Где находится шапка мономаха какой музей


Где хранится Шапка Мономаха? Версии появления регалии на Руси

Сегодня поговорим о наидревнейшей регалии князей русских и высшем символе самодержавной власти — Шапке Мономаха. Все ли помнят ее историю? Как этот атрибут попал на землю русскую? Где хранится Шапка Мономаха сегодня?

Каждый из нас помнит о знаменитом головном уборе еще из уроков истории Древней Руси. Она символизирует самодержавие и власть царя. Получили ее государи в дар от византийского императора. Ее можно увидеть на портретах царей России. Оказывается, на этом история Шапки не заканчивается. Вокруг нее ходит множество легенд. Многие пытаются разобраться, где правда, а где вымысел.

Описание царской регалии

Впервые реликвия упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь Московский говорил о неком «золотом головном уборе» в 1328 году. Современные историки убеждены, что речь шла именно о Шапке Мономаха. Где хранится атрибут власти, рассмотрим позже.

Легендарная царская регалия весит немного меньше 1 кг. Ее описывали как предмет, изготовленный из дерева и обклеенный изнутри бархатной тканью. Внешняя сторона Шапки украшена золотыми пластинами, выполненными в технике филигрань. Она также декорирована натуральным соболиным мехом, жемчугами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Всего на ней было 43 драгоценных камня. Примечательно, что убор никогда не был оценен в денежном эквиваленте. Даже сегодня нигде нельзя найти подобной информации.

Роль и статус реликвии

Именно этой регалией венчали на правление государей, правивших с 1546 до 1682 годы. Каждому царю (от Ивана Грозного до Ивана Пятого) доводилось надевать Шапку, но лишь один раз в жизни. На глаза у всех ее возлагали на голову новоиспеченного государя во время проведения торжественной церемонии. После празднования убор уносили в сокровищницу.

При Петре Первом эта традиция была нарушена. Императоров теперь стали короновать венцом.

Где хранится Шапка Мономаха сегодня?

Этот вопрос интересует многих. Любопытным является факт, что в Оружейной палате Московского кремля сегодня находится не одна, а две Шапки Мономаха. Второй атрибут копирует регалию, но уступает ей по красоте убранства.

Для кого же была создана копия? Оказывается, что она была сделана для церемонии венчания Петра Алексеевича. Он был соправителем Ивана Пятого. Так, на престол всходили два государя, поэтому и коронационных регалий нужно было две.

В Оружейной палате, где хранится шапка Мономаха, регулярно проходят экскурсии. Поэтому каждый желающий может лично посмотреть на легендарный головной убор.

Главная версия

Историю появления на Руси Шапки Мономаха связывают с Владимиром Всеволодовичем. Некоторые современники оспаривают родство русского князя с византийским родом Мономахов. Они убеждены, что его мать не являлась дочерью императора, а была ему какой-то родственницей.

Согласно легенде, после того как Владимир Всеволодович завоевал Дунайские земли и Фракцию, византийские власти поспешили установить с русским правителем мир. Тогда они прислали своих представителей с богатыми дарами. Среди драгоценностей была знаменитая Шапка Мономаха (где хранится она, вы уже знаете). Через время она перешла к владимирским, а затем — к московским князьям.

Еще одна легенда

По другой версии Шапку преподнесли в дар Владимиру Всеволодовичу в качестве знака преемственности власти византийских императоров княжествам Руси. Некоторые историки убеждены, что головной убор был собственностью рода Мономаха. К византийским же императорам Шапка попала от самого царя Навуходоносора, который правил в VII-VIII в. до н. э.

Удивительным остается факт, что легенды эти появляются в летописях лишь после 1518 года. Многих сегодня интересует не только вопрос, где в Москве хранится Шапка Мономаха, но и то, кто же написал легенды и откуда появился головной убор?

Кто переписал историю?

Красивые легенды были написаны во времена правления Василия Третьего Ивановича (1140-1505). Политика государя была ориентирована на Византийскую империю, поэтому родственные связи с Владимиром Мономахом были на руку русскому правителю.

Согласно этой версии, знаменитая Шапка Мономаха (где хранится она, мы рассмотрели ранее) была подарена ханом Орды Узбеком князю Ивану Калите за верную службу. В начале XIV века русские земли были раздроблены и пребывали под властью монголо-татар. Калите удалось войти в доверие хану, который и одарил его золотой тюбетейкой со своего плеча. Московский князь приказал украсить ее шикарным крестом и мехом, а затем передал убор своим потомкам.

Эту версию подтверждают некоторые летописи и азиатский орнамент на реликвии. Так, если поверить правдивости этой истории, шапку правильнее будет называть Ивана Калиты, а не Мономаха.

Шапка Мономаха история краткое сообщение — История России

Что относится к главным регалиям царской, королевской и императорской власти? Корона, скипетр и держава. Все регалии обязаны своим происхождением античному миру. Корона своим предком может считать венок, которым награждался победитель в состязании. Позднее венок стал символом победителя в войне или должностного лица – знаком служебного отличия (императорский венец). Позже появилась корона, которая и стала главным атрибутом власти в раннем Средневековье.

Как появилась шапка Мономаха

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.

До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол.

Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Венчание на царство Ивана V и Петра I

История шапки Мономаха

В 1328 году русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая (она хранилась в царской сокровищнице). В обычные дни царь пользовался «ежедневным венцом». В 1682 году шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана V. Здесь имелся один нюанс. Вместе с Иваном V на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром I Великим.  Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, «шапка второго наряда». Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Описание шапки Мономаха

Общий вес головного убора составляет 993,66 грамма. В описании говорится, что шапка царская, золотая, сканая выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и самоцветами. Всего на шапке 43 драгоценных камня шести видов, среди них – сапфиры синие, сапфиры желтые, шпинель красная, рубины, изумруды. И, естественно, шапка украшена русскими мехами, в которые в то время были одеты практически все европейские первые лица.

Шапка Мономаха в истории царской руси и ее закадки

Шапка Мономаха – первый венец или первая корона Царей Всея Руси. Как ни странно, она прекрасно сохранилась и дошла до наших дней в своем первозданном виде. Этой шапкой венчались на царство все Московские цари, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Петром I. Однако происхождение Шапки Мономаха в истории Руси весьма туманно, а само ее название скорее вводит в заблуждение, чем проясняет этот вопрос.

Кроме того, в те времена царские венцы делались не только исходя из красивости и ценности камней, иначе на всех них просто понатыкали бы алмазов и рубинов, как это начали делать с 18 века, например на знаменитой короне Российской империи, которая выглядит как большая хрустальная ваза.

Большая корона Российской империи. 18 век

Напротив, на Шапке Мономаха мы видим не только сапфиры, и изумруды, но и шпинель, не только золото, но и серебро с медью. И совсем не видим алмазов. Вряд ли это было сделано из экономии средств. В те времена на царственных особах экономить можно было только с большим риском для здоровья. По каким же причинам Шапка Мономаха выглядит столь небогато и почему, несмотря на это, ее ценность сегодня невозможно даже определить?

Камни на шапке Мономаха

Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:

  • Сапфир синий. Один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый. Один камень на яблоке.
  • Рубин. Два камня на дощечках.
  • Изумруд. Четыре камня на дощечках.
  • Шпинель красная. Один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего – 3 камня.

Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.

Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.

Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?

Сделать это по недосмотру или из экономии было вряд ли возможно, ибо такие деяния в отношении такого предмета царской одежды были бы весьма чреваты для изготовителей. Поэтому смысл «замещения» рубинов тремя камнями красной шпинели и золота — серебром с медью всё-таки был другой, как, впрочем, и использование других более драгоценных камней и жемчуга.

Средневековая теория ювелирной работы

Испанский король Альфонс X Мудрый (1221—1284), один из самых образованных государей его времени, занимавшийся наукой, философией и астрологией, писал, что каждый драгоценный, полудрагоценный и поделочный камень обладает не только природой определённой планеты септенера, но и связан с определённой неподвижной звездой.

Альфонс X Мудрый (1221—1284)

Воспринимая окружающий свет, камень из всего светового спектра безошибочно «вычленяет» и «сублимирует» «свой» свет, который соответствует его природе. При этом излучение, не соответствующее природе камня, отсеивается. После «обработки» полученного и отобранного света камень «транслирует» квинтэссенцию собственной энергии вовне, в пределах «своей ауры».

Человеку для того, чтобы эффективнее добиваться определенных целей, необходимо подобрать соответствующий камень и начать использовать его влияние для усиления своего астрального тела. Выбор места присутствия камня по Альфонсу X Мудрому должен соответствовать главному принципу – минерал должен получать максимальное количество света. Поэтому к оптимальным местам его ношения относятся голова, шея, руки и соответствующие предметы одежды и костюма. Головные уборы, в том числе.

Ювелирные мастера XIII – XIV веков знали много больше своих сегодняшних европейских коллег, практически не работающих с украшениями, на головных уборах.

Когда была изготовлена шапка Мономаха

Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.

Византийский император Константин IX Мономах

То, что шапка никакого отношения к Владимиру Мономаху не имеет, наверное, уже ни для кого не секрет. И двухлетний возраст Владимира на момент смерти деда, византийского императора Константина IX Мономаха, и повальная детская смертность того времени, и борьба кланов за киевский трон, и экспертная оценка датировки шапки (не ранее XIII-XIV веков) – всё говорит в пользу того, что версия происхождения шапки «от Владимира Мономаха» не выдерживает проверки на достоверность.

Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047-1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Естественно, что тот, кто заказывал эту шапку для себя или для своих наследников был заинтересован в том, чтобы этот фактически царский венец вел свое происхождение от императоров Византии. Нужно вспомнить, что в Московской Руси все это «византиефильство» началось в царствование Ивана III, когда и сама Москва была названа Третьим Римом, а Иван III женился на дочери последнего византийского императора.

Само название «Шапка Мономаха» не должно вводить в заблуждение. История знает и другие случаи, когда царские или даже императорские венцы получали название по именам царственных особ, которые к ним не имели никакого отношения. Например, императорская корона Карла Великого — в средневековье именно она была самой престижной и значимой монаршей короной. Ею короновались почти все императоры Священной Римской империи. Однако, несмотря на свое название никакого отношения к Карлу Великому она не имела – разве что символическое. Поскольку изготовлена она была примерно в 960 году для императора Оттона Первого. А император Карл Великий (747 — 814) жил примерно за 150 лет до этого.

Императорская корона Карла Великого

Парадоксы «Царского титулярника»

В «Царском титулярнике» 1672 года, иллюстрированном портретами русских монархов, наблюдается прелюбопытная картина. Из всех Великих князей Киевских только на гравюре Владимира Мономаха «угадывается» прообраз исследуемой шапки. Но только «прообраз», так как «каноническому» виду шапки Мономаха головной убор Мономаха соответствует с большой натяжкой: клинообразной формой шлема и собольей опушкой.

Ни навершия с крестом, ни драгоценных камней, ни золотой скани – ничего этого на «гравюрной» шапке нет.

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника

Это притом, что «Титулярник» был создан как «справочник по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составленный в качестве пособия в дипломатической переписке».

После Владимира киевские и московские князья  – все изображены с непокрытыми головами. Вплоть до Ивана IV Грозного, который в этой шапке венчался на царство, став царем Всея Руси, что называется, официально.

С этого момента шапка, превратившаяся уже в царский венец или корону, изображена на головах всех московских царей вплоть до Петра I, который, кстати, венчался на царство не в оригинальной шапке Мономаха, а в ее копии – «шапке Мономаха второго наряда», изготовленной в мастерских Кремля специально для него.

В шапке Мономаха венчался его старший сводный брат царь Иван V.

Царь Иван V Алексеевич

Для кого могла быть изготовлена Шапка Мономаха

Прежде всего логично было бы предположить, что Иван Грозный и заказал себе Шапку Мономаха для венчания на царство.

Для того, чтобы понять, заказывал Иван Грозный шапку или нет, необходимо взглянуть на его гороскоп и соотнести этот гороскоп с геммоастрологическим анализом Шапки.

Тем более, что личный гороскоп Ивана Грозного в наличии имеется. В настоящее время это – первый известный гороскоп, созданный в России. Обнаружил его современный российский астролог Антон Григорьев в «Методе астрологии» Иоганна Гарце». Удивительного в этом ничего нет, поскольку Иван Грозный весьма тесно контактировал с иностранными астрологами и врачевателями.

Что же показывает это соотнесение. В принципе, камни употребленные при создании Шапки Мономаха, должны были бы усиливать некоторые положительные моменты царствования царя – забота о монаршей казне, забота о подданных и даже усиление любовных моментов жизни монарха. Что же, Иван Грозный действительно заботился о казне и даже хвастал своими богатствами перед иностранными послами.

Иван Грозный показывает английскому послу Горсею свои сокровища

В этом же русле стоят и завоевания Казани, Астраханского и Сибирского царств, которые, кстати, прибавили к головным уборам Грозного еще одну «шапку» — Казанскую. Эта шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Её изготовили ювелиры покоренного ханства – для нее использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.

Казанская шапка Ивана Грозного

Заметим опять же, что еще две шапки из царского арсенала – Астраханская и Сибирская, были изготовлены много позже правления Ивана Грозного.

Что касается усиления любовной компоненты, то она у Ивана Васильевича, имевшего 4 законных жены, и еще сколько-то незаконных, была безусловно усилена. Ну и, наконец, забота о подданных – здесь нет однозначного ответа. Заметим только, что жаркие споры о том, был ли царь Иван хорош для своих подданных, не утихают и по сей день.

Совмещение гороскопа Ивана Грозного и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Однако, по мнению специалистов, те, кто изготавливал шапку для Ивана Грозного, если предположить, что шапка изготавливалась именно для него, допустили при подборе элементов шапки, то есть подборе камней и металлов, несколько грубых ошибок. Употребив такие компоненты, как желтый сапфир, изумруд и медь, они открыли лично для клиента VI, VIII и XII дома его гороскопа, то есть активировали или, вернее, усилили кармические компоненты забот и болезней (VI дом), смерти (VIII дом) и длительной изоляции (XII дом).

Иван Грозный венчается на царство в Шапке Мономаха

Если предположить, что шапка изготавливалась конкретно под царствование Ивана Грозного, то ее изготовителей вполне можно обвинить в измене и сознательном преступлении против страны и престола, поскольку не найдётся ни современника Грозного, ни нынешнего историка, решившегося назвать время правления Ивана IV «золотым веком» российской истории. То есть тот факт, что Шапка Мономаха внесла свой, отнюдь не положительный вклад в историю России, не подлежит сомнению. Но допускать такие просчеты специально в те времена было слишком опасно, ведь другие астрологи и ювелиры запросто могли уличить злоумышленников и тогда их ждала бы участь царского чародея Елисея Бомелиуса. Таким образом, специально для Ивана Грозного такую шапку изготовить могли только самоубийцы.

Для кого же еще могла быть изготовлена эта Шапка? История утверждает, что Иван Грозный был первым царем, венчавшимся в Шапке Мономаха. Но на самом деле, был еще один человек, который так же венчался в этой шапке, но царем так и не стал. Соответственно, и имя его практически не упоминается в исторических хрониках.

«Железная маска» по-российски

Александр Дюма сделал «железную маску» архетипическим персонажем в мировой культуре. Там, где есть власть и богатство, всегда есть борьба не на жизнь, а на смерть между теми (как правило, ближайшими родственниками), кто на это все хотел бы, как говорится, наложить свою лапу. В результате, победитель получает все, а участь проигравшего незавидна.

Вернемся к эпохе Ивана Васильевича, но не четвертого, а его деда — Ивана Третьего. Собственно, именно при нем был поднят вопрос о переходе от статуса Московского Великого князя к статусу Государя Всея Руси.

Иван III Васильевич Великий

У Ивана III было две жены. Первая, Мария Борисовна Тверская, родила 15 февраля 1458 года сына Ивана, именуемого в историографии Иван Иванович Молодой. Умерла через 9 лет, в 1467 году, предположительно была отравлена. В 1472 году овдовевший Иван III заключает второй брак с более известной Софьей (Зоей) Палеолог, дочерью последнего византийского императора. Софья в 1479 году родила Ивану III второго сына – будущего московского князя Василия III, отца Ивана Грозного.

Примерно в это же время в 1483 году у сына Ивана III от первого брака, Ивана Молодого, от брака с Еленой Волошанкой рождается сын Дмитрий, внук Ивана III. Сам же Иван Молодой скоропостижно скончался в 1490 году. После этого серьезно встал вопрос о престолонаследии. Вначале Иван Третий склонился на сторону внука Дмитрия так, что даже решил сделать его своим соправителем. К февралю 1498 года Иван III решил подчеркнуть своё решение торжественной церемонией – венчанием на престол Дмитрия Внука, для чего и была использована Шапка Мономаха.

В этот день Иван III в сопровождении бояр ввёл своего тогда уже пятнадцатилетнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия Внука.

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука

Но ожесточенная борьба под великокняжеским ковром продолжалась, ибо гречанка Софья Палеолог была не из тех, кто принимает поражение. Есть историческая гипотеза, утверждающая, что именно ее настойчивому воздействию на мужа Московское государство обязано освобождением от татаро-монгольского ига. Тем более, она продолжала сражаться за августейшие права своего сына Василия, будущего отца Ивана Грозного.

Софья Палеолог

В конце концов «партия», поддерживающая царевича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и его матери Елены Волошанки была казнена. Иван III назвал Василия государем, великим князем Новгорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий еще именовался великим князем Владимирским и Московским.

В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью попали в окончательную опалу, были заключены под стражу и их имена было запрещено упоминать при богослужениях. После смерти Ивана III, уже при Василии III в 1505 году Дмитрий был окован в «железа» и содержался в «тесном заключении», где и скончался в 1509 году. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Такова печальная судьба этого несостоявшегося монарха, приходившегося Ивану Грозному сводным двоюродным братом.

Шапка Мономаха для двоюродного брата Ивана Грозного

Вернемся к предположению, что именно Иван III заказал Шапку Мономаха для своего внука Дмитрия. Специалисты по геммо-астрологии проверили эту гипотезу, тем более что день рождения Дмитрия Внука известен — 10 октября 1483 года.

Итог анализа поразил исследователей. В аспектах камней и металлов к планетам нет ни одного дубляжа, ни одного аспекта к фиктивной точке, ни одного аспекта «в никуда» и только один негативный аспект. При этом, будто предусмотрительно «оставлены без внимания» природные вредители – Сатурн и Марс, явно не «блещущие» достоинствами и возможно управляющие в карте «неподлежащими открытию» домами.

Совмещение космограммы Дмитрия Внука и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Выводы были очевидны — это лучший выбор камней Первой группы и металлов применительно к космограмме Дмитрия Внука — лица, для которого «шапка Мономаха» и была изначально изготовлена. Камни на «шапку Мономаха» были нанесены для коронации внука Ивана III Дмитрия к февралю 1498 года по итогам геммоастрологических советов, данных мастерами стран Ближнего Востока.

Очевидно, что наличествует как внутренняя взаимосвязь подобранных камней и металлов между собой, так и взаимосвязь внешняя между камнями и металлами с планетами космограммы адресата шапки – Дмитрия Внука. Возможность совпадения, не зависящего от посторонней воли, здесь минимальна, то есть попросту ничтожно мала.

Конечно, необходимо учитывать, что даже сделанная по всем правилами и законам астрологической гемологии Шапка Мономаха не была предназначена для того, чтобы менять человеческую карму или судьбу самой по себе. Это не магический артефакт. Драгоценные камни и металлы лишь усиливают проходящее через них излучение небесных тел, давая дополнительные возможности своему носителю для того, чтобы усилить воздействие позитивных аспектов своей кармы и уменьшить воздействие негативных аспектов. Это своего рода оптический прицел, помогающий стрелку точнее поразить цель, но саму цель, как и направление выстрела и момент выстрела стрелок определяет сам.

Поэтому, будучи сделанной конкретно для Дмитрия Внука, Шапка Мономаха не изменила его печальной судьбы, и, в  то же время, будучи плохо подходящей для его двоюродного брата Ивана Грозного, она тем не менее, не оказала на него столь негативного воздействия.

Впрочем, с точки зрения кармической это тоже может быть интерпретировано по-другому. И даже совсем наоборот.

Ведь Иван Грозный не зря был назван таким прозвищем. Непрерывные войны, отнюдь не все из которых были победоносны – при нем татары сожгли Москву. Истребление множества боярских и княжеских родов, опричнина, от которой во множестве пострадали и вовсе далекие от власти люди. Наконец, карма первого русского царя, как унаследованная от прошлых жизней, так и наработанная, была настолько тяжкой, что он прямо или косвенно уничтожил весь свой царственный род, став последним государем в своей династии – есть ли более тяжкое наказание для царствующей особы? После него в государстве началась Смута, в результате которой российское государство вообще могло исчезнуть как таковое, и которую он же вольно или невольно подготовил всеми своими действиями и своей политикой.

Эту картину можно интерпретировать как символическое изображение кармы Ивана Грозного

Что же касается участи Дмитрия Внука, то и на нее можно взглянуть по-другому с кармической точки зрения. Дмитрий Внук, как и Иван Грозный, был внуком Ивана III Великого, но представлял другую ветвь – тверскую, поскольку его бабка была до замужества дочерью Великого князя Тверского. То есть он был частью уходящей ветви, поскольку сначала исчезло Великое княжество Тверское, став просто русским городом Тверью, потом отравили его бабку, потом умер его отец, наследник престола, Иван Молодой. Ничего удивительного, что Иван III перенес любовь к сыну-наследнику на внука, назначив его, соответственно, наследником.

Он же заказал ему Шапку Мономаха и посоветовался с восточными астрологами, какими камнями и металлами она должна быть украшена. В пятнадцать лет Дмитрий стал соправителем государства, но уже через четыре года умирающий дед под воздействием жены Софьи Палеолог лишает его своего покровительства и он становится заключенным, русским вариантом «железной маски». То есть Дмитрий попал под жернова родовой кармы и, кто знает, может быть очистил ее своей трагической судьбой. Здесь нельзя ничего сказать с уверенностью, но страшно даже представить, что могло быть со страной, начни ею править государь с такой родовой кармой.

Предполагаемое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»

Вполне возможно, что те астрологи, с которыми советовался Иван III, все это знали и подобрали камни для Шапки таким образом, чтобы они помогали ее носителю изживать свою карму наилучшим образом.

Совершенно очевидно, что вплоть до 17 столетия практически все короны и царские венцы делались с учетом данных гороскопа заказчика, и, соответственно кармических данных его самого и его рода. Соответственно этому подбирались драгоценные камни и металл. Такова железная корона лангобардов, которой, начиная  с 7 века по 19 век, короновались все итальянские короли, императоры священной Римской империи и Австрийской империи, включая Наполеона.

Такова же и уже описанная выше Корона Карла Великого. Одной из последних таких корон была, по-видимому, корона Австрийской империи, она же личная корона Рудольфа II Габсбурга, изготовленная в Праге в 1602 году Жаном Вермейеном, одним из выдающихся ювелиров того времени.

 

Шапка Мономаха. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет:

«Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Скипетр, держава и царский венец царя Михаила Федоровича, изготовлен в 1627-28 годах. Stan Shebs, CC BY-SA 3.0

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Описание

Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:

«Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны».

Инвентарь использованных драгоценностей

Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра. Драгоценные камни:

  • Сапфир синий («яхонт лазоревый») — один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый («яхонт жёлтый») — один камень на яблоке.
  • Шпинель красная («лал») — один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего — 3 камня.
  • Рубин («яхонт червчатый») — два камня на дощечках.
  • Изумруд — четыре камня на дощечках.
  • Жемчуг («бурмитское зерно», «гурмицкое зерно»). На золотом кресте и в его основании — четыре жемчужины; на яблоке — три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней — четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего — 32 жемчужины.

Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.

Шапка Мономаха

Вопреки легендам и мифам, шапка Мономаха – один из символов российского самодержавия – вряд ли имела хоть какое-то отношение к Владимиру Всеволодовичу Мономаху, бывшему великим князем киевским в период с 1113 по 1125 год.



_

Как следует из «Сказания о князьях Владимирских», написанного примерно в 1518 году, этот головной убор был преподнесён императором Византии Константином IX Мономахом князю Владимиру Мономаху, который приходился ему родным внуком.

Однако эта версия крайне сомнительна. Император Константин IX умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года. Кроме того, форма и характер шитья, украшений – всё это не вяжется с происхождением головного убора из Византии. Она в точности соответствует борику, который и ныне является национальным головным убором в Казахстане, имеет популярность в ряде других регионов, населённых народами тюркской языковой группы.

Одной из самых правдоподобных версий реального происхождения шапки Мономаха является предположение о том, что это подарок Узбек-хана Юрию Даниловичу, великому князю Московскому, или Ивану Калите. Таким образом хан Улуса Джучи мог наградить кого-то из московских князей за верность, после чего началось увеличение значимости Московского княжества, которое произошло в начале XIV века.

История же с подарком Византийского императора была придумана в силу появления ориентации на Византию и возникновения концепции наследования Москвой традиций Второго Рима, провозглашения её Третьим Римом.

Только для венчания на царство

Шапка Мономаха получила статус венца и соответствующим образом использовалась. Цари надевали шапку только в момент назначения на царствование. Так было вплоть до венчания на царство Ивана V, который некоторое время был соправителем Петра I. Пётр же венчан на царствие в специально изготовленной шапке Второго наряда, а шапка Мономаха была частью Большого наряда. Первым же царём, который был венчан на правление в этой шапке, был Иван IV.

Что собой представляет шапка Мономаха?

Весит этот головной убор около килограмма, украшен сапфирами, шпинелью, рубинами, изумрудами и жемчугом. Всего 43 камня. Шапка обшита золотыми дощечками, отделана соболиной опушкой, а в верхней части увенчана золотым гладким крестом. В настоящее время она хранится в Оружейной палате, музее Кремлёвского дворца, и является самой древней регалией.

Страсти по Византии

Вне зависимости от версий разных историков, мы имеем основания считать Владимира Мономаха первым русским правителем, при котором начинала формироваться ориентация на Византию. На сохранившихся печатях этого князя уже в те времена был титул «архонт всея земли Русской», традиционный для Греции и Византии. К тому же было бы странно, если бы князь из рода Рюриковичей чисто случайно получил бы прозвище Мономах, по прозванию рода матери. Была ли она дочерью императора Византии, неизвестно, но невозможно отрицать, что являлась его родственницей. Семья же Константина IX была довольно малочисленной, вряд ли он отправил на Русь с посольством какую-то дальнюю родственницу. Имя матери князя Владимира неизвестно, но её появление совпадает со временем правления Константина IX Мономаха.

Правление Владимира Мономаха 

Владимир II Мономах был правителем активным, с самых юных лет приобщён к военным походам. Участвовал в столкновениях с половцами, походе в Польшу, где помогал полякам в борьбе с чехами. В 1078 году его отец Всеволод Ярославич становится великим киевским князем, а Владимир занимает Чернигов, который успешно обороняет. В ходе этого периода были ещё и походы против взбунтовавшихся вятичей, тоже победоносные.

В 1093 году отец умер, но Владимир не стал занимать киевский престол, опасаясь семейного конфликта и междоусобицы. Великим князем киевским он становится только после смерти двоюродного брата Святополка Изяславича, у которого великое княжение не оспаривал. Да и то не сразу, а после долгих уговоров и даже угроз со стороны киевского боярства. Угрожали же они Владимиру тем, что народный бунт, который происходил в тот период, станет ещё более яростным, если Владимир не займёт престол и не найдёт способ успокоить холопов. Несколько предшествующих великому княжению лет прошли в постоянных стычках с половцами – русские дружины то одерживали победу, то терпели поражение.

Став великим князем, Владимир II Мономах немного улучшил положение простых людей законодательным образом. Начались годы последнего в истории усиления Киевской Руси. Впрочем, подконтрольными ему были не более 3/4 её территории.

Поход на Византию

Последние годы жизни возможного потомка императора Византии были связаны с войной со Вторым Римом. На Руси появился некто Лжедиоген II. Из политических соображений Владимир сделал вид, что признал его, выдал за него свою дочь и начал поход на Дунай. Русь собрала достаточно большие силы и получила поддержку половцев, с которыми к тому моменту активных боевых действий не велось. Дружину возглавил Лжедиоген. Поначалу она захватывала один город на Дунае за другим, но потом наёмные убийцы, отправленные императором Алексеем I, смогли самозванца убить. Владимир Мономах войну не прекратил и теперь уже действовал в интересах Василия, сына Лжедиогена, своего внука. Война была долгой, к местам сражений отправлялись всё новые и новые дружины. Кончилась же она уже при императоре Иоанне II. Был заключён мир, а внучка Мономаха была выдана за сына византийского императора. С этого момента Русь более никогда не воевала с Византией.

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 в Киеве, в возрасте 71 года, и был захоронен в Софийском соборе. Тяжела или легка шапка Мономаха, князь вряд ли знал, но проявил себя одним из наиболее сильных лидеров на Руси.

Майский образовательный тур «Мир славян»

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово


В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» открывается новый сезон путешествий для групп школьников. Можно пройти дорогами Великого шёлкового пути, через Центральную Азию, горный Непал, легендарную Индию, увидеть Китай, Корею и Японию. Окунуться в мир славянского календаря. Познакомиться с жилищами народов мира, узнать, из каких материалов можно построить жилище, какие по форме и величине бывают дома, как учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека.

Образовательный тур «Мир славян» состоит из экскурсии и мастер-класса по рукоделию.

В ходе экскурсии, которая пройдёт в русской избе этнодвора «Музей русской печи», в украинской хате-мазанке и на белорусском хуторе, ребята узнают, как раньше жила семья из 10-12 человек в одной избе площадью 20 кв. м. Как сохраняли лад в семье, где спали, как ели; кто такие «большак» и «большуха» и кто же в семье главнее? Школьники увидят предметы быта наших предков, о которых раньше читали только в русских сказках, а некоторыми предметами смогут воспользоваться: достать чугунок из печи, подправить дрова в топке кочергой, попробовать выгладить ткань рубелем. Под рассказы мастера ребята создадут небольшой сувенир – хатку, украсят её и покроют соломенной крышей.

Период проведения программ: с 1 мая по 15 июня.

Шапка Мономаха второго наряда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шапка Мономаха второго наряда

Шапка Мономаха Второго Наряда или Шапка Таврическая — бывшая государственная регалия Русского царства. Хранится в собрании Оружейной палаты Московского кремля.

Поскольку в 1682 году на престоле России оказались сразу два монарха — Иван V и Петр I Алексеевичи, оба царя имели собственные «Большие Наряды», и комплексы уже существующих регалий были разделены между ними. Поскольку в таком случае оригинальная Шапка Мономаха досталась старшему, Ивану V, то для коронации Петра I спешно изготовили венец, частично воспроизводивший оригинал. Конечно, в нём нет той утончённой восточной изысканности, как у оригинала.

Поскольку для обоих царей впоследствии были сделаны значительно более богатые бриллиантовые короны («Первого наряда»), то сделанный в 1682 году венец был отнесён к «Второму наряду», откуда и его название.

Корпус венца состоит из восьми гладких полированных треугольных золотых пластин. На каждой пластине по одному гнезду для драгоценного камня и по четыре гнезда для жемчужин. Как и оригинальная Шапка Мономаха, венец имеет навершие с крестом, украшенное ещё четырьмя камнями и восемью жемчужинами. Снизу тулья венца отделана традиционным соболиным мехом.

В документе 1702 года даётся такая оценка венца:

"«Втораго наряда, шапка Царская Мономахова, цка золотая гладкая, на ней крест золотой, на кресте по краям четыре зерна бурмицкие, — цена сто рублев. Под крестом три камня в золотых гнездах яхонт лазорев, да лал водокшанской, изумруд, да три зерна бурмицкие половинчатые, — цена всему, семьдесят рублев. Да на тот же шапке каменья, в золотых гнездах, яхонт лазоревой, два лала водокшанских, пробки яхонтовая красная, да три изумруда, двадцать пять зерен бурмицких малых на спнях золотых, — цена всему сто сорок рублев. Золота в тот шапке с каменьем весу фунт тридцать золотников. Из того числа выложено на каменья и на воск десять золотников, — цена поэтому золотую сто сорок рублев. Всего на вышеописанной шапке каменью и зернам и золотую цена четыреста пятьдесят рублев»
10px

Весит венец без меха около 600 граммов.

Первоначально шапка Мономаха второго наряда в геральдике не использовалась. Но уже после покорения Крыма, в XIX веке, она была отнесена к атрибутике тех новоприсоедиённых земель: в Большом государственном гербе Российской империи (1882) она венчает щит с эмблемой Царства Херсониса Таврического.

  • Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I: в 6 отд. и доп. к отд. III. — Репринтное издание 1849—1853 гг. — СПб.: Альфарет, 2006. — 2-е Отделение. — С.17 — 18.

История шапки Мономаха. Происхождение и откуда название такое

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если  кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономах

Шапка Мономаха - это... Что такое Шапка Мономаха?

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ ЦАРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ, НАЗЫВАЕМЫЙ ШАПКОЙ МОНОМАХА. Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля.

В переводе на современный язык
Золотой и украшенный драгоценными камнями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на передней дощечке, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре жемчужины, верхняя продолговата, боковые круглы, а нижняя как бы несколько сдавлена и крупнее прочих. На яблоке в гнёздах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых застёжках три крупных камня: синий сапфир, жёлтый сапфир и просверленная красная шпинель; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых застёжках три жемчужины, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два рубина, две красной шпинели – один гранённый россыпью, один испорчен – и четыре изумруда. Камни обставлены жемчужинами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой 993,66 грамма (1 фунт = 409,5 граммов, 1 золотник = 4,26 грамма; в пересчёте «два фунта сорок один золотник»).

Происхождение Шапки Мономаха (рушим свидомые мифы): peremogi — LiveJournal


Ну не могут русофобы не попытаться изгадить историю России. На то они и русофобы. Само собой, такой символ, как Шапка Мономаха не мог пройти мимо их липкого взгляда.

Шапка Мономаха. Одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 году, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей. Ею, кстати, венчали на царство и Ивана IV Грозного в 1546 году. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682-м году во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. Ныне Шапка Мономаха хранится в архиве Оружейной Палаты в Москве. Это все известные факты.

А вот происхождение этой реликвии вызывает множество вопросов. И всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха, каждая из которых имеет свои более детализированные подверсии. Первая версия - легендарная, византийская, согласно которой Шапка, это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Эта легенда символизирует преемственность власти русских православных государей от византийских императоров. И хотя сам факт подарка вызывает законные сомнения, это, все же, не дает повод автоматически отмести возможность византийского происхождения самого головного убора.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами. Подверсии - дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу и… женская ордынская тюбетейка. Надо ли сомневаться, какая версия выбрана в качестве основной у свидомых историков? Хотя, причем тут версия? Украинские свидомые «історики» не утруждают себя такими понятиями, как версия, гипотеза или предположение. Зачем? В черно-белом свидомом мозгу «ордынская тюбетейка», это догма. А ее наличие в русской истории – яркое свидетельство ордынского происхождения загадочной страны «Московии».

Шапка Монома́ха (корона московських Великих князів) — головний убір (тюбетейка) з соболиним обрамленням, прикрашений коштовним камінням і хрестом (XIV ст.).

Саму корону було зроблено для татарського хана (мабуть, для Узбека) у 1330-х. Найвірогіднішою видається версія, що хан Узбек подарував головний убір московському князю Юрію Даниловичу в 1317 при його одруженні з донькою хана Кончакою.

УкроВики


В очередной раз убеждаюсь, что УкроВики, это, мягко говоря, сборище предвзятых и малограмотных русофобов. Кто ее пишет? Похоже, что те, кому русофобия заменила профессионализм и знания. Корона московских Великих князей? Про русских царей, которых на «Всея Руси» венчали, само собой свидомые позабыли. Да и уверенная последовательность дат впечатляет. «Зроблено для татарского хана в 1330-х» (тут только одно сомнение - "может для Узбека?"), но «вероятно подарено Юрию Даниловичу в 1317-м». Гм...

Уж не знаю, как вам, но лично мне свидомые неоднократно торжествующе предъявляли «научно доказанную» «всеми учеными» версию, что Шапка Мономаха – это, не что иное, как ордынская женская тюбетейка. Хотя какая же это версия? Мне это преподносили именно, как доказанный факт. С доказательствами, правда, у них не очень.

К слову, азиатская, как и византийская теория происхождения Шапки Мономаха имеет своих горячих сторонников и противников и, пока что, речь все же идет о версиях и мнениях. Но вот версия о Шапке Мономаха, как о женской тюбетейке, достаточно нова и исходит от доктора искусствоведения Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой. По крайней мере, я не нашел никого, кто бы говорил об этом до нее.

Нисколько не пытаюсь оспорить профессионализм госпожи Валеевой-Сулеймановой, но все же она пока единственная, кто так считает, хотя, оставаясь профессионалом, и говорит все же о версии и своем мнении.
Желающие могут прочитать ее статью «Татарские шапки - короны русских царей» полностью, я же выделю лишь пару абзацев, в которых госпожа Валеева-Сулейманова приводит то, что, по ее мнению, доказывает, что Шапка Мономаха – ордынская женская тюбетейка.

По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов. Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве. В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями. Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха.
Т.е. доказательств всего два. Первое, это подвески, характерные для «золотордынских женских головных уборов», а второе, это завитки в форме кругов в гнездах шатонов.

Ну что ж, понятно. Если головной убор с подвесками, то он, несомненно, женский. Мне лично непонятно только одно. А почему русский князь Владимир, тот самый, крестивший Русь и живший задолго до золотоордынского периода, изображался в шапке с подвесками? Интересно, он знал, что это тюркская традиция женских головных уборов?

А византийские императоры были в курсе, что они носят тюркские женские тюбетейки?

В общем, мне это доказательство не кажется убедительным. Мне кажется, что госпожа Валеева-Сулейманова все же должна была доказать не то, что подвески носили тюркские женщины, а то, что кроме них никто их не носил. Очевидно, что это не так.

Теперь давайте посмотрим на детали золотоордынского женского головного украшения, на который ссылается Валеева-Сулейманова, из знаменитого Симферопольского клада. Вот они.

А вот «поражающее сходство» орнаментации шатонов «скаными завитками в виде кругов» на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха. Специально располагаю рядом, чтобы была возможность сравнить.

Мне одному кажется, что завитки Шапки Мономаха (справа) действительно являются завитками, образующими непрерывный узор вокруг всего шатона, а завитки женского украшения (слева) всего лишь ряд кружков? А зубья держащие камень женского украшения? На Шапке Мономаха их нет. Соглашусь, что похоже, но все же не то. Да и не кажется мне, что орнамент из кружков на украшении из Симферопольского клада является доказательством, что все остальные орнаменты из кружков (или похожие на них) во всем мире являются работой исключительно золотоордынских мастеров. Что-то мне подсказывает, что кружки, завитки и спиральки встречаются на многих древних артефактах. Например, на известной Антиохийской чаше, изготовленной в Византии в 6-м веке.

Да и, вообще, как могут завитки или кружки в оранменте на одном женском головном уборе доказывать, что все остальные с таким оранментом тоже женские? Реально существуют чисто женские орнаменты? А были хоть где-то найдены тюркские женские (и не женские) головные уборы состоящие из восьми пластин, подобных тем, что являются основными элементами Шапки Мономаха? Же

Происхождение Шапки Мономаха - NEVER FORGET — LiveJournal

Ну не могут русофобы не попытаться изгадить историю России. На то они и русофобы. Само собой, такой символ, как Шапка Мономаха не мог пройти мимо их липкого взгляда.

Шапка Мономаха. Одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 году, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей. Ею, кстати, венчали на царство и Ивана IV Грозного в 1546 году. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682-м году во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. Ныне Шапка Мономаха хранится в архиве Оружейной Палаты в Москве. Это все известные факты.

А вот происхождение этой реликвии вызывает множество вопросов. И всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха, каждая из которых имеет свои более детализированные подверсии. Первая версия - легендарная, византийская, согласно которой Шапка, это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Эта легенда символизирует преемственность власти русских православных государей от византийских императоров. И хотя сам факт подарка вызывает законные сомнения, это, все же, не дает повод автоматически отмести возможность византийского происхождения самого головного убора.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами. Подверсии - дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу и… женская ордынская тюбетейка. Надо ли сомневаться, какая версия выбрана в качестве основной у свидомых историков? Хотя, причем тут версия? Украинские свидомые «історики» не утруждают себя такими понятиями, как версия, гипотеза или предположение. Зачем? В черно-белом свидомом мозгу «ордынская тюбетейка», это догма. А ее наличие в русской истории – яркое свидетельство ордынского происхождения загадочной страны «Московии».

Шапка Монома́ха (корона московських Великих князів) — головний убір (тюбетейка) з соболиним обрамленням, прикрашений коштовним камінням і хрестом (XIV ст.).

Саму корону було зроблено для татарського хана (мабуть, для Узбека) у 1330-х. Найвірогіднішою видається версія, що хан Узбек подарував головний убір московському князю Юрію Даниловичу в 1317 при його одруженні з донькою хана Кончакою.

УкроВики


В очередной раз убеждаюсь, что УкроВики, это, мягко говоря, сборище предвзятых и малограмотных русофобов. Кто ее пишет? Похоже, что те, кому русофобия заменила профессионализм и знания. Корона московских Великих князей? Про русских царей, которых на «Всея Руси» венчали, само собой свидомые позабыли. Да и уверенная последовательность дат впечатляет. «Зроблено для татарского хана в 1330-х» (тут только одно сомнение - "может для Узбека?"), но «вероятно подарено Юрию Даниловичу в 1317-м». Гм...

Уж не знаю, как вам, но лично мне свидомые неоднократно торжествующе предъявляли «научно доказанную» «всеми учеными» версию, что Шапка Мономаха – это, не что иное, как ордынская женская тюбетейка. Хотя какая же это версия? Мне это преподносили именно, как доказанный факт. С доказательствами, правда, у них не очень.

К слову, азиатская, как и византийская теория происхождения Шапки Мономаха имеет своих горячих сторонников и противников и, пока что, речь все же идет о версиях и мнениях. Но вот версия о Шапке Мономаха, как о женской тюбетейке, достаточно нова и исходит от доктора искусствоведения Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой. По крайней мере, я не нашел никого, кто бы говорил об этом до нее.

Нисколько не пытаюсь оспорить профессионализм госпожи Валеевой-Сулеймановой, но все же она пока единственная, кто так считает, хотя, оставаясь профессионалом, и говорит все же о версии и своем мнении.
Желающие могут прочитать ее статью «Татарские шапки - короны русских царей» полностью, я же выделю лишь пару абзацев, в которых госпожа Валеева-Сулейманова приводит то, что, по ее мнению, доказывает, что Шапка Мономаха – ордынская женская тюбетейка.

По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов. Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве. В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями. Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха.
Т.е. доказательств всего два. Первое, это подвески, характерные для «золотордынских женских головных уборов», а второе, это завитки в форме кругов в гнездах шатонов.

Ну что ж, понятно. Если головной убор с подвесками, то он, несомненно, женский. Мне лично непонятно только одно. А почему русский князь Владимир, тот самый, крестивший Русь и живший задолго до золотоордынского периода, изображался в шапке с подвесками? Интересно, он знал, что это тюркская традиция женских головных уборов?

А византийские императоры были в курсе, что они носят тюркские женские тюбетейки?

В общем, мне это доказательство не кажется убедительным. Мне кажется, что госпожа Валеева-Сулейманова все же должна была доказать не то, что подвески носили тюркские женщины, а то, что кроме них никто их не носил. Очевидно, что это не так.

Теперь давайте посмотрим на детали золотоордынского женского головного украшения, на который ссылается Валеева-Сулейманова, из знаменитого Симферопольского клада. Вот они.

А вот «поражающее сходство» орнаментации шатонов «скаными завитками в виде кругов» на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха. Специально располагаю рядом, чтобы была возможность сравнить.

Мне одному кажется, что завитки Шапки Мономаха (справа) действительно являются завитками, образующими непрерывный узор вокруг всего шатона, а завитки женского украшения (слева) всего лишь ряд кружков? А зубья держащие камень женского украшения? На Шапке Мономаха их нет. Соглашусь, что похоже, но все же не то. Да и не кажется мне, что орнамент из кружков на украшении из Симферопольского клада является доказательством, что все остальные орнаменты из кружков (или похожие на них) во всем мире являются работой исключительно золотоордынских мастеров. Что-то мне подсказывает, что кружки, завитки и спиральки встречаются на многих древних артефактах. Например, на известной Антиохийской чаше, изготовленной в Византии в 6-м веке.

Да и, вообще, как могут завитки или кружки в оранменте на одном женском головном уборе доказывать, что все остальные с таким оранментом тоже женские? Реально существуют чисто женские орнаменты? А были хоть где-то найдены тюркские женские (и не женские) головные уборы состоящие из восьми пластин, подобных тем, что являются основными элементами Шапки Мономаха? Женский головной убор из Симферопольского клада явно их не имел? А кто, вообще, изготовил эти элементы для головного убора золотоордынской женщины? Точно ордынский ювелир? Пока, увы, я не вижу ответов на эти вопросы.

Что же касается центральноазиатских и булгарских узоров в виде «арабских цветов», лотосов и звезд Давида, на которые ссылается госпожа госпожа Валеева-Сулейманова, то лучше всего об этом сказала доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина - автор двух серьезных исследований - "Зернь и скань Древней Руси XI-XIII вв."  и "Древнерусский сканозерновой убор XI- XIII вв." в своей труде «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование» (издательство «Наука», 2001 год).

При обосновании восточного характера орнаментации «Шапки Мономаха» обычно указывается на широкую распространенность мотива лотоса в восточном искусстве. Эта распространенность неоспорима, но не доказывает принадлежности Шапки восточному искусству, а тем более ее изготовления среднеазиатскими или золотоордынскими ювелирами. Ранняя распространенность мотива лотоса в Византии (с VI–VII вв. н.э.) позволяет утверждать, что этот мотив органичен и византийскому искусству.


О популярности мотива широкого  цветка, который получил широкое распространение в XIII–XIV вв., свидетельствует обширный ряд памятников, происходящих из Поволжья, Причерноморья, Крыма и Египта… Одна из находок обнаружена и в Подмосковье, но все они стилистически позже цветка Шапки


Сравните, ради интереса, лотос под номер 1 (византийская эмаль 12-го века) и под номером 10 (Шапка Мономаха). Они почти идентичны. Другие лотосы, чисто азиатского изготовления, тоже очень похожи, но все же они более позднего изготовления, чем византийская эмаль. Другими словами, наличие «арабских цветков» в узоре не доказывает ордынское происхождение Шапки Мономаха. А что касается техники изготовления? Жилина считает, что и она вполне византийская.

Г.Ф. Валеева-Сулейманова, уверенно ссылаясь на технологические данные, которые, по ее мнению, доказывают золотоордынское изготовление «Шапки Мономаха», имеет в виду лишь общее наличие техники накладной и ажурной скани с X–XII вв. на территории Поволжья и Булгара. За общими постулатами о «ремесленной традиции» не стоит конкретного анализа этой традиции, а именно – изучения технологии изготовления скани, которая может быть различной


Напомню, Наталья Викторовна -  специалист именно по зерни и скани, т.е. в технике, которую и использовали при изготовлении Шапки Мономаха. Думаю, ее мнение достаточно весомо.

Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII–XIII вв. Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.
Исходя из реконструкции первоначального вида Шапки, согласно которой она имела форму митры, возможно отдать предпочтение поствизантийской и Палеологовской части этого периода, поскольку такие головные уборы императоров были распространены именно с 20–30-х годов XIII в. Сохранение старых византийских традиций после захвата Константинополя крестоносцами, может быть, даже несколько усиленное и архаизирующее, отвечало бы тогдашней ситуации.
Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань – к византийскому стандарту XIII–XV вв. (эти технологические параллели также подчеркивают порубежное время создания Шапки, каковым является XIII в.). Ни восточная зернь и скань XIII–XIV вв., ни русская скань XIV–XV вв. не обнаруживают технологических аналогий со сканью Шапки Мономаха, так как относятся к иным технологическим стандартам


Думаю, достаточно исчерпывающе. И, кстати, по мнению Жилиной существовало три стадии существования Шапки Владимира Мономаха, причем навершие Шапки более позднее добавление.

Золотая шапка завершает ряд княжеских головных уборов-регалий, подражавших византийским императорским венцам. Она характеризуется пластинчатой (дробничной, или диадемной) конструкцией и, возможно, сохраняет реликт венца-стеммы в виде воздушного перекрестья под золотым крестом-навершием. Нижняя часть Шапки, вероятно, состояла также из восьми более коротких золотых пластин, которые своей изогнутостью создавали форму, удобную для охвата головы. Пластины были закреплены по их контуру, следы первоначальных отверстий, фиксирующихся на боковых бордюрах, оказались искажены более поздними отверстиями. Навершием шапки I конструктивной стадии был золотой крест с жемчужинами. Группа кастов имеет трехчленное деление, относится к XV в. и добавлена на Шапку позже.
На II стадии существования, согласно предлагаемой реконструкции, Шапка утратила исконную нижнюю золотую деталь и была дополнена меховой нижней частью, воплощая традиции русского колпака. Нижняя граница пластин стала основной опорной линией, о чем свидетельствуют множественные отверстия по нижнему краю и центральной части пластин. Эту стадию можно относить к XV в., поскольку отверстия пробиты до украшения Шапки вторичным жемчугом и кастами. В таком виде Венец Мономаха открыл ряд русских Царских Венцов и навсегда осталась единственной подлинной Шапкой Мономаха, которой должен был венчаться Царь, чтобы стать законным


Желающие могут поискать книгу Жилиной и самостоятельно убедиться, что ее, действительно серьезное, исследование убедительно доказывает, что ни «арабские» узоры, ни стилистика, ни техника исполнения не позволяют отнести Шапку Мономаха ни к работе золотоордынских мастеров, ни, тем более, к женским тюбетейкам. Византийская версия наиболее вероятна.

А уж то, что свидомые видят какое-то сходство Шапки с тюркской тюбетейкой, то это их личная проблема с ограничением по зрению, жестко накладываемое русофобией. Что ж поделать, что форма человеческой головы накладывает ограничения на многообразие форм и размеров головных уборов. Хотя, если говорить, конкретно, про тюбетейки… Кто-нибудь видел тюбетейку, сделанную из 8 клиньев, подобных 8 пластинам Шапки Мономаха? Так-то тюбетейки делают из 4-х клиньев, а не из восьми. И на мой выпуклый взгляд шапка на картинке ниже гораздо более похожа на тюбетейку, чем Шапка Мономаха.

А что, чем не тюбетейка, богато инкрустированная драгоценностями? Узоры и мотивы сходятся, четыре клина… Среднеазиатским заводчикам тюбетеек просто не хватает бриллиантов и рубинов для изготовления полноценной короны. Слався, Британия!

Кстати, желающие могут проследить за ходом дискуссии 3-х летней давности ССЫЛКА российского историка Клима Жукова (он частый гость у Гоблина) с парой свидомых о Шапке Мономаха, а также о разнице между гипотезой и доказанным фактом. Очень поучительно. Наглядно видно, что свидомые явно не видят разницы между этими двумя понятиями. Я же соглашусь с Климом – не важно, чем были части Шапки Мономаха раньше, важно то, что сейчас это уникальный объект, не имеющий аналогов в мире и значимая часть нашей великой русской истории.

По клику - расширение. Наслаждайтесь действительно красивым образцом искусства.


История шапки Мономаха — Альтернативный взгляд Salik.biz

Шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей. Представляет из себя золотой головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, который украшен филигранями, драгоценными камнями и увенчанный крестом.

Впервые, предположительно, шапкой Мономаха венчался на царство внук Иван III Дмитрий, а после него все другие русские цари вплоть до Петра 1. С 1721 г. шапку Мономаха на коронационных торжествах заменили короной Российской империи, как раз с того времени Россия стала империей. Хранится шапка Мономаха в Оружейной палате Московского Кремля.

- Salik.biz

В легендах


Очень давно о шапке Мономаха появилась легенда, будто в XII столетии византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде великому князю киевскому Владимиру Мономаху, от которого спустя много поколений этот венец перешел к московским царям. Согласно легенде, митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы – драгоценные медальоны, нашивавшиеся на круглый воротник, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Хотя со временем историки, когда сопоставили их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин скончался в 1055 г., а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 г. – спустя 58 лет после смерти византийского правителя.

Существует и такое предположение что шапка Мономаха была создана по заказу Василия III между 1521 и 1526 гг. из золотых пластин — частей шлемов, хранящихся в московской казне.

Рекламное видео:

История происхождения

Существует несколько мнений о происхождении царского венца. Одни из историков полагают, что ее сделали в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи считают, что это может быть произведением бухарской работы. Происхождение реликвии, как и история его появления в царской казне, по сей день не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях нет упоминаний про шапку Мономаха: даже если ее и прислал бы византийский император, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому был предназначен этот подарок. А о ней ничего слышно не было до конца XV начала XVI столетия… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, были упоминания о некой золотой шапке, однако сколько-нибудь подробного описания ее нет. Первое небольшое письменное упоминание о некой «шапке», которой был венчан на царство внук Ивана III Дмитрий, встречается в грамоте 1498 г.

Первое венчание на царство с шапкой Мономаха


Царь Иван III в столь трудное для государства время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возрастающую мощь страны особенной торжественной церемонией – венчанием на престол. Для такой церемонии 4 февраля 1498 г. и использовали Мономахов венец. В тот день Иван III сопровождаемый боярами ввел своего 15-ти летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство.

Для того что бы придать большей торжественности венчанию внука Иван III позвал некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также были епископы суздальский, рязанский, тверской, коломенский и сарский. Два архиепископа преподнесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, которым и была возложена шапка Мономаха на голову Дмитрия. Спустя 50 лет ею был венчан на царство молодой Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Описание Шапки Мономаха

Золотой венец русских государей по своей форме походит на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотую поверхность ее покрывает кружевной сканый узор греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из 6-ти лепестков.

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из 8-ми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены 4 жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней 5-ти видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», 3 красных шпинели, 2 рубина и 4 изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется 32 жемчужины: по 4 на кресте и в его основании, 3 — на яблоке, по 3 жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется 4 жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, это позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершие крестом. Высота шапки с крестом около 25 см, а ее диаметр – приблизительно 20 см., вес шапки — 993,66 граммов.


Смотрите также

Описание: