Где находится ворошиловская батарея


Ворошиловская батарея — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019; проверки требует 1 правка.
Филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея»
Дата основания 1934
Дата открытия 1998
Адрес 690920, Владивосток, остров Русский
Директор Шабот, Георгий Эдуардович
Сайт museum.ru/M2056

Ворошиловская батарея — береговая башенная батарея № 981 имени Клима Ворошилова калибром 305 мм. Батарея расположена на острове Русском во Владивостоке. Аналогичная по вооружению батарея находится только в Севастополе.

Под каждой из двух башен расположены подземные жилые, технические помещения и склады боезапаса, всего три этажа. Башни соединяются между собой через потерну глубокого заложения длиной 250 м.

«Ворошиловская батарея» — одно из уникальных фортификационных сооружений в мире. Решение о её строительстве было принято весной 1931 года. Два последующих года ушло только на скальные и подземные работы. Башни и стволы доставляли на остров морем, а далее — по специально построенной железной дороге. Первая башня была готова 1 февраля 1934 года, а 1 апреля 1934 года — вторая.

Весной 1931 года Реввоенсовет СССР принял решение — усилить оборону города Владивостока. Комиссия во главе с наркомом обороны Климом Ворошиловым выбрала для нового «плацдарма» остров, высоту вблизи восточного угла бухты Новик. Здесь решено было установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив её двумя трёхорудийными бронебашенными установками с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»), которые после переоборудования получили обозначение МБ-3-12ФМ. В течение 1932—1933 годов удалось выполнить бо́льшую часть бетонных, скальных и подземных работ. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами. Для транспортировки башенных конструкций от мыса Полонского на берегу бухты Новик проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши. Монтаж первой башни был закончен 1 февраля 1934 года, вторую сдали два месяца спустя. 11 ноября того же года только что сформированной батарее присвоили имя К. Ворошилова. Первым командиром батареи назначили майора Николая Арсеньева. В 1941 году были установлены новые стволы, а старые сняты (на них произведено лейнирование, ныне лежат возле башен). Состав пороха для орудий и технология его производства, созданная научно-исследовательским институтом № 6 [значимость факта?] (НИИ-6) Наркомата боеприпасов СССР, до сих пор являются секретными[источник не указан 628 дней].

В ходе реформирования Вооружённых сил Российской Федерации в 1997 году батарея как боевая единица была расформирована, а на её основе с 1998 года создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея».

  • Башня № 2 Ворошиловской батареи

Ворошиловская батарея

О батарее

Ворошиловская батарея – объект, который обязательно посещает любая туристическая группа, совершающая экскурсию на остров Русский. Тонны железа на поверхности и под землей, сложные механизмы, впечатляющая боевая мощь – 80 лет назад российским инженерам удалось создать уникальное сооружение. Аналогичная батарея калибром 305 мм и со схожим оснащением находится только в Севастополе - и больше нигде на территории СНГ.
Музей "Ворошиловская батарея" работает ежедневно кроме понедельника и вторника с 9 до 17 часов.

Как все начиналось

Береговая башенная батарея №981, названная в честь наркома обороны Клима Ворошилова, расположена в южной части Русского острова, недалеко от юго-западного берега бухты Новик.
В мае 1931 года в связи с угрозой японского вторжения Реввоенсоветом СССР было принято решение укрепить практически разоруженный Гражданской войной Владивосток, построив новые башенные батареи для защиты от нападения с моря.
Июнь 1931 г. – прибывшая во Владивосток комиссия определила позиции новых батарей, в том числе и будущей Ворошиловской.
1 апреля 1932 г. – утверждено техническое задание на строительство двухбашенной батареи №981.
1932-1933 гг. – скальные, бетонные и подземные работы.
1 февраля 1934 г. – готова первая башня, 1 апреля 1934 г. – вторая башня.
9 ноября 1934 г. – первая учебная стрельба.
Строительством руководил военный инженер А.И. Васильков, первым командиром был назначен Н.В Арсеньев.
В 1998 г. здесь создан филиал музея ТОФ «Ворошиловская батарея».

Инженерное чудо

Помимо небывалой скорости постройки, делавшей честь военным инженерам того времени, батарея поражает воображение своим уникальным устройством, в котором, кажется, предусмотрено абсолютно все.

Батарея имеет крайне удачное расположение – ее совсем не видно с моря, поэтому в случае боевых действий отвечать на огонь неприятелям пришлось бы вслепую. Вся хитрость в том, что сама огневая позиция – 2 башни с тремя орудиями каждая – находится как будто в котловине между сопками, а наведение орудий на цели производится с командных постов. Главный из них (в 1575 м от башен) находится на горе Вятлина на высоте 107 м, вспомогательный – на горе Главной (279 м). Сообщения с командных пунктов на огневую позицию передавались по кабелю.

Очень интересно устроены и сами башни – по сути, это только верхушки грандиозного пятиэтажного подземного сооружения глубиной 15 метров. Толщина боевого покрытия башенного блока – 2,8 м, фронтальной стены – 4 м, боковых и тыльных стен – 1,5 м. В результате башня выдержит даже прямое попадание авиабомбы!

Над землей расположены орудия – в каждой башне три ствола, отгороженных друг от друга перегородками. В то время в СССР не было предприятий, способных изготовить 305-мм башенные артиллерийские установки, поэтому их сняли с поврежденного линкора «Михаил Фрунзе».

Башни опираются, по сути, на гигантские колонны, вокруг которых и расположены помещения и сложные механизмы, предназначенные для поднятия боевых снарядов к орудиям и для горизонтальной и вертикальной наводки стволов.

Башни также рассчитаны на защиту от химической и бактериологической атаки: они оборудованы специальными бронезаслонками, способными держать оборону 10 часов!

1-й подземный этаж башни – это жилые, бытовые и служебные помещения. Оттуда через люк можно попасть на 2-й этаж, где располагается зарядный погреб. Здесь в специальных цинковых тубусах хранились 1200 зарядов, поэтому во избежание потерь тут была разработана эффективная система пожаротушения.

3-й этаж – снарядный погреб для 600 снарядов. Они подавались к орудиям по монорельсу, прикрепленному к потолку, а поднимались при помощи талей – специальных грузоподъемных устройств. Между собой башни соединены на глубине 20 м подземным ходом, или потерной – вход туда есть с третьего этажа, но в настоящее время он закрыт для посетителей.

Нижняя часть башни имела возможность вращаться независимо от остальной конструкции. Это очень удобно, поскольку подавать снаряды снизу можно было с высокой скоростью вне зависимости от того, в какую сторону вращается верхняя часть.

Вес всей башни – 1200 т, вращающейся части – 900 т, причем последняя опирается на 144 стальных шара лежащих в основании батареи, а сам механизм приводится в движение электромоторами. Батарея соединялась с энергосистемой острова, но при этом имела свою дизельную установку (на уровне 5-го подземного этажа) и возможность вращать башни вручную – для этого необходимо было 10-12 человек. Под батареей находилась артезианская скважина глубиной 25 м, обеспечивающая личный состав водой.

Орудия к бою

Только цифры: вес ствола – 51 т, углы наклона стволов – от -5 до +25, максимальная дальность стрельбы – 35 км, скорострельность – один выстрел в 40 секунд, вес снаряда – 470 кг (дальнобойного – 314 кг). Стрелять можно было одним, двумя, тремя стволами либо всеми орудиями сразу. Была возможность поражать и воздушные цели благодаря снарядам с дистанционным взрывателем. Боевые снаряды легко могли пробить броню 350 мм! Снаряды делились по типам на дальнобойные, полубронебойные и бронебойные. Очень умно были устроены заслонки внутри башен – они смягчали ударную волну при выстреле, защищая от ее последствий находящихся здесь людей.

Одну башню по плану обслуживали 75 человек, а численность всего личного состава батареи была 399 человек!

При выстреле орудия в ближайших поселениях от взрывной волны разбивались окна, поэтому в дни учебной стрельбы островитян предупреждали и окна закрылись матрацами.

Последний раз батарея стреляла в 1992 г. – тогда последний командир батареи Г.Э. Шабот попал в бочку диаметром 2 метра с расстояния 5 морских миль! До последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли небывалую точность, несмотря на свой преклонный возраст.

 Сейчас батарея кажется задремавшей на время. При взгляде на нее в голове возникают странные и немного грустные мысли – о людях, которые задумали и построили эту боевую громадину; о правителях России и вражеских государств, в чьей войне батарея стала одним из важнейших элементов; о военных, несущих здесь службу в годы войны… Все они давным-давно лежат в земле, а батарея все стоит, гадая – понадобится ли она снова для защиты своей родины или ей суждено быть погребенной под неумолимо наступающим лесом,  отвоевывающим свою законную территорию?

 Съемки фильма...

В 1987 году проходили съемки фильма "Моонзунд". Съемочная бригада приехала на Ворошиловскую батарею с целью снять несколько эпизодов. Командование батареи получило инструкции всячески содействовать съемочной бригаде и выполнять все просьбы. Когда режиссер задумал снять эффектный кадр - выстрел из пушки – командир пытался отговорить его, но безуспешно.

И вот настал день съемки. Все, кроме оператора, зашли внутрь башни, заблокировали вход и зарядили одно из орудий. Оператор установил камеру в нескольких метрах сбоку от пушки и приготовился снимать.

Раздался выстрел. Когда съемочная бригада вышла из башни, они не обнаружили на площадке ни камеры, ни оператора - камера была разбита и отброшена на несколько метров, а оператор лежал в кустах, оглушенный и с лопнувшими барабанными перепонками.

Книга о Ворошиловской батарее

Если вы хотите больше узнать о ворошиловской батарее то рекомендуем приобрести книгу "Ворошиловская батарея. Башни линкора «Полтава» в береговой обороне". В ней изложены наиболее интересные исторические моменты, а так же представлены фотографии батареи в те времена когда она ещё несла боевое дежурство. Заказать книгу можно здесь.

Как добраться

Ворошиловская батарея на острове Русский (13 фото)

Вес вращающейся части каждой башни — 900 тонн, весь вес башни — 1200 тонн. На башнях установлена броня толщиной 300 мм.

Запасные стволы лежат рядом. Вес каждого ствола — 51 тонна. Диаметр — 350 мм. Длина — около 16 метров.

Вращение башен круговое. Углы наклона стволов от -5 до +25 градусов. Максимальная дальность стрельбы 35 км. Высота полета снаряда на максимальной траектори 11 км. Обратите внимание, что батарея полностью скрыта от наблюдения с моря. А для наведения на цель использовался специальный дальномер находящийся в нескольких километрах (его я покажу позже, когда буду рассказывать про многочисленные форты).

В начале 1930-х годов советская промышленность еще не могла изготовить 305-мм башенные артиллерийские установки. Поэтому единственным правильным решением было воспользоваться башнями какого-либо линейного корабля, не подлежащего скорому восстановлению. Толщина бетонного свода — 3,5 м. Он расчитан на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна.

Открытый замок орудия. 305-мм башенная береговая артиллерийская батарея была первой и последней батареей столь крупного калибра, построенной в советский период. Ее бетонные фортификационные сооружения представляли собой последние достижения военно-инженерной науки.

Первый выстрел батарея произвела в 1939 году, но справедливости ради надо сказать, что все стрельбы Ворошиловской батареи были учебными. Для примера, она могла вывести из строя авианосец одним попаданием, эсминец – двумя, крейсер – тремя. Теоретические отклонения от цели (по итогам учений в 1992 году) составляли 1,5-2 метра, что считается высоким показателем даже для современной военно-морской техники. Скорострельность для одного орудия — 1,5 выстрела в минуту.

Механизм подачи снаряда к стволу.

Канал ствола калибром 305 мм. Нарезной ствол. Обуховский сталелитейный завод, 1916 год. Вот были же технологии в то время.

Технические помещения.

Весь комплекс впечатляет своим размером. На схеме приведен разрез только одной из двух башен. Всего здесь 5 подземных этажей. Башни расположены на расстоянии 200 метров друг от друга и соединены тоннелем.

Батарея находится в отличном состоянии, все работает. Когда-то приезжал артиллерийский генерал из генштаба, облазил все и заявил, что после укомплектования личным составом, батарея через 2 часа может открыть огонь. Расчет одной башни — 75 человек, всю батарею, включая наблюдательный пункт и силовую установку, обслуживали 399 человек.

Снаряды различного калибра в сравнении. Один снаряд 305 мм калибра весил 470 килограмм (дальнейбойный - 315 кг), а всего их здесь было более трех тысяч. Снаряды по типам разделялись на дальнебойные, полубронебойные и бронебойные, которые могли пробить броню толщиной 350 мм. Стрелять можно было 1 стволом, двумя, тремя стволами и всеми орудиями (6 стволов).

Единственное, что страшно представлять — какой ударной волной накрывает все окрестности при выстреле. Думаю и использовать по назначению эти орудия не пришлось только потому, что никто не решался к ним приблизится. С моря к ним не подойти, вражеские корабли они уничтожат до того, как те смогут произвести хоть один выстрел. С воздуха — тоже затруднительно.

305-мм береговая башенная батарея №981

Общий вид «Ворошиловской батареи»

Общие сведения

1934-1997 Годы существования
СССР/ Россия Страна
о. Русский, г. Владивосток Дислокация
Береговая башенная батарея Тип

«Ворошиловская батарея» — 305-мм береговая башенная батарея № 981, получившая свое название в честь наркома обороны CCCР Климента Ефремовича Ворошилова. Расположена батарея в г. Владивостоке Приморского края, в южной части о. Русский, невдалеке от бухты Новик.



История создания

В конце 20-х годов международная обстановка на Дальнем Востоке становилась все более напряженной, возникла реальная угроза создания военного плацдарма Японии на дальневосточной границе СССР. Революционным военным советом СССР было принято решение укрепить практически безоружный Владивосток, построив новые береговые батареи.

Основной задачей строящейся батареи была защита военно-морской базы Владивосток, предотвращении высадки на берег десанта противника, бой с надводными кораблями и обеспечение выхода в море своего флота, а в случае необходимости взаимодействие с сухопутными войсками и стрельба в сухопутном направлении в случае захвата Владивостока.

Строительство батареи

В мае 1931 года, комиссия во главе с наркомом обороны СССР К. Ворошиловым выбрала для строительства батареи остров Русский, высоту вблизи бухты Новик. Здесь было решено установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными башенными установками с линкора «Михаил Фрунзе», (до 1926 г. - линкор «Полтава»).

Расположение постов батареи

По решению К. Ворошилова была выбрана закрытая позиция, которая не позволяла просматривать главный калибр с моря, что в случае боевых действий вынуждало неприятеля отвечать на огонь вслепую. Наведение орудий на цель предусматривалось с командных постов, основной из которых находится на высоте 107 м, на горе Вятлина (1575 м от башен), а вспомогательный – на высоте 279 м, на горе Главной. Предусматривалось телефонное сообщение между командным постом и огневой позицией.

1 апреля 1932 года было утверждено техническое задание и началось строительство батареи, которым руководил военный инженер А.И.Васильев. В течение двух лет в 1932-1933 годах велись скальные, бетонные и подземные работы, закончившееся в рекордно короткие сроки, к началу 1934 года.

После ремонта на Обуховском сталелитейном заводе, орудийные башни были перевезены на Дальний Восток. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами, а для транспортировки на о. Русском проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши.

1 февраля 1934 года была готова первая башня, а через два месяца, 1 апреля 1934 года – вторая башня.

9 ноября 1934 года – проведена первая учебная стрельба.

11 ноября того же года батарее присвоили имя К. Ворошилова, первым ее командиром был назначен Н.В.Арсеньев.

Устройство орудийного блока

Сами башни представляют собой только верх большого пятиэтажного подземного сооружения глубиной 15 метров. Толщина бетонного свода башенного блока составляет 2,8 м, фронтальной стены – 4 м, боковых и тыльной стен – 1,5 м. В результате этого, башня была способна выдержать даже прямое попадание авиабомбы. Башни также рассчитаны на защиту от химической и бактериологической атаки, для чего оборудованы специальными бронезаслонками, способными держать оборону в течении 10 часов.

Над землей расположены только орудия – три ствола, отгороженных друг от друга перегородками. Башни опираются по сути на гигантские столбы, представляющие собой рабочее, боевое, перегрузочное отделения, зарядную и снарядную платформы, предназначенные для поднятия боевых снарядов к орудиям и для горизонтальной и вертикальной наводки стволов.

Схема орудийного блока

Верхний этаж башни представляет собой рабочее отделение, куда помимо прочего входят помещения для кратковременного проживания боевого расчета башни.

Средний этаж башни - это зарядная платформа и зарядный погреб. Зарядный погреб имеет емкость 1200 полузарядов, по два полузаряда на выстрел.

На нижнем этаже башни находится снарядный погреб рассчитанный на 600 снарядов. Снаряды подавались к орудиям по монорельсу прикрепленному к потолку, а поднимались при помощи талей – специальных грузоподъемных устройств.

Верхняя часть башни и пол самого нижнего этажа вращались одновременно. Подачная труба вращалась вместе с боевым стволом и куполом башни, а снарядная платформа вращалась независимо от башни, что очень удобно, поскольку подавать снаряды снизу можно было с высокой скоростью вне зависимости от того в какую сторону вращается верхняя часть.

На уровне третьего этажа, на глубине 25 м, первая и вторая башни соединены между собой подземным ходом.

Батарея соединялась с энергосистемой острова, но при этом имела свою дизель-генераторную установку и возможность вращать башни вручную. Под батареей находилась артезианская скважина обеспечивающая личный состав водой.

Технические характеристики батареи

Количество башен 2 шт.
Количество орудий 6 шт.
Угол наклона стволов от -5 до +25 градусов
Скорострельность орудия 1,5 выстрела в минуту на ствол
Типы снарядов дальнобойный, полубронебойный, бронебойный
Вес снаряда 314-470 кг, в зависимости от типа
Прицельная дальность стрельбы 35 километров
Толщина брони башни 300 мм
Полный вес башни 1200 тонн
Вес ствола орудия 51 тонна
Вес вращающейся части башни 900 тонн
Боевой расчет башни 75 человек
Численность л/с батареи 399 человек

Служба батареи

«Ворошиловская батарея» состоит из 2-й и 3-й башенных артиллерийских установок линкора «Михаил Фрунзе», после переоборудования получивших обозначение МБ-3-12ФМ (1-я и 4-я установки в послевоенное время вошли в состав береговой батареи № 30 в г. Севастополе). В 1941 году были установлены новые стволы, старые были сняты и после проведения лейнирования оставлены на хранение в качестве запасных. Состав пороха для орудий, технология его производства научно-исследовательским институтом № 6 (НИИ-6) Наркомата боеприпасов СССР, до сих пор являются секретными.

Артиллерийские установки могли стрелять одним, двумя, тремя стволами, либо всеми орудиями сразу. Была возможность поражать воздушные цели благодаря снарядам с дистанционным взрывателем. Снаряды делились по типам на дальнобойные, полубронебойные и бронебойные. Заслонки внутри башен смягчали ударную волну при выстреле, защищая от ее последствий находящихся там людей.

Боевые снаряды пробивали броню в 350 мм., с одного залпа «Ворошиловская батарея» могла потопить тяжелый крейсер, а летящие по навесной траектории снаряды невозможно было сбить или отвести от цели.

Батарея славилась своей точностью попаданий удивляющей даже опытных военных. Переходящий приз командующего флотом "За отличную артиллерийскую стрельбу", в 1976 году был оставлен на «Ворошиловской батарее» пожизненно, т.к. каждый год батарея выполняла стрельбы на отлично и смысла забирать его уже не было. Снаряд пролетал 10 км. и всегда попадал в цель имеющую размер в несколько метров. Последняя стрельба была произведена в 1992 году, швартовая бочка, представляющая собой учебную мишень и установленная на дистанции 49 кабельтовых, была уничтожена с 3-го выстрела.

Батарея никогда не стреляла по врагу, все выстрелы были учебными. До последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли небывалую точность, несмотря на свой возраст.

Аналогичной батареей является только указанная выше береговая башенная батарея № 30 установленная в г. Севастополе.

В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в 1997 году, батарея как боевая единица была расформирована, а на её основе, с 1998 года создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея».

«Ворошиловская батарея» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая долго действующая батарея.

Кинематограф

В 1987 году на «Ворошиловской батарее» проходили съемки эпизода, показывавшего работу орудий и механизмов линкора, фильма «Моонзунд», режиссера Александра Муратова, в котором принимали участие и военнослужащие батареи.

Галерея

  • Эмблема батареи

  • Вид на казенную часть орудия № 93

  • Вид на открытый затвор орудия № 93

  • Клеймо Обуховского завода на казенной части орудия

  • Внутри башни, часть экспозиции музея

  • Запасные стволы орудий, лежащие перед башней

  • Запасное орудие

  • Вторая башня, лето

  • Вторая башня, зима

  • Общий вид батареи

  • Зона поражения орудийным огнем батареи №981 (выделено красным)

  • Помещение для хранения полузарядов

Ссылки

Литература

Калинин В.И., Гаврилкин Н.В. Приборы управления стрельбой тяжелых батарей береговой обороны ВМФ СССР. Крепость Россия № 3, Владивосток, 2008.

Калинин В.И., Иванов Ю.В., Гаврилкин Н.В., Зайцев Ю.М., Стехов А.В. Ворошиловская батарея. Башни линкора «Полтава» в береговой обороне. Владивосток, Дальнаука, 2011.

как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев

Не один век защита государственных границ основывалась на системе опорных пунктов — крепостей, укрепленных районов, линий обороны. Но Вторая мировая война показала, что позиционная оборона на суше, как правило, приводит к поражению. А вот в отношении морских портов дело обстоит иначе: их оборона должна быть именно такой — жесткой и несгибаемой.

После Первой мировой в Европе было построено множество укрепленных районов и линий обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида против Франции и линия Пантера-Вотан против весьма агрессивной в то время Польши. Своими «линиями Мажино» для защиты от опасных соседей обзавелись едва ли не все европейские страны, включая не воевавшую с начала XIX века Швейцарию.

В общем-то, укрепрайоны — это всего лишь вариации Великой Китайской стены, сооружения грандиозного, дорогого и совершенно бесполезного. Хитроумные форты, доты, заграждения производили, да и сегодня производят сильное впечатление на людей — и на гражданских, и на военных — даже после того, как оказались ни на что не годными в годы войны.

Береговые батареи
А вот оборона морских портов, наоборот, должна быть организована именно по принципу удержания жестких позиций — прежде всего от нападений с моря. Порт — база и убежище для кораблей, без портов невозможны ни боевые действия флота, ни само его существование. Например, в Русско-японской войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур. И именно падение этого порта резко изменило как соотношение сил на море, так и обстановку на всем русско-японском фронте.

Порт должен иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, чтобы удерживать корабли противника на расстоянии и прикрывать свои корабли, выходящие из акватории или входящие в нее.

Более того, пока на побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет смысла — такой десант даже в случае успеха не может нормально снабжаться и сражаться. Например, при высадке англо-американского десанта в Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват ближайшего порта Шербур. Лишь после этого стало возможным наступление вглубь Франции.

Итак, порт вместе с портовым городом нужно защищать на определенных рубежах, не сходя с места — как от нападений с моря, так и с суши, невзирая на потери.
Защита Дальнего Востока
На всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был единственным портом, имевшим железнодорожное сообщение с остальной частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой город был хорошо защищен и с суши, и с моря: его укрепления насчитывали 16 фортов, 18 укреплений меньшего размера и 50 береговых батарей.

Однако к началу 1920-х годов система обороны пришла в упадок, и город остался беззащитным. В то же время отношения молодой Советской республики с Японией были крайне напряженными; было ясно, что рано или поздно Япония постарается захватить Владивосток как ключевой пункт русского Дальнего Востока. Обострившаяся к 1929 году обстановка заставила советское руководство обратить на Дальневосточный форпост пристальное внимание и начать восстановление укреплений.

А Япония, начавшая войну в Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. Советскому Союзу пришлось строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский. Осенью на юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи, получившей номер 981, — вместе со 180-мм батареями она должна была стать основой оборонного узла. Башни взяли с линкора «Михаил Фрунзе» — бывшей «Полтавы».

Сам линкор «Полтава» вступил в строй в 1914 году и во время Первой мировой неоднократно выходил в море для прикрытия других кораблей и защиты минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го вследствие пожара, возникшего из-за халатности экипажа, линкор сильно пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа МБ-3−12 демонтировали и отправили во Владивосток.

В строй!
Место для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не господствует над местностью — таким образом, вспышки выстрелов с моря не видны, и засечь батарею невозможно. С самолета корректировать огонь кораблей по батарее тоже затруднительно из-за пересеченной местности. Кроме того, военные инженеры придумали еще одну хитрость. В разных точках недалеко от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки, провода от которых были протянуты на командный пункт. В случае обстрела противником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.

Существовал и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая позиция батареи часто скрывалась в тумане, а ее командный пункт находился выше, и с него прекрасно были видны подступы к городу с моря.

Пульт управления
«Пульт» Ворошиловской батареи. Стрелка указывает на разновидность используемого в данный момент заряда, тип корабля-цели, а также вид тревоги (боевая, воздушная, химическая, атомная или опасность с суши).

В октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В присутствии командующего Дальневосточной армией Блюхера и ряда других высоких чинов провели учебные стрельбы, а месяц спустя батарея получила официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное название «Ворошиловская батарея». К 1941 году были построены четыре целеуказательных поста для горизонтально-базного дальномера, что позволяло совершенно точно и быстро определять координаты вражеских кораблей.

К слову, 305-мм орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми крупнокалиберными в крепости. Советские специалисты вполне резонно полагали, что батарею, координаты которой точно известны противнику, рано или поздно заставят замолчать. Поэтому в составе артиллерии Владивостока имелись подвижные железнодорожные орудия, три из них имели калибр 356 мм, три — 305 мм.

Главный калибр
Калибр орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой трехорудийные башни МК-3−12 линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»), оснащенные 12"/52 пушками Обуховского завода образца 1907 года. На суше башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.

Батарея как она есть
Итак, перед нами Ворошиловская батарея. Она состоит из огневой позиции, командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех целеуказательных постов. Гарнизон составляет 399 человек. Огневая позиция — это те самые башни, снятые с линкора «Полтава» и установленные в бетонных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга. Под землей они соединены подземным ходом — потерной. Железобетонный башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и наружных стен (1,5−4 м) позволяет выдерживать попадания снарядов калибром до 356 мм, то есть защищает батарею почти от всех орудий японского флота. Конечно, у японцев имелись корабельные орудия калибра до 460 мм и с дальностью стрельбы, почти вдвое превышающей дальнобойность Ворошиловской батареи, — линкоры «Ямато» и «Мусаси». Но они предназначались для борьбы с кораблями противника, и их боекомплект не включал бетонобойных снарядов. В прочих помещениях батареи располагались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с порохом), кубрик для расчета, а также дизель-генераторы, дававшие электричество.

Разрезы
…огневой позиции батареи № 981 и башенного блока № 1

Главный командный пункт располагался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел все необходимое для автономного существования — центральное отопление, дизель-генератор, запас воды. Здесь размещался «мозг» батареи — электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило данные о цели (дистанция и направление) в команды для наводки орудий. Команды передавались на орудийные приборы по кабелю, то есть наводчикам не нужно было видеть цель — вращая устройства наводки, они лишь совмещали стрелки на циферблатах принимающих приборов.

Дистанцию определяли с помощью стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах, направление на цель — с помощью перископических визиров ВБК-1. Кроме того, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного дальномера для наблюдения за целью и всплесками снарядов. Каждый пост был связан с командным пунктом кабелем, и на посту была видна реальная картина боя, причем координаты цели и всплесков обрабатывались на отдельном приборе — автомате прямого курса.

Весь комплекс обеспечивал скорость и точность выдачи данных для стрельбы лучше, чем на корабле, где приходилось учитывать собственные скорость, направление движения и качку.

Расчет одной башни состоял из 75 человек, а механизация обеспечивала быструю подачу снарядов и картузов с пороховыми зарядами. Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами. Боекомплект каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и фугасных, а дальность стрельбы 470-кг снарядами доходила до 23,2 км (или даже до 34,2 при использовании более слабых и легких боеприпасов образца 1928 года).

Казенная часть
На казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский сталелитейный завод, 1914 год, а также указание массы орудия без затвора — 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.

В целом оборонная картина получилась хорошей. Любой корабль, приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под огонь Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому или Уссурийскому заливам к порту было невозможно. Справедливости ради стоит заметить, что в отличие от береговых батарей Севастополя Ворошиловская батарея не могла прикрывать город от атак с суши, так как была выдвинута в сторону моря.

Боевая служба батареи
Итак, в 1934 году Ворошиловская батарея начала свою службу, но… воевать ей не пришлось. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с мощной артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских кораблей к порту. Операции японской армии у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от остальной части СССР, провалились.

К началу Великой Отечественной войны между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, который Япония аккуратно выполняла, поскольку ей не с руки было воевать одновременно против США и Советского Союза. Однако было понятно, что береговые батареи нужны не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.

В течение многих лет батарея совершенствовалась. В 1944 году она обзавелась аппаратурой радиолокационной станции орудийной наводки, полученной по ленд-лизу из Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот». Сегодня экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, рассматривают запасные стволы, лежащие возле башен. Дело в том, что живучесть орудий таких калибров очень невелика — всего несколько сотен выстрелов, после чего требуется замена стволов.

Послесловие
Зачем и почему была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и прежде всего высокоточные и очень мощные ракеты даже не в ядерном снаряжении не оставляют никаких шансов уцелеть долговременным фортификационным сооружениям. Батарея будет уничтожена еще до того, как успеет сделать первые залпы. Она стреляет на 20−30 км, тогда как ракеты летят на сотни. Координаты батареи давно известны, и изменить их невозможно.

Современная оборона строится совсем на иных принципах. В начале XX века в историю ушли старинные крепости. Эта же участь в конце века постигла и укрепленные районы, в том числе и на море.

Ворошиловская батарея Русского острова | Свой Маршрут

При посещении грозных береговых сооружений, обеспечивавших оборону Санкт-Петербурга – Ленинграда, неоднократно задавались вопросом – какие подобные оборонительные комплексы были созданы отечественными фортификаторами для защиты других приморских зон и военно-морских баз России?

Неудивительно, что во время командировки в славный город Владивосток, невзирая на усталость от перелета и ненастную погоду, предпринял попытку познакомиться с одним из таких объектов – легендарной Ворошиловской батареей на Русском острове.

Как добраться до Ворошиловской батареи на Русском острове?

Несмотря на то, что в 2012 году Владивосток и Русский остров соединил трехкилометровый мост, до огневой позиции батареи, где создан мемориальный комплекс, общественным транспортом добраться не представляется возможным. Городские автобусы заканчивают свои маршруты сразу за Дальневосточным Федеральным Университетом. От конечной остановки ножками топать больше 10 км. При моем лимите времени других вариантов, кроме как такси, не оставалось. От гостиницы «Азимут» на ул. Набережной поездка на остров и обратно с часовым ожиданием на батарее обошлась в 2 тысячи.

Ворошиловская батарея – это береговая батарея №981 имени Клима Ворошилова, состоявшая из двух бронебашен с тремя 305-мм орудиями каждая. Кроме того, в состав батареи входили главный и запасной командные пункты, прожекторная станция, комплекс подземных и наземных сооружений, причал и железнодорожные пути. Под каждой из башен расположены жилые, технические помещения и склады боезапаса с заглублением до 15 м. Осмотру доступны только верхние три этажа. Толщина бетонного слоя над верхним этажом комплекса составляет 2,8 м, толщина фронтальной стены – 4 м, тыльной и фланговых – 1,5 м. Подземные помещения обоих башенных установок соединяются между собой в единый комплекс потерной на глубине порядка 25 м. Протяженность потерны – 250 м. Где-то там, внизу, спрятаны и дизели, и артезианская скважина с питьевой водой…

Решение об укреплении обороны Владивостока посредством строительства береговой батареи №981 было принято весной 1931 года. В качестве артвооружения предусматривалось использовать демонтированные две средние башни главного калибра МК-3-12 с линкора Балтийского флота «Михаил Фрунзе» (бывший «Полтава»), получившего значительные повреждения во время пожара в 1919 году. Примечательно, что однотипные носовая и кормовая башни главного калибра этого же линкора в 1954 году были установлены на севастопольской 459-ой (бывшей 30-ой) батарее.

Два года выполнялись скальные и подземные работы, монтировался батарейный кран. В бухте Новик был построен специальный причал, к которому морем доставлялись башни, механизмы и орудийные стволы. Далее 1,5 км на специально построенных железнодорожных платформах оборудование доставлялось к подъемникам с тележками. Здесь при помощи паровоза и систем тяг грузы поднимались непосредственно на горизонт батареи. Все эти транспортно-подъемные устройства строились из расчета обеспечения последующей эксплуатации батареи. Дело в том, что орудийные стволы имели гарантированный ресурс в 300 выстрелов, а, следовательно, предполагалась их регулярная замена в течении всего срока службы батареи №981.

Первая башенная установка была смонтирована в феврале, а вторая – в апреле 1934 года. В ноябре того же года батарее присвоили имя К. Ворошилова (по всей видимости, по причине того, что он курировал данный проект).

Позднее, к началу Великой Отечественной войны, были построены батареи на острове Аскольд и полуострове Гамова, перекрывшие своим огнем морские подступы к окрестностям Владивостока.

Ворошиловская батарея была расформирована в 1997 году. Несмотря на то, что из ее орудий не было произведено ни одного боевого выстрела, но состав пороха и технология его производства до сих пор являются секретом.

На батарее до сих пор лежат шесть стволов, замененных в 1941 году. Вес каждого их них 50,7 т – не больно-то и подвигаешь!

Под снегом видны оставшиеся элементы устройств, поднимавшие эти изделия Обуховского сталелитейного завода.

Особенность береговой батареи №981 – отсутствие морских пейзажей (внутренняя бухта Новик не в счет). Открытое море скрыто за береговыми сопками, что повышает скрытность и, следовательно, живучесть батареи. Наводка своих орудий по целям осуществлялась по данным, передаваемым с командных пунктов, располагавшихся на горах Вятлина и Главной.

Свежий ветер со снегом только подчеркивает суровость и значительность этих столетних механизмов. Кажется, что здесь не место суете и смеху… Удивительно, но последние выстрелы главного калибра производились в 1992 году. Успешно! По словам очевидцев, при выстрелах батареи в близлежащих поселениях вылетали оконные стекла!

Осмотру доступны все три отсека боевого отделения первой башенной установки, разделенные перегородками. Обозначение башни «МК-3-12» содержит следующую информацию: морская корабельная, 3-х ствольная, с 12-ти дюймовыми орудиями. Броневая защита башни – 300 мм в лобовой и боковых стенах, 200 мм в куполе. Почти 16-ти метровые стволы выбрасывают при помощи заряда полтонны металла на прицельную дальность 35 км!

Конечно, ржавчина присутствует, но ощущение готовности к выстрелу не покидает ни на минуту.

От основания насыпи хоботы орудий смотрятся еще внушительней. Обратите внимание на маленький, как его здесь называют, «стволик», на крайнем левом орудии. Это действующее 45-мм орудие. Как уже сообщалось, выстрел главного калибра обходился достаточно дорого и, к тому же, сокращал ресурс ствола. Вот и придумали комендоры-руководители такой экономичный вид артиллерийской подготовки расчета.

Спуститься ко входу в подбашенные помещения можно по трапу, но для загрузки боезапаса использовался подъездной путь ниже.

Сразу у входа в помещения верхнего этажа на тележке «подремывает» снаряд для практической стрельбы. Весит эта «болванка» 471 кг!

В следующем помещении представлен фильтр очистки воздуха. Ранее он был смонтирован в систему вентиляции, которая обеспечивала до 10 часов автономности комплекса.

Для связи с командными пунктами и между помещениями комплекса использовались безбатарейные телефоны боевой связи с индукторным вызовом.

Миновав длинный коридор, достигаем помещения, охватывающего кольцом рабочее отделение бронебашни. А во внутренней части кольцевой бетонной шахты, на уровне потолка верхнего этажа подземелий находится сложная система из направляющих желобов и 144 катков с пружинами, обеспечивающая горизонтальное вращение всего башенного комплекса – от боевого до снарядного отделения. Общий вес башенной установки – 1200 т, вращающейся части – 900 т. Механизм вращения приводился в действие электромоторами, запитывающимися от местного дизеля, но был предусмотрен и ручной вариант вращения башни усилиями 10-12 бойцов.

Обязательные атрибуты военных помещений – предупреждающие надписи и пирамиды для хранения винтовок личного состава – в наличии.

В одном из ответвлений от кольцевого помещения находится кабинет, а по-военному - командный пункт командира батареи. Аскетично.

Часть кольцевого помещения расширена и обустроена под кубрик для личного состава боевого расчета башни, численность которого составляла 75 человек. Здесь служивые, подобно экипажу подводной лодки, располагались только в часы учений и прочие угрожаемые периоды.

Кольцо «замкнулось», можно спуститься по трапу на этаж зарядного погреба.

Зарядный погреб опоясывает башенный ствол и оборудован стеллажами для хранения 1200 полузарядов для производства выстрелов, упакованных в цинковые тубусы. Вообще-то в ствол закладывается один заряд, но в крупнокалиберной артиллерии вес такого заряда неподъемный, поэтому, исходя из физических возможностей заряжающих, заряды разделили на две равные доли, без малого по 66 кг каждая.

Для подачи полузарядов из погреба на платформу заряжания в стенах сделано 4 пары отверстий – турникетов.

Заряжающий, находящийся на неподвижной платформе, принимал полузаряд из турникета и по команде загружал его в питатель загрузки полузарядов, находящийся во вращающейся части подбашенного «ствола».

Спускаемся на следующий уровень – в снарядный погреб. В аналогичном верхнему хранилищу помещении на ложементах хранятся 600 снарядов.

При заряжании снаряд поднимался ручной талью, доставлялся по монорельсу на ближайший передаточный лоток, по которому скатывался на снарядную платформу.

На снарядной платформе к лотку успевал подойти промежуточный стол, обеспечивающий перекатку снаряда в зарядник подвижного подбашенного «ствола». Зарядник по питающей трубе поднимался на следующий этаж, принимал на себя два полузаряда и «летел» в рабочее отделение башни.

Даже с учетом того, что часть перегрузочных операций выполнялась вручную, тренированный боевой расчет обеспечивал выстрел орудия каждые 40 сек!

Описание процесса стрельбы выглядит достаточно просто. Но каково было находиться внутри этого крутящегося, звякающего, звонящего, сотрясающегося от выстрела, изрыгающего металл и огонь монстра! Не просто находиться, а точно и ритмично выполнять свои обязанности, становясь неотъемлемым элементом единого механизма!

Гордость и уважение – те чувства, которые испытываешь при знакомстве с подобными знаковыми сооружениями, обеспечившими одним только своим существованием неприкосновенность границ Отечества.

В статье использованы материалы из фонда мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» и с сайта Русского острова.

Ворошиловская батарея на острове Русский

В августе этого года, когда был во Владивостоке, удалось посетить одно уникальное место.

Береговая башенная батарея № 981 им. Клима Ворошилова калибром 305 мм. Батарея расположена на острове Русском около Владивостока. Аналогичная по вооружению батарея находится только в Севастополе.

Решение о строительстве батареи было принято весной 1931 г. Два последующих года ушло только на скальные и подземные работы. Башни и стволы доставляли на остров морем, а далее по специально построенной железной дороге. Первая башня была готова 1 февраля 1934 г., а вторая башня была завершена 1 апреля 1934 г.

На острове Русском установили башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного корабля "Михаил Фрунзе", бывшего линкора "Полтава".

Первым командиром батареи назначили майора Николая Арсеньева. В 1941 году были проведены стрельбы экспериментальными снарядами с донными газогенераторами на дистанцию 100 километров, так же были установлены новые стволы, а старые сняты (на них произведено лейнирование,ныне лежат возле башен).

Несколько интересных фактов:
Батарея имеет крайне удачное расположение – ее совсем не видно с моря. Сама огневая позиция – 2 башни с тремя орудиями каждая находится как будто в котловине между сопками, а наведение орудий на цели производится с командных постов. Главный из них (в 1575 м от башен) находится на горе Вятлина на высоте 107 м, а вспомогательный – на горе Главной (279 м). Сообщения с командных пунктов на огневую позицию передавались по кабелю.

В то время в СССР не было предприятий, способных изготовить 302-мм башенные артиллерийские установки, поэтому их сняли с поврежденного линкора «Михаил Фрунзе».

Башни представляют из себя уникальный 5 этажный подземный комплекс глубиной 15 метров.

1-й подземный этаж башни – это жилые, бытовые и служебные помещения. Оттуда через бетонный люк можно попасть на 2-й этаж, где располагается зарядный погреб. Здесь в специальных цинковых тубусах хранились 1200 зарядов, поэтому во избежание потерь тут была разработана эффективная система пожаротушения.

3-й этаж – снарядный погреб для 600 снарядов. Они подавались к орудиям по монорельсу, прикрепленному к потолку, а поднимались при помощи талей – специальных грузоподъемных устройств. Между собой башни соединены на глубине 20 м подземным ходом, или потерной – вход туда есть с третьего этажа, но в настоящее время он замурован.

Верхняя часть башни и пол самого нижнего этажа вращались одновременно. Это очень удобно, поскольку подавать снаряды снизу можно было с высокой скоростью вне зависимости от того, в какую сторону вращается верхняя часть.


Толщина боевого покрытия башенного блока – 2,8 м, фронтальной стены – 4 м, боковых и тыльных стен – 1,5 м. В результате башня сможет выдержать даже прямое попадание авиабомбы.

Вес всей башни – 1200 т
Вес вращающейся части – 900 т.
Вес ствола – 51 т.
Углы наклона стволов – от -5 до +25.
Максимальная дальность стрельбы – 35 км.
Скорострельность – 1,5 выстрела в минуту.
Вес снаряда – 470 кг (дальнобойного – 314 кг).
Боевые снаряды способны были пробить броню до 350 мм.
Кроме того имелась возможность вести огонь по воздушным целям с помощью специальных боеприпасов с дистанционным взрывателем.
Вращающаяся часть опиралась на 144 стальных шара под полом, а механизм вращения приводился в движение электромоторами. Батарея соединялась с энергосистемой острова, но при этом имела свою дизельную установку, расположенную на уровне 5-го подземного этажа. Также была предусмотрена возможность вращения башни вручную, для этого необходимо было 10-12 человек. Под батареей находилась артезианская скважина глубиной 25 м, обеспечивающая личный состав водой.

Одну башню по плану обслуживали 75 человек, а численность всего личного состава батареи составляла 399 человек.

При выстреле орудия в ближайших поселениях от взрывной волны разбивались окна, поэтому в дни учебной стрельбы островетян предупреждали и окна закрылись матрацами.

Последний раз батарея стреляла в 1992 г., тогда последний командир батареи Г.Э. Шабот попал в бочку диаметром 2 метра с расстояния 5 морских миль. До последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли небывалую точность, несмотря на свой преклонный возраст.

В 1998 г. на основе башенной батареи был создан филиал музея ТОФ "Ворошиловская Батарея".


Общая схема башенной батареи №981 (Источник: Калинин В.И. и др. Ворошиловская батарея)

Эмблема

Вход в подбашенное отделение башенного блока № 1

Орудийная башня

Старые орудийные стволы

ОБУХОВ. СТАЛЕЛИТ. ЗАВОДЪ. Изготовлено в 1916 г.

Вход в подбашенное отделение башенного блока № 2

Орудийный замок центрального орудия в башне

Ничего так болтики.

Спальные места для орудийного рассчета. Так оно раньше выглядело.

А так они выглядят сейчас.

Спуск на -3 этаж

Зарядный погреб

Турникеты подачи полузарядов

Ворошиловская батарея № 981. Башни МБ-3-12: starcom68 — LiveJournal

О Ворошиловской батарее на острове Русский написано много, как в Интернете, так и в специальной литературе. Нет нужды это повторять. Ограничусь лишь кратким описанием по ходу повествования и ссылкой на наиболее полную статью коллектива авторов: 305-мм/52 кал. башенная береговая артиллерийская батарея № 981... в сборнике "Крепость Россия 3" за 2008. Эту статью я всячески рекомендую прочитать заинтересовавшимся гостям моего журнала.
Про Ворошиловскую батарею я знал давно, но особенно жгучее желание посетить этот памятник фортификационного искусства появилось после детального знакомство с ее сводной сестрой - 30-ой батарей в Севастополе.
Так или иначе, морозным январским утром я неожиданно для себя оказался на острове Русский в компании гостеприимных коллег Владимира Калинина и Дениса Никифорова. Победив пыльную дорогу, мы наконец-то достигли батареи. Осмотр грандиозного сооружения конечно начали с блока № 1, но репортаж я буду вести в несколько другом порядке.
Сначала расскажу и покажу как выглядят башни бывшего царского линкора "Полтава"  снаружи. Да, я не оговорился, именно артиллерийские установки этого линкора (башни №№ 2 и 3, две другие ушли на восстановление 30-ой батареи после войны) пошли на вооружение этой береговой батареи, беспорно одного из смелых и интересных проектов СССР начала 30-х годов прошлого века. Если севастопольские советские башенные 12" береговые батареи были задожены еще до Революции и продолжают генезис башенных 305 мм береговых батарей царской России, то 981-я батарея построена полностью по оригинальному проекту.

Батарея расположена на закрытой позиции в глубине острова Русский. В плане представляет собой два трехуровневых орудийных блока, разнесенных примерно на 200 метров друг от друга, соединненные потерной с техническими помещениями и силовой станцией. На каждом блоке установлено по башне бывшего линкора "Полтава" с тремя орудиями калибра 12" (305 мм). Строительство батареи началось в 1932 году, вступила в строй она в рекордно короткие сроки в 1934 году, через 2,5 года после начала проектирвоания. В последствии достройка батареи продолжалась. В 1997 году батарея как воинская единица была расформирована и в 1998 году на ее базе был создан филиал Военно исторического музея ТОФ "Ворошиловская батарея". В отличии от 30-ой батареи в Севастополе или еще стреляющих боеготовых финских батарей, "Ворошиловская" сейчас уже не в состоянии сделать ни одного, даже салютного выстрела. Необходимое оборудование и детали орудий утрачены (сданы в металлолом) или неработоспособны. Не возродил батарею как уникальный исторический атракцион и самую дорогую карусель в мире и прошедший саммит АТЭС 2012.

Огневая позиция береговой батареи № 981. Схема из вышеприведенной статьи. Цит. по http://www.bellabs.ru/30-35/981.html

Общий вид береговой батареи № 981 на космосъемке Google Earth

Разрезы батареи из вышеприведенной статьи. Цит. по http://www.bellabs.ru/30-35/981.html

Мы заехали прямо на огневую позицию батареи, между двумя башнями. Когда-то здесь парковался грузовик дежурной смены. На фотографиях видны запасные орудийные стволы, лейнированные в 1941 году.

Башня номер 2 или "кормовая". Обратите внимание на хомуты на стволах.

А вот эти "наболдашники" на дульных срезах - отличительная особенность орудий "Ворошиловки". Конструктивное решение после того, как орудия были перестволены в 1939-1940 гг.

Общий вид башни № 2 с фронта. Толщина вертикальной брони каждой башни составляет 305 мм, горизонтальной - 203 мм, что позволяло противостоять снарядам 12" калибра неприятельского флота.

Обратите внимание на белый налет внутри ствола второго орудия, по всей вилимости его замок открыт и в стволе образуется изморозь. Вторая башня находится в более плачевном состоянии чем первая и доступ туда закрыт.

Трещины в кормовой части башни. Что это, дефект отливки или следы пожара на линкоре "Полтава" и попыток его тушения? Но ведь броневые листы башни подверглись замене с целью усиления бронирования. В аналогичном месте расположена трещина  и на первой башне. Или кормовые листы все же оставили оригинальные, т.к. они были 305 мм толщины? Корма второй башни как раз была расположена над очагом пожара, а вот третьей на значительном удалении.

Укрытие для козлового крана за башней. Видны следы от демонтированных ныне подкрановых путей.

Грибок часового и остатки проволочных заграждений

Идем в сторону башни № 1

Дульный срез запасного лейнированного ствола отличается от того что сейчас установлено в башнях

Интересно, что стволы покрашены в разный цвет. Может быть это зависит от того, на каком фоне они лежат или какая краска была под рукой? Под стволом перекрытие силовой станции, расположенной в середине соединяющей орудийные блоки потерны

Запасной ствол первой башни и обустроенный несколько лет назад фонтан. Ныне заброшен.

Вид в сторону первой башни. Видны остатки подкрановых путей и вход в первый орудийный блок

Вид от первой орудийной башни на вторую

На переднем плане еще два запасных орудия

Вход в первый орудийный блок

Кормовая часть первой орудийной башни. Обратите внимание на дефект в том же месте, что и у второй башни.

Ну не могла же она так проржаветь?

Понятно теперь для чего были нужны хомуты на ствола орудий?

45-мм пушка 21-К закреплена на орудии для учебных целей. чтобы не расходовать дорогие боеприпасы и не демаскировать позицию

Обратите внимание на крепление противохимической защиты. В его отсутствие по башне гуляют сквозники. И опять какая-то странная дырка в вырезе брони.

Вид на главную директриссу стрельбы.  Где-то там за горой море. За деревьями слева винеется "подарок" от организаторов саммита АТЭС - очистные сооружения.

Два орудия этой башни №№ 73 и 93 (правое и среднее) были первоначально установлены на линкоре "Императрица Мария", после его гибели в Севастопольской бухте в 1915 году, в 1930-е годы были подняты ЭПРОНом и отремонтированы.

Бронезакрытие для визира башенного командира. Здесь этот элемент был практически не нужен. Батарея располагалась на закрытой позиции.

В следующем репортаже я расскажу о внутреннем устройстве орудийной установки МБ-3-12 на примере первой башни Ворошиловской батареи

Другие мои репортажи о поездке во Владивосток: http://starcom68.livejournal.com/620696.html

Ворошиловская батарея на острове Русский во Владивостоке - Города планеты

Ворошиловская батарея на острове Русский была создана во время модернизации Владивостокской крепости в начале 1930-х. Названа она в честь тогдашнего наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова. Весной 1931-го Реввоенсовет СССР в свете возможной войны с Империалистической Японией усиливал оборону Владивостока. Основные работы велись на острове Русском, в частности на высоте 116 в юго-восточном углу бухты Новик. Именно здесь была заложена тяжелая артиллерийская батарея из двух палубных трехорудийных башен, снятых с линейного корабля «Полтава». Башни установлены на расстоянии 200 м друг от друга и соединены подземными коммуникациями. Поэтому Ворошиловскую батарею образно называют «подземным линкором».

Батарея им. Климента Ворошилова на острове Русский. Современный вид

История «подземного линкора»

Ворошиловская батарея имеет самое мощное в истории Владивостокской крепости вооружение: 2 вращающиеся башни с тремя орудиями калибром 305-миллиметров. Башни сняты с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (до 1926 г. «Полтава»), который до начала Великой Отечественной числился на Балтийском флоте.

  • Линейный корабль «Полтава» в 1915 году. Две средние артиллерийские башни, снятые в 1931-м, по сей день стоят на острове Русский во Владивостоке
  • Модель линкора “Полтава” с 4 бронебашенными установками на палубе

Всего на линкоре было 4 таких башни. Две других демонтировали уже после войны и установили на 30-й батареи Береговой обороны Черноморского флота в г. Севастополе.

30-ая бронебашенная батарея береговой обороны. Севастополь

На протяжении 1932-1933 годов выполнялись скальные и надземные работы. Гигантские сверхтяжелые башни доставляли из Ленинграда на юг Приморья по железной дороге в разобранном состоянии. На остров Русский орудийные стволы и другие детали переправляли на баржах, а в зимнее время по льду на тракторных тягачах. Для подъема к месту установки пришлось проложить временную железнодорожную ветку. Обе башни смонтировали в 1934-м. Так появилась береговая башенная батарея № 981.

Устройство Ворошиловской батареи

Огневая позиция размещается в юго-восточной части острова Русский на высоте 116 метров над уровнем моря. Здесь на расстоянии 200 м друг от друга зарыты в грунт два 5-этажных башенных блока. На них смонтированы артиллерийские установки №1 и №2.

Продольный разрез башенного блока

Каждая трехорудийная башня весит 700 т. Толщина ее броневой защиты 300 мм. На первом этаже подбашенного блока находился снарядный погреб. Отсюда на цепях 470-килограммовые снаряды поднимали к орудийным казённикам.

  • 470-кг боеприпасы для артиллерийской башни уложена на подъемник
  • Казенная часть ствола. Сюда заряжались 305-мм снаряды

По вертикальным шахтам можно спуститься в горизонтальную потерну. Здесь же размещались подземная силовая станция и котельная. Подземная потерна связывает между собой обе башни.

Подземные коммуникации в продольном разрезе. Авторы проекта – военные инженеры М.Я. Гмира, Я.Е. Розенталь, А.И. Васильков.

Командный и корректировочный пункт Ворошиловской батареи находился 1,8 км южнее на горе Вятлина на побережье Русского острова. Он представлял собой заглубленную 3-этажную казематированную постройку. Вход расположен на поверхности и прикрыт коленчатым тамбуром.

«Ворошиловская батарея». Снимок 2016 г.

На протяжении XX века за Ворошиловской батареей сохранялся статус секретного объекта. Регулярно на ней проводились учебные стрельбы в открытое море.

Ворошиловская батарея в искусстве

Весной 1985 года на Ворошиловской батареи снимали начальный эпизод исторической картины «Моонзунд». Матросы Российского императорского флота, которые в сцене заряжают 470-кг снаряды в казенник и стреляют из корабельных пушек по учебным целям, – это переодетые военнослужащие 122-го отдельного башенного артиллерийского дивизиона, входившие в расчет 1-го орудия. Командиром башни №1 в то время был лейтенант Георгий Шабот – ныне смотритель музейного комплекса «Ворошиловская батарея».

Сцена из фильма Моонзунд, снятая на Ворошиловской батареи во Владивостоке в 1985 г.

30 июля 1997 года Ворошиловская батарея была переоборудована в 3-й филиал военно-исторического музея Тихоокеанского Флота. Филиал №1 – это подводная лодка С-56, а №2 – пароход-музей «Красный вымпел». Директором музея назначен бывший командир батареи и ее пожизненный смотритель Г. Шабот. Подземные помещения сохранили в первозданном виде и открыли для посетителей. Весь боезапас – а это 2500 бронебойных, полубронебойных и фугасных снарядов – был утилизирован. Порох сожгли, а железные болванки затопили в море.

  • Длина ствола 16 м, вес – 50 тонн. Обуховский сталелитейный завод, 1914 год. Небольшая пушка на левом стволе служила для пристрелки
  • 305-миллиметровые жерла орудий, как и 80 лет назад, смотрят на залив Петра Великого
  • Артиллерийская 3-орудийная башня МБ-3-12-Ф. В 1941-м на бронебашенных установках поменяли стволы. С тех пор до реконструкции 2017-го старые лежали рядом с башнями

Ворошиловская батарея – образец фортификационного искусства

Сооружение по праву считается чудом советской инженерной мысли. Свод подземных укреплений залегает настолько глубоко, что не уязвим для прямого попадания авиабомбы весом в тонну. Огромные пушки способны поражать вражеские суда на расстоянии до 35 км. То есть могут достать до противоположного берега Уссурийского залива. При этом отклонение снаряда от намеченной цели не превышает 2 метра.

В 2017-м в интервью по случаю открытия парка Патриот командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц заявил, что Ворошиловская батарея была и остается в составе вооруженных сил РФ и способна делать боевые выстрелы. Одного точного залпа будет достаточно, чтобы потопить самый тяжелый крейсер или дредноут. При чем обычный снаряд невозможно отклонить от цели современными средствами ПРО.

Владивостокский парк «Патриот» – дополнение к Ворошиловской батареи

22 июля 2017 года на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» открылся филиал военно-исторического парка «Патриот». Первый на Дальнем Востоке и второй в России. Оригинальный парк при Министерстве Обороны открыли в 2015-м в подмосковном городе Кубинка. Центральный элемент нового парка – выставка военной техники под открытым небом.

  • Открытая экспозиция военной техники на острове Русский

Помимо выставки боевых машин, комплекс включает разнообразные развлекательные площадки:

  • Тир для стрельбы из пневматического оружия размещен сразу позади второй башни.
  • Историческая реконструкция «Партизанская деревня», воссоздающая атмосферу и быт времен Великой Отечественной войны.
  • Автодром, где можно управлять настоящими боевыми машинами.
  • Конно-спортивная трасса для прогулок верхом.
  • Перегороженный сетками участок для игры в пейнтбол.

На Ворошиловской батареи не только запустили новые объекты, но и улучшили внешний вид старых. Сами башни покрасили свежей краской. Жерла стволов заткнули пробками со звездами, чтобы посетители не засовывали в них своих маленьких детей для эффектных фотоснимков.

Исторически первые орудийные стволы на выставочных постаментах

Старые стволы были демонтированы еще в 1941-м и почти 80 лет пролежали на земле. Теперь их подняли на тележки и поставили на узкоколейный рельсовый путь. Тот самый, по которому в начале 1930-х на высоту 116 доставляли строительные материалы и артиллерийское оборудование.

Строительство военно-исторических аттракционов в непосредственной близости от башен «подземного линкора», установленных в 1934-м по личному указанию наркома обороны СССР К.В. Ворошилова, вызвало неоднозначную реакцию. Аргументы критиков сводились к нарушению исторического облика и атмосферы мемориального объекта. На этапе строительства обнаружилась кража из подземных орудийных двориков стальных двутавров, на которых подвешивались цепные тали для подъема 470-килограммовых снарядов к орудиям. Цель преступников банальна – продать на металлолом.

Несмотря на негатив, который всегда присутствует в жизни, парк «Патриот» на острове Русский во Владивостоке открыт, работает и развивается. В перспективе создание более 20 интересных площадок на общей площади 180 гектар: армейская полоса препятствий, взлетная полоса и пустырь для прыжков с парашюта.

  • : Батарея №981 и выставочная площадка парка «Патриот». Вид с севера
  • Батарея №981 и выставочная площадка парка «Патриот». Вид с юга

Как доехать до Ворошиловской батареи?

Добраться до «Ворошиловской батареи» и нового парка из центра города можно на пригородном маршруте 29Д. Автобус идет с центра по Золотому мосту, через Первомайский район и далее по Русскому мосту на остров Русский (ссылка на карту). Остановка «Ворошиловская батарея». Далее пешком вверх по склону 900 м. Гораздо быстрее и комфортнее доехать сюда на личном автомобиле. В теплое время года в качестве транспортного средства можно использовать горный велосипед.


Оцените статью

Поделись статьей!

Метки статьи:

Обсуждение:

Ворошиловская батарея - одно из уникальных фортификационных сооружений в мире

О Ворошиловской батарее на острове Русский написано много, как в Интернете, так и в специальной литературе. Нет нужды это повторять. Ограничусь лишь кратким описанием по ходу повествования и ссылкой на наиболее полную статью коллектива авторов: 305-мм/52 кал. башенная береговая артиллерийская батарея № 981... в сборнике "Крепость Россия 3" за 2008. Я рекомендую всячески прочитать.всем прочитать эту статью.
Про Ворошиловскую батарею я знал давно, но особенно жгучее желание посетить этот памятник фортификационного искусства появилось после детального знакомство с ее сводной сестрой - 30-ой батарей в Севастополе.
Так или иначе, морозным январским утром я неожиданно для себя оказался на острове Русский в компании гостеприимных коллег Владимира Калинина и Дениса Никифорова. Победив пыльную дорогу, мы наконец-то достигли батареи. Осмотр грандиозного сооружения конечно начали с блока № 1, но репортаж я буду вести в несколько другом порядке.
Сначала расскажу и покажу как выглядят башни бывшего царского линкора "Полтава" снаружи. Да, я не оговорился, именно артиллерийские установки этого линкора (башни №№ 2 и 3, две другие ушли на восстановление 30-ой батареи после войны) пошли на вооружение этой береговой батареи, беспорно одного из смелых и интересных проектов СССР начала 30-х годов прошлого века. Если севастопольские советские башенные 12" береговые батареи были задожены еще до Революции и продолжают генезис башенных 305 мм береговых батарей царской России, то 981-я батарея построена полностью по оригинальному проекту.

Батарея расположена на закрытой позиции в глубине острова Русский. В плане представляет собой два трехуровневых орудийных блока, разнесенных примерно на 200 метров друг от друга, соединненные потерной с техническими помещениями и силовой станцией. На каждом блоке установлено по башне бывшего линкора "Полтава" с тремя орудиями калибра 12" (305 мм). Строительство батареи началось в 1932 году, вступила в строй она в рекордно короткие сроки в 1934 году, через 2,5 года после начала проектирвоания. В последствии достройка батареи продолжалась. В 1997 году батарея как воинская единица была расформирована и в 1998 году на ее базе был создан филиал Военно исторического музея ТОФ "Ворошиловская батарея". В отличии от 30-ой батареи в Севастополе или еще стреляющих боеготовых финских батарей, "Ворошиловская" сейчас уже не в состоянии сделать ни одного, даже салютного выстрела. Необходимое оборудование и детали орудий утрачены (сданы в металлолом) или неработоспособны. Не возродил батарею как уникальный исторический атракцион и самую дорогую карусель в мире и прошедший саммит АТЭС 2012.
Огневая позиция береговой батареи № 981. Схема из вышеприведенной статьи.

Общий вид береговой батареи № 981 на космосъемке Google Earth

Разрезы батареи из вышеприведенной статьи.

Мы заехали прямо на огневую позицию батареи, между двумя башнями. Когда-то здесь парковался грузовик дежурной смены. На фотографиях видны запасные орудийные стволы, лейнированные в 1941 году.

Башня номер 2 или "кормовая". Обратите внимание на хомуты на стволах.

А вот эти "наболдашники" на дульных срезах - отличительная особенность орудий "Ворошиловки". Конструктивное решение после того, как орудия были перестволены в 1939-1940 гг.

Общий вид башни № 2 с фронта. Толщина вертикальной брони каждой башни составляет 305 мм, горизонтальной - 203 мм, что позволяло противостоять снарядам 12" калибра неприятельского флота.

Обратите внимание на белый налет внутри ствола второго орудия, по всей вилимости его замок открыт и в стволе образуется изморозь. Вторая башня находится в более плачевном состоянии чем первая и доступ туда закрыт.

Трещины в кормовой части башни. Что это, дефект отливки или следы пожара на линкоре "Полтава" и попыток его тушения? Но ведь броневые листы башни подверглись замене с целью усиления бронирования. В аналогичном месте расположена трещина и на первой башне. Или кормовые листы все же оставили оригинальные, т.к. они были 305 мм толщины? Корма второй башни как раз была расположена над очагом пожара, а вот третьей на значительном удалении.

Укрытие для козлового крана за башней. Видны следы от демонтированных ныне подкрановых путей.

Грибок часового и остатки проволочных заграждений

Идем в сторону башни № 1

Дульный срез запасного лейнированного ствола отличается от того что сейчас установлено в башнях

Интересно, что стволы покрашены в разный цвет. Может быть это зависит от того, на каком фоне они лежат или какая краска была под рукой? Под стволом перекрытие силовой станции, расположенной в середине соединяющей орудийные блоки потерны

Запасной ствол первой башни и обустроенный несколько лет назад фонтан. Ныне заброшен.

На Русском острове на неопределенный срок закрыта Ворошиловская батарея – Новости Владивостока на VL.ru

Во Владивостоке на острове Русский приостановлена работа мемориального комплекса «Ворошиловская батарея». Музей взяли под охрану и закрыли на неопределенный срок в связи с его передачей из ведения военно-исторического музея Тихоокеанского флота парку «Патриот». Краеведы и историки встревожены, что пауза в эксплуатации обернется колоссальным ущербом для объекта культурного наследия федерального значения.

Передача известного во Владивостоке мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» с баланса военно-исторического музея ТОФ парку «Патриот» тревожит владивостокских краеведов. Музей закрыт для посетителей с 4 февраля и находится под военизированной охраной (ВОХР) до завершения процедуры оформления необходимой документации. При этом, по информации осведомленных лиц, эксплуатация музея приостановлена, а рабочий персонал перестал обслуживать объект.

Краевед, член Русского исторического общества, член рабочей группы Министерства культуры по проблемам создания историко-культурной заповедной зоны «Владивостокская крепость» Владимир Калинин рассказывает: «Как мне сообщили осведомленные источники, Ворошиловскую батарею Минобороны решило передать парку «Патриот». Ее отобрали у ТОФ, а военно-патриотический парк сразу принять объект не смог, так как у него пока нет оформленных юридических документов, позволяющих вести хозяйственную деятельность. В результате этого стечения обстоятельств музей был закрыт. Сперва – на две недели. Его хотели открыть в середине февраля. Но в итоге, поскольку оформление документов – процесс длинный, было принято решение закрыть Ворошиловскую батарею на неопределенный срок, отправить персонал куда подальше и взять комплекс под военизированную охрану без эксплуатации».

Историк сильно встревожен из-за этого решения, так как уверен, что длительное отсутствие на мемориально-музейном комплексе обслуживающего персонала, основа которого состоит из людей, ранее служивших на «Ворошиловке», приведет объект в упадок.

«Если даже на неделю музейную экспозицию отключить от отопления, то ничего хорошего не будет. Все, что внутри, начнет приходить в негодное состояние. Также могут начаться новые попытки разграбления. Вандалы найдут способ это сделать, так как охрана со стороны ВОХРа – это все несерьезно. Это просто безумие!» – добавляет Владимир Калинин.

По словам краеведа, вандалы уже не раз пытались разграбить объект, заходя на территорию в поисках бронзовых и медных деталей. Последние попытки были пресечены летом 2018 года. По словам Владимира Калинина, тогда за руку поймали матросов ТОФ. Краевед называет ситуацию с мемориальным комплексом печальной, поскольку, по его мнению, еще при создании парка «Патриот» был искажен исторический облик «Ворошиловки». Кстати, даже после открытия парка мемориальный комплекс продолжал оставаться в ведении военно-исторического музея ТОФ, несмотря на то, что они расположены на одной территории. 

Заведующий военно-историческим музеем Тихоокеанского флота Евгений Журавлев в беседе с корреспондентом VL.ru не стал отрицать информацию о передаче батареи военно-патриотическому парку, сроки возобновления работы музея он назвать затруднился.

«Вообще, нельзя сказать, что ситуация критическая. Да, объект на данный момент закрыт для посещений. Там просто реорганизация происходит по решению Министерства обороны. Это плановые мероприятия. По срокам открытия я ответить затрудняюсь», – сказал Евгений Журавлев.

VL.ru отправил официальный запрос в пресс-службу Тихоокеанского флота и Министерство обороны по поводу причины прекращения эксплуатации объекта и планируемых сроков возобновления работы мемориального комплекса.


Ворошиловская батарея – историческая достопримечательность острова Русский. Это уникальное фортификационное сооружение представляет собой береговую двухбашенную батарею, расположившуюся в укромном распадке между сопками острова на высоте 53−54 метра над уровнем моря. На территории всего СНГ есть всего два подобных комплекса – второй с такими же характеристиками вооружения расположен на западной границе страны – в Севастополе. В 1991 году мемориальный комплекс решением Приморского краевого совета народных депутатов был внесен в перечень памятников истории и культуры края, а в 1995-м указом президента Бориса Ельцина внесен в список объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Об истории создания Ворошиловской батареи и ее эксплуатации подробно писал VL.ru.


Смотрите также

Описание: