначале старательно избегавший игуменства, потом при первых словах распри уступивший его брату, а в конце жизни также старательно бегавший митрополичьего сана?

Работник, не берущий плату за труд – решето гнилого хлеба – раньше, нежели будет окончена его работа? Копающийся в огороде монах, по ветхой рясе которого заезжий крестьянин никак не хочет опознать известного праведника?

Художник Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия

Настоятель, введший в Троицком монастыре общежительный устав только после прямого благословения на то Константинопольского патриарха?

Или же Сергий – основатель нескольких монастырей и духовный наставник ещё большего числа будущих настоятелей.

Вершитель чудес, которому сослужит ангел и которого удостаивает беседы Пресвятая Богородица. И божественный огонь снисходит на жертвенник, когда он служит.

Очевидцы рассказывали: когда решался вопрос о том, под каким именем постригать будущего патриарха Алексия II, на одной из записок для жребия записали имя преподобного Сергия. Однако жребий решил иначе. Тогда один из участников действа пошутил, дескать «святой опять уступил».

Святой Сергий уступает – вот только, случись что, и мы сами опять бежим в Лавру и просим: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас».

Фото: tatmitropolia.ru

Мощи Сергия Радонежского оказались на территории мятежного юго-востока Украины

«МК» публикует список столичных церквей, где все желающие могут приложиться к частицам мощей преподобного

Между тем, реальная возможность прикоснуться к мощам знаменитого Радонежского святителя все же существует. Причем для этого вовсе не обязательно ехать в Сергиев Посад.

Корреспондент «МК» выяснил, где еще, кроме лавры, находятся частицы мощей преподобного Сергия. Сразу несколько таких храмов расположены в Москве.

Когда в 1919 году по решению большевистских властей производилось вскрытие мощей Сергия Радонежского, то в документальных свидетельствах людей, присутствовавших при этом, упоминается в частности, что в раке сохранились «все кости преподобного за исключением ступень». Монахи из числа братии монастыря объяснили, что в прежние времена именно фрагменты костей этой части скелета рассылались в качестве частиц мощей в некоторые храмы Русской Православной Церкви.

Сколько всего таких частиц было отделено, сейчас определить уже невозможно. Нет и полного списка храмов, куда они были направлены.

В настоящее время частицы мощей Сергия Радонежского хранятся в некоторых храмах Москвы. Здесь к ним и могут приложиться все желающие.

Церковь Живоначальной Троицы (2-й Троицкий пер., 6а) неподалеку от станции метро «Цветной бульвар». Здесь расположено московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В храме находится икона преподобного с частицей его мощей.

Церковь Илии Обыденного (2-й обыденский пер., 8/8) рядом со станцией метро «Кропоткинская». Здесь также есть икона Сергия с частицей его мощей.

Церковь Святителя Николая в Клённиках (ул. Маросейка, 5) в нескольких шагах от одного из выходов со станции метро «Китай-Город». В храме хранится мощевик с частицей мощей преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Крапивенский пер., 4, стр. 2). Ближайшая к храму станция метро «Трубная». Среди чтимых икон – образ Святого Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Церковь Спаса Преображения в Песках (Старопесковский пер., 4а) в районе станции метро «Смоленская». Здесь хранится икона преподобного Сергия с частицей мощей.

Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, 2, стр.1), ближайшие станции метро – «Курская» и «Бауманская». Среди святынь храма есть крест-мощевик с частицами мощей нескольких святых, в том числе и Сергия Радонежского.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери в Виноградове (Дмитровское шоссе, 170). Сейчас бывшее село Виноградово стало частью Москвы, доехать сюда можно на автобусе от станций метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево». В годы войны именно в виноградовской церкви под престолом тайно хранилась вывезенная из закрытой лавры голова Сергия Радонежского (об этом «МК» подробно писал в номере от 17 июля). В честь Преподобного освящен один из церковных приделов; здесь находятся частицы мощей этого святого.

х х х

Маленький фрагмент мощей Сергия Радонежского, заключенный в специальный ковчег, находится и на объятом войной юго-востоке Украины – в Донецке, в не так давно построенном храме во имя Козельщанской иконы Божьей Матери.

Преподобный Сергий Радонежский | Благоздравница

Краткое жизнеописание святого

Родился преподобный Сергий Радонежский (в миру — Варфоломей) в Ростовской области в семье верующих людей, Кирилла и Марии, в мае 1314 или 1322 года. В возрасте примерно 12 лет он вместе с семьей переезжает в Радонеж.

7 октября 1337 года он принимает монашеский постриг и берет себе имя Сергий. С этого времени начинаются долгие годы упорных молитв, искренней службы Господу и людям. Сергий вместе с другими верующим строит обитель (впоследствии — Троице-Сергиева Лавра).

В 1354 году его посвящают в иеромонахи и возводят в сан игумена. Начиная с 1358 года стараниями преподобного было построено еще несколько монастырей. Слава о благих деяниях настоятеля обители и творимых им чудесах разнеслась по всей Руси, от крестьян до князей. Умер преподобный Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года.

Сергий Радонежский. Икона
Фото с сайта antikvarkzn.ru

История обретения мощей, канонизация 

Мощи преподобного Сергия были обретены через 30 лет после его кончины, в начале июля (по старому стилю) 1422 года. Этот день (по новому стилю — 18 июля) является одним из дней почитания памяти Сергия Радонежского.

Пахомий Логофет (иеромонах, агиограф) рассказывает, что при вскрытии гроба тело и одежды праведника были найдены в полной сохранности — не тронутыми временем, тлением. Увидев это, верующие вознесли молитвы Господу, возблагодарив Его за чудесные деяния. 

За годы существования монастыря мощи преподобного переносились в другие места для их сбережения. Дважды (в 1709 и 1746 годах) это случилось по причине большого пожара. В третий раз это произошло в 1812 году, когда терпящие поражение в войне с Наполеоном русские войска были вынуждены на некоторое время покинуть столицу. В 1919 году гроб святого был вскрыт в рамках проводимой атеистической кампании. Мощи святого в качестве экспоната были переданы Сергиевскому историко-художественному музею. Однако по настоянию священника Павла Флоренского глава преподобного Сергия Радонежского была тайно заменена на череп похороненного в Лавре князя Трубецкого и хранилась отдельно от тела вплоть до возвращения мощей церкви. Последний раз мощи святого покидали свое пристанище в 1941 году ввиду фашистской угрозы.

Почитание святого началось раньше, чем появилась традиция соборного причисления к лику святых. Поэтому точной даты канонизации преподобного нет. Известно лишь, что уже в 1395 году князь Василий Дмитриевич возложил надежду на спасение от войск Тимура «на Всесильного Бога и Пречистую Богородицу и на молитвы великих святителей чудотворцев русских, Петра и Алексиа, и преподобного Сергия чудотворца, и всех святых». 

Местонахождение мощей сегодня 

Сегодня мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся в южной части Свято-Троицкого собора, в специально созданной для этого раке, и являются главной святыней храма и всей Троице-Сергиевой Лавры.

В Свято-Троицкий собор приходят сотни и даже тысячи людей, жаждущих увидеть священную реликвию и вознести молитвы святому, попросив у него помощи в мирских делах, душевных проблемах, в избавлении от недугов. Поэтому возле собора всегда большие очереди к мощам преподобного. Обычно, чтобы попасть внутрь, нужно терпеливо отстоять не один час. Стоит заранее приготовить записки за здравие и упокой, чтобы отдать стоящему возле мощей батюшке, который сразу же зачитает их.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Фото с сайта liveinternet.ru

С какими просьбами обращаются, от чего исцеляют мощи, в чем помогают 

С искренними молитвами к преподобному Сергию Радонежскому православные люди обращаются вот уже более 600 лет. И каждый, кто в своих просьбах остается искренним и глубоко верующим, неизменно обретает помощь.

Издревле преподобный старец считался покровителем прежде всего тех, кто стремится преуспеть в учении — школьников, студентов. Преодолев с Божией помощью свой собственные трудности с обретением и усвоением новых знаний, он теперь помогает всем, кто столкнулся с такой же трудностью. Очень часто за своих детей молятся родители.

Также преподобный Сергий Радонежский является одним из покровителей всех причастных к ратному делу — силовиков, партизан, воинов. В особенности, новобранцев, курсантов, солдат, а также артиллеристов, которые и сегодня считают его (наряду с великомученицей Варварой, своим духовным благодетелем.

Обращаются к святому с просьбой защитить от клеветы, помочь в дальних путешествиях, в судебных разбирательствах. Молятся ему и тогда, когда нужно преодолеть большие трудности, побороть гордыню, укрепиться в своей вере, когда нужно получить срочную помощь в жизненно важных делах. Родители молятся о благополучии и защите своих детей. Молодые женщины, не имеющие детей, — о радости материнства. Помогает праведник в любых вопросах. Главное — это искренне верить в Господа, быть открытым духовности и страстно желать обретения помощи.

Чудеса наших времен

О чудесных событиях, случившихся по молитвам к преподобному Сергию Радонежскому, можно написать множество книг. И каждое событие, будучи уникальным, доказывает, что вера человеческая, помноженная на Божественные силы, способны побороть любые трудности. 

Вот лишь некоторые чудеса, произошедшие по молитвам к преподобному Сергию.

Исцеление Бориса Можаева

Случай, произошедший с настоятелем храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери (близ г. Хотькова), священником Бориса Можаева — один из ярких примеров чудесного исцеления и воцерковления. Узнав от врача о страшном диагнозе супруга, жена Бориса, глубоко верующая женщина, поспешила в Лавру, чтобы вознести молитвы о выздоровлении любимого у мощей почитаемого ею преподобного Сергия Радонежского.

Со слезами на глазах прося об исцелении и долгих годах жизни, о прощении неверия мужа во Христа, женщина искренне верила в то, что ее услышат. Встав после молитвы с колен, она вдруг ощутила странную легкость в теле и радость в душе.

Уже в ту же ночь Борису стало лучше и вскоре врачи с уверенностью заговорили о его выздоровлении. Узнав, кому он обязан своим чудесным исцелением, Борис Можаев раскаялся в своих сомнениях и стал верующим. А спустя время принял священство.

Рака с мощами прп. Сергия Радонежского
Фото с сайта pravmir.ru

Явление Сергия детям

Мама двух малышей, работавшая в больнице Сергиева Посада, уходя на работу, вынуждена была оставлять шестилетнего сына и четырехлетнюю дочку дома одних. Сильно переживая каждый раз, она лишь надеялась, что днем не будет грозы – дети ее страшно боялись.

Однако как-то раз, когда женщина была на работе, началась сильная гроза с раскатистым громом и огненными всполохами. Представив ужас и панику малышей, женщина поспешила домой. Непогода сильно мешала быстро идти, и женщина искренне молилась святому Сергию Радонежскому о том, чтобы он уберег детей.

Придя домой, женщина с удивлением отметила, что дочка с сыном пребывают в прекрасном настроении. Дети рассказали, что к ним приходил старец в церковном облачении, похожий на Сергия, ласково с ними говорил и успокаивал.

О том чудесном событии Соня и Михаил, уже давно взрослые люди, вспоминают и сегодня.

Возвращение пропавшего малыша

В военной части Краснознаменска Одинцовского района был такой случай — у одного из военных прямо возле универмага вместе с коляской украли дочку 8 месяцев. Все попытки найти ребенка и вора оказались тщетными, что было особенно странно, учитывая закрытость объекта.

Друг убитого горем отца вместе со своей супругой, люди на тот момент не слишком верующие, решили поехать в Лавру, чтобы попросить о помощи у святого Сергия Радонежского о чудесных деяниях которого были наслышаны.

У мощей они вознесли искренние молитвы за пропавшего ребенка, а сама женщина молилась еще и за себя, от всей души прося преподобного старца помочь ей в беременности. 35-летняя женщина очень переживала, что они никак не могут зачать малыша. 

На следующее утро пропавшую малышку нашли на крыльце возле дома родителей, целую и невредимую. А вскоре молившиеся о ребенке супруги родили и собственного сына, назвав его Сергием – в честь святого покровителя. 

Адрес, как доехать

Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в городе Сергиев Посад Московской области. Из Москвы в этот город, помимо авто, можно доехать на автобусе-экспрессе №388, отправляющемся от станции метро ВДНХ. Первый автобус уходит в 6.50. Последующие отправляются с интервалом в 15-20 минут. Дорога займет порядка 1,5 часов.

Также можно добраться от Ярославского вокзала на электричке до Сергиева Посада, Александрова или Балакирева.

 

Сергиев Посад: Тайная история мощей преподобного Сергия Радонежского: cycyron — LiveJournal

Оригинал взят у iov75 в Сергиев Посад: Тайная история мощей преподобного Сергия Радонежского

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского советской властью


http://youtu.be/an4QTu4UvRw

Нашел интересную статью в журнале "Татьянин день". Это интервью с внуком Павла Флоренского, игуменом  Андроником (Трубачевым). Заинтересовала она меня тем, что неожиданно для себя, я наткнулся на информацию, которая меня потрясла. Привожу это место полностью.

В 1919 году братия была выселена из Лавры и уже не имела доступа к мощам преподобного Сергия, которые продолжали находиться в Лавре. И когда приехал представитель наркомата юстиции Галкин, бывший священник, чтобы забрать мощи, отец Павел и граф Олсуфьев, боясь, что мощи могут пропасть, по благословению патриарха отсекли голову преподобного Сергия и заменили ее на голову одного из князей Трубецких, которые были погребены под Троицким собором.

Глава была перенесена в дом Олсуфьева, где находилась до 1926 года. Потом ее перевезли в Люберцы. Во время войны она находилась в храме Владимирской Божией Матери села Виноградово по городом Долгопрудный и оказалась в нескольких километрах от линии фронта.

– Известно, что отец Павел Флоренский записал обстоятельства перемещения главы преподобного Сергия на древнегреческом языке. Это семейное предание? Вы сами видели листок. На котором все было записано?

– Предание – это то, в чем слишком нет уверенности. Об обстоятельствах перемещения главы преподобного известно из рассказа сына отца Павла, Кирилла Павловича. Он сам видел этот листок и спрашивал меня, не находил ли я его. Но сам я листок не видал.

Но могу предположить, кто его перевел. У отца Павла Флоренского была замечательная духовная дочь – Елена Митрофановна Гливерова, из дворянского семейства Гливеровых. Она закончила классическую женскую гимназию госпожи Фишер в Москве и знала древнегреческий язык. После того, как отсидела в лагере, она жила какое-то время в доме отца Павла и, скорее всего, и перевела записи отца Павла.

– А что происходило с мощами преподобного?

А мощи преподобного Сергия с головой князя Трубецкого оставались в Лавре. Распоряжение забрать мощи не было выполнено. Наркомат юстиции Галкин написал, что это невозможно и перенос мощей нужно отложить до другого времени по причине обстановки: он боялся, что произойдет крестьянское восстание.

– Бунт действительно был возможен?

– Сейчас трудно судить.

А потом религиозная кампания по вскрытию мощей затухла. В 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей, а в 1928 году он был переименован в антирелигиозный. Мощи преподобного Сергия должны были быть выставлены как экспонат – один из главных культовых предметов, благодаря которому духовенство якобы эксплуатировало население.

Мощи были перенесены в Никоновский придел Троицкого собора и поставлены так, чтобы из можно было обходить.
В 1941 году, когда началась война, вместе со всеми экспонатами музея они были эвакуированы в Соликамск (Молотов) на специальном поезде, на котором эвакуировали и ценности Исторического музея.
В 1944 году они были возвращены в музей со всеми экспонатами, а в 1946-м передана в распоряжение Лавры, где начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Лавры, отец Гурий, и архимандрит Иларион вернули главу преподобного и внес ли мощи в Успенский собор в Великую субботу, 20 апреля. А 21 там была отслужена первая за неcкольrо лет литургия.

Первое время они находились там, где сейчас стоит рака преподобного XVI века, у правого клироса. А когда в 1948 году Лавре передали Троицкий собор, их переместили туда. Все это подробно описано в моей книге "История закрытия Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918-1946 годах" (издана в 2008 году).

P/S.

СВЕДЕНИЯ
по делу о вскрытии большевиками мощей Св. Сергия Преподобного
в Троицке-Сергиевской лавре, близ Москвы


В No 82 издаваемой в Москве газеты Российской коммунистической партии "Правда"  от 16 апреля 1919 года приведен под заглавием "Святые чучела" протокол вскрытия мощей Сергия Радонежского 11 апреля 1919 года.

Протокол этот, судя по его содержанию, носит официальный характер и начинается с перечисления всех лиц, присутствовавших при этом новом неслыханном еще проявлении кощунства большевиков над религиозным чувством православного народа.

В присутствии президиума и членов местного губернского исполкома, представителей партии коммунистов, членов "технической комиссии по вскрытию мощей", представителей волостей и уездов, врачей доктора медицины Ю. А. Гвоздикова и доктора И. П. Попова, представителей Красной армии, верующих, членов профессиональных союзов и духовенства была разобрана рака  с мощами Св. Сергия Радонежского в Троицко-Сергиевской лавре близ Москвы. В 20 час. 50 мин. по приказанию председателя Сергиевского исполкома финна Ванханена один из иеромонахов (Иона) и игумен лавры вынуждены были приступить к кощунственному акту вскрытия мощей одного из наиболее чтимых святых угодников Православной церкви. Те, которые посвятили свою жизнь молитве Преподобному Сергию, должны были во исполнение приказания большевистского комиссара в течение около двух часов собственными руками разбирать покровы и мощи Св. Сергия, который более пятисот лет тому назад благословлял русский народ на борьбу с тяжким татарским игом во имя спасения и объединения. А теперь большевистская власть покусилась на покой святых останков великого молитвенника земли русской, к мощам которого одно столетие за другим стекались со всех концов православного мира миллионы богомольцев для поклонения и благоговейной молитвы. Даже в советской газете "Беднота"  проглядывает то возмущение, с которым отнеслись к этому духовенство и народ.

У стен монастыря собралась огромная толпа, а в самом храме, где покоились мощи, шло непрерывное бдение среди богомольцев, спешивших в последний раз приложиться к мощам, повсюду слышались рыдания и возгласы "мы веровали и будем веровать!", а в это время в пределе храма устанавливался кинематограф, и, несмотря на все протесты, кощунственный акт вскрытия мощей приведен в исполнение. В 22 часа 30 мин. позорное дело было закончено.
Протокол, скрепленный более 50 подписями, кончается указанием на то, что вскрытие мощей сопровождалось киносъемкой. Имеются указания, что это не единичный случай вскрытия мощей, для чего, как видно из изложенного протокола, и организована даже специальная "техническая комиссия вскрытия мощей". Так, в Ельце уже показывалось в кинематографе вскрытие мощей Преподобного Тихона Задонского.

Из Ярославля сообщают, что в кафедральном соборе вскрыты мощи ярославских чудотворцев благоверных князей Василия и Константина, а в Спасском монастыре "князя Федора" и чад его Давида и Константина. По сообщению газеты "Беднота", вскрыты и обследованы мощи двух угодников: Макария Жабинского, покоившиеся в Жабинской пустыне, в трех верстах от гор. Белева Тульской губернии, и схимника Дмитрия, находившиеся в Георгиевском соборе в Юрьеве Владимирской губернии. После обследования мощи уничтожены.

Кощунственным актом руководили местные комиссары.

http://radiowiki.ru/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%E2%84%96_46


Смотрите также

Описание: