Где находится пушкинский лицей


Царскосельский лицей ℹ️ история открытия императорской школы, форма одежды, режим, герб, список директоров, педагогов и воспитанников, интересные факты про Пушкина в лицее

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем. 

Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования. 

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости. 

В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности. 

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка. 

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.


Традиции образования в лицее

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 - 13 лет.

У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе. 

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

В состав программы обучения входили:

  • русская словесность;

  • гимнастика;

  • иностранные языки;

  • исторические дисциплины;

  • математика;

  • изящные искусства;

  • нравственные дисциплины.

Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.

В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика.

Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.

Обязательными занятиями были:

В лицее действовали строгие правила. На протяжении учебного года выезжать из него было запрещено.

В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.

Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.

Известные воспитанники Царскосельского лицея

Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей. 

В качестве примера можно привести не только Пушкина, но и его друзей: Матюшкина, Пущина, Вальховского, Дельвига, Горчакова, Корфа, Кюхельбекера. 

У каждого из них во время учёбы были свои прозвища. Например, у Пушкина это было — «Француз». Некоторые из выпускников стали известными поэтами.

Интересные факты о пушкинском лицее

Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.

После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.

О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.

В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались:

  1. «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков.

  2. «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.

В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».

Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний.

По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.

Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.

Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».


Царскосельский музей-лицей


Фото: А-Парк.рф

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

 

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

 

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

 

Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

 

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

 

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

 

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

 

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

 

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

 

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

 

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...» 

 

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

 

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

 

Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

  

Матюшкин Ф. Ф.                          Бакунин А. П.                                Вольховский В. Д.

  

Корсаков Н. А.                             Яковлев М. Л.                                Горчаков А. М.

  

Карамзин Н. М.                           Державин Г. Р.                              Малиновский В. Ф.

  

Энгельгардт Е. А.                        Пущин И. И.                                   Дельвиг А. А.

Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

 

 

 

 

Редакция сайт Пушкин.ру 

Пушкинский лицей - Прогулки с дилетантом — LiveJournal

Императорский Царскосельский лицей был основан по указу Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но из-за наступления периода реакции перед войной 1812 года эти планы были отброшены. Программа была разработана госсекретарём Михаилом Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку просвещённых чиновников высших рангов. Несмотря на это, больше всего лицей прославил тот выпускник, который толком не сделал никакой чиновной карьеры.


Питер-2013 // Часть 26


1. Лицей был открыт в бывшем флигеле Екатерининского дворца. Для размещения внутри учебного заведения здание сильно перестроил архитектор Василий Стасов, автор Троице-Измайловского собора, а также Московских и Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге.

2. Аркой с крытым переходом лицей соединился с дворцом - результат планов по обучению здесь Великих Князей. В 1917 году лицей был закрыт, но музеем он стал лишь в 1947 году, причём для этого пришлось полностью восстанавливать внутреннюю обстановку, ведь после войны здание представляло собой голые стены. Всё, что мы видим сейчас, воссоздано коллективом под руководством архитектора А. А. Кедринского.

3. Но задолго до этого, в 1900 году в Лицейском саду был установлен памятник Пушкину.

4. В фойе музея стоит мраморная скульптура поэта-лицеиста.

5. Расположенная в закруглённом торце здания лестница приводит на третий этаж.

6. Большой зал, где проходили торжественные мероприятия.

7. Именно здесь «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил».

8. На столе, покрытом красным сукном, покоится дарованная Александром I Высочайшая грамота, облитая краской одним из лицеистов.

9. Потолок зала.

10. В переходе, ведущем во дворец, располагалась библиотека.

11. Некоторые из представленных книг находились здесь во времена Пушкина.

12. В первые годы существования в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой и французской эпохи Просвещения.

13. В течение шести лет обучения в Лицее изучались нравственные науки: закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.

14. Изучалась российская и всеобщая история, физическая география.

15. Из гуманитарных наук были представлены русская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика.

16. Преподавали начала физики и космографии, математическую географию, статистику.

17.

18.

19.

20. Дверца печи в библиотеке.

21. Рядом с библиотекой находилась Газетная комната.

22.

23. На столе разложены страницы и карикатуры из рукописных лицейских журналов.

24. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, и многие другие лицеисты входили в творческий литературно-поэтический кружок, издававший рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др.

25. После классов лицеисты занимались и физическими упражнениями, такими как танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

26. Класс рисования.

27.

28. Класс физики.

29.

30.

31.

32.

33.

34. Воссозданный учебный класс.

35. Потолок украшен изображениями знаков Зодиака.

36. На стене представлены правила поведения лицеистов.

37.

38. Расписание занятий. Стоит обратить внимание, что к завтраку воспитанники допускались лишь после двух уроков и молитвы.

39. Таблица успеваемости. Пушкин был на 26-м месте из 29-ти. Самый прилежный из учеников, князь Горчаков и по службе преуспел больше других - дорос до министра иностранных дел и канцлера.

40. На четвёртом этаже располагались жилые комнаты, причём не только для лицеистов. В 2011 году была открыта воссозданная на прежнем месте квартира гувернёра и учителя рисования С. Г. Чирикова, прослужившего в лицее больше 40 лет. Квартира располагалась на втором этаже Лицейской арки.

41. Всю остальную часть этажа занимал длинный коридор, на обе стороны которого выходили комнаты лицеистов.

42. Фактически этаж представляет собой дортуар - общую спальню, поделённую перегородками на комнатки, или «кельи», как называл их А. С. Пушкин.

43. Отопления на этаже не было, единый объём помещения помогла сохранить тепло.

44. Над дверями вешались таблички с именами проживавших в них на тот момент воспитанниками.

45. В каждой комнате - железная кровать, стул, конторка, комод, стол для умывания.

46. За окнами - двор Екатерининского дворца.

47. Комната Ивана Пущина, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный».

48. Комната Пушкина была по соседству, их разделяла тонкая перегородка, через которую друзья перестукивались по ночам.

49. Комната Пушкина - крайняя, дальше Лицейская арка с квартирой наставника.

50. Из-за своего расположения «келья» Пушкина была теснее других. Если у Пущина между стенкой и окном помещается конторка и стул, то у Пушкина - только конторка.

51. А такой вид открывался лицеистам, когда они выбегали в коридор. Во дворец мы направимся в следующий раз.

история основания, как учились, отдыхали и дружили лицеисты.

Альма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух — «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей


«Для общей пользы» — девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели — и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний — особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали. По программе самого Михаила Сперанского — реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе — будь то военной или гражданской.

Единица — «за счастье». За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки — за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14. Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин. Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 — «келья» Пушкина. «№ 14» — так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры. Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Ссылки по теме:
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Экзамен — как первый поэтический успех. Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века — Гавриил Державин. Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде. Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» — молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы. С момента торжественного открытия дух лицея взял верх — закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз — Пушкин, Франт — Горчаков, Жанно — Пущин, Кюхля — Кюхельбекер, Тося — Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей — на пистолетах, заряженных клюквой.

Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

Илья Репин. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз. 1910

«Чугунники». Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца — символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны. Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Царскосельский лицей в Пушкине — подробная информация с фото

Общая информация

Среди 30 подростков, принятых на первый курс, были будущий поэт Дельвиг, декабристы Пущин и Кюхельбекер, адмирал Матюшкин, дипломат Горчаков. Но самым известным выпускником лицея стал, конечно, Александр Пушкин. Пройдут годы, и он скажет в стихотворении об этом торжественном и памятном дне:

Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.

Особенно запомнилась лицеистам речь профессора Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина и призывал своих будущих воспитанников действовать, как «думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!»

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

В лицейских стенах Пушкин провел шесть лет. Здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность лицейскому братству. Здесь открылся его поэтический дар, и прославленный русский поэт Державин, услышав на экзамене, как юноша читал «Воспоминания в Царском Селе», увидел в нем преемника своей лиры.

И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой
И счастье мне предрек, незнаемое мной.

Музей в лицее был открыт в 1949 т. к 150-летней годовщине со дня рождения Пушкина. Постепенно в нем была воссоздана атмосфера и обстановка первого, самого знаменитого, «пушкинского» выпуска, дающая хорошее представление о том, как жили и учились его воспитанники. Лицей был закрытым учебным заведением со строго регламентированным распорядком дня. Лицеисты вставали в шесть утра и после утренней молитвы приступали к занятиям, которые длились до двенадцати, Затем был обед и еще три часа занятий, потом — прогулка и физические упражнения (плавание, фехтование, верховая езда, зимой катание на коньках).

Поднявшись по крутой лицейской лестнице и миновав комнату дежурного гувернера, можно пройти по длинному коридору четвертого этажа вдоль лицейских «келий», вчитываясь в знакомые имена на узких металлических табличках на дверях: Иван Пущин, Антон Дельвиг, Александр Горчаков и, конечно же, Александр Пушкин (комната номер 14). На основе архивных материалов восстановлены в прежнем виде не только спальни воспитанников, но и Большой зал (в нем происходили торжественные мероприятия, например вручение дипломов), Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебные классы (физический кабинет, певческий класс и др.). В одном из залов рассказывается о преподавании рисования в лицее, здесь можно увидеть ученические рисунки, два из которых сделаны самим Пушкиным. Летом 2010 г. к 300-летию Царского Села и 200-летию лицея на втором этаже была открыта экспозиция «Живем мы памятью Лицея», представляющая славную историю этого уникального учебного заведения. Ежегодно в Пушкине торжественно отмечается Лицейская годовщина (19 октября).

Пушкинский лицей в Царском Селе

Императорский Царскосельский лицей был основан по указу Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но из-за наступления периода реакции перед войной 1812 года эти планы были отброшены. Программа была разработана госсекретарём Михаилом Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку просвещённых чиновников высших рангов. Несмотря на это, больше всего лицей прославил тот выпускник, который толком не сделал никакой чиновной карьеры.


1. Лицей был открыт в бывшем флигеле Екатерининского дворца. Для размещения внутри учебного заведения здание сильно перестроил архитектор Василий Стасов, автор Троице-Измайловского собора, а также Московских и Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге.

2. Аркой с крытым переходом лицей соединился с дворцом - результат планов по обучению здесь Великих Князей. В 1917 году лицей был закрыт, но музеем он стал лишь в 1947 году, причём для этого пришлось полностью восстанавливать внутреннюю обстановку, ведь после войны здание представляло собой голые стены. Всё, что мы видим сейчас, воссоздано коллективом под руководством архитектора А. А. Кедринского.

3. Но задолго до этого, в 1900 году в Лицейском саду был установлен памятник Пушкину.

4. В фойе музея стоит мраморная скульптура поэта-лицеиста.

5. Расположенная в закруглённом торце здания лестница приводит на третий этаж.

6. Большой зал, где проходили торжественные мероприятия.

7. Именно здесь «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил».

8. На столе, покрытом красным сукном, покоится дарованная Александром I Высочайшая грамота, облитая краской одним из лицеистов.

9. Потолок зала.

10. В переходе, ведущем во дворец, располагалась библиотека.

11. Некоторые из представленных книг находились здесь во времена Пушкина.

12. В первые годы существования в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой и французской эпохи Просвещения.

13. В течение шести лет обучения в Лицее изучались нравственные науки: закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.

14. Изучалась российская и всеобщая история, физическая география.

15. Из гуманитарных наук были представлены русская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика.

16. Преподавали начала физики и космографии, математическую географию, статистику.

17.

18.

19.

20. Дверца печи в библиотеке.

21. Рядом с библиотекой находилась Газетная комната.

22.

23. На столе разложены страницы и карикатуры из рукописных лицейских журналов.

24. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, и многие другие лицеисты входили в творческий литературно-поэтический кружок, издававший рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др.

25. После классов лицеисты занимались и физическими упражнениями, такими как танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

26. Класс рисования.

27.

28. Класс физики.

29.

30.

31.

32.

33.

34. Воссозданный учебный класс.

35. Потолок украшен изображениями знаков Зодиака.

36. На стене представлены правила поведения лицеистов.

37.

38. Расписание занятий. Стоит обратить внимание, что к завтраку воспитанники допускались лишь после двух уроков и молитвы.

39. Таблица успеваемости. Пушкин был на 26-м месте из 29-ти. Самый прилежный из учеников, князь Горчаков и по службе преуспел больше других - дорос до министра иностранных дел и канцлера.

40. На четвёртом этаже располагались жилые комнаты, причём не только для лицеистов. В 2011 году была открыта воссозданная на прежнем месте квартира гувернёра и учителя рисования С. Г. Чирикова, прослужившего в лицее больше 40 лет. Квартира располагалась на втором этаже Лицейской арки.

41. Всю остальную часть этажа занимал длинный коридор, на обе стороны которого выходили комнаты лицеистов.

42. Фактически этаж представляет собой дортуар - общую спальню, поделённую перегородками на комнатки, или «кельи», как называл их А. С. Пушкин.

43. Отопления на этаже не было, единый объём помещения помогла сохранить тепло.

44. Над дверями вешались таблички с именами проживавших в них на тот момент воспитанниками.

45. В каждой комнате - железная кровать, стул, конторка, комод, стол для умывания.

46. За окнами - двор Екатерининского дворца.

47. Комната Ивана Пущина, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный».

48. Комната Пушкина была по соседству, их разделяла тонкая перегородка, через которую друзья перестукивались по ночам.

49. Комната Пушкина - крайняя, дальше Лицейская арка с квартирой наставника.

50. Из-за своего расположения «келья» Пушкина была теснее других. Если у Пущина между стенкой и окном помещается конторка и стул, то у Пушкина - только конторка.

51. А такой вид открывался лицеистам, когда они выбегали в коридор. Во дворец мы направимся в следующий раз.

Лицейские годы Пушкина – кратко об обучении, жизни и творчестве в этот период

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Самые популярные материалы апреля для 5 класса:

Краткий курс истории. Царскосельский лицей — История России

31 октября 1811 года (по н. ст.) был открыт Царскосельский лицей. Одними из первых выпускников высшего учебного заведения для дворянских детей были будущие декабристы, многие видные деятели России XIX века и, конечно, Александр Сергеевич Пушкин.

Шесть лет и 22 дисциплины

Инициаторами создания лицея были министр народного просвещения Разумовский и министр юстиции Сперанский. Образовательную программу, имевшую гуманитарно-юридический характер, составил Сперанский, а Александр I уравнял лицей в правах с российскими университетами. Первоначально лицеисты учились шесть лет: три года – начальный курс и еще три года – окончательный курс. Учениками лицея могли стать дети 10–14 лет, набор проходил раз в три года. Воспитанники изучали порядка 22 дисциплин, разбитых на пять категорий: нравственные, исторические, словесные, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Семейная обстановка

Императорский лицей первоначально располагался в окрестностях Петербурга, в Царском Селе – загородной резиденции русских царей. Здание лицея представляло собой перестроенный для нужд образовательного учреждения флигель Екатерининского дворца. Лицей был местом, где воспитанники не только учились, но и жили, причем вместе с преподавателями. Таким образом достигалась семейная обстановка внутри учебного заведения.

Из Царского Села в сиротский дом

Императорский лицей просуществовал в Царском Селе 33 года, за это время он выпустил 286 воспитанников. Наиболее памятным и значимым для России стал выпуск 1817 года: он подарил нашей стране Пушкина, Горчакова (выдающийся дипломат), декабристов Кюхельбекера и Пущина (лучший друг Пушкина), министра народного просвещения Головнина, ученых Веселовского и Данилевского и других. В 1843 году император Николай I перевел знаменитое образовательное учреждение в Петербург, в здание Александринского сиротского дома. С этого момента Императорский лицей стал именоваться Александровским и просуществовал до 1918 года, когда был упразднен решением Совета Народных Комиссаров.

Царскосельский лицей. - Песни странствующего подмастерья — ЖЖ

" В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая самья..."
        А.С. Пушкин

Рядом с дворцом стоит бывший великокняжеский корпус, изначально построенный для внуков Екатерины Второй, но позже отданный её правнуком, императором Александром I  новому высшему учебному заведению ─ Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году. Удивительно, что царскосельский лицей за долгую историю своего существования до 29 мая 1918 года, когда он был закрыт по постановлению Совнаркома, выпустил очень многих учеников, но известен в основном своим первым звездным выпуском, и, главным образом тем, что там учился Александр Пушкин. Хотя среди лицеистов следующих выпусков был писатель Салтыков-Щедрин. Слава лицея во многом состоялась благодаря стихам Пушкина, посвященным лицею, своим преподавателям и друзьям. Редкий  класс так поэтически воспет и так известен.Возможно, поэтому теперь каждая вторая школа норовит стать именно лицеем.

Пушкин при этом был не лучшим учеником, по многим предметам успевал еле-еле, математика не давалась.

Лицей был задуман как элитное учебное заведение, выпускники которого станут служить царю и отечеству, но вышло так, что Кюхельбекер оказался среди заговорщиков против власти, Пущин - лучший друг Пушкина по лицею ( "Мой первый друг, мой друг бесценный...") тоже стал декабристом. Да и сам Александр был бы на Сенатской площади,  если бы не попал в ссылку в Михайловское.

Изначально предполагалось, что вместе с воспитанниками будут учиться и царские дети, младшие братья Александра Первого Николай и Михаил, но императрица посчитала это неуместным. Директору Малиновскому было поданы прошения от 38 семей, принятые мальчики были разновозрастными, сын директора Иван Малиновский был самым старшим, 15 ти лет. Аркадию Мартынову, Константину Данзасу, Александру Корнилову было 10 лет, остальным 11-13.

Открытие произошло 19 октября 1811 года в присутствии императорской семьи и было отмечено вдохновенной речью педагога Куницына, молодого профессора, только что вернувшегося из Геттингена ( с душою прямо геттингенской...)
19 октября станет лицейской годовщиной, которая праздновалась потом и вспоминалась всю жизнь. В этот день выпускники собирались на "лицейский обед".
в 1825 году Пушкин напишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

А тогда, после своего первого лицейского обеда, будущие лицеисты побежали в сад играть в снежки. Зима в тот год была ранняя. Вокруг лицея стояли зажженные плошки, а на балконе висел зажженный вензель императора.

Сложно представить себе, как учиться в школе, когда на открытии присутствует императорская семья и в окна виден императорский дворец. И молиться воспитанники ходят в императорскую Воскресенскую церковь.

В другие окна видна другая церковь - Знаменская, менее пафосная и уютная в стиле петровского барокко. Памятная тем, что каждый день лета 1761 года императрица Елизавета Петровна  пешком  ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь. 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец. В декабре она скончалась.

В церкви находилась икона "Знамение", некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее, которое я процитировала в качестве эпиграфа.

Между тем в классе из 30 учеников только 18 православных, остальные - католики и лютеране, что показывает интернациональный состав класса лицеистов и тот факт, что Петербург был тогда городом с большим количеством эмигрантов, впрочем, многие уже обрусели, так-как их семьи появились в Петербурге еще при  Петре Первом.
Предки Антона Дельвига - немцы из Вестфалии, дедушка Константина Данзаса, бывший французский прокурор, сбежал в Россию от революции, Сильверий Броглио, один из главных лицейских шалунов, вернется в Италию, там будет участвовать в революции и погибнет в Греции во время освободительной войны.

Распорядок дня в лицее хорошо описал Иван Пущин:

Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня. Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов – класс; в 9 – чай; прогулка – до 10; от 10 до 12 – класс; от 12 до часу – прогулка; в час – обед: от 2 до 3 – или чистописание, или рисование; от 3 до 5 – класс; в 5 часов – чай; до 6 – прогулка; потом – повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам – танцеванье или фехтованье. Каждую субботу баня. В половине 9 часа – звонок к ужину. После ужина до 10 часов – рекреация. В 10 – вечерняя молитва, сон. В коридоре на ночь ставились ночники во всех арках. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору.Белье переменялось на теле два раза, а столовое и на постели – раз в неделю. Обед состоял из трех блюд (по праздникам из четырех). За ужином подавалось два. Кушанье было хорошо, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву в бакенбарды."

Пушкин и Пущин окажутся соседями, 14 номер у Пушкина и 13, несчастливый, у Пущина. Перегородки не доходят до верха, после "отбоя" они еще разговаривают. У Пушкина комната меньше, в стихах он называет её "каморкой". Зато рядом толстая стена, в которой проходит канал с теплым воздухом от печей. У лицеистов есть несколько дядек, ухаживающих за одеждой и обувью и прибирающихся в комнатах.

Вскоре лицеистам объявят новый указ.Пущин пишет:

"Через несколько дней после открытия, за вечерним чаем, входит директор и объявляет нам, что получил предписание министра, которым возбраняется выезжать из лицея, а что родным позволено посещать нас по праздникам. Это объявление категорическое, которое, вероятно, было уже предварительно постановлено, но только не оглашалось, сильно отуманило нас всех своею неожиданностью. Мы призадумались, молча посмотрели друг на друга, потом начались между нами толки и даже рассуждения о незаконности такой меры стеснения, не бывшей у нас в виду при поступлении в лицей. Разумеется, временное это волнение прошло, как проходит постепенно все, особенно в те годы."

Итак, 6 лет они проведут без поездок в близкий Петербург. Их даже не будут первые два-три года выпускать порознь за стены лицея. Но позже, уже постарше, они будут летом посещать театры, балы и музыкальные вечера, которые проводились в дачный сезон в Царском селе. Новый директор Энгельгардт будет устраивать для воспитанников у себя в доме вечера и прогулки на тройках, иногда двухдневные по окрестностям.
Сады вокруг лицея станут местом прогулок и местом, где

"...В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне...."

..."Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада..."

Поэтические парки Царского действительно могут навеять стихи.

Лицейская библиотека. Здесь книги на разные темы.

Особенностью лицейского образования стало стремление воспитать личность, поэтому учитывались отдельные предпочтения. например Федору Матюшкину выписывались книги про путешествия. И позднее он стал адмиралом и объехал вместе с Врангелем на шлюпе "Кроткий" вокруг света. В Чукотском округе есть мыс имени Матюшкина.
В лицее у Матюшкина прозвище "Плыть хочется" и " Федернелька".
Какой же класс без прозвищ ?
Пушкина прозвали "Французом" за прекрасное знание языка. Затем за непоседливость "Егозой", а за вспыльчивость - "Смесь тигра с обезьяной".
Мишенька Яковлев любил всех пародировать и звался "Паяс двести номеров".
Лучший ученик Сережа Вольховский назывался "Разумница", позже за сильный характер - "Суворочка".
Князь Горчаков звался "Франт" за то, что уделял много времени своей внешности.
Комовский был ябедой и прилипалой и дразнился "Лиса" и "Смола".
Отчаянный Ваня Малиновский получил кличку "Козак".
Алешу Илличевского прозвали ласково "Олосенькой".
Прозвища были у всех: Иван Пущин - "Большой Жано", Антон Дельвиг - "Тося или Тосенька", Кюхельбекер - "Кюхля", Мясоедов - "Мясожоров или Мясин".
Кроме придумывания кличек рисовали карикатуры друг на друга и писали эпиграммы. Издавался "Лицейский мудрец", где лицеисты упражнялись в остроумии.

Из других окон в 1812 году лицеисты наблюдали, как войска уходили как раз по этой дороге на войну с Наполеоном.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас...

"Да, именно так. И после провода одной из ратей воспитанн

Где находится лицей, в котором учился А. С. Пушкин?

учёба в Царскосельском лицее

12 августа 1811 года Пушкин, вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. Преподавателями лицея были люди прекрасно подготовленные и образованные. Программа обуения была строго продуманная и насыщенная: кроме общеобразовательных предметов, в нее входили и философские и общественно-юридические науки. Число воспитанников было ограничено. В лицее отсутствовали унизительные наказания. Каждый имел свою отдельную комнатку, где он пользовался полной свободой. В отчете о первом году работы лицея говорилось, что ученикам «каждая истина предлагалась так, чтобы возбудить самодеятельность ума и жажду познания.. . а все пышное, высокопарное, школьное совершенно удаляемо было от их понятия и слуха» , но отчет скорее всего больше выдавал желаемое за действительное. Прекрасные преподаватели, отчасти вследствие плохой подготовки слушателей, отчасти по другим общественным и личным причинам, не полностью справлялись со своими задачами — давали зубрить свои тетрадки, а иные, как например любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих аристократических учеников и снисходительно принимали экзамены. Такая свобода или, точнее, безнадзорность приносила некоторый вред слишком юным «студентам» , знакомя их с такими сторонами жизни, которые выгоднее узнавать позднее. К тому же, на третий год существования лицея скончался его первый директор, и почти два года настоящего главы в заведении не было. Преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от этого весьма существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и приходилось окончившим курс приобретать своим трудом впоследствии, то лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими гуманными, светлыми идеями. Вот почему они и относились с таким теплым чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно вспоминали день открытия лицея. Лицеисты серьезно изучали римских прозаиков и поэтов, классическую мифологию. В лицее Пушкин чрезвычайно много читал и все прочитанное прекрасно помнил. Больше всего он интересовался французской и русской словесностью и историей. Он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов (Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер и др.) , которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи Это под Питербургом

Теперь это город Пушкин под Питером

г. Пушкин - бывшее Царское село, под Санкт - Петербургом. Там же находится мемориальный Музей-Лицей. Музей был открыт здесь в 1949 году, к 150-летию со дня рождения поэта, в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, одного из передовых учебных заведений России 1-ой четверти XIX века. Пушкин воспитывался здесь с 1811 г. по 1817 г. Именно в этих стенах открылся его поэтический дар.

Под Санкт-Петербургом в бывшем Царском селе, переименованном в Пушкино.

Под Петербургом.

в царском селе

Царскосельский Лицей

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования. Лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении, 3 – на окончательном. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

В нижнем этаже находилось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. На третьем же этаже располагался и актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здеcь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания в Царском Селе" перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14".

Первый "пушкинский" лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это Дельвиг, Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин, Кюхельбекер, Вальховский…

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.

("Разлука", 1817) *

Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля", Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу". Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.

Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы.
Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.

Фото из экспозиций 3-го и 4-го этажей Музея-Лицея

С начала 1820-х годов правительство сделало многое, чтобы вытравить вольный "лицейский дух", заменив его "духом казармы". В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений.

Пушкина волновала и огорчала участь Лицея:

Судьба, судьба рукой железной
Разбила мирный наш Лицей…

("И.И.Пущину", черновик)


В 1843 году Лицей перевели в Петербург, в помещение Александровского сиротского дома на Петербургской стороне. И с этого времени Царскосельский Лицей стал именоваться Александровским.

* "Разлука". В первой редакции, под названием "Кюхельбекеру", напечатано в "Невском зрителе", 1820 г., апрель. В переработанном виде вошло в собрание стихотворений Пушкина.

 
 
 
 
 
 

Смотрите также

Описание: