Где находится в севастополе панорама


Оборона Севастополя (панорама) — Википедия

Панорама «Оборо́на Севасто́поля» — музей-панорама, посвящённый первой обороне Севастополя.

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 (18) июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 1610 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Проект здания принадлежит военному инженеру Фридриху-Оскару Энбергу. Это была гордость военного инженера, ведь к производству был принят его внеконкурсный проект.

27 февраля 1902 г. член Комитета по восстановлению памятников севастопольской обороны полковник А. М. Зайончковский в докладной записке графу И. И. Толстому, вице-президенту Императорской Академии художеств, сообщал:

«Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»

31 июля 1902 г. Император Николай II утвердил проект Ф.-О. Энберга.

Когда севастопольская панорама была открыта, полковник Ф.-О. Энберг несколько раз назначался «временно надсматривающим за панорамой» и расписывался в книге кассира панорамы.

Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, здание панорамы расположено в другом ключевом месте обороны города — на Четвёртом бастионе. На этом бастионе принимал участие в обороне Л. Н. Толстой в возрасте 28 лет.

Одной из необычных особенностей здания панорамы является круговое окно на куполе, предназначенное для обеспечения естественного освещения внутри.

Спасение панорамы в годы второй обороны Севастополя[править | править код]

25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М. Шухмин, один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов. Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, чётко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащён жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.

К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта[2].

В наружных нишах здания музея-панорамы были установлены мраморные бюсты героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Мельникова, Толстого, Пирогова, Кошки, Шевченко, Михайловой[3].

Севастопольская панорама - музей, который нужно посетить!

Po-Krymu.ru > Отдых > Достопримечательности > Достопримечательности Севастополя

Музей-панорама «Оборона Севастополя» — это один из крупнейших музеев данного типа в мире. Только сама картина имеет потрясающие размеры — длину 115 метров и высоту 14 метров, не считая той уникальной композиции, что расположена перед ней, и придающая всему, что видят глаза зрителей, полную иллюзию реальности происходящего.

Музей-панорама на карте Крыма:

К сожалению, видео Севастопольской панорамы не может передать всю трагичность того дня, от которой у зрителей просто «мурашки по коже» и «ком в горле», настолько все кажется реальным!

Огромное полотно для панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 года» была написана французским художником Францем Рубо, с большим трудом спасена во время Великой Отечественной Войны и восстановлена уже после нее, коллективом советских художников, которые существенно ее доработали, добавив немало интересных деталей.

О чем рассказывает панорама Севастопольской битвы

Попадая в Севастопольскую панораму, зрители видят утро 6 июня 1855 года, одного из дней битвы за Севастополь, когда, во время Крымской войны, 75-тысячную русскую армию атаковало 173-тысячное англо-французско-турецкое войско. Зритель словно бы обозревает окрестности с Малахова кургана — самой высокой точки города, где был расположен один из восьми севастопольских бастионов.

Кстати, будучи в Севастополе, обязательно нужно посетить не только Исторический бульвар и панораму обороны Севастополя, но и собственно Малахов курган, посмотреть как изменился город по сравнению с тем, что изображено на картине Рубо, увидеть своими глазами пушки, защищавшие город во время Крымской войны и корабельные орудия, которые стреляли оттуда уже во время Великой Отечественной.

Помимо, собственно, панорамы Севастопольской битвы, музей имеет интереснейшую коллекцию, посвященную Крымской войне 1854-1855 гг — форму, оружие, знамена, знаки отличия и прочие экспонаты, принадлежавшие защитникам Крыма и агрессорам, а также рассказывающие о тех временах. Вот фото музея Севастопольской панорамы:

Парк, окружающем музей, описан в этой статье, там немало интересных объектов, достойных отдельного рассказа. Само здание тоже достойно внимательного осмотра, так как построено по специальному проекту и украшено бюстами героев Крымской войны. Оно серьезно пострадало во время ВОВ, но было восстановлено после победы, и к 100-летию первой обороны 16 октября 1954 года, вновь открыло двери для посетителей.

В Севастопольской панораме всегда много посетителей, но в очереди стоять не придется — в кассе билеты покупают на конкретное время и, точно зная к какому часу нужно вернуться обратно, отправляются гулять по парку, где туристов ждут многочисленные исторические достопримечательности, детские аттракционы, кафе и сувенирные павильоны.

Справа от центрального входа Панорамы, находится небольшой выставочный зал, где устраивают отдельные экспозиции из экспонатов, хранящихся в запасниках музея. Так что, если у вас еще останется время, обязательно загляните и туда.

Загрузка…

Похожие записи

Панорама «Оборона Севастополя». История шедевра Франца Рубо | История | Общество

Француз из Одессы увековечил русский подвиг в Германии

История панорамы «Оборона Севастополя» не менее драматична, чем история самой Крымской войны, в которой Россия потерпела поражение, несмотря на беспримерный героизм своих солдат.

В 1899 году, в связи с приближением 50-летия Крымской войны, в Российской империи было решено торжественно отметить героические страницы её истории, в частности оборону Севастополя. Одним из «подарков к юбилею» должна была стать живописная панорама, посвящённая боям за город.

В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи.

Рубо был уникальным художником. Родившийся в Одессе этнический француз, он большую часть жизни проработал в Германии, но считал себя русским живописцем. И действительно, большинство произведений художника посвящены русской жизни.

Свою первую панораму Рубо закончил в 1890 году. Она называлась «Штурм аула Ахульго» и была посвящена одному из сражений Кавказской войны.

Получив заказ на создание панорамы, посвящённой обороне Севастополя, Рубо отправился в город, где стал знакомиться с документами и портретами участников сражения. Художник сделал около полусотни этюдов, которые являлись подготовкой к грандиозной работе.

Выбирая сюжет для полотна, Франц Рубо решил остановиться на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой.

Закончив работу в Севастополе, Рубо отправился в Петербург, где в течение месяца создавал контурный рисунок будущей панорамы, который и представил на утверждение в Зимнем дворце.

Когда одобрение было получено, Рубо отправился в Германию, в Мюнхен, где в специальном павильоне началась работа над созданием панорамы. Колоссальный объём работы потребовал привлечения многочисленных помощников. Вместе с Рубо над панорамой трудились художники Шенхен, Мерте, Фрош, а также 20 студентов Баварской академии художеств.

Высочайшая критика

На панораме «Оборона Севастополя 1854/55гг.» события воссозданы чрезвычайно тщательно. Одних только людей на полотне присутствует около 4000. И вокруг многих из них разгорелись нешуточные страсти.

«Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» Нажмите для увеличения. Фото: wikipedia.org / Rumlin

Дело в том, что Рубо своей задачей видел увековечение памяти о подвиге народа, а его заказчики более заботились о пропагандистском эффекте. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена, и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». К примеру, представители властных структур сочли излишним портретный показ рядовых солдат и матросов, а также предложили заменить фигуру Петра Нахимова на  главнокомандующего Крымской армией князя Горчакова. Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.

14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.

Панорама экспонировалась в специальном здании на Историческом бульваре, построенном по проекту военного инженера Ф.-О. Энберга при участии архитектора В. Фельдмана.

Здание музея-панорамы в Севастополе. Фото: www.russianlook.com

Сам Рубо в 1909 году вносил в панораму коррективы в соответствии с высочайшей волей императора, покончив с портретными изображениями солдат и матросов на переднем плане, а также избавившись от фигуры Нахимова. Возможно, именно благодаря этому шагу навстречу пожеланиям Николая II, Рубо получил новый заказ и создал, пожалуй, своё самое известное полотно — панорама «Бородинская битва».

В 1912 году Франц Рубо окончательно перебрался в Германию, где прожил последние годы своей жизни почти в полном забвении.

6000 осколков

Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили претворить эти планы в жизнь.

В 1926 году советское правительство планировало реставрацию панорамы, чтобы вернуть ей тот вид, который изначально задумал Рубо. Для этой работы приглашали и самого автора, но живший в Мюнхене художник был тяжело болен и не смог приехать, однако «благословил» на реставрацию своих учеников, оставшихся в России после революции. В 1926 году их усилиями панораме был возвращён изначальный вид.

Так уж случилось, что панорама, посвящённая обороне Севастополя, сама стала участницей новой обороны города, на сей раз от немецко-фашистских захватчиков. 25 июня 1942 года при артобстреле здание панорамы частично разрушилось и загорелось. Однако благодаря мужеству пожарных, солдат и моряков удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна, которые составляли до 80 процентов всей картины.

27 июня бесценные полотна вывезли на лидере эсминцев «Ташкент» — одном из последних кораблей, которому удалось вырваться из Севастополя перед захватом его гитлеровцами.

«Ташкент», на котором находилось свыше 2000 раненых и беженцев, под градом вражеских бомб сумел прорваться в Новороссийск, доставив и людей, и спасённые фрагменты панорамы.

Картину переправили в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, где специалисты смогли оценить нанесённый ущерб. Результат был неутешительным — одних пробоин от осколков насчитали около 6000. Кроме того, полотна пострадали при транспортировке из Севастополя, так как трюмы корабля, где находилась панорама, были полузатоплены.

Возрождение

Для дальнейших работ панорама была переправлена в Москву. Там специалисты вынесли вердикт — спасено до двух третей картины, однако состояние полотна фактически исключает возможность его полной реставрации.

Тем не менее возрождение панорамы «Оборона Севастополя» особой строкой было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Для работ было выделено большое подвальное помещение Всесоюзной публичной библиотеки имени Ленина.

К реставрации привлекли лучших специалистов, на работы выделялись крупные финансовые средства. Возглавил группу реставраторов академик живописи Василий Яковлев, после кончины которого в 1953 году руководство работами взял на себя академик Павел Соколов-Скаля.

Это была не просто реставрация, а фактическое создание творческой копии шедевра. Художники, опираясь на исторические материалы, создали новые эпизоды панорамы: приезд хирурга Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Фёдора Заики и ряд других.

Новое открытие панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» состоялось 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя.

Музей-панорама «Оборона Севастополя» и по сей день остаётся одной из главных достопримечательностей города русской славы.

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» (Севастополь, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

В центре Бастионного холма, где в годы Крымской войны располагался четвертый бастион, стоит самый масштабный памятник первой обороны Севастополя и самый посещаемый объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя. Это панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

К 50-летию обороны Севастополя Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны решил увековечить память героев и создать панораму, которая бы отразила самые важные события тех героических дней. Исполнение этого заказа было поручено известному мастеру батальной и панорамной живописи Францу Рубо, а сюжетом произведения выбрали события 6 июня 1855 г. — день отражения штурма Малахова кургана и Корабельной стороны.

Рубо подошел к делу очень ответственно: он провел много времени в Севастополе, наблюдая и делая наброски на местах сражений, изучая исторические документы и общаясь с очевидцами событий. Заканчивать работу Рубо уехал в Мюнхен, где трудился над полотном вместе с помощниками из Баварской академии искусств.

14 мая 1905 г., к 50-летию героической обороны Севастополя, панорама была открыта. Первыми почетными посетителями стали ветераны сражений, которых очень впечатлила реалистичность изображенных событий.

Во время Великой Отечественной войны в здание панорамы попали бомбы, и оно было практически полностью разрушено, а находящееся внутри полотно загорелось. Его пытались спасти, но повреждения были очень серьезными, уцелели только 86 фрагментов. Спустя два дня после бомбардировки то, что осталось от картины, погрузили на корабль и прямо под бомбежкой повезли в Новороссийск. Кораблю удалось дойти до пункта назначения, но трюмы, где хранился ценный груз, оказались затопленными, так что удалось спасти только 2/3 картины, и отреставрировать ее было уже невозможно.

Полотно решено было восстановить. К работе привлекли лучших советских художников под руководством академика Василия Яковлева и профессора Павла Соколова-Скаля. К столетию обороны Севастополя панорама была вновь открыта для широкой публики на прежнем месте.

Что посмотреть

На первом этаже здания Панорамы размещена экспозиция «Панорама Франца Рубо „Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.“ — памятник народному подвигу». Витрины оформлены в виде бортовой обшивки корабля, и в них можно увидеть экспонаты, посвященные Крымской войне: портреты, личные вещи и документы солдат и офицеров, оружие, награды и пр.

Сама панорама расположена на смотровой площадке на втором этаже. По авторскому замыслу зритель словно находится на смотровой площадке Малахова кургана в день первого штурма Севастополя 6 июня 1855 г. и обозревает окрестности.

Длина панорамы — 114 м, высота — 14 м. Всего на картине изображено более 4000 человек.

Большая площадь панорамы позволила изобразить множество сюжетов с большим количеством участников, среди которых есть и узнаваемые люди. Основа композиции — батальные сцены. Автор продумал ее так, чтобы осветить все этапы штурма с раннего утра до заката, включая кульминационное сражение — рукопашную схватку на батарее Жерве.

Среди изображенных на полотне людей легко узнаваемы хирург Николай Пирогов в синем сюртуке, который именно здесь впервые применил эфирный наркоз и гипсовые повязки, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская с коромыслом на плече, матрос Петр Кошка и Федор Заика, которые ведут пленного француза, генерал Хрулев и многие другие.

Для большей реалистичности зрелища полотно дополнено предметным планом. Если на картине изображены в первую очередь военные действия, то предметный план — это солдатский быт: камбуз, разрушенный офицерский блиндаж, денщик, набирающий воду, чтобы залить тлеющие бревна, крест из ядер на месте гибели вице-адмирала Корнилова, убитый солдат у батареи Станиславского и пр. Многие предметы, из которых составлена композиция предметного плана, подлинные и были найдены на местах сражений. Издалека кажется, что место действия припорошено снегом. Но дело было в июне, и предметный план на самом деле покрыт слоем серого пепла.

Практическая информация

Адрес: Исторический бульвар, 1.

Время работы: со вторника по пятницу и в воскресенье — с 10:00 до 18:00, в субботу — с 10:00 до 19:00, понедельник — выходной.

Вход с экскурсией: взрослые — 250 RUB, дети — бесплатно, студенты — 150 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Панорама «Оборона Севастополя»

Севастополь – город, воплощающий бесстрашие и мужество русского народа. О его героическом прошлом повествуют многочисленные памятники. Одним из самых грандиозных является панорама «Оборона Севастополя». Монументальное живописное произведение искусства отображает драматические эпизоды Крымской войны 1853-1856 годов. Сплоченный труд множества талантливых художников явил миру застывшую в веках грандиозную картину, рассказывающую о тех временах, когда Севастополь становился городом русской славы.

История создания

Живописные берега Крыма, сколько раз вас сотрясали залпы орудий! Неугомонные люди, вместо того чтобы жить в мире и благоденствии, испокон века воевали за Тавриду, щедро поливая кровью «Землю обетованную». Севастополь – одно из самых жарких исторических мест. Именно здесь решалась судьба Крымской войны, разгоревшейся в середине XIX века.

Как и сегодня в те далекие времена Европу страшно беспокоило присутствие России на Балканах и в бассейне Черного моря. Англия и Франция пытались всячески вытеснить Россию с завоеванных мест. Одиннадцать долгих месяцев мощные силы противника, имея преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. Один из самых ярких эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане, произошел 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного войска.

Спустя сорок с лишним лет драматическую страничку истории обороны Севастополя будет решено увековечить в произведении искусства. Эта нелегкая задача была поручена профессору класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францу Алексеевичу Рубо.

Наверняка художник серьезно думал о том, как достовернее и ярче всего запечатлеть разгар боя. Какими средствами лучше всего передать гнетущую атмосферу смерти, дым от залпов орудий, разруху и хаос, царящий на передовой? Необходимо было создать нечто грандиозное, поражающее масштабностью, топографической точностью и реалистичностью. Решение было однозначным – лучше всего для воплощения задуманного подойдет жанр панорамы. Эта форма искусства понятна даже непросвещенному зрителю. «Живая картина» способна перенести тысячи людей в прошлое, создать иллюзию присутствия, вызвав сильные эмоции и переживания. 

В 1901 году Франц Алексеевич приступает к работе. Прежде всего, художник приезжает в Севастополь и изучает архивные документы, беседует с участниками и очевидцами событий, посещает места боев, делая наброски композиции панорамы. 

Только после этого он возвращается в Петербург, где создает эскизы картины. К тому времени у Рубо имеется большой опыт написания монументальных полотен, посвященных батальной теме. Им созданы известные панорамы «Штурм аула Ахульго» и «Бородинская битва». 

Разумеется, одному справится с такой объемной задачей трудно. Огромное живописное полотно размером 14 м × 115 м он писал в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Работа велась в специально оборудованном круглом павильоне, где готовился и предметный план общей площадью около 1 тысячи квадратных метров. Почему нужно было ехать именно в Мюнхен? Дело в том, что Франц Рубо был уроженцем этого города. Здесь жила его семья и находилась оптимально оборудованная мастерская. 

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь. Панораму разместили в помещении, построенном по специальному проекту военного инженера Энберга. 

Через год, 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, Панорама была открыта для всеобщего обозрения. Первыми ее посетителями стали ветераны Крымской войны. Люди, хранившие в памяти страшные эпизоды сражений, были поражены и растроганы реалистичностью панорамы. Перед глазами пролетели 345 страшных дней осады и жесточайший штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками. С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью. Этому способствовало то, что художник сделал акцент на героизме простых солдат, восславив, прежде всего, подвиг народа.

Конечно, немаловажную роль в общей картине играли и военачальники, волевые мужественные люди, принимающие ключевые решения на поле брани.

Одну из главных ролей в Панораме Рубо отводит легендарной личности Павлу Степановичу Нахимову. В день штурма адмирал находился на Малаховом кургане и руководил войсками. На одном из полотен можно заметить прямую фигуру военачальника. Опираясь на бруствер батареи Корниловского бастиона, адмирал Нахимов бесстрашно руководит боем.

Однако, выбор Рубо не пришелся по вкусу главному заказчику – Российскому императору. Когда панора

Сочи, Крым. Крымская часть 8-я, панорама «Оборона Севастополя» и Балаклава. — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

После вечернего променада по центру Севастополя на утро мы собрались в обратную дорогу. Прежде чем покинуть героический Севастополь решили посетить еще одно из исторических мест города. Ввиду ограниченного времени выбирали между панорамой «Оборона Севастополя» (музей, посвящённый первой обороне Севастополя 1854-1855гг.) и диорамой "Штурм Сапун-горы" (музей, посвящённый освобождению Севастополя в 1944 году). Выбор пал на панораму, так как пожалуй это главная достопримечательность города, рассказывающая о тех временах, когда Севастополь и стал навсегда городом русской славы. Диораму же обязательно посетим в следующий раз.
Стоянка у панорамы на улице 4-й Бастионной: 44°35'44"N 33°31'16"E. Место панорамы выбрано на Бульварной высоте в районе Исторического бульвара где раньше во время первой обороны Севастополя располагался 4-й бастион. Сама же панорама дает вид с картографической точностью с Малахова кургана на бой, который произошел 6 июня 1855 года. В результате этого боя защитники города под руководством адмирала Нахимова отразили ожесточенный штурм Малахова кургана, предпринятый превосходящими более чем в 2 раза англо-французскими войсками после 9-месячной осады города. Перед зданием панорамы Большой фонтан Панорамы.

Большой фонтан Панорамы

На первом этаже экскурсовод расскажет Вам историю тех событий и посмотрите экспонаты.

Потом Вы подниметесь во винтовой лестнице в помещение самой панорамы. Зрелище, которое не передать никакими фотографиями и видео. Это надо видеть самому. Панорама представляет собой огромное живописное полотно размером 14м × 115м и сливающийся с ним натурный план площадью 900 м². Автор первоначального полотна Франц Алексеевич Рубо — профессор Петербургской Академии художеств. Панорама была открыта для всеобщего обозрения 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города. Днем панорама освещается естественным путем через огромное круговое окно на куполе.

часть панорамы

Переход от полотна на стене к натуре на переднем плане практически не замечен. На фото с левой стороны лошадь с повозкой. Лошадь нарисована, повозка уже натуральная. Правее повозки разбитое взрывом бревно: правая дальняя его часть нарисована, ближняя в натуре. Попробуйте найти переходы на других фото панорамы:

хорошо виден вход в Севастопольскую бухту

Виды этих же фото можно найти на большой фото-панораме с сайта википедии.
Во время ВОВ в 1942 году в результате бомбардировки пострадало здание панорамы, а часть самой панорамы сгорело. Оставшуюся часть полотна панорамы удалось вывезти в Новороссийск, но реставрировать ее уже было невозможно. После войны панорама была восстановлена уже советскими художниками. Само полотно и предметный план были дополнены новыми эпизодами и жанровыми сценами но в целом сохранили пейзаж Франца Рубо. Уже к 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта. Именно такой мы ее видим сейчас.
После панорамы справа от нее (к югу) посетите памятник воинам 4-го бастиона и батарею, которая была названа в честь первого и единственного ее командира, лейтенанта 34-го флотского экипажа Костомарова. На вооружении батарея имела корабельные 24-фунтовых пушки. Батарея была оставлена в последний день обороны, 27 августа 1855 года.

24-фунтовая пушка батареи Костомарова

На стволе орудия хорошо виден герб царской России.
Если пойти налево от здания панорамы (в сторону центра города) то можно дойти до памятника Э. И. Тотлебену — главному инженеру и фортификатору Севастопольской обороны, автору крепости в другом городе-герое Крыма, в Керчи.

Памятник Э. И. Тотлебену

После панорамы мы поехали в Балаклаву. До 1957 года Балаклава имела статус города, после центр Балаклавского района Севастополя. Почему? Потому что "В 1953—1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок — так называемый «Объект 825 ГТС» а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия." (Википедиа).

Балаклава, вид со спутника

Сейчас часть завода является музеем ради посещения которого мы и поехали в Балаклаву. Про этот военный объект, а ныне музей, рассказано много. Подробнее можно почитать на сайте Википедии. Посетить конечно же рекомендую.

Схема комплекса

Как рассказал нам экскурсовод, по первоначальному плану комплекс должен был быть больше (шире и глубже). Но строительство шло во времена «хрущёвской индустриализации», торопили со сроками. Поэтому комплекс построили в минимальных размерах, позволяющих принимать находящиеся в то время на вооружении подлодки. Современные субмарины там уже не поместятся, иначе Балаклава и по сегодняшний день была бы закрытой территорией.

Вход для подводных лодок

Каналы внутри комплекса

экспонаты музея

рубка подводной лодки

самолет на выходе из музея

Конечно, в Балаклаве кроме музея подводных лодок есть еще что посмотреть: это развалины Генуэзской крепость Чембало,

Генуэзская крепость Чембало в Балаклаве

Храм святых Двенадцати Апостолов, форт Южная Балаклава и бочка смерти, 19-я орудийная батарея. Но мы должны были ехать дальше чтобы к вечеру быть в Керчи и успеть по дороге посетить Форосскую церковь, Воронцовский дворец, Ласточкино гнездо, набережную Ялты. По пути из Балаклавы заехали в фирменный магазин завода шампанских вин "Золотая балка", купили шампанского на новый год и красного вина.

Не проедьте мимо

Не прощаемся. Предыдущие части:
КрымНаш, часть 1-я, переправа здесь
Крымская часть 2-я, Керчь. здесь
Крымская часть 3-я, Генеральские пляжи. здесь
Крымская часть 4-я, озеро Чокрак здесь
Крымская часть 5-я, Суворовский дуб и Белая скала здесь
Крымская часть 6-я, Бахчисарай здесь
Крымская часть 7-я, Севастополь здесь
Начало сочинских рассказов здесь

Достопримечательности Севастополя: панорама "Оборона Севастополя".

Привет всем путешественникам!

Среди всех самых известных и интересных достопримечательностей Севастополя, можно выделить несколько, которые ежегодно посещает больше всего туристов. К таким относится и знаменитая панорама «Оборона Севастополя» — настоящее произведение искусства и одна из самых больших панорам во всём мире! Причём если другие достопримечательности посещают прежде всего наши российские туристы, как например музей «35 береговая батарея» или музей Черноморского флота, то «Оборона Севастополя» вызывает большой интерес в том числе и у иностранных гостей города. Оно и понятно, поскольку панорама имеет действительно международное значение.

Панорама «Оборона Севастополя» представляет собой огромное полотно длиной в 115 метров и высотой в 14 метров, дополненное предметным планом площадью около 1000 кв. метров! Для него даже было построено специальное отдельное здание.

Честно признаться во время нашего пребывания в Севастополе мы не планировали посещение панорамы, поскольку я не большой ценитель искусства. Да и времени у нас было не так уж и много. В итоге в музей мы попали чисто случайно, когда проезжали мимо и решили всё-таки зайти. И мы не зря это сделали. Панорама оставила у меня очень сильные впечатления!

Здание панорамы находится на историческом бульваре 4-й бастион. О нём я писал в своей статье про достопримечательности Севастополя. Оно было построено в 1904 году. Во время Великой Отечественно войны здание сильно пострадало, но было восстановлено. Вот так оно выглядит сейчас:

Для осмотра панорамы нужно приобрести билеты в кассе:

В стоимость входит экскурсия и фото-видеосъёмка.

Стоимость билетов:

Перед входом вам предложат оставить сумки и лишние вещи. Это услуга бесплатная. Только я бы не советовал оставлять ценные вещи, деньги и документы, поскольку ящики, в которых запираются вещи, у меня доверия не вызвали.

Прежде чем рассказывать вам про панораму, я попробую кратко пересказать историю создания этого произведения искусства. И конечно же вы увидите много фотографий панорамы «Обороны Севастополя».

Но, обо всём по порядку…

Панорама посвящена героизму русских солдат во время Крымской войны 1853-1856 годов. Она показывает события одного из решающих дней во время обороны Севастополя — 6 июня 1855 года, так, как это можно бы было увидеть со стороны Малахова кургана. В этот день 75 тысяч русских воинов успешно отразили атаку 175-тысячного англо-французского войска!

В 1901 году было решено увековечить это героическое событие в честь 50-летия героической обороны Севастополя во время Крымской войны. Заказ на написание полотна панорамы получил известный художник Ф. А. Рубо, который трудился над ней целых 3 года. Он работал в Севастополе и Мюнхене, собирал воспоминания участников тех событий. В создании панорамы ему помогали несколько его коллег-художников, студенты Баварской академии, а также 2 взвода солдат и отделение матросов, которые позировали для художника и даже воссоздавали некоторые моменты боя. Готовая панорама была установлена в специально возведённом для неё здании в ноябре 1904 года, а представлена публике в мае 1905 года.

Во время войны 25 июня 1942 года в здание панорамы попало несколько снарядов и оно загорелось. Панорама была сильно повреждена и чтобы её спасти матросам, оборонявшим город, пришлось в спешке разрезать её штыками и выносить из горящего здания. Было спасено примерно две трети панорамы, которые были эвакуированы на лидере «Ташкент» в Новороссийск, а затем в Новосибирск.

После войны панораму было решено восстановить, но в итоге пришлось всё же написать её на новом холсте. Работы велись 4 года и ко дню 100-летия героической обороны Севастополя 16 октября 1954 года, панорама была торжественно открыта в восстановленном здании.

Вот такая не простая история у этого произведения. А теперь предлагаю зайти внутрь здания…

На входе в здание панорамы «Оборона Севастополя»:

Сначала экскурсовод проводит всех по выставочной экспозиции. Здесь представлены экспонаты, фотографии, документы и многое другое, что имеет отношение к созданию и восстановлению панорамы, а также к истории обороны Севастополя в Крымскую войну:

В центре фотография адмирала Нахимова — героя обороны Севастополя:

Лидер эсминцев «Ташкент» — на нём были эвакуированы уцелевшие фрагменты панорамы:

Уцелевшие фрагменты первой панорамы «Оборона Севастополя»:

После осмотра экспозиции мы увидели главное:

Панорама имеет округлую форму, поэтому сфотографировать целиком её никак не получится. Так что пришлось фотографировать по частям:

Панорама представлена не только живописной частью, но и предметным планом. Переход от предметного плана к полотну сделан так, что его очень трудно заметить и таким образом получается единая объёмная картина:

Масштаб панорамы проще передать с помощью видео:

После осмотра панорамы со смотровой площадки мы спустились по лестнице вниз в другой зал. Отсюда можно рассмотреть панораму немного с другого ракурса. Каждой части картины соответствует своё описание:

По окончании экскурсии мы сделали множество интересных фотографий и получили действительно очень сильные впечатления от увиденного!

На выходе из здания мы заметили много детей из детского лагеря Артек, которых привезли специально, чтобы увидеть панораму:

Немного прогулявшись по историческому бульвару, мы двинули дальше.

Нашей целью был Малахов курган — ещё одно свидетельство героической обороны Севастополя!

Не смотря на то, что даже с помощью фотографии панорама «Оборона Севастополя» способна впечатлить любого, но всё же по-настоящему оценить её масштаб можно только увидев её в живую. Так что если вы окажетесь в Севастополе, то непременно посетите панораму. Не пожалеете!

Вот и всё, что я хотел вам сегодня рассказать и показать. До встречи в следующих постах!

Пока!

С уважением, Сергей Дьяков.

Это интересно:

Панорама "Оборона Севастополя 1854–1855 гг."

Одну из крупнейших панорам в мире, входящую в так называемый список 60-ти - Панораму "Оборона Севастополя 1854–1855 гг." я посещал не один раз - вот только возможности полноценной съемка сюжетов, а тем более покадровой съемки для последующей склейки широкого полотна из-за огромного количества посетителей все никак не выдавалось. И вот в середине марта мы с Яшей oskanov  и его семьей наконец-то смогли реализовать давнее желание - получить заветные кадры. Правда съемку пришлось вести с рук в условиях не совсем комфортной для фотографирования освещенности, в том числе и наборку снимков для склейки панорамы.
В этом репортаже я хочу рассказать об этом гигантском полотне с предметным планом, акцентироваться на отдельных его фрагментах, а в нижней части поста - показать склеенную серию снимков, которая является панорамой Панорамы.

Сама Панорама рассказывает об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.


Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи. Оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. Диаметр здания - 36 м, высота его также 36 м.
Внутри здания располагается живописное полотно длиной по окружности 115 метров, высотой 14 метров и площадью 1610 квадратных метром поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города.
По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается ранним утром 6 июня 1855 г на вершине Малахова кургана в день штурма. Именно на Малаховом кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как "первое серьезное поражение французско-английской армии".
В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских войск. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения за город.

2. В центре бастиона Малахова кургана полуразрушенная каменная башня с командным пунктом наверху - композиционный центр живописного полотна. Основа композиции - батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор Панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя - от стрельбы артиллерийских орудий на батареях Малахова кургана до рукопашной схватки с французами за батарею Жерве - кульминации сражения.
Выше, у бруствера перед Оборонительной башней Малахова кургана за боем наблюдает адмирал Павел Нахимов, которого называли душой обороны.
Слева от нее ведет огонь батарея Сухина, к которой солдаты подкатывают еще одно орудие. На башне четыре офицера наблюдают за наступающими французами. Перед башней - солдаты Полтавского полка, часть которых, в правой части снимка, спешит на помощь батарее Жерве. Ближе к нам - флотский священник. Еще ближе сестра милосердия Прасковья Графова перевязывает раненого офицера. За этот день она окажет помощь 200 раненым. Справа, на деревянном пандусе, над другими возвышается фигура начальника четвертого отделения оборонительной линии Фёдора Керна, отдающего приказания командиру Корниловского бастиона (фигура слева)

3. На несколько километров вдаль просматривается поле сражения, покрытое пороховым дымом. Через просветы видны французские войска - солдаты в синих мундирах атакуют Малахов курган. Орудийным и ружейным огнём встречают неприятеля защитники батареи Никифирова. В тылу батареи - солдаты Полтавского пехотного полка.
На переднем плане - батарея Сенявина. Только что упавшее неприятельское ядро заливает водой Трофим Александров

4. На предметном плане - сигнальный пост Малахова кургана. На флагштоке поднят красный флаг (в кадр не попал. его видно на общей панораме в конце поста) - сигнал большой опасности, вызванной штурмом и угрожающей Малахову кургану. Справа - землянка для солдат сигнального поста, слева - ландшафт Малахова кургана с чугунными шарами (ядрами), осколками разорвавшихся бомб.
Девушка с коромыслом на плече - Даша Севастопольская - одна из известнейших персоналий Севастопольской обороны.
Девушка Даша  с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но лошадь с повозкой, груженной личным скарбом и «санитарной экипировкой», двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны - Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша – первой медсестрой милосердия.

5. Землянки, в которых защитники проводили короткие минуты отдыха - их много на предметном плане

6. Часть дороги , продолжение которой изображено на живописном полотне. По ней на помощь защитникам Малахова кургана бегут солдаты Черниговского пехотного полка. В правой части - санитарная повозка и погибшие защитники, лежащие под иконой с зажженными заупокойными свечами

7. Полевые укрытия из туров для защиты от пуль и осколков снарядов

8. Землянка-камбуз. Обороняющихся несмотря ни на что нужно накормить

9. Офицерский блиндаж, разрушенный прямым попаданием вражеского орудия. Детализация - как предметная, так и цветовая просто поражает своей точностью и реалистичностью

10. Помимо батальных сцен, изображенных на полотне, огромное внимание уделено бытовой части обороняющих город - ведь часто в фильмах и на картинах этот момент совершенно упущен. И вот, наравне с дымом, пушками, огнем и убитыми мы видим развешенное солдатское белье, солдат переводящих дух и пьющих воду, жилые землянки...
На переднем плане - разрушенный офицерский блиндаж, около которого солдат набирает из бочки воду,чтобы погасить угли.

11. На предметном плане - батарея Станиславского. В орудийных двориках орудия, неподалёку ящики с зарядами, ядра, артиллерийские принадлежности.
Орудия сделаны из дерева, снаряды - из гипса или папье-маше.
На полотне -  во главе группы офицеров в темно-зеленом мундире и фуражке - начальник пехоты Малахова кургана Дмитрий Юферов, наблюдающий за боем на батарее

12. Крестом из ядер обозначено место смертельного ранения вице-адмирала Владимира Корнилова

13.  Решающее событие штурма 6 июня 1855г. разворачивается на прикрывавшей Малахов курган батарее под командованием мичмана Петра Жерве. На батарее развивается трёхцветное французское знамя - неприятель добился здесь наибольшего успеха. Над городом нависла серьёзная опасность.
Слева видим разрушенное здание, за которым идет рукопашный бой. На белом коне - Степан Хрулёв, начальник сухопутных войск Корабельной стороны, ведущий в атаку 5-ю роту Севского пехотного полка, которой командует штабс-капитан Островский. Справа адъютант Хрулёва на коне скачет за подкреплением на ходу указывая саблей, где оно необходимо. Ниже большого очага пламени, видны две роты Якутского полка, которых ведет в атаку генерал-лейтенант Павлов. К ним на помощь спешат солдаты Елецкого полка. Угроза французского прорыва ликвидирована ценой жизни 105 бойцов Севского полка. На дальнем плане, в районе третьего бастиона солдаты Брянского, Охотского и Камчатского полков картечью отбивают атаку англичан. Их атаки захлебывались три раза. На переднем плане - оставленная артиллеристами батарея Станиславского. У батарейной иконы с горящими свечами лежит накрытый шинелью убитый солдат - единственная объёмная фигура человека

14. Оставленная артиллеристами батарея Станиславского

15. Правый фланг батареи Сенявина

16. Большая часть полотна панорамы, склеенная мною в единое изображение. Просьба отнестись к недостаткам изображения с поправкой на съемку кадров для склейки панорам с рук на довольно длинной выдержке

И немного истории Панорамы...
Во время Великой Отечественной войны фашистские бомбы разрушили здание Панорамы, уникальная картина загорелась. Рискуя жизнью, советские воины вынесли часть живописного полотна из пылающего здания.
После войны панорама была воссоздана советскими художниками. Творческую группу, состоявшую из 17 человек, возглавил вначале академик В. Н. Яковлев, а после его смерти другой известный живописец - академик П. П. Соколов-Скаля. Изучив события, о которых рассказывала панорама, а также спасенные фрагменты живописного полотна, фотографий, старые буклеты, советские художники заново написали картину, воссоздали предметный план.
Дело в том, что спасенные фрагменты были сильно повреждены, а некоторые и вовсе утеряны, поэтому было принято решение не реставрировать полотно, а создавать его заново. Спасенные же фрагменты являются частью экспозиции и некоторые из них можно видеть своими глазами в музее около здания Панорамы.
Напряженный труд коллектива художников был завершен к 100-летию первой героической обороны Севастополя. В 1970 г. в здании Панорамы открылась экспозиция Музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывающая о незабываемых событиях и героях обороны, а также о самой панораме.


Предыдущие мои фото-репортажи:


Смотрите также

Описание: