Где находится приемный клапан линии выдачи нефтепродукта на азс


Технологические трубопроводы АЗС

01 декабря 2015 г.

Технологические трубопроводы на автозаправочных станциях служат для приема и отпуска нефтепродуктов, отвода паров, образующихся в процессе слива автоцистерн, а также для удаления подтоварной воды и шлама. Соответственно, различают линии наполнения, выдачи, деаэрации и обесшламливания.

Расположение технологического оборудования подземного резервуара АЗС:
1 — сливная муфта; 2 — сливной трубопровод; 3 — сливной фильтр; 4 — задвижка; 5 — технологический отсек;
6 — огнепреградитель; 7 — трубопровод наполнения; 8 — резервуар; 9 — замерный люк; 10 — угловой огнепреградитель;
11 — трубопровод деаэрации; 12— топливораздаточная колонка; 13— дыхательный клапан; 14— огнепреградитель; 15— кран; 16— задвижка;
17 — трубопровод выдачи топлива; 18 — горловина резервуара; 19— приемный (обратный) клапан

Линия наполнения — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом при сливе автоцистерны. Эта линия включает сливную муфту 2, сливной трубопровод 2, сливной фильтр 3, задвижку 4, огнепреградитель 6 и трубопровод наполнения 7.

Сливная муфта предназначена для соединения подающего рукава автоцистерны и трубопровода наполнения резервуара. Ее конструкция постоянно совершенствуется. В настоящее время наиболее распространены сливные муфты типов МС-1 и МС-1М с крышкой и эксцентриковым зажимом гайки, оборудованные фильтром и маслобензостойким уплотнением. В настоящее время наиболее распространены муфты сливные типа МС-2

Муфта сливная МС-2:
1 — гайка нажимная; 2 — крышка; 3 — патрубок; 4 — кольцо резиновое

Сливная муфта присоединяется к сливному устройству резервуара патрубком 3 (соединение резьбовое). При необходимости присоединение может осуществляться через переходник (на рисунке не показан), ввернутый в патрубок. В нерабочем положении горловина патрубка закрывается крышкой 2, которая предохраняет от попадания в резервуар пыли, грязи, осадков, а также от проливов нефтепродуктов. Крышка поджимается к патрубку нажимной гайкой 1. Герметичность прилегания крышки (или наконечника присоединяемого рукава) обеспечивается резиновым кольцом 4, установленным в патрубке. Для удобства обслуживания и во избежание утери крышки последняя прикреплена к корпусу гибким тросиком.

Сливная труба соединяет быстросъемную сливную муфту 1 со сливным фильтром 3, задвижкой 4, огнепреградителем 6 и трубопроводом наполнения 7, находящимся внутри резервуара.

Сливной фильтр:
1 — фильтрующая сетка; 2 — стакан; 3 — корпус; 4 — крышка; 5 — винт; 6 — пружина; 7 — скоба; 8 — прокладка; 9 — кольцо

Сливной фильтр представляет собой сварной корпус 3, внутри которого расположен фильтрующий элемент 1. Сверху корпус снабжен крышкой 4 с прокладкой 8. Крышка прижата к фланцу корпуса 3 с помощью скобы 7 и винта 5. Для фиксации фильтрующего элемента по отношению к кольцу 9 корпуса служит пружина 6. В нижней части фильтра установлен стакан 2 для сбора отделенных частиц мехпримесей. Благодаря тому, что выходной патрубок находится выше входного, сливной фильтр постоянно заполнен топливом.

Трубопровод наполнения заканчивается на расстоянии не более 200 мм от днища резервуара. Для предотвращения попадания в него наружного воздуха торец сливного трубопровода располагают ниже приемного клапана 19 на трубопроводе выдачи топлива 17, что позволяет обходиться без специального гидрозатвора. Трубопровод наполнения прокладывается подземно.

Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе наполнения (сливная муфта, сливной фильтр, задвижка), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для автоцистерны или на самой площадке. При этом должны быть приняты меры по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств.

Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов. Допускается изготовление колодца из трудногорючих материалов при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.

Линия выдачи — это комплекс оборудования, с помощью которого осуществляется подача топлива из резервуара 8 к топливораздаточной колонке 12. Эта линия включает: приемный клапан 19, трубопровод 17 выдачи топлива Ду50 с толщиной стенки не менее 3 мм, огнепреградитель и задвижку 16.

Устройство остального оборудования линии выдачи известно.

Линия деаэрации — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение газового пространства резервуара с атмосферой. Эта линия состоит из следующих элементов : дыхательного клапана 13, огнепреградители 14, крана 15 и 50-миллиметровош трубопровода деаэрации 11 с фланцем, которым он присоединяется к фланцу на крышке резервуара, размещенному в технологическом отсеке 5.

Дыхательный клапан 13 устанавливается на высоте около 2,5 м. Он срабатывает при избыточном давлении в газовом пространстве резервуара, равном 1400±50 Па, и вакууме 100-150 Па. Огнепреградитель 14 служит для предотвращения проникновения пламени внутрь резервуара при вероятном пожаре. Кран 15 на линии деаэрации предназначен для перекрытия трубопровода при работах по замене и обслуживанию дыхательного клапана, а также при испытаниях резервуара на герметичность.

Резервуары (и отдельные камеры в многокамерных резервуарах) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использовать газовую обвязку с общим дыхательным клапаном при условии установки огнепреградителей в местах врезки в нее отводов от резервуаров (камер).

Устройство совместной газовой обвязки резервуаров (камер) с бензином и дизельным топливом не допускается.

Линия обесшламливания  — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды и частиц мехпримесей (шлама) закрытым способом. Данная линия используется также для опорожнения резервуара от остатков нефтепродукта (когда его уровень ниже обратного клапана) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом.

Линия состоит из стационарной и мобильной частей. Стационарная часть представлена трубопроводом Ду40, который в резервуаре соединяется с коллектором для забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а вне его заканчивается штуцером, герметично закрывающимся заглушкой. Мобильная часть состоит из ручного насоса, гибких рукавов и переносной емкости для сбора шлама.

При необходимости удаления шлама, остатков нефтепродукта, а также моющего раствора снимается заглушка со штуцера и к нему присоединяется гибкий рукав, ведущий к ручному насосу, а другой рукав соединяет насос с переносной емкостью для шлама.

Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны быть металлическими и надежно соединены.

Соединение фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз». Они должны быть плотно затянуты на прокладках из бензостойкого материала.

Запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах, должна быть стальной и снабжена нумерацией, соответствующей технологической схеме. На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапаны для предотвращения перемещения жидкостей в обратном направлении. Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопровода. На них должны быть указатели крайних положений.

Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение возможных утечек топлива за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом. При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.

Запрещается прокладывать технологические трубопроводы в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, тепловыми сетями, а также кабелями высокого и низкого напряжения.

Наземные участки технологических трубопроводов должны быть покрыты антикоррозийной изоляцией, а наземные — окрашены. 

IV. Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива

44. На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.

Топливораздаточные колонки рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.

45. Резервуары и трубопроводы для топлива и его паров должны сохранять герметичность в течение не менее 10 лет при соблюдении требований ТЭД на технологические системы.

46. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности.

Примеры указанных систем приведены в приложении 5.

47. Подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек "(за исключением аварийных резервуаров)", выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение возможных утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.

48. При применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси топлива (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна превышать 100°С.

Двухстенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию о разгерметизации световым и звуковым сигналами персоналу АЗС и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.

49. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться мероприятия, предусматриваемые настоящими нормами для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двухстенных резервуарах, камеры для бензина и дизельного топлива которых разделены двумя перегородками с обеспечением контроля герметичности межперегородочного пространства.

50. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается.

51. Трубопроводы деаэрации должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.

При размещении трубопровода деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением

Нтр = Нм + 50 D

где Нтр - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих к нему пешеходных дорожек и проездов для транспортных средств, м;

Нм - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для заправки на АЗС, м, но не менее 2 м;

D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м.

На трубопроводах деаэрации перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру.

52. Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации.

53. Резервуары (камеры) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использование общей газоуравнительной системы при условии установки огнепреградителей в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам (камерам).

Устройство общей газоуравнительной системы между резервуарами (камерами) с бензином и дизельным топливом не допускается.

54. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара сигнализацию световым и звуковым сигналами персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если особенности технологической системы позволяют осуществлять прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения резервуара.

55. Если вероятность отказа автоматических систем предотвращения переполнения резервуаров, непрерывного контроля герметичности межстенного пространства резервуаров и трубопроводов, обнаружения утечек "и прекращение подачи" топлива или его паров, а также контроля пропускной способности линий деаэрации или рециркуляции превышает 10-3 в год, то следует предусматривать либо дублирование их элементов, обеспечивающее выполнение функционального назначения систем, либо самоконтроль исправности, обеспечивающий автоматическое отключение ТРК и исключение возможности наполнения резервуаров при возможных неисправностях указанных систем.

56. Конструкция технологической системы должна предусматривать возможность проведения пожаробезопасных периодических испытаний на герметичность топливного оборудования непосредственно на АЗС. Требования к периодичности указанных испытаний должны быть отражены в ТЭД.

57. Технологические системы рекомендуется оснащать системами флегматизации свободного пространства инертным газом или иными системами, исключающими воспламенение и/или сгорание паровоздушной смеси топлива внутри технологического оборудования.

58. Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • они должны быть выполнены из металла;
  • соединение фланцев должно осуществляться по принципу "шип-паз";
  • cсоединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, регламентированных требованиями ТЭД;.
  • соединения должны оснащаться устройствами, исключающими их саморазъединение, и быть опломбированы.

59*. Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,2 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение топлива при возможных утечках за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом.

При использовании двустенных трубопроводов (труба в трубе) с разъемными соединениями (при наличии), обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, устройство лотка допускается не предусматривать. При этом следует обеспечить замещение воздуха в межтрубном пространстве азотом до достижения концентрации кислорода не более 10 %об.

60. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара.

61. Между устройством для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива должна быть установлена запорная арматура. Эту арматуру допускается не предусматривать в случае применения устройств, самозакрывающихся при расстыковке их соединения с напорно-всасывающим рукавом АЦ.

Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе налива (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители, фильтры, расходомеры и т.п.), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для АЦ или на самой площадке, с обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств.

Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов и располагаться на расстоянии не менее 2 м от наземно (надземно) расположенного технологического оборудования АЗС, а также от технологических шахт подземных резервуаров. Допускается изготовление колодцев из трудногорючих материалов при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.

62. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:

  •  на линии рециркуляции перед узлами подсоединения ее к АЦ и резервуару должны быть установлены огнепреградители. Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое закрытие этих линий при расстыковке;
  •  линия рециркуляции должна быть оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении давлением в резервуаре величины, соответствующей либо напору столба топлива в. АЦ (при сливе самотеком), либо - напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса;
  •  в случае, если рециркуляция паров топлива осуществляется при перекрытом трубопроводе деаэрации резервуара, технологическая система должна быть оборудована системой автоматического непрерывного контроля за давлением в ее паровом пространстве. При использовании дыхательного клапана на трубопроводе деаэрации с давлением срабатывания, превышающим давление срабатывания обратного клапана линии рециркуляции (рециркуляция осуществляется без перекрытия трубопровода деаэрации), указанную систему контроля допускается не предусматривать;
  •  между узлом подсоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуару рекомендуется, а между узлом подсоединения к АЦ и этим трубопроводом следует в обязательном порядке устанавливать запорную арматуру;
  •  участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений. 

63. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:

  •  в местах присоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуарам и к ТРК должны быть установлены огнепреградители и обратные клапаны. В случае, если огнепреградитель и обратный клапан предусмотрен конструкцией ТРК, их дополнительную установку перед ТРК допускается не предусматривать;
  •  обратные клапаны должны открываться при достижении давления паров в трубопроводе линии рециркуляции, создаваемого насосом откачки паров топлива, и герметично закрываться при обесточивании указанного насоса;
  •  на трубопроводе рециркуляции перед огнепреградителем, установленном на резервуаре, а также перед ТРК, должна устанавливаться запорная арматура. Если указанная арматура предусмотрена конструкцией ТРК, то ее дополнительную установку допускается не предусматривать;
  •  участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений. 

64. Линии выдачи топлива должны быть оборудованы обратными клапанами, открывающимися давлением или разрежением, создаваемым насосами этих линий, и герметично закрывающимися при обесточивании указанных насосов.

65. Оборудование технологических систем должно обеспечивать осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также испытанию на герметичность только закрытым способом (за исключением наполнения топливных баков транспортных средств).

66. Конструкция резервуаров должна предусматривать возможность проведения механизированной пожаровзрывобезопасной очистки от остатков хранимого топлива, дегазации и продувки при их ремонте.

67. Запорная арматура, устанавливаемая на топливном оборудовании, должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544.

68. Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т.п., расположенных на топливном оборудовании АЗС, должны оборудоваться прокладками, выполненными из неискрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединяться с обеспечением герметичности. Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из неискрообразующих материалов.

69. Стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых размещается оборудование с топливом или его парами, а также имеется свободное пространство, должны выполняться из негорючего материала. В остальных случаях допускается использование трудногорючих материалов. Устройство крышек технологических шахт или колодцев, в которых имеется указанное оборудование, должно исключать возможность попадания в них атмосферных осадков и искрообразования при открытии-закрытии крышки. Крепление крышек должно обеспечивать сброс избыточного давления при возможном воспламенении паров топлива внутри шахт и колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее отрыва). Высота наземной части этих шахт и колодцев должна быть не менее 0,2 м.

70. Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать необходимость проведения на них сварочных работ при монтаже на строительной площадке.

71. Электрооборудование АЗС должно соответствовать требованиям "Правил устройства электроустановок" и "Правил эксплуатации электроустановок потребителей".

Технологические системы должны быть оснащены устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон.

Для контроля заземления АЦ рекомендуется применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.

Технологические системы рекомендуется оснащать датчиками контроля заряда статического электричества, позволяющими в случае превышения его допустимых значений осуществлять предупредительную сигнализацию и автоматическое прекращение наполнения резервуара топливом из АЦ.

72. На АЗС следует предусматривать централизованное отключение электропитания.

Технологические системы, наполнение резервуаров которых предусматривается посредством их насосного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения насосов) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.


Рекомендации по монтажу трубопроводов на АЗС

06.11.19

При монтаже технологических и эксплуатационных трубопроводов на автозаправочной станции необходимо соблюдать комплекс требований по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.

Трубопровод для топлива

При прокладке трубопроводов, рассчитанных на транспортировку топлива, следует соблюдать следующие требования:

  • Одностенные трубы, по которым планируется передавать нефтепродукты и их пары, следует прокладывать под землей в лотках. Их материал и конструкция должны исключать протечки жидкой фазы топлива за их пределы. В лотках должен присутствовать негорючий наполнитель, например, керамзитовые гранулы.
  • Глубина монтажа всасывающего трубопровода – не менее 700 мм, уклон 1-3° в сторону топливных резервуаров.
  • Трубопровод для топлива или пара должен изготавливаться из металла или материала, разрешенного для передачи нефтепродуктов.
  • Для стыкования труб используют пазо-шиповую систему, способную сохранять полную герметичность во время всего эксплуатационного периода.

Трубопровод для кабелей

При прокладке кабельной продукции необходимо соблюдать следующие условия:

  • Силовые и сигнальные кабели необходимо прокладывать в разных трубопроводах.
  • Для этой цели можно использовать металлические или асбоцементные трубы.
  • Монтировать трубопроводы для кабелей можно в лотки трубопроводов, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов.
  • В местах поворота трубопроводов и их ввода в здание требуется устраивать техколодцы.

Прокладка трубопровода деаэрации

При монтаже линии деаэрации учитывают следующие требования:

  • В составе трубопроводной системы деаэрации должны присутствовать газоуравнительные клапаны для регулирования давления паров во внутреннем пространстве резервуара и огнепреградители. Задача огнепреградителей – не допустить попадание искр и пламени в емкость для хранения нефтепродукта. Дыхательный клапан и огнепреградитель должны иметь рабочие характеристики в течение всего года.
  • Линия деаэрации должна находиться на дистанции не менее 5 м по горизонтали от проездных дорог. Верхнюю часть трубопровода необходимо разместить над прилегающей площадкой на высоте не менее 2,5 м.
  • На трубопроводах деаэрации перед газоуравнительными клапанами монтируют запорную арматуру.
  • При оснащении линии деаэрации нужно предусмотреть установку устройств, позволяющих контролировать ее пропускную способность во время использования. Один из вариантов таких устройств – мановакууметр.
  • Емкости для разных нефтепродуктов должны иметь собственную линию деаэрации. Для емкостей, в которых содержится одинаковый вид нефтепродукта, можно использовать одну систему деаэрации. Но в этом случае перед местом подсоединения газоуравнительного трубопровода к емкости должен присутствовать огнепреградитель.

Монтаж оборудования, расположенного в сливном приямке

Основные требования:

  • Для заполнения резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов, применяют трубопроводы налива подземного расположения. В системе налива обязательно должны присутствовать устройства, не допускающие распространение пламени.
  • Слив из трубопровода в резервуар должен быть герметизированным. Падающая струя не допускается.
  • Между устройством, которое предназначается для подключения напорно-всасывающего шланга АЦ, и трубопроводом необходимо присутствие запорной арматуры.
  • Оборудование, которое устанавливается на трубе налива, должно находиться в приямке или колодце возле площадки для автоцистерн. Их стенки выкладывают стройматериалами с огнестойкими характеристиками. Колодец или приямок должны размещаться на дистанции 2 м и более от технологических шахт топливных емкостей, расположенных под землей, и быть защищенными от наезда автомобильного транспорта.

Трубопроводная система линии рециркуляции паров (ЛРП)

Для обеспечения безопасности эксплуатации АЗС необходимо:

  • Перед местом соединения трубопроводов системы рециркуляции с автоцистерной и емкостью для хранения топлива необходимо смонтировать огнепреградитель.
  • Узлы присоединения трубопроводов рециркуляции к автоцистерне должны быть сконструированы так, чтобы при разгерметизации линия автоматически перекрывалась.
  • Перед узлом подсоединения трубопровода ЛРП к емкости или автоцистерне необходимо смонтировать запорную арматуру. В первом случае это условие имеет рекомендательный характер, во втором – обязательный.
  • Трубопроводную систему ЛРП необходимо оборудовать обратным клапаном, который срабатывает на открывание при достижении в топливной емкости давления, равного давлению в автоцистерне.
  • Участки труб ЛРП, находящиеся в незащищенном пространстве, должны изготавливаться без разборных соединений.

 

Показать все

Устройство топливораздаточных колонок на АЗС, принцип работы, схема, фото

  • Увеличение прибыльности АЗК

  • ТРК и ГРК

  • Комплектующие для ТРК и ГРК

  • Модульные АЗС и мобильные ТРК

  • Газовое оборудование

  • Заправочные пистолеты

  • Метрология

  • Рукава МБС и комплектующие

  • Резервуарное оборудование

  • Насосы и насосные агрегаты

  • Счетчики жидкости

  • Эксплуатационное оборудование

  • Пластиковый трубопровод

  • Оборудование для Нефтебаз

  • Оборудование для бензовозов

  • виды, типы, характеристика, классификация, назначение

    Виды и характеристики резервуаров, применяемых на АЗС

    Резервуары на АЗС являются частью технологических линий или служат для обеспечения безопасности и удобства эксплуатации автозаправочной станции. АЗС относятся к объектам высокой опасности, поэтому к резервуарам предъявляются повышенные требования по герметичности, пожаробезопасности, соответствию экологическим нормативам. Емкости для хранения топлива в обязательном порядке оборудуются контролирующими устройствами, звуковой и световой сигнализацией, другими средствами безопасности.

    Стальные резервуары для топлива горизонтального исполнения: виды и характеристики

    Наиболее распространенное резервуарное оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, — горизонтальные резервуары цилиндрической формы, изготовленные из марок стали, соответствующих предполагаемым климатическим условиям. Для умеренного климата используют нелегированные углеродистые стали обыкновенного качества марки Ст3. Для регионов с холодным климатом — низколегированные стали 09Г2С-12 и 09Г2С-15. И Cт3, и 09Г2С относятся к низкоуглеродистым маркам, поэтому обладают хорошей свариваемостью без ограничений. В зависимости от места расположения, емкости разделяют на подземные и наземные, по конструкции — на одно- или двустенные, а также на одно-, двух- или многосекционные. Днище может быть катаным или коническим.

    Горизонтальные одностенные емкости

    Одностенные резервуары используются для наземного монтажа или подземного в бетонный саркофаг. Наружная сторона конструкции обрабатывается антикоррозионными материалами в усиленном варианте. Внутренняя сторона по желанию заказчика может покрываться составами, устойчивыми к воздействию нефтепродуктов.

    Горизонтальные двустенные емкости

    Двустенные резервуары используется на АЗС для наземного и подземного монтажа, подходит для всех видов топлива. Наружная оболочка предохраняет внутреннюю емкость от грубых механических воздействий. Герметичное межстенное пространство заполняют азотом или термосолом. В промежутке между стенками устанавливают датчики контроля герметичности. О возникновении нештатной ситуации сообщает звуковая и световая сигнализация.

    Конструкция РГД обеспечивает:

    • прием топлива через систему наполнения;
    • автоматическое перекрытие при заполнении емкости на 95%;
    • контроль уровня топлива в емкости с использованием метроштока или при помощи автоматических уровнемеров, контроль герметичности;
    • выдачу продукта по линии выдачи к ТРК;
    • газоуравнивание давления внутри и снаружи резервуара с помощью дыхательной аппаратуры;
    • возможность очистки резервуара с помощью технологических отсеков и трубопровода для удаления шлама.

    Емкости выполняются с одной, двумя, тремя секциями. В многосекционных конструкциях отсеки имеют равную или разную вместимость. Отсеки разделены герметичными двустенными перегородками.

    Срок службы двустенного стального резервуара составляет не менее 10 лет при условии соблюдения всех требований по безопасной эксплуатации.

    Классификация горизонтальных резервуаров для АЗС, в зависимости от места размещения

    Емкости, предназначенные для хранения нефтепродуктов и воды, разделяются на наземные и подземные.

    • Наземные конструкции размещают на поверхности грунта или выше уровня земли.
    • Подземные емкости располагаются таким образом, чтобы верхний уровень жидкости находился ниже планировочной отметки территории автозаправочной станции на 20 см и более. Перед монтажом емкость зачищают внутри и снаружи, внешнюю поверхность обрабатывают антикоррозионными составами. Проводят гидравлические испытания. На горловине устанавливают смотровой колодец с крышкой. Если на местности существует угроза затопления, то резервуар устанавливают на монолитный ЖБ фундамент с фиксацией стальными хомутами.

    Места установки наземных и подземных аппаратов для хранения топлива должны иметь удобные подъездные пути и площадки для перекачки нефтепродуктов.

    Одностенные емкости для подземного монтажа: аварийные, пожарные, для воды

    Помимо резервуаров различных типов для приема, хранения и передачи топлива, на территории АЗС необходимы емкости и другого целевого назначения. Для экономии наземного пространства их устанавливают под землей.

    • Аварийная емкость, имеющая сливной трубопровод диаметром 108 мм. Обеспечивает сбор нефтепродукта, случайно пролитого на площадке для стоянки автоцистерн. Такая ситуация создается при разгерметизации сливного патрубка АЦ. Ассортимент объемов емкостей — 10, 15, 25 м3. Для изготовления обечайки и днища используется стальной лист толщиной 4 мм. Внутреннее покрытие отсутствует.
    • Резервуар для воды, оборудованный насосной установкой. Объем — 3 м3. Обеспечивает автономное водоснабжение здания автозаправочной станции при отсутствии подключения к централизованной системе. Изнутри конструкция покрывается антикоррозионным составом — эмалью «Эповин», снаружи — гидроизоляционными материалами. Надежную гидроизоляцию обеспечивают с помощью наплавляемого битумного полимера «Элабит».
    • В соответствии с нормами пожарной безопасности на АЗС устанавливаются резервуары, предназначенные для обеспечения водой для наружного пожаротушения и орошения технологического оборудования. Рабочий объем резервуаров может составлять — 25, 50, 60, 100 м3. Пожарные резервуары изготавливают из листовой стали толщиной 4 мм. Для изделий, запланированных для использования в нормальных климатических условиях, применяют сталь Ст3пс3, для регионов с холодным климатом — Ст3пс5 и 09Г2С-8. Жесткость одностенной емкости обеспечивают кольцевые диафрагмы жесткости.

    Таблица характеристик одностенных резервуаров для аварийного пролива топлива РА

    Тип РА V = 10 м3 V = 15 м3 V = 25 м3
    Максимальный объем, м3 14,6 16,3 28,8
    Толщина обечайки, мм 4 4 4
    Толщина днища, мм 4 4 4
    Масса, кг 2800 3900 4500
    Рабочее давление, кгс/см2 0,2 0,2 0,2

    Таблица характеристик типовых пожарных резервуаров

    Тип РП РП25 РП50-2500 РП50-2800 РП 60 РП 100
    Рабочий объем, м3 25 50 50 60 100
    Диаметр, м 2,8 2,5 2,8 2,8 3,24
    Длина, м 5,16 11,16 9,66 11,16 13,78
    Высота с ТО 3,565-3,865 3,265-3,565 3,565-3,865 3,565-3,865 4,050-4350

    Очистные установки для АЗС

    Очистные установки — еще один вид подземных резервуаров, которые применяются на территории АЗС и обеспечивают ее соответствие экологическим нормам. К основным типам очистных сооружений относятся нефтеуловители и установки УСВ-М. Они выполняются единым стальным блоком подземного исполнения. Специфика очистных сооружений на АЗС заключается в том, что приходится работать с водами, которые содержат большое количество нефтепродуктов. Также в них находятся механические частицы, подлежащие удалению. После очистки поверхностных вод от песка и сепарации нефтепродуктов (флотацией или фильтрацией) стоки направляют на городские очистные сооружения или для сброса на рельеф.

    Надежные, высокопроизводительные установки изготавливают из листовой стали марки Ст3. Наружную поверхность баков покрывают гидроизоляционным составом, внутреннюю — антикоррозионным. В зависимости от модели, установки обеспечивают эффективную очистку поверхностных вод со скоростью 6, 10, 20 л/сек.

    Одностенные и двустенные стальные резервуары цилиндрической формы наземного и подземного монтажа — надежны, достаточно просты в установке, удобны в использовании и обслуживании, имеют длительный эксплуатационный период.

    29.10.2018 Раздел Статьи

    Резервуары для АЗС: виды, применение, классификация

    Устройство резервуаров для азс

    Наземные емкости для АЗС изготавливаются вместе со специальными металлическими опорами. Для доступа к горловине емкости и ее обслуживанию, предусмотрена установка металлической лестницы  с ограждениями. Резервуары для топлива изготавливаются из листового металла. Технологические трубопроводы, входящие в состав резервуара, изготавливаются из стали и покрываются изоляционным материалом. Кроме того, резервуары  топлива должны быть оснащены такими устройствами:

    • сливным – для приёма топлива из автоцистерн;
    • всасывающим – для подачи топлива из резервуара;
    • замерным (зондовым) – для измерения уровня жидкости;
    • дыхательным – для сообщения резервуара с атмосферным воздухом.

    Емкости могут быть однокамерными и многокамерными. Наличие нескольких камер позволяет осуществлять хранение и выдачу нескольких видов топлива одновременно.

    Объём резервуаров

    Топливные резервуары для АЗС могут иметь различные объемы, но в большей степени это емкости имеющие объем до 75 м³. Наземные резервуары для топлива производятся объемом 5, 10, 15, 25, 30, 40, 50, 60, 75 м³.  АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяются на два типа:

    • тип А — если общая вместимость резервуаров АЗС более 20 м³.;
    • тип Б — если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м³.

    По правилам технической эксплуатации, объем заполнения топливом резервуара должен составлять 95% от всего объема резервуара, для исключения перелива в нем устанавливают отсечной клапан. Наибольшее распространение на АЗС получили резервуары малой емкости (от 5 до 75 м³), изготовленные из стали в соответствии с техническими требованиями.

    Виды резервуаров

    Резервуары для хранения топлива АЗС  являются основным и наиболее ответственным оборудованием АЗС.  Существуют разные классификации: по форме, размещению по отношению к земле, по конструктивному выполнению.

    По форме резервуары АЗС бывают горизонтальными цилиндрическими и вертикальными цилиндрическими. Горизонтальные цилиндрические резервуары обычно выполняются со сферическими дном,  плоским  и коническим.  Они снабжаются двумя горловинами: на одной монтируются технологическая обвязка резервуара и универсальная шахта съемной конструкции, другая используется в качестве люка. Горизонтальные цилиндрические резервуары способны выдерживать более высокое внутреннее давление, но требуют больших  металлозатрат и капиталовложений.  Вертикальные цилиндрические резервуары изготавливаются с одной горловиной. Также бывают резервуары специальных конструкций и форм.

    По размещению относительно поверхности земли резервуары АЗС подразделяются на наземные, подземные  и полуподземные. Наземные резервуары расположены на поверхности грунта или выше него. Расстояние между резервуарами, расположенными на поверхности, должно быть не менее 15 метров. Подземные резервуары устанавливаются на специально подготовленную бетонную конструкцию и крепятся к ней. В подземных резервуарах наивысший уровень топлива может находиться не менее чем на 0,2 м ниже планировочной отметки территории АЗС. Для доступа  и их обслуживания изготавливается металлическая шахта. Полуподземные резервуары АЗС – это  емкости, частично заглубленные в грунт, причем наивысший уровень нефтепродукта в них может возвышаться над поверхностью земли не более чем на 2 м.

    По конструктивному выполнению резервуары могут быть  одностенными и двустенными. Двустенные резервуары для АЗС применяются обычно для подземной установки.  В двустенных резервуарах основная емкость размещена внутри защитной. Защитная стенка предохраняет главный резервуар от  воздействия окружающей среды и служит теплоизолятором. Пространство между стенками герметично и его заполняют азотом или тосолом. Это дает возможность контролировать сохранность продукта, которое обеспечивается подключенной  звуковой и световой сигнализацией. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двухстенных резервуарах, камеры для бензина и дизельного топлива которых разделены двумя перегородками с обеспечением контроля герметичности. В двустенных резервуарах межстенное пространство может быть заполнено азотом или специальной жидкостью, например, этиленгликолем.

    Одностенные резервуары АЗС  выполняются из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства. Свободное пространство между стенками оболочки и резервуара должно быть заполнено  негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.

    Интересное видео про работу с резервуарами рабочих: чистка, проверка и другое.

    Документы, нормативные акты, ГОСТы по теме статьи

    Основные технологические линии.

    Линия наполнения – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

    Линия выдачи – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК.

    Линия деаэрации – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара.

    Линия обесшламливания – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама).

     

    Рисунок 2. Технологическое оборудование АЗС.

    Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стенки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - фланцем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входящий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная арматура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигателем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.

    Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огнепреградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.

    Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее — ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

    Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального трубопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном, и участка, проложенного в шахте, соединяющего паровое пространство резервуара с наземным участком. Запорная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при испытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и обслуживания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного клапана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан устанавливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой[3].

    Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения резервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из: стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающейся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора; переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.

    Резервуары

    Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются подземные и наземные стальные горизонтальные или вертикальные резервуары.

    1. -опоры приварные, 2. - резервуар 3. - люк-лаз с крышкой 4. - дыхательная линия 5. - огневой предохранитель ОП-40 6. - люк замерный ЛЗ-80 7. - колодец технологический 1200х3200 8. - мановакуумметр 9. - клапан дыхательный СМДК-50 10. - клапан приемный КП-40 11. - линия выдачи Ду40 12. - уровнемер ПМП-201 13. - линия наполнения Ду-80 14. - рым строповочный 15. - ограничитель налива ОН-80 16. - труба дренажная межстенного пространства 17. - сигнализатор многоканальный 18. - бак расширительный 19. - кран шаровый Ду50

     

    Горизонтальные цилиндрические резервуары, устанавливаемые заглубленно, получили наибольшее распространение. Они выдерживают более выше внутренние избыточные давления и разрежения по сравнению с вербальными. Однако имеют увеличенный расход стали на 1 м3 хранимого горючего и большую сметную стоимость 1 м3 вместимости резервуара. He-большая единичная вместимость вынуждает устанавливать их в большом количестве.

    Вертикальные резервуары лишены этих недостатков. Они широко распространены, в основном, на нефтебазах. Появились проекты вертикальных цилиндрических резервуаров и для АЗС.

    Вертикальные резервуары могут устанавливаться в железобетонных колодцах. В бетонное основание колодца закладывается швеллер для тяг крепления резервуара. Колодец закрывается перекрытием, в котором имеется отверстие для управления оборудованием резервуара.

    Горизонтальные резервуары изготавливают по ГОСТ 17032 вместимостью: 5, 10, 25, 50, 75 и 100 м3. По требованию заказчика выпускают резервуары вместимостью 4, 8,20 и 60 м3. Маркировка: буква Р - резервуар; цифра - вместимость в метрах кубических. Горизонтальный цилиндрический резервуар состоит из обечайки (цилиндрическая часть) и двух днищ. Обечайка сваривается из нескольких царг (колец) встык или внахлестку. Днища изготавливаются плоскими, коническими, в некоторых случаях - сферическими и привариваются к обечайке, как правило, с помощью уторных уголков.

    Резервуары вместимостью до 8 м3 включительно должны изготавливаться с плоскими днищами. Для усиления конструкции внутри резервуаров по длине на расстояниях, примерно равных диаметру, привариваются кольца жесткости.

    Резервуары и защитные кожухи к ним изготавливают из материала, обладающего достаточной устойчивостью к физическому и химическому воздействию рабочей жидкости и окружающей среды. В основном это малоуглеродистая сталь Ст.Зсп по ГОСТ 380[3].

     



    Дата добавления: 2017-06-13; просмотров: 5350;


    Похожие статьи:

    прием, хранение и отпуск нефтепродуктов

    02.02.20

    Производственные операции, осуществляемые на АЗС, включают комплекс мероприятий по приему, хранению и отпуску топлива и других нефтепродуктов. Технологическая схема их проведения отражается в проектной документации на автозаправочную станцию.

    Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС

    Основной транспорт, используемый для доставки нефтепродуктов на АЗС, – автомобильный. Прием привезенного продукта осуществляют как минимум 2 оператора.

    Во время данной операции должны быть приняты меры по:

    • обеспечению наличия средств для первичного тушения пожара;
    • предотвращению пролива нефтепродукта;
    • быстрой ликвидации последствий разлива продукта.

    Перед началом операции перекачки топлива или масла операторы должны удостовериться в том, что:

    • технологическое оборудование, участвующее в приеме продукта, исправно;
    • нефтепродукт, который планируется наливать в резервуар (или его отсек), соответствует уже находящемуся там продукту;
    • заправка автомобилей прекращена;
    • сливное устройство автоцистерны исправно;
    • двигатель автомобиля выключен (этот пункт актуален для тех случаев, когда нефтепродукт сливается в ТС самотеком или перекачивается насосом АЗС).

    Если автоцистерна не опломбирована, оператор АЗС должен проверить уровень продукта по планке, установленной на горловине, и убедиться с помощью водочувствительной ленты, что в АЦ отсутствует вода. Оператору необходимо проверить соответствие данных, указанных в товаротранспортной накладной, с результатами проведенных измерений.

    Также необходимо:

    1. Взять пробу нефтепродукта для измерения его температуры. Помимо этого берется арбитражная проба, которая должна храниться еще в течение суток после продажи всего объема продукта.
    2. Открыть задвижку в аварийный резервуар, в который собирается аварийно или случайно пролитый продукт.
    3. Закрыть задвижку, которая блокирует возможность отведения поверхностных вод с площадки для АЦ в очистные сооружения.
    4. Присоединить рукав цистерны к сливному устройству, а саму цистерну заземлить.
    5. Передавать нефтепродукт из АЦ в резервуар только через фильтрующий элемент.

    Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС

    Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.

    Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.

    Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:

    • содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
    • постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
    • придерживаться гарантийного срока хранения;
    • соблюдать все требования нормативов.

    Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта

    Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.

    Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:

    • ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
    • расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
    • заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
    • двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
    • аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.

    Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.

    Показать все

    Контейнерные АЗС

    Резервуары для КАЗС изготавливаются только двустенные, выполняются как сосуд в сосуде, где внутренний резервуар служит для хранения топлива, а внешний выполняет роль резервуара аварийного пролива.

    Межстенное пространство резервуара заполняется азотом или тосолом. Для контроля герметичности межстенного пространства устанавливается манометр или датчик давления, а при использовании тосола - бачок с уровнемером.

    Резервуар может быть поделен на необходимое количество секций определенного или минимально допустимого объема, необходимого для установки горловины, перегородки выполняются двустенными. Максимальный объем одной секции возможен и по полному объему резервуара, но определяется в зависимости от планируемого расположения КАЗС, в населенном пункте - не более 10м3, вне НП - не более 20м3.

    На каждую секцию резервуара КАЗС выполняется трубная обвязка, обеспечивающая функционирование КАЗС. Это линии слива топлива с АЦ, выдачи, деаэрации (дыхания резервуара), линия обесшламливания (очистки) и линия метрштока.

    Технологическая линия слива топлива Ду 80, соединяет насос для приема топлива с резервуаром, в комплекте с краном шаровым КШ80, запорным клапаном обратным ЗКО80 и отсечной клапан ОК 80 (установлен на сливной линии в резервуаре для предотвращения переполнения резервуара более 95% и механической отсечке потока топлива при сливе.)

    - Технологическая линия выдачи топлива Ду 50, соединяет секцию резервуара с топливораздаточной колонкой. Материал сталь Ст 3, в комплекте с клапаном приемным КП40, огневым предохранителем ОП50, краном шаровым КШ50.

    Технологическая линия деаэрации (дыхание резервуара) Ду 50 в комплекте с краном шаровым КШ50, клапаном предохранительный КПС 20, мановакуумметром и совмещенным дыхательным клапаном СМДК 50, мачта высотой 2000 мм над уровнем КАЗС.

    Зачистная линия (линия обесшламливания) Ду 40.
    Замерная линия в комплекте с люком замерным ЛЗ-80.

    В нижней части каждого технологического отсека КАЗС располагаются  поддоны для сбора проливов топлива, высота борта не менее 150 мм.

    Доступ к технологическому оборудованию на контейнерных АЗС может быть ограничен для посторонних лиц. Для этого на верхней части КАЗС выполняются крышки технологических отсеков с закрытием на замок, а технологические отсеки слива и выдачи топлива закрываются на ворота или рол-шторы.

    Безопасность работ на высоте обеспечивается наличием на КАЗС площадки обслуживания с поручнями.

    Пожарная безопасность одна из важных составляющих всей безопасности эксплуатации контейнерной АЗС.

    На КАЗС производства ООО "Вектор" пожарная безопасность обеспечивается установкой в каждом закрытом технологическом отсеке датчиков задымленности СЕНС СГ, тепловых извещателей ИП-101 и модули "Буран-2,5-2С".

    Датчик СЕНС СГ-01 предназначен для непрерывного автоматического измерения довзрывоопасной концентрации горючих газов и паров, в том числе паров нефтепродуктов в окружающей атмосфере.

    Тепловой извещатель ИП-101 предназначен для выдачи в шлейф пожарной сигнализации тревожного сигнала при превышении в контролируемой среде установленной температуры срабатывания.

    Модули МПП(р)-2,5-2С «Буран-2,5-2С», работают в самосрабатывающем режиме или в режиме подачи управляющего сигнала при установке на КАЗС автоматической системы пожаротушения.

    В случаях недостаточной площади вентиляционных решеток технологического отсека устанавливается аварийная вентиляция, запускающаяся при привышении концентрации паров топлива.

    Для слива топлива из автоцистерны АЦ используется насосная установка КМ 80-65-140е с системой фильтров и клапанов. В зависимости от количества видов топлива, устанавливается необходимое количество линий слива с насосом, желательно отдельно на каждый вид топлива. 

    Автоматика КАЗС не произведет включение насоса если будет отсутствовать заземление АЦ, для этого устанавливается УЗА (Устройство Заземления Автоцистерны)

    В базовой комплектации на каждую секцию устанавливается датчик верхнего уровня (ДВУ) или уровнемер ПМП-185 для отсечения слива с цистерны при достижении 95% наполнения секции резервуара.
    Система предназначена для обеспечения пожарной безопасности АЗС в соответствии с СП156.13130.2014 и осуществлении подачи управляющих сигналов на уровнях 90-95% заполнения резервуара, для отключения насоса наполнения.

    Для мониторинга деятельности КАЗС по приходу-расходу топлива, а так же возможности получения цифровых данных по приходу-расходу топлива по каждой секции резервуара, с последующей передачей данных в отчетную программу, устанавливаются электронные уровнемеры ПМП-201.
    С их помощью в каждой секции измеряется уровень топлива в пересчете на объем, температура, плотность и уровень подтоварной воды.

    Эти данные в режиме реального времени выводятся на сигнализатор Сенсор МСК-500 (входит в состав комплекта), установленный непосредственно в технологическом отсеке КАЗС.
    При установленной системе автономного налива, данные по движению топлива хранятся в мини компьютере системы. Эти данные за определенный период времени эксплуатации КАЗС можно снимать в ручном режиме или могут передаваться на ПК пользовтеля по линии или радиосвязи для последующей обработки в отчетных программах.

    Для организации выдачи топлива используются решения от самых простых до передовых и высокотехнологичных! 

    В базовом варианте мы предлагаем организовать выдачу топлива с кнопки или пульта, который устанавливается в операторской либо непосредственно в отсеке с ТРК.

    Широкое распространнение получила система АВТОНОМНЫЙ НАЛИВ выдачи топлива по картам. Устанавливая эту систему на свою КАЗС, Вы сможете организовать в "без операторном" режиме выдачу топлива водителям своей и, к примеру, смежной компании, определяя суточный лимит для каждого водителя, и сможете контролировать приход-расход топлива на своём ПК в 1С в целом по КАЗС и выдачу топлива по каждому автомобилю (и/или водителю).

    Премиум сегмент автоматических КАЗС по продаже топлива (коммерция) оборудуются ТРК для одновременной заправки двух (или более) автомобилей с системой автоматического безоператорного налива с терминалом приема банковских карт и наличных денежных средств, а так же корпоративных карт. 

    Подготовка места и установка КАЗС

    Фундамент под КАЗС должен быть подготовлен согласно п.7.4, СП 156.13130.2014.

    КАЗС устанавливается на подготовленное бетонное основание, высотой не менее 200 мм, по периметру больше основания контейнера не менее, чем на 500 мм, имеющее уклон от КАЗС, исключающее скапливание топлива под изделием при аварийном проливе.

    При установке КАЗС обязательно монтируется контур заземления и молниеотвод.

    Пуско-наладочные работы от ООО "Вектор"

    Наши специалисты произведут пуско-наладочные работы на месте установки КАЗС. На месте устанавливаются мачты дыхательных клапанов, молниеотвод, защитное ограждение, подсоединение к контуру заземления, проводится кабель силовой.

       Выгода с КАЗС!        

    Делая выбор в пользу контейнерной АЗС для торговли топливом Вы существенно экономите! По сравнению с традиционными АЗС или АЗС блочного типа, контейнерная АЗС обходится на порядок дешевле, прежде всего из-за отсутствия глобальных строительных работ, при этом контейнерная АЗС ничем не уступает АЗС, перечисленным выше!

    Плюсы
    - На порядок дешевле стационарных АЗС
    - Не требуются разрешения на строительство и само строительство
    - Ввод в эксплуатацию в короткие сроки (1-2 дня)
    - Легко демонтировать и установить на новом месте.

    Минусы
    - Ограниченность применения КАЗС по общему объему резервуара
     

       Контейнерная автозаправочная станция АЗС (КАЗС)   

       Требования к размещению контейнерных  автозаправочных станций (КАЗС)   

       Технологические особенности контейнерной автозаправочной станции (КАЗС)   

    аварийные резервуары на АЗС (особенности и специфика)

    Аварийные резервуары на АЗС (автомобильных заправочных станций) – тема нашего сегодняшнего материала в рубрике “практика применения”. Своей компетенцией в обозначенном вопросе с нами поделились специалисты одной из профильных производственных компаний.

    Абсолютно все заправочные станции представляют собой объекты, к эксплуатации которых предъявляются повышенные требования пожарной безопасности. Возникновение на них аварийных ситуаций чревато серьезными негативными последствиями и для здоровья людей, и для окружающей среды. Мерой их предотвращения является обязательная установка на территории АЗС специальных аварийных резервуаров.

    Целевое назначение аварийных резервуаров

    На территориях АЗС аварийные резервуары выполняют конкретную функцию – сбор нефтепродуктов, разлившихся вследствие разгерметизации автоцистерн. Случаются такие ситуации на станциях достаточно часто, поэтому без установки емкостей объекты не эксплуатации не допускаются.

    Чтобы аварийные резервуары были допущены к работе, они должны соответствовать ряду четких требований:

    • полная герметичность;
    • коническое днище;
    • наличие огнепреградителей;
    • наличие на поверхности битумно-полимерного покрытия.

    Объем емкости должен минимум на 10 % превышать все количество нефтепродуктов, находящихся в пределах станции. По словам наших сегодняшних собеседников, приводящих в качестве примера собственную продуктовую линейку, устанавливается аварийный резервуар для АЗС на удалении 9 метров от раздаточных колонок и здания операторов.

    Особенности конструкции аварийных резервуаров

    Резервуары аварийного типа представляют собой цилиндрические сосуды с коническим днищем. На объектах они предназначены для подземной установки. По объему емкости могут составлять 10, 15 или 25 м3.

    Сырьем для изготовления резервуаров служит высококачественная, сертифицированная сталь толщиной от 4 мм. Ее используют для изготовления одностенных емкостей, внутренние поверхности которых дополнительно подвергаются антикоррозийной обработке. Для защиты цистерн от внешнего негативного воздействия предусмотрено наплавляемое битумно-полимерное покрытие.

    На объекты аварийные резервуары поставляются с полным комплексом технологического оснащения. Оно включает в себя люк-лаз, стационарную лестницу, и две линии оборудования – для наполнения и обесшламливания. По первой самотеком происходит заполнение емкости нефтепродуктами, по второй – их откачка. Линия наполнения оснащается гидрозатвором, который эффективно препятствует распространению пламени в случае возгорания на объекте.

    Производителем аварийные резервуары реализуются со всем набором сопроводительной документации и сертификатами соответствия.


    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Производственные операции АЗС

    01 декабря 2015 г.

    К основным производственным операциям, выполняемым на АЗС, относятся прием, хранение и выдача нефтепродуктов.

    Прием нефтепродуктов

    Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется преимущественно автомобильным транспортом. В пункте налива после заполнения нефтепродуктом горловина и сливной вентиль на автоцистерне в обязательном порядке пломбируются. Пломбы должны полностью исключать открытие люка и вращение маховика сливного вентиля.

    Прием нефтепродуктов из автомобильных цистерн производится не менее чем двумя работниками. При этом должны быть приняты меры к обеспечению места слива первичными средствами пожаротушения, предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации последствий возможных случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.).

    При подготовке к сливу оператор:

    ■  организует установку автоцистерны на площадку для слива;

    ■  открывает задвижку для возможного приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;

    ■  закрывает задвижку для отвода дождевых вод с площадки для автоцистерны в очистные сооружения;

    ■  измеряет исходный уровень нефтепродукта в заполняемом резервуаре;

    ■  подсоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству;

    ■   присоединяет автоцистерну к заземляющему устройству;

    ■  проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле;

    ■  проверяет уровень заполнения автоцистерны по планке, установленной на ее горловине;

    ■  с использованием водочувствительной пасты или ленты убеждается в отсутствии воды в нефтепродукте;

    ■  отбирает пробу нефтепродукта и измеряет ее температуру.

    Запрещается принимать нефтепродукты во время грозы, а также в следующих случаях:

    ■  при неисправности технологического оборудования АЗС;

    ■  при неисправности сливного или заземляющего устройства автоцистерны;

    ■   при отсутствии или нарушении пломбировки на ней;

    ■  при отсутствии или неправильном оформлении товарно-транспортных документов;

    ■  при содержании в нефтепродукте воды или иных примесей;

    ■   при отсутствии или неправильном оформлении документов, подтверждающих качество нефтепродуктов. Во время слива нефтепродукта двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля. Заправка автотранспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром, до окончания слива прекращается.

    Для обеспечения слива автоцистерны снимают пломбы с горловины и сливного вентиля, открывают горловину для обеспечения доступа атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом.

    Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или с помощью насоса. Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны производится в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства и за уровнем продукта в резервуаре во избежание его переполнения и разлива нефтепродукта. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.

    По окончании слива нефтепродукта оператор АЗС прежде всего должен убедиться, что цистерна полностью опорожнена, отсоединить сливной рукав автоцистерны от перекачивающего устройства, слить остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны в ведро, закрыть крышкой муфту сливного устройства и колодец, отключить заземляющее устройство от автоцистерны.

    После отстоя и успокоения нефтепродукта (не менее чем через 20 мин) оператор производит замер его нового уровня в резервуаре и определяет фактический объем принятого нефтепродукта по калибровочной таблице.

    Нефтепродукты принимаются по товарно-транспортной накладной (выписываемой в четырех экземплярах), в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом. На каждую партию нефтепродукта водитель обязан сдать получателю также паспорт (сертификат) качества, в котором указываются государственный стандарт или технические условия на сдаваемый нефтепродукт и все показатели качества, предусмотренные этим стандартом, с обязательным штампом, заверенным подписью ответственного лица.

    При отклонении уровня бензина в автоцистерне от контрольной риски на планке (например, из-за изменения температуры нефтепродукта в пути) замеренный объем нефтепродукт корректируют с учетом коэффициентов объемного расширения.

    Если расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах, не выявлено, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.

    При выявлении несоответствия поступивших на АЗС нефтепродуктов товарно-транспортной накладной по количеству или качеству составляется акт о недостаче установленной формы в трех экземплярах. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

    Прием нефтепродуктов по трубопроводу осуществляется в присутствии комиссии, состоящей из материальноответственных работников трубопровода (нефтебазы, склада топлива, судна) и АЗС. По завершении приема нефтепродукта задвижки на нефтепроводе перекрываются и пломбируются.

    Количество продукта, принятого по трубопроводу, определяется на основании результатов замера его уровня, температуры и плотности в резервуарах АЗС до и после приема. Возможен учет принятого нефтепродукта с использованием сертифицированных и поверенных узлов учета.

    На принятый по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально-ответственных лиц предприятия, а второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.

    Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

    Прием нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару. Оператор проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарнотранспортной накладной, а также наличие одного из следующих сопроводительных документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям:

    ■  сертификата или декларации соответствия;

    ■  заведенной копии сертификата;

    ■  товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком, содержащих сведения о подтверждении соответствия нефтепродукта установленным требованиям.

    Количество принятых на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.

    Хранение нефтепродуктов

    Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и в таре. Техническое и технологическое оборудование АЗС должно исключать загрязнение, смешение, обводнение, воспламенение и потери хранимых в резервуарах нефтепродуктов.

    Предотвращение загрязнения обеспечивается использованием чистых средств измерения количества нефтепродукта (метрошток, тавровая рейка) и средств отбора проб, своевременной зачисткой резервуаров.

    Предотвращение смешения нефтепродуктов достигается раздельным устройством приемных и отпускных трубопроводов для каждого резервуара.

    Предотвращение обводнения нефтепродуктов обеспечивается размещением основного оборудования резервуаров в специальных укрытиях (сливной колодец, технологическая шахта). Подтоварная вода удаляется из резервуаров немедленно после ее обнаружения.

    Предотвращение воспламенения нефтепродуктов достигается установкой на трубопроводы огнепреградителей.

    Предотвращение потерь нефтепродуктов обеспечивается созданием требуемого уплотнения соединений, исключающего утечки, герметизацией газового пространства резервуаров, применением средств сокращения потерь от испарения. Не допускается заполнение резервуаров более чем на 95% их вместимости.

    Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.

    Начальник или оператор АЗС должен ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.

    Отпуск нефтепродуктов

    Выдача нефтепродуктов на АЗС производится только через топливоили маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или в тару потребителей, а также путем продажи расфасованных нефтепродуктов. Их отпуск производят операторы АЗС за наличные деньги или по безналичной форме расчетов с помощью кредитных карточек.

    Нормативными документами установлены следующие правила заправки автотранспорта на АЗС;

    ■  расположение транспортных средств в окружении заправки должно обеспечивать возможность их аварийной эвакуации с территории АЗС;

    ■  расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилями должно быть не менее 3 м, а между находящимися в очереди — не менее 1 м;

    ■  во время заправки двигатель транспортного средства должен быть выключен;

    ■   пассажиры заправляемых автобусов должны покинуть салон вне территории АЗС;

    ■  выдача нефтепродуктов в стеклянную или пластиковую тару запрещается.

    Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:

    ■  контролировать соблюдение водителями правил заправки;

    ■  следить за исправностью и нормальной работой колонок;

    ■  требовать от водителя заправляемого транспорта наблюдения за ходом заправки, не допуская переливов нефтепродуктов и нарушения правил пожарной безопасности на АЗС;

    ■  визуально контролировать места заправки, предупреждая возможные разливы нефтепродуктов, а при их возникновении — принимать меры к устранению (случайно или аварийно пролитые нефтепродукты должны быть немедленно засыпаны песком с последующим его удалением в специально выделенные контейнеры).

    Учет нефтепродуктов

    Замер уровня в резервуарах АЗС производится метроштоками, Т-образными рейками или автоматическими уровнемерами.

    Измерения ручными средствами выполняются трижды, после чего определяется среднее значение уровня нефтепродукта в резервуаре. После каждого замера метрошток и Т-образную рейку промывают бензином, насухо протирают, слегка смазывают маслом. Во избежание искривления их рекомендуется хранить в вертикальном положении (подвешенными в специальном, закрываемом дверцей, коробе). Объем нефтепродукта в резервуаре, соответствующий определенному взливу, находят по градуировочным (калибровочным) таблицам. Путем умножения на плотность найденную величину переводят в массовые единицы.

    Кроме ручных средств в настоящее время широкое применение находят системы автоматизированного замера уровня светлых нефтепродуктов в резервуарах АЗС, в частности, уровнемеры «Струна-М». Они предназначены для измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов, а также для измерения или сигнализации наличия подтоварной воды в резервуарах.

    Принцип действия уровнемеров основан на измерении времени распространения ультразвуковой волны в металлическом проводнике (волноводе). Промежуток времени между моментом генерации ультразвукового импульса и его приемом прямо пропорционален измеряемой длине. Погрешность измерений составляет ±1 мм.

    Измерение плотности жидкости осуществляется с помощью верхнего и нижнего поплавков, снабженных постоянными магнитами. Изменение расстояния между магнитами, встроенными в поплавки, при изменении плотности рабочей жидкости фиксируется как изменение разности времен прохождения ультразвуковой волны между верхним и нижнего поплавками. По величине этой разности времен вычисляется плотность рабочей жидкости с погрешностью ±1,5 кг/м3.

    Измерение температуры осуществляется с помощью датчиков температуры, установленных по длине в трубе. Дискретность измерения температуры 0,1 °С. Высокая точность измерения температуры достигается за счет индивидуальной градуировки каждого датчика перед их установкой.

    Уровнемер может быть оснащен сигнализатором наличия подтоварной воды, расположенным на уровне 25 мм, с порогом срабатывания +2 мм, или датчиком уровня подтоварной воды.

    Для проверки точности измерения топливои маслораздаточных колонок в процессе эксплуатации или после ремонта, а также при тарировке резервуаров на АЗС используются образцовые металлические мерники. Образцовые мерники первого разряда имеют вместимость (в литрах): 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000. Мерники второго разряда кроме перечисленной также имеют вместимость 2000 и 5000 л. Допустимая относительная погрешность образцовых мерников составляет: для первого разряда— ± 0,025%, для второго разряда— ±0,1%.

    Мерники изготавливаются из искробезопасных материалов: нержавеющей стали или медных сплавов. В последнем случае внешние и внутренние поверхности мерников имеют защитные покрытия.

    Вместимость используемых мерников зависит от производительности проверяемых колонок: при номинальной производительности колонок, равной 25-60 л/мин, — вместимостью 10, 50 и 100 л; при номинальной производительности колонок 100-160 л/мин — вместимостью 20 и 100 л; при номинальной производительности колонок более 250 л/мин — вместимостью 50 и 100 л.

    Ежесменно на АЗС должна выполняться проверка погрешности топливои маслораздаточных колонок с помощью образцовых мерников II разряда. Погрешность средств измерений в топливораздаточных и маслораздаточных колонках определяется путем сравнения количества нефтепродукта, отпущенного через раздаточный кран в образцовый мерник, внутренние стенки которого предварительно смочены топливом, с количеством топлива, определенным образцовым мерником после полного отстоя от пены.

    Расчеты за отпущенный нефтепродукт должны осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указываются стоимость и количество нефтепродукта. Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции.

    При заступлении на смену и передаче смены операторы совместно снимают показания указателей суммарного счетчика всех топливои маслораздаточных колонок АЗС и на основании этих показаний определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителям за смену (делается соответствующая запись в сменном отчете). В каждом резервуаре измеряют уровень нефтепродуктов, уровень подтоварной воды, температуру и плотность нефтепродукта; по результатам измерений определяют объем (массу) нефтепродуктов, находящихся (оставшихся после смены) в резервуарах АЗС; определяют количество нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, с помощью образцовых мерников проверяют погрешность каждой топливораздаточной колонки; прилагают к сменному отчету накладные на поступление и отпуск нефтепродуктов за смену, а также остатки денег.


    Смотрите также

    Описание: