Где находится свято троицкий серафимо дивеевский женский монастырь


Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь / Монастырский вестник

Храмы в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы

1828 — 1830 гг.

25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину — для девиц. Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь — «в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества», — приложив новый храм к паперти Казанской церкви на месте Своего явления матушке Александре.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записано: «Зиждителем церкви, с благословения батюшки Серафима, был Михаил Васильевич Мантуров, муж богобоязненный и боголюбивый, весь горевший к Царице Небесной любовию. Исцелив его от смертельной болезни, в отблагодарение за то Богу, приказал ему батюшка, взяв на себя самопроизвольную нищету, продать все имение свое и на полученные за то деньги выстроить церковь для мельнично-девической общины. Тут же и занялся этим делом Михаил Васильевич».

Церковь Рождества Христова создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной».

Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. Преподобный Серафима советовал освящение Рождественской церкви провести в день Преображения Господня и говорил, что если церковь не будет освящена в этот день, то так и останется не освященною вплоть до будущего года и опять же до праздника Преображения Господня, в который должна она быть освящена, потому что Господу так угодно. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии, архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу.

Батюшка Серафим прислал для Рождественского храма иконы и церковные облачения, по его указанию из Москвы привезли священные сосуды, на Нижегородской ярмарке приобрели колокола. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Одна из серафимовских старец, монахиня Капитолина, говорила: «Колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе как подымется этот сладкий серебряный звон их».

Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.

Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: „Сына Моего почтил, а Меня позабыл!“ Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: „Четыре столба — ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая“». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.

Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры.

В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие.

Храм Рождества Христова был холодным, а храм Рождества Богородицы — теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра.

После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса, в храме Рождества Богородицы — склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года, верхнего — 1 июня 1993 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.

Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Несмотря на то, что Рождественские храмы построены в стиле классицизма, они вместе с Казанской церковью, построенной в стиле русского барокко, создают впечатление целостного сооружения.

В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон. Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; нижние — в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.

В алтаре церкви Рождества Христова сохранилась фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов, но современные росписи выполнены московским художником Дмитрием Трофимовым в ином — каноническом — стиле. Храм Рождества Богородицы расписан московским художником Константином Охотиным фресками, посвященными земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители. Приделы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег».


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Тихая девственная обитель — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

С левой стороны храма – совсем скромная, одинокая, с маленьким крестом могилка ближайшего друга, сотаинника и любимого ученика преподобного Серафима «Мишеньки» Мантурова, несшего величайший подвиг при жизни своей самоотверженного служения своему старцу и новосозидаемой им обители.

К колокольне Казанской церкви пристроены две Рождественские церкви. Рождества Христова храм небольшой, но светлый и уютный; нижний, в честь Рождества Богородицы, построенный по особому указанию Преподобного, совсем маленький, подземный с четырьмя поддерживающими его столпами. Снаружи по обеим сторонам Рождественских храмов возведена ограда, отделяющая их от Казанской церкви.

Около Казанской церкви ‒ келейка матушки Александры, первоосновательницы Дивеевского монастыря. Избушка ‒ деревянная, бревенчатая; как и пустынки преподобного Серафима оправлена такой же деревянной оправой, объединена стенами с окнами и крышей избой-футляром. Сама она полуподземная, с маленькими окошечками почти на уровне земли, и спускаться в нее нужно по лестнице.

При входе в келию находится большой, во весь рост, портрет преподобного в белом балахончике, с шапочкой на голове и благословляющего правой рукой. Работа изумительная.

Сама келия перегородкой разделена на две части. В большей половине, как бы в приемной, стоит стол, скамья, в углу много образов, теплятся лампады. На окошечке прислонен образ святого архидиакона Стефана, таинственно явившийся по стуку в это окошко матушке Александре. Другая половина келии совсем маленькая. В глубине ее ложе с маленьким изголовьем, служившее местом отдыха великой подвижнице, тут же она почила сном праведницы. Из этого помещения ведет дверца в совсем уже крохотную и темную каморку, где с трудом только может поместиться один человек. В углу висит распятие, освещенное светом лампады. Это место, где больше всего любила проводить время матушка Александра, место ее тайных подвигов и молитвы. Здесь так хочется остаться наедине, чтобы все ушли, побыть долго-долго в полной тишине.

После посещения келии матушки Александры мы направились к домику, где жила блаженная Пелагия. С трепетным чувством переступили мы его порог. Полутемный коридор, из которого тут же дверь налево ведет в небольшую прихожую. Здесь, возле печки, сидя на коврике, проводила почти все ночи напролет блаженная. Из прихожей вело трое дверей в отдельные келии, в одной из которых она и скончалась. Здесь стоит деревянная кровать, покрытая одеялом. В углу висят образа, а под ними на столике лежит толстая железная цепь, которой некогда была прикована страдалица своим мужем к стене. Монахиня, читавшая Псалтирь, оторвавшись на минуту, сняла цепь со стола и дала нам приложиться к ней, а затем, к великой нашей радости, отрезала от одеяла два небольших кусочка на молитвенную память о дивной угоднице Божией.

Колокольня — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

До 1900 года в Серафимо-Дивеевском монастыре в конце святой Канавки, рядом с Тихвинской церковью, стояла деревянная звонница с колоколами. Колокольню начали строить в 1893 году при игумении Марии (Ушаковой) по проекту епархиального архитектора А.К. Никитина.

Когда колокольня была почти отстроена, обнаружилось, что она имеет наклон, который хорошо заметен и ныне; и строительство остановили. В сложном обстоятельстве игумения Мария и сестры все упование возложили на батюшку Серафима. Вот как об этом рассказывает Елена Ивановна Мотовилова писателю Сергею Нилусу: «Доложили матушке игуменье. "Видно, так батюшке о. Серафиму нужно!" – только и сказала наша матушка. Теперь повесили в середине колокольни отвес, и мы все ждем, каково будет распоряжение отца Серафима. Нам говорят: сломать заставят вашу колокольню, а мы веруем, что выйдет от батюшки распоряжение для славы Божией и пользы обители». Вера дивеевских насельниц не была посрамлена. При внимательном рассмотрении наклон сочли даже полезным и колокольню достроили. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях находились мастерские.

Строительство этой великолепной колокольни с момента закладки, которая произошла 8 мая 1894 года, осуществлялась на протяжении восьми лет. 7/20 октября 1901 года после Божественной литургии и молебна в соборном Троицком храме, с благословения Преосвященного Назария (Кириллова) при многочисленном стечении народа из окрестных селений и в присутствии всех сестер обители состоялся подъем колоколов на новую колокольню Серафимо-Дивеевского монастыря. По реконструкции, сделанной игуменом Михеем (Тимофеевым), легендарным звонарем Троице-Сергиевой лавры, на дивеевской колокольне были следующие колокола: один 500 пудов (8 тонн), один 200-пудовый (3,2 тонн), 2 колокола по 80 пудов (по 1,28 тонн), 7 или 8 трезвонных колоколов. На колокольне имелось три яруса звона. Самый большой колокол, весом в 500 пудов, был пожертвован нижегородскими купцами Иваном и Митрофаном Михайловичами Рукавишниковыми.

В 500-пудовый колокол звонили в воскресные и праздничные дни. В 200-пудовый – в полиелейные дни. В парные 80-пудовые (они звучали вместе) звонили в будние дни на трапезу и к правилу, а также в дни Великого поста к заутрене, в 5 часов утра. При пении «Во Царствии Твоем» на изобразительных обязательно трезвонили в маленькие колокольчики: правой связкой из двух колокольчиков и в те 5 или 6, что под левой рукой. Когда умирала мантийная монахиня, ударяли в 200-пудовый колокол, а если рясофорная – в пару 80-пудовых.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря, выделяющей его среди прочих, является Святая Канавка.


История Святой Канавки начинается с 1829 года, когда пришло известие о выделении Серафиму трех десятин земли, он распорядился в первую очередь обойти ее, вбивая колышки и укладывая между ними камушки - ведь по весне колышки могло смыть талой водой, а камушки остались бы на своих местах.

По заповеди Божией Матери участок было необходимо окружить канавкой глубиной в три аршина, а из вынимаемой земли сформировать вал - тоже высотой в три аршина. На склоне для его укрепления следовало посадить кусты крыжовника.

Однако сестры почему-то медлили копать канавку. И вот ночью, в канун праздника Троицы - 2 июня 1829 года, - как гласит летопись, преподобный духом перенесся в Дивеево, и одна из монахинь вдруг увидела, что батюшка лично стоит и копает... Она бросилась рассказывать об увиденном остальным, те побежали к канавке и бросились в ноги батюшке Серафиму. А когда поднялись - никого не увидели. На земле лежали только мотыжка и лопата. А канавка с аршин уже была прокопана. Тут уж и сестры взялись за дело. Работа кипела три года, даже в лютые зимы монашки рубили мерзлую землю.

Когда закончили рыть Канавку, преподобный Серафим Саровский скончался, оставив сестрам своей обители устав, данный самой Богородицей. И завещал при обходе Святой Канавки читать Архангельское приветствие «Богородице, Дево, радуйся». Произнести это правило следовало 150 раз. Кто-то успевал сделать это за один обход, кто-то - за три.

В 1842 году начали засыпать Святую Канавку всевозможным мусором. Навели через нее мосты, что батюшка Серафим категорически запрещал делать. В середине XIX века по Святой Канавке уже разъезжали в экипажах. Говорят, однажды, не выдержав такого надругательства, одна из сестер воскликнула: «Канавка, Канавка, возопий за нас до Неба!»

Лишь к середине 1860-х годов, когда Дивеевской игуменьей стала Мария (Ушакова), Святую Канавку начали приводить в порядок. Первым делом снесли все мосты и переходы, затем вывезли мусор. Посыпали желтым песком дорожку на валу. И взяли за правило каждый день ходить там с молитвой.

XX век

После революции Святую Канавку Дивеевского монастыря частично засыпали, вал сровняли. После войны того хуже - через Канавку проложили различные коммуникации, а в южной ее части устроили канализацию. В 1991 году, когда в России началось возрождение духовной и религиозной жизни, о Канавке напоминали только тополя, посаженные вдоль нее.

Всерьез заняться приведением в порядок Святой Канавки удалось только в последних числах августа 1997 года. Работы начались сразу же после торжественного молебна.

Теперь, в веке XXI, все невзгоды, выпавшие на долю обители, кажется, остались позади. И каждый день вдоль Святой Канавки снова проходят десятки верующих, перебирая четки и молясь Пресвятой Богородице.

Как связаться — Паломнический Центр

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Паломнический центр монастыря

Паломнический Центр

Время работы: с 8 до 20.00,
в летний период: с 8 до 21.00
тел.: +7 (83134) 4-34-45— общие вопросы и заказ экскурсий
тел.: +7 (83134) 4-40-49— по вопросам бронирования (для корпусов: Арзамасская 12, Паломнический корпус «Южный-2», Октябрьская 6, Полевая 30)
тел.: +7 (83134) 4-39-63— по вопросам бронирования (для всех остальных корпусов)
e-mail: [email protected] — по общим вопросам
e-mail: [email protected] — по вопросам бронирования
e-mail: [email protected] — по экскурсиям и паломническим поездкам
e-mail: [email protected] — жалобы и предложения
web: diveevo-palomnik.ru
адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево

Внимание! Заявки на бронирование номеров в монастырских паломнических корпусах, поданные через сайт или по телефону, считаются принятыми (бронь оформлена), только после получения подтверждения по телефону или по e-mail. Если Вы не получили подтверждения, обязательно свяжитесь с нами по телефону или отправьте письмо по e-mail.
План-схема монастыря.
Подробная план-схема монастыря.

План-панорама монастыря.

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево: чудеса на земле

Поделитесь с родными и друзьями:

Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.

Специально для наших читателей мы составили рейтинг недорогих отелей в Дивеево вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Читаем также как лучше всего доехать до Дивеево

Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.

В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском  храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.

В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.

С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Монастырь в Дивеево история от основания до наших дней и обзор обители

Дивеевский монастырь удивителен и привлекателен для историков. Полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь. Православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви расположен в селе Дивеево Нижегородской области, в 180 км от Нижнего Новгорода, почитается как четвертый «земной удел Пресвятой Богородицы на Земле» после Иверии, Афона и Киева.

История возникновения монастыря

Обитель возникла во второй половине XVIII века. Основательница монастыря – дворянка Агафья Семеновна Мельгунова. Рано овдовевшая Агафья Семеновна поселилась с трехлетней дочерью в Киеве во Флоренском монастыре. Схоронив единственную дочь, приняла монашество под именем Александры.

Однажды монахиня Александра в видении получила благословение Царицы Небесной на странствия в поисках места для основания обители, «равной которой не было, нет и не будет никогда на всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря.

В селе Дивеево, где остановилась странница, Божья Матерь указывает, что место найдено. В 1767 году матушка Александра на собственные средства воздвигает на дивеевской земле каменную церковь во имя Казанской Божьей Матери взамен обветшавшего храма во имя Николая Чудотворца. Позднее здесь устраивают женскую общину. Матушка Александра построила рядом с церковью дом с надворными постройками, где поселилась с четырьмя послушницами. Община называлась Казанской, сестры жили по строгому уставу.

13 июня 1779 года после кончины основательницы обители попечение об общине принял Серафим Саровский, молодой иеродиакон. Мудрый и заботливый отец дивеевским сестрам отец Серафим совершил монашеский подвиг пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора. Он получил от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, придя «в меру мужа совершенна».

Царица Небесная благословила отца Серафима основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину, построить мельницу-питательницу и возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг обители Богородица приказала ископать канавку и насыпать вал.

Так возникла девичья Мельничная община. Через преподобного Серафима Саровского в общину был дан устав, до того времени ни в одном монастыре несуществующий.

Через 9 лет после преставления преподобного Серафима в 1842 году обе общины объединились с наименованием Серафимо-Дивеевской. Казанская церковь с приделами начала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. К началу XX века здесь проживало 270 монахинь и 1474 послушницы.

21 сентября 1927 года монастырь закрыли, а в 1937 году запретили службы в Казанской церкви. Даже в это время на праздник иконы Казанской Божьей Матери съезжались прихожане с окрестных сел и деревень и шли крестным ходом с иконой, заходя в дома местных жителей. В 1950-е годы у Казанской церкви разрушили верхние ярусы.

Возрождение обители

Возрождение монастыря началось в 1988 году с регистрации церковного прихода. В 2000 году Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, умножая силу Православия. 31 июля 2004 года в монастыре прошли торжества, посвященные 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

6 ноября 2011 года в монастырь доставили Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыню пронесли по Канавке, после чего ковчег установили под сенью в Преображенском соборе. К святыне приложились десятки тысяч человек.

30 июля 1991 года в Троицком соборе установили раку с мощами Серафима Саровского, здесь же хранятся личные вещи преподобного. В Троицком соборе – икона Божьей Матери «Умиление», перед которой скончался отец Серафим.

Дивеево сегодня потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати Святого Духа. Настоятельница монастыря игуменья Сергия отмечает, что здесь в духовном плане восстановлено все, как в старое время.

Отреставрированы церкви, отремонтированы монастырские здания, восстановлена Святая Канавка. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены соборов. Построены новые здания церковные лавки, трапезные, корпуса для паломников.

Отец Серафим почитал земляные работы. Гектары монастырской земли украшены цветниками, фруктовыми деревьями, ягодными кустарниками. На огородах и в парниках – овощи на любой вкус.

Храмы и святыни

Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.

Все храмы:

  • Троицкий собор.
  • Спасо-Преображенский собор.
  • Казанская церковь.
  • Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
  • Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
  • Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
  • Трапезный храм во имя святого Александра Невского.

Святыни монастыря:

  • Святая Канавка Царицы Небесной.
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
  • Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
  • Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
  • Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники Дивеево:

  • Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
  • Источник в честь святого Пантелеимона
  • Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
  • Источник матушки Александры
  • Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
  • Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского

Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.

Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.

Канавка Божьей Матери

Пресвятая Богородица, явившись преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, указала обнести место канавой в 3 аршина (2 м 15 см) глубиной и валом такой же высоты. Копать канавку должны были только сестры общины, а миряне могли лишь насыпать вал.

Сестры медлили с исполнением, пока однажды ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сестры и упали к нему в ноги, а когда подняли взор, батюшки уже не было.

Именно это место, где батюшка выкопал аршин земли, считается началом Канавки. Серафим Саровский говорил: «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная. Как антихрист придет, то везде пройдет, а Канавки этой не перескочит».

Работы по устройству Канавки завершились после смерти преподобного Серафима. У начала святой Канавки – Поклонный Крест. Во многих местах глубина Канавки достигала всего 1-2 аршина. Всего сестры прошли 777 м общей длины Канавки и сделали 6 из 7 сторон многоугольника, поэтому он оказался незамкнутым. Со временем уход за Канавкой прекратили, вал срыли, сделали переходы и провели коммуникации, запретив здесь молиться.

С 1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой: «Богородице Дево, радуйся!» По рассказам сестер, Канавку надо обойти 3 раза с молитвой, произнесенной 150 раз. Пятнадцать десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым Богородица Мария взошла во Святая Святых во время введения ее в храм. Внизу Канавки – садик из цветов и переплетенных дорожек.

Обитель – место паломничества, приезжать туда лучше в будни, когда нет церковных праздников. Поездки из Нижнего Новгорода в монастырь организуются 3 раза в неделю. Для священников гостиница на территории монастыря, для паломников – в соседнем поселке Северный на 460 мест.

Видео: дивное Дивеево

Загрузка...

Ещё интересные сооружения


Смотрите также

Описание: