Где находится в москве северный речной вокзал


Северный речной вокзал в Москве (СРВ)

Северный речной вокзал - как добраться, адрес и телефон, стоимость билетов на прогулочные рейсы

Фото Северного речного вокзала

Северный речной вокзал в Москве является важным транспортным узлом, а также это памятник Сталинской архитектуры и один из символов столицы. Северный речной вокзал расположен в Левобережном районе Северного административного округа Москвы, на берегу Химкинского водохранилища.

Благодаря строительству канала и Северного речного вокзала Москва стала портом пяти морей.

Сооружение порта и вокзала началось весной 1933 года и велось одновременно со строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку.

Несмотря на трудности и отсутствие опыта, все работы были завершены менее, чем за пять лет - в 1937 году. Проект был разработан архитекторами Алексеем Рухлядевым и Владимиром Кринским, в оформлении здания, построенного в стиле сталинского ампира, принимали участие скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие мастера живописи и скульптуры.

На верхней галерее располагался ресторан, а внутри здания продавались билеты на прогулочные катера и дальние пассажирские и круизные маршруты.

В 2010 году вокзальное здание было закрыто для посещений, в порту стал работать только причал для теплоходов, а билеты продаются в киосках на улице.

В настоящее время здание находится в Федеральной собственности, после передачи его городу будет проведена реконструкция, в ходе которой планируется восстановить его прежний облик.

Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский хотели подчеркнуть назначение здания и создали постройку в виде двухпалубного теплохода.

Шпиль и звезда

Еще издалека можно увидеть этот огромный «крейсер» с возвышающейся мачтой, выполненной в виде башни со шпилем высотой в 24 метра.

На первом ярусе башни по углам установлены скульптуры красноармейца и пилота, колхозницы и моряка. На вершине шпиля - звезда с размахом лучей в пять метров и весом 1,3 тонны, украшенная серпом и молотом и инкрустированная уральскими самоцветами.

Интересно то, что эта звезда в 1935 году заменила двуглавого царского орла на Спасской башне Московского Кремля, а в 1937 году переехала на шпиль здания Речного вокзала. Правда, к настоящему времени самоцветы растащили вороны и сохранился только металлический остов звезды.

В соответствии с проектом шпиль на башне был складным как зонтик, поскольку архитекторы считали, что во время навигации он должен быть виден издалека, а в конце осени за ненадобностью его надо убирать.

Однако, за все время своего существования шпиль убирали всего три раза: после первой навигации, второй раз - в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немецкой авиации и в третий раз - в 2010 году, когда здание было закрыто в ожидании реставрации.

Куранты

Другим украшением вокзального здания являются старинные часы-куранты, ранее находившиеся на Воскресенском соборе города Волоколамска, возраст часов - около 200 лет.

Майолики

Широкая центральная лестница ведет к вокзальному зданию, украшенному декоративными майоликовыми (керамическими) панно в форме тарелок, изображающими достижения 1930-х годов и будущее столицы - космические корабли и самолеты, виды Кремля и шлюз строящегося канала, станцию метро Киевская и даже такой грандиозный не осуществленный проект как Дворец Верховного Совета.

Галерея с фонтанами

Вокруг всего здания устроена двухъярусная галерея, напоминающая палубы корабля.

Эта площадка использовалась при съемке советских кинофильмов "Новая Москва" и "Волга-Волга". Когда-то здесь стояли тумбочки со светильниками в форме ландышей и находилась летняя веранда ресторана, с которой открывался великолепный вид на реку и причал.

С боковых сторон галерея завершается полукруглыми двориками, где располагались фонтаны «Север» - Полярный фонтан, изображающий белых медведей, поддерживающих чашу и «Юг» – Черноморский фонтан со стаей играющих дельфинов.

Мишки еще на месте, а дельфины пропали в конце 1990-х годов. Фонтаны символизировали тот факт, что Северный речной вокзал стал портом пяти морей и связал южные и северные водные пути.

Парк

Рядом расположен парк площадью около 50 гектаров, оборудованный детскими площадками, где можно прогуляться по аллеям и покататься на велосипеде. Набережная порта также является прекрасным местом для прогулок и езды на велосипеде, но подойти близко к воде не удастся, поскольку во избежание несчастных случаев рядом с берегом установлено ограждение.

Длина здания по главному фасаду составляет 150 метров, а высота у центрального входа – 75 метров.

Протяженность всех причалов составляет около полутора километров, примерно половина из них была построена значительно позже - в конце 50-х и 60-е годы прошлого века.

Северный речной вокзал в Москве является объектом культурного наследия и одним из лучших образцов Сталинского ампира. После реконструкции он станет настоящим украшением столицы, сохранив при этом свою транспортную функцию.

Порт-сад. Как обновят Северный речной вокзал – Москва 24, 21.02.2018

Реконструкция Северного речного вокзала начнется в 2018 году. Реставраторы восстановят исторический облик здания, фасады этажей и центральной башни, внутренние интерьеры и живопись. Работы займут около года. Сейчас проект проходит госэкспертизу, сообщил порталу Москва 24 гендиректор компании "Инженерная геология исторических территорий", которая его разработала, Виктор Кувшинников. Каким был вокзал и какими станут он и территория вокруг в ближайшее время – в материале портала Москва 24.

Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Строительство главного речного вокзала страны началось весной 1933 года и продолжалось до июля 1937-го. Его открыли одновременно с наполнением водой канала Москва – Волга, проложенного за четыре года и восемь месяцев.

Северный речной вокзал в 1838 году. Фото: ТАСС

Несмотря на короткие сроки стройки, архитекторам Алексею Рухлядеву, Владимиру Кринскому, скульптору Ивану Ефимову и художнику-керамисту Наталье Данько и другим профессионалам удалось создать настоящий памятник архитектуры.

70 лет в здании не было капитального ремонта, поэтому часть конструкций обветшала и пришла в негодность. Ускорили разрушение несущих конструкций влага и мороз. Здание было рассчитано на летний пассажиропоток, поэтому значительная площадь зимой не отапливалась.

Фото: ТАСС/Владимир Гердо

В 2010 году Северный речной вокзал перешел на баланс ФБГУ "Канал имени Москвы", здание освободили от арендаторов и посетителей, обнесли забором с целью проведения реконструкции, но ее так и не начали.

В 2015 году вокзал перешел в собственность города. Правительство Москвы объявило конкурс на его реконструкцию за счет средств города. Победителем конкурса стала компания "Инженерная геология исторических территорий". Перед ней поставили задачу воссоздать детали интерьера и фасада в их изначальном виде по архивным документам, при этом на работы отводится всего 330 дней.

В 1930-е годы на отделку главного речного вокзала страны, ставшего "портом пяти морей", не пожалели лучших пород отделочных каменей – мрамора, гранита, диорита, черного лабрадора. И при реставрации будут использоваться те материалы, которые применялись при строительстве.

По задумке архитекторов форма здания напоминает пароход, так как отсюда открывается водная дорога к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. Центральная башня с высоким шпилем – труба, а три яруса открытых веранд – палубы. Прямоугольное здание общей площадью 5286 метров вытянуто вдоль береговой линии Химкинского водохранилища.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Центральный вход со стороны парка находится на уровне земли, и с этого ракурса здание – двухэтажное. Со стороны набережной от главного портала к пирсам ведет широкая гранитная лестница, и у здания появляется третий цокольный этаж, облицованный красным полированным гранитом. Архитекторы таким образом попытались учесть рельеф местности.

Три арки главного входа отделаны камнем серо-зеленого цвета – диоритом. Колонны украшены майоликовыми медальонами. Полутораметровые фарфоровые панно сделала вручную художница-керамист Наталья Данько. Сюжеты каждого из 24 медальонов разные, но вместе создают атмосферу эпохи: главные стройки пятилетки – Московский театр Красной армии, Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя, станция метро "Киевская", речные и морские суда, модели танка, самолета, дирижабля. За 80 лет керамика и краски от воздействия воды, солнца, мороза и ветра потеряли прежний вид. Профессиональные реставраторы полностью восстановят фарфоровые медальоны и изображения на них.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Над восстановлением центральной башни также придется потрудиться. Ее конструкция сложная. Первый ярус окружен арками, второй – колоннами, у подножия которых четыре скульптуры – красноармейца, краснофлотца, рабочего и колхозницы, созданные Ромуальдом Иодко. Следующий ярус – башенные часы с четырехсторонним циферблатом. Часы-куранты привезли из Воскресенского собора Волоколамска, им около 200 лет. Завершает композицию высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой. До установки на Речном вокзале эта звезда венчала Спасскую башню Кремля. Серп и молот изначально были инкрустированы уральскими самоцветами, со временем они исчезли.

Фото: ТАСС/ Владимир Гердо

От центрального портала в обе стороны расходятся двухэтажные галереи, к которым пристроены полукруглые галереи, образующие полукруглые дворики с фонтанами. Фонтан слева от башни скульптора Льва Кордашова называется Полярный, или Северный. Его тема – птичий двор, поэтому его украшают фигуры гагар, диких гусей с раскинутыми крыльями из красной меди. Чашу фонтана поддерживают мраморные белые медведи.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Южный фонтан, или Черноморский, работы скульптора Ивана Ефимова изображал группу играющих на волне дельфинов вокруг чаши. Сверху чаши фигуры дельфинов крепились к стеклянным шарам. Сейчас от фонтана осталась одна чаша, фигуры дельфинов потеряны.

На первом этаже перекрытия поддерживают 150 четырехгранных колонн, а второй – полторы сотни круглых. Оба яруса галерей и плоская крыша-терраса окружены балюстрадами. Крыша здания заасфальтирована, там когда-то была смотровая площадка с видом на порт и канал.

Внутренний интерьер создавали многофункциональным: кассовый зал, зал ожидания, большой ресторан, а также помещения, где пассажиры в ожидании рейса могли скоротать время. В здании располагались библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комната хранения багажа, комната матери и ребенка с игровой и спальней, а также кабинет врача. Предполагалось, что одновременно здесь смогут разместиться 430 человек.

Центральный вестибюль украшали гербы союзных республик, картины-сцены, иллюстрирующие некоторые главы Конституции СССР, а также большой электрифицированный макет канала Москва – Волга. В северной части был зал ожидания, выполненный в светлых тонах с отделкой стен под мрамор, а потолок расписан цветами и орнаментами. Стены декорированы картушами – лепными украшениями в виде щита или не до конца развернутого свитка с эмблемами судоходства и объектов канала Москва – Волга.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Просторный ресторан в южной части был облицован искусственным мрамором, имитирующим малахит. Потолок украшен кессонами – расписанными углублениями в потолке. Полы во всех помещениях выложены мозаикой. Даже осветительные приборы были специально изготовлены для интерьеров здания: в вестибюле люстры в форме раковин, в ресторане – в форме соцветий ландыша.

Систему освещения планируется полностью обновить, сохранив формы светильников. В вокзальных помещениях также заменят систему водоотведения, проложат новую систему отопления, канализации, вентиляции. Перед началом работ изготовят 3D-модель реставрируемого здания.

Проект предусматривает также благоустройство привокзального парка. Его площадь – 50 гектаров. Территорию очистят от сухих, больных, аварийных деревьев, поросли, самосева и пней. Посадят новые деревья и кустарники – быстрорастущие крупномеры, весной высадят цветы.

Фото: depositphotos/megastocker

Обустроят дорожки и тропинки, разобьют газоны для цветочных инсталляций. Обновят детские и спортивные площадки, сделают их доступными для маломобильных групп населения. Появится площадка для аттракционов и каруселей.

По всему парку установят скамейки, урны, вазоны и кашпо (виды цветочных горшков), арки и перлоги (навесы с вьющимися растениями), а также обустроят велопарковки. Обновится система навигации, для слабовидящих сделают дорожные указатели. Для инвалидов-колясочников сделают безбарьерный вход на площадки и в павильоны. На лестницах появятся пандусы и съезды.

Фото: depositphotos/Stas_K

В центре парка возведут открытый амфитеатр с кинозалом, где будут проводится культурно-просветительские мероприятия. Кроме того, реконструируют фонтаны, а зимой на центральной аллее зальют каток. Для художников создадут вернисаж, а для владельцев собак – площадку для их выгула. Задуманы также танцевальная площадка и комната матери и ребенка. Парк будет охраняемым, его окружат забором, а за посетителями будет вестись видеонаблюдение. Бесплатные туалеты и Wi-Fi появятся к открытию обновленного парка.

Завершить реконструкцию Северного речного вокзала, а также благоустройство парка планируется в 2019 году.

Реставрацию Северного речного вокзала планируют завершить в 2020 году - Москва

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Реставрационные работы в здании Северного речного вокзала в столице планируется завершить в текущем году, сообщил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов журналистам в среду.

"Реставрационные работы на одном из символов Москвы - здании Северного речного вокзала - находятся в завершающей стадии. Реставрация затрагивает не только само здание вокзала, но и парк, открытый в 1937 году, являющийся памятником регионального значения, памятником садово-паркового искусства", - сказал Емельянов.

По его словам, работы по реставрации и благоустройству парка осложнились подготовкой большого объема инженерных коммуникаций. "Здание Северного речного вокзала находилось в аварийном <...> состоянии. И буквально на наших глазах в 2018 - начале 2019 года были завершены противоаварийные работы. В 2019 году завершены большинство работ, связанные с внешним обликом здания, и сейчас завершаются в интерьерах этого объекта, планируется, что в 2020 году реставрационные работы будут полностью завершены", - сообщил Алексей Емельянов.

Здание Северного речного вокзала на берегу Химкинского водохранилища было построено в 1932-1937 годах одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища. По сообщению пресс-службы мэра и правительства Москвы, к настоящему времени в нем восстановлены конструкции и перегородки, гранитное покрытие галерей по архивным фотоматериалам; отреставрированы и воссозданы осветительные приборы; восстановлены обшивка и отремонтированы металлоконструкции шпиля; отреставрированы 24 полихромных керамических медальона; облицованы гранитные лестницы. В настоящее время завершаются отделочные работы в интерьерах вокзала. Будут отремонтированы башенные часы, панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством с транспортной функцией. Здание будет круглый год доступно для посетителей. В нем расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами. С Северного речного вокзала планируется организовать регулярные речные пассажирские перевозки, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами нашей страны, а также развивать туристические маршруты.

Северный речной вокзал Википедия

Речной вокзал
Северный речной вокзал
(ранее, Химкинский речной вокзал)

Северный речной вокзал Москвы
Страна  Россия
Город Москва
Архитектурный стиль сталинский ампир
Автор проекта архитекторы Алексей Рухлядев, Владимир Кринский, скульпторы Иван Ефимов, А. Н. Кордашов и др., художник Наталья Данько
Строительство 1933—1937 годы
Статус  Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 771310006630005 (ЕГРОКН). Объект № 7700546000 (БД Викигида)
Состояние на реставрации [1]
 Медиафайлы на Викискладе

Смотрите также

Описание: