Где находится юсуповский дворец в спб


Юсуповский дворец в Петербурге: история, архитектура, обзор достопримечательности

Юсуповский дворец на Мойке – архитектурный шедевр Петербурга, красивейшее здание Северной столицы. Роскошь, великолепие и изящество дворца соперничают с его скандальной славой. В подвале здания произошло убийство Григория Распутина, фаворита царя Николая II, которое обросло мистическими и загадочными подробностями.

Князья Юсуповы – старинные владельцы дворца

В старой части Петербурга на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого начинается в XVIII веке. Это Юсуповский дворец – частный особняк, в котором жило 5 поколений аристократического рода князей Юсуповых с 1830 по 1917 годы.

Владельцы 57 дворцов, они превратили здание на Мойке в место, которое по великолепию можно сравнить только с императорской резиденцией.

Потомки правителей Орды, перешедшие на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством и принадлежали к элите России. Хозяева дома-дворца были образованными людьми, любящими Россию.

Они собирали живопись и скульптуру, музыкальные инструменты, драгоценные камни и книги, художественные редкости. Князья Юсуповы всегда находились в центре столичной жизни. Их особняк показывает вкусы, пристрастия, фантазию владельцев, рассказывает о дворянской бытовой культуре.

Экскурс в прошлое дворца

Первоначально на месте Юсуповского дворца была построена деревянная усадьба Царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1830 году ее купил князь Борис Николаевич Юсупов. После убийства в декабре 1916 года Г. Распутина дворец превратили в немецкое консульство. В 1925 году его передали ленинградскому отделу просветительской работы. Это уберегло дворец от разорения в годы Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной войны в залах размещался госпиталь. Здание пострадало от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция началась в 1943. После войны строение признали объектом государственного значения.

В 1960 году дворец получил статус памятника культуры Федерального значения. В 2000-е здание отреставрировали и превратили в культурный центр. Он соединяет просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную работу.

Создание архитектурного ансамбля

Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.

Царский размах реставрации

Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.

Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.

Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.

Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.

Новые преобразования

После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.

В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.

Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.

Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.

Интерьеры дворца

Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.

Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.

Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.

Залы Юсуповского дворца

  1. Белоколонный зал – 445 кв. м. Самый большой зал дворца с 24 колоннами.
  2. Зеркальный зал – 190 кв. м.
  3. Зал Прециоза – 165 кв. м. Зал картинной галереи с 1200 картинами.
  4. Николаевский зал – 130 кв. м.
  5. Мавританская гостиная –97 кв. м. Поражает колоритом и роскошью: стены затянуты тисненой кожей, в центре зала бил фонтан, вдоль стен – диваны и золотом выведенные строки из Корана. В углах комнаты – изящные скульптуры.
  6. Зал Антонио Виги – автора росписи на потолке – 95 кв. м.
  7. Танцевальный зал – 176 кв. м. Кажется, что он еще помнит шум платьев на роскошных балах хозяев дворца.
  8. Белое фойе – 91кв. м. Здесь представлен шикарный камин с колоннами из оникса, полудрагоценного камня.
  9. Гобеленовая гостиная – 120 кв. м. Поражает роскошью и респектабельностью.
  10. Большая ротонда – 97 кв. м. Двери из красного дерева с бронзовыми вставками.
  11. Красная парадная гостиная – 67 кв. м. Резная золоченая мебель для нее выполнена в России по заказу.
  12. Зеленая парадная гостиная –78 кв. м. В центре – стол из золоченой бронзы с росписью по фарфору.
  13. Дубовая парадная гостиная – 68 кв. м. Массивный дубовый потолок, дубовый стол из Венеции.
  14. Большая гостиная – 92 кв. м. Мебель из карельской березы, камин – из уральского малахита. Люстра сделана из полированной бронзы и хрусталя.
  15. Музыкальная гостиная – 72 кв. м. Выполнена в стиле итальянского ренессанса.
  16. Гостиная Генриха II – 58 кв. м. Центральный элемент зала – роскошный камин из красного мрамора делает комнату уютной и элегантной.
  17.  Бильярдная –50 кв. м. Выполнена в турецком стиле.
  18. Библиотека – 89 кв. метров, здесь хранятся редчайшие экземпляры книг.
  19. Секретарская – 73 кв. м. Оформлена в стиле позднего русского классицизма, строго и торжественно.
  20. Античный зал – 166 кв. м. Оформлен в стиле неоклассицизма с преобладанием античных сюжетов, с камином из белого мрамора, хрустальной люстрой с фигурой Аполлона.
  21. Будуары – четыре комнаты площадью 139 кв. м. Стены и потолки украшены лепниной тончайшей работы.
  22. Театр – 117 кв. м. «Жемчужина» дворца с прекрасной акустикой.
  23. Буфетная при театре – 25 кв. м. Выполнена в темных тонах, придающих помещению очарование.
  24. Парадная лестница – 78 кв. метров, украшенная мраморными вазами.

Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.

«Образчиком барской жизни в ее почти царском великолепии» назвал ансамбль дворца историк искусств Александр Бенуа. Юсуповский дворец – дом, в котором сохранились не только парадные апартаменты, но и роскошные покои семьи, хранящие тепло и обаяние владельцев.

Григорий Распутин – тайна

Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – здесь зверски убит фаворит царя Григорий Распутин.

Выходец из крестьян, Григорий Ефимович Распутин приехал в Петербург в 1903 году и сразу же был представлен императорской чете, он стал другом и наставником императора. Человек, владеющий даром целительства, Распутин лечил больного гемофилией цесаревича Алексея. Старец влиял на царя и его супругу, пользовался безграничной властью при дворе.

Николая II не смущало то, что его любимец участвовал в пьяных дебошах, скандалах и оргиях с дамами из высшего общества. Вызывающее поведение царского фаворита возмущало аристократов. Они считали влияние Распутина на царя гибельным для России и решили убить фаворита ради спасения трона и чести страны.

Группа заговорщиков – князь Дмитрий Павлович, монархист Пуришкевич, офицер Сухотин, врач Лазоверт – во главе с хозяином дома Феликсом Юсуповым пригласили ничего не подозревающего Распутина в гости. Прием устроили в подвальном помещении. Угощали вином и пирожными с цианистым калием.

Время шло, а яд не действовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Юсупов стрелял в Распутина 11 раз из пистолета, оставив умирать в подвале. Раненый очнулся, выбрался из подвала на улицу и пытался взобраться на забор сада.

Здесь его подстрелили и еще живого бросили с Петровского моста под лед Невы. Распутина лишили жизни в ночь на 17 декабря 1916 года, за 2 месяца до отречения Николая II от власти.

Дворец-музей и современность

В здании размещены экспозиции быта аристократической семьи. Здесь проводятся:

  • Театрализованные представления.
  • Развивающие программы.
  • Концерты классической музыки в исполнении симфонического оркестра.
  • Выставки живописи, графики, скульптуры.
  • Фотовыставки.
  • Лекции, семинары по различным аспектам культуры России.
  • Вечера вокала.
  • Заседания ученого совета.
  • Спектакли домашнего театра.

Во дворце традиционно проводятся массовые мероприятия:

  • Новогодний бал.
  • Праздник Рождества Христова.
  • Масленица.
  • Пасха.
  • Балы.
  • Маскарады.

В доме Юсуповых по-прежнему работает театр, где ставят классические и современные пьесы, проходят концерты. Театральная труппа представляет интерактивные экспозиции. Популярна во дворце выставка «Убийство Распутина».

Туристы спускаются в подвал, где был убит фаворит императора. В тесном помещении с низкими сводами они видят восковые фигуры. Сидящий за столом с отравленным угощением Григорий Распутин и его убийца Феликс Юсупов создают эффект присутствия. Кажется, вот-вот Юсупов выстрелит в Распутина.

Юсуповский дворец в Петербурге на Мойке – уникальный архитектурный памятник XVIII – XX веков.

Загрузка...

Ещё интересные сооружения

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Юсуповский дворец на Мойке, построенный в XVIII в. для графов Шуваловых, купила супруга Николая Борисовича Татьяна Васильевна Юсупова - одна из пяти любимых племянниц всемогущего графа Григория Потемкина. Таким образом, с 1830 г. дворец принадлежал знатнейшему и богатейшему роду князей Юсуповых.

Общая информация

Первоначально построенный по проекту Валлен-Деламота и впоследствии перестроенный архитекторами Михайловым, Монигетти, Степановым и другими, он сохранил до наших дней многие из своих роскошных интерьеров. Особым великолепием и изяществом славился театральный зал дворца. Во дворце Юсуповых находилась также и богатейшая коллекция первоклассных картин, скульптур и других предметов искусства.

«Образчиком барской жизни в ее предельном, почти царском великолепии-» называл грандиозный ансамбль Юсуповского дворца Александр Бенуа. «Не моему перу описывать подробно всю роскошь, богатство и чудеса изящного искусства, которые заключал в себе тогда и заключает до сих пор всем известный дом Юсупова», - писала дочь президента Академии художеств Мария Каменская.

С этим дворцом связана одна из самых загадочных страниц в истории России. В его подвале в ночь с 16 на 1 7 декабря 1916г. князь Феликс Юсупов вместе с сообщниками (великим князем Дмитрием Павловичем, монархистом Пуришкевичем, офицером Сухотиным и врачом Лазовертом), стремясь спасти честь трона, решили убить фаворита царской семьи Григория Распутина. Хозяин дома предложил гостю вино и пирожные, отравленные цианистым калием, который, по неизвестной причине, не подействовал. Тогда Юсупову пришлось стрелять в Распутина из пистолета, но раненый старец и тут сумел выжить и выбраться из подвала на улицу, где его все же дострелили, а затем сбросили труп в воду с Петровского моста. Тем не менее, когда было произведено вскрытие, оказалось, что в легких у Распутина была вода. Это доказывало, что, когда царского фаворита топили, он был еще жив. Постепенно история убийства обросла массой мистических и загадочных подробностей и до сих пор вызывает большой интерес у посетителей музея.

В советское время большая часть обширной художественной коллекции Юсуповых была передана в Эрмитаж или продана за границу, а само здание стало Дворцом культуры работников просвещения. Сейчас дворец работает и как музей, где в сопровождении экскурсовода можно полюбоваться сохранившимися великолепными парадными залами и жилыми комнатами, а также спуститься в знаменитый подвал, где с помощью восковых фигур воссоздаются драматические события, связанные с убийством Распутина. Особенно впечатляет мраморная парадная лестница, роскошный танцевальный зал и просто умопомрачительная Мавританская гостиная. Вечером можно прийти на музыкальный спектакль в театр дворца или на концерт классической музыки, проходящий в одном из его залов.

Посетителям

  • Наб. р. Мойки, 94. Метро «Садовая», «Сенная площадь», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская». Вход и кассы со стороны ул. Декабристов, 21
  • Тел. 314-98-83
  • Открыт ежедневное 11.00 до 18.00, кассы работают с 10.30 до 17.00.
  • Посещение всех экспозиций дворца осуществляется только в сопровождении экскурсовода, либо с аудиогидом (залог — 1000 р.)
  • Обзорные экскурсии по парадным залам и жилым покоям проводятся ежедневно по сеансам. Продолжительность - 1 час 15 минут. Стоимость — 450 р., льготная — 300 р.
  • Экскурсия по экспозиции «Убийство Григория Распутина» проводится ежедневно с 17:00 до 18:30. Стоимость - 350 р., льготная — 250 р.
  • Тематические экскурсии «По княжеским жилым покоям», «Последние владельцы Юсуповского дворца», «Экскурсия с музыкальной миниатюрой» и комплексная экскурсия (все интерьеры и экспозиции дворца) проходят по отдельному расписанию с октября по апрель.

Адреса Петербурга | Пять Юсуповских дворцов

Прабабка моя была писаная красавица. жила весело и имела не одно приключенье.

Пережила она бурный роман с молодым революционером и поехала за ним, когда того посадили в Свеаборгскую крепость в Финляндии. Купила дом на горе напротив крепости, чтобы видеть окошко его каземата. Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик “Эрмитаж” и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ.


В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад. Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиные да галереи с картинами сохранили дух XVIII века. Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства.

Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра.

Современный интерьер Юсуповской дачи в Царском селе

***

Прислуга наша была преданна и усердна. В пору, когда знали одни свечи да масляные лампы, многие наши люди занимались только освещением. Когда изобрели электричество, старший лакей- «осветитель» так расстроился, что спился и умер.

***

Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.

Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.

Фасад Юсуповского дворца на набережной реки МойкиИнтерьеры Юсуповского дворца на набережной реки Мойки

***

Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.

Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце — театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже. Тут же находилась домашняя часовня.

Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался от туда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мыс братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.

Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робераи Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все — и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ними!

Фасад Юсуповского дворца на набережной реки Фонтанки

***

Распутина я собирался принять в полуподвальных апартаментах, которые для того отделывал. Аркады разделили подвальную залу на две части. В большей была устроена столовая. В меньшей винтовая лесенка, о которой писал уже, уводила в квартиру мою в бельэтаж. На полпути имелся выход на двор. В столовую с низким сводчатым потолком свет проникал в два мелких оконца на уровне тротуара, выходивших на набережную. Стены и пол в помещении сложены были из серого камня. Чтобы не вызвать у Распутина подозрений видом голого погреба, пришлось украсить комнату и придать ей жилой облик.

Когда прибыл я, мастера стелили ковры и вешали портьеры. В нишах в стене уже поставили китайские красные фарфоровые вазы. Из кладовой принесли выбранную мной мебель: резные деревянные стулья, обтянутые старой кожей, массивные дубовые кресла с высокими спинками, столики, обтянутые старинным сукном, костяные кубки и множество красивых безделушек. До сих пор я в подробностях помню обстановку столовой. Шкаф-поставец, к примеру, был эбеновый с инкрустацией и множеством внутри зеркалец, бронзовых столбиков, потайных ящичков. На шкафу стояло распятие из горного хрусталя в серебряной филиграни работы замечательного итальянского мастера XVI века. Камин из красного гранита увенчивали позолоченные чаши, тарелки ренессансной майолики и статуэтки из слоновой кости. На полу лежал персидский ковер, а в углу у шкафа с зеркальцами и ящичками — шкура белого медведя.

Дворецкий наш, Григорий Бужинский, и мой камердинер Иван помогли расставить мебель. Я велел им приготовить чай на шесть персон, купить пирожных, печенья и принести вина из погреба. Сказал, что к одиннадцати ожидаю гостей, а они пусть сидят у себя, пока не позову.


À PROPOS

Дворец на Невском принадлежал Юсуповым, но сдавался внаем и потому как Юсуповский дворец малоизвестен.

Фасад Юсуповского дворца на Невском проспекте («Дом Актёра»)Интерьер Юсуповского дворца на Невском проспекте («Дом Актёра»)

***

К одиннадцати в подвале на Мойке все было готово. Подвальное помещение, удобно обставленное и освещенное, перестало казаться склепом. На столе кипел самовар, и стояли тарелки с любимыми распутинскими лакомствами. На серванте — поднос с бутылками и стаканами. Комната освещена старинными светильниками с цветными стеклами. Тяжелые портьеры из красного атласа спущены. В камине трещат поленья, на гранитной облицовке отражая вспышки. Кажется, отрезан ты тут от всего мира, и, что ни случись, толстые стены навеки схоронят тайну.

Звонок известил о приходе Дмитрия и остальных. Я провел всех в столовую. Некоторое время молчали, осматривая место, где назначено было умереть Распутину.

Я достал из поставца шкатулку с цианистым калием и положил ее на стол рядом с пирожными. Доктор Лазоверт надел резиновые перчатки, взял из нее несколько кристалликов яда и стер в порошок. Затем снял верхушки пирожных, посыпал начинку порошком в количестве, способном, по его словам, убить слона. В комнате царило молчанье. Мы взволнованно следили за его действиями. Осталось положить яд в бокалы.

Фасад Юсуповского Дворца на Литейном проспекте. Фотографии Юрия Молодковца

NB ! Выдержки из книги “Князь Феликс Юсупов. Мемуары” опубликованы с письменного согласия издательства “Захаров”. Журнал выражает признательность директору издательства госпоже И.Е. Богат.


Обложка публикации: Интерьеры Юсуповского дворца на Невском проспекте («Дом актёра»). Фотография Юрия Молодковца


История дворца

Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.А. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.

С 1830 по 1919 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.

Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.

С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на стенах и полах, а медперсоналу приходилось работать в условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов.

Несколько бомб, попавших во дворец осенью 1941 года, причинили наибольший вред его интерьерам. Одна из них буквально «прошила» здание, разрушив кровлю, интерьер Зелёной гостиной, библиотеку и взорвалась в подвале дворца. От попаданий других снарядов пострадала художественная отделка Белоколонного зала, Домашнего театра, Мавританской гостиной, а возникший пожар уничтожил интерьер зала «Прециоза». Взрывы авиабомб в непосредственной близости от Дворца повредили его стены и фундаменты.

Возрождение Дворца началось уже в 1943 году: были проведены архитектурные обмеры и консервирование повреждённых объектов, а благодаря героическим усилиям сотрудников дворца восстанавливалось его освещение и отопление, вставлялись окна и отмывались от гари и копоти стены.

В 1946 году началась масштабная реставрация Юсуповского дворца, которую возглавляла Ирина Николаевна Бенуа. В этот год было положено начало работам по воссозданию и сохранению этого уникального историко-культурного памятника.

Сегодня Юсуповский дворец - один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.

Дворец Юсуповых на Мойке: адрес, фото, стоимость билетов

У древнейшего аристократического рода России, князей Юсуповых, было несколько дворцов в разных губерниях страны. Однако самым большим и роскошным был дворец на Мойке, в Санкт-Петербурге. Этим огромным домом владело пять поколений князей.

Внешний облик и внутреннее убранство дворца полностью отражало статус и влияние семьи Юсуповых в Российской империи. Поспорить с Юсуповским дворцом по великолепию могли только императорские резиденции.

В наши дни экскурсия по Северной столице будет неполной без посещения дворца князей Юсуповых на Мойке. Этот дом стал культовым местом для туристов, ведь только он в полной мере может продемонстрировать подлинный образ жизни русской аристократии. Кроме того, Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – именно здесь был убит фаворит царя Григорий Распутин.

Князь Борис Юсупов приобрел резиденцию на Мойке в 1830-ом году. Здание находилось в аварийном состоянии, но материальное положение семьи позволило Юсуповым в кратчайший срок превратить свой дворец в самое роскошное место в Петербурге. Реставрация проходила с царским размахом. Строители под руководством архитектора А. Михайлова переделали фасад, прибавили зданию этажности и пристроили в восточной части усадьбы дополнительный корпус в три этажа.

Во дворце Юсуповых расположился театр, обширная галерея живописи, зимний сад и оранжерея. Широкая парадная лестница выходила прямо к реке, на собственную набережную. Изнутри дворец оформляли декораторы, ранее трудившиеся в замках европейской знати.

После смерти Бориса Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали и реконструировали. В 19-ом веке в здание были проведены современные коммуникации: канализация, отопление, электричество и водопровод.

Последний раз при Юсуповых дворец реконструировали в 1914-ом году: накануне свадьбы князя Феликса покои первого этажа были полностью обновлены.

После революции в Юсуповском дворце непродолжительное время находилась выставка, посвященная убийству Григория Распутина и Музей быта русской аристократии. Впоследствии здание было передано ленинградскому отделу просветительской работы, что позволило избежать разорения дворца в годы Гражданской войны.

В годы ВОВ резиденция князей Юсуповых на Мойке выполняла роль госпиталя. После войны здание признали историческим объектом государственного значения.

В 2000-е годы залы Юсуповского дворца были полностью отреставрированы, в них разместились многочисленные экспозиции, наглядно показывающие быт русской аристократической семьи в 18-19 веках. Некоторые помещения сдаются в аренду под проведение свадеб и праздников. Театр в доме Юсуповых до сих пор работает, в нем ставятся классические и современные пьесы, проходят концерты.

Театральная труппа активно участвует в представлении экспозиций, делая их осмотр интерактивным и необычайно интересным. Самой большой популярностью в Юсуповском дворце пользуется выставка «Убийство Распутина». Туристы спускаются в подвал, в котором и был убит фаворит императора. Здесь, в тесном помещении с низкими сводами, находятся восковые фигуры: сидящий за столом Григорий поедает отравленные пирожные; рядом стоит его будущий убийца – князь Феликс Юсупов. У туристов, осматривающих экспозицию, возникает эффект присутствия.

Дворец Юсуповых на Мойке на протяжении двух веков был центром светской жизни Санкт-Петербурга. Это здание помнит шум платьев на балах, радостные крики и треск открываемых бутылок шампанского на аристократических раутах.

Дворец является подлинным архитектурным шедевром, одним из красивейших зданий в Северной столице.

Видео:

Музей роскоши - Прогулки с дилетантом — LiveJournal

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


Питер-2013 // Часть 24


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе.

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

6. А мы идем дальше, в Гостиную Генриха II.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

12. Далее идёт Секретарская.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная. Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице.

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную. Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

28. Дальше следует небольшой будуар с поразительным потолком из натянутой ткани.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната.

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду.

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную.

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная!

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

42. Дальше снова никаких сюрпризов - Зелёная гостиная.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал.

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей).

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал.

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную.

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:
1. Схема залов дворца
2. Фотогалерея дворца
3. Юсуповский дворец на Мойке, 7 июня 2012 года
4. Юсуповский дворец на Мойке июль 2009 года



Юсуповский дворец (Крым) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Юсуповский дворец — дворец эклектичной стилистики, который был построен в Кореизе ялтинским архитектором Николаем Красновым для князя Феликса Юсупова (графа Сумарокова-Эльстона).

До строительства дворца на его месте находилась дача «Розовый дом», принадлежавшая княгине Анне Сергеевне Голицыной. Впоследствии имением владел винодел Морозов, а в 1867 году его приобрёл князь Феликс Феликсович Юсупов, бывший московский генерал-губернатор. В 1909 году архитектор Николай Краснов, автор дворца Дюльбер и Ливадийского дворца, перестроил «Розовый дом» в дворец и придал ему его современный вид. Княжеский род Юсуповых был одной из самых богатых и самых влиятельных аристократических семей в Российской империи. Осенью 1912 года во дворце состоялась помолвка Феликса Юсупова-младшего с племянницей императора Николая II княжной императорской крови Ириной Александровной.

В 1920-х годах дворец был национализирован и попал в ведомство Всесоюзной чрезвычайной комиссии в качестве дома отдыха для её сотрудников (государственная дача № 4). В 1925—1926 годах здесь останавливался Феликс Дзержинский. Во время Великой Отечественной войны дворец не пострадал. В 1945 году во время Ялтинской конференции Юсуповский дворец стал резиденцией советской делегации во главе с Иосифом Сталиным. С тех времён здесь сохранились некоторые элементы интерьера, бильярд и письменный стол Сталина.

В послевоенный период дворец становится дачей Центрального комитета КПСС, на которой отдыхали многие партийные и государственные деятели Советского Союза и руководители зарубежных коммунистических партий.

С 1991 по март 2014 года Юсуповский дворец находился в собственности управделами президента Украины. Совет министров Крыма 21 октября 2014 года принял решение о передаче в безвозмездное пользование управлению делами президента России объектов, находившихся ранее в собственности управделами президента Украины.[2]

Площадка перед входом

После присоединения Крыма к России в марте 2014 года — Юсуповский дворец стал спецкомплексом Управления делами Президента Российской Федерации.

В эклектичной архитектуре Юсуповского дворца прослеживаются и неороманский стиль, и разные элементы архитектуры эпохи итальянского Возрождения. Лестницы и арки у входа украшены скульптурами львов, различных персонажей древнегреческой мифологии, выполненных из мрамора и привезённых из Венеции. Основная часть интерьера изготовлена в стиле модерн: белые эмалевые панели с полками для фарфоровой и бронзовой пластики, венские стулья, угловые диваны и тому подобное. Единственным исключением был кабинет владельца замка — со старинным французским гобеленом, массивными письменным столом, шкафом и курильными креслами.

Парк Юсуповского дворца был заложен одним из самых известных садовников того времени Карлом Кебахом. Территория парка занимает 16,5 га, здесь растёт около 7,5 тысяч растений, среди которых до 200 видов декоративных деревьев и кустарников, 32 из них является редкими. Возраст 155 деревьев от 100 до 500 лет.

Юсуповский дворец в Москве: история, описание, как добраться

История Юсуповых и дворца в Москве

@lessy_s

Существует легенда, будто на месте Юсуповского дворца раньше находились палаты Ивана Грозного, в которых правитель отдыхал после охоты, а также мучил своих пленников. Поговаривают, что отсюда по всей Москве расползались подземные ходы, доставляющие царя в любую точку города.

Здание долгое время было заброшено, а потом, когда его отстроили заново, хозяева постоянно менялись. В XVII веке Петр I пожаловал здание своему приспешнику Шафирову. После него дворец перешел в руки действительного тайного советника графа Толстого, который по указу Петра II был отправлен в ссылку, при этом собственность изъяли. Дворец получил Алексей Волков, помощник Меншикова. Менее, чем через год, последний лишился своей должности, а усадьба опять перешла в другие руки – а именно, в руки семьи Юсуповых. Первым владельцем стал Григорий Юсупов-Княжев, который проводил здесь светские рауты. В те годы помещение в левом флигеле брал в аренду Сергей Пушкин и жил здесь со своим сыном Александром Сергеевичем.

Юсуповы владели особняком чуть меньше двух веков, до того, как началась Октябрьская революция. За это время поместье увеличилось в размерах, к нему присоединили соседнюю усадьбу Измайловых. Кстати, последний представитель рода – Феликс Юсупов – был женат на Ирине Романовой, так что семье удалось породниться и с царской фамилией.  

Как и многие другие здания, принадлежавшие зажиточным дворянам, после Революции дворец перешел в руки советской власти, долгое время там заседала Сельскохозяйственная академия ВАСХНИЛ. 

Особенности архитектуры, описание

@1927natali

Более русской архитектуры, чем в Юсуповском дворце, наверно и представить сложно. Почти все комнаты расписаны в традиционном русском стиле и напоминают боярский терем из сказок. Хотя на деле это даже несколько теремов, объединенных в единый комплекс при помощи коридоров и проходов. Стены снаружи украшают разноцветные наличники, а венчают здание небольшие купола с флюгерами и различными декоративными элементами.

Каждая комната расписана по-разному. На стенах залов первого этажа можно увидеть картины, изображающие сцены из жизни Ивана Грозного. Большинство из них – охотничьей тематики, поскольку раньше дворец был охотничьим домиком царя. Во дворце также есть большой тронный зал, где устраивались торжественные приемы, портретный, а также гербовый. Всего для посещения были открыты десять залов, которые распределены по трем этажам. В сенях оставили на всеобщее обозрение фрагмент старой кладки здания, которая сохранилась со времен Ивана Грозного.  

В 1917 году после Революции Феликс Юсупов со своими родственниками смог сбежать в Европу. Как тогда считалось, все богатства рода были национализированы. Однако позднее выяснилось, что перед отъездом Феликс успел спрятать во дворце часть драгоценных украшений, золотых и серебряных изделий, а также скрипку Страдивари. Все эти объекты были найдены в тайнике, они были завернуты в старую и ветхую одежду.

Что внутри, экскурсии

@esttakieludi

По состоянию на 2019 год дворец находится на очередной реставрации, поэтому музей закрыт. Дата его открытия не сообщается, стоит следить за обновлениями на официальном сайте.

До начала реставрации в музей можно было попасть в воскресенье, понедельник и вторник с 10:00 до 19:00. В нем проводились тематические мероприятия и экскурсии для детей и взрослых. Работники музея рассказывали посетителям об истории рода Юсуповых и самого здания, о легендах, связанных с его строительством. Во внутреннем дворе в теплое время года устраивали спектакли и интерактивные представления для детей. Ожидается, что и после открытия дворца все эти традиции сохранятся.

Где находится и как добраться

Здание находится в Большом Харитоньевском переулке. Ближайшие станции метро – Чистые пруды или Красные ворота. От метро до дворца можно дойти пешком за пять минут. От Красных ворот нужно следовать по Большому Кисловскому переулку, а от Чистых прудов – сразу по Большому Харитоньевскому переулку.

Дворец Юсуповых на Мойке, Санкт-Петербург, Россия: 10 лучших отелей поблизости

Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.

Популярные языки среди пользователей в России
  • Русский
  • English (UK)
  • English (US)
  • 简体中文
  • Français
  • Deutsch
Все языки
  • English (UK)
  • English (US)
  • Deutsch
  • Nederlands
  • Français
  • Español
  • Español (AR)
  • Català
  • Italiano
  • Português (PT)
  • Português (BR)
  • Norsk
  • Suomi
  • Svenska
  • Dansk
  • Čeština
  • Magyar
  • Română
  • 日本語
  • 简体中文
  • 繁體中文
  • Polski
  • Ελληνικά
  • Русский
  • Türkçe
  • Български
  • العربية
  • 한국어
  • עברית
  • Latviski
  • Українська
  • Bahasa Indonesia
  • Bahasa Malaysia
  • ภาษาไทย
  • Eesti
  • Hrvatski
  • Lietuvių
  • Slovenčina
  • Srpski
  • Slovenščina
  • Tiếng Việt
  • Filipino
  • Íslenska

Смотрите также

Описание: