Где находится терновый венец иисуса христа


Терновый венец Христа | Православие и мир

Христос в терновом венце

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», — первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», — изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

 

Терновый венец Спасителя

 

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике.  Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Людовик IX встречает Терновый венец

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

В соборе Парижской Богоматери

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

Витражи Нотр-Дама

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

-Нам же разрешили!
-Кто вам разрешил?
— Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?
— Какой кардинал?! – изумляется охранник.
— Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет  песнопения.

Вынос венца Христова

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.

Поклонение венцу

Днесь висит на древе, на водах землю повесивый:
венцем терновым облагается Ангелов Царь
в ложную багряницу облачается, одевающий небо облаками
заушение принимает Тот, кто в Иордане освободил Адама
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный
копием прободеся Сын Девы
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое воскресение

Стоим последние минуты у Венца, заключенного в хрустальный оклад.

Два года назад здесь стоял Святейший Патриарх Алексий, он приезжал в Нотр-Дам. Выступить с докладом в ПАСЕ, а затем отслужил в Нотр-Даме молебен перед Терновым венцом.

«Визит Святейшего Патриарха Алексия произвел колоссальный резонанс во французском обществе. Речь в ПАСЕ обсуждало все общество , конечно, были и положительные, и критические суждения, но так уж принято в Европе. Главное, что практически никого она не оставила равнодушным. А когда мы привозили группу паломников поклоняться венцу, Святейший Патриарх служил молебен, в Собор почти невозможно было войти – приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков», – рассказывает руководитель паломнической службы святого апостола Фомы Тимофей Китнис.

«Конечно, молебен был именно православный, католики при нем просто присутствовали, но эффект был совершенно феноменальный». Тимофей, проведя нас по Собору, идет к левому приделу – практически напротив алтаря, в нише — икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II.

Владимирская икона - подарок Святейшего Патриарха Алексия II

Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сущий, и страждет Своей плотью.

Ссылки по теме: Паломничество к православным святыням Европы паломнической службы святого апостола Фомы


Фото: Анатолий Данилов, Анна Данилова, официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Терновый венец Спасителя. Инфографика - Православный журнал "Фома"

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. 

Терновый венец - это венец из растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед его распятием.

 

В Своих проповедях Спаситель не раз говорил о Своем Царстве, имея в виду Царство Божие, Небесное. Иудеи же, отдавая Христа на суд Пилата, вынесли Ему политическое обвинение в мятеже против Цезаря: Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк 23:2).

Пилат, желая прояснить обстоятельства дела, спрашивает Его: Ты Царь Иудейский? (Ин 18:33). И получает ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям (Ин 18:36).

Ответ был для Пилата исчерпывающим, и, стремясь продемонстрировать собранному иудейскими старейшинами народу всю абсурдность предъявленного Иисусу обвинения и желая отпустить Христа, он приказывает своим воинам устроить эту шутовскую коронацию: багряный плащ, жезл, «корона» и следы побоев.

Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.

Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).

 

7 фактов о Терновом венце:

1. Венец разделили на три час­ти, чтобы сохранить хотя бы часть святыни в годы Французской революции. Уцелели все три. Золотые скобы футляра прикрывают места рассечения Венца.

2. Раны от шипов видны на Туринской плащанице — погребальных пеленах Христа. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 на затылке.

 

3. Венец, сплетенный из прочных прутьев колючего растения без шипов, к которым добавлены веточки благовонного растения зизифуса, хранится в специальном запаянном футляре.

 

4. До сих пор ведутся споры, из какого растения сделан Венец. Наиболее распространенные версии: зизифус настоящий, или унаби;  держи-дерево, или Христовы тернии; саркопотериум колючий;  боярышник.

 

5. Изначально Венец насчитывал около 70 четырехсантиметровых шипов. Перед продажей Людовику IX венецианцы срезали шипы. Они попали в различные храмы и монастыри по всему свету.

 

6. Половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров — отдал король Франции Людовик IX, чтобы выкупить Венец у венецианских купцов. К ним святыня попала после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Встречать Терновый венец Людовик выехал за 40 километров от столицы — босиком и в простой рубахе — и нес святыню на плечах до самого Парижа.

Каждый год на Венце распускались зеленые листочки. Об этом в 1201 году сообщает ризничий константинопольского императора Николай Мессарит.

 

7. В 1806 году Терновый венец поместили в ризницу собора Парижской Богоматери. Терновый венец выносится для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу католического Великого поста и в Страстную Пятницу.

 

Видеоверсия инфографики. 

 

 

Почему Терновый венец стал святыней? Как получилось, что реликвия была заложена и кем была выкуплена? Какую роль Терновый венец сыграл в судьбе ученого и философа Блеза Паскаля? Где сегодня можно соприкоснуться со святыней? Рассказывает историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Тимофей Китнис.

 

 

 

Терновый венец Спасителя — Азбука паломника

Франция Париж 
Терновый Венец Христа

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — христианская святыня, венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. На сегодняшний день хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris).

См. также: Животворящий Крест Господень

Исторический экскурс

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

Христос в терновом венце

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.

Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».

Описание

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Cтеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части благополучно сохранились.

Местонахождение. Доступность для паломников

Собор Парижской Богоматери

Адрес: Париж, 6 pl. du Parvis Notre-Dame, metro Cite.
Часы работы: с 8.00 до 18.45 с понедельника по пятницу, 08.00-19.45 — в субботу и воскресенье.

Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.

В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.

Ссылки

Священник Константин Пархоменко. Парижские зарисовки

где находится и хранится, описание

15 апреля 2019 г. весь мир с замиранием сердца наблюдал за драматическими событиями, происходящими в центре Парижа. Всемирно известное здание собора Парижской Богоматери было охвачено пламенем пожара. Очевидцев заботила судьба величественного строения, но большинство из них не подозревали, что в опасности находилась гораздо более значимая для всего христианского мира реликвия — терновый венец Иисуса Христа.

Значение и история святыни

Венец, сплетенный римскими легионерами из колючих ветвей, является одним из символов страданий, которые претерпел Иисус Христос. В трёх из четырёх Евангелий повествуется о событиях возложения «короны» на Спасителя. Острые шипы вонзились в его голову, причиняя сильную боль и вызывая обильное кровотечение.

Терновый венец был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами

Но мучителям было мало физических страданий, они стремились унизить Христа. В руки мученику дали деревянную трость и падали перед ним на колени, призывая радоваться оказанной «чести». Когда венец сняли со Спасителя точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он находился на Христе во время распятия.

Интересно! По преданию Терновый венец хранился до X столетия в Иерусалиме. Затем византийские императоры перенесли реликвию в свою столицу. После захвата Константинополя рыцарями-крестоносцами христианская святыня была перевезена в Европу.

Правитель Латинской империи Балдуин II заложил её венецианским банкирам, которым был должен крупную сумму денег. В 1239 г. король Франции Людовик, прозванный Святым, выкупил священный предмет за 135 тысяч ливров. По преданию король и его родной брат встретили ковчег с Венцом в городке Санс, расположенном в 40 км от Парижа.

В простых холщовых рубахах с босыми ногами они несли святыню на своих плечах до французской столицы. Специального для её хранения была возведена часовня Сент-Шапель. Через некоторое время в неё также доставили следующие реликвии:

  • части Креста Господня;
  • копье Лонгина, пронзившее Христа;
  • посох Христа,
  • плеть Его бичевания;
  • святой гвоздь.

В красивой готической церкви один из главных христианских символов хранился до конца XVIII столетия. Во время Великой Французской революции обеспокоенные судьбой реликвии христиане разделили её на три части и вывезли из неспокойной столицы. С Божией помощью все фрагменты были спасены.

Терновый венец Иисуса Христа — одна из главных христианских реликвий

Осознавая их историческую ценность, революционное правительство поместило их в Национальную библиотеку. В 1806 г. Наполеон Бонапарт вернул Венец Католической Церкви. С этого времени он хранится в ризнице собора Парижской Божией Матери.

Описание

Венец представляет собой венок, сплетенный из прочных ветвей колючего растения, к которым добавлены стебли зизифуса. Этот кустарник обладает множеством длинных острых шипов. Считается, что изначально Терновый венок, содержал около 70 шипов, которые со временем были переданы в разные христианские храмы.

В летописях хранятся свидетельства цветения реликвии, относящиеся к началу XIII столетия. В настоящее время венок хранится в хрустальном запаянном футляре. Места рассечения святыни скрыты золотыми фигурными скобами.

Где хранится терновый венец Иисуса

После пожара Терновый Венец был перенесён на хранение в мэрию Парижа. После возобновления в июне 2019 г. богослужений реликвия один раз в месяц ‐ первую пятницу каждого месяца — доставляется для поклонения верующим.

Доступность для паломников

До начала текущего столетия священнослужители парижского собора хранили святыню в сокровищнице и выносили её один раз в год, что делало её практически недоступной для восточных православных христиан.

Терновый венец Иисуса Христа хранится в соборе Парижской Богоматери

После долгих переговоров парижский и корсунский епископы достигли соглашения об открытии Венца для всех христиан. Его начали выносить для поклонения каждую первую пятницу месяца в 15 часов дня.

Следует знать, что Терновый Венец также выносится из сокровищницы в Страстную пятницу католического великого поста. В это время в храм во имя Богородицы стремится попасть множество верующих людей, поэтому занять место в помещении следует заранее.

Терновый Венец Спасителя — один из символов мучений Иисуса Христа, искупившего своими страданиями человеческие грехи. Он напоминает людям, что прощение является величайшей добродетелью.

Терновый Венец Спасителя

Так что же такое "терние", которым увенчали Иисуса?

Мы хотим рассмотреть несколько мифов об Иисусе Христе. Еще недавно так называемая мифологическая школа, опираясь на недостаток как самих источников, так и содержащихся в них сведений, рассматривала основателя христианства как религиозный вымысел, а не как реальную историческую фигуру. Однако и противоположная позиция имеет свои веские аргументы.

Сторонники такого взгляда вполне резонно заявляли, что раз ни один нехристианский автор I — начала II века не упоминал о столь выдающейся личности, значит, его не было на самом деле.

Встречающиеся упоминания о Христе у таких античных авторов, как Иосиф Флавий, Тацит и Плиний Младший, которые цитировали в своих сочинениях христианские апологеты, воспринимались как подложные, вставленными в текст позднейшими переписчиками из числа христиан. В настоящее время к этим свидетельствам подходят более осторожно, не отрицая их огульно, хотя объективных данных в пользу существования реального Иисуса пока явно недостаточно.

Читайте также: Соломоново решение суда и брат Иисуса

Среди косвенных свидетельств обычно называют не только рукописи, но и археологические данные, подтверждающие библейские рассказы. В частности, в 1961 году во время раскопок в Кесарии Палестинской, группа итальянских археологов обнаружила обломок гранитной плиты с сильно поврежденной латинской надписью, в которой упоминаются имена Тиберия и Пилата. Нужно отметить, что имя Пилата редко где называется, кроме Священного Писания.

В свое время крупнейший знаток римской истории, лауреат Нобелевской премии по литературе Теодор Моммзен отметил, что Понтий Пилат по своему назначению iure gladii (обладающий правом вершить смертную казнь) должен был называться не прокуратором, а префектом. Кстати, прокуратором Пилата титуловал только Тацит. В написанных по-гречески евангелиях его называют просто "правитель", у других античных авторов Пилат то "правитель", то "наместник", то "управляющий". Пилат носил почетный титул "друга Кесаря" — amicus Caesaris, который, соединяясь с высшими должностями — легата, префекта, проконсула и прочими, указывал на близкие отношения с самим императором. Найденная надпись подтвердила блестящую догадку гениального немецкого ученого Т. Моммзена.

Обратим внимание на манеру выражаться, свойственную Иисусу. В разных евангелиях встречается повторение слов, характерное для речи Христа: "Истинно, истинно говорю вам", "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься" и т. д. Часть исследователей видит в этом передачу подлинной манеры речи, свойственной живому человеку, а не вымышленному персонажу. Ученики-апостолы старались передать живую речь своего учителя и поэтому запечатлели некоторые ее особенности. Доказательство, как видим, шаткое — но отрицать его тоже не след.

Немало интереснейших сведений можно отыскать в магистерской работе "Археология истории страданий Господа Иисуса Христа" профессора Киевской духовной академии Николая Корнильевича Маккавейского (1864-1919), в которой автор восстанавливает историческую картину ареста, осуждения и казни Спасителя, используя историко-археологическую информацию по состоянию на конец XIX века. Николай Маккавейский обращается как к римским и древнееврейским источникам, трудам Отцов Церкви, так и к научным отчетам и произведениям современных русских и иностранных ученых, историков, филологов, свидетельствам паломников.

У многих народов в древности существовал обычай украшать голову монарха или чело победителя (не только в войне, но, например, в спортивном состязании) венком. Обычным материалом служили ветви какого-либо благоухающего растения или цветы. Главу Иисуса же увенчали венцом от терния. Однако никто доподлинно не знает, что за растение под этим скрывается. Оригинальное греческое слово, которое обычно переводится как "терние", не дает однозначного ответа на этот вопрос, поскольку обозначает не более, чем растение с острыми шипами и колючками, достаточно гибкое для того, чтобы сплести из него венок.

Возможно, римским легионерам хотелось подобрать растение, похожее на лавры, которым венчали царей. Часть исследователей видела в тернии нубк — Ziziphus lotus. У него широкие листья, а шипы особенно остры и крепки. Однако растущий в изобилии на берегах Галилейского озера нубк совершенно не встречается вблизи Иерусалима. Вьющееся подобно плющу растение с темно-зелеными листьями и небольшими шипами Rhamnus (крушина) непригодно для венка из-за своей хрупкости. Как установил Зибер (Sieber), наиболее подходящим "кандидатом" на роль тернового венца Спасителя было прочное и вместе с тем гибкое растение, покрытое острыми шипами — Lycium spinosum.

Бичевание производилось по римским обычаям, его орудием могли служить как тонкие вязовые прутья, так и плети из ремней, к концам которых прикреплялись острые костяные иглы или куски свинца. Обнаженную жертву привязывали к низкому столбу, чтобы его тело находилось в согнутом положении. Очень часто ударам подвергались не только спина, но грудь и лицо, а также глаза. Как свидетельствовал Евсевий Кесарийский, присутствовавшие при таком бичевании "приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых нервов, так что члены его лежали совершенно разбитые и даже видны были внутренности".

Читайте также: Геологи отвечают: Христа распяли в пятницу

Это наказание предназначалось для рабов. Римские граждане, по законам Порция и Семпрония, вместо него подвергались ударам палок. Но в провинциях такой экзекуции подлежали не только рабы. Цицерон писал, что многие знатные иудеи, имевшие притом права римского гражданства, были подвергнуты бичеванию, а потом отправлены на распятие.

Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Про спасение тернового венца Иисуса Христа из Нотр-Дама, короля Людовика Святого и Богиню Разума: picturehistory — LiveJournal

Людовик лично встречал Венец за 40 километров от Парижа, а потом босиком на руках принёс его в специально построенную церковь Сент-Шапель.

Шипы Тернового венца считались королевским подарком со времён Византийской империи. Так ещё император Юстиниан в 6 веке подарил шип архиепископу Парижскому, а в начале 9 века императрица Ирина подарила четыре шипа императору Карлу Великому. Всего шипов было 70 и они были подарены королевским дворам. Так что сейчас Терновый венец в Париже без шипов.Терновый венец берегли как главную реликвию христианского мира.

В Сент-Шапели Терновый Венец пробыл около 500 лет.  Терновый венец берегли как главную реликвию христианского мира.

Но грянула Великая Французская революция и  настало царство «Свободы, Равенства и Братства», к которому так долго призывали просвещённые философы.После Великой Октябрьской большевики  быстро  объявили диктатуру пролетариата и начали красный террор, а во Франции сначала долго и красиво говорили. Закрывать церкви, бороться со спекулянтами и рубить головы, активно начали через пару лет.Четыре года спирали революционного террора привели к легендарному 93-му году. Коалиция европейских монархов, заговоры роялистов, мужество и красноречие депутатов Конвента, восстания в Вандее и гильотины.Вдохновителем борьбы с отжившей церковью стал Генеральный прокурор Парижской коммуны Пьер Гаспар Шометт, переименовавший сам себя по программе дехристианизации в Анаксагора.  «Раздавите гадину!» - мракобесную католическую церковь было призывом просвещённого философа Вольтера и Анаксагор Шометт сотоварищи старались вовсю на благо прогрессивного человечества.  Уничтожались церковные реликвии, закрывались церкви. Просвещенные революционеры решительно избавлялись от монархического хлама.   Вся старая прогнившая церковная атрибутика полетела  на свалку истории, зато французский народ получил Дерево Свободы, которое сажали на центральной площади городов, трехцветное знамя и прочие атрибуты прогресса.10 ноября 1793 в Париже выступила Богиня Разума -  актриса Оперы Тереза Анжелика Обри. С утра она с хором оперных певичек отрепетировала в Нотр-Даме, потом четыре дюжих  санкюлота на плечах, хлюпая деревянными сабо по грязи, потащили её в Конвент. За ними тащили на шесте облачение архиепископа Парижского и шёл хор. Всё это притащили в Конвент, а потом обратно в Нотр-Дам. Богиня Разума с хором спели в алтаре. Было дождливо и зябко. Дул сильный ветер.  Богиня и хор были в лёгких белоснежных туниках и очаровательных красных фригийских шапочках. Замёрзли до синевы. Республиканцы были в восторге..Терновый венец планировалось сдать в Национальную библиотеку для опытов по наглядной демонстрации суеверий церковников, Католики, от греха подальше, втихаря разделили Венец на три части и спрятали части раздельно. Хранители были надёжные и все три части сохранились.Многие невежественные французы не поняли светлых идеалов Культа Разума и устроили контрреволюционный  мятеж против молодой республики на западе Франции в Вандее. Кроме глумления республиканцев над верой и церковью, восставших напрягала общий республиканский бардак, казнь короля и рекрутский набор. Захватив очередной город, мракобесы шли на центральную площадь, выкорчёвывали Дерево Свободы, устраивали костёр, вокруг которого водили хороводы, а на площади развешивали борцов за счастье народное.Республиканцы начали против мятежников Антитеррористическую Операцию и бросили войска, которые двигались в Вандею с разных сторон колоннами, прозванными "адскими". "Адские колонны" уничтожали посевы, дома, расстреливали. Некоторые историки называют Вандейскую войну «франко-французским геноцидом». Погибли сотни тысяч. Мятеж полностью так и не угас.

К несчастью для всеобщего прогресса, и к облегчению французов «Революция пожирает своих детей» и пламенные революционеры гильотинировали друг друга. Жаль только, что идеологи царства Свободы Вольтер и Руссо не дожили до светлого праздника, а то бы и им не миновать Гревской площади за измену Революции.


Корсиканец Наполеон, захватив власть, авторитарно объявил католичество «религией всех французов».

При Наполеоне  собранный из трёх частей Терновый венец был заключён в футляр из горного хрусталя, украшенный золотым растительным орнаментом и помещён в Нотр-Дам де Пари. Три замка закрывают места соединения Венца.

В наше время Терновый венец показывали прихожанам в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в 15:00 - время начала казни Иисуса Христа. Около 15 миллионов человек ежегодно приходили, чтобы увидеть Венец. Для сравнения, в 80х Мавзолей Ленина посещало около 10 миллионов ежегодно.100%-ных доказательств, что это именно тот самый Терновый венец нет, но его история достаточно неплохо прослеживается  уже 1500 лет - с 5-го века н.э., так что шансы достаточно велики. Пожар Нотр-Дам де Пари - трагедия для мировой культуры, но каменные стены не пострадали. Крышу и шпиль отстроят. Объявляли, что на ремонт надо 700 млн евро, собрали уже 1 миллиард.  В своём обращении к Франции  Макрон уже заявил, что в течении пяти лет собор будет восстановлен и станет краше прежнего. Как он себе представляет это «краше» - я не совсем понимаю, но мало ли... А вот Терновый венец в случае утраты восстановить было бы уже невозможно.Так что спасибо пожарным и капеллану Жан-Марку Фурнье!

ЛИТЕРАТУРА:

Терновый венец Иисуса Христа | Христианство

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти  которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

 

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

Терновый венец Спасителя - Академия "Фомы"

Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Терновый венец – одна из самых удивительных святынь, которая сейчас в настоящий момент находится в очень известном соборе в Париже – Нотр-Дам де Пари и выносится каждую первую пятницу один раз в месяц ровно в три часа, в то время, когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, является конечно безусловно одной из самых важных святынь, не только для западных, но и для восточных христиан. Тем более, что эта святыня была привезена в Париж из Константинополя. Что же это за святыня?

Надо сказать, что о терновом венце упоминают все четыре евангелиста. Она очень важна, то есть, раз они упоминают – это очень важная часть описания страстей Господа. В чем же его важность? Дело в том, что, когда римские воины водрузили на главу Спасителя терновый венец, тут два толкования богословское и историческое. Богословское в том, что понятно – терновый венец – это была такая шуточная коронация, страшная шутка, которую сыграли с Христом римские воины. Мы помним, согласно Евангелию, они падали на колени и кричали: «Радуйся, царь иудейский» и совершали такую шутовскую пародийную коронацию, которую в то время проходили римские цезари, им на главу одевали лавровый венец, венец из лавра – символ величия, власти, победы и в принципе это символ царства был, как и жезл. Помните, Христу еще давали в руку палку – это то, что вручали при коронации цезарю, когда вручали ему жезл. И вот в эту страшную игру… традиция этой страшной игры к сожалению, существовала, она описана у разных античных авторов в то время, это такое развлечение римской казармы. И тут есть и богословское толкование того, что не только иудеи, но и весь остальной мир, в лице римских воинов конкретно, отверг Христа. То есть, Христос был отвержен всем миром. Но после Его воскресения терновый венец становится, как и крест, как и гвозди, как и копие, становится как раз символом победы жизни над смертью и уже об этой святыне, как о находящейся в Сионской горнице, упоминают паломники VI века.

Совершенно точно уже документально после иконоборческого кризиса святой терновый венец оказывается в Константинополе, и он находится в очень известной церкви до 1204 года, где настоятелем был очень известный человек, епископ, интеллигент – Николай Месарит. Именно он, описавший погребальные пелены Господа, описывает и терновый венец. Причем тут описано так по-византийски, что он его называет благоухающим и процветающим. И тут мы не понимаем, то ли это действительно византийское плетение словес, такая литературная гипербола, то ли действительно терновый венец являл чудо и во время таких выносов, особенно в Страстную пятницу для всеобщего поклонения в Константинополе, являл чудо и процветал – есть и такое мнение. С 1204 года после того, как Константинополь был варварски захвачен крестоносцами, терновый венец оказывается сначала во владениях латинского императора, дело в том, что с 1204 по 1261 год в Константинополе была Латинская империя. Николай Месарит кстати осуществлял контакты между латинянами и греческой партией, они пытались одно время договориться. И терновый венец, как очень важная святыня, находился в руках Латинского императора. Однако содержать империю было вещью достаточно малодоходной, мягко говоря, единственный, кто нажился очень хорошо на этом крестовом походе – это были все те же венецианцы, венецианские банкиры и он постоянно вынужден был брать в долг для того, чтобы империю свою содержать, в том числе и защищать от разных, к примеру, от монголов. И в итоге он брал в долг у венецианцев и как залог, что долг будет возвращен, он заложил терновый венец.

Но одновременно написал своему кузену замечательному королю Франции Людовику IX, который прославлен в Католической Церкви, как святой такое письмо, что святыня сейчас находится в руках венецианцев, хорошо бы, чтобы франки хоть что-то получили от этого крестового похода, хоть святыни остались в их руках. И действительно король – это человек очень горячего искреннего сердца, живой веры. Он вступает в переговоры с венецианцами, причем переговоры были очень интересные, очень интенсивные. Венецианцы сразу поняли, насколько важна именно эта святыня именно для этого короля и заломили такую цену, что просто-напросто Людовик IX при всем желании, Франция была тогда государством очень благополучным, не мог ее выплатить. Некоторые говорили, что это почти годовой доход Франции. Когда переговоры зашли в тупик и когда венецианцы осознали, что тут может не получиться ничего, они скинули цену, но добавили такое условие, что большинство шипов останутся в их руках и будут в качестве дара, либо еще как-то распространены по всем храмам прежде всего Европы. И действительно шипы от тернового венца, их насчитывают от 63 до 70, сейчас находятся в разных местах, и в Венеции, и в Лиссабоне, и разумеется в том же Париже. Итак, король бы не простачок, он прекрасно знал, с кем имеет дело, поэтому два доминиканских монаха, которые видели терновый венец еще до того, как был захвачен Константинополь крестоносцами, отправляются с очень надежным отрядом непосредственно к венецианцам, забирают у них терновый венец и каждый из них по 12 часов, один спит, другой следит.

И с такими предосторожностями святыню привозят к Парижу, сам король, об этом сохранились замечательные, очень теплые воспоминания очевидцев, сняв с себя все регалии королевского отличия вместе со своим братом, даже снял верхнюю одежду, в простой рубашке, босой взял эту святыню и вместе со своим братом герцогом Орлеанским нес на руках с молитвой, плакал, люди вокруг плакали. В общем, это было очень трогательное описание. И более того, в Париже в дворцовой капелле Людовик отстраивает замечательную церковь, которую и сейчас можно видеть – это один из шедевров готического искусства, жемчужина Сент-Шапель специально для хранения тернового венца.

Уже при жизни Людовика зафиксировано более 300 явных чудес, исцелений, которые происходят от этой святыни. Да и сам Людовик этому тоже очень большое количество свидетельств имеется, в том числе и описательных, получил исцеление от тяжелой смертельной болезни именно от тернового венца. И с тех самых пор терновый венец становится одним из символов Парижа прежде всего. Он так, или иначе… к примеру, строит Жюль Ардуэн-Мансар Людовику XIV храм Людовика святого, когда уже Людовик святой был прославлен, он устанавливает ему скульптуру и в руках Людовик держит терновый венец. Впоследствии в XIX веке, когда прославляется опять же Жанна д’Арк на холме Монмартр изображение опять же Людовика с терновым венцом. То есть он в Париже почитается и почитается вплоть до французской революции – это очень известная святыня и даже один из выдающихся ученых — Блез Паскаль, которому вера не мешала быть великим ученым, ни коим образом. Как раз приходит к вере благодаря чуду, которое произошло от тернового венца, случилось оно с его племянницей, когда девочка очень сильно заболела, у нее гноился глаз и хотели глаз удалять – это была очень болезненная и опасная операция и привезли терновый венец в монастырь Пор-Рояль, где была сестра Блеза Паскаля, там она была монахиней и девочка приложившись исцелилась. Это самого Паскаля, которую всю ситуацию знал и видел, как все-таки человек образованный, ученый, его это настолько поразило, что благодаря этому он уверовал, причем уверовал горячо, глубоко и даже такая у него была своя печать – крест в обрамлении тернового венца и слова апостола Павла: «Знаю во что уверовал».

В XVIII веке во времена Французской революции к счастью святыня не пострадала, потому что Робеспьер распорядился, чтобы она была удалена в антирелигиозный музей, как в назидание, что… не как святыня, а как некий музейный экспонат. И благодаря этому святыня сохранилась. Сохранилась вплоть до 1804, когда ее Наполеон, венчавшись на царство, став императором в Нотр-Дам де Пари возвращает. Возвращает Церкви и с тех самых пор она пребывает в Нотр-Даме, охраняется святогробским братством, которое вновь образуется во Франции в XIX веке и до сих пор эту удивительную святыню можно видеть в храме Нотр-Дам де Пари.

Терновый венец - это... Что такое Терновый венец?

Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

Если читать буквально, то растением, из которого был сделан венец, был тёрн, а если читать «терновый» как «колючий», то растение, из которого был сделан венец, в Евангелии не названо. Считается, что речь может идти о следующих растениях [источник не указан 1304 дня]:

  • Тёрн
  • Держидерево, или Христовы тернии (Paliurus spina-christi Miller)
  • саркопотериум колючий (Sarcopoterium spinosum (L.))
  • Syrische Christusdorn (Ziziphus spina-christi (L.))
  • Боярышник (Crataegus spec.)

Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари.

См. также

Ссылки

Христос в терновом венце — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Христос в терновом венце» («Се человек») — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина иллюстрирует евангельский эпизод, описанный в Евангелии от Иоанна:

Пилат опять вышел и сказал им: вот, вывожу я Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек![1]

Изображён Христос в терновом венце и со связанными сзади руками, на груди и плечах видны следы бичевания. Слева из-за его плеча выглядывает Понтий Пилат с указующим перстом, справа воин в металлическом шлеме укрывает Христа багряницей.

Научный сотрудник Эрмитажа Н. И. Грицай, описывая картину отмечала: «Скрытая динамика, волевой накал одухотворяют каждый мускул фигуры Христа, с несколько караваджистским вызовом выдвинутой на зрителя»[2].

Искусствовед И. В. Линник считает, что прототипом фигуры Иисуса послужила античная скульптура «Кентавр, покорённый Амуром» из Галереи Боргезе в Риме (со времени Наполеоновских войн — в Лувре). С этой скульптуры Рубенсом было сделано несколько рисунков, один из которых находится в Пушкинском музее в Москве, ещё несколько копий с разных рисунков Рубенса с «Кентавра» — в Кабинете гравюр Государственного музея искусств в Копенгагене[3].

И. В. Линник также установила, что фигуры персонажей имеют близость к работам учителя Рубенса Отто Вениуса: например, облик Христа значительно похож на Христа с картины Вениуса «Несение креста» (Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе)[4]. Смольская утверждает что художник придал Христу свои черты[5].

Для написания головы Пилата Рубенс использовал свой собственный этюд «Голова старика», выполненный около 1609 года и который также находится в Эрмитаже[6].

Картина написана около 1612 года, ранняя её история неизвестна. В конце XVIII века она принадлежала князю А. А. Безбородко, далее находилась в семейном собрании и после смерти Н. А. Кушелева-Безбородко в 1862 году оказалась в Музее Академии художеств. В 1922 году была передана в Эрмитаж. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 247 (зал Рубенса)[7].

  • Кентавр, покорённый Амуром. Лувр

  • Рубенс. «Голова старика». Этюд

  • Картина в зале 247 Нового Эрмитажа

Существует несколько старинных копий картины. Одна из них выполнена непосредственно в мастерской Рубенса кем-то из его учеников и находится в Баварских государственных художественных собраниях во дворце Шлайсхайм. Ещё одна копия неизвестного фламандского художника XVII века имеется в Художественном музее Джона и Мейбл Ринглингов в Сарасоте. Копия работы Ваутерса Моля хранится в Рейксмюсеуме в Амстердаме.

С картины было снято несколько гравюр, самая ранняя создана в 1612 году Корнелисом Галле[8].

Терновый венец Христа и собор Парижской Богоматери

Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике.  Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.


Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

Собор Парижской Богоматери построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм, строительство собора длилось 170 лет с 1163 по 1285г.. Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви. Но впоследствии, в период с 1844 по 1864 гг., архитектором Виолле-ле-Дюком была осуществлена реставрация церкви. Высота здания: 35м., длинна 130м., ширина 48 м. Высота колоколен 69м., вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне: 13 тонн, его язык: 500 кг. Мощный и величественный главный собор Франции.


Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма".
Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама" - пишет Фульканелли.
Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете? Собор сильно пострадал в революцию, когда якобинцы посносили головы 28 библейским царям на фасаде, приняв их за французских королей. Готические головы были обнаружены в 1977 году при раскопках — их можно увидеть в Музее Средневековья.
И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой. В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что кто-то видел, как он ковал ворота Нотр Дама"....

Есть у собора ещё одна святыня, это ГВОЗДЬ, которым был распят Христос. Гвозди


Смотрите также

Описание: