Где находятся картины серова


Лучшие картины Серова В. А. (Шедевры)

Валентин Серов за свою творческую деятельность успел написать нескольких сотен различных картин, заслужив статус лучшего портретиста своего времени. Спустя 150 лет со дня рождения великого мастера популярность его произведений не только не упала, но и значительно приумножилась.

Это подтверждает тот факт, что на выставке в 2016 году, посвященной работам Валентина Александровича, посетители выломали дверь, создав невероятную давку на входе, а в 2014 году на престижнейшем лондонском аукционе один из портретов художника был продан за сумму почти в 15 миллионов долларов.

Лучшие картины Серова

«Девочка с персиками». На портрете изображена Веруша, одиннадцатилетняя дочь состоятельного промышленника и мецената Мамонтова. Картина была написана в 1887 году, когда самому Серову было двадцать два года.

«Девушка, освещенная солнцем». На нем изображена двоюродная сестра Марии Симонович, которая успела выслать полотно из Франции незадолго до своей смерти из Парижа в Третьяковскую галерею, где оно находится и по сей день.

Портрет, на котором изображен Иван Абрамович Морозов. Выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане.

«Похищение Европы». На создание данного шедевра Серова подтолкнуло предпринятое накануне путешествие на остров Крит, где он в сопровождении своих друзей близко познакомился с древнегреческой культурой и ее неповторимой мифологией.

Портрет Николая II, который Серов писал преимущественно по фотографиям. На сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам царь высоко оценил таланты Валентина Серова, оказав материальную помощь семье художника после его внезапной смерти.

Портрет, на котором изображена Мария Акимова. На сегодняшний день полотно находится в Национальной галерее Армении.

Портрет Шаляпина, который был написан в 1905 году при помощи угля. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых, и частенько захаживал к ним в гости.

Другие работы, которые также считаются знаменательными в творчестве Серова
  • Портрет, на котором изображен художник Константин Коровин.
  • Портрет Исаака Ильича Левитана.
  • Картина коронации Императора Николая II.
  • Портрет Иды Львовны Рубинштейн.
  • Портрет, на котором изображен четырехлетний сын мецената и магната Мика Морозов.
  • Картина, которая называется «Дети» (на ней изображены юные Юрий и Александр Серовы, сыновья Валентина Александровича).
  • Полотно под названием «Петр I», написанное художником в 1907 году.
  • Портрет княгини Орловой.
  • Портрет Ильи Репина.
  • «Баба с лошадью».
  • Картина «Солдатушки», написанная Серовым на основании трагических исторических событий, известных как «Кровавое воскресенье».
  • «Стог сена».
  • Картина, на которой изображено окончание Куликовской битвы.
  • «Открытое окно».
  • Серия работ, написанных художником во время пребывания в Домотканово («Октябрь», «Заросший пруд» и другие). В картине «Заросший пруд» Валентин Александрович показывает свои выдающиеся способности живописца, создав глубокое произведение, на котором природа описывается в первозданном виде с минимумом лишних эффектов.
  • Портрет, на котором изображен великий князь Павел Александрович.
  • Портрет Елены Рерих, написанный в 1909 году.

Своеобразной визитной карточкой автора является написанный им автопортрет, раскрывающий особенности характера и поведения Валентина Александровича перед искушенным зрителем. Работы Серова оказали огромное влияние как на его современников, так и на развитие русской и мировой культуры.

Самые известные картины Валентина Серова

1. «Автопортрет» (1880-е)

Это картина – визитная карточка художника. Серов провёл тонкий самоанализ, взглянул вглубь своего внутреннего мира. Непослушные волосы и сжатые губы говорят о непростом творческом характере. Он начал свой творчески путь с самораскрытия перед своим зрителем.

2. «Девочка с персиками»(1887)

Эта знаменитая девочка – дочка русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Двенадцатилетней Веруше, как звали её все близкие, пришлось позировать целый месяц! Портретист добивался свежести картины.

Другой известный художник В.М. Васнецов написал потрет Веры, когда ей исполнился 21 год. Он имеет название «Девушка с кленовой веткой». Видимо, дочка мецената вдохновляла русских портретистов на создание шедевров.

3. «Девушка, освещённая солнцем» (1888)

Машенька Симонович, изображённая на полотне, была двоюродной сестрой Серова. После написания картины «Девочка с персиками» художник захотел создать портрет на лоне природы в селе Домотканово. Образ задумчивой девушки нёс в себе идею русской чистоты и скромности. Серов считал эту работу одной из лучших, хотя многие упрекали его в оттенках импрессионизма.

4. «Дети» (1899)

Серов очень хорошо и тонко чувствовал внутренний мир детей. Многие картины, на которых они изображены, проникнуты ощущением суровой нежности. Для данной работы позировали сыновья художника Саша и Юра. Мальчики, с одно стороны, очень похожи, но Серов смог передать их отличия в позе, жестах. Ему хотелось уловить тот момент, когда ребёнок погружается в мир своих мыслей и спокойно созерцает то, что происходит вокруг.

5. «Портрет Мики Морозова» (1901)

На этот раз на картине изображён пятилетний сын мецената Саввы Морозова Михаил. Микой его называли домочадцы. В отличие от своей сестры Веры, мальчик был очень подвижным, что видно даже в его позе на полотне. Художник стремился передать эту динамичность и беззаботность детства.

6. «Пётр I»(1907)

Серов проявлял особый интерес к исторической теме. Известный книгоиздатель И.Н. Кнебель заказал эту картину для репродукции в школьном наборе картин по русской истории. Безусловно, каждый художник имеет своё видение исторической личности, что отражается в его работах. Серов решил изобразить реформатора, уверенной походкой шагающего навстречу суровому ветру. За ним плетётся его свита. Одной из главных идей картины была ностальгия по сильному правителю.

7. «Похищение Европы»(1910)

Безусловно, речь идёт не о краже материка. Европа была дочерью финикийского царя, в которую влюбился Зевс. Под видом быка он выкрал красавицу и увёз на остров Крит, где она благополучно родила ему трёх сыновей.

Идея написания картины родилась в голове художника во время поездки на этот замечательный греческий остров, где археологи изучали найденные остатки Кносского дворца. Серов создал шесть вариантов этой работы.

7 работ Валентина Серова и их история

В Петербурге в начале ХХ века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников. Клиенты записывались в очередь, чтобы заказать у него портрет. Живописец требовал от каждого множества сеансов — иногда до сотни, тщательно продумывал образ и его детали и практически никогда не повторял собственные приемы, которые обычно упрощают работу художникам. Свой любимый жанр Серов называл «Портрет Портретыч», однако создавал и жанровые полотна, и театральные декорации, и иллюстрации для книг. Про свои картины он говорил: «Я хочу писать отрадное». Смотрите на знаменитые работы известного художника и читайте, как они появились.

«Девочка с персиками»

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов создал «Девочку с персиками» в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова. Серов, как и многие другие художники — участники «Абрамцевского кружка», часто гостил там. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова. Над полотном Серов работал почти два месяца: начал летом, а закончил в сентябре. Все это время Вера Мамонтова позировала ему по несколько часов в день.

Исследователи называют «Девочку с персиками» одним из первых российских полотен с чертами импрессионизма. Художник тонко выписал лицо Веры Мамонтовой, а вот ее блузу, скатерть с персиками и задний план картины передал более крупными мазками. Серов использовал чистые цвета, накладывая их вплотную друг к другу, чтобы передать оттенки мебели, предметов и стен. А пейзаж за окном и вовсе изобразил схематично и условно.

Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.

Вера Мамонтова стала моделью не только для Валентина Серова: ее писали на своих полотнах Илья Репин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов, который объяснял это так: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию».

«Девушка, освещенная солнцем»

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На одной из самых «отрадных» картин Серова изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица.

Это полотно — также одна из импрессионистских работ Валентина Серова. Художник планировал написать его именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова».

Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у «Девушки, освещенной солнцем», он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся...»

Портрет Николая II

Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

К концу XIX века Валентин Серов стал знаменитым и модным в Петербурге художником. Заказчики портретов записывались к нему в очередь. Среди них были и члены императорской семьи: Серов писал великих князей Михаила Александровича и Павла Александровича, императоров Александра III и Николая II.

В 1900 году художник закончил домашний портрет Николая II, царь хотел подарить его императрице Александре Федоровне. Полотно Серов написал всего за два сеанса. Сначала работа не ладилась и живописец никак не мог сделать удачный набросок. Потом Николай, утомившись, присел за стол — этот момент и «схватил» Валентин Серов. Он сразу же создал копию картины, потому что императрице портрет не понравился: она была в комнате во время сеансов и давала художнику советы. В один момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить картину. Она вышла, а художник продолжил работать.

Парадные портреты знати в ту эпоху были полны роскошных атрибутов — изящные одеяния, знаки отличия, торжественные интерьеры. Николай же изображен в своей повседневной одежде — тужурке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет выглядит эскизом: он написан крупными мазками, цветовые переходы грубоваты, фигуру императора окружает контур, а фон обозначен условно — неясная серая поверхность. В этом была задумка Валентина Серова: изобразить не возвышенный образ императора-небожителя, а человека, которому присущи обычные, «земные» качества.

«Выезд Екатерины II на соколиную охоту»

Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1900-х годах Валентин Серов вместе с другими участниками художественного объединения «Мир искусства» иллюстрировал издание «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Это был уже третий том, он рассказывал о ритуалах конца XVII — начала XVIII века. Серов сделал иллюстрации, посвященные Петру I, Петру II и цесаревне Елизавете Петровне, а также Екатерине II.

Художник использовал для рисунков разные приемы и подходы. Сцена охоты Петра II полна динамики: мчатся лошади, несется борзая, взвивается стая птиц на дальнем фоне. Уравновешивают головокружительную гонку лишь фигуры крестьян, которые почтительно замерли. Художник обозначил множество мелких деталей: детали туалета и богатое убранство лошадей, церквушку на фоне и даже кудрявую шерсть собаки. А вот иллюстрация «Выезд Екатерины на соколиную охоту» более спокойна, царский охотничий кортеж полон величавости. Серов написал его плавными широкими мазками, оставил много воздуха и передал атмосферу раннего вечера, когда только начинает смеркаться. Он не уделял особого внимания элементам императорских нарядов и конской сбруи. Это не азартная гонка, а лишь ритуальная прогулка для императрицы преклонных лет.

Анна Павлова в балете «Сильфиды»

Валентин Серов. Анна Павлова в балете «Сильфиды». 1909. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Афишу для Русских сезонов Сергея Дягилева Валентин Серов создал в 1909 году. Это были первые балетные Сезоны, Дягилев ставил в столице «Сильфиды». Анна Павлова на тот момент была уже известной танцовщицей, а афиша с ее изображением стала не менее знаменитой работой — ее расклеили по всему Парижу. Участник Русских сезонов Лаврентий Новиков вспоминал: «Портрет Павловой работы Серова вызвал более откликов в печати, чем сама Павлова».

Балерина позировала художнику 11 сеансов. Ей приходилось замирать в одной позиции, чтобы он мог уловить движение. В итоге Серов нарисовал Павлову всего несколькими штрихами — в натуральную величину, мелом на холсте, покрытом синей краской. Легкий рисунок олицетворял легендарную виртуозную технику балерины, с которой она «порхала» по театральным сценам. Современники сравнивали Павлову с пушинкой и облаком, танцующим осенним листком и даже языками пламени.

…Каким прелестным, каким благородным казался этот огромный синий лист с рисунком порхающей «Жизели» среди крикливых ярмарочных реклам парижских улиц. Как напоминает он мне теперь прошлогоднюю весну, наши «триумфы», как отвечал он благородному успеху русского искусства в столице мира.

«Похищение Европы»

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1907 году Валентин Серов путешествовал по Греции вместе с Львом Бакстом. Художники побывали на острове Крит, изучали фрагменты древнего Кносского дворца и его фресок. У Серова родилась идея создать полотно на античный сюжет, и он выбрал греческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европу, а после увез на Крит и женился на ней.

Первые наброски к будущему полотну художник создал еще в Греции: зарисовал быков, везущих повозки. Однако натуру для героев полотна пришлось искать еще долго — в Испании, Италии и Франции, где Серов побывал позже. В итальянской деревушке Орвиетто живописец отыскал мощного быка, в парижской мастерской художника Николая Досекина — натурщицу, а из Биарицца привез эскизы с изображением морских волн.

Серов закончил картину в 1910 году. Он переписывал ее несколько раз, дорабатывая композицию и выбирая цвета. Декоративное панно создано в стиле модернизма: минимум деталей, схематичное изображение, цветовые контрасты без тонких переходов. Художник выбрал для полотна коричневые и синие оттенки — в сочетании с черным это классическая гамма древнегреческих фресок.

Портрет княгини Щербатовой

Валентин Серов. Портрет княгини Щербатовой. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1911 году князь Сергей Щербатов заказал Серову портрет своей супруги — Полины Щербатовой. Княгиня была статной красивой женщиной, и художник делал к портрету множество набросков в разных интерьерах, предлагая княгине позировать то стоя, то сидя. Наконец удачный ракурс был найден: Полина Щербатова стояла у старинной вазы екатерининских времен.

Как вспоминал позже князь: «…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе». Валентин Серов сделал набросок углем.

Однако портрет остался незаконченным. В назначенный день в княжеский особняк позвонил сын художника Антон Серов и сообщил: «Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но… он умер».

Живописец умер дома — от внезапного приступа стенокардии. Ему было всего 46 лет.

Автор: Диана Тесленко

Серов картины

Валентин Александрович Серов — великий русский художник. Родился в 1865 году в Петербурге. С самого детства Валентин Серов был в центре культурных событий и окружён творческими людьми. Его отец был известным композитором, а мать — пианисткой. В их доме постоянно собирались различные знаменитости, начиная от музыкантов и заканчивая художниками. Заметив его страсть к рисованию, мать отправила его в Париж, где жил и работал известный художник Илья Ефимович Репин, у которого Серов и учился основам мастерства.

Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Для молодого художника — это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. И.Е.Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей. Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин «Девочка с персиками», где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. После этого была «Девушка, освещённая солнцем» и другие. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили их своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения.

Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т.д. С 1984 года Валентин Александрович Серов состоял в товариществе передвижных художественных выставок, как активный член организации. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.

Валентин Александрович Серов покинул этот мир 5 декабря 1911 года после приступа стенокардии. Изначально был похоронен на Донском кладбище в Москве, но позднее его останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Художник Валентин Серов картины: 

Амазонка. М.Ф.Мамонтова

 

Анна Павлова

 

Автопортрет

 

Баба с лошадью

 

Баба в телеге

 

Деревня

 

Девочка с персиками

 

Д.В.Стасов

 

Георгий Победоносец

 

Ида Рубинштейн

 

Крестьянский дворик в Финляндии

 

Купание коня

 

Ляля

 

Мика Морозов

 

Миропомазание императора Николая Александровича

 

На терасе в Веденске

 

Одиссей и Навзикая

 

Октябрь. Домотканово

 

Петр 1

 

Похищение Европы

 

Полоскание белья

 

Портрет княгини Ольги Орловой

 

Портрет княгини Юсуповой

 

Портрет неизвестной

 

Портрет Николая II

 

Портрет О.Ф.Серовой

 

Портрет Софьи Боткиной

 

Портрет великой княгини Ольги Александровны

 

Пушкин

 

Рыболовецкие суда в Архангельске

 

Сарай

 

Саша и Юра Серовы

 

Саша Серов

 

Стог сена

 

У окна

 

У перевоза

 

Великий князь Павел Александрович

 

Выезд Екатерины II на соколиную

 

Выезд императора Петра I и Елизаветы на охоту

 

Волы

 

Заброшенный пруд. Домотканово

 

Зима. Абрамцево

 

Если вам нужна качественная и надёжная стреппинг лента полипропиленовая, то лучшим выбором для вас станет продукция компании ЗАО «Упаковочные Системы». Более 15 лет на рынке упаковочного оборудования.

фото и названия лучших произведений известного художника

Валентин Александрович Серов появился на свет в Санкт-Петербурге в 1865 году. Он жил с матерью в Мюнхене, где учился рисовать сначала у немецкого гравера Карла Кеппинга, потом у И.Е. Репина.

Серов сдружился с Ильей Ефимовичем, гостил с ним летом в Абрамцеве, вместе с ним путешествовал по Крыму, а затем и по Украине.

В 1889 году он взял в жены Ольгу Трубникову. Валентин Александрович стал давать частные уроки, написал много картин на заказ.

Он умер в 1911 году из-за приступа стенокардии, ему было всего 46 лет. Но за свою не такую уж длинную жизнь успел написать множество запоминающихся полотен, был признанным мастером портрета, известным живописцем и графиком.

Самые известные картины Серова, их фото, до сих пор узнают и любят, даже люди, далекие от мира искусства знают их названия.

10. Пётр I


Картина «Петр I» появилась в 1907 году. Издательство Кнебеля решило выпустить серию исторических картин-пособий, которые использовались бы для обучения школьников. Но вместо обычного портрета получилась картина, полная жизни и динамики.

Сейчас эта работа художника считается одной из лучших, а когда-то была мало оценена по достоинству.

В центре полотна мы видим царя, который направляется к месту возведения своего любимого города – Санкт-Петербурга.

На его лице страшное и властное выражение, глаза горят, волосы развиваются по ветру. Зритель словно смотрит на них снизу вверх. За царем идут люди, одетые в иностранные платья. Это мастера, которые были приглашены для строительства новой столицы.

На заднем плане мы видим стройку, т.к. уже начались работы по возведению великого города.

9. Автопортрет


Картина «Автопортрет» относится к 1880 году, она создана маслом на холсте. Здесь мы видим юного живописца.

Поражают глубокие, зеленого цвета глаза художника. Взгляд у него внимательный, как бы отражает его сложный характер.

Серов всегда считался мастером в создании портретов. Создание автопортрета было для него чем-то вроде личного экзамена, который он смог выдержать.

8. Баба с лошадью


Серов любил показывать деревенскую Россию. Но он не стремился воспроизвести ее убогость или же подчеркнуть красоту природы.

Он смотрел на все, как реалист, и показывал зрителям простые деревенские картины, написанные с добротой и сердечностью.

Одна из них – «Баба с лошадью», созданная в 1889 году. Мы видим веселую молодую девушку с румяными щеками. Она стоит рядом со своей лошадью, держит ее за уздечку.

Художник писал, что ему хотелось передать ощущение русского мороза. Когда он приступил к написанию картины, его окружили крестьяне, наблюдали за его работой и восхищались его умениями.

Позже он не раз говорил, что именно одобрение простого народа позволяет ему гордиться своим творчеством.

7. Портрет Марии Акимовой


На картине «Портрет Марии Акимовой» показана женщина, на лице которой читается усталость души, измученность.

Получился шедевр, который поразил и современников. Серову удалось прочувствовать сложную судьбу женщины и передать свои ощущения зрителям.

У Марии Николаевны Акимовой действительно была непростая жизнь. Как только она вышла замуж, сразу же стала вдовой, т.к. ее муж, картежник и мот, утонул, бросившись в реку. Женщине пришлось отбиваться от кредиторов.

Она смогла обрести свое счастье, только вновь выйдя замуж. Именно в это время ее портрет и написал Серов. Но прожила она после этого не долго. Пережитые несчастья подорвали ее здоровье, вскоре она умерла из-за болезней.

6. Портрет Николая II


Создана в 1900 году. Николай II решил подарить супруге свой портрет и заказал его у Валентина Александровича.

Современники считали, что ему удалось показать, прежде всего, человека, а не царя. Его поза расслаблена, в облике Николая II нет высокомерия или пафоса.

Перед нами интеллигентный мужчина, в глазах которого видна тревога и переживание. Получилась «теплая» картина.

5. Девушка, освещённая солнцем


Моделью для этой картины стала кузина художника, Маша Симонович. Он решил написать ее на фоне усадьбы в Домотканово. Получилась замечательная работа, через которую Серов пытался передать чувство восторга и умиления, которое у него появляется, когда он видит настоящую русскую красоту.

Портрет полон жизни. Мы видим лето, ароматное, зеленое, солнце играет лучами и разогревает землю. Устав от его ярких лучей, девушка села под деревьями, но и там не смогла спрятаться от солнечного света.

Трудно оторвать взгляд от слегка задумчивого, но умиротворенного взгляда, яркого румянца на щеках.

Картина «Девушка, освещённая солнцем» была одним из самых любимых творений Серова.

4. Похищение Европы


Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.

Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.

Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.

У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.

3. Дети


Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.

Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.

Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.

Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.

2. Портрет Мики Морозова


На картине «Портрет Мики Морозова» вы видим 4-летнего мальчика, рожденного в семье состоятельного промышленника, который был и известным меценатом.

Когда он вырос, смог стать известным литературоведом и театральным критиком, изучал творчество Уильяма Шекспира, был главным редактором англоязычного журнала News.

Пока же мы видим мальчика, нарисованного в своем любимом кресле. Он сидит, но заметно его желание как можно быстрее вскочить и убежать.

Портрет получился очень выразительным. Глаза наполнены наивной шаловливостью, рот ребенка немного открыт и, как будто он хочет о чем-то рассказать.

Критики называют эту картину гимном беззаботного детства. Друзья Михаила не раз отмечали, как художник точно изобразил мальчика, т.к. сходство было очевидно, даже когда он повзрослел.

1. Девочка с персиками


Была создана в 1887 году в усадьбе Абрамцева, принадлежавшей Савве Мамонтову. На портрете мы видим Веру Мамонтову, которой на тот момент было 11 лет. Перед ней – 4 персика.

В 1871 году Мамонтовы приобрели персиковые деревья, которые были посажены в их оранжереях. В августе девочка вбежала в дом с персиком и села за стол. Серов, увидев ее, предложил ей позировать, что она и делала каждый день в течение 2 месяцев.

Когда картина «Девочка с персиками» была закончена, он подарил ее матери девочки. Художник признавался, что стремился передать особенную свежесть, которая чувствуется в натуре, но не отображается на картине.

Серов Валентин Александрович (художник)

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов прожил не слишком долгую жизнь, за которую, однако, он успел создать не одну сотню картин и портретов. Многие из них являются признанными шедеврами и даже эталонами в своих жанрах, а сам художник заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи. Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками, именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет).

Гений Серова был признан далеко не всеми критиками и художниками, обвинявшими его в не профессионализме и других оплошностях, однако на сегодняшний день творчество мастера оценено очень высоко.

В 2014 году на знаменитом лондонском аукционе портрет Серова, на котором изображена Мария Цетлин, ушел с молотка почти за 10 миллионов английских фунтов.

Жизнь знаменитого художника

Валентин Александрович родился 19 января 1865 году в семье известного петербургского композитора и по совместительству музыкального критика и его ученицы, Марии Бергман. Он с самого раннего детства был окружен различными представителями творческой среды и богемы. Несмотря на это, мальчик зачастую был предоставлен сам себе, что отразилось во всей его дальнейшей изобразительной деятельности.

Портрет И. Репина. 1892 г.

Оставшись без отца в весьма юном возрасте, Валентин вынужден был переезжать с места на место, успев пожить в Мюнхене, Париже, Киеве, Москве.

Валентин был отдан в ученики знаменитому мастеру изобразительного искусства, Илье Репину, который смог разглядеть в мальчике огромные способности и таланты, что и было поворотным моментом в жизни юного Серова.

Быстро овладев азами художественной науки, он уже некоторое время спустя стал не только копировать труды гениального Репина, но и создавать свои работы, обладающие собственным стилем и неповторимым обаянием.

В 1880 году Валентин решил отправиться в путешествие по Украине, Крыму и Кавказу, где его сопровождали друзья и приятели.

Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900. Холст, масло. 160 х 107

В 1890 году он заслужил определенный почет и уважение многочисленной публики, а от заказов на написание портрета от известных людей своего времени не было отбоя. В этом же году он стал преподавать изобразительное искусство, а еще несколько лет спустя Серов удостоился чести писать портрет Императора Александра III в сопровождении семьи.

На протяжении 1900 года художник создал ряд ставших в дальнейшем знаменитых работ, среди которых портрет царя Николая II, его дяди и других персон, приближенных к императорскому двору. В этом же году мастер оставил членство в Товариществе передвижных выставок, в котором он на протяжении нескольких лет занимался активной организаторской и пропагандистской деятельностью.

В 1903 году Серова выбрали на руководящий пост объединения под названием «Мир искусства», однако мастер предпочел от него любезно отказаться. В этом же году он серьезно заболел, однако благодаря вмешательству врачей и вовремя проведенной операции, его проблемы с перитонитом были на некоторое время решены, и художник «вернулся обратно в строй».

Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1902 г.

Вплоть до 1911 года Валентин Александрович трудился буквально не покладая рук, и за этот период он успел создать внушительное количество шедевров и знаменательных работ. Его полотна выставлялись на самых престижных выставках, а слава опережала художника, поэтому за возможность быть изображенными именно Серовым многие состоятельные люди готовы были отдать серьезные деньги.

В этот период мастер нарисовал такие известные полотна, как «Портрет Иды Львовны Рубинштейн», «Похищение Европы», портрет Грузенбергов, Олсуфьевы и другие.

Скончался он внезапно 22 ноября 1911 года по дороге на очередной портретный сеанс. Останки великого деятеля были перезахоронены и покоятся на Новодевичьем кладбище.

Влияние Валентина Серова

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона впоследствии княза Юсупова»1903 г.

Несмотря на тот факт, что художник являлся лучшим портретистом всей эпохи, многие откровенно побаивались заказывать картину у мастера. И дело здесь было вовсе не в сумме гонорара, а в том, что Серов имел потрясающую способность увидеть те черты характера, которые некоторые старательно пытались скрыть, незримо отобразив их в концепции всей работы. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). На данной картине помимо самого Юсупова изображен был и его мопс по прозвищу Клоун, которого сам мастер считал лучшей моделью на этом холсте.

И действительно, профессиональное чутье не обмануло великого художника, ведь в скором времени Феликс получил скандальную известность в качестве убийцы Григория Распутина и гомосексуалиста, который завел роман с агентом британской разведки.

Портреты Императора Николая II

Хотя сам Александр Валентинович отличался независимым характером и не любил лести ради карьеры, у него получилось стать придворным живописцем. В этом статусе художник находился порядка десяти лет, однако он так и не был допущен на торжественную коронацию последнего российского Императора Николая II. Портрет так и остался незаконченным, поскольку сановники не восприняли слишком «приземленное» и лишенное пафоса отображение царя, а сам художник принял решение отказаться от этой работы.

Если изначально перу мастера был присущ определенный реализм, которым отличались полотна модных на тот момент передвижников, то спустя некоторое время он начал стремительно удаляться от данного стиля, предпочитая ему античную архаику и другие тенденции, почерпнутые мастером во время его путешествий в Грецию и в частности на остров Крит, где его посетила идея создания монументального полотна, известного как «Похищение Европы».

Валентин Серов и значение его творчества для наших современников

Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь

В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами. Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами. Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.

На сегодняшний день работы Серова находятся в музеях, галереях и частных коллекциях.

Серов Валентин Александрович — биография художника, личная жизнь, картины

Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками», полотна с членами императорской семьи, афиша с Анной Павловой и портрет обнаженной Иды Рубинштейн — вспоминаем творчество известного русского художника.

«Взмахивал карандашом решительно и смело»

Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) — пианисткой и первой женщиной-композитором в России. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его смерти Серов с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу.

Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.

Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.

«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени».

Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

«Все, чего я добивался, — это свежести»

Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.

«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.

В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой — она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Летом. 1895. Государственная Третьяковская галерея

Валентин Серов. Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Портретист императорской семьи

В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства — итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.

В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» — в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды. Над образом Александра III Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя — 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги — художник рисовал с натуры.

В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе — он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Валентин Серов. Портрет Александра III. 1899. Королевский лейб-гвардии полк, Копенгаген, Дания

Валентин Серов. Миропомазание императора Николая II в Успенском соборе. 1899. Музеи Московского Кремля

Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов

Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников — «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов. Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Лидер объединения Александр Бенуа вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».

В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова — изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов — сын княгини Зинаиды Юсуповой.

После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи — он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.

«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму... Смех его был чрезвычайно тонок».

В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф».

В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.

Серов Валентин. Биография, названия, описание картин.

Валентин Александрович Серов (19.01.1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 22.11.1911, Москва, Российская империя) — русский живописец и график, мастер портрета.

Биография Валентина Серова.

Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге в семье композитора Александра Серова.

Учился живописи в Германии, брал уроки у И.Е. Репина (в Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую Академию художеств (1880—1885 гг.), где его учителем стал П.П. Чистяков. Дружил с М.А. Врубелем и А.И. Куинджи, оказавшими на него значительное влияние, входил в абрамцевский кружок художников.

В ранних картинах («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») и пейзажах («Пруд в Абрамцеве», «Октябрь. Домотканово») Серову удалось передать радостное, светлое ощущение мира, красоту природы. В раскрытии портретных образов он умело использует жест, позу, внешний облик человека, его манеру держаться («Дети», «Мика Морозов», «Остроухое»).

Со временем манера письма становится иной. Художник уделяет меньше внимания деталям, многоцветность его полотен уступает место сдержанным, мягким серовато-коричневым оттенкам.

В 90-х гг. Серов обращается к изображению писателей, учёных, артистов, художников. Им созданы портреты К.А. Коровина, Н. С. Лескова, И.И. Левитана, Н.А. Римского-Корсакова, М. Горького, М.Н. Ермоловой, Ф.И. Шаляпина, Т.П. Карсавиной, царя Николая II.

В начале XX в. Серов был тесно связан с творческим объединением «Мир искусства». Во время революции 1905—1907 гг. он выразил своё возмущение действиями властей в серии сатирических рисунков и ушёл из Академии художеств.

В последние годы Серова увлекли исторические и мифологические темы. В картине «Пётр I» художник дал один из самых запоминающихся образов царя — преобразователя России. Яркое впечатление оставляет работа «Похищение Европы».

Умер 5 декабря 1911 г. в Москве.




Описание картин Валентина Серова:

Девочка с персиками (картина) Серов В. А. 1887 год

Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.

Сам художник в силу врожденной скромности был не столь высокого мнения о собственном творении, и даже в приятельской беседе с И. Э. Грабарем упрекал его за то, что в одном из своих письменных трудов на тему развития русского изобразительного искусства, дал портрету слишком завышенную оценку.

Значение картины «Девочка с персиками»

Серов нередко сетовал на то, что во время написания портрета юной Веры он часами заставлял ее сидеть неподвижно, тем самым утратив некую струю свежести, которую он так настойчиво хотел вдохнуть в свою картину. Процесс написания полотна затянулся на несколько месяцев, в течение которых мастеру пришлось изрядно измучить дочь богатого мецената. Однако результат, как оказалось, превзошел все ожидания самого художника.

За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей. Находился он в столовой Мамонтовых в комнате анфиладного типа.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему еще не исполнилось 22 года, а четверть века спустя, после смерти гениального художника, Грабарь издал монографический труд о нем, заявив, что и сам мастер до конца не осознавал огромной значимости своей работы не только для современников, но и для всех последующих поколений. По мнению Грабаря, данному этюду удалось стать одним из наиболее значимых произведений искусства, которое отметило целый пласт великой культуры России.

Уже спустя пару лет после трагической кончины художника сложно было найти настолько оригинальную модель, как девочка-подросток Вера Мамонтова, обладающая невыразимыми, чудесными и поистине русскими чертами лица. Одного взгляда на знаменитую картину Серова для людей, более менее разбирающихся в искусстве, будет вполне достаточно для того, чтобы определить наверняка, что действие, описанное на картине, происходит в имении богатого помещика. То, что творится за окном, скрыто от глаз наблюдателя, однако можно интуитивно догадаться, что за ним находятся аккуратные дорожки, посыпанные песком, красивые парковые аллеи и прочие элементы, присущие старинной русской усадьбе.

Персики были не куплены, а выращены в зимнем саду усадьбы, принадлежащей Мамонтовым. Фруктовые деревья были приобретены в поместьях Жилкино и Артемово, а ухаживал за ними тот же специалист, у которого они и купили персиковые деревья.

История, предшествующая возникновению картины

Данное полотно появилось в результате дружеских отношений Валентина Александровича и четы Мамонтовых. Антоша, как называли Серова люди из числа ближайшего окружения, имел склонность к кропотливой и неспешной манере работы, поэтому юной Вере подолгу приходилось неподвижно сидеть за столом. Сам мастер, зная об особенностях затяжного процесса создания собственных полотен, как мог извинялся перед моделью и прикладывал все усилия, чтобы побыстрее завершить свой выдающийся труд.

Идея написать портрет юной Веры Мамонтовой возник у Серова тогда, когда она забежала в дом, запыхавшись от веселых уличных игр и схватила персик. Валентин Александрович был настолько впечатлен ее жизнерадостностью, открытостью и позитивным внешним видом, что предложил 11 девочке стать его моделью.

«Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени. Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома, и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. Васнецов, являвшийся почетным членом абрамцевского кружка, считал, что Валентину Александровичу удалось отыскать тот самый тип обаятельной русской красавицы, который не получалось найти у множества других авторов.

Описание картины

На картине изображена юная девушка со смуглой кожей в светлой кофте, украшенной нарядным бантом. Художник старался как бы запечатлеть мгновение, поэтому при взгляде на полотно с трудом верится в то, что Веруша просиживала в подобной позе на протяжении многих дней. Кажется, будто она буквально на секунду присела за большой стол, машинальным жестом схватила лежащий на нем персик, а в следующий миг она подобно бабочке упорхнет резвиться в пышный сад, лежащий сразу за окном.

Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства. Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему.

Девочка является обладательницей нежной кожи с темными выразительными глазами и таких же темных волос. Сидя за столом с едва уловимой улыбкой на лице, она смотрит на наблюдающего простым открытым взглядом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола также расположились листья клена, нож и персики. Комната, в которой происходит действие, наполнена солнечными лучами, ласково ложащимися на предметы старинной мебели, на руки Веруши и на стол.

Полотно просто поражает тем, насколько гармонично художнику удалось раскрыть образ, наполнив его превосходной степенью жизненности, реалистичности и свежестью колорита. В работе над данной картиной молодой Серов использовал некоторые приемы, позаимствованные им у импрессионистов, такие, к примеру, как свободная вибрация мазка.

Вид из окна, изображенного на картине, открывается на террасу, примыкающую к Красной гостиной. В этой комнате, которую частично видно на полотне, постоянно собирались различные друзья и приятели семьи мецената Мамонтова, устраивали любительские театральные постановки, читали в ролях Тургенева, Гоголя, Пушкина, занимались музицированием и устраивали оживленные дебаты.

С огромным профессионализмом мастеру удалось отобразить игру света и тени, однако наиболее существенным является то, что у него получилось посредством одного произведения поведать зрителю целую историю о чувствах и характере чистой и светлой девушки, дальнейшая судьба которой, впрочем, была весьма трагической. Однако на момент написания портрета никто не думал о грядущих событиях, и портрет так и остался в памяти современников настоящей одой юношеской непосредственности, обаянию, весне и всему тому, что не перестает радовать и восхищать людей в обычной жизни.

Судьба «Девочки с персиками»

В 1903 году Вера Мамонтова стала женой Александра Самарина, который был министром по церковным делам и по совместительству предводителем московских дворян. Обряд венчания состоялся на том месте, где сейчас находится выход из станции «Арбатская» столичного метрополитена. Во время революции 1917 года церковь была разрушена коммунистами, однако на сегодняшний день на том же самом постаменте возвышается небольшая часовня. Став матерью трех детей, она скончалась в возрасте 32 года от сильной пневмонии.

Александр Самарин после смерти Веры не стал жениться повторно и построил неподалеку от их поместья храм Троицы Живоначальной, который разграблен во время пролетарского переворота и использовался в качестве склада.

Позднее Александр вместе с дочерью Лизой был отправлен в ссылку и погиб на территории ГУЛАГа в 1932 году.

Факт

Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.

Художник Валентин Александрович Серов | Картины

 

художник Валентин Серов картины – 01

Автопортрет

 

Художник Валентин Серов – это самое настоящее явление не только в русской, но и в мировой живописи. Даже его ранние работы «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», позволяют утверждать, что Серов был одним из самых талантливых художников-портретистов своего времени. А ещё Валентина Серова называют первым русским импрессионистом, который во многом опередил Ренуара по живости красок, благородству тонов и по изяществу передачи света и цвета.

Удивительно, но «Серовская техника живописи» позволяла художнику достигать портретного сходства даже в тех случаях, когда лицо на портрете не было прорисовано, а карандашные рисунки-портреты Серова впервые стали самыми настоящими произведениями искусства.

Чтобы не писал художник – всё удавалось и подчинялось мастеру. Портреты, пейзажи, жанровые картины, картины на исторические темы и анималистика. Но самое удивительное – Серов буквально с первого взгляда видел человека, или явление, «насквозь».

 

Детство и юность Валентина Серова

 

 

художник Валентин Серов картины – 02

Дети (Саша и Юра Серовы)

 

Художник Валентин Александрович Серов родился в городе Санкт-Петербурге в 1865 году, в семье композитора Александра Николаевича Серова и пианистки (часто её называют первой русской женщиной-композитором) Валентины Семёновны Серовой (в девичестве Бергман).

Можно говорить о том, что будущему художнику повезло родиться в одарённой и вполне благополучной семье. Отец будущего художника, Александр Николаевич, был известен как композитор, автор опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила». А кроме того Серов-старший считался одним из лучших музыкальных критиков и слыл известным самобытным художником – в молодые годы Александр Николаевич Серов увлекался живописью, мечтал о стезе живописца, но потом серьёзно занялся музыкой и сделал карьеру, как композитор.

Искусствоведы утверждают, что именно от отца Валентин Серов унаследовал свой дар живописца, редкую способность к чрезвычайно точному восприятию цвета и формы. А ещё – громадную любовь к животным, а особенно к лошадям, которых Серов-старший очень часто изображал в своих работах.

Александр Николаевич Серов впервые женился в возрасте сорока четырёх лет, уже будучи достаточно зрелым человеком и известным композитором. И женился Серов-старший на своей бывшей ученице – юной талантливой пианистке Валентине Семёновне Бергман.

Валентина Бергман выросла в семье крещённых евреев, которые держали в Москве лавку колониальных товаров. Девушка увлеклась музыкой и даже поступила в Петербургскую консерваторию, но из-за постоянных конфликтов с преподавателями и администрацией учебного заведения оставила учёбу. Дело в том, что Валентина Семёновна была, кроме музыки (а может и больше музыки), увлечена идеями Чернышевского и очень быстро приобрела славу «отчаянной нигилистки».

После того, как Валентина Бергман покинула стены консерватории, она начала брать уроки музыки у известно и популярного композитора Александра Серова. И эти уроки закончились свадьбой.

 

художник Валентин Серов картины – 03

Баба с лошадью

 

7 январе 1865 года в семье Серовых родился их единственный сын Валентин, которой с самых ранних лет попал и рос в окружении самых разных неординарных и творческих личностей, которые принадлежали к разнообразным социальным слоям российского общества, которых чета Серовых регулярно собирала в своём доме.

В дом Серовых приходили литераторы, учёные, музыканты, актёры и художники. Близкими друзьями Александра Николаевича были писатель Иван Тургенев, художник Николай Ге (именно Николай Ге привил будущему художнику огромную любовь к лошадям), скульптор Марк Антокольский.

Родители частенько вывозили маленького Валентина в свет, брали с собой в оперу, а в 1869 году семейство Серовых выехало за границу. После той поездки у Валентина Серова на всю жизнь осталось воспоминание о посещении дома великого Рихарда Вагнера. Но запомнил художник не самого композитора, а совершенно поразившую маленького Валентина клетку с фазанами. А ещё огромного пса, который жил в комнатах композитора.

Впрочем, при такой насыщенной жизни маленький Валентин был совсем не избалован вниманием своих родителей, которые самозабвенно отдавались своему творчеству, званным вечерам, интересным встречам, а своему ребёнку времени уделяли чрезвычайно мало. 

Когда Валентину исполнилось 6 лет, в 1871 году, скончался Серов-старший, и время беззаботной жизни с приемами, музыкальными вечерами и светскими встречами навсегда кануло в прошлое.

 

художник Валентин Серов картины – 04

Летом (Портрет О. Ф. Серовой)

 

Валентина Семёновна, будучи поклонницей Николая Чернышевского, отправила сына в хутор Никольский Смоленской губернии, в колонию последователей Чернышевского, которой руководила княгиня Нина Друцкая. А сама очень скоро собралась и уехала в Мюнхен – повышать мастерство и писать новую оперу.

Однако, жизнь Валентина Серова в колонии «чернышевцев» не задалась. Мальчик был никому не нужен, предоставлен сам себе, идеями Чернышевского не загорелся, позволял себе всякие шалости и в каждую свободную минуту рисовал. Однажды Нина Друцкая решила наказать мальчика за какую-то шалость и порвала рисунок маленького живописца. А Валентин, в отместку, порезал любимое платье княгини и, по совместительству, главы коммуны. И Валентине Серовой пришлось забрать сына с собой в Мюнхен.

В Мюнхене, чтобы сын не болтался без дела, госпожа Серова определила своё восьмилетнее чадо в ученики к гравёру Карлу Кеппингу, который начал заниматься с Валентином, быстро понял, что мальчик безусловно талантлив и порекомендовал Валентине Семёновне серьёзно заняться развитием таланта сына.

В 1874 году семейство Серовых перебирается в Париж и Валентина Семёновна обращается с большой просьбой к Илье Репину, который в это время находился во французской столице и в зените славы после «Бурлаков на Волге», давать Валентину уроки живописи.

Сегодня искусствоведы говорят, что встреча Серова с Репиным в Париже стала не просто знаковой, а действительно судьбоносной, ибо никто другой, кроме Репина, не смог бы так раскрыть и развить способности будущего художника. Репин был просто идеальным учителем именно для Валентина Серова.

 

 

художник Валентин Серов картины – 05

Портрет И. Е. Репина. 1901

 

В Париже у Валентина Александровича начались первые самые настоящие уроки живописи, постоянные и действительно серьёзные. В ту пору Репин писал картины «Садко» и «Кафе», в процессе работы над полотнами художник делал огромное количество этюдов и набросков, но при всей свой занятости не забывал о своём ученике, постоянно давал Валентину задания, проверял работы, делился опытом, уточнял и подсказывал – эти советы Валентин Серов с благодарностью вспоминал всю свою жизнь.

Репин позволял ученику делать копии со своих работ, часто просил писать какие-то предметы по памяти, но больше всего времени уделял урокам по рисованию с натуры.

Валентин Серов настолько увлёкся живописью, что его просто невозможно было оторвать от этого занятия: весь день он писал красками, вечером, до глубокой ночи делал бесконечные наброски и рисунки.

Жизнь Валентина Серова в Париже была наполнена учёбой, но при этом однообразна и уныла – мать была постоянно занята своим творчеством. Целыми днями её не было дома, а вечерами она регулярно выезжала в оперу, и девятилетний Валентин оказался затворником, который большую часть времени был предоставлен самому себе. Это затворничество в детские годы во многом сформировало характер художника – в последующем коллеги и друзья Серова отмечали, что художник обособлен и угрюм, малообщителен и сторонится общества.

В 1875 году Валентина Семёновна решила вернуться, вместе с сыном, в Россию. Имея широкий круг общения в среде творческой московской интеллигенции, мать Валентина Серова была хорошо знакома и с самым «главным» российским меценатом Саввой Мамонтовым. Это знакомство оказалось ещё одной большой удачей в творческой судьбе Валентина Серова.

Маленький Валентин очень часто гостил в «Абрамцево», принимал самое горячее и активное участие во всех начинаниях мецената, особенно ему нравилось участвовать в домашних спектаклях, которые устраивали Мамонтовы – Валентин с огромным талантом играл роли животных и имел просто оглушительный успех.

Однако, благотворная творческая атмосфера Абрамцевского кружка проявилось значительно позже. Как вспоминал в последствии художник Игорь Грабарь, летом 1875 года, когда Валентина Семёновна в первый раз привезла сына в знаменитое имение, Валентин, оказавшийся в окружении детей и семьи Мамонтова, забросил свои альбомы и краски, увлёкся беззаботной весёлой детской жизнью. Немногочисленные рисунки той поры в альбомах будущего художника наглядно показывают, что даже самый выдающийся врождённый талант живописца, без постоянной работы, ничего не стоит. И правильно говорят, что настоящий гений – это только 10 процентов таланта и 90 процентов постоянного упорного труда.

 

художник Валентин Серов картины – 06

Девочки Н. А. и Т. А. Касьяновы

 

И Валентин эту истину подтвердил – без постоянной работы по тренировке точности штриха, отображению формы и цвета, будущий художник за это лето начал рисовать значительно хуже.

А в первые осенние дни в Абрамцево появилась Валентина Семёновна, у которой «вспыхнул роман» с коллегой-нигилистом Василием Немчиновым, забрала сына и увезла его в Харьковскую губернию на хутор своего любовника. Вскоре у Серовой и Немчинова родился сын Александр.

В 1878 году Серова с детьми покинула хутор – в окрестностях Харькова началась эпидемия чумы, и поселилась в Москве. А «гражданский муж» Немчинов остался на хуторе, где взялся лечить заболевших чумой крестьян. Вскоре Валентина Семёновна родила дочь, которую назвала Надеждой. А буквально через несколько дней после рождения дочери получила известие, что Василий Немчинов заразился на своём хуторе чумой и умер.

Валентина Семёновна устроила Валентина в московскую гимназию, дождалась весны и оставив старшего сына на попечение Ильи Репина, с двумя младшими детьми убыла в Новгородскую губернию.

Очень скоро Валентин Серов добился серьёзных успехов в живописи, его карандашные рисунки восхищали всех, поверил в себя, как в художника и так увлёкся живописью, что забросил занятия в гимназии. В результате чего директор гимназии обратился к матери юного живописца с предложением перевести Валентина в специализированное учебное заведение, где он сможет развивать свой талант и не будет отвлекаться. Мать дала своё согласие на отчисление старшего сына из гимназии.

Так Валентин Серов окончательно переселился в семью Репиных и получил возможность заниматься живописью, не отвлекаясь за занятие иными науками.

Художник Игорь Грабарь впоследствии писал:

Даже Репин смотрит на него уже как на художника, а не подростка, и даже позирует ему для портрета, сам одновременно рисуя Серова. 14-летний Серов угрюмо смотрит исподлобья — узнаваемая чисто «серовская» волчья повадка, до последних дней сохранившаяся у него. А за этой хмурой видимостью таится добрейшее сердце и самая нежная и чистая душа. Репин пишет портрет Серова, а Серов рисует самый точный портрет Репина, какой только когда-либо был сделан. В нём вся репинская суть: его взгляд, его обаятельность, его улыбка, даже его вечная конфузливость — словом, абсолютно все то, что все мы так хорошо знали, и что он сохранил вплоть до 70 лет.

 

художник Валентин Серов картины – 07

Автопортрет

 

Серов вместе с Репиным проехали практически всю Украину, некоторое время трудились в Крыму, а на лето поселились в Абрамцево, где учитель и ученик много работали и принимали самое активное участие в жизни «Абрамцевского кружка».

А осенью 1880 года Валентин Серов поступил в академию художеств, в класс известного педагога Павла Чистякова – этот педагог отличался крайне жёсткой манерой преподавания, высокой требовательностью и язвительным языком.

Профессор Чистяков частенько очень язвительно критиковал и жёстко высмеивал неудачные работы своих учеников и каждый неточный штрих мог превратить студента в объект насмешки.

Эти, казалось не педагогические, методы профессора помогли Серову выработать неспешную и продуманную манеру письма. Очень скоро Серов, как и его учитель, уже не мог терпеть поспешность, небрежность, приблизительность и торопливость в живописи. И отвечая на вопрос по поводу своей кропотливой работы заметил:

Иначе писать не умею, виноват, не столько не умею, сколько не люблю.

Искусствоведы утверждают, что Серов действительно не владел техникой сверхбыстрого изображения и для своих портретов зачастую требовал не менее сорока сеансов позирования, при этом делал великолепные моментальные наброски и в совершенстве владел искусством скоростной карандашной зарисовки.

И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени.

Павел Чистяков

Проучившись пять лет в академии Серов уже чувствует себя состоявшимся художником и считает, что в стенах учебного заведения ему больше делать нечего. И он уходит из академии и отправляется в Европу – изучать полотна итальянских и голландских мастеров.  

 

Живопись художника Валентина Серова

 

 

художник Валентин Серов картины – 08

Заросший пруд. Домотканово

 

Сегодня Серова очень часто называют первым русским импрессионистом, сравнивая его творчество с работами Ренуара. При этом искусствоведы отмечают, что русский художник во многом опередил Ренуара по живости красок, благородству тонов и по изяществу передачи света и цвета.

Гениальный художник очень быстро воспринял новаторские идеи и неожиданно для всех начал писать в совершенно новой, необычной для русской школы живописи манере, которая получила название новый реализм. О том, какое впечатление произвели на публику первые новаторские работы Серова можно судить по записям Игоря Грабаря:

Антитеза «правда жизни и правда искусства» может быть символизирована в следующих именах: Манэ и Курбэ во Франции, Аейбль и Менцель в Германии, Серов и Репин в России. Помню, как я в первый раз почувствовал все значение этой антитезы. Это было в 1888. Для нас, тогдашних подростков, дни открытия двух единственных московских выставок того времени, Периодической и Передвижной, были настоящим праздником, счастливейшими днями в году… Выставка оказалась чрезвычайно значительной. Теперь ясно, что ни раньше, ни позже такой не было … ей суждено было сыграть огромную роль в истории нашей новейшей живописи… Самым значительным из всего были …два холста никому тогда неизвестного Серова, две таких жемчужины, что если бы нужно было назвать только пять наиболее совершенных картин во всей новейшей русской живописи, то обе неизбежно пришлось бы включить в этот перечень…

Речь идёт о двух Серовских портретах: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем».

Оба этих портрета были задуманы и написаны в Абрамцево, под влиянием жизни в имении мецената Мамонтова – солнечной, лёгкой и беззаботной.

В 1887 году, будучи в Венеции, Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой о живописцах времён Ренессанса:

Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное.

«Девочку с персиками» Валентин Серов писал в Абрамцево с Веры Мамонтовой. Писал почти полтора месяца.

 

 

художник Валентин Серов картины – 09

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)

 

Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров…

 

художник Валентин Серов картины – 10

Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович)

 

В полотно «Девушка, освещённая солнцем» Валентин Серов вложил ещё больше труда. На картине изображена двоюродная сестра Серова Мария Симонович, перед которой художник поставил задачу – вспоминать и думать о приятном.

Так у Серова получилась картина из солнечных зайчиков и безмятежного счастья.

В Абрамцево Серов написал «ещё одну девушку» — свою невесту и будущую жену Ольгу Трубникову.

 

 

художник Валентин Серов картины – 11

У окна. Портрет О. Ф. Трубниковой

 

Молодые обвенчались в начале 1889 года, полгода после свадьбы жили в Париже, потом вернулись в Россию и Серов снова, с головой, окунулся в работу.

Он писал портреты друзей и знакомых, художников и композиторов, писал на заказ и даже стал неофициальным портретистом царской семьи. Сначала был портрет императора Александра III, потом были портреты царских детей Ксении, Михаила и Ольги. Затем Серова пригласили на церемонию коронации Николая II в Успенском соборе. В результате этого приглашения появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

 

художник Валентин Серов картины – 12

Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе

 

Затем были парадные портреты императоров и «домашний портрет» Николая II, на котором император изображён в тужурке. Увидев этот портрет Константин Коровин написал, что Серов удивительным образом заметил и показал на своём полотне, что император интеллигентен, мягок и… слаб.

 

художник Валентин Серов картины – 13

Портрет императора Николая II

 

Валентин Серов был постоянным членом «Товарищества передвижных художественных выставок», а после того, как Товарищество раскололось, Серов, Васнецов, Левитан, Архипов и ещё некоторые другие художники, которые вышли из Товарищества, организовали в 1898 году новое объединение художников «Мир искусств». И Серов стал душой этого объединения: он организовывал выставки, искал деньги на создание журнала «Мир искусства», а самое главное —  был беспристрастным третейским судьёй во всех спорах. Впоследствии Александр Бенуа вспоминал:

Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки.

После того, как умер Павел Третьяков, Серова избрали в члены совета Третьяковской галереи – Валентин Александрович оставался в совете до конца своей жизни.

В 1898 голу Валентина Серова пригласили руководить мастерской в Московской школе живописи. Он приглашение принял и 11 лет занимался со студентами школы. Свои учителя Серова называли Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и многие другие известные художники.

При этом Валентин Александрович не оставлял живописи. Он продолжал писать портреты, в которых не просто старался передать внешнее сходство, а показать чувства и эмоции, душевное состояние. И художнику это удавалось самым невероятным образом – Портрет «Мики Морозова», который был написан в 1901 году, современники признали просто гениальным.

 

художник Валентин Серов картины – 14

Мика Морозов

 

С 1910 года Серов начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами»: была написана, кроме всего прочего, афиша для выступления балерины Анны Павловой и портрет в стиле ню Иды Рубинштейн.

 

художник Валентин Серов картины – 15

Портрет Иды Рубинштейн

 

«Портрет Иды Рубинштейн» озадачил, если так можно сказать, современников. Неестественное, деформированное обнажённое тело, с неестественно длинными ногами и руками… Репин назвал этот портрет «гальванизированным трупом». И все дружно предположили, что художник уходит от реализма в модернизм.

В тот же период публика увидела и «Похищение Европы»: мощный рыжий бык, плывущий по фиолетово-синим волнам… Это уже заявка на абстракционизм.

 

художник Валентин Серов картины – 16

Похищение Европы

 

Художник просто экспериментировал, искал новые формы, новое содержание. При этом продолжал писать портреты в стиле «серовского реализма». Так в 1911 году появился портрет княгини Ольги Орловой. Этот портрет Серов писал почти два года. Примечательно то, что это был, пожалуй, единственный портрет, которым художник был «чрезвычайно доволен».

 

художник Валентин Серов картины – 17

Портрет княгини Ольги Орловой

 

Современники же утверждали, что Серов написал портрет-пародию, красивую насмешку над «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Показал не только внешнюю элегантность.

Так же получилось и с портретом юного Феликса Юсупова, будущего убийцы Григория Распутина – на портрете угадывается личность самодовольная и капризная, с извращенной чувственностью (князь был тайным бисексуалом), своенравная и эгоистичная.

 

художник Валентин Серов картины – 18

Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова- Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой

 

Многие мечтали о портрете кисти Валентина Серова. Мечтали и опасались – художник слыл не просто мастером своего дела, но и физиономистом со сверхъестественными способностями, который видит человека буквально насквозь со всеми его добродетелями и пороками.

 

художник Валентин Серов картины – 19

Портрет Г. Л. Гиршман

 

В ноябре 1911 года Валентин Серов вместе и Игорем Грабарем посетили Третьяковскую галерею. Серов остановился и долго смотрел на свою картину «Девушка, освещенная солнцем», потом махнул рукой и сказал:

Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся.

Что это было? Самокритика или предчувствие?

Ранним декабрьским утром 1911 года Валентин Александрович Серов начал собираться в дом князей Щербатовых – художника пригласили рисовать семейный портрет. И тут с мастером случился сердечный приступ, и смерть пришла мгновенно. А было ему на момент смерти всего 46 лет.

 

 

Выставка В. А. Серова 2016-2017 (Выставки работ и музеи)

Валентин Серов за свою не слишком продолжительную жизнь сумел создать несколько сотен портретов и картин, которые оставили яркий след в культурном наследии России и оказали сильнейшее влияние как на современников художника, так и на следующие поколения. Поэтому вовсе неудивительно, что на сегодняшний день желающих взглянуть на творчество великого мастера изобразительных искусств существует великое множество.

Картины Серова на данный момент очень высоко ценятся, а полотна под его авторством относятся к одним из самых дорогих произведений, созданных не только русскими, но и мировыми знаменитостями. К примеру, на престижном международном лондонском аукционе, состоявшемся в 2014 году, потрет его работы был продан почти за пятнадцать миллионов долларов США.

Фото: Варвара Геворгизова

Где можно увидеть картины Валентина Серова

Часть картин, среди которых такие известные полотна, как «Похищение Европы», «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками», на сегодняшний день доступны к просмотру в Государственной Третьяковской галерее. В 2016 году на территории этого культурного заведения состоялась выставка, посвященная 150 лет со дня рождения великого мастера. Подобного ажиотажа никто из организаторов не ожидал, и среди публики, которая приобрела билеты при помощи электронного сервиса, возникла самая настоящая потасовка на входе, едва не приведшая к срыву с петель входных дверей и всего мероприятия в целом.

За все время работы этой выставки ее успели посетить порядка полумиллиона зрителей, поэтому вплоть до самого закрытия музея в будние дни поток желающих лично взглянуть на шедевры знаменитого художника не иссякал. Однако в начале января сразу после новогодних праздников число зрителей, которые приобрели электронные билеты, стало настолько большим, что организаторы всерьез испугались за состояние своего мероприятия и самой галереи, что решили ограничить продажу билетов через электронные сервисы, ограничившись только кассами. Выставку посетил также внук мастера, Григорий Серов, прилетевший на нее из страны Ливан, где он был рожден на свет и где проживает и по сей день.

Фотография: Варвара Геворгизова

Несмотря на тот факт, что изначально работа экспозиции была ограничена 24 января, ее пришлось продлить на неделю, поскольку далеко не все желающие смогли попасть на выставку. На данный шаг пришлось пойти лично министру культуры Владимиру Мединскому, который до этого во всеуслышание заявлял о невозможности подобных действий. Среди почетных гостей, успевших почтить собственным присутствием эту необыкновенную экспозицию, отметился президент Российской Федерации Владимир Путин и другие известные деятели политики и искусства. Все это подтверждает высочайшую степень влияния, оказанного художником как на современников, так и на все последующие поколения.

Для того, чтобы лично насладиться картинами великого русского художника в не выставочный период, придется посетить не одно заведение, поскольку его работы хранятся как в государственных музеях и галереях, так и в частных коллекциях.

Наиболее обширный ассортимент полотен Серова хранится в Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже и Московском музее художественных искусств.

К примеру, для выставки, приуроченной к стопятидесятилетию со дня рождения гениального русского мастера, организаторам пришлось пойти на небывалый по сложности шаг и собрать работы для экспозиции из восемнадцати отечественных и пяти иностранных музеев. Многие портреты были арендованы у частных коллекционеров.

Список музеев

  • Государственная Третьяковская Галерея, Москва
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
  • Государственный музей Республики Татарстан, Казань
  • Кировский художественный музей им.Васнецовых
  • Национальная галерея Армении, Ереван
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Одесский художественный музей
  • Саратовский художественный музей
  • Астраханская областная картинная галерея
  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  • Мемориально-художественный музей В. А. Серова в Домотканове (в деревне Красная Новь)
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
  • Государственный Исторический музей, Москва
  • Государственный Литературный музей, Москва
  • Дом-музей К. С. Станиславского, Москва
  • Краснодарский краевой художественный музей
  • Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
  • Музей-квартира А. М. Горького, Москва
  • Музей Орсе, Париж
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
  • Омский областной музей изобразительных искусств
  • Самарский художественный музей
  • Таганрогская картинная галерея
  • Томский областной художественный музей
  • Частные собрания в России и за границей

Смотрите также

Описание: