Где находится троице сергиев монастырь


Троице-Сергиев монастырь Википедия

Монастырь
Троице-Сергиева лавра
Свято-Троицкая Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра
Страна  Россия
Город Сергиев Посад
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип мужской
Основатель Сергий Радонежский
Дата основания 1337 год
Здания
Свято-Троицкий собор • Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов • Успенский собор • Церковь преподобного Никона Радонежского • Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой • Церковь Рождества Иоанна Предтечи • Михеевская церковь • Церковь Смоленской иконы Божией Матери • Покровская церковь • Надкладезная часовня • Колокольня
Реликвии и святыни мощи преподобного Сергия Радонежского, преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского
Настоятель Патриарх Московский и всея Руси (священноархимандрит монастыря)
Наместник Парамон (Голубка)
Статус  ОКН № 5010420000№ 5010420000

ru-wiki.ru

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Троицкий Собор Троице-Сергиева монастыря — это храм при монастыре имени прп. Сергия Радонежского (Троице-Сергиевой лавры) и самое древнее из зданий, сохранившихся до наших дней. Главной и наиболее ценной святыней храма остаются мощи основателя – преподобного Сергея Радонежского.

Содержание статьи:

Происхождение названия и его значение

Храм со столь замысловатым названием был основан преподобным Сергием Радонежским на территории собственного монастыря и назван в честь Священной Живоначальной Троицы.

Только вот изначально это была самая простая, хлипкая, деревянная церквушка, каких были тысячи. А вот уже богатый, белокаменный собор, построенный лишь спустя столетие, в свою очередь, был назван в честь преподобного основателя лавры, его учениками.

История Троицкого Собора

Сразу же после основания Троицкой Лавры, на её территории была возведена небольшая деревянная церквушка, в 1340 году освященная в честь Святой Троицы. После этого лавра спокойно доживает свой век до начала следующего столетия – а это более шестидесяти лет. За это время сам основатель, преподобный Сергий, успевает скончаться. Это происходит двадцать пятого сентября 1392 года.

В 1408 году случается важнейшее историческое событие, определившее судьбу монастыря: в монастырь вторгаются татарские войска, он подвергается разграблению и осквернению, а в конце и сожжению, ордынским темником Едыгеем.

Большинство внутренних построек, в том числе деревянная церковь, были утрачены безвозвратно.

Несмотря на это, ученик и преемник Сергия Радонежского, преподобный Никон, выстраивает церковь заново.

Так что двадцать пятого сентября 1411 года освящается уже новый деревянный храм.

Но поворотным моментом стало то, что при строительстве церкви были найдены мощи преподобного Сергия, что и послужило идеей для строительства настоящего белокаменного собора, который бы увековечил память основателя Троицкого монастыря, очень почитавшегося в те годы у московских князей. Последние и заложили средства в строительство храма.

Начато оно было в 1422, а полностью закончено уже в 1425 году. По сравнению с другими храмами внутреннего ансамбля Троице-сергиевой лавры, данное возведение не кажется большим и выглядит несколько приземистым. Современники так же отмечали, что храм не отличался высотой.

Сегодня сложно сказать, было ли решение строить столь компактное сооружение вынужденным, или то была личная воля преподобного Никона. Однако все посещавшие собор, так или иначе отмечали тесноту внутреннего убранства.

Впрочем, ничего такого уж необычного в этом нет: в те времена строительство крупных каменных церквей вообще не было особенно распространено, а размеры самого храма достигали всего 9 сажен (19,2 м) в длину (включая алтарь) и 6 сажен (12,8 м) в ширину.

Никон с самого начал собирался украсить стены церкви живописными портретами и иконами. Расписать внутреннее убранство сооружения взялись известные творцы тех времён – монахи Московского Андронникова монастыря, можно сказать, являвшегося филиалом Троицкого Храма, также выстроенного Преподобным Никоным.

Современные исследования подтверждают, что оба этих великих художника и иконописца участвовали в создании иконостаса, а также привлекли к работе художников из собственных кругов; но выяснить точное происхождение старинных икон сегодня практически невозможно.

Единственное, что точно известно, это то, что знаменитая икона «Троица» 100% была написана Андреем Рублёвым. Именно эта икона является главной святыней монастыря.

Революция Октября стала ещё одним трагическим историческим явлением, вмешавшимся в обыденную жизнь Троицкой лавры, хоть по сравнению с татарским нашествием масштаб разрушений оказался не столь масштабным.

В 1920 году советское правительство закрыло собор, Сергиева рака была вскрыта, а мощи изъяты и обнажены, на всеобщее обозрение. Исторические свидетельства говорят о том, что верующие прикладывались к останкам, отворачивая взгляд от «наготы» (непокрытых мощей).

Тогда же, на рубеже 20-х-30-х годов, существовала непосредственная угроза полного уничтожения святых мощей, которые на тот момент были переданы в московские и сергиево посадские музеи. Антирелигиозные организации, ведя идеологическую пропаганду, угрожали кремировать священные останки. К счастью, варварство не было осуществлено.

После войны наступает второе рождение Троицкого собора: осуществляется масштабная реконструкция, проводятся серьёзные восстановительные работы по возвращению исконного облика собора, утерянного в военную пору. Реконструкция была завершена в 60-х годах.

А на рубеже веков Патриарший архитектурно-реставрационный центр, созданный на территории лавры, начал преображать и благоустраивать окружающие храм территории. При этом в самом соборе были отбелены фасады, возвращена в нормальное состояние кровля четверика и апсид, восстановлена позолота и многое другое.

Современный статус Троицкого Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря считается одним из действующих кафедральных соборов России. Каждый день, когда не проходит великий Пост, здесь проводятся молитвы и богослужения, в том числе Божественная литургия, а также осуществляется молебен с акафистом пр. Сергию Радонежскому у раки с мощами.

В пятницу, в 5 часов дня, тут проходят храмовые молебены с акафистом матери божьей в дату о её явлении основателю. В Никоновом приделе, возведенном над никоновской могилой, проходят служения каждое 30-е ноября — это день памяти прп. Никона, игумена Радонежского, чудотворца.

Троицкий храм, Западенская паперть, Никонов придел и Серапифонова палатка, примыкающая к Никоновскому приделу, являются ценнейшими объектами исторического наследия всех народов России, а также градостраительными памятниками Фед. значения, как отдельная единица архитектурного ансамбля Троицесергиевского монастыря.

В 1993-м году, комитетом всемирного наследия ООН, археологический ансамбль монастыря был включён в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Троицкого Собора

Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.

Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.

Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.

Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.

При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.

Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.

Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.

История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.

Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.

В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.

Иконостасы Троицкого Собора

Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.

Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.

К ним относятся отображения:

Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.

Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.

Святыни Троицкого Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря остаётся домом для ряда православных святынь. В их числе — мощи Сергия Радонежского, молельный зал украшает колоссальное медное паникадило XV века, а в Алтаре хранится стальное архиерейское кресло XVIII века.

Про мощи следует сказать, что сначала они были помещены в скромную деревянную раку. Однако при возникновении проблем с деревянным материалом, в XVI-м веке, было начато изготовление большой, тяжёлой серебряной раки. А в XIX-м веке для неё соорудили крышку.

Медное позолоченое паникадило, украшающее храмовое пространство, было подарено храму Иваном IV. Люстра обильно украшена изображениями богоматери, апостолов и ангелов

Ещё одна святыня храма появилась в XVIII веке: Митрополину Платону было дарено позолоченное кресло из стали, сделанное тульскими мастерами по специальному заказу. Кресло было передано в храм и по сей день остаётся здесь в качестве святыни.

Интересные факты и легенды

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.

История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…

По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.

Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.

Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.

Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.

Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев. Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.

Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.

Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.

Адрес, как добраться до Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря: Московская Обл, Сергиев Посад.

  1. Номера автобусов, на которых можно добраться до Собора. Остановка «Карла Маркса»: автобусы №7, №30, №36, №37, №38;
  2. Номера Маршрутных такси, на которых можно добраться до Собора. Остановка «Карла Маркса»: №12, №18, №54.

Расписание богослужений

Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).

Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.

Будни:

Время Служба
5:30 молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница
6:15 ранняя Литургия
9:30 поздняя Литургия
16:45 вечерняя служба

Пятница:

17:00 молебны с акафистом богородицы только не во время всенощного бдения

Воскресение:

Время Служба
5:30 ранняя литургия
6:20 средняя литургия
17:20 молебны с акафистом преподобному сергию
17:20 всенощное бдение

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Троицком соборе Троице Сергиева монастыря

Обзор собора:

touristam.com

Троице-Богоявленский монастырь — Википедия

Монастырь
Богоявленский Троице-Сергиев монастырь
Страна  Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Тип Мужской
Дата основания XIV век
Состояние Упразднён в XVIII веке

Богоявле́нский Тро́ице-Се́ргиев монасты́рь — бывший мужской монастырь в Москве, располагавшийся у Троицких ворот Кремля. Был основан в XIV веке и являлся подворьем Троице-Сергиевого монастыря. Упразднён в конце XVIII столетия по указу Екатерины II[1].

Богоявленский Троице-Сергиев мужской монастырь находился у Троицких ворот Кремля. Являлся подворьем Троице-Сергиевой обители, которая была основана в начале XIV века. По преданию, великий князь Дмитрий Донской выделил преподобному Сергию Радонежскому землю для возведения келий и церкви на случай его приезда в Москву. Во второй половине XV столетия подворье получило статус монастыря и находилось под управлением игумена. Но даже после этого в документах территория упоминалась то как монастырь, то как подворье[1].

Первая построенная в обители церковь в честь Богоявления Господня была деревянной. Её перестроили в кирпиче в 1480—1481 годах[2]. Из московского летописного свода тех лет:

Того же лета разобраша старую церковь Богоявление на Троецком дворе в городе и заложиша новую на том же месте[1].

В ноябре 1532 года Василий III крестил в обители сына Юрия. Обряд совершали игумен Иосаф Скрипицын и Даниил Переславский. В 1557-м возвели храм во имя преподобного Сергия. Это было шатровое, одноглавое, трёхапсидное сооружение с пристроенной к южной стене колокольней[1].

Рядом с обителью в начале 1600-х годов находились дворы Семёна Никитовича Годунова и Богдана Бельского. Слева от Троицких ворот — здание дворцового Судебного приказа[1].

В 1607 году на подворье горожане, присягнувшие Лжедмитрию, признавались в совершённом преступлении перед бывшим Патриархом Иовом[2].

Вся посадская Москва, гости и из всех слобод и сотен старосты, сотские, торговые и мастеровые и всякие люди мужеска полу, подавшие бывшему патриарху челобитную от всенародного множества, с великим плачем и неутешным воплем, простить и разрешить всенародные клятвенные грехи. В соборе архидьякон с амвона велегласно прочел эту челобитную, а потом и прощальную разрешительную грамоту, написанную по решению всего духовного собора[1].

В XVII столетии в обители жили кандидаты в патриархи до их посвящения в сан и в архимандриты Троице-Сергиева монастыря. Подворье посещали царские семьи в престольные праздники. Также в нём принимали москвичей и других россиян во время избрания на царствование Михаила Фёдоровича[1].

В 1661 году по велению Алексея Михайлович построили новую придельную церковь во имя святого Феодора Стратилата. Её возводили русские мастера Иван Апсин и Емелька Семёнов. В описи 1763-го о ней сказано: «Между Богоявленской и Сергиевской предельная во имя Федора Стратилата, длиною 5 сажен, шириною 2,5 саж., крытая тесом»[1].

В 1679 году Фёдор Алексеевич указал открыть в монастыре школу для изучения греческого языка[1].

В 1764 году по указу Екатерины II территория Троицкого подворья была передана государству. Служителей выселили, строения использовались сначала Дворцовым, затем Сенатским ведомством. В зданиях монастыря разместили Судебный приказ и Комендантский дом. В 1807—1808 годах храмы подворья демонтировали, а на их месте начали строительство Оружейной палаты Кремля[1][2].

Согласно плану «Кремленаград» начала 1600-х годов, территория монастыря имела пятиугольную форму. Она состояла из двух частей, разделённых высоким забором на деревянных столбах. Северная часть была отделена от Троицкой улицы корпусом, протянувшимся от церкви святого Сергия до одноглавого храма неизвестного посвящения. Дальше к востоку, до стен царского двора, ограждений не существовало. Южная территория отмечалось оградой, установленной от одноглавой церкви до постройки на западной границе. В центре монастырского ограждения с юга находилось одноэтажное здание с арочным проездом. Между ним и западным корпусом был сделан ещё один проём[1].

Ближе к восточной границе южной части стоял Богоявленский храм. Он был трёхглавым, трёхапсидным с позакомарным покрытием. Предположительно, трёхкупольное завершение существовало до пожара 1565 года, затем собор перестроили в одноглавый с шатром. Закомары, кокошники и дверной портал имели килевидные завершения. Стены украшали лопатки с плоскими капителями и декоративные пояса — колончатый и из квадратных ширинок с круглыми медальонами[1].

Как выглядела церковь святого Сергия можно узнать из рисунка «Книги об избрании на превысочайший престол великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича…», созданной в 1672—1673 годах. В плане её форма имела вид греческого креста. Она была двухъярусной, на низком барабане находилась главка с восьмиконечным крестом. Шатёр украшали цветные изразцы. Центральная апсида выступала от уровня восточной стены и завершалась треугольным фронтоном. В боковых апсидах находились круглые окна, в боковой северной стене — арочные. У западной стены стояла трапезная. В ней совершались отпевания, на молитвах присутствовали царицы, царевны и царевичи[1].

С южной стороны церкви святого Сергия находилась двухъярусная колокольня с арочным проёмом в верхнем ярусе, в котором был установлен большой колокол. В описи 1763 года указано, что всего их было шесть[1].

  • Воронов А. Монастыри Московского Кремля. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009.
  • У Троицы на Самотеке… Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. — М., 2003. — С. 73.

ru.wikipedia.org

Троице-Сергиев Варницкий монастырь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2019; проверки требуют 6 правок.

Тро́ице-Се́ргиев Ва́рницкий монасты́рь — монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви, расположенный на расстоянии нескольких километров от Ростова. Как подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси.

Троицкий собор, восстановленный из руин в XXI веке

Троице-Сергиев Варницкий монастырь известен по документам с 1614 года. Исследователь ростовских церковных древностей А. А. Титов писал:

Благочестивые наши предки с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого сподвижника земли русской, воздвигнув храм и обитель в Варницах Ростовских, в подражание основанной Сергием обители Троицкой, также назвали её Троицкою. Что же касается до названия «Варницкий», то оно присвоено монастырю потому, что до конца XVII столетия находились соляные варницы.

По преданию, монастырь основан ростовским архиепископом Ефремом в 1427 году в Варницкой слободе на окраине города Ростова на месте рождения святого Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского, спустя пять лет после обретения мощей преподобного Сергия[1]. Считается, что территория, занимаемая Троице-Сергиевым Варницким монастырём, в XIV веке входила в состав поместья Кирилла и Марии, родителей Сергия. Эта традиция, связывающая Варницы с местом рождения св. Сергия, является, по словам Е. Е. Голубинского, весьма поздней и не может претендовать на особую достоверность[2].

Монастырь был бедным и долгое время не мог себе позволить каменного строительства; в 1725-31 гг. действовал как женский. Главный храм, как и в Троице-Сергиевой лавре, — Троицкий собор, впервые ставший каменным в 1763—1771 годах по желанию и на средства ростовского епископа Афанасия (Вольского). Главный престол посвящался Святой Троице, южный придел — преподобным Сергию и Никону Радонежским, северный придел — святителям Афанасию и Кириллу Александрийским. Освящение Троицкого собора епископ произвёл 16 октября 1771 года.

До 1764 года во главе Троице-Сергиева монастыря стояли игумены, после монастырской реформы оставленную за штатом обитель возглавляли строители. Зимняя Введенская церковь сооружена в 1826—1828 годы на деньги ростовских купцов.

В 1919 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт, а в последующие годы почти полностью разрушен. Был уничтожен Троицкий собор, ограда, жилые и хозяйственные строения, по территории проложена автомобильная дорога. Уцелели лишь перестроенная Введенская церковь (в ней устроили инкубатор птицесовхоза) и несколько келейных корпусов.

После возвращения церкви земельного участка с немногочисленными руинами (13 февраля 1995 года) началось его восстановление. К 2010 году архитектурный ансамбль монастыря был отстроен заново. В 2000—2003 годах выстроен Троицкий собор, отреставрирована и возобновлена Введенская церковь, над Святыми вратами построен храм в честь преподобных Кирилла и Марии (2003—2004), сооружены жилые, служебные и административные корпуса. В 2014 году возведён собор в честь Преподобного Сергия Радонежского (архитектура чисто московская, не имеет ничего общего с ростово-ярославской традицией).

Ныне Троице-Сергиев Варницкий монастырь — подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры — состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В обители действует православная гимназия и при ней пансион для учеников 10-го и 11-го классов.

  1. ↑ Варницкий монастырь как памятник преподобному Сергию // Православие.Ru
  2. ↑ http://www.pravenc.ru/text/154305.html

ru.wikipedia.org

Прогулка по территории Троице-Сергиевой Лавры

Сергиев Посад это самая популярная достопримечательность Подмосковья, большинство иностранных туристов первым делом наверняка везут именно сюда. Я ехал с некоторым скепсисом, все таки место очень раскрученное и могло не оправдать ожиданий. Но на деле, меня городок удивил. Причем не только своей архитектурой, но и атмосферой. Здесь царит правильная туристическая атмосфера праздника, в центре все очень ухоженно и очень располагает к прогулкам. Видимо благодаря тому, что это одна из главных достопримечательностей страны, здесь нет того напряжения, что царит во многих других известных духовных местах. Фотографировать можно все, что доступно для посещения, по крайней мере я не сталкивался с запретами.

Троице-Сергиева Лавра, место очень известное и подробно о его истории писать смысла нет, так как информации много и она легко находится. Этот пост будет про саму лавру, а в следующем немного про сам городок.

1. Вход в Лавру осуществляется через Святые ворота. Ворота были построены еще в 16 веке однако много раз перестраивали впоследствии. Фигурный портал был пристроен в 1807 году.

2. Сразу за воротами расположен надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Он построен на средства Григория Строганова, известного мецената в 1693–1699 годах.

3. Если обернуться назад, то можно увидеть роскошную фреску на Святых воротах с панорамой Лавры.

4. Входим на территорию.

5. Купола надвратной церкви.

6. Почти сразу привлекает внимание Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой. Это потрясающий образец московского барокко. Она построена в 1686–1692 годах и была одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор.

7.

8. Потрясающий белокаменный декор.

9. Зайдем внутрь.

10. Текст у входа.

11.

12.

13. Фрески на потолке.

14. Иконостас 17-го века не родной, он привезен из московского храма «Никола Большой Крест».

15. На выходе оглядимся вокруг. Вот надвратная церковь.

16. Прямо перед нами возвышается Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

17. Любопытный Храм во имя Сошествия Святого Духа. Он построен в 1476 году псковскими мастерами и является уникальным для московской архитектуры храмом со звонницей.

18. На заднем плане купола Троицкого собора 15 века.

19. Шатровая церковь Зосимы и Савватия.

20. Спускаемся ниже и оборачиваемся. На первом плане видна Михеевская церковь, построена в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика Сергия Радонежского.

21. Правее Митрополичьи(ныне Патриаршие) покои. Они отстроены в в 1687–1692 годах.

22. А на против них небольшая площадь с главной доминантой лавры, - колокольней.

23. Строительство колокольни закончено в 1770 году, хотя начиналось на 30 лет ранее. За это время проект успел сменить архитектора и обзавестись еще двумя ярусами.

24. В 1784 году на колокольне установили часы. Они были сделаны тульским оружейником Иваном Кобылиным. Продержались до 1905 года и были заменены на новые.

25. Перед колокольней стоит обелиск посвященный истории Лавры. С каждой стороны по четыре медных таблички. На них отмечены наиболее значимые события в истории монастыря.

26. Рядом расположен монументальный Успенский собор, а перед ним Надкладезная часовня. Собор строился на протяжении с 1559 по 1585 год.

27. Храм строился по подобию московского, особенно это видно по приплюснутым апсидам.

28. Надкладезная часовня расположенная перед собором построена в 1680–1700 годах. На мой взгляд это одно из самых изящных строений в стиле нарышкинского барокко.

29. Так же рядом находится усыпальница Годуновых. Сама усыпальница над могилами поставлена в 1782 году.

30. Под другую сторону колокольни расположен Троицкий собор и Казначейский корпус. Собор построенный в 1422-23 годах является одним из старейших сооружений Лавры.

31. В Троицком соборе находятся мощи Сергия Радонежского, в связи с этим можно наблюдать очередь во внутрь.

32. Казначейский корпус с Лестничной башней построен в 17 веке однако несколько раз перестраивался. Следы перестроек сохранили на фасаде.

33. Вид от колокольни.

34. Позади колокольни видна шатровая церковь Зосимы и Савватия, Каличья башня и церковь Смоленской иконы Божией Матери.

35. Подойдем поближе.

36. Церковь Смоленской иконы Божией Матери построена в 1746–48 годах по проекту архитектора Ухтомского, он же дорабатывал проект колокольни.

37. Церковь Зосимы и Савватия построена в 1635–1637 годах. Она строилась вместе со строительством окружающих ее палат, в которых была монастырская лечебница

38. В корпусах больницы содержались престарелые монахи монастыря, которые были уже слишком стары для любой монастырской работы.

39. А это Царские Чертоги с храмом Покрова Божией Матери. Они построены в 1686–1892 годах, но не обошлись без перестроек. Палаты использовались представителями царской семьи.

40. Здание очень пестрое.

41.

42. Детали.

43. Ограда тоже историческая, 19 век.

44. Вот в общем то и обошли всю территорию, двигаемся на выход.

45.

46.

В целом место очень приятное. Здесь собраны одни из лучших образцов архитектуры своего времени и если не сильно интересует духовная составляющая места, то за архитектурой съездить точно стоит. Еще будет небольшая прогулка по городку.

arch-heritage.livejournal.com

Краткие сведения о монастыре

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).

За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует Регентская и Иконописная школы. Заочно при академии и семинарии получают образование клирики Русской Православной Церкви из разных епархий. Приемная ректора: тел. (496) 540-53-46, московский факс (495) 742-44-04; канцелярия: тел. (496) 540-53-45, факс (496) 540-31-60. Официальный сайт Московских Духовных академии и семинарии – www.mpda.ru.

Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел./факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени). Проезд от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро "Щелковская") или от ст. метро "ВДНХ". Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.

Наместник Лавры – архиепископ Сергиева Посада Феогност (Гузиков), 

Казначей – иеромонах Анатолий (Серобров), 

Благочинный – архимандрит Павел (Кривоногов). БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (для пожертвований, счет в Сбербанке) :   

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

р/с 40703810440380101340 

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва 

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (для пожертвований, счет в ОАО "Промсвязьбанк") :  

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

ОГРН 1035000008262 

р/с 40703810230740484101 

в ОАО "Промсвязьбанк" г. Москва 

к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

stsl.ru

Троицкая осада — Википедия

Тро́ицкая оса́да — осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев — с 23 сентября (3 октября) 1608 по 12 (22) января 1610, когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.

К периоду Смутного времени Троице-Сергиев монастырь уже был влиятельным религиозным центром, обладателем крупной сокровищницы и военной крепостью. Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. На стенах и башнях размещалось 110 пушек, имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля. Укрепившись под Москвой, Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского и последующее венчание на царство Лжедмитрия II.

Для решения этой задачи к монастырю было направлено объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и казаков под командованием полковника Александра Лисовского. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам — около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек). Историк И. Тюменцев приводит такие данные о войсках противника: польско-литовские полки и наёмники составляли 4,5 тысяч человек, тушинцы — 5-6 тысяч. В войске насчитывалось 6770 человек конницы и 3350 человек пехоты, общая численность войска составляла немногим более 10 тысяч человек, что по меркам того времени было значительной боевой силой. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады.[1]

Правительство Василия Шуйского заранее направило в монастырь стрелецкие и казачьи отряды воеводы князя Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. Оборонявшиеся насчитывали к началу осады до 2300 человек ратных людей и около 1000 крестьян соседних сёл, паломников, монахов, служителей и работников монастыря, принявших активнейшее участие в его защите. Весь период осады в монастыре находилась царевна Ксения Годунова, постриженная по указанию Лжедмитрия I в монахини.

Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Поэтому отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Первым делом осаждавшим пришлось спешно сооружать собственные укреплённые лагеря и готовиться к трудностям штурма, одновременно пытаясь вступить в переговоры с осаждёнными. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача — архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь.

С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража. Началось строительство подкопов под башни монастыря. В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство. В ходе последующей вылазки были уничтожены разрозненные группы тушинцев, укрывавшиеся во рвах. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. В декабре 1608 — январе 1609 года дерзкими вылазками удалось отбить у осаждавших часть скота и запасы сена, разгромить ряд застав, поджечь некоторые укрепления осаждавших. Однако при этом они понесли значительные потери, составившие только в декабре 325 человек убитыми и пленными. Появились также перебежчики к противнику из числа гарнизона, в том числе дворяне и стрельцы. Видимо, благодаря их показаниям, в январе 1609 года одна из вылазок осаждённых едва не окончилась трагедией — противник атаковал их из засады и отрезал от монастыря, а конница осаждавших атаковала открытые монастырские ворота. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Положение вновь спасла многочисленная русская артиллерия, точным огнём вызвавшая замешательство тушинцев, атаковавших ушедших на вылазку бойцов. Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. Ворвавшиеся в монастырь конники противника были в основной массе истреблены крестьянами и паломниками, забросавшими их камнями и брёвнами в узких улочках между постройками.

С января 1609 года ухудшилось положение осаждённых — из-за отсутствия продовольственных запасов началась цинга. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Получивший об этом информацию гетман Ян Сапега начал подготовку к новому штурму, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами. В свою очередь, воеводы Василия Шуйского попытались поддержать осаждённых, направив в монастырь обоз с грузом в 20 пудов пороха, в сопровождении 70 казаков и 20 монастырских слуг. Полякам удалось захватить гонцов, которых старший этого обоза направил в монастырь для координации плана действий. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. В результате в ночь на 26 февраля 1609 года обоз попал в одну из засад, охранявшие обоз казаки вступили в неравный бой. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Раздосадованный неудачей полковник Лисовский приказал наутро вывезти под стены монастыря и зверски казнить захваченных гонцов и взятых в ночном бою четырёх пленных. В ответ Долгорукий-Роща приказал вывести на стены и зарубить всех имевшихся в монастыре пленных — 61 человек, в большинстве своём казаков-тушинцев и наёмников. Итогом стал бунт тушинских отрядов среди осаждавших, обвинявших Лисовского в гибели своих товарищей. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.[источник не указан 1475 дней]

Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Имели место факты бегства людей к врагу. Знавший о трудностях осаждённых Сапега предпринял подготовку к новому штурму, а для гарантии успеха направил в монастырь перебежчика поляка Мартьяша с заданием войти в доверие к русскому воеводе, а в решающий момент вывести из строя часть крепостной артиллерии. Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Но накануне штурма, назначенного на 8 июля, в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Хотя к тому времени силы гарнизона уменьшись более чем втрое с начала осады, правильная их расстановка в местах ударов противника и на этот раз позволила отстоять монастырь. Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.

Поэтому Сапега сразу же стал готовить третий штурм. За счет присоединения действовавших в окрестностях отрядов тушинцев, он довёл численность своего войска до 12000 человек. На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона. Сигналом для атаки был пушечный выстрел, от которого начнётся пожар в крепости, если пожар не возникнет — то второй выстрел, а если и тогда пожар не возникнет — то третий выстрел независимо от результатов. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. Видевший приготовления к нему воевода Долгорукий-Роща вооружил всех крестьян и монахов, приказал вынести на стены весь порох, но шансов на успех сражения практически не было.

Осаждённых могло спасти только чудо, и оно произошло. Запутанная система сигнала к штурму сыграла свою роковую роль: одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие — после последующих. В темноте порядки штурмующих смешались. В одном месте немецкие наемники услышали за спиной крики русских тушинцев и, решив, что это — вышедшие на вылазку осажденные, вступили с ними в бой. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Давние разногласия между тушинцами с одной стороны, поляками и наемниками — с другой, вылились наружу. В войске осаждавших произошёл раскол. Многие атаманы тушинцев увели свои войска от Троице-Сергиевого монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Осаждённые, напротив, были уверены, что чудесное спасение монастыря стало результатом Божественного заступничества и что конец осады близок.

Осенью 1609 года русские войска князя Михаила Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам и полякам, после чего начали наступление к Москве. Двигаясь из Калязина, русские полки освободили Переславль-Залесский и Александровскую слободу. В бывшей царской резиденции был устроен лагерь для усиления войска стекавшимися со всей страны отрядами. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар. Оставив часть своего войска осаждать Троице-Сергиев монастырь, он двинулся к Александровской слободе, но был разбит в битве на Каринском поле.

После этого, отряды Скопина-Шуйского заблокировали отступившего назад гетмана в его собственном лагере. Было восстановлено регулярное сообщение между осаждёнными и идущими на помощь войсками.

29 октября 1609 года[источник не указан 1475 дней] и 1 (11) января 1610 года[2] обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Численное превосходство неприятеля не позволило им ворваться в лагерь, но исход борьбы стал уже ясен. Зная о скором подходе основного войска Скопина-Шуйского, Сапега приказал спешно снять осаду. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

В осаждённом монастыре к концу осады осталось не более 1000 человек из бывших там к началу осады, из них численность гарнизона составила менее 200 человек.

Благополучное окончание осады оказало значительное влияние на настроения населения, подняло боевой дух войска, которое впервые за время Смуты дало столь решительный отпор иноземным захватчикам.

Кино[править | править код]

  • Тюменцев И. О. Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608—1610 гг. — М.: Цейхгауз, 2008. — 64 с.

ru.wikipedia.org

Свято-Троицкая Сергиева Лавра / Монастырский вестник

На протяжении семи веков, исполняя завет преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиева Лавра уделяла большое внимание благотворительности и странноприимству, устраивая и принимая на свое содержание богадельни, странноприимные дома и дома призрения.

Благодаря содействию благотворителей и Попечительского Совета Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в подготовке празднования 700-летнего юбилея со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского значительно расширились возможности для социального служения.

До последнего времени в распоряжении Лавры находился лишь небольшой корпус Странноприимного дома

Историческая справка 

В XIX веке к Лавре был причислен Александро-Мариинский дом призрения. Он был устроен в 1840 — 1841 гг. на вклад дочери действительного тайного советника Анны Александровны Луниной. Новое здание было построено в 1872—1873 гг.по проекту архитектора Грудзина на месте обветшавшей богадельни Лавры 1840—1843 гг. После революции и закрытия Лавры здания Александро-Мариинского дома призрения были национализированы и обращены в фабричные корпуса. Здание церкви и главного дома превращено в обычный жилой дом. Был уничтожен световой барабан церкви и ее глава. На протяжении последних 20 лет с 1993 г. здание главного дома возвращено Троице-Сергиевой Лавре и именуется — Странноприимный дом для приезжих паломников.

Его помещения на 80 койко-мест не могли вместить всех желающих, тем более, что по заведенному с самого начала правилу, на ночлег принимали только мужчин.   

* * *

К настоящему времени недалеко от обители, в овраге у северной стены монастыря, возведен и благоустроен гостиничный комплекс «Паломническая слобода».

Странноприимная «Паломническая слобода»

Это четыре двухэтажных корпуса общей вместимостью на 800 человек, имеющих комфортабельные номера эконом-класса, вместимостью по 12 человек. Корпуса «Паломнической слободы» выполнены из высокопрочных огнестойких современных строительных материалов. Пластиковые окна (ПВХ) белого цвета, наружная отделка стен — деревянные панели типа «Блок-хаус под брус», лестничные марши и площадки, помещения душевых, санитарные узлы, помещение персонала отделаны керамическим гранитом. Для священнослужителей предусмотрены специальные номера, для инвалидов имеются отдельные санузлы, а входы оборудованы пандусами, на этажах работают чайные-трапезные. 

Все это позволяет регулярно с комфортом размещать большие группы самых разных паломников в любое время года. Этот новый гостиничный комплекс во многом помог решить одну из главных нужд монастыря — размещение на ночлег паломнических групп, которых с каждым годом становится все больше. Проживание бесплатное. Телефон: +7 (496) 541-56-99. Ответственный за работу «Паломнической слободы» — монах Парфений (Котов).  

* * *

Трапезная Странноприимного дома 

Одновременно трапезная Странноприимного дома продолжает предоставлять бесплатное питание (обед и ужин) паломникам, посещающим монастырь, а также нуждающимся и малоимущим. Услугами трапезной в 2014 г. пользовалось в среднем около 400 человек в день. Обед и ужин в трапезной происходит в 2–3 смены, в зависимости от количества паломников. Меню Паломнической трапезной достаточно разнообразно. Это комплексные обеды, в состав которых всегда входят свежеприготовленные салаты и свежий хлеб. 

Адрес трапезной Странноприимного дома: Московская обл., г. Сергиев Посад, Пожарный пер. д 2а. Телефон: +7 (496) 540-56-81. Ответственный за работу трапезной Странноприимного дома — монах Парфений (Котов). 

В Лавре паломник имеет возможность поклониться великим святыням монастыря, а странноприимные трапезные позволяют отведать блюда монастырской кухни, которые предлагались здесь на протяжении всей истории обители.

Заявки на поселение групп паломников и заказные обеды принимаются по телефону +7 (496) 541-56-99


monasterium.ru


Смотрите также

Описание: