Где находится в москве северный речной вокзал
Северный речной вокзал в Москве (СРВ)
Северный речной вокзал - как добраться, адрес и телефон, стоимость билетов на прогулочные рейсы
Фото Северного речного вокзала
Северный речной вокзал в Москве является важным транспортным узлом, а также это памятник Сталинской архитектуры и один из символов столицы. Северный речной вокзал расположен в Левобережном районе Северного административного округа Москвы, на берегу Химкинского водохранилища.
Благодаря строительству канала и Северного речного вокзала Москва стала портом пяти морей.
Сооружение порта и вокзала началось весной 1933 года и велось одновременно со строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку.
Несмотря на трудности и отсутствие опыта, все работы были завершены менее, чем за пять лет - в 1937 году. Проект был разработан архитекторами Алексеем Рухлядевым и Владимиром Кринским, в оформлении здания, построенного в стиле сталинского ампира, принимали участие скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие мастера живописи и скульптуры.
На верхней галерее располагался ресторан, а внутри здания продавались билеты на прогулочные катера и дальние пассажирские и круизные маршруты.
В 2010 году вокзальное здание было закрыто для посещений, в порту стал работать только причал для теплоходов, а билеты продаются в киосках на улице.
В настоящее время здание находится в Федеральной собственности, после передачи его городу будет проведена реконструкция, в ходе которой планируется восстановить его прежний облик.
Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский хотели подчеркнуть назначение здания и создали постройку в виде двухпалубного теплохода.
Шпиль и звезда
Еще издалека можно увидеть этот огромный «крейсер» с возвышающейся мачтой, выполненной в виде башни со шпилем высотой в 24 метра.
На первом ярусе башни по углам установлены скульптуры красноармейца и пилота, колхозницы и моряка. На вершине шпиля - звезда с размахом лучей в пять метров и весом 1,3 тонны, украшенная серпом и молотом и инкрустированная уральскими самоцветами.
Интересно то, что эта звезда в 1935 году заменила двуглавого царского орла на Спасской башне Московского Кремля, а в 1937 году переехала на шпиль здания Речного вокзала. Правда, к настоящему времени самоцветы растащили вороны и сохранился только металлический остов звезды.
В соответствии с проектом шпиль на башне был складным как зонтик, поскольку архитекторы считали, что во время навигации он должен быть виден издалека, а в конце осени за ненадобностью его надо убирать.
Однако, за все время своего существования шпиль убирали всего три раза: после первой навигации, второй раз - в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немецкой авиации и в третий раз - в 2010 году, когда здание было закрыто в ожидании реставрации.
Куранты
Другим украшением вокзального здания являются старинные часы-куранты, ранее находившиеся на Воскресенском соборе города Волоколамска, возраст часов - около 200 лет.
Майолики
Широкая центральная лестница ведет к вокзальному зданию, украшенному декоративными майоликовыми (керамическими) панно в форме тарелок, изображающими достижения 1930-х годов и будущее столицы - космические корабли и самолеты, виды Кремля и шлюз строящегося канала, станцию метро Киевская и даже такой грандиозный не осуществленный проект как Дворец Верховного Совета.
Галерея с фонтанами
Вокруг всего здания устроена двухъярусная галерея, напоминающая палубы корабля.
Эта площадка использовалась при съемке советских кинофильмов "Новая Москва" и "Волга-Волга". Когда-то здесь стояли тумбочки со светильниками в форме ландышей и находилась летняя веранда ресторана, с которой открывался великолепный вид на реку и причал.
С боковых сторон галерея завершается полукруглыми двориками, где располагались фонтаны «Север» - Полярный фонтан, изображающий белых медведей, поддерживающих чашу и «Юг» – Черноморский фонтан со стаей играющих дельфинов.
Мишки еще на месте, а дельфины пропали в конце 1990-х годов. Фонтаны символизировали тот факт, что Северный речной вокзал стал портом пяти морей и связал южные и северные водные пути.
Парк
Рядом расположен парк площадью около 50 гектаров, оборудованный детскими площадками, где можно прогуляться по аллеям и покататься на велосипеде. Набережная порта также является прекрасным местом для прогулок и езды на велосипеде, но подойти близко к воде не удастся, поскольку во избежание несчастных случаев рядом с берегом установлено ограждение.
Длина здания по главному фасаду составляет 150 метров, а высота у центрального входа – 75 метров.
Протяженность всех причалов составляет около полутора километров, примерно половина из них была построена значительно позже - в конце 50-х и 60-е годы прошлого века.
Северный речной вокзал в Москве является объектом культурного наследия и одним из лучших образцов Сталинского ампира. После реконструкции он станет настоящим украшением столицы, сохранив при этом свою транспортную функцию.
Порт-сад. Как обновят Северный речной вокзал – Москва 24, 21.02.2018
Реконструкция Северного речного вокзала начнется в 2018 году. Реставраторы восстановят исторический облик здания, фасады этажей и центральной башни, внутренние интерьеры и живопись. Работы займут около года. Сейчас проект проходит госэкспертизу, сообщил порталу Москва 24 гендиректор компании "Инженерная геология исторических территорий", которая его разработала, Виктор Кувшинников. Каким был вокзал и какими станут он и территория вокруг в ближайшее время – в материале портала Москва 24.

Фото: ТАСС/Владимир Гердо
Строительство главного речного вокзала страны началось весной 1933 года и продолжалось до июля 1937-го. Его открыли одновременно с наполнением водой канала Москва – Волга, проложенного за четыре года и восемь месяцев.

Северный речной вокзал в 1838 году. Фото: ТАСС
Несмотря на короткие сроки стройки, архитекторам Алексею Рухлядеву, Владимиру Кринскому, скульптору Ивану Ефимову и художнику-керамисту Наталье Данько и другим профессионалам удалось создать настоящий памятник архитектуры.
70 лет в здании не было капитального ремонта, поэтому часть конструкций обветшала и пришла в негодность. Ускорили разрушение несущих конструкций влага и мороз. Здание было рассчитано на летний пассажиропоток, поэтому значительная площадь зимой не отапливалась.

Фото: ТАСС/Владимир Гердо
В 2010 году Северный речной вокзал перешел на баланс ФБГУ "Канал имени Москвы", здание освободили от арендаторов и посетителей, обнесли забором с целью проведения реконструкции, но ее так и не начали.
В 2015 году вокзал перешел в собственность города. Правительство Москвы объявило конкурс на его реконструкцию за счет средств города. Победителем конкурса стала компания "Инженерная геология исторических территорий". Перед ней поставили задачу воссоздать детали интерьера и фасада в их изначальном виде по архивным документам, при этом на работы отводится всего 330 дней.
В 1930-е годы на отделку главного речного вокзала страны, ставшего "портом пяти морей", не пожалели лучших пород отделочных каменей – мрамора, гранита, диорита, черного лабрадора. И при реставрации будут использоваться те материалы, которые применялись при строительстве.
По задумке архитекторов форма здания напоминает пароход, так как отсюда открывается водная дорога к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. Центральная башня с высоким шпилем – труба, а три яруса открытых веранд – палубы. Прямоугольное здание общей площадью 5286 метров вытянуто вдоль береговой линии Химкинского водохранилища.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Центральный вход со стороны парка находится на уровне земли, и с этого ракурса здание – двухэтажное. Со стороны набережной от главного портала к пирсам ведет широкая гранитная лестница, и у здания появляется третий цокольный этаж, облицованный красным полированным гранитом. Архитекторы таким образом попытались учесть рельеф местности.
Три арки главного входа отделаны камнем серо-зеленого цвета – диоритом. Колонны украшены майоликовыми медальонами. Полутораметровые фарфоровые панно сделала вручную художница-керамист Наталья Данько. Сюжеты каждого из 24 медальонов разные, но вместе создают атмосферу эпохи: главные стройки пятилетки – Московский театр Красной армии, Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя, станция метро "Киевская", речные и морские суда, модели танка, самолета, дирижабля. За 80 лет керамика и краски от воздействия воды, солнца, мороза и ветра потеряли прежний вид. Профессиональные реставраторы полностью восстановят фарфоровые медальоны и изображения на них.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Над восстановлением центральной башни также придется потрудиться. Ее конструкция сложная. Первый ярус окружен арками, второй – колоннами, у подножия которых четыре скульптуры – красноармейца, краснофлотца, рабочего и колхозницы, созданные Ромуальдом Иодко. Следующий ярус – башенные часы с четырехсторонним циферблатом. Часы-куранты привезли из Воскресенского собора Волоколамска, им около 200 лет. Завершает композицию высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой. До установки на Речном вокзале эта звезда венчала Спасскую башню Кремля. Серп и молот изначально были инкрустированы уральскими самоцветами, со временем они исчезли.

Фото: ТАСС/ Владимир Гердо
От центрального портала в обе стороны расходятся двухэтажные галереи, к которым пристроены полукруглые галереи, образующие полукруглые дворики с фонтанами. Фонтан слева от башни скульптора Льва Кордашова называется Полярный, или Северный. Его тема – птичий двор, поэтому его украшают фигуры гагар, диких гусей с раскинутыми крыльями из красной меди. Чашу фонтана поддерживают мраморные белые медведи.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Южный фонтан, или Черноморский, работы скульптора Ивана Ефимова изображал группу играющих на волне дельфинов вокруг чаши. Сверху чаши фигуры дельфинов крепились к стеклянным шарам. Сейчас от фонтана осталась одна чаша, фигуры дельфинов потеряны.
На первом этаже перекрытия поддерживают 150 четырехгранных колонн, а второй – полторы сотни круглых. Оба яруса галерей и плоская крыша-терраса окружены балюстрадами. Крыша здания заасфальтирована, там когда-то была смотровая площадка с видом на порт и канал.
Внутренний интерьер создавали многофункциональным: кассовый зал, зал ожидания, большой ресторан, а также помещения, где пассажиры в ожидании рейса могли скоротать время. В здании располагались библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комната хранения багажа, комната матери и ребенка с игровой и спальней, а также кабинет врача. Предполагалось, что одновременно здесь смогут разместиться 430 человек.
Центральный вестибюль украшали гербы союзных республик, картины-сцены, иллюстрирующие некоторые главы Конституции СССР, а также большой электрифицированный макет канала Москва – Волга. В северной части был зал ожидания, выполненный в светлых тонах с отделкой стен под мрамор, а потолок расписан цветами и орнаментами. Стены декорированы картушами – лепными украшениями в виде щита или не до конца развернутого свитка с эмблемами судоходства и объектов канала Москва – Волга.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Просторный ресторан в южной части был облицован искусственным мрамором, имитирующим малахит. Потолок украшен кессонами – расписанными углублениями в потолке. Полы во всех помещениях выложены мозаикой. Даже осветительные приборы были специально изготовлены для интерьеров здания: в вестибюле люстры в форме раковин, в ресторане – в форме соцветий ландыша.
Систему освещения планируется полностью обновить, сохранив формы светильников. В вокзальных помещениях также заменят систему водоотведения, проложат новую систему отопления, канализации, вентиляции. Перед началом работ изготовят 3D-модель реставрируемого здания.
Проект предусматривает также благоустройство привокзального парка. Его площадь – 50 гектаров. Территорию очистят от сухих, больных, аварийных деревьев, поросли, самосева и пней. Посадят новые деревья и кустарники – быстрорастущие крупномеры, весной высадят цветы.

Фото: depositphotos/megastocker
Обустроят дорожки и тропинки, разобьют газоны для цветочных инсталляций. Обновят детские и спортивные площадки, сделают их доступными для маломобильных групп населения. Появится площадка для аттракционов и каруселей.
По всему парку установят скамейки, урны, вазоны и кашпо (виды цветочных горшков), арки и перлоги (навесы с вьющимися растениями), а также обустроят велопарковки. Обновится система навигации, для слабовидящих сделают дорожные указатели. Для инвалидов-колясочников сделают безбарьерный вход на площадки и в павильоны. На лестницах появятся пандусы и съезды.

Фото: depositphotos/Stas_K
В центре парка возведут открытый амфитеатр с кинозалом, где будут проводится культурно-просветительские мероприятия. Кроме того, реконструируют фонтаны, а зимой на центральной аллее зальют каток. Для художников создадут вернисаж, а для владельцев собак – площадку для их выгула. Задуманы также танцевальная площадка и комната матери и ребенка. Парк будет охраняемым, его окружат забором, а за посетителями будет вестись видеонаблюдение. Бесплатные туалеты и Wi-Fi появятся к открытию обновленного парка.
Завершить реконструкцию Северного речного вокзала, а также благоустройство парка планируется в 2019 году.
Реставрацию Северного речного вокзала планируют завершить в 2020 году - Москва
МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Реставрационные работы в здании Северного речного вокзала в столице планируется завершить в текущем году, сообщил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов журналистам в среду.
"Реставрационные работы на одном из символов Москвы - здании Северного речного вокзала - находятся в завершающей стадии. Реставрация затрагивает не только само здание вокзала, но и парк, открытый в 1937 году, являющийся памятником регионального значения, памятником садово-паркового искусства", - сказал Емельянов.
По его словам, работы по реставрации и благоустройству парка осложнились подготовкой большого объема инженерных коммуникаций. "Здание Северного речного вокзала находилось в аварийном <...> состоянии. И буквально на наших глазах в 2018 - начале 2019 года были завершены противоаварийные работы. В 2019 году завершены большинство работ, связанные с внешним обликом здания, и сейчас завершаются в интерьерах этого объекта, планируется, что в 2020 году реставрационные работы будут полностью завершены", - сообщил Алексей Емельянов.
Здание Северного речного вокзала на берегу Химкинского водохранилища было построено в 1932-1937 годах одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища. По сообщению пресс-службы мэра и правительства Москвы, к настоящему времени в нем восстановлены конструкции и перегородки, гранитное покрытие галерей по архивным фотоматериалам; отреставрированы и воссозданы осветительные приборы; восстановлены обшивка и отремонтированы металлоконструкции шпиля; отреставрированы 24 полихромных керамических медальона; облицованы гранитные лестницы. В настоящее время завершаются отделочные работы в интерьерах вокзала. Будут отремонтированы башенные часы, панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.
После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством с транспортной функцией. Здание будет круглый год доступно для посетителей. В нем расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами. С Северного речного вокзала планируется организовать регулярные речные пассажирские перевозки, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами нашей страны, а также развивать туристические маршруты.
Речной вокзал | |
Северный речной вокзал | |
---|---|
(ранее, Химкинский речной вокзал) | |
Северный речной вокзал Москвы | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Архитектурный стиль | сталинский ампир |
Автор проекта | архитекторы Алексей Рухлядев, Владимир Кринский, скульпторы Иван Ефимов, А. Н. Кордашов и др., художник Наталья Данько |
Строительство | 1933—1937 годы |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 771310006630005 (ЕГРОКН). Объект № 7700546000 (БД Викигида) |
Состояние | на реставрации [1] |
Медиафайлы на Викискладе |