Где находится скульптура давид


Давид (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2020; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2020; проверки требуют 2 правки. Трёхмерная модель

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его левая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

Взор «Давида»

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

Злоупотребление образом «Давида» в современной культуре является признаком китча

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Наиболее известные копии установлены:

  • Специалисты по анатомии обращают внимание на то, что в целях достижения большей художественной выразительности скульптор пошёл на искажение пропорций человеческого тела, особенно заметное в верхней части статуи. Один из учёных вычислил, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы [1].
  • Подобно другим ренессансным изображениям ветхозаветных персонажей, «Давид» не обрезан, что расходится с иудейской традицией[2]. В XX веке власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI века.
  • В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.
  • Anton Gill. Il Gigante: Michelangelo, Florence, and the David, 1492—1504. St. Martin’s Press, 2003. ISBN 0-312-31442-6.

описание скульптуры, где находится, история создания

Статуя Давида работы выдающегося мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti, 1475-1564 гг.) находится в Галерее Академии изящных искусств (Galleria dell’Accademia) во Флоренции.

Описание

Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, Андреа дель Верроккьо) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле.

Рассматривать шедевр Микеланджело советуем в сопровождении профессионального гида Натальи Колесниковой на индивидуальной экскурсии в усыпальницы Медичи и галерею Академии. Мы считаем Наталью лучшим гидом Флоренции и искренне рекомендуем её всем читателям.

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад.
Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому не было суждено.

В период работы над «Давидом» круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и «Давид» Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.

История создания

История Флорентийской республики тесно переплелась с созданием мирового шедевра. Картина средневекового мира имела мало оттенков свободомыслия, итальянские города-государства были уникальным явлением того времени. Никогда Флоренция не подчинялась папским буллам и герцогским указам, лишь человеческий гений был ее непреложным законом.


Работа длилась два года и четыре месяца. Мастеру в то время было 26 лет, однако он успел прославиться как великий скульптор, затмивший самого Леонардо. Микеланджело держал самый сложный экзамен в своей жизни, для любого деятеля искусств того времени было важно, признает ли Флоренция его мастерство.

История рождения шедевра необычна. Интересное описание работы Буонарроти над статуей дает его современник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). Согласно его записям, мастер получил мраморную глыбу уже подпорченной насечками и сколами. Форму будущего изваяния пришлось выбирать так, чтобы эти дефекты не были заметны.

Помощников не было, Микеланджело трудился один, передвигаясь вокруг гигантской глыбы по строительным лесам. Работа проходила в полной тайне, место, где создавалась статуя, было ограждено деревянным забором. Когда она была уже почти завершена, мастер потратил четыре месяца на окончательную отделку и полировку.


В январе 1504 скульптуру увидели и оценили ведущие флорентийские мастера. Авторитетная группа с Леонардо да Винчи во главе сочла ее достойной украсить сердце города – площадь Синьории (Piazza della Signoria). По настоянию Леонардо и с согласия Микеланджело «Давида» установили у входа в Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi), где проходили заседания городского Совета. Там он простоял более трехсот лет и лишь в 1873 г., во избежание негативного воздействия осадков и выветривания, был перенесен в главный зал Галереи Академии искусств.

Копии

Интересные факты

  • Статуя «Давид» от места работы к площади Синьории была доставлена на специально сконструированной бычьей повозке за 4 дня. Вся Флоренция стала свидетелем удивительного зрелища. Несколько завистников Микеланджело попытались закидать скульптуру камнями, за что попали в тюрьму.
  • В 1527 году «Давид» пострадал от политических дебатов — скамья, вылетевшая из окна Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), повредила его левую руку. Реставрацию выполнил Вазари.
  • Флоренция дарила Иерусалиму слепок со скульптуры. Подарок не приняли, власти Иерусалима были возмущены тем, что Давид гол и не обрезан.
  • В 2004 г. Флоренция отмечала 500-летие со дня создания шедевра. В честь этого события скульптуру вымыли впервые за 130 лет.
  • Недавнее исследование выявило угрозу разрушения статуи от подземных толчков. По заявлению министра культуры Италии Дарио Франческини, на установку сейсмостойкого постамента будет выделено 200 тысяч евро.

Где находится, время работы, билеты

  • Галерея Академии искусств находится на улице Риказоли, 66, Флоренция (Via Ricasoli, 66, 50122 Firenze).
  • Музей работает со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:50, кассы закрываются в 18:20, понедельник — выходной. Стоимость билета — 8 евро, для граждан стран Евросоюза возрастом 18-25 лет по предоставлению удостоверения личности — 4 евро.
  • Официальный сайт Галереи: www.polomuseale.firenze.it. Во избежание очереди у касс рекомендуется забронировать или купить билеты онлайн.
  • Собрание экспонатов заслуживает внимания, представлены и другие работы Микеланджело: «Пьетта Палестрина» (Palestrina Pieta), «Четыре раба» (Prigioni), «Святой Матфей» (San Matteo). Фотосъемка в Галерее разрешена без вспышки.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Давид - статуя Микеланджело во Флоренции

Ярчайшим образцом искусства эпохи Ренессанса считается знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело Буонарроти. Она является символом Флоренции. А самую любопытную часть этого символа можно приобрести практически в каждом магазине города в качестве сувенира. Например, такого…

[Показать]

Где увидеть статую Давида?

Уменьшенные копии Давида есть даже в России: в ГМИИ в Москве и в Итальянском зале Академии художеств Санкт-Петербурга. Но, чтобы понять ту удивительную в истории человечества эпоху, надо приехать во Флоренцию: Давид – олицетворение красоты человека, человеческого духа и человеческого тела.

Скоростные поезда доставят во Флоренцию из любой точки Италии и других европейских стран. Посмотрите, во сколько обойдется проезд из любого города Европы на omio.com.

Благодаря своему впечатляющему совершенству библейская фигура Давида стала символом свободы республиканских идеалов, демонстрируя готовность Флоренции к самообороне.

До 1873 года скульптура находилась на центральной площади Piazza della Signoria. Теперь здесь находится копия, установленная в 1910 году.

Где находится оригинал?

В 1783 году подлинного «Давида» переместили в Галерею Академии изящных искусств для защиты от повреждений и дальнейшего выветривания. Находится она неподалеку от площади Сан Марко.

В настоящее время посетители могут полюбоваться «Давидом» под потолочным окном, которое было разработано именно для него в 19 веке Эмилио де Фабрисом.

Фотография с сайта uffizi-gallery-tickets.com

Адрес Академии: Via Ricasoli, 60, 50122 Firenze FI, Италия.
Открыто: со вторника по воскресенье с 8.15 до 18.50.
Закрыто: понедельник, 1 января, 1 мая, 25 декабря.Сайт: accademia.org.
Стоимость билетов: полный — 24.50 €, льготный — 18.50 €.

В Галерее находятся еще несколько шедевров Микеланджело, такие как «Четверо заключенных», «Святой Матфей», а так же уникальные произведения других мастеров флорентийского искусства XIII до XIX вв.

Скульптор статуи Давида

Флорентийцы называют статую Давида Микеланджело — гигантом, ведь высота статуи более 5 метров. Микеланджело приходилось стоять на многометровых лесах с резцом или молотом в руках. Ведь скульптура высечена из цельного куска мрамора.

Каким талантом и зрительной памятью должен был обладать мастер, сотворивший из глыбы мрамора не просто единую, а совершенную фигуру. Давид изображен обнаженным в соответствии с античными идеалами красоты.

Но… есть пара интересных фактов, которые обращают на себя внимание:

1. По мнению специалистов, дабы придать своему творению идеальные мужские формы, автор несколько исказил пропорции тела — между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы.
2. А еще, ветхозаветный царь Давид, чей образ воплощен художником в мраморе, не обрезан, хотя является иудеем;

Описание

Давид изображен перед битвой с Голиафом. Он стоит, опираясь на правую ногу. Одна рука поднята к плечу, другая опущена. В ней рукоятка пращи, перекинутой за спину. Красивая голова с правильными чертами лица повернута влево.

С близкого расстояния можно почувствовать страсть Микеаланджело к анатомии человека и его глубокое знание мужского тела.

Великий скульптор показал собранность героя, несгибаемость перед врагом. Стоящий в центре Флоренции, он стал восприниматься как защитник города.

Сообщения в сми

В последнее время стали появляться тревожные сообщения о неизбежном падении статуи Давида. Среди причин называют и низкое качество мрамора, в котором появились микротрещины, и небольшие землетрясения, частые во Флоренции, и вибрации дорожного покрытия из-за интенсивного движения. Спасти шедевр можно, если он будет находиться в специальном помещении за пределами города.

Давиду 510 лет

Статуя Давида создана в 1501-1504 гг. и более полувека является украшением и достопримечательностью Флоренции. Представить величие и совершенство этого образа невозможно, не увидев его своими глазами. Следует торопиться, пока шедевр находится в родном городе.

Статуя «Давида» на карте


«Давид» Микеланджело: история шедевра — Рамблер/субботний

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренции.

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться.

Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения, собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками.

26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные.

Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть.

В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело, хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Одно из таких — свод Сикстинской капеллы. Огромный по площади потолок был расписан сюжетными фресками за 4 года. У Микеланджело не было ни плана, ни эскизов, ни разметки — он все держал в голове. Во время работы в зал не мог зайти даже папа римский.

О вздорном характере Микеланджело ходили легенды. Особенно о его перфекционизме. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует замыслу. А многие свои рисунки и наброски он и вовсе сжег незадолго до смерти. Во-первых, он не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство. А во-вторых, он понимал, что на тот момент не было технических средств для их воплощения.

Общество женщин Микеланджело не жаловал. Только на седьмом десятке он встретил свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии. Видимо, ради нее Микеланджело тоже начал писать стихи:

И даже Феб объять не в силах разом

Своим лучом холодный шар земной.

А нам подавно страшен час ночной,

Как таинство, пред коим меркнет разум.

Бежит от света ночь, как от проказы,

И защищается кромешной тьмой.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным. Последние были особенно удивлены, получив десятки миллионов долларов в современном эквиваленте. Дело в том, что при жизни Микеланджело не переставая жаловался на убытки и всячески прибеднялся.

Давид скульптура Микеланджело

Давид — одна из самых известных скульптур в мире, работа великого итальянского художника и скульптора Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Скульптура Давида была выполнена в период 1501-1504 гг. Высота мраморной статуи составляет 5,17 м. Впервые была представлена публике 8 сентября 1504 года на площади Синьории перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. На этой площади скульптура стояла вплоть до 1873 года, после чего была заменена на копию. Оригинал статуи в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя изображает обнажённого ветхозаветного царя Давида, который готовится к схватке с Голиафом. Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Давид победил Голиафа с помощью пращи, попав камнем ему в лоб, после чего отрубил ему голову. После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Здесь Давид готовится к схватке с воином, который превосходит его по силе, однако по всему виду он полностью сохраняет спокойствие. Мышцы Давида напряжены, а брови сдвинуты, что придаёт выражению его лица нечто устрашающее, и говорит о том, что каким бы ни был грозным его противник, сила духа Давида сломит все преграды. Через левое плечо герой перекинул пращу.

Интересно, что Микеланджело отошёл от установившихся тогда правил изображения героев уже после победы над врагом. Если в классическом виде того времени герои представили в торжественном образе, когда уже одержали победу, то Микеланджело совершил некое новшество, изобразив героя перед схваткой. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. С одной стороны, все знают об исходе этой схватки, и скульптура выглядит торжественно. С другой стороны, Давид вызывает ощущение ожидания, некой интриги развязки событий, как будто та самая легендарная битва ещё не прошла, а только-только наступит.

Стоит также отметить, что скульптура Голиафа является символической. В этом образе Микеланджело изобразил не только ветхозаветную историю, но также отразил бытовавшие в те времена настроения. Считается, что под Голиафом, с которым должен сразиться Давид, здесь подразумеваются французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, которые пытались захватить город. «Давид» в этом смысле здесь выступает как образ легендарного защитника, который выйдет победителем даже из неравного поединка.

Сегодня «Давид» Микеланджело Буонарроти считается вершиной искусства скульптуры, а также величайшим шедевром искусства эпохи Возрождения.

«Давид» Микеланджело Буонарроти

Где находится оригинал статуи Давида Микеланджело?!

Сегодня статуя Давида Микеланджело стала типичным фоном для селфи. При этом ее можно встретить в нескольких местах во Флоренции, и поэтому возникает вопрос, где же все-таки находится оригинал статуи?! Оригинал Давида Микеланджело находится в музее Академии, куда он был перемещен в целях безопасности и сохранности. Однако, одну копию статуи Вы можете встретить возле входа в Палаццо Веккьо, а другую на Пьяццале Микеланджело. Копия у Палаццо Веккьо была помещена в память о том, что когда-то там находился оригинал, который вызвал огромный отклик у скульпторов того времени, старавшихся создать статуи подобных размеров и превзойти Микеланлжело. Эти скульпторы выставляли свои статуи на площади Синьории, в результате чего площадь впервые превратилсь в музей под открытым небом. Вторая копия находится на Пьяццале с видом на Флоренцию и носящим имя великого мастера – Микеланджело!

Узнаем, чем же так популярен Давид Микеланджело?! Помимо мужского достоинства, которое так притягивает внимание туристов, есть в этой статуи что-то большее. Во-первых, стоит отметить, что Давид Микеланджело является первой статуей такого размера, воплотившей всю красоту человеческого тела и доведенной до идеала в каждой отдельной его части. Во-вторых, поражает техника используемая Микеланджело, так как он углубляется в мрамор, обрабатывая его с одной стороны, а не вкруговую как другие скульпторы. Несомненно, особого внимания заслуживает сама концепция скульптуры. Так, Давид является вторым израильским царем, олицетворяющим собой красоту и силу ума, данную от бога. Именно поэтому Давид изображен нагим: в сражении ему не нужны доспехи, для одоления врага он использует ум и смекалку. Кроме того, Микеланджело в отличие от других авторов изображает Давида до начала сражения с Голиафом, поэтому его тело и лицо напряжено, что Вы можете увидеть во взгляде и сомкнутых губах. Несколько непропорционально большие руки и голова фигуры также акцентируют внимание на силе данного персонажа.

Познакомиться с другими работами великого скульптора Вы можете во время экскурсии “Гений Микеланджело”!

Что еще посмотреть во Флоренции?!

Like this:

Like Loading...

Давид (Донателло) — Википедия

«Давид» — бронзовая статуя работы Донателло; первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности[2].

Точная дата создания скульптуры неизвестна. Большинство исследователей относят её к периоду между 1430 и 1440 гг.[3], хотя не исключается и более поздняя датировка, вплоть до 1460-х годов[4]. Первое документированное упоминание о Давиде относится к 1469 году: в этом году Лоренцо Великолепный сочетался браком с Клариче Орсини, и статуя в это время находилась во внутреннем дворике Палаццо Медичи[5]. Предполагается, однако, что она попала туда несколькими годами ранее, в 1450-х или 1460-х гг [6].

Согласно Дж. Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи, но достоверными эти сведения считать нельзя[7]. Вазари также даёт описание несохранившегося пьедестала, на котором располагалась статуя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно:

«В юности он сделал для Донато пьедестал Давида, находящегося во дворце герцога флорентинского; на этом пьедестале он прекрасно сделал из мрамора несколько гарпий, а из бронзы несколько виноградных лоз, очень изящных и хорошо задуманных»[8].

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици[7]. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Давид. Скульптура Донателло 1408—1409 годы. Мрамор.

Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Отличается он и от более ранней статуи работы самого Донателло, выполненной из мрамора (см. илл.). Бронзовый Давид — почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Свободная поза героя — пример контрапоста: тяжесть тела покоится на правой ноге, в то время как левой, полусогнутой, он попирает голову побеждённого им Голиафа. Тело юноши слегка отклонено от центральной оси; диагональ меча, на который опирается победитель, подчёркивает неустойчивость и внутреннюю динамику фигуры[9].В левой руке он держит камень от пращи— орудие победы. Статуя рассчитана на обход вокруг и осмотр со всех точек зрения; при этом световые блики на поверхности бронзы акцентируют внимание то на одном, то на другом изгибе этого грациозного тела, подчёркивая пространственный характер композиции[10].

А. К. Дживелегов в своей работе «Творцы итальянского Возрождения» даёт статуе Давида следующую характеристику:

«Давид прекрасен. <…> На лице написано спокойное торжество, но сквозь улыбку радости сквозит какая-то задумчивость, облагораживающая весь образ. Во всем блеске своего нагого, не вполне сформировавшегося тела стоит он перед зрителем, открытый со всех сторон, не скованный ни нишей, ни карнизом, ни табернакулом. Давид не только сокрушил Голиафа. Он освободил от векового рабства скульптуру. Теперь она более не служанка архитектуры: перед ней открылся широкий свободный путь»[11].

Давид Донателло — произведение искусства, допускающее множество интерпретаций.

Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность облика юноши и его «негероическую» позу: «Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается угловатость молодости с округлостью несколько женственных форм, дышащих чувственной прелестью»[10]; «сильный, хотя совсем ещё юный мальчик-победитель задумчиво и даже немного смущенно смотрит вниз на отрубленную им голову поверженного великана, жеманным и усталым движением правой руки поддерживая небольшой меч»[12]; «Наготу Давида, оттеняемую сандалиями и шляпой, подчеркивают выражение лица и весь облик юноши, говорящие о самолюбовании и нарциссической сосредоточенности на самом себе»[3]. Очевидно, что статуя не столько доносит до зрителя величие подвига Давида, сколько заставляет его любоваться красотой обнажённого юношеского тела. Это дало основание видеть в произведении Донателло гомоэротические мотивы[2][3] и отыскивать в нём многочисленные намёки на достоверность именно такого прочтения[13].

Впрочем, существует и совершенно иное объяснение хрупкости и женственности Давида. При взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с воинственным великаном — но тем явственней становится роль божественного вмешательства, определившего исход этой битвы. Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене[13].

Для понимания замысла Донателло важен также исторический и политический контекст. Образ Давида исключительно популярен в эпоху Возрождения: Давид представляется подлинным героем, выходцем из народа, спасшим народ от порабощения и впоследствии ставшим иудейским царём[14]. Тот факт, что статуя находилась во дворе Палаццо Медичи (и была, возможно, создана по их заказу), говорит о том, что семья Медичи хотела, чтобы их воспринимали как поборников свободы. Не случайно статуя Давида соседствовала с ещё одной знаменитой работой Донателло: скульптурной группой «Юдифь и Олоферн». Юдифь и Давид — спасители народа, тираноубийцы, которые могли служить прекрасным воплощением идеалов Флорентийской республики. Разместив этот символ свободы во дворе собственного дворца, Медичи хотели, чтобы их имя ассоциировалось не с тиранией и узурпацией власти, а, напротив, с республиканскими ценностями[15].

Неканонический облик библейского персонажа заставил некоторых исследователей предположить, что статуя вообще изображает не Давида, а кого-то иного, к примеру, Меркурия[16]. Однако все источники, начиная с XV века, уверенно идентифицируют статую как изображение Давида. Кроме того, существуют документированные свидетельства о том, что на несохранившемся постаменте статуи располагалась следующая надпись: «Побеждает тот, кто сражается за отечество. Господь сокрушает гнев могущественного врага. Мальчик одолел страшного тирана. Торжествуйте, граждане!»[17].

  1. 1 2 http://www.bargellomusei.beniculturali.it/opere/bargello/96/david/
  2. 1 2 Frederic Hartt. History of Italian Renaissance Art: Painting, Sculpture, Architecture. Prentice-Hall, Inc., and Harry N. Abrams Inc., New York. — P. 202
  3. 1 2 3 Laurie Schneider. Donatello’s Bronze David. // The Art Bulletin. — 1973. — Vol. 55, № 2. — P. 213
  4. ↑ Sarah Blake McHam. Donatello’s Bronze David and Judith as Metaphors of Medici Rule in Florence. // The Art Bulletin. — 2001. — Vol. 83, № 1. — P. 32.
  5. ↑ Luciano Berti, Alessandro Cecchi, Antonio Natali. Donatello. Art Dossier № 3. Giunti Editore, 1986. — P. 57.
  6. ↑ Janson, 1963, с. 79.
  7. 1 2 Janson, 1963, с. 80.
  8. ↑ Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008.– С. 358. – ISBN 978-5-9922-0101-7.»
  9. ↑ Арган Дж. К. История итальянского искусства. В 2 т. Т. 1. — М.: Радуга, 1990. — С. 224
  10. 1 2 Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М.: Искусство, 1979.
  11. ↑ Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998.– С. 123. – ISBN 5-300-02049-4. »
  12. ↑ Гуковский М. А. Итальянское возрождение. 2-е изд., испр. и доп. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990. — С.566.
  13. 1 2 Robert Williams. «Virtus Perficitur»: on the Meaning of Donatello’s Bronze «David». // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 2009. — Bd.53, H. 2/3. — P. 217.
  14. ↑ Виппер Б. Р. Итальянский ренессанс XIII—XVI века. — М.: Искусство, 1977. — C. 136.
  15. ↑ Robert Williams. «Virtus Perficitur»: on the Meaning of Donatello’s Bronze «David». // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 2009. — Bd.53, H. 2/3. — P. 228.
  16. ↑ Luciano Berti, Alessandro Cecchi, Antonio Natali. Donatello. Art Dossier № 3. Giunti Editore, 1986. — P. 58.
  17. ↑ Robert Williams. «Virtus Perficitur»: on the Meaning of Donatello’s Bronze «David». // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 2009. — Bd.53, H. 2/3. — P. 218, 225.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. В 2 т. Т. 1. — М.: Радуга, 1990. — С. 224.
  • Виппер Б. Р. Итальянский ренессанс XIII—XVI века. — М.: Искусство,1977. — C. 136.
  • Гуковский М. А. Итальянское возрождение. 2-е изд., испр. и доп. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990. — С.566. — ISBN 5-288-00163-4
  • Дживелегов А. К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. Кн. 1. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. — С. 123. — ISBN 5-300-02049-4.
  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век: Кватроченто. — М.: Омега, 2008. — С. 269. — ISBN 978-5-465-01772-5.
  • Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М.: Искусство, 1979.
  • Baskins, Cristelle L. — Donatello’s Bronze David: Grillanda, Goliath, Groom? // Studies In Iconography, 1993. — № 15. — pp. 113-34
  • Berti, Luciano, Cecchi, Alessandro, Natali, Antonio. Donatello. Art Dossier № 3. Giunti Editore, 1986. — pp. 57-60. (итал.)
  • H.W. Janson. The Sculpture of Donatello. — Princeton. New Jersey: Princeton University Press, 1963. — С. 77—86. (англ.)
  • McHam, Sarah Blake. Donatello’s Bronze David and Judith as Metaphors of Medici Rule in Florence. // The Art Bulletin. — 2001. — Vol. 83, № 1. — pp. 32-47. (англ.)
  • Hartt, Frederic. History of Italian Renaissance Art: Painting, Sculpture, Architecture. Prentice-Hall, Inc., and Harry N. Abrams Inc., New York. — pp. 202—203 (англ.)
  • Schneider, Laurie. Donatello’s Bronze David. // The Art Bulletin. — 1973. — Vol. 55, № 2. — pp. 213—216. (англ.)
  • Williams, Robert. «Virtus Perficitur»: on the Meaning of Donatello’s Bronze «David». // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 2009. — Bd.53, H. 2/3. — pp. 217—228. (англ.)

5 фактов о скульптуре Давида

Как Микеланджело получил заказ

6 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Цеху поручили следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре. Однако история создания статуи началась задолго до этого. Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, строивший вышеупомянутый собор, изобразил его с мраморными статуями на крыше. Сотворить статую Давида пытались не раз. Но скульптуры получались маленькими. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо, который не создал ни одной статуи. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер. Глыба пролежала во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет. От дождя и ветра она стала портиться, и власти решили срочно с этим что-то делать. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи.

Другая версия

Спустя полвека после того, как Давид был готов, писатель и художник Джорджо Вазари описал свою версию истории создания скульптуры. Выглядит она иначе. Оказывается, глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил всех готовой статуей. Ходил даже анекдот о том, как якобы глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос Давида. Микеланджело сделал вид, что выполнил поручение, на что правитель тут сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Процесс создания

Микеланджело подготовил более сотни набросков будущей статуи, изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в емкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком.

С наступлением зимы у Микеланджело начали возникать сложности. Ему приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Однако не все зависело от мастера. Он вынужден был прерывать работу из-за волнений во Флоренции, поэтому статуя была окончена лишь в 1504 году. Рассказывали, что закончив статую, Микеланджело украсил ее венцом из листовой меди.

Оригинал статуи храниться в Флоренции

Как устанавливали статую

С окончанием работы над шедевром, трудности, связанные с ним не закончились. Оказалось, что поднять его на крышу собора не удастся, и попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, решили установить ее на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Для транспортировки статуи соорудили специальный механизм, и 8 сентября 1504 года Давид был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. Давид, стоящий в центре города, воспринимали как образ защитника города. Напомним, политическая обстановка в городе сыграла немалую роль. К 1501 году, когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи. Много позже, в 1873 году скульптуру перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию.

Легенды о статуе

За многовековую историю существования статуи Давида создали невероятное количество ее копий. Одна из них стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. Еще один любопытный факт - гипсовую копию «Давида», установленную в лондонском музее Виктории и Альберта, на какое-то время снабдили съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века к 3000-летию Иерусалима власти Флоренции решили подарить городу копию Давида Микеланджело в натуральную величину. Однако израильские раввины отказались, сославшись на то, что Давид голый и… необрезанный. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов, поэтому власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Статуя Давида Микеланджело во Флоренции

Давид — эта скульптура выполнена из мрамора известным Микеланджело, в первый раз презентована флорентийской публике на площади Синьории восьмого сентября 1504 года. С тех времен пятиметровая фигура стала приниматься как знамение Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человечества, в общем.

Историческая справка

Исторические события Флоренции плотно переплелись с произведением известного шедевра. Картина средневековья имела очень мало оттенков вольномыслия, города в Италии были редким феноменом в то время. Ни в коем случае этот город не покорялся папским посланиям и указаниям герцога, только гений человечества был ее истинным авторитетом.

Работа продолжалась в течение двух лет и четырех месяцев. Умельцу на тот момент было двадцать шесть лет, но он смог получить известность как гениальный архитектор, обогнавший самого Леонардо да Винчи. Микеланджелу пришлось выдержать довольно сложный момент в своей жизни, так как для всякого общественного деятеля в то время было принципиально, утвердит ли правительство Флоренции его профессионализм, Микеланджело работал один, без каких-либо помощников, все время, перемещаясь по строительным лесам около огромной глыбы.

Он трудился в полном секрете, место, где творилась скульптура, было обгорожено большим деревянным забором. Когда же он уже почти закончил работу, то далее истратил четыре месяца на конечную отделку и шлифовку.

История появления на свет этого творения необыкновенна. Увлекательное отображение работы Буонарроти над скульптурой передает его ровесник Джорджо Вазари. Сообразно его запискам, мастером был получен уже немного испорченный высечками и сколами материал. Очертания будущей статуи довелось подбирать так, чтоб эти повреждения не были видны.

К содержанию↑

Описание статуи

Наиболее знаменитая копия скульптуры находится во Флоренции на площади Синьории, где поначалу был поставлен подлинник. Еще одна бронзовая статуя находится тоже во Флоренции, на площади Микеланджело. Площадь была выстроена на левом прибрежье Арно в 1869 г., увлекательна для путешественников, так как из того места раскрывается шикарный вид на городок. Еще одна копия, сотворенная из гипса, имеется в Музее Виктории и в Лондоне. С ней связан занятный случай: на случай посещений царицы Виктории срамное место скульптуры на время было прикрыто фиговым листком, который был ненастоящим и снимался. Италийский двор Пушкинского музея в столице России в свою очередь может гордиться своей скульптурой Давида.

К содержанию↑

Интересные факты

Скульптуру «Давид» от того места, где она была сотворена привезли на площадь Синьории. Ее везли в течение четырех дней на специально построенной бычьей повозке.

Вся Флоренция стала очевидцем необычного события. Некоторые завистники известного скульптора попробовали забросать статую булыжниками, за что угодили в каталажку. В 1527 году скульптура Давида пострадала от общественно-политических дебатов — лавка, которая вылетела из окошка Палаццо Веккьо, испортила его левую руку. Восстановление сделал Вазари. Флоренция презентовала Иерусалиму копию статуи. Дар не взяли, Иерусалимское правительство было в негодовании от того, что Давид в обнаженном виде и не обрезан.

В две тысячи четвертом году Флоренция праздновала 500-летие со дня сотворения шедевра. В честь данного мероприятия статую умыли в первый раз за сто тридцать лет. Недавнее исследование обнаружило опасность разрушения скульптуры от подземных толчков. По заявлению министра культуры Италии Дарио Франческини, на установку сейсмостойкого пьедестала будет выделено двести тысяч евро.

К содержанию↑

Где находится оригинал статуи Давида Микеланджело

В январе 1504 статую увидели и оценили ведущие флорентийские специалисты. Влиятельная команда с Леонардо да Винчи во главе посчитала ее заслуживающей приукрасить центр городка – площадь Синьории По настоянию Леонардо и с согласия Микеланджело «Давида» поставили у входа в Лоджию Ланци где проходили заседания муниципального Совета. Там он отстоял более трехсот лет и только в 1873 г., во избежание неблагоприятного влияния осадков и выветривания, был перенесен в основной зал Галереи Академии искусств.

К содержанию↑

Как добраться

Музей Академии искусств располагается по такому адресу:

  • улица Риказоли, 66, Флоренция, 50122

Чтобы попасть в галерею необходимо доехать на автобусе до остановки Институто Дегли Иносент. Вход в строение галереи вы отыщете по приметному каскаду арок.

К содержанию↑

Время работы

Музей действует каждый день кроме понедельника с восьми пятнадцати утра до без десяти семь вечера, кассы закрываются в шесть двадцать вечера.

К содержанию↑

Стоимость посещения

Чтобы приобрести билет вам нужно будет оплатить восемь евро, для жителей государств Евросоюза возрастом от восемнадцати до двадцати пяти лет по предоставлению удостоверения личности — всего лишь четыре евро. Во избежание очереди у касс лучше зарезервировать или приобрести билеты через интернет.

К содержанию↑

Фото

К содержанию↑

Статуя Давида Микеланджело Буонарроти

Статуя Давида, созданная выдающимся итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти на протяжении более пяти сотен лет поражает своим величием итальянцев и гостей Флоренции.

Эта статуя сделала имя для своего творца, который заработал щедрую оплату за ее многомесячное создание. За короткое время весь мир наполнился ее дубликатами, которые побили рекорд по количеству выпущенных экземпляров. Сегодня оригинальное сооружение, из белого мрамора вытесываемое руками Буонарроти можно увидеть в музеи Академии Изящных Искусств Италии.

Статуя стала символом свободы и силы для итальянского народа, разъединяемого в XV веке внутренними конфликтами и внешними войнами.

Истории создания

Эпоха Возрождения, подарившая миру новый взгляд на роль человека в науке и религии, соединила в себе античное видение, где главным персонажем художественной линии является человек, как венец природы. Поэтому статуя Давид, впитав в себя все эти качества, становится ее главным идеалом. Она создавалась в период расцвета Ренессанса, меняла мастеров и место расположения, страдала от природы и человеческого невежества, видела выдающихся личностей прошлого, которые отдаленно участвовали в ее судьбе.

Все началось в копях Каррары, где раздобыли мраморный блок грандиозных размеров. Это событие совпадает с желанием гильдии торговцев шерстью установить вокруг центрального храма каменных персонажей из Ветхого Завета. Им доверили благоустроить и украсить Санта Мария дель Фьоре, и они решили, что количество библейских статуй обязано ровняться двенадцати, символизируя особое отношение флорентийского народа к религии. По задумке все фигуры должны поражать своим размахом, создаваясь больших размеров. Полученный восхитительных габаритов шестиметровый материал был с первых дней предназначен для второго царя Израиля.

Давид — выдающийся библейский персонаж, который из обычного пастуха преодолел сложный путь на трон. Поразив первого воина главного врага израильского народа Голиафа из Гефа в сложном бою, он по сегодняшний день несет в своем имени победный дух. Парень часто изображается на исторических памятках, и неоднократно становится центральной фигурой в эпоху Возрождения. Юноша смог выносливостью и непоколебимой отвагой доказать свою причастность к царскому роду и является важным религиозным героем для многих людей из разных верований.

Созданная во Флоренции руками Микеланджело статуя «Давид» имеет интересную историю. Ее путь на центральное место государственной площади был тернист и извилист. Главной сложностью являлось решение вопроса с мастером готовым создать шедевр таких размеров. На территории собора уже стояли две работы по заказу гильдии, которые создавали Донателло и его помощник Агостино ди Дуччо, поэтому они стали первыми скульпторами, оценивающими материал и мысленно создающими будущий образ. После смерти мастера его подмастерье стал единственным кандидатом на роль творца, но он в 1466 году тоже отошел от дел. Необработанный материал попадает в руки Симоне из Фьезоле, его небольшие достижения по обтесыванию ног изрядно усложнили работу Микеланджело. Он неумелыми движениями оставил непоправимые следы на идеальном мускулистом теле мужчины и навсегда определил занимаемую героем позу. Скульптор умудрился проделать сквозную дыру царю между ног и изрезать инструментами мрамор так, что в некоторых местах следы до сих пор заметны.

На протяжении нескольких десятилетий до начала XVI века заброшенная гигантская глыба стояла, разрушаясь под природной стихией на открытой площадке. Довести начатое до конца предлагали многим талантливым личностям, в числе которых был уже получивший признание Леонардо да Винчи. Он в своем преклонном возрасте наравне с остальными не считал нужным заниматься доделыванием чужих недочетов и видел находящийся на протяжении сорока лет без защиты от природы материал испорченным.

Давид (Микеланджело) - это... Что такое Давид (Микеланджело)?

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная изумлённой флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

История

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

Взор «Давида»

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

Злоупотребление образом «Давида» в современной культуре является признаком китча

Копии

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Наиболее известные копии установлены:

Интересные факты

  • Специалисты по анатомии обращают внимание на то, что в целях достижения большей художественной выразительности скульптор пошёл на искажение пропорций человеческого тела, особенно заметное в верхней части статуи. Один из учёных даже вычислил, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы[1].
  • Подобно другим ренессансным изображениям ветхозаветных персонажей, «Давид» не обрезан, что расходится с иудейской традицией[2]. В XX веке власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI века.
  • В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.

См. также

Примечания

Литература

  • Anton Gill. Il Gigante: http://dic.academic.ru/Michelangelo, Florence, and the David, 1492—1504. St. Martin’s Press, 2003. ISBN 0-312-31442-6.

Смотрите также

Описание: