Где находится родина мать зовет


Родина-мать зовёт! — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать. Монета Банка России — Серия: «Великая Отечественная война», 50 лет Великой Победы

«Родина-мать зовёт!» — плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году, вероятно, в конце июня. Точная дата создания неизвестна и является предметом дискуссий.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра [1].


Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.

По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката[2].

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат «Ты записался добровольцем?» (Дмитрий Моор, 1920), американский плакат «I want you for U.S. Army» (Джеймс Флагг, 1917), а также французская картина «Свобода, ведущая народ» (Эжен Делакруа, 1830), где автор изобразил национальный символ Франции — Марианну.

Родина мать зовет, памятник история, фото описание

“Родина-мать зовёт!” – главный монумент (памятник) Волгограда, установленный на Мамаевом кургане. Женское изваяние является композиционным ядром комплекса, посвященного “Героям Сталинградской битвы”.

Особенности

Высота женской фигуры без меча и постамента составляет 52 метра. Общий вес конструкции – 8000 тонн. Меч из стали весит 14 тонн и в длину составляет 33 метра. Сам меч возвышается над фигурой на 20 метров. Итого общая высота памятника – 85 метров. Реалистичности статуи придаёт невысокий постамент, всего 2 метра высотой.

Первыми проектными разработками предполагалось возвести статую высотой в 36 метров. Однако Хрущевские амбиции заставили проектантов увеличить высоту. Генсек пожелал, чтобы советский памятник с женской фигурой был выше американской статуи Свободы, а её высота без учёта постамент – 46 метров. Пожелания Хрущева были полностью выполнены и на тот момент – это была самая высокая статуя нерелигиозного назначения.

Памятник сооружен в виде женщины-матери, шагающей вперёд. У неё в руках меч, который она подняла над головой. Она призывает своих сыновей стать на защиту Родины.

Фигура имеет резкие очертания, волосы женщины развиваются на ветру. У неё широко раскрыт рот и глаза. Все это только усиливает восприятие огромной статуи.

Технические характеристики

Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.

Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.

Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики.

В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы.

Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.

Исторические вехи

После победы в Сталинградской битве, в Волгограде и всей стране начался переломный период. В городе решили увековечить героический поступок военных и объявили конкурс на создание монумента уже осенью 1944 года.

Это был настоящий конкурс без границ. Предложения с эскизами поступали от советских солдат, архитекторов и жителей Шанхая и Марокко. Кто-то видел на постаменте Сталина, кто-то солдата.

Интересный факт, что в конкурсе участвовал архитектор, который в итоге и создал Родину-мать. Это был Евгений Вучетич. Некоторые историки уверены, что архитектор лично согласовывал проект со Сталиным.

После принятия решения был внесен ряд изменений. Вучетич предложил сделать композицию, где около фигуры женщины будет стоять на колене солдат, передающий меч. Проект даже утвердили, но Вучетич изменил его все равно. Аргументировал он это тем, что в стране, где не окончена война, военный не может никому передавать оружие.

Помимо Вучетича, над проектом работали другие архитекторы, команду которых возглавлял Белопольский Б.

Расчетами занималась группа под руководством Никитина Н. (которая участвовала в проекте Останкинской башни). Интересный факт, что памятник никак не закреплен. Он просто установлен на грунт и удерживается за счет собственной массы.

Несмотря на то, что конкурс провели в 1944 году, приказ о возведении статуи издали только после смерти Сталина, в 1958 году, а само строительство началось еще через 1 год. На все работы ушло около 10 лет. Торжественное открытие состоялось в октябре 1967 года.

Первая проверка прочности конструкции была проведена в 1965 году. Комиссия из Госстроя рекомендовала укрепить конструкцию,так как в этом месте майкопская глина, которая стабильно сползала к берегу реки. В результате изготовили дополнительно бетонное основание.

«Родина-мать зовет!» — это первый железобетонный памятник на территории СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон являлся самым дешевым строительным материалом. Но, уже в первые годы после открытия, на фигуре начали появляться трещинки. Поэтому ежегодно, самые уязвимые части статуи: руки и голову покрывают водоотталкивающим раствором.

Недочеты после строительства

Первые проблемы появились уже через год после открытия монумента. Изначально меч был изготовлен из авиационной нержавеющей стали, с покрытием листами титана. Но после открытия памятника стало ясно, что такая конструкция совершенно не подходит. Меч сильно скрипел и раскачивался от ветра. В 1972 году был создан новый меч из стали.

После обследования изваяния в 1986 году, опять провели работы по укреплению монумента. В последующие годы многие архитекторы страны пытались доказать властям, что монумент находится под угрозой обрушения. Но никаких достоверных подтверждений так и не было предоставлено.

Прототип

Многих посетителей комплекса интересует вопрос – кто же позировал для автора монумента? Увы, ответа на этот вопрос нет, есть только догадки и предположения. По одной из версий тело фигуры взято с советской спортсменки Нины Думбадзе, другие утверждают, что это была Екатерина Гребнева или Анастасия Пешкова. Предполагается, что лицо статуи Вучетич «позаимствовал» у своей жены.

Другие историки уверены, что облик женщины взят из барельефа на Триумфальной арке – «Марсельеза» или сделана по образу Ники Самофракийской.

С другой стороны, прообраз «Родина-мать» присутствует во многих агитационных плакатах, которые были изданы до возведения монумента. Больше всего схожести с изображением на плакате Ираклия Тоидзе, который изобразил на нем свою жену, в тот момент, когда она узнала о начале войны.

Интересные факты

В момент открытия памятника он являлся самым высоким во всем мире. На сегодняшний день он занимает лишь 9 позицию в перечне самых высоких изваяний на планете.

Если сравнивать Скульптуру с человеческим ростом, то она увеличена в 30 раз.

Не так давно, около монумента появилась церковь, буквально в 200 м. Изначально, именно на этом месте и должна была стоять «Родина-мать».

Статуя изображена на гербе и флаге Волгоградской области.

Вокруг сооружения множество легенд. Одна из историй гласит, что во время строительства, а именно при монтаже конструкции, внутри исчез рабочий. Его так и не удалось найти.

По некоторым подсчетам на Мамаевом кургане захоронено не меньше 34 тысяч воинов.

Экскурсия

Любой турист, приезжая в Волгоград, обязательно стремится попасть на Мамаев курган. Ведь он входит в перечень «Семи чудес России» и даже в книгу рекордов Гиннеса.

Обычно экскурсионная программа начинается с подъема на Мамаев курган, где располагается композиция под названием «Память поколений». Затем путь пролегает по аллее, вдоль которой высажены пирамидальные тополи, высотой в 100 метров.

За аллеей начинается площадь «Стоявших насмерть!». Здесь установлен настоящий русский богатырь-воин, который противостоит немецким врагам. За его спиной Сталинград. Разрушенные стены города изображены в виде каменной книги.

Далее начинается площадь Героев. Здесь запечатлены защитники волжской земли, в стремительном порыве к действиям, всего их 6. Один из солдат ранен, но товарищ его подхватывает и стремится в бой. Посередине площади огромный бассейн, символизирующий слезы матерей, сыновья которых не вернулись с войны. На выходе с площади, в одной из стен замурована капсула смерти — послание потомкам от ветеранов войны. Полежит вскрытию – 9 мая 2045 года.

В зале воинской Славы на красных знаменах увековечено около 7 тысяч имен солдат, павших при защите Родины. Посередине зала установлена рука бойца, который передает факел с вечным огнем всем будущим поколениям. Здесь всегда есть траурный караул, и звучит тихая траурная музыка.

После зала начинается площадь скорби. На ней установлена скульптура Скорбящей матери, которая удерживает на своих руках погибшего сына. Лицо матери закрыло красное знамя.

И наконец, венец всего комплекса – фигура «Родина-мать зовет!». Статуя настолько большая, что, кажется, что она как бы парит в воздухе.

На протяжении всей экскурсии туристам расскажут о подвигах солдат во время Сталинградской битвы, как защищали Дом Павлова. Можно будет понаблюдать за торжественной сменой караула и зайти в Храм Всех Святых. В вечернее время можно полюбоваться статуей в лучах прожекторов.

Как добраться

Добраться к Мамаеву кургану можно на любом виде транспорта. Расположен комплекс в центре города. Остановка называется «Мамаев Курган». К ней двигаются составы метрополитена СТ и СТ-2, городская электричка, автобусы №№ 37, 123, троллейбусы №№ 8, 8а, 1 и 12. Многие маршрутные такси: 15а, 15с, 1с, 2с, 13к, 53, 57.

Заключение

Монумент «Родина-мать зовет!» — место, которое заставляет трепетать перед подвигом советских красноармейцев, вспомнить погибших за наше мирное небо над головой.

Интересные статьи

Сообщества › Это интересно знать... › Блог › Интересное о монументе «Родина-мать зовет!»

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов.

Полный размер

Волгоград. Мемориальный комплекс ``Родина-мать зовёт!``

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Полный размер

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е

Полный размер

Барельеф ``Отход волонтеров на фронт в 1792 году`` (``Марсельеза``). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Полный размер

Скульптура ``Ника Самофракийская``. Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Полный размер

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Полный размер

Монумент ``Тыл — фронту``. Скульптор Лев Головницкий, архитектор Яков Белопольский. Магнитогорск. 1979

Монумент ``Родина-мать зовет!``. Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959—1967

Полный размер

Монумент ``Воин-освободитель``. Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Источник

какой ценой в Сталинграде решался исход войны

Статуя «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде, где сейчас отмечают окончание Сталинградской битвы, стала символом Победы в Великой Отечественной войне. Творение скульптора Евгения Вучетича является самым крупным монументом, посвященным событиям Второй мировой войны.

Официальной датой окончания Сталинградской битвы считается 2 февраля 1943 года, но уже за неделю до этого стало понятно, что город на Волге удалось не просто отстоять, но и нанести здесь сокрушительное поражение немецким захватчикам. Исход войны был предрешен именно здесь, не умаляя героизма советских солдат в битве под Москвой, на Курской дуге, в боях под Киевом, при штурме Берлина, да и во всех оборонительных и наступательных операциях Красной армии, одержавшей победу над неприятелем. Но именно в Сталинграде, который в течение 200 дней сдерживал натиск фашистских войск, изменился ход всей Великой Отечественной войны, и стало понятно, что победа будет за нами.

Волгоград, прежде носивший названия Царицын и Сталинград, – это город истории. В том числе истории Победы, с которой 75 лет назад началось освобождение нашей страны от фашистских захватчиков. Именно со Сталинградской битвы произошел коренной перелом в войне, после чего наша армия уже никогда не отступала. Цена победы была высока – только на Мамаевом кургане, где шли ожесточенные бои, похоронено более 34 тысяч солдат и офицеров, погибших при защите города. Для сравнения: за десять лет войны в Афганистане из состава ограниченного контингента советских войск погибло 15 тысяч человек.

Сталинград стал символом мужества и отваги. Здесь решалась судьба Родины. И неслучайно именно здесь, на берегу великой русской реки Волги, появился памятник защитникам Отечества, известный во всем мире под названием «Родина-мать зовет!». Его видно практически из любой части города, его знают и во всей России – величественный монумент женщины с поднятым мечом, зовущей сыновей на бой с захватчиками, стал олицетворением свободы и независимости нашей страны. Пошедших еще со слов князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет!». К слову, Указ о федеральном статусе празднования 75-летия победы под Сталинградом был подписан президентом России Владимиром Путиным еще год назад – в феврале 2017 года.

«В Волгограде есть много памятных мест, посвященных Сталинградской битве, – рассказывает директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Помимо известного Дома Павлова, музея пленения фельдмаршала Паульса, буквально в ближайшие дни, приуроченные к 75-й годовщине завершения битвы, откроем в Центральном парке памятный знак "Командный пункт 13-й стрелковой дивизии А. И. Родимцева". Долгое время это историческое место оставалось заброшенным, сегодня памятник военной истории приведен в порядок. В 1942 году на берегу Волги, на последнем рубеже, располагался блиндаж штаба командующего 13-й гвардейской дивизией генерала Александра Родимцева. Теперь это место украшает огромная георгиевская лента, а также панно, "сотканное" из сотен фотографий фронтовиков. На стены воинского мемориального кладбища на Мамаевом кургане нанесено более 20 тысяч имен солдат и офицеров, погибших в период Сталинградской битвы. Фамилии героев были установлены поисковым отделом музея-заповедника "Сталинградская битва". Обширная база имен погибших долгие годы создавалась кропотливым трудом сотрудников музея, и теперь память павших увековечена в камне».

«Но основным символом города, да и всей нашей страны, остается монумент "Родина-мать зовет!" на Мамаевом кургане, – продолжает Алексей Васин. – Сооружение этого монумента было начато еще в мае 1959 года, а закончено 15 октября 1967 года. Скульптура "Родина-мать зовет!" на момент создания стала самым высоким изваянием в мире. Это многометровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Это современная богиня победы Ника, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление».

Технические характеристики монумента действительно поражают. Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона – 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота памятника – 85 метров, он стоит на бетонной конструкции глубиной 16 метров. Высота женской фигуры составляет 52 метра, и там есть выход к руке, держащей меч. Туда пускают не всех, разве что реставраторов, но директор музея-заповедника «Сталинградская битва» сделал исключение и позволил подняться (внутри монумент, несмотря на кажущуюся монолитность, полый) на эту высоту. Скульптура действительно раскачивается на ветру – удержать ее помогают несколько сотен тросов, расположенных внутри. Особенно шатает меч, который в длину составляет 33 метра и весит 14 тонн. Сейчас лезвие изготовлено из фторированной стали и оснащено специальными жалюзи в верхней своей части, что позволяет снизить нагрузку воздушных потоков. Впрочем, снизу они не видны.

Изначально скульптура, творение Евгения Вучетича, который уже успел создать «Солдата-освободителя» в берлинском Трептов-парке, была значительно ниже, 36 метров. И в руках у нее должно было быть знамя, а не меч. Решили догнать и обогнать Америку – сделать выше, чем статуя Свободы. Для работ привлекли несколько армейских батальонов, которые насыпали холм и установили бетонную «подушку». Ныне «Родина-мать» в Волгограде занимает 11-е место в Книге рекордов Гиннесса по высоте.

🛠 Как реставрируют памятник Родина-мать - Экспресс газета

Заканчивается реставрация памятника «Родине-матери» - символа воинской доблести нашей страны


Высокое искусство 

  • Монумент Победы (Москва) 141,8 м.
  • Памятник Петру I (Москва) 98 м.
  • «Родина-мать зовет!» (Волгоград) 87 м.
  • «Рабочий и колхозница» (Москва) 58 м.
  • Статуя Чингисхана (Монголия) 50 м.
  • Статуя Свободы (Нью-Йорк) 46 м.
  • Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» (Мурманск) 42,5 м.
  • Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро) 38 м.
  • Мемориал Советскому солдату (Ржев) 35 м.
  • «Воин-освободитель» (Берлин) 30 м.


  • 1941. Знаменитый агитационный плакат «Родина-мать зовет!» создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Услышав о том, что Гитлер напал на СССР, в мастерскую художника вбежала жена с криком «Война!». Выражение ее лица потрясло Ираклия. Он тут же сделал набросок. Плакат в каком-то смысле стал прообразом монумента.
Знаменитый плакат Ираклия Тоидзе и его жена ТамараЗнаменитый плакат Ираклия Тоидзе и его жена Тамара
  • 1944. Освобождение Сталинграда в 1943 году переломило ход Великой Отечественной. Уже в сентябре 1944-го объявили конкурс на создание памятника. Письма шли мешками: и от архитекторов, и от простых солдат - они присылали эскизы в треугольниках полевой почты.
Вучетич и Никитин возле огромного мечаВучетич и Никитин возле огромного меча
  • 1967. Конкурс проектов начался при Сталине. Приказ о строительстве подписал в январе 1958-го Хрущев. Открыли монумент уже при Брежневе.

Не забудем! Не простим!

Всего за неделю, с 23 по 29 августа 42-го, в Сталинграде были убиты 40 тыс. мирных жителей. А всего в Сталинградской битве погибло около 3 млн. человек.

Земля Мамаева кургана была так перепахана взрывами, что весной 1943-го на ней не выросла трава.

Перед началом строительства на кургане обезвредили 40 тыс. мин, снарядов, авиабомб.


Внутри памятник пронизывают натяжные тросы по 60 тонн каждый!Внутри памятник пронизывают натяжные тросы по 60 тонн каждый! . Фото: daryadarya.livejournal.comВ голове статуи есть удобная скамеечкаВ голове статуи есть удобная скамеечка. Фото: daryadarya.livejournal.com

Архитектор Евгений Вучетич

В первые дни войны Вучетич ушел добровольцем на фронт. Служил рядовым пулеметчиком. В 1942-м прямо перед ним упала мина, осколки пробили шинель. Вучетича тяжело контузило, но он выжил.

Фото: © РИА «Новости»Евгений Вучетич. Фото: © РИА «Новости»

Памятник «Родина-мать» открыли 15 октября 1967 года. Церемонию, на которую приехал Брежнев, архитектор смотрел по телевизору. После контузии ему было тяжело говорить, начинался тик, кашель, дергалась рука. Были сильно повреждены голосовые связки и плечо. Он почти не давал интервью и не выступал. Но очень много работал.

Самые знаменитые его работы:


Цитаты

Евгений Вучетич:

«Думаешь, мне не хочется изваять обнаженную женщину, полюбоваться красотой тела? Хочется! Но я не могу, не имею права. Я должен в каждой вещи своей нести идею, быть солдатом».

Фото: © «ИТАР-ТАСС»

«Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: «А она кричит: «За Родину… вашу мать!» - заткнулись…»

Инженер Николай Никитин

Гениально сделал расчеты: монумент весом 8 тыс. тонн ничем не прикреплен к фундаменту. Однако стоит устойчиво. Как фигура на шахматной доске.

На фундаментах конструкции Никитина установлено большинство московских высоток. А также 540-метровая игла Останкинской башни. Она держится на фундаменте глубиной всего 3 - 4 метра!

Николай Никитин. Фото: © РИА «Новости»

Никитин, кстати, участвовал в проектировании Дворца Советов, который хотели в 30-е годы строить на месте храма Христа Спасителя. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента разобрали на противотанковые ежи.


Спасти и сберечь

За многие годы памятник сильно загрязнился. На нем оседали промышленные выбросы, особенно с восточной стороны, где расположен металлургический комбинат, перерабатывающий лом черных металлов. А на северной стороне вырос мох.

30 ярусов металлических строительных лесов во время реставрации построили вокруг монумента30 ярусов металлических строительных лесов во время реставрации построили вокруг монумента. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Первыми к работе приступили две бригады реставраторов, приехавшие из Казани. Скульптуру начали чистить с помощью уникальной технологии мягкого бластинга: мелкие частички кальция размером 50 - 70 микрон под давлением омывали памятник, как душем. Они выбивали грязь, не повреждая поверхность.

Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Кстати

  • После работ в Волгограде казанцы отправились на Соловецкие острова - очищать постройки Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Затем каждую трещину, выбоину, скол, следы отслоения бетона выделили и пронумеровали. Обозначили на картограммах и определили, каким способом «лечить».

Скульптуру чистили с помощью уникальной технологии мягкого бластингаСкульптуру чистили с помощью уникальной технологии мягкого бластинга. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Все повреждения заполнили раствором с помощью «инъекций», загрунтовали, покрыли специальным составом.


За два года

  • 180 тысяч дефектов выправили в монументе.
  • 16 км трещин заделали во время работ.
  • 99 металлических тросов, внутренние стяжки заменили на новые.


Ему позировали четыре натурщицы

Валентина Изотова работала официанткой в ресторане «Волгоград». Там ее и приметили молодые скульпторы из бригады Вучетича, зашедшие пропустить по рюмочке.

Валентина ИзотоваВалентина Изотова

Екатерина Гребнева тоже из города на Волге. Девушку нашли на спортивной площадке.

Екатерина ГребневаЕкатерина Гребнева

Анастасия Пешкова служила учетчицей в  Художественном фонде РСФСР. Разместила свое фото в альбоме натурщиков, где на него случайно наткнулся сам великий скульптор.

Анастасия ПешковаАнастасия ПешковаА фигуру он слепил, гладя на двукратную чемпионку Европы по метанию диска Нину ДумбадзеА фигуру он слепил, гладя на двукратную чемпионку Европы по метанию диска Нину Думбадзе

Как устроена Родина мать | Как это сделано

В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

3.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы«.

На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти»:

4.

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».

Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

5.

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Слушали: О поведении комсомольцев в бою.
Постановили: В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику: Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ: Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание — смерть».

6.

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:

7.

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

8.

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись»:

9.

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

10.

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:

11.

12.

13.

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

14.

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

15.

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

16.

Высота статуи Родины-Матери — 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:

17.

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

18.

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:

19.

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

20.

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

21.

22.

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:

23.

24.

25.

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

26.

Крепление левой руки (без меча):

27.

А это вход в правую руку (с мечом):

28.

Дальше наверх под наклоном идет лестница. Меня туда не пустили, сказали, что с моей комплекцией я не пролезу:

29.

Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:

30.

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

31.

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

32.

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:

33.

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

34.

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.

35.

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

36.

37.

На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:

38.

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:

39.

В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:

40.

41.

42.

А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.

43.

44.

45.

46.

P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде:

Источник

Памятники Родине Матери


Великая Отечественная Война навсегда останется в сердцах абсолютно каждого человека. Война – это страшное событие, боль и слезы. В память об этих страшных событиях в разных уголках страны устанавливаются памятники, это благодарность и вечная память нашим дедам и прадедам – солдатам, подарившим нам жизнь. Памятники Родине-матери есть во многих уголках не только нашей страны, но и всего земного шара. Так Родину-мать можно встретить в Белоруссии, Германии, Испании, Латвии, Туркмении, Узбекистане и в Украине. Всего можно насчитать около двадцати пяти памятников Родине-матери. Из них тринадцать находятся в городах России.

Родина-мать в городах России


Мемориал Родина-мать в Санкт-Петербурге является, наверно, одним из самых известных среди всех памятников Родине-матери. Расположен он на Пискаревском мемориальном кладбище. Это самое большое кладбище, оно занимает площадь в двадцать восемь гектаров и занесено в книгу рекордов Гинесса. Мемориал является данью памяти жителям блокадного Ленинграда, которым не хватило сил выжить в это страшное время голода, холода и бомбежек, в эти «900 дней кошмара, ада». На Пискаревском кладбище похоронено примерно полмиллиона жителей города. Открыт мемориал в мае 1960 года. Родина мать держит в руках разорванный лавровый венок.
Мемориал Родина-мать в городе Буденновске. Деньги на памятник собирали сами жители города. Возведен он из гранита и открыт в 1967 году. Посвящен буденновцам (в то время прикумчанам), погибшим или пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.
Родина-мать в Волгограде. Мемориал открыт, так же как и в городе Буденновске, в 1967 году. Расположен он на Мамаевом кургане. Памятник выполнен из бетона, в основании же металлические конструкции. Высота Родины-матери пятьдесят три метра, в руке она держит меч, его длина тридцать три метра. Если сложить эти цифры, то получается, что высота всего памятника восемьдесят шесть метров. Надо сказать, что Родина-мать в Волгограде является одним из семи чудес света.
Памятник Родине-матери в Калининграде установлен на месте обычного сквера. Представляет собой точную копию женщины, нарисованной на плакате «Родина-мать зовет!», относящегося ко времени Второй Мировой войны.
Памятник Родине-матери в Вышестеблиевской станице Краснодарского края представляет собой женщину, левая рука у нее лежит на правом плече. Памятник посвящен комсомольцам, которых предатель выдал фашистам.
Родина-мать на площади Победы в Калуге. Мемориал посвящен жителям города, павшим в военные годы. Комплекс установлен на месте, где ранее был пруд. В 1966 году на площади появился обелиск, и лишь в 1973 году на самом верху обелиска появилась Родина-мать. В руках у нее лента, символизирующая нить реки Оки и искусственный спутник Земли. Таким образом, архитектор объединил в памятнике победу над фашистской Германией и освоение пространства космоса.
Есть Родина-мать и в Татарстане в Набережных Челнах. Установлен памятник в 1975 году. Родина-мать в этом мемориальном комплексе несколько отличается от монументов Родины-матери в других городах. Здесь она предстает в образе птицы Феникс, начинающей взлетать.
В селе Кубенское Вологодской области памятник Родине-матери стоит на площадке рядом с сельской библиотекой. Родина-мать предстает перед жителями в образе женщины, укутанной в покрывало. Стоит она на пьедестале, в центре же расположена звезда, копия ордена Отечественной войны I степени. За спиной Родины-матери можно увидеть фреску, изображающую солдата и женщину в голубом платке, а рядом с ними хлеб и рюмка.
Родина-мать в Нижнем Новгороде установлена в 1965 году на месте братской могилы советских воинов. Находится этот мемориал на кладбище «Красная Этна». В руках, вознесенных к небу, у Родины-матери находится венок.
Родина-мать в городе Павловске Воронежской области. Данный памятник представляет собой ансамбль. Родина-мать с возведенными к небу руками, она как бы просит о мире, но в то же самое время сама его несет, несет она и счастье. С другой стороны от Родины-матери находится фигура солдата с преклоненным коленом. Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны город Павловск был передовым городом на линии фронта.
Памятник Родине-матери в Пензе. Полное название памятника «Монумент воинской и трудовой славы». Посвящен он жителям Пензенской области, жителям, сражавшимся за победу и трудившимся ради жизни вопреки всей боли войны. Он за трудовые и воинские подвиги. Открыт монумент в 1975 году. Родина-мать предстала в образе матери, держащей на левом плече ребенка. У ребенка же в руках вечный огонь.
Мемориал расположен в центре Лагерного сада в городе Томске. Родина-мать держит в руках оружие, она вручает его своему сыну. Возведен мемориал в 1979 году.
Родина-мать в Саратовской области в селе Старые Бурасы расположена на площади в центре села, рядом с Родиной-матерью расположен памятник Сталину И. В.
Такое большое количество памятников, мемориалов Родине-матери, несомненно, вызвано большой болью всей страны, скорбью всего мира по страшным дням Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Война – это всегда боль, это страх, это потери и слезы. Самое главное, чтобы каждый человек помнил и хранил в сердце память об этих страшных днях. И тогда в нашей жизни будет мир!

Мать-Родина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

Мать-Родина[К 1] — монумент, установленный в Санкт-Петербурге на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Шестиметровая бронзовая скульптура на каменном постаменте изображает женщину, держащую в руках гирлянду дубовых листьев — символ вечности. За скульптурой находится каменная стена, на которой высечены строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Помимо стихотворных строк, на стене можно видеть силуэты людей, идущих навстречу друг другу.

Скульптура олицетворяет скорбящую женщину, мать, жену. Лицо скульптуры обращено к братским захоронениям. За спиной скульптуры (вне территории кладбища) оставлен коридор в 2-3 квартала длиной, не застроенный домами.

Скорбящая женщина, мать, жена…

В феврале 1945 года был проведён конкурс на проект мемориала ленинградцам, погибшим во время блокады. В 1956 году на площади свыше 26 гектаров началось строительство мемориального комплекса по проекту архитекторов А. В. Васильева и Е. А. Левинсона. Мемориал был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вечный огонь был зажжён от огня на Марсовом поле.

Авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит («Родина-мать» и рельефы на боковых стенах), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле).

  1. ↑ В других источниках «Родина-мать»[1][2].

Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

«15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине», - сказал на открытии мемориала великий советский скульптор Евгений Вучетич.

***

До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешнюю вершину сформировали искусственно для построения памятника.

***

На этапе проектирования Вучетич постоянно вносил изменения. Изначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Но от него отказались, как и от пышно украшенного постамента. Монументальные лестницы, которые уже были построены, заменили дорожкой-серпантином, которая словно лента опоясывает статую. Изменились и размеры - Родина-мать выросла с 36 метров до 52. Хотя замысел скульптора здесь не причем, просто Никита Хрущев в ультимативной форме заявил, что она непременно должна быть выше Статуи Свободы.

Ее строили 8 лет.

***

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. На каждый квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава.

***

По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России.

***

Родина-мать занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции сделал доктор технических наук Николай Никитин ( он же участвовал в проектировании МГУ и Останкинской башни). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Самую высокую скульптуру построили в 2008 году. Это статуя Будды в китайской провинции Хэнань, ее высота вместе с пьедесталом – 153 метра.

***

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но ветру листы титановой обшивки гремели, и дополнительно нагружали руку. В результате лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали.

***

Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

***

От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 степеней. Но за счет пролетов их количество увеличилось до 203.

***

Вход внутрь для посторонних строго запрещен, именно поэтому она обросла слухами и загадками. Многие думают, что во рту находится смотровая площадка, а ближе к уху ресторанчик для VIP-персон. Однако это не так. Согласно еще одной легенде, вскоре после создания в скульптуре потерялся человек, после этого его никто не видел.

***

У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. Он был главным военным консультантом мемориала. Согласно завещанию командующего 62-й армией похоронили на Мамаевом кургане.

***

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова, Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде, поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

***

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

***

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

***

9 мая 2045 года к 100-летию победы в Великой Отечественной войне на Мамаевом кургане в Волгограде должна быть вскрыта капсула с обращением участников войны к потомкам.

***

Есть еще одна Родина-мать – в Киеве, это также творение Вучетича. Стоит на правом берегу Днепра. Она на 23 метра меньше своей соратницы, однако стоит на огромном постаменте, внутри которого расположен музей. За счет этого общая высота у нее выше.

Мамаев курган - одна из самых посещаемых достопримечательностей страны.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

В Москве есть копия головы волгоградской Родины-матери. Она прячется за забором мастерской Вучетича на улице Вучетича, и смотреть на нее никого не пускают, но, поскольку голова - здоровенная, а забор - маленький, то и голову, и ее коллег из-за забора видно довольно неплохо.

***

Пожалуй, самая большая загадка – с кого лепили Родину-мать, претенденток хватает. 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом объявила, что она стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича. В 2003 году такое же заявление сделала Валентина Изотова. Она работала официанткой в ресторане «Волгоград» и утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. «Мне платили по 3 рубля в час. В ней много от меня - шея, изломы рук, ноги, бедра - все мое!» – говорила Изотова. Еще одна претендентка - Екатерина Гребнева, спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии. Она также позировала Вучетичу, но на уникальность не претендует: «Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов».

Однако бывший замдиректора памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Фигура знаменитой дискоболки действительно напоминает стать скульптуры.

ТТХ

Сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 87 метров. Он установлен на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Высота женской фигуры - 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн). Статуя стоит Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Поделиться видео </>

Скульптуре «Родина-мать зовет!», исполнилось 45 лет.Андрей МИРЕЙКО

«Родина-мать зовет», «Родина-мать», «Воин-освободитель» и другие.

Советский скульптор Евгений Вучетич почти полвека посвятил монументальному искусству. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Наиболее известные работы Вучетича — ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке. Военную тему скульптор выбрал неслучайно. В июне 1941 года пошел на фронт добровольцем; вернувшись, продолжил работу в Cтудии военных художников имени Грекова, сохраняя память о боях и сражениях в своих работах.

Сын обрусевших серба и француженки Виктора Вучетича и Анны Стюарт родился в Екатеринославе в 1908 году, окончил художественную школу — уже в Ростове. Дипломной работой выпускника стала скульптурная группа, изображающая матроса на вздыбленном коне в полную величину — воплощение детских впечатлений. Евгений заслушивался рассказами демобилизованных красноармейцев о Гражданской войне, и первая же самостоятельная работа начинающего скульптора оказалась в Северо-Кавказском музее революции. Настолько ярким и эмоциональным получился образ. Первым международным признанием Вучетича стала золотая медаль Всемирной выставки 1936 года в Париже за работу «Климент Ворошилов верхом».

Продолжил обучение скульптор в Ленинградской академии художеств. Культурная столица добавила не только академических знаний: Вучетич изучал творения своих предшественников — ваятелей и зодчих в музеях, да и просто на ленинградских улицах. «Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминал мастер.

В 1930-е годы, в разгар грандиозного строительства, Евгений Вучетич оказался в Москве — в самом эпицентре реализации сталинского плана реконструкции города. Скульптор работал на «стройках века» — при возведении гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки, руководил экспериментальными мастерскими так и не построенного Дворца Советов. Многие проекты того времени остались на бумаге, такие как памятник герою Гражданской войны Григорию Котовскому, закончить который помешала война.

Даже после тяжелой контузии и демобилизации скульптор уже в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова выезжал на фронт. Художники делали документальные зарисовки, скульптурные портреты, этюды, создавая своеобразную летопись военного времени. От образов героев 1812 года — Суворова, Кутузова, Багратиона — Вучетич перешел к героям-современникам: скульптор за свою творческую жизнь создал более сорока портретов советских военачальников и героев Великой Отечественной войны.

Читайте также:

Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

В основу скульптурной композиции легли реальные события — подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году — на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.

Воин-освободитель в Трептов-парке Берлина

С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина- освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником — жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

«Перекуем мечи на орала», Нью-Йорк, Москва, Усть-Каменогорск

Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»

Скульптура работы Вучетича в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, и по сей день один из символов мира находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Мускулистый пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг — при работе над эти образом скульптор очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе Бориса Гуревича. За скульптуру «Перекуем мечи на орала» автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Родина-мать зовет», Мамаев курган, Волгоград

Мемориальный ансамбль, посвященный памяти героев Сталинградской битвы. При работе над этим памятником Евгения Вучетича консультировал маршал Василий Чуйков, которого прозвали на фронте «командир-штурм». Василий Иванович командовал 62-й армией, удержавшей Мамаев курган. На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло два года, на строительство мемориала потребовалось восемь лет. После окончания строительства, в 1967 году, скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века.

Родина-мать в Киеве

Изначально предполагалось, что скульптура будет высотой в 80 метров, но после смерти автора проекта было установлено архитектурное равновесие с колокольней Киево-Печерской лавры. Фигуру из нержавеющей стали изначально намеревались покрыть сусальным золотом, но это оказалось слишком дорого, и от идеи отказались. Проект для своего времени был уникальным: собирали статую специальным краном стометровой высоты, и по техническим расчетам она может выдержать даже землетрясение в 9 баллов. Киевская Родина-мать стала последним монументальным творением Евгения Вучетича, над которым скульптор работал последние два года жизни.

«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Как выглядит Родина-мать в Волгограде изнутри

Скульптура «Родина-мать зовет!» уже почти полвека возвышается над главной высотой России. Мамаев курган - место святое не только для Волгограда, но и для всей страны. Здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. Именно здесь как нигде осознаешь цену жизни и смерти. 140 дней шли ожесточенные бои за 102-ю высоту. Каждый клочок земли здесь пропитан кровью и до сих пор хранит опасное «наследство». Даже спустя 73 года после того, как стихли последние бои, на Мамаевом кургане находят неразорвавшиеся снаряды.

Именно здесь после войны решили увековечить подвиг советского народа. Венчать мемориал на Мамаевом кургане должна была самая высокая статуя в мире - под стать значению самой победы. Такой Родина-мать и была в то время. Да и сейчас она остается одним из самых грандиозных творений на планете.

ТТХ

Высота с постаментом - 85 метров Высота фигуры Родины-матери - 52 метра Вес - 8000 тонн Высота фундамента - 16 метров Длина меча - 33 метра Вес меча - 14 тонн Работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

Фото: музей-заповедник "Сталинградская битва".

Родина-мать образ собирательный - и внешне, и внутренне. Хотя изначально в замыслах авторов скульптура должна была выглядеть совсем иначе. В первом проекте Родина-мать держала не меч, а знамя. А у ее ног склонялся солдат.

Строительство монумента близится к завершению. 1965 год. Фото: музей-заповедник "Сталинградская битва".

В течение восьми с лишним лет возводили монумент. Это была по-настоящему народная стройка. Сначала уложили бетонный фундамент, сверху - коробку основания, которую также венчает полутораметровая плита. Предполагалось, что основание обложат камнем, но пока шли работы, скульптура по велению Хрущева «подросла» в полтора раза. Чтобы укрепить фундамент, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана - насыпная. А историческая высота 102 находится метрах в 200 от нее.

Под скульптурой 1,5 метровая плита и 16-метровое основание. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу.

Путь наверх лежит через неприметную дверцу с тыльной стороны постамента.Фото: Юлия ЕРМАКОВА

Побывать внутри грандиозного монумента удается немногим. Помимо ученых сюда лишь иногда пускают вип-персон и журналистов. На экскурсию в святая святых нас ведет Александр Чернов, ведущий научный сотрудник ОАО «НИИЭС». Это он каждую неделю поднимается наверх Родины-матери и справляется о ее самочувствии. А около десяти раз в год ему приходится забираться вплоть до кончика меча. Там установлены датчики, показания которых он снимает.

- Внутри нет никаких смотровых площадок. На руку выйти нельзя, в рот выйти или посидеть там, свесив ноги, тоже нельзя. Лифта нет, так что подниматься придется пешком. Нет здесь и подземелий. В 2010 году прорыли вглубь фундамента на 16 метров и ничего - чистый песок, - первым делом наш гид один за другим развенчивает мифы.

Исторический момент. 1965 год. Фото: музей-заповедник "Сталинградская битва".

Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет. И по трафарету статую потихоньку собирали, заливая ярус за ярусом. День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Бетон использовали такой же, как и при строительстве Волжской ГЭС. Наполнители подбирались очень тщательно - все самое лучшее.

Только голову Родины-матери отлили отдельно и поднимали наверх при помощи вертолета. Да еще меч.

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но на ветру он раскачивался и гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра в верхней части сделали специальные жалюзи - демпферы. На старом мече их не было.

- Хуже всего меч переносит как раз слабый ветер, 5 - 8 метров в секунду, какой чаще всего и бывает в Волгограде. А сильные порывы гасит демпфер, - поясняет Александр Чернов. - Колебания меча снимаются дважды за квартал. Они составляют всего 12 миллиметров. Хотя когда ты внутри, кажется, что раскачивается он на метры.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона. К основанию она никак не прикреплена и держится только благодаря собственной тяжести.

Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» внутри монумента одиннадцать.

Монумент Родины-матери в отличие от статуи Свободы изначально не предназначался для того, чтобы проводить экскурсии внутри. Поэтому здесь нет внутренней отделки. Даже опалубку со стен сняли только после пожара в Останкинской телебашне. Сооружались эти два гиганта советской эпохи по одной технологии. Остатки досок кое-где на стенах до сих пор остались.

Бетонные стенки не очень толстые, всего 15 - 20 сантиметров. Системы вентиляции внутри скульптуры нет. Поэтому летом здесь жарко и душно. Зимой монумент насквозь промерзает, образуется наледь. А на солнышке Родина-мать моментально нагревается снаружи. Такие перепады температур на пользу величавой громадине вовсе не идут.

- Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил - ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, - с удовольствием рассказывает очрередную байку Александр Чернов. - Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект.

Но ниши эти все же существуют.

Бетон хорошо себя чувствует на сжатии, но не на растяжении. Для того чтобы предотвратить растрескивание конструкции и обеспечить жесткость, ее стянули стальными тросами. В трех секциях 99 канатов, которые идут от пяток до уровня груди. Каждый из них выдерживает нагрузку в 60 тонн. На тросах установлены специальные электромагнитные датчики. Они записывают частоту колебаний, по которой специалисты НИИ энергетических сооружений контролируют натяжение.

Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила. Мы взлетаем по крутым ступенькам, не замечая пройденного расстояния. Сориентироваться внутри очень тяжело. Лестницы и переходы постоянно петляют, поднимаясь все выше и выше.

Эту комнату на уровне груди монумента вполне можно назвать сердцем Родины-Матери. Здесь расположена аппаратура, куда стекаются данные с сотен датчиков, размещенных на тросах и по всей поверхности статуи. Система контролирует натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.

Здесь всё словно шлет привет из СССР.

Но есть и современная техника.

Руки монумента тоже стягивают стальные тросы. Небольшой лаз в правую руку выводит в большое помещение, дальше путь лежит в меч. Но туда мы не идем. Пролезть внутрь острия может только очень стройный человек при минимуме одежды.

Также на эфесе меча есть выходы для промышленных альпинистов. Оттуда видно тот самый люк, к которому мы направляемся.

Постепенно проходы все уже, подъемы круче. В некоторых местах приходится пригибаться.

От уровня из груди наверх ведут уже лестницы из металлических прутьев. Они тоже меняют направление.

Наконец, мы преодолеваем самое узкое место.

И вот мы в голове. Удивительно, но поднявшись на высоту 50 метров и одолев более 200 ступеней, мы этого даже не заметили.

А стены здесь успели пометить много лет назад какие-то «художники».

Трехметровая лесенка ведет к люку на макушке Родины-матери. Еще несколько шагов вверх и весь Волгоград, и Заволжье перед тобой, как на ладони.

Взгляд на Храм Всех Святых на Мамаевом кургане и центр города.

Вид на Волгу, знаменитый танцующий мост и стройплощадку будущего стадиона «Арена-Победа», где пройдут матчи ЧМ-2018 по футболу.

Вид на северную часть Волгограда с головы Родины-матери.

А вот и металлургический гигант «Красный Октябрь» во всей красе, и покрытый дымкой Волжский.

Отсюда, как на ладони, видны и реставрационные работы, которые ведутся на Мамаевом кургане. Стены бассейна на площади Героев облицовывают мрамором. До этого в чаше заменили гидроизоляцию. Работы ведутся и на большой подпорной стене, которую подпортили грунтовые воды. В зале Воинской Славы обновляют крышу, пол, частично стены и фасад.

Столь масштабные работы на главной высоте России проводят впервые. И одна из задач реставраторов - сохранить мемориал в первозданном виде. Для этого используют те же материалы, что и полвека назад.

Закончить этот этап планируют к 70-летию Победы. В канун праздника в зале Воинской Славы на Мамаевом кургане вновь зажгут Вечный огонь.

Затем реставрация ждет и саму Родину-мать. В планах замена тросов, которые стягивают монумент изнутри, и обновление покрытия снаружи.

- Дожди и снег, перепады температур и возраст - монумент протекает. В этом году из-за теплой зимы Родине-матери было особенно плохо. Снаружи ее пора покрыть гидрофобным раствором, - поделился с «КП» Александр Чернов. - В этом году проектировщики должны дать заключение, после чего начнутся работы.

В общем, как и любой женщине под пятьдесят, скульптуре требуется «косметика» и легкая «пластика». Но на это уйдут годы. Верхний слой нужно будет снять, зачистить и только потом покрывать. Чтобы провести эти работы, Родину-мать придется одеть в строительные леса.

Проблема еще и в том, что с годами проектная документация оказалась потеряна. Создавали Родину-мать десятки авторов и институтов из разных уголков СССР. У них и хранилась своя часть бумаг. В 90-е годы многие институты были расформированы, документы исчезли. Теперь их восстанавливают по крупицам.

А вот слухи о возможном падении Родины-матери, по мнению директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина, с действительностью ничего общего не имеют. Согласен с этим и Александр Чернов.

- Да, отклонения и проблемы есть. Но они не критические, - поясняет наш гид. - Амплитуда колебания 33-метрового меча составляет не более 14 миллиметров. Горизонтальное смещение верхней части монумента сейчас достигло 214 миллиметров. Но запас прочности у Родины-матери еще есть. Проект рассчитан на отклонение в 272 миллиметра. Невелика и деформация основания. Оно отклонено от норматива на 90 миллиметров.

Так что после реставрации легендарный монумент простоит еще не один десяток лет. И грандиозность Родины-матери, зовущей своих сыновей на бой с врагом, смогут оценить и наши потомки.

Взглянуть на Родину-мать изнутри «КП» помогли сотрудники музея-заповедника «Сталинградская битва» и Свободное сообщество журналистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как выглядит мельница Гергардта в Волгограде изнутри

За 58 дней, которые мельница находилась в осаде, здание выдержало тысячи атак, налеты вражеской авиации, минометный и артиллерийский огонь. Крышу разрушила авиабомба, стены иссечены снарядами, пулями и осколками. Бои здесь шли за каждый этаж. Устоять мельнице помогла прочность, которую заложили при строительстве (читать далее).

Загадки истории: Кто позировал Вучетичу для Родины-матери

Родина-мать образ собирательный - и внешне, и внутренне. Такой сильный и мощный, что его энергетики хватит на всех. Однако периодически кто-нибудь из женщин да заявит, что именно она позировала Вучетичу (читать далее).

Родина-мать не при смерти, она просто слегка больна

Эксперты уже давно спорят о состоянии самого знаменитого памятника России. Бетонную громадину «хоронят» чуть ли не каждый год (читать далее).

Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

15 октября 1967 года в Волгограде произошло грандиозное событие - была открыта статуя Евгения Вучетича. Родину-мать строили целых восемь лет (читать далее).

Мамаев курган будет охранять ЮНЕСКО

Эксперты ЮНЕСКО оценили комплекс сразу по трем критериям. Во-первых, они признают его шедевром творческого гения человека. Во-вторых, считают Мамаев курган выдающимся примером архитектурного ансамбля, который отражает значительный этап в истории человечества. И, в-третьих, он связан с событиями, имеющими универсальную значимость (читать далее).

ИСТОЧНИК KP.RU


Смотрите также

Описание: