Где находятся грифоны в санкт петербурге


Грифоны Банковского моста. Санкт-Петербург | Скульптуры львов от камнерезной мастерской The Lions


Грифоны Банковского моста.

 

Невероятной красоты четыре мистические скульптуры, установленные в 1826-м году в сердце прекрасного Питера, – стали одной из самых знаменитых и любимых достопримечательностей города, посетить которую стремятся все гости Северной столицы. Своим появлением грифоны на Банковском мосту обязаны скульптору Соколову, который  и стал автором проекта чугунных хранителей Санкт-Петербурга. Статуи грифонов являются не только украшением прекраснейшей переправы перекинутой через канал Грибоедова, но и скрывают опорные элементы несущей конструкции моста.

Статуи грифонов Банковского моста. Снимок 1900-1909 гг.

Подтверждая репутацию таинственных и мистических существ, грифоны до сих пор вызывают споры историков, фольклористов и археологов. По сей день не одна из теорий  и гипотез возникновения грифонов не была однозначно признана всем научным сообществом и соответственно не дала ответ, откуда произошли эти легендарные стражи сокровищ, и что послужило их прообразом. Древний Египет, Скифия, Ассирия  — возможные регионы возникновения.

Изображения грифонов на монетах

Понятие грифон (кстати, одной из версий происхождения называют греческое «Γρυψ» — «изогнутый» или «искривлённый»), включает в себя не только наиболее известную разновидность с телом царя зверей – льва, крыльями и головой царя мира пернатых – орла, но и множество других комбинаций этих животных. В дошедших до нас скульптурных и рельефных памятниках, изображениях на монетах, предметах быта, в росписях и фресках, летописных и мифологических образах грифоны предстают  в удивительном, порой уникальном виде.

Чертежи моста из альбома «Банковский и Львиный мосты»

Банковский мост был сооружен по проекту немецкого инженера, мостостроителя и литографа Вильгельма фон Треттера (1752-1825), долгое время проработавшего в России. Пробыв на службе Российской короны с 1814 по 1831 годы, Треттер принял участие в разработке более 10 мостов в Петербурге, среди которых такие жемчужины Петербурга как Банковский и Львиный мосты, Почтамтский мост, Большой и Малый Конюшенные мосты, не дошедший до нас Исаакиевский мост. Названный по расположенному рядом Ассигнационному банку, Банковский мост, украшенный статуями грифонов, был открыт 24 июля 1826 года. Перекинутый через канал Грибоедова, мост соединил Казанский и Спасский острова Санкт-Петербурга.

Грифоны Банковского моста на открытке 1990 года.

Банковский мост является одним из трех дошедших до нас висячих мостов. Кроме него мостами, где пролеты висят на цепях, являются Львиный мост и Почтамский. Основой для цепей служат мощные металлические конструкции умело скрытые скульптурами грифонов отлитых из чугуна по моделям скульптора П.П. Соколова (этот же прием мастер использовал, скрывая несущие конструкции Львиного моста). Грифоны, несущие элементы и ажурные решетки были отлиты на заводе Ч. Берда.

Общий вид на Банковский мост

Сегодня, когда Ассигнационный банк сменила академия экономики и финансов, грифоны, сложив с себя обязанности стражей богатств, приняли не менее почетную функцию – быть одной любимейших достопримечательностей Петербурга и жемчужиной города на Неве. По старой памяти они все еще помогают притянуть немного богатства и благополучия. Существует поверье, что для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние, необходимо поделиться с грифоном монеткой, положив ее у лапы одной из скульптур, а для того, чтобы исполнилось сокровенное желание, можно просто погладить грифона, только обязательно того, который расположен ближе к величественному Казанскому собору.

Банковский мост с Грифонами на Канале Грибоедова

Краткое описание

Банковский мостодин из трех цепных мостов для пешеходов, который сохранился в Петербурге, и одна из красивейших переправ Северной столицы. Этот мост по праву входит в число ее символов. Он переброшен через канал Грибоедова. А свое название получил от банка, который в царские времена размещался точно напротив. Длина конструкции: 25,2 метра, ширина1,85 м.

Мост является висячим однопролетным. Его конструкция включает в себя две цепи, подвески и полотно из дерева. Несущие цепи поддерживаются чугунными каркасами. С обоих входов моста располагаются скульптуры грифонов с позолоченными крыльями. Они установлены на чугунных постаментах. А на головах мифических существ закреплены светильники. Перила моста представляют собой художественное литье.

История

Мост решили построить по причине сильно увеличившегося в те времена количества населения в районе канала Грибоедова, который изначально назывался Екатерининский. Утверждение проекта и начало строительства пришлось на 1825 год. Движение по мосту запустили летом 1826 года. Большое участие в работе по созданию моста принял завод Берда. Особый шик постройке, да и всей улице, придали четыре крылатых льва. Их автором был скульптор П.П. Соколов. Еще одним украшением стала великолепная ажурная решетка, выполненная в виде пальмовых ветвей и вееров.

Архитекторы

Проект моста принадлежал двум инженерам – В. К. Треттеру (1788-1859) и В. А. Христиановичу (1803-1847). Треттер, потомственный инженер-строитель, был немцем, который много лет работал в России. Его считают родоначальником эры немецкой архитектуры в Санкт-Петербурге. Во многом именно с него в городе началось железное мостостроение. Особенно Треттер ратовал за строительство висячих мостов, которые были распространены в  Европе и Америке. Помогал гениальному немцу русский инженер Христианович. Они совместно построили не только Банковский, но и другие подвесные мосты Петербурга:

  • Львиный
  • Египетский
  • Почтамтский
  • Пантелеймоновский

Реставрация

Постепенно мост разрушался. Впервые за его реставрацию взялись только в 1949 году. Ей руководил А. Л. Ротач – выдающийся архитектор-реставратор. Работы затянулись на много лет. Сначала восстановили деревянное полотно и разбитые круглые фонари, венчавшие головы грифонов. По старинным чертежам вновь создали художественную решетку моста. Затем обновили золото на крыльях скульптур.

В наше время реставрация отдельных элементов конструкции продолжилась. В 2017 году мост лишился своих крылатых стражей – первый раз за почти 200 лет своего существования! Скульптуры отправили на масштабную реставрацию, чтобы придать им первоначальный вид. В сентябре 2018 года обеспокоенных отсутствием грифонов петербуржцев заверили: они вернутся не позднее осени будущего года.

Грифоны — что символизирует скульптурная композиция

Грифоны – животные с телом и головой льва и орлиными крыльями, что означает силу в соединении с умом. Миф о них зародился еще в Древнем Египте и был потом развит в античной Греции. Эллины верили, что на этих существах ездили Аполлон и Немезида. Грифоны почитались хранителями кладов и тайных знаний. А потому именно их выбрали в качестве стражей, посаженных на Банковском мосту.

На самой переправе охранять было нечего, но в соседнем банке были несметные золотые запасы. Богатства государства крылатые звери хранили надежно, а вот постоять за самих себя не могли – на них нередко нападали вандалы.

Что касается назначения массивных фигур, на самом деле согласно задумке их главной функцией было скрывать опоры моста – внутри грифоны полые

Легенды

Главная легенда моста связана все с теми же грифонами и зародилась она еще в XIX столетии. Считается, что грифоны могут помочь стать богатым или разрешить финансовые трудности. Для этого:

  • одни целуют крылатых львов в основание хвоста
  • другие проходят по мосту, звеня монетами в кармане
  • третьи кладут на лапы монетки
  • но чаще всего – просто гладят фигуры. Особенно сильно протерто левое бедро зверя, расположенного ближе всех к Казанскому собору.

По другой легенде касание этого места поможет сбыться заветному желанию.

Интересные факты

  • Когда в 2017 году грифов демонтировали, внутри них обнаружили много монет и купюр, а также различных записок. Это вряд ли можно назвать кладом, т.к. и деньги, и записки относятся либо к нашему, либо к советскому времени. Запихивали все это, вероятно, через трещины в фигурах. Но как внутри одной из них оказалась большая крышка от старого чайника – не знает никто! Записки же, в основном, содержат доверенные грифонам мечты и желания.
  • Также внутри нашли магниты – любители легкой добычи просовывали их на веревках в трещины, чтобы выудить монетки. Но магниты просто оставались в телах крылатых стражей, приставая изнутри к их стенкам.
  • В 2008 году одна из жительниц Санкт-Петербурга отдала принадлежавшие ей книги, в которых были листы с сусальным золотом, на восстановление позолоты крыльев скульптур. Вот так сильно любят своих златокрылых львов жители города на Неве!

Где находится

Адрес

Мост находится в Центральном районе Петербурга между 27-м и 30-м домами на набережной Грибоедова Канала.

Метро

Невский проспект 2

Как добраться

Следуя туда на метро, нужно доехать до станции «Невский проспект-2».  А затем 5 минут пешком до Банковского моста

Для вашего удобства вместо утомляющего чтения предлагаем посмотреть видео презентацию, в которой Наталья подробно расскажет всю важную информацию.

Автор статьи

Живу в Великом Новгороде. С удовольствием провожу время в Санкт-Петербурге. Люблю писать об истории и культуре этих двух городов.

Написано статей

летающие грифоны и дом с временным порталом

21 июля 2015


Этот город, как магнит: побывав здесь однажды, захочешь возвращаться снова и снова... Свой первый визит я посвятила в основном знакомству с Эрмитажем и музеями. А последующие - изучению тайн и легенд. Отправимся на прогулку по загадочному городу? 

Пророческая надпись и волшебная пятка 

Начнем с Михайловского замка. Одна из самых таинственных построек Санкт-Петербурга связана с мистической личностью его хозяина – Павла I. 

Замок был построен по приказу императора Павла I на том самом месте, где он был рожден в старом летнем деревянном дворце. Несмотря на то, что замок возвели в виде крепости, окруженной рвом с водой, и попасть в него можно было только по одному из трех подвесных мостов, император был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в собственной спальне.

Согласно легендам, за несколько месяцев до его кончины, смерть предсказала Ксения Петербуржская. 

Также существовала легенда о том, что император должен был прожить столько лет, сколько букв во фразе :"ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ", написанной на фасаде Михайловского замка. 

Так и случилось: император был убит на 47-ом году жизни на 40-ой день после вселения в новый замок. До сих пор, по словам персонала, работающего в замке, привидение Павла I бродит по комнатам. Чаще всего его видят у окна той самой спальни, где он был убит. Но как мы не всматривались в окна спальни, к счастью, ничего и никого не увидели.  Наверное, Павел был занят другими делами.


Недалеко от замка находится памятник Петру I, на постаменте которого высечена надпись: «Прадеду правнук». Памятник был установлен в 1800 году Павлом I. С двух сторон основание украшено бронзовыми барельефами. На третьей изображена  «Полтавская баталия»,  на четвертой -«Битва при Гангуте».  

Есть поверье: если загадать желание, найти на барельефе «Битва при Гангуте» спасшегося из воды моряка и потереть его пятку, то оно исполнится. Долго искать, конечно же, не пришлось - пятка начищена до блеска и видна издалека! 

Счастливые крылья и живой Медный всадник 

Описание фотографии

А это еще один, любимый горожанами и гостями Санкт-Петербурга, памятник - грифоны на Банковском мосту. 

Мост, построенный в 1926 году, соединяет Казанский и Спасский острова, и, проходя мимо, нужно непременно коснуться золотых крыльев грифонов. Согласно легенде, они стерегут несметные сокровища и приносят удачу.

А это мистический и один из самых известных памятников России- Медный всадник (Памятник Петру I) на Сенатской площади. В свое время он произвел фурор в обществе - власти гордились и раздавали награды его создателям, поэты посвящали ему стихи. Даже Пушкин и Блок не обошли своим вниманием эту скульптуру.

Описание фотографии

Основание памятника - гранитный монолит, который нашли в районе Лахты (недалеко от Санкт-Петербурга). Но чтобы доставить его сюда, предстояло провернуть целую операцию! Планы были такими: вырубить просеку и доставить камень по земле - правда, на это ушло бы не меньше года. А дальше - переправить его на специально построенной для этого барже по Финскому заливу. 

Сам же памятник создал французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Есть мнение, что голова Петра ему долго не удавалась. И однажды, пока скульптор спал, работу над ней окончила  его ученица Мари-Анн Колло. По задумке автора, фигура императора символизирует победу человека над дикой природой, а растоптанный змей -поверженное зло. Вес всадника составляет 8 тонн, а высота около 5 метров. И, конечно, такой известный объект не мог не обрасти легендами и тайнами. 

Существует легенда, что призрак Петра I являлся к своему внуку Павлу I, и с тех пор он старался избегать Сенатской площади. Также призрак Медного всадника, якобы, неоднократно видели и петербуржцы. Но многие жители верят, что памятник является защитником города от темных сил.

"Проверка" Александрийского столпа собачкой и мистическая сила большого пальца 

А теперь - на Дворцовую площадь,  точнее - к Александрийскому столпу. На самом деле, монумент называется "Александровская колонна", в честь императора Александра I, но все уже как-то привыкли к Пушкинскому названию. Возведена она в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года.

Описание фотографии

Для устройства фундамента в землю было забито 1250 свай, длиной 6 метров.  А для того, чтобы он  получился идеально ровным, котлован заливали водой и сваи обрезаны строго по ее уровню. Поверх свай уложили сам фундамент из тяжелых гранитных блоков, а в центре поместили шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы в войне 1812 года. 

Монферран (архитектор проекта) придумал необычный состав раствора. В него добавляли водку - для того, чтобы раствор лучше схватывался на морозе, и мыло, чтобы блоки можно было легко двигать. 

Сама колонна - это монолитный полированный кусок розового гранита, выломанный из скалы рядом с Выборгом. Чтобы обработать его, каменотесам потребовалось два года. 

Вес колонны составляет около 600 тонн. А для ее установки было задействовано 2000 солдат и 400 рабочих. Впрочем, справиться с задачей удалось всего за 1 час 45 минут!  Еще два года после установки колонну полировали, обтачивали и украшали декоративными элементами.

Вершину колонны украшает фигура ангела, попирающего змея, олицетворяя мир и покой, который Россия принесла в Европу, одержав победу над Наполеоном.

Колонна ничем не крепится к постаменту, поэтому люди долгое время боялись, что она упадет, и обходили площадь стороной. Чтоб развеять опасения, архитектор каждое утро прогуливался со своей собачкой рядом с Александровской колонной. Причем, делал это почти до самой смерти.

Какой же ритуал связан с этой колонной? Согласно поверью, сколько раз жених обойдет столп с невестой на руках, столько детей у них будет.

А теперь идем к Атлантам Зимнего дворца. Один из них обладает мистической силой исполнения желаний. Вернее, его большой палец левой ноги. Это место также пользуется популярностью у молодоженов, которые специально приезжают сюда просить Атланта о счастливом браке.

Грифоны, которые живут в башне. И грифоны, которые кусаются 

Следующее место нашей прогулки – каменные сфинксы, которые находятся на Студенческой набережной. В Санкт-Петербург их привезли их Египта в 1833 году. На постаментах фараон Аменхотеп начертал колдовские заклинания. Сфинксы хранились в огромных ящиках, а люди, услышав о том, что из Египта привезли «свинок», думали, что они живые и бросали туда еду.

Некоторые мистики утверждают, что выражение лиц сфинксов меняется, и если долго смотреть им в глаза, то можно постичь Древнюю сокровенную тайну . Кроме сфинксов здесь расположены каменные скамьи и скульптуры четырех бронзовых грифонов. И с ними связано поверье. Нужно правую руку положить в рот грифону, погладить левой по голове, на ухо прошептать свое сокровенное желание, и оно непременно исполнится. Говорят, что плохих людей грифон может и укусить. 

Нашептались? Теперь движемся к аптеке Пеля и башне Грифонов

Аптека появилась в 1858 году. Вильгельм Пель, выпускник фармацевтического факультета, объединил два дома №№16 и 18, перенеся сюда свою аптеку.

При аптеке существовали фармацевтические фабрики, лаборатории, институт, товарные склады, конторы по сбыту. Только в самой аптеке трудилось более 70 работников! Всего же сотрудников было около 2 000. Лекарства, разработанные Пелем, до сих пор действуют в фармацевтике. Поговаривают, что он занимался алхимией и к нему частенько захаживал Дмитрий Иванович Менделеев. А еще, что Пель также принял самое непосредственное участие в открытии периодической системы. Его сын тоже стал фармацевтом. И именно он ввел такие понятие как "ассептики" и "антисептики", а еще предложил хранить лекарства в стеклянных ампулах.

14 февраля 2005 года в доме произошел пожар, часть интерьеров пострадала, но позже все-таки была восстановлена. Сейчас в здании действующая аптека, где находится небольшая выставка, посвященная истории этого места и Вильгельму Пелю. На полках стоят древние фолианты, стеклянные ампулы с лекарствами, банка с пиявками и обычные современные лекарства.

Башня Грифонов находится во дворе аптеки Пеля. Ее высота составляет около 11 метров , а диаметр - около 2 метров. 

Описание фотографии

Существуют несколько легенд о возникновении этой башни.

Первая гласит, что Вильгельм Пель выводил в этой трубе грифонов. В полночь, когда грифоны слетались в свое гнездо, их тени были видны в окнах соседних домов. Числа же, нанесенные на кирпичи башни, означают зашифрованный код Вселенной. Тот, кто пересчитает их все, должен был стать бессмертным...

Вторая легенда говорит, что башня является входом в бомбоубежище.

Третья, по-моему, наиболее правдоподобная. Согласно ей, «Башня грифонов» является трубой химической лаборатории, в которой аптекарь проводил опыты. Лабораторию  снесли, а труба осталась до сих пор.

К сожалению, сейчас сложно войти во двор,  в котором находится башня с грифонами, - жители уже давно поставили домофон на ворота, чтобы любители мистики не досаждали им своим присутствием. 

Здесь был Цой! И Кинчев! А еще хиппи, сатанисты и даже масоны 

Есть в Петербурге еще одно мистическое место, которое находится в обычном жилом доме на Гороховой улице. Это - «Ротонда». Свое название здание получило благодаря круглому помещению с трехэтажной винтовой парадной лестницей, украшенной колоннами на первом этаже и увенчанной пилястрами на третьем. 

Ротонда - это всего лишь парадная дома. Но на первом этаже нет квартир,  второго этажа нет вообще,  а на третьем  - всего три квартиры. Левая винтовая лестница ведет в никуда , начинаясь от прямого марша первого этажа и просто заканчиваясь. Странно, не правда ли? 

Описание фотографии

Об этом месте ходит много легенд. Вот одна из них. Однажды юноша, спускаясь по лестнице в подвал, попал во временной портал. Вернулся назад он уже дряхлым седым стариком, а меж тем прошло всего лишь несколько минут. От шока юноша сошёл с ума и покончил собой прямо в парадной этого дома.

Есть другая легенда, согласно которой еще до революции в этом доме собирались тайные общества масонов, и именно они оставили после себя множество странных и непонятных символов на стенах. Еще говорят, что по этой винтовой лестнице спускается сам сатана, и если прийти сюда в полночь, то он исполнит любое желание. 

В 80-е годы Ротонда была местом, где собиралась неформальная молодежь - здесь играли на гитаре, пели, курили, рассуждали о вечном. Каждый вечер в парадной собирались рок-музыканты, хиппи и даже сатанисты. Здесь часто бывал Цой и Кинчев. Все стены были исписаны огромным количеством слоев граффити, читая которые, можно найти ответ на любой вопрос. А любое желание, написанное на стенах здания, непременно должно исполниться. 

В здании невероятная акустика. Если, находясь наверху, что-то прошептать, то твой голос пролетит по своду и вернется к тебе со спины. Кажется, что шепчешь себе на ухо.

Также говорят, что в Петербурге таких Ротонд 6, и они образуют пентаграмму, а эта является главной, то есть самым центром дьявольской силы. Сейчас в здании сделан ремонт и поставлен домофон, но желающих оказаться в этом месте ничто не останавливает. 

Пророчества Блаженной и "чужая" могила Блока 

Еще одно мистическое место - Смоленское кладбище. Одна из самых страшных легенд, связанная с этим местом,  о сорока заживо погребенных священниках. Дело было так. После революции всех священников города арестовали и привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой могилы и предложили отречься от веры или ложиться в землю заживо. Ни один из священнослужителей не отрекся от Бога,  все они предпочли мученическую смерть. 

Говорят, что в течение трех дней были слышны стоны из земли, потом на могилу упал Божественный луч и все стихло.

На Смоленском кладбище был похоронен Александр Блок. В 1941 году было решено перезахоронить поэта на Литераторских мостках Волкова кладбища, но сделать этого не успели - началась война. После снятия блокады, в 1944 году, Блока все-таки перезахоронили.

Приведу интересные воспоминания академика Лихачева: "Перезахоранивали Блока в 1944 году. При этом событии присутствовал Дмитрий Евгеньевич Максимов (известный литературовед, поэт, доктор филологических наук. – прим. автора). И ведь перезахоронили только череп Блока. Дмитрий Евгеньевич нес череп Блока, потому что остальным, очевидно, было противно его нести, они боялись, а он не боялся. Он нес череп Блока в платке и по дороге пальцем из глазниц выковыривал землю. Ему показалось, что так будет лучше. И тогда его остановили и сказали: «Вы выковыриваете прах Блока. Это нельзя делать». И «могила Александра Блока» – это чужая могила, какого-то барона (я забыл его фамилию). В эту чужую гробницу, в этот чужой склеп и поместили череп Блока. Один череп."

Не смотря на то, что официальным местом захоронения Блока является Волково кладбище, почитатели поэта приходят именно к первой могиле на Смоленское.

Также на этом кладбище похоронена няня Пушкина - Арина Родионовна, только до сих пор никто не знает, где именно. Но у входа на кладбище висит мемориальная табличка с ее именем.

Здесь же находится могила и часовня всем известной Ксении Петербуржской. Согласно легенде, 26-летняя Ксения после смерти мужа надела его шинель и стала бродить по городу, говоря прохожим какие-то безумные предсказания, которые впоследствии сбывались.

Сразу после смерти на могилу юродивой стали приходить люди, а вскоре появилась и часовня. До сих пор существует легенда, что если обойти часовню три раза, думая о своем заветном желании, то оно исполнится. Особенно это касается несчастной любви, поэтому часовня Ксении Блаженной собирает вокруг себя в основном женщин.

Во время прогулок по мистическому Петербургу мы совершили столько разных ритуалов, загадали столько желаний, что жить должны счастливо, безбедно и, как минимум, 1000 лет. О! А вот и пролетающий по небу грифон махнул крылом. Значит, так тому и быть))). 


Метки: путешествие , путешествия, Санкт-Петербург

Где в Питере загадать желание?: vince_crane — LiveJournal

Грифоны на Университетской набережной

Грифоны, охраняющие спуск к Неве на Университетской набережной умеют исполнять желания. Для того чтобы желание исполнилось, необходимо одну руку положить в пасть грифону, а другой ласково погладить его по голове. Для надежности, смотреть при этом рекомендуется на одного из сфинксов.

Адрес: Университетская набережная, 17
Сфинксы на Университетской набережной

Поцелуев мост

Ели вы хотите, чтобы ваше расставание с любимым человеком было недолгим — загадайте это желание и поцелуйтесь в центре Поцелуева моста. Для того, чтобы семейная жизнь была счастливой, молодожены должны поцеловаться на мосту. Чем дольше продлится поцелуй, тем счастливее будет их супружеская жизнь.

Адрес: набережная Реки Мойки, 98

Банковский мост

Грифоны Банковского моста отвечают за прибыль и богатство. Если потереть сверкающее крыло любого из них перед важной финансовой сделкой, она обязательно будет успешной. Но фольклор наделяет скульптуры способностью выполнять желания, связанные не только с достатком. Чтобы все загаданное сбылось, нужно подержаться за лапу грифона. Самые смелые могут взобраться на постамент и положить руку грифону в пасть.

Адрес: Hабережная Канала Грибоедова, 28

Памятник «Бегемотиха Тоня»

Маленький памятник бегемотихе, спасшей влюбленных от гибели. Девушка, мечтающая поскорее выйти замуж, должна подержаться за правое ухо бегемотихи, а юноша, мечтающий женится — за левое. Но не зря Тоня лежит во дворе учебного заведения. Она помогает также и в делах учебы. Студенты верят, что если потереть скульптуру по спинке, во время сессии им обязательно будет сопутствовать успех.

Адрес: Университетская набережная, 11
Парк современной скульптуры

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Памятник, с нарушенными пропорциями, вызвавший много споров, и умеющий исполнять желания.

Адрес: территория Петропавловская Крепость, 3
Петропавловская Крепость

Памятник «Дерево желаний» в Кронштадте

Памятник в Кронштадте, в виде улыбающегося дерева, способный исполнять желания. В начале желание записывается на бумажке, затем записка оборачивается вокруг пятирублевой монеты и забрасывается в гнездо, венчающее ствол дерева. Далее дерево нужно обойти три раза по часовой стрелке, произнести желание в ухо дереву, а затем, оседлав олененка, потереть ему нос.

Город: Кронштадт
Адрес: ул. Карла Маркса 13

Памятник «Кот Елисей и Кошка Василиса»

Памятник кошкам и котам, спасшим город от крыс. Они приносят удачу и умеют исполнять желания.

Адрес: Малая Садовая улица, 3
Екатерининский сквер

грифоны города Питера - Интересный Питер — LiveJournal


Про питерских грифонов всегда было много споров - основной, естественно, о том, что грифонами эти бестии не являются, т.к. головы у них - не орлиные (Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что  охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все  мертвыми падают. (греч.) (слав.) (например)) Спорщики обычно забывали о том, что грифоны пришли в скульптуру Санкт-Петербурга... из древневосточной мифологии - где грифон - это фантастическое крылатое животное с туловищем льва и головой орла или льва (Толково-словообразовательный словарь на портале ГРАМОТА.РУ)

У Академии художеств находится специальный счастливый грифон. Он тоже - скорее крылатый лев, но уставшие от созерцания бесчисленных петербургских львов могут подойти к этому изваянию и погладить его по голове, держась при этом за его правый зуб и заглядывая в глаза находящемуся рядом сфинксу из Фив. Если все эти условия будут выполнены, то гарантируется осуществление самых заветных желаний

Кстати у небольших столбов-колонн замечтательные лапы:))

Еще одни "грифоны".  Самые, наверное, знаменитые

Банковский мост — один из трёх висячих мостов сохранившихся до настоящего времени в Санкт-Петербурге.Удерживающие мост цепи закреплены внутри четырёх бестий, расставленных по углам переправы. Литые фигуры мифических животных выполнены скульптором  Соколовым, крылья грифонов сделаны из меди и позолочены. Грифоны не случайно оказались именно на этом мосту, напротив одного из крупнейших банков города. Дело в том, что, согласно древнегреческим мифам, эти существа являлись хранителями золота. В настоящее время грифонам пришлось "переквалифицироваться" в хранителей знаний - в здании бывшего Ассигнационного банка теперь расположена Санкт-Петербургская государственная академия экономики и финансов.
Кстати, Банковский мост один из самых узких мостов в городе - при длине 25.2 метра его ширина всего 1.8 метра.
Опоры Банковского моста – каменные. Основания опор, как и примыкающих к ним стенок набережной, – свайные ростверки. Пролетное строение – деревянное, подвешено к металлическим цепям круглого сечения. Цепи особыми шарнирами прикреплены внутри голов грифонов к чугунным пилонам, установленным внутри последних. Над головами крылатых грифонов, находящихся на чугунных пъедесталах, установлены большие круглые стеклянные фонари. Крылья грифонов и другие архитектурные элементы моста были позолочены червонным золотом. Впоследствии чугунную решетку ограждения заменили железной, а стеклянные фонари разбили. В 1949-1950 гг. Банковский мост был реставрирован: отлита и установлена чугунная решетка ограждения моста, поставлены новые фонари и возобновлена его первоначальная окраска.



Грифоны. Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга]

В двух шагах от Невского проспекта, за колоннадой Казанского собора через Екатерининский канал, переименованный почему-то в канал Грибоедова, перекинут красивейший висячий Банковский мост, удерживаемый четырьмя львиноголовыми златокрылыми грифонами. Строго говоря, это крылатые львы.

Классический грифон являет собой сочетание тела льва с орлиными крыльями и головой, их можно увидеть на старинном логотипе знаменитой швейной машинки фирмы «Зингер». И все же здесь, на Банковском — грифоны! Название моста и присутствие на нем грифонов далеко не случайно!

Грифон — древнейшее восточное изваяние. Изображения грифонов встречаются еще на стенах Вавилона и ассирийских крепостей, впервые эти изображения описал грек Аристей в 560 году до н. э., подчеркивая, что грифоны — существа, живущие в стране гипербореев еще севернее Скифии, где они стерегут золото. Возможно, здесь нашли свое отражение какие-то отголоски слухов о скифском «зверином стиле» ювелирных украшений. Грифон — священное животное Аполлона. По другим сказаниям, родина грифонов — Индия, где они посвящены солнцу и тоже неизменно стерегут золото.

Моховая ул., 22

Золотых и серебряных грифонов можно встретить на паникадилах на всевозможных подставках и мебели христианских времен. А как же сюда попали, казалось бы, языческие звериные изображения? В христианской символике грифон сочетает атрибуты евангелистов: орла Иоанна и льва Марка — символы мужества и славы. В христианскую эпоху роль грифонов была переосмыслена — грифоны охраняют путь к спасению. Они — знак взаимосвязи психических сил и космической энергии. Более того, упомянутые в Апокалипсисе, они стали трактоваться как символы воскресения из мертвых.

Большая Морская ул., 37

А на Банковском пешеходном мостике, сконструированном инженером Г. Треттером, они тоже по всем канонам на месте. Фигуры грифонов отлиты на Александровском чугунолитейном заводе по модели скульптора П. П. Соколова. Для укрепления металлических цепей, поддерживающих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри полых фигур. Консоли и пьедесталы отливались на заводе Ч. Берда. Строительство моста начали 13 июля 1825 года и открыли для пешеходов 25 июля 1826 года, а вел мост к Ассигнационному банку, потому и получил название Банковский. Здание Ассигнационного банка построено по проекту архитектора Д. Кваренги в 1783–1790 годах на месте сгоревшего деревянного Морского рынка и с полным основанием считается выдающимся памятником русской архитектуры периода классицизма. Несмотря на перестройки и доработки во второй половине XIX века, несмотря на полувековое разрушительное присутствие здесь Университета экономики и финансов, здание до сих пор являет собою архитектурную целостность. Его прекрасно дополняют две ограды: одна чугунная на гранитных столбах, увенчанная шарами, задумана и прорисована самим Д. Кваренги, другая со стороны канала сооружена в 1817 году по рисунку архитектора Л. Руска.

Банковский мост

Английская наб., 62

Колокольная ул., 8

Наб. кан. Грибоедова, 69

Невский пр., 8

Может, правда, грифоны, хранители золотого запаса, бывший Ассигнационный банк берегут? Хотя тут уже давно никакого золотого запаса не имеется. Золотым запасом были архитекторы и строители, сохранившие Петербург-Ленинград. Они понимали ценность и значение каждой символической детали, каждого кирпича, положенного в стены нашими предками умело и со смыслом. Так же бережно и умело Банковский мост был отреставрирован, а металлические ограждения моста и фонари восстановлены по первоначальному проекту Кваренги в 1952 году. А в 1967 году со стороны Садовой улицы перед зданием Ассигнационного банка поставили памятник самому Д. Кваренги к 150-летию со дня его смерти.

* * *

Александринский театр (арх. К. Росси, ск. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).

Английская наб., 72, дом А. Ф. Раля (1881 гг., арх. Л. Н. Бенуа).

Английская наб., 26, дом Челышева (1835 г., арх. А. И. Мельников).

Английская наб., 28, особняк П. П. Дервиза (1889–1890 гг., арх. А. Ф. Красовский).

Апраксин пер., 4, дом В. Карелина (1912 г., арх. А. П. Лишневский).

Большая Подъяческая ул., 9, нет сведений.

П. С, Большой пр., 18, доходный дом Колобовых (1910–1912 гг., арх. П. М. Мульханов, Д. А. Крыжановский).

Галерная ул., 55, дворец великого князя Михаила Александровича (1870–1874 гг., арх. К. К. Рахау).

Наб. кан. Грибоедова, 69, доходный дом И. Д. Зверькова (1827,1910–1911 гг., арх. А. И. Зазерский).

Наб. кан. Грибоедова, 80, доходный дом Ф. М. Ротина, типография В. С. Балашева (1860 г., арх. Н. П. Гребенка, Е. И. Ферри де Пиньи).

Дворцовая наб., 26, дворец великого князя Владимира Александровича, Дом ученых (1867–1872 гг., арх. А. И. Резанов).

Загородный пр., 39, доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова (1864–1886 гг., арх. В. А. Шретер, Л. Н. Бенуа).

Каменноостровский пр., 8, доходный дом А. И. Цеховой (1903 г., арх. В. П. Цейдлер).

Каменноостровский пр., 11, админинистративный корпус завода Р. Лангензипена (1886 г., арх. А. А. Ашемур).

Каменноостровский пр., 26–28, жилой дом Первого Российского Страхового общества (1912–1914 гг., арх. Ю.Ю, Л. Н., А. Н. Бенуа).

Каменноостровский пр., 45, доходный дом Н. М. Гвоздева и А. М. Бардиной (1903 г., арх. Д. А. Крыжановский).

Кирочная ул., 12, доходный дом Д. А. Дурдина (1894 г., арх. П. И. Гилёв).

Кирочная ул., 27, доходный дом (1898 г., арх. А. С. Хренов).

Колокольная ул., 8, доходный дом (1914–1915 гг. арх. А. П. Лишневский).

Лермонтовский пр., 35, дом О. А. Демидовой (1883–1884 гг., арх. М. М. Николенко).

Литейный пр., 21 /ул. Пестеля, 14, доходный дом А. М. Тупикова (1876–1877 гг., арх. Ю. О. Дютель).

Ул. Марата, 18, доходный дом Э. С. Манделя (1879 г., арх. А. В. Иванов).

Моховая ул., 29, дом страхового общества «Россия» (1897–1899 гг., арх. Л. Н. Бенуа, Н. Д. Прокофьев).

Моховая ул., 34, особняк Н. В. Безобразовой (1902–1907 гг., арх. А. И. Владовский).

Моховая ул., 22, доходный дом А. Х. Пеля (1835–1846 гг., арх. А. Х. Пель).

Невский пр., 53, доходный дом А. Г. Чадаева (1882 г., арх. М. А. Андреев).

Невский пр., 8, дом Сафонова и Веймара (1760-е гг., арх. А. В. Квасов, предположительно).

Полтавская ул., 8, доходный дом (1888–1889 гг., арх. С. А. Баранкеев).

Пушкинская ул., 13, доходный дом (1877 г., арх. П. Ю. Сюзор).

Пушкинская ул., 20, доходный дом А. П. Рот, гостиница «Пале-Рояль» (1876 г., арх. А. В. Иванов).

Соляной пер., 13, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица (1885–1896 гг., арх. М. Е. Месмахер).

Ул. Чайковского, 38 / пр. Чернышевского, 9, доходный дом П. П. Вейнера (1892 г., арх. Б. И. Гиршович).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Грифоны на Банковском мосту - Занимательный Петербург

Решаем денежные проблемы с помощью Грифонов на Банковском мосту. Необходимо лишь поцеловать златокрылого полу-льва полу-орла чуть выше хвоста или положить монетку на одну из его лап. Застывшие в камне стражи Ассигнационного банка щедры на исполнение финансовых желаний.

История появления грифонов в Санкт-Петербурге.

В 1826 году Банковский мост канала Грибоедова был украшен четырьмя фигурами грифонов. Скульптуры фантастических существ выполнены из чугуна скульптором Соколовым П.П. Грифоны с огромными позолоченными крыльями и фонарями над головой не только украшают мост, но и скрывают конструкции, закрепляющие цепи.Грифон, гриф (франц. griffon, лат. gryphus, от греч. grýps) – в мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва с острыми когтями и с белоснежными крыльями

Изображения грифона широко распространены в искусстве народов Древнего Востока, в античном искусстве. В искусстве более поздних эпох — это декоративный или геральдический мотив. В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережёт сокровища или сокровенное, тайное знание.

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведёт солдата к победе. В поздний период грифон считался «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

Образ грифона встречается и в христианской традиции.

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространённым персонажем и, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой – тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Первоначально грифон представлен в качестве дьявола-похитителя душ, но уже у Данте он становится символом двойственной природы Христа – божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва – бдительность и отвагу. Бёклер в 1688 году расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Грифонов на Банковском мосту в Петербурге облачили в защитные маски - Культура

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 апреля. /ТАСС/. Скульптуры грифонов на Банковском мосту в Санкт-Петербурге, которые считаются одним из символов города, облачили в защитные маски. Акция прошла в рамках Международного дня охраны памятников и достопримечательных мест, который отмечается 18 апреля, сообщила в пятницу пресс-служба городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

"Надев на грифонов защитные маски, мы хотим обратить внимание на хрупкость человеческой жизни и материальной культуры. Сегодня во всем мире закрыты музеи и театры, сложно наслаждаться красотой города, недоступны объекты, на которых мы традиционно проводим экскурсии в рамках проекта "Открытый город". Тем не менее культурные проекты живут, время предоставляет другие возможности. Мы смотрим онлайн-постановки ведущих театров и виртуальные музейные выставки", - сказал в видеообращении председатель КГИОП Сергей Макаров.

Фигуры четырех крылатых львов украшают вантовый мост через канал Грибоедова (Екатерининский канал) в центре Санкт-Петербурга. Он был построен по проекту архитектора Вильгельма Треттера в 1825-1826 годах возле здания Ассигнационного банка, из-за близости к финансовому учреждению мост назвали Банковским. Грифоны, созданные по модели скульптора Павла Соколова на Александровском чугунолитейном заводе, признаны объектом культурного наследия федерального значения. В пресс-службе комитета подчеркнули, что маски на скульптуры надевали специалисты, соблюдая все меры безопасности, чтобы не повредить памятник.

Охрана памятников

Как сообщила пресс-служба комитета, в условиях ограничительных мер, связанных с эпидемиологической ситуацией, сотрудники КГИОП продолжают работать в удаленном режиме, настроена система электронного документооборота, по дежурным телефонам проводятся консультации.

"Вскоре начнутся реставрационные работы. Разумеется, с соблюдением предписанных профилактических мер. На тех объектах, по которым заключены государственные контракты и выданы разрешения комитета. В этом году будет производиться реставрация Смольного монастыря, Юсуповского, Аничкова и Гатчинского дворцов, Евангелическо-лютеранского храма Святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова, часовни Благовещенской церкви на углу Малого проспекта и 8-й линии Васильевского острова, Казанского собора и многих других "визитных карточек" Санкт-Петербурга", - сообщили в пресс-службе. К концу года будет завершена разработка проектов реставрации фасадов 60 жилых домов-памятников с особо сложной отделкой, включенных в программу КГИОП.

Проект "Открытый город", в рамках которого каждую весну любители архитектуры могут посетить особняки и исторические постройки Петербурга, в которые обычно закрыт доступ из-за размещения в них ведомств и организаций, в этом году пройдет в формате онлайн-экскурсий.

Международный день охраны памятников и достопримечательных мест утвержден решением Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1983 году. В Санкт-Петербурге он отмечается с 2004 года.

как труба котельной стала исполнять желания

Башня грифонов – остаток от кирпичной трубы котельной, которая находится во дворе одной из старых аптек Санкт-Петербурга. Она считается самым таинственным местом в городе. Ее постоянно посещают люди, верящие, что башня способна исполнять заветные желания.

Историческая справка

Строительство Башни грифонов на Васильевском острове пришлось на 1730 годы. Изначально она была частью аптеки и использовалась для отвода загрязненного воздуха из лаборатории – в аптеке, которая также использовалась как доходный дом, были устроены мастерские, где велось производство лекарств.

Сооружение построено в Квартале аптекарей – его границы походят по Академическому, Днепровскому переулкам и 7-й линии Васильевского острова. До сих пор это самый тихий уголок Петербурга и одно из самых интересных мест Васильевского острова, тщательно скрытое от любопытных глаз.

Описание

Башня грифонов – часть Аптеки Пеля. Ее высота примерно одиннадцать метров, диаметр – около двух метров. Выкрашена она в красный цвет. В ней нет окон и дверей, а крыша жестяная. Все кирпичи, которые использовались для возведения башни, пронумерованы.

Это здание стало центром огромного количества необыкновенных историй. Сейчас сложно понять, какие из них основаны на достоверных фактах, а какие являются выдумкой. Чтобы выяснить происхождение слухов, нужно провести целое расследование – проанализировать исторические документы и сопоставить факты.

Мистика Башни грифонов

Многие полагают, что судьба людей, поселявшихся в Квартале аптекарей, загадочным образом менялась. Одни делали успешную карьеру, другие обретали семью, а третьи богатели. Например, в 1853 году здесь поселился Карл Сименс. Вскоре он стал известным человеком в электротехнической промышленности.

Одна из легенд Башни грифонов в Санкт-Петербурге рассказывает о мальчике Петре. Он был сиротой и скитался по аптекарскому району, мечтая о семье. Однажды его забрал богатый господин, у которого не было своих детей.

Подобных легенд об этом мистическом месте Санкт-Петербурга существует великое множество. Люди объясняют неожиданные изменения человеческих судеб положительным влиянием одного из дворов Квартала аптекарей, где собственно и расположена Башня грифонов. Цифры на кирпичах строения постоянно меняются. Говорят, что иногда они образуют так называемый код счастья. Если загадать желание в этот момент, оно исполнится.

Цифровая башня – Памятник яйцу

В мае 1994 года жители района увидели на крыше достопримечательности Васильевского острова огромное яйцо, установленное в гнезде из картона. А на кирпичах строения появились цифры от 0 до 9. В результате Башня стала своеобразным Памятником яйцу и получила еще одно название – Цифровая. Установка яйца была приурочена к предстоящим праздникам Дня солидарности трудящихся и Православной пасхи. Яйцо считалось символом единения всех рабочих, а нумерация на кирпичах означала инвентаризационный номер. Нумерацией художник Алексей Кострома хотел увековечить свой труд, поскольку не все объекты искусства включались в государственный реестр. Но успеха данное мероприятие не имело – яйцо постоянно исчезало, но его каждый раз восстанавливали, пока символ не пропал окончательно.

Как добраться

Адрес Башни грифонов 7-я линия Васильевского острова, дом № 16. Добраться до этой достопримечательности Санкт-Петербурга очень легко. Нужно доехать до станции метро Василеостровская, найти аптеку доктора Пеля, и Башня грифонов окажется перед вами. Во двор попасть довольно сложно, так как вход в него закрыть. Пустить внутрь двора могут только местные жители, выходящие по делам.

Интересные факты

  • Башню Грифонов нельзя найти ни в одном туристическом маршруте, да и не всех жители Петербурга знают о ней.
  • Другие названия строения – Башня Одинокого Оптимиста или Цифровая башня.
  • Аптека доктора Пеля работает до сих пор, одновременно являясь музеем.
  • Согласно легенде, невидимые грифоны охраняют найденную Вильгельмом Пелем в результате алхимических опытов формулу счастья, которая спрятана в башне.
  • В 2009 году башня была отреставрирована, а проход к ней ограничен в 2010 году (главная причина – неадекватно ведущие себя посетители, некоторые из которых совершали акты вандализма).
Загрузка...

Ещё интересные сооружения

Башня грифонов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Ба́шня грифо́нов» («Цифровая башня») — остаток кирпичной трубы котельной, расположенный на 7-й линии Васильевского острова во дворе одной из старейших аптек Санкт-Петербурга (дом № 18), с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю (1820—1903) и его сыновьям[1]. Объект культурного наследия регионального значения[2][3]. Двор посещают люди, которые верят, что башня может исполнять их желания.[2]

Необычный вид и архитектурная изысканность этой дымовой трубы делают её похожей на башню замка, как будто спрятанную от посторонних глаз внутри двора-колодца, что в сочетании с неординарностью личности самого аптекаря Вильгельма Пеля породило вокруг неё немало легенд романтического и мистического свойства.[4] По наиболее распространённой версии, башня была создана при перестройке Пелем своей аптеки во второй половине XIX века. В аптеке располагались мастерские по изготовлению лекарств и доходный дом, а «башня» являлась трубой-вытяжкой химической лаборатории.[4] Частым гостем Пеля был химик Дмитрий Менделеев.[1] Примерная высота башни — 11 метров, диаметр — около 2 метров.

Художник Алексей Кострома[5] 1 мая 1994 года при поддержке энтузиастов установил на башне гигантское яйцо в картонном гнезде и пронумеровал все кирпичи.[6] Яйцо неоднократно сбрасывали, но его возвращали обратно на место, сейчас яйцо утеряно. Неизвестные лица продолжают разрисовывать башню цифрами[4][7].

Согласно городской легенде, секреты аптекаря Пеля охраняли грифоны, ютившиеся на башне.[2] Туристам рассказывают, что аптекарь Пель якобы держал в башне тайную лабораторию, в которой пытался преобразовать ртуть в золото, и не только преуспел в этом, но заодно нашёл и «формулу счастья»[4][8]. Бытует мнение, что башня радикально меняет судьбы людей в лучшую сторону, так как некоторые жители соседних домов якобы внезапно становились богатыми и успешными. Другая легенда гласит, что башню охраняют невидимые грифоны, которые боятся солнечного света, а по ночам летают над городом; они будто бы продолжают охранять тайную лабораторию Пеля и его формулу счастья.[4][8]

Бывшая аптека Пеля и сыновей

В 2009 году башня была отреставрирована.[9] Растущая известность башни привлекает во двор туристов, которые создают круглосуточный шум[8] и неблагоприятную обстановку для проживания в близлежащих квартирах. Некоторые из посетителей ведут себя неадекватно, кричат и совершают акты вандализма.[10] Из-за этого в 2010 году жильцы установили преграду для доступа во двор и даже потребовали снести башню.[11] Среди жителей квартала прошло голосование, 78,9 % высказались за снос башни, чтобы освободить место для парковки.[12]

Новость о предстоящем сносе башни взволновала общественность города. Позже Администрация Санкт-Петербурга опровергла слухи о сносе и сообщила, что башня является выявленным памятником культурного наследия (по состоянию на 2010 год).[7] Так как основными противниками сохранения башни являются пенсионеры, журналисты стали писать, что «злые бабушки» и есть те самые грифоны, которые хранят тайную формулу счастья, открытую Пелем.[8]

  1. 1 2 7-я линия В.О., дом 18, Санкт-Петербург (неопр.). Портал GradPetra. Дата обращения 5 июня 2018.
  2. 1 2 3 Петербургская "Башня грифонов" стала местным памятником культуры, РИА Новости (9 февраля 2012). Дата обращения 5 июня 2018.
  3. ↑ Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 29 мая 2012 года № 10-101 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (неопр.). Министерство культуры Российской Федерации (29 мая 2012).
  4. 1 2 3 4 5 Башня Грифонов в Санкт-Петербурге (неопр.). iPetersburg. Дата обращения 5 июня 2018.
  5. ↑ ALEXEI KOSTROMA (неопр.). www.alexeikostroma.de. Дата обращения 5 июня 2018.
  6. ↑ The Griffin's tower (англ.). In Your Pocket. Дата обращения 5 июня 2018.
  7. 1 2 Смольный опроверг снос „Башни грифонов“ в Петербурге, Коммерсант, 13 декабря 2011 года, <http://www.kommersant.ru/doc/1837638> 
  8. 1 2 3 4 Знаменитую "Башню Грифонов" хотят снести жители двора, Росбалт (11 декабря 2011). Дата обращения 5 июня 2018.
  9. ↑ Знаменитую «Башню грифонов» хотят снести местные жители (неопр.). Metro. Дата обращения 5 июня 2018. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  10. ↑ Башню грифонов хотят снести, чтобы расширить парковку, Комсомольская правда (13 декабря 2011). Дата обращения 5 июня 2018.
  11. ↑ Жильцы двора с Башней грифонов никого к ней не пускают, Телеканал "Санкт-Петербург". Дата обращения 5 июня 2018.
  12. ↑ «Башню грифонов» на Васильевском острове намереваются снести (неопр.). Канонер (9 декабря 2011). Дата обращения 5 июня 2018.

Грифоны на Университетской набережной в Санкт-Петербурге — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Городская скульптура

Грифон на Университетской набережной

Существует предание, что если положить руку в пасть грифона, а потом погладить его по голове, то можно загадать желание, которое непременно исполниться.
Страна Россия
Населённый пункт Санкт-Петербург
Автор проекта архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е. Поляков, мастер научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков
Строитель Литейная мастерская Академии художеств

Описание скульптуры

Четыре грифона разместились по сторонам гранитной пристани Университетской набережной (Санкт-Петербург) на реке Неве почти у самой воды, напротив здания Академии художеств . Фигуры грифонов были отлиты из бронзы по моделям П. П. Годе в 1834 году. В конце 19 века скульптуры были утрачены.

Научному сотруднику реставрационных мастерских И. Г. Блэк в библиотеке Академии художеств удалось обнаружить литографию картины М. Н. Воробьева – художника 30-40-х годов XIX века. На ней были отчётливо видны бронзовые грифоны. Было приняно решение о воссоздании скульптур. Проект воссоздания принадлежит архитекторам И. Н. Бенуа и А. Е. Полякову. Отлиты грифоны были в литейной мастерской Академии художеств по моделям мастера научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганкова.

Существует предание, что если положить руку в пасть грифона, а потом погладить его по голове, то можно загадать желание, которое непременно исполниться.

Идея скульптуры

Время открытия

Открытие состоялось в 1959 году

История животного

Грифон, гриф (франц. griffon, лат. gryphus, от греч. grýps) - в мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва с острыми когтями и с белоснежными крыльями

Изображения грифона широко распространены в искусстве народов Древнего Востока, в античном искусстве. В искусстве более поздних эпох — это декоративный или геральдический мотив. В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережёт сокровища или сокровенное, тайное знание.

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведёт солдата к победе. В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

Образ грифона встречается и в христианской традиции.

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространённым персонажем и, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Первоначально грифон представлен в качестве дьявола-похитителя душ, но уже у Данте он становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

Источники

  • Реки и каналы Санкт-Петербурга. Путеводитель. - Издательство "Вокруг света", 2007.
  • Санкт-Петербург и пригороды. Путеводитель. - Издательство "Вокруг света", 2007.

Ссылки


Смотрите также

Описание: