Где находится троицкий мост


Троицкий мост в Санкт-Петербурге - Мостотрест

Характеристики моста

Троицкий мост соединяет Марсово поле в Центральном районе с Троицкой площадью на Петроградской стороне. Это 10-пролетное сооружение раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролетом у левого берега.

Постоянные пролетные строения представляют собой сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Размеры пролетов (слева направо, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18.

Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Отверстие разводного пролёта — 43 метра в свету. Разводка производится с помощью гидравлической системы.

Левобережный постоянный пролёт перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. Правый берег соединен с металлической частью моста трехпролетной каменной аркадой длиной 89,9 метра. Аркада, построенная по проекту Г.Г. Кривошеина, представляет собой бесшарнирные каменные своды на свайном основании с тремя отверстиями, облицованные гранитом.

На постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки.

Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски — из красного полированного гранита.

Для освещения на мосту установлено 16 больших канделябров с тремя плафонами и 24 малых канделябра с одним плафоном.

История моста

Первая переправа в этой части города появилась в 1803 году чуть выше по течению. Наплавной мост, который состоял из деревянных барок-плашкоутов, пересекал Неву от домика Петра Первого до Летнего сада. Переправа называлась Петербургский мост. А в 1827 году плашкоутный мост был построен на том месте, где мы привыкли его видеть. Он получил имя Суворовский — в честь площади, где стоит памятник великому русскому полководцу Александру Суворову.

Суворовский был самым длинным из наплавных мостов Петербурга, больше 500 метров, и выделялся своим пышным убранством. Порталы, перила, фонарные столбы с двуглавыми орлами — все чугунные архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.

В 1876 году на мосту открыли конную железную дорогу (конку, предшественницу трамвая). По рельсам, проложенным по укрепленному, тогда еще Суворовскому, мосту открытый экипаж везла пара лошадей.

В 1890-е годы власти Санкт-Петербурга решили навести постоянную переправу через Неву, провели международный конкурс. Среди участников была, в том числе, знаменитая фирма Александра Эйфеля, которая возвела Эйфелеву башню в Париже. Но лучшим был признан проект французской компании «Батиньоль». Эта компания предложила новую технологию, позволявшую снизить расход металла. В те годы Россия и Франция сделали ряд политических шагов навстречу друг другу. В сентябре 1896 год, во время визита Николая Второго во Францию, был заложен мост Александра Третьего через Сену. А в августе 1897 года в присутствии президента Франции заложили Троицкий мост. Согласно специальному пункту договора, мост в Петербурге строили только российские рабочие и только из отечественных материалов.

Мост был сооружен 10-пролетный. Разводной пролет расположился у левого берега и представлял собой двурукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для пролетного строения в период разводки. Разводка производилась с помощью электромеханического привода. Средний, самый большой, пролет (96,4 метра) был перекрыт трехшарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с криволинейным очертанием нижнего пояса с консолями.

16 мая (29 мая по новому стилю) 1903 года, в дни празднования 200-летия столицы Российской Империи, состоялась церемония открытия моста. Присутствовал император Николай Второй и члены императорской фамилии. Царь нажал кнопку и привел в действие огромные электромоторы разводного пролета.

Новый мост получил имя Троицкий, по Троице-Петровскому или Троицкому собору на Петроградской стороне, который просуществовал до 1932 года.

В 1936 году двуглавых орлов, украшавших мост, заменили на пятиконечные звезды.

За свою жизнь мост претерпел несколько переименований. В 1918 году его назвали мостом Равенства, в декабре 1934 года — Кировским, в память о советском политическом деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 года ему вернули историческое наименование — Троицкий мост.

Мост ремонтировали несколько раз. В 1965–1967 годах была проведена полная реконструкция левобережной части и разводного пролета. Раньше это была двукрылая симметричная система — мост разводился в горизонтальной плоскости. Двукрылый разводной пролет заменили на однокрылый, и теперь крыло у Марсова поля поднимается вертикально, как и у других невских мостов. Разводной пролет оборудован современным гидравлическим приводом. На время ремонта движение не закрывали — соорудили временную переправу и проложили по ней трамвайные пути. Транспорт не прекращал ходить через мост ни на один день.

В 1977 году капитально отремонтировали проезжую часть и тротуары, также был выполнен ремонт поврежденной фасадной фермы. Летом 1991 года заменена гидроизоляция проезжей части без закрытия движения. Для изоляции металлических частей моста от поверхностных вод вместо традиционного рубероида был применен полиуретан — материал более эластичный и долговечный.

В самом конце XX столетия город принял решение о новой реконструкции Троицкого моста. Ремонт начался в октябре 2001 года, а 16 ноября 2002 года Троицкий мост торжественно ввели в эксплуатацию. 

В ходе ремонта модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета. Восстановлен первоначальный архитектурный облик Троицкого моста: на обелиски вернулись двуглавые орлы и короны. Даже заклепки на пролетном строении заменили цилиндрическими болтами с полукруглыми головками исторической формы. Тогда же мост получил художественную подсветку. Обновили дорожное покрытие и трамвайные пути.

В 2006 году трамвай по Троицкому мосту ходить перестал. В октябре 2016 года на мосту было возобновлено трамвайное движение: вернулась знаменитая «тройка».

Дополнительная информация

Троицкий мост окружен легендами. По одной из них знаменитый летчик Валерий Чкалов, чтобы завоевать сердце своей невесты, совершил дерзкий полет под мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов». На съемках фильма в 1940 году каскадер-летчик Евгений Борисенко пролетал под мостом шесть раз.

На вершине моста есть точка, указывающая на его середину. Точку можно найти на перилах — там, где узоры решетки меняют наклон.

Ось Троицкого моста в северной части пересекает Пулковский меридиан.

Обзор с Троицкого моста включает в себя вид на Стрелку Васильевского острова и сразу на 7 других мостов:

  • Дворцовый через Большую Неву;
  • Биржевой через Малую Неву;
  • Иоанновский через Кронверкский проток;
  • Эрмитажный через Зимнюю канавку;
  • Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку;
  • Прачечный через Фонтанку;
  • Литейный через Неву.

Троицкий — единственный в Петербурге мост, который разводят в праздник выпускников «Алые Паруса». С 2005 года в разводной пролет моста в этот день медленно входит парусник, символ праздничного вечера.

Троицкий мост - Видео

Троицкий мост в Петербурге - история, график разводки, мифы

Автор Евгения Решетникова На чтение 8 мин. Просмотров 85 Опубликовано

Одним из старейших, популярных и красивых объектов на территории Санкт-Петербурга, является разводной Троицкий мост (ранее Кировский). Его ажурные чугунные пролеты, имеют большую художественную ценность. Массивность имперского стиля, создает неповторимый вид. Это 3-й по величине и значимости, из главных, переправ Питера.

До 1965 года, был признан самым длинным в городе. Используется в качестве пешеходного, автомобильного, а также пролегают трамвайные пути. Кировский мост в Санкт-Петербурге привлекает туристов, и считается чуть ли не «хлебной карточкой» художников.

Официальные данные

Длина (общая)582 м
Ширина23,5 м
Вес11 тысяч тонн
Какую реку пересекает?р. Нева
Количество пролетов10
Что соединяет?Марсово поле и Троицкую площадь

История Троицкого моста

Первый Троицкий мост построили в 1803 году. Он находился выше по течению, чем современный. Первый вариант был плавучий — плашкоутный, т.е. имел опоры-понтоны. Сейчас данный вид используется для поддержки кранов и другой тяжелой техники, для работы на воде.

Изначально являлся деревянным и сооружался в весенне-летний период. Зимой же горожане пересекали реку по льду. Устанавливали переправу как раз напротив Летнего сада, что немного выше по Неве, и называли Петербургским. Прослужил городу — 20 лет.

В 1824 году возникла необходимость в постройке нового моста, так как старый уже начал приходить в негодность. Именно тогда его передвинули ниже и он стал соединять 1-й Адмиралтейский и Петроградский острова, через Троицкую и Суворовскую площади. Реконструкция, на тот момент еще плавучего моста, была завершена по проектам Базена П., Лебедева В. и Зуева А. в 1827 году.

Изначально его хотели назвать Суворовским, поскольку совсем рядом располагается Марсово поле, а на нем памятник полководцу. Но, передумали и переправа получила имя в честь рядом находившейся Троицкой площади. Эксплуатировали его около 70 лет.

В 1934 году скончался Первый секретарь Ленинградского обкома — Киров Сергей Миронович, в его память мост переименовывают в Кировский.

А в 1897 г началась еще одна основательная реконструкция, которая продлилась до 1903 года. В это период Троицкий мост в Питере стал постоянным. Был объявлен международный конкурс, количество проектов достигло 16. Позже провели еще один тендер, который выиграла французская компания. Было еще несколько вариантов, но Дума выбрала фирму «Батиньоль», которой управлял Э.Г. Эйфель. Он предложил проект моста арочной системы.

Строительство постоянного моста обошлось более чем в 5 млн. В контракте был специальный пункт, в котором говорилось, что строить Троицкий мост будут только русские рабочие и использоваться русские материалы. Утвержден проект Николаем II — 5 июня 1897 г.

Именно тогда переправа становится стальной. Сносится, регулярно подтопляемая, дамба из земли, расширяется и создается набережная из гранита. И Троицкий мост в Санкт-Петербурге приобретает знакомый всем вид и название.

Открытие моста собирались приурочить к юбилею свадьбы императорской четы, но своевременно его не завершили. Строительная фирма заплатила огромный штраф и открылся мост уже к 200-летнему дню рождения Санкт-Петербурга.

Были возведены временные трибуны и шатер для президента Франции и императора, чтоб гости Северной Пальмиры смогли сполна насладиться зрелищем крестного хода и последующим салютом. Еще долго в местных газетах Троицкий мост называли российско-французским символом дружбы.

Большое впечатление на людей произвело то, что первый развод моста был произведен простым нажатием кнопки, которую осуществил император России.

В 2001 году началась капитальная реставрация пролетного строения, с закрытием переправы. Была восстановлена вся архитектурная часть решеток, опор освещения, обелисков и др. Мост заново окрашен. Многие внутренние части подверглись кардинальной замене и модернизации. Кроме того, ему возвращены изначальные символы императорской власти (корона и двуглавый орел). Также была выполнена замена некоторых опорных частей, гранитной облицовки и многого другого.

Как сделан, внешний вид

Мост красивый, изящный и большой, при этом имеете сложную конструкцию. Наиболее интересен 5-ый пролет. Визуально пролеты похожи на арочные сквозные фермы. На самом же деле — это сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Самый большой пролет — средний, 96 м. Имеет арочные, клепаные, решетчатые фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление. 

Разводится мост у левого берега, при помощи электромеханического или ручного привода. Открывается на максимальную ширину под углом 72º. Пролет — однокрылый. Перильное ограждение имеет гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.

Правый берег соединяет пролетную часть каменная аркада, ее длина — 79,88 м.

Освещается Троицкий мост 16-ю канделябрами, которые, в свою очередь, имеют по 3 плафона. Дополнительно есть 24 маленьких канделябра.

Решетка моста и фонари были спроектированы архитекторами Р. Патульяр и В. Шаброль в стиле французского модерна.

Если въезжать мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральные колоны-обелиски. На пьедесталах располагаются мемориальные доски. Они посвящены людям, стоявшим мост и другим событиям, связанным с этой достопримечательностью.

Проезжая часть и тротуар разграничены поребриком, высотой — 50 м. По оси располагается разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам, есть возможность спуститься к воде.

График разводки

Туристам следует помнить, что Троицкий мост в Санкт-Петербурге подъемный. Развод начинается с 10 апреля и до 30 ноября.

Осуществляется в ночное время с 1.20 до 4.50 утра.

Первый раз разводка Троицкого моста была произведена ещё Николаем II в 1903 году. В то время разводной механизм сильно отличался от нынешнего и крыло двигалось по горизонтали, открывая проход для судов.

В наши дни это сооружение уникально тем, что у него всего одного крыло, которое раскрывает просвет для судоходства. Сейчас разводка осуществляется благодаря гидравлическому приводу и противовесу массой в 1450 тонн. Чтобы поднять крыло на 70 градусов, механизмам требуется всего 6 минут.

Откуда лучше смотреть развод Троицкого моста?

Рядом с Зимним дворцом — лучше место для обзора. Конечно, можно увидеть и со стрелки Васильевского острова, но виден будет вдалеке. Многие туристы останавливаются прямо на Дворцовой и Петропавловской набережных, но летом необходимо приходить и занимать место минимум за час до официального графика разводки.

Интересные факты

В связи с различными событиями, переправа регулярно переименовывалась. С 1918 до декабря 1934 он назывался мостом Равенства. В связи со смертью Кирова С. М. произошло переименование в Кировский, кроме того, были заменены двуглавые орлы на обелисках. В 1991 году вернули официальное название Троицкий мост.

  • Разводная часть переправы располагается ближе к Дворцовой набережной.
  • Троицкий мост является объектом охраняемого культурного наследия РФ за номером 7802128000.
  • Пулковский нулевой меридиан находится в северной части переправы, по другим источникам он проходит по оси.
  • Если присмотреться к изменениям в наклоне орнамента, то можно в точности узнать середину моста.
  • Несмотря на прицельный и регулярный обстрел во время оккупации, городской мост ни разу не был разрушен, лишь частично пострадал.
  • Освещение переправы также заслуживает внимания. Фонари сделаны в виде торшеров, где нижние шары имеют чуть меньший размер, чем верхний, чтоб визуально они казались одинаковыми.

В Санкт-Петербурге туристы очень любят фотографировать переправу ночью, поскольку в это время суток Троицкий мост красиво подсвечен и выглядит поистине завораживающее.

В 1965 году началась реконструкция разводного пролета. Вместо горизонтального, он стал подъемным. Ширина была увеличена вполовину и стала 43 м. Были установлены гранитные скамейки вдоль парапетов. Также увеличили проезжую часть Троицкого моста.

Различный стройматериал, а также гранитные плиты, которые остались после основного строительства, были использованы для возведения в 1909 году костела в Ковенском переулке. Руководителем проекта стал Ландау И., бывший главным строителем Троицкого моста.

Обратите внимание на памятные доски, которые размещены на некоторых фонарях Троицкого моста. Это своеобразная история города. На них можно прочитать о значимых для переправы датах. Узнать о людях, которые принимали активное участие в его закладке и последующем строительстве.

Приметы и суеверия

Для многих горожан Троицкий мост важен благодаря большому количеству связанных с ним легенд и мифов.

Считается, что брак будет удачен, если молодожены увидят с него еще семь других и бросят в воду мешочек или коробочку из-под колец. Изначально в примете было сказано про обязательное посещение мостов, но современные реалии (множество застроек, перекрытых дворов и пробки на дорогах) внесли некоторые коррективы.

Летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград, для службы. Считался большим виртуозом своего дела, в 1927 г он пролетел между опорами Троицкого моста. В 1940 г вышел фильм-автобиография и этот же трюк для кино повторил летчик Евгений Борисенко.

Адрес и как добраться

Троицкий мост соединяет два берега Петроградского и 1-го Адмиралтейского островов. До него легко дойти от станций метро «Горьковская» или «Невский проспект». Время в пути не более 10 минут.

Другой вариант – доехать на автобусах 49 или 181 до Суворовской площади.

Кировский мост на карте города:

Достопримечательности рядом

Троицкий мост располагается в исторической части города, поэтому вы можете увидеть его, посещая другие интересные места и музеи Санкт-Петербурга.

Рядом с Марсовым полем расположились Мраморный и Кантемировский дворцы. Напротив — Летний сад, Дворец Петра I. На Суворовской площади — Дом Салтыковых.

По другую сторону — Храмя Святой Троицы, Домик Петра I, Государственный музей политической истории.

По соседству располагаются мосты: Литейный мост, Дворцовый мост, Иоанновский, Биржевой, Прачечный и Эрмитажный мосты.

Также рядом располагается Заячий остров, на котором много различных достопримечательностей: Петропавловская крепость, Потерна Государева бастиона, Государственный музей истории города, Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко и др.

Приезжая в Петербург, обязательно посетите Троицкий мост. Прогулка по исторически значимым местам всегда помогает проникнуться атмосферой города. Кировский мост в Санкт-Петербурге красив в любое время, а фото в личном архиве еще долго будут будить воспоминания от посещения этого удивительного места.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге | Гид по Петербургу 2020

Краткое описание

Разводной Троицкий мост через Неву это третий по старшинству, второй по протяжённости и один из красивейших мостов в городе. Он относится к объектам культурного наследия РФ. Его ажурная конструкция, богатые украшения вызывают незабываемые впечатления днём, а ночью, когда включаются фонари и подсветки, его вид преображается — яркие тёплые огни, отражаясь в Неве, представляют собой потрясающее зрелище.

Он связывает два острова между собой — 1-й Адмиралтейский и Петроградский. Здесь проходит Пулковский меридиан, который до начала ХХ века в Российской империи служил для расчёта географической долготы на картах в качестве нулевого меридиана.

Троицкий мост предназначен для пешеходного, автомобильного, трамвайного движения. Соединяет, находящиеся на разных берегах площади — Суворовскую и Троицкую. С него открываются самые красивые панорамы на Зимний дворец, другие соседние мосты, Петропавловскую крепость, Васильевский остров.

Основной материал прочной, монолитной и при этом достаточно лёгкой конструкции Троицкого моста — сталь. Применялись и другие материалы — со стороны правого берега построена каменная эстакада из 3-х пролётов. Средняя часть состоит из 5-ти пролётов  — это металлические конструкции, с консольно-арочными и консольно-балочными фермами. У левого берега расположен однокрылый разводной пролёт, который раньше был меньше, а после реконструкции его увеличили и сейчас его длина составляет 96,4 м. Всего у моста 10 пролётов. Ширину Троицкого моста после очередной реконструкции тоже увеличили до 23,6 м, его  длина 582 м.

За всё время своего существования мост несколько раз менял названия — Петербургский, Троицкий, мост Равенства, Кировский и затем его снова переименовали в Троицкий.

История

Первым на этом участке Невы был установлен в 1803 году плашкоутный мост, т.е.плавучий, опирающийся на плоскодонные суда. Тогда он носил название Петербургский. Через 20 лет из-за того, что он в процессе эксплуатации пришёл в негодность и  не сочетался по стилю с местными архитектурными ансамблями, возникла необходимость его перестройки.

До строительства моста Александра Невского в 1965 году, одного из самых крупных железобетонных мостов в стране — длина с пандусами 905,7 м, он был самым длинным в северной столице. Троицкий мост с ажурными пролётами, пышными аристократическими украшениями известен не только своей красотой — у него богатая история. Несколько раз он перестраивался и реконструировался.

Возведение нового плашкоутного моста

С 1824 по 1927 год был построен новый плашкоутный мост с каменными устоями по берегам, с правого берега была сооружена дамба, глубоко впадающая в Неву. Вначале его планировали назвать Суворовским, так как поблизости находился памятник А. В. Суворову, но назвали Троицким, от расположенной рядом Троицкой площади.

Отличие от других плашкоутных мостов:

  • Много богатых декоративных украшений
  • Методом чугунного художественного литья изготовили перила, решётки, порталы, фонарные столбы
  • Много деталей были выполнены из меди
  • Отдельные элементы имели покрытие из сусального золота

В 1876 году здесь построили линию конно-железной дороги — это потребовало предварительных работ по укреплению конструкции моста. В мае этого же года открыли движение конки.

Постоянный мост

Плашкоутная конструкция не вполне устраивала по своему функционалу и поэтому со временем возникла потребность, для упрощения его эксплуатации и поднятия статуса этой местности, в создании постоянного моста.

С 1883 по 1897 год были рассмотрены множество вариантов, проведены городской думой два международных конкурса — в 1892 и 1896 годах на лучший архитектурный проект. В нём участвовали известные зарубежные и русские инженеры и фирмы. Несколько из них получили главные премии, первую — фирма А. Г. Эйфеля.

Только после долгих выборов, в феврале 1897 года, решили поручить строительство моста французской фирме — Батиньоль, с условием, что работы будут проводиться русскими рабочими и из местных материалов. Окончательный проект разрабатывали многие архитекторы и инженеры Санкт-Петербурга:

  • Ф. Г. Зброжек
  • Н. Б. Богуславский
  • Л. Н. Бенуа
  • А. П. Веретенников

Торжественная церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года  в присутствии императорской семьи. Полностью строительство закончилось в 1903 году. В марте этого года открыли пешеходное движение, а 16 мая была проведена торжественная церемония открытия моста в присутствии Николая II и императорской семьи.

Новые названия и реконструкции моста

В дальнейшем Троицкий мост несколько раз переименовывали и перестраивали:

  • в 1918 году после Октябрьской революции он называлсямост Равенства
  • в 1934 году в память С. М. Кирова  — Кировский мост
  • в 1935 году двуглавых орлов и короны на обелисках сняли и заменили на символы новой власти — «серп и молот», пятиконечные звёзды
  • в годы Отечественной войны, во время блокады мост часто подвергался бомбардировкам, но, благодаря своей монолитной конструкции, выдержал
  • в 1965-1967 годах из-за открытия Волго-Балтийского пути для создания нормальных условий судоходству провели реставрацию моста — увеличили ширину разводного пролёта с бывших 22,8 метров до 43
  • в 1977 году провели капитальный ремонт и реконструкцию, расширив проезжую часть
  • 4 октября 1991 года восстановили название моста — Троицкий
  • 25 июля 1994 года восстановлены бронзовые мемориальные доски с фамилиями участников и датами закладки и окончания возведения моста
  • с 2001 по 2003 год проведён большой капитальный ремонт моста, восстановлены прежние декоративные элементы — короны, двуглавые орлы, монограммы, кованые перила.

Интересные факты

  • Существует непроверенная информация, что под Троицким мостом осуществил свой знаменитый пролёт Валерий Чкалов. Во время съёмки художественного фильма «Валерий Чкалов» в 1940 году пролёт под мостом на самолёте был реально совершён — лётчик Евгений Борисенко повторил этот трюк, сделав несколько удачных дублей.
  • Рядом с Троицким, выше по течению расположен Литейный мост, известный своей скандальной историей, когда 14 июня 2010 года активисты музыкальной арт-группы «Война» изобразили на разводимой створке моста 65 метровый фаллос. При разведении моста он встал как раз перед Большим Домом ФСБ. Сначала лидеры этой акции были привлечены к административной ответственности и штрафу, а затем получили крупную денежную премию от министерства культуры РФ за победу в конкурсе современного искусства «ИННОВАЦИЯ».
  • Совсем рядом с Троицким мостом проходит набережная Лебяжьей канавки, где раскинулся Летний сад — одно из любимых и популярных мест отдыха в Санкт-Петербурге

Расписание развода моста в 2019 году

Современный Троицкий мост разводится в течение 6 минут. Чтобы успеть освободить его от людей и автомобилей, общая продолжительность времени занимает 10 минут.Через этот участок проходит в сутки около 40-50 судов. Разведён мост с 1:20 до 4:50.

В 1:20 останавливается автомобильное движение, в 1:30 загорается «зелёный свет» для судов

Мосты рядом

С Троицкого видны семь других мостов:

  • Литейный
  • Биржевой
  • Иоанновский
  • Дворцовый
  • Прачечный
  • Верхне-Лебяжий
  • Эрмитажный

Где находится

Адрес

Троицкий мост, Санкт-Петербург

Метро

Горьковская

Как добраться

Рядом на Суворовской площади находятся автобусные остановки с маршрутами автобусов 49 и 181.

Троицкий мост: история, фото, время разведения

Троицкий мост в Санкт-Петербурге — старинный мост через Неву длиной почти 600 м с подъемным пролетом. Находится он недалеко от Петропавловской крепости и соединяет Суворовскую площадь на Первом Адмиралтейском острове в центральной части города с Троицкой площадью на Петроградском острове. Визуальным продолжением моста является чудесный Каменноостровский проспект.

Первая, построенная еще в 1803 г., наплавная переправа между левобережьем Невы и Петербургской стороной получила название Петербургского моста в честь 100 лет со дня основания Петербурга. В 1827 г. перестроенному плашкоутному мосту присвоили новое имя – Троицкий – из-за возведенного на Петербургском острове Троицкого собора (разрушен в 1932 г.) и одноименной площади.

В сложных условиях навигации и климата Петербурга (подъемы воды в Неве, шторма, ледоходы) в 90 гг. XIX в. потребовалась новая, полноценно функционирующая переправа. После проведения в 1890 г. конкурса инженерных проектов, лучшей была признана работа французского инженера Гюстава Эйфеля. Но после выплаченной ему премии, власти города предпочли более экономичный проект компании Батиньоль, предусматривающий создание консольно-арочных мостовых конструкций. Этот вариант позволял соорудить прочное, но более ажурное строение.

Август 1897 г. ознаменовался торжественной закладкой Троицкого моста. Почетным участником праздника стал Президент Франции Ф. Фор, приглашенный в Россию после состоявшейся ранее в Париже закладки моста Александра III. В основание переправы по старинному «международному» обычаю оба правителя положили монеты.

Всего над грандиозным проектом трудились 11 архитекторов и 25 инженеров, имена которых указаны на бронзовой доске, установленной на одном из фонарей моста. Среди них Г. Г. Кривошеин, А. Флаше, Л. Бенуа, Рене Патуйяр, И. А. Ландау, Венсан Шаброль, А.П. Пшеницкий.

Открытие новой переправы Петербург праздновал в мае 1903 г. совместно со своим 200-летием. На торжественной церемонии парадным разводом моста занялся сам император, которому на бархатной подушке поднесли кнопку запуска огромных электромоторов разводного пролета. Празднество сопровождалось крестным ходом вдоль моста, великолепным салютом и колокольным перезвоном всех городских церквей и соборов.

В 1918 г. Троицкий мост стал мостом Равенства. Именно под ним легенда российской авиации – Валерий Чкалов — сумел блестяще провести свой самолет.

В 1934 г. в память о погибшем советском государственном деятеле С.М. Кирове, мост назвали Кировским, а в 1955 г. гербовых двуглавых орлов царской России сменили звезды страны Советов.

В 1942 г. часть Кировского моста была разрушена сбитым немецким самолетом и авиабомбой, но уже в 1944 г. начались ремонтные работы.

Реконструкцию моста проводили несколько раз.

В 1965 – 1967 гг. в ходе модернизации двукрылый разводной пролет сделали однокрылым, и мост стали не разводить в горизонтальной плоскости, а поднимать. Пролет был расширен почти в 2 раза (до 43 м), а длина подъемной части достигла 96 метров. У парапетов установили скамьи из гранита.

В 1977 г. была увеличена проезжая часть. В 1991 г. мост вернул себе историческое имя и снова стал Троицким.

Троицкий мост в XXI веке

За время масштабной реконструкции 2001 – 2003 гг., проводившейся с автоуправлением подъемом крыла, были выполнены следующие работы:

  • проведена модернизация металлоконструкций левобережной эстакады моста, механизмов подъемного крыла;
  • спроектирован и установлен новый электропривод гидроузлов;
  • устроено дорожное покрытие из литого асфальтобетона с прокладкой трамвайных путей;
  • восстановлены утраченные художественные элементы, обелиски, монограммы, парапеты, гранитная облицовка;
  • установлены новые столбы освещения, введена в работу художественная подсветка;
  • окрашены металлоконструкции.

Троицкий мост выполнен с восхищающей современников комбинацией великолепного имперского стиля с непринужденным арт-нуво, проявившего себя в изящном сплетении чугунных решеток пяти арочных конструкций. Торшерные фонари с канделябрами, признанные произведениями искусства, продлевают вертикальную ось гранитных мостовых опор, придавая всему сооружению некую воздушность.

Прогуливаясь по Троицкому мосту можно любоваться знаменитой Стрелкой Васильевского острова и еще семью Петербургскими мостами, которые хорошо отсюда просматриваются: Литейным, Дворцовым, Эрмитажным, Биржевым, Иоанновским и Верхне-Лебяжьим. Вдоль моста проходит линия Пулковского меридиана, который до XX века использовали в качестве нулевого.

Добраться до Троицкого моста можно на автобусе 49, 46, 54, 122, 1, маршрутке К76, К30, трамвае №3. От метро Горьковская прогулка пешком займет 10 минут.

Как добраться:

[yandexMap name="Троицкий мост" description="Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 30"]Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 30[/yandexMap]

Троицкий мост в Санкт-Петербурге: как добраться на метро

Одна из характерных черт Северной столицы — множество рек, каналов и переброшенных через них переправ. Некоторые из них построены весьма давно и спроектированы такими красивыми, что становятся полноправными достопримечательностями.
К примеру, многие туристы стараются заранее узнать, где находится Троицкий мост в Санкт-Петербурге, на карте сделать пометки и включить его в свой маршрут. Это одна из старейших переправ, которая долгое время была самой протяженной в городе. Длина Троицкого моста в Санкт-Петербурге — 582 метра. В 1965 году построили более протяженный мост — Александра Невского.

История Троицкого моста в Санкт-Петербурге

Своим названием переправа обязана Троицкой площади Петроградской стороны, которую она соединяет с Суворовской площадью. Тут же находится Марсово поле и множество красивых дворцов, включая расположенный неподалеку Зимний.
Первый плашкоутный мост появился здесь в 1803 году. Отслужив 20 лет, переправа пришла в негодность и перестала гармонировать с окружающей архитектурой. В 1824 году была построена новая, прослужившая почти до конца века, по ней проходила линия конной железной дороги.
Новый постоянный Троицкий мост в Питере был заложен 12 августа 1987 года в присутствии императора Николая II. Церемония повторилась 16 мая 1903 года в присутствии тех же лиц, однако она была посвящена уже торжественному открытию переправы. Вот такой прекрасный подарок город получил к своему двухсотлетию.

Пролет Чкалова под Троицким мостом

Легенда о том, как известный летчик промчался на самолете под аркой переправы, не коснувшись колесами воды, известна многим. Документальных подтверждений того, что Чкалов пролетел под Троицким мостом, нет. Однако его супруга в интервью подтверждала, что этот удивительный случай имел место. Позднее, на съемках фильма «Валерий Чкалов» в 1940 году летчик Евгений Борисенков пролетел под мостом 6 раз, к восхищению всех присутствующих.

Троицкий мост: как добраться на метро

Посетить эту достопримечательность несложно. Она расположена вблизи от других: Марсова поля, Спаса-на-крови, Петропавловской крепости. Поэтому туристы могут составить для себя интересный маршрут, сравнив Троицкий мост в Санкт-Петербурге на фото и в жизни.
Прогуляться до него можно с Петроградской стороны от метро Горьковская или с «правого берега» от метро Невский проспект. Обе станции расположены на синей ветке.

Как раньше назывался Троицкий мост в СПб?

Кстати, за время своего существования, переправа сменила несколько названий. Мост называли Суворовским, в честь другой примыкающей площади, и Кировским, в период установления советской власти. В 1991 году мост, как и множество других объектов в городе, вернул свое историческое название.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Трoицкий мoст в Санкт-Петербург - Санкт-Петербург

Троицкий мост в Петербурге, длина - 578 м., ширина – 24 метра, соединяет Суворовскую площадь с Троицкой. Ажурные стальные конструкции состоят из 5 арок, 4 колонн и одного разводного мостового пролёта, находящегося в стороне левого берега. Масса Троицкого моста – 11 242 тонны.

График разводки Троицкого моста СПБ

Время разводки Троицкого моста – 1:35 – 4:50. Длина разводного пролёта – 43 метра (она была модифицирована в 1960-х годах в связи с активным судоходством послевоенного периода.

Немного истории

Он был открыт в 1903 году в ознаменование 200-летия со дня основания Петербурга (ещё с 1803 года здесь находился плавучий мост) Николай II в мае торжественно открыл движение по Троицкому мосту, ставшему третьим из постоянно действующих (уступив Благовещенскому и Литейному). В годы блокады по мосту часто велась бомбардировка, однако из-за монолитности конструкции он выстоял и стал одной из главных веток снабжения Ленинграда. Под одним из пролётов, как гласит легенда, совершил пролёт Валерий Чкалов.

Смена имён

Своё современное имя мост приобрёл не сразу. Плашкоутный мост (1803-1903) назывался сначала Петербургским, а затем – Троицким. Уже после постройки стальной конструкции он продолжал носить это имя, но в 1918 году большевики переименовали его в Мост Равенства, символизировавший соединение Дворцовой набережной с Заячьим островом. В 1934 мост был снова переименован в Кировский. Это имя просуществовало до 1991 года, когда власти Петербурга вновь возвратили имя Троицкий.

Что же сейчас?

В 1955 году традиционные конструкции имперской России в виде двуглавых орлов и корон на обелисках были сменены символами СССР – серпом и молотом. В настоящее время мост активно поддерживает имперский стиль, являясь симбиозом величественных конструкций 19-го века и новых технологий 20-го. Литые конструкции вписываются в архитектурный стиль с разнообразными «барельефными» элементами, являя настоящее произведение искусства. Организованное движение автомобилей, трамваев и пешеходов грамотно выражено тремя линиями – трамвайной, тротуарной и асфальтовой.

Где находится Троицкий мост СПБ


Добавить комментарий

Троицкий мост (Псков) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2018; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2018; проверки требуют 9 правок.
Троицкий (Советский) мост

Троицкий (Советский) мост через Пскову
57°49′17″ с. ш. 28°19′56″ в. д.HGЯOL
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает река Пскова
Тип конструкции балочный
Материал железобетон
Общая длина 60 м
Ширина моста 18 м
Полос движения 4
Открытие 1388
Закрытие на реконструкцию 1847—1849, 1899, 1950

Тро́ицкий мост или Сове́тский мост— мост через реку Пскова в Пскове. Соединяет центральную часть города (Псковский Кремль) с городским районом Запсковье.

Расположен в створе улицы Леона Поземского.

Выше по течению находится пешеходный мост в Бродах у церкви Богоявления с Запсковья.

Мост, существовавший на этом месте с XIV века, назывался Запсковским, Великим или Высоким. Построенный в 1849 г. деревянный мост получил неофициальное название Американского, так как имел конструкцию решетчатой системы американского инженера Тауна. 20 марта 1902 года мост получил официальное название Троицкий. 12 октября 1925 года решением Псковского губисполкома он был переименован в Советский мост. В 1990-е годы в обиходе ему было возвращено прежнее название Троицкий мост, тогда как официальное название остаётся прежним[1].

У Крома через Пскову стоял Запсковский мост, первое упоминание о котором встречается под 1388 годом[2]. Затем он часто ремонтировался и воссоздавался: в 1412 году, затем в 1435 году. В 1456 году был построен взамен старого Великий или Запсковский мост. По мнению Лабутиной И. К., данный мост в те времена регулярно возобновлялся каждые 20 лет. В XVIII веке через Пскову был построен Высокий мост, разобранный в 1841 году. В 1847—1849 гг. по проекту инженера М. Я. Краснопольского был построен однопролётный мост с деревянными фермами системы Тауна пролетом 53 м[3][4][5]. Для движения мост был открыт 30 октября 1849 года. В 1899 году был построен новый металлический арочный мост по проекту инженера М. Б. Богуславского[4]. Разрушен в годы Великой Отечественной войны и затем восстановлен. Заменён на новый железобетонный мост 28 декабря 1950 года.

В 2018 году мост признан нуждающимся в капитальном ремонте или реконструкции, не исключена и полная замена моста[6][7].

  • Краснопевцев В. П. Мосты // Улицы Пскова: история в названиях. — Псков: Курсив, 1994. — С. 191—192. — 194 с.
  • Лабутина И. К. Историческая топография Пскова в XIV-XV веках. — М.: Наука, 1985.
  • Троицкий (Советский) мост

  • Троицкий собор и Советский (Троицкий) мост

  • Троицкий (Советский) мост

  • Троицкий (Советский) мост со стороны Кремля

ТРОИЦКИЙ мост - это... Что такое ТРОИЦКИЙ мост?


ТРОИЦКИЙ мост
ТРОИЦКИЙ мост

Троицкий мост соединяет центральную часть города с Петроградской стороной. Перекинут через Большую Неву на оси Суворовской площади и Троицкой площади, от которой отходит Каменноостровский проспект. До строительства моста на этом месте в течение ста лет наводили наплавной мост. Назывался он Петербургским, так как вел на Петербургский (ныне Петроградский) остров, затем его назвали Троицким — по Троицкой площади. А когда памятник А. В. Суворову, стоявший на Марсовом поле, на берегу реки Мойки, был передвинут к Неве и там образовалась Суворовская площадь, наплавной Троицкий мост переименовали в Суворовский. Постоянный десятипролетный Троицкий мост через Неву был сооружен в 1897—1903 годах по проекту французской фирмы «Батиньоль». Руководили строительными работами русские зодчие и инженеры — Л. Н. Бенуа, Г. И. Котов, Г. Г. Кривошеий и другие. Привлекает художественное убранство моста — изящные перила, фигурные фонари, гранитные обелиски при въезде, украшенные рострами. До открытия моста Александра Невского этот мост длиной 582 метра оставался крупнейшим в городе. После коренной реконструкции Волго-Балтийского водного пути для улучшения условий судоходства по Неве в 1965—1967 годах был увеличен разводной пролет моста, а в 1977 году в связи с возросшим движением городского транспорта была расширена его проезжая часть. В 1920-х годах Троицкий мост переименовали в мост Равенства. В конце 1934 года его назвали Кировским в память о Сергее Мироновиче Кирове (1886—1934). Первоначальное имя моста — Троицкий — возвращено в 1991 году.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967.

.

  • ТАРАКАНОВСКИЙ мост
  • ХАРЛАМОВ мост

Смотреть что такое "ТРОИЦКИЙ мост" в других словарях:

  • ТРОИЦКИЙ мост —    Троицкий мост соединяет центральную часть города с Петроградской стороной. Перекинут через Большую Неву на оси Суворовской площади и Троицкой площади, от которой отходит Каменноостровский проспект. До строительства моста на этом месте в… …   Почему так названы?

  • Троицкий мост — Троицкий мост: Троицкий мост  мост через Неву в Санкт Петербурге. Троицкий мост древнейший сохранившийся мост в Москве. Троицкий мост российская кинокомпания действовавшая в конце 80 х начале 90 х годов. Троицкий мост мост в Пскове через… …   Википедия

  • Троицкий мост — древнейший из сохранившихся в Москве, кирпичный, арочный, девятипролётный. Построен в 1516 (архитектор ) через р.  от Троицких ворот ; соединял Кремль с . Проезжая часть прикрыта парапетом с зубцами мерлонами,  — предмостное укрепление.… …   Москва (энциклопедия)

  • Троицкий мост (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий мост. Троицкий мост …   Википедия

  • Троицкий мост (Псков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий мост. Троицкий (Советский) мост …   Википедия

  • Троицкий мост (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий мост. «В осадное сиденье. Троицкий мост и башня К …   Википедия

  • Троицкий мост (издательство) — Издательство «Троицкий мост» Основатели Фасульян Валерия Станиславовна Ключевые фигуры Фасульян Валерия Станиславовна (директор), Татьяна Сергеевна Кулакова (главный редактор) Тип Общество с ограниченной ответственностью Расположение Санкт… …   Википедия

  • Апартаменты Троицкий мост — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Троицк …   Каталог отелей

  • Мост Александра III — плод русско французской дружбы …   Википедия

  • Мост Равенства — Координаты: 59°56′55.51″ с. ш. 30°19′38.66″ в. д …   Википедия

Книги

  • Осколки. Альбом стихов и картинок, шаржей и эпиграмм, И. Ф. Масленников. Альбом "Осколки" известного кинорежиссёра, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии России Игоря Фёдоровича Масленникова лишь частично отражает долгий путь мастера в… Подробнее  Купить за 725 руб
  • Побасенки на экране, Игорь Масленников. Книга известного кинорежиссера Игоря Масленникова написана в легком, изящном стиле. Автор утверждает в ней, что улыбка ирония, шарж, даже насмешка в искусстве - залог долголетия произведения.… Подробнее  Купить за 339 руб
  • Награда для Иуды, Андрей Троицкий. Сотрудника страховой фирмы «Каменный мост», бывшего майора ФСБ Олега Мальгина начальство втягивает его в темную аферу. Нужно вытащить с зоны мошенника, который «обул» фирму на два «лимона»… Подробнее  Купить за 119 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ТРОИЦКИЙ мост» >>

Троицкий мост

Троицкий мост, соединяющий Марсово поле и Петроградскую сторону - один из самых красивых мостов Петербурга.

Троицкий - третий постоянный мост через Неву (первыми были Благовещенский и Литейный). Когда-то центр и Петербургскую сторону соединял плашкоутный Петербургский мост, который находился немного выше по течению и соединял Кронверкский проспект с Летним садом. После того как он пришел в негодность, его заменили на наплавной Троицкий мост, соединивший уже Троицкую площадь с Суворовской. По сравнению с мостами середины XIX века, Троицкий был роскошно декорирован: чугунные, художественного литья, фонари и перила, мраморные обелиски и даже сусальное золото. (Впоследствии, когда мост разобрали, эти чугунные столбы и перила установили на набережной напротив Петропавловской крепости).

Наконец, в конце XIX века стало понятно, что вместо плашкоутного моста нужно строить постоянный. В 1892-м году городская Дума объявила международный конкурс на проект нового моста. Из шестнадцати проектов, присланных за полгода, пять были отечественными, шесть прислали из Франции, два - из Голландии, по одному - из Испании, Болгарии и Венгрии. Первая премия досталась одному из французских проектов - между прочим, принадлежащему фирме А.Г. Эйфеля, того самого, кто тремя годами раньше построил в Париже Эйфелеву башню, вызывавшую в то время немыслимые споры и баталии в печати: одни считали ее революцией в архитектурной мысли, другие - уродством, портящим внешний облик Парижа. По итогам конкурса городской управой были закуплены целых два проекта Троицкого моста, сделанных фирмой Эйфеля: "Мажор" и "Минор", а также три проекта других архитекторов.

Но Троицкому мосту так и не суждено было стать "родственником" Эйфелевой башни. Появился, вне конкурса, еще один проект - французской фирмы "Батиньоль" - который позволял заметно снизить расход металла на строительство. Именно этой компании и было поручено строительство, с условием, что мост должен быть построен русскими рабочими и из русских же материалов. Кроме того, за строительством наблюдала (и при необходимости вносила коррективы) специально созданная комиссия Петербургской Академии художеств. В нее вошли почти все виднейшие скульпторы того времени: Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Р. А. Гёдике, Г. И. Котов.

Кстати, мало кто сейчас помнит, но строительство Троицкого моста имело не только общегородское, но и государственное значение. Совместно построенный мост был знаком начавшегося сближения России и Франции, и на церемонию закладки прибыли главы обоих государств: император Николай II и президент Франции Феликс Фор. В общегородском же смысле Троицкий мост призван был повысить престиж Петербургской стороны, в XIX веке считавшейся непопулярной окраиной. И это в полной мере удалось: уже в начале XX века Каменноостровский проспект, в который плавно переходит Троицкий мост, стал наимоднейшим и наипрестижнейшим районом для жизни.

Открытие моста приуорчили к двухсотлетию Санкт-Петербурга. Троицкий мост был торжественно открыт 16 мая 1903 года в присутствии императора. В программе были орудийный салют, крестный ход и первый развод моста: Николай II лично нажал на электрическую кнопку и привел в действие разводной механизм.

С тех пор Троицкий мост переживал два капитальных ремонта. В ходе последнего, происходившего десять лет назад, мосту не только отремонтировали разводной механизм, но и вернули все утраченные в советское время элементы декора с "царской" символикой: двуглавые орлы, монограммы, короны.

Троицкий мост и Троицкая башня

Через Кутафью башню можно попасть на единственный сохранившийся до нашего времени мост через реку Неглинную. Сейчас уже мало что напоминает об этой водной артерии города, сыгравшей в его истории немалую роль. Во многом благодаря рекам Неглинной и Москве, омывавшим с двух сторон Боровицкий холм, именно эта возвышенность была выбрана для строительства городских укреплений. Водные преграды усложняли доступ противника к московской крепости, сначала земляной, затем – дубовой, белокаменной, а впоследствии – выстроенной из кирпича. Крепость, находившаяся на высоком обрывистом мысу при впадении Неглинной в Москву реку, казалась неприступной.

Сейчас Неглинная по всему своему руслу протекает под слоем асфальта. С ростом и развитием Москвы эта милая сердцу горожан речка становилась все более грязной, и под конец, попав в окончательную немилость, была сначала частично, а затем и полностью навеки заключена под землю. Вполне естественно, что через Неглинную издревле сооружались мосты. Среди историков существует мнение, что на месте нынешнего Троикого моста существовала более древняя каменная переправа, относящаяся к XIV веку. Она вела к воротам еще белокаменного Кремля, что позволяет говорить о ней как о самой древней кремлевской постоянной переправе.

В начале XVI века, в продолжение масштабных работ строительству Кремля, на Неглинной вдоль крепостных стен были сооружены каменные плотины и устроены шесть прудов. Эти гидротехнические сооружения позволили не только поднять уровень воды в речке, но и заполнить ее водами глубокий Алевизов ров, прорытый тогда же вдоль современной Красной площади. В 1516 году через Неглинную был устроен Троицкий каменный мост. Как и Кутафья башня, он возводился по проекту Алевиза Фрязина и стал неотъемлемой частью фортификации западной кремлевской стены. Новый мост стал одновременно и плотиной на Неглинной: некоторые его арки не были протечными.

Строительством Троицкого моста завершились долгие работы по устройству краснокирпичного Кремля-той крепости, которую мы видим и сейчас. Слева от моста, там, где сейчас пролегли тропинки Александровского сада, когда-то располагался пруд, в котором ловили рыбу и из которого набирали воду в случае пожара. Вдоль правого берега Неглинной по обе стороны от Троицкого моста во множестве расположились торговые лавки. После прокладки в начале XIX века вдоль кремлевских стен Александровского сада, по Троицкому мосту прошла граница Верхнего и Среднего садов. Тот мост, который мы видим сейчас, – это результат последней реконструкции 1901 года.

Троицкая башня, к которой ведет мост, когда-то была вторым по значимости после Спасской башни въездом в Кремль. Им пользовались царицы и патриархи. Название она получила в XVII веке по подворью Троице-Сергиева монастыря, размещавшегося за нею. Когда-то, до XVII века, эта башня не имела шатрового навершия, вид ее был суровым и торжественным. Перед входом в нее со стороны моста была устроена проходная стрельница с откидным мостом. Подвалы башни помнят средневековые пытки: во времена Ивана Грозного в них размещалась тюрьма. Троицкая башня является самой высокой кремлевской защитницей – ее нынешняя высота составляет восемьдесят метров.

В той нише, где сейчас располагаются башенные часы до революции 1917 года находилась икона Казанской Божией Матери – один из самых почитаемых на Руси образов Богородицы. Ее нахождение здесь было неслучайно, если вспомнить, что это была «женская», царицына дорога в Кремль. Над проездом «мужского», царского входа – Спасской башни – находилось изображение Христа. Внутреннее пространство башни разделено на шесть этажей, которые в настоящее время заняты студиями звукозаписи и административными помещениями. Это не удивительно, ведь сейчас здесь базируется главный музыкальный коллектив Кремля – Президентский оркестр России.

Александра Гурьянова

Истории из истории: Пять имен Троицкого моста

Троицкий мост по привычке до сих пор называют Кировским. Один из самых красивых мостов Петербурга 5 раз сменил название, прошел крупные реконструкции, и, как говорят специалисты Мостотреста, теперь прослужит еще многие-многие годы.

Батиньоль и Эйфель

До того, как появился нынешний Троицкий мост, на его месте располагался плашкоутный мост. Он был деревянным, и пролеты снимались каждую зиму — дерево было недолговечным, и легко разрушалось от подъемов воды, льдов, оковывавших Неву и от весеннего ледохода. Зимой петербуржцы пересекали реку по льду.

Троицкий начал строиться в конце XIX века, и тогда же появились легенды о том, что Троицкий создан на средства французов. Он будто стал самым крупным подарком в истории Петербурга, сделанный по поводу заключения военного союза между Россией и Францией. В свою очередь на русские средства строился мост через Сену — мост Александра III.

На самом деле Троицкий мост создавали на русские деньги, хотя петербургский и парижский мост, создававшиеся одновременно, являлись символом военного союза, что и привело к появлению легенды. Интересно, что господин Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни, участвовал в конкурсе на строительство Троицкого моста, но проиграл второй тур французской фирме "Батиньоль". По документации видно, что в первом конкурсе принимали участие 16 проектов: от русских, французских, голландских, болгарских, венгерских и испанских инженеров. Проект  компании "Батиньоль" был признан победителем во втором туре конкурса.

 

 

В соответствии с условиями контракта, строительство Троицкого моста должно было закончиться в 1901 году, но фирма в обусловленные сроки не уложилась и выплатила городской казне штраф. Открытие моста состоялось в мае 1903 года, тогда петербуржцы праздновали 200-летие образования города. На открытии присутствовали Николай II и члены императорской фамилии. В день открытия моста его разводкой руководил император, нажавший кнопку по запуску электромоторов разводного пролета.

 

 

 

 

Тоннель под Невой

Еще один интересный факт о строительстве моста - среди проектов есть и инженерное чудо. Под Невой был запланирован подземный тоннель, хотя технологий, позволяющих построить его подобной длины под рекой, не было. В настоящее время уже не один общественный деятель предлагает устроить тоннели под Невой, чтобы водители не искали ночью открытый для движения мост через Неву.  

Пять имен

Первое название предшественника Троицкого моста — наплавной деревянный мост Петербургский. Находился мост выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Мост эксплуатировался в течение 20 лет. И его перестройка началась в 1824 году. Открытие самого длинного в Петербурге плашкоутного моста (525 м) состоялось в 1827 году. И хотя изначально новому мосту планировали дать имя в честь Суворова, в итоге же его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади. Мост эксплуатировался на протяжении 70 лет до начала строительства постоянного моста.

История постоянного Троицкого моста началась в 1892 году — год объявления конкурса на создание проекта. Открыт он был в начале XX века. Со сменой власти неугодными стали не только названия мостов и улиц, но и целых городов. Бывший Троицкий стал символом Равенства до 1934 года. В 1918 его переименовали в мост "Равенство".  В 1934 году новая волна переименований, связанных с убийством Кирова, настигла все города СССР, и в Ленинграде мост Равенства стал Кировским. И до сегодняшнего дня многие петербуржцы называют Троицкий Кировским мостом. Тогда же были изменены надписи ценных памятных досок.

 

 

 

 

Возвращение Троицкого

В 1991 году при мэре Петербурга Анатолии Собчаке историческое название "Троицкий мост" было возвращено. Поговаривают, что решение о возвращении не только исторического названия, но и текста памятных досок 1903 года было инициировано французами — родственниками владельцев фирмы "Батиньоль". Как рассказал инженер технического архива Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Мостотрест" Евгений Смердягин, фирма "Ботиньоль" выделила 43 тыс. франков на то, чтобы памятные доски обрели свой первоначальный вид. И в то время главный технолог ГУП "Мостотрест" Евгений Александрович, в 1993-1994 руководил работами по восстановлению текстов памятных досок: по фотографиям, отдельным чертежам — буквально по крупицам. По проекту был восстановлен полный текст надписей на памятных досках. Буквы текста заказывались отдельно -  в итоге оказалось около 2 тыс. знаков — всего было несколько ящиков.

Реконструкция

Троицкий мост пережил две крупные реконструкции: в 60-ых годах и в начале нулевых. Хотя сейчас сотрудники, которые следят за состоянием моста утверждают: в случае если бы мост не отремонтировали к его 200-летию, не исключено, что мост прослужил бы еще не один десяток лет.

 

 

 

Замена разводного пролета прошла в 1965-1967 годах, тогда мост был поворотным. В 2001-2003 годах отремонтировали все металлоконструкции пролетного строения.

В 1964 году ширина разводного пролета составляла около 23 м, в новых условиях такая ширина ограничивала свободу судоходства. Работы по реконструкции моста начались в конце 1965 года. Чтобы не прерывать движение по мосту, возле старой разводной части был сооружен временный разводной объездной мост. (К слову, эксперты советуют построить подобие такого моста на время будущей реконструкции Дворцового моста). Балки разводного пролета временного моста были установлены на катки, по которым они отъезжали в сторону во время разводки моста. Именно тогда вместо двухрукавного поворотного разводного пролета был сооружен вертикальный подъемный пролет моста. Для движения мост был открыт в 1967 году.

 

 

Еще через 36 лет была проведена крупная реконструкция, перед этим сотрудники Санкт-Петербургского ГУП "Мостотрест" провели работы по обследованию Троицкого моста. По результатам 1999 года состояние моста было признано неудовлетворительным: несущая способность моста снизилась и не отвечала возросшим за последние годы транспортным нагрузкам. Было принято решение о закрытии объекта на реконструкцию.

"С 1999 года началась работа по реконструкции Троицкого моста. Тогда в число крупных подрядчиков вошли шесть организаций, в реальности работало еще больше, - вспоминает  Евгений Смердягин. - Полностью заменили все металлоконструкции, которые подверглись большому износу и коррозии, сделана 90% проезжей части, были демонтированы все перила и многое другое", - уточнил инженер Смердягин.  Отремонтированы проезжая часть моста, выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа, на проезжей части произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. Воссозданы и отреставрированы утраченные элементы декора моста: трехсторонние двуглавые орлы, короны, монограммы, картуши, перильное ограждение и многое другое. Ремонт всех основных частей полностью завершился к 2003 году.

Как мосты разводят

Троицкий мост с системой гидравлической разводки, и разводят его только с одной стороны — от Марсова поля. Корреспондентам "Санкт-Петербург.ру" рассказали о том, как разводят мосты в Северной столице, показали, где находится машинное отделение, и что видно с нижнего пролета моста.

 

 

В настоящее время мост завязан в единую информационную систему автоматизированного контроля разводных мостов Петербурга. Все данные о состоянии устройств мостов и о готовности к разводке поступают на центральный диспетчерский пульт и в технический отдел ГУП "Мостотреста".


Мониторы выведены в технические помещения, расположенные внутри Троицкого. На них отображается все жизненно важные для успешной разводки моста показатели: уровень масла, положение крыла, скорость подъема, уровень давления и.т.д. Все данные о работе механизмов моста во время разводки фиксируются и хранятся, в дальнейшем можно просмотреть показатели за конкретный день, месяц и час. Также механики наблюдают за тем, что происходит на объекте: рядом с мостом и внутри работают 16 камер.

 

 

Мост разводится минута в минуту. Как рассказали механики, которые следят за разводкой, несмотря на то, что поток автомобилей останавливается заранее, многие петербуржцы и гости города пытаются в последний момент попасть на другую сторону берега, или дотронуться до поднимающейся части Троицкого — традиционно несколько случаев в навигацию.


 

Как рассказал механик Троицкого моста Евгений Шишлов, сам мост разводится ровно за 6 минут. На разводку отводится 10 минут, однако первые минуты тратятся на освобождение моста от автомобилей и людей. Если в 1:35 перекрывается движение для автомобилистов, в 1:45 должен быть включен "зеленый" для судов. Пролет поднимает два противовеса — 1 тыс. 450 тонн, масса разводного пролета моста — 360 тонн.  


"Наш Троицкий в идеальном состоянии, работает как часы после капитального ремонта 2003 года. Но и до реконструкции он был в очень хорошем состоянии", - рассказал Евгений Шишлов. Перед тем, как принимают на работу на ответственную должность механиков разводных мостов в Петербурге, будущие сотрудники "Мостотреста" проходят тестирование. Работа все-таки трудная: проверяются не только технические знания, но и психологические качества. На однокрылых мостах одновременно в смену работает порядка 4 механиков, на двукрылых (например, Дворцовый) — до 10 механиков.

 

 

 

 

Примечательно, что в период разводки моста через эти ворота Невы проходит до 40-50 судов в сутки. Очередность прохода через мост лоцманы обсуждают между собой или все определяет диспетчер "Ленинградского речного порта". И все специалисты в один голос говорят: лоцманы и капитаны, проходящие через Неву, самые профессиональные и "лучшие в мире" — настолько сложно проходить по фарватеру Невы, что этим могут заниматься только настоящие асы.

В Петербурге вскоре наступят белые ночи, туристы и горожане-романтики выйдут на набережные. И мы приглашаем вас последовать и вновь увидеть уникальное событие — разводку петербургских мостов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
Марина Беляева
Фото: из архива Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Мостотрест", Ксения Чепига, "Санкт-Петербург.ру"

Смотрите также

Описание: