Где находится площадь трех вокзалов в москве


Комсомольская площадь (Москва) — Википедия

Комсомо́льская пло́щадь (до 1933 года — Каланчёвская пло́щадь) — площадь в Москве, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Неофициально называется «Площадью трёх вокзалов». При этом здесь также существует железнодорожная платформа Каланчёвская, которая некоторое время была Императорским вокзалом и ныне планируется на реконструкцию в Вокзал для аэроэкспрессов, а также неподалёку имеется Правительственный вокзал (также известен как «Брежневский»).

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади — «Каланчёвская» — по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой — «каланчой». Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ. В обиходе она известна как «Площадь трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах [1] было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохранила название «Комсомольская площадь».

Каланчёвское поле в XVII—XVIII веках[править | править код]

Каланчёвская площадь со стороны Каланчёвской улицы в середине XIX века. Видны здания Николаевского вокзала и (рядом) таможни. За вокзалом — Красный пруд и Красное село Красный пруд осенью. Пейзаж Льва Каменева Красный пруд и Красное село в конце XIX века

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии — как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 года там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нём были выстроены две вышки — «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Каланчёвская площадь в XIX — начале XX века[править | править код]

Николаевский вокзал Ярославский вокзал Казанский вокзал

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 — Николаевский, впоследствии Ленинградский). К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х годах была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чём — нынешний Леснорядский переулок). В 1862 году между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907-м замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 году болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862—1864 годах. В 1911—1926 годах это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX века была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через неё и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901—1910 годах, был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В декабре 1905 года дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале. 15 декабря на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре 1917 года вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

Советская эпоха[править | править код]

В 1933—1934 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».

В том же году была закончена высотка гостиницы «Ленинградская», завершившая ансамбль площади, каким он существует к началу XXI века.

Постсоветская эпоха[править | править код]

Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запада на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении. От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой. С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал[2]. С востока площадь переходит в Краснопрудную улицу. На Комсомольскую площадь выходят Рязанский проезд (между Казанским вокзалом и линией Алексеевской соединительной ветки) и Проезд Комсомольской площади (между зданием таможенного управления и Ленинградским вокзалом).

Центральное таможенное управление[править | править код]

Объект культурного наследия федерального значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации — «Ансамбль площади, XIX—XX вв. — Здание Московской таможни XIX в.». Построено в 1850—1853 годах. Архитектор К. А. Тон.[3]

Ленинградский вокзал[править | править код]

55°46′34″ с. ш. 37°39′19″ в. д.HGЯOL

Вестибюль станций метро «Комсомольская»[править | править код]

55°46′35″ с. ш. 37°39′22″ в. д.HGЯOL

Совмещённый вестибюль станций метро «Комсомольская» Сокольнической линии и «Комсомольская» Кольцевой линии располагается между Ленинградским и Ярославским вокзалами.

Он представляет собой большое двухэтажное здание крестообразной формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны[4]. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью[5]. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоким шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот[6].

Ярославский вокзал[править | править код]

55°46′36″ с. ш. 37°39′26″ в. д.HGЯOL

Казанский вокзал[править | править код]

55°46′28″ с. ш. 37°39′22″ в. д.HGЯOL

Казанский вокзал

Первое здание вокзала, который тогда назывался Рязанским, было деревянным и открылось в 1862 году[7]. В 1864 году было построено каменное здание вокзала (автор проекта первоначального здания вокзала — арх. М. Ю. Левестам[8]. Здание много раз перестраивали, и когда в 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, могущего вмещать в себя большее количество пассажиров. Однако только в 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. По условиям объявленного конкурса, его участники должны были сделать проект «ворот на Восток», которые должны символизировать связь Европы и Азии. Новое здание строилось в 1913—1940 годах по проекту А. В. Щусева.

Казанский вокзал — сложная композиция с элементами псевдорусского стиля и модерна, в которой нарочито нарушена симметрия и в которой разновеликие массы архитектурных объёмов соединены друг с другом. Архитектор, желая согласовать постройку с двумя уже имевшимися построенными и в то же время придать ей индивидуальность, представил вытянутые в линию корпуса с разнообразными по функциям помещениями в виде различных по высоте, ширине и ритмике объёмов с островерхими кровлями, часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней над основанием в виде арочного проезда.

Центральный дом культуры железнодорожников[править | править код]

Построен в 1925—1926 годах по проекту архитектора А. В. Щусева, при участии инженера Г. Г. Карлсена. Первоначально носил название Клуб Октябрьской революции[9]

Универмаг «Московский»[править | править код]

55°46′33″ с. ш. 37°39′36″ в. д.HGЯOL

Вид на универмаг «Московский» (2016)

Построен в 1979—1983 годах по проекту архитекторов А. Рочегова, О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова[10].

Сквер на Комсомольской площади[править | править код]

55°46′29″ с. ш. 37°39′15″ в. д.HGЯOL

Памятник П. Мельникову[править | править код]

55°46′29″ с. ш. 37°39′15″ в. д.HGЯOL

1 августа 2003 года в центре площади открыт памятник Павлу Петровичу Мельникову — первому министр путей сообщения Российской империи, одному из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Памятник изготовлен по проекту Салавата Щербакова на средства Министерства Путей Сообщения России[11].

Гостиница «Ленинградская»[править | править код]

55°46′26″ с. ш. 37°39′06″ в. д.HGЯOL

Архитекторы: Поляков Л. М., Борецкий А. Б.. Инж. Мятлюк Е. В. 1949—1954 гг.

Гостиница расположена в одном из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в 1940—50-х годах прошлого века. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей[12] и 136 метров высоты.

Здание является доминантой всего архитектурного ансамбля площади, завершая её перспективу с юго-западной стороны и образуя единую пространственную композицию с вокзалами. Ближе всего по стилю здание гостиницы Казанскому вокзалу, поскольку в экстерьере используются мотивы русского барокко. Здание представляет собой столпообразный объём на широком основании, занимающий важное в градостроительном отношении место[13].

Трамвайные маршруты № 7, 13, 37, 50.

Автобусные маршруты № А, т14, т41, т88, 40, 122.

Через площадь, под пешеходной частью, вдоль Ярославского и Ленинградского вокзалов, на глубине около 1,5 м проходит кабельная линия напряжением 220 кВ, соединяющая две силовые подстанции — «Елоховскую» и «Бутырки»[14][нет в источнике].

16 марта 2019 года на Комсомольской площади открыли единственный в Москве блошиный рынок выходного дня [15].

Режим работы: Каждые выходные дни с 10:00 до 18:00 (мск). Круглогодично.

  • Каланчёвская площадь около 1910 года

  • Каланчёвская площадь в 1910-е годы

  • Каланчёвская площадь в 1920-е годы

  • Казанский вокзал в 1920-е годы

  1. ↑ Встретимся на площади Трех вокзалов, 4.08.2003
  2. ↑ Курлат, 1989, с. 375.
  3. ↑ Как сооружалось здание таможни на Комсомольской площади
  4. ↑ Наумов, 2010, с. 268.
  5. ↑ Чередниченко, 2010, с. 315.
  6. ↑ Наумов, 2010, с. 269.
  7. ↑ Васькин, Назаренко, 2006, с. 98.
  8. ↑ Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М.,2010. С. 101.
  9. ↑ Архитектура Москвы 1910—1935 гг. / Комеч А. И., Броновицкая А. Ю., Броновицкая Н. Н. — М.: Искусство — XXI век, 2012. — С. 280—284. — 356 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-101-2.
  10. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 477. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  11. ↑ Памятник П. П. Мельникову (Официальный сайт Управы Красносельского района Москвы)
  12. ↑ Кружков, 2014, с. 52.
  13. ↑ Васькин, Назаренко, 2006, с. 148—149.
  14. ↑ Современные технологии электрификации уходят под землю
  15. ↑ Чем торгуют на винтажной барахолке в депо у Казанского вокзала
  • Васькин А. А., Назаренко Ю. М. Чемодан. Вокзал. Москва. Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М: Компания Спутник, 2006. — 214 с.
  • Кружков Н. Н. Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014. — 365 с.
  • Курлат Ф.Л. Москва. От центра до окраин: Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 150. — 476 с.
  1. Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: Москвоведение, 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • П. В. Сытин. Из истории московских улиц (очерки). — М.: «Московский рабочий», 1958.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Какие вокзалы находятся на Площади трёх вокзалов в Москве

Знаете ли вы что-нибудь о Площади трёх вокзалов в Москве? Это неофициальное название Комсомольской площади (до 1933 года именовалась Каланчевской). Наверняка, ваш ответ будет утвердительным, даже если вы не являетесь жителем Москвы. А уж если вам посчастливилось родиться в столице России, вы прогуливаетесь по ней чуть ли не каждый день, наслаждаясь всеми благами цивилизации.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Это одна из главных достопримечательностей Москвы, так как тут располагаются различные памятники архитектуры. Каланчёвская железнодорожная платформа и Правительственный вокзал находятся также недалеко. Центральный дом культуры железнодорожника (бывший Клуб имени Октябрьской революции) идеально вписывается в архитектурное решение всех окружающих зданий.

Какие вокзалы находятся на Комсомольской площади

На площади расположены три крупнейших железнодорожных гиганта:

  • Казанский;
  • Ленинградский;
  • Ярославский.

Это поистине величественные строения архитектуры, оплетённые паутиной различных легенд и загадок. Проектировали их знаменитые архитекторы:

  • Шехтель Ф.О;
  • Щусев А.В;
  • Тон К.А.

Легенда о старце

Московские вокзалы — притон для маргиналов, путан, лиц без определённого места жительства, цыганок, желающих вам погадать на картах, шарлатанов, аферистов, бандитов, воров, карманников и прочих деградирующих людей. Они хотят лёгкого заработка и ищут приезжего, чтобы его развести на деньги и лишить всех ценностей и документов. Вот так и разбиваются мечты о красивой жизни в Москве, стоит только наивному провинциалу покинуть перрон и на секунду зазеваться…Такая уж там царит атмосфера…

Вот вам одна из легенд про это злачное место. В XIV веке на месте площади стоял мужской монастырь.Однажды ночью в ненастную погоду постучался путник и попросил ночлега. Монахи ему отказали и выгнали прочь. Из уст путника посыпались проклятия, и монастырь тот же час поравнялся с землёй. На его месте появилось болото.

На площади часто случаются необъяснимые вещи, пропадают без вести люди при довольно странных обстоятельствах. Некоторые даже видели странного, постоянно крестящегося человека в лохмотьях. Говорят, что это и был тот путник, возложивший проклятье на монастырь. Он всё пытается вымолить прощение и очень раскаивается за содеянное.

История площади трёх вокзалов

В наши дни территория трёх вокзалов называется Комсомольской площадью. Это официальное название. До 1932 года площадь именовалась Каланчёвской.

Ленинградский вокзал

Самый старый из всех вокзалов Москвы. Официально признан памятником архитектуры.

В 1849 году знаменитый архитектор К.А. Тон воздвиг на площади строение, первоначально носившее название Николаевский, затем Октябрьский. Современное название — Ленинградский. Вокзал соединяет Москву и Санкт-Петербург, а также помогает добраться до Хельсинки.

Станция метро «Комсомольская» — одна из самых загруженных станций в Москве, расположена рядом с Ленинградским.

Вокзал строился в стиле позднего классицизма. Вмещает в себя 10 путей, пять из которых отведены для поездов дальнего направления.

Казанский вокзал

Был построен в 1862 году и носил название Рязанский, так как располагался возле дороги, которая вела в Рязань. Здание Казанского изначально было деревянным, и только в 1864 году архитектором М.Ю. Левестамом было возведено каменное здание, которое впоследствии перенесло множество перепланировок и усовершенствований. От строения Левестама до наших дней дошло только веерное депо, выполненное в стиле классицизма.

Архитектор А.В Щусев взял в работу проект вокзала лишь в 1913 году, Строительство началось с огромным размахом, и затянулось на долгие годы. В конце 1940 года строительство вокзала завершилось, но амбиции Щусева так и остались неудовлетворёнными.

В 70-е годы вокзал был реконструирован, произошло множество перепланировок. Появились подземный переход и новые корпусы.

Ни на одном современном вокзале Москвы нет таких высоких потолков и обширных помещений, строение выполнено в неорусском стиле.

Станция метро «Комсомольская» находится вблизи Казанского.

Ярославский вокзал

В 1862 году было построено небольшое здание. Ярославский изначально был назван Московско-Троицкой железной дорогой. В 1902 году за работу над зданием взялся Шехтель Ф.О. под руководством Саввы Мамонтова, выбрав неорусский стиль архитектуры. Ярославский, так же как и Казанский, перетерпел уйму перестроек и реконструкций.

Соединяет Москву, Сибирь, Дальний Восток, Урал, Север, а также со столицами Китая и Монголии.

Добраться к площади вы можете, используя карту московского метрополитена (станция метро «Комсомольская») по Кольцевой и Сокольнической линиям. И с Казанского, и с Ярославского, и с Ленинградского вы можете добраться до станции метро «Комсомольская». Необязательно открывать карту, чтобы добраться из одного здания в другое. Все три постройки соединены между собой подземными переходами. Такое расположение очень удобно для людей, которые находятся в Москве проездом и вынуждены ехать с пересадками.

С появлением Ярославского преодолевать расстояния жителям дальних уголков России стало гораздо проще.

Непременно посетите Комсомольскую площадь, если будете прогуливаться по столице. Она восхитит вас архитектурным великолепием и роскошью форм, расскажет вам о царской России и оставит неизгладимое впечатление в вашей памяти на долгие годы.

Площадь трех вокзалов в Москве

Комсомольская площадь («Площадь трёх вокзалов»): карта, фото, какие вокзалы

Одним из самых оживленных и посещаемых мест в Москве является Комсомольская площадь. И это совсем не удивительно, если вспомнить, что тут стоят сразу три вокзала. Вот откуда прижившееся в народе название «Площадь трех вокзалов».

История

Долгое время площадь называлась Каланчевской, так как на ней стояла пожарная каланча, и располагался деревянный императорский дворец, а рядом Николай I повелел построить первый в столице железнодорожный вокзал. Поначалу он назывался Николаевским, но сейчас именуется Ленинградским. Позднее возвели Казанский и Ярославский вокзалы.

Когда думали, как прокладывать первую в Москве коножелезную дорогу, то решение было одноголосным: от центра к трем вокзалам. По этому пути пустили и первый троллейбус. На Каланчевой площади построили трамвайное кольцо, а рядом, на Краснопрудной улице, возвели электрическую подстанцию. В тридцатые годы XX столетия возле трех вокзалов появилась первая линия Московского метрополитена, и площадь с 1933 года стали называть Комсомольской, в честь трудящейся молодежи.

Интересно, что все три вокзала на Площади трех вокзалов соединяются друг с другом подземными переходами, с каждого вокзала можно пройти на станцию метро «Комсомольская». Такое взаиморасположение вокзалов очень выгодно для транзитных пассажиров, которых в Москве ожидает пересадка.

На Комсомольской площади расположен Центральный дом железнодорожников. По своему архитектурному стилю он напоминает Казанский вокзал.

Краснопрудная подстанция – главное украшение этого места, она до сих пор выполняет свои функциональные обязанности, ради которых ее и построили.

Легенды Комсомольской площади

Среди людей, изучающих аномальные зоны, Комсомольская площадь известна как место с особой энергетикой. Эта теория подтверждается не только высоким числом криминальной публики, которая собирается на вокзалах (аферисты и жулики, попрошайки и бомжы, проститутки и карманные воры). В истории площади тоже хватает зловещих случаев, которые за столетия успели обрасти легендами.

Предания гласят, что в XIV веке здесь высился мужской монастырь. В одну ненастную ночь, когда хлестал страшный ливень, одинокий путник попросил в монастыре приюта, но испуганные монахи отказали ему в крове. Странник в гневе проклял монастырь, и вскоре здание разрушилось. Место стали обзывать проклятым и обходили его десятой дорогой (скептики утверждают, что жители избегали этой местности из-за ее болотистости).

Триста лет на этих местах не строили ничего, хотя пытались по-соседству разрабатывать песчаные карьеры, но рабочие покрылись непонятными язвами, и разработки пришлось прекратить. Царь Алексей Михайлович построил тут путевой дворец, но останавливался в нем всего один раз, а в XIX веке здание сгорело. Пожар также уничтожил в 1812 году стоявший здесь Артелерийский двор, на котором по непонятной причине взорвались снаряды. Все эти несчастные случаи народ приписал действию проклятия.

Итальянский антрепренер посмеялся над суеверными москвичами и с широким размахом возвел на проклятом месте театр, который сгорал дотла целых три раза. В наше время в районе трех вокзалов периодически происходят хрональные аномалии, время то замедляется, то происходит скачок на несколько часов, без вести исчезают люди.

Парапсихологи все эти чудеса объясняют тем, что здесь в одну точку сходится много железнодорожных дорог, трамвайных путей и линий метро – это и порождает энергетические аномалии. Так это или нет, пока доподлинно неизвестно. Но верно, что Комсомольская площадь – крупнейший транспортный узел столицы. Кроме того, это место славится зданиями самых разных стилей, каждое из которых – архитектурный памятник.

Видео:

Комсомольская площадь (Площадь трёх вокзалов) в Москве

До 1930-х годов Комсомольская площадь называлась Каланчёвской, по названию Каланчёвского поля, на месте которого она была построена. Она была основана, когда во второй половине XIX столетия началось бурное строительство железной дороги, а своё название получила в честь юных комсомольцев, занимавшихся постройкой московского метрополитена. На площади находятся три вокзала: Ленинградский, Казанский и Ярославский.

Это место отличается древней историей, изобилующей неприятными событиями. Легенда гласит, что в XIV веке здесь находился мужской монастырь. Однажды ночью в окрестностях свирепствовала буря, и в монастырские ворота постучался бедно одетый странник с просьбой приютить его, однако иноки не впустили его. Получив отказ, путник осерчал и наложил на монастырь проклятие, предсказав, что обитель и живущие там монахи будут погребены под песками. Внезапно бушующая гроза стихла, но монастырские стены начали трещать и развалились на камни, завалившие всех находящихся внутри людей.

На протяжении более трёх столетий на этом месте был пустырь. И вот, наконец, по приказу царя Алексея Михайловича здесь был построен путевой дворец, рядом с которым установили деревянную каланчу, в честь которой местность стала называться Каланчёвским полем. Однако дворцу не суждено было просуществовать до наших дней: в XIX веке случился пожар, полностью уничтоживший строение. Тогда пошли слухи о том, что это происшествие – результат наложенного на это место проклятия.

На берегу Красного пруда, где сегодня находятся Ленинградский и Ярославский вокзалы, в последние десятилетия XVII века был выстроен Полевой артиллерийский двор. В 1812 году хранившиеся там снаряды неожиданно взорвались, и двор сгорел. В XVIII столетии на этом месте построили театр, деревянное здание которого несколько раз полностью сгорало.

Середина XIX века была ознаменована бурным развитием железнодорожного строительства. В этот период на территории Каланчёвского поля стали строить Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал. При постройке вокзала пришлось справляться со многими проблемами: возникали сложности при осушении болот, неожиданно рушились недавно возведенные стены, гибли рабочие. Впоследствии на этой площади основали ещё два вокзала – Рязанский (в будущем переименованный в Казанский) и Ярославский.

В наши дни служащие этих вокзалов и гуляющие поблизости люди регулярно наблюдают очень бедно одетого странного старика с длинной клюкой. Он приближается к Казанскому вокзалу, опускается на колени, трижды осеняет себя крестным знамением и пропадает… Существует поверье, что это тот странник, который в XIV столетии проклял монастырь, а затем раскаялся и до сегодняшнего дня пытается замолить свой грех.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Площадь трех вокзалов. - Другая Москва — LiveJournal

Комсомольская площадь (до 1933 Каланчёвская площадь) — площадь в Москве, на которой расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.Также в народе называется Площадь Трёх вокзалов.

История названия
Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади — «Каланчёвская» — по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой — «каланчой» (см. ниже). Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ.

В обиходе она известна как «Площадь Трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах[1] было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь Трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохраняет название «Комсомольская площадь».

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 г. как Великий, а впоследствии — как Красный.

Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га). К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки.

На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII в, на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем.

Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га. и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 г., там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нем были выстроены две вышки — «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором А. К. Тоном был построен вокзал (с 1856 — Николаевский, впоследствии Ленинградский).

К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 60-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чем — нынешний Леснорядский переулок).

В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (арх. Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-64 гг. В 1911—1926 это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте древянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901—1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В 1933-34 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».

В том же году была закончена высотка гостиницы «Ленинградская», завершившая ансамбль площади, каким он существует к началу XXI века.

В день открытия памятника Павлу Петровичу Мельникову (открыт 2 августа 2003 года)сообщалось о намерениях переименовать Комсомольскую площадь в Площадь Трёх Вокзалов, однако переименования не произошло (вопреки распространённому мнению)

Павел Петрович Мельников — он, как один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва, лично убедил императора Николая Первого начать ее строительство.

Первый министр путей сообщения России (1866—1869), инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного совета. За время его управления Ведомством путей сообщения (переименовано из Главного управления путей сообщения в 1865 г.) сеть российских железных дорог увеличилась на 7 тыс. 62 км.

Автор первой русской книги о железных дорогах и первых Технических условий проектирования станций.


Узнай Москву в событиях

Недавно дедушка рассказал мне о Комсомольской площади, и я заинтересовалась историей создания данной площади.
Комсомольская площадь (до 1933 года — Каланчёвская площадь) — площадь в Москве, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Неофициально называется площадью трёх вокзалов.
Площадь расположена в Красносельском районе на территории Центрального административного округа города Москвы. Прежнее название — Каланчёвская площадь.

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади — «Каланчёвская» — по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой — «каланчой».
Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ. В обиходе она известна как «Площадь трёх вокзалов» или просто «Три вокзала».

На площади расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.

Комсомольская площадь получила свое название в 1932 году в честь Ленинского коммунистического союза молодежи. До 1932 года она называлась Каланчевской, а в XVIII веке Каланчевским полем, так как в действительности представляла собой тогда большое почти незастроенное пространство. В свою очередь поле стало так называться из-за царского дворца с каланчой, расположенного у северо-западного края.

На южной стороне площади, там , где сейчас расположен Казанский вокзал, простиралось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока площадь имела границей Красный пруд и протекавшую из него к югу речку Чечору. За прудом и рекой лежало Красное село, где сейчас расположены Красносельские улицы. На западном берегу пруда, на месте современных Ярославского и Ленинградского вокзалов, с конца XVII века находился Новый Полевой артиллерийский двор.

В конце XVIII века по южной стороне площади была проведена подземная галерея Мытищинского водопровода, причем на площади он имел два бассейна, водой из которых пользовались окрестные жители.

В пожар 1812 года Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся на нем снарядов, причем взрыв этот потряс дома всей восточной части Москвы.

В середине XIX века здесь было решено построить вокзал второй русской железной дороги, который должен был соединить две столицы: Петербург и Москву. По первоначальному проекту архитектор К.А.Тон предполагал поставить по северной границе Каланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого должен был находиться сам вокзал, выделенный башней с часами и богатым декором, а по бокам – два здания со значительно более сдержанной отделкой – таможня слева и жилой дом справа. Дом так и не построили, а таможню и вокзал выстроили к 1851 году. Назвали и железную дорогу, и вокзал в память инициатора постройки Николая I - Николаевскими, и это название продержалось до 1924 году, только после переименования Петрограда, дорогу назвали Октябрьской.

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии — как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 года там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нём были выстроены две вышки — «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 — Николаевский, впоследствии Ленинградский). К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чём — нынешний Леснорядский переулок). В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862—1864 гг. В 1911—1926 годах это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через неё и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901—1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В декабре 1905 г. дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале. 15 декабря на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре 1917 г. вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запад на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении. От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой. С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал.

Источники
Интернет


Автор статьи

Сорокина Алина Сергеевна, ГБОУ Школа № 236, 11"Г"

Площадь трёх вокзалов: Казанский, Ярославский, Ленинградский

Комсомольская площадь или попросту площадь трех вокзалов – одна из самых знаменитых в Москве. Здесь огромное количество шедевров архитектуры разных стилей. Выдающиеся архитекторы Москвы – К.А. Тон, Ф.О. Шехтель и А.В. Щусев – строили на этой площади вокзалы: Ленинградский, Ярославский и Казанский. И ведь очень трудно отдать предпочтение какому-то одному – все как на подбор. А в считанных минутах ходьбы от вокзалов притаилась станция «Каланчевская» – бывший Императорский вокзал, обслуживавший поезда царя Николая II и его семьи. В советское время площадь украсили вестибюль станции метро «Комсомольская» и Дом культуры железнодорожников.

Казанский вокзал Москвы по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Конкурс на его строительство был объявлен в 1910 году. Наиболее интересным оказался проект академика архитектуры А.В. Щусева (1873-1949 гг.), который перенёс главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчёвской площади. Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчёвскую площадь, и Москву. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, венчала башня княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком. Рядом — громадные часы со знаками зодиака, над которыми установлен колокол. Рядом с перронным залом — зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом. Просветы в нём расписаны в восточном стиле.

Ленинградский вокзал — самый старый вокзал Москвы. Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург–Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Проектировал здания вокзалов в обеих столицах выдающийся архитектор, автор Храм Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты в Кремле — Константин Андреевич Тон (1794-1881 гг.).

По объему пригородных пассажирских перевозок Ярославский вокзал один из крупнейших в России. Отсюда начинается самая длинная железнодорожная магистраль мира Москва-Владивосток (9302 км). Как известно, Антон Павлович Чехов отсюда отправлялся на Сахалин. Ярославский вокзал связывает Москву с районами русского Севера, Урала, Сибири.

Здесь же – памятник В.И.Ленину у Ярославского вокзала, памятник П.П.Мельникову (первому министру путей сообщения), улица Краснопрудная, здание гостиницы «Лениградская» (миниатюрная сталинская высотка), одна из крисивейших станций метро Москвы – Комсомольская.

Всего 15 минут на электропоезде от станции Маленковская можно доехать до Казанского вокзала и в одном месте осмотреть множество достопримечательностей. Станция Маленковская находится в 10 минутах ходьбы от южного выхода станции метро ВДНХ.

Площадь трех вокзалов в Москве

Есть ли такой коренной житель столицы, для которого была бы незнакома Площадь трех вокзалов в Москве? Какие вокзалы выходят на нее? Вопрос актуален не только для местных жителей, но и для гостей города. Надо сказать, впервые попав сюда, сориентироваться непросто. Приходится поблуждать. Через всю площадь проложены подземные переходы, позволяющие без труда пройти от вокзала к вокзалу. Это особенно удобно для путешественников, проезжающих Москву транзитом и находящихся в городе лишь час-другой. Спокойно перейдя по подземному переходу, гости попадают в здание другого вокзала и могут продолжать свой путь.

Легенды вокзалов

Удивительно, но факт – и по сей день мистическим местом считается Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы задействованы в легендах? В первую очередь – Казанский.

Как рассказывают те, кто регулярно бывает в этих местах, почти ежедневно можно видеть мужчину с клюкой. Одет он бедно и немного странновато. Старик подходит к дверям вокзала, где трижды накладывает крестное знамение, после чего словно растворяется в воздухе. Говорят, что это призрак странника, в XIV столетии проклявшего монастырь, прежде стоявший в этом месте. Спустя годы он раскаялся, но и по сей день простить себя не может.

История достопримечательности

Сейчас территория, на которую выходят три железнодорожных вокзала, носит официальное наименование «Комсомольская площадь». Москва знала ее и под другим названием. Раньше площадь именовали Каланчевской. Такое название носила вплоть до 1932 года Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы расположены на ней, разберемся прямо сейчас. Сюда выходят двери:

  • Казанского;
  • Ярославского;
  • Ленинградского вокзалов.

Неподалеку находится Каланчевская железнодорожная станция, название которой перекликается с тем, которое раньше носила Площадь трех вокзалов в Москве. Здесь же располагается станция метро "Комсомольская". Она стала продолжением самого крупного в столице транспортного узла. Стоит отметить, что история его строительства в этой местности стартовала в тот момент, когда заложили железнодорожный путь, ставший для Москвы одним из главных.

Ленинградский вокзал

В прежние времена тут располагалось большое Каланчевское поле, начинавшееся у Земляного вала и простиравшееся до Красного пруда. С одной из сторон его ограничивало болото, а поблизости от Спасской улицы стояла каланча. Императорский дворец, расположенный в этой местности, тоже был назван Каланчевским.

Со временем местность вошла в городскую черту, а затем подверглась застройке. Именно тогда и были заложены первые камни того строения, с которого пошла в будущем Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы были первыми? Самый старый из них – это Ленинградский. В тот момент его назвали Николаевским.

Строительство железнодорожного вокзала оказало сильное влияние на застройку местности в целом. Указ о создании сообщения Москва – Санкт-Петербург был подписан в феврале 1842 года собственноручно Николаем Первым. Дорога в тот момент оказалась в мире среди двухпутных самой длинной.

Кто проектировал Ленинградский вокзал? Москва тех времен знала одно легендарное имя – Константин Тон. Так сложилось, что он смог завоевать императорскую благосклонность, благодаря чему и получил в работу это сложное задание. Было решено возвести в двух главных городах империи практически идентичные строения. Задачи строительства делегировали Рудольфу Желязевичу.

Ярославский вокзал

Не менее известен и Ярославский вокзал. Москва по праву гордится прекрасной архитектурой и сложными решениями, разработанными специально для этого строения. Первое название объекта – «Вокзал Московско-Троицкой железной дороги». Здание возвели вблизи Николаевского вокзала через 10 лет после строительства первого.

Любопытно, но изначально предполагали строить вокзал вовсе не тут, а в той местности, где сейчас стоит Ботанический сад. Но университет отказался предоставить площадь под застройку, и было решено, что Каланчевское поле идеально подходит для строительства еще одного железнодорожного узла. Здание было освящено в августе 1862-го.

Первоначально железнодорожный путь был достаточно коротким, однако со временем его протянули до Архангельска, благодаря чему и стал столь востребован Ярославский вокзал. Москва оказалась соединена с действительно огромными северными областями. Во многом из-за этого было принято решение перестроить задание, чтобы оно соответствовало своей стратегической важности. Фасад обновили к 1902 году. Над объектом работал Федор Шехтель, служивший Савве Мамонтову.

Казанский вокзал

Казанский вокзал Москва увидела из этих трех последним. Построен он был вдоль дороги, ведшей в те времена в Рязань. Благодаря этому было выбрано первое наименование – «Рязанский». Строительство было доверено А. Попову, создавшему длинное здание в один этаж, украшенное небольшой башенкой.

Казанский вокзал Москва оценила быстро. Жители и гости города пользовались им активно, и вскоре стало ясно, что объект мал для потока пассажиров, нараставшего из года в год. Перестройка была завершена в 1864-м. Вместо деревянного возвели каменное строение, спроектированное Левестамом. Вход украсили башней с часами. Судьба этого вокзала самая неблагополучная. Новое здание тоже не смогло удовлетворить нужды публики, поскольку было недостаточно функциональным. Следующая перестройка уничтожила почти все труды архитектора. До наших дней дошло лишь веерное депо, выполненное в итальянском стиле.

Не упустите из виду!

При посещении Москвы, даже если турист не пользуется железной дорогой, ему стоит посетить Площадь трех вокзалов. Это важный транспортный узел и известная достопримечательность столицы, достойная особенного внимания.

Здесь все дышит историей, можно увидеть роскошные работы именитых архитекторов. Внутри вокзалов можно видеть творения известных художников. Современная площадь оснащена по последнему слову техники, поэтому прогуливаться по ней – одно удовольствие. Кроме того, налажено удобное сообщение с пригородами. Отравляясь с одного из вокзалов Комсомольской площади, удастся добраться практически до любого крупного города Подмосковья без пересадок.

Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы находятся на ней?

Исторически интересна и по-своему красива архитектурными сооружениями площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы на ней находятся? Здесь расположены три крупнейших железнодорожных узла: Ленинградский, Казанский и Ярославский. Здания построены по проектам выдающихся архитекторов К. А. Тона, А. В. Щусева, Ф. О. Шехтеля.

Это место, кроме всего, считается одним из самых злачных районов, где в огромном количестве обитают бомжи, разнообразные криминальные личности, девушки легкого поведения, мелкие попрошайки. Возможно, энергетика здешних мест притягивает их сюда.

Легенды. Москва, "Площадь трех вокзалов". Каких именно?

По старинному преданию, давным-давно (в XIV столетии) здесь находился мужской монастырь. Однажды ночью была ужасная погода — лил проливной дождь, свистел ветер. В какой-то момент в ворота святой обители постучался странник, проходящий мимо, и попросился на ночлег, чтобы переждать ненастье. Однако монахи почему-то отказали. Странник в сердцах проклял этот монастырь, пожелав при этом ему провалиться под землю. В тот же момент затряслись стены, и здание стало проваливаться. С тех пор это место считалось проклятым. Кроме того, оно было болотистым.

Много любопытного таит в себе площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы и какие сооружения скрывают тайны?

Поговаривают, что в районе площади часто наблюдаются аномалии. Здесь бывали исчезновения людей. А временами сюда является таинственный старый человек с длинной палкой в старых лохмотьях. Он останавливается именно перед Казанским вокзалом, опускается на колени и, молясь, трижды крестится. Потом исчезает неведомо куда. Предполагается, что это тот странник, которому не дали переночевать монахи. Выходит, что он пытается замолить то проклятие.

Строительство зданий

Площадь трех вокзалов находится в Москве. А история площади такова.

Когда-то, в середине XIX века, в этих местах болота осушили и построили Николаевский вокзал (названный в честь императора Николая I), который соединил Москву с Петербургом (ныне Ленинградский вокзал). Проблемы постоянно преследовали строителей: гибли рабочие, разрушались стены, которые возводились вновь. Инженеры предполагали, что нельзя строить на болотистом месте, и все же в конце XIX века были сооружены еще два вокзала — Рязанский (в будущем Казанский) и Ярославский.

Знаменитая площадь трех вокзалов находится в Москве и известна многим жителям нашей страны.

В советские времена появилась и станция метро. При ее строительстве тоже возникало множество проблем. Например, прорыв воды из трубы, в которую была заключена река Чечора. Однако строительство продолжалось.

Метро строили в основном комсомольцы. Они невероятными усилиями предотвращали и обрушения, и затопления. В связи с этим Каланчевская площадь и построенная станция метро получили имя "Комсомольская".

Остатки того таинственного монастыря остались погребенными под землей. Архитектурные сооружения этих трех уникальных, каждого по-своему, вокзалов красивы. Великолепны достопримечательности Москвы. Площадь трех вокзалов — неотъемлемая часть архитектурного наследия Москвы. И столице есть чем гордиться. Туристам обязательно стоит посетить площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы еще имеют такую удивительно богатую историю, как эти?

Ярославский вокзал

Еще в 1862 году между Николаевским (Ленинградским) вокзалом и Красным прудом была сооружена маленькая железнодорожная станция. Здесь проходила Ярославская дорога. Она была длиной всего лишь 69 км.

Большой вокзал был выстроен в 1910 году. В 1965-1966 гг. была проведена первая его реконструкция. Тогда со стороны перрона было пристроено новое помещение со стеной из стекла.

В 1995 году произведена вторая перестройка. Целью ее было расширение площади помещения для пассажиров. Были, кроме всего прочего, отремонтированы колонный зал и галерея.

Казанский вокзал

Этот вокзал был возведен в 1862 году и первое время, до 1913 года, именовался Рязанским. Это один-единственный вокзал в Москве, имеющий свой собственный выход в город из станции метро прямо с перрона.

Еще от Казанского вокзала простирается дорога (единственная в России) с левосторонним движением: на трассах Москва—Рязань1 и Люберцы1—Коренево.

Казанский вокзал обслуживает Муромское и Рязанское направления.

Ленинградский вокзал

В 1849 году для обслуживания железной дороги Петербургско-Московской линии был построен Ленинградский вокзал. Его название после 1917 года — Октябрьский.

В 1977 году он полностью был перестроен.

Возле Ленинградского вокзала расположена станция "Комсомольская" Московского метрополитена.

Вокзал имеет десять путей: пять — для поездов дальнего следования, другие пять — для пригородных электричек.

Уникальна площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы в нашей стране могут похвастать столь своеобразным фольклором о себе? Являясь неотъемлемой частью великой истории самой Москвы, эти здания, каждое со своей особенной архитектурой, создали прекрасный ансамбль, известный далеко за пределами России.

Площадь Трех Вокзалов - это... Что такое Площадь Трех Вокзалов?


Площадь Трех Вокзалов

Комсомольская площадь (до 1932 Каланчёвская площадь) — площадь в Москве, на которой расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.

Кроме того, в непосредственной близости от площади находится и железнодорожная станция Каланчёвская.

Происхождение названий

Площадь была образована в связи с железнодорожным строительством во второй половине XIX в. В XVIII в. это место называлась Каланчёвским полем, которое и дало первое название площади. Название поля произошло от стоявшей на его северо-западной окраине башни (каланчи) деревянного здания царского дворца (известного как Каланчёвский).

В «Комсомольскую» площадь была переименована в 1932 году в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро).

Иногда её также называют «Площадь Трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах[1] было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь Трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохранила название «Комсомольская площадь».

Основные архитектурные объекты

Источники

  1. Заметка в РГ от 4 августа 2003 г. о переименовании «Комсомольской площади». [1]

Координаты: 55°46′30″ с. ш. 37°39′15″ в. д. / 55.775° с. ш. 37.654167° в. д. (G)55.775, 37.654167

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Площадь Тевелева (Харьков)
  • Площадь Трёх Вокзалов

Смотреть что такое "Площадь Трех Вокзалов" в других словарях:

  • A-Hostels на Трех вокзалах — (Москва,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Маши Порываевой 38yvaeva S …   Каталог отелей

  • Москва — У слова «Москва» есть и другие значения: см. Москва (значения). Столица Российской Федерации, город федерального значения Москва …   Википедия

  • Пункты помощи бездомным людям в Москве — По разным оценкам, сегодня в России от 1,5 до 4,2 миллиона бездомных, что составляет около трех процентов россиян. Наибольшая их концентрация наблюдается в больших городах. В Москве сегодня насчитывается от 10 до 30 тысяч бомжей, при этом ряд… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • БЕРЁЗКА — Сахарная берёзка. Сиб. Комнатный цветок бальзамин султанский. СОСВ, 168. До берёзки. Перм. До самой смерти. Подюков 1989, 12. Красить берёзки. Жарг. мол. Шутл. ирон. Рисовать дешёвые картины на продажу. Максимов, 32. Любить до самой берёзки кого …   Большой словарь русских поговорок

  • Три берёзки — Жарг. гом. Комсомольская площадь (Площадь трех вокзалов) в Москве. Кз., 69 …   Большой словарь русских поговорок

  • Komsomolskaja-Platz — Der Komsomolskaja Platz (russisch Комсомольская площадь, Transkription: Komsomolskaja ploschtschad), volksmundlich auch als Platz der drei Bahnhöfe (russisch Площадь трех вокзалов, Transkript …   Deutsch Wikipedia

  • Platz der drei Bahnhöfe — Komsomolskaja Platz Der Komsomolskaja Platz (russisch Комсомольская площадь/ Komsomolskaja ploschtschad), volksmundlich auch als Platz der drei Bahnhöfe (Площадь трех вокзалов/ Transkription Ploschtschad trjoch woksalow) bezeichnet, ist ein Platz …   Deutsch Wikipedia

  • ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА — ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА, СССР, Мосфильм, 1957, цв., 90 мин. Лирическая комедия. Приключения молодого строителя Пашки Гусарова начались с того момента, когда в поезде он встретил Катю Иванову, девушку с непростым характером. Счастье делает человека… …   Энциклопедия кино

  • Пассажиропоток в городском внедорожном транспорте Москвы — Городской автобус «Икарус 280» Общественный транспорт Москвы  городской и пригородный пассажирский транспорт Москвы, доступный и востребованный к использованию широкой публикой, имеющий регулярные маршруты. Согласно узкому толкованию… …   Википедия

  • Пассажиропоток в городском внеуличном транспорте Москвы — Городской автобус «Икарус 280» Общественный транспорт Москвы  городской и пригородный пассажирский транспорт Москвы, доступный и востребованный к использованию широкой публикой, имеющий регулярные маршруты. Согласно узкому толкованию… …   Википедия


Площадь трех вокзалов в Москве

До 1933 года это место в Москве носило другое название - Каланчевская площадь. Причина возникновения данного «имени» - рядом стоящий дворец Алексея Михайловича с деревянной вышкой-каланчей. Затем, уже во времена советской власти площади дали название в честь комсомольцев, строивших столичный метрополитен. Ведь именно под Комсомольской площадью пролегала часть первой линии московской «подземки».

В 17 веке на месте Комсомольской площади не было практически никаких строений, только луга и болота, которые все вместе назывались Каланчевским полем. Между современным Ярославским вокзалом и улицей Верхняя Красносельская также находился довольно крупный пруд, образованный как запруда большого ручья Ольховца.

Известно, что с 1423 года до середины 16 века этот пруд назывался Великим, а после – Красным.

Уже в 19 веке на месте Комсомольской площади находился Артиллерийский двор, который взорвался по время отступления русских войск в 1812-ом. Писатели того времени свидетельствуют о том, что тогда взрыв потряс всю восточную часть столицы.

Строительство первого вокзала на этом месте – Николаевского или сейчас Ленинградского – началось в 1856 году под руководством архитектора А.К. Торна. Тогда же на месте современного Леснорядского переулка на противоположной стороне площади находились лесные ряды, в которых продовали и отгружали привозимые в Москву бревна.

Здание Рязанского (сейчас Казанского) вокзала было построено уже в 1864 году, а Ярославского – в 1862-ом. Причем их здания впоследствии перестраивались. Первый возвели в первой четверти прошлого века по проекту А.В. Щусева, а второй – в 1907-ом по проекту Шехтеля, который предложил концепцию в стиле модерн.

В 1933-1934 годах прямо посреди площади открытым способом начали прокладывать метро. А сейчас на этом месте, о чем знает не так много москвичей, на глубине в 1,5 метра проложена кабельная линия с напряжением в 220 кВ. Она соединяет две подстанции «Елоховская» и «Бутырка».

Тогда же, во времена начала прокладки первого московского метрополитена, был построен единый павильон станции «Комсомольская» между Ленинградским и Ярославским вокзалами, который после уже в 1952 году заменили на более современное здание. Оно соединило радиальную и кольцевую станции.

В том же 1952-ом построили гостиницу «Ленинградская», которая стала завершающим строением в формировании единого ансамбля Комсомольской площади. В таком же виде это место в столице существует и в настоящее время.


Смотрите также

Описание: