Где находится ярославская икона божией матери


Ярославская-Печерская икона Божией Матери — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Яросла́вская (Пече́рская) ико́на Бо́жией Ма́тери — православная русская икона, причислена к чудотворным образам Богородицы. В настоящее время утеряна.

Празднование иконе совершается 14 мая по юлианскому календарю.

Происхождение иконы остаётся до сих пор неизвестным. Начало её почитания связано со следующей легендой.

Ярославская гражданка Александра Дмитриевна Добычкина семнадцать лет страдала психическим расстройством, называемым ныне депрессией. Будучи невылеченной, болезнь привела к жестокой ломоте в руках и суставах. Бедная женщина не могла спокойно переносить страдания и часто кричала. Родные болезненно переживали происходящее и усердно молились о выздоровлении несчастной.

В 1823 году женщине приснился некий храм, в котором она отчётливо увидела изображение иконы Божией Матери. Посчитав сон вещим, она стала ходить по Ярославлю и искать явленный ей в сонном видении храм. Однажды (1 мая) зашла на территорию Архиерейского дома и, увидев церковь «Происхождения честных древ», узнала в ней тот самый храм.

С радостным предчувствием войдя внутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску, изображающую Божию Матерь Печерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, стала корчиться и потеряла сознание. Очнувшись, Александра почувствовала, что сможет получить исцеление. На следующий день она вновь была в церкви, усердно молилась пред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, как почувствовала внутри себя некое непонятное движение и… совершенное выздоровление.

С тех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной к чудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).

В годы смуты и гонений на церковь в первой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено — фреска стены храма оказалась сколотой.

Иконографический тип — Панахранта. Более точно её следует относить к типу цареградских икон Богоматери. В узком толковании это иконографический тип Богоматери Печерской. Существует мнение, что это список с не дошедшей до нашего времени иконы Киево-Печерского монастыря. А прототип, возможно, находился в Софии Константинопольской.

На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками прпп. Антония (слева) и Феодосия (справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил). Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную».

  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон, чтимых Православною Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Сост. С. Снессорева, 2-е изд., доп. Спб., 1898. Переиздано: Ярославль, Изд-во «Верхняя Волга», 2001.
  • Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. Е. Поселянин. М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина», 2002.

Ярославская икона Богородицы - свидетельница истории России

Древняя Ярославская земля, как и вся Святая Русь, находится под Покровом Пречистой Божией Матери.

В знамение этого еще в 1213 г. в Ярославле был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший главным храмом Ярославского княжества, а впоследствии и кафедральным собором Ярославской епархии. В этом храме находилась чудотворная икона Богоматери Умиление, получившая название Ярославской. Именно этот образ и был зримым знамением заступления Пречистой Богородицы за землю Ярославскую.

Ярославская икона Божией Матери явилась одним из самых древних чудотворных образов Пречистой Богородицы в Православной России. Она известна с XIII века и уже к семь веков осеняет северные пределы Русской Земли.


Как повествует древнее предание, эту икону принесли в град Ярославль в XIII веке святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи при епископе Ростовском Кирилле II (1231-1262).


Святым князьям Василию и Константину Ярославским, послужившим прославлению образа Богоматери, довелось нести крест княжеского служения в первые десятилетия татаро-монгольского ига. Это было самое жестокое время, когда попущением Божиим полчища Батыя устремились на Русь, разоряя все на своем пути.

В 1238 году на берегах реки Сить, притоке Волги, на земле Ярославской произошла одна из самых драматичных битв русской истории. В неравной сече погибли великий князь Георгий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, отец князей Василия и Константина. Князь Василько Ростовский был пленен и замучен татарами в Шеренском лесу.

Именно в это время князь Василий вместе с младшим братом Константином совершил принесение в город нового образа Божией Матери Умиление, получившего впоследствии название Ярославская икона. Образ был поставлен в древнейшем каменном соборе Ярославля.

Поражение русской рати, гибель князей, разорение городов и весей производили в народе ужас и смятение. Принесение образа Пречистой Заступницы должно было укрепить дух народа пред лицом жестоких захватчиков.

Откуда была принесена Ярославская икона, предание умалчивает, но есть версии, что из Владимира или Киева. 

Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях русских князей. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволили татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Даже в условиях иноземного ига князь Василий находил возможность сооружать новые храмы.

Недолгим было служение боголюбивого князя. Видимо, духовно он созрел для Царства Небесного. Зимой 1249 года князь Василий Ярославский отправился во Владимир-на-Клязьме для встречи со святым благоверным великим князем Александром Невским   которого он поддерживал в его начинаниях. Там князь Василий Всеволодович неожиданно тяжело заболел и преставился ко Господу 8 февраля.

Гроб с честными останками безвременно умершего князя провожал от Владимира до Ярославля сам великий князь Александр Невский вместе с двоюродными братья усопшего князьями Борисом и Глебом Васильковичами. Это стало выражением почтения и общей печали по молодому, но духовно зрелому князю.

Князь Василий был погребён в Успенском соборе под Ярославльской иконой Богородицы. Княжеством стал править его младший брат Константин.

16 июля 1257 года князь Константин был убит в битве с монголо-татарами. Тело благоверного страдальца также было погребено в соборном Успенском храме рядом с местом упокоения его брата князя Василия — у образа Пречистой Богородицы. Даже в погребении святые князья не разлучились и явили образ неразрывных уз братства о Христе.

Старый собор сгорел и был построен новый Успенский собор. 


В 1504 году обретенные мощи князей Василия и Константина были перенесены в новый  Успенский собор, и открыто поставлены в приделе, посвященном их памяти, с правой стороны между столпов под древними родовыми княжескими иконами.

Вместе с мощами была торжественно перенесена и чтимая моленная икона святых князей-страстотерпцев — Ярославская Богоматерь. Образ был помещен в основном иконостасе собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. Величественный Успенский собор стал Домом Ярославской Богоматери.

Вскоре после завершения строительства Успенского собора в Ярославль приезжал Государь всей Русской Земли царь Иоанн III на поклонение святым мощам своих предков и Ярославской иконе Богоматери.

В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль сделался временной столицей Российского государства. Здесь располагался т.н. «Совет всея Земли». Соответственно Ярославская икона стала в это время главной моленной иконой Руси.

Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, прибывшее из Нижнего Новгорода. Здесь собралось около 20 000 ополченцев. В Успенском соборе пред ликом Ярославской Богоматери князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.


С Ярославской иконой Божией Матери связано и начало правления Царского Дома Романовых. Ярославль стал первым градом встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Ярославская икона стала одним из образов, пред которым молился новоизбранный Русский Царь.

Спустя три века в год трехсотлетия Романовых у этого же образа молился и последний Русский Государь — Царь- Мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

В 1918 году во время антибольшевистского т.н. «ярославского мятежа» большевистские командиры открыли шквальный артиллерийский огонь по мирному Ярославлю, снаряды попали и в древний Успенский собор, который был сильно поврежден, однако при этом, чудным образом, ни один осколок не коснулся лика Ярославской Богоматери.

В 1922 году договор с общиной верующих Успенского собора был расторгнут, собор был закрыт для богослужений, его здание было передано под биржу труда. Одновременно были сброшены колокола, а колокольня разобрана до основания. Сброс колоколов запечатлели на фотографиях — «для истории». В церковной сторожке устроили общественный туалет.

С этого времени следы Ярославской иконы теряются.

В 1930-е гг. помещение храма использовался под склад для зерна. В разгар «пятилетки безбожия» в 1937 году Успенский собор был взорван для устройства парка культуры и отдыха трудящихся.

70 лет это место пустовало. Ныне собор отстроен заново.

Исследователь-искусствовед так описывает иконографию образа: «Характерными чертами иконографического типа «Богоматери Ярославской» являются поза Младенца, изображенного справа от матери нежно прильнувшим щекой к Ее щеке и ласково держащим Ее за подбородок; положение рук Богородицы — не поддерживающее, но притягивающее хрупкое Младенческое тельце к Себе; край мафория — перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Безмерная грусть устремленных в небытие широко раскрытых глаз Богородицы, стремление оградить, уберечь Младенца от опасности, продлить дни безмятежного детства предвещают грядущие испытания, уготованные обоим: крестною смерть Сына, скорбь и отчаяние Матери. Кажется глубоко символичным, что характерное для данного иконографического извода положение рук Марии перекликается с жестом Богородицы в иконах «Богоматери Скорбящей» и некоторых композициях Распятия, воскрешающих самый драматичный эпизод жизни Пресвятой Девы».

В 1998 году Ярославль обрёл и древнюю Ярославскую икону. Однако эта икона является только списком  с первоисточного образа и ранее она находилась в ныне затопленным Рыбинским водохронилищем Леушинского монастырского подворья Санкт-Петербургского монастыря.


В настоящее время древний список (копия) Ярославской иконы Пресвятой Богородицы находится в ярославском храме Спаса на Городу.

Икона Божией Матери Казанская (Ярославская)

Об об­сто­я­тель­ствах про­слав­ле­ния Ка­зан­ской (Яро­слав­ской) ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри из­вест­но сле­ду­ю­щее.

В 1588 го­ду од­но­му бла­го­че­сти­во­му хри­сти­а­ни­ну по име­ни Ге­ра­сим, страст­но же­лав­ше­му иметь у се­бя ико­ну Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, во сне яви­лась Бо­го­ма­терь и ска­за­ла ему: «Ге­ра­сим, в Ка­за­ни, в тор­го­вом дво­ре у од­но­го юно­ши на ле­вой сто­роне в его лав­ке есть Моя ико­на. Возь­ми ее у юно­ши, и бла­го­да­тью Сы­на Мо­е­го и Бо­га она станет ис­точ­ни­ком чу­дес. Иди с ико­ной в го­род Ро­ма­нов и ска­жи жи­те­лям, чтобы храм во имя Рож­де­ства Мо­е­го, ко­то­рый был пе­ре­не­сен ими на го­ру, они вер­ну­ли на преж­нее ме­сто – под го­ру и на­зва­ли его во имя при­не­сен­ной то­бой ико­ны. Сам же оста­вай­ся в го­ро­де Ро­ма­но­ве до кон­чи­ны тво­ей».

Ге­ра­сим вы­пол­нил во­лю Бо­жи­ей Ма­те­ри, отыс­кав свя­тую ико­ну в ука­зан­ном ме­сте. Ед­ва он взял об­раз, пра­вая ру­ка его (дав­но болев­шая) сра­зу же ис­це­ли­лась. С чу­до­твор­ной ико­ной от­пра­вил­ся Ге­ра­сим в Ро­ма­нов (ныне го­род Ту­та­ев Яро­слав­ской об­ла­сти) и все ис­пол­нил по по­ве­ле­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Два­дцать один год пре­бы­ва­ла Ка­зан­ская ико­на в хра­ме.

Од­на­ко по­сле то­го, как го­род в 1609 го­ду был взят ли­тов­ца­ми, свя­той об­раз был уве­зен неким ли­тов­ским офи­це­ром в Яро­славль. Жи­те­ли го­ро­да пред­ла­га­ли офи­це­ру боль­шую сум­му де­нег за ико­ну, но он дол­го не со­гла­шал­ся, и толь­ко через неко­то­рое вре­мя при­нес об­раз од­но­му из ста­рей­ших граж­дан Яро­слав­ля – Ва­си­лию Лыт­ки­ну. Ико­на бы­ла тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­на в за­го­род­ный при­ход­ской храм По­хва­лы Бо­го­ма­те­ри. Во вре­мя оче­ред­но­го на­па­де­ния на го­род поль­ских войск, свя­ты­ню пе­ре­нес­ли внутрь го­ро­да и по­ме­сти­ли в церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва, на бе­ре­гу Вол­ги. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца два­жды яв­ля­лась диа­ко­ну Еле­аза­ру, по­веле­вая воз­двиг­нуть в честь Ее ико­ны храм, ко­то­рый и был со­ору­жен у зем­ля­но­го ва­ла с при­ступ­ной сто­ро­ны. От пе­ре­не­сен­ной в но­вый храм чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. При хра­ме позд­нее был со­здан жен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром по­се­ли­лись 72 сест­ры из ра­зо­рен­ной по­ля­ка­ми Яро­слав­ской жен­ской оби­те­ли.

В 1610 го­ду жи­те­ли Ро­ма­но­ва об­ра­ти­лись к ца­рю Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу Шуй­ско­му с прось­бой раз­ре­шить вер­нуть ико­ну из Яро­слав­ля об­рат­но в Ро­ма­нов. Од­на­ко по­сле то­го, как в Яро­слав­ле от чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шли два чу­дес­ных ис­це­ле­ния – по­лу­па­ра­ли­зо­ван­ной ино­ки­ни Ани­сии и ума­ли­шен­но­го по­сад­ско­го че­ло­ве­ка Кон­стан­ти­на, яро­слав­цы дерз­ну­ли про­сить мо­нар­ха оста­вить ико­ну у них. По­сле по­дроб­но­го ис­сле­до­ва­ния свер­шив­ших­ся чу­дес бы­ло ре­ше­но оста­вить ико­ну в Яро­слав­ле, а в Ро­ма­нов от­пра­вить точ­ный спи­сок с об­ра­за, укра­сив его окла­дом, по­доб­ным то­му, ко­то­рый на­хо­дил­ся на са­мой чу­до­твор­ной иконе. 2 мар­та 1611 го­да спи­сок с по­че­стя­ми был пе­ре­не­сен в Ро­ма­нов и по­ме­щен в Ка­зан­ской церк­ви, где преж­де сто­я­ла чу­до­твор­ная ико­на. Сам же чу­до­твор­ный об­раз каж­дый год пе­ре­но­сил­ся из Яро­слав­ля в Ро­ма­нов.

Ярославская икона Божией Матери - храм, описание

Где находится икона?

Это одна из известных чудотворных икон, не просто помогающей молящимся пред ней, но и являющейся шедевром иконописи, исторической святыней. Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. На основе их появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием  имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Она была при­не­се­на на Русь после ига хана Батыя,  в Яро­славль свя­ты­ми бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми Ва­си­ли­ем и Кон­стан­ти­ном.

Известна в России также икона Божией Матери Ярославская Печерская, чей день празднования 27 мая. Она стала известна в Ярославле в конце 19 века, когда случилось чудо  с женщиной, имевшей боли   во всех суставах и находившейся в депрессии — в большой тоске на протяжении 17 лет. Она много молилась,  прося  исцеления у Богородицы,  и услышала голос во сне с  повелением найти икону Царицы Небесной в одном храме,  где и получит исцеление. Ей представился храм с иконой в нем — и действительно, она смогла найти в своем же городе храм, он был прямо в архиерейском доме — в епархиальном управлении Ярославля. Храм был по­свя­щён Про­ис­хож­де­нию Чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Сейчас утрачена и эта икона, и храм разрушен — все это в ходе революции.

Сама Ярославская икона была под сводами каменного Успенского собора под родовыми иконами, среди которых была и Ярославская. Позднее в честь иконы был освящен храм под церковью Ильи пророка — самым известным храмом Ярославля. Поэтому храм Ярославской иконы Божией Матери — под Ильинским храмом на Ильинской площади Ярославля.

Церковь иконы Ярославской Божией Матери есть и еще одна в Ярославле, находится она в районе Сокол на улице Фрунзе. Построена в 2011 году. На настоящий момент завершён основной объём благоустройства территории малого храма, идут работы по написанию икон в иконостас. Великое освящение храма было совершено митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном 30 ноября 2011 года.

Описание иконы

Ярославская икона относится к типу Умиления. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать.

Святой евангелист Лука написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница).  Тип Умиление или Милостивая. — когда  Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней.  Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. Легко сравнить образ Ярославской Божией Матери с принадлежащей к другому типу, Одигитрии, Смоленской или Тихвинской иконой, чтобы увидеть разницу: Богородица везде нарисована  по пояс, но на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимает Ее, а  благословляет молящихся правой рукой и держит свиток — символ Своего предназначения — в левой.

Младенец Христос находится справа от Божией Матери,  лики Матери и Сына  соприкасаются. Интересная и узнаваемая деталь — Младенец Христос держится за подбородок Пресвятой Владычицы ручкой,  при этом его ноги соединены. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь.

От чего помогает?

Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Богородица через этот образ много помогает родителям и детям, а также больным и пожилым людям. Молятся Божией Матери перед иконой также

  • При планировании беременности;
  • Об исцелении бесплодия;
  • О сохранении ребенка при угрозе выкидыша;
  • О преодолении психологических трудностей;
  • Об исцелении детей, родителей, взрослых.

О чем молятся?

Помните  о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним. Ярославская икона Божией Матери — прекрасный образ, перед которым можно молиться в любое время. Молятся

  • Об исцелении болезней женских и мужских органов;
  • Об улучшении и исцелении болезней речи и слуха;
  • Об оправдании при несправедливости и клевете;
  • Об укреплении веры во время гонений и скорбей.

Также известна Ярославская Казанская икона Божией Матери. Она была обретена в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке, ее по повелению Богородицы  перенесли в город Романов Ярославской губернии (сейчас Тутаев), затем был сделан список — и наконец оригинал оставили в Ярославле, куда его переносили крестным ходом, а список — в Романове.

Молитва Ярославской иконе Божией Матери

Эти слова, обращенные  к Богородице, можно читать в любое время, главное, — с открытым сердцем и верой в благодать Божию.

О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния Сокро́вище и ми́лости Исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, подаждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей [или́: святу́ю оби́тель сию́] до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не ли́ши нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Фотографии иконы

Ярославская икона Божией Матери - Храм Рождества Христова, Приход святителя Тихона Патриарха Московского

Чудное событие вспоминает Православная церковь 21 июня - Явление Ярославской иконы Божией Матери. Ярославская земля, как и вся Святая Русь, никогда не оставалась без покрова и благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Свидетельствами сей заботы о Ярославском крае стали Ее чудотворные иконы: Ярославская, Толгская, Ярославская-Казанская, Югская, Ярославская-Смоленская, Ярославская-Печерская, явленные горожанам в разное время.

Самой древней и почитаемой из них считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века - в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Кровь лилась реками, грады и селения пылали в огне. Ярославль цепенел от ужаса.

Родные братья Василий и Константин, ставшие духовным украшением Ярославской земли, явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Церковь нарекла князей страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю Русскую.

Принесение образа Богоматери в Ярославскую землю носило обетный характер благодарности Пресвятой Богородице за спасение во время Ситской битвы (4 марта 1238 г.) - одной из самых драматических битв русской истории, ставшей духовным рубежом и символом национального сопротивления. Принесение иконы было воспринято как особое чудесное явление милости Богородицы, простирающей всем концем ярославской земли руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Именно поэтому сам день празднования иконы еще в старину стали называть "Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския".

Ярославская икона Божией Матери стала своего рода памятником борьбе народа с татаро-монгольским игом. Она исполнила особую миссию Утешительницы православных в тяжкое время. Божия Матерь, через Свой образ, разделила народную тугу. Само ее явление утверждало горожан в том, что последние времена еще не пришли на Святую Русь.

Наша Помощница, Заступница и Утешительница - любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту знают силу ее заступления.

Усердными молитвенниками перед Ярославской иконой за землю русскую были святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

На поклонение Ярославской иконе Божией Матери и святым мощам своих предков приезжал Государь всей Русской Земли Иоанн III.
Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый "Совет всея Земли", при котором Богоматерь "Ярославская" становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского Государства.

Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году. В разные годы пламенные молитвы Царице Небесной перед ее Ярославским образом возносили: святитель Димитрий Ростовский, святитель Агафангел и святитель Тихон - Патриарх Московский и всея России. Наконец и в наши дни ярославцы имеют возможность вкусить от источника благодати. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к древнему чудотворному списку иконы Ярославской Богоматери, находящемуся в храме Спаса на Городу.

Воспоминая подвиг братолюбия святых благоверных князей Василия и Константина, православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы перед Ярославской иконой Божией Матери о любви, согласии и мире в семье. Возобновляется традиция получения молодоженами благословения на супружество перед образом Великой Заступницы.

С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Настави нас заблудших на путь правый, исцели страждующих и скорбящих, соблюди нас в непорочном и целомудренном житии. И якоже древле, тако и ныне избави нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и всякого душепагубного обстояния. Устрой нам, молитвами твоими, все благая и полезная. В любви и единомыслии супружество утверди и от всех злых и бедственных обстояний избави. Мы ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице.

 

Иконы России: Ярославская икона Божией Матери

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня. По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV – XVI веках.

Иконография Ярославской иконы Богоматери представляет один из поясных вариантов Умиления, сложившийся в ХIII веке. Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя. Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве. О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Празднование Ярославской иконы Божией Матери приходится на 21июня (8 июня по старому стилю) – день обретения мощей святых ярославских князей Василия и Константина, которым по преданию принадлежал чудотворный образ.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914 – 1915. В 2 Т.
  3. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
  5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  6. Иконы из Ярославля XIII – XVI веков. М., 2002.
  7. Похвала Богоматери: иконы Ярославля XIII – XX веков из собрания Ярославского художественного музея. М., 2003.
  8. Ярославский художественный музей. 101 икона из Ярославля. М., 2007.
  9. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. М.. 2008. №28.
  10. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV – XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 25.
  11. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М., 1995. № 40.
  12. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. № 25. С. 126.

Ярославская Оранта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Икона «Ярославская Оранта» — икона Богородицы, написанная, по различным оценкам, в XII—XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Икона также известна под названиями «Знамение Божьей матери», «Великая Панагия», однако больше всего — под названием «Ярославская Оранта»[источник не указан 1506 дней].

Не существует единого мнения относительно времени создания иконы. По различным оценкам, она могла быть написана как в начале XII, так и в 20-х гг. XIII века[1]. Ряд исследователей датировали икону XII в.[2] Другие исследователи раздвинули границы до начала XIII в.[3] Крайними датировками стали предлагаемые В.И. Антоновой и Н.Е. Мневой – 1114 г.[4] и В.Н. Лазаревым – 1224 г.[5] В каталоге Государственной Третьяковской галереи 1995 г. указывается датировка первой третью XIII в.[6]

Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря[7].

Точная история иконы не известна до 1919 года, когда икона была обнаружена реставраторами[источник не указан 1506 дней]. Известно лишь, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости между 1811 и 1818 годами поступила в монастырскую ризницу (об этом сообщает В.Г. Брюсова опираясь на сведения описей ярославского архиерейского дома)[8]. Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:

В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского

[9].

Тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом на груди восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Более точное название этого иконографического типа – Великая Панагия. На Руси оно впоследствии преобразовалось в форму «Знамение». Н.П. Кондаков указывал, что древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением предвечного младенца в круге на груди существовал в христианском искусстве в VI – VII веках, но затем вновь получил распространение в X – XII веках. На Руси самое раннее изображение этого типа – Богоматерь в апсиде церкви Спаса на Нередице (1199г). Изображение Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии[10]. Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками[источник не указан 1506 дней].

Крупнейший знаток древнерусского и византийского искусства В.Н. Лазарев считал, что икона была создана в Ярославле в 1220-1230-х годах, уточнив, что по всей вероятности она была написана ок. 1224 года к празднику освящения Спасо-Преображенского собора.[11]. Большинство экспертов согласны, что стиль иконы не противоречит этой датировке – она могла быть создана в первой трети XIII века[источник не указан 1506 дней].

В 1925—1929 гг. была проведена реставрация иконы[источник не указан 1506 дней]. Икону в 1928 г. опубликовал А. И. Анисимов[источник не указан 1506 дней], классифицировавший её тип как «Оранта».

В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

  1. ↑ Богоматерь Великая Панагия (Оранта)
  2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М.: Искусство, 1978. — С. 299.
  3. ↑ Живопись домонгольской Руси. — М.: Советский художник, 1974. — С. 40-45.
  4. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 51.
  5. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 167-168.
  6. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 68-70. — 272 с.
  7. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 462. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  8. ↑ В.Г. Брюсова, К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение»), Русское искусство XI –XIII веков, М. 1986, стр. 75
  9. ↑ Чудотворные Иконы Божией Матери. Великая Панагия (Ярославская Оранта) Архивировано 2 октября 2013 года.
  10. ↑ Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. 2, СПб. 1915, стр. 110-111
  11. ↑ В.Н. Лазарев, «Живопись Владимиро-Суздальской Руси». История русского искусства, под ред. И.Э. Грабаря, т.1, М. 1953, стр. 490-491

Святыни Храма | Храм Спаса на Городу, город Ярославль

Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.

    Другой важной Святыней Храма является Большой мощевик с частицами 131 Святого Угодника Божия и частицей Животворящего Древа Креста Господня, заключенный в серебряный Крест-мощевик.

 Также в храме особо почитается икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). В клеймах этой иконы находятся изображения многочисленных святых (в том числе Святой Равноапостольной Марии  Магдалины и Блаженной Матроны Московской с частицами мощей этих Святых Угодников Божиих).

   В храме находится список с иконы Симона Ушакова «Святая Новозаветная Троица». В нижнем поле этой иконы находится желудь от Мамврийского дуба, привезенный паломниками в 19 веке, когда Маврийский дуб был живым.

  Особо почитается в храме икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его Святых мощей. Икона была подарена в ноябре 2004 года в самом начале возобновления приходской жизни одной московской учительницей.

   В алтаре храма в особом Ковчеге находится частица мощей Преподобного Серафима Саровского, переданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году из Дивеевской обители Нижегородской Епархии.

   В храме находится уникальный и единственный в Ярославле подобный образ «Всех Святых», написанный к тысячелетию г. Ярославля и освященный в 2010 году. На иконе  изображены 998 Святых Угодников Божиих и 101 изображение Пресвятой Богородицы. В среднике иконы помещен  Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица» (Пантанасса), особо почитаемый в последнее время в связи с ростом онкологических заболеваний.

      Выделяются среди икон храма две большие иконы с ризами, вышитыми бисером прихожанами во главе с настоятелем. Это икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы» и икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. В той иконе в нижнем правом углу находится мощевик  с частицей его Святой Главы, привезенной со Святой Афонской горы ныне почившим архимандритом Авелем Македоновыми и переданной настоятелю.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Ярославле

Большой четырёхстолпный пятикупольный собор в стиле позднего классицизма с западной папертью. Выстроен в 1835-1845 гг. на месте кирпичной церкви 1649, служил местом хранения чудотворной Казанско-Ярославской иконы Божией Матери. Закрыт в 1918 г., с 1920-х гг. использовался областным архивом. Богослужения возобновлены в 1997 г., окончательно передан епархии в 1999 г., реставрируется. Находится в историческом центре Ярославля, который является объектом из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО № 1170.

История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.

Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.

http://yar-kazansky.cerkov.ru/

Все православные храмы, церкви и часовни Ярославля

Феодоровский кафедральный собор (1689)

Ул. М.Пролетарская, 59.

Тел: (4852) 45-05-98, 45-05-80.

Святыни: икона с частицей мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских и особо чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная радость»и Божьей Матери Ярославской.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря

Богоявленская пл., 25.

Тел.: (4852) 30-38-69.

История: трехглавый четырехстолпный собор Спаса Преображения строился в XVI веке по образу и подобию Благовещенского собора в Москве. Венецианские детали декора позволяют предположить, что строительством руководил итальянец. Храм был очищен от наслоений позднейшего времени во время послевоенной реставрации. Тогда же был расчищен ансамбль монументальной стенописи 1563-1564 годов - единственный датированный памятник фресковой живописи грозненской эпохи.

Богоявленская церковь (1682)

Пл. Богоявления.

Тел. (4852) 72-56-23.

Святыни: чудотворная икона Неупиваемая чаша и икона Святой Блаженной старицы Матроны Московской с частицей мощей.

Крестобогородская церковь (1760)

Московский пр-т, 161.

Тел. (4852) 44-32-23.

Святыни: Крест Господень (1655) – Поклонный крест, поставленный в благодарность за избавление города от моровой язвы, икона Святителя Николая с частицей мощей, икона «Положение ризы Богородицы» с частицей ризы Богородицы.

Вознесенско-Сретенский храм, (1688)

Ул. Свободы, 44-а.

Святыни: единственная в Ярославле икона Спасителя, скорбящего о детских душах, которым матери не позволили появиться на свет.

Вознесенско-Благовещенский приход (1702, 1745)

Волжская Набережная, 54.

Тел. (4852) 79-49-69.

История: Благовещенская церковь считается главным венчальным храмом города. Тут сохранились фрески XVIII века, архитектор – родной брат Федора Достоевского. Святыни: список с чудотворной иконы святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей мощей.

В церкви Вознесения - икона святого Митрофана Воронежского и Тихона Задонского с частицей мощей.

Сретенский храм (1895)

Депутатский пер., 4.

Тел: (4852) 30-53-93, 30-91-27.

Святыни: особо почитаемая икона Божьей Матери Умиление, которая привезена из затопленного Афанасьевского монастыря в Мологе.

Ильинский Кафедральный собор (1650)

Советская пл., 1.

Особенности: этот храм – федеральная собственность, относится к музею-заповеднику. Литургии здесь служатся по большим праздникам, а в остальное время можно просто полюбоваться уникальными фресками и изразцами храма.

Церковь святителя Леонтия (1791)

Ул. Угличская, 33.

Тел. (4852) 51-75-78.

Святыни: икона с частицей гроба Матроны Московской, рака с мощами Святого Агафангела.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ: prajt — LiveJournal

Живописный городок Ярославщины - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск).
Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

[Дальше...]

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
Состоит собор из двух храмов - нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний - Воскресенский - храм и окружающая его с трех сторон галерея - спустя несколько лет. Высота нижней церкви - 5 метров, верхней - 13,5 метров (до купола 24).

В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.


Воскресенский собор.Тутаев

Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась "небом") деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время - его копия.Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой - целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая - это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая - икона "Прибавление ума" в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
Третья святыня Тутаева - могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

По материалам:
http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1137516
http://www.liveinternet.ru/users/darina_mincheva/post313471273


Смотрите также

Описание: