Где находится здание арсенала


Арсенал Московского Кремля — Википедия

Арсенал Московского Кремля (Цейхгауз)  — памятник архитектуры XVIII — XIX вв. Расположен между Троицкой и Никольской башнями. Был заложен Петром I в 1701 году как «Цейхгауз» (нем. Zeughaus — «оружейный дом»).

Строился в 1702—1736 годах архитекторами Кристофом Конрадом, Дмитрием Ивановым, Михаилом Чоглоковым, Иоганном Шумахером. Пострадал в Великом московском пожаре 1737 года, в 1786 —1796 годах восстановлен Матвеем Казаковым и инженером Иваном Герардом. Взорван отступавшими наполеоновскими войсками в 1812 году, восстановлен в 1815—1828 годах А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским, И. Т. Таманским и Е. Д. Тюриным.

В настоящее время в Арсенале расположены казармы Кремлёвского полка и административные службы комендатуры Кремля.

После большого московского пожара 1701 года Пётр I повелел начать строительство Цейхауза, который по задумке царя должен был стать военным складом и местом хранения военных трофеев, в приказе от 12 ноября 1701 года значилось: «от Никольских ворот до Троицких всякое по правую сторону строение ломать до пошвы, и на том месте строить вновь оружейный дом, именуемый цейхоуз». Здание было заложено в 1702 году на месте сгоревшего Государева Житного двора, разобранных Сахарных палат, церквей Параскевы Пятницы и Входа Господня в Иерусалим, а также усадеб Трубецких и Стрешневых. Цейхауз начала возводить группа зодчих, которую возглавлял автор Сухаревой башни архитектор Михаил Чоглоков. В группу входили М. Ремезов, И. Салтанов[1], саксонец Кристоф Конрад и другие зодчие. Проект ворот Цейхауза выполнили архитектор Д. Иванов, живописец В. Минин и гравёр А. Шхобенек. Работы шли медленно, с перерывами, что было связано со скудными ассигнованиями на строительство. В 1711—1713 годах двухэтажное здание было подведено под крышу. Первоначально здание не имело окон со стороны города и имело довольно мрачный вид; с внутренней стороны стены должны были покрывать росписи с изображением колонн, увитых виноградными листьями, а парадные ворота предполагалось оформить скульптурой. В 1713 (или в 1714) году крыша недостроенного здания под тяжестью позолоченой черепицы рухнула и пробила своды обоих этажей[2].

Последствия разрушений устранили не сразу: средств выделялось всё так же недостаточно, архитектор Цейхауза М. И. Чоглоков умер, а другие мастера были заняты на других постройках в Петербурге. Лишь в 1722 году Кристоф Конрад был специально возвращён из столицы в Москву для строительства Арсенала. После смерти Петра I ассигнования на строительство практически прекратились. Однако Конраду удалось достроить периметр трапециевидного в плане здания и частично подвести его под крышу. Представленный им проект отделки был отвергнут, и в 1731 году Конрад был уволен. С того же года строительство Арсенала передали в ведение артиллерийской конторы Правительствующего сената. Строительные работы осуществлял архитектор И. Я. Шумахер и резчик И. Мускоп под наблюдением фельдмаршала Б. К. Миниха. В ходе строительства своды заменили плоскими перекрытиями, был оформлен западный фасад, на стене между Средней и Угловой Арсенальными башнями были пробиты окна, а со стороны Никольских ворот появился богато декорированный главный портал. Внутренний фасад здания был оформлен в стиле барокко, кровля восстановлена в прежних формах, а вдоль неё устроили галерею с балюстрадой. К 1736 году строительство здания было закончено [2].

Здание Арсенала в конце XIX века

Во время Троицкого пожара в 1737 году кровля и все деревянные части здания сгорели. Долгое время Арсенал стоял в руинах. В 1754 году архитектор Д. В. Ухтомский составил проект восстановления и реконструкции здания, однако, по некоторым данным, он использован не был[2]. У других исследователей архитектуры и историков, например, И. Е. Забелина, И. М. Снегирёва, И. Э. Грабаря, А. И. Михайлова, М. А. Ильина, Т. В. Моисеевой, участие Ухтомского в строительстве Арсенала не вызывает сомнений[3]. Восстановление Арсенала в 1786—1796 годах осуществлял инженер А. И. Герард под руководством архитектора М. Ф. Казакова. Во время строительных работ были возвращены сводчатые перекрытия, допожарный силуэт кровли и цветовое решение фасадов здания. Главный портал приобрёл классический фронтон, а вместо старых крылец были построены пандусы для въезда сразу на второй этаж[4].

Экспозиция пушек у стен Арсенала

В 1812 году по приказу Наполеона часть здания была взорвана. Арсенал был восстановлен и получил новую отделку в 1815—1828 годах по проекту разработанному московскими зодчими А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским, И. Т. Таманским и Е. Д. Тюриным. Дворовым фасадам Арсенала был придано позднеклассическое оформление, живописный фриз наружного фасада заменили лепным, углы здания обработали рустом. Вместо пандусов во внутреннем дворе устроили лестницы, а высокая кровля была заменена на более пологую двускатную. Тогда же здание было окрашено в распространённый во время позднего классицизма однотонный жёлтый цвет [4][5].

Вновь здание Арсенала пострадало во время октябрьской революции; было отреставрировано в 1922 году. В 1927 и 1965 годах на фасаде были установлены мемориальные доски в память расстрелянных юнкерами солдат 56-го полка и в честь погибших офицеров кремлёвского гарнизона[4].

Двухэтажное здание в плане имеет форму каре с внутренним двором, в который со стороны Сенатской и Троицкой площадей ведут ворота. Нижний этаж отработан рустом. Толщина стен 4 аршина (2,84 м). Окна с глубокими откосами расставлены попарно, через большие промежутки, стены завершает резной белокаменный фриз. Высокая двухъярусная кровля здания не сохранилась. Двумя сторонами Арсенал вплотную примыкает к Кремлёвской стене, высоту которой пришлось понизить почти вдвое для лучшего освещения помещений.

Арсенал был задуман Петром I не только как оружейный склад, но и как музей русской боевой славы: ещё в 1702 году царь приказал свозить сюда с Украины и из Смоленска орудия, захваченные в боях с неприятелем и «для памяти на вечную славу поставить». В 1819 году вдоль фасада здания расставили 875 трофейных пушек, отбитых у наполеоновских интервентов. В 1960 году сюда же были свезены стоявшие у бывшей Оружейной палаты старинные русские пушки (кроме Царь-пушки, перевезённой к собору Двенадцати Апостолов).

Арсенал Московского Кремля: история, описание, фото

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Координаты: 55°45'13.3"N 37°36'58.6"E

Содержание:  

История строительства и реконструкций

Архитектурные особенности

Арсенал сегодня

Старинные орудия

Как добраться

Арсенал Московского Кремля на карте

 

Арсенал - это место, где хранят оружие и амуницию. Значение его настолько велико, что часто арсеналы строили в виде целых крепостей. Здание-каре появилось в северном углу Кремля в начале XVIII века. Тогда его называли Цейхгаузом и использовали не только как оружейный склад. По указу Петра I сюда свозили интересные трофеи с полей сражений и образцы старинного вооружения.

Южный фасад арсенала с Сенатской площади

История строительства и реконструкций

В переводе с немецкого «цейхгауз» значит «военный дом». Поводом для строительства нового оружейного дома стал пожар, случившийся в Москве 1701 году. От огня пострадала северная часть кремлевской территории, и сгорел Государев Житный двор, который еще со времен белокаменной Москвы использовали для хранения запасов зерна.

Российский император Петр I выступил с инициативой возвести на образовавшихся пустошах большое здание. В своем приказе государь требовал снести все постройки от Никольских до Троицких ворот «до пошвы» и выстроить на освободившемся месте Цейхгауз. Для нового Арсенала в Кремле разобрали Сахарные палаты, старые храмы Входа Господня в Иерусалим и Параскевы Пятницы, а также усадьбы, которыми владели Стрешневы и Трубецкие.

К строительству приступили в 1702 году, однако, шло оно не быстрыми темпами. В начале XVIII века Россия участвовала в затяжной русско-шведской войне и тратила на нее большую часть своего бюджета. По этой причине возведение нового Цейхгауза растянулось на целых 34 года.

В разное время строительством руководили архитекторы Кристофор Конрад, Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Иоганн Шумахер. К 1717 году здание подвели под крышу, а работы по отделке двухэтажного сооружения были закончены только в 1736 году. Это было самое большое здание, построенное в Москве во времена правления Петра I.

Въездная арка арсенала

Новый Арсенал простоял совсем недолго. Менее чем через год в городе случился большой пожар, который вошел в историю, как Троицкий или Великий. Подгоняемое ветром пламя уничтожило практически весь центр Москвы и захватило территорию Кремля. Арсенал, как и другие здания и дворцы, получил значительные повреждения - все его деревянные части, а также кровля полностью сгорели.

В 1786 году для восстановления Кремля нашли деньги, а руководить реконструкцией погоревших зданий поставили известного русского зодчего Матвея Федоровича Казакова. Помогал ему тайный советник и инженер Иван Кондратьевич Герард. Он был хорошо известен москвичам, ведь благодаря ему в городе появилась первая система водопровода.

Арсенал восстановили, но здание-каре ждало новое испытание. В 1812 году когда наполеоновские войска отступали из Москвы, они взорвали часть кремлевского оружейного дома.

Двухэтажный Арсенал, который сохранился до наших дней построили практически заново с 1814 по 1828 год. Новое здание появилось, благодаря усилиям четырех талантливых зодчих - Алексея Никитича Бакарева, Ивана Львовича Мироновского, Ивана Трофимовича Таманского и Евграфа Дмитриевича Тюрина. Поначалу в нем хотели разместить музей, рассказывающий о сражениях и героях Отечественной войны 1812 года. К Арсеналу свезли 875 трофейных французских пушек. Но музей так и не открыли, а пушки установили в ряд на небольшом постаменте.

Вид на восточный фасад арсенала на фоне Никольской башни

В дни Октябрьского вооруженного восстания 1917 года старая постройка подверглась очередным испытаниям. В результате боев на территории Кремля стены и окна оружейного жома получили повреждения от выстрелов. Восстановили Арсенал в 1922 году, а чуть позже на нем закрепили мемориальные доски в честь погибших офицеров, которые служили в кремлевском гарнизоне.

В 1960 году, когда снесли старое здание Оружейной палаты, рядом с французскими пушками появились орудия, изготовленные русскими оружейниками в XVI-XVII веках. Их установили на лафеты и расставили вдоль фасадов.

Архитектурные особенности

Арсенал точно вписан в северный угол Московского Кремля и похож на вытянутую трапецию. Двумя сторонами он вплотную примыкает к Кремлевской стене. Самый длинный фасад здания проходит от Угловой Арсенальной башни до Троицкой башни, через которую все туристы попадают в Кремль. Противоположный фасад протянулся от Никольской башни к центру кремлевской территории. Он выходит на Сенатскую площадь, отделяющую Арсенал от величественного Сенатского дворца.

Здание стоит рядом с глухой стеной, поэтому при его возведении пришлось решать проблему освещения. Чтобы в Арсенале всегда было достаточно света, высоту Кремлевской стены понизили почти вдвое.

Артиллерийские орудия у южного фасада арсенала

Один из въездов во внутренний двор находится со стороны Троицкой площади. Посетители, которые входят в Кремль через Троицкую башню, могут видеть южную въездную арку, установленную прямо по центру представительного фасада. Она декорирована красивым портиком, который изготовлен в традициях барокко и классицизма. Другой въезд по внутренний двор расположен со стороны Сенатской площади. Эта территория закрыта для посетителей.

Кремлевский Арсенал возведен в стиле позднего классицизма и со всех сторон выглядит очень монументально. Этому способствует строгий белокаменный декор фасадов, два ряда спаренных оконных проемов и отделанные рустом углы. Желтое здание также украшают рельефные изображения знамен и оружия.

Внешне Арсенал напоминает старую крепость. Такое впечатление создается, благодаря глубоким откосам арочных окон, пологой двухскатной кровле и мощным стенам, толщина которых достигает 2,84 м. Несмотря на то, что в здании всего два этажа, оно поднимается на 30 м, что соответствует высоте 10-ти этажного дома.

Арсенал сегодня

В наши дни Арсенал - закрытый для туристов объект, и попасть в него нельзя. В исторической постройке располагаются службы кремлевской комендатуры. Кроме того, здесь расквартирован Президентский полк. Служащие в нем солдаты и офицеры обеспечивают охрану территории Кремля и Красной площади, встречу именитых гостей, а также несут караул возле Вечного Огня и Могилы Неизвестного Солдата.

Слева от въездной арки в Арсенал можно увидеть мемориальную доску, на которой увековечены имена военнослужащих кремлевского гарнизона. Они погибли во время ночных бомбардировок в период Великой Отечественной войны.

Старинные орудия

Сегодня у двух фасадов Арсенала находится любопытная музейная коллекция. Первые экспонаты привез в строящийся Цейхгауз еще Петр I. Это были трофейные орудия, добытые русскими войсками под Полтавой и Смоленском.

Сегодня возле здания собраны артиллерийские орудия - 14 русских пушек и 15 орудий иностранного производства, отлитые в XVI-XVII веках. Кроме того, здесь установлены 754 трофейных орудий, отвоеванных русской армией во время сражений Отечественной войны 1812 года. Среди них есть пушки, гаубицы и мортиры, сделанные на территории Франции, Австрии, Голландии, Пруссии, Италии и Испании.

Самый большой интерес у туристов вызывают старые русские пушки, установленные на высоких лафетах. Над их изготовлением трудились лучшие оружейники своего времени - Андрей Чохов, Яков Дубинин и Мартьян Осипов. Эти мастера умели отливать не только пушки, но и звучные колокола. Каждое из выставленных возле Арсенала орудий имеет свой неповторимый дизайн и даже имя - «Аспид», «Троил», «Гамаюн», «Единорог», «Орел» и «Перс». На пушках можно увидеть рельефные надписи, рассказывающее о мастере, весе орудия и времени, когда была произведена отливка.

К сожалению, посетители не могут осмотреть всю коллекцию выставленного возле Арсенала оружия, так как им разрешают подходить к зданию только от Троицкой площади, то есть с южной стороны.

Как добраться

Здание Арсенала находится в северной части Московского Кремля, рядом с Сенатским дворцом. До входа в Кремль добираются пешком от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Чтобы попасть к Арсеналу, нужно миновать Александровский сад, пройти через Кутафью башню и Троицкий мост. Двухэтажное здание Арсенала расположено за Троицкими воротами, с севера от Троицкой площади.

Рейтинг достопримечательности

Арсенал Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Здание Арсенала в Кремле | Достопримечательности Москвы

Началось строительство Арсенала по приказу Петра І в 1702 году. По замыслу царя здесь должен был находиться военный склад, а также музей оружия и военных трофеев.

До этого времени на этом месте находились хлебные склады, впоследствии сгоревшие при пожаре Москвы.

Однако вскоре, в связи с началом войны со шведами в 1706 году, строительство было приостановлено - все средства из государственной казны направлялись на финансирование военных действий.

Возобновлено сооружение Арсенала было гораздо позже и завершено только к 1736 году. В то время здание представляло собой оригинальное строение с расписными фасадами и золоченой черепичной крышей.

Однако в таком облике Арсенал просуществовал совсем недолго. Уже в следующем году он значительно пострадал при пожаре - полностью выгорели все деревянные перекрытия конструкции.

Восстановительные работы начали проводиться лишь в 1786-1796 годах.

Во время отступления французских войск из Москвы в 1812 году здание Арсенала было взорвано, его северо-восточная часть пострадала более других - от нее остался лишь фундамент. Но уже в 1814 году начались очередные реставрационно-восстановительные работы, которые были успешно закончены к 1828 году.

Вскоре после победы над наполеоновскими войсками в здании современного Арсенала было решено разместить музей Отечественной войны 1812 года.

Первыми экспонатами стали свезенные к стенам здания 875 единиц трофейных орудий, которые в 1819 году установили вдоль фасада.

Вдоль южной стены постройки на лафетах расположились двадцать русских пушек 16-17 веков, отлитых знаменитыми мастерами оружейного дела.

Архитектурная форма здания Арсенала - вытянутая трапеция высотой более 30 метров, сооруженная в стиле, близком к барокко и классицизму. Кирпичные стены украшены спаренными арочными проемами, а входы во внутренний дворик оснащены декоративными портиками.

Здание находится между Никольской и Троицкой башнями Кремля, северо-восточная и северо-западная стены примыкают к кремлевской стене.

Сегодня в здании Арсенала находится администрация Комендатуры Кремля и размещены казармы личного состава Президентского полка.



Последние добавленные на сайт статьи ...

👉Арсенал в Кремле: история и фото.

Оружейный склад — Цейхгауз — потребовался в связи с угрозой нападения шведов после поражения под Нарвой в 1700 году. Петр I лично участвовал в проектировании Арсенала, но строительство затянулось.

Путеводитель по архитектурным стилям

Виной тому пожары и строительные недочеты. Например, в 1713 году при золочении крыши не рассчитали позолоту, и от щедрости архитекторов она провалилась и проломила оба этажа. Также завершению работ мешал введенный Петром I запрет на каменное строительство везде, кроме Петербурга.

В итоге здание Арсенала строили весь XVIII век. При этом после пожаров работу приходилось буквально начинать заново. Следовательно, к возведению здания Арсенала в Московском Кремле приложили руку Кристофор Конрад, Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков, Иоганн Шумахер, Матвей Казаков, Иван Герард. Первоначально здание не имело окон со стороны города, с внутренней стороны стены должны были покрывать росписи с изображением колонн, увитых виноградными листьями, а парадные ворота хотели оформить скульптурой. Но со временем вкусы менялись, и менялся облик здания.

Не обошел Арсенал стороной и 1812 год: здание взорвали отступавшие наполеоновские войска. Восстановили его в 1828 году.

Действительно нет ни в нашей стране, ни за ее пределами подобного сооружения, столь величественного по замыслу и столь отвечающего своему назначению — славить доблесть народа и силу его оружия. Таким оно и было задумано Петром I, собиравшим отбитые у врагов пушки для размещения у его стен. Арсеналы строились во всех столицах великих государств древнего и нового мира, но нигде не облекались в такие высоко художественные формы, как в Московском Кремле.

Здание Арсенала вновь пострадало во время октябрьской революции. Его отреставрировали в 1922 году. В 1927 и 1965 на фасаде появились мемориальные доски в память расстрелянных юнкерами солдат 56-го полка и в честь советских воинов, погибших при отражении налетов фашисткой авиации на Кремль в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас здание Арсенала украшает рельефный декор, а вдоль стен выставлено около 900 трофейных пушечных стволов войны 1812 года.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Начало этой коллекции дал указ Петра I о сборе пушек и воинских знаков, добытых в сражениях. Некоторые из пушек — уникальные изделия с собственными именами — «Волк», «Лев», «Гамаюн». Всего возле Арсенала в Кремле размещено 25 старинных русских пушек XVI – XVII веков, 15 иностранных пушек того же времени и 830 пушек, мортир, гаубиц — военных трофеев Отечественной войны 1812 года. Среди них французские, австрийские, прусские, итальянские, испанские, голландские орудия.

В советское время здание Арсенала передали военной школе ВЦИК. Сейчас его занимает Президентский полк Кремля. А с апреля по октябрь в 12:00 туристы могут полюбоваться строевой выучкой солдат этого элитного подразделения.

Здание Арсенала на фотографиях разных лет:
А что вы можете добавить к рассказу об Арсенале?

Арсенал Московского Кремля - это... Что такое Арсенал Московского Кремля?

Арсенал (Цейхгауз) — административное здание Службы коменданта Московского Кремля в северной части территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями. Имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западная и северо-восточная стороны здания вплотную примыкают к кремлевской крепостной стене.

Двухэтажное здание имеет высоту свыше 30 метров, кирпичные стены декорированы двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма.

Возведение Арсенала началось в 1702 году по приказу Петра I на месте сгоревших во время пожара 1701 года хлебных амбаров. Здание предполагалось использовать в качестве военного склада и музея-хранилища военных трофеев и древнего оружия. Арсенал является самым большим сооружением Москвы петровского времени, и его строительство положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.

На первом этапе работы возглавили архитекторы М. Чоглоков, Д. Иванов и Х. Конрад. В 1706 году из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 году. С 1731 года строительством руководили фельдмаршал Б.-Х. Миних и архитектор И. Шумахер. Крыша вначале была покрыта золочёной черепицей, фасады предполагалось украсить орнаментальной росписью. В 1737 году во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786—1796 годах. Эта работа осуществлялась под руководством М. Казакова и инженера А. Герарда. При восстановлении Арсенала главный портик приобрёл классицистический фронтон.

Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 году Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И. Таманского и Е. Тюрина начались в 1814 году и завершились в 1828 году.

После 1812 года в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 году к нему были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. Вдоль фасада Арсенала выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (среди них французских — 365, австрийских — 189, прусских — 123, неаполитанских — 40, баварских — 34, итальянских — 70, голландских — 22). В 1825—1829 годах восстановлением Арсенала занимался архитектор Е. Д. Тюрин.

Вдоль южной стены выставлены на лафетах 20 русских пушек XVI—XVII веков, изготовленных выдающимися русскими мастерами: «Троил» Андрея Чохова, «Волк» Якова Дубинина, «Гамаюн» Мартына Осипова и другие. Они были перенесены к Арсеналу после сноса в 1960 году старой Оружейной палаты.

В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания, в котором размещены казармы личного состава Президентского полка и административные службы Комендатуры Кремля и ФСО.

См. также

Мистецький арсенал — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требуют 2 правки.

«Мисте́цький арсенал», также называемый «Мысте́цким арсеналом» (укр. Мистецький арсенал, дословно «Арсенал искусств»), — национальный культурно-художественный и музейный комплекс в Киеве, созданный по инициативе президента Украины Виктора Ющенко в 2006 году.

Инициирование проекта[править | править код]

«Мистецький арсенал» — проект, единолично инициированный президентом Украины Виктором Ющенко с целью создания на Украине художественного и музейного комплекса европейского уровня. Концептуальные основы создания и функционирования комплекса одобрены указом Президента Украины № 415 от 22 мая 2006 года[1].

Здание арсенала[править | править код]

В XVII веке на этом месте располагался Вознесенский девичий монастырь. В 1683—1707 годах игуменьей в этом монастыре была мать гетмана Ивана Мазепы — Мария-Магдалина Мазепина. На средства гетмана и его матери в 1701—1705 годах вместо деревянной Вознесенской церкви был возведён каменный храм. Перестроили в камне также и церковь Покрова Богородицы.

Мистецький арсенал

По приказу русского царя Петра І в августе 1706 года на этом месте была заложена Киево-Печерская цитадель. Фортификационные укрепления строились силами размещённых в Киеве украинских полков под надзором гетмана Мазепы. Монахинь перевели во Флоровский монастырь на Подоле. Вознесенский храм просуществовал до 1798 года, а территория, обнесённая стенами, ранее принадлежавшая монастырю, была передана в ведение Артиллерийского ведомства.

Здание, где расположили комплекс «Мистецький арсенал», находится в стенах военного арсенала, построенного в 1783—1801 годах по проекту генерала-поручика Ивана Меллера. Сам Меллер проектировал здание с учётом его возможного перепрофилирования, так как писал о своей работе: «Наступит время, и вы увидите, что я построил это здание не для крепости, а для людей».

С начала XIX века в здании арсенала находились военные склады, мастерские по ремонту оружия и конной амуниции, кузница. На протяжении XX века здание использовалось для военных нужд по своему прямому назначению.

Выставочный центр[править | править код]

Здание «Мистецького арсенала» является памятником архитектуры национального значения Украины.

В настоящее время на территории центра продолжаются реставрационно-восстановительных работы, однако в помещениях Старого арсенала уже проходят многочисленные выставки, художественные акции и концерты. Был показан проект «Город Снега» Марии Павленко[2].

Площадь здания «Мистецького арсенала» — 50 000 м².

Крупные проекты[править | править код]

  • В августе 2009 года экспонировался проект De Profundis, посвященный истории украинского пластического искусства.
  • Летом 2012 года в «Мистецьком арсенале» прошла Первая Киевская международная биеннале современного искусства.

Средняя Арсенальная башня — Википедия

Средняя Арсенальная башня

Средняя Арсенальная башня, 2012
Местоположение Москва
Кремль Московский Кремль
Год постройки 1493—1495
Форма основания башни прямоугольная
Количество граней 4
Высота башни 38,9 м
Другие названия Гротская, Гранёная
 Медиафайлы на Викискладе

Сре́дняя Арсена́льная ба́шня (ранее — Гранёная, Гротская[1]) — глухая башня, расположенная на северо-западной стороне Московского Кремля, протянувшейся вдоль Александровского сада. Была построена в 1493—1495 годах на месте угловой башни времён Дмитрия Донского[2][3]. В 1680-х годах постройка получила завершение — открытый четверик с четырёхгранным шатром, оканчивающимся сквозной смотровой вышкой с шатриком. Современное название башня получила по зданию Арсенала, построенного на территории Кремля в начале XVIII столетия[2][4][5].

С 1990 года Средняя Арсенальная башня находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть архитектурного ансамбля Московского Кремля[6][7].

Карта Москвы «Кремленаград» на латыни из атласа 1663 года

Строительство[править | править код]

В XIV—XV веках на месте современной Средней Арсенальной располагалась башня белокаменного Кремля Дмитрия Донского[8][3]. По предположению историка Сергея Бартенева, эта стрельница была угловой, круглой и стояла чуть дальше от берега реки Неглинной[9]. В конце XV по приказу Ивана III кремлёвские стены стали перестраивать в кирпич[10]. Изначально возведение северо-западной оборонительной стены было поручено миланскому архитектору Пьетро Солари, руководившему также постройкой многих кремлёвских башен. После его смерти в 1493 году работы были временно приостановлены, а царю пришлось искать новых «стенных и палатных мастеров». Вероятнее всего, строительством новой башни в 1493—1495 годах руководил другой итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), завершавший постройки своего предшественника[11][12][13]. Летописная запись 1495 года гласит, что Иван III «заложи стену градную… возле Неглинны, не по старой, города прибавиша» [14]. Из-за того, что северо-западная сторона кремлёвских укреплений находилась недалеко от реки, возникла опасность обрушения почв[14]. Перед началом строительства Фрязин провёл серьёзные гидротехнические работы по укреплению грунтов берегов Неглинной так, чтобы они не оползали под давлением крепостных сооружений[15].

XV—XVI века[править | править код]

Гранёная башня располагалась между современными Троицкой и Арсенальной Угловой (Собакиной) башнями, и своё название получила по декору в виде двух плоских вертикальные ниш с внешней стороны[16][17]. Будучи прямоугольной в плане, невысокой и глухой, сооружение лишь немного выдавалось за пределы кремлёвской стены. Башня представляла собой самостоятельное фортификационное сооружение, способное держать оборону, даже если другие части крепостных стен заняты противником. Для этого она была оборудована боевыми ярусами и бойницами для ведения фронтального и фланкирующего огня[18][19]. Завершением башни служила площадка с зубцами и деревянной скатной крышей[20][21]. В XVII веке к ней добавили боевые машикули (сначала устроенные лишь на угловых башнях), которые уже к концу столетия заложили кирпичом за ненадобностью. При повторной реставрации в XIX веке их форма была опять изменена[22][23]. В современной Средней Арсенальной башне бойницы навесного боя можно увидеть снаружи в нижнем четверике[21].

Стены башни были выполнены из обожжённого кирпича, часть кладки которого с редкими вкраплениями белого камня сохранилась до наших дней[9]. Внутри прясел Московского Кремля существовал сквозной проход, соединявший промежуточные крепостные башни. Подобный проход проложили внутри Гранёной башни между Троицкой и Арсенальной Угловой. Всход с земли на крепостную стену у неё отсутствовал[24].

Некоторые исследователи отмечают сходство башен Кремля с итальянскими. Так, Средняя Арсенальная (Гранёная) напоминает миланскую «башню Филарете», спроектированную архитектором Антонио Аверулино. Он был современником другого итальянского мастера XV века — Аристотеля Фиораванти, автора Успенского собора, которому, по одной из версий, принадлежала общая идеи расположения оборонительных укреплений Кремля[25][26].

В 1493 году в Кремле случился пожар, на время остановивший возведение башен и стен. По приказу Ивана III все деревянные строения вокруг крепости были снесены. Для предотвращения последующих пожаров на Неглинной были устроены плотины и пруды. В 1516 году у Гранёной башни, на месте будущего Александровского сада, сделали запруду[4].

Историк Бартенев предположил, что, судя по одинаковому устройству окон, Средняя Арсенальная башня могла относится к Троицкому набату, и в старину здесь мог висеть его колокол[9].

Модернизация[править | править код]

Верхняя часть башни, надстроенная в XVII веке, фотография 2007 года

Гранёная башня обладала прочностью и до середины следующего столетия сохранилась практически без изменений. В описи 1646 года указывалось, что «в глухой башне всход на башню осыпался, да в той же башне в двух печурах насорено, да в верхнем бою меж зубцов осыпалось в кирпич и в два»[22]. Спустя два десятилетия опись свидетельствовала, что башня «вся цела», и обвалились только перила прилегающих прясел[27][28].

К 1680-м годам крепостные укрепления Кремля перестали выполнять оборонительные функции, многие башни обветшали и нуждались в ремонте. В 1676—1686 годах Гранёная башня была модернизирована: прежнюю деревянную крышу заменили на каменный шатёр с дозорной вышкой и позолоченным флюгером[2][29]. С дозорной вышки можно было заметить и предупредить пожары, часто возникавшие в деревянной Москве. В начале XVII века с внутренней стороны Кремля находились боярские дворы, в том числе — бояр Годуновых. Между Троицкими и Никольскими воротами находилось место сбора стрельцов[30].

XVIII век[править | править код]

В 1701 году были составлены реестр и подробный отчёт крепостных сооружений[31][32]. На основе изображений начала XVIII века известно, что черепицы кремлёвских башен к тому времени были уже выкрашены в зелёный цвет. Этот факт также подтверждается данными о государственных закупках свинца, который даёт глазури изумрудный оттенок[33].

В разгар Северной войны, опасаясь нападения шведских войск на Москву, Пётр I приказал укрепить и подготовить кремлёвские башни к обороне. В 1707-м началась подготовка: со стороны Неглинной насыпали земляные валы и построили пять болверков. Гранёная башня была укреплена, а для её защиты сооружён Никитский болверк, получивший название от одноимённой улицы[34][35][36].

В 1713 году столицу перенесли в Санкт-Петербург, и Московский Кремль потерял былое значение. Угроза нападения войск Карла XII на Москву миновала, прежние земляные укрепления оказались заброшенными[37]. В конце XVIII века, в период правления Павла I, петровские бастионы попытались восстановить, что способствовало превращению реки Неглинной в болото[38].

Участок кремлёвской стены с северо-западной стороны на протяжении долгого времени оставался без ремонта. По данным на 1765 год серьезных осыпей по башне не было, однако прясла находились в плохом состоянии[28].

Арсенал[править | править код]
Арсенал Московского Кремля, фотография 2013 года

После сильного московского пожара 1701 года, по приказу Петра I в Кремле началось строительство Арсенала (Цейхгауза), который дал современное название Средней и Угловой Арсенальным башням. С возведением Цейхгауза территория между Никольской и Троицкой башнями лишилась старых домов и остатков каменных строений[39].

Строительные работы велись до 1736 года, через год после чего здание сильно пострадало во время Троицкого пожара. Восстановление Цейхгауза продолжалось до 1754 года под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского[40]. Арсенал строился в непосредственной близости от кремлёвской стены и башен, в результате чего для освещения оконных проёмов нового здания верхнюю часть прясел от Угловой Арсенальной до Троицкой башен пришлось разобрать[41]. На укороченной стене сделали уступ и украсили новыми зубцами[42].

XIX век[править | править код]

Перед коронацией Александра I в 1801 году начальник Дворцового Ведомства Пётр Валуев инициировал благоустройство кремлёвских территорий. В ходе ремонтных работ крепостные укрепления были приведены в порядок, ветхие постройки снесены, полуразрушенные башни отреставрированы. В Средней Арсенальной башне обветшавшие части заменили на новые, площадку и парапеты покрыли свежей лещадью, на шатёр положили новую глазурованную черепицу[43]. Помимо этого, к башне были подведены водосточные трубы, а прилегавшие к ней отсыревшие части стены отремонтировали[44].

Во время оккупации Москвы французскими войсками в 1812 году многие кремлёвские постройки пострадали. Покидая столицу, Наполеон отдал приказ заминировать Кремль, в результате чего была взорвана северо-восточная часть Арсенала, уничтожена Водовзводная и частично разрушены Никольская, 1-я Безымянная и Петровская башни. Подведённые под Среднюю Арсенальную башню мины не взорвались, потому строение пострадало незначительно[45][46]. После окончания Отечественной войны началось восстановление разрушенных кремлёвских башен и стен. В феврале 1813 года инженер-полковник Сазонов осмотрел крепостные постройки на случай «оставленных мин для разряда оных». После проверки архитектором Иваном Еготовым Средняя Арсенальная была найдена в удовлетворительном состоянии[47].

Опись кремлёвских имуществ 1821 года указывает на внешнее обветшание башни: «черепица местами обвалилась, лещадь на парапете истрескалась, карнизы ветхи, на башне растет трава»[22]. В ходе восстановительных работ, проведённых архитектором Осипом Бове, башни и стены Московского Кремля заново побелили известью, башенные шатры покрасили зелёной краской, а флюгера обновили[48].

В 1817—1819 годах река Неглинная была помещена в подземный коллектор. Наряду с ремонтом Средней Арсенальной башни были проведены работы по благоустройству прилегающей к ней территории[5].

Александровский сад[править | править код]

В 1817—1823 годах земляные бастионы Петра I снесли, а вдоль западной кремлёвской стены были разбиты Кремлёвские (впоследствии — Александровские) сады. Они стали первым публичным городским парком столицы, созданным в честь победы в Отечественной войне[49]. Первый (Верхний) сад, расположенный между Угловой Арсенальной и Троицкой башнями, открылся для посетителей в 1821-м[50].

Грот[править | править код]
Вид башни с гротом, фотография 2005 года

В 1821 году у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Осипа Бове был построен Итальянский грот (или грот «Руины»), после чего за башней закрепилось ещё одно название — Гротская. Грот «Руины», символизирующий возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года, представляет собой искусственную пещеру, образованную каменным сводом и четырьмя дорическими колоннами. Над памятником помещены фигуры львов[2][51].

Во время торжественных мероприятий Среднюю Арсенальную башню и Итальянский грот празднично декорировали. Так, к коронации Александра III постройка была освещена бенгальскими огнями и иллюминацией, рядом установлен фонтан. Кремлёвские стены были украшены разноцветными гирляндами[52].

XX век[править | править код]

В 1904 году был проведён первый капитальный ремонт Средней Арсенальной башни. Однако уже через семь лет архитектор Александр Иванов и член Императорской археологической комиссии Пётр Покрышкин выявили новые повреждения и нарушения.[22] В цокольной части башни откололись кирпичные углы, облицовка нижнего четверика была повреждена. Кирпичная коробка над сходом со стены оказалась полуразрушенной, а внутри башни солдаты устроили отхожее место[53]. Кроме того, в ходе реставрации была изменена форма древних бойниц и верхнего шатра. Из-за этих изменений вода с флюгера стала проникать под черепицу и портить кровлю[22].

Во время штурма Кремля в октябре-ноябре 1917 года большевики устроили стрельбу по защищавшим его юнкерам. При артобстреле пострадали многие исторические памятники: храмы, стены и некоторые башни. Троицкие ворота и Средняя Арсенальная башня попали под орудийный обстрел, в результате чего у башни был пробит шатёр и повреждён карниз верхнего яруса[54].

В 1934 году археолог Игнатий Стеллецкий нашёл и исследовал один из внутристенных ходов Средней Арсенальной башни[55]. Впоследствии оказалось, что при строительстве Арсенала, вплотную примыкающего к кремлевской стене, этот ход был скрыт несущими конструкциями здания[56]. Спустя 40 лет при реставрации кремлёвской стены были обнаружены ещё один ход и входная арка[57].

В 1967-м в Александровском саду между Средней Угловой Арсенальными башнями был устроен памятник «Могила Неизвестного солдата» в память о воинах, погибших во время Великой Отечественной войны. 8 мая того же года над мемориалом зажгли Вечный огонь, символизирующий непреходящую память о трагических событиях[58].

Фрагмент украшений башни, фотография 2007 года

Современный вид Средней Арсенальной башни сохранил архитектурные формы конца XVII века[58]. Основу сооружения составляет вытянутый вверх четырёхугольный объём, в 1680-х получивший завершение в виде четырёхгранного шатра со смотровой вышкой и восьмигранным шатриком. В верхней части устроены машикули и парапет с ширинками. Венчает башню позолоченный флюгер[59].

После модернизации высота башни достигла 38,9 метров. Внешний фасад расчленён двумя вертикальными нишами, давшими ей первое название — Гранёная. Формы и надстройка Средней Арсенальной схожи с Оружейной и Комендантской башнями Кремля[23][13]. Внутренний объём сооружения разделён на три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами и соединённые между собой лестницами[13].

В книге 1912 года историк Бартенев приводит данные обмера башни: высота — 18 ½ саженей, периметр основы — 13, высота нижней части — 10, высота верхней части — 8 ½[60].

  1. ↑ Средняя Арсенальная башня Московского Кремля. Начало новгородской дороги (неопр.). Прогулки по Москве. Дата обращения 21 мая 2018.
  2. 1 2 3 4 Памятники архитектуры, 1983, с. 312.
  3. 1 2 Гончарова, 1980, с. 27.
  4. 1 2 Сытин, 2013, с. 162.
  5. 1 2 Средняя Арсенальная башня Московского Кремля (неопр.). Пути-дороги. Дата обращения 23 мая 2018.
  6. ↑ Воротникова, Неделин, 2013, с. 172.
  7. ↑ Московский Кремль и Красная площадь - 25 лет в ЮНЕСКО (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 23 мая 2018.
  8. ↑ Стены и башни Московского Кремля (неопр.). Русский город. Дата обращения 23 мая 2018.
  9. 1 2 3 Бартенев, 1912, с. 224.
  10. ↑ Малиновский, 1992, с. 15.
  11. ↑ Воротникова, Неделин, 2013, с. 140.
  12. ↑ Колодный, 1983, с. 104.
  13. 1 2 3 Московский Кремль, 1990, с. 41.
  14. 1 2 Гончарова, 1980, с. 26.
  15. ↑ Снегирёв, 1935, с. 108.
  16. ↑ Романюк, 2013, с. 77.
  17. ↑ Гончарова, 1980, с. 28.
  18. ↑ Кремлёвские стены и башни (неопр.). Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года. Дата обращения 23 мая 2018.
  19. ↑ Воротникова, Неделин, 2013, с. 141.
  20. ↑ Всеобщая история, 1962, с. 54.
  21. 1 2 Гончарова, 1980, с. 29.
  22. 1 2 3 4 5 Бартенев, 1912, с. 226.
  23. 1 2 Тихомирова, 2012, с. 312.
  24. ↑ Воротникова, Неделин, 2013, с. 141, 144.
  25. ↑ Снегирёв, 1935, с. 119.
  26. ↑ Бартенев, 1912, с. 35.
  27. ↑ Викторов, 1877, с. 5.
  28. 1 2 Скопин, 2001.
  29. ↑ Романюк, 2013, с. 71.
  30. ↑ Гончарова, 1980, с. 57.
  31. ↑ История г. Москва, 1990, с. 169.
  32. ↑ Скворцов, 1913, с. 135.
  33. ↑ Муравлёные изразцы (неопр.). Инженерный бизнес и менеджмент МГТУ им. Н.Э.Баумана. Дата обращения 23 мая 2018.
  34. ↑ Скворцов, 1913, с. 100.
  35. ↑ Гончарова, 1980, с. 60.
  36. ↑ История г. Москва, 1990, с. 171.
  37. ↑ Памятники архитектуры, 1983, с. 285.
  38. ↑ Гончарова, 1980, с. 64.
  39. ↑ История г. Москва, 1990, с. 170.
  40. ↑ Памятники древности, 1842—1845, с. 313.
  41. ↑ Колодный, 1983, с. 105.
  42. ↑ Гончарова, 1980, с. 61.
  43. ↑ Гончарова, 1980, с. 65.
  44. ↑ Скворцов, 1913, с. 102.
  45. ↑ Бродский, 1996, с. 105.
  46. ↑ Памятники древности, 1842—1845, с. 314.
  47. ↑ Московский Кремль XIX, 2016, с. 351.
  48. ↑ Гончарова, 1980, с. 67.
  49. ↑ Бродский, 1996, с. 107.
  50. ↑ Сытин, 2013, с. 161.
  51. ↑ Гончарова, 1980, с. 41.
  52. ↑ Слюнькова, 2013, с. 203.
  53. ↑ ИИАК, 1911, с. 58—59.
  54. Дмитрий Абрамов. Миссия России. Первая мировая война (неопр.). iknigi.net. Дата обращения 23 мая 2018.
  55. Таисия Белоусова. Пропавшая либерея // Совершенно секретно. — 2003. — 01 январь (№ 1/164).
  56. ↑ Яковлева, 2014.
  57. Татьяна Сыкова. Самые интересные факты про башни Кремля (неопр.). Комсомольская Правда (22 августа 2013). Дата обращения 23 мая 2018.
  58. 1 2 Евдокимов, 2003, с. 82.
  59. ↑ Длужневская, 2006, с. 21.
  60. ↑ Бартенев, 1912, с. 118.
  • Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. Кн. 1. Исторический очерк кремлёвских укреплений.. — М.: Синодальная типография, 1912. — Т. 1. — 290 с.
  • Бродский Б. И. Сердце Родины - Кремль. — М.: Изобразительное искусство, 1996. — 152 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85200-036-1.
  • Викторов А. Е. Опись ветхостей в башнях и стенах Московского Кремля, Китая города и Белого города 1677 года. — М., 1877. — 16 с.
  • Воротникова И. А., Неделин В. М. Кремли, крепости и укрепленные монастыри русского государства XV-XVII веков. Крепости Центральной России. — М.: БуксМАрт, 2013. — 887 с.
  • Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.VI Архитектура России, Украины и Белоруссии XIV - перв. пол. XIX вв. / Колли Н. Я.. — М.: Издательство литературы по строительству, 1962. — Т. VI. — 596 с. — 12 000 экз.
  • Гончарова А. А. Стены и башни Кремля. — М.: Московский рабочий, 1980. — 96 с. — 50 000 экз.
  • Длужневская Г. В., Калинин В. А., Субботин А. В. Кремли России XV-XVII вв.. — СПб: Литера, 2006. — 336 с. — 2500 экз. — ISBN 5-94455-177-1.
  • Евдокимов Д. В. Кремль и Красная площадь. — М.: ИТРК, 2003. — 272 с. — 3000 экз. — ISBN 5-88010-160-6.
  • Забелин И. Е. История города Москва. — М.: Столица, 1990. — 688 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-7055-0001-7.
  • Колодный Л. Главный Кремль России. — М.: Сов. Россия, 1983. — 208 с. — 50 000 экз.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 25 000 экз.
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Московский Кремль. Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1990. — 288 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-239-00780-2.
  • Московский Кремль XIX столетия: древние святыни и исторические памятники / Воротникова И. А.. — М.: БуксМарт, 2016. — Т. 1. — 495 с.
  • Покрышкин П. П., Иванов А. В. Акт осмотра Кремлевских стен и башен в Москве, с целью описания ветхостей в них, 14, 16 и 18 апреля 1911 года // Известия Императорской Археологической Комиссии. — СПб.,: Типография Главного Управления Уделов, 1911. — Вып. 41 (Вопросы реставрации, вып. 8). — С. 54—60.
  • Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с. — (Москва и Подмосковье. История. Памятники. Судьбы). — 60 000 экз. — ISBN 978-5-227-04778-6.
  • Скопин В. В. Ремонтно-восстановительные работы по стенам и башням Московского Кремля в XVIII столетии (на основании архивных источников) // Реставрация и исследования памятников культуры. — М., 2001. — № IV. — С. 98—104.
  • Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы: Курс лекций, читанных в Имп. Моск. археол. ин-те им. императора Николая II-го в 1912-13 годах. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — 493 с.
  • Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М.: Буксмарт, 2013. — 438 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-906190-07-9.
  • Снегирев В. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. — М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. — 128 с. — 6000 экз.
  • Снегирев И. М. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планом древней столицы, с 3 планами и 41 рисунком. — М.: Типография А. Семена, 1842—1845.
  • Сытин П. В. Из истории Московских улиц. — М.: Рипол Классик, 2013. — 848 с.
  • Тихомирова А. Б. Архитектурная графика: Планы Московского Кремля и кремлевских садов, чертежи стен, башен и садовых построек. — М.: Полиформ, 2012. — 375 с. — (Каталог собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Графика). — 1000 экз. — ISBN 978-5-88678-194-6.
  • Яковлева О. В. Тайны московских подземелий. — М., 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-88353-602-0.

Официальный сайт Московского Кремля

Арсенал

Здание Арсенала (Цейхгауза) имеет долгую строительную историю. Его возведение началось в 1702 г. по инициативе Петра I в соответствии с составленным им планом. Арсенал предполагалось использовать не только в качестве военного склада, но и как музей-хранилище военных трофеев и древнего оружия. Самое большое сооружение Москвы петровского времени заняло северный угол территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями, освободившийся от застройки после пожара 1701 г. Оно положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.

На первом этапе работы возглавили архитекторы М.Чоглоков, Д.Иванов и Х.Конрад. С 1706 г. из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 г. С 1731 г. строительством руководили фельдмаршал Б.-Х.Миних и архитектор И.Шумахер. В 1737 г. во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 гг. Эта работа осуществлялась под руководством М.Казакова и инженера А.Герарда.

Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 г. Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А.Бакарева, И.Мироновского, И.Таманского и Е.Тюрина начались в 1814 г. и завершились в 1828 г.

Несмотря на столь долгий срок строительства, первоначально задуманное объемно-планировочное решение сооружения сохранилось. Менялись лишь конструкции перекрытий, внутренняя планировка, архитектурные и декоративные детали на фасадах. В плане здание имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западной и северо-восточной сторонами оно вплотную примыкает к крепостной стене. Архитектура двухэтажных фасадов носит монументальный характер. Это достигается мощной гладью декорированных белым камнем кирпичных стен, прорезанных двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма. Высокая барочная кровля со слуховыми окнами в процессе перестроек была заменена ныне существующей пологой двускатной.

После 1812 г. в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 г. сюда были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. После сноса в 1960 г. старой Оружейной палаты сюда же перенесли и русские пушки, установленные на лафетах. В настоящее время орудия являются экспонатами Музеев Московского Кремля.

Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

Арсенал Сан-Франциско — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Арсенал Сан-Франциско, также известный как Оружейная Национальной Гвардии Сан-Франциско, Оружейная и просто Арсенал — историческое здание в Сан-Франциско, штат Калифорния.

Здание было построено в 1912—1914 годах взамен старого здания арсенала Национальной гвардии, которое было разрушено в 1906 году землетрясением[1]. Новое здание было стилизовано под старинный замок с элементами неомавританского стиля. Помимо своих основных функций, оно также служило местом проведения спортивных мероприятий, в первую очередь боксёрских поединков, для которых в здании была устроена специальная арена. Эта арена была одним из самых известных мест проведения боксёрских поединков на Западном Побережье США.

Во время всеобщей забастовки, проходившей в Сан-Франциско в 1934 году (также известной как «Кровавый четверг»), в ходе которой 6 человек погибло и более сотни были арестованы, здание арсенала служило опорной точкой для национальной гвардии, занимавшейся подавлением выступлений. В 1976 году Национальная гвардия перенесла оружейную в форт Фанстон и старое здание арсенала перестали использовать по назначению.

В 1978 году, через 2 года после того, как здание перестало быть арсеналом, оно было внесено в Национальный реестр исторических мест США[2]. Несмотря на это, следующие тридцать лет оно никак не использовалось (за исключением того, что использовалось командой Джорджа Лукаса при работе над некоторыми сценами «Звёздных войн»[3]), поэтому обветшало и с каждым годом всё больше нуждалось в реставрации. Предложения о продаже здания под те или иные нужды встречали противодействие в связи с тем, что для использования под свои нужды покупателям так или иначе пришлось бы существенно изменить конструкцию охраняемого законом здания. В конце 2006 года арсенал был куплен за 14 с половиной миллионов долларов порностудией Kink.com, специализирующейся на БДСМ-порнографии. Для проведения съёмок порнофильмов никакая серьёзная перепланировка не потребовалась; к содержанию фильмов студии — как правило, это сцены пыток, насилия и издевательств, как нельзя лучше подходила мрачная атмосфера здания, стилизованного под замок.

Сделка вызвала в Сан-Франциско масштабную общественную дискуссию, в начале февраля 2007 года перед зданием был проведён митинг протеста. Однако специальные публичные слушания, организованные мэром Сан-Франциско Гэвином Ньюсомом, не выявили никаких нарушений законодательства при сделке купли-продажи[4]. Здание стало местом размещения основных съёмочных площадок студии.

С тех пор здание арсенала Сан-Франциско на протяжении более, чем десяти лет являлось съёмочной площадкой порностудии Kink.com. В здании также проводились экскурсии, а отреставрированный зал для боксёрских поединков использвался для проведения различных мероприятий[5].

Арсенал Московского Кремля. - Прогулки по Старой Москве и не только — ЖЖ

На мысль сделать этот пост меня навела вот эта старая фотография.

Если бы не подпись, я бы долго гадала где это и что это. Потому, что эту часть здания мы не видим почти совсем. нас туда не пускают.

На месте сем до 1702 года были много всяких построек: частные дома, сахарный завод, церковь Входа в Иерусалим и стрелецкий двор Лыкова, известный тем, что из него тайно были посланы стрельцы в Преображенский дворец, чтобы умертвить Петра.

Вот это место правый нижний угол.
"Kremlenagrad": первая подробная карта Кремля (1663)в очень большом размере для рассматривания.
Указом 1701 года все эти постройки повелено было сломать и на месте их воздвигнуть Оружейный дом.
Постройка этого дома под названием Цейхгауз начата в 1702 году по рисункам саксонца Конрада и на первом этапе работы возглавили архитекторы М.Чоглоков, Д.Иванов и Х.Конрад. С 1706 г. из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось. Так что окончание строительство пришлось на время царствования императрицы Анны Иоановны, в 1736 году, а внутренняя отделка продолжалась до конца 18 века.

Здание должно было служить оружейным складом и местом хранения военных трофеев и старинного вооружения.
В плане постройка имеет форму трапеции и включает внутренний двор.

Стены, вероятно, изначально предполагалось покрыть разноцветной росписью; высокую кровлю выложили позолоченной черепицей. В парадном зале с вензелями Петра I собирались выставлять трофейное оружие и доспехи.
Однако в 1713 году крыша рухнула и здание осталось недостроенным. С 1722 по 1731 г. Арсенал достраивал Х. Конрад. С 1731 г. строительством руководили фельдмаршал Б.-Х.Миних и архитектор И.Шумахер.
К 1736 году восточный фасад, обращенный внутрь Кремля, украсили росписью и лепниной в стиле барокко. Тогда же появился главный портал Арсенала.

Гравюра по рисунку М.И.Махаева.
1763 год.

В 1737 г. во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 гг. Эта работа осуществлялась под руководством М.Казакова и инженера А.Герарда.
В это время главный портал завершили треугольным фронтоном.

Ф. Алексеев. 1800-е.
Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 г. Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А.Бакарева, И.Мироновского, И.Таманского и Е.Тюрина начались в 1814 г. и завершились в 1828 г. О чем гласит надпись под фронтоном на первой фотографии.

Не смотря на столь долгий срок строительства, первоначально задуманное объемно-планировочное решение сооружения сохранилось. Менялись лишь конструкции перекрытий, внутренняя планировка, архитектурные и декоративные детали на фасадах.

Северо-западной и северо-восточной сторонами оно вплотную примыкает к крепостной стене. Архитектура двухэтажных фасадов носит монументальный характер. Это достигается мощной гладью декорированных белым камнем кирпичных стен, прорезанных двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами.

Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма. Высокая барочная кровля со слуховыми окнами в процессе перестроек была заменена ныне существующей пологой двускатной.

После 1812 г. в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 г. сюда были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. "Их всех было 875 (И.Кондратьев) и принадлежали они двенадцати народностям".

После сноса в 1960 г. старой Оружейной палаты сюда же перенесли и русские пушки, установленные на лафетах.

Это они еще на своем старом месте.


Вход со стороны внутреннего двора 1900-е фотограф Павлов.

Еще немного старых фото:

Входная часть со стороны двора


Чугунная лестница внутри


Вход со стороны Сенатской площади

В здании Арсенала сейчас размещаются казармы и административные службы Комендатуры Кремля.

При написании был использован материал из книг:
И.Кондратьев. Седая старина Москвы.
И.Бусева-Давыдова, М. Нащокина. Архитектурные прогулки по Москве. Издательство Ворон.
Сайт Музей Московский Кремль.

Арсенал (Нью-Йорк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Здание Арсенала в 1911 году

Арсенал (англ. Arsenal) — историческое здание в центре Нью-Йорка — на пересечении 64-й улицы и Пятой Авеню, на территории Центрального парка.

Кирпичное неоготическое здание, внешним видом напоминающее крепость, было построено по проекту Мартина Томпсона (Martin E. Thompson, 1786—1877) в 1848—1851 годах для военных нужд нью-йоркской милиции (местного ополчения, впоследствии преобразованного в подразделение национальной гвардии США). По первоначальному плану здесь планировалось хранить пушечные лафеты, снаряжение и стрелковое оружие целой дивизии, однако в 1850-е годы здесь расположился лишь 7-й полк[1]. Здание было расположено на большом удалении от центральных городских кварталов, которые в середине XIX века находились на Хаустон-стрит в Сохо[2].

В 1857 году, когда было принято решение о строительстве Центрального парка, подразделение освободило здание и передало его на баланс городских властей (в годы Гражданской войны 1861—1865 годов милиции было разрешено использовать здание под свои нужды)[1]. После военных здесь временно разместился зверинец, который в 1860-е годы переехал на новое место и преобразован в Зоопарк Центрального парка[2]. В 1869—1874 годах в здании разместились экспозиции только что образованного Американского музея естественной истории. Помимо них часть помещений было отдано под метеорологическую станцию и полицейский участок[1]. С периода Великой депрессии по настоящее время здание занимает управление Нью-Йоркского Департамента парков и мест отдыха (англ. Department of Parks and Recreation)[3]. Здесь также расквартированы администрация Центрального парка, нью-йоркское общество охраны дикой природы (англ. New York Wildlife Conservation Society) и библиотека (англ. The Parks Library). В 1930-е годы внутренние помещения здания были украшены красочными фресками со сценами из его истории. Автор изображений — художник Аллен Саалбург (Allen Saalburg)[4].

  • Todd, Nancy L. New York's Historic Armories: An Illustrated History.. — State University of New York Press, 2006. — 322 p. — ISBN 0791469115.

Смотрите также

Описание: