Где находится завод вербилки


ВЕРБИЛКИ, мануфактура Гарднеръ, Московская область, Талдомский район: vadimrazumov.ru — LiveJournal

Что связывает подмосковные Вербилки с немецким Майсеном? В чью честь назван Гарднеровский переулок в центре Москвы? Как была основана первая в России частная фабрика по производству фарфора? Ответ на многие вопросы можно узнать, обратившись к истории завода «Фарфор Вербилок».

Кстати: уже 13 апреля состоится экскурсия "Промпоезд" для взрослых и детей в Вербилки для взрослых и детей. Специально для вас мы договорились попасть на производство в выходные, мы посетим два производства, будут мастер-классы и дегустации. Забронировать билеты в тур можно здесь https://www.usadboved.ru/verbilki.



Дата фотографий: 25 августа 2017 года.

2. Сейчас «Фарфор Вербилок» – один из трёх действующих фарфоровых заводов в России. Удивительно, что при этом он же является первым в нашей стране частным заводом по производству фарфора. Производство пережило века, меняя названия, но не суть.

3.

4. Основателем фарфорового дела в России можно считать британца Франца (Фрэнсиса) Гарднера. Гарднер был шотландским купцом. В 1746 году он приехал в Российскую империю. Тогда же для удобства в ведении дел сменил имя Фрэнсис на более привычное россиянам Франц Яковлевич, однако подданство менять не стал.

5.

6.

7. Сперва Франц Гарднер поселился в Петербурге и стал пробовать силы в лесной промышленности. Впоследствии занялся сахарной промышленностью: это приносило больший доход. Но продолжал мечтать об иной сфере деятельности.

8.

9.

10.

11. К началу 50-х гг. XVIII века Гарднер перебрался в Москву. Он приобрёл дом. Впоследствии фамилия домовладельца дала название целому переулку в Басманном районе Москвы. В этот же период Франц Яковлевич решил открыть фабрику по производству фарфора. Конкурентов в этой сфере в России не было. Фарфоровую посуду покупали за границей. Это сказывалось на цене изделий. Купец надеялся, что императрица оценит перспективу получить качественный продукт.

12.

13.

14. Приступая к делу, Франц Гарднер думал, что для русского фарфора подойдёт глина из Гжели: там уже производили керамические изделия. Но первые же попытки показали: для фарфора требуется другое сырьё. В поисках подходящей глины Франц Яковлевич отправился в путешествие по стране. Лучшим вариантом оказалась глуховская глина с Черниговщины.

15.

16.

17. Поскольку Гарднер так и не сменил подданства и не стал резидентом Российской империи, владеть крепостными он не мог. Надежды на содействие со стороны императрицы при открытии производства также не оправдались. Но эти обстоятельства не стали помехой. Франц Гарднер купил у князя Урусова землю в Дмитровском уезде, а купчую на крепостных оформил на подставное лицо. Село, приобретённое у Урусова, в купчей называлось Верболово, но уже при Гарднере устоялось другое название – Вербилки.

18.

19.

20. Заявку на открытие фабрики купец подал в Мануфактур-коллегию и вскоре получил официальное разрешение. Первых мастеров Гарднер пригласил из саксонского города Майсена, славящегося мейсенским фарфором. Росписи по фарфору русских мастеров обучал немецкий художник Кестнер. Но с расширением производства количество российских мастеров возросло: к 1771 году они были в большинстве. В организации мануфактуры также принимали участие профессор Женевского университета Франц Гаттенберг и старший сын Франца Яковлевича – Франц Францевич. Фабрика получила название «Мануфактура Гарднер в Вербилках».

21.

22. Благосклонное отношение со стороны властей действительно пришло, но гораздо позже. В 1773 – 1783 гг. Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза. Существуют две версии. Согласно одной из них, к Гарднеру обратился Потёмкин: императрица приказала тому сервировать праздничный стол, который превзойдёт роскошью пиры «Тысячи и одной ночи». Потёмкин сделала ставку на «Мануфактуру Гарднер» и не прогадал.

23.

Вербилки — Википедия

Верби́лки — посёлок городского типа (с 1928) в Талдомском городском округе Московской области Российской Федерации.

Расположен на реке Дубне, в 90 км к северу от Москвы[2]. Железнодорожная станция Вербилки Савёловского направления Московской железной дороги.

В посёлке располагается имеющий мировую[3] известность завод «Фарфор Вербилок», основанный в 1766 году английским купцом Гарднером.

Население — 6869[1] чел. (2020).

В одном из документов XVI века (предположительно из Дмитровского архива), было найдено [4] упоминание о сельце Вербильцеве, которое принадлежало дмитровскому горожанину Ртищеву. Но этот документ в настоящее время не найден.

Наиболее раннее документальное упоминание о Вербилках относится[5] к 1627 году; из Дмитровской писцовой книги: «...в том сельце и в пустошах написано пашни худые земли 50 чети в поле, а в дву потому ж, сена 435 копен, лесу пашенного 63 десятины». В 1685 году «Подлинная писцовая книга поместных и вотчинных земель в Повельском стане» свидетельствует[6] о наличии сельца на Дубне в устье Якоти, которое было пустошью Вербилово.

Обращает внимание тот факт, что на протяжении 150—200 лет до 1765 года численность населения не изменилась и была в пределах 15-22 человек. В имении находился господский дом и три избы с крестьянами. Пахотной земли крестьяне имели мало.[7]

В 1678 году при царе Алексее Михайловиче его приближённый боярин князь Пётр Семёнович Урусов получил в числе четырёх пустошей и пустошь Вербилово.

Одно время сельцом владел боярин Семён Никитич Урусов (ум. 1694). Он был женат на дочери фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и владел селом 10 лет. Князь Урусов происходил из новой московской знати. Его родословная шла не от русских князей, потомков Рюрика, а чуть ли не от древних египетских фараонов.

Урусовы владели сельцом до 16 февраля 1766 года, когда оно было куплено у князя Н. В. Урусова Гарднером. В этой купчей Вербилки названы «Верболово». В другом документе, сообщении о покупке в Мануфактур-коллегию от 15 марта 1766 года, Гарднер называет сельцо Вербелово.[8]

Современное название Вербилки устоялось именно при Гарднере и предположительно[9] связано со словом «верба». В некоторых документах поселение названо Вербильцы, что имеет прямое отношение к вербе. На Руси поселения очень часто назывались по особенностям местности или географическим приметам, по названиям рек. По другим версиям название образовано от имени или прозвища Вербол (чьё? — Верболово).

В 1900 году в 2 км от посёлка прошла линия Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и возникла станция «Вербилки». Ныне пристанционный поселок входит в состав Вербилок.[10]

Посёлок три раза подвергался[11]авианалётам в Великую Отечественную войну, в основном на станцию железной дороги. В начале сентября 1941 года немецкие бомбардировщики сбросили бомбы на станцию в районе железнодорожного моста. Это был стратегический объект, так как через станцию Вербилки шли поезда на Ленинград, в обход частично захваченной Октябрьской железной дороги. Бомбы не взорвались, попав в мягкий болотный грунт. Остальные бомбы немецкие самолеты сбросили на поле недалеко от деревень Стариково, Князчино, а также у моста через Козловку в районе села Новогуслево. Погибших нет.

Третьего или четвёртого ноября 1941 года немецкий бомбардировщик в два захода бомбил станционные постройки и железнодорожные пути. Пострадали мирные жители, женщины и дети. По разным данным погибло от 2 до 13 человек. Бомбы разрушили узел связи и повредили два жилых дома (частный и многоквартирный). На пути бомбы не попали. После этого инцидента на станции была расквартирована рота особого назначения для охраны железнодорожных путей и сооружений.

Третий и последний налёт на станцию был 12 декабря 1941 года. Самолет сумел сбросить только одну бомбу, которая попала в дом, где размещался штаб охраны железнодорожных путей. Погиб 1 человек.

В годы войны свыше пятисот[12] жителей Вербилок погибли на различных фронтах. В память о них в посёлке воздвигнута стела. В нынешнем здании Детской школы искусств располагалось главное отделение фронтового госпиталя ХПГ – 102. Во время битвы под Москвой госпиталь принимал раненных бойцов. Работали в нём местные жители. Вблизи посёлка, на местном кладбище находится братская могила воинов 348-й стрелковой дивизии, павших при освобождении Бунятина, Синькова и других окрестных сел, а также умерших от ран во фронтовом госпитале.

Вербилки (внизу) на карте Талдомского района. Карта 2005 года, до разделения Ермолинского поселения.[13]

На 2012 год одно дневное и одно вечернее общеобразовательные учреждения, в которых занимается около 580 учащихся.

В Вербилках работает одно стационарное учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов[14] на 40 мест, численность граждан пожилого возраста по списку на 2008 год — 36 чел, и одно отделение социального обслуживания на дому, с числом обслуживаемых лиц пожилого возраста — 166 человек[15].

На территории посёлка функционирует детская библиотека с фондом 7938 экземпляров, взрослая библиотека с фондом 20610 экземпляров, детская школа искусств. Библиотеки не имеют своего помещения, располагаются в здании начальной школы[15].

Здравоохранение[править | править код]

Здравоохранение включает в себя участковую больницу[16] мощностью 230 посещений за смену, мощность стационара — 40 коек. Число врачей всех специальностей — 23 человека, среднего медицинского персонала — 41 человек. При больнице действует поликлиника, терапевтическое отделение, детское отделение, а так же отделение скорой медицинской помощи.

Больница в была построена в 1902 году. Главное здание больницы в то время включало в себя амбулаторию, аптеку, госпиталь, родильное отделение, а также отделение для содержания престарелых. Больничный комплекс включал в себя и ряд подсобных и хозяйственных помещений. В открытии больницы участвовал дмитровский уездный начальник. Учреждение задумывалось как фабричная больница, которая должна была вести обслуживание только рабочих фарфорового завода, но вскоре начался и прием деревенских жителей. Особую тревогу врачей в те года вызывал туберкулёз, которым страдали многие рабочие. В 1930 году в состав больничного комплекса вошел санаторий-диспансер для туберкулёзных больных.

В годы войны персонал больницы начал оказывать помощь раненым воинам, а уже в ноябре 1941 года здесь был развернут 102-й хирургический госпиталь. После войны в больницу вернулись не только старые врачи, штат пополнился и новыми квалифицированными кадрами. В шестидесятых годах на территории больничного комплекса было построено здание специального назначения, возведенное в рамках программы защиты от ядерной угрозы, однако в 1969 году это здание стало собственностью больницы.

На 2015 год больница ведет обслуживание территории 25 деревень, на которой проживает около 8 тысяч человек, а также большого количества садовых товариществ, на территории которых летом временно проживает до 60 тысяч человек. Приём ведут[17] терапевты, невролог, стоматолог, акушер-гинеколог, дерматовенеролог и другие специалисты. Клиническая лаборатория при больнице, оборудование для которой было закуплено в 2006—2008 годах, производит различные виды анализов. Оказываются такие услуги, как физиотерапевтическое лечение, рентгенологическое исследование, ЭКГ, реовазография, УЗИ, велоэргометрия. За свой труд коллектив больницы в 2002 году, в честь 100-летия основания больницы, получил почетную грамоту Московского областного комитета профсоюзов работников здравоохранения.

Дом культуры[править | править код]

История Вербилковского Дома культуры начинается с объединения вербилковской молодёжи[18] в организацию осенью 1918 года. Молодые люди, а их записалось в комсомол более 400 человек, очень активно проявляли себя во всех областях жизни посёлка, но у них не было помещения, где бы они могли собираться. Руководство завода пошло им навстречу и в 1921 году выделило полбарака, который строился тогда на Дмитровском проезде для прибывающих рабочих. Свой дом комсомольцы назвали клубом. Образовался там и первый кружок — духовой оркестр. Однако помещение вскоре сгорело.

Руководство завода понимало, что посёлку нужен клуб. На заводском собрании решили строить современное культурное учреждение. Деньги были выделены Москвой, их было недостаточно. Тогда на заводском собрании решили в течение года заработок за один день в месяц отчислять на строительство клуба и строить его собственными силами. Строили клуб на площадке рядом с парком, где у Гарднеров (первых владельцев завода) был выезд для лошадей. Получилось вместительное светлое уютное здание. По размеру оно было точно такое же, как и современное. Лицевая торцовая часть, где находились кинобудка и балкон на 50 мест, были из кирпича. Кирпичной была и задняя часть, там размещались сцена, гримёрная, костюмерная, котельная. Расположенный между ними высокий зрительный зал на 450 мест выполнили из дерева. Деревянными были и пристройки в виде крытых террас с восточной и западной сторон. Там размещались комнаты для работы по интересам. Открытие клуба состоялось 7 ноября 1924 года. Назывался он в то время «Нардом».

В 1951 году клуб был реконструирован[19] и получил современное название Вербилковский Дом культуры. Он рассчитан[15] на 432 места, работает 26 сотрудников.

  • Вход в Парк культуры и отдыха (ПКиО)

  • В ПКиО. «Подарок из глубины веков. Этот камень принёс сюда ледник в эпоху оледенения на Земле 10 000 лет назад». Обнаружен при реконструкции парка в 2015 году.

Показатели естественного движения населения неблагополучные, превышение смертности над рождаемостью за 5 лет (с 2007 по 2012) составляет 1,6 раза. Незначительно увеличивается население за счет миграции населения (в среднем на 10 человек ежегодно), однако, с учетом естественной убыли, численность населения постоянно снижается. Численность пенсионеров — 2351 человек, что составляет 36,3 % от общей численности населения.

Изменение численности населения по данным переписей и ежегодных оценок:

Промышленность является ведущей отраслью экономики посёлка. Доля отрасли в общем объёме отгруженной продукции и оказанных услуг составляет 49,4 %. Преобладает частный вид собственности. В производстве основных видов продукции наибольший удельный вес имеет выпуск фарфоровой посуды. В основном бюджет Вербилок формирует[15] завод «Фарфор Вербилок».

Строительный комплекс посёлка представлен ООО «Прометей», выполняющим большую часть работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов. С 2010 года в Вербилках осуществляется крупный инвестиционный проект: строительство шести девятиэтажных жилых домов — микрорайон Черёмушки (ООО «Газнистрой»).[39]

  • Продажа разливного кваса в Вербилках, 2010 год.

  • Река Якоть на территории посёлка

  • На ул. Победы у фарфорового завода

  • Забырин, Николай Владимирович — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
  • Баскаков, Андрей Иванович (1948—2014) — основатель общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России» и ее председатель с 1990 по 2014 г. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры (2010). Почётный член Союза фотохудожников Литвы (2010).[источник не указан 336 дней]
  • Батурин, Юрий Михайлович — лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой Российской Федерации, член-корреспондент РАН.
  • Войлоков, Иван Гаврилович — участник Великой Отечественной войны, гвардии сержант. Закрыл своим телом амбразуру пулемёта.
  • Фуряев, Геннадий Иванович — строитель, Герой Социалистического Труда.
  • Слётов, Пётр Владимирович — русский советский писатель.
  • Урусов, Пётр Семёнович — князь, русский государственный и военный деятель, стольник, кравчий, боярин и воевода. Троюродный брат царя Алексея Михайловича.
  • Глебов-Вадбольский, Владимир Владимирович — советский и российский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Народный художник РФ.
  • Гарднер, Франц Яковлевич — английский купец.
  • Горлов, Дмитрий Владимирович — русский советский график, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики. Заслуженный художник РСФСР.

Церковь Александра Невского в Вербилках[править | править код]

До 1911 года православного храма в Вербилках не было. Был небольшой старообрядческий деревянный молельный дом, сооруженный[40] в начале XX века при помощи М. С. Кузнецова. Сломан в середине XX века. Православные жители Вербилок являлись прихожанами Вознесенской церкви в селе Новом. В 1911 году по просьбе рабочих на народные пожертвования начали строить православную церковь в Вербилках. Строительство разрешила Анна Матвеевна Соколова, потому что вся земля в посёлке была её собственностью. Церковь была деревянная, бело-голубая, светлая. Пятигранный рубленый алтарь выходил на Почтовую улицу, с которой была калитка для входа. Главный вход был с противоположной стороны, со стороны паперти, которая выходила на берёзовую аллею. Двор церкви был огорожен белым забором. Строительство закончено в 1916 году.

В 1931 году церковь[41] закрыли. Иконы складывали на берегу Якоти и сжигали. В церкви было решено устроить детский сад. Сняли кресты, разобрали купол, сделали солидную пристройку со стороны паперти. Зимой 1958 года детский сад переехал в новое здание, а в этом разместился санаторий-профилакторий для ослабленных детей. Но прежде был сделан небольшой ремонт. Разобрали алтарь и с этой стороны выстроили закрытые веранды-спальни. Внешний вид здания полностью изменился. Капитальный ремонт, начатый в конце 80-х годов, ещё больше изменил внешний и внутренний вид здания. Перекрыли крышу, в результате чего она потеряла свою сферичность, сделали кирпичную пристройку.

В ноябре 1996 года по благословению[42]митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Вербилках вновь был открыт православный приход, которому 1 апреля 1997 года передали здание бывшей церкви. Силами прихожан и администрации поселка был произведен ремонт, и на праздник Пасхи во вновь открытой церкви состоялась первая служба. С тех пор богослужения проводятся регулярно.

  1. 1 2 3 Оценка численности постоянного населения Московской области на 1 января 2020 года и в среднем за 2019 год по муниципальным образованиям (неопр.). Мособлстат. Дата обращения 20 апреля 2020.
  2. ↑ Вербилки // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ История завода Вербилки 2 (рус.). Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 6 апреля 2013 года.
  4. ↑ Первое упоминание о Вербилках. Книга о Вербилках. Глава II. (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 сентября 2014. Архивировано 28 сентября 2014 года.
  5. ↑ Фарфоровое наследие (рус.). Дата обращения 3 октября 2014.
  6. ↑ История городского поселения Вербилки (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  7. ↑ История поселка Вербилки. Небольшой эксурс. (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  8. ↑ РГАДА, ф. 277, оп. 10, е.х. 761
  9. ↑ Верболово, Вербильцы, Вербилки... (рус.). Дата обращения 20 января 2017.
  10. ↑ Вербилки (рус.). Дата обращения 3 октября 2014.
  11. ↑ Вербилки в годы войны (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
  12. ↑ Сколько дивизий — стрелковых, танковых, артиллерийских, кавалерийских, воздушно-десантных и иных было в Советской Армии во время Великой Отечественной войны? (рус.). Дата обращения 18 января 2017.
  13. ↑ Закон Московской области от 15.02.2005 № 42/2005-ОЗ «О статусе и границах Талдомского муниципального района, вновь образованных в его составе городских и сельских поселений и существующего на территории Талдомского района Московской области муниципального образования» (принят постановлением Мособлдумы от 26.01.2005 № 3/126-П, первоначальная редакция) (неопр.). Дата обращения 15 июня 2014.
  14. ↑ Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Талдомский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов „Берёзка“»
  15. 1 2 3 4 Программа социально-экономического развития Городского поселения Вербилки Талдомского муниципального района Московской области на 2009—2011 годы (рус.). Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  16. ↑ Поликлиника в Вербилках (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 2 августа 2013.
  17. ↑ Вербилковская участковая больница (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 августа 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
  18. ↑ Вербилковский Дом культуры: навстречу девяностолетию (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 2 августа 2013.
  19. ↑ 60-летний юбилей Дома Культуры (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 2 августа 2013.
  20. ↑ Списки населённых мест Российской империи. Московская губерния. По сведениям 1859 года / Обработано ст. ред. Е. Огородниковым. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб., 1862. — Т. XXIV.
  21. ↑ Справочник по населённым местам Московской губернии. — Московский статистический отдел. — М., 1929. — 2000 экз.
  22. ↑ Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность городского населения СССР по городским поселениям и внутригородским районам (неопр.). Дата обращения 30 ноября 2013. Архивировано 30 ноября 2013 года.
  23. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  24. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  25. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  26. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  27. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  28. ↑ Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области на 1 января 2006 года (неопр.) (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Дата обращения 4 февраля 2013. Архивировано 11 января 2012 года.
  29. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  30. ↑ Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений (рус.). Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения 21 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  31. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  32. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  33. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  34. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  35. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  36. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  37. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  38. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года (рус.). Дата обращения 31 июля 2019.
  39. ↑ http://gazni.ru/verbilki.html (недоступная ссылка)
  40. ↑ Молитвенный дом в Вербилках (старообрядческий) (рус.). Дата обращения 7 октября 2014.
  41. ↑ Церковь Александра Невского в Вербилках (рус.). Дата обращения 7 октября 2014.
  42. ↑ О приходе - Церковь святого Александра Невского поселка Вербилки (рус.). Дата обращения 7 октября 2014.

Антикварный салон «СОВ-АРТ» — антиквариат, живопись, скульптуры, фарфор.

Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г.

История Дмитровского фарфорового завода (Вербилки)

Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфорового черепка, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в "Товарищество М.С.Кузнецова" в конце XIX в.
Начав с творческой переработки западноевропейских образцов - придворные так называемые орденские сервизы (1777-80 и 1783-85), фигурки персонажей итальянской народной комедии (1770-1790-е гг.), - завод к началу XIX в. нашел свой стиль изделий, в которых ампирные формы сочетались с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом (фигурки горожан по офортам в сборниках "Волшебный фонарь" после 1817; чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с жанровыми сценками, яркой цветочной росписью и др.). С 1833 Дмитровский фарфоровый завод освоил выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х гг. - из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных русских заводов. Однако во 2-й половине XIX в. художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приемов росписи, введение переводных картинок (декалькомании) с репродукциями салонной живописи, расчет на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь "восточная" (для Средней Азии) и "трактирная" посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Рабочие завода не раз организованно выступали с требованием улучшить свое исключительно тяжелое положение (первое выступление рабочих было в 1805). С 1905 забастовки носили политический характер. За годы Советской власти Дмитровский фарфоровый завод реконструирован и значительно расширен.
Коллектив Дмитровского завода в 30-е годы состоял из мастеров с традиционным опытом росписи фарфора, навыки которых переходили от поколения к поколению. Как говорят: учили с руки.

 

Искусство росписи фарфора на Дмитровском заводе

Искусство росписи фарфора претерпело на Дмитровском заводе в послевоенные годы весьма существенные изменения. Видную роль в этом сыграл один из наиболее ярких представителей старшего поколения художников, уроженец Вербилок Константин Георгиевич Тихонов.
Во второй половине 50-х годов на Дмитровском заводе создаются лучшие скульптурные произведения Д.Горлова, К.Поповой, С.Вайнштейн-Машуриной, М.Пермяк, сервизы Е.Смирнова, О.Ганрио, В.Правиковой. С начала 60-х годов на протяжении всей половины этого десятилетия В.Ольшевский создает на Дмитровском заводе целый ряд новых форм чайных сервизов - "Дубна", "Каннелюрный", "Тайга", "Сибирь", "Скиф", "Русский", "Витязь", а также ряд работ для нового Сланцевского завода под Ленинградом.

Фарфор завода Вербилки

Продукция Дмитровского фарфорового завода экспонировалась более чем на 100 зарубежных выставках в 40 странах мира. Многие изделия, созданные художниками и мастерами завода, находятся в заводском музее, а также в других музеях страны и за рубежом. Дмитровский фарфоровый завод был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937), серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В честь 200-летия завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Завод фарфоровый Вербилки (Гарднер, Дмитровский)

К началу 18-го века, правители многих стран мечтали производить собственный фарфор. Хотел этого и Петр I. Он посещал фабрики, интересовался секретами производства, подсылал агентов, и приглашал опытных мастеров в Россию. Знаменитые Петровские трубки, предметы обихода, гербовые вазы – до сих пор многие фарфоровые изделия привезенные императором из-за границы, хранятся в музеях.

В русский язык наименование фарфор пришло из Персии. Там китайские изделия называли  — «фахфур». Англичане говорили – порслин, он итальянского –порчеллино (поросенок).

Это забавное название произошло от цвета розового семейства китайского фарфора. Итальянцы стремились узнать, каким образом китайцы придают глазури нежно-розовый цвет. Китайцы загадочно говорили, что в состав добавляют кровь  девственниц, от этого масса приобретает такую окраску. Но итальянцы подозревали, что весь секрет – в морских раковинах, тоже называемых порчеллино, добавляемых в керамику.

История мануфактуры

Мечту Петра I-го о собственном фарфоровом промысле, воплотила его дочь – Елизавета. Шведский мастер Христиан Гунгер с русским помощником Дмитрием Виноградовым пытались наладить выпуск отечественных изделий из гжельской глины. Дело не заладилось, и Гунгер получил отставку.

Виноградов самостоятельно продолжал опыты, пока не создал белый и прозрачный материал. Его первой работой и визитной карточкой стала чашка с росписью виноградными кистями.

Ученый открыл мануфактуру из отечественного сырья, фарфор по качеству не уступал знаменитому саксонскому и китайскому оригиналу. Вначале это были мелкие изделия – трубки, чашки, пуговицы. Через несколько лет Виноградов построил и успешно испытал большой горн для обжига. Теперь на мануфактуре  появились и крупные изделия.

Там был изготовлен первый императорский столовый сервиз, которому Елизавета назвала «Собственный».

При Екатерине II Мануфактура стала «Императорским фарфоровым заводом», заведовать им назначили князя Вяземского. Производство постоянно расширялось, умелые мастера создавали все больше новых форм, доходы неуклонно росли. Тогда же появился знаменитый парадный «Арабесковый» сервиз, расписанный мотивами Древней Греции. В Москве производством мелких фарфоровых изделий занималась фабрика Гребенщикова.

Период Ф. Гарднера и потемкинские чашки с бриллиантами

Франц Гарднер – обрусевший выходец из Англии, перебравшийся в Россию и мечтавший разбогатеть. Он пробовал заниматься лесной промышленностью, производством сахара. Постепенно породнившись со знатными дворянскими семействами, через браки детей – решил перебраться в Москву. Он давно хотел открыть собственное фарфоровое производство, помог случай. К тому времени умер заводчик Гребенщиков, фабрику закрыли. А родной брат Гребенщикова, сел в тюрьму за долги. Узнав об этом, Гарднер пообещал заплатить всю задолженность, за фамильный секрет состава фарфорового сырья. Он выполнил обещание, а Андрей Гребенщиков возглавил предприятие. Сначала выпускали мелкие изделия – пуговицы, курительные трубки, посуду, но впоследствии, когда Гарднер нашел в Малороссии подходящее сырье, в Дмитровском уезде была открыта фабрика.

Есть история, о том, как тщеславная императрица потребовала у Потемкина накрыть праздничный стол в честь ее именин, чтобы он оказался роскошнее, чем стол падишаха из «Тысячи и одной ночи».  Светлейший справился с заданием. Поразив Екатерину и гостей невиданными блюдами и роскошными винами, на десерт он приказал поставить чашечки тончайшего фарфора, наполненные бриллиантами. Фарфор был приобретен на фабрике Гарднера.

В подарок Екатерине Гарднер на своей фабрике создал коллекцию, посвященную русско-турецкой войне. Затем восхищенная прекрасным подарком императрица, сделала заказ на три орденских сервиза – святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.

После смерти Франца Гарднера дело продолжили сыновья. Фабрика «Мануфактуры Гарднер в Вербилках» считалась лучшей в России. За высокое качество была дарована милость гравировать на фарфоре Государственный герб России.

Период Кузнецова

В 1892 году приходившее в упадок производство, купил Матвей Кузнецов и дал название —  «Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова». С этого начался новый расцвет вербиловского фарфора. Кузнецовым был куплен не только гарднеровский завод, он приобрел и торговую марку  gardner, его историю, поставщиков и клиентов. До самой революции 1917 года, на уже кузнецовский фарфор, ставилось клеймо Гарднера.

Советское время

После революции в моде бала «агитационная» тематика. Стала появляться посуда не только высшего, но и среднего качества. Продукцию фарфорового завода, переименованную в «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках», с удовольствием покупали и жители Советского Союза, и зарубежные гости. В 1937 г. на выставке в Париже дмитриевский фарфор был удостоен Большой Золотой медали. Высокое качество и мастерство художников Вербилок было непревзойденным.

Настоящее время

После развала Советского Союза фабрику переименовали в «Фарфор Вербилок», открылось предприятие «Промыслы Вербилок», где выпускают изделия ручной работы с живописью по фарфору. До сих пор фабрика «Мануфактуры Гарднер» выпускает фарфор высшей категории. Несколько линеек современной продукции, изготовленные по классическим образцам 19-го века, не уступают по качеству и элегантности антиквариату.

Вербилки фарфоровый завод

Дмитровский завод – это не просто фарфоровое предприятие. Это сокровищница традиционных ценностей, бережно передаваемых следующим поколениям. Каждый мастер соединяет старинные секреты с новейшими технологиями, и создает шедевры искусства. Фарфоровые изделия известны далеко за пределами нашей страны, они есть в частных коллекциях, и представлены в музеях всего мира.

Для вербиловской посуды используют два вида декора:

  • Рельефный – углубляется в поверхность с помощью гравировки, перфорации или завышением. Изделие обжигается либо сразу, либо рельеф (цветочки, листики, фигурки) обжигается отдельно, а затем наклеивается.
  • Роспись – красочный декор художники выполняют надглазурным способом или подглазурным.

Основной способ декорирования – деколь. Часто изделия расписываются краской с добавлением золота.

Клейма по годам

До революции у продукции вербиловского завода было клеймо Гарднер.  Это была не только фамилия, но и эталон качества, под которым его знали не только в России, но и за границей. После революции фабрика была национализирована, в клеймах ДФЗ стали изображать серп и молот. С периода пятидесятых годов и до сих пор  – стилизованная голова лося и буква В. С начала девяностых в печать клейма стали вносить год основания – 1766.

Красное клеймо – означает первый сорт изделия, зеленое – второй.

Мастера и художники

В тридцатых годах в ДФЗ стал работать известный скульптор Орлов. Широкую известность приобрели его работы «Конек-горбунок», «Клоун».

После войны, Чечулина, с ее сервизом «Битва за Родину». Деморей расписывала орденские наборы посуды – «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов».

В пятидесятые вербиловский фарфор прославляли коллекции Ганрио, Лопотухиной (Адмиралтейский), Цветковой (Гвоздики), Золотова (Татьяна).

Горлов и его скульптуры «Бизон», «Генерал Топтыгин», «Зебра» известны многим.

Промыслы Вербилок

Это фарфоровые изделия, выпускаемые на дочернем предприятии фабрики «Мануфактура Гарднер». Здесь сохраняются старые традиции, гарднеровский фарфор изготавливают по дореволюционным технологиям вручную. Роспись тоже только ручной работы, тонкими беличьими кисточками.

Многообразие тематик фарфора Вербилок на посуде

Стиль фарфора, изготовленного на фабрике Гарднер, всегда соответствовал моде эпохи, в которую выпускался.

В восемнадцатом веке – пышный и помпезный стиль ампир. Сервизы украшали  яркими цветочными букетами ( чаще розы и тюльпаны), вазы в виде цветочных корзин, чашки и блюда, с выгравированными вензелями владельцев и императорскими, для подарков придворным фаворитам. Скульптурные статуэтки пастухов и пастушек, крестьян и горожан, одетых по последним модам. Церковная утварь – подсвечники, лампады, паникадила и чаши.

В девятнадцатом веке были в моде жанровые сервизные серии – разговаривающие ремесленники, сценки из крестьянского быта, персонажи из книг. Выпускались наборы к памятным датам – сервизы с росписью эпизодов Бородинской битвы, коллекции «барышня-крестьянка» – изображения женщин из всех слоев общества в характерных нарядах разных эпох. Популярностью пользовались статуэтки в виде животных и птиц.

После революции, на посуде и сувенирах появились надписи, призывавшие вступать в колхоз, агитирующие за мировую революцию, портреты Калинина и других партийцев, рабочих и колхозников.

Тридцатые годы прославили сервизы из серии «Русский орнамент», цветочные мотивы, портреты женщин Советского Союза. Скульптурные композиции из сказок и былин.

В послевоенные годы на посуде изображали героев Советского Союза, портреты маршалов на фоне кремлевской стены, танки и самолеты, героев труда. Была расписана серия сервизов – полководческие ордена, «Битва за Родину».

В настоящее время гарднеровский фарфор представлен в самых разнообразных гаммах и мотивах. Особенным интересом пользуются  сервизы с жанровыми сюжетами, пейзажами; детские наборы – с росписью стилизованных изображений животных, сказочными героями.

Советский фарфор ДФЗ Вербилки. Статуэтки времён СССР. Клейма по годам.

Фарфоровый завод в Вербилках. ДФЗ Вербилки: история, клейма, предметы.

«Фарфор Вербилки» - так коротко называют изделия Дмитровского фарфорового завода (ДФЗ). Дмитровский фарфоровый завод находится в Московской области, в поселке Вербилки. Основан ДФЗ в 1766 году английским купцом Гарднером. В конце 19 века входил в «Товарищество М.С. Кузнецова». После революции 1917 года национализирован. В 90-х превратился акционерное общество. Работает и по сей день. Продукция «Вербилок» неоднократно получала награды на конкурсах и международных выставках.

История - истоки, Гарднер, Кузнецов

Первые предпосылки к созданию фабрики в Вербилках были ещё в 1754 году, когда земля принадлежала князю Николаю Урусову. Далее, шотландец Фрэнсис (Франц) Гарднер в 1766 году уже открыл собственное производство. Помогал ему его сын – профессор из Женевского университета – Ф. Гаттенберг. Кстати, Ф. Гарднер много поездил по России и долго выбирал место для расположения своего завода, изучая глину. Хороший вариант сырья он нашёл в Чернигове – «глуховская» глина. Первые поставки для императрицы Екатерины II были произведены с 1777 по 1783 года. Это были четыре орденских сервиза: Александровский, Владимирский, Андреевский, Георгиевский. Они предназначались для приёмов в честь кавалеров соответствующих орденов. Императрице понравились сервизы, и карьера Ф.Гарднера пошла вверх, он заручился поддержкой князя Юсупова, а на продукции теперь стало разрешено ставить герб Москвы.

Первое время на фабрике работали иностранные мастера, в основном из Мейсена. И.Миллер перешёл работать к Гарднеру из ИФЗ (Императорского фарфорового завода), где управлял в то время Д.Виноградов. Гарднер выпускал на заводе не только продукцию для двора и знати, но также и массовую продукцию для широких слоев населения. Посуда завода в Вербилках славилась хорошим качеством, при этом была дешевле западных аналогов. Ввиду большого спроса, фабрика Гарднера постоянно расширялась и нанимала всё больше рабочих. К 1780 году на фабрике работало около 150 человек, преимущественно, местных.

После смерти Франца Гарднера, его фабрика перешла по наследству сыну Францу Францевичу, а далее к жене Ф.Гарднера – Сарре Александровне. Уже в начале 19 века завод переходит в управление её детям – сыновьям Александру и Петру.

Со сменой владельца, в начале 19 века фабрика Гарднера переживает новый расцвет. В 1933 году основано новое производство посуды из фаянса. В 1840 году начинают выпускать продукцию из опака. Фабрика становится лидером на отечественном рынке.

В середине 19 века завод переходит по наследству к внукам Ф.Гарднера – Владимиру и Александру, а в конце 19 века владельцем становится Елизавета Николаевна Гарднер, которая продала завод. В 1892 году завод купил Матвей Кузнецов и ввёл его в состав «Товарищества М.С. Кузнецова». С этих пор начался новый подъем производства и расцвет художественной составляющей фабрики, которая снизалась к концу 19 века. Хотя фабрика перешла в собственность Кузнецовых, на всю продукцию ставилось клеймо Гарднера аж до 1917 года. Это было сделано для того, чтобы не потерять узнаваемый и прославленный бренд. Кроме того, Матвей Кузнецов выпускал прейскуранты на продукцию (последний датирован 1 марта 1917 г.).

Что выпускал завод к концу 19 века

1860 г. – в коллекции завода более 4000 наименований предметов (не вкл. статуэтки)

  • Статуэтки
  • Чайные сервизы, столовые сервизы
  • Церковная утварь: лампады, свечи, люстры, чаши,
  • Чашки, сухарницы, блюда, вазы – к 100-летию Бородинской битвы
  • Изделия с изображением русских барышень, барынь, бояр в одеждах 16-17 веков – к 300-летию дома Романовых
  • Анималистическая скульптура

История – Советский период

После 1917 года завод был национализирован и получил название «Дмитровский фарфоровый завод». Во время гражданской войны и первые годы после нее завод выпускал вазы, туалетные приборы, блюда «Деревенька под снегом», «Речка с березками», «Еловая роща». Далее в производство пошёл агитационный фарфор – «Все в культпоход», «За заем тракторизации», кружки с портретом Калинина и другие. В начале 1930-х годов популярными стали чайные сервизы «Искусство народов СССР». В 1937 году создана художественная лаборатория при заводе. Во время ВОВ производство фарфора практически остановилось, но кое-что всё-таки выходило. В свою очередь, завод частично перепрофилировался на выпуск изделий для нужд фронта: в-вольтные изоляторы, поильников для госпиталей и т.п. Завод был заминирован в 1941 году на случай захвата.

Постсоветский период

С 1991 года было организовано ЗАО «Фарфор Вербилок», в 1995 году основано дочернее предприятие «Промысел Вербилок» с целью возрождения фабрики. В 2006 году в штате завода было около 350 сотрудников, в том числе 20 художников.

Скульпторы, художники

  • С. М. Орлов: «Конек-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун»
  • А. Чечулина: «Русский орнамент», «Женщины наших республик», «Битва за Родину»
  • Т. Деморей: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» 
  • К. Г. Тихонов
  • Д. Горлов
  • К. Попова
  • С. Вайнштейн-Машурина
  • М. Пермяк
  • Е. Смирнов
  • Ю. Ганрио
  • В. Правиковая
  • В. Ольшевский: «Дубна», «Каннелюрный», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», «Русский», «Витязь»

Заслуги

  • 1829 г. – Золотая медаль, Первая промышленная выставка
  • 1855 г. – Особая благодарность императора, право ставить изображение двуглавого орла
  • 1865 г., 1872 г., 1882 г., 1896 г. – подтверждение права на изображение двуглавого орла
  • 1856 г. – Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества»
  • 1937 г. – Большая золотая медаль, Всемирная выставка в Париже
  • 1943 г. – Первая премия, Всесоюзное соревнование (за выполнение задания по поставке высоковольтных изоляторов)
  • 1958 г. – Серебряная медаль, Всемирная выставка в Брюсселе
  • 1966 г. – Орден Трудового Красного Знамени
  • 1996 г. – Бриллиантовая звезда, выставка предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме
  • 1996 г. – Золотая звезда, выставка предпринимателей Америки и Европы в Мехико
  • 2007 г. – Почетный член Гильдии поставщиков Кремля
  • 2008 г. – Лауреат Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера»
  • 2009 г. – Благодарность от Министерства культуры РФ и Российской Академии Художеств за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора

Клейма по годам

1.

Период:

до 1917 г.

 

+ "ОПАКЪ", красная надглазурная, на фаянсе - 1890-е - 1880-е гг.

Синяя или красная надглазурная - 1870-е - 1890-е гг.

+ "ОПАКЪ", вдавленная в массу, на фаянсе - 1880-е - 1890-е гг.

2.

Период:

1917 - 1940 гг.

Красная надглазурная - 1918- 1919 гг.

   

ФАРФОРТРЕСТ Дмитровская фабрика в Вербилках

Клейма с изображением Герба СССР или знака Серп и молот.

3. 

Период:

1940 - 1954 гг.

 

ГЛАВФАРФОРФАЯНС НКМП РСФСР ДМИТРОВСКИЙ ЗАВОД ВЕРБИЛКИ

  

РСФСР ММП ДМИТРОВСКИЙ ВЕРБИЛКИ

4.

Период:

1954 - 1965 гг.

   

ДФЗ ВЕРБИЛКИ

5.

Период:

1965 - 1991 гг.

 

Изображение лося + буква В - до 2009 г.

Лось + знак СССР или MADE IN USSR - до 1991 г.

6.

Период:

После 1991 г.

1. 2. 3. 4.

1. ФАБРИКА ГАРДНЕРЪ В ВЕРБИЛКАХ

2. ПРОМЫСЛЫ ВЕРБИЛОК

3. GARDNER MANUFACTURE HAND MADE

4. ЗНАК ЛОСЯ

Фарфор Вербилок: описание и характеристики, фото

Историю вербилковского фарфора можно условно разделить на несколько периодов. И каждый отличается своим неповторимым стилем, облегчая атрибуцию коллекционерам и ценителям. Наибольшего внимания заслуживает фарфор середины XVIII века, так называемый гарднеровский. Он создавался по мейсенским образцам и составляет достойную конкуренцию оригиналу. Также интересна малая пластика, которую завод в Вербилках начал активно выпускать в конце XIX века, специализируясь преимущественно на жанровых сценках. Современное предприятие бережно хранит традиции качества, по-прежнему делая ставку на эксклюзивность продукции. Большой процент ассортимента составляют изделия, декорированные и расписанные вручную, по уникальным старинным технологиям.

Гарднеровский период

Ближе к середине XVIII века фарфоровый бум, прокатившийся по Европе, захлестнул и Россию. Императорский двор и высшая аристократия, воспитанная Петром I, с большим интересом относились к западным веяниям, стараясь перенять все модные новинки. В 1728 году правящая императрица Елизавета Петровна получила в дар от Саксонии первый мейсенский сервиз, не только восхитивший её, но и заставивший мечтать об аналогичном производстве в своей стране.

Всего 16 лет спустя в Санкт-Петербурге была открыта Порцелиновая фабрика, впоследствии ставшая Императорским фарфоровым заводом. Однако пока предприятие переживало сложный этап становления, в небольшом посёлке Вербилки в Подмосковье появилась ещё одна мануфактура – английского купца шотландского происхождения Фрэнсиса Гарднера. Произошло это в 1766 году. Предприимчивый иностранец решил сыграть на любви российской императрицы к мейсенскому фарфору и пообещал «наводнить страну» продукцией такого же качества.

Но откуда Гарднеру был известен секрет «белого золота»? Ведь российскому мастеру Дмитрию Виноградову пришлось открывать рецепт заново, путём долгих проб и ошибок. Как оказалось, русская земля щедра на таланты. И через 3 года после открытия Виноградова, рецепт фарфора опытным путём подобрали гжельские мастера с фаянсовой мануфактуры купцов Гребенщиковых. Производство перестроили под фарфоровое, однако в 1754 году оно оказалось на грани банкротства. Один из братьев Гребенщиковых умер, а второй пытался расплатиться с долгами, чтобы избежать краха. Как раз в этот момент ему на помощь пришёл Гарднер, выступивший поручителем перед кредиторами в обмен на рецепт фарфоровой массы и секреты производства. Позднее спасённый купец возглавил завод в Вербилках, что отразилось на стилистике первых изделий.

Открытие мануфактуры

Фрэнсис Джэйкоп Гарднер – уроженец графства Стаффордшир, прибыл в Россию в 1746 году. Здесь он стал, для удобства произношения, именоваться Францем Яковлевичем и под этим именем вошёл в историю. Сначала Гарднер торговал лесом, но затем его внимание привлекло малоосвоенное в России, а значит, сулившее большие прибыли сахарное производство. Во время делового путешествия по Черниговской губернии, англичанин обнаружил месторождения каолина, пригодного для изготовления «белого золота». Так называемая Глуховская глина имела оптимальный состав, недаром позднее на ней работали практически все фарфоровые заводы России.

Открытие каолиновых залежей навело Гарднера на мысль о производстве тонкостенной керамики. Он интересовался вопросом ещё на родине, но не имел нужного опыта. Обосновавшись в Москве, английский купец приобрёл в 1766 году у князя Николая Урусова небольшую деревеньку Верболово (позднее Вербилки) и землю, где собирался построить завод. Расположение будущего предприятия было выбрано не случайно – всего в 35 километрах находилась фабрика по производству торфяных брикетов, которые могли служить недорогим и качественным топливом для обжиговых печей.

Сырьё и энергетические ресурсы нашлись, но возникли проблемы с рабочей силой. Гарднер, не являясь подданным Российской империи, не имел права покупать крепостных крестьян. Однако он вышел из положения, оформив приобретение на ещё одного своего должника – местного помещика Вырубова. Также на производство привлекли вольнонаёмников и отходников (крестьян, отпросившихся на заработки).

Истинный сын своей нации, Гарднер был амбициозен. Он мечтал, что его предприятие достигнет уровня уже успевшего прославиться Мейсена. Первым шагом на пути к исполнению этого желания стало приглашение на работу опытных европейских мастеров – живописца-миниатюриста Иохаима Кестнера и скульптора Иоганна Миллера. Последний недолгое время работал на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и успел ознакомиться с опытами Виноградова.

Старший сын Гарднера – Франц, помогавший вести дела, часто путешествовал по Европе, собирая образцы продукции лучших фарфоровых фабрик. Также в становлении предприятия большую роль сыграл швейцарский технолог Ксаверий (Франц Иванович) Гаттенберг, позднее ставший директором ИФЗ. Параллельно с привлечением иностранных кадров, обучали местных крестьян, которых московские дворяне отдавали на фабрику без оплаты.

Орденские сервизы

В 1877 году помещик Вырубов, на чьё имя были куплены крепостные для гарднеровской мануфактуры, попал в тюрьму за воровство. А поскольку его имущество подлежало отчуждению, предприятие могло остаться без рабочих. Гарднер, до того лишь проводивший опыты с поиском оптимального состава сырья и режима обжига, срочно изготовил четыре сервиза, чтобы задобрить императрицу и расположить её в свою пользу.

Роскошные наборы, созданные художником Григорием Козловым, были частично скопированы с мейсенского образца, подаренного Елизавете Петровне саксонским курфюстом. Они получили название орденских и посвящались высшим наградам Российской империи. Каждый столовый гарнитур украшался одним из орденов:

  • Св. великомученика Георгия;
  • Андрея Первозванного;
  • Александра Невского;
  • князя Владимира.

Сервизы включали до 1,5 тысяч предметов. Их планировали подавать к столу во время парадных обедов для кавалеров каждого ордена. Изделия отличались высокой художественной ценностью и безупречным исполнением. Уже первый подарок из этой серии – Георгиевский сервиз снискал владельцу фарфоровой мануфактуры расположение Елизаветы Петровны и покровительство двух важных чиновников: бывшего управляющего ИФЗ, князя Юсупова и московского генерал-губернатора. Остальные наборы изготавливались уже по заказу императорского двора. Сделав грамотный дипломатический ход, Гарднер не только сохранил своих рабочих, но и привлёк внимание первых лиц государства. Благодаря этому, он получил разрешение маркировать продукцию клеймом с московским гербом, что поднимало её ценность в глазах столичной аристократии.

Расцвет производства

Гарднеровский фарфор быстро приобрёл популярность не только в России, но и за рубежом. Фабрика в Вербилках стала главным конкурентом Императорского завода в борьбе за внимание высшей российской знати и царской семьи. Придворные заказы поднимали её престиж, а качество продукции говорило само за себя. «Лицом» мануфактуры стали изделия классического европейского стиля, не уступавшие Мейсену, но стоившие намного дешевле.

Английский предприниматель, а Гарднер до конца жизни оставался подданным своей родины, постоянно работал над расширением производства. Большой доход приносила продукция для среднего класса – купцов, мещан и обывателей, стремившихся подражать высшему обществу во всём, в том числе и в сервировке. Для них выпускались добротные, но упрощённые версии эксклюзивных сервизов.

Изделия приобретали собственный «почерк», например, появилась уникальная цветочная роспись – полураскрытые бутоны роз и шиповника, нанесённые выразительными, крупными мазками. По ней знатоки легко определяют фарфор из Вербилок гарднеровского периода. В конце XVIII века, ориентируясь на вкусы потребителей, фабрика начала выпускать мелкую пластику, ассортимент которой постоянно расширялся.

Наивысшего расцвета производство достигло в XIX веке при младших сыновьях Гарднера и его внуках. Продолжая европейскую традицию, художники фабрики вносили в декор и русские нотки, делавшие его неповторимым. Применялись различные техники лепки, в том числе каннелюры, ажурная резьба и плетение, а также нанесение рельефных изображений шликером (жидкой фарфоровой массой). В росписи преобладали модные в то время архитектурные и природные пейзажи, батальные сцены (особенно в период наполеоновской войны), фрагменты охоты, цветочные мотивы. Использовались цветные фоны, кобальтовое крытьё, люстрирование и золочение. Для изделий массового тиража опробовали технику печати. Статуэтки приобрели выразительность, большое внимание уделялось проработке мелких деталей и пластике.

«Волшебный фонарь»

В 1817 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Волшебный фонарь», посвящённая выходцам из простонародья. Красочные иллюстрации изображали представителей разных профессий и сословий, а также бытовые сценки, отличавшиеся большой реалистичностью. Издание сразу вошло в моду и полюбилось публике. Вербилковская мануфактура откликнулась на новинку серией фигурок в том же жанре, которые высоко ценились в своё время и не меньше востребованы сегодня у коллекционеров.

В 1853 году фабрика переходит к внукам Гарднера – Владимиру и Александру. В 1855 году продукцию начинают клеймить изображением императорского двуглавого орла. А ещё год спустя предприятие включают в список личных поставщиков двора его Величества. Этот статус сохранялся вплоть до свержения монархии в 1917 году.

Кузнецовский период

В конце XIX века  руководство фабрикой перешло к Елизавете Гарднер – супруге внука Франца Яковлевича, Павла. К тому времени наметился спад производства, а художественная ценность знаменитого фарфора из Вербилок снизилась. Елизавета Николаевна не обладала коммерческой жилкой и не могла идти в ногу со временем, своевременно обновляя и улучшая ассортимент, модернизируя технологии и оборудование, расширяя рынки сбыта.

В 1892 году предприятие, находившееся в бедственном положении, выкупил основатель крупнейшей в России фарфоровой империи – промышленник Матвей Кузнецов. Цена за фабрику с наработанной за 120 лет безупречной репутацией, была баснословно низкой. Елизавета Гарднер также передала новому владельцу модели, формы и образцы росписи. Но главное, что интересовало Кузнецова – выходца из народных низов, аристократическая клиентура фабрики. Поэтому он сохранил не только стиль предприятия, но и узнаваемое клеймо с гербом империи и фамилией основателя.

В империи Кузнецова началось второе возрождение гарднеровского фарфора. Параллельно выпускались изделия из фаянса высшего качества, называемого опак. Появившийся в этот период стиль модерн с его витиеватыми формами и сложной цветовой гаммой нашёл отражение в вербилковском фарфоре. Он ценится антикварами наравне с изделиями гарднеровской эпохи.

Советский период и настоящее время

После революции предприятие переименовали в Димитровский завод. На клейме изображался герб СССР и новое название. Завод выпускал продукцию по старым кузнецовским образцам, однако, её качество значительно снизилось. Массовость производства преобладала над стремлением к художественной выразительности. Коллекционеры собирают только агитационный фарфор этого периода и фигурки из выпущенной в 1930-х годах скульптурной серии «Народы России». Ещё следует обратить внимание на оригинальные работы скульптора Сергея Орлова. Его серии «Клоуны», «Конёк Горбунок» и «Золотая рыбка» выпускаются заводом до сих пор.

С 1954 по 1965 год продукция маркируется клеймом ДФЗ с простым и лаконичным дизайном. А затем появляется изображение лося, сделавшее продукцию Вербилок легко узнаваемой и знаковой.

В 1991 году предприятие перешло в частную собственность и было переименовано в ЗАО «Фарфор Вербилок». Сегодня оно переживает не лучшие времена, хотя продолжает держаться «на плаву». Значительно снижает конкурентоспособность оборудование 70-х годов прошлого века, не позволяющее внедрить новые технологии и ускорить процесс производства. Большинство сотрудников завода – люди преклонного возраста, молодёжь не привлекают низкие зарплаты за сложную многочасовую работу.

А вот эксклюзивная линейка предприятия, где тонкостенные предметы отливаются, лепятся и расписываются вручную, по-прежнему пользуется спросом. Вербилкам направляется большинство кремлёвских заказов, в том числе и на продукцию для дипломатических подарков.

Несмотря на кризисные для российской керамической индустрии времена, ассортимент предприятия постоянно расширяется. В него включены:

  • сувенирная продукция;
  • предметы интерьера;
  • сервизы, чайники, чайные и кофейные пары;
  • детские наборы;
  • винные штофы;
  • украшения;
  • иконы;
  • посуда для сектора HoReCa.

Кроме того, на официальном сайте «Фарфора Вербилок» представлены лимитированные серии из восстановленной гарднеровской коллекции и некоторые изделия советских художников.

Фарфоровое производство в Вербилках

Фарфоровые изделия фабрики в Вербилках высоко ценила Екатерина Великая, а император Александр II разрешал ставить на ее продукции изображение государственного герба. Полюбилась хрупкая посуда и ценителям за рубежом — бриллиантовые, золотые и серебряные европейские медали тому подтверждение.

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

История

Однажды в Россию приехал шотландский купец Франц Гарднер. Он много путешествовал по стране, пока не нашел идеальное сырье (глину) для создания фарфора. В 1754 году по его задумке была основана фабрика, которая последующие столетия создавала шедевры для императорских дворцов России и Европы. По просьбе Екатерины Великой Гарднер изготовил три орденских сервиза в честь Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского, которые в дальнейшем использовались на праздничных церемониях и императорских трапезах.

После смерти основателя дело продолжили его наследники. Сама фабрика на тот момент уже считалась лучшим частным фарфоровым заводом в России. В 1856 году фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с правом использовать изображение государственного герба России на всей продукции.

На закате XIX века фабрику выкупил Матвей Кузнецов. Новый хозяин переименовал завод и увеличил производство, однако клеймо Гарднера на посуде все же оставил.

В XX веке продукция фабрики снискала всемирную славу. Из Парижа и Брюсселя представители «Вербилок» привезли золотые и серебряные медали, а на родине завод отметили орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» считается эталоном фарфорового производства и является Почетным членом Гильдии поставщиков Московского кремля.

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Интересные факты

Для декорирования фарфоровых изделий применяется препарат жидкого золота — соединения золота со смолами.

Декорирование изделий завода выполняется только вручную. У каждого художника своя манера росписи: характер мазка, тон краски, индивидуальные элементы декора.

При легком ударе деревянной палочкой фарфоровое изделие должно издавать характерный высокий чистый звук.

Автор: Официальный сайт Мануфактур Гарднеръ в Вербилках

Автор: Официальный сайт Мануфактур Гарднеръ в Вербилках

Автор: Официальный сайт Мануфактур Гарднеръ в Вербилках

Что посмотреть

На экскурсии по заводу туристам расскажут секреты древних мастеров по созданию тонкостенного фарфора.

Каждый побывает в производственных цехах завода и увидит процесс изготовления чашек, чайников, тарелок, ваз, статуэток и других изделий.

Экскурсия подарит уникальный шанс понаблюдать за кропотливой и сложной работой художников — фарфоровые изделия производятся вручную. Можно поучаствовать в мастер-классе от профессионального художника завода, а в фирменном магазине - купить понравившиеся изделия по минимальной цене.

Продолжительность экскурсии составит полтора часа.

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Как проехать

На электричке с Савеловского вокзала до станции Вербилки, далее на автобусе № 3 до остановки «Фарфор Вербилок».

На автобусе № 401 от станции метро «Алтуфьево» до остановки «Автовокзал Дмитров», далее на автобусе № 30 до остановки «Запрудня-Завод», далее на автобусе № 37 до остановки «Фарфор Вербилок».

На автомобиле по Дмитровскому шоссе до Дмитрова, далее двигаться по Московскому большому кольцу в сторону Сергиева Посада, затем по указателю на Талдом повернуть налево, через 13 км повернуть налево по указателю на Вербилки, далее прямо.

Автор: Официальная группа Мануфактур Гарднеръ в Вербилках во ВКонтакте

Завод на глиняных ногах – Деньги – Коммерсантъ

Журнал "Коммерсантъ Деньги" №45 от , стр. 44

Завод на глиняных ногах
Фото: ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ
        На севере Московской области, в низине среди лесов и болот, расположен поселок Вербилки. От соседних деревень Запрудни и Новогуслева, как и от прочих подмосковных сел, Вербилки отличает то, что уже два века с лишним там делают популярнейший фарфор: в дореволюционной России его ценили выше, чем привозимый из Саксонии. За время своего существования основанный английским купцом Гарднером завод практически не останавливал выпуск фарфора, работает АО "Фарфор Вербилок" и сейчас.

Патриархальный уклад

Добраться до Вербилок на машине из Москвы можно по Дмитровскому шоссе за два часа. Жизнь в Вербилках типичная для всех маленьких русских поселков. Все знают друг друга, все друг другу почти родственники. Тому же, кто, как и я, никогда в поселке не жил, трудно представить себе местный уклад с ранним приходом на работу и обеденным перерывом, начинающимся ровно в полдень. Добравшись до проходной завода к 12 часам, я обнаружила, что на АО "Фарфор Вербилок" начался обед и до его окончания охрана меня на завод не пустит. До конца перерыва мне так и не удалось проникнуть на территорию завода, зато я понаблюдала, как идут работники через проходную. Обмениваются приветствиями, новостями из поселковой жизни, справляются о здоровье чьей-то тетушки и про давешнюю поездку в Дмитров интересуются.
       Директор завода Вадим Дмитриевич Лунев встретил меня в своем кабинете. Когда я вошла, он переводил на зимнее время большие напольные часы.
       — До революции в России у каждого управляющего мануфактурой в кабинете обязательно стояли напольные часы. Эти — современные, немецкие, но я специально поставил их здесь, сохраняя традицию.
       Так что разговор у нас начался с урока истории.
       — Анализ истории завода — это попытка понять, почему Вербилковский фарфоровый завод просуществовал четверть тысячелетия. Было много попыток создать подобные предприятия, но они оказались нежизнеспособными,— говорит директор.— История идет по кругу. Часто ответы на нынешние вопросы можно найти в прошлом.
       История поселка для местных жителей и директора завода не абстрактная материя. В 1766 году, 24 февраля, купец Франц Яковлевич Гарднер получил на руки указ Мануфактур-коллегии о разрешении открыть в селении фарфоровую фабрику. Хотя есть сведения, что завод основан в 1754 году, то есть справил в прошлом году 250-летие. В этой второй дате как раз не сомневаются все

Вербилки: два с половиной века производства фарфора

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Вербилки (станция) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Верби́лки — узловая железнодорожная станция Савёловского направления Московской железной дороги в одноимённом пгт Талдомского городского округа Московской области. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена к 4 классу.

Открыта при строительстве железной дороги в 1901 году.

Расположена в 90 км от Савёловского вокзала. Состоит из главного 2-го пути и двух боковых: 1-го и 3-го. Имеется упраздненный 4-й путь, выполняющий на данный момент функцию улавливающего тупика. Пассажирская платформа высокая, расположена между 2-м, главным, путём и боковым 1-м, и способна принимать электропоезда в составе 12 вагонов. Построена пассажирская высокая платформа вдоль 3-го пути станции; эта платформа используется как зонная.

На восточной части станции расположены 2 продовольственных и 1 хозяйственный магазин, а также автовокзал, с которого отправляются автобусы в центральную часть поселка, на Талдом, Нушполы и Запрудню. Также со станции отправляются маршрутные такси, дублирующие основные автобусные маршруты.

Восточнее станции, примерно в 800 метрах, расположена центральная часть поселка городского типа Вербилки, южнее, справа, по ходу движения в Москву, находится СНТ «Вербилки», а западнее — дмитровское лесничество и лесоперерабатывающая фабрика. На станции расположен кормовой пересыпной пункт, к которому от бокового 1-го пути подведена отдельная ветка. Вдоль данной ветки также расположена эстакада, предназначенная для погрузки на прибывшие ЖД платформы или с них автотранспорта или тракторов. Ныне используется для складирования шпал и рельсовых элементов.

От бывшего 4-го пути имеется ответвление, ведущее на завод ЗАО «Фарфор Вербилок», по которому при помощи тепловоза ТГК2 происходит доставка готовой продукции на станцию и сырья на завод.

На текущий момент ведется строительство базовой станции, на вышке которой будут расположены ретрансляторы нескольких операторов сотовой связи московского региона.

По станции имеют остановки лишь пригородные электропоезда, в том числе экспресс Москва — Дубна (с 2014 года[2]). Поезд дальнего следования Москва — Рыбинск (следует в сторону Рыбинска через станцию примерно в 22:30—22:40) не останавливается. В сутки станция принимает 26 электропоездов из Москвы, 16 из которых отправляются в сторону Савёлово, а 10 — в Дубну. Столько же, 26, следуют обратно в Москву. Участки путей до Дубны и Савёлово — однопутные; в сторону Москвы до Дмитрова — однопутный, далее (от Дмитрова к Москве) — двухпутный. В связи с этим часть поездов подвергается скрещению по станции.

До момента электрификации со станции в сторону Савёлово отправлялись дизель-поезда. До середины 1990-х по станции проводились маневры по комплектованию и отправке сборных грузовых составов в Дмитров для постановки их в состав основного грузового поезда, который бы следовал в Бескудниково, на Ярославское или Ленинградское направления. На данный момент станция используется лишь для временного отстоя сборных поездов, пришедших с Большой Волги и Соревнования, а также Талдома.

В начале 2000-х по станции проходили или отстаивались грузовые поезда, следующие с Октябрьской ЖД через Сонково. Причиной послужило крушение на Октябрьской ЖД состава с топливом (временное решение руководства ОктЖД, до выяснения причин крушения).

Ранее была станцией 5 класса.

 

0

Москва-Бутырская

1,1

3,0

Тимирязевская 09 13

4,8

6,4

Окружная 10 14

6,6

7,1

8,3

Дегунино

9,9

10.3

Бескудниково

12,3

Лианозово

13,8

Марк

14,6

руч. Дмитровский

15,9

Новодачная

17,5

Долгопрудная

Московская улица — Проспект Пацаева

19,3

Водники

19,9

Хлебниковский затон — Котовский залив

улица Якова Гунина

20,5

21,2

Хлебниково

Новое шоссе

22,8

Шереметьевская

Вербилки - это... Что такое Вербилки?

Посёлок городского типа

Вербилки

Верби́лки — посёлок городского типа (с 1928) в Талдомском районе Московской области Российской Федерации. Вместе с деревней Акишево составляет муниципальное образование «Городское поселение Вербилки».

Расположен на реке Дубне[2], в 90 км к северу от Москвы[2]. Железнодорожная станция Савёловского направления Московской железной дороги.

История

В 1766[3] (по другим данным в 1754[4]) обрусевший английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал здесь фарфоровую фабрику, возле неё возник рабочий посёлок. В 1778—1785 на фабрике выполнен заказ императорского двора из четырёх орденских сервизов — Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского — и она получает признание и известность, а к началу XIX века находит свой стиль. В 1892 году фабрика была куплена М. С. Кузнецовым.

После революции 1917 года предприятие национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод. Его продукция была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937) и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958)[3].

На протяжении 60 лет на заводе действовала электрифицированная узкоколейная железная дорога.

В 1991 работники завода выкупили его и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок». В 1995 году основано дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного гарднеровского фарфора[5].

В 2006 году на заводе было 350 сотрудников, из них 20 живописцев[5].

В 2007 году был порезан на металлолом последний заводской узкоколейный электровоз, несмотря на его историческую ценность.

Экономика

В Вербилках расположен завод ЗАО «Фарфор Вербилок», основанный Францем Иосовичем Гарднером в 1754 году. Изготовляемый фарфор поставлялся в Санкт-Петербург в резиденцию Николая II.

См. также

Примечания

Ссылки


Смотрите также

Описание: