Где находится певческий мост


Певческий мост — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пе́вческий мост — мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге (после Казанского, Аптекарского и Синего). Главной достопримечательностью моста является чугунная ажурная решетка[1][2]. Памятник истории и культуры.

Является продолжением Дворцовой площади[3]. Рядом с мостом расположены Зимний дворец, Здание Главного штаба, Александровская колонна, музей-квартира А. С. Пушкина.

Выше по течению находится Большой Конюшенный мост, ниже — Зелёный мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Адмиралтейская», «Гостиный двор».

Название официально присвоено 22 ноября 1840 года[4][5] и происходит из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы. За рубежом до революции 1917 года Министерство иностранных дел Российской империи иносказательно называли «Певческий мост», так как здание МИДа с 1828 года находилось у моста, по адресу: Дворцовая площадь д. 6[6].

Первый деревянный балочный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны[7].

В 1838—1840 гг., одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост был заменён чугунным однопролётным арочным мостом, построенным по проекту инженера Е. А. Адама на основе «образцового» проекта В. Гесте[8]. По своей конструкции мост не отличался от ранее построенных чугунных арочных мостов (Полицейского, Большого Конюшенного, Синего и т. п.): пролетное строение состояло из пустотелых чугунных ящиков-кессонов клинообразной формы (тюбингов), соединённых между собой болтами[9]. Устои были сделаны из бутовой кладки на свайном основании. Поверх чугунной арки был устроен кирпичный свод. Покрытие моста было замощено кварцито-песчаником розово-серого цвета, добытом на Бруснинском месторождении Онежского озера. На мосту установлены литые чугунные ажурные решётки. Кому принадлежит авторство решетки – точно не установлено. Предположительно, решетка выполнена по рисункам В. П. Стасова или К. И. Росси[4]. Металлические конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге [1]. 24 ноября (6 декабря) 1840 года состоялось торжественное открытие моста. Первым с берега на берег проехал в экипаже император Николай I[10].

Решётка моста

В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована. В 1967 году осуществлен ремонт фасадных листов пролетного строения с верховой и низовой сторон, а в 1969 г. произведены работы по реставрации перил моста[11][10].

В 2003—2004 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (инженеры Кузнецова Т. Ю., Селивестров А. И., Шестакова Ю. М.)[12], генподрядчиком было ЗАО «Трест Ленмостострой»[13].

В ходе работ устои моста были усилены буроинъекционными сваями, выправлена геометрия деформированного свода, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунным сводом, произведен ремонт чугунных тюбингов, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора [7][13]. По предложению КГИОП в качестве памятника на проезжей части моста устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженного в ходе ремонта под слоями асфальта[7][14]. Одновременно с ремонтом Певческого моста была отремонтирована примыкающая аварийная стенка набережной реки (общей длиной 40 м).

18 августа 2004 года при участии губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста[14].

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой бесшарнирный свод. Пролётное строение представляет собой свод из 329 чугунных тюбингов, соединенных болтами между собой[15]. Поверх чугунного свода устроен железобетонный разгружающий свод, который воспринимает всю нагрузку. Устои массивные, бутовой кладки на свайном ростверке, выдвинуты из линии набережной в русло реки[9]. Наружная поверхность устоев облицована розовым гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 30 м (24 м [1]), ширина моста — 72,18 м[9][12].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. В центре моста на проезжей части устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника. Перильное ограждение чугунное литое, завершается на устоях гранитным парапетом. Ограждение тротуаров от проезжей части состоит металлических поручней между чугунными столбиками.

  1. 1 2 3 Степнов, 1991, с. 304.
  2. ↑ Певческий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  3. ↑ Распоряжение от 27.02.2018 № 07-19-75/18 - Мост Инженерный Первый в составе ансамбля Набережные и мосты реки Мойки (1-й Инженерный мост, литера А) (неопр.). КГИОП (27 февраля 2018). Дата обращения 25 февраля 2020.
  4. 1 2 История Певческого моста, 2007, с. 80.
  5. ↑ Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 93. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  6. Лопатников В. А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 87. — 341 с.
  7. 1 2 3 История Певческого моста, 2007, с. 79.
  8. ↑ Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 54.
  9. 1 2 3 Мосты и набережные Ленинграда, 1963, с. 134.
  10. 1 2 Певческий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  11. ↑ История Певческого моста, 2007, с. 82.
  12. 1 2 ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 85. — 116 с. — 1500 экз.
  13. 1 2 Исторический розовый гранит Певческого моста будет сохранен (неопр.). Фонтанка.ру (16 апреля 2004).
  14. 1 2 Певческий мост — снова в строю! (неопр.). Фонтанка.ру (18 августа 2004).
  15. ↑ История Певческого моста, 2007, с. 81.
  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — С. 85—86. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Волкова М. П. История Певческого моста через Мойку в Санкт-Петербурге // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2007. — № 6 (40). — С. 78—82.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 469—470. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 332. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Певческий мост в Санкт-Петербурге - Мостотрест

Характеристики моста

Певческий мост через реку Мойку расположен у Дворцовой площади напротив здания Государственной каппелы им. М.И. Глинк, он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Его длина по задним граням устоев составляет 39,65 метров, ширина — 72 метра. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге после Синего, Аптекарского и Казанского.

Мост металлический однопролетный арочный на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. Поверх чугунной конструкции для усиления моста установлено железобетонное пролетное строение. Тротуар от проезжей части отделен чугунным ограждением. Перила чугунные ажурные художественного литья.

История  моста

Первый деревянный мост в этом месте был сооружен в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферррана. Он предназначался для прохода войск на Дворцовую площадь, где 30 августа 1834 года состоялся парад по случаю открытия Александровской колонны. Новая переправа вошла в число «цветных» мостов через реку Мойку: наряду с уже существовавшими на тот момент Красным, Зеленым и Синим, этот мост назвали Желтым, покрасив перила в соответствующий цвет. Позднее Желтый мост переименовали в Певческий по расположенной рядом Придворной певческой капелле.

В 1839-1840 годах деревянный мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный по проекту инженера Е.А. Адама, который был последователем практики сооружения чугунных мостов на малых водотоках по конструктивной схеме, разработанной инженером В.И. Гесте. 24 ноября (6 декабря) 1840 года состоялось торжественное открытие переправы. Первым по мосту проехал в экипаже сам император Николай I.

В мае 1841 года мост был закрыт в связи с повышением мостовой на 2 вершка у съездов с моста для уменьшения крутизны.

В 1871 году мостовая была починена. В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована. В 1969 году произведены работы по реставрации перил моста. В 1997 году осуществлен ремонт фасадных листов пролетного строения с верховой и низовой сторон.

С ноября 2003 по август 2004 года мост впервые за 164 года своего существования был подвергнут капитальному ремонту. В ходе ремонта при помощи буровых свай были усилены деформированные опоры моста, укреплены чугунные блоки арочного свода (в которых были выявлены трещины), выправлена геометрия деформированного свода, а также восстановлены утраченные чугунные декоративные элементы фасадов моста. Для усиления грузоподъемности поверх чугунного свода было устроено мощное железобетонное пролётное строение, по которому проложена новая проезжая часть. На проезжей части моста устроен островок безопасности площадью около 400 м², вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженного в ходе ремонта под слоями асфальта при разборке проезжей части.

Дополнительная информация

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Существует петербургская легенда о том, как было принято решение о строительстве моста. До 1834 года в этом месте существовал лодочный перевоз. В одном из домов на левом берегу Мойки в то время жил граф Юрий Александрович Головкин, дальний родственник царствующей фамилии Романовых. По преданию, однажды, направляясь на прием к царю и садясь в лодку, он оступился и искупался в реке. На другой день Николай I посетил графа с высочайшим визитом, пожелал ему здоровья и объявил свою волю, «чтобы на месте, где случилось вчерашнее приключение, был выстроен мост в предупреждение могущих повториться подобных случаев». Эта легенда известна со слов секретаря графа Головкина М.М. Михайлова и историческими фактами не подтверждается.

Певческий мост. Певческий мост в Санкт-Петербурге.

Через Мойку, от Дворцовой площади к Певческой капелле
Длина: 24 метра; ширина 72 метра.
Чугунный, однопролетный
Названия Желтый (с 1834 года), Певческий (по расположенной рядом Певческой капелле).

Немного об истории Певческого моста. В 1834 году на Дворцовой площади установили Александровскую колонну.  В честь этого, без сомнения, неординарного события состоялся военный парад. В нем участвовали полки,  которые отличились в Отечественной войне 1812 года, всего около 100 тысяч человек. «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище», - вспоминал Василий Жуковский.

Для прохода части войск в тот день и потребовался мост. Проект переправы выполнил Огюст Монферран (который и возводил Александровскую колонну).  Мост был деревянным. А название свое получил по цвету, в который были выкрашены перила, – Желтый.

Но идея устройства на этом месте капитального моста,  причем, во всю ширину площади, витала в воздухе. И уже спустя два года инженер Егор Адам начинает строить новый мост. Ширина реки  Мойки, упрятанной в гранит, уменьшилась на несколько метров.

Имена Петербурга

Егор Андреевич Адам

   Егор Андреевич Адам (1794 — после 1860) — генерал-майор, инженер путей сообщения и горного ведомства. Окончил Институт корпуса путей сообщения в Петербурге. Был назначен управляющим дирекцией дорог в Царскосельском уезде. На этом поприще и был замечен: дороги, ведущие в загородные резиденции государя, стали  отменными, а сам инженер получил повышение по службе.  С 1829 года состоял в комиссии по постройке набережной Невы. По его проектам возвели Банковский, через Екатерининский канал (теперь – канал Грибоедова) и Певческий мосты.
   За труды по устройству гранитной набережной от Исаакиевского моста до здания Академии художеств и строительство пристани со сфинксами Егор Андреевич Адамс получил орден Святого Владимира 3-й степени. При его участии был углублен фарватер Невы; в течение долгого времени он заведовал строительством всех мостов в столице. Его усердие и беспорочная служба были отмечены орденом святого Георгия 4-й степени.

«В прошедшую субботу 22 июля происходила закладка Певческого моста на Мойке, - писала газета «Северная пчела» в 1839 году. - Мост сей послужит довершением великолепной Дворцовой площади. Он воздвигается из чугуна, на гранитных устоях и будет один из самых красивых в столице. Отливка чугунных частей и украшений производится на казенном Александровском заводе».

Певческий мост построили  всего за шестнадцать месяцев, по тем временам это было почти рекордом.

Однопролетный арочный Певческий мост возвели на гранитных устоях. Сам пролет состоял из полых чугунных коробок, соединенных болтами. Интересно, что через год специальная комиссия, обследовав Певческий мост, обнаружила отсутствие на своих местах 50 болтов и 27 гаек. (О том, для каких целей использовали их местные жители, можно догадаться, прочитав известный рассказ Чехова). 

Первым по новой переправе проехал в экипаже сам государь 24 ноября 1840 года.

Певческий мост, один из трех самых широких в Петербурге, с тех пор исправно служил городу. До 2004 года его ни разу капитально не ремонтировали, только в 1937 году брусчатку на Певческом мосту заменили асфальтом. Во время же последней реконструкции часть старой брусчатки извлекли из-под дорожного покрытия и оформили из нее островок безопасности в центре проезжей части. 

Легенды Петербурга

Как граф Головкин в Мойку упал

Существует легенда, согласно которой место для устройства Певческого моста выбрал лично государь Николай Первый.
«Еще живы немногие старожилы Петербурга, которым памятно то время, когда Певческаго моста не существовало, и берега Мойки соединены были лодочным перевозом, — с одной стороны против здания министерства иностранных дел, с другой же, против дома Рекетти, ныне Калугина, в котором помещался, и помещается теперь, ресторан Донона, — но едва ли кому… известно обстоятельство, послужившее поводом к сооружению Певческаго моста», - писал в своих мемуарах М.М.Михайлов, секретарь и переводчик графа Головкина.
Высокопоставленная особа, о которой пойдет речь, - действительный тайный советник, сенатор, обер-камергер, член Государственного Совета, служивший по дипломатической части граф Юрий Александрович Головкин. Долгое время он жил за границей, по-русски говорил с трудом, для чего и требовался ему переводчик.  Вдовец, он в преклонные годы вел довольно скромный образ жизни. Сам граф Головкин, его помощники и друзья занимали два этажа трехэтажного дома на Мойке, 24, по соседству с Капеллой. Ежедневно компания садилась обедать ровно в пять часов. 
Из воспоминаний М.М.Михайлова:
«Едва мы сели за стол, как обед был прерван самым неожиданным образом. В столовую вошел фельдъегерь от государя и передал графу приглашение немедленно пожаловать во дворец к обеду его величества. Граф тотчас же встал из-за стола и, не переодеваясь, поспешил… сказав нам дружески:
—  Messieurs, je vous souhais bon appétit. (Господа, я вам желаю приятного аппетита. – ред.)
Не прошло и пяти минут после ухода графа, как мы услышали необыкновенный шум на улице и крики:
—  Утонул... утонул!..
Мы тотчас же бросились к выходу и… увидели, что толпа окружала пристань перевоза, а граф стоял в воде, покрывавшей его до плеч; только благодаря своему огромному росту он не был залит ею совершенно. Оказалось, что входя торопливо в лодку, граф оступился и упал в Мойку.
Мы бросились к графу, но он уже выходил из воды без посторонней помощи. Мы хотели взять его под руку, но он быстро оправился и первыя его слова были:
—  Roberti! allez  annoncer à  l'Empereur ce qui vient m'arriver. (Роберти, пошлите сказать Императору о том, что со мной произошло. - ред.)
Вслед за тем граф бодро стал подыматься по лестнице. Вода ручьями текла с его платья…»
И граф Головкин к государю не пошел, а переодевшись, сел за стол у себя дома. Прошло какое-то время, вдруг распахнулась дверь, и в столовую вошел Николай Первый. «Ты торопился ко мне и едва не утонул!» - воскликнул он. После чего велел графу три дня быть дома, а чтоб тот не скучал, пообещал прийти к нему на обед вместе с государыней.  И покинул дом. После чего все немедленно пришло в движение: стали готовиться к приходу высоких гостей. На другой день государь с супругой обедали у Головкина. Толпа любопытных окружила дом, а по набережной Мойки прохаживался обер-полициймейстер.
Во время обеда Николай Первый и объявил свою волю, чтоб на этом самом месте, где приключилась с графом Головкиным эта история, был выстроен каменный мост – «в предупреждение могущих повториться подобных случаев».
«Честь, сделанная графу Головкину выходила из ряда обыкновенных, ибо хотя государь и обедал иногда у частных лиц, но едва ли вместе с государыней императрицей», - заключил мемуарист.

О Петербурге - Певческий мост

Певческий мост, перекинутый через Мойку, расположен у Дворцовой, главной площади города и является представителем мостов-площадей, часто встречающихся в центрально-историческом сердце Санкт-Петербурга. Он, к сожалению, является еще одним из тех сооружений, превращенных в обыкновенную парковку для автомобилей. Справедливым будет заметить, что городские власти, так часто запрещающее многое, почему-то обходят своим вниманием сей факт, хотя в данном случае, запрет пошел бы только на пользу для городского благоустройства.    

Длина моста достигает 24 метра, а его ширина -72 метра, благодаря чему, Певческий стал одним из трех самых широких мостов в Петербурге. Первоначально, в 1834 году, здесь был построен ничем не примечательный деревянный мост по проекту архитектора О. Р. Монферрана, предназначенный для прохода войск, участвовавших в церемонии открытия Александровской колонны, на Дворцовую площадь. Выкрашенные в желтый цвет перила, дали мосту соответствующее название – Желтый.               

 

В 1838-1840 годах вместо деревянного моста, был сооружен новый, чугунный, арочный мост, имеющий один пролет. До того времени, пока мост не был построен, сообщение между берегами Мойки производилось при помощи лодочной переправы. Строительство нового моста было организовано с подачи министра финансов  Канкрина и по проекту инженера Е. А. Адама.

 

Пролетное строение нового моста состояло из чугунных пустотелых коробок, которые были скреплены между собой болтами. Впоследствии именно эти болтовые соединения оказались самыми уязвимыми местами сооружения, ведь уже через год его эксплуатации было расхищено около 50 болтов и 27 гаек, которые местные жители свинчивали для использования в личных целях. Возведенные на свайных ростверках устои моста выполнили из камня и облицевали гранитом. Роль перильных ограждений взяли на себя литые чугунные, ажурные решетки, а розово-серая брусчатка покрывала всю проезжую часть сооружения. К слову сказать,  истинным ценителям архитектурной красоты, мост может открыть действительно волшебное зрелище, особенно  в вечернее время суток, когда величие Александровской колонны особенно очевидно. Она подсвечена со всех сторон, благодаря чему становится виден ангел, стремящийся в темное небо. Решетка моста - это уникальное художественное чугунное литье, видом своим напоминающее кружево тончайшей работы. Рисунок ее выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.Торжественное открытие возведенного моста произошло 24 ноября 1840 года, и первым, кто его опробовал, был сам Император, проехавший по мосту в экипаже, открыв тем самым переправу для движения пешеходов и транспорта. Вместе со своей новой жизнью, мост получил и новое название, теперь он стал именоваться Певческим. Обусловлено это было его месторасположением напротив придворной певческой Капеллы.

Ходят легенды, что место для Певческого моста было выбрано лично Николаем I. Известно, что на набережной реки Мойки, в доме № 24, проживал граф Юрий Александрович Головкин, состоящий в родстве с императорской семьей. Однажды, когда граф был приглашен в Зимний дворец на царский обед, он так спешил, что умудрился оступиться, садясь в лодку и упасть в воду. Это обстоятельство заставило Головкина вернуться обратно домой, после чего к нему, не дождавшись, пожаловал сам император. На следующий день, после инцидента, Николай I с супругой вновь навестили своего родственника, и во время этого визита, государь и предложил выстроить здесь мост, желая предотвратить повторения подобных случаев.     

В 1937 году розово-серая брусчатка проезжей части моста была покрыта слоем асфальта, а в ноябре 2003 года специалистами фирмы «Интарсия» и «Ленмостостроя» была начата полная его реконструкция. Впервые, за 164 года своего существования, мост подвергся столь серьезному капитальному ремонту. Вызваны ремонтные работы были весьма неудовлетворительным состоянием сооружения -  болтовые соединения и гидроизоляция свода были нарушены, устои и своды арок значительно деформированы, а в чугунных блоках появились трещины. В ходе ремонта были усилены опоры моста при помощи буровых свай, отремонтированы чугунные блоки арочного свода, выровнена геометрия свода, восстановлены утраченные чугунные элементы фасадов. Так же была усилена грузоподъемность моста за счет мощного железобетонного пролетного строения, устроенного поверх чугунного свода, над которым была сделана новая проезжая часть.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Певческий мост Санкт - Петербурга

Певческий мост самый близкий мост к Дворцовой, он даже является ее продолжением.
Он четвёртый по ширине мост в Петербурге (после  Синего, Казанского и Аптекарского ). Мост соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку и раньше назывался назывался "Жёлтым", а как бы мог прекрасно продолжить серию наших  цветных мостов.

Пролёт перекрыт бесшарнирным чугунным тюбинговым сводом. Отливка чугунных частей и украшений производится на казенном Александровском заводе. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой.

С удивлением обнаружил, что на карте Яндекса обозначен не один мост, а два ))) словно и не было нескольких веков русской истории.

Своей шириной об обязан военным. Есть еще легенда с оступившимся в воду Головкиным, которого вызывал к себе император. Мол император построил его, что бы он больше в воду не падал. Но всерьез относиться к такой легенде ИМХО не стоит.

Зато когда на Дворцовой площади установили Александровскую колонну, у нее состоялся грандиозный военный парад. В нем участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года и было их не мало, около 100 тысяч человек.

«Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище», - вспоминал Василий Жуковский.

Для прохода части войск в тот день и потребовался мост. Проект переправы выполнил Огюст Монферран (который и возводил Александровскую колонну). Мост был деревянным. А спустя два года инженер Егор Адам строит тут капитальный новый мост, заодно пряча Мойку в гранит в гранит, уменьшив ее на несколько метров.

Певческий мост построили всего за шестнадцать месяцев, по тем временам это было почти рекордом.
Однопролетный арочный Певческий мост возвели на гранитных устоях. Сам пролет состоял из полых чугунных коробок, соединенных болтами. Интересно, что через год специальная комиссия, обследовав Певческий мост, обнаружила отсутствие на своих местах 50 болтов и 27 гаек. О том, для каких целей использовали их местные жители, можно догадаться, прочитав известный рассказ Чехова)))
Ну ладно... я коротко расскажу. Мужики воровали гайки и пускали их на грузила. А когда их ловили, то все удивлялись, как может что-то случиться из-за одной отвинченной гайки?

Первым по новой переправе проехал в экипаже сам государь 24 ноября 1840 года. Тогда все гайки были еще на месте...

Удивительно, но аж до 2004 года его ни разу капитально не ремонтировали! Только в 1937 году брусчатку на Певческом мосту заменили асфальтом.

Главным украшением моста является чугунная ажурная решетка. Длина моста около 24 метров, ширина — 72 метра.

Это то что между мостами... ))) Название произошло из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы — центра музыкальной культуры Петербурга.

А еще с этого моста открывается оригинальный ракурс на "Главный штаб" и "Дворцовую площадь" )))

Вид на мост сверху.

Сегодня, о том что ранее этот мост назывался желтым, напоминает ночная подсветка )) но сейчас, дальше по Мойке в желтом цвете, есть еще один  мост -  Храповицкий

Мосты реки Мойки. Часть 1
Мосты реки Мойки. Часть 2
Мосты реки Мойки. Часть 3

Некоторые фото и инфа (С) интернет

ПЕВЧЕСКИЙ МОСТ в Санкт-Петербурге. На карте Питера. Фото моста


Длина моста: 24 м
Ширина: 72 м
Дата открытия:
1834 г.(деревянный), 1840 г.
Метро:
Невский проспект


Певческий мост через Мойку у Дворцовой площади - это еще один мост-площадь в центрально-исторической части города.


Певческий мост соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Пролет перекрыт бесшарнирным чугунным тюбинговым сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. Главным украшением моста является чугунная ажурная решетка.

Это третий по ширине мост в Петербурге (после Казанского и Синего).

Рядом с мостом расположен музей-квартира А. С. Пушкина.

К Певческому мосту примыкает ансамбль Дворцовой площади: непосредственно на мост выходит Здание Главного штаба и хорошо просматривавются Зимний дворец и Александрийский столп.

Мост упирается в ворота Певческой капеллы.

Историческая справка

Назван по расположенной рядом Певческой капелле. Здесь в 1834 году был построен деревянный мост по проекту архитектора О. Р. Монферрана. Он предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в церемонии открытия Александровской колонны.

Мост назвали Желтым по цвету окраски.

В 1839-1840 годах был сооружен чугунный однопролетный арочный мост (по проекту инженера Е. А. Адама). Пролетное строение состоит из чугунных коробок, скрепленных между собой болтами.

Устои моста - каменные, облицованные гранитом, возведены на свайных ростверках. В качестве перильных ограждений на мосту установлены литые чугунные, ажурные решетки. Сверху он был замощен розово-серой брусчаткой.

В 2004 году специалистами «Ленмостостроя» и фирмы «Интарсия» была проведена полная реконструкция Певческого моста.Мост был торжественно открыт 24 ноября 1840 году, и первым по нему проехал в экипаже сам император. В 1937 году проезжая часть моста была покрыта слоем асфальта.


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Еще статьи по теме:

Советуем прочитать:


Певческий мост - это... Что такое Певческий мост?

Пе́вческий мост — соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Пролет перекрыт бесшарнирным чугунным тюбинговым сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. Главным украшением моста является чугунная ажурная решетка. Длина — около 24 метров, ширина — 72 метра[1]. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге (после Казанского, Аптекарского и Синего).

Расположение

Является продолжением Дворцовой площади.

Ближайшая станция метрополитена (800 м) — «Гостиный двор», выход на Канал Грибоедова

Название

Название произошло из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы — центра музыкальной культуры Петербурга[2].
До этого мост назывался «Жёлтым». Подробнее о «цветных» мостах Санкт-Петербурга.

Мойка до постройки моста

История

Первый деревянный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны.

В 1839—1840 годах, одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост был заменён чугунным однопролётным арочным мостом, построенным по проекту инженера Е. А. Адама. Конструкция моста представляет собой чугунную арку, составленную из 329 ящиков-кессонов клинообразной формы, соединённых между собой болтами. Поверх чугунной арки был устроен кирпичный свод; опоры бутовой кладки с облицовкой розовым гранитом установлены на свайных ростверках, сваи — деревянные. Покрытие моста было замощено кварцито-песчаником розово-серого цвета, добытом на Бруснинском месторождении Онежского озера[3]. На мосту установлены литые чугунные, ажурные решётки.[4]

24 ноября 1840 года состоялось торжественное открытие моста. Первым с берега на берег проехал в экипаже сам император Николай I.[4]

В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована.[4]

С ноября 2003 по август 2004 года мост впервые за 164 года своего существования был подвергнут капитальному ремонту, проведённому ЗАО «Трест Ленмостострой» по проекту института «Стройпроект»[5].

В ходе ремонта при помощи буровых свай были усилены деформированные опоры моста, укреплены чугунные блоки арочного свода (в которых были выявлены трещины), выправлена геометрия деформированного свода, а также восстановлены утраченные чугунные декоративные элементы фасадов моста. Для усиления грузоподъемности моста поверх чугунного свода было устроено мощное железобетонное пролётное строение, по которому проложена новая проезжая часть. На проезжей части моста устроен островок безопасности площадью около 400 м², вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженого в ходе ремонта под слоями асфальта при разборке проезжей части[5].

Одновременно с ремонтом Певческого моста была отремонтирована примыкающая аварийная стенка набережной реки (общей длиной 40 метров).

Достопримечательности

Решётка моста

Примечания

См. также

Певческий мост

Общая информация

Когда на Дворцовой площади установили Александровскую колонну, состоялся грандиозный военный парад, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года с участием более 100 тысяч военных, отличившихся в боях. Знаменитый русский поэт В. А. Жуковский так описывал это событие:

«…по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище».

Специально для прохода войск и был возведен в 1834 году мост, спроектированный самим Огюстом Монфераном (автор Александровской колонны). Тогда же мост был покрашен желтой краской, получил соответствующее название (Желтый мост) и занял завершающее место как самый молодой среди других цветных мостов через Мойку: Красного, Синего и Зеленого.

Современное название — Певческий мост — было получено позднее благодаря соседству с Придворной певческой капеллой (сейчас — Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга), истоки которой берут свое начало в далеком 1476 году, когда царь Иван III утвердил образование Хора государевых певчих дьяков в Москве. Позднее, в 1713 году, славные продолжатели традиций хорового пения указом Петра I были оформлены в Придворный хор в Петербурге.

Существует еще одна версия, неофициальная и больше похожая на легенду, почему мост был построен в этом месте, где прежде существовал лодочный перевоз. На левом берегу проживал граф Головкин, состоявший в дальнем родстве с правящей фамилией. Однажды, он направился с визитом во дворец, но, садясь в лодку, оступился и упал в воду. Государь проявил сочувствие к приболевшему простудой дальнему родственнику и повелел выстроить мост во избежание подобных неприятностей в будущем.

Поскольку сооружение было деревянным, через пять лет его заменил чугунный мост, по проекту не менее знаменитого архитектора — Егора Андреевича Адама. Инженер-путеец в чине генерал-майора на тот момент заведовал постройкой мостов в Санкт-Петербурге, а прославился еще в годы русско-турецкой войны строительством переправ на Дунае, необходимых для переброски войск.

В первом экипаже, проехавшем по мосту в день его торжественного открытия 24.11.1840 года, находился император Николай I, которому был давно известен его создатель, чьи заслуги он высоко ценил. Действительно, конструкция, собранная из чугунных тюбингов, оказалась на редкость прочной. Мост не нуждался в капитальном ремонте более 160 лет, несмотря на то, что гайки и болты стали разворовывать с первого года его появления.

Решетка Певческого моста.

Главным украшением моста является изумительная ажурная решетка, напоминающая дамский веер. Интересно обустроена и проезжая часть: островок безопасности вымощен исторической брусчаткой, найденной под слоями асфальта в ходе ремонта. Мост воспринимается как продолжение Дворцовой площади – ведь его ширина составляет 72 метра, что, кстати, втрое превышает его длину.

Где находится Певческий мост

Мост пересекает набережную Мойки рядом со знаменитым острым углом Главного штаба между Дворцовой площадью и зданием Государственной Академической Капеллы, с которой связано нынешнее название моста — Певческий.

Певческий мост — Википедия. Что такое Певческий мост

Пе́вческий мост — мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге (после Казанского, Аптекарского и Синего). Главной достопримечательностью моста является чугунная ажурная решетка[1][2]. Памятник истории и культуры.

Расположение

Является продолжением Дворцовой площади. Рядом с мостом расположены Зимний дворец, Здание Главного штаба, Александровская колонна, музей-квартира А. С. Пушкина.

Выше по течению находится Большой Конюшенный мост, ниже — Зелёный мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Адмиралтейская», «Гостиный двор».

Название

Название официально присвоено 22 ноября 1840 года[3][4] и происходит из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы. За рубежом до революции 1917 года Министерство иностранных дел Российской империи иносказательно называли «Певческий мост», так как здание МИДа с 1828 года находилось у моста, по адресу: Дворцовая площадь д. 6[5].

История

Первый деревянный балочный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны[6].

В 1838—1840 гг., одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост был заменён чугунным однопролётным арочным мостом, построенным по проекту инженера Е. А. Адама на основе «образцового» проекта В. Гесте[7]. По своей конструкции мост не отличался от ранее построенных чугунных арочных мостов (Полицейского, Большого Конюшенного, Синего и т. п.): пролетное строение состояло из пустотелых чугунных ящиков-кессонов клинообразной формы (тюбингов), соединённых между собой болтами[8]. Устои были сделаны из бутовой кладки на свайном основании. Поверх чугунной арки был устроен кирпичный свод. Покрытие моста было замощено кварцито-песчаником розово-серого цвета, добытом на Бруснинском месторождении Онежского озера. На мосту установлены литые чугунные ажурные решётки. Кому принадлежит авторство решетки – точно не установлено. Предположительно, решетка выполнена по рисункам В. П. Стасова или К. И. Росси[3]. Металлические конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге[1]. 24 ноября (6 декабря) 1840 года состоялось торжественное открытие моста. Первым с берега на берег проехал в экипаже император Николай I[9].

Решётка моста

В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована. В 1967 году осуществлен ремонт фасадных листов пролетного строения с верховой и низовой сторон, а в 1969 г. произведены работы по реставрации перил моста[10][9].

В 2003—2004 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (инженеры Кузнецова Т. Ю., Селивестров А. И., Шестакова Ю. М.)[11], генподрядчиком было ЗАО «Трест Ленмостострой»[12].

В ходе работ устои моста были усилены буроинъекционными сваями, выправлена геометрия деформированного свода, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунным сводом, произведен ремонт чугунных тюбингов, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора[6][12]. По предложению КГИОП в качестве памятника на проезжей части моста устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженного в ходе ремонта под слоями асфальта[6][13]. Одновременно с ремонтом Певческого моста была отремонтирована примыкающая аварийная стенка набережной реки (общей длиной 40 м).

18 августа 2004 года при участии губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста[13].

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой бесшарнирный свод. Пролётное строение представляет собой свод из 329 чугунных тюбингов, соединенных болтами между собой[14]. Поверх чугунного свода устроен железобетонный разгружающий свод, который воспринимает всю нагрузку. Устои массивные, бутовой кладки на свайном ростверке, выдвинуты из линии набережной в русло реки[8]. Наружная поверхность устоев облицована розовым гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 30 м (24 м[1]), ширина моста — 72,18 м[8][11].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. В центре моста на проезжей части устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника. Перильное ограждение чугунное литое, завершается на устоях гранитным парапетом. Ограждение тротуаров от проезжей части состоит металлических поручней между чугунными столбиками.

Примечания

  1. 1 2 3 Степнов, 1991, с. 304.
  2. ↑ Певческий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  3. 1 2 История Певческого моста, 2007, с. 80.
  4. ↑ Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 93. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  5. Лопатников В. А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 87. — 341 с.
  6. 1 2 3 История Певческого моста, 2007, с. 79.
  7. ↑ Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 54.
  8. 1 2 3 Мосты и набережные Ленинграда, 1963, с. 134.
  9. 1 2 Певческий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  10. ↑ История Певческого моста, 2007, с. 82.
  11. 1 2 ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 85. — 116 с. — 1500 экз.
  12. 1 2 Исторический розовый гранит Певческого моста будет сохранен. Фонтанка.ру (16 апреля 2004).
  13. 1 2 Певческий мост — снова в строю!. Фонтанка.ру (18 августа 2004).
  14. ↑ История Певческого моста, 2007, с. 81.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — С. 85—86. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Волкова М. П. История Певческого моста через Мойку в Санкт-Петербурге // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2007. — № 6 (40). — С. 78—82.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 469—470. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 332. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки

О Петербурге - Певческий мост

Певческий мост, перекинутый через Мойку, расположен у Дворцовой, главной площади города и является представителем мостов-площадей, часто встречающихся в центрально-историческом сердце Санкт-Петербурга. Он, к сожалению, является еще одним из тех сооружений, превращенных в обыкновенную парковку для автомобилей. Справедливым будет заметить, что городские власти, так часто запрещающее многое, почему-то обходят своим вниманием сей факт, хотя в данном случае, запрет пошел бы только на пользу для городского благоустройства.    

Длина моста достигает 24 метра, а его ширина -72 метра, благодаря чему, Певческий стал одним из трех самых широких мостов в Петербурге. Первоначально, в 1834 году, здесь был построен ничем не примечательный деревянный мост по проекту архитектора О. Р. Монферрана, предназначенный для прохода войск, участвовавших в церемонии открытия Александровской колонны, на Дворцовую площадь. Выкрашенные в желтый цвет перила, дали мосту соответствующее название – Желтый.               

 

В 1838-1840 годах вместо деревянного моста, был сооружен новый, чугунный, арочный мост, имеющий один пролет. До того времени, пока мост не был построен, сообщение между берегами Мойки производилось при помощи лодочной переправы. Строительство нового моста было организовано с подачи министра финансов  Канкрина и по проекту инженера Е. А. Адама.

 

Пролетное строение нового моста состояло из чугунных пустотелых коробок, которые были скреплены между собой болтами. Впоследствии именно эти болтовые соединения оказались самыми уязвимыми местами сооружения, ведь уже через год его эксплуатации было расхищено около 50 болтов и 27 гаек, которые местные жители свинчивали для использования в личных целях. Возведенные на свайных ростверках устои моста выполнили из камня и облицевали гранитом. Роль перильных ограждений взяли на себя литые чугунные, ажурные решетки, а розово-серая брусчатка покрывала всю проезжую часть сооружения. К слову сказать,  истинным ценителям архитектурной красоты, мост может открыть действительно волшебное зрелище, особенно  в вечернее время суток, когда величие Александровской колонны особенно очевидно. Она подсвечена со всех сторон, благодаря чему становится виден ангел, стремящийся в темное небо. Решетка моста - это уникальное художественное чугунное литье, видом своим напоминающее кружево тончайшей работы. Рисунок ее выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.Торжественное открытие возведенного моста произошло 24 ноября 1840 года, и первым, кто его опробовал, был сам Император, проехавший по мосту в экипаже, открыв тем самым переправу для движения пешеходов и транспорта. Вместе со своей новой жизнью, мост получил и новое название, теперь он стал именоваться Певческим. Обусловлено это было его месторасположением напротив придворной певческой Капеллы.

Ходят легенды, что место для Певческого моста было выбрано лично Николаем I. Известно, что на набережной реки Мойки, в доме № 24, проживал граф Юрий Александрович Головкин, состоящий в родстве с императорской семьей. Однажды, когда граф был приглашен в Зимний дворец на царский обед, он так спешил, что умудрился оступиться, садясь в лодку и упасть в воду. Это обстоятельство заставило Головкина вернуться обратно домой, после чего к нему, не дождавшись, пожаловал сам император. На следующий день, после инцидента, Николай I с супругой вновь навестили своего родственника, и во время этого визита, государь и предложил выстроить здесь мост, желая предотвратить повторения подобных случаев.     

В 1937 году розово-серая брусчатка проезжей части моста была покрыта слоем асфальта, а в ноябре 2003 года специалистами фирмы «Интарсия» и «Ленмостостроя» была начата полная его реконструкция. Впервые, за 164 года своего существования, мост подвергся столь серьезному капитальному ремонту. Вызваны ремонтные работы были весьма неудовлетворительным состоянием сооружения -  болтовые соединения и гидроизоляция свода были нарушены, устои и своды арок значительно деформированы, а в чугунных блоках появились трещины. В ходе ремонта были усилены опоры моста при помощи буровых свай, отремонтированы чугунные блоки арочного свода, выровнена геометрия свода, восстановлены утраченные чугунные элементы фасадов. Так же была усилена грузоподъемность моста за счет мощного железобетонного пролетного строения, устроенного поверх чугунного свода, над которым была сделана новая проезжая часть.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Певческий мост на карте-панораме Санкт-Петербурга с домами, фото, видео подробно

Чтобы переместить карту Санкт-Петербурга, захватите её мышью и перемещайте в направлении, противоположном от необходимого.

Чтобы перейти в то место на карте, где вы сейчас находитесь, нажмите эту кнопку. Может потребоваться разрешить браузеру определить ваше местоположение.

Чтобы проложить маршрут на карте, нажмите эту кнопку и последовательно отметьте две точки, между которыми будет проложен оптимальный маршрут.

Что показать уровень загруженности дорог в Санкт-Петербурге, нажмите эту кнопку. В настройках можно посмотреть прогноз пробок на час вперёд.

Чтобы выбрать между схематичным, спутниковым, гибридным и панорамным видом карты, нажмите эту кнопку и выберите необходимый слой.

Чтобы развернуть карту на весь экран, нажмите эту кнопку. Выйти из полноэкранного режима возможно нажав её ещё раз.

Чтобы определить расстояние между объектами Санкт-Петербурга, нажмите эту кнопку и последовательно отмечайте точки на карте.

Чтобы изменить масштаб карты нажмите на эти кнопки или используйте прокрутку. Двойной щелчок на карте также увеличивает её масштаб.

Чтобы определить расстояние между объектами на карте, сравните его с этим отрезком. Его длина соответствует указанному на нём расстоянию.


Смотрите также

Описание: