Где находится усадьба романовых
Палаты Романовых — Википедия
Пала́ты боя́р Рома́новых — музей московского боярства XVI—XVII веков, является филиалом Государственного исторического музея. Единственная сохранившаяся постройка большой усадьбы бояр Романовых[1].
Жилые палаты[править | править код]
Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX веке Дом бояр Романовых до реставрации, 1857 годПалаты бояр Романовых в Зарядье были построены на рубеже XV—XVI веков. Владение располагалось на возвышенной местности, называемой Псковской горой. Усадьба имела форму неправильного четырёхугольника и состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек. В центре имения находились «палаты на нижних погребах», которые были основным жилым помещением. Другая постройка — «палаты на верхних погребах» — являлась вспомогательной, возведённой в связи с ростом семейных бытовых потребностей. В юго-восточной части владения стояла домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Благовещения Богоматери и во имя преподобного Никиты Мидикийского [2][1].
В 1540-е годы усадьба перешла во владение боярину Никите Юрьеву-Захарьину. По преданию, именно в этих палатах 12 июля 1596 года родился царь Михаил Фёдорович. Во времена правления Бориса Годунова Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599-м Фёдора Никитича заключили в тюрьму, затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени палаты оставались бесхозными. Романовы были объявлены государственными преступниками, лишены всех званий и имущества. Усадьба на Варварке, по всей вероятности, была «отписана на государя»[3][4][5].
С 1613 года, после перемещения резиденции царя в Кремль, усадьбу стали называть «Старым государевым двором»[3]. С 1631-го палаты вошли в комплекс строений Знаменского монастыря, созданного по указу Михаила Фёдоровича. Во дворе на месте домовой церкви во имя Знамения построили Знаменский собор — главный храм монастырской обители[6][7].
После московского пожара 1668 года к царю Алексею Михайловичу обратился игумен Арсений с прошением о восстановлении комплекса построек:
Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие — монастырь — выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение — палаты — от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец [3]. |
Реставрацией монастыря занялись Милославские — родственники царицы Марьи Ильиничны. На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх — деревянным. В постройках расположили игуменские кельи, затем в них разместилось управление монастыря[3]. Романовскую усадьбу неоднократно ремонтировали, некоторые здания перестраивали, а обветшавшие строения разбирали, в результате чего уцелели только палаты, выходившие на Варварку[8].
После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду [9]. В 1752—1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиереискими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т. Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А. Ю. Горголи[10].
В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов). По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида[11].
Дом-музей Романовых[править | править код]
XIX век[править | править код]
В 1856 году по распоряжению Александра II началась реставрация палат с возвращением им облика XVI—XVII веков для основания в них музея «Дом бояр Романовых»[11]. Для этого постройка была выкуплена у Знаменского монастыря и передана в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы. Для археологических работ создали комиссию, в которую вошли Иван Снегирёв, Александр Вельтман, Бернгард Кёне, А. Л. Мартынов. На основе архивных документов и графических материалов архитектор Фёдор Рихтер разработал проект реставрации. В процессе работ были обнаружены сохранившиеся древние окна, двери, переходы, лестницы. Под территорию музея отвели северо-восточную часть монастыря, разобрав поздние постройки. Официальная церемония по закладке и освещению «Дома бояр Романовых» состоялась в августе 1858 года [12][13].
Согласно задумке основателей музея, он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. В ходе реставрации Иосиф Иванович Артари расписал крестовые палаты и девичью комнату. В основу орнамента лёг герб Романовых, выполненный Александром Фадьевым. Своды других помещений оштукатурили и покрасили, оконные переплёты, карнизы и потолки комнат декорировали резьбой. На месте несохранившихся печей были сделаны рельефные изразцы. Экспозиция музея включала девять помещений: поварню, крестовую, молельню, боярскую, девичью, детскую, вышку, опочивальню и светлицу. Их обставили мебелью, изготовленной с аналогов мебели Теремного дворца, Ипатьевского монастыря, а также с изображений на миниатюрах, грамотах, тканях XVI—XVII веков[14][15]. В комнатах находились серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, мебель. Были достроены второй, третий и деревянный этажи, перестелены полы, восстановлены крыльцо и крыша, на которую в виде флюгера установили геральдический знак дома Романовых — грифона[4].
Открытие музея состоялось в августе 1859 года. Попасть в него могли только лица высших сословий по бесплатному билету. Среди первых посетителей музея были великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович (будущий Александр III). До 1917-го в музее примерно раз в десять лет проводились ремонтные работы. Впервые они были выполнены в 1875 году под руководством архитектора Московской Дворцовой конторы Николая Шохина[16][17].
XX—XXI века[править | править код]
Шахматы царя Михаила Фёдоровича в палатах, 1913 год
После революции 1917 года в палатах открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранивший подлинные старинные предметы. После реорганизации в 1923-м его преобразовали в филиал Государственного музея декоративного искусства «Оружейная палата». Через год объединение было преобразовано в «Объединённый музей декоративного искусства»[18][19].
В марте 1932 года постановлением Секретариата ЦИК СССР и Приказом № 134 по Наркомпросу РСФСР «Музей боярского быта XVII века» стал филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). К нему также присоединили церковь Троицы в Никитниках. В 1937-м, к юбилею Александра Пушкина, была организована выставка «Материалы к трагедии А. С. Пушкина „Борис Годунов“ по истории начала XVII века»[20][19][21].
В первые месяцы Великой Отечественной войны экспозицию палат разобрали, а музей закрыли. Освободившиеся помещения сдали в аренду различным организациям и частным лицам. В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого и И. А. Сахаровой. В верхнем этаже сняли деревянную резную обшивку со стен и потолков как следы «фальшивой реставрации середины XIX века» и поверх штукатурки обтянули холстом. Для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада[22].
В 1963 году филиал переименовали в «Музей фондовых выставок ГИМ». В 1972-м производственная мастерская треста «Росреставрация» начала в нём ремонтные работы, которые завершились через пять лет[23]. Последняя большая научная реставрация была проведена в 1984—1991 годах мастерской № 13 «Моспроекта-2». Мастера реконструировали интерьер терема на основе проектов Фёдора Рихтера, старых фотографий и сохранившихся фрагментов резьбы. На фасадах восстановили покраску и утраченные детали кровли. На восточной стороне палат, под балконом, расчистили закладную доску, установленную в XIX веке. Археологи обнаружили белокаменную капитель конца XV века и некрополь XVI столетия. Были вскрыты два бревенчатых сруба, восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия, в которой в 1450-х годах стоял двор Марии Фёдоровны Голтяи — правнучки Андрея Кобылы, от которого ведут свой род Романовым[24][25].
В 2013 году, к 400-летию избрания Михаила Фёдоровича Романова на царство, потомки Фёдора Рихтера — семья Черновых-Рихтеров — и Пол Эдвард Куликовский, родственник сестры Николая II, выделили средства для обновления интерьера парадной трапезной палаты[26].
Здание состоит из трёх частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой, монашеских келий и музейной надстройки. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из клети и подклета. С внешней стороны стены здания имеют декоративное убранство XVII века — наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены[4].
Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII века[4].
В палатах устроен подземный музей с выставленными раритетами XII—XVI столетий. В нём также демонстрируется культурный слой XVI века, заключённый в специальную витрину[27][28]. В подклете висят портреты Романовых, стоит русская печь, для которой было изготовлено 314 изразцов. В центре помещения расположен макет постройки. В кирпичном подвале установлен светец. Рядом с ним находится белокаменный подвал конца XV века, в котором хранилась хозяйская казна[29]. Сени соединяют несколько жилых покоев и хозяйственное помещение. В них сохранились печные зеркала, на которых видны плитки с цветочным рисунком, украшавшие печи сразу после открытия музея во второй половине XIX столетия[30].
Самая большая комната — боярская столовая, в которой обедала семья, устраивались пиры, принимали гостей. Свод украшает растительный орнамент, в комнате расположены шкаф с посудой, шведское паникадило, немецкая гравюра, портрет московского губернатора Тихона Стрешнева в раме, стол, кресла, вдоль стен установлены лавки[31]. Комнату боярина украшают голландские кожаные обои XVII века. Также представлены стол с письменными принадлежностями и обитое кожей кресло, сундук-теремок с книгами. Возле входной двери установлена печь из зелёных поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен[32].
В покоях старшего сына представлены памятники, показывающие, как развивались науки. Сферический потолок, стены и пол выложены плитами из известняка. Сундук с книгами украшен росписью с изображением птицы Сирин[33]. Стены библиотеки обиты зелёным сукном. В красном углу находится икона Иоанна Богослова, справа от входа — изразцовая муравлёная печь, между двумя окнами — стол работы первой четверти XVIII века[34]. Комнату боярыни украшает деревянное кружево — «плотничный наряд». На стене висит портрет с надписью: «Царица Наталья Кирилловна». Однако ряд исследователей предполагает, что на картине может быть изображена Евдокия Лопухина. В помещении также представлен образ «Знамение Божией Матери»[35].
Самая светлая комната в доме носит название светлицы. У стен в ней стоят лавки, на которых установлены прялки и ткацкий станок[36].
-
Белый подвал, 2010-е годы
-
Интерьер, 2010-е годы
-
Светлица, 2010-е годы
-
Покои старшего сына, 2010-е годы
- ↑ 1 2 Путеводитель, 2014, с. 26—27.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 5.
- ↑ 1 2 3 4 Васькин, 2013.
- ↑ 1 2 3 4 Харичев, 2017.
- ↑ Палаты, 2012, с. 7.
- ↑ Мясников, 2012.
- ↑ Палаты бояр Романовых в Москве (неопр.). Культура.рф (21 октября 2010). Дата обращения 16 августа 2018.
- ↑ Палаты, 2012, с. 9.
- ↑ Палаты, 2012, с. 10—11.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 15.
- ↑ 1 2 Палаты, 2012, с. 12.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 19—20.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 41—47.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 20—23.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 49—51.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 34—35.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 52.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 41.
- ↑ 1 2 Путеводитель, 2014, с. 59—60.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 58.
- ↑ Палаты, 2012, с. 21.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 58—59.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 58—64.
- ↑ Щуцкая, 2007, с. 67—78.
- ↑ Баранова, 2011, с. 163—179.
- ↑ Экспозицию о предках Дома Романовых представили в филиале ГИМа (неопр.). РИА Новости (16 мая 2013). Дата обращения 16 августа 2018.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 70—74.
- ↑ Палаты бояр Романовых (неопр.). Strana.ru. Дата обращения 16 августа 2018.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 78—87.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 96—98.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 98.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 116—117.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 117.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 92—95.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 147—150.
- ↑ Путеводитель, 2014, с. 162—164.
- Баранова С. Архитектор Ф. Ф. Рихтер первый исследователь русского изразца // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2011. — № 2. — С. 163—179.
- Васькин А. Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых. — М.: Спутник+, 2013. — 320 с.
- Грабарь И. Э. Гражданское зодчество // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 251—304. — 478 с.
- Музей как лицо эпохи. Сборник статей и интервью, опубликованных в научно-популярном журнале «Знание — сила» / под ред. И. Харичева, Н. Алексеевой. — М.: Знание-сила, 2017. — 730 с.
- Мясников А. Сто великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 319 с.
- Щуцкая Г., Трегубова Е. Старый дом на Варварке: палаты конца XV-XVII веков бояр Романовых. — М.: Государственный исторический музей, 2007. — 117 с.
- Щуцкая Г. «Палаты в Зарядье», музей. Дом бояр Романовых: путеводитель-справочник. — М.: Москвоведение, 2014. — 155 с.
- Щуцкая Г. Палаты бояр Романовых. — М.: Государственный исторический музей, 2012. — 30 с.
Дома Романовых: где жила императорская семья?
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков — отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии.
Дворцовая набережная, 26
Дом ученых (бывший дворец великого князя Владимира Александровича). Архитектор Александр Резанов. 1872. Фотография: opeterburge.ruНачнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина. На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» — «Владимир».
В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.
Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I — великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.
Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.
Улица Миллионная, 5/1
Мраморный дворец. Архитектор Антонио Ринальди. 1768–1785. Фотография: tournavigator.netЕще далее на набережной расположен Мраморный дворец, родовое гнездо Константиновичей — сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы — его старший сын Иоанн. Второй сын — Гавриил — в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».
В 1992 году здание было передано Русскому музею.
Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»
Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться — его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.
Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.
Читайте также:
Площадь Труда, 4
Николаевский дворец. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. 1853–1861. Фотография: smileplanet.ruЕсли от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера — Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I — Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году — уже после смерти хозяина — во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.
Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда, проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.
Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица — известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти — его расстреляли в 1918 году.
Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.
Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу — в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.
Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.
Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, — самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.
Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.
Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных. Здание также открыто для посещения туристами.
Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских — последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.
С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.
Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
Автор: Людмила Котлярова
Музей Палаты бояр Романовых на Варварке: адрес, фото, как добраться
Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом Исторического музея. Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.
Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.
Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.
Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.
Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».
Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.
Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.
Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).
Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.
Михайловский, Мраморный, Богородицкий, палаты Романовых, Дом Остермана.
Многие из государственных музеев размещаются в бывших дворцах. Разумеется, самые роскошные из них знакомы всем — это императорские резиденции: Зимний дворец, Петергоф, Царское Село, Гатчина. А кому принадлежали другие нынешние музейные здания? Вспомним не столь известные дворцы вместе с Софьей Багдасаровой.
Михайловский дворец
Главное здание Русского музея — Михайловский дворец. Он был построен для Романовых, но не для императорской семьи, а для боковой ветви — великого князя Михаила Павловича, последнего сына императора Павла I. Архитектором дворца, который строился в 1819–1825 годах, был знаменитый Карл Росси.

Михайловский дворец

Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1862. Эрмитаж
Самой выдающейся владелицей дворца была вдова великого князя — Елена Павловна, принцесса Вюртембергская. При этой даме, которая имела великолепное образование, была благотворительницей и покровительницей искусств, а также способствовала принятию Крестьянской реформы, в Михайловском дворце почти 30 лет устраивались вечера. На «четвергах» в ее салоне собирались политики, дипломаты, деятели культуры. Считается, что именно за разговорами в гостиной Елены Павловны родились и были обговорены до мелочей планы Великих реформ. В 1895 году ее внуки продали дворец государству под музей.
Мраморный дворец
Наиболее роскошные дворцы императорской России — разумеется, в Петербурге; и нет ничего странного в том, что сегодня они — либо у Эрмитажа, либо у Русского музея. Таков и Мраморный дворец — филиал Русского музея с 1992 года.

Осип Браз. Портрет Константина Константиновича. 1912. Павловск

Мраморный дворец

Мраморный дворец
Создателем пышного здания, которое строилось по приказу Екатерины Великой в 1768–1785 годах, был архитектор Антонио Ринальди. Подарок предназначался фавориту Григорию Орлову, но он умер в 1783 году, и императрица выкупила дворец у его наследников. В XIX веке зданием владела боковая ветвь Романовых — Константиновичи. Больше всего для русской культуры из них сделал великий князь Константин Константинович — президент Академии наук, поэт, подписывавшийся как «К. Р.», переводчик Шекспира, Шиллера и Гете.
Дом Остермана
Это не усадьба с парком, как другие роскошные московские и подмосковные дворцы-музеи, знакомые всем (например, Останкино, Кусково или Архангельское). Дом Остермана давно уже стал городским особняком: парка нет, рядом пролегает Садовое кольцо. Сегодня в его стенах располагается Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, причем наконец единолично: в 2015 году отсюда съехал один из филиалов Музея современной истории России (бывший Музей революции). Любопытно, что до революции тут находилась Московская духовная семинария.

Музей декоративно-прикладного искусства. Фотография: ВМДПНИ

Джордж Доу. Портрет графа А.И. Остермана-Толстого. 1825. Эрмитаж
Имя архитектора, строившего дворец в 1780-х для канцлера Ивана Остермана, неизвестно — кто-то из школы Матвея Казакова. Прежде одним из владельцев дома был Александр Остерман-Толстой, герой-участник штурма Измаила, шеф Шлиссельбургского мушкетерского полка, а затем генерал во время Отечественной войны 1812 года. Он отличался чрезвычайной храбростью, в битвах ему даже слабое зрение не мешало — воевал в очках, необычное для того времени зрелище. В бою под Кульмом 1813 года он был тяжело ранен, и из-за этого в русском искусстве появился еще один героический сюжет — Остерман-Толстой, а рядом отдельно его рука, оторванная пушечным ядром.
Читайте также:
Палаты Романовых
В московские царские дворцы (например, в Теремной дворец, в Грановитую или в Золотую Царицыну палату) обычному человеку не попасть: сегодня они часть президентской резиденции. Заглянем в древнерусский «дворец» богатого боярина — палаты Романовых (сегодня филиал ГИМа).

Палаты бояр Романовых в Зарядье

Роман Юрьевич Захарьин. Реконструкция по черепу. ГИМ
Усадьба в Зарядье принадлежала Романовым (тогда еще Захарьевым-Юрьевым-Кошкиным) с XVI века. Портретов представителей династии той эпохи, разумеется, не существует — до прививки русскому искусству реалистического жанра еще далеко. Тем интересней взглянуть на «криминалистическую» реконструкцию по черепу облика одного из бояр Романовых — Романа Юрьевича Захарьина (отца царицы Анастасии — жены Ивана Грозного). Бороды, конечно, не хватает — зато без нее заметней волевой подбородок.
Богородицкий дворец
Усадьба в Тульской области с огромным парком — детище отца российского паркового искусства Андрея Тимофеевича Болотова. А здание возвел Иван Старов. После революции поместье было разорено, и сегодня коллекция дворца-музея не очень богата. Зато это искупают волшебные виды (предостережение — не стоит ездить туда в субботу, день свадеб).

Богородицкий дворец. Фотография: museum.ru

Карл Людвиг Христинек. Портрет Алексея Бобринского. 1770. Эрмитаж.
Богородицк примечателен тем, что это был первый настолько масштабный парковый комплекс, возведенный не для Романовых, а для частного лица. Хотя есть тут некоторая натяжка: его владельцем был Алексей Бобринский, внебрачный ребенок императрицы Екатерины Великой и Григория Орлова. Сын настолько выдающихся родителей оказался человеком слабохарактерным, талантами и умом, несмотря на отличное образование, не отличался, много кутил и в итоге был выслан матерью из столицы с глаз долой в свои поместья.

Царская усадьба Измайлово - Архитектурный стиль — LiveJournal
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- 🏠#ISTAYHOME
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Музей "Палаты бояр Романовых" в Зарядье, Москва: melanyja — LiveJournal
Посещение палат бояр Романовых состоялось во время прогулки по Китай-городу
Каменные палаты были построены в середине XVI века на дворе Никиты Романовича Юрьева, который в 1540-х гг. женился на Варваре Дмитриевне Ховриной (ум.1555) и получил (предположительно) усадьбу в качестве приданного.
Никита Романович - брат первой жены царя Ивана IV Анастасии, член Боярской думы (1562), участник Казанского похода и Ливонской войны, был в составе земского правительства, участвовал в международных переговорах, заключении мира с Польшей, по завещанию Ивана Грозного один из опекунов царя Фёдора Иоанновича, однако в том же году заболел (был парализован), скончался в 1586 году в возрасте примерно 58 лет, приняв мгнашеский постриг с именем Нифонта.
От второго брака с княжной Евдокией Александровной Горбатовой-Шуйской (с 1555, ум. 1581) имел сына Фёдора Романова, будущего Патриарха Филарета и отца царя Михаила Романова.

После воцарения Романовых их двор был передан Знаменскому монастырю, оснванному царем Михаилом Фёдоровичем в 1629 году. в 1857 году палаты были выкуплены в казну и в них организован музей. Проект реставрации палат был подготовлен архитектором Ф.Ф. Рихтером, за образец взят Теремной дворец в Кремле. в 1858 году император Александр II присутствовал на молебне по случаю основания музея. Были найдены некоторые элементы старинной отделки, но основное оформление интерьера было выполнено мастерами XIX века - московские мастера купцов Бутенина и Челнокова, Степанова, Соловьёва, Бирклунда. Кожаные обои XVII века специально для музея были подарены бароном Смолиным. И другие частные лица и коллекционеры вносили подарки. Закупались предметы интерьера в монастырях, личные вещи царей выделены Оружейной палатой.
Музей боярского быта и династии Романовых был открыт в 1859 году, первый смотритель М.Холин. Особые торжества состоялись в 1913 году в честь трёхсотлетия династии.
с 1918 года музей в ведении Наркомпроса, с 1923 года музей открылся вновь как дом боярского быа XVII века. Из музея были изъяты личные вещи Романовых, экспозиция сократилась, отделка переделана, но появились новые вещи из частных собраний. с 1926 года на верхнем этаже устраивались тематические выставки (антирелигиозные, или "боярин-крепостник"), в 1930-е гг. экспозиция была ещё сокращена так как "эмоциональный показ культуры быта господствующего класса может быть вреден", в тоже время работа музея была направлена на привлечение иностранных туристов.
Во время войны здание использовалось сторонними организациями, только в 1951 году проведена реставрация.
В связи со строительством гостиницы Россия палаты планировалось передвинуть, но к счастью, этого не произошло. В 1984-91 гг. проведена научная реставрация с учетом работы Ф.Ф.Рихтера, которая уже была признана первым опытом научной реставрации в России. В ходе последних работ (руковоители А.Векслер. А. Успенская) были восстановлены многие детали XVI-XVII вв., из фондов Исторического музея перенесены ценные экспонаты, в том числе книги. В тоже время некоторые помещения оказались утраченными.
Экспозиция начинается с макета палат и некоторой информации о музее
Подвальное помещение с кладкой XVI века
"Белый подвал", где хранились вещи хозяев палат
поднимаемся на средний этаж
"Крестовая палата" - гостиная, интерьер воссоздан в XIX веке, но частично отделка и предметы XVII века
шкаф конца XVII века и портрет боярина Т.Н.Стрешнева, родственника Романовых
библиотека, книги, изданные в XVII веке
печные изразцы
кабинет боярина
экземпляр Соборного Уложения 1649 года
изразцы
комната "старших сыновей"
печка
также небольшие выставки предметов быта в прихожих
На верхнем этаже комната хозяйки дома, совмещенная с детской
Светёлка - комната девушек
Предметы рукоделия и образцы средневековых тканей
Ткацкий станок
В XIX веке в музее также была опочивальня, молельня, поварня. Сейчас этих интерьеров нет, поварня законсервирована в музейной пристройке (в средневековом русском городе кухня находилась отдельно от жилых помещений).
музейный двор
во дворе надгробия XVII века времен Знаменского монастыря.
Источники:
Г.К.Шуцкая. Е.А.Трегубова. Старый дом на Варварке. Москва, ГИМ, 2007
Биография Никиты Юрьева http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=112630
Царская усадьба Измайлово : vladimirtan — LiveJournal
В 1660-е гг. территория села Измайлова была превращена в Измайловский остров (Серебряный остров), для этого русло реки Серебрянки разделили на 2 рукава и, перекрыв плотинами, создали Виноградный и Серебряный пруды, которые кольцом окружили участок села.
Усадьба Измайлово с высоты птичьего полёта
В 70-е годы XVII века началась перестройка усадьбы. Центром острова стала царская усадьба — Государев двор. В целом на возведение усадьбы потребовалось 10 лет.
Архитектурный ансамбль усадьбы представлял собой редкий образец русского зодчества. В 1676-1687 гг. был сооружён деревянный дворец на высоком каменном подклете, напоминающий по красоте деревянный дворец в другой царской резиденции — селе Коломенском.
1678 год.
Царь часто принимал в Измайлово иностранных послов, именитых зарубежных гостей. Сохранились даже воспоминания дипломатов того времени — они были восхищены красотой имения и говорили о нем, как о царской резиденции европейского уровня.
Алексей Михайлович Романов(1629–1676), очень любил это место с самого детства, он основал в Измайлово первую ферму, где выращивались не только традиционные для Российского государства растения, но и экзотические культуры. Например, в усадьбе хорошо росли арбузы, виноград, финики, миндаль. Для охотничьих забав здесь разводили животных.
Царская усадьба Измайлово
Создание: Вторая половина XVII в.
Покровский собор - 1671-1679 гг., Мостовая башня - 1671-1679 гг., Парадные ворота - 1682 г.
Во время войны с Наполеоном усадьба была разграблена. Только при Николае I, чтобы остановить дальнейшее разрушение усадьбы, было решено основать в Измайлово богадельню для инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 г. К Покровскому собору архитектор К.А. Тон пристроил корпуса богадельни, которые сохранились до наших дней.
Сейчас Измайловская усадьба — историко-архитектурный памятник, музей-заповедник. На территории острова сохранились постройки царских времен: Государев двор, Мостовая башня, Покровский собор, Николаевская богадельня, Передние и Задние ворота, через них посетители попадают на остров.
План усадьбы Измайлово
В — выставка
1. Покровский собор. XVII в.
2. Мостовая башня. XVII в.
3. Передние (восточные) въездные ворота. XVII в.
4. Задние (западные) ворота. XVII в.
Измайловская (Николаевская) военная богадельня XIX в. Арх. К.А. Тон
5. Северный корпус при соборе
6. Южный корпус при соборе
7. Восточный корпус при соборе
8. Южный жилой дом чиновников богадельни
9. Южный ледник с подвалом
10. Служебные корпуса у задних ворот: а) южный корпус, б) западный корпус
11. Южная пристройка к западным воротам
12. Северная пристройка к западным воротам
13. Кузница и лудильня
14. Каретный сарай
15. Северный корпус богадельни
16. Сушильня
17. Бани и прачечные
18. Северный ледник
19. Северный жилой дом чиновников
20. Комендантский дом
21. Конюшни и сараи
22. Офицерский корпус
23. Водокачка
24. Триумфальная арка (чугунные ворота)
25. Каретник и дровяник
26. Служебные корпуса: а) Первый корпус на псарном дворе, б) Второй корпус на псарном дворе
27. Фонтан
28. Памятник Петру I. Скульптор Л.Е. Кербель, XX в.
Памятник Петру I. 1988 г. Скульптор Л.Е. Кербель. Архитектор Г.Г. Лебедев.
Установлен в честь 300-летия Российского флота.

В Измайлове в детстве и юности часто бывал Петр I. В один из своих приездов Петр нашел в амбаре возле Оленьего пруда деревянное судно — ботик, который вошел в историю как «дедушка русского флота».
Памятная доска на стене Южного корпуса при соборе
Голландский корабельный мастер Карштен Брандт исправил ботик, поставил на нем мачту и парус, спустил на Яузу. Здесь Петр освоил управление лодкой и перевез ее на Просяной пруд в Измайлове. Пруд был немалых размеров, но царю хотелось большего.

До 1701 года ботик находился в Измайлове, а потом хранился в Кремле. 11 августа 1723 ботик участвовал в смотре Балтийского флота, где его встретили пальбою и другими морскими почестями. Тогда Петр I воскликнул: Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют.
Парадные Передние въездные ворота
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове расположился прямо напротив Передних въездных ворот. Ранее здесь была деревянная церковь, построенная при боярине Иване Никитиче Романове в память победы над польскими интервентами.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1679 г. Строит
Усадьба Разумовских-Шереметевых — здание в стиле классицизм
В 17 веке эти владения принадлежали боярину Никите Романову, родственнику царя. Наследников у него не было, и палаты перешли к его племяннику, царю Алексею Михайловичу. Женившись вторым браком на Наталье Нарышкиной, царь отдал двор ее брату Льву Кирилловичу. Его сын Иван в 1730 году выстроил тут палаты. Его дочь Екатерина вышла замуж за графа Кирилла Разумовского, младшего брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны. При нем возник этот удивительной красоты комплекс, состоящий из главного дома и двух выступающих боковых флигелей.
Фасады и интерьеры были декорированы в 1778 году, возможно, по проекту французского архитектора Шарля де Вайи, который работал в Кускове. Сын графа Кирилла Алексей был женат на дочери владельца Кускова, графине Варваре Петровне Шереметевой. Дом настолько красив, что некоторые исследователи связывают его с именем архитектора Баженова. Блестящий вельможа, Алексей Кириллович в 1784 году решил разъехаться с женой и жить отдельно. Для чего построил себе усадьбу на Гороховом поле, где поселился с мещанкой Марьей Соболевской, от которой имел 10 внебрачных детей – Перовских.
Дом на Воздвиженке он продал своему шурину, графу Николаю Петровичу Шереметеву. Таким образом, во владении Николая Петровича в начале 19 века был почти весь Романов переулок, который с тех пор и до революции назывался в честь него Шереметевским. После женитьбы на своей бывшей крепостной актрисе Прасковье Николай Петрович предпочитал жить в Петербурге. В московском доме жила его многочисленная родня. В 1809 году владения унаследовал его сын граф Дмитрий Николаевич.
В 1863 году большой главный дом был значительно переделан: граф Дмитрий сдал его Московской городской думе. В этом доме работал самый знаменитый городской голова Николай Алексеев. В 1892 году Дума из дома съехала, и тогдашний владелец дома граф Александр Дмитриевич Шереметев сдал его Охотничьему клубу, который еще раз переделал интерьеры. Со стороны церкви пристроили еще одно помещение для собраний и игр. В большом зале клуба каждую неделю давались спектакли Общества искусства и литературы; в сентябре 1898 г. в здесь познакомились А. Чехов и О. Книппер. Перед 1917 г. в этом доме помещался Московский шахматный кружок, членом которого был знаменитый шахматист А. Алехин. В 1914 г. здесь выступал с сеансами кубинский шахматист, будущий чемпион мира Капабланка.
После революции в здании находилась Военная академия и Музей Красной армии и флота. С 1920-х тут была «Кремлевская» поликлиника и спецстоловая. Сейчас это Поликлиника №1 Управления делами президента.
Коломенский дворец — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Коломенский.Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами[1]. В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия[1].
XVI—XVII века[править | править код]
Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780 годПервый дворец в Коломенском был воздвигнут великим князем Василием III. Его разорили во время Смуты и затем восстановили в правление Михаила Фёдоровича. Дворец перестроили по указу Алексея Михайловича в 1666—1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. В мае 1669 года в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и потолки по грунтованным холстам[1][2][3].
Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тёсом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники, выполненные в высокой горельефной и прорезной резьбы[4]. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля[5][6].
После смерти Алексея Михайловича дворец был расширен и частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую столовую и на её месте построить новую. Работу выполнял крестьянин боярина Петра Шереметева Сенька Дементьев. Постройка была соединена с хоромами царя новыми сенями, под которыми находились золочёные ворота, названные Передними. После Стрелецкого бунта охрану дворца усилили и построили шестнадцать изб[7][8].
В 1684 году отремонтировали терема и хозяйственные постройки, обновили роспись помещений и цвет кровель. Через год в каменной башне установили боевые часы, а передние ворота украсили железом и английским оловом[7].
XVIII—XX века[править | править код]
Коломенский дворец, XVIII векПосле переноса столицы в 1703 году в Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. Без ремонта и присмотра здание обветшало и находилось в аварийном состоянии. В 1762-м по приказу Екатерины II архитекторы под руководством Ивана Мичурина осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой и в 1768 году его было решено снести. Перед этим была создана модель старого дворца, которая хранилась в Оружейной палате и позднее была утеряна. На месте демонтированного сооружения высадили кусты акации[9].
В 1770-е годы для Екатерины II в Коломенском построили новое четырёхэтажное здание. Два нижних яруса были каменные, верхние — деревянные[10]. Новое строение пострадало при оккупации столицы в 1812 году и было разобрано[1][11][12].
В 1825 году для Александра I по проекту зодчего Евграфа Тюрина построили новый летний дворец в стиле ампир. Он состоял из главного здания и двух боковых флигелей, соединённых с центральной частью галереями из двух рядов дорических колонн. Центр выделялся портиком и был увенчан поднимающимся над крышей круглым бельведером. Строение разобрали в 1878 году. По приказу императора художник Д. А. Смирнов по чертежам и описям, сделанным во время существования и разбора дворца, выполнил его деревянную модель. В настоящее время она хранится в музее-заповеднике[1][13].
В конце XIX века исследователь древнерусского зодчества А. А. Потапов создал рисунки Коломенского дворца. На основе сохранившихся материалов в 1930—1950-е годы художник Дмитрий Сухов и исследователь И. В. Маковецкий попытались создать план достоверной реконструкции древнего Коломенского. Однако большинство работ было утрачено[14].
В 1923 году был основан музей деревянного зодчества под открытым небом «Коломенское». В 1929-м начались археологические раскопки на территории, где раньше стоял дворец. В результате работ вскрыли остатки построек, нашли фрагменты строительного материала, бытовой керамики, изразцов. В конце 1990-х годов исследования продолжили и частично открыли белокаменные фундаменты дворцовых построек, уточняющие расположение царских хором[15].
Реконструированный дворец, 2012 годИдея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990-е годы, и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг[15].
Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008—2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767-м. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике[1].
Общая площадь застройки составляет более 7000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тысячи м² в 23-х помещениях[16]. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами, «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII—XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта[1][17][18].
Современная модель трона, 2011 год Интерьер дворца, 2011 год- Хоромы царя
Красное, или Парадное, крыльцо являлось главным входом в царский дворец и служило местом выхода государя к подданным. В убранство использовалась государственная символика — двуглавый орёл, пары геральдических животных, скульптуры львов. Украшали интерьер кованые слюдяные фонари, двустворчатые наружные двери с росписью[19]. В передних сенях гости ожидали приёма, а затем направлялись в одну из палат. Из них открывался вид на анфиладу парадных покоев: справа находилась Столовая палата, слева — Думная и Престольная. В оформлении использовались имитация камня и государственная символика. Над дверями, украшенными расписными полотнищами, находились иконы. В современной реконструкции размещены образы «Богоматерь Казанская» и «Спас на убрусе с ангелами» [19].
Столовая палата — самое большое и торжественно оформленное помещение, в котором проходили важнейшие церемонии. В ней принимали иноземных гостей, отмечали церковные праздники. Украшала комнату печь со сложным орнаментом. Её современную реконструкцию провели на основе подлинных изразцов, найденных во время археологических раскопок[20]. Сохранилось описание системы росписей Столовой палаты 1675 года Айзека:
На потолке изображены небесные светила, блуждающие кометы и неподвижные звезды с астрономическою точностью. Каждое тело имело свою сферу, с надлежащим уклонением от эклиптики; расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерены, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же кольорами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету[21].
Думная палата выполняла функцию приёмной. Стены были обиты красным сукном, вдоль них стояли лавки для бояр и стол для документов. В воссозданной комнате на столе расположено Уложение царя Алексея Михайловича, на стенах находятся современные списки икон: над троном — «Архангел Михаил», «Спас Эммануил», «Архангел Гавриил», над дверью в Престольную палату — «Преображение Господне» [22]. Престольная палата служила Тронной залой. Потолок и стены украшало «бытийное письмо» с изображением библейских царей Давида и Соломона. Современные росписи плафона иллюстрируют четыре сюжета из Ветхого и Нового Заветов: «Песнь песней Соломона», «Жертвоприношение царя Давида», «Царица Савская, дары приносящая», «Единение Христа с Церковью»[22]. В левом углу стоял трон, у которого находились четыре механические скульптуры львов. Их автором был мастер Пётр Высоцкий[23].
В комнате Алексея Михайловича стояли лавки для сидения, шкафы для бумаг, писем и книг, кресло царя, стол для занятий. Образцами для современной росписи послужили работы французского живописца Шарля Лебрена и гравюры нидерландских художников. Стены кабинета обиты кожей с растительным орнаментом и золочением, выполненной по западноевропейским аналогам XVII века[24].
- Хоромы царевичей
В Учительской палате представлены подлинные книги копии учебных материалов XVII века — «Букварь» Кариона (Истомина) и «Псалтырь с восследованием», учебник Мелетия (Смотрицкого) для первичного обучения грамматике[24].
Царь Фёдор имел обширную библиотеку, состоящую из русских и западноевропейских книг по истории, архитектуре, строительству, астрономических и географических атласов, духовных книг. В библиотеки музея представлены муляжи «Псалтирья Симеона Полоцкого» и сочинений «Синопсис или Краткое собрание от различных летописцев». При реконструкции комнаты стены оформляли цветной тиснёной кожей с растительным орнаментом и золочением[24]. При Петре I во дворце находились печи, облицованные изразцами с традиционным рельефом и росписью по белому фону. На столе представлены копии солдатских и унтер-офицерских медалей, книги современников царя[25].
- Хоромы царицы
На Парадном крыльце во время важных встречали гостей, перед этим его украшали бархатными и шелковыми тканями, коврами. Стены были декорированы орнаментом с изображением цветов и птиц. На потолке престольной палаты размещены четыре медальона с сюжетной росписью. Стена над царским креслом украшена иконами: «Богородица Умиление», «Спас Благое молчание», «Избранные святые, предстоящие Богоматери Знамение». Круглая лестница-подиум из пяти ступеней вела к светлице. При воссоздании помещения использовались описи подобных комнат в царских дворцах и богатых домах Москвы. В мастерской находилась необходимая для работы и хранения изделий мебель. В красном углу был установлен образ «Николай Чудотворец»[25].
Моленная служила для совершения утренней и вечерней молитв. Её реконструкция основана на описаниях помещений церкви Воздвижения креста Господня Теремного дворца и усадьбы князя Василия Голицына. В иконостасе представлены образы XVII—XVIII веков — «Богоматерь Смоленская», «Царь Царём» и другие[26].
В реконструированный покоях Софьи Алексеевны хранится карта южных земель России «Московия, Южная часть», книги Симеона Полоцкого. В комнате помещены современные списки икон: «Спас Вседержитель», «Богоматерь Взыграние Младенца», «Святой Леонтий Ростовский» и «Спас на убрусе»[26].
- Виды реконструированного дворца
-
Вид на дворец в вечернее время, 2013 год
-
Кровля постройки, 2011
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Вострышев, 2011, с. 368.
- ↑ Топычканов, 2010, с. 8.
- ↑ Суздалев, 2005, с. 35.
- ↑ Топычканов, 2010, с. 14.
- ↑ Топычканов, 2010, с. 43.
- ↑ Слука, 2010, с. 12—14.
- ↑ 1 2 Суздалев, 2005, с. 86—100.
- ↑ Кондратьев, 2008, с. 633.
- ↑ Суздалев, 2005, с. 134.
- ↑ Тельтевский, 1983, с. 179.
- ↑ Кондратьев, 2008, с. 634—635.
- ↑ Коломенское, 1981, с. 43.
- ↑ Коломенское, 1981, с. 73.
- ↑ Суздалев, 2005, с. 131.
- ↑ 1 2 Суздалев, 2005, с. 144.
- ↑ Лужков провел церемонию открытия Дворца царя Алексея Михайловича (неопр.). РИА Новости (4 сентября 2010). Дата обращения 10 сентября 2018.
- ↑ Слука, 2010, с. 15.
- ↑ Дворец Алексея Михайловича в Коломенском будет воссоздан в 2010 году (неопр.). РИА Новости (25 апреля 2009). Дата обращения 10 сентября 2018.
- ↑ 1 2 Беляев, 2011, с. 9—15.
- ↑ Беляев, 2011, с. 16—20.
- ↑ Суздалев, 2005, с. 88.
- ↑ 1 2 Беляев, 2011, с. 20—25.
- ↑ Суздалев, 2005, с. 63—64.
- ↑ 1 2 3 Беляев, 2011, с. 27—35.
- ↑ 1 2 Беляев, 2011, с. 37—45.
- ↑ 1 2 Беляев, 2011, с. 48—50.
- Беляев Л., Панова Т. Дворец царя Алексея Михайловича XVII века: историко-художественная реконструкция. — М.: МГОМЗ, 2011. — 54 с.
- Вострышев М. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1062 с.
- Гра М., Жиромский Б. Коломенское. — М.: Искусство, 1971. — 160 с.
- Коломенское. Государственный музей-заповедник: путеводитель. — М.: Моск. рабочий, 1981. — 143 с.
- Кондратьев И. Седая старина Москвы. — М.: АСТ Хранитель, 2008. — 763 с.
- Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском / Сост. пом. дир. Моск. оружейн. палаты Н. Чаев. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 39 с.
- Слука И., Чернышова О. Самые красивые дворцы и замки России. — М.: Эксмо, 2015. — 252 с.
- Суздалев В. Русское чудо: царский дворец в Коломенском - шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII - первой четверти XVIII века. — М.: Пенаты, 2005. — 155 с.
- Тельтевский П. Московские шедевры. — М.: Московский рабочий, 1983. — 240 с.
- Топычканов А. Повседневная жизнь Коломенского дворца второй половины XVII века. — М.: МГОМЗ, 2010. — 144 с.
Палаты Романовых в Зарядье. Достопримечательности — Путеводитель по Москве
Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье — так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю.
Внутренний двор Shakko, CC BY-SA 4.0Район расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.
Музей под открытым небом
В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена—одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI—XVIII вв.
Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия». В соседствующем с Красной площадью районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI—XVII вв., филиал Государственного Исторического музея, «Палаты в Зарядье».
Вид со стороны улицы Варварка Ludvig14, CC BY-SA 3.0На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них — церковь великомученицы Варвары, по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий — Старый Английский двор и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль — зубчатая крепостная стена Китай-города.
Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.
История
Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века — она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.
Варварка и палаты бояр Романовых в XIX в. Павел Шехтман, Public DomainСама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду — Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова — Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.
Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.
Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в... Даже была особо отмечена на плане города 1613 г... В углу усадьбы находилась тогда другая постройка — «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.
3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара Варварская улица была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.
24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой — «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича — подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.
Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с к
Борки (усадьба) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Борки.Усадьба Бо́рки (Бо́рковский за́мок) — дореволюционная усадьба, расположенная в селе Борки Тербунского района Липецкой области. В 1901—1915 годах принадлежала великому князю Андрею Владимировичу.
Усадьба, стилизованная под средневековый замок с бойницами, является единственным памятником архитектуры в стиле английской неоготики в Липецкой области.
Главный дом и хозяйственные постройки возведены из бутового камня и серого мореного песчаника, использовавшегося для изготовления элементов, наиболее подверженных атмосферному воздействию. Южный фасад замка, центром объёмно-пространственной композиции которого являлся двухэтажный корпус с круглой башней, обращён к склону глубокого оврага, занятого плодовым садом. Парк, спланированный в английском стиле, украшен экспозициями из крупных ледниковых валунов серого песчаника и выходит на крутой берег реки Олым.
До революции[править | править код]
В 1901 году усадьбу, принадлежавшую дворянам Офросимовым, выкупил великий князь Андрей Владимирович, кузен императора Николая II. Дворцовый ансамбль строился в 1902—1903 годах по проекту петербургского архитектора Александра фон Гогена. По данным государственной дирекции по охране культурного наследия строительство замка завершилось в 1912 году.
Усадьба включала в себя главный усадебный дом, людскую, службы и регулярный парк, переходящий в пейзажный с каскадом прудов. Центральный комплекс должен был представлять собой в плане прямоугольное сооружение с конюшнями, столовой для рабочих, помещениями для обслуги, внутренним двором и въездными воротами (позднее эти ворота были заложены камнем, однако хорошо читаются на фасаде «замка»). Возможно, что в процессе строительства в проект были внесены некоторые изменения и в здании добавились жилые помещения.
Великий князь со своими сёстрами посещал Борки, а также соседнее имение Захаровка, также ему принадлежавшее. Возможно, он приезжал сюда вместе с балериной Матильдой Кшесинской. По воспоминаниям старожилов, «барин князь Андрей дважды приезжал с барыней и та горстями бросала в толпу конфекты».
В 1906 году имение было выставлено на торги и в 1915 году продано купцу (по другим данным помещику) Шереметьеву, став центром его имения. Здесь было развито полеводство, имелся собственный конный завод.
В советское время[править | править код]
После Великой Октябрьской Социалистической Революции комплекс был национализирован. 1 ноября 1918 года уездная ливенская газета «Свободный пахарь» (Борки в то время относились к Ливенскому уезду), сообщила о предстоящем здесь 7 ноября открытии Дома детей, рассчитанного на 200 беженцев из Украины и Белоруссии. Организовывались мастерские и трудовая школа. Руководство Домом детей возлагалось на хозяйственную коллегию.
Воспитательная часть была поручена будущему краеведу С. П. Волкову и его ровеснику А. Д. Нацкому[1], позднее ставшему прототипом Шацкого — героя повести К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз»[2]. Волков организовал при Доме детей работу школ I и II ступеней[3].
В 1920 году Дом детей был переименован в Детский дом. В 1925 году школы I и II ступеней реорганизованы в школу крестьянской молодёжи (ШКМ), впоследствии преобразованную в Борковскую среднюю школу.
В 1941 году замок горел. После пожара сквозь крепкие замковые стены пробили арку, а также переделали кровлю и пристроили небольшие домики. Тогда же был вырублен парк (его центральная аллея прослеживается и сегодня).
В 1954 году был завершён ремонт усадебного дома и в 1956 году здесь снова разместилась Борковская средняя школа.
В 1983 году согласно решению Липецкого облисполкома № 51 от 26 января 1983 года, замок была внесён в государственный список охраняемых объектов как памятник архитектуры регионального значения.
В современной России[править | править код]
После развала Советского Союза, в 1999 году школа была переведена в новое здание, после чего усадебный комплекс, что очевидно, пришёл в запустение.
В 2007 году замок купил генеральный директор агрохолдинга «Сельхозинвест» С. А. Грибанов. В 2009 году начались работы по реконструкции и приспособления памятника для размещения здесь гостинично-развлекательного комплекса.
На момент 3.11.2018 доступ к замку в п. Борки ограничен собственником: территория обнесена забором, существует кпп. Посещение замка якобы проводится по предварительной записи через юриста собственника (Алексей Евгеньевич 8905 680 18 87), экскурсии по последним вторникам месяца. Юрист запрашивает паспортные данные.
Фасад усадьбы, 2009 г.
- ↑ Сообщение отдела социального обеспечения.//Ливенская уездная газета «Свободный пахарь», 1 ноября 1918 г.
- ↑ Рыжкин, 1999, с. 8.
- ↑ Выписка из протокола объединённого собрания родителей и Школьного совета школ I и II ступеней при «Доме Детей» (с. Борки) от 02 февраля 1919 года.//Ливенская уездная газета «Свободный пахарь», 5 марта 1919 г. № 28(242)
- Рыжкин Г. В. Хранитель времени (к 110-летию со дня рождения С. П. Волкова и 40-летию выхода в свет его книги "Ливны") // Наше наследие / Ред. коллегия: А. Ю. Максимов, О. Н. Булатников, О. Л. Якубсон, В.Н. Барабанов, Г. И. Цибизов. — Второе издание. — Ливны: Ливенский краеведческий музей, 1999. — С. 3-22. — 184 с. — 500 экз.
- Голубев А. А. Край родной: Учеб. пособие для учителей истории волов., долгорук. и тербун. шк.. — Липецк: Изд.-во, 1999. — 254 с. — ISBN 5-221-00098-9.
- Крутые ступени / Сост. С. Т. Безлепкин. — Елец: Изд.--во, 1997. — 136 с. — (Тербунам 100 лет).
- Липецкая область: Самый полный путеводитель: архитектура, памятники, люди, история, природа, карты, музеи / Сост.: А. Г. Шнайдер, И. В. Шнайдер, К. В. Шонина. — М.: НИЦИТ, 2014. — 399 с. — (Ваш гид по старой России). — ISBN 978-5-91978-026-7.