Где находится речевой центр в головном мозге


Речевой центр Брока и зона Вернике. Клубный Онлайн-Журнал ЛОГО-ЭКСПЕРТ​

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока. 

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры , управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей - зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов - моторики речи. 

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. 

Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить. 

Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. 

Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция - преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания - то есть синтаксис (или грамматику) высказываний. 

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике , отвечающая за понимание речи. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы. 

При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь. 

Центр речи: развитие и различные патологии

Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной. Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

Эта зона мозга и называется область Брока. Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Причины нарушения речи у детей

Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
  • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
  • торможение в развитии психики;
  • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
  • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

Проблемы с речью после инсульта

После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

  • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
  • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

Какая часть мозга отвечает за речь? Строение и функции головного мозга

Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

Строение головного мозга

Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

Важные факты:

  1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
  2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
  3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную – защитную функцию.

Принято считать, что левое полушарие отвечает за все мыслительные процессы, а правое за восприятие внешнего мира. Грубо говоря, левое – логическое, а правое – творческое полушарие.

С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

  1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
  2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
  3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
  4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
  5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.

Функции головного мозга

Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

Основные функции:

  1. Разумная функция, или мышление человека.
  2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
  3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
  4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

Отделы

Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции больших полушарий головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

В человеческом мозге выделяют следующие доли:

  1. Лобная.
  2. Височная.
  3. Теменная.
  4. Затылочная.

Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

Лобная доля

Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

  1. Характер мышления.
  2. Процесс мочеиспускания.
  3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
  4. Мотивацию и контроль поведения.
  5. Речь и почерк.

Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

Височная доля

Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. Височные доли находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

Левая височная доля отвечает за:

  1. Восприятие звуковой информации.
  2. Кратковременную память.
  3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
  4. Синтез зрительной и слуховой информации.
  5. Взаимодействие музыки и эмоций.

Права височная доля несет ответственность за:

  1. Распознавание мимики.
  2. Восприятие ритма и музыкального тона.
  3. Восприятие интонации речи.
  4. Фиксация зрительных фактов.

Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

Речевые центры головного мозга

Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга. Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне. Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

Выделяют две основные речевые зоны мозга:

  1. Моторная зона.
  2. Сенсорная зона.
  3. Ассоциативный центр.

Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

Функции

Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

  • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

  • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

Ассоциативный речевой центр

Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

Нарушения

Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

Причины, которые провоцируют нарушения:

  1. Тяжелая беременность.
  2. Генетическая предрасположенность.
  3. Медленное развитие психики.
  4. Поражение слухового органа.
  5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.

Область Вернике — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Область Ве́рнике (сенсорная речевая зона, речевая зона Вернике) — часть коры головного мозга, которую, как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью. В отличие от области Брока, отвечающей за воспроизведение речи, она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи. Давно установлено, что область Вернике находится в поле 22 по Бродману, то есть в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга (у 95 % правшей и 60 % левшей доминантным полушарием является левое). При поражении области Вернике возникает рецептивная, или беглая, афазия. Больной афазией способен без труда соединять слова друг с другом, однако его фразы будут бессмысленны. Это отличает ее от моторной афазии, или афазии Брока, при которой больной употребляет осмысленные слова, но не способен их соединить, говорит в «телеграфной» манере[1].

Согласно традиционным представлениям, область Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины, в большинстве случаев в левом полушарии мозга. Данная область охватывает слуховую зону коры мозга на латеральной борозде (части головного мозга, отделяющей височную долю мозга от теменной доли)[2]. В нейроанатомии эта зона обозначается как задняя часть поля 22 по Бродману.

Существуют, однако, разногласия по поводу расположения области Вернике[3]. Некоторые ученые указывают на унимодальную ассоциативную слуховую зону в верхних височных извилинах, находящихся впереди первичной слуховой коры мозга (передняя часть поля 22)[4]. Как показывают функциональные тесты по нейровизуализации, именно эта зона устойчиво задействуется при распознавании речи на слух[5][6]. Другие исследователи включают в область Вернике соседние части разномодальной ассоциативной зоны коры мозга в полях 39 и 40 в теменной доле[7].

Ранее считалось, что дугообразный пучок соединяет область Вернике и область Брока. Однако новые исследования показали, что дугообразный пучок связывает задние рецептивные зоны с премоторными и двигательными зонами коры мозга[8]. Соответствующий положению центра распознавания речи, выявленном при нейровизуализации, крючковидный пучок соединяет передние верхние височные области и область Брока[9].

Гомологичная область правого полушария[править | править код]

Исследования при помощи транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) дают основание предположить, что соответствующая области Вернике зона при нахождении в недоминантном мозговом полушарии участвует в обработке и выборе второстепенных значений многозначных слов (например, при слове «ключ» возникает значение «скрипичный»). Напротив, область Вернике в доминантном полушарии участвует в обработке основных значений слов (значение «дверной» при слове «ключ»)[10].

Современная точка зрения[править | править код]

Нейровизуализация позволила предположить, что функции, ранее приписываемые области Вернике, в большей степени выполняются височной долей головного мозга, и доказала, что эти функции выполняет также и область Брока.

Существуют гипотезы о том, что средняя и нижняя височная извилина, а также базальные отделы височной доли осуществляют обработку лексической информации… Ученые сходятся во мнении, что часть верхней височной извилины от ростральной до каудальной области и верхняя височная борозда составляют нервную ткань, в которой выполняются многие важнейшие операции для распознавания речи… некоторые части области Брока также регулярно задействуются в обработке речи. Круг областей, задействованных в обработке речи, гораздо шире тех представленных языковых областей, которые обычно связывают с речью. В подавляющем большинстве книг до сих пор указано, что данный аспект восприятия и обработки языка осуществляет область Вернике (задняя треть верхней височной извилины).[11]

Гипотезу о широком круге областей обработки речи поддерживает недавнее исследование, проведенное в Рочестерском университете, в котором носителей американского жестового языка обследовали при помощи МРТ, пока они истолковывали предложения, содержащих два типа отношений между словами: синтаксических (связь передается порядком слов) и интонационных (связь слов передается движениями рук или жестикуляцией с определенной стороны). Во время обследования активизировались определенные области мозга, причем лобная кора (связанная со способностью упорядочивать информацию) показала большую активность при анализе синтаксиса, а височные доли (связанные с разложением информации на составные части) были более активны при анализе интонации. Однако эти области не взаимоисключающие, и их функции во многом совпадают. Из полученных данных следует, что, хотя обработка речи представляет собой сложный процесс, мозг применяет достаточно простые существующие вычислительные методы[12].

  1. ↑ Aphasia: Signs & Symptoms (неопр.). American Speech-Language-Hearing Association.
  2. Kennison, Shelia. Introduction to language development (неопр.). — Los Angeles: Sage., 2013.
  3. Bogen J.E., Bogen G.M. Wernicke's region—Where is it? (англ.) // Annals of the New York Academy of Sciences (англ.)русск. : journal. — 1976. — Vol. 280. — P. 834—843. — doi:10.1111/j.1749-6632.1976.tb25546.x. — Bibcode: 1976NYASA.280..834B. — PMID 1070943. (недоступная ссылка)
  4. Démonet J.F., Chollet F., Ramsay S., Cardebat D., Nespoulous J.L., Wise R., Rascol A., Frackowiak R. The anatomy of phonological and semantic processing in normal subjects (англ.) // Brain (англ.)русск. : journal. — Oxford University Press, 1992. — December (vol. 115, no. Pt 6). — P. 1753—1768. — doi:10.1093/brain/115.6.1753. — PMID 1486459.
  5. DeWitt I., Rauschecker J.P. Phoneme and word recognition in the auditory ventral stream (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2012. — Vol. 109, no. 8. — P. E505—E514. — doi:10.1073/pnas.1113427109. — Bibcode: 2012PNAS..109E.505D. — PMID 22308358.
  6. DeWitt I., Rauschecker J.P. Wernicke's area revisited: parallel streams and word processing (англ.) // Brain Lang : journal. — 2013. — Vol. 127, no. 2. — P. 181—191. — doi:10.1016/j.bandl.2013.09.014. — PMID 24404576.
  7. Mesulam M.M. From sensation to cognition (англ.) // Brain (англ.)русск.. — Oxford University Press, 1998. — June (vol. 121, no. Pt 6). — P. 1013—1052. — doi:10.1093/brain/121.6.1013. — PMID 9648540.
  8. Bernal B., Ardila A. The role of the arcuate fasciculus in conduction aphasia (англ.) // Brain (англ.)русск. : journal. — Oxford University Press, 2009. — September (vol. 132, no. Pt 9). — P. 2309—2316. — doi:10.1093/brain/awp206. — PMID 19690094.
  9. Saur D., Kreher B.W., Schnell S., Kümmerer D., Kellmeyer P., Vry M.S., Umarova R., Musso M., Glauche V., Abel S., Huber W., Rijntjes M., Hennig J., Weiller C. Ventral and dorsal pathways for language (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2008. — November (vol. 105, no. 46). — P. 18035—18040. — doi:10.1073/pnas.0805234105. — Bibcode: 2008PNAS..10518035S. — PMID 19004769.
  10. Harpaz Y., Levkovitz Y., Lavidor M. Lexical ambiguity resolution in Wernicke's area and its right homologue (англ.) // Cortex : journal. — 2009. — October (vol. 45, no. 9). — P. 1097—1103. — doi:10.1016/j.cortex.2009.01.002. — PMID 19251255.
  11. Poeppel D., Idsardi W.J., van Wassenhove V. Speech perception at the interface of neurobiology and linguistics (англ.) // Philosophical Transactions of the Royal Society B : journal. — 2008. — March (vol. 363, no. 1493). — P. 1071—1086. — doi:10.1098/rstb.2007.2160. — PMID 17890189.
  12. Newman A.J., Supalla T., Hauser P., Newport E.L., Bavelier D. Dissociating neural subsystems for grammar by contrasting word order and inflection (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2010. — Vol. 107, no. 16. — P. 7539—7544. — doi:10.1073/pnas.1003174107. — Bibcode: 2010PNAS..107.7539N. — PMID 20368422.

что собой представляют, где расположены, функциональное значение областей


Произнесение и понимание слов, составляющих основу речи, сложно организованные и взаимосвязанные процессы.

За это отвечают две важные зоны, называемые центрами речи в головном мозге.

В честь исследовавших их авторов они названы: зоны Брока и Вернике. При поражении этих участков мозга появляются нарушения речи или афазии.

Расположение корковых центров речи

Описываемые функциональные структуры расположены в конечном мозге: в коре полушарий. Друг с другом они связаны дугообразным пучком – совокупностью миелиновых волокон, аксонов нейроцитов указанных зон.

Сенсорный центр Вернике расположен в проекции верхней височной извилины. Неслучайно его расположение, ведь близко находится конечный пункт слухового анализатора. Они очень тесно взаимосвязаны между собой при формировании навыков речи, восприятии слов, предложений, а также письменной деятельности. Зона Вернике занимает не всю извилину, а только заднюю ее треть.

Зона формирования звуков и слов — это центр Брока, ограниченный участок лобной доли полушарий головного мозга. Центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Нейрохирурги настаивают, что точная локализация – ее задняя треть.

Функции центров Вернике и Брока

Функциональное значение речевого центра чтения и восприятия обращенной устной речи довольно велико. Информация, которая поступает извне в виде слов, предложений обрабатывается в конечном счете в слуховом анализаторе.

Затем эта информация по ассоциативным связям достигают слухоречевой зоны Вернике. Из всей гаммы звуковых сигналов этот отдел полушарий вычленяет буквы, что позволяет понимать услышанное.

Кроме того, здесь формируется содержание и идея того, что человек пытается сказать. Это процесс инициации речи.

Функциональное значение речевого центра Брока заключено в обеспечении моторики речи. Замысел формируется на этапе зоны Вернике. Информация по дугообразному пучку достигает речемоторного центра Брока, откуда импульсы посылаются к артикуляционному речевому аппарату.

Последовательность созревания речевых центров у ребенка

Организм человека эволюционно сформировался так, чтобы все процессы и структуры функционировали только тогда, когда это целесообразно. Не все аксоны покрыты миелином после рождения ребенка. Миелинизированными оказываются только те волокна, которые непосредственно обеспечивают жизненно важные процессы.

Со временем активных зон головного мозга становится больше. Лобные извилины, например, полноценно работают с полугодовалого возраста.

Корковые центры речи запускаются в разное время, есть небольшой интервал. Сенсоречевая зона Вернике становится функционирующей через 12 месяцев. Только еще через полгода можно говорить о полном завершении «запуска» речевых центров, когда заработает центр Брока.

Современные гипотезы афазии Вернике и Брока

Органическое поражение вещества головного мозга (в результате травмы, инсульта или интоксикации) в проекции любого из центров речи приведет к расстройству ее восприятия, воспроизведения. При этом утрачивается возможность выражать свои мысли при помощи привычных звуков, слов и предложений. Такое состояние называют афазией.

Различают множество вариантов нарушения речи. Чаще всего поражаются зоны Брока и Верника. Очагам патологии соименны названия афазий.

Афазия Вернике

Афазия Вернике иначе называется моторной. Различают несколько вариантов нарушений речи при этом расстройстве, но типично для всех одно: сохраняется понимание обращенных слов у больного, а свои ошибки и отклонения в разговоре пациенты не осознают.

Моторный центр речи поражается в случае ишемии, кровоизлияния или иного причинного фактора, который повлек за собой затруднение кровотока по левой средней мозговой артерии. При стенозах (сужениях) или атеросклерозе мелких веток, отходящих к коре мозга, возможен мягкий вариант поражения. Неврологи называют его малым синдромом Брока.

Пациенты в отличие от здоровых людей говорят не так бегло. Им сложнее переключаться. Начинать разговор для лиц с этим видом афазии сложно. Артикуляционные движения страдают, так как обычно формируется параллельно парез (легкая форма паралича) мимической и лицевой мускулатуры. Слова становятся менее внятными, звук тихий (гипофоничная речь).

Нарушений при письме нет: пациенты грамотно составляют предложения, без ошибок пишут слова (в соответствии с уровнем образованности). Иначе этот вид патологии называется афемией.

Более серьезные нарушения возникают при эфферентной моторной афазии. Локализация очага поражения в мозге та же, но она меньше по площади, глубине и распространенности. Все перечисленные выше характеристики нарушений разговорной речи присутствуют.

К ним добавляется неокрашенная интонация, неверное составление предложений (аграмматизм). Разговор представлен короткими фразами, лишенными, как правило, глаголов (телеграфизм). Письменная речь страдает. О том, что существуют какие-то изменения в разговоре, пациент узнает от родственников, потому что сам он этого не осознает.

Афазия Брока

Клинически этот вид связан со сложностями в процессе восприятия. Пациент не страдает глухотой, он слышит звуки. Но среди их многообразия буквы и фонемы различить не удается. Поэтому при сенсорной афазии утрачивается понимание обращенных слов.

В большинстве случаев невозможно говорить правильно. Бессознательно и бесконтрольно пациент заменяет некоторые фонемы на созвучные, делая похожими произносимые предложения на бессмыслицу, «словесную окрошку».

Артикуляция не меняется, голос звучный, ведь моторный центр речи не поражен. Сам разговор сохраняет медленный и плавный темп. Пауз не слышно. При письме также возможны литеральные парафазии (замены букв и звуков на похожие).

Информация о речевых зонах важна для понимания того, как связаны и на чем основаны основные речевые и письменные навыки. Это важно не только врачам для диагностики афазий, но и обычному человеку поможет разобраться в ситуации.

Мозговые центры речи.

В коре имеются две основные зоны, отвечающие за речь – центр Вернике (сенсорный центр речи) и центр Брока (моторный центр речи). Центр Вернике располагается в височной доле левого полушария у большинства людей. Нейроны этого центра участвуют в обеспечении понимания своей и чужой речи. Если центр Вернике поражен, развивается сенсорная афазия- наблюдается нарушение фонематического слуха, в результате обнаруживаются трудности  понимания чужой устной речи, в письме под диктовку. Такой больной говорит быстро но его речь обычно бессмысленная, потому что человек не замечает своего дефекта. С поражением этой области связана так же дисфункция называния цветов, но не их восприятия. Улышав название цвета, больной не может его выбрать правильно, так как у него нарушена связь между восприятием цвета, представлением и его словесным названием.

Поверхность левого полушария головного мозга. Главные мозговые центры речи: центр Вернике (22 поле по Бродману, височная кора), центр Брока (45 поле по Бродману, лобная кора).

Ученые доказали, что функция называния исполняется различными областями мозга. Зона Вернике относится к заднеречевой системе, где хранятся списки фонем и их последовательности в слове. Система контактирует с базальными ганглиями и передними ядрами таламуса. Эти подкорковые структуры играют определенную роль при приобретении речевых навыков.

Зона Брока располагается в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Эта область отвечает за регуляцию моторной стороны речевого процесса (произнесение речи),  и поэтому называна моторным центром речи. Если центр речи Брока поражен, возникает моторная афазия, когда собственная речь больного нарушена, а понимание чужой речи сохраняется. Такие люди говорят с трудом и мало, большинство ошибок осознают. При моторной афазии плавное переключение с одного элемента высказывания на другой затруднено. Еще одни вариант моторной афазии – динамическая – связана с тем, что человек теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую форму (нарушается программирующая функция речи). При таком нарушении чтение и письмо под диктовку не страдает .

Согласно Шеперду Г. процесс называния предмета происходит по следующей схеме (Шеперд Г., 1987):

Шаг 1. Зрительная информация попадает в первичную зрительную кору (поле 17 по Бродману).

Шаг 2. Обработка зрительного сигнала во вторичных зонах (18 и 19 поля).

Шаг 3. Из 18 и 19 полей зрительный сигнал передается в заднюю речевую зону (центр Вернике и 39 поле в теменной коре).

Шаг 4. Из 39 поля информация идет в 22 поле, где хранится его звуковой образ.

Шаг 5. Из 22 поля сигнал идет в зону Брока, где находится двигательная программа речи.

Шаг 6. Соответствующая данному слову программа отбирается, направляется в моторную кору.

Шаг 7. Моторная кора посылает сигналы к речевой мускулатуре, в результате чего происходит называние (произнесение) слова.

Схема нервных структур, участвующих в назывании предмета (по Шеперду Г., 1987). А – левое полушарие, вид сбоку. Б – головной мозг, вид сверху. ДП – дугообразный пучок, МТ – мозолистое тело.

Выделяют также дополнительную моторную область речи, которая находится кпереди от центральной борозды, и которая отвечает за ритм речи и грамматику. При поражении этой области человек будет говорить без интонации, с большими паузами между словами, с нарушением грамматической структуры. Такие больные могут пропускать союзы, местоимения в предложении, нарушать грамматический порядок слов. Им легче пользоваться существительными, чем глаголами. Предполагают, что эта область является дополнительной, где происходит «сборка» целых фраз из отдельных слов.

Есть также данные о том, что передняя (моторная) речевая зона связана с мозжечком. При поражении мозжечка нарушается точность в выполнении когнитивных действий, что сказывается на выполнении речевых и мыслительных операций.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ: montessoriblog — LiveJournal

ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

1. Используйте каждый удобный момент для развития речи.

Необязательно выделять специальное время для занятий. Развитие речи происходит постоянно, и вы можете заниматься с ребёнком, не отрываясь от домашних дел, на прогулке и т. д.

Проговаривайте ВСЕ события, которые происходят с вами и ребёнком. Например, вы хотите предложить ребёнку попить/пойти гулять/читать, играть и т. д. Сначала спросите: «Ты хочешь пить компот?». Дождитесь реакции. Предложите ребёнку напиток со словами: «Вот компот. Он вкусный. Сладкий. Чашка какого цвета? (пауза, пусть ребёнок ответит). Чашка красная».

Постарайтесь говорить как можно больше. Возможно, надевая ребёнку ботинки несколько раз в день, вам кажется глупым снова и снова повторять одно и то же: «Что это у нас? [пауза, ждём реакции] Ботиночки. Ботиночки надеваем на ножки. Где у Феди ножки? [пауза, ждём реакции] Правильно, вот они! Ботиночки синие. Какого цвета ботиночки у Феди?». Проявляйте фантазию, каждый предмет, событие или действие можно «обговорить» сотнями фраз. Кроме того, ребёнку важно многократное повторение (повторение – показатель стабильности окружающего мира).

2. Формируйте мотивацию.

Ребёнок не будет говорить, если у него нет мотивации пользоваться словом. Важно не предугадывать потребности и желания. Вы часто знаете, что хочет ребёнок еще до того момента, когда он ПОПЫТАЛСЯ обозначить свою потребность. Потерпите. Дождитесь вербальной активности (любого звука, обозначающего потребность или желание) от ребёнка.

2а. Используйте приём непонимания.

Даже если вы знаете, что просит ребёнок, не спешите. Спросите: «Что ты хочешь?» Как вариант, эффективно сказать: «Что ты хочешь, я не понимаю» или «Скажи словами, я не понимаю». Сделайте паузу (это вопрос довольно сложный и речевой реакции может не последовать, зато будет, например, указательный жест). Далее сформулируйте в вопросе просьбу ребёнка: «Ты хочешь слоника/залезть на стул/почитать книжку?». Дождитесь реакции (может быть, это ответ «да», кивок головой или другое). Выполните просьбу ребёнка, похвалите его: «Молодец, что сказал(а). А то я не знал(а), что тебе нужно. А так ты сказал(а) и мы достали слоника».

3. Не коверкайте слова, говорите правильно, простыми фразами.

Не используйте слова, которые употребляют ваши дети. Например, ребёнок смотрит на картинку и говорит: «Мууу». Он использует звукоподражание. Это очень хорошо. Это важный этап развития речи. Но для стимуляции речевого развития нужно не забывать и слова. Поэтому вы должны похвалить ребёнка и повторить новое слово: «Молодец, правильно, коровка говорит: «Мууу».

4. Говорите чётко, с выразительными интонациями.

Старайтесь эмоционально окрашивать свою речь. Не бойтесь «переиграть». Дополняйте её выразительными средствами (мимика, пантомимика). Такая речь лучше воспринимается ребёнком.

5. Хвалите!

Хвалите за все! За попытку повторить за вами слово, за речевую инициативу.

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В первые годы жизни у ребёнка очень активно развивается мозг. При рождении мозг ребёнка весит примерно 340 г, к 1 году вес мозга достигает примерно 1,1 кг, а к 5 годам – 1,5 кг.

Речевое развитие тесно связано с развитием мозга. Многие знают, что развитие мелкой моторики ребёнка способствует развитию тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Однако это очень упрощённая трактовка развития речи.

Речевой процесс является круговым. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра:

1. Центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой).

2. Центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей).

3. Ассоциативный центр (создаёт структуру фраз и предложений).

Изначально у ребёнка формируется зона Брока.

Для того, чтобы понять важность развития этой зоны, представим, что происходит с человеком, у которого поражён центр Брока. У человека нарушается устная и письменная речь: он или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок.

Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но отнюдь не единственный, так как недостаточно воспроизводить звуки. Важно еще и понимать человеческую речь.

Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребёнок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.

Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи. Главное, чтобы сенсорных раздражителей (впечатлений) было не слишком много, так как головной мозг должен успеть переработать все сигналы.

ЧАСТЬ 3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Одним из важных факторов развития речи является тренировка артикуляционных мышц. Что можно делать для того, чтобы артикуляционные мышцы тренировались? Существуют очень простые занятия, которые несложно выполнять несколько раз в день. К тому же они увлекательны для ребёнка.

1. Стройте рожицы. Хорошо, если ребёнок будет повторять за вами. Если он(а) не повторяет, запаситесь терпением и продолжайте периодически обезьянничать. Однажды ребёнок тоже начнёт строить рожицы.

2. Очень полезно дуть.  Дети постарше могут свистеть в свистульку, дудеть в дудку или играть на губной гармошке. Для малышей отличной тренировкой станет выдувать мыльные пузыри (или хотя бы дуть на них), задувать свечи, дуть на одуванчики.

3. Пить через соломинку полезно не только для сохранения зубов (речь идёт о сладких напитках и соках, которые не очень полезны для эмали), но и тренировки артикуляционных мышц. Хорошо пить с помощью трубочек разной толщины напитки разной густоты (от воды до йогурта).

4. Полезно во время купания побрызгать ребёнку в лицо, а после купания помассировать лицо полотенцем.

5. Тренировка мимических мышц происходит, когда взрослый дует ребёнку в лицо, а ребёнок, соответственно, морщится.

6. Для координации движения от руки ко рту полезно давать пищу маленькими кусочками. Для ребёнка, который ещё не умеет есть ложкой, это очень полезное занятие. Главное – не увлекаться и не забывать, что кусать пищу тоже полезно (для формирования правильного прикуса).

7. Учите ребёнка вибрировать губами (издавайте звуки типа «пррр», «трррр») и петь различные звуки («а-а-а-а», «у-у-у» и др.).

8. Полезно надувать и «сдувать» щёки.

Автор: Юлия Гусева

Речевые центры головного мозга человека

Первые исследования, связанные с различными проявлениями нарушения речи, проводились еще в середине 19-го века. В 1830-ых годах, один из врачей-неврологов опубликовал свои исследования, которые говорили, что у пациентов с инсультом правого полушария, в большинстве случаев не выявляются речевые расстройства. Однако с левым пораженным полушарием, пациенты страдали параличом одной стороны тела, вследствие чего и проявлялись определенные речевые патологии. Эти исследования, в дальнейшем выявили, что именно левая часть мозга в большей степени отвечает за наши когнитивные возможности.

Мозг состоит из нескольких речевых центров, которые, как правило, располагаются в левой части полушария. Поэтому даже частичное поражение одного из них вызывает определенные речевые патологии.

На сегодняшний день были выявлены 2 основные, речевые зоны:

  1. Моторная или центр Брока
  2. Сенсорная или центр Вернике

Каждая зона имеет разное расположение и отвечает за свои, определенные функции, которые мы сейчас подробно и разберем.

Расположение и функции

Каждый центр задействует свою область, следовательно, задействуются несколько участков коры. Существует 2 центральных мозговых отдела, отвечающих за речь:

  1. Центр Брока

Еще 100 лет тому назад, врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция.

Он выявил, что именно этот центр речи в головном мозге, который располагается в передней части, рядом с двигательным отделом и вызывает различные признаки нарушения, вследствие того, что именно этот отдел контролируют мышечную функциональность. Данная область вскоре получила название – речевой моторный центр или центр Брока.

Повреждение этого центра вызывает афазию Брока, при которой пациент не в состоянии выполнять определенные речевые движения. Имеет несколько подвидов.

  1. Центр Вернике

Данная область располагается в заднем отделе височной области. Поражение данного центра головного мозга приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами. Этот вид поражения получил название  — сенсорная афазия. При удалении этой зоны пациент не в состоянии понимать речь, а также полностью отсутствует возможность разговаривать.

Одну из ключевых ролей в речевой функциональности мозга занимает теменная область коры. Одна из видов афазии является амнезия, при которой человек забывает ряд слов или действий.

Причины и классификация нарушений речи у детей

Становление речевого аппарата, является одной из ключевых особенностей для полноценного развития малыша. Дети с отсутствием патологий развивающихся патологий, показывают высокие способности к овладению всеми речевыми функциями. Поэтому очень важно знать, какие причины могут спровоцировать их нарушение.

К причинам появлению определенных расстройств речи, относят:

  • Тяжелая беременность и роды
  • Поражение слухового органа
  • Торможение развития психики
  • Генетическая предрасположенность
  • Физические патологии и перенесшие тяжелые заболевания

Не стоит забывать, что неправильное воспитание, отсутствие должного внимания к ребенку и редкое с ним общение может вызвать некоторые дефекты речи в будущем на фоне психической составляющей.

Обследование на наличие нарушений у ребенка принимают участие сразу несколько специалистов (логопед, психолог и другие). На данный момент не было утверждено какой-либо единой системы классификации расстройств речи, при этом множество ученых создали свои определенные классифицирующие схемы.

Наиболее часто принимают во внимание классификацию расстройств с описание проявляющихся признаков — О. Бадалян:

  1. Расстройства речевых центров головного мозга, которые связаны с целостным повреждением ЦНС. Поэтому у детей они имеют следующие различия:
  • Афазия при которой происходит постепенное разрушение функций речи по причине повреждения корковой зоны
  • Алалия – комплексная недоразвитость речи по причине повреждения корковой зоны в период до ее становления
  • Дизартрия – в отличие от афазии, в этом случае выявляется некоторое ограничение в подвижности органов речи.
  1. Речевые патологии, связанные с функциональными нарушениями ЦНС (заикание, мутизм)
  1. Возникновение нарушений по причине аномальных изменений артикуляционного аппарата
  1. Торможение развития речевой функциональности при различных провоцирующих факторах (недоношенность, тяжелые заболевания ребенка, неправильное воспитание и т. д.)

Нарушение речи после инсульта

Довольно часто можно услышать, что взрослые пациенты, перенесшие инсульт, не могут сформулировать слова, говорят обрывками или вообще теряют возможность разговаривать. Специалисты выделяют 2 группы речевых нарушений у взрослых:

  1. Дизартрия

Это патологическое состояние возникает по причине нарушения иннервации мышц речевого аппарата. То есть это говорит о том, что после инсульта больной теряет возможность говорить по причине пареза речевых мышц. В зависимости от локализации выделяют:

  • Бульбарную
  • Псевдобульбарную
  • Корковую
  • Подкорковую
  • Мозжечковую

Из положительных факторов в дальнейшем можно отметить, что данное расстройство достаточно хорошо поддается лечению. Также после инсульта, дизартрия не вызывает слуховых расстройств, то есть пациент отлично слышит окружающих.

  1. Афазия

Носит системный характер и охватывает весь мозговой отдел, отвечающий за речь и ряд психических процессов, которые связаны с ее организацией. Вследствие этого психическое состояние пациента также терпит некоторые патологические изменения.

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, афазия классифицируется на следующие подвиды:

  • Афферентная. Характеризуется отсутствием регулирующей возможности органов движения (языка и губ). То есть в этом случае, больной просто не в состоянии произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Второй подвид моторной афазии, отмечается поражением отделов мозга, которые ответственны за произношение. Стоит отметить, что пациент в состоянии произнести какой-либо звук или слог, но произнести предложение из нескольких слов, будет невозможным.
  • Сенсорная. В этом случае наблюдается сильное расстройство понимания речи, при этом слуховое восприятие не нарушается.
  • Динамическая. Имеет 2 варианта течения, в 1-ом случае нарушается регулирующая функция речи, а 2-ой вариант выражается в трудности построения ее конструкций.
  • Акустико-мнестичесая. Характеризуется отсутствием восприимчивости речи на слух, то есть если быть точнее, пациент может услышать и понять речь, а вот удержать ее в памяти не представляется возможным.
  • Амнестическая. Память нарушена, пациент не в состоянии запомнить окружающие его предметы, однако он помнит их назначение.
  • Тотальная. Сюда включается моторное (афферентное или эфферентное) расстройство и сенсорное. В этом случае пациент полностью теряет устную речь.

При обнаружении какой-либо из вышеперечисленной симптоматики, стоит немедленно обратиться к врачу, с целью установления типа речевого нарушения. Только квалифицированный врач определит главную причину нарушения и назначит правильное, терапевтическое лечение.

Автор статьи: Врач невролог Махеев Константин Олегович.

Функции отделов головного мозга человека. Какие отделы головного мозга за что отвечают? Строение головного мозга

Головной мозг - основной орган человека. Он регулирует деятельность всех органов, располагается внутри черепа. Несмотря на постоянное изучение головного мозга, многие моменты в его работе непонятны. У людей есть поверхностное представление, каким образом мозг передает информацию, используя многотысячную армию нейронов.

Строение

Основную часть головного мозга составляют клетки, которые называются нейроны. Они способны создавать электрические импульсы и передавать данные. Чтобы нейроны могли функционировать, им требуется нейроглия, которая в совокупности является вспомогательными клетками и составляет половину от всех клеток центральной нервной системы. Нейрон состоит из двух частей:

  • аксоны - клетки, передающие импульс;
  • дендриты - клетки, принимающие импульс.

Строение головного мозга:

  1. Ромбовидный.
  2. Продолговатый.
  3. Задний.
  4. Средний.
  5. Передний.
  6. Конечный.
  7. Промежуточный.

Основными функциями больших полушарий является взаимодействие между высшей и низшей нервной деятельностью.

Ткани мозга

Структура головного мозга человека состоит из коры больших полушарий, таламуса, мозжечка, ствола и базальных ганглиев. Совокупность нервных клеток называют серым веществом. Нервные волокна - белое вещество. Белый цвет волокнам придет миелин. При снижении количества белого вещества возникают серьезные нарушения такие, как рассеянный склероз.

Мозг включает оболочки:

  1. Твердая присоединяется к черепу и коре головного мозга.
  2. Мягкая состоит из рыхлой ткани, располагается на всех полушариях, отвечает за насыщение кровью и кислородом.
  3. Паутинная заложена между первыми двумя и содержит ликвор.

Ликвор находится в желудочках головного мозга. При его избытке человек испытывает головные боли, тошноту, возникает гидроцефалия.

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

Чтобы передать информацию, нейроны посылают нервные импульсы аксону, который имеет множество ответвлений и соединен с другими нейронами. Импульс зарождается в дендритах и направляется в нейрон. Нервная система - это сложная паутина отростков нейронов, которые соединены между собой.

Строение головного мозга, химическое взаимодействие нейронов изучено поверхностно. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт. Возбуждение нейрона происходит посредством потока натрия и калия через мембрану. Торможение проявляется в результате действия калия и хлоридов.

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Функции отделов

Самая крупная часть мозга - большие полушария. Они должны быть симметричны и соединяться между собой аксонами. Их основная функция - координирование всех отделов мозга. Каждое полушарие можно разделить на лобную, височную, теменную и затылочную доли. Человек не задумывается, какой отдел головного мозга отвечает за речь. В височной доле расположена первичная слуховая кора и центр, при нарушении которого пропадает слух или возникают проблемы с речью.

По результатам научных наблюдений ученые выяснили, какой отдел головного мозга отвечает за зрение. Этим занимается затылочная доля, расположенная под мозжечком.

Ассоциативная кора не отвечает за движения, а обеспечивает работоспособность таких функций, как память, мышление и речь.

Ствол отвечает за соединение спинного и переднего, а состоит из продолговатого, среднего и промежуточного мозга. В продолговатой части расположены центры, регулирующие работу сердца и дыхания.

Подкорковые структуры

Под основной корой содержится скопление нейронов: таламус, базальные ганглии и гипоталамус.

Таламус необходим для связи органов чувств с отделами сенсорной коры. Благодаря ему поддерживаются процессы бодрствования и внимания.

Базальные ганглии отвечают за запуск и торможение координационных движений.

Гипоталамус регулирует работу гормонов, водный обмен организма, распределение жировых запасов, половых гормонов, отвечает за нормализацию сна и бодрствования.

Передний мозг

Функции переднего мозга наиболее сложные. Он отвечает за психическую деятельность, способность к изучению, эмоциональные реакции и социализацию. Благодаря этому можно предопределить особенности характера и темперамента человека. Передняя часть формируется на 3-4 неделе беременности.

На вопрос, какие отдела головного мозга отвечают за память, ученые нашли ответ - передний мозг. Его кора формируется в течение первых двух-трех лет жизни, по этой причине человек не помнит ничего до этого времени. После трех лет эта часть мозга способна сохранять любую информацию.

Эмоциональное состояние человека оказывает большое влияние на переднюю часть мозга. Обнаружено, что негативные эмоции разрушают его. На основании экспериментов ученые ответили на вопрос, какой отдел головного мозга отвечает за эмоции. Ими оказались передний мозг и мозжечок.

Также передняя часть отвечает за развитие абстрактного мышления, вычислительных способностей и речи. Регулярная тренировка умственных способностей позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Промежуточный мозг

Он реагирует на внешние раздражители, расположен на конце мозгового ствола и накрыт большими полушариями. Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, получать зрительные, слуховые сигналы. Участвует в формировании всех видов чувств.

Все функции отделов головного мозга человека взаимосвязаны. Без промежуточного нарушится работа всего организма. Поражение части среднего мозга приводит к дезориентации и слабоумию. При нарушении связей между долями полушарий нарушится речь, зрение или слух.

Также промежуточный мозг отвечает за болевые ощущения. Сбой в работе увеличивает или уменьшает чувствительность. Эта часть заставляет человека проявлять эмоции, отвечает за инстинкт самосохранения.

Промежуточный мозг контролирует выработку гормонов, регулирует водный обмен, сон, температуру тела, половое влечение.

Гипофиз является частью промежуточного мозга и отвечает за рост и вес. Он регулирует продолжение рода, выработку сперматозоидов и фолликул. Провоцирует пигментацию кожи, повышение артериального давления.

Средний мозг

Средний мозг располагается в стволовой части. Он является проводником сигналов от передней части в различные отделы. Его основная функция - регулировка мышечного тонуса. Также он отвечает за передачу тактильных ощущений, координацию и рефлексы. Функции отделов головного мозга человека зависят от их расположения. По этой причине средний мозг отвечает за вестибулярный аппарат. Благодаря среднему мозгу человек может одновременно выполнять несколько функций.

При отсутствии интеллектуальной деятельности нарушается работа мозга. Этому подвержены люди старше 70 лет. При нарушении работы средней части происходят сбои в координации, смещается зрительное и слуховое восприятие.

Продолговатый мозг

Он располагается на границе спинного мозга и моста и является ответственным за жизненно-важные функции. Продолговатая часть представляет из себя возвышения, которые называют пирамидами. Его наличие характерно только для прямоходящих. Благодаря им появилось мышление, способность понимать команды, сформировались мелкие движения.

Пирамиды длиной не более 3 см, по бокам от них расположены оливы и задние столбы. Они обладают большим количеством путей по всему организму. В районе шеи двигательные нейроны правой стороны мозга уходят в левую сторону и наоборот. Поэтому нарушение координации происходит на противоположной стороне от проблемной области мозга.

В продолговатом мозге сосредоточены кашлевые, дыхательные и глотательные центры и становится понятно, какой отдел головного мозга отвечает за дыхание. При понижении температуры окружающей среды терморецепторы кожи посылают информацию в продолговатый мозг, а тот уменьшает частоту дыхания и увеличивает артериальное давление. Продолговатый мозг формирует аппетит и жажду.

Угнетение функции продолговатого мозга может быть несовместимо с жизнью. Происходит нарушение глотания, дыхания, деятельности сердца.

Задний отдел

В структуру заднего мозга входят:

  • мозжечок;
  • мост.

Задний мозг замыкает на себе большую часть вегетативных и соматических рефлексов. При его нарушении перестанут функционировать жевательный и глотательный рефлекс. Мозжечок отвечает за тонус мышц, координацию, передачу информации по большим полушариям. Если работа мозжечка нарушена, то появляются нарушения движения, возникает паралич, нервная ходьба, покачивание. Таким образом становится понятно, какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения.

Мост заднего отдела мозга контролирует мышечные сокращения при движениях. Позволяет передавать импульсы между корой головного мозга и мозжечком, где находятся центры, контролирующие мимику, жевательные центры, слух и зрение. Рефлексы, которые подконтрольны мосту: кашель, чихание, рвота.

Передний и задний мост функционируют между собой, чтобы работа всего организма происходила без сбоев.

Функции и строение промежуточного мозга

Даже зная, какие отделы головного мозга за что отвечают, невозможно понять работу организма без определения функции промежуточного мозга. Эта часть мозга включает:

  • таламус;
  • гипоталамус;
  • гипофиз;
  • эпиталамус.

Промежуточный мозг отвечает за регулирование обмена веществ и поддержание нормальных условий для функционирования организма.

Таламус обрабатывает тактильные ощущения, зрительные. Определяет вибрацию, реагирует на звук. Отвечает за смену сна и бодрствования.

Гипоталамус контролирует сердечный ритм, терморегуляцию тела, давление, эндокринную систему и эмоциональное настроение, вырабатывает гормоны, которые помогают организму в стрессовой ситуации, отвечает за чувство голода, жажды и сексуального удовлетворения.

Гипофиз отвечает за половые гормоны, созревание и развитие.

Эпиталамус контролирует биологические ритмы, выделяет гормоны для сна и бодрствования, реагирует на свет при закрытых глазах и выделяет гормоны для пробуждения, отвечает за метаболизм.

Нервные пути

Все функции отделов головного мозга человека не смогли бы выполняться без проводящих нервных путей. Они проходят в зонах белого вещества головного и спинного мозга.

Ассоциативные пути соединяют серое вещество в пределах одной части мозга или на значительном расстоянии друг от друга, в спинном мозге связывают нейроны из разных сегментов. Короткие пучки перекидываются через 2-3 сегмента, а длинные расположены далеко.

Спаечные волокна связывают серое вещество правого и левого полушария мозга, образуют мозолистое тело. В белом веществе волокна становятся веерообразными.

Проекционные волокна соединяют нижние отделы с ядрами и корой. Сигналы поступают от органов чувств, кожи, органов движения. Они также определяют положение тела.

Нейроны могут заканчиваться в спинном мозге, ядрах таламуса, гипоталамуса, клетках корковых центров.

Нарушение речи при инсульте

Нарушение речи при инсульте – это один из наиболее часто встречающихся симптомов. В некоторых ситуациях это состояние воспринимается не так серьезно, как, например, паралич.

СодержаниеСвернуть

Тем не менее, подобный дефект способен существенно осложнить жизнь пациенту и его близким. Какие виды расстройства речи встречаются при инсульте, как их различают неврологи, и в чем их особенности – об этом пойдет речь дальше.

После инсульта часто возникают расстройства речи

Расположение центров речи в головном мозге

Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.

Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.

Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины. В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов. Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.

Если говорить очень обобщенно, зона Брока отвечает за исходящую речь, а Вернике – за входящую.

Речевые зоны головного мозга

Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.

Дизартрия

Неврологи разделяют нарушения речи на две большие группы – дизартрии и афазии.

Дизартрия развивается вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

То есть, пациент не может произносить слова из-за пареза речевых мышц. В зависимости от места расположения очага дизартрия может быть:

  • бульбарной;
  • псевдобульбарной;
  • коркововой;
  • подкорковой;
  • мозжечковой.

Диагностика этой группы речевых расстройств не представляет сложностей. Пациент хорошо воспринимает речь на слух, у него сохранна так называемая внутренняя речь. Чтение и письмо не нарушены. Дизартрии хорошо поддаются восстановлению.

Афазия

Это более сложное нарушение речи. Оно носят системный характер, охватывает организацию речи на разных уровнях и ее связи с другими психическими процессами. Как следствие, у пациента с афазией дезинтегрируется вся психическая сфера.

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, различают такие виды нарушений, или афазий:

  • моторная – афферентная и эфферентная;
  • сенсорная;
  • динамическая;
  • акустико-мнестическая;
  • амнестическая;
  • тотальная.

Для правильной диагностики разных форм афазии имеет значение не только локализация очага, но и тяжесть, давность заболевания. Каждое из этих нарушений характеризуется определенными особенностями и заслуживает отдельного внимания.

Моторная афазия

Моторная афазия – одно из самых тяжелых нарушений. В зависимости от того, где локализуется поражение, она бывает афферентной и эфферентной. Нередко врачи диагностируют комбинацию этих расстройств. Подобные ситуации особенно проблематичны в плане реабилитации пациента.

Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделах (40, 7 поля)

Афферентная моторная афазия возникают из-за невозможности регуляции головным мозгом произвольных движений языка и губ. Другими словами, пациент попросту не может выполнить движение, необходимое для произношения определенного звука. Неврологи называют подобное состояние оральной апраксией. При этом, так как парез двигательных мышц отсутствует, непроизвольные движения могут наблюдаться. Внешне это проявляется как отсутствие речи, искаженное воспроизведение звуков или поиски правильной артикуляции.

Эфферентная моторная афазия развивается в том случае, если имеет место поражение отделов головного мозга, ответственных за плавное произношение артикуляционных единиц. При этом пациент может произносить какой-либо звук, слог, или слово изолированно, но сказать простую фразу из нескольких слов для него невозможно. Предложения становятся разорванными, нарушаются грамматические конструкции.

Данный вид афазии обусловлен нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария (44, 45 поля)

Сенсорная афазия

Второе ее название – акустико-гностическая. Характеризуется грубым расстройством понимания речи при ее слуховом восприятии. Чужие предложения пациент воспринимает как хаотичный поток звуков. Кроме того, у больных отсутствует слуховой контроль над собственной речью, из-за чего они не сразу осознают свою болезнь.

Динамическая афазия

Может протекать в двух вариантах. При первом нарушается речевое программирование, при втором – возникают трудности с грамматическими конструкциями. Речь пациентов бедна, односложна. Дикция, как правило, изменена мало.

Акустико-мнестическая афазия

Обусловлена угнетением функционирования височно-затылочной области коры головного мозга

Возникает из-за невозможности воспринимать речь на слух. В отличие от акустико-гностического расстройства, у пациента наблюдается патология слуховой мнестической деятельности. Он хорошо слышит и воспринимает речь, но не может удержать в памяти только что услышанную информацию. Параллельно наблюдается сужение запоминающих способностей. В результате больные не могут понимать развернутые тексты, которые требуют слуховой памяти.

Амнестическая афазия

Диагностируется в тех случаях, если имеется поражение теменно-височных отделов головного мозга. Пациент забывает название предметов, окружающих его в повседневной жизни. При этом он помнит их назначение и свойства. В результате, когда больной хочет сказать «ручка», он произносит – «то, чем пишут».

Этот вид афазии представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно

Тотальная афазия

Эта патология представляет собой комбинацию моторного и сенсорного расстройства. У таких пациентов устная речь отсутствует во всех ее проявлениях. При прогрессировании болезни нарушается восприятие и письменной речи.

В заключение

Расстройства речи при инсульте – очень разнородная группа нарушений. Разные механизмы развития обуславливают разную способность к восстановлению. Некоторые из них исчезают довольно быстро, другие требуют длительной и основательной терапии. Поэтому, если у человека отмечаются нарушения речи, раннее отсутствовавшие, он должен немедленно обратиться за помощью к медикам. Только специалист сможет установить истинную причину дискомфорта и назначить адекватное лечение.

Взаимосвязь деятельности центров речи и центров, отвечающих за мелкую моторику в коре головного мозга

В статье рассматривается взаимосвязь между развитием центров, отвечающих за мелкую моторику в коре головного мозга и центров, отвечающих за развитие речи.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребёнка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развёрнутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов [11].

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста используются игры и занятия, в том числе и пальчиковые игры [7].

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика роль руки – она дала возможность путём указующих, оборонительных, угрожающих жестов развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись [7].

Позднее, жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью. Эта связь даёт знать себя и у современного человека [8].

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в головном мозге. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. И.П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде, так как он обеспечивает связь организма с окружающим внешним миром. Чем сложнее организация головного мозга, тем совершеннее и тоньше будут его механизмы приспособления

В 1874 году нейрофизиологом Э. Вернике было установлено, что в коре

головного мозга человека существует импрессивная зона сенсорной речи, отвечающая за восприятие и понимание речи. Позднее, в 1861 г ещё один зарубежный нейрофизиолог Э. Брока открывает зону, отвечающую за формирование двигательных и речевых программ. Дополнительную речевую область, играющую вспомогательную роль, открыл У. Пенфил. Кроме того, он раскрыл тесную взаимосвязь всех речевых областей, действующих как единый механизм.

В развитии речи большую роль играет состояние речевого аппарата, который состоит из двух связанных между собой частей: центрального и периферического. Центральный – находится в головном мозге и состоит из соответствующих зон коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным и артикуляционным мышцам. Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью скоплений нейронов в височной, теменной и затылочных долях [9].

Периферический отдел речевого аппарата представлен тремя отделами – дыхательным, голосовым и артикуляционным, отвечающим за звукопроизводство. Дыхательный отдел необходим для подачи воздуха, голосовой – для голосообразования, третий же является резонатором.

Нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в работу органы периферического речевого аппарата. Имеется и обратная связь, которая функционирует по двум направлениям: кинетическому и слуховому путям. Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль с помощью слуха и через кинестетические ощущения.

Обратные связи замыкаются в виде кольца – импульсы идут как от центра к периферии, так и возвращаются от периферии к центру. Таким образом осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит динамическим стереотипам, которые возникают в результате многократного восприятия фонетического, лексического и грамматического элементов языка, а также звукопроизношения. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Таким образом, речь ребёнка правильно формируется только при условии поддержки развития второй сигнальной системы конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность и образующей чувства [10].

Речь не является врождённой способностью. Она развивается в процессе онтогенеза параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Нужно чётко представлять психологические особенности каждого этапа развития, чтобы во время заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание закономерностей развития необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи, что способствует правильной организации всей коррекционно-развивающей и воспитательной работы [3, 6]. Одним из условий этих процессов – развитие фонематического слуха и речевой артикуляции [4].

В настоящее время около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Она расположена чрезвычайно близко к моторной речевой зоне, что навело педагогов и психологов на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

У ребенка с речевыми нарушениями имеются затруднения в овладении предметными навыками из-за выраженной двигательной недостаточности. Причем нарушения выявлены во всех компонентах моторики : как в общей (крупной), лицевой и артикуляционной, так и в тонких движениях кистей и пальцев рук, особенно при регуляции и контроле произвольных движений [1].

Несформированность крупной моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и чёткости, выраженных затруднениях при выполнении гимнастических упражнений и трудовых операций, осуществляемых как при показе, так и словесной инструкции. Несовершенство мелкой моторики руки, недостаточная координация кистей и пальцев рук проявляются в виде затруднения навыков самообслуживания: одевании, застёгивании пуговиц, крючков, застёжек, шнуровок, использовании столовых приборов. Несформированность мелкой моторики можно выявить и при проведении специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, нечётком или неправильном звукопроизношении, общей смазанности и невнятности речи [2,5]. Это свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, тесном функциональном единстве между речью и двигательной системой в организме в процессе их становления в онтогенезе ребёнка. Данные взаимосвязи необходимо учитывать при организации взаимодействия педагогов, психологов и логопедов.


Смотрите также

Описание: