Где находится петровский завод


Петровский Завод (станция) — Википедия

На Иркутск-Пасс.
р. Снежная
5383,2 Выдрино
5386,5 о.п. Толбазиха
5390,0 о.п. 5390 км
5392,0 о.п. Мамай
5396,0 о.п. 5396 км
5399,0 о.п. Речка Выдрино
р. Выдриная
5405,3 Кедровая-Сиб.
р. Аносовка
5410,0 о.п. 5410 км
5412,8 о.п. 5413 км (Дулиха)
5419,4 Танхой
5420,8 о.п. 5421 км
5423,0 о.п. Речка Переёмная
р. Переёмная
5428,0 о.п. 5428 км
5430,3 Переёмная
5433,0 о.п. 5433 км
5437,0 о.п. Малиновка
5439,3 о.п. Осиновка
5442,2 о.п. Прибой
5448,0 о.п. 5448 км
5449,1 о.п. 5450 км
5398,7 о.п. Речка Мишиха
р. Мишиха
5455,5 Мишиха
5463,0 о.п. Коврижка
5466,7 Клюевка
5468,1 о.п. Посёлок Клюевка
5469,8 о.п. 5470 км
5472,0 о.п. 5472 км
5476,6 Мысовая
5481,7 Тельная
5485,9 Гремячий
р. Мантуриха
5488,4 Мантуриха
5492,0 о.п. 5492 км
5493,1 Сухой Ручей
5498,8 Боярский
5501,6 Поворот
р. Б. Култушная
5505,4 Култушная
5508,0 Абрамиха
5512,1 Байкальский Прибой
р. Толбажиха
5520,8 Большая Речка
р. Б. Речка
5523,8 Посольская
5527,4 Песчаный карьер
5535,1 Еловка
5538,2 о.п. Речка Тимлюй
5542,9 Тимлюй
р. Кабанья
5548,6 Нюки
5552,5 о.п. Береговой
5559,0 о.п. 5560 км
5561,5 Селенга
5563,5 Первая площадка
5568,7 Таракановка
5573,2 Мостовка
5577,7 5578 км
5582,1 Таловка
5584,1 Троицкое
5589,5 Лесовозный
5593,3 Ильинка
5602,7 Татаурово
5606,8 о.п. 5607 км
5609,4 Мандрик
5612,3 5613 км
5614,0 Колос
5615,3 Петуховка

Петровский Завод на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

Станция Петровский Завод

Петровск-Забайкальский

Петровск-Забайкальский – город, административный центр Петровск-Забайкальского района Забайкальского края. Расположен в 413 км к юго-западу от Читы, в межгорной котловине между отрогами хребтов Цаган-Дабан (на севере) и Заганского (на юге), по узким долинам р. Баляга и ее притока – р. Мыкырт. Население – 17,1 тыс. жит. (2015) (в 1917 – 6 тыс. жит.).

История Петровск-Забайкальского

Годом основания населенного пункта считается 1789. 1 февраля 1788 Екатерина II подписала указ о необходимости строительства в данном регионе железоделательного завода. Место для строительства, учитывая наличие близлежащих богатых запасов руды и леса, было выбрано на р. Мыкырт. Весной 1789 прибыла первая партия строителей, состоящая из рекрутов и ссыльнокаторжных. 29 ноября 1790 завод выпустил первый чугун из руды Балягинского месторождения. В 1791 завод был передан в казну и получил название «Петровский» (согласно одной из версий – в честь Петра I, сделавшего важный вклад в развитие черной металлургии России). При заводе образовалось поселение, которое с 1806 стало официально селом. В 1830 население с. Петровский Завод составило 2,5 тыс. чел. В 1830-1839 в Петровском Заводе находились на каторге декабристы, переведенные сюда из Читы.

В 1897 в 2 км севернее Петровского Завода началось строительство железнодорожной станции Петровский Завод, первый поезд на которую прибыл в 1900. В 1917 населенный пункт получил статус города. С 1923 Петровский Завод – уездный центр, с 1926 – районный центр. В 1926 пос. Петровский Завод получил статус города вторично и был переименован в Петровск-Забайкальский (вторая часть названия была дана для отличия от г. Петровск Саратовской губернии).

Станция Петровский Завод

Железнодорожная станция Петровский Завод была открыта в 1900.

Герб Петровск-Забайкальского

На гербе г. Петровск-Забайкальского в правом червленом поле изображен черный металлургический ковш с серебряной струей металла, в левом лазуревом поле – зеленый тепловоз на рельсах. Ковш является символом металлургии, тепловоз – местоположения города на Транссибе. Геральдический щит разделен золотым монументом – памятником декабристам.

Достопримечательности Петровск-Забайкальского

Музей декабристов

Петровск-Забайкальский известен, прежде всего, как место пребывания декабристов. В городе действует музей декабристов. Он был открыт в 1980 в реконструированном доме княгини Е. И. Трубецкой, которая жила в нем в 1830-1839.


Петровский Завод на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

Петровский завод - часть 1. Дорога туда и памятники вокзала: la_garde_1826 — LiveJournal

Дорогие друзья, в двухлетнюю годовщину "Следствия" я, наконец-то, начинаю выкладывать отчеты о нашей летней поездке в Забайкалье. Мы были в памятных местах Петровского Завода и Читы (еще, собственно, на Байкале и в Иркутске). Начну я с Петровского завода.
Фото для привлечения внимания

Далее - два десятка фото дорожных пейзажей и памятников городского вокзала.

Про дорогу
Ехали в Петровский завод мы поездом из Иркутска. Так получилось - правильный маршрут (Иркутск-Чита-Петровский завод) выдержать не удалось (ибо самолет из Иркутска в Читу стоит треть билета из Читы в Москву, увы). А поездом из Иркутска ехать порядка одиннадцати часов.
Билеты брали заранее, самым обычным способом через сайт РЖД. Их желательно распечатать, не все поезда принимают электронную регистрацию. Но я всегда так делаю, мне нравится иметь билеты в руках, а не в телефоне. Оно очевидно, но я напомню еще раз - поезда все бегают по московскому времени, при покупке билетов нужно учитывать разницу с Иркутском +5 часов. Также следует помнить, что после Улан-Удэ мы попадаем в следующий часовой пояс, где разница с Москвой составляет уже +6 часов. Соответственно, из Иркутска мы уезжали в полтретьего ночи по местному и в Петровском были в полполпервого дня по местному же.
По дороге можно успеть помахать лапой Байкалу, но я покажу фото уже забайкальских краев. Примерно такие пейзажи наблюдали декабристы на переходе из Читы в Петровский завод. Только - в чуть более позднее время года, мы были в Петровском 13-14 августа, а они пришли туда 23 сентября.
На подъезде к Улан-Удэ (который в прежние времена назывался Верхнеудинск):
Река Селенга.

А это уже после Улан-Удэ (до Петровского оттуда ехать триста км, раньше между городами ходила электричка, но два года назад ее отменили).
Летит птичка.

А здесь видны следы прошлогодних пожаров.

К счастью, их немного, далее - просто пейзажи из окна поезда.
К вопросу о зеленых лужайках - их там действительно наблюдать можно в количестве. И это действительно болота. Так что я теперь хорошо понимаю генерала Лепарского и его ошибку с выбором места постройки тюрьмы в Петровском. Издали и сверху оно смотрится очень мило.

Несколько смазано, но пусть будет - цветущая забайкальская флора.

На самом деле, там очень, ОЧЕНЬ красиво…

Прибытие. Вокзал

Сейчас город называется Петровск-Забайкальский, прежнее название - Петровский завод - только у станции железной дороги. И по числу памятников, посвященных декабристам, город занимает второе место после Петербурга. В этом можно убедиться сразу по прибытии, на вокзале.
Сейчас поезда стоят там всего три минуты. Так получилось, что билеты на наш следующий поезд, в Читу, у нас были ровно в том же по номеру вагоне, что и билеты в Петровский. Поэтому мы решили запомнить ориентир, где остановится наш вагон. Ориентир оказался… запоминающийся.

И ближе:

Эта огромная мозаика изготовлена в 1973 году (про анахронизмы сюжетной составляющей типа кандалов в Петровском я промолчу). Опознать сходу мы смогли Горбачевского, Трубецкого и Николая Бестужева, а из дам - Марию Волконскую и Елизавету Нарышкину)
На торце этого здания - еще одна мозаика.

…Когда спрыгиваешь на платформу и понимаешь, что действительно оказался в том месте, где все эти такие небезразличные нам люди жили сто восемьдесят лет назад, смотрели ровно на эти же холмы, ходили по улицам, писали письма… это совершенно сносит крышу, не стыжусь в том признаться.

Кстати, здание вокзала, как вы можете видеть, весьма новое и приличное, благодаря доходам РЖД. Станция на Транссибе все-таки.

(это Кервен, он еще относительно веселый, ибо до конца не осознал, куда его привезли).

Продолжим смотреть на памятники вокзального комплекса. Вот такой барельеф (сразу над ним еще статуя Ленина, но ее я фотографировать не стал). Краску на нем более-менее регулярно подновляют.

Надписи - цитаты из Герцена и Ленина про богатырей из чистой стали и узкий круг революционеров, а по центру - «Петровский железоделательный завод. Основан в 1789 году. С 1830 по 1839 год был местом отбывания каторги декабристами.»
Логику выбора лиц на барельефе я не совсем понимаю. В верхнем ряду слева направо - М.А. Бестужев, И.И. Пущин, Н.А. Бестужев, И.И. Горбачевский, Ф.Б. Вольф, Н.М. Муравьев. В нижнем, соответственно - М.С. Лунин и А.Е. Мозалевский.
Вот они крупнее:
М.А. Бестужев

И.И. Пущин

Н.А.Бестужев

И.И. Горбачевский

Ф.Б. Вольф

Н.М. Муравьев

М.С. Лунин

А.Е. Мозалевский

А дальше мы сели в маршрутку (их тут зовут микрушками, они действительно мелкие, бегают достаточно часто и стоят 22 рубля) и поехали в гостиницу, чтобы быстро кинуть вещи и бежать в музей, где нас уже ждали…
На будущее - очень не советуем останавливаться в гостинице. Во-первых, она от интересующих нас мест в гребенях находится. Сам город вытянут вдоль Транссиба, станция Петровский завод находится в его западной части, а гостиница гораздо дальше на восток, к новым районам. От вокзала до гостиницы ехать минут пятнадцать, маршрутка петляет. А пешком (мы так обратно шли) от некрополя и старой части города с музеем до вокзала - меньше часа просто вдоль железной дороги. И на вокзале есть комнаты отдыха, где можно остановиться (но мы этого не знали). И по стоимости выходит сопоставимо с гостиницей (и не думаю, что менее комфортно)) А во-вторых - гостиница «Сибирь» - единственная в городе. И стоит непотребно для такого уровня комфорта (2800 за двухместный номер, холодильника нет, телевизор зачем-то есть, санблок в номере есть, даже с ванной, но горячую воду в нем нам включили не сразу, что-то там сперва не работало). Впрочем, в номерах люкс, наверное, лучше, но большой номер на двоих нам был ни к чему.
Не в хронологической последовательности, поскольку это снималось уже на следующий день - вот как раз кусок пути, которым мы возвращались к вокзалу. Железная дорога уводит на восток (и уже через несколько часов мы поедем по ней в Читу). Белое здание под красной крышей - часовня над могилой Александрины Муравьевой.

Маршрутка прокатила нас по улице Дамской и мимо музея (он, что логично, на улице Декабристов). Об этом я расскажу далее…

Петровский завод - часть 2. Музей декабристов (дом Е.И.Трубецкой)

Первая часть здесь
Музей декабристов Петровска-Забайкальского был основан в 1980 году, и только недавно принял своего 250-тысячного посетителя (нет, это были не мы, мы были раньше:)
Находится он на пересечении улицы Дамской и улицы Декабристов, в старой части города.
Дальше - два десятка крупных фото.

Дом с табличкой

Мемориальная доска:

Улица Дамская сейчас выглядит вот так, это мы просто идем по ней ногами.

Когда я искал часы работы музея (собственного сайта у него, увы, нет) информация в сети попадалась самая разная. В Петровском Заводе мы планировали провести только два дня, субботу и воскресенье; в итоге я просто позвонил туда и договорился о визите. И правильно сделал, потому что по выходным в тот период музей не работал (отпуска сотрудников, мероприятий очень мало), и явись мы без предупреждения – ткнулись бы носом в замок… И мы очень признательны хранительнице фондов Валерии, которая в свой выходной нас встретила, приветила и все-все показала:)

Во дворе справа установлен фрагмент частокола (а теперь еще - и памятный знак о переходе декабристов из Читы в Петровский, их закончили устанавливать осенью). По центру – скульптура «Семья Трубецких». Установлена она в 1989 году. Не могу не отметить разительный контраст по… скажем так, монументальности со скульптурами более позднего времени, например, памятником женам декабристам в Иркутске.

В профиль памятник мне нравится немножко больше:)

Само здание музея – дом Е.И.Трубецкой. Дом чинился и восстанавливался, поскольку не избежал пожаров.

Памятная доска:

Этот музей декабристов, из всех нами виденных в Иркутске и Забайкалье (усадьбами Волконских и Трубецких и церковью в Чите) – самый маленький.
Впрочем, дом Екатерины Ивановны Трубецкой отнюдь не считался маленьким по меркам Петровского Завода. В те времена это было самое высокое здание в городе, в два этажа – причем с балкона дома можно было заглянуть за частокол, огораживающий тюрьму. На балкон мы не выходили, вот вид с него – на Дамскую улицу (насколько я понимаю, при восстановлении месторасположение дома изменилось, поэтому сейчас так).

Вот фрагмент частокола. И сейчас он в два раза ниже, чем был изначально. Можно оценить «частокольное» крепление стволов, масштаб и цвет.
После того, как тюрьма сгорела и перестала быть тюрьмой, местные жители хозяйственно растащили частокол для своих нужд. Но кусок сохранился до наших дней.

В реальности частокол стоял не здесь, конечно же. Место, где находилась тюрьма, дальше – примерно вон на той зеленой проплешине ("хорошей зеленой лужайке", по мнению Лепарского), справа под холмом. (На пейзаж смотрим уже на следующий день с самой высокой точки холма-некрополя, около надгробия Ивана Ивановича Горбачевского).

И неизвестно, вдруг эта зеленая трава хранит под собой и под землей еще какие-то доселе неведомые с записками бутылки?.. Печальную историю о взрытом и вскрытом в семидесятые годы прошлого столетия на месте тюрьмы схроне с бумагами и – увы – сожженном на месте же, поскольку копали не специалисты, я уже упоминал.

Да и в целом, по нашим меркам, здесь все рядом. Дамская улица получается буквально в десяти минутах хода от тюрьмы, от Дамской улицы до дома Горбачевского – тоже минут десять, от Дамской улицы до кладбища – минут пятнадцать… (Правда, нашего хода и по какому-никакому асфальту-бетонке и утоптанной грунтовке).
В сторону места, где была тюрьма и на Лунинскую гору (откуда нарисован самый известный вид Петровского – который мы видим на акварели Николая Бестужева) мы не ходили. Но все прочие пути промеряли своими ногами – по Дамской, до дома Горбачевского. И до кладбищенского холма…
Но об этом позже, а здесь будет экспозиция музея.
На первом этаже первый зал традиционно посвящен «истории тайных обществ», там мы практически не фотографировали. А второй зал - как раз о Петровском заводе.
На стенах – портреты всех, кто здесь находился, по центру – макет тюрьмы. У другой стены – схемы размещения узников (увы, в помещении сумрачно).

И огромная рисованная карта – с сибирскими городами, где жили декабристы на поселении.

Далее мы поднимаемся на второй этаж. При входе есть вот такая чудесная памятная доска – с юбилярами текущего года.

Картина над лестницей - сюжет, я думаю, понятен. Интересно, чей портрет рисует Николай Бестужев?

На втором этаже в галерее у выхода на балкон в то время проходила выставка работ Николая Полянского. На мой взгляд, Полянский - один из лучших художников, рисовавших на тему декабристов. Мы купили альбом с его работами, но его лучше смотреть здесь, на сайте kemenkiri.narod.ru. И еще вот здесь есть - http://eamele.livejournal.com/118354.html.
(пользуясь случаем, еще раз выражаю огромную благодарность lubelia за оцифровку альбома).

Два оставшихся музейных зала – интерьеры гостиной и кабинета.
Мебель и рояль – ежели и не те самые, но подлинные той самой эпохи.

И кабинет - стол, книжные шкафы...

План Петровского Завода.

И чернильница Ивана Ивановича Горбачевского.

А к нему в его дом мы пойдем позже (да, вот так и сказала нам Валерия – а теперь пойдемте к Ивану Ивановичу)...

Дальше могло быть мое фото с глазами аки плошки и с гитарой в обнимку - Я!Пою!Свою "Полярную Звезду"! В Петровском заводе! - но его здесь не будет:)))
Но что было, то было - наши песни о них прозвучали там...

История города

Населённый пункт был основан в 1789 году по указу императрицы Екатерины II и получил название Петровский Завод, по одной версии — в честь императора Петра I, много сделавшего для развития российской чёрной металлургии, по другой — по местному храму апостола Петра. В 1926 году село Петровский Завод было преобразовано в город Петровск-Забайкальский, при этом железнодорожная станция сохранила прежнее название.

Петровский железоделательный и чугунолитейный завод[править | править код]

Петровский железоделательный и чугунолитейный завод был построен купцом Бутыгиным и кузнецом Шелоховым. Решение о его строительстве было принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Её Императорского Величества. Весной 1789 года на реку Балягу прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных. 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.

Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков. На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья.

С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии в России была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова. На Петровском заводе трудились служащие, работный люд и ссыльные разных категорий. Основной деятельностью местных жителей была также добыча железной руды Балягинского месторождения. Руда добывалась закрытым (шахтным) методом.

Декабристы в Петровском Заводе

В 1830—1839 годах в Петровском Заводе отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жён декабристов. В первое время жёны, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.

Декабристов два раза в день выводили на работы. Они ремонтировали дороги, рыли канавы для стока воды, так как почва была сырая и болотистая, выполняли и другие земляные работы. Вблизи каземата находился дом, приспособленный под мельницу; зимой декабристов партиями вывозили сюда молоть на ручных жерновах муку. Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали — их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.

Первые годы декабристы обрабатывали большой артельный огород, расположенный вблизи каземата и огороженный высокой оградой. Была организована своеобразная «академия», где декабристы занимались образовательной деятельностью. На тюремном дворе имелся большой дом, в котором узники устроили мастерские: переплётную, столярную, слесарную, токарную. Здесь каждый из них занимался ремеслом в соответствии со своими желаниями и наклонностями, обучали ремёслам друг друга. Петровские узники организовали в каземате школу по обучению заводских детей грамоте, а их жёны обучали местных жительниц рукоделию, музыке.

Зародившаяся ещё в Читинском остроге артель получила своё дальнейшее развитие и стала называться «Большая артель». На артельные деньги декабристы организовывали общественное питание, выписывали литературу, приобретали одежду, оплачивали общие хозяйственные расходы, оказывали денежную помощь отъезжающим на поселение товарищам, декабристам-солдатам.

С 1831 года декабристы начинают покидать Петровский Завод, выходя на поселение. Первыми оставили каземат М. К. Кюхельбекер и Н. П. Репин. Последний узник В. Н. Соловьёв выехал в 1840 году. После отбытия каторги в Петровском Заводе остался жить декабрист И. И. Горбачевский. Здесь он умер и был похоронен.

В 1866 году Петровская тюрьма сгорела. Лишь фрагмент частокола, окружавшего каземат, сохранился до наших дней. Он перенесён на территорию Музея декабристов.

С 10 марта 1829 года в Петровском Заводе отбывали каторгу солдаты-декабристы Ф. Трофимов, П. Долговязов, Д. Соловьёв, Т. Федотов, М. В. Шутов, Ф. Анойченко. Согласно предписанию коменданта Нерчинских рудников С. Р. Лепарского от 13 июня 1830 года, чтобы не допустить встречи с декабристами-офицерами, четверо первых были переведены в Нерчинский Завод, где и оставлены на поселение. Михаил Шутов и Фёдор Анойченко работали на руднике. Последний погиб при обвале.

Вторая половина XIX века

В Петровском Заводе отбывали наказание итальянцы и французы, принимавшие участие в вооружённом польском восстании 1863 года. В 1873—1885 годах здесь отбывал наказание известный публицист, историк и революционный деятель И. Г. Прыжов, член «Народной расправы». Умер Прыжов здесь же 27 июля 1885 года.

В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешёл на наёмный труд.

В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.

Тем, что Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Петровск-Забайкальский, город обязан заводу. В 1896 году Комитет Сибирской железной дороги принимает решение отклонить направление дороги от первоначального проектного и пройти через село Петровский Завод, где находится Петровский железоделательный завод.

В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на станцию Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

Приказом от 4 сентября 1900 года на станции Петровский Завод организовано оборотное депо. За этот же год на станции построены товарная контора, корпуса паровозного депо, больница, школа, жандармский участок. По приказу начальника Забайкальской железной дороги от 6 ноября 1900 года станции Петровский Завод присвоен статус железнодорожной станции IV класса, имевшей один путь с пропускной способностью 2 пары грузовых и 1 пара курьерских поездов в сутки.

XX век

В 1903 году на станции Петровский Завод построено здание железнодорожного вокзала.

К 1905 году строится второй посёлок железнодорожников на землях кабинета Его Величества. Посёлок получает название Родькина падь. К 1912 году на станции завершена укладка вторых путей. К концу 1920-х годов станция имела 7 путей, вокзал, товарный двор, паровозное депо, пункт технического осмотра.

К концу XIX века железоделательное производство стало нерентабельным в связи с поставкой в область дешёвого металла. В 1905 году производство прекратилось, но продолжался выпуск чугунного литья (в том числе художественного для бурятских дацанов), кузнечных и механических поделок.

В 1908 году завод арендовали купцы Д. В. Полутов и М. И. Риф. Ими были проведены работы по переоборудованию. С началом Первой мировой войнызавод выполнял заказы военного ведомства. К 1920 году имелись доменные, литейные, механические цехи, силовой стан и хозяйственно-ремонтный завод, построена узкоколейная железная дорога до Балягинского рудника, работал локомобиль «Вольф». Завод был единственным предприятием в Восточной Сибири с циклом доменная печь — вагранка — станок.

До Октябрьской революции 1917 года в городе было два кожевенных завода, колбасные заведения, шубные мастерские и винокуренный завод. Было две церкви, четырёхклассное и одноклассное училище. Работал известный врач Кириллов, один из организаторов Читинского музея.

После Гражданской войны на Петровском заводе провели модернизацию. В 1924 году построен формовочный зал в литейном цехе, сдана в эксплуатацию электрическая силовая станция. Обновление и реконструкция завода позволили значительно увеличить выпуск продукции. С 1937 года Государственный Петровский чугуноплавильный, литейный и механический завод («Чуглит») стал поставлять свою продукцию в Японию и Китай.

В 1940 году завод получает новое название — Петровск-Забайкальский металлургический завод. В 1940 году выплавка стали составляла 27,6 тыс. тонн, а к 1945 возросла до 66,2 тыс. т. За годы Великой Отечественной войны Петровск-Забайкальский завод дал сверх планов 2686 тонн стали, 7618 тонн проката, 2406 тонн стального и чугунного литья. Металлурги в годы войны выпускали сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин.

Во время Великой Отечественной войны в городе работал эвакогоспиталь № 888/947.

В военные и послевоенные годы были расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х годов объём производства снизился, в 1990 году превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 году выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 году соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.

В 1998 году из-за нехватки топлива стала невозможной одновременная работа мартеновского и прокатного цехов, простои мартеновских печей составили 25 тыс. ч. В 1998 году среднесписочная численность персонала —— 1914 чел., выпущено 24,3 тыс. т стали, 22 тыс. т проката, начато производство товаров народного потребления. После остановки завода в июле 1999 года работа в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т стали. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.

XXI век

В настоящее время промышленность города представлена предприятиями пищевой и лесной промышленности. В городе имеются медицинское училище и профессионально-педагогический техникум.

Сейчас металлургический и стекольный заводы — основные промышленные предприятия города — не работают, в связи с чем общий экономический фон города может быть охарактеризован как неблагоприятный.

Петровский завод

Ведущим среди Олонецких заводов был Петровский, построенный в 1703—1705 годах на западном берегу Онежского озера, в устье реки Лососинки, являвшейся до этого местом ловли лососевых рыб. Об этом свидетельствуют писцовые книги 1563 года, в которых в числе мест рыбной ловли, облагаемых податью, числятся «речка Лососинница, речка Нигиница (Лососинка и Неглинка.— Я., М.), а ловят в них на устьях тайники и котцы и сетьми переметными в осень торпы, а в Лососиннице реке лососи и торпы тем же котцы и сетьми переметными на устье все лето». Следовательно, для многих поколений крестьян близлежащих деревень Шуйского погоста рыбная ловля в Лососинке была важным источником денежного дохода для оплаты царю податей.

В начале XVIII века, когда сюда прибыла из Москвы экспедиция Патрушева, на берегах устья Лососинки среди глухой тайги стояли мельница, изба мельника да несколько становищ — избушек рыбаков.

Участники экспедиции почти все лето занимались изучением водного режима Лососинки и озер в ее верховьях, изысканием железных и медных рудных месторождений на территории Шуйского и других погостов. Экспедиция нашла устье Лососинки весьма удобным местом для сооружения завода. Бурная река, глубоко прорезав древние береговые террасы Онежского озера, образовала пороги, которые таили в себе вполне достаточно водной энергии для нужд будущего завода. А вокруг стоял стройный хвойный лес— отличный строительный материал.

Строительством Петровского завода руководил Яков Власов, один из первых русских мастеров горнозаводского дела. Подготовительные работы к строительству завода,— заготовка и подвоз строительных материалов, планировка гидротехнических сооружений и цехов завода на местности,— начались летом 1703 года, по приезде сюда Я. Власова со своими учениками и помощниками.
Общее руководство строительством Петровского и Повенецкого заводов осуществлялось видным специалистом вице-комендантом и начальником заводов горного округа Алексеем Степановичем Чоглоковым.

Чоглоков и Власов умело распланировали плотины, ниже которых расположили многочисленные цеха и мастерские завода по обоим берегам Лососинки, начиная от берега озера и до 500 метров выше по реке.

Особенно удачно ими было определено месторасположение доменного цеха. Он был построен под высоким и крутым левым берегом реки. Это позволило прямо от высокого берега перекинуть на верхнюю площадку доменных печей мост, по которому на подводах доставлялись РУДа» уголь и другие компоненты шихты для загрузки домен.

Первый камень в основание доменного цеха завода заложил приехавший сюда губернатор Ингерманландии (с 1710 года — Санкт-Петербургской губернии) Александр Данилович Меншиков, на которого Петр I возложил главное руководство строительством и работой новых казенных заводов и верфи в Олонецком уезде. Закладка завода происходила в торжественной обстановке 29 августа 1703 года. А в сентябре уже полным ходом шло строительство первой плотины и ниже нее— кладка двух доменный печей, изготовление вододействующих механизмов и большого чана для литья пушек, сооружение вертельни, молотовой кузницы, а позднее — еще двух домен, якорной кузницы, оружейных и других цехов.

Одновременно со строительством завода шла интенсивная вербовка кадровых рабочих для казенных заводов округа. Свыше 300 укладных мастеров-ремесленников было привлечено из числа олонецких рекрутов, приписных крестьян и мастеров бывших частных заводов Бутенанта. В частности, из олонецких рекрутов в 1705 году было взято 100, а в 1708 году — 160 человек «в научение» оружейному мастерству. Многие крестьяне, взятые в 1703 и в последующие годы, стали хорошими специалистами. Так, например, крестьянин Кижского погоста Василий Иванов стал «фурмовым подмастерьем», погостский кузнец Лаврентий Степанов нарезывал на Петровском заводе оружейные клейма, изготовлял «драгунские приборы», делал и паял шпажные наконечники и точил большие пилы, «которыми оружейный лес распиливали», а Савва Васильев работал угольным мастером. Угольными мастерами на заводе работали также крестьяне Шуйского погоста Василий Автомонов и Яким Степанов с подмастерьями. Крестьянин Ялгубской волости Василий Антонов работал «у каменного доменного печного дела».

Следует отметить, что на заводе путем ученичества были подготовлены сотни новых оружейников. Так, в 1711 году комиссар Олонецких заводов Иван Тормасов, временно возглавлявший завод, в отчетном докладе писал, что «на Олонце построены 3 железные да оружейные и стальные и шпажные и проволочные и медные заводы. И на -тех заводах вновь выучено против заморских мастеров делать ружье и шпаги офицерские и прочие из русских людей 423 человека». Ружьями Петровского завода в первую очередь вооружались гвардейские и драгунские полки. В 1706 году начальник Посольского приказа сообщал Петру I, что в Смоленск привезено «1000 фузей олонецкой работы, ружье изрядное».

Оружейные «фабрики» с полным циклом производства ручного огнестрельного и холодного оружия, с широким разделением труда представляли собой, как и ряд других производств, целый завод. В целом Петровский завод, который имел до 40 производственных помещений и объединял несколько самостоятельных производств — железоделательное, литейное, оружейное, кузнечное и прочие,— был предприятием-комбинатом.Поэтому не удивительно,, что в XVIII века современники называли его «Петровскими заводами», что нашло отражение также в источниках.

Наивысшего расцвета Петровский завод достиг во втором десятилетии своего существования. В этот период усилиями мастеров, подмастерьев почти во всех цехах и мастерских были осуществлены технические усовершенствования, в частности, кожаные меха были заменены большими деревянными вододействующими мехами, появились новые сверлильные станки, были сооружены новые оружейные, шпикарные и прочие мастерские, пильная мельница.

В эти годы значительно улучшилось качество выпускаемой продукции, снизился брак. На заводе стали выпускать багинеты (штыки) с трубкой, надеваемой на ствол ружья и позволявшей стрелять не снимая его. Еще в 1711 году был освоен выпуск скорострельных пушек с клиновым затвором, которые появились в западной Европе на много лет позже. Было также освоено литье тонкостенных корабельных пушек. По указанию Петра I чертежи их были направлены на Липецкие заводы, которые с 1713 года также начали выпускать подобные пушки

Основным ядром завода был доменный цех. От производства чугуна зависела вся работа других цехов и мастерских. Однако домны того времени были очень недолговечными. Их приходилось класть заново через каждые два-три года. Поэтому редко когда все четыре домны действовали одновременно в течение года. Так, например, в 1714 году новый комендант округа и начальник заводов Геннин сообщил в Петербург, что на Петровском заводе «из одной домны льем пушки, из другой выпущаем чугун и потом станем пушки лить, третья домна сушится, четвертая кладется».

В ноябре того же года Геннин писал начальнику адмиралтейства Ф. М. Апраксину (в ведение адмиралтейства Олонецкие заводы перешли в 1712 году), что изобретенная им новая водяная машина «точит пушки 24-фуйтовые по две вдруг; да третью сверлит, почитай, без людей, только к оной машине надобно три человека, а прежде сего было на работе у оного точения и сверления по 40 человек». Похожие водяные машины были и на некоторых других заводах, но там на них изготовлялись пушки малого калибра.

Это важное изобретение позволило заводу освоить производство и ускорить выпуск самых крупных корабельных и крепостных орудий 18-, 24-, и 30-фунтового калибров. В дальнейшем их выпускали на заводе от 106 до 160 в год, что составляло от 35 до 60 процентов общего количества выпускаемых на заводе пушек. Во втором десятилетии Петровский завод в основном производил крупнокалиберные пушки. Все выпускаемые заводом пушки были установлены на деревянных двух- и четырехколесных лафетах, окованных железом, которые изготовлялись в столярной и колесной мастерСтсих, а оковывались в специальной кузнице.

В 1718 году Геннин сообщал Апраксину, что «в ходу ныне при Петровских заводах три домны и на Повенец-ких заводах три домны ж, из которых непрестанно денно и ночно льем пушки и ядра и дробь також». Доменный, литейный и сверлильный цехи завода работали круглосуточно, в две смены: с четырех часов утра до четырех дня первая смена и с четырех дня до четырех утра — вторая.

В 1719—1721 годах Петровский завод достиг наивысшего технического прогресса и наибольшего выпуска продукции. После окончания Северной войны, когда на заводе началось свертывание производства, он продолжал оказывать большое влияние на развитие казенной металлургии в стране.
В 1719 году на Петровском заводе было изготовлено оборудование для якорной кузницы в Ладоге, построенной в том же году. И значительная часть мастеров для работы в ней была также направлена из Петровской слободы. Спустя пять лет эта якорная кузница вместе с мастеровыми людьми была перевезена на Сестрорецкий завод, строительство которого началось в 1721 году под руководством Геннина. Сестрорецкий оружейный завод был построен по чертежам, изготовленным на Петровском заводе. Отсюда же в Сестрорецк были направлены все «железные припасы», изготовленные специально для этого завода. Туда же были отправлены изобретенные в 1720 году новые машины для сверления и точения фузейных стволов. Плотина, вододействующие механизмы и цехи Сестрорецкого завода возводились с участием олонецких плотников и работных людей. И в 1724 году, когда сооружение завода было завершено, с Петровского завода туда было переселено свыше 540 заводских работников, в том числе все 457 оружейных кузнецов и 18 гвоздильных мастеровых со своими инструментами и малыми горнами, вместе «с женами и детьми». Оружейники из Петровской слободы составляли основные кадры нового оружейного завода, расположенного вблизи Петербурга. С этого момента оружейные «фабрики» Петровского завода прекратили свое существование.

После окончания Северной войны Петр I предпринимает ряд мер для укрепления металлургической промышленности на богатом железной рудой Урале, где производство железа обходилось значительно дешевле, чем на Олонецких заводах. Уральские железные руды «плод из себя дают богатый, что из ста пуд выходит 50 пуд чугуна». Эти руды «не в пример олонецким», из которых чугуна выходит «четвертая доля». К такому выводу позднее приходит Геннин, будучи комендантом Уральского горного округа. На эту должность Геннина, ставшего одним из лучших знатоков и организаторов горно-заводского дела и металлообработки в России, назначил Петр I в 1722 году. В том же и последующие годы, пр инициативе Геннина, с Олонецких заводов на Урал было переселено много лучших мастеров, подмастерьев, мастеровых и ученцков. В частности, в числе первых туда переехали десятки хороших специалистов: дощатый мастер Василий Шелех, мастер по изготовлению белой жести Крестьян Ваплер, укладные мастера Никита Укладников и Анкудин Барташов, молотовые мастера Лорин Николаев и Лоренц Пожаров, плавильного медного дела мастера Мартин Циммерман и подмастерье Конон Никитин, проволочного дела подмастерье Томас Меллер и ученик Калина Судин, доменного дела подмастерье Максим Орловский, фурмового дела подмастерье Панкрат Евтифеев, стального дела подмастерье Питер Алексеев, колесник Антон Карпов, машинные кузнецы Василий Щудлецов и Наум Вичуров, горных дел ученики Карп Васильев, Ермола Иванов, Степан Филиппов, Василий Иворин, якорный десятник Пра-солунов и многие другие.

Так на Урале с участием олонецких специалистов были переоборудованы многие старые заводы и построены новые казенные заводы, в частности крупный Екатеринбургский металлургический завод, ставший центром горного округа. Знаток заводов Урала Н. С. Алферов в книге «Зодчие старого Урала» пишет: «Типичным образцом заводского комплекса, имевшего полный металлургический цикл, является построенный на реке Исети в 1723 году Екатеринбургский завод. На плане 1730 года изображено до 30 отдельных производственных помещений — цехов и складов, плотина с водопроводящей системой, приводившей в движение до 50 водяных колес. При этом габариты производственных зданий и сооружений Екатеринбургского завода значительно превышали все дотоле сооружаемые производственные помещения... Ничего подобного этому заводу не было тогда на Урале, не говоря уже о центральной России».

С этим можно согласиться лишь с оговоркой. Подобный — с полным металлургическим циклом — комплекс производственных зданий до этого был сооружен в Петровской слободе — это ’Петровский железоделательный, пушечно-литейный и оружейный завод, имевший до 40 производственных помещений, многие из которых по габаритам не уступали екатеринбургским. Так, оружейные мастерские Петровского завода размещались в 11 помещениях с общей площадью свыше 850 квадратных саженей, при этом самые крупные из построек имели длину 32 и ширину 5 саженей. Площадь доменного цеха с «двором для разливки чугуна» составляла более 80 квадратных саженей, молотовая кузница имела длину 18 и ширину 7,5 сажени.
В те годы на Петровском заводе по заказу Геннина было изготовлено для Екатеринбургского завода много нового, неизвестного тогда на Урале оборудования, например, новые плющильные (прокатные) и железорезальные станки, станки для гвоздильной мастерской, а также сверлильные станки для обточки и сверления крупнокалиберных пушек и разные инструменты.

Сооружение новых доменных печей и разных цехов, например «жестяной фабрики», на действующих заводах Урала производилось по олонецкому образцу. Олонецкий опыт обогатил также медеплавильное дело на Урале: новый медеплавильный завод на реке Ягушихе был построен под руководством олонецкого мастера Циммермана — бывшего руководителя Кончезерского завода, а на Укстусской медеплавильне стали работать подмастерья, обученные этим мастером на том же заводе.

По мнению М. Ф. Злотникова, работа Геннина и его помощников — русских олонецких мастеров и иностранных специалистов — имела большое значение для уральских заводов.

В 1720—1730 годах разносторонний технической опыт Петровского завода распространялся и на частных заводах Демидова на Урале, Красносельском медеплавильном, а также на казенных Белозерском (Тырпицком) и Воронежском заводах.

Из Петровской слободы на Урал и другие заводы страны были переведены все трудоспособные вечные заводские работники. В 1734 году были закрыты последние цехи Петровского завода.

Петровская слобода
И.М. Мулло. Петрозаводск "Карелия", 1981

Петровский завод, Забайкальский край: страницы истории

Петровский завод – одно из старейших металлургических производств Сибири, давшее рождение одноименному городу (ныне Петровск-Забайкальский). В истории известен как место ссылки декабристов. К сожалению, его постигла судьба многих прославленных предприятий – в 2002 году завод признан банкротом.

Рождение

При Екатерине Великой Россия быстро обрастала новыми территориями. Тысячи купцов, казаков, исследователей и путешественников осваивали бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока. Появлялись поселения, строились крепости и торговые фактории. В первую очередь для обустройства требовались стройматериалы и металл. Леса и камней было в избытке, а вот самые простейшие металлические изделия приходилось доставлять за тысячи километров.

Купец Бутыгин обратился к Екатерине II с ходатайством о постройке чугуноделательного производства в Забайкальском крае. Петровской завод (так его назвала императрица) начал возводиться в 1788 году усилиями ссыльных и рекрутов. Вокруг предприятия возник одноименный поселок, разросшийся со временем до размеров города.

Начало пути

29.11.1790 года, после двух лет строительства, Петровский завод выдал первую продукцию. Руду добывали рядом, около реки Баляги. Первоначально действовала всего одна домна, ее мощностей хватало, чтобы покрыть запросы немногочисленного населения близлежащих регионов. Производство состояло из:

  • Чугуноплавильного, передельного участков.
  • Кузницы.
  • Якорной, резной, формовочной фабрик.
  • Плотины.
  • Госпиталя, казармы, магазина и других объектов.

Рабочий персонал состоял из 1300 человек, многие из которых были ссыльными. Для их охраны содержались более 200 казаков и солдат.

Основной продукцией были чугун, сталь и изделия из них. В 1822 году завод расширился, ассортимент увеличился за счет листового, полосового и широкополосового железа. В этот период на предприятии была сооружена первая в истории черной металлургии страны паровая машина конструкции Литвинова и Борзова (на основании работ Ползунова).

Декабристы

После неудачного восстания на Петровский завод были сосланы более 70 декабристов, среди них такие известные личности, как М. К. Кюхельбекер, Н. М. Муравьев, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, Н.П. Репин и другие. Сюда же переехали жены некоторых офицеров.

Впрочем, начальство не допускало «смутьянов» на фабрику, опасаясь их влияния на рабочих. Декабристы в основном выполняли работы по хозяйству, рыли обводные канавы, ремонтировали дороги, мололи муку ручными жерновами. По настоянию офицеров ими была организована «академия», в которой они обучали местное население грамоте и общественным наукам. После 9 лет каторги (1830-39) большинство из них было отпущено на вольное поселение.

Вторая половина XIX века

К этому времени на Петровском заводе не только выплавляли металл, но и изготавливали сложные изделия и агрегаты. Паровые машины, сделанные на предприятии, устанавливались на пароходах, курсировавших по рекам Шилка, Аргунь и Амур.

К 1870 году на производстве появились сварочная печь, прокатные станы, пудлинговая и кричная фабрика. Действовали механический, литейный, доменный цеха. После отмены крепостного права стал использоваться наемный труд, что позволило увеличить производительность.

В конце XIX века через данную местность решили проложить железнодорожную магистраль Транссиб. В 1897 году началось строительство станции «Петровский завод», а 6.01.1900 года сюда прибыл первый состав.

Век двадцатый

К сожалению для местного населения, с постройкой железной дороги в регион хлынул более дешевый металл с Урала. Выплавка чугуна стала нерентабельной. Экономический кризис, вызванный поражением в Русско-японской войне, окончательно добил предприятие. В 1905 году работа была почти прекращена, действовали лишь небольшие производства: художественное литье, изготовление механических и кузнечных изделий. В 1908 завод выкупили купцы Риф и Полутов, провели реконструкцию и запустили производство. Основным заказчиком выступало Военное ведомство.

После революции, несмотря на низкую рентабельность, предприятие продолжило работу. Были построены формовочный зал и электростанция. С 1937 года «Чуглит» (так стали называть завод) значительные объемы продукции экспортировал в Японию и Китай.

Великая Отечественная способствовала развитию производства. Находясь глубоко в тылу, завод был удобной базой для наращивания выплавки металла и изготовления дефицитных изделий. За годы войны производительность выросла более чем вдвое: с 27600 тонн стали в 1940 году до 66200 тонн в 1945-м.

В послевоенные годы производственные мощности постоянно расширялись. Увеличились выплавка стали, чугуна, изготовление проката. Суммарный объем продукции в 1960-м в 10 раз превышал показатели 1940 года.

Упадок

К 1970-м годам местные запасы сырья истощились. Руду и топливо приходилось завозить издалека, что привело к удорожанию продукции. Если в советский период с этим мирились, чтобы обеспечить занятостью горожан Петровска-Забайкальского, то после обретения Россией независимости экономическая целесообразность вышла на первый план.

Если сегодня взглянуть на фото Петровского завода издалека, то кажется, что металлургический гигант вот-вот расправит плечи, задымит трубами. Его корпуса словно устремлены в небо. Но реалии таковы, что последняя плавка была проведена в 2001-м. Годом позже предприятие было признано банкротом, производство остановлено. Возможно, навсегда. Так закончилась 211-летняя история одного из первенцев российской металлургии.

Петровский Завод (станция) Википедия

Станция
Петровский Завод
Заудинский — Петровский Завод
Петровский Завод — Карымская
Забайкальская железная дорога

Электровоз ВЛ80Р на станции
Регион ж. д. Читинский
Дата открытия 1900[1]
Тип Грузо-пассажирская
Характер работы грузовая
Количество платформ 2
Количество путей 15
Тип платформ боковая и островная
Форма платформ прямая
Расположение Россия, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский
Установленный километраж 5784
Расстояние до ст. Улан-Удэ 143 км 
Расстояние до ст. Чита II 414 км 
Расстояние до ст. Карымская 511 км 
в АСУЖТ 940105
в «Экспресс-3» 2050410

Петровский Завод - это... Что такое Петровский Завод?


Петровский Завод

Петровск-Забайкальский — город в Забайкальском крае России. В городе находится административный центр Петровск-Забайкальского муниципального района, причём город Петровск-Забайкальский входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Забайкальского края — Петровск-Забайкальский городской округ.

Был основан в 1789 как посёлок Петровский Завод, в 1926 ему был присвоен статус города и современное название.

Численность населения:

Год Число жителей
1939 21 тыс. чел.
1979 30,9 тыс. чел.
2000 23,8 тыс. чел.
2005 20,7 тыс. чел.

Железнодорожная станция «Петровский Завод» (дело рук императрицы Екатерины II, в память о Петре I и его заслугах в развитии отечественной чёрной металлургии) на Транссибирской магистрали.

Градообразующей отраслью для этой местности стали пласты железной руды. Руду добывали закрытым, шахтным образом, в том числе, аристократы-декабристы. Знаменитое Пушкинское «Во глубине сибирских руд» было написано именно об этом городе.

В 1789 был построен железоделательный завод, в 1940 новый металлургический завод.

Имеется также стекольный завод (ныне не работающий), предприятия пищевой и лесной промышленности. Медицинское и педагогическое училища.

Сейчас город в полном запустении. Не работает завод, стекольные предприятия. Возможно, что скоро это станет деревней.

Ссылки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Петровский Григорий
  • Петровский Григорий Иванович

Смотреть что такое "Петровский Завод" в других словарях:

  • ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД — название г. Петровск Забайкальский до 1926 …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД — ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД, см. ПЕТРОВСК ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Петровский завод — Петровск Забайкальский, Петрозаводск Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Петровский завод — Город Петровск Забайкальский Герб …   Википедия

  • Петровский завод — см. Петровск Забайкальский. * * * ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД, название г. Петровск Забайкальский (см. ПЕТРОВСК ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ) до 1926 …   Энциклопедический словарь

  • Петровский завод — Казенный чугуноплавильный, железоделательный Забайкальской области, Верхнеудинского округа, ведомства Нерчинских заводов, при соединении рек Балеги и Мыкырта. Земель у завода 104637 десятин, в том числе лесов 94550 десятин. В настоящее время… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Петровский Завод — Петр овский Зав од (населенный пункт) …   Русский орфографический словарь

  • Петровский Завод — 423364, Татарстан Республики, Сармановского …   Населённые пункты и индексы России

  • Петровский завод — Петровск Забайкальский, Петрозаводск …   Топонимический словарь

  • Завод № 863 — ООО Онежский тракторный завод Год основания 29 августа 1703 Ключевые фигуры Колесников Михаил Викторович (директор) Тип …   Википедия

Книги

  • Кронштадт, Елена Калинина. Кронштадт – база Балтийского флота, здесь у пирсов стоят совсем неигрушечные корабли, а вдоль рейда в безмолвном карауле замерли форты. Все 300 лет своей истории город-крепость надежно… Подробнее  Купить за 120 руб аудиокнига
  • Стихи, Георгий Мединцев. Я, Мединцев Георгий Петрович, родился 6 октября 1939г. в Северной Осетии, в конце января 1941г. уже выходил на станции Петровский Завод (г. Петровск-Забайкальский). Жил в… Подробнее  Купить за 50 руб аудиокнига


Смотрите также

Описание: