Где находится усадьба грибоедова


Хмелита (усадьба) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2019; проверки требуют 3 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Хмелита.

Хмелита — бывшая усадьба дворян Грибоедовых в селе Хмелита, ныне государственный историко-культурный и природный музей-заповедник. Расположена в Вяземском районе Смоленской области, в 37 км к северо-западу от Вязьмы, в 260 км от Москвы, по обеим сторонам автодороги Вязьма — Холм-Жирковский.

Лужайка перед барским домом

Общая площадь охраняемой территории 24 633 га. В состав музея-заповедника, помимо остатков паркового ансамбля, входит господский дом XVIII века, выстроенный в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко. Автор проекта этого памятника архитектуры федерального значения с характерной для той эпохи наружной лестницей не установлен. По сторонам главного дома расположены флигели. Казанская церковь выстроена в 1759 году в традициях более ранней эпохи.

В Хмелите у своего родственника А. Ф. Грибоедова не раз бывал драматург А. С. Грибоедов. В январе 1817 года здесь была сыграна свадьба дочери владельца усадьбы, Елизаветы, с будущим генерал-фельдмаршалом Иваном Паскевичем[1]. Первенец этой четы покоится в местной церкви.

Во второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1894 г. Хмелиту приобрёл граф П. А. Гейден, который не только отреставрировал старинный дворец, но и перевёз сюда собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых — живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро. После Октябрьской социалистической революции собрание было национализировано и вывезено в столицы.

В советское время дворцово-парковый ансамбль подвергся планомерному уничтожению: «разобрали два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения»[2]. После пожара 1954 года усадебный дом «стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах» [2]; его разбирали на кирпич местные крестьяне.

В 1967 г. в ситуацию вмешался знаменитый реставратор П. Д. Барановский. Его ученики В. Е. Кулаков и М. М. Ермолаев провели комплексную реставрацию памятника в (предполагаемых) изначальных формах середины XVIII века.

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» образован на основе существовавшего с 1988 года[3] музея-усадьбы А. С. Грибоедова Постановлением Совета Министров РСФСР № 356 от 10 сентября 1990 года «в целях сохранения памятников истории и культуры, уникального природного ландшафта и памятных мест, связанных с именем великого русского писателя А. С. Грибоедова». Директором музея-заповедника «Хмелита» в течение тридцати лет (до июня 2018) являлся его создатель В. Е. Кулаков.

В музее-усадьбе традиционно в конце мая проводится Грибоедовский праздник, на который приезжают поклонники писателя, художники, артисты — участники театральных постановок в «декорациях» усадьбы[4].

В состав музея-заповедника также входят усадьба Городок как место рождения адмирала Нахимова и Спас-Волжинский погост, где некогда стоял храм, в котором был крещён будущий флотоводец[5], сам же музей П. С. Нахимова находится в с. Хмелита.

Усадьба Хмелита, музей-заповедник А.С. Грибоедова, Вязьма, Смоленская область. Официальный сайт, отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова Хмелита является бывшей усадьбой дворян Грибоедовых в селе Хмелита, учреждение расположено в Вяземском районе Смоленской области. От Вязьмы его отделяют 37 км, от Москвы место удалено на 260 км.

Памятник Грибоедову во внутреннем дворе усадьбы, © Lyudmila_Klyopova

Место поистине уникально, именно здесь любители исконно русских пейзажей и тихой провинции, а также поклонники творчества великого писателя смогут почувствовать себя максимально комфортно. Гости данного места обычно интересуются усадебной тематикой, творчеством и жизнью А. С. Грибоедова, а также служением Отечеству П. С. Нахимова, чей музей также расположился здесь.

На данный момент бывшая усадьба Грибоедова выступает в качестве важнейшей туристической достопримечательности Смоленщины. Интерьеры, пропитанные духом и антуражем XIX века, регулярно становятся местом проведения культурно-массовых мероприятий самой разной направленности, наиболее популярны известные всем Грибоедовские чтения, на которые сюда съезжаются знаменитые актеры, режиссеры и театральные деятели со всей России.

История появления музея-заповедника Хмелита Смоленской области

Для всех желающих двери музея в Смоленской области распахнулись в сентябре 1990 года. Создатели заповедника открыли его с целью сохранить памятники истории и культуры, а также уникальный природный ландшафт и памятные места, имеющие отношение к личности известного всем русского писателя А. С. Грибоедова.

Заповедник объединил в себе ряд мемориальных памятников: Хмелиту, Григорьевское, Городок, Никольский сад, Богородицкое, Косткино; несколько археологических памятников: множество курганных могильников, городища и селища; а также памятники природы: Трансливское и Семеновское болота.

В качестве центра всего заповедника выступает усадьба Хмелита, ставшая в свое время родовым гнездом Грибоедовых. Это интереснейшее место стало принадлежать семейству Грибоедовых с 1680 года. Большая часть представителей семейства проходила службу в Преображенском полку, некоторые дослужились до высоких должностей на Смоленщине.

В свое время дом отстроил дед известнейшего драматурга Федор Алексеевич Грибоедов, использовав в качестве стиля елизаветинское барокко. Место является старейшим из тех барских усадеб, что сохранились на Смоленщине, богатую каменную постройку ценили все в округе за ее роскошь, стиль и шикарный образ жизни живущих в ней людей. Усадьба стала домом для нескольких поколений всей грибоедовской семьи, регулярно сюда наведывалась и дочь Федора Алексеевича Анастасия Федоровна, а также ее дети — Мария и Александр, который впоследствии написал известнейшее произведение «Горе от ума».

Из-за достаточно скромной жизни юного Александра Грибоедова в родительском доме его приезды в дедовскую Хмелиту оставляли в его душе неизгладимый отпечаток и приятно удивляли. Позже исследователями творчества драматурга было доказано, что основная часть героев его произведений была срисована с реально существовавших личностей, некоторых автор досконально изучил, так, избранное общество, на постоянной основе наполнявшее усадьбу, представляло для него большой интерес.

В годы Отечественной войны 1812 года место не раз становилось пристанищем для известных личностей: на какое-то время усадьба стала домом для любимчика Наполеона — маршала Франции Мюрата. Когда же неприятель покинул Россию, усадьба распахнула свои двери для конного партизанского отряда генерал-майора И. М. Бегичева.

Территория музея-заповедника стала родиной адмирала П. С. Нахимова, по этой причине в 2002 году тут открылся единственный в России музей П. С. Нахимова.

На рубеже XIX и XX веков Хмелита пребывала в разрухе и запустении. На тот момент сильный износ основного дома и большинства построек привели к тому, что здесь перестали жить люди. Перед началом октябрьской революции место было выкуплено графом П. А. Гейденом, позже благодаря нему усадьба была отреставрирована и приведена в отличное состояние.

Окончание революции привело к организации Народного дома в бывшем барском имении, дом обзавелся собственным театром, чайной и читальней. С наступлением Великой Отечественной войны усадьба снова попала в анналы истории, став местом размещения крупного и важного штаба фашистов.

В 1954 году место настигла трагедия: непосредственно в усадьбе колхозниками был разведен костер, из-за начавшегося пожара строение практически полностью было уничтожено, по этой причине до нашего времени первоначальный облик здания не сохранился.

Полноценно восстанавливать Хмелиту начали в 1970-е годы. Первым директором усадьбы, занимавшим этот пост вплоть до 2018 года, стал Виктор Евгеньевич Кулаков, именно благодаря его мастерству и энтузиазму данный процесс пошел с максимальной эффективностью, также ему помогал архитектор-реставратор М. М. Ермолаев. Параллельно основному дому восстанавливали и все усадебные пристройки: конюшню, галерею, флигели юго-восточной и юго-западной сторон. Тогда же была отреставрирована Казанская церковь и частично воссоздан регулярный парк.

Господский дом, отстроенный из камня, окружен множеством деревьев и отличается невероятной красотой. Здесь в 1995 году открыли единственный во всей стране музей, посвященный великому драматургу и выдающемуся государственному деятелю А. С. Грибоедову.

Спустя 14 лет территория заповедника пополнилась Мемориалом памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле», которые отстояли подступы к Москве осенью 1941 года.

Архитектура дома

Огромных размеров усадебный дом-музей стал отличной демонстрацией быта и духа классической русской дворянской усадьбы начала и середины XIX века. Оказавшиеся здесь туристы могут полюбоваться не только самим домом, но и действующей по сей день Казанской церковью, раскидистым парком и живописным прудом.

В архитектуре основного дома присутствует богатая пластика стиля барокко, об этом сообщают выступающие ризалиты с обилием лучковых и треугольных фронтонов над сильно раскрепованным антаблементом. Стиль классического барокко также подчеркивает ряд трехчетвертных колонн, они покоятся на высоких постаментах и на уровне второго этажа на центральном ризалите, наличие нарядного аппликативного декоративного убранства и оригинальность парных лестниц на парковом фасаде, которые имеют форму широких полукружий и ведут к балкону усадьбы. Стены особняка синего цвета, членения выкрашены в белый цвет. Поверх главного двухэтажного прямоугольного в плане объема установили мансардную кровлю. Имеющиеся обрамления на декоративных элементах снабжены характерным барочным рисунком, в котором подчеркнуты замковые камни, уши и серьги.

Официальный сайт усадьбы Грибоедова Хмелита

На официальном сайте музея-заповедника посетители смогут узнать последние новости, ознакомиться с афишей, изучить историю самого музея и его филиалов, прочитать правила посещения данной местности и даже насладиться просмотром виртуального музея.

В книжном киоске прямо на портале можно заказать издания, освещающие творчество великого писателя, тут же предоставлена информация о проведении торжеств на территории усадьбы. Специально для слабовидящих разработана отдельная версия сайта.

Экспозиция музея

Представленная экспозиция занимает цокольный этаж основного дома и носит название «А. С. Грибоедов и его время», посетителям она позволяет ознакомиться не только с прижизненными изданиями его книг и документами, сообщающими об успехах драматурга на ряде поприщ, но и окунуться в мир предметов, характерных для жизни русского дворянства того времени.

Благодаря обилию картин, предметов мебели, посуды и текстиля той эпохи музей располагает целостной картиной бытовых традиций определенного слоя населения. Наиболее ценными экспонатами стали письменный стол писателя, за которым он работал, рукописный вариант произведения «Горе от ума» и его первое издание, а также ряд прижизненных изданий прочих произведений драматурга, несколько его портретов, его любимые книги и многое другое.

Второй этаж усадьбы подготавливается для экспозиции «В гостях у А. С. Грибоедова и героев его комедии», ее разработка была спонсирована грантом президента РФ.

Первый директор Хмелиты — Виктор Кулаков

Архитектор-реставратор, историк искусств, а также заслуженный деятель искусств России Виктор Евгеньевич Кулаков в качестве дела всей своей жизни выбрал возрождение из руин Хмелиты, посвятив этой работе всего себя. Сам дворец, флигели, церковь, парковый ансамбль восстанавливали не одно десятилетие, также директор занимался поиском новых экспонатов. Его безграничный талант и неуемная энергия позволили создать и подарить Смоленщине и всей стране не только музей А. С. Грибоедова, но и воинский мемориал «Богородицкое поле», а также музей П. С. Нахимова.

Благодаря неустанной подвижнической деятельности Кулакова его желание сохранить памятники отечественной культуры и величайший труд, позволивший возродить имение навсегда останутся в памяти соотечественников. Скончался Виктор Евгеньевич в июле 2019 года.

Флигель усадьбы Хмелита, в котором расположен музей Нахимова, © Lyudmila_Klyopova

Погода

Погода в селе Хмелита является достаточно переменчивой: летняя температура здесь соответствует температуре средней полосы России. Наиболее жарким обычно становится июль, в этом месяце столбик термометра может подниматься до +25–28 градусов по Цельсию.

С приходом осени природа постепенно начинает увядать, за хмурыми октябрем и ноябрем приходит снежная зима, для которой характерны резкие минусовые температуры.

Как добраться до усадьбы Хмелита в Вязьме

Чтобы доехать до места, необходимо двигаться на поезде или электричке с белорусского вокзала до Вязьмы, затем на автобусе или маршрутке до самой усадьбы.

Если самостоятельно ехать до места, нужно ехать от Москвы по Минскому шоссе до 231 км, затем надо повернуть в сторону Хмелиты по указателю.

Из Смоленска едут через Е30/М-1, путь отнимает чуть больше двух часов.

Такси в такой долгой поездке также сможет выручить, службы Uber, Gett, Максим и Яндекс. Такси по желанию клиента довезут его до самой усадьбы.

Усадьба Хмелита, Россия — подробная информация с фото

Видео: Усадьба Хмелита с высоты

Основные моменты

Семья Грибоедовых стала владеть землями в Вяземском уезде с конца XVII века, а основной расцвет имения пришелся на вторую половину XVIII – начало XIX века. В детстве и юности А. С. Грибоедов проводил лето в гостях у своего дяди А. Ф. Грибоедова, который был хозяином усадьбы Хмелита. Центром старинного имения является живописный господский дом-дворец, построенный неизвестным архитектором в традициях русского елизаветинского барокко. Примечательно, что этот стиль довольно редко использовался в русских усадьбах. По сторонам от двухэтажного здания расположены четыре флигеля. В ансамбль усадьбы Хмелита также входят храм Казанской иконы Божией Матери и два служебных здания.

На сегодняшний день для посетителей музея-заповедника проводятся групповые и индивидуальные экскурсии. Те, путешественники, которые хотят провести здесь несколько дней, могут остановиться в гостевом доме, в номерах со всеми удобствами.

Много гостей приезжает в усадьбу Хмелита в июле, когда в ней проходит ежегодный Грибоедовский праздник. В январе в Хмелите отмечают День рождения А. С. Грибоедова, и усадьба распахивает двери для писателей, журналистов, художников-иллюстраторов, литературоведов и артистов.

История усадьбы Хмелита

Село Хмелита упоминается в исторических документах с 1614 года. Оно было названо по имени реки Хмелитки, берега которой богаты зарослями хмеля.

С 1747 года усадьба стала принадлежать Федору Алексеевичу Грибоедову – деду известного русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. При нем в имении появился господский дом-дворец, регулярный парк, два зарыбленных пруда, живописные цветники, изящные статуи и хозяйственные постройки.

Потом в усадьбе Хмелита хозяйничал родной дядя А. С. Грибоедова – Алексей Федорович. Он собрал большую библиотеку и коллекцию живописи, держал домашний театр, хор цыган и приглашал на балы именитых хозяев соседних усадеб и дворян из Москвы. В юном возрасте Грибоедов каждое лето жил у дяди и мог наблюдать за сельским бытом и традициями помещичьей жизни. Многие из гостей усадьбы Хмелита стали потом прототипами героев знаменитой грибоедовской комедии в стихах «Горе от ума».

Во время войны 1812 года в усадьбе останавливался маршал Наполеона – Мюрат. А когда французы отступали, в Хмелите размещался военный отряд под командованием генерал-майора Ивана Матвеевича Бегичева.

В 1919 году имение национализировали, а его библиотеку, картину и мебель отправили в музеи столицы, Смоленска и Вязьмы. Лихолетье гражданской и Великой Отечественной войны обошло старинную усадьбу стороной, и она не пострадала. Но в 1954 году местные жители сушили в господском доме лыко. Случился пожар, здание горело целую неделю и было почти полностью уничтожено.

Грибоедовская усадьба долгое время стояла в руинах, а колхозники потихоньку разбирали здание на кирпичи. Но в 1967 году в Хмелите оказался известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Он не мог допустить уничтожения части культурного наследия страны. Барановский выступил в защиту разрушающегося памятника, вокруг него сплотилась команда единомышленников, и старинное имение начали реставрировать.

Церковь

Храм Казанской иконы Божией Матери появился в усадьбе Хмелита в 1759 году и был построен на средства деда А. С. Грибоедова – Федора Алексеевича. Он стал домовой церковью Грибоедовых и одновременно центром большого прихода, куда входило 32 деревни.

В 1930-е годы старый храм закрыли, а гробницу, в которой покоились Ф. А. Грибоедов, А. Ф. Грибоедов и другие благотворители, уничтожили. В годы Великой Отечественной войны за кирпичными стенами укрывались от артобстрелов жители села, и колокольня была разрушена.

В настоящее время трехпрестольная церковь восстановлена и передана верующим. Она стоит южнее парадного въезда в усадьбу Хмелита, возле главной дороги. Рядом со зданием храма можно увидеть высокую двухъярусную колокольню.

Музей

Музей-заповедник был образован в 1990 году. Сегодня в главном усадебном доме выставлены экспонаты, рассказывающие о Грибоедове и эпохе, в которой он жил. Здесь можно увидеть рукописные списки комедии «Горе от ума». Любопытно, что при жизни драматурга было сделано около 40 тысяч рукописных копий знаменитой комедии.

В музее хранятся прижизненные издания А. С. Грибоедова, несколько его портретов, рабочий стол драматурга, портреты его друзей и современников, а также картины с изображениями смоленских усадеб. Кроме того, в залах музея выставлены предметы быта и мебели конца XVIII – начала XIX века.

Помимо основной экспозиции в усадьбе Хмелита проводятся временные выставки. Для посетителей двери музея открыты со среды по воскресенье: с октября по март с 11.00 до 17.00, а с апреля по сентябрь с 10.00 до 18.00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музея.

Как добраться

Усадьба Хмелита расположена в центре одноименного села, которое находится в 37 км к северо-западу от города Вязьмы и 260 км от Москвы. Тем, кто хочет попасть в грибоедовское имение на автомобиле, из столицы следует выезжать по Минскому шоссе. Поворот на Хмелиту находится в районе Вязьмы.

Путешественники, которые едут на общественном транспорте, сначала должны попасть в Вязьму. Из столицы в этот город добираются на поездах или автобусах. Из Вязьмы до усадьбы ходят рейсовые автобусы. Прямые автобусы «Вязьма – Хмелита» курсируют со среды по воскресенье и отправляются в 13.00. Автобусы «Вязьма – Пигулино», идущие через Хмелиту, отправляются из Вязьмы в 5.15 и 17.30 по понедельникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям. На автобусе дорога до усадьбы занимает около часа.

В гостях у Грибоедовых или усадьба Хмелита

Разобрав очередную "порцию" летних фотографий, предлагаю посетить расположенную в Вяземском районе Смоленской области, в 37 км к северо-западу от Вязьмы, усадьбу Хмелита.


Принадлежащая роду Грибоедовых с конца XVII до 1869 года усадьба, повидавшая на своем веку и длительный упадок и удивительное восстановление в первоначальном виде, ныне является государственным историко-культурным и природным музеем-заповедником.

Место достаточно популярное, а потому не будем переписывать историческую справку и насладимся чудесной погодой и не менее чудесными видами парка, усадьбы и интерьеров главного дома.

Выполненный в стиле елизаветинского барокко главный дом - двухэтажный с мансардной кровлей, прямоугольный в плане.
Перед нами - восточный (парковый) фасад с его роскошной открытой лестницей, два полукруглых марша которой ведут на балкон перед центральным ризалитом.

Общие наличники объединяют высокие нижние и овальные верхние проемы в три вертикальные группы, разделенные полуколоннами.

Западный (главный фасад) значительно наряднее. Боковые ризалиты оформлены по углам поставленными на высокие постаменты спаренными полуколоннами, которые несут раскрепованные фронтоны.

Более крупный центральный ризалит декорирован идущими от второго этажа четырьмя полуколоннами, средние из которых сдвоены и несут лучковый фронтон.

Помимо главного дома сохранился ряд иных усадебных построек.

С юго-востока к дому примыкают классицистская галерея и барочный флигель.

Середина каждого фасада выделена узким ризалитом, который завершен треугольным фронтоном. Наружное декоративное убранство упрощенно повторяет рисунок главного дома.

Напротив стоит юго-западный флигель, воссозданный в 1960-х годах реставраторами.

Севернее главного дома находятся новодельные флигели, по декору близкие к юго-восточному:
Северо-западный

И совсем свежий северо-восточный

Вернемся к главному дому; первый этаж имел хозяйственное назначение, тогда как на втором - жилом сейчас размещена экспозиция, в которой не последнее место занимают многочисленные изразцовые печи.
Пройдемся по анфиладе комнат: девичья

Спальня

Кабинет хозяина усадьбы Алексея Федоровича Грибоедова - дяди писателя.

Гостиная с одинаковыми печами по углам

Зал, не последнее место в котором занимает затейлевая печь...

...и два расположенных друг напротив друга зеркала в роскошных рамах.

Столовая

Лакейская, в витрине котрой лежит...

...первое издание обязательной к изучению в рамках школьной программы трагикомедии про Чацкого.

Ну и, наконец, комната Грибоедова с неотъемлимым инструментом писателя - пером на письменном столе.

Осмотрев восстановленные интерьеры с их скромненькой экспоззицией и шикарными изразцовыми печами выйдем в парк, регулярная часть которого была занята приехавшими с Вязьмы свадьбами.

Центральная аллея выходила к пруду (ныне осушен), севернее которого сохранился небольшой округлый пруд с островком посередине.

К юго-западу от въезда на парадный усадебный двор находится барочная Казанская церковь 1759 года постройки. Лишившись за годы запустения колокольни, трапезной и аспиды, при реставрации была полностью восстановлена.

Через дорогу, к югу от усадьбы находится часть бывшей оранжереи, в которой ныне размещен музей адмирала Нахимова.

Оригинально выполнена экспозиция второго этажа камерного музея, предметы которой помещены в витринах, оформленных как поперечный набор корпуса деревянного корабля. В корме висит портрет самого героя обороны Севастополя.

На этом наше посещение усадьбы окончено. Подробно про восстановление можно почитать у av4, а про историю усадьбы на сайте администрации Смоленской области.

Благодарю за внимание!

Хмелита - усадьба Грибоедовых - Архитектурный стиль — LiveJournal

Про Хмелиту нужно рассказывать или очень много или почти ничего. Я выбрала второй вариант, поэтому мы с вами полюбуемся прекрасной усадьбой (XVIII век, елизаветинское барокко, восстановлено из руин в конце XX века, музей открыт в 1995 году), погуляем по парку и насладимся природой в замечательный сентябрьский день .



2. Начнем занудно с плана усадьбы


3. Главное здание не зря назвали дворцом: оно огромно и роскошно. Дядя А.С.Грибоедова, владелец усадьбы, был человеком, мягко говоря, небедным. Любители прототипов считают, что с него списан Фамусов.


4. Дворец был больше для приемов и светской жизни. А повседневная жизнь протекала в основном во флигелях


5. Один из флигелей и Казанская церковь


6. Памятник Грибоедову, вид из окна второго этажа дворца


7.


8. Немного интерьеров. Стол - единственный предмет, принадлежавший А.С.Грибоедову, за ним создавалось "Горе от ума"


9.


10.


11.


12. Чего только не устроишь на радость туристам...


13.


14.


15. Выходим из дворца, с его обратной стороны, обращенной к парку, любуемся лестницей


16.


17.


18.


19. Здесь много липовых аллей - и старых, и новых, с совсем тоненькими деревцами


20.


21. Эти две липы - старая, умирающая и молодая - показались подходящей метафорой к моим впечатлениям от Хмелиты, поэтому они на заглавном кадре


22.


23. Главная красота - у прудов. Сценка под большим старым ясенем


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31. Рядом с усадьбой - церковь, а за ней начинается деревня


32. На краю усадьбы, за ее оградой, в белом флигеле расположен небольшой музей Нахимова. Он тоже уроженец здешних краев, но от его усадьбы ничего не осталось...

На этом мы прощаемся с Хмелитой.

Музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита»

Хотелось начать этот пост цитатой из «Горя от ума»: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Но с момента посещения усадьбы «Хмелита» прошло более года, а пост все не готов. Позавчера был день рождения Грибоедова, а поста все нет. Если еще немного потянуть, то, пожалуй, и фотографии начнут выцветать. Поэтому быстро стряпаю подобие поста, без Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и даже без Софьи, хотя хотелось рассказать и о них. Да простит меня выдающийся дипломат, поэт и драматург.

Итак, 04.11.2016.
Промозглое ноябрьское утро. Мы в усадьбе «Хмелита», принадлежавшей дядюшке Грибоедова, Алексею Фёдоровичу.
Вид из центральной аллеи.

Вход с противоположной, западной стороны.

Над входом фонарь. Он отправляется в тридцать первую дюжину люстр и паникадил.

Мемориальные комнаты находятся на втором этаже.

Лестница на второй этаж
Геометрия стен, арок, потолка, условия освещения, люстра — все необыкновенное.

Малый аванзал
Портрет А. С. Грибоедова может ввести в заблуждение: он выполнен Е. Е. Моисеенко в 1956 году, но в силу своей хрестоматийности уже воспринимается как прижизненный.

Люстра, подобная предыдущей, завершает тридцать первую дюжину.

Аванзал
Предупрежу, что здесь и далее текст, набранный курсивом, был почерпнут мной с сайта музея. И на сайте «Хмелиты», в отличие от многих других музеев, мебельной информации немало.

Кресло. Первая четверть XIX в.

Спинка-лопатка. Резьба на спинке и локотниках накладная.

Комната А. С. Грибоедова
Это бывшая библиотека.

Ковер. Иран, XIX в.

Диван, обитый кожей. Первая четверть XIX в.
Материал: красное дерево, латунь, кожа

Поверх кожи сделана новая обивка из ткани.

Мемориальный грибоедовский письменный стол. Более подробных сведений о столе у меня нет.
Стулья английского стиля с характерными ножками и

спинками с фигурной серединой в виде резной вазы.

Кресло. Конец XIX в.
Материал: красное дерево, ткань
Техника: резьба, обивка

Шкаф книжный двухстворчатый. Первая половина XIX в.

Люстра. Россия, XIX в.
Этой люстрой начинается тридцать вторая дюжина люстр и паникадил.

Диванная
Диван с латунными ножками и высокими локотниками в уровень со спинкой.

Кресло-корытце. Россия, XIX в.
Материал: красное дерево, латунь, ткань

Конторка (бюро). Середина XIX в.

Экспозиция «Комната офицера»
Имеется в виду период войны 1812 года.

Кровать с равновеликими изголовьем и изножьем.

Парадный зал
Рояль фирмы «Bechstein». Россия, XIX в.
№ механики 628090

Стол ломберный складной. Россия, XIX в.
Материал: красное дерево

Диван ампирный, с ножками в виде вывернутых лап животных.

Зеркало в широченной ардекошной раме.

Люстра.

Парадная столовая
Кресло. Россия, XIX в.

Чайная комната
Стол-сороконожка. Первая четверть XIX в.
Раскладной, на 12 ножках.

Голубая гостиная
Зеркало настенное. Россия, XIX в.

Стол в стиле петровского барокко на высоком, декорированном резьбой подстолье.
Стулья ампирные с характерными спинками.

Стол овальный. Россия, XIX в.

Кресло. Первая четверть XIX в.
Материал: красное дерево

Передние устои в виде длинных, склоненных вниз и вытянутых вперед лебединых шей. Ампир.

Кабинет А. Ф. Грибоедова
Тут все-таки должно было быть коротенькое отступление про Фамусова, но...

Шкаф с дверцами-шторками. Середина XIX в.
— Serrandina! — сказали бы про дверцы итальянцы.

Стол круглый. Первая четверть XIX в.
Стул. Первая четверть XIX в.

Стулья в стиле жакоб.

Кабинет-секретер. Первая половина XIX в.

Информация о материале противоречива: то ли карельская береза, то ли шпон капа тополя. По моему мнению, судя по небольшой выразительности рисунка, это все-таки кап тополя.

Парадная спальня
Кровать с малоубедительной имитацией балдахина. Выскажу мысль, которая не дает мне покоя. Для полной убедительности текстиль должен быть дороже мебели.

Тумбочки прикроватные. Франция

Кресло с плетёнкой. Франция, XIX в.
Стульчик низкий. Франция, XIX в.
Стол туалетный. Россия, XIX в.

Будуар Н. С. Грибоедовой
Зеркало. Россия, XIX в.
В отличие от многочисленных деревенских вариантов, в верхнем окошке не второе, маленькое зеркальное полотно, а декоративная вставка.

Стол ломберный. XIX в.

Проходная комната
Она же комната слуг. Металлическая дверь ведет в защищенную от пожаров комнату-сейф.

Сундук. Россия, XIX в.

Сундук. Россия, XIX в.
Материал: дерево, ткань, металл

Комната барышень Элизы и Софьи
Тут надо было бы сказать пару слов про Софью, но...

Шкаф. Россия, середина XIX в.
Кушетка рекамье. Россия, XIX в.

Другими словами, кушетка в стиле мадам Рекамье. У данного экземпляра только изголовье изогнуто, а изножье прямое.

Стол туалетный. Россия, XIX в.

Первый этаж
На первом этаже расположены служебные помещения музея: гардеробы, кассы, магазинчик. Но люстрам здесь не скучно.

Кто в самом начале заметил, что перед западным фасадом установлен памятник Александру Сергеевичу, тот молодец.

Из окна одной из комнат памятник выглядит так.

А теперь попробуйте определить, что это за комната.

Усадьба Хмелита - Архитектурный стиль — LiveJournal

Небольшой исторический экскурс: родовое гнездо Грибоедовых, усадьба Хмелита - старейшая из сохранившихся на Смоленщине барских усадеб. Первым владельцем Хмелиты был полковник Семён Грибоедов, любимец царевны Софьи, который играл в её придворном театре. Его сын Тимофей Грибоедов был воеводой в Дорогобуже и комендантом в Вязьме при Петре I. Его сын Алексей - тоже военный, ушёл в отставку и проживал в имении постоянно. Дом-дворец был построен дедом писателя - Федором Алексеевичем Грибоедовым в середине XVIII века. В начале XIX века усадьба принадлежала дяде поэта, Алексею Грибоедову. Здесь была богатая библиотека, прекрасное собрание картин, домашний театр, на балы съезжались из соседних усадеб представители аристократических семей России. Грибоедовы были связаны узами родства, свойства, дружбы, соседства, служебными отношениями с Лыкошиными, Радищевыми, Станкевичами, Разумовскими, Якушкиными, Хомяковыми, Татищевыми, Ушаковыми, Уваровыми, Шереметевыми, Паниными, Ведбольскими, Волконскими и многими другими. В январе 1817 года здесь была сыграна свадьба дочери владельца усадьбы, Елизаветы, с будущим генерал-фельдмаршалом Иваном Паскевичем.

1. Казанская церковь, расположенная рядом со входом в усадьбу, построена в 1759 году.

2. Помимо остатков паркового ансамбля в усадьбу входит господский дом XVIII века в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.

3. В 1812 году в усадьбе останавливался вице-король Неаполя и обеих Сицилий маршал Франции Мюрат. Во второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1894 году Хмелиту приобрёл граф П.А. Гейден, который не только отреставрировал старинный дворец, но и перевёз сюда собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых были живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро.
Усадьба возвратила себе былую известность и славу культурного дворянского гнезда. После Октябрьского переворота собрание было национализировано и вывезено в столицы. Сама усадьба не пострадала ни в гражданскую, ни в Отечественную войну, но в 1954 году почти полностью сгорела. Так что, в своем первоначальном облике здание, построенное неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко, до наших дней не дошло. Спас усадьбу от окончательной гибели архитектор-реставратор памятников древнерусского зодчества, основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре Пётр Дмитриевич Барановский и его ученик Виктор Евгеньевич Кулаков.
В 1970 году, в связи со 175-летием со дня рождения А.С Грибоедова, усадьба получила статус памятника федерального значения и была поставлена на государственную охрану.

4. Въездные ворота приглашают нас зайти в усадьбу. Усадебный дом с разных ракурсов так и просится в кадр, поэтому фотографий очень много.

5. По сторонам главного дома расположены флигели.

6.

7. Нарядный бело-бирюзовый дом с охристыми деталями живописно окружен старинным парком.

8.

9.

10.

11. Проект реставрации усадьбы предусматривал восстановление грибоедовской усадьбы в ее первоначальном облике на середину XVIII века. Все архитектурные формы дворца, декор его фасадов восстанавливались по сохранившимся фрагментам.

12. Фронтоны главного дома и детали овальной парковой лестницы воспроизводились по аналогии.

13. Первоначальная покраска фасадов подтверждалась отдельными сохранившимися фрагментами.

14. Парадная лестница с двумя подъёмами особенно красива.

15. Вот только львы маловаты.

16.

17.

18. По этой лестнице спускались из парадного бального зала в парк.

19.

20.

21.

22.

23.Зайдем к Грибоедовым и мы.

24. На первом этаже представлена экспозиция, рассказывающая о восстановлении усадьбы и создании заповедника.

25. В 1967 году спасатель русской старины П.Д. Барановский, уроженец Вяземского уезда, проводил реставрационные работы в Болдинском монастыре под Дорогобужем и посетил Хмелиту. В ходе натурного обследования усадьбы именно он определил ее как памятник русского, елизаветинского барокко. После этой поездки по инициативе П.Д. Барановского начались реставрационные работы в грибоедовской усадьбе, которые ее спасли.

26. Первоочередные консервационные работы, а также натурные исследования позволили подтвердить правоту П.Д. Барановского: под позднейшими ампирными наслоениями оказался первоклассный памятник гражданской архитектуры в стиле барокко. Хронологически он принадлежал к 60-м годам XVIII века, а стилистически к архитектуре 40-х годов, т. е. к тому периоду, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в строго ограниченных размерах, а сохранившиеся до наших дней постройки исчисляются единицами.

27.

Интерьеры усадебного дома
Парк


усадьба Грибоедовых. — DRIVE2

400 летний дуб

выходные продолжаются, и лето в самом разгаре. спонтанно но весьма интересно.

главное здание на реконструкции

комната девичЬя

барская спальня


естественно все фото не влезли, да и зачем? кто хочет тот сам всё увидит)))
немного истори):

ХМЕЛИТА ГРИБОЕДОВА. НА ВЯЗЕМСКОМ ВЫСТУПЕ.
ХМЕЛИТА – бывшая усадьба А.С. ГРИБОДОВА
Поездка в Вязьму включала посещение бывшей усадьбы русского дипломата, писателя и музыканта – Грибоедова. Хотелось проехать по местам боев на Ржевско-Вяземском выступе, но разнообразить путешествие осмотром какой-нибудь культурно-исторической достопримечательности. Такой было решено выбрать Государственный исторический и природный музей-заповедник Хмелита, образованный в 1990 году в Вяземском районе.

Вполне приличная асфальтированная дорога ведет к усадьбе из Вязьмы, по ней и проезжают редкие автобусы с экскурсантами. Мы добирались до Хмелиты по другой дороге – со стороны Ржева и Сычевки, по засыпанному гравием большаку. Весьма уныло ехать со скоростью 20 км в час в клубах серой пыли.
Строгий плакатик на калитке вещал, что на территории заповедника «Хмелита» нельзя фотографировать и снимать видео. Собственно и снимать там особо нечего. Особняк сгорел в 1954 году, сейчас восстановлен. Тогда в нем размещались школа, колхозная контора и склад. На полу дворца сушилось липовое лыко. Однажды изрядно «принявшие на грудь» селяне на одном из праздников просто решили погреться и развели в усадьбе костер. Лыко вспыхнуло как порох. Дворец горел целую неделю. Над Хмелитой еще долго висел черный удушливый дым. Ну а потом колхозники стали разбирать стены на кирпич для домашних нужд.
В общем не представляет ничего оригинального. В вокруг него расположены мемориальные, архитектурные и ландшафтные памятники русской усадебной культуры, которые образуют единое культурное пространство.
Купив входные билеты и присоединившись к экскурсии из четырех энтузиастов-грузин, мы прошли по отреставрированным помещениям музея. Скудный набор экспонатов вовсе не повод для критики, а наоборот. После всего, что здесь было при Советской власти, собрать даже несколько оригинальных предметов интерьера позапрошлого века – уже достойно похвалы и уважения.

Напротив усадьбы сохранилась Преображенская церковь конца ХVIII века, построенная Ф.А. и А. Ф. Грибоедовыми. В церкви классические росписи ХХ века.
В усадьбе также сохранились несколько флигелей ХVIII-ХIХ вв., регулярный парк с еловыми, сосновыми, дубовыми аллеями и группами лиственниц и вязов. Хорошо просматриваются остатки фундамента барского дома, в котором юный Грибоедов мог бывать со своими друзьями Лыкошиными.
Усадьба Хмелита стала родовым имением Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова.
В конце ХVIII — начале ХIХ века владельцем этого богатого смоленского имения был Алексей Грибоедов, московский барин, родной дядя великого драматурга. В то время в усадьбе кроме каменного господского дома с четырьмя флигелями были и огромный парк с многочисленными аллеями, цветниками, и конный завод, манеж. В доме были богатая библиотека, картины, домашний театр, прекрасные учителя и гувернеры.
Юный Саша Грибоедов, проводивший летние месяцы в усадьбе своего дяди, мог наблюдать здесь на балах местное дворянство и российское. Так, одним из прототипов Фамусова литературоведы считают дядю поэта, прототипом Софьи — его сестру, в образе Скалозуба видны черты генерала Паскевича, а Чацкий, по мнению многих, это Иван Якушкин, будущий декабрист…

…В 1960-е на пепелище Хмелиты попадает Петр Дмитриевич Барановский — подвижник, архитектор и реставратор. Хмелита стала для него на склоне лет какой-то «лебединой песней». Тем более что и ученик у него достойный в Хмелите нашелся. Автомеханик одной из московских автобаз Виктор Кулаков познакомился с Барановским случайно. Все началось с возведения крыши над развалинами — для того чтобы здесь хоть что-то сохранилось. Потом был период борьбы с советской бюрократией. Кулаков метался между Вязьмой, Смоленском и Москвой, что-то выбивая, подписывая, доказывая, убеждая, упрашивая. Шли годы, и «Хмелита» потихоньку оживала. И вот официальное разрешение получено и в середине 90-х здесь открывается музей. Первый и пока единственный в России музей Грибоедова.
Сначала в отреставрированном доме хотели разместить дирекцию совхоза, деревенский клуб. Но подобный печальный опыт в истории Хмелиты уже был… Кулаков сжал волю в кулак и музей отстоял.
Напротив усадьбы музей флотоводца П.С. Нахимова. Он был открыт к
К двухсотлетию со дня рождения адмирала Нахимова — великого флотоводца, героя Синопа и Крымской войны, погибшего в 1855 году на Малаховом кургане во время обороны Севастополя.
В окресных краях можно еще побывать в селе Липецы (Липицы) . В середине ХVIII века принадлежало Грибоедовым, с 1776 г. Хомяковым, в результате брака А. И. Грибоедова с А. Ф. Хомяковым, дедом поэта. Ансамбль усадьбы ХVIII-ХIХ в. Липецы, расположенный на берегу реки Вазузы, прекрасно вписан в естественный природный ландшафт. Сохранились фундамент главного дома, два флигеля, церковь Преображения — ротонда с двумя приделами. Особую ценность представляет регулярный и пейзажный парк с прудами, образец русского садово-паркового искусства ХVII- ХIХ вв.
Село Федяево. Вотчина Грибоедовых. Сохранившаяся Троицкая церковь 1820 г. классической архитектуры стоит над долиной реки Вязьма.
Село Пигулино. (Ахтырка). Некогда принадлежало Лыкошиным. Сохранилась Ахтырская церковь 1819 г.с классическими росписями в куполе и на паперти. Недалеко от церкви небольшая часовня на берегу реки Лужни, построенная одним из Лыкошиных в благодарность его спасения от гибели при переправе через реку.
Село Высокое. Усадьба Шереметевых середины ХIХ века. Здесь в 1867 году много работал архитектор Н. Л. Бенуа. Усадьба представляет собой хорошо сохранившийся комплекс культовых, жилых и хозяйственных зданий.
Село Торбеево. Церковь Вознесения 1793 года, памятник зрелого класицизма.
Село Никольское. Здесь, в Сычевском уезде в течении года (сент. 1916–1917) работал врачом М. А. Булгаков. Впечатления этого года нашли отражение в его «Записках юного врача».
Село Касня. Принадлежало Волконским. Считается одним из мест действия романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Село Николо-Погорелое. Усадьба Барышниковых сохраняет остатки великолепного некогда усадебного комплекса ХVIII- ХIХ вв.
Село Алекс

Грибоедовская усадьба Хмелита - Елена Хорватова — LiveJournal

Исторические усадьбы России. Грибоедовская усадьба Хмелита

Попав в Вязьму, грех не заехать в Хмелиту. Всего то 35 км по обычной российской дороге, хотя и асфальтированной, но слегка “молью траченной” – и Вы окажетесь в самой старой и самой красивой усадьбе Смоленщины.

Село Хмелита названо по одноимённой речке, на берегах которой в старину росли густые заросли дикого хмеля. Село впервые было упомянуто в Писцовых книгах под 1614 годом. В ту пору им владели князья Буйносовы-Ростовские. С 1680 года село перешло во владение знатного рода Грибоедовых. Капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед выдающегося драматурга и дипломата А.С.Грибоедова, стал владельцем Хмелиты в 1747 году.6 лет спустя Федор Алексеевич распорядился построить в Хмелите роскошную барскую усадьбу. Имя архитектора, создавшего великолепный дворцово-парковый ансамбль, затерялось в прошлом. Ансамбль усадьбы состоит из главного дома, 4 флигелей (3 из которых отстроены заново), усадебной церкви, 2 копаных прудов и остатков регулярного парка.

В конце XVIII-начале XIX в. Хмелитой владеет Алексей Федорович Грибоедов, хлебосольный московский барин, живший летом в Хмелите так же широко и открыто, как и зимой в Москве. В его усадьбе была богатая библиотека, коллекция картин, домашний театр и цыганский хор. У Алексея Федоровича собирался цвет российской аристократии: Уваровы, Якушкины, Шереметевы, Разумовские, Хомяковы, Татищевы, Радищевы, Нахимовы. Летом в усадьбе дядюшки частенько гостил его юный племянник Саша Грибоедов.

Возможно, он встречал среди гостей будущих героев своей бессмертной комедии. Литературоведы увидели в образе Фамусова черты дядюшки писателя Алексея Федоровича Грибоедова, Софья – вероятно сестра драматурга, Скалозуб весьма похож на генерала Паскевича, а в образе Чацкого узнают Ивана Якушкина, будущего декабриста.

Во второй половине XIX в Хмелита приходит в упадок. Лишь в 1894 году имение купил граф Пётр Александрович Гейден, потомок выходцев из Голландии, умеренно-либеральный политик, общественный деятель, впоследствии один из основателей “Партии 17 октября” (“октябристов”).

Он велел отреставрировать старинный дворец и перевез в него великолепную коллекцию живописи, прежде принадлежавшую его тестю князю Дондукову-Корсакову. После 1917 года собрание было национализировано, вывезено в Петроград, Москву и Смоленск и частично утрачено. Хмелита не особенно пострадала в первой половине ХХ века, даже Великая Отечественная Война и оккупация не затронули её.

Но в 1954 году колхозники, желая согреться, развели костер прямо в усадебном доме, в котором сушилось колхозное лыко. Дворец горел несколько дней, после пожара местные жители начали разбирать усадьбу на кирпич.


Парковый вход с красивейшей лестницей. Дядя Грибоедова жил на широкую ногу: в имении были домашний театр, хор цыган, большая библиотека. Постоянно устраивались балы и вечеринки. В наши дни здесь располагается музей.

В 60-е годы в Хмелите случайно оказался выдающийся русский реставратор П.Д.Барановский, он начал восстанавливать обгорелые руины. Реставрацию продолжил ученик Барановского и нынешний директор музея Виктор Кулаков. Он смог преодолеть множество бюрократических рогаток, восстановил дворец и не допустил, чтобы в нём вновь устроили склад колхозного лыка сельский клуб и дирекцию совхоза. В 1995 году во дворце был открыт единственный в стране музей А.С.Грибоедова и героев его комедии “Горе от ума”. Мне довелось побывать в нём 14 лет назад. Тогда музей занимал несколько комнаток на первом этаже, где нам с гордостью показали старинный письменный стол, действительно принадлежавший Грибоедову.

Крутая деревянная лестница ведёт из сеней на второй этаж, к анфиладе восстановленных парадных залов. Сейчас она выглядит так, будто гости Павла Афанасьевича Фамусова Алексея Федоровича Грибоедова покинули их совсем недавно, быть может около суток назад. В роскошном бальном зале собиралось то самое блестящее общество, здесь танцевали, играли в карты, музицировали.

Непременным атрибутом главного зала выглядят портреты их Императорских Величеств: Государыни Екатерины Великой, Александра I и матушки Елизаветы Петровны, в царствование коей и был воздвигнут дворец.

Рядом с залом устроена столовая, где можно увидеть подлинную посуду, принадлежавшую Грибоедовым, а

Усадьба Хмелита - Наводы — LiveJournal

Парк в усадьбе Хмелита
Небольшой исторический экскурс: родовое гнездо Грибоедовых, усадьба Хмелита - старейшая из сохранившихся на Смоленщине барских усадеб. Первым владельцем Хмелиты был полковник Семён Грибоедов, любимец царевны Софьи, который играл в её придворном театре. Его сын Тимофей Грибоедов был воеводой в Дорогобуже и комендантом в Вязьме при Петре I. Его сын Алексей - тоже военный, ушёл в отставку и проживал в имении постоянно. Дом-дворец был построен дедом писателя - Федором Алексеевичем Грибоедовым в середине XVIII века. В начале XIX века усадьба принадлежала дяде поэта, Алексею Грибоедову. Здесь была богатая библиотека, прекрасное собрание картин, домашний театр, на балы съезжались из соседних усадеб представители аристократических семей России. Грибоедовы были связаны узами родства, свойства, дружбы, соседства, служебными отношениями с Лыкошиными, Радищевыми, Станкевичами, Разумовскими, Якушкиными, Хомяковыми, Татищевыми, Ушаковыми, Уваровыми, Шереметевыми, Паниными, Ведбольскими, Волконскими и многими другими. В январе 1817 года здесь была сыграна свадьба дочери владельца усадьбы, Елизаветы, с будущим генерал-фельдмаршалом Иваном Паскевичем.
1. Казанская церковь, расположенная рядом со входом в усадьбу, построена в 1759 году.

2. Помимо остатков паркового ансамбля в усадьбу входит господский дом XVIII века в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.

3. В 1812 году в усадьбе останавливался вице-король Неаполя и обеих Сицилий маршал Франции Мюрат. Во второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1894 году Хмелиту приобрёл граф П.А. Гейден, который не только отреставрировал старинный дворец, но и перевёз сюда собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых были живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро.
Усадьба возвратила себе былую известность и славу культурного дворянского гнезда. После Октябрьского переворота собрание было национализировано и вывезено в столицы. Сама усадьба не пострадала ни в гражданскую, ни в Отечественную войну, но в 1954 году почти полностью сгорела. Так что, в своем первоначальном облике здание, построенное неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко, до наших дней не дошло. Спас усадьбу от окончательной гибели архитектор-реставратор памятников древнерусского зодчества, основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре Пётр Дмитриевич Барановский и его ученик Виктор Евгеньевич Кулаков.
В 1970 году, в связи со 175-летием со дня рождения А.С Грибоедова, усадьба получила статус памятника федерального значения и была поставлена на государственную охрану.

4. Въездные ворота приглашают нас зайти в усадьбу. Усадебный дом с разных ракурсов так и просится в кадр, поэтому фотографий очень много.

5. По сторонам главного дома расположены флигели.

6.

7. Нарядный бело-бирюзовый дом с охристыми деталями живописно окружен старинным парком.

8.

9.

10.

11. Проект реставрации усадьбы предусматривал восстановление грибоедовской усадьбы в ее первоначальном облике на середину XVIII века. Все архитектурные формы дворца, декор его фасадов восстанавливались по сохранившимся фрагментам.

12. Фронтоны главного дома и детали овальной парковой лестницы воспроизводились по аналогии.

13. Первоначальная покраска фасадов подтверждалась отдельными сохранившимися фрагментами.

14. Парадная лестница с двумя подъёмами особенно красива.

15. Вот только львы маловаты.

16.

17.

18. По этой лестнице спускались из парадного бального зала в парк.

19.

20.

21.

22.

23.Зайдем к Грибоедовым и мы.

24. На первом этаже представлена экспозиция, рассказывающая о восстановлении усадьбы и создании заповедника.

25. В 1967 году спасатель русской старины П.Д. Барановский, уроженец Вяземского уезда, проводил реставрационные работы в Болдинском монастыре под Дорогобужем и посетил Хмелиту. В ходе натурного обследования усадьбы именно он определил ее как памятник русского, елизаветинского барокко. После этой поездки по инициативе П.Д. Барановского начались реставрационные работы в грибоедовской усадьбе, которые ее спасли.

26. Первоочередные консервационные работы, а также натурные исследования позволили подтвердить правоту П.Д. Барановского: под позднейшими ампирными наслоениями оказался первоклассный памятник гражданской архитектуры в стиле барокко. Хронологически он принадлежал к 60-м годам XVIII века, а стилистически к архитектуре 40-х годов, т. е. к тому периоду, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в строго ограниченных размерах, а сохранившиеся до наших дней постройки исчисляются единицами.

27.

Интерьеры усадебного дома
Парк
Музей Нахимова в Хмелите


Хмелита (усадьба А. С. Грибоедова) — Россия — Планета Земля

Хмелита (усадьба A.C. Грибоедова)

На фото главный дом-дворец усадьбы Хмелита — одни из немногих сохранившихся образцов усадебной архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Самая яркая деталь — присущая той эпохе лестница-подкова.

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»

Музей-заповедник «Хмелита» создан в целях сохранения памятников истории и культуры, уникального природного ландшафта и памятных мест, связанных с именем великого русского писателя A.C. Грибоедова. Центр заповедника — Хмелита, родовая усадьба Грибоедовых, в которой прошли детство и ранняя юность Александра Сергеевича, будущего автора «Горе от ума» и выдающегося дипломата (1795-1829 гг.). В 1995 г. здесь открыт единственный в России музей великого драматурга и государственного деятеля.

Хмелита — самая старая из сохранившихся до наших дней дворянских усадеб Смоленской области, родовое имение Грибоедовых с 1680 г. Она находится в центре одноименного села, известного с 1614 г. С того времени, как здесь обосновались Грибоедовы, Хмелита и ее округа получили в народе прозвище «грибоедовщина». Само же село получило название от речки Хмелитки, по берегам которой буйно рос хмель.

В XVI в. село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским. В конце XVII в. имение от них переходит к Грибоедовым. С 1747 г. хозяином Хмелиты был лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед драматурга. Это его стараниями она обрела вид богатой каменной усадьбы и процветала.

Строительство главного дома началось в 1753 г. Неизвестный автор проекта дворцово-паркового ансамбля создал, как сказано в плане генерального межевания 1778 г., «господский каменный дом о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярный парк с глухими и открытыми аллеями, два копаных пруда с саженой рыбой, хорошие цветники с каменными статуями». Под «саженой» рыбой понималась разведенная, а «хорошими цветниками» в ту пору именовали клумбы. Помимо разных хозяйственных служб усадебный ансамбль дополняла построенная Федором Грибоедовым в 1759-1767 гг. каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери: с трехъярусной колокольней, трапезной и двумя приделами — Никольским и Иоанно-Предтеченским.

В Хмелите автор «Горе от ума» жил в 1790-1810-е гг., в детские и юношеские годы, вместе с матерью Настасьей Федоровной и сестрой Марией Сергеевной. С 1780 г. Хмелитой владел родной брат Настасьи Федоровны и дядя драматурга — коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов. Доставшееся ему в наследство от отца прекрасно налаженное и организованное хозяйство он поддерживал в образцовом порядке.

Те, кто внимательно читал «Горе от ума» и знаком с биографией автора, без особого труда узнают в действующих лицах тех, кто частенько бывал гостями Хмелиты. Попасть сюда стремились многие. Местный «свет» восторгался Хмелитой: она была роскошнее, уютнее, аристократичнее других усадеб, и общество здешнее считалось избранным. Гости бывали разные, так что образы бессмертной комедии явно навеяны знакомством Грибоедова с их живыми прообразами. И уж совсем не без оснований современники считали прототипом Фамусова дядю Грибоедова — Алексея Федоровича, хозяина поместья. В Хмелите и соседних с ней усадьбах Грибоедов изучал культурно-историческую среду и ее типичных представителей.

Здесь же, в Хмелите, молодой Грибоедов вместе с сестрой Марией и кузинами Елизаветой и Софьей настойчиво изучал иностранные языки. У него было несколько гувернеров, и он знал уже в юности немецкий, французский, английский и итальянский языки. А также брал уроки музыки, занимался рисованием и верховой ездой.

Не сохранилось сведений о том, посещал ли Грибоедов Хмелиту в 1820-е гг., но родственные отношение с дядей он поддерживал до самой своей трагической смерти.

В 1967 г. на пепелище, что находилось на месте некогда процветавшей усадьбы, приехал архитектор-реставратор Петр Барановский — известнейший подвижник, тонкий знаток русского зодчества. По его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе Хмелита.

Во второй половине XIX в. Хмелита начала приходить в упадок: чувствовалось отсутствие заботы и присмотра. В 1894 г. владельцем стал граф Петр Гейден, впоследствии член Первой государственной думы. Человек состоятельный, большой знаток искусства, он не только отреставрировал старинный дом, но и перевез в него коллекцию полотен мирового значения. Но вскоре грянула революция, все имущество усадьбы было национализировано, а дом стали потихоньку разбирать на кирпичи для коровников.

В своем первоначальном виде Хмелита не сохранилась, огромный ущерб зданию причинил пожар 1954 г. Дом долго простоял без крыши, под снегом и дождем.

Своим возрождением Хмелита обязана реставратору с мировой известностью Петру Барановскому (1892-1984 гг.). Он был выдающимся знатоком русской старины, но как смолянин особенно любил смоленские памятники. По его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе Хмелита. В 1967 г., в ходе натурного обследования усадьбы, именно он определил ее как памятник русского елизаветинского барокко.

Единственный в России музей драматурга и дипломата Грибоедова начал формироваться в Хмелите с конца 1987 г., а в 1990 г. на базе уже существовавшего музея-усадьбы был создан Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Хмелита».

Сам музей располагается в главном доме усадьбы, построенном и восстановленном в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко с характерной для той эпохи наружной лестницей. В цокольном этаже разместилась экспозиция «A.C. Грибоедов и его время». Среди наиболее ценных экспонатов — рабочий письменный стол писателя, рукописи комедии «Горе от ума» 1820-х гг., первое издание этого произведения 1833 г., прижизненные издания других работ Грибоедова, портреты его и современников, любимые книги, виды мест, связанных с Грибоедовым, предметы быта конца XVIII — первой трети XIX в.

В состав заповедника кроме главного дома входят мемориальные и историко-архитектурные памятники. Это села Григорьевское, Богородицкое и Никольское с Никольским садом, связанные с пребыванием здесь великого писателя. Григорьевское принадлежало Лыкошину — автору мемуаров о Грибоедове, здесь сохранились остатки усадебного ансамбля XVIII-XIX вв.

Также в составе заповедника сельцо Городок — место усадьбы Нахимовых, где родился выдающийся флотоводец, герой Синопского сражения и Крымской войны адмирал Павел Степанович Нахимов (1802-1855 гг.). Здесь же и погост Спас-Волжинский, в церкви которого он был крещен. 5 июля 2002 г., в день 200-летия со дня рождения адмирала, в Городке открыт единственный в России музей П.С. Нахимова. Ежегодно здесь проводятся Всероссийский Нахимовский праздник и Всероссийские соревнования по судомодельному спорту.

Частью заповедника являются расположенные по всей его территории археологические памятники — городища, селища, курганные могильники и природные объекты: Семеновское и Трасливское болота, играющие важную роль в поддержке экологического баланса в бассейнах рек Волга и Днепр.

В 2009 г. в состав заповедника был включен мемориал «Богородицкое поле» памяти воинов Западного и Резервного фронтов прорывавшихся с боями из окружения в октябре 1941 г. В 2012 г. в селе Богородицкое в одной из отреставрированных построек бывшей дворянской усадьбы волей подвижников-поисковиков был открыт уникальный музей «Богородицкое поле», посвященный памяти воинов, навечно оставшихся в хмелитской земле, погибших в битве за Москву, в одном из самых трагичных эпизодов войны — Вяземском котле, где убитыми и пленными РККА потеряла до 900 тыс. человек, пробиться с боями из окружения удалось лишь каждому десятому.

Хмелита (усадьба A.C. Грибоедова) на карте

Общая информация

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник A.C. Грибоедова «Хмелита».

Административная принадлежность: с. Хмелита, Вяземский район, Смоленская область.

Основан: 1990 г.

Открыт: 1995 г.

Памятные даты и ежегодные мероприятия: 15 января — день рождения А.С. Грибоедова, 11 февраля — день памяти А.С. Грибоедова, май — Всероссийский Грибоедовский праздник, 12 июля — день памяти адмирала П.С. Нахимова.

Цифры

Площадь: общая охраняемая — 246,33 км2, экспозиционно-выставочная — 680 м2, временных выставок — 65 м2, фондохранилищ — 80 м2, парковая — 0,83 км2.

Единиц хранения: 9447, из них 6634 предметов основного фонда.

Коллекции: редкая книга — 2819, графика — 874, декоративно-прикладное искусство — 193 единиц хранения.

Количество сотрудников: 93, из них 24 научных.

Среднее количество посетителей в год: 30 тыс. (2014).

Удаленность: 37 км к северо-западу от Вязьмы, 135 км к северо-востоку от Смоленска, 237 км к западу от Москвы (по прямой).

Климат и погода

Умеренный континентальный.

Прохладное, дождливое лето, затяжная умеренно холодная зима.

Средняя температура января: -9°С.

Средняя температура июля: +17°С.

Среднегодовое количество осадков: 700 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 75%.

Экономика

Сфера услуг: туристические.

Достопримечательности

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник A.C. Грибоедова «Хмелита»
  • Усадьба: главный дом в стиле барокко (середина XVIII в., перестроен в начале XIX в. в стиле классицизм), Казанская церковь (1767) с колокольней, регулярный (середина XVIII в.) и пейзажный (XIX в.) парки с прудами, флигели, ворота, хозяйственные постройки.

  • Мемориальные и историко-архитектурные памятники: села и усадьбы Никольское (Никольский сад), Григорьевское, Богородицкое, Городок, Косткино.

  • Археологические памятники: городища, селища, курганные могильники,

  • Природные: Семеновское и Трансливское болота.
  • Филиалы: Дом-муз. П.С. Нахимова (2002), мемориал памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле» (2009), Музей «Богородицкое поле» (2012).

Любопытные факты

  • На рубеже XVIII-XIX вв. в Хмелите кроме церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, было еще два храма. В полутора километрах от нее, за речкой Скоробовкой, находилась каменная кладбищенская Алексеевская церковь, построенная в 1794 г. в виде ротонды с окружавшей ее колоннадой. Рядом была сооружена двухъярусная колокольня. Третий храм — Успенский — был деревянным, кладбищенским и просуществовал до 1836 г. Все три хмелитские церкви являлись архитектурными доминантами и придавали Хмелите завершенный архитектурный и живописный вид.

  • В январе 1817 г. в Хмелите состоялась свадьба дочери владельца усадьбы — Елизаветы, двоюродной сестры Грибоедова. Ее мужем стал Иван Паскевич, впоследствии — генерал-фельдмаршал, герой Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. и Отечественной войны 1812 г., заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. и взятия Парижа в 1814 г., а также жестоко подавивший Польское восстание 1831 г. и Венгерское 1849 г.

  • Во время Отечественной войны 1812 г. в Хмелите вместе с французскими войсками останавливался ближайший сподвижник Наполеона, вице-король Неаполя и Сицилии, маршал Франции Мюрат, Во время отступления французских войск в Хмелите стоял конный партизанский отряд генерал-майора И.М. Бегичева.

  • Выдающийся реставратор архитектурных памятников Петр Дмитриевич Барановский специализировался на древнерусском зодчестве. Он родился в крестьянской семье, стал инженером-строителем, затем — искусствоведом. В самый разгар революции и Гражданской войны занимался восстановлением церквей и монастырей в Ярославле, организовал экспедиции на Русский Север. Он был также основателем Музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Спасо-Андрониковом монастыре. Барановский пережил арест и три года провел в лагерях по ложному доносу и обвинению в «намеренном разрушении музеев».

  • К счастью, не смотря на пожары и лихолетья, главный дом частично сохранил ко второй половине XX в. свой первоначальный объем и внутреннюю планировку. Исследования позволили выявить под позднейшими наслоениями памятник архитектуры 1740-х гг. Тогда каменное гражданское строительство за пределами Санкт-Петербурга велось в ограниченных размерах, а сохранившиеся памятники исчисляются единицами. В 1970 г. усадьба была поставлена на государственную охрану как редкий памятник елизаветинского барокко.

  • С 1988 г, здесь регулярно проводятся грибоедовские праздники. Ежегодное мае устраивается Всероссийский Грибоедовский праздник. В январе традиционно отмечается день рождения A.C. Грибоедова с участием писателей России.


Смотрите также

Описание: