Где находится студия 1 канала


Первый канал (Россия) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ОРТ.
Первый канал
Акционерное общество
«Первый канал»
Страна  Россия
Зона вещания  Россия
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, телецентр «Останкино»
Формат изображения 576i (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 28 февраля 1995 года (зарегистрирован)[1]
1 апреля 1995 года (начало вещания)
Заменил
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 50252 от 7 июня 2012 года[2]
Доля аудитории 11,8% (2018 год, Топ-7 телеканалов России)
Основатель
Владелец Росимущество — 38,9 %
Национальная Медиа Группа — 29 %
ВТБ Капитал — 20 %[3]
ТАСС — 9,1 %
Останкино — 3,0 %[4]
Руководители
Прежние названия Общественное российское телевидение (ОРТ) (1 апреля 1995 — 1 сентября 2002)
Родственные телеканалы
Голос телеканала
Сайт 1tv.ru
 Медиафайлы на Викискладе

«Первый канал» — российская телекомпания. Вещает из Москвы, штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны. Помимо территории России, вещание «Первого канала» распространяется за пределы страны (международная версия — «Первый канал. Всемирная сеть»). Член Европейского вещательного союза.

Телеканал начал вещание 1 апреля 1995 года на частоте «1-го канала Останкино» под названием «Общественное российское телевидение» (ОРТ). РГТРК «Останкино» занимала первый канал с декабря 1991 года. К началу 1995 года РГТРК «Останкино» начала терять свои позиции. Социологические опросы, проводившиеся в тот момент в Москве, показывали, что телеканал значительно уступал в дневное время каналу 2x2, в вечернее время — НТВ. Кроме того, РГТРК «Останкино» испытывало серьёзные финансовые проблемы, связанные с недостаточным финансированием своих обязательств государственным бюджетом России, а также с тем, что основную часть рекламных доходов на первом канале получали производители транслировавшихся телепрограмм и рекламные агентства, независимые от РГТРК «Останкино». В связи с этим было принято решение закрыть телеканал. ОРТ создавалось для того, чтобы восстановить интерес к Первому каналу российского телевидения [8].

Наименование «Первый канал» было получено 2 сентября 2002 года[9].

С 1 июня 2011 года канал перешёл на вещание в формате 16:9[10]. С 24 декабря 2012 года «Первый канал» также вещает в формате высокой чёткости HD и многоканальным звуком Dolby Digital 5.1 (только при показе кинопродукции). «Первый канал HD» полностью дублирует сетку вещания основного канала[11].

Основными конкурентами «Первого канала» являются телеканалы «Россия-1» и НТВ. На канале работает 2443 сотрудника (по состоянию на 2015 год) [1].

По состоянию на 2020 год, 51% акций телеканала находятся у представителей Российского государства, 29% имеет Национальная Медиа Группа, 20% — банк ВТБ[12][13].

История

ОРТ

1994—1998 годы. Основание. Завоевание позиций

Общественное российское телевидение было создано по инициативе Ассоциации независимых телепроизводителей, которая объединяла телекомпании «ВИD», «АТВ» и «Класс!». 29 ноября 1994 года Президент России издаёт указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения»[14], согласно которому первый телевизионный канал передавался Акционерному Обществу «Общественное Российское Телевидение». Согласно этому же указу, соучредителем и совладельцем Общественного российского телевидения становилась РГТРК «Останкино».

Первым генеральным директором ОРТ стал известный тележурналист Владислав Листьев, который вскоре вводит на своём канале мораторий на рекламу. После убийства Листьева генеральным директором телеканала стал Сергей Благоволин, председателем совета директоров ОРТ стал председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев, генеральным продюсером стал Константин Эрнст [15], продюсером просветительских и художественных программ — Сергей Шумаков. Борис Березовский появляется в качестве владельца крупнейшей доли акций ОРТ, заместителем генерального директора ОРТ по коммерции становится его соратник Бадри Патаркацишвили. Телекомпания GMS, занимавшая часть эфирного времени 1-го канала Останкино с 1994 года, окончательно завершила своё вещание.

Вещание нового телеканала началось с 1 апреля 1995 года[16]. Вместо канала, являвшегося наследием советских времён и за прошедшие годы утратившего зрительский интерес[17][18][19], было принято решение делать канал «для людей», с большим объёмом новостного вещания, по примеру набиравшего популярность и пользовавшегося уважением зрителей НТВ[20]. Были закрыты ряд программ 1-го канала Останкино, в том числе «Политбюро»[21] и «Дело». Ведущим программы «Тема» стал Дмитрий Менделеев, ведущими программы «Час пик» стали ведущие ночного выпуска новостей Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв. Основным политическим ток-шоу канала стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов. Производителем информационных программ для ОРТ стала ИТА РГТРК «Останкино»[22], при этом она совместно с телекомпанией REN-TV стала производить программу «Версии», которую вёл Сергей Доренко[23]. Среди развлекательных передач популярность мгновенно приобрела музыкальная телеигра «Угадай мелодию» с ведущим Валдисом Пельшем [24]. Телеканал сильно выделяло среди других большое разнообразие художественных, детских и тематических проектов[25].

30 % сетки вещания ОРТ было отведено на кинопоказ[25], концепцию которого разрабатывали Константин Эрнст и продюсер Службы кинопоказа Анатолий Максимов[26][27]. Продолжительное время, с момента начала вещания, на телеканале в дневное и вечернее время ежедневно транслировались разнообразные иностранные фильмы, мультфильмы и телесериалы[27] преимущественно в собственном закадровом озвучивании или дубляже, реже в заранее сделанном официальном переводе (в зависимости от производителя). В сетке вещания под кинопоказ было выделено несколько постоянных линеек: одна из них размещалась сразу же после программы «Время»[28] (до 2001 года), другая — в районе 12:20 (до 2005 года), третья — по субботам вечером («Коллекция Первого канала», до 2002)[27], четвёртая — по воскресеньям или понедельникам ночью («Линия кино», до 2003)[29]. В вечернем предпрайме или в прайм-тайме с повтором на следующий день утром продолжился показ латиноамериканских сериалов, чаще всего бразильского производства[30][31]. Наиболее популярные из показанных на канале в период 1995—2006 годов — «Тропиканка», «Секрет тропиканки»[31], «Новая жертва», «Роковое наследство», «Вавилонская башня», «Во имя любви», «Нежный яд», «Жестокий ангел», «Воздушные замки», «Земля любви», «Земля любви, земля надежды» и «Клон»[32]. Озвучивание фильмов и сериалов по заказу телеканала в основном выполнялось на студиях «Selena International»[33] (с 1996 по 2000 год) и «Эй Би Видео»[34] (с 1997 года).

В первые месяцы вещания мораторий на коммерческую рекламу всё ещё оставался в силе, транслировалась исключительно социальная реклама, в том числе и цикл «Русский проект»[35]. 1 октября 1995 года, после репортажа о состоянии здоровья Бориса Ельцина и Виктора Черномырдина, была закрыта программа «Версии»[27], а REN-TV стала создавать телесеть под названием «Независимая Вещательная Система», и в 1997 году программы REN-TV стали выходить на отдельном, 49-м канале[36]. После назначения Сергея Шатунова ответственным выпускающим новостных программ телеканала ОРТ одним из ведущих программы «Час пик» стал Андрей Разбаш. 12 октября 1995 года РГТРК «Останкино» была упразднена.

В 1996 году на базе ИТА была образована Дирекция информационных программ ОРТ, которую возглавила Ксения Пономарёва — главный редактор газеты «Коммерсантъ» в 1989—1992 годах. Ведущими программы «Время» стали Арина Шарапова и Игорь Гмыза, ведущими дневных новостей Игорь Выхухолев, Александра Буратаева, Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов. В октябре 1996 года, после неудачи на ОРТ аналитической программы «19.59» (аналитическая программа «Воскресенье» была закрыта в апреле 1996 года, после ухода с ОРТ Нелли Петковой, которая заменила в 1995 году прежнего ведущего программы Сергея Алексеева) и закрытия на НТВ программы «Характеры» (заменила собой «Версии», перешедшие в октябре 1995 года на НТВ), на ОРТ вернулся Сергей Доренко, и стал выходить итоговый выпуск программы «Время»[37], получивший название «Информационно-аналитическая программа Время с Сергеем Доренко». В самом конце 1996 года с ОРТ на REN-TV перешёл Дмитрий Киселёв. Андрей Разбаш остался единственным ведущим программы «Час пик».

20 октября 1996 года на Украине ОРТ был заменён на телеканал «Интер», однако вплоть до 2002 года вещание телеканала «Интер» включало в себя ретрансляцию некоторых программ ОРТ, а сам ОРТ/«Первый канал» вплоть до 2015 года владел 29 % акций украинского телеканала.

11 января 1997 года ОРТ регистрирует доменное имя для собственного официального сайта в Интернете — ortv.ru. Сайт был запущен в апреле того же года.

В апреле и октябре 1997 года были созданы компания по производству видеокассет «ОРТ-Видео»[38] и лейбл «ОРТ-Рекордс» соответственно[39].

С 1 июля по 30 декабря 1997 года вещание на все регионы России, кроме Москвы и Московской области, осуществлялось по будням с дневным перерывом с 12:15 до 15:00 (с 3 ноября 1997 года — с 13:00 до 14:55)[40]. Это было связано с задолженностью телеканала перед региональными телецентрами за услуги по передаче сигнала в эфир[41].

Тем временем, 5 августа 1997 года по решению руководства ВГТРК была снята с эфира передача «Момент истины» на РТР, в которой Сергей Благоволин критически оценивал методы управления ОРТ и его информационную политику. В частности, Благоволин был не согласен с критикой деятельности мэра Москвы Юрия Лужкова[42][43]. 16 августа Благоволин ушёл в отпуск, позже подав заявление об увольнении с поста гендиректора ОРТ[44].

17 сентября 1997 года Генеральным директором ОРТ стала Ксения Пономарёва, чью кандидатуру акционерам канала рекомендовал Борис Ельцин[45]. Дирекцию информационных программ возглавил Александр Любимов (вскоре на должности генерального директора телекомпании ВИD его заменила Лариса Синельщикова). Осенью телеканал ввиду дороговизны прав на телетрансляции[46] прекратил показ матчей футбольной Лиги чемпионов, передав их телекомпаниям НТВ и «НТВ-Плюс»[47].

17 ноября 1997 года на частотах ОРТ в Казахстане начала вещание отдельная версия ОРТ — ОРТ-Евразия. В 1998 году вещание ОРТ было прекращено на территории Туркменистана, на ранее занимавшихся туркменских частотах был запущен телеканал ТМТ 3 (с 2001 года — «Мирас»)[48].

12 февраля 1998 года на собрании акционеров ЗАО «Общественное российское телевидение» преобразовано из закрытого акционерного общества в открытое[49][50].

В том же году в структуре телеканала была создана Дирекция детских и развлекательных программ, которую возглавил Сергей Супонев — телеведущий, пользовавшийся широкой популярностью среди детей и молодёжи в 1990-е годы[51]. Под его руководством на телеканале была запущена линейка развлекательных и познавательных передач, преимущественно адресованных детской и подростковой аудитории[52]. Среди них — «100 %», «Царь горы», «Дисней-клуб», «Семь бед — один ответ», «Возможно всё», «Что да как», «Седьмое чувство», «КОАПП» и др[53]. В те годы ОРТ был лидером среди всех российских центральных телеканалов по объёму постоянного детского вещания в своей эфирной сетке[54][55][56][57].

С весны 1998 года ОРТ (наряду с РТР) по решению своего совета директоров стал принципиально отказываться от показа рекламы в телеэфире 9 мая[58][59], посчитав, что для ветеранов и людей старшего возраста, смотрящих телевизор в этот день, показ рекламных заставок и роликов может показаться особенно неуместным и раздражающим[60][61] (на остальных каналах она продолжала транслироваться в прежних объёмах). С 31 декабря 2005[62] по 1 января 2015 года[63] рекламные блоки на канале также не транслировались также в первые дни Нового года (с 31 декабря по 1 января), однако с 31 декабря 2015 года рекламные ролики не выходят в эфир только 1 января и 9 мая.

В разные времена на ОРТ начинали вещать другие независимые вещатели, например, межгосударственная телерадиокомпания «Мир» с программой «Вместе», в которой ведущие разных национальностей пытаются разобраться в актуальных проблемах современности[64][65].

В мае 1998 года Сергей Доренко ушёл из эфира и стал Главным продюсером информационных программ ОРТ. Но уже в сентябре с подачи Бориса Березовского Доренко стал ведущим ежедневной программы «Время». Его возвращение не было согласовано с Ксенией Пономарёвой, в связи с чем она оставила пост генерального директора канала[45].

1998—2000. Продажа акций Березовского. Сергей Доренко

Дефолт 1998 года очень сильно ударил по телевидению. Было сокращено производство ряда передач и заморожен ряд планировавшихся ранее к запуску телепроектов[66]. Произошёл обвал рекламного рынка[67][68], была угроза ликвидации ОРТ[69] и всех остальных центральных телеканалов[70]. Одновременно телеканал сменил своего рекламного партнёра — им стало рекламное агентство Видео Интернешнл (ранее рекламное время канала продавало агентство Premier SV, которому не удалось оправиться от последствий экономического кризиса[71])[70][72]. По воспоминаниям Константина Эрнста, осенью 1998 года персонал телекомпании месяцами не получал зарплату, все работали «под честное слово». В это время на ОРТ начали показывать перемонтированные версии советских телесериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» с сериями продолжительностью по 52 минуты каждая[73][74], поскольку многие проекты из-за дефолта были отменены[67]. Нынешний советник генерального директора «Первого канала» Алексей Ефимов впоследствии вспоминал, что «в 1998 году денег на канале не было вообще, а ещё и рекламное агентство Premier SV разорвало контракт. Было тяжело, но канал не сдал свои позиции»[75].

15 октября 1998 года ОРТ возглавил Игорь Шабдурасулов, близкий знакомый Березовского, ранее работавший в аппарате Правительства РФ[76]. Вместо программы «Час пик» стала выходить программа «Здесь и сейчас», ведущим которой стал Александр Любимов[77], который также занял должность председателя совета директоров телекомпании ВИD. Из-за финансовых проблем телеканала была прекращена трансляция интеллектуальной игры Владимира Ворошилова «Что? Где? Когда?», через год она стала выходить на НТВ[78]. В январе 1999 года Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» судилась с ОРТ с целью добиться выплаты телекомпанией долгов за уже произведённые программы[79]. Возникали и проблемы с показом некоторых проектов производства REN-TV («Помню… Люблю…», «Чтобы помнили»): в конце 1998 года телеканал был не в состоянии платить компании за производимый телепродукт[80]. В связи с задолженностями ОРТ примерно в это же время главный производитель передач в лице телекомпании ВИD выдвинул ультимативное предупреждение о возможном изъятии из эфира канала всего производимого им телеконтента, кроме нескольких информационно-политических программ («Тема», «Взгляд» и «Здесь и сейчас» Александра Любимова)[81].

В это же время в помещениях телекомпании появились судебные исполнители, арестовавшие весь автомобильный парк ОРТ, после чего работа информационной редакции канала была на некоторое время парализована. В один из дней ноября того года выпуски «Новостей» на ОРТ выходили в упрощённом варианте (без репортажей, ведущий последовательно зачитывал информационные сообщения), поскольку журналистам и операторам было не на чем перемещаться из телецентра до мест съёмок, а сюжеты, как следствие, не были подготовлены[82]. Для проверки финансовой состоятельности телекомпании судом был назначен внешний арбитражный управляющий (Павел Черновалов)[83]. Угроза ликвидации окончательно исчезла после того, как перед новым 1999 годом президент Ельцин подписал указ о мерах государственной поддержки ОРТ, согласно которому Внешэкономбанк выделил каналу 100 миллионов долларов кредита под залог[84].

Параллельно ОРТ выкупило у недавно образованной телесети ТНТ сериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»)[85][86], трансляция которого началась в октябре 1998 года. Несмотря на малобюджетность постановки, сомнительность поднимаемых тем и практически полное отсутствие в актёрском составе «звёзд», сериалу удалось стать популярным среди зрителей и получить статус народного[87] — «Менты» в премьерном показе на ОРТ имели рейтинг 15 % при доле в 35 % телезрителей[88]. Спустя год, в 1999 году, будучи номинированным и от ТНТ, и от ОРТ, сериал получает две статуэтки ТЭФИ как «лучший телевизионный игровой (художественный) фильм или сериал» и «лучший телепроект года»[87]. Премия отошла к ТНТ как непосредственному владельцу всех прав на показ[89].

В 1999 году Борису Березовскому принадлежит 49 % акций телеканала. Наряду с ТВ-6, «Нашим радио», газетами «Коммерсантъ» и «Независимая газета», а также звукозаписывающей компанией REAL Records, телеканал вошёл в медиаимперию Березовского[90][91][92].

13 января 1999 года информационной политикой ОРТ стал руководить Ашот Баблумян[93]. Сергей Доренко стал вести субботний выпуск программы «Время». С января по февраль в прямом эфире этой передачи он приступил к нападкам на премьер-министра России Евгения Примакова, с которым тогда конфликтовал Борис Березовский. Так, Доренко обвинял Примакова в покровительстве Татьяне Анодиной, главе Межгосударственного авиационного комитета, которая, по утверждению Доренко, была женой премьер-министра (через несколько дней существование родственных связей между Примаковым и Анодиной было опровергнуто)[94]. Уже в феврале Доренко вновь был отстранён от эфира. Официально программа не вышла из-за того, что он заболел гриппом, но сам ведущий заявил, что на этот шаг руководство канала вынудили пойти российские власти[95]. В начале июня, после того, как правительство Примакова было отправлено в отставку, Доренко занял руководящую должность на ТВ-6[96].

8 июня 1999 года Директором информационных программ ОРТ стала Татьяна Кошкарёва[97]. В сентябре этого же года Сергей Доренко стал вести другую программу, получившую название «Авторская программа Сергея Доренко»[98], а информационно-аналитическую программу «Время» по субботам стал вести журналист Павел Шеремет, известный своими резонансными репортажами из Белоруссии[99]. Программа «Время» стала называться «Время. Информационный канал». В состав информационного канала, помимо основного блока, входили аналитические программы «Здесь и сейчас» Александра Любимова и «Однако» Михаила Леонтьева[100], блоки спортивной информации с комментатором в студии (впоследствии рубрика была убрана из программы)[101] и прогноз погоды. Ведущими программы «Время» тогда были Екатерина Андреева и Кирилл Клеймёнов, назначенные на эту должность в конце 1998 года ещё по инициативе Доренко[102].

1 сентября 1999 года в Молдавии на базе ОРТ был создан телеканал Prime.

С подачи Сергея Доренко, в период его работы на ОРТ агрессивно и не всегда аргументированно критиковавшего оппозиционных политиков, появилось понятие «телекиллер» («медиакиллер»)[103]. Осенью 1999 года телеканал продолжал жёсткую информационную войну, направленную против Евгения Примакова и Юрия Лужкова[104] (симпатии телеканала отдавались кандидатуре Владимира Путина[105] и блоку «Единство»[30][106]). 24 октября в эфире своей авторской программы Доренко озвучил неизвестные факты о здоровье Примакова[107], а также указал на причастность политика к покушению на жизнь президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе[108]. Все эти факты вскоре были опровергнуты грузинскими представителями[108] и самим Примаковым в прямом эфире аналитической программы «Итоги» Евгения Киселёва на НТВ[107].

3 октября 1999 года вышел выпуск программы Доренко с резкой критикой лидера блока «Отечество — Вся Россия» Юрия Лужкова[109]. В ходе этой передачи была показана с вертолётов недвижимость Лужкова в Подмосковье, раскрыты тайны его денежных средств, фотография Лужкова и криминального «авторитета» Япончика. Высказывания журналиста в своих передачах от 5 сентября, 26 сентября и 3 октября того же года даже послужили поводом для судебного разбирательства со стороны Лужкова[110]. Выходили и репортажи, в которых с критической позиции рассказывалось о событиях, происходящих вокруг холдинга «Медиа-Мост»[111][112][113][114], или же негативно рецензировались передачи и репортажи тогдашнего канала НТВ[115][116][117].

Татьяна Кошкарёва, будучи директором информационного вещания ОРТ в те годы, так рассказывала о работе своего подразделения в период избирательной кампании и последующих событий: «Мы не ведём информационную войну — это у нас полемика… Если в информационных программах мы стараемся быть объективными, то в авторских сами журналисты решают, что для них важно, а что нет… Я бы не определяла жанр программы Доренко как просто аналитической программы. Это новый жанр. В интересном жанре работает и Павел Шеремет»[118]. При этом сам же Павел Шеремет впоследствии признавал тот факт, что в период парламентской и президентской кампаний 1999—2000 годов на ОРТ наметилась тенденция к превращению телеканала в жёлто-маргинальный и агитационно-пропагандистский: «ОРТ превращался в жёлтый маргинальный телеканал, где каждый день всех направо и налево долбал Миша Леонтьев, в субботу закатывал в асфальт Доренко, в воскресенье окончательно должен был добивать Невзоров, а где-то там в международной панораме мировой сионизм освещал бы Шеремет»[119].

Из-за расхождений с Борисом Березовским в концепциях дальнейшего развития ОРТ, Игорь Шабдурасулов покинул канал[76]. 6 октября 1999 года Генеральным директором ОРТ по рекомендации Шабдурасулова стал Константин Эрнст[120][121], который будет совмещать должность генерального продюсера вплоть до 2001 года (данное место будет уступлено Александру Файфману).

В январе 2000 года «Авторская программа Сергея Доренко» стала выходить по субботам[122]. В одновременно существовавшей на канале программе Павла Шеремета были озвучены спорные факты о недвижимости генпрокурора Юрия Скуратова, также послужившие поводом для дальнейших разбирательств в суде[123]. В марте этого же года Шеремет перестал вести новостные программы на канале[124] и стал заниматься производством документальных фильмов («Чеченский дневник»[125], «Дикая охота»[126], «Корейский капкан» и др.) на базе Отдела спецпроектов, созданного при участии Эрнста[127]. С начала марта 2000 года вместо его программы в эфире появилась программа «Время. Воскресный выпуск» с ведущими Екатериной Андреевой и Кириллом Клеймёновым. Александра Буратаева в связи с избранием депутатом Государственной Думы Российской Федерации покинула ОРТ[128]. Примерно в это же время была закрыта программа «Футбольное обозрение» Владимира Перетурина[129][130].

В это же время между создателями «Улиц разбитых фонарей» и Константином Эрнстом происходит конфликт. Сериал начал ретранслироваться на НТВ, а Эрнст и перешедший на его сторону в результате разногласий с руководством ТНТ автор идеи сериала Андрей Кивинов начали производство похожего телесериала «Убойная сила»[131][132]. 13 марта 2000 года в вечерний прайм-тайм канала был начат показ первого его сезона, в котором присутствовали герои «Ментов»[131][133]. В телеэфире сложилась ситуация, когда два сериала шли в одно и то же время на двух конкурирующих каналах, с одними и теми же главными героями, причём, по оценкам специалистов агентства TNS Gallup Media, рейтинг премьерных серий «Убойной силы» был выше[88]. В этом же году сериал производства ОРТ получит премию «ТЭФИ».

Весной 2000 года у двух российских телекомпаний — ОРТ и ТВЦ — закончились лицензии на вещание. Лицензия ОРТ истекала 24 мая, а лицензия ТВЦ — 20 мая[134]. Тогдашний министр печати ссылался на лицензию вещания канала, полученную в 1995 году и действовавшую до 2000 года, не обращая внимания на тот факт, что при перерегистрации ОРТ из АОЗТ в ОАО в 1998 году телекомпанией была получена новая лицензия до апреля 2003 года включительно[135]. После этого телеканалы получили временное разрешение на вещание[136]. В то же время на частоты телеканалов (1 и 3 ТВК в Москве) Министром печати РФ Михаилом Лесиным был объявлен конкурс, который выиграла телекомпания ОРТ (единственным конкурентом ОРТ на конкурсе была телекомпания «РТР-сигнал»). Эфир был сохранён на 5 лет[137][138][139]. За продолжение вещания ОРТ проголосовали все 9 членов Федеральной конкурсной комиссии[140].

27 августа 2000 года, во время пожара на Останкинской телебашне, вещание ОРТ прекратилось[141] и перешло на частоту телеканала «Столица», одного из двух телеканалов, работавших в то время в Москве. К 30 августа 2000 года удалось наладить вещание «Совместного канала ОРТ+РТР», на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР в левом верхнем углу и ОРТ (ныне — «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР»[142] (в последующие дни вещания её уже не было). В других городах каналы продолжали вещать по отдельности[143]. С 29 августа 2000 года вещание ОРТ началось через спутниковую платформу «НТВ-Плюс»[144].

Широкий общественный резонанс в это же время вызвал выпуск «Авторской программы Сергея Доренко» от 2 сентября 2000 года, полностью посвящённый трагедии АПЛ «Курск» в августе 2000 года. В ходе передачи Доренко озвучил ряд нелестных высказываний о президенте Путине[145] и назвал его «главным виновником катастрофы». Существуют мнения[45][146], что во время катастрофы лодки «Курск» Доренко выполнял заказ Бориса Березовского[147]. Так авторская программа Доренко была закрыта[148][149].

Чуть позже, в сентябре 2000 года Борис Березовский продал свою долю (49 % акций) ОРТ[150][151]. Примерно в то же время на телеканале произошли изменения в Дирекции информационных программ[152]. Так, вскоре после закрытия программы Сергея Доренко с поста директора Дирекции информационных программ была уволена Татьяна Кошкарёва[153]. После этого дирекцию возглавил бывший заместитель председателя ВГТРК Сергей Горячёв[154][155]. Ведущими дневных выпусков стали Игорь Гмыза и Ольга Кокорекина (перешла с РТР). Выпуск новостей в 18:00 был увеличен до 35 минут, программа стала называться «Вечерние новости», ведущими которой стали пришедшая с НТВ год назад Жанна Агалакова и Игорь Выхухолев.

ОРТ/Первый канал

2000—2005. Ребрендинг, переименование

В сентябре и октябре 2000 года на канале произошла «большая революция», то есть кардинальное изменение сетки вещания. ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть 12 программ[156][157], в том числе ток-шоу «Тема»[158][159] и «Мы и время», юмористические программы «Маски-шоу», «Каламбур», «Джентльмен-шоу» и «Планета КВН», телеигры «Детектив-шоу», «Колесо истории» и «Угадай и компания»[160][161]. 1 октября 2000 года телеканал кардинально сменил логотип и оформление[162]. Вот как об этом вспоминал главный художник ОРТ («Первого канала») Дмитрий Ликин:

«Мы решили, что время криков прошло. Ну, это как раньше у «новых русских» была мода одеваться от Армани, а потом от этого стали уходить. Все последние годы главным словом в оформлении ОРТ был пафос. Сейчас мы перестали самоутверждаться, что-то выкрикивать, вообще убрали весь этот варварски грубый стиль (пускай и нравившийся телезрителям). Раньше было Общественное российское телевидение, теперь просто Первый канал. Раньше было что-то «главное о старом», а теперь абсолютно новая эстетика. Мы полностью отказались от компьютерной графики, пытаемся снимать оформление, как живое кино. Забавно, но сейчас мы вычищаем все то, чем раньше гордились. Теперь вместо голубей в заставках парит стеклянная установка — «магическое зеркало реальности». Для того чтобы заставить здоровенную штуковину «парить», понадобился специальный кран и тросы. Одна из заставок снималась в аэропорту «Домодедово» — как раз когда приземлился очередной рейс. Толпа, увидев надвигающееся зеркальное сооружение, чуть было не повернула назад в самолёт»[162].

Для нового оформления были выбраны три основных цвета: белый, голубой и синий. Его разработка проведена силами студии «ОРТ-Дизайн» и завершена в марте 2000 года (предыдущее было разработано студией Novocom в 1996 году). Для межпрограммных заставок канала «Магическое зеркало реальности», которые использовались в эфире до конца 2002 — середины 2003 года, действительно была изготовлена точная копия «единицы» высотой 4,5 метра. Изначально в эфир выходили лишь несколько заставок, основная их часть транслировалась с сентября 2001 по 2003 год. Были выпущены 43 таких заставки: 10 демонстрировались в 2000—2001 годах, остальные 33 — в 2001—2003 годах.

22 октября 2000 года была закрыта программа «Время. Воскресный выпуск». До 2003 года на первой кнопке не было собственных воскресных аналитических программ, а вместо них выходило выполняющее функции итоговой программы аналитическое ток-шоу «Времена»[163][164], ведущими которого стали Владимир Познер и Жанна Агалакова[165]. Спустя месяц на ОРТ вернулась телеигра «Что? Где? Когда?»[166].

В том же году телеканал первым в России провёл эксперимент с вертикальным программированием телесериалов в прайм-тайме, когда за каждым телесериалом был закреплён строго один день недели: по понедельникам выходил триллер «Чёрная комната», по вторникам — детектив «Убойная сила», по средам — мелодрама «Остановка по требованию», по четвергам — исторический сериал «Империя под ударом»[167], в результате данная система показа не принесла высоких рейтингов[168].

Кроме того, в сезоне 2000—2001 годов было произведено полное обновление эфира, появилось большое количество новых программ, среди них перешедшая с НТВ телеигра «Кто хочет стать миллионером?», ведущим которой стал молодой пародист Максим Галкин[169][170]. Большую роль в формировании рейтинга канала, помимо развлекательных проектов, также играла линейка публицистических и документальных передач, таких, как «Кремль-9», «Человек и закон», «Документальный детектив» и др.[171][172][173]

В январе 2001 года 49 % акций канала, ранее принадлежавшие Борису Березовскому, перешли к структурам Романа Абрамовича[174][175], а совет директоров стал почти полностью состоять из представителей государства (или близких к нему людей)[176][177][178]. Кроме этого, с 24 сентября 2001 года ежедневное вещание ОРТ, а затем «Первого канала» стало открываться в 5:55 (с 2005 года — в 4:55) с заставки государственного гимна России, во время которой показываются утренние пейзажи Красной площади[179][180] (до этого вещание канала начиналось с часов и основной заставки, Патриотическая песня Глинки на фоне флага или Кремля появлялась только на государственные праздники)[181].

В течение года из сетки вещания ОРТ исчезли такие телепрограммы, как «Утренняя почта», «Спокойной ночи, малыши!»[182], «Взгляд»[183], «Здесь и сейчас», «Седьмое чувство», «Зов джунглей», «До 16 и старше», «Женские истории» и «Процесс». Первые две передачи перешли на конкурирующий с ОРТ канал РТР (позже — «Россия»). «Взгляд» и «Здесь и сейчас» были закрыты из-за назначения Александра Любимова первым заместителем генерального директора телеканала[184] (он пробыл на этой должности до весны 2003 года)[185]. «До 16 и старше» было закрыто из-за того, что передача стала отставать по рейтинговым показателям от молодёжных программ на других каналах, «Зов джунглей» — по причине невозможности обновления формата, а «Женские истории» и «Процесс» — в связи с уходом их ведущих с ОРТ на НТВ и ТВ-6[186][187]. После смерти Владимира Ворошилова телеигру «Что? Где? Когда?» стал вести его пасынок Борис Крюк[188].

Телесезон 2001—2002 годов телеканал начал раньше других[189]. В этот период были запущены проекты «Последний герой» (одно из первых реалити-шоу на российском телевидении)[190][191], «Ночная смена» (программа перешедшей с НТВ команды «Антропологии»

По ту сторону «Времени»

Телевизионные новости переживают ренессанс. Продюсеры придумывают все новые шоу и сериалы, а в рейтингах все равно лидируют информационные программы. И понятно почему: со стабильностью в мире в последнее время как-то не ладится - люди переживают, стремятся быть в курсе событий. И включают телевизор. Самая популярная программа среди информационных, конечно, «Время». Нам удалось посмотреть, кто и как делает эту программу, а также прочие выпуски новостей Первого канала.

Очень самостоятельная Слуцкая

Основные выпуски новостей Первого канала выходят в эфир из бывшей концертной студии «Останкино». В советскую эпоху здесь снимали выступления артистов советской эстрады, потом этот просторный куб размером с половину футбольного поля и примыкающие к нему помещения переоборудовали в огромную фабрику новостей. Одну из крупнейших в Европе, между прочим. Примерно треть зала занимает высокий подиум со столом ведущего. За его спиной - известные нам декорации и рабочие места службы выпуска.

Это аппаратная. Каждый эфир обеспечивает дюжина сотрудников - шеф-редактор, ассистенты, редакторы суфлера и титров, инженеры, звукорежиссер и др.Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Это не бутафория, не «потемкинские деревни» ради красивого кадра, - спешит заметить главный режиссер Дирекции информационных прог­рамм Первого Андрей Кравченко. - Люди в самом деле сидят и работают.

- И что, пройтись можно во время эфира?

- Конечно, если по работе надо. Но махать руками в камеры все-таки не стоит.

Камер, кстати, целых семь: пять статичных, летающий кран и еще одна, как поезд на монорельсе, огибающая стол ведущего.

Здесь гример наводит марафет ведущим. На стойке эфирные костюмы - зеленое платье, например, Ирины Слуцкой.Фото: Михаил ФРОЛОВ

В студию входит ведущий Дмитрий Борисов - у него дневной выпуск новостей на одну из «орбит». Как, оказывается, тихо он говорит: в четырех метрах едва можно разобрать слова!

- А кричать и не нужно, речь должна быть естественной, - говорит режиссер.

Кстати, абсолютной тишины в студии никто не требует: радиус действия микрофонов ведущего очень маленький, лишнего зрители не услышат.

Во время сюжета в студии появляется обозреватель Наталья Семенихина - скоро ее блок экономических новостей. Сама прицепила микрофон, улыбнулась Борисову... Позже откуда-то из-за баррикад с оборудованием возникла Ирина Слуцкая - с недавних пор она сообщает новости спорта.

Это рабочее место инженера монтажа, которое нам демонстрирует главный режиссер Дирекции информационных программ Первого канала Андрей Кравченко.Фото: Михаил ФРОЛОВ

- А где же ваши ассистенты? - спрашиваю Кравченко. - Вдруг Слуцкая заблудится или время перепутает? Микрофон неправильно закрепит?

- У нас все творческие единицы с высокой штабной культурой, - с достоинством отвечает режиссер. - Нянек нет.

Помимо большой студии, есть еще две поменьше. Они используются, когда пересекаются эфиры на разные часовые пояса. Страна большая - в Москве еще «Время» не вышло, а на Дальний Восток пора уже давать новости в «Доброе утро». Каждый выпуск существует в трех прямоэфирных версиях: на Дальний Восток, Урал и европейскую часть. Например, первый эфир программы «Время» стартует уже в 13.00 по Москве - в Петропавловске-Камчатском-то уже девять вечера.

«Новости» на Первом с «тыла»: 1. Эфирный монитор. 2. Компьютер с двумя дисплеями. 3. Отсчет времени до конца сюжета. 4. Телесуфлер. 5. Принтер.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Всеслышащее ухо

В кадре ведущий читает текст с экрана суфлера - это устройство, которое проецирует буквы на зеркальное стекло, за которым спрятался глаз камеры. Поэтому зрителю кажется, что ведущий смотрит прямо на него. Текст ведущий сам и пишет, ему помогают двое помощников-райтеров.

Вышел под софиты, оттарабанил по написанному - не велика сложность, правда? Но оказалось, это еще не все.

В стол ведущего вмонтированы два компьютерных монитора, незаметных зрителю. Слева - новостные ленты, справа - верстка программы (последовательность сюжетов, параметры каждого из них и т. п.). Пока мы смотрим сюжет, ведущий не сидит без дела. Оперативную новость он тут же может выдать в эфир, что называется, с листа - обычный офисный принтер у него под столом.

Черный стульчик - особый: на нем сидит исключительно Екатерина Андреева.Фото: Михаил ФРОЛОВ

В ухе у ведущего, как многие знают, наушник. Но, оказывается, он не время от времени получает какие-либо указания, а вообще всегда слышит, о чем говорят члены эфирной бригады.

- Сейчас у Дмитрия Борисова в ухе целое многоголосье, - объясняет режиссер. - Он в курсе всех внутренних переговоров в аппаратной. Это называется «открытое ухо». Иногда нет времени продублировать ему какую-то команду. А ведущий с «открытым ухом» сам понимает, что происходит.

Читать подводку к сюжету, когда в ухе у тебя болтает десяток людей, очень сложно. Некоторым это неудобно - эти ведущие работают с «закрытым ухом»: слышат только режиссера. Что, впрочем, не мешает им оперативно реагировать на изменения верстки программы.

Сидит ведущий на скромном круглом стульчике с низенькой спинкой совершенно обычного вида. Никого это не беспокоит - его же в кадре не видно. Персональный стульчик есть только у Екатерины Андреевой - вот он, стоит рядом. Я попробовал, конечно, присесть и... едва не упал. Черная таблетка сиденья свободно качается относительно оси градусов на 45 - усидеть можно, только если выпрямить спину и твердо опереться о пол обеими ногами. И не шевелиться.

Так вот в чем секрет знаменитой чудо-осанки Екатерины.

А вот так дикторам программы «Время» подносили срочные новости в советские годы (под столом Вера Алентова, кадр из фильма «Зависть богов», 2000).Фото: Михаил ФРОЛОВ

Мотор!

Сердце прямого эфира - космического вида аппаратная, расположенная сразу за новостной студией. Примерно 12 человек сидят перед двумя рядами больших мониторов на стене. Помимо компьютеров, куча разных кнопочек на многочисленных пультах.

Главный тут - режиссер. Слева и справа от него - ассистенты, редакторы суфлера и титров, операторы, отвечающие за компьютерную графику и отбивки, звукорежиссеры и т. п.

Система застрахована от сбоев: пока один человек выдает в эфир сюжет, второй запускает тот же сюжет с другого сервера - на всякий случай. Если заглючит первый, эфир переключат на второй - зрители ничего и не заметят.

Важна работа каждого: стоит оператору суфлера крутить ручку чуть быстрее, ведущий не успеет прочесть текст и захлебнется им. Редактор титров обязан быть идеально грамотным - работает без корректора, причем часто набивает текст за пару минут до эфира. Да что титры! Бывает, ведущий уже объявляет сюжет, а он еще докачивается в систему - выдать материал в эфир можно даже в этом случае. При этом никто не волнуется и не рвет на себе волосы. Выпуск кончился, все встали и спокойно вышли - перекусить, покурить. И как у них получается?

- Тут исключительно фанаты работают, - говорит Андрей Кравченко. - И потом у нас отличная медицинская страховка.

ВСЛУХ

Дмитрий БОРИСОВ - о своей работе

Кошмарный сон ведущего - засмеяться в эфире. Надо досмеяться, сдерживать себя только хуже.

Люди помнят, что видели меня, но не помнят где. Когда учился в университете, преподаватель засчитал мне экзамен автоматом за хорошую посещаемость. Именно этот предмет я пропустил.

Скороговорки для развития речи не очень помогают. Тут одно правило: сначала думать, потом говорить. В жизни люди делают наоборот.

Перед эфиром сердце у меня не екает - некогда. Екает в самые неожиданные моменты, когда рассказываешь в эфире историю и вдруг представляешь кого-то из близких: как бы он отреагировал на эту новость. И вдруг он сейчас новости смотрит?

КСТАТИ

Первый выпуск программы «Время» вышел в эфир 1 января 1968 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл КЛЕЙМЕНОВ: Я умею говорить по телефону, находясь в душе

Зрители со стажем помнят Кирилла Клейменова как ведущего программы «Время». Уже 10 лет он руководит Дирекцией информационных программ Первого канала. Под его началом работают около 1000 человек (включая сотрудников корпунктов Первого в разных городах России и других странах).

- Кирилл, подозреваю, у вас неправильное количество выходных.

- Выходных у меня нет. Вообще ни одного, отдыхаю в отпуске. Я всегда на связи - мало ли что. Я даже умею говорить по телефону, находясь в душе.

- Как же вы тут... живы все?

- Команда подбирается как пазл. Надо, чтобы один элемент подходил к другому. Работа адски тяжелая, она ненормированная, здесь нельзя в шесть вечера встать и уйти. Надо работать столько, сколько надо, а не столько, сколько прописано в Трудовом кодексе. Кроме того что люди здесь стрессоустойчивы, они еще адреналинозависимые. Им нужен этот гормон в гиперколичествах. Сложно сказать, где ты еще это и найдешь в таком количестве. Если говорить о том, как ими управлять, то нужно в первую очередь смотреть на них как на людей. И просто про них много чего знать - даже то, что, казалось бы, и не твое собачье дело. Но это эфир, и здесь эмоциональный фон человека крайне важен.

- Не скучаете по времени, когда сами работали в кадре?

- Меня не выводили из кадра, я ушел сам. Я не скучаю. Мне гораздо больше нравится управлять потоками информации и принимать решения, нести за это ответственность. Всегда с удовольствием объясню, как я бы это сделал в эфире, не очень опытному молодому ведущему. Или поправлю опытного, если считаю, что он был не прав.

- Факт, что всплеск интереса к новостным программам вызван прежде всего ситуацией на Украине. Вы ощущаете себя солдатом информационного фронта?

- Сегодня мы работаем, конечно, в условиях особого времени. По-журналистски было бы правильно иметь съемочную группу и на стороне украинских военных. Но мы лишены такой возможности. Мы пытались официально аккредитовать нашу съемочную группу в зоне так называемой АТО, но безуспешно. Если честно, в этой ситуации очень сложно себя представить отстраненным. Я думаю, что уже и невозможно. Мы получаем кадры, скажем, из Донецка, снимать которые психологически тяжело. Развороченные тела мы «замозаиваем» - зритель не должен этого видеть. Но оператор и корреспондент наблюдают это в полуметре от себя каждый день. Это сопряжено с тяжелыми внутренними потерями. Хочешь ты или нет, вся эта ситуация становится все более личной.

Нас «Утро» встречает прохладой

Как работает передвижная студия самой ранней программы Первого канала.

«Бу-бу-бу» для бодрости

10-2309-DobroeUtro10-1«Доброе утро» снимают 6 камер. Одна из них — высокого полета. На фото — ведущие Анастасия Трегубова и Сергей Бабаев.

Хмурый сентябрь, раннее утро. На Университетской площади перед высоткой МГУ на Воробьевых горах никого, разве что жилетка дворника промелькнет вдалеке или прошелестит кроссовками редкий бегун.

Из синего фургона у кромки площади выходят ведущие «Доброго утра» Сергей Бабаев и Анастасия Трегубова. Бодрые и веселые (Анастасия так и вовсе в ослепительно жизнерадостном желтом пальто), они красиво диссонируют с сонным ландшафтом. И занимают точку у цветущей клумбы — следующее включение будет на открытом воздухе.

С недавних пор московская версия программы «Доброе утро» выходит в эфир из «Останкино» только первые два часа. Затем эстафету перехватывает передвижная студия — каждую неделю синий фургон переезжает на новую позицию. Уже были эфиры с ВДНХ, Манежной площади, из усадеб Коломенское, Царицыно, Кусково, с площади трех вокзалов.

— Я встал сегодня в 4.30, а в пять уже был тут, — говорит Сергей. — Эфир у нас с семи, но к нему же надо еще подготовиться.

— А я проснулась в четыре, мне ехать дольше, — улыбается Анастасия.

— Энергетики, наверное, уважаете?

— Никаких энергетиков! Это опасный путь, — предупреждает Сергей. — Сноровка приходит с опытом. Пока идет сюжет, ты можешь разваливаться на части, но к его концу должен снова собраться.

— Мне помогают кофе и разминка артикуляционного аппарата, — признается Настя. — Едешь в машине, делаешь речевую гимнастику и постепенно просыпаешься.

— Это когда двигаешь языком сначала по часовой стрелке, потом слева направо и вверх-вниз, — с готовностью сдает профессиональные секреты напарник. — Еще можно повторять слоги: «Ба-ба-ба! Бу-бу-бу!» И дикция улучшается, и бодрит.

10-2309-DobroeUtro8-1Пока идет сюжет или реклама Сергей Бабаев может сгонять на кухню.

Магия телевидения

Поднимаемся в фургон. На первом этаже комнатушка с мониторами и пультом с множеством кнопочек и тумблеров — это аппаратная. Здесь режиссер выпуска выдает в эфир изображение с той или иной камеры — сигнал уходит на спутник, оттуда его перехватывает «Останкино», благополучно переправляя его в наши телевизоры. Камер, кстати, шесть — включая камеру-кран на улице и квадрокоптер. Последний — предмет особой гордости: показать Москву с птичьего полета можно в любой момент.

Идем по лесенке наверх. По пути замечаем кухоньку площадью буквально метра полтора. Сергей Бабаев по-быстрому заливает пакетик чая горячей водой из кулера: пара глотков — и можно бежать в кадр. Чай обычный и сахар тоже. И стаканчики пластиковые. Неприхотливые они, звезды утреннего эфира.

10-2309-DobroeUtro5-1Прозрачный задник можно, конечно, заменить видеоэкраном или подложить фон на компьютере. Но эффекта присутствия, как сейчас, не было бы.

Еще выше гримерная. Настя присела перед зеркалом на несколько секунд. Макияж безупречен, к тому же в студии всегда дежурит гример с кисточками наготове.

Студия, кстати, на удивление скромная. Кругом куча проводов, стол чуть ли не из фанеры, и в целом все кажется довольно хлипким. И фотообои с травкой на вид самые обычные — видел похожие в хозяйственном магазине. Но в кадре все это выглядит более чем респектабельно. А все она — магическая сила телевидения.

Главная фишка — прозрачный задник, обеспечивающий живую панораму Москвы за спинами ведущих. Теоретически, пока идет эфир, вы можете добежать до места, где установлена передвижная студия, и прогуляться в зоне видимости камер, дополняя собой утренний пейзаж. А родные и близкие будут на вас смотреть в телевизоре. Но махать им не стоит: охране съемочной площадки это может не понравиться.

10-2309-DobroeUtro7-1Скоро в кадр: у Насти еще есть время, чтобы довести макияж до совершенства.

Сосиска-танк

Синий фургон, напичканный оборудованием, съемочная группа любовно именует сосиской. Никто не знает почему:  сосиска — и все. Весит она 39 тонн.

— Примерно как танк, — доходчиво объясняет технический директор Дирекции утреннего вещания Первого канала Андрей Артамонов.

Длина фургона — 14 м, ширина — 6 м, высота — 5,9 м. Чтобы проехать под мостами и не задевать провода, фургон умеет складываться по высоте и временно становиться одноэтажным.

10-2309-DobroeUtro1-11. Передающая станция. 2. Студия (на втором этаже фургона). 3. Дизель-генератор. 4. Операторский кран.

Когда-то этот фургон использовался для съемок велогонок «Тур де Франс» и работал на французскую телекомпанию TF1. Потом «сменил гражданство» и получил боевое крещение на Олимпиаде в Сочи. Второго такого в России нет.

Но одна «сосиска», даже такая высокотехнологичная, сама по себе бесполезна. Поэтому к ней прилагается станция спутниковой связи (микроавтобус с тарелкой на крыше), два дизель-генератора мощностью 100 киловатт. И даже автономный туалет с электронным замком.

— Работать здесь совсем не то, что в «Останкино», — откровенничают после эфира ведущие. — Тут больше импровизации. Ты видишь, как разгорается день, может пойти дождь…

— А как же выходить в эфир с улицы в дождь?

— Так у нас же зонтик есть!

10-2309-DobroeUtro4-1Это аппаратная — сердце передвижной студии. Справа — рабочее место оператора телесуфлера, с которого ведущие читают подводки к сюжетам.

Программа «Доброе утро» заканчивается в девять. Ведущие, разбудив Москву, отправляются по домам — отсыпаться. Домашние предупреждены: ходить можно только на цыпочках, дверьми не хлопать и говорить шепотом. Потому что, когда столица опять уснет, ведущие, напротив, поедут на работу. Разрывая осеннюю мглу в клочья и готовясь заражать зрителя бодростью и энтузиазмом.

«Доброе утро» на Первом канале
По будням/5.00 — 9.00 (эфир из передвижной студии с 7.00)

Фото: Евгения ГУСЕВА.

Кстати

Пока работают «передвижные» ведущие, их страхуют коллеги из студии в «Останкино», которым отвели первые два часа программы. Техника есть техника — вдруг сигнал пропадет? Тогда режиссер оперативно выдаст картинку из «Останкино». На практике такое происходит крайне редко, но ведущие все равно находятся в основной студии при полном параде, готовые в любой момент выйти в эфир. Два часа напряженного ожидания, представляете?

Снимают ли телепередачи в Останкинской телебашне? | Мир вокруг нас

Для начала уточним конкретно: нет, в самой Останкинской телебашне передачи не снимают. В ней размещается ресторан «Седьмое небо», в настоящее время находящийся на реконструкции, смотровые площадки, расположенные на высоте 337 и 340 метров, концертный зал «Королёвский» для проведения концертов, конференций и т. п. Основная функция телебашни — осуществление вещания программ телеканалов и радиостанций. Она занимает пятое место в мире по высоте среди свободно стоящих сооружений.

Теперь выясним, а где же снимают телепередачи? Конечно, основным центром съёмок является Останкинский телецентр, который находится недалеко от вышеупомянутой телебашни. Но это не единственное место: съёмки проводят и в павильонах «Мосфильма», например, в различных развлекательных заведениях, в студиях, залах.

А вот небольшой список телепередач, которые снимают именно в Останкинском телецентре: «Поле чудес», «Сто к одному», «Прожекторперисхилтон», «Своя игра», «Пусть говорят» и другие.

Проход в телецентр строго ограничен. У входа вас обязательно должен встретить кто-то из сотрудников, иначе даже с билетом в руках на передачу вас не пропустят.

Для тех, кто там ещё не был, проведу короткую экскурсию. Телецентр обосновался в живописном месте, недалеко от усадьбы Останкино, дворца графа Шереметьева, Останкинских прудов, Храма Троицы Живоначальной. Рядом с телецентром — остановка с одноимённым названием линии лёгкого метро, на которую можно сесть прям у метро ВДНХ, например. Но будьте внимательны: билеты на обыкновенный метрополитен там не действительны.

От подъезда № 17 (так называется один из входов в телецентр) пройдём в само здание. Слово «пройдём» вместо «зайдём» здесь неслучайно: этот подъезд находится рядом с телецентром, и, чтобы попасть внутрь здания, необходимо пройти через подъезд, выйти на улицу и только потом зайти внутрь.

Первое, что попадётся вам на глаза, — это кафе, но, к сожалению, его можно посещать только сотрудникам телецентра. (Кстати, цены там очень демократичные.) Пройдя немного вперёд, можно увидеть длинный коридор. Повернув налево и пройдя до его конца, то можно попасть к ещё одному кафе для сотрудников (около подъезда № 16, который теперь закрыт для входа). Также на первом этаже расположены гардеробы — уже для посетителей. А вверх можно подняться как на лифте, так и по лестнице, расположенной прямо напротив входа.

Поднимемся на несколько этажей, на какой из них — не важно, там почти везде всё одно и то же: те же длинные коридоры с тысячами дверей, за которыми располагаются съёмочные павильоны, гримёрки и т. д.

У каждой передачи есть своя отдельная студия с соответствующими декорациями и интерьером. Например, на съёмках «Поля чудес» сразу «попадаешь в телевизор». Порой один и тот же зритель не раз попадает в кадр. Кстати, в самой студии выход участников, открытие букв на табло и прочие моменты происходят беззвучно. В действительности такие мероприятия снимаются более продолжительно, чем мы видим их на экранах, так как после съёмок они монтируются.

Бродя по коридорам, кого только из знаменитостей ни встретишь: и телеведущих, и актёров, и певцов, и всех-всех-всех, одним словом.

Если моя виртуальная экскурсия не смогла дать необходимого представления об объекте, можно отправиться туда на реальную.

эксклюзивные съемки в центре имени Пирогова. Новости. Первый канал

Утро коронавирусного госпиталя Пироговского центра. В красной зоне — зав реаниматологии. На месте, в приемном отделении, шеф сортировки. Обходит палаты старшая медсестра. Недели не прошло после мобилизации Национального медико-хиругического центра — стационар заполнен. В красную зону собирается главный врач.

До прибытия первой за день «скорой» в клинике оставалось всего несколько незанятых коек. И они заканчиваются на глазах.

Заниматься сортировкой пациентов вызвался советник главы Пироговского центра, профессор Левчук. В прошлом — главный хирург Военно-морского флота, с опытом работы в горячих точках.

«То, чем мы сейчас занимаемся — это тоже война, война с инфекцией», — сказал советник по хирургическим вопросам генерального директора ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России Александр Левчук.

«Это работа в совершенно новых условиях. Это даже не то что фронтовой госпиталь. Это фронтовой госпиталь в условиях какой-то особо опасной инфекции», — говорит генеральный директор ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России Олег Карпов.

К войне готовились, но людей все равно не хватает.

«С врачебным персоналом у нас, к счастью, более или менее стабильная ситуация, а вот что касается младшего и среднего персонала — это катастрофа, мы по крупицам собираем из отделений», — говорит главный врач стационара ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России Виталий Гусаров.

К тому же после первых суток две медсестры отказались работать с коронавирусом. Их не осуждают, работа действительно смертельно-опасная, но большинство этот риск принимают.

«Сами выбрали профессию медсестры, поэтому по-другому никак», — сказала старшая медсестра инфекционного отделения №1 ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России Елена Козлова.

Первый с подозрением на COVID уже в стационаре. Сами медики теперь живут рядом с госпиталем. Для них арендовали гостиницу.

«Домой ездить некогда: работы много», — сказала старшая медсестра инфекционного отделения №1 ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России Елена Козлова.

Состояние пациентов порой меняется быстро. Молодая женщина в реанимации на искусственной вентиляции легких. На фоне коронавируса развился миокардит.

«Все, кто поступал первично в отделение реанимации, половина из них уже находятся на искусственной вентиляции легких. То есть тяжелые повреждения легких и пока с непонятным прогнозом», — говорит главный врач стационара ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России Виталий Гусаров.

С легкими пациентами на первый взгляд проще. Но и за ними требуется постоянный присмотр.

Мужчину остановили в дверях приемного отделения. На уговоры не поддается. На такой случай — особый регламент. Со всех этажей сбежались врачи, окружили. Силу применять не пришлось. И вот пациент уже снова в отделении. С беглецом разговаривает главврач. И так теперь каждый день. А ведь врачи нам показали даже не половину своей рабочей смены, а буквально пару часов.

Школа Первого канала: ШКОЛА ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ОСТАНКИНО

Программа для тех, кто хочет создать свой собственный телевизионный проект и представить его руководству федерального телеканала.
 

Сроки программы: июнь 2020 г.
Стоимость – 59 500 р.

Спасибо за информацию! Совсем скоро мы с вами свяжемся.

* цена и подробности по запросу

ЖДЕТЕ СВОЮ HR-ФЕЮ?
Личные консультации по построению карьеры в медиа от главного HR Первого канала Елены Афанасьевой и карьерных консультантов Дирекции Креативного планирования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ШКОЛЫ ПЕРВОГО КАНАЛА:

КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭПОХУ КРИЗИСА И КАРАНТИНА

ОНЛАЙН МАСТЕР-КЛАСС

 ШКОЛА ПЕРВОГО КАНАЛА

ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
5-11 КЛАССОВ

КАРЬЕРА

Более 100 наших выпускников уже работают на Первом и в компаниях партнерах. Мы даем уникальный шанс встречаться с теми, кто принимает решения каждый день.

Современное ТВ и digital-медиа – это ваша мечта?
Хотите покорять экраны и создавать свои проекты?

В #ШПК лучшие практики и теоретики телевизионного рынка, звезды и руководители Первого канала станут вашими наставниками, раскроют профессиональные инсайты!

Мы учимся у лучших и открываем мир современного ТВ и Digital!
Добро пожаловать в Школу Первого канала!

#УЧИТЬСЯУЛУЧШИХ

ФОРМАТ-ДОКТОР
Определение слабых мест вашей заявки на проект, варианты решения, подготовка к питчингу.

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРВОГО КАНАЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Лидеры индустрии, которые делают самые крутые медиа сегодня. Именно они становятся вашими наставниками и расскрывают свои профессиональные секреты.

Программа для тех, кто планирует освещать общественно-значимые события и работать на спортивных мероприятиях.


Сроки: 8 июня - 29 июня 2020 г.
Стоимость – 59 500 р.

ПОЧЕМУ
«ШКОЛА ПЕРВОГО КАНАЛА»?


 

21 АПРЕЛЯ В 19:00

Для тех, кто мечтает представить проект своего сериала руководству Федерального канала, онлайн сервисам и ведущим производителям сериалов страны.

Сроки: июнь 2020 г.
Стоимость – 72 000 р.

РЕГИСТРАЦИЯ НА МАСТЕРСКИЕ,
ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ И ОТКРЫТЫЕ МК

ПРАКТИКА

Частью программ является практическая работа в студии и присутствие на съемках самых рейтинговых телепередач Первого канала.

Программа для тех, кто планирует работать в кадре и влюбить в себя миллионную аудиторию. 

Сроки программы: июнь 2020 г.
Стоимость – 79 500 р.

Зарегистрируйтесь на любую программу, выполните тестовое задание и получите возможность выиграть СКИДКУ 50%!

МОНТАЖ ВАШЕГО ВИДЕО Смонтированный шоурил Эксперта или Ведущего на заказ.

Вы зарегистрированы! В ближайшее время на указанный e-mail придет информация по выбранной программе

 ШКОЛА ПЕРВОГО КАНАЛА ОНЛАЙН


 

26 АПРЕЛЯ В 12:00

ОНЛАЙн МАСТЕР-КЛАСС

СЕКРЕТЫ РАБОТЫ В КАДРЕ

ONLINE-КУРС
ШКОЛЫ ПЕРВОГО КАНАЛА

Заявка на организацию трансляции OTT-версии АО «Первый канал». О компании. Первый канал

Настоящие Условия регулируют отношения между АО «Первый канал» (далее Первый канал) и владельцем (администратором) ресурса (далее Ресурс), желающим транслировать через сеть Интернет, в том числе с использованием мобильных приложений, приложений во всех видах SmartTV (в том числе AppleTV, AndoridTV и др.), в приставках к телевизору (Set Top Box), OTT-версию Первого канала (далее OTT-версия) на Ресурсе.

Первый канал предоставляет Ресурсу техническую возможность трансляции видеопотока OTT-версии двумя способами:

1. На web-сайте Ресурса, при условии использования плеера Первого канала.

2. Во всех других средах вещания через интернет, при условии подключения к формируемому Первым каналом источнику сигнала OTT-версии согласованным с Первым каналом способом.

Трансляция Первого канала возможна только при строгом соблюдении Ресурсом следующих Условий:

1. Ресурс не вправе изменять, дополнять, сокращать или иным образом вмешиваться в транслируемый видеопоток OTT-версии, в том числе накладывать на окно плеера любые изображения и/или информацию, а также допускать такое вмешательство третьими лицами в рамках его разумного контроля.

2. Ресурс не вправе размещать информационные и/или рекламные материалы (видео-аудио пре-роллы, баннеры, бегущую строку и пр.) перед включением или при переключении на OTT-версию.

3. Ресурс обязуется осуществлять трансляцию видеопотока только на условиях включения OTT-версии в бесплатный пакет телеканалов.

4. Ресурс обязуется осуществлять трансляцию видеопотока OTT-версии только на территории Российской Федерации.

5. Ресурс обязуется не осуществлять хранение на раздающих серверах контента OTT-версии более чем на 2 минуты назад от текущего времени потока.

6. Ресурс обязуется обеспечить интеграцию счетчика "HeartBeat" компании MEDIASCOPE для получения статистики смотрения "BigTV рейтинг". Способ интеграции счетчика должен быть согласован с Первым каналом.

7. Ресурс самостоятельно несет ответственность за приобретение и обслуживание всего компьютерного и иного оборудования, необходимого для подключения и трансляции OTT-версии, а также все связанные с этим расходы.

При выполнении вышеперечисленных Условий Первый канал предоставляет Ресурсу официальное разрешение на трансляцию OTT-версии Первого канала.

Оперативное техническое взаимодействие Ресурса с Первым каналом осуществляется при помощи электронной почты. Адрес электронной почты предоставляется в ответе на заявку.

Техническая возможность трансляции видеопотока OTT-версии предоставляется на условиях «как есть» (as is). Первый канал не предоставляет никаких гарантий в отношении безошибочной и бесперебойной работы плеера и/или трансляции видеопотока, соответствия плеера и/или трансляции видеопотока конкретным целям и ожиданиям Ресурса, а также не предоставляет никаких иных гарантий, прямо не указанных в настоящих Условиях. Первый канал не несет ответственности за какие-либо прямые или косвенные последствия какого-либо использования или невозможности использования плеера и/или трансляции видеопотока и/или ущерб, причиненный Ресурсу и/или третьим лицам в результате какого-либо использования, неиспользования или невозможности использования плеера и/или трансляции видеопотока, в том числе из-за возможных ошибок или сбоев в работе.

Первый канал вправе в любое время полностью или частично изменять или вносить поправки в настоящие Условия путем размещения измененного текста Условий на сайте Первого канала – www.1tv.ru/ott. Такие изменения и дополнения вступают в силу по истечении 5 календарных дней с момента отправки соответствующего уведомления на адрес электронной почты, указанный Ресурсом при оформлении заявки.

В случае несогласия Ресурса с измененными Условиями, Ресурс вправе уведомить об этом Первый канал путем направления ответного электронного письма. Такое уведомление влечет автоматический отзыв разрешения на трансляцию OTT-версии Первого канала, Первый канал вправе незамедлительно прекратить предоставление Ресурсу технической возможности трансляции видеопотока OTT-версии.

При невыполнении Ресурсом любого из вышеперечисленных Условий Первый канал сохраняет за собой право отозвать разрешение на трансляцию OTT-версии Первого канала.

Отправка заявки на трансляцию OTT-версии означает принятие всех вышеперечисленных положений без исключений.

Программе «Время» — 50 лет

Обратно в прошлое

Программа «Время» впервые вышла в эфир на Центральном телевидении СССР 1 января 1968 года. Основатель — Юрий Летунов, который к тому времени был главным редактором радиостанции «Маяк», созданной при его участии. Название «Время» долго выбирали на редколлегии. Кто настоял именно на нeм, неизвестно, но программа могла называться, например, «В объективе». Самые первые выпуски выходили без дикторов. Корреспонденты в прямом эфире с места событий передавали друг другу слово.

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Первые дикторы программы «Время»

Через пару недель после запуска программы было решено расширить формат и ввести дикторов. Первый эфир провели Анна Шатилова и Евгений Суслов. «Обычно все редакции сдавали заявки в дикторский отдел в течение недели и указывали название передачи и диктора, которого они хотят. Я подхожу к доске, где вывешивают наше расписание. И вдруг вижу программу «Время». Я бегу в соседнюю комнату к диспетчеру, который это расписание составлял, и спрашиваю: «А что это написано? У меня и у Суслова программа «Время». А мне отвечают: «Не знаю. Заявка на вас из редакции информации пришла» Анна Шатилова, диктор программы «Время» с 1968 по 1991 г.

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Программа «Время» становится цветной

В 1970 году программа «Время» впервые вышла в цвете. «Я запомнила первый цветной репортаж, хотя ничего там такого не было. Я снимала выставку передвижников, которая была в Третьяковской галерее. И когда я репортаж сняла, проявили пленку, в монтажную набилось человек сорок, хотя туда зайти может человек восемь. Все смотрели, и все не верили. У оператора, с которым я снимала, спрашивали: «А как это? А что это?». У Жоры Акопяна, который у нас ведал всем техническим обеспечением, была такая гордость на лице, потому что он тоже был к этому причастен». Кира Григорьева, корреспондент программы «Время»

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Зачем монтажеры облизывали пленку

«Знаете что мы делали? Для того, чтобы понять, где на пленке глянец, а где мат, я только про «Свему» говорю, нам приходилось ее лизать. Ну, вы понимаете, мат - он прилипал, а глянец нет. Мы понимали, что это глянцевая сторона, и склеивали. И был у меня жуткий совершенно случай. Спешила, торопилась, не доглядела что-то, в общем, я склеила наоборот. У нас телевизор большой стоял, мы все отсматривали свои сюжеты. И вдруг в эфире я вижу, что у меня вся делегация, которая прилетела на празднование какого-то юбилея, здоровается левой рукой. Я склеила все не так, получилась зеркалка. Вот, пожалуйста, у меня все были левши. По-моему, это была делегация ГДР. И еще один раз я ошиблась, тоже перевернула пленку, на съезде. Профиль Ильича нашего всегда смотрел слева направо, а у меня он смотрел наоборот. Меня тоже за это не уволили, пожурили, сказали быть внимательней». Наталья Родионова, режиссер монтажа программы «Время»

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Программа “Время” стала выходить в 21.00

С 1972 года устанавливается точный хронометраж программы — 30 минут, и «Время» начинает выходить строго в 21.00. К этому часу редакция получала последние новости по ленте информационного агентства ТАСС, которое работало именно до 21.00. Случалось, что за выход новостей не по ТАССу штрафовали.

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Стихотворение Евгения Евтушенко, написанное по случаю гибели экипажа «Союз-11» 30 июня 1971 г.

Двусторонняя вечная связь

У Камчатки и у Арбата, над ангарскою быстриной Скорбный выдох: погибли ребята., словно реквием над страной. Ни один — как бы ни был увенчан — не вернется в свой дом наконец. На три сердца, больших, человечьих. Стало меньше в России сердец. И какая тяжелая ноша, для людей, кому были они просто Витя и просто Гоша, просто Слава — в недавние дни. О, Матросовы ракетодромов! Вы оставили нам свой устав: даже в космосе — жилкой не дрогнув, умирать на рабочих местах. Сколько в небе невзятых дотов! И пока человечество есть. пламя будущих звездолетов будет вечным огнем в вашу честь. Вы бессмертны, как возглас: "Есть пламя!" И неправда, что связь прервалась: Между Родиной нашей и вами — двусторонняя вечная связь. Е. ЕВТУШЕНКО.

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Штурм «Останкино»

3 октября 1993 года во время вооруженного противостояния Верховного совета и президента Бориса Ельцина противники Ельцина предприняли попытку штурма телецентра «Останкино», в котором находились и сотрудники программы «Время». «Военные не давали пройти внутрь тем, кто пытался захватить телецентр. Мы сидим в монтажке и не понимаем, что делать. Выбегаем с черного хода телецентра, пытаемся бежать к железнодорожной станции, стрельба начинается, пули летят, говорят: «Ложитесь». Мы легли. Я помню белый плащ у меня такой, а я ползу по этой октябрьской жиже. Практически до станции железнодорожной мы доползли. Приехал домой. Родители говорят, ты знаешь, у вас там телецентр подожгли. Да, знаю, я только что оттуда сбежал, но им не рассказывал, насколько там все это было страшно». Антон Верницкий, комментатор отдела корреспондентов программы «Время»

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Программа «Время» сменила название

В 1991 году после августовского путча «Время» переименовали. Главная информационная программа страны стала называться «ТВ Информ», с 1992 — «Новости Останкино». 28 июля того же года появилась заставка «ИТА Новости». Тогда же произошла смена состава ведущих. Название «Время» вернулось в 1994 году. «И вот был период в начале 90-х, когда у нас имя отняли. То есть, выходила не программа «Время», а выходили просто обычные новости, тоже с ведущими, но это называлось «Новости». Потом нам имя вернули. Знаете, как мы радовались? Это было событие. Мы все очень были счастливы, что нам вернули «Время». Александр Оносовский, в 1990-х - корреспондент программы «Время».

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Убит журналист Владислав Листьев

Владислав Листьев был первым генеральным директором ОРТ, первым ведущим таких передач, как «Взгляд», «Час пик», «Поле чудес». 1 марта 1995 года был убит.

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

«Я устал, я ухожу»

Борис Ельцин стал первым Президентом РСФСР 12 июня 1991 года, на второй срок был переизбран в 1996 году. 31 декабря 1999 года во время новогоднего поздравления в телеэфире он объявил о своей отставке и назвал своим преемником Владимира Путина. Режиссер Калерия Кислова вспоминает, как записывали прощание с народом президента Бориса Ельцина

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Екатерина Андреева пришла на канал в 1991 году, с 1997 года она — бессменная ведущая программы «Время». В 2007 году стала лауреатом премии ТЭФИ в номинации «Ведущий информационной программы».

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

С марта 2008 года программа «Время» выходит из огромной студии, которая раньше была концертным залом телецентра «Останкино». Помещение было перестроено так, что ведущего можно было снимать со всех сторон, а за его спиной зритель видит экраны с актуальными новостями и несколько рядов рабочих мест сотрудников редакции. В этой студии выпускаются программы «Время» и «Новости», начиная с 9 часов утра. Дизайн студии разработан главным художником Первого канала Дмитрием Ликиным. С ноября 2017 помещение находится на реконструкции, программа «Время» выходит из студии «Доброго утра».

Обратно в прошлоеОбратно в прошлоеОбратно в прошлоеОбратно в прошлое

В феврале 2014 года в России прошли Зимние Олимпийские игры. В этот период студии нескольких программ, в том числе и «Время», переместились в Сочи. Организацией грандиозной церемонии открытия Олимпийских игр занимался Константин Эрнст в качестве автора сценария и генерального продюсера.

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

Бодрова vs. Андреева: кто говорит быстрее?

Сейчас ведущие программы «Время» читают в несколько раз быстрее, чем дикторы в 1970-х годах. Диктор программы «Время» Игорь Кириллов рассказывает: «Это была одна из задач не только телевидения, но и радио –12-14 строчек в минуту. Не более того».

Обратно в прошлоеОбратно в прошлое

В 2017 году программа «Время» завоевала свою четвертую статуэтку ТЭФИ как лучшая информационная программа страны. До этого были победы в 2002, 2006 и 2007 годах. «Первого января 2018 года программе «Время» — 50. И я хочу сказать спасибо всем, кто ее делал до нас, вместе с нами. И какие бы разные мы ни были, мы внутренне ощущаем, что какая-то очень важная часть ДНК у нас общая. Поэтому это награда всех, кто вышел из программы «Время» за все эти годы. Спасибо» , — заместитель генерального директора, руководитель дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов.

Обратно в прошлое

Смотрите также

Описание: