Где находится синий мост в питере


Синий мост (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2017; проверки требуют 15 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Синий мост.

Си́ний мост — мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) и его библиотеки, поблизости (на Большой Морской улице) — Дом Композитора (архитектор О. Монферран). На спуске у моста в 1971 году по проекту архитектора В. А. Петрова [1] был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На самом сооружении нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.

Выше по течению находится Красный мост, ниже — Фонарный мост.

Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Адмиралтейская».

Название известно с 20 апреля 1738 года[2] и происходит от первоначального деревянного моста, перила которого были выкрашены в синий цвет.

«Шкала Нептуна»

В 1737 году Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный мост[3]. В середине XVIII века мост в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу мостов Крюкова канала[4]. В 1818 году по проекту В. И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный из чугунных тюбингов. Металлические конструкции были изготовлены на Олонецких заводах в Петрозаводске[5][6]. Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотёса Самсона Суханова[7].

В 1842—1844 гг., в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, мост расширили по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Готмана и И. С. Завадовского в сторону Красного моста, пристроив новые арки аналогичной конструкции. Общая ширина моста увеличилась с 41 м до 97,3 м [6]. В плане пристороенная часть примыкала к первой под углом 3,5° и сопрягалась двумя арками, составленными из тюбингов клиновидной формы[8].

В 1920-х гг. в старой части свода были обнаружены сквозные трещины, разрывы болтов и просадка свода до 20 см[9]. В 1930 г., в связи с намеченной прокладкой по мосту трамвайной линии, пролетное строение низовой части моста по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарева заменили железобетонным сводом, сохранив старые опоры. В 1938 г. булыжное мощение проезжей части заменено на асфальтобетон[6][4].

К началу 2000-х гг. в ходе обследований моста были выявлены значительные коррозионные и механические повреждения в элементах чугунного свода, дефекты опор, пролетных строений, покрытия, гидроизоляции, водоотвода и ограждений[10]. В 2013—2014 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (Кузнецова Т. Ю., Марценкевич Р. И., Сосновская А. С.) [11], генподрядчиком было ЗАО «Пилон»[12]. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроена накладная плита поверх железобетоного свода низовой части моста, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, произведен ремонт чугунных тюбингов, заменена гидроизоляции пролетных строений, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора, воссозданы силовое ограждение и торшеры[10]. Фонари моста были воссозданы по образцу сохранившихся торшеров у Балтийского вокзала[13]. Работы выполнялись в 3 этапа без полного закрытия движения автотранспорта[12]. С июля 2013 г. по январь 2014 производился ремонт низовой части моста, с января по сентябрь 2014 — верховой части, с сентября — работы по дноукреплению и по покраске подмостовой части. Движение транспорта по мосту было открыто 1 сентября 2014 г.[14]

  1. ↑ Ленинград: Путеводитель / Сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — 366 с.
  2. ↑ Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 116. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. ↑ Синий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  4. 1 2 Синий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  5. ↑ Заметки зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1893. — Вып. 30. — С. 149.
  6. 1 2 3 Степнов, 1991, с. 305.
  7. ↑ Чугунные арочные мосты в Ленинграде, 1955, с. 143, 146.
  8. ↑ Распоряжение от 27.02.2018 № 07-19-75/18 - Мост Инженерный Первый в составе ансамбля Набережные и мосты реки Мойки (1-й Инженерный мост, литера А) (неопр.). КГИОП (27 февраля 2018). Дата обращения 25 февраля 2020.
  9. ↑ «Цветные» мосты Северной Венеции, 2009, с. 69.
  10. 1 2 Синий мост через р. Мойку//ЗАО "Институт «Стройпроект»
  11. ↑ ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 78. — 116 с. — 1500 экз.
  12. 1 2 Капитальный ремонт Синего моста 2013—2015 гг.//ЗАО «Пилон»
  13. ↑ 5-455-П-АР Книга 5 Проект воссоздания торшеров-фонарей // Капитальный ремонт объекта: «Синий мост через р. Мойку». — ЗАО "Институт «Стройпроект», 2009. — Т. 3.
  14. ↑ Открыто движение транспорта по Синему мосту (неопр.). Водитель Петербурга (1 сентября 2014).
  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 472. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 334—335. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Трач Н. В. «Цветные» мосты Северной Венеции // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2009. — № 6 (52). — С. 66—70.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Синий мост | Гид по Петербургу 2020

Краткое описание

Пожалуй, одной из причин популярности Синего моста в городе, где подобных переправ не одна сотня, можно назвать его параметры – это самый широкий мост Санкт-Петербурга. Синий мост, перекинутый через реку Мойку, является частью ансамбля Исаакиевской площади и соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. 

По данным ГБУ Мостотрест общая длина моста 29.4 метра, ширина по карнизам 95.4 метра, ширина по открылкам 113.85 метров

История

История Синего моста насчитывает три периода:

  • С 1737 по 1818 мост был деревянным 
  • С 1818 по 1842 был чугунным
  • В 1842 году мост полностью перестроили

Харман ван Болос построил здесь подъемный мост в 1737 году. Он был деревянным, с окрашенными в синий цвет перилами. В то время цветной краской отмечали все расположенные рядом друг с другом мосты через реку Мойку. Чуть позднее его слегка переделали: новый мост состоял из 3 деревянных пролетов, покоящихся на каменных опорах. Тем самым Синий мост очень походил на мост через Крюков канал.

Следующая эпоха в истории моста наступила в 1818 году, когда он был перестроен по проекту Уильяма Гесте. Это был арочный однопролетный мост со сплошным сводом. Он был выполнен из отдельных секций из чугуна, которые соединялись специальными болтами. Все металлические элементы были изготовлены в Петрозаводске на Олонецких заводах. Мост поставили на каменные большие устои, облицевав их по всему периметру гранитом. С двух сторон было установлено чугунное решетчатое ограждение.

Мост состоял из каменных тротуара и проезжей части. Между собой они были разделены с помощью перил, расположенных на тумбах – и то, и то было изготовлено из чугуна. В то время ширина моста не превышала 41 метр, а основной фасад был украшен орнаментом.

Когда поблизости началось строительство Мариинского дворца, и изменения коснулись всей Исаакиевской площади, было принято решение о расширении Синего моста. Его продлили вверх по течению более чем в два раза. После этого ширина моста составила уже 97.3 метра.

Изначально для освещения использовали обелиски из гранита, а в конце XIX века их заменили на светильники, необычайно похожие на фонари с моста Александра III во Франции. Они же освещают мост и сегодня.

В 1971 году рядом установили столб-футшток с трезубцем Нептуна. Названный жителями города шкалой Нептуна, он выполнен по проекту В. А. Петрова. Именно на нем стоят отметки об уровне воды во время самых серьезных наводнений.

Ремонт

За период с XIX по ХХ столетие Синий мост неоднократно реставрировался. Первый серьезный ремонт состоялся после того, как в 1925 году в чугунных коробах появились трещины. Тогда было принято решение: арки из чугуна заменить на арки из железобетона, при этом ограду моста не тронули и оставили без изменений. В 1938 году заменили покрытие моста – оно стало асфальтобетонным.

В начале 2000-х годов выяснилось, что вскоре мосту потребуется серьезная реставрация. В апреле 2013 года был начат капитальный ремонт, который длился практически 1.5 года – до сентября 2014. Проект реконструкции был разработан компанией ЗАО Институт Стройпроект, а подрядчиком оказалась компания ЗАО Пилон. Во время ремонта укрепили железобетонный свод, над чугунной частью моста был сооружен дополнительный железобетонный свод, призванный взять на себя основную нагрузку. Так же были отреставрированы ограждения и элементы декора.

Во время ремонта:

  • воссоздали силовое ограждение и торшеры
  • отремонтировали опоры и тюбинги
  • укрепили дно реки
  • заменили гидроизоляцию и освещение
  • была нарисована разметка с островками безопасности

Работы были распланированы таким образом, что на время столь длительного ремонта мост не закрывался и продолжал функционировать. Сначала ремонтировали низовую часть, затем – верх, а уже после этого занялись подмостовой частью. 

Легенды и приметы

Существуют приметы, что Синий мост на Исаакиевской площади помогает вернуть молодость и укрепить здоровье. Достаточно лишь прикоснуться к цветным перилам и мысленно попросить об этом. Правда это или нет, судить сложно, но знающие люди утверждают, что если попросить об этом мост с чистой душой и искренне в это верить, он обязательно поможет.

А вы верите в такую примету?

ДаНет

Где находится

Мост расположен между Исаакиевской площадью, Вознесенским проспектом и переулком Антоненко. В непосредственной близости находится Исаакиевский собор, памятник Николаю I, Всероссийский Институт Растениеводства и его библиотеки, а так же Дом Композитора. 

Адрес

Переулок Антоненко, 5

Метро

  • Адмиралтейская
  • Садовая
  • Сенная площадь
  • Невский проспект

Как добраться

  • Если вас интересует, как добраться от станции Адмиралтейской, знайте, что лучше всего пройти пешком. Путь займет менее километра, при этом идти предстоит по исторически знаковым местам города. Вам нужно выйти в Кирпичный переулок, повернуть направо, дойти до его пересечения с Большой морской улицей, снова повернуть направо и идти до Исаакиевской площади. Если идти пешком вы не хотите, то можете сесть на остановке Метро Адмиралтейская на автобус № 10 и доехать до Исаакиевской площади.
  • От станций метро Садовая и Сенная площадь путь будет один. Вам нужно выйти на переулок Гривцова и двигаться прямо по нему. Вы перейдете канал Грибоедова до Демидову мосту. Когда дойдете до реки Мойки, поверните налево и пройдите буквально несколько метров. Следуя этим путем, вы зайдете на мост с другой стороны. Вся дорога будет чуть менее километра. От остановки Сенная площадь вы можете доехать на маршрутном такси № 169 или на автобусе № 71 до остановки Исаакиевская площадь и пройти около 100 метров до Синего моста.
  • Если вы вышли на станции Невский проспект, пешком до Синего моста будет почти 1.5 километра. Вам нужно перейти дорогу, повернуть направо и идти до набережной реки Мойки. Там еще раз поворачиваете направо и идете по берегу, пока не дойдете до Синего моста. По пути справа от вас окажется Красный мост. Если же вы сядете у Казанского собора на маршрутное такси № 306, то сможете доехать до остановки Большая Морская, откуда до Синего моста будет около полукилометра. От остановки Метро Невский проспект можно доехать до остановки Исаакиевский собор на автобусах № 3, 22, 27 или на троллейбусе № 22 и пройти пешком примерно столько же.

А где припарковаться на автомобиле? Все очень просто – прямо на территории Синего моста, а так же рядом с ним со стороны переулка Антоненко есть бесплатная парковка. В самом переулке возле дома № 6 есть парковочные места для инвалидов.

Мосты рядом

В непосредственный близости от Синего моста находятся Красный и Фонарный мосты. Первый расположен выше по течение, второй – ниже.

Красный мост – еще один цветной мост, перекинутый через реку Мойку и соединяющий 2-й Адмиралтейский и Казанский острова. Как понятно из названия, мост окрашен в Красный цвет. Примечательно, что из трех подобных мостов, выполненных по проекту В. И Гесте, только Красный сохранил свой первозданный вид.

Фонарный мост так же перекинут через реку Мойку и тоже соединяет между собой 2-й Адмиралтейский и Казанский острова. Название свое он получил по расположенному рядом одноименному переулку.

Интересные факты

  • Если смотреть на неподалеку расположенные конные скульптуры императоров Николая I и Петра I, становится очевидным, что их лошади повернулись спиной к Синему мосту. Поэтому говорится, что он впал в немилость, и от него отвернулись сразу два императора.
  • Во многих источниках можно встретить информацию о том, что ширина Синего моста составляет 99.9 метров, Откуда взялась эта цифра, неизвестно, но факт остается фактом. Возможно, кто-то специально хотел мистифицировать это место.
  • Синий мост не зря считается мостом-невидимкой. Благодаря небывалой ширине и общему внешнему облику, многие люди, находящиеся на мосту, просто не замечают его и считают, что стоят на Исаакиевской площади.
  • Синий мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия страны
  • Синий мост в Санкт-Петербурге – один из четырех цветных мостов города. Все они расположены рядом и были покрашены цветной краской, чтобы избежать путаницы среди горожан.

Автор статьи

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Написано статей

Синий мост в Санкт-Петербурге - Мостотрест

Характеристики моста

Синий мост через реку Мойку — самый широкий мост в Санкт-Петербурге. Он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. 

Это однопролетное сооружение длиной 29,4 метра, ширина моста по карнизам составляет 95,4 метра, ширина моста по открылкам – 113,85 метров. Общая площадь мостового полотна составляет 2294 квадратных метров,  площадь тротуаров – 143 квадратных метра.

Пролетное строение Синего моста представляет собой бесшарнирный свод из чугуна и железобетона. Перильные ограждения чугунные, художественного литья, узор повторяет рисунок ограды реки Мойки. Тротуары отделены от проезжей части чугунными перилами простого рисунка. Мост входит в ансамбль Исаакиевской площади.

История моста

С 1737 года здесь существовал деревянный подъемный мост, который получил свое наименование по цвету его окраски. Позднее его перестроили в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу моста Крюкова канала.

В 1818 году по проекту В.И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный. Пролетное строение представляло собой двухшарнирную арку, по конструкции – сплошной свод.

Строительство выпало на долю последователя В.И. Гесте – мостостроителя П.П. Базена. Пролетное строение смонтировано из чугунных секций, соединенных между собой болтами. Чугунные конструкции изготавливались на Олонецком чугунолитейном заводе. Устои Синего моста массивные каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлены чугунные решетки.

Тротуар был отделен от проезжей части чугунными перилами простого рисунка с чугунными тумбами. На фасадах пролетного строения имелось несколько орнаментов. Покрытие на мосту – каменное мощение. Первоначально был более узким, его ширина составляла 41 метр.

В 1842-1843 годах, в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, был расширен вверх по течению в сторону Красного моста до 97,3 метра. Пролетное строение было сооружено из чугунных тюбингов, соединенных между собой болтами. С 1925 года в чугунных коробках свода с низовой стороны, построенного в 1818 году, появились трещины.

В 1929-1930 годах чугунные арки с низовой стороны были заменены на железобетонные, а устои моста сохранены старые. Пролетное строение представляет собой двухшарнирную арку. Чугунная часть, построенная в 1842 году, сохранилась до настоящего времени.

В 1938 году каменное мощение на мосту было заменено асфальтобетонным.

Мост в XIX-XX веках неоднократно был реконструирован, изменялись его размеры, конструктивные особенности. Несмотря на это его облик не изменился, и внешний облик переправы дошёл до нас практически в первоначальном виде. К мосту, как и к находящемуся рядом с ним Мариинскому дворцу, применимо высказывание, что два императора от него отвернулись: положение конных статуй (Медный всадник и памятник Николаю I) направлено от моста.

Простой по архитектурному решению Синий мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки. Рядом с ним расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова и его библиотеки, поблизости – Дом Композитора. Также с моста можно увидеть здание Адмиралтейства.

Первоначально, по проекту Гесте, в качестве светильников использовались гранитные обелиски. Фонари, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, были установлены в конце XIX века. Эти светильники долго сохранялись на мосту в первоначальном виде. Существующие торшеры были восстановлены в ходе реконструкции 2013–2014 гг. по образцу торшеров Балтийского вокзала.

В 1971 году на набережной  Мойки у низовой части Синего моста по проекту архитектора В. А. Петрова установили гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На столбе нанесены отметки по уровню воды самых крупных петербургских наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.  Петербуржцы прозвали его «шкалой Нептуна».

С апреля 2013 года по сентябрь 2014 года проводился капитальный ремонт моста. Железобетонный свод был усилен дополнительным армированием, произведено сооружение железобетонного разгружающего свода над чугунной частью, реставрация перильного ограждения и чугунного металлодекора. Также воссозданы силовое ограждение и торшеры, проведен ремонт опор, гранитной облицовки стенок сопряжения опор с набережной, ремонт чугунных тюбингов. Дно реки укреплено бетонными матами. На мосту появились островки безопасности.

Дополнительная информация

Благодаря рекордной ширине, Синий мост  стал своего рода «мостом-невидимкой» — многие воспринимают его не как переправу через реку Мойку, а как часть площади. Синий мост органично вписывается в окружающий архитектурный ансамбль со всеми его историческими зданиями и памятниками. Многие гиды, проводящие экскурсии по Исаакиевской и Сенатской площади, замечают, что мост и расположенный рядом Мариинский дворец «попали в немилость» сразу к двум российским императорам: конные статуи Николая I и Петра I (Медный всадник) стоят к мосту и дворцу спиной.

Стоит отметить, что мост является популярным местом парковки государственных служащих органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и сотрудников городского Законодательного собрания, которое располагается в Мариинском дворце. 

Синий мост в Санкт-Петербурге: история, описание, фото

Адмиралтейский район расположен слева по течению реки Невы. Здания, улицы и проспекты этого исторического места стали символами культуры Петербурга и России. Есть своя система водных артерий, и переход через них осуществляется благодаря мостам. Один из них – Синий.

Общие данные

Длина

29,4 м

Ширина

97,3 м

Год постройки

1737

Расположение

Пересекает реку Мойку

Архитектор

Первоначальный проект – Харман ван Болос (голландец)

Число пролетов

1

История достопримечательности

Синий мост не столь известен широкой публике, как иные водные переправы Питера. Но он по праву считается одним из самых первых, появившихся в Петербурге. Его основная черта – невероятная ширина полотна. Она в три раза больше его длины. Мосты такой сложной конструкции встречаются крайне редко во всем мире.

фото Синего моста

За почти три столетия его неоднократно реконструировали, реставрировали, меняли форму и отделку. Основной причиной модификаций служили изменения в архитектурном строении Исаакиевской площади. Сейчас это неотъемлемая часть ансамбля.

А в 1737 году здесь был построен небольшой деревянный мост. Автором стал голландец по происхождению – Харман ван Болос. В 50-х годах 18-го столетия он был удлинен. Но все еще оставался из дерева.

Уже в начале XIX века Санкт-Петербург расцветал величием Столицы Империи и необходимо было соответствовать статусу. Находясь в самом центре города, мост должен отвечать не только функциональным требованиям, но стилистическим (а это грациозность, помпезность, возвышенность красоты).

Замена дерева на железо произошла в 1818 году. Автором проекта нового сооружения выступил архитектор В.И.Гесте. Переправа получилась однопролетнойым. Основной материал конструкции – чугун.

В таком виде мост простоял чуть больше двадцати лет. Причиной доработки послужила постройка Мариинского дворца. Для сохранения гармонии композиции требовалось внести изменения в общий архитектурный план площади и увеличить пропускную способность моста. Были добавлены арки по бокам, общая ширина теперь составляла невероятные 97,3 метра.

Синий мост в Спб

Иных кардинальных конструктивных изменений в истории моста не происходило. Его несколько раз закрывали на реконструкцию. Это связано было с тем, что воздействие влаги вызывало коррозию несущих конструкций.

Последняя реставрация состоялась в 2013-2014 годах. Мост не был перекрыт для движения полностью. Этого удалось добиться благодаря хорошей планировке.

Сначала производилась реставрация нижней части, затем верхней, после обще восстановительные работы и обновление декора сооружения. Улучшена гидроизоляция опор и механизмов. Восстановлена подсветка.

Характеристика

Синий мост в Санкт-Петербурге имеет бесшарнирный свод. Конструкция выполнена с учетом повышенной износостойкости. Благодаря использованию при строительстве железобетона. Покрытие — асфальтобетон. Ему присвоен статус культурного наследия России Федерального значения.

Ограда (решетка) Синего моста

Интересные факты

Про этот мост часто говорят, что от него отвернулись два императора. Здесь упоминаются скульптуры Николая I и Петра I (известнейший «Медный всадник»). Они стоят спиной к переправе, и не смотрят на него.

Одной из ярких особенностей служит установленный у основания уровнемер подъема воды в реке. Он украшен трезубцем Нептуна,  нанесены отметки о повышении уровня воды во время самых страшных наводнений в истории города (1824, 1903, 1924, 1955, 1967).

Адрес и как добраться

Тем, кто захочет воочию полюбоваться этим прекрасным сооружением архитектуры, стоит в первую очередь добраться до Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская». После выхода повернуть направо. И двигаться прямо по Кирпичному переулку до набережной реки Мойки.

Примерно через 700 метров она выведет к Синему мосту. Основной ориентир в этом месте будет знаменитый памятник Николаю I. Он находится прямо напротив Синего моста.

Для тех, кто не любит пешие прогулки, можно воспользоваться автобусными маршрутами под номерами 3, 22, 27, или троллейбусом № 5

Синий мост на карте:

Почему у моста такой цвет?

Окраска определила название – синий. Этим цветом его сделал Харман ван Болос в 1737 году. Такое дизайнерское решение было сохранено и при дальнейших реконструкциях.

Санкт-Петербург приютил еще Красный и Зеленый мост. Эти названия также даны в честь основного цвета.

Достопримечательности рядом

В связи с тем, что переправа входит в ансамбль Исаакиевской площади, неподалеку с ним расположились монументальные сооружения, ставшие символами города на Неве.

  1. Исаакиевский собор;
  2. Памятник Николаю I;
  3. Доходный дом К. Б. Корпуса
  4. Особняк Ф. Ф. Корошши-Кончека
  5. Музей В. В. Набокова

 Сейчас Синий мост – один из уникальнейших архитектурных сооружений. Аналогов ему просто нет из-за его уникальной конструкции.

Фотогалерея

Вера Чанина

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

Вера Чанина (список всех статей)

Синий мост (Санкт-Петербург) - это... Что такое Синий мост (Санкт-Петербург)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Синий мост.

Си́ний мост — мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перекинутый через реку Мойку и соединяющий между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.

Является самым широким (97,3 м) мостом в мире. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.

Расположение

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко (бывший Новый переулок) и Вознесенским проспектом. При этом мост является «невидимкой»: из-за своей рекордной ширины он воспринимается частью площади. По отношению к этой переправе в литературе используется термин «мост-площадь» [1].

Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Адмиралтейская».

Название

Название «Синий» идет от первоначального деревянного моста, который был выкрашен в синий цвет. По мнению краеведов, тот синий цвет был более ярким, чем современный[1].

История моста

В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена Исаакиевская площадь, был «землёй при Адмиралтействе», частью Адмиралтейского луга, выполняя функцию гласиса. Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка освободившегося пространства. В 1736—1737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный разводной мост[2]. Этот мост с 20 апреля 1738 года был назван Синим[3]. В 1738 году произошли пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У Синего моста предполагалось устройство пристани[4].

В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на ней намеревались разгружать соль [4].

В середине XVIII века мост перестроили, он стал трёхпролётным на каменных опорах с деревянным пролётным строением[5]. В конце XVIII века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска нанимателей: на площади можно было найти артели плотников, каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить. Это место имело народное название «рабий рынок».[4] Этот рынок просуществовал до 1861 года[6].

Типовой чугунный мост

В 1805 году мост был перестроен по типовому проекту однопролётных тюбинговых чугунных арочных мостов на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой архитектора и инженера В. И. Гесте. Проект был адаптирован к местности в 1807 году[2], его реализация была закончена в 1818 году открытием однопролётного чугунного моста на каменных опорах. Чугунные конструкции были изготовлены на Олонецком казённом чугунолитейном заводе[7]. Тот Синий мост был значительно более узкий, чем существующий сейчас[5] (ширина моста образца 1818 года — 41 метр) и освещался фонарями на гранитных обелисках[2].

В 1842-1844 годах в связи с постройкой Мариинского дворца мост значительно расширили до створа переулка Антоненко. Работы выполняли инженеры Е. А. Адам, А. Д. Готман, И. С. Завадовский. В ходе выполнения работ гранитные обелиски заменены на чугунные фонари.

Ремонтные работы в XX веке

В 1920-х годах в низовой (расположенной ближе к устью Невы, восточной) части переправы обнаружились сквозные трещины[8]. В связи с угрозой обрушения моста, в 1929-1930 годах была проведена реконструкция несущих конструкций моста[5]: часть чугунных конструкций западной половины моста были заменены железобетонным бесшарнирным сводом. Работы выполнены по проекту инженеров В. В. Чеботарева, О. Е. Бугаевой. В ходе работ фонари и декор низовой части были утрачены, при этом тюбинги 1818 года производства завода Берда были уничтожены[2].

В 1938 году на мосту был проведён капитальный ремонт дорожного покрытия[9]. Каменное мощение было заменено асфальтобетоном[7].

В 2001 году специалистами ГУП «Мостотрест» было проведено диагностическое обследование сооружения. Выводы были неутешительны:

  • Разрушение верховой части моста достигло критической отметки,
  • Появились глубокие трещины,
  • значительное количество скрепляющих болтов отсутствует.

Специалисты городского Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству пришли к выводу, что причина — в колоссальных динамических перегрузках от потока движущегося транспорта, которые накладываются на статические усилия, возникающие от веса стоящего на мосту автотранспорта.[8]

В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста и реставрации декора. Проект выполнен инженером Т. Ю. Кузнецовой и архитектором О. А. Кузевановым[2].

Интересные факты

  • Мост является рекордсменом: это самый широкий мост в Санкт-Петербурге, его ширина по внешнему габариту 97,3 метра[2].
    • Существует устойчивое заблуждение, что ширина моста составляет 99,9 метра. Эта легенда возникла практически сразу же после перестройки строения в 1842 году.[1]
  • Мост в XIX-XX веках неоднократно был реконструирован, изменялись его размеры, конструктивные особенности. Несмотря на это, его облик не изменился, и внешний облик переправы дошёл до нас практически в первоначальном виде[1].
  • К мосту, как и к находящемуся рядом с ним Мариинскому дворцу применимо высказывание, что два императора от него отвернулись: движение конных статуй Медный всадник, и памятник Николаю I направлено от моста.
«Шкала Нептуна», июнь 2007 года.

Достопримечательности у моста

Простой по архитектурному решению мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки.

  • Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) и его библиотеки, поблизости (на Большой Морской улице) — Дом Композитора (архитектор О. Монферран).
  • Узор оград моста повторяет рисунок решёток набережной реки Мойки в этом месте.
  • Первоначально, по проекту Гесте в качестве светильников использовались гранитные обелиски. Фонари, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, были установлены в конце XIX века. Эти светильники сохранились на мосту в первоначальном виде[1].
  • На спуске у моста в 1971 году по проекту архитектора В. А. Петрова[10] был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На самом сооружении нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.

Мост в искусстве

Мост упоминается в литературе как сам по себе, так и в связи с Мариинским дворцом, например:

  • Г. Ф. Петров. Дворец у Синего моста. — СПб.: Logos, 2007. — 472 с. — ISBN 978-5-87288-358-6

В изобразительном искусстве также используется образ моста, с которого открывается вид на памятник Николаю I, Исаакиевский собор, гостиницу Англетер-Астория и Адмиралтейство:

Фотогалерея

Примечания

Санкт-Петербург: Синий мост - самый широкий мост города

Изначально Петербург задумывался как город-столица, он должен был производить впечатление торжественности, строгости, царственности и величавости. Он такой и есть. Только серый гранит и постоянные тучи делают его немного мрачноватым. Может, поэтому мосты, соединяющие острова, здесь разноцветные: зелёный, жёлтый, красный, синий. Именно они придают серой и тяжёлой воде реки Мойки немного яркого оттенка. Кстати, многие гости, посетив Санкт-Петербург, Синий мост не вспомнят, хотя и побывали на нём. Его так и называют - мост-невидимка.

Почему мост называется синим?

Этот мост, перекинувшись через Мойку, служит средством сообщения между двумя островами - Казанским и 2-м Адмиралтейским. Он, имея большую ширину, гармонично вписывается в ансамбль Исаакиевской площади и воспринимается, как её продолжение, соединяющее с Вознесенским проспектом и переулком Антоненко. Поэтому многие его и не замечают, думая, что это просто продолжение Исаакиевской площади.

Это сооружение шире всех в Санкт-Петербурге. Синий мост раскинулся на 97,3 метра в ширину. Длина у него – 32,5 метра. Благодаря такой ширине и асфальтовому покрытию, мост полностью сливается с поверхностью площади.

Почему мост называется синим? Название уходит корнями в историю Санкт-Петербурга - Синий мост ранее был деревянным, окрашенным краской этого цвета.

Знаменитый Синий мост

Знаменитым сооружение стало благодаря своей ширине, но таким оно было не всегда. Первоначально оно было узким деревянным и подъёмным, покрашенным ярко-синей краской. Это была, своего рода, традиция - красить мосты на реке Мойке в разные цвета. Так появился в Санкт-Петербурге и Синий мост (фото его вы можете видеть в статье), без которого сегодня город уже трудно представить.

Первоначальный переход, построенный в XVIII веке, был, как уже говорилось, самым типичным для города подъёмным деревянным мостом. Но в самом начале XIX века построили новый - каменный, шириною 41 метр, которая на тот момент уже превышала его 32-метровую длину. А после укрепления берегов Мойки мост был снова расширен.

Прошло ещё немного времени, и был построен, названный в честь дочери Николая 1 Мариинским, роскошный дворец на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Синий мост же пришлось снова расширить. Так, в результате реконструкций, его ширина достигла 97,3 метров, что позволило сооружению органично вписаться в комплекс Исаакиевской площади, став с ним единым целым.

История моста

В XVIII веке на месте Исаакиевской площади был луг, который принадлежал Адмиралтейству. В те далёкие времена строительство жилых домов проходило по берегам Мойки. В 30-х годах XVIII века Адмиралтейство перестали рассматривать, как крепость. Земли луга начали продавать под застройку, и река Мойка, как часть города, также подверглась изменениям. Было углублено ее дно, укреплены деревянными щитами берега. Началось строительство мостов, которые смогли соединить воедино части города, расположенные на островах.

На месте Исаакиевской предполагалось построить Торговую площадь, а недалеко от описываемого моста соорудить соляную пристань. С годами Синий мост в Санкт-Петербурге перестраивался, и по нему пролегли трамвайные пути. Для этого его укрепили и вместо обычных фонарных столбов поставили позолоченные канделябры.

К началу XX века он принял современный вид. И искусствоведы называют его мостом-площадью. Сегодня это местная знаменитость - не в каждом городе есть такой особенный мост.

Когда-то, в XIX веке, район площади возле моста носил название Рабьего рынка. Здесь до 1861 года можно было купить работников или нанять артель каменщиков или плотников. Это была своего рода Биржа труда, собиравшая людей для поиска работы.

Достопримечательности вокруг моста

Мост, хотя и сам является довольно известным, расположен в таком районе города, где сосредоточена часть самых значительных достопримечательностей северной столицы. Его узорчатая ограда напоминает ограждение на гранитной набережной Мойки, что позволяет мосту стать частью ансамбля района.

По соседству расположены:

  • Мариинский дворец;
  • памятник Николаю 1 на площади;
  • Исаакиевский собор;
  • знаменитый «Медный всадник» и много других знаменитых исторических зданий.

Недалеко от моста стоит знаменитый столб-футшток (уровнемер). На вершине его укреплён трезубец Нептуна. А на ствол нанесены отметки самых больших наводнений в городе. По нему легко установить уровень воды в реке Мойке. Город пережил несколько сильных наводнений, о которых местные жители вспоминают с ужасом. Столб-футшток служит своеобразным памятником жертвам наводнения.

Как доехать до моста

Итак, если вы решили посмотреть описанную достопримечательность, как добраться до Синего моста в Санкт-Петербурге? Неподалёку здесь находится станция метрополитена «Невский проспект», вам нужно выйти в сторону канала Грибоедова, потом пересесть на автобус №№ 27, 22, 3 или троллейбус №№ 22, 5.

Хотите пройтись немного пешком? В этом случае нужно доехать до станции «Сенная площадь» и дальше идти вдоль канала до Синего моста и Исаакиевской площади.

Синий мост (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Синий мост.

Си́ний мост — мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.

Расположение

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) и его библиотеки, поблизости (на Большой Морской улице) — Дом Композитора (архитектор О. Монферран). На спуске у моста в 1971 году по проекту архитектора В. А. Петрова[1] был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На самом сооружении нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.

Выше по течению находится Красный мост, ниже — Фонарный мост.

Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Адмиралтейская».

Название

Название известно с 20 апреля 1738 года[2] и происходит от первоначального деревянного моста, перила которого были выкрашены в синий цвет.

История

«Шкала Нептуна»

В 1737 году Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный мост[3]. В середине XVIII века мост в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу мостов Крюкова канала[4]. В 1818 году по проекту В.И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный из чугунных тюбингов. Металлические конструкции были изготовлены на Олонецких заводах в Петрозаводске[5][6]. Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотёса Самсона Суханова[7].

В 1842—1844 гг., в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, мост расширили по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Готмана и И. С. Завадовского в сторону Красного моста, пристроив новые арки аналогичной конструкции. Общая ширина моста увеличилась с 41 м до 97,3 м[6]. В плане пристороенная часть примыкала к первой под углом 3,5° и сопрягалась двумя арками, составленными из тюбингов клиновидной формы.

В 1920-х гг. в старой части свода были обнаружены сквозные трещины, разрывы болтов и просадка свода до 20 см[8]. В 1930 г., в связи с намеченной прокладкой по мосту трамвайной линии, пролетное строение низовой части моста по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарева заменили железобетонным сводом, сохранив старые опоры. В 1938 г. булыжное мощение проезжей части заменено на асфальтобетон[6][4].

К началу 2000-х гг. в ходе обследований моста были выявлены значительные коррозионные и механические повреждения в элементах чугунного свода, дефекты опор, пролетных строений, покрытия, гидроизоляции, водоотвода и ограждений[9]. В 2013—2014 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (Кузнецова Т.Ю., Марценкевич Р.И., Сосновская А.С.)[10], генподрядчиком было ЗАО «Пилон»[11]. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроена накладная плита поверх железобетоного свода низовой части моста, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, произведен ремонт чугунных тюбингов, заменена гидроизоляции пролетных строений, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора, воссозданы силовое ограждение и торшеры[9]. Фонари моста были воссозданы по образцу сохранившихся торшеров у Балтийского вокзала[12]. Работы выполнялись в 3 этапа без полного закрытия движения автотранспорта[11]. С июля 2013 г. по январь 2014 производился ремонт низовой части моста, с января по сентябрь 2014 — верховой части, с сентября — работы по дноукреплению и по покраске подмостовой части. Движение транспорта по мосту было открыто 1 сентября 2014 г.[13]

Примечания

  1. ↑ Ленинград: Путеводитель / Сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — 366 с.
  2. ↑ Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 116. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. ↑ Синий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  4. 1 2 Синий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  5. ↑ Заметки зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1893. — Вып. 30. — С. 149.
  6. 1 2 3 Степнов, 1991, с. 305.
  7. ↑ Чугунные арочные мосты в Ленинграде, 1955, с. 143, 146.
  8. ↑ «Цветные» мосты Северной Венеции, 2009, с. 69.
  9. 1 2 Синий мост через р.Мойку//ЗАО "Институт «Стройпроект»
  10. ↑ ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 78. — 116 с. — 1500 экз.
  11. 1 2 Капитальный ремонт Синего моста 2013-2015 гг.//ЗАО «Пилон»
  12. ↑ 5-455-П-АР Книга 5 Проект воссоздания торшеров-фонарей // Капитальный ремонт объекта: «Синий мост через р. Мойку». — ЗАО "Институт «Стройпроект», 2009. — Т. 3.
  13. ↑ Открыто движение транспорта по Синему мосту. Водитель Петербурга (1 сентября 2014).

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 472. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 334—335. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Трач Н. В. «Цветные» мосты Северной Венеции // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2009. — № 6 (52). — С. 66—70.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки

Синий мост (Санкт-Петербург) — Википедия. Что такое Синий мост (Санкт-Петербург)

Си́ний мост — мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.

Расположение

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) и его библиотеки, поблизости (на Большой Морской улице) — Дом Композитора (архитектор О. Монферран). На спуске у моста в 1971 году по проекту архитектора В. А. Петрова[1] был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На самом сооружении нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.

Выше по течению находится Красный мост, ниже — Фонарный мост.

Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Адмиралтейская».

Название

Название известно с 20 апреля 1738 года[2] и происходит от первоначального деревянного моста, перила которого были выкрашены в синий цвет.

История

«Шкала Нептуна»

В 1737 году Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный мост[3]. В середине XVIII века мост в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу мостов Крюкова канала[4]. В 1818 году по проекту В.И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный из чугунных тюбингов. Металлические конструкции были изготовлены на Олонецких заводах в Петрозаводске[5][6]. Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотёса Самсона Суханова[7].

В 1842—1844 гг., в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, мост расширили по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Готмана и И. С. Завадовского в сторону Красного моста, пристроив новые арки аналогичной конструкции. Общая ширина моста увеличилась с 41 м до 97,3 м[6]. В плане пристороенная часть примыкала к первой под углом 3,5° и сопрягалась двумя арками, составленными из тюбингов клиновидной формы.

В 1920-х гг. в старой части свода были обнаружены сквозные трещины, разрывы болтов и просадка свода до 20 см[8]. В 1930 г., в связи с намеченной прокладкой по мосту трамвайной линии, пролетное строение низовой части моста по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарева заменили железобетонным сводом, сохранив старые опоры. В 1938 г. булыжное мощение проезжей части заменено на асфальтобетон[6][4].

К началу 2000-х гг. в ходе обследований моста были выявлены значительные коррозионные и механические повреждения в элементах чугунного свода, дефекты опор, пролетных строений, покрытия, гидроизоляции, водоотвода и ограждений[9]. В 2013—2014 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (Кузнецова Т.Ю., Марценкевич Р.И., Сосновская А.С.)[10], генподрядчиком было ЗАО «Пилон»[11]. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроена накладная плита поверх железобетоного свода низовой части моста, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, произведен ремонт чугунных тюбингов, заменена гидроизоляции пролетных строений, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора, воссозданы силовое ограждение и торшеры[9]. Фонари моста были воссозданы по образцу сохранившихся торшеров у Балтийского вокзала[12]. Работы выполнялись в 3 этапа без полного закрытия движения автотранспорта[11]. С июля 2013 г. по январь 2014 производился ремонт низовой части моста, с января по сентябрь 2014 — верховой части, с сентября — работы по дноукреплению и по покраске подмостовой части. Движение транспорта по мосту было открыто 1 сентября 2014 г.[13]

Примечания

  1. ↑ Ленинград: Путеводитель / Сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — 366 с.
  2. ↑ Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 116. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. ↑ Синий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  4. 1 2 Синий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  5. ↑ Заметки зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1893. — Вып. 30. — С. 149.
  6. 1 2 3 Степнов, 1991, с. 305.
  7. ↑ Чугунные арочные мосты в Ленинграде, 1955, с. 143, 146.
  8. ↑ «Цветные» мосты Северной Венеции, 2009, с. 69.
  9. 1 2 Синий мост через р.Мойку//ЗАО "Институт «Стройпроект»
  10. ↑ ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 78. — 116 с. — 1500 экз.
  11. 1 2 Капитальный ремонт Синего моста 2013-2015 гг.//ЗАО «Пилон»
  12. ↑ 5-455-П-АР Книга 5 Проект воссоздания торшеров-фонарей // Капитальный ремонт объекта: «Синий мост через р. Мойку». — ЗАО "Институт «Стройпроект», 2009. — Т. 3.
  13. ↑ Открыто движение транспорта по Синему мосту. Водитель Петербурга (1 сентября 2014).

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 472. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 334—335. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Трач Н. В. «Цветные» мосты Северной Венеции // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2009. — № 6 (52). — С. 66—70.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки

Про самый широкий мост в мире

Синий мост перекинут через реку Мойку и соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова
Мост знаменит - он является самым широким 97,3 м мостом в мире (длина всего 35 м). Не даром в литературе его часто называют "мост-площадь" и "мост-невидимка".

В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена Исаакиевская площадь, был «землёй при Адмиралтействе», частью Адмиралтейского луга, выполняя функцию гласиса.

Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка освободившегося пространства. В 1736—1737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный разводной мост.

В 18 веке берега реки Мойки соединяли 4 деревянных разводных моста. Они были однотипными и мало чем отличались. Чтобы горожане их не путали, мосты покрасили в разные цвета, и они стали называться соответственно – Синим, Белым, Зеленым и Желтым. Так, 20 апреля 1738 года, этот мост был назван Синим.

В 1738 году произошли пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У Синего моста предполагалось устройство пристани.

В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на ней намеревались разгружать соль.

В середине XVIII века мост перестроили, он стал трёхпролётным на каменных опорах с деревянным пролётным строением. В конце XVIII века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска нанимателей: на площади можно было найти артели плотников, каменщиков.

Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить. Это место имело народное название «рабий рынок». Этот рынок просуществовал до 1861 года.

Решетка моста. Название «Синий» идет от первоначального деревянного моста, который был выкрашен в синий цвет. По мнению краеведов, тот синий цвет был более ярким, чем современный. Но на мой взгляд, куда уж синее )))

Прочитал в интернете инфу, что фонари установленные на мосту Александра III в Париже точные копии фонарей на Синего моста. Но что-то очень в этом сомневаюсь, подозреваю что Синий мост с Троицким перепутали.

На спуске мост украшает водомерный столб с трезубцем Нептуна, на котором есть солнечные часы и отметки самых крупных наводнений Северной столицы. Видите темные рисочки? Это они и есть.

На мосте парковка для автотранспорта. Вот он какой большой. За мостом виден Мариинский дворец. Там заседают наши законодатели.

Есть еще у нас синий мост через Обводный канал ))) но он не так знаменит. Мост такой широкий, что на нем есть даже огромная автомобильная парковка. Вид на мост с набережной реки Мойки.

Под мостом кораблики просто протискиваются ))))

Исаакиевская площадь и мост с Исаакиевского собора. Фото (С).

Вид на Исаакиевскую площадь и памятник Николаю I снизу.

Существует миф что ширина моста 99,9 м. Это не так, он немного уже, но все равно считается, что "Синий мост" самый широкий мост в мире.
Некоторые фото (С) в интернете.

Синий мост (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Синий мост.

Си́ний мост — мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.

Расположение

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР) и его библиотеки, поблизости (на Большой Морской улице) — Дом Композитора (архитектор О. Монферран). На спуске у моста в 1971 году по проекту архитектора В. А. Петрова[1] был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На самом сооружении нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.

Выше по течению находится Красный мост, ниже — Фонарный мост.

Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Адмиралтейская».

Видео по теме

Название

Название известно с 20 апреля 1738 года[2] и происходит от первоначального деревянного моста, перила которого были выкрашены в синий цвет.

История

«Шкала Нептуна»

В 1737 году Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный мост[3]. В середине XVIII века мост в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу мостов Крюкова канала[4]. В 1818 году по проекту В.И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный из чугунных тюбингов. Металлические конструкции были изготовлены на Олонецких заводах в Петрозаводске[5][6]. Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотёса Самсона Суханова[7].

В 1842—1844 гг., в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, мост расширили по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Готмана и И. С. Завадовского в сторону Красного моста, пристроив новые арки аналогичной конструкции. Общая ширина моста увеличилась с 41 м до 97,3 м[6]. В плане пристороенная часть примыкала к первой под углом 3,5° и сопрягалась двумя арками, составленными из тюбингов клиновидной формы.

В 1920-х гг. в старой части свода были обнаружены сквозные трещины, разрывы болтов и просадка свода до 20 см[8]. В 1930 г., в связи с намеченной прокладкой по мосту трамвайной линии, пролетное строение низовой части моста по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарева заменили железобетонным сводом, сохранив старые опоры. В 1938 г. булыжное мощение проезжей части заменено на асфальтобетон[6][4].

К началу 2000-х гг. в ходе обследований моста были выявлены значительные коррозионные и механические повреждения в элементах чугунного свода, дефекты опор, пролетных строений, покрытия, гидроизоляции, водоотвода и ограждений[9]. В 2013—2014 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (Кузнецова Т.Ю., Марценкевич Р.И., Сосновская А.С.)[10], генподрядчиком было ЗАО «Пилон»[11]. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроена накладная плита поверх железобетоного свода низовой части моста, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, произведен ремонт чугунных тюбингов, заменена гидроизоляции пролетных строений, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора, воссозданы силовое ограждение и торшеры[9]. Фонари моста были воссозданы по образцу сохранившихся торшеров у Балтийского вокзала[12]. Работы выполнялись в 3 этапа без полного закрытия движения автотранспорта[11]. С июля 2013 г. по январь 2014 производился ремонт низовой части моста, с января по сентябрь 2014 — верховой части, с сентября — работы по дноукреплению и по покраске подмостовой части. Движение транспорта по мосту было открыто 1 сентября 2014 г.[13]

Примечания

  1. ↑ Ленинград: Путеводитель / Сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — 366 с.
  2. ↑ Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 116. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. ↑ Синий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  4. 1 2 Синий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  5. ↑ Заметки зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1893. — Вып. 30. — С. 149.
  6. 1 2 3 Степнов, 1991, с. 305.
  7. ↑ Чугунные арочные мосты в Ленинграде, 1955, с. 143, 146.
  8. ↑ «Цветные» мосты Северной Венеции, 2009, с. 69.
  9. 1 2 Синий мост через р.Мойку//ЗАО "Институт «Стройпроект»
  10. ↑ ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 78. — 116 с. — 1500 экз.
  11. 1 2 Капитальный ремонт Синего моста 2013-2015 гг.//ЗАО «Пилон»
  12. ↑ 5-455-П-АР Книга 5 Проект воссоздания торшеров-фонарей // Капитальный ремонт объекта: «Синий мост через р. Мойку». — ЗАО "Институт «Стройпроект», 2009. — Т. 3.
  13. ↑ Открыто движение транспорта по Синему мосту. Водитель Петербурга (1 сентября 2014).

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 472. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 334—335. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Трач Н. В. «Цветные» мосты Северной Венеции // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2009. — № 6 (52). — С. 66—70.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки

О Петербурге - Синий мост

Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге, располагается через реку Мойку и, являясь мостом-площадью, служит составной частью Исаакиевской площади, перед Мариинским дворцом, воспринимаясь как ее продолжение. Именно обладая таким своим свойствам моста-площади, Синий мост может легко ввести вас в визуальный обман. По сути, едва ли не каждый гость Северной столицы, и тем более любой петербуржец, побывали на этом мосту, однако при том, большинство из них, скорее всего, признаются, что Синего моста они никогда не видели. Это уникальное строение-невидимку действительно можно не заметить, поскольку оно представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью, тем самым просто растворяясь в ней.     

Современный Синий мост отличается от того строения, каким его знали  в прошлом. В 18 столетии он был типичным, для Петербурга того времени, узким деревянным подъемным мостом, выкрашенным в ярко-синий цвет. Надо заметить, что на тот момент река Мойка, через которую он был переброшен, была известна своими «цветными» мостами, ведь кроме Синего ее берега соединяли Зеленый, Красный и Желтый мосты. Эти строения были одними из немногих ярких пятнышек в архитектуре Петербурга, в которой обычно преобладали строгие цвета, причем окраска зданий строго регламентировалась царскими указами. Разноцветная окраска мостов на Мойке была отнюдь не смелым дизайнерским ходом. Просто близко расположенные друг к другу мосты были так похожи, что горожане их часто путали. На сегодняшний день в городе осталось только два «цветных» моста – Красный и Синий, хотя, в сущности, они оба уже поменяли свои яркие цвета на более спокойные оттенки гранита. Зеленый же мост со временем был переименован в Полицейский, а Желтый – в Певческий.

Свою знаменитость благодаря своей самой большой ширине, Синий мост, разумеется, получил не сразу. В начале 19 века, по проекту архитектора В. И. Гесте, вместо деревянного был возведен каменный мост. При этом его ширина, которая уже в то время была больше его 32-метровой длины, составила 41 метр. Немного позже, когда берега Мойкибыли укреплены, Синий мост расширили. Спустя еще несколько лет, после возведения на Исаакиевской площади Мариинского дворца, мосту  опять добавили несколько метров. Таким образом, ширина современного Синего моста составила чуть больше 97 метров, что является в три раза больше его длины.     


Кстати, относительно ширины Синего моста, до сих пор бытует миф, что она равна не 97,3 метра, что является действительностью, а 99,9 метра. Даже в некоторых учебниках по истории Санкт-Петербурга и официальных справочниках фигурирует эта мифическая цифра. Легенда о 99,9-метровой ширине Синего моста возникла практически сразу же, после реконструкции строения в 1842 году. Было ли причиной тому чья-то невнимательная описка, или же кто-то из жителей Петербурга, увидев в ширине моста символичность, решил ее еще немного увеличить, пустив слух, что до стометровой ширины Синему мосту не хватает всего 10 сантиметров, остается загадкой.

Архитектурное решение Синего моста достаточно простое. На нем установлены чугунные перила, повторяющие узор решетки набережной, благодаря чему строение органично вписывается в ее общий фон. У моста, на правом берегу Мойки установлен  гранитный водомерный столб, увенчанный трезубцем Нептуна. На самом строении имеются отметки, которые указывают уровни воды, поднимавшейся в самые крупные наводнения. Фонари, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, были установлены на Синем мосту в конце 19 века. С тех пор, даже проводившиеся в начале 20 века ремонтные работы, в ходе которых были заменены чугунные детали железобетонными, не изменили его облик, благодаря чему мы имеем счастливую возможность лицезреть Синий мост практически в первоначальном его виде.

Текст подготовила Анжелика Лихачева


Смотрите также

Описание: