Где находится трифонов монастырь в кирове


Успенский Трифонов монастырь — Википедия

Успе́нский Три́фонов монастырь (Вя́тский Во И́мя Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове (бывший Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684—1689 годах (старейшее здание Кирова).

Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает [1]:

На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… а внём соборный во имя Успения… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов.

Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания[2]. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь[3]. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Список настоятелей Трифонова монастыря

Список настоятелей приведён по книге Е. В. Кустовой[4].

Епископы Сарапульские
Епископы Глазовские
наместники

Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 декабря 1595 (10 января 1596) года Грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 (10 января 1591) года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи, здесь в 67 дворах проживали 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учётом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели около 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.

Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили четыре села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. По переписи 1678 года, в этих местах обитало крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

В 1595 году монастырь получил новые незаселённые земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятке (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.

Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.

Успенский собор монастыря
  1. Собор Успения Богородицы (1684—1689)
  2. Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
  3. Колокольня (1714, 1764, разобрана в 1935 году, воссоздана в 1994—1995 годах)
  4. Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
  5. Благовещенская церковь (1728)
  6. Настоятельские палаты (1719, 1818)
  7. Братский корпус (1742, 1831)
  8. Северо-восточная башня (1742)
  9. Северо-западная башня (1742, воссоздана в 1993 году)
  10. Монастырская караульня (1740-е)
  11. Братские кельи и семинария (1764)
  12. Юго-западная башня (1774—1775, воссоздана в 1994 году)
  13. Юго-восточная башня (1774—1775)
  14. Монастырская поварня (1769)
  15. Часовня Трифона Вятского (1684, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990 году)
  16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856)
  17. Летний дом настоятеля в саду (1849)

Фотографии монастырских зданий

  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 1. История монастыря от основания до наших дней. – Вятка [Киров]: Буквица, 2012. – 752 с. 
  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 2. Справочные материалы. – Вятка [Киров]: Буквица, 2012. – 312 с. 
  • Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря / А.Г. Тинский. — Киров: "Кировская правда", 1989. — 64 с. — 20 000 экз.
  • Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 - Архитектура. — 385 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-86645-012-7.
  • Успенский монастырь // Славянская энциклопедия. XVII век.- Т.2.- М., 2004.- С.525-526
  • Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912
  • Сойкин П. П. Трифонов Успенский монастырь в Вятке // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 116-117. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Трифонов-Успенский-Хлыновский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кустова Е. В. Документы Госархива Кировской области как источник по изучению некрополя Вятского Успенского Трифонова монастыря // Отечественные архивы. – 2013. – №  4.
  • Кривошеина Н. В. Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII–XX веков [Текст] : (монография). – Киров : Полекс, 2006. – 218 с., илл.
  • Кривошеина Н. В. «Вятский Палех» в монументальной церковной живописи конца ХIХ века [Текст] : (монография). – Киров : Лобань, 2009. – 152 с., илл.
  • Кривошеина Н.В. Житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца из коллекции Пермской государственной галереи [Текст] // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Общество – наука – инновации» : в 4 т. – Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2010. – Т. 1. – С. 250–252.
  • Кривошеина Н.В. Новые открытия: житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца (к вопросу иконографии святого преподобного Трифона Вятского) [Текст] : (ст.) // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546–1612), Киров, 22–23 окт. 2010 г. – Киров : ВятГГУ (Вят. гос. гуманит. ун-т), 2010. – С. 48–50.
  • Кривошеина Н.В. SPECIFIC THEMES AND SUBJECTS OF CHURCH PAINTING IN VYATKA Natalia Krivosheina//W: SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts : Arts, Performing Arts, Architecture and Design : History of Arts, Contemporary Arts, Performing and Visual Arts, Architecture and Design, 26 Avgust - 1 September 2015, Albena, Bulgaria : conference proceedings. – Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2015. – (SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, ISSN (2367-5659). – S. 17-24: 26 August - 1 September 2015. – ISBN 978-619-7105-50-06

Трифонов монастырь Киров

Трифонов монастырь находится на берегу реки в историческом центре Кирова. Кафедральный Успенский собор монастыря - старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Сейчас собор носит статус федерального памятника архитектуры с трехвековой историей.


Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку - монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.

Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.

Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм - Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью - пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.

Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.

В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.

Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.

При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.

31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.

После революции

Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.

Еще в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а в скором времени здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.

Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.

В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Вскоре была восстановлена гордость обители - Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.

Трифонов монастырь график работы и богослужения

Храм открыт с 7:00 до 19:00.

Расписание богослужений на каждый день необходимо уточнять на сайте собора.

Контакты

  • Адрес: 610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4
  • Телефон: +7 (8332) 322-580, 322-549
  • Электронная почта: [email protected]
  • Сайт: http://uspenskysobor.ru/

Как добраться самостоятельно в обитель

От городского железнодорожного вокзала можно доехать автобусами №№ 3,37,67 и троллейбусом № 4 до остановки «Трифонов монастырь».

Расположение монастыря на карте

Трифонов монастырь

ул. Горбачева, 4

Трифонов монастырь. 2015 г.  

Трифонов монастырь — один из символов Вятки, на протяжении многих веков он являлся ее духовным, культурным, образовательным центром. Мужской монастырь был основан в Вятке в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским (в миру — Трофим Дмитриевич Подвизаев). По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений в 1580 г. под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Богатые пожертвования и доходы с земель, пожалованных монастырю царской властью, позволили Трифону построить в монастыре четыре храма — Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Благодаря усилиям Трифона монастырю были пожертвованы прилегающая к нему территория, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки.  Монастырь стал крупным колонизатором вятских земель, вел активную миссионерскую, экономическую  и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Успенской обители в XVII в. стали основателями и строителями новых вятских монастырей. 

Вид на Успенский Трифонов монастырь с севера. В центре снимка — Успенский собор, перед ним — северо-восточная башня ограды и братский корпус. Справа —  монастырская колокольня и Никольская надвратная церковь, между ними вдалеке виден Александро-Невский собор. Снимок сделан с северного берега оврага Засора. 1910 г.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690 г. в собор были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, а над могилой установлено надгробие — рака. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря — древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

В 1690-е годы к северо-западу от Успенского собора был возведён Никольский надвратный храм. В начале XVIII в. были выстроены в камне колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 – 1717 гг.), каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 г. и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса. 

Трифонов монастырь. Слева —  Никольская надвратная церковь, в центре снимка  — монастырская колокольня, между ними вдали на холме виден Троицкий кафедральный собор. Справа —  купола Успенского собора и притвор Благовещенской церкви

XVIII век принес Трифонову монастырю, как и всему русскому монашеству, серьезные испытания. Политика Петра I и его преемников, направленная на ослабление церкви и подчинение ее государству, привела к тому, что численность братии Трифонова монастыря к концу XVIII столетия сократилась до минимума, вместе с тем упал и ее духовный уровень. В XVIII в. прерывается традиция старчества, которая питала монашество, создавала духовную преемственность. Ослабив монастыри духовно, государство постаралось переложить на их плечи множество обязанностей. Трифонов монастырь в это время содержал духовную школу (впоследствии  —семинарию), солдат-инвалидов, а также епитимийцев и преступников, присылаемых на покаяние.

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 г. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 г. новым пожаром, были окончены только к 1799 г. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 г., монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50–60-е гг. XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.

Успенский собор. Начало XX в.

В XIX в. благодаря крестным ходам распространяется духовное влияние монастыря по Вятской епархии.  Благодаря крестным ходам почитание преподобного Трифона стало активно развиваться, в Вятку приезжало все большее количество паломников, желавших поклониться мощам святого. Важную роль в этом сыграли и торжества, посвященные 300-летию со дня преставления преподобного Трифона Вятского, которые состоялись в 1912 г.

В начале ХХ в. Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, деревянная часовня над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта. 

Успенский собор. 2015 г.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа, которая стала оплотом развития просвещения и грамотности Вятки того периода.

После 1917 г. храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 г. общине было отказано в пользовании храмами, в монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.

Фото: Л. Калинина, pastvu.com

история и адрес, описание и основатель, святыни и святые

Мужская обитель основана в конце XVI столетия преподобным Трифоном Вятским. В 1918 г. её официально закрыли, восстановление монашеской жизни состоялось в 1991 г. Сегодня монастырский комплекс считается архитектурным памятником и охраняется государством. Обитель славна тем, что на её территории находится кафедральный Успенский собор Вятской епархии, являющийся древнейшим зданием города Киров. В составе комплекса около 20 церковных построек.

История обители

Основателем этой старинной обители является святой Трифон Вятский. Именно он предложил жителям близлежащих районов обратиться к царю Иоанну Грозному с просьбой о воздвижении монастырского комплекса. В 1580 г. правитель одобрил челобитную и выдал Трифону грамоту на постройку обители.

Успенский Трифонов монастырь в Кирове

Местом основания сделали территорию заброшенного городского кладбища, на котором стояли две ветхие часовни. Иван Грозный даровал обители села, луга и озера, дело пожертвования продолжил и царь Феодор Иванович, который передал комплексу различную утварь, священные книги, иконы, а также земельные угодья.

По распоряжению правителя территории вокруг создающегося комплекса заселяли крестьян из близлежащих областей.

  • Благодаря богатым пожертвованиям, преподобный Трифон возвел в обители четыре церкви. Первым стал храм, освященный в честь Благовещения Девы Марии, вторым — Успенский. В первые годы XVII столетия здесь появились монашеские кельи, колокольня и необходимые хозяйственные строения. Монастырский комплекс обнесли деревянным забором, на северной стороне которого находилось два входа. За оградой располагались конюшня и скотный двор.
  • Святой Трифон организовал среди братии строгий устав общежития. У иноков была общие трапезная и имущество, им запрещалось пить вино, ходить в гости или приглашать кого-нибудь в свою келью. Ежедневно в главных соборах обители совершались литургии. Однако строгость пришлась не по вкусу некоторым старшим монахом, поэтому вскоре преподобного Трифона изгнали. Вернуться в свой родной монастырь он смог только в последние годы своей жизни, здесь он нашел вечный покой.

В XVII столетии значение Трифоновой обители возросло. Настоятелями становились архимандриты, в принадлежащие монастырю вотчины отправлялись святые старцы, миссия которых состояла в основании новых поселений и привлечении жителей. Община не только увеличивала территорию, но и вела активную просветительскую деятельность.

В это время вокруг Трифоновой обители воздвигли множество церквей и часовен. Комплекс приобрел статус культурного центра Вятских земель, в его стенах послушники изучали грамоту, создавали литературу. Богатая обитель могла быстро восстанавливать пострадавшие от огня постройки, а вскоре здесь началось возведение каменных зданий.

На заметку! Святой Трифон родился в богатой семье, воспитывался в набожной атмосфере, рано потерял отца. Постриг принял в 22 года от игумена Варлаама, стремился к уединению, поэтому удалился в места, где сегодня находится Пермь. Основал монастырь в городе Хлынов в 1580 г., получил сан архимандрита. Святитель являлся строгим подвижником, носил вериги и власяную одежду. Перед смертью оставил благословенное завещание братии, умер в 1612 г., в 1903 г. Церковь прославила его в лике святых.

Дальнейшая история

Во времена реформ Петра Первого обитель обложили налогами, доходы от её земель переходили в казну государства, что привело к запустению и обеднению. У общины не осталась средств на восстановление обветшалых зданий, это побуждало настоятелей обращаться за помощью к самому правителю.

В середине XVIII столетия крестьяне монастырских вотчин восстали против несправедливости. Секуляризационная реформа, утвержденная в 1764 г., постановила, что Трифонова обитель будет получать ежегодного жалованья только 800 р.

Рака с мощами Трифона Вятского в Успенском соборе

Императрица Екатерина II конфисковала многие земли, принадлежащие монастырскому комплексу, к тому же на его территории случались частые пожары.

  • Обитель настолько обнищала, что братии пришлось открыт перед входными вратами сбор для пожертвований. Для исправления материального положения настоятелям пришлось организовывать крестные шествия со святыми иконами. Помощь жителей и некоторых добродетельных помещиков позволила монастырю содержать свои строения в хорошем состоянии, а также оказывать поддержку нуждающимся прихожанам.
  • С середины до конца XVIII столетия на территории монастырского комплекса действовала русско-латинская школа, которая спустя время переквалифицировалась в духовную академию.
  • Лучшие земли Трифоновой обители вернул государь Павел Первый. В XIX столетии архимандрит Амвросий стал сдавать монастырские вотчины в аренду, что позволило значительно улучшить финансовое положение комплекса. В 1865 г. рядом с духовной академией построили пансион для её воспитанников. Вскоре здесь организовали школу для городских детей. В конце XIX столетия в обители проживал преподобный Стефан, который значительно возвысил уровень духовного состояния общины.

Перед революционными действиями монастырский комплекс считался благоустроенным, но малочисленным. Основные доходы община получала от сдачи в аренду квартир. Поэтому в начале XX столетия удалось провести ремонт главных соборов. В 1912 г. на территории провели водопровод, укрепили кровлю, воздвигли два дома для паломников.

Святой источник преподобного Трифона

Советский период и новое время

В сентябре 1918 г. советские власти официально закрыли Трифонов монастырь, иноков же выслали в Пермь. На территории обители разместили больницу, склад, партийную школу. Некоторые храмы продолжали богослужения благодаря деятельности некоторых активистов.

  • В 1921 г. в монастыре все еще проживала православная община, руководимая владыкой Виктором. Однако через два года обновленческая организация при помощи государства захватила центральный собор, другие строения перешли в управление различных структур.
  • В 1929 г. с Успенской церкви сняли колокола, отправив их на переплавку, церковную утварь продали или подарили музею. Здесь осквернили и уничтожили кладбище, а также иконостасы и колокольню. В зданиях храмов разместились различные предприятия. Большую часть территории заняли металлургические цеха.
  • В середине XX столетия прихожане стали обращаться к городскому совету с вопросом о возвращении обители. Верующие предлагали реставрацию за свой счет, но власти всегда отвечали отказом. Строения монастырского комплекса постепенно приходили к разрушению. До 1980 г. проводились только частичные восстановительные работы.
  • В 1988 г. в районе стали рассматривать вопрос о полноценной реставрации обители и её передачи общине. В поддержку открытия монастыря собрали более 12 000 подписей. Весной 1989 г. Успенский собор безвозмездно передали в управление Кировской епархии, а через год вышло постановление о полном даровании полноценного монастырского комплекса. Осенью 1991 г. Синод благословил официальное открытие Трифоновой обители.
Богослужение в Успенском Трифоновом монастыре

Вскоре были отреставрированы настоятельские покои, братские корпуса, колокольня, построена надкладезная часовня. К 1994 г. проводилась повторная роспись центрального собора, восстановление иконостаса, куполов, прилегающие участки облагораживали.

Архитектура

Экстерьер основного Успенского храма прост и скромен, фасад делится на части с большими украшенными стенами. В интерьере находится живописная роспись на тему Евангелия, относительно новая живопись иллюстрирует деяния преподобного основателя Трифона. Главное украшение Успенской церкви — пятиярусный иконостас, являющийся блестящим образцом высочайшего профессионализма местных мастеров. Наместником с 2012 г. служит отец Феодор (Рулев).

Надвратная Никольская церковь имеет типичное композиционное решение. Кубическое основание поднято на высокий фундамент, с боковых сторон находится трапезная и апсида. Фасады строения выделяются художественным подходом к декорированию. Стройное и изящное строение дополняется братскими кельями и настоятельским корпусом. Это соседство придает дополнительной торжественности при въезде на территорию.

На юго-западе комплекса расположен Трехсвятительный собор. Его бесстолпный четверик дополняет алтарную часть, композиция завершена луковичной главой. Фасады украшены в стиле «узорочья» XVII столетия, пышности экстерьеру придают декоративные пассажи из кирпичей и оконные наличники. Сегодня община собирает пожертвования на восстановление интерьера Трехсвятительной церкви.

Благовещенский храм — самое первое строение на территории Трифоновы монастыря.

Благовещенская церковь Вятского Успенского Трифонова монастыря

Здание выполнено в духе посадского зодчества, имеет пятигранный алтарь, массивный четверик и трапезную, по центральной оси находится притвор, напоминающий глухое крыльцо. В форме фасадов сочетаются элементы «узорочья» и петровского барокко. Сегодня здание нуждается в реконструкции.

Информация для паломников

Монастырь находится в городе Кирове, по адресу: улица Горбачева, строение № 4. Ближайшая остановка транспорта — «Трифонов монастырь», до места доезжают автобусы № 3 (№ 37, № 67) и троллейбус № 4.

Внимание! Богослужения в обители проходят каждый день: с 7:00 проводится братский молебен, вечерня начинается в 17:00. Огласительные беседы совершаются в Никольском храме с 10:30, в воскресенье — с 12:30.

Церковная лавка обители работает без выходных и открыта с 7:00 до 18:00.

В настоящее время паломники имеют возможность прикоснуться к великолепно украшенной раке с останками святого основателя Трифона, здесь же находится образ с изображением его лика. Внутри ковчега хранится Библия, переписанная самим старцем, кипарисовый крест и чудотворные железные вериги. Интерьер Успенского собора украшен резным иконостасом, состоящим из пяти ярусов.

Реликвия создана мастерами Строгановской школы, она декорирована барочной резьбой. В 90-е годы XX столетия мастера восстанавливали сохранившиеся после советского периода иконы.

Успенский Трифонов монастырь в Кирове

Успенский Трифонов монастырь - Киров, Кировская область

Фото с wikipedia.org [Public domain]

Успе́нский Три́фонов монастырь (Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).

История

Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:

На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… а внём соборный во имя Успения… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов.

Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Список настоятелей Трифонова монастыря

Список настоятелей приведен по книге Е. В. Кустовой.

  • Трифон (Подвизаев), строитель (1580—1590), игумен (1590—1600), архимандрит (1600/1601 — 8 сентября 1612)
  • Иона I (Мамин), здесь и далее архимандрит (1601—1612, 1612—1617/18)
  • Иона II (Калязин) (1617/18—1631)
  • Герасим (Путников) (1631—1633)
  • Иосиф I (1634)
  • Герасим (Путников) (1635—1638)
  • Александр I (1641—1647)
  • Иоаким (1648/49—1653)
  • Александр II (1653)
  • Моисей (1654—1657/58)
  • Сергий (Колачников) (1659—1670)
  • Иов (1673—1675)
  • Иоиль (1675—1679)
  • Александр III (Лопатин) (1679—1715)
  • Парфений (Катаев) (1715—1731)
  • Пафнутий (1731—1733)
  • Александр (Корчемкин) (1733—1734)
  • Лаврентий (Полторацкий) (1734—1735) (наместник)
  • Павел (Вотинов) (1739—1740)
  • Даниил (Щепин) (1740—1744)
  • Иоасаф (Потёмкин) (1744—1751)
  • Никон (1752—1755)
  • Давид (1755—1764)
  • Софония (Македонский) (1764)
  • Андрей (Таршевский) (1764—1771)
  • Поликарп (Павловский) (1772—1774)
  • Транквиллин (1774—1776)
  • Каллист (Звенигородский) (1776—1796)
  • Лаврентий (Долматов) (1796—1800)
  • Мисаил (Сапожников) (1800—1817)
  • Иустин (Сементовский) (1817—1823)
  • Феофилакт (Пинегин) (1824—1829)
  • Иероним (Нестеровский) (1829—1834)
  • Никодим (Казанцев) (1835—1841)
  • Амвросий (Красовский) (1841—1868)
Епископы Сарапульские
  • Геннадий (Левицкий) (23 января 1868—1872)
  • Палладий (Пьянков) (1872—1877)
  • Павел (Вильчинский) (1877—1878)
  • Нафанаил (Леандров) (1878—1882)
  • Тихон (Троицкий-Донебин) (1882—1886)
  • Никон (Богоявленский) (1888—1889)
Епископы Глазовские
  • Никон (Богоявленский) (1889—1893)
  • Симеон (Покровский) (1893—1894)
  • Варсонофий (Курганов) (1894—1904)
  • Филарет (Никольский) (январь — ноябрь 1904)
  • Павел (Поспелов) (1905—1918)
наместники
  • Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 — 5 октября 2011)
  • Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012)

Бывшие владения

Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 января 1595 года грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи здесь в 67 дворах проживало 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учетом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели порядка 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.

Грамота от 1629 год]а свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили 4 села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. А по переписи 1678 года в этих местах обитало уже крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

В том же 1595 году монастырь получает новые незаселенные земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятка (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.

Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.

Архитектурный ансамбль

  1. Собор Успения Богородицы (1684—1689)
  2. Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
  3. Колокольня (1714, 1764, разобрана в 1935, воссоздана в 1994-1995)
  4. Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
  5. Благовещенская церковь (1728)
  6. Настоятельские палаты (1719, 1818)
  7. Братский корпус (1742, 1831)
  8. Северо-восточная башня (1742)
  9. Северо-западная башня (1742, воссоздана в 1993)
  10. Монастырская караульня (1740-е)
  11. Братские кельи и семинария (1764)
  12. Юго-западная башня (1774—1775, воссоздана в 1994)
  13. Юго-восточная башня (1774—1775)
  14. Монастырская поварня (1769)
  15. Часовня Трифона Вятского (1684, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990)
  16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856)
  17. Летний дом настоятеля в саду (1849)

Фотографии монастырских зданий

Свято-Успенский Трифонов монастырь в Кирове: история, фотографии

Город Киров славится своими уникальными местами с многовековой историей. Так, например, Успенский Трифонов монастырь яркий представитель этого. Он был основан в 1580 году Трифоном, который пришел на вятскую землю.

 Это  святое место создавалась  с 4 храмами:

1.Успенским.

2.Никольским.

3.Благовещенским.

4.Иоанно-Предтенчесикм.

Самым красивый из этих святых мест был первый монастырь, который до сих пор не перестает радовать горожан. В то время сложно было отыскать постройку чем то схожую с этой, для нее даже и древесину привозили из Слободского. В начале семнадцатого века на территории храма появились и другие церковные постройки. К ним можно отнести следующие:

  • Колокольня.
  • Хозяйские угодья.
  • Келья.

 

История

С 1744 года в стенах святого места обучают детей латыни, далее монастырь становится духовной семинарией. Если говорить о начале двадцатого века, то Успенско Трифонов монастырь заметно преображается и в нем кипит духовная жизнь.

 Видео:

Чудесный период для монастыря –с 1790 годов, когда ему были возвращены льготы.  Тогда была организована детская школа на его базе.

Переломный момент

Самым тяжелым временем в истории собора можно назвать период правления Петра первого. В начале восемнадцатого века существенно сокращается число монахов, и из святого места делают место для пыток и отбывания наказаний. Не смотря на то, что царь приказывал не делать каменного храма, его приказа ослушались и начали с реконструкции ворот.

Но не так хорошо все могло продолжаться, октябрьская революция не смогла обойти столь яркого и популярного места у населения. Советской властью был просто ликвидирован монастырь. Тут было уничтожено все: кладбища на территории святого места больше не существовало, колокола были перепаяны, уничтожены иконостасы. От святого места ничего не осталось, даже и стены были разнообразны. В то время, каких только заведений не располагалось в бывших стенах монастыря, тут была и большая столовая, и прачечная, и общежитие.

Но жители города в восьмидесятых годах обеспокоились судьбой святого места и к 1991 году восстановили его. А уже в 1994 году был полностью восстановлен иконостас.

Сегодня же это настоящая жемчужина Вятки. Этот монастырь наполнен светом, духовной силой и добротой.

Источник: www.mykirov43.ru


Успенский Трифонов монастырь - Неспящий на Вятке — LiveJournal


*нажми на картинку и она станет больше

Успенский Трифонов монастырь - объект культурного наследия России и одно из старейших строений Вятки дошедшее до наших дней. Еще в начале XX века он являлся одним из десятков церквей, монастырей и храмов, составлявших неповторимый архитектурный ансамбля города. Но ему повезло больше остальных, и он с небольшими потерями, но все-таки радует нас своим присутствием, пока на его месте кто-нибудь не решит построить огромный бизнес или торговый центр.

Собственно, писать сегодня я много не буду, поскольку основная тема этого поста - инфографика. Она не претендует на какую-то научную премию, да и исторических знаний в себе несет не много, но, надеюсь, сможет заинтересовать как можно больше людей (на это и рассчитана). Идея создать ее пришла в мою голову еще в сентябре прошлого года, но доделать все мне удалось только сейчас… Правда получилось то, что получилось, ну да ладно…

Да, ниже представлены фото, сделанные в 32 градусный мороз в это Рождество специально для этой инфографики, но так в нее и не попавшим.


Ангел на северо-западной башне


Братский корпус


Колокольня и врата



Часовня Трифона Вятского над ключом с чистой водой




Юго-восточная башня и Трёхсвятительская церковь


Хозяйственные постройки



Собор Успения Богородицы, колокольня и Благовещенская церковь


Северо-западная башня (на фоне: Спасский собор)


Трифон Вятский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с именем Трифон.

Три́фон Вя́тский (Вятский Чудотворец) — местночтимый святой Вятской и Пермской епархии, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря в Хлынове (ныне Киров). С 2007 года в день его памяти совершается празднование Собору вятских святых — 8 (21) октября[1]

Преподобный Трифон родился в селе Малая Немнюжка (Малая Немнюга или Малонемнюжское (Воскресенское)) Пинежского уезда (ныне деревня Совполье Мезенского района Архангельской обл.), в семье зажиточного крестьянина Димитрия Подвизаева, был младшим сыном. При крещении получил имя Трофим. С детства воспитывался набожным человеком.

Подвизался в Пыскорском монастыре и Успенском монастырях.

Скончался 8 октября 1612 года. Погребён в Успенском монастыре носящем его имя.

Преподобный Трифон Вятский. Киров 2019.

В Кирове установлен памятник.

  • Кривошеина Н. В. Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII–XX веков [Текст] : (монография). – Киров : Полекс, 2006. – 218 с., илл.
  • Кривошеина Н. В. «Вятский Палех» в монументальной церковной живописи конца ХIХ века [Текст] : (монография). – Киров : Лобань, 2009. – 152 с., илл.
  • Кривошеина Н.В. Житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца из коллекции Пермской государственной галереи [Текст] // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Общество – наука – инновации» : в 4 т. – Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2010. – Т. 1. – С. 250–252.
  • Кривошеина Н.В. Новые открытия: житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца (к вопросу иконографии святого преподобного Трифона Вятского) [Текст] : (ст.) // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546–1612), Киров, 22–23 окт. 2010 г. – Киров : ВятГГУ (Вят. гос. гуманит. ун-т), 2010. – С. 48–50.
  • Кривошеина Н.В. SPECIFIC THEMES AND SUBJECTS OF CHURCH PAINTING IN VYATKA Natalia Krivosheina//W: SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts : Arts, Performing Arts, Architecture and Design : History of Arts, Contemporary Arts, Performing and Visual Arts, Architecture and Design, 26 Avgust - 1 September 2015, Albena, Bulgaria : conference proceedings. – Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2015. – (SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, ISSN (2367-5659). – S. 17-24: 26 August - 1 September 2015. – ISBN 978-619-7105-50-06

Монастыри Кирова - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Вятский Преображенский монастырь

Вятский Преображенский монастырь (фото)

Рекомендовать место

23

4

Вятский Преображенский монастырь — женский монастырь в Кирове, был основан в 1624 году по приказу царя Михаила Федоровича и был благословлен патриархом Филаретом.

Вятский Спасо-Преображенский Новодевичий монастырь находится на правом берегу Вятки, севернее древнего хлыновского кремля в старом городе. Продолжительное время монастырь был небогатым, его постройки оставались деревянными.

В 1696 году был построен каменный Преображенский монастырь, в ХVIII веке к церкви была пристроена трапезная. В 1770 году возвели колокольню, которую переделали в 1821 году. В 1838 году к западной части колокольни пристраивают корпус -- домовую церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

В ХIХ веке, в его второй половине, наступает расцвет обители, во время управления игуменьи Емерентианы. Открываются школа и мастерские, выстраивается келейный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».

Позже, после 1917 года монастырь закрывают. Большая часть его построек приспосабливают под жилье, колокольню и ограду разбирают. Сегодня жизнь в обители восстановлена, Преображенская церковь открыта для богослужения, колокольня полностью восстановлена.

Координаты: 58.60670200,49.68746400

Успенский Трифонов монастырь

Успенский Трифонов монастырь (фото)

Рекомендовать место

25

6

Трифонов монастырь – древнейшая обитель на территории Вятского края. Он возник благодаря монаху Пыскорского монастыря – преподобному Трифону, который написал от пяти вятских городов челобитную царю – Ивану Грозному. В июне 1580 года царь выдал Трифону грамоту на строительство.

Благодаря пожертвованиям на территории монастыря построили 4 храма: Успенский, Благовещенский, Никольский и Иоанно-Предтечный. В начале XVII века были выстроены 14 келий для монахов, колокольня и хозяйственные постройки. В монастыре складывается библиотека, в которой насчитывается более 140 книг: богослужебные, жития святых, поучения.

В годы правления Екатерины II монастырю нанесен значительный урон. В 1764 году большая часть монастырских земель была признана государственной собственностью. В 1790 году, при Павле I лучшие землю вернули во владение обители. В ХХ веке в монастыре насчитывается небольшая братия – 15-20 человек.

В сентябре 1918 года Успенский мужской Трифонов монастырь ликвидируют, в 1929 году его окончательно отбирают у верующих.

1988 год – новая страница истории монастыря. В апреле 1989 года собор безвозмездно передают епархии. Начинается реставрация: палаты настоятеля, братский корпус, восстановлена колокольня. Сегодня завершается работа над Никольской церковью, оживает Успенский собор, благоустраивают территорию прилегающую к храму, начаты работы в Трехсвятительской и Благовещенской церквях.

Координаты: 58.60083300,49.69000000


Смотрите также

Описание: