Где находится перевал актопрак


Северный Кавказ. Перевал Актопрак. — DRIVE2

В путешествиях по Кавказу есть одна особенность: в горных районах чтобы попасть из одного ущелья в другое нужно сделать огромный крюк. По прямой проехать можно через горные перевалы, в итоге это сократит путь раз в 5-10, но далеко не все перевалы проходимы для неподготовленных машин. Перевал Актопрак самый лайт из всех существующих, по нему можно проехать практически на любом автомобиле (правда я слышал, что какой-то Форд Фокус вернулся оттуда без заднего бампера, но это уже его персональные проблемы). Итак, насмотревшись на Былымское озеро, мы отправились дальше, в сторону Чегемского ущелья.

Полный размер

2. Покидаем Былым и Баксанское ущелье.

Полный размер

3. Дорога — хорошо накатанная грунтовка, по которой легко можно держать 60-80 километров в час.

Полный размер

4. Но приходится постоянно тормозить, чтобы сделать фотографии на память. Ну красиво здесь, как не остановиться?

Полный размер

5. Благодаря перевалу Актопрак мы сокращаем наш путь с 205 километров до 23! Очень существенная экономия. Дорога продолжает оставаться идеальной.

Полный размер

6. Тормозим у скалы с дыркой. Она чем-то напоминает знаменитое Кисловодское кольцо, только менее посещаема.

Полный размер

7. Делаю пару карточек для Ирины…

Полный размер

8. Ну и карточку для скалы, конечно же :)

Полный размер

9. Пока мы фотографировались у скалы, подъехала Нива с местным семейством. Здороваемся и отправляемся дальше.

Полный размер

10. Начинается подъем к высшей точке перевала — её высота составляет около 2100 метров.

Полный размер

11. Здесь уже начинают проступать настоящие скалистые горы.

Полный размер

12. Снизу находится что-то среднее между кошем и мини-фермой, вся местность вокруг усеяна баранами да бурёнками.

Полный размер

13. Когда мы подъехали поближе — коровы посмотрели на нас и всем стадом сделали неодобрительное "Муууу!" в нашу сторону.

Полный размер

14. Гора Лха, высотой 2773 метра.

Полный размер

15. А подъем всё продолжается. Кстати, касательно дороги: думаю здесь можно аккуратно проехать на всём, чём угодно. Есть всего пару мест, где дорога чуть размыта — но в целом ничего страшного. Где здесь можно было потерять бампер — я не представляю.

Полный размер

16. На самой вершине подъема встречаем двух велосипедистов, которые слишком устали и катят велосипеды рядом с собой. Притормаживаем, здороваемся (куда без этого). Я немного завидую велосипедистам, в этом есть какой-то кайф. Мои мечтания прерывает голос Ирины: "Да ну нафиг подобные мучения, на машине лучше!" Видимо не получится у меня велопутешествие по Кавказу)

Полный размер

17. Через пару километров пути замечаю слева следы воды и останавливаюсь, чтобы рассмотреть поближе. Оказывается, здесь есть небольшое горное озерцо, которое не отмечено ни на одной карте. Отличное место для стоянки, но у нас другие планы)

Полный размер

18. Самая драматичная лошадь в мире.

Полный размер

19. Еще пара поворотов и впереди уже начинает виднеться Чегемское ущелье.

Полный размер

20. Нам туда — в сторону парадрома Чегем, где мы планируем зависнуть на пару дней.

Полный размер

Дорога Красоты — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

Есть такие дороги, по которым не получится ехать быстро. И дело даже не в их качестве или загруженности — просто они проложены в очень красивых местах. Когда я разрабатываю маршрут своих путешествий, то на такие дороги отвожу очень много времени, зная, что буду постоянно останавливаться и любоваться видами :) На Кавказе таких дорог много. В основном, это короткие срезки-перевалы между ущельями. Большинство из них доступны только для автомобилей, начиная с кроссовера и более. Но и есть и очень простые, как перевал Актопрак. Это самый короткий путь между Баксанским и Чегемским ущельями. Кто-то называет его дорогой смотровых площадок, а я же назвал проще — Дорога Красоты.

Полный размер

Баксанское и Чегемское — ущелья-соседи. Первое популярнее второго, потому что на ту дорогу, словно бусины, нанизаны самые популярные курорты Приэльбрусья, с детства знакомые слуху: Терскол, Чегет, Эльбрус, Азау…Второе ущелье больше известно своими знаменитыми водопадами. Правда, главная достопримечательность, «город мёртвых» Эльтюбю, не так известна широким массам и находится в глубине Чегемского ущелья, куда не проложен асфальт.

Полный размер

У меня были большие планы на съёмку в Эльтюбю, поэтому я решил на какое-то время там остановиться. И, находясь в Эльбрусе, ближе всего мне было добраться до Чегема конечно же через перевал Актопрак. Посудите сами: если ехать по асфальту, то сначала нужно выбраться из Баксанского ущелья, проехать какое-то время по трассе Баксан-Чегем и нырнуть в следующее ущелье, проехав его от начала и до конца. Путь по асфальту составил бы 165 км и занял бы 2 с лишним часа.

Полный размер

Путь через перевал Актопрак, соединяющая два ущелья, составляет всего 22 км. Конечно же, по времени это будут те же 2 часа (а то и больше), но это будут одни из самых запоминающихся двух часов в вашей жизни, поверьте :)

Полный размер

Полный размер

Утром, в день выезда, погода особо не радовала своим настроением. Зная о перевале только по отзывам и фотографиям, мне меньше всего хотелось ехать по этой дороге в дождь. Но мы рискнули и не прогадали — дождя не случилось, зато облака потрогали! :)

Полный размер

Чтобы из Баксанского ущелья попасть на дорогу через перевал Актопрак, нужно добраться до села Былым и повернуть направо (если едете из села Эльбрус). Через пару километров постройки заканчиваются и начинается девственная природа.

Полный размер

Правда, только на первый взгляд девственная. Эти места когда-то были плотно заселены балкарцами, которые жили тут до печально известной депортации 8-9 марта 1944 года. Тогда из Кабардино-Балкарии по приказу Берии было выселено выселено 37713 человек и отправлено на поселение в Казахстан и Киргизию. Приэльбрусье опустело в считанные дни.

Полный размер

По пути часто встречаются следы пребывания здесь людей: рукотворные террасы на склонах гор, остатки каменных фундаментов домов и ограждений, фруктовые сады.

Полный размер

Актопрак помнит события и более глубокой древности. С незапамятных времён этот путь являлся торговым, позволявший общаться между собой жителям двух ущелий.

Полный размер

Армия Тамерлана вошла в Баксанское ущелье из Чегемского только благодаря перевалу Актопрак. И в месте, где сейчас находится село Былым, осенью 1395 года состоялось кровопролитное сражение с войсками монгольского хана Тохтамыша. В этой битве Тамерлану удалось одержать важную для него победу.

Полный размер

На Актопраке и сейчас не безлюдно. Эти места очень любят пасечники, которые приезжают сюда на всё лето вместе с ульями. Вдоль дороги можно увидеть несколько пастушьих домиков с загонами — кошары. На крышах некоторых стоят спутниковые антенны и солнечные панели.

Полный размер

Дорогу перебегают небольшие табуны лошадей.

Полный размер

Где-то на горе появляется и сам пастух на быстром коне.

Полный размер

Останавливаемся на одном из поворотов, после которого начинается подъём. С дороги виден краешек природной арки, который я до этого видел в отчётах. Идём к нему.

Полный размер

Арка оказалась местом посещаемым — своды исписаны классическими «Тут был Вася» и менее классическими стихами. Вот одно из них:

В мой легкий день я буду вспоминать
Вином пиров наполненные чаши.
В мой трудный день я вспомню только мать
И горы, горы наши.

Эти строки принадлежат талантливейшему балкарскому поэту Кайсыну Кулиеву, который родился в высокогорном ауле Верхний Чегем. Сейчас он называется Эльтюбю, и мы туда едем.

Полный размер

Арка является неплохим укрытием от непогоды. В небольшой закрытой от дождя нише, где могут легко разместиться 2 человека, кем-то припасены сухие дрова.

Полный размер

Мимо нас проезжают люксовые кроссоверы туристов и легковые машины местных жителей. Не сказать, что их много, но дорога не заброшена.

Полный размер

Не спеша набираем высоту, оставляя за собой один за другим витки серпантина.

Полный размер

Дорога Красоты — Сообщество «Клуб Путешественников» на DRIVE2

Есть такие дороги, по которым не получится ехать быстро. И дело даже не в их качестве или загруженности — просто они проложены в очень красивых местах. Когда я разрабатываю маршрут своих путешествий, то на такие дороги отвожу очень много времени, зная, что буду постоянно останавливаться и любоваться видами :) На Кавказе таких дорог много. В основном, это короткие срезки-перевалы между ущельями. Большинство из них доступны только для автомобилей, начиная с кроссовера и более. Но и есть и очень простые, как перевал Актопрак. Это самый короткий путь между Баксанским и Чегемским ущельями. Кто-то называет его дорогой смотровых площадок, а я же назвал проще — Дорога Красоты.

Полный размер

Баксанское и Чегемское — ущелья-соседи. Первое популярнее второго, потому что на ту дорогу, словно бусины, нанизаны самые популярные курорты Приэльбрусья, с детства знакомые слуху: Терскол, Чегет, Эльбрус, Азау…Второе ущелье больше известно своими знаменитыми водопадами. Правда, главная достопримечательность, «город мёртвых» Эльтюбю, не так известна широким массам и находится в глубине Чегемского ущелья, куда не проложен асфальт.

Полный размер

У меня были большие планы на съёмку в Эльтюбю, поэтому я решил на какое-то время там остановиться. И, находясь в Эльбрусе, ближе всего мне было добраться до Чегема конечно же через перевал Актопрак. Посудите сами: если ехать по асфальту, то сначала нужно выбраться из Баксанского ущелья, проехать какое-то время по трассе Баксан-Чегем и нырнуть в следующее ущелье, проехав его от начала и до конца. Путь по асфальту составил бы 165 км и занял бы 2 с лишним часа.

Полный размер

Путь через перевал Актопрак, соединяющая два ущелья, составляет всего 22 км. Конечно же, по времени это будут те же 2 часа (а то и больше), но это будут одни из самых запоминающихся двух часов в вашей жизни, поверьте :)

Полный размер

Полный размер

Утром, в день выезда, погода особо не радовала своим настроением. Зная о перевале только по отзывам и фотографиям, мне меньше всего хотелось ехать по этой дороге в дождь. Но мы рискнули и не прогадали — дождя не случилось, зато облака потрогали! :)

Полный размер

Чтобы из Баксанского ущелья попасть на дорогу через перевал Актопрак, нужно добраться до села Былым и повернуть направо (если едете из села Эльбрус). Через пару километров постройки заканчиваются и начинается девственная природа.

Полный размер

Правда, только на первый взгляд девственная. Эти места когда-то были плотно заселены балкарцами, которые жили тут до печально известной депортации 8-9 марта 1944 года. Тогда из Кабардино-Балкарии по приказу Берии было выселено выселено 37713 человек и отправлено на поселение в Казахстан и Киргизию. Приэльбрусье опустело в считанные дни.

Полный размер

По пути часто встречаются следы пребывания здесь людей: рукотворные террасы на склонах гор, остатки каменных фундаментов домов и ограждений, фруктовые сады.

Полный размер

Актопрак помнит события и более глубокой древности. С незапамятных времён этот путь являлся торговым, позволявший общаться между собой жителям двух ущелий.

Полный размер

Армия Тамерлана вошла в Баксанское ущелье из Чегемского только благодаря перевалу Актопрак. И в месте, где сейчас находится село Былым, осенью 1395 года состоялось кровопролитное сражение с войсками монгольского хана Тохтамыша. В этой битве Тамерлану удалось одержать важную для него победу.

Полный размер

На Актопраке и сейчас не безлюдно. Эти места очень любят пасечники, которые приезжают сюда на всё лето вместе с ульями. Вдоль дороги можно увидеть несколько пастушьих домиков с загонами — кошары. На крышах некоторых стоят спутниковые антенны и солнечные панели.

Полный размер

Дорогу перебегают небольшие табуны лошадей.

Полный размер

Где-то на горе появляется и сам пастух на быстром коне.

Полный размер

Останавливаемся на одном из поворотов, после которого начинается подъём. С дороги виден краешек природной арки, который я до этого видел в отчётах. Идём к нему.

Полный размер

Арка оказалась местом посещаемым — своды исписаны классическими «Тут был Вася» и менее классическими стихами. Вот одно из них:

В мой легкий день я буду вспоминать
Вином пиров наполненные чаши.
В мой трудный день я вспомню только мать
И горы, горы наши.

Эти строки принадлежат талантливейшему балкарскому поэту Кайсыну Кулиеву, который родился в высокогорном ауле Верхний Чегем. Сейчас он называется Эльтюбю, и мы туда едем.

Полный размер

Арка является неплохим укрытием от непогоды. В небольшой закрытой от дождя нише, где могут легко разместиться 2 человека, кем-то припасены сухие дрова.

Полный размер

Мимо нас проезжают люксовые кроссоверы туристов и легковые машины местных жителей. Не сказать, что их много, но дорога не заброшена.

Полный размер

Не спеша набираем высоту, оставляя за собой один за другим витки серпантина.

Полный размер

Перевал Актопрак и город мёртвых Эльтюбю — «Путешествия» на DRIVE2

Один из самых доступных для посещения, но в то же время весьма живописный перевал Северного Кавказа, по дороге на который можно насладиться прекрасными видами гор.

Как я уже рассказывал, накануне вечером возле заднего левого колеса слышал какой-то слабый свист, похожий на писк комара, причём его можно было расслышать только с одного места: стоило чуть сдвинуться в сторону, как звук пропадал. Первым делом подумал было, что от тряски разболтался шланг газового баллона, но дело оказалось совершенно в другом.

Полный размер

И вот мы опять в Тырныаузе. Два шиномонтажа на въезде почему-то не работали в будний день, в обоих местах соседи сказали мне, что "хозяин, наверное, позже приедет", но когда это будет — непонятно.

Рядом была автомойка, на которой два очень вежливых молодых человека (во времена моей молодости на Кавказе общались, как бы так выразить мысль, несколько иначе, а тут прям — "спасибо/пожалуйста", "хорошего вам отдыха", "приезжайте к нам ещё" — в общем, после разговора остались самые приятные впечатления от встречи с ребятами) довольно подробно объяснили, как добраться до гаражей на боковой улочке в конце города, где шиномонтаж точно будет работать.

Там нас приняли без очереди ("ну вы же люди не местные, наверное, времени мало, вам дальше надо ехать") и отремонтировали колёсо, за что мы тоже были весьма благодарны. Конечно, это происшествие слегка нарушило наши утренние планы, но, с другой стороны, мы ведь особо никуда не спешим, верно? Приключениями в дороге надо уметь наслаждаться.

2. И вот наш автобус снова возвращается в посёлок Былым, откуда в сторону Чегемского ущелья через перевал Актопрак ведёт короткая грунтовая дорога.

Полный размер

3. Поначалу были мысли, что мы туда не заедем, хотя осенью на Кавказ мы отправились на шипованной резине и, как оказалось, не зря. Впрочем, заснеженный участок длился совсем недолго.

Полный размер

Если подниматься в горы со стороны Былыма, то там есть только одно "неприятное" место — это переезд через небольшой ручей. На нём наш автобус словил диагональное вывешивание, и система электронной имитации блокировок начала… правильно, электронно имитировать блокировки, причём делала это не особо удачно, так как я выбрал не самую удачную траекторию, чтобы не приложиться днищем и бампером.

Впрочем, в дифференциале заднего моста у нас имеется механическая блокировка, включив которую с кнопки на торпедо, мы довольно легко проехали то место, правда, покрутив двумя колёсами в воздухе. Сфотографировать вывешенный автобус я почему-то не догадался, но нашёл видео этого ручья на Ютюбе.

4. Дальше по идеальной грунтовке резко начинаем подниматься вверх, и чем выше — тем интереснее виды вокруг!

Полный размер

5. Мы не застали эти места летом, из-за постоянных дождей сходили сели и смывали дороги.

Полный размер

6. Мы опоздали на "золотую осень", деревья уже давно сбросили свою листву.

Полный размер

7. Но, тем не менее, стояла отличная тёплая погода, а горы были раскрашены разными оттенками оранжевого цвета.

Полный размер

8. Именно такой Кавказ я мечтал показать жене и сыну. И, кажется, это у меня получилось!

Полный размер

9. Высота перевала всего лишь 1950 метров. Но когда ты едешь по той дороге, то кажется, что выше многих гор вокруг.

Полный размер

10. И, повторюсь, самое замечательное состоит в том, что дорога доступна практически для любого автомобиля, так что всю эту красоту вы можете увидеть собственными глазами! Если всё-таки не хочется переезжать через ручей, то можно подняться на перевал со стороны Чегемских водопадов.

Полный размер

11. Одинокий ослик и горы, у которых мы с женой углядели какое-то сходство с Доломитовыми Альпами. А в целом — тишина, минимализм и никого вокруг — всё как мы любим!

Полный размер

12. Спуск местами был даже интереснее подъёма.

Полный размер

13. Чегемское ущелье запомнилось нам старыми советскими табличками о необходимости высадить людей из салона.

Полный размер

14. И склонами гор, раскрашенными в закатные цвета. Что-то подобное доводилось видеть лишь в Киргизии, на Тянь-Шане.

Полный размер

15. И вот мы приехали в село Эльтюбю, или как было указано на въездном щите — Эл-Тюбю ("Селение на две долины"). Вроде как в балкарском языке нет мягкого знака. В 1944 году жители были депортированы, а село передано Грузинской ССР. Сейчас же до границы с Грузией ещё целых 20 километров. На фото родовая башня Малкоруковых, построенная мастерами из Сванетии. В фильме "Война" Алексея Балабанова была как раз именно она.

Полный размер

16. Но нам больше интересны средневековые захоронения — Город Мёртвых, который расположен чуть дальше по дороге. Проезда на автомобиле к ним нет, но это определённо к лу

apstru › Блог › Северный Кавказ. Перевал Актопрак — в краю глиняных замков. Эль-Тюбю и Город Мертвых

С О Д Е Р Ж А Н И Е

— Северный Кавказ и Южный берег Крыма. Отпуск на контрастах
— Северный Кавказ. Путешествуем через Волгоград и Калмыкию
— Северный Кавказ. Дорога на Джилы-Су — заветный путь в горы
— Северный Кавказ. Вечерний Кисловодск и снова в горы к озеру Уллу Гижгит
— Северный Кавказ. Перевал Актопрак — в краю глиняных замков. Эль-Тюбю и Город Мертвых

Полный размер

Приветствую. Продолжаю свой обзор по землям Северного Кавказа. Предыдущая часть отчета завершилась на прогулке по озеру Уллу Гижгит или Былым, как его еще называют. После спускаемся обратно в одноименный с озером поселок и сворачиваем с дороги направо в горы вот здесь (43.459505, 43.018899). Мы хотим попасть в село Эль-Тюбю в сторону Чегемского ущелья. Если поехать обычной асфальтовой дорогой, то потребуется преодолеть 120 км и около двух часов потратить на дорогу. У нас не было столько времени и желания, нам хотелось побыстрее и живописнее. Поэтому выбираем повернуть наперерез в горы, сократив путь до 50 км через перевал Актопрак.

Полный размер

И сразу попадаем в коровью пробку. Стадо достаточно многочисленное, медленно и не торопясь огибает нашу машину словно вода в океане омывает крупные валуны. Но тут появляются чабаны на лошадях с алабаями. Завидев как я фотографирую коровок и все вокруг, они подгоняя стадо, начинают широко улыбаться, свистеть, чтобы обратить на себя внимание и махать руками: "Эйхеей!". Машу им в ответ, приветствуя горный народ!

Полный размер

Меж тем продолжаем двигаться по хорошей накатанной грунтовке. Погуглив заранее, понимаем, что дорога не представляет особых трудностей, она каменная, широкая и идет вдоль родника. Периодически источник то пересекает грунтовку, то течет параллельно. Но сложностей не возникло. По обе стороны поднимаются высокие стены горных массивов, утопающие в зелени.

Полный размер

Как же здорово, что мы не передумали ехать по выбранному направлению, с набором высоты — поднимался и градус эстетического удовольствия! Повсюду открывались природные шедевры в виде остроконечных зубцов, окутанных облаками, альпийских склонов насыщенных изумрудных оттенков.

Полный размер

Периодически останавливаемся, окружающая красота просто зашкаливает. Горная растительность — трава и цветы настолько сочны и полны свежести, что хрустят под ногами, словно молодая капуста.

Полный размер

Выходим из машины, чтобы насладиться запахом горного воздуха, ароматом зелени и мокрой травы, моросящим дождиком и низкими облаками. Все это создает незабываемую картину в памяти, именно о таком отдыхе я и мечтала, сидя в офисе за компом и просматривая сотни фотографий с Кавказа на форумах.

Полный размер

В реальности же все гораздо красивей, объемнее, чем при просмотре чужих путешествий. Масштабы гор потрясают — они так близко, нависают над тобой, но не давят. Находится здесь было очень комфортно и совершенно не страшно. Дорога вилась вдоль горы Лха высотой 2773 метра, которая в этот день скрылась под уютным одеялом из облаков.

Полный размер

Это горная дорога поразила нас своими живописными поворотами, плавными спусками и подъемами, если не менее, то даже больше предыдущего путешествия на Джилы-Су. Здесь не было ни людей, ни машин, ни кафе. Только горы…

Полный размер

Бескрайние зеленые просторы, голубые дали, туманы и абсолютная тишина вокруг. Помимо своих умопомрачительных красот перевал имеет свою историю. Актопрак – это известнейший с древнейших времен перевал, поз­волявший общаться жителям Чегемского и Баксанского ущелий; через него проходил старинный торговый путь. О нем мы находим косвенное упоминание у Шереф эд-Дин Йезди, когда он ведет рассказ о походах к крепостям Кулы и Тауса: "Тимур, снова оставив обоз, двинулся оттуда к крепости Кулы и Тауса. Они также принадлежали к племенам обитателей Эльбруса".

Полный размер

У жителей тех мест были крепости и укрепления на вершине горы, и пройти туда чрезвычайно трудно вследствие высоты их, которая "была так велика, что у смотрящего мутился глаз и шапка валилась с головы, в особенности крепость Тауса, которая лежала на третьем уступе горы, как гнездо хищной птицы".

Полный размер

Во времена Великой Отечественной Войны высокогорный перевал Актопрак так же являлся стратегически важным направлением из Баксанского ущелья в Чегемское. Эта дорога для зажатых в Баксанском ущелье советских войск, по сути, стала "дорогой жизни". По ней осенью 1942 года велось снабжение войск продовольствием, боеприпасами, шла перегруппировка.

Полный размер

Еще интересный факт о перевале — здесь снимали некоторые сцены для советского фильма "Земля Санникова". И это не удивительно, Актопрак смело можно назвать музеем естественных смотровых площадок – вид, открывающийся с разных участков, поражает воображение.

Полный размер

Есть на Актопраке и следы инфраструктуры – часть холмов выглядит так, как будто их специально разровняли, по дороге попадаются опоры линий электропередачи (проводов, конечно, уже давно нет, а вот столбы остались). Растёт на перевале большой абрикосовый сад. В советское время здесь кипела жизнь – возделывались поля, активно ездили машины.

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Кавказ в сентябре. Часть 7. Перевал Актопрак, Эльтюбю и Чегемские водопады

Торопиться нам сегодня особо некуда, гоняться за Эльбрусом по утрам больше не нужно. Поэтому неспешно собираем вещи и выезжаем из Тырныауза только в 9.30. Задача на сегодня – проехать через перевал Актопрак до селения Эльтюбю, где находится «город мертвых», а дальше до погранпоста и попытаться добраться до водопада Абай-Су.

Про перевал Актопрак читал очень много хороших отзывов – отличные виды с дороги, а сама дорога проще некуда. К сожалению, с погодой сегодня снова не везёт – пасмурное небо, хорошо хоть дождя нет.

Перед селом Былым направо уходит грунтовка – это и есть дорога через Актопрак. А если повернуть налево перед селом, можно было обнаружить там прекрасное Былымское озеро (озеро Гижгит). Причем, на самом деле, там 2 озера под таким названием — Уллу Гижгит и Гитче Гижгит. Но изначально в планы у меня не входило посещение этого места, и я не был подготовлен теоретически, поэтому поворот мы этот, естественно, проскочили и специально потом возвращаться не стали. Жаль, конечно, ведь время позволяло.

Высота перевала Актопрак около 2000 метров, но набор этой самой высоты здесь не резкий — мы даже и не заметили, как оказались на его вершине. Места здесь тихие, на всем протяжении дороги встретили только одну машину.

Полный размер

перевал Актопрак

К счастью, погода немного наладилась, иногда проглядывало солнышко, а-то я уж поначалу совсем расстроился, что не удастся в полной мере насладиться хорошими видами с перевала.

Полный размер

перевал Актопрак

Останавливаемся очень часто, вокруг совсем никого и сказочно красиво!

Полный размер

перевал Актопрак

Полный размер

озеро далеко внизу

Полный размер

местный житель

Полный размер

дорога через перевал

Полный размер

виды вокруг завораживают

Полный размер

хочется остаться здесь на весь день

Через 20 км упираемся в дорогу Чегем-Булунгу. Сворачиваем направо в сторону Эльтюбю. Дорога идет вдоль бурной реки Чегем. Чем ещё запомнилась эта дорога – желтыми газовыми трубами на протяжении всего пути до села и частыми предупреждениями об опасности падения камней. Дорога действительно иногда проходит в узком ущелье, где чувствуешь себя не очень комфортно и хочется побыстрей проехать это место.

Полный размер

бурные реки

Полный размер

отвесные скалы

Въезжаем в село Эльтюбю, сам «город мертвых» находится на окраине села, на горе. Супруга снова отказалась подниматься с нами туда, так что полезли наверх вдвоем с дочкой.

Полный размер

Эльтюбю

Здесь, наверху, расположены несколько каменных склепов и руины древнего городища.

Полный размер

дома мертвых

«Дома мертвых» или «кешене» — это строения эпохи раннего средневековья (X-XII вв.), но есть и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний.

Полный размер

дома мертвых

Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

Полный размер

внизу Эльтюбю и дорога на Булунгу

Выезжаем в сторону Булунгу. Доехав до погранпоста на выезде из села, встречаем навстречу две машины. Спрашиваю про водопад Абай-Су, на что получаю категорический ответ, что проехать там мы не сможем, дорогу сильно размыло и они сами еле-еле там проехали. Поверили им и решили оставить водопад на другой раз. Хотя, может и могли бы добраться до водопада, кто его знает.

Полный размер

дальше погранпост, это самая южная точка КБР, куда мы доехали

Разворачиваемся и возвращаемся тем же путем, что и приехали сюда. Снова едем вдоль Чегема по ущелью.

Полный размер

узкое и неуютное ущелье

А вот и поворот в сторону перевала Актопрак. Проезжаем мимо – теперь наш путь лежит в сторону Чегемских водопадов.
Остановились возле Больших Чегемских водопадов. Место расположено в узком ущелье, вокруг развернулась бойкая торговля всякой всячиной.

Полный размер

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Северный Кавказ. Перевал Актопрак — в краю глиняных замков. Эль-Тюбю и Город Мертвых

С О Д Е Р Ж А Н И Е

— Северный Кавказ и Южный берег Крыма. Отпуск на контрастах
— Северный Кавказ. Путешествуем через Волгоград и Калмыкию
— Северный Кавказ. Дорога на Джилы-Су — заветный путь в горы
— Северный Кавказ. Вечерний Кисловодск и снова в горы к озеру Уллу Гижгит
— Северный Кавказ. Перевал Актопрак — в краю глиняных замков. Эль-Тюбю и Город Мертвых

Полный размер

Приветствую. Продолжаю свой обзор по землям Северного Кавказа. Предыдущая часть отчета завершилась на прогулке по озеру Уллу Гижгит или Былым, как его еще называют. После спускаемся обратно в одноименный с озером поселок и сворачиваем с дороги направо в горы вот здесь (43.459505, 43.018899). Мы хотим попасть в село Эль-Тюбю в сторону Чегемского ущелья. Если поехать обычной асфальтовой дорогой, то потребуется преодолеть 120 км и около двух часов потратить на дорогу. У нас не было столько времени и желания, нам хотелось побыстрее и живописнее. Поэтому выбираем повернуть наперерез в горы, сократив путь до 50 км через перевал Актопрак.

Полный размер

И сразу попадаем в коровью пробку. Стадо достаточно многочисленное, медленно и не торопясь огибает нашу машину словно вода в океане омывает крупные валуны. Но тут появляются чабаны на лошадях с алабаями. Завидев как я фотографирую коровок и все вокруг, они подгоняя стадо, начинают широко улыбаться, свистеть, чтобы обратить на себя внимание и махать руками: "Эйхеей!". Машу им в ответ, приветствуя горный народ!

Полный размер

Меж тем продолжаем двигаться по хорошей накатанной грунтовке. Погуглив заранее, понимаем, что дорога не представляет особых трудностей, она каменная, широкая и идет вдоль родника. Периодически источник то пересекает грунтовку, то течет параллельно. Но сложностей не возникло. По обе стороны поднимаются высокие стены горных массивов, утопающие в зелени.

Полный размер

Как же здорово, что мы не передумали ехать по выбранному направлению, с набором высоты — поднимался и градус эстетического удовольствия! Повсюду открывались природные шедевры в виде остроконечных зубцов, окутанных облаками, альпийских склонов насыщенных изумрудных оттенков.

Полный размер

Периодически останавливаемся, окружающая красота просто зашкаливает. Горная растительность — трава и цветы настолько сочны и полны свежести, что хрустят под ногами, словно молодая капуста.

Полный размер

Выходим из машины, чтобы насладиться запахом горного воздуха, ароматом зелени и мокрой травы, моросящим дождиком и низкими облаками. Все это создает незабываемую картину в памяти, именно о таком отдыхе я и мечтала, сидя в офисе за компом и просматривая сотни фотографий с Кавказа на форумах.

Полный размер

В реальности же все гораздо красивей, объемнее, чем при просмотре чужих путешествий. Масштабы гор потрясают — они так близко, нависают над тобой, но не давят. Находится здесь было очень комфортно и совершенно не страшно. Дорога вилась вдоль горы Лха высотой 2773 метра, которая в этот день скрылась под уютным одеялом из облаков.

Полный размер

Это горная дорога поразила нас своими живописными поворотами, плавными спусками и подъемами, если не менее, то даже больше предыдущего путешествия на Джилы-Су. Здесь не было ни людей, ни машин, ни кафе. Только горы…

Полный размер

Бескрайние зеленые просторы, голубые дали, туманы и абсолютная тишина вокруг. Помимо своих умопомрачительных красот перевал имеет свою историю. Актопрак – это известнейший с древнейших времен перевал, поз­волявший общаться жителям Чегемского и Баксанского ущелий; через него проходил старинный торговый путь. О нем мы находим косвенное упоминание у Шереф эд-Дин Йезди, когда он ведет рассказ о походах к крепостям Кулы и Тауса: "Тимур, снова оставив обоз, двинулся оттуда к крепости Кулы и Тауса. Они также принадлежали к племенам обитателей Эльбруса".

Полный размер

У жителей тех мест были крепости и укрепления на вершине горы, и пройти туда чрезвычайно трудно вследствие высоты их, которая "была так велика, что у смотрящего мутился глаз и шапка валилась с головы, в особенности крепость Тауса, которая лежала на третьем уступе горы, как гнездо хищной птицы".

Полный размер

Во времена Великой Отечественной Войны высокогорный перевал Актопрак так же являлся стратегически важным направлением из Баксанского ущелья в Чегемское. Эта дорога для зажатых в Баксанском ущелье советских войск, по сути, стала "дорогой жизни". По ней осенью 1942 года велось снабжение войск продовольствием, боеприпасами, шла перегруппировка.

Полный размер

Еще интересный факт о перевале — здесь снимали некоторые сцены для советского фильма "Земля Санникова". И это не удивительно, Актопрак смело можно назвать музеем естественных смотровых площадок – вид, открывающийся с разных участков, поражает воображение.

Полный размер

Есть на Актопраке и следы инфраструктуры – часть холмов выглядит так, как будто их специально разровняли, по дороге попадаются опоры линий электропередачи (проводов, конечно, уже давно нет, а вот столбы остались). Растёт на перевале большой абрикосовый сад. В советское время здесь кипела жизнь – возделывались поля, активно ездили машины.

Полный размер

Впрочем, люди на перевале живут и сейчас – вы обязательно проедете мимо нескольких кошар. Это помещения для содержания овец, скота, жилище пастухов (чабанов). Если присмотреться к этим строениям внимательнее, можно заметить спутниковые тарелки и солнечные батареи. Любят это место и пасечники, размещающиеся на Акторпаке в тёплое время года.

Полный размер

Перевал Актопрак и город мёртвых Эльтюбю

Один из самых доступных для посещения, но в то же время весьма живописный перевал Северного Кавказа, по дороге на который можно насладиться прекрасными видами гор.

1. Как я уже рассказывал, накануне вечером возле заднего левого колеса слышал какой-то слабый свист, похожий на писк комара, причём его можно было расслышать только с одного места: стоило чуть сдвинуться в сторону, как звук пропадал. Первым делом подумал было, что от тряски разболтался шланг газового баллона, но дело оказалось совершенно в другом.

И вот мы опять в Тырныаузе. Два шиномонтажа на въезде почему-то не работали в будний день, в обоих местах соседи сказали мне, что "хозяин, наверное, позже приедет", но когда это будет — непонятно.

Рядом была автомойка, на которой два очень вежливых молодых человека (во времена моей молодости на Кавказе общались, как бы так выразить мысль, несколько иначе, а тут прям — "спасибо/пожалуйста", "хорошего вам отдыха", "приезжайте к нам ещё" — в общем, после разговора остались самые приятные впечатления от встречи с ребятами) довольно подробно объяснили, как добраться до гаражей на боковой улочке в конце города, где шиномонтаж точно будет работать.

Там нас приняли без очереди ("ну вы же люди не местные, наверное, времени мало, вам дальше надо ехать") и отремонтировали колёсо, за что мы тоже были весьма благодарны. Конечно, это происшествие слегка нарушило наши утренние планы, но, с другой стороны, мы ведь особо никуда не спешим, верно? Приключениями в дороге надо уметь наслаждаться.

2. И вот наш автобус снова возвращается в посёлок Былым, откуда в сторону Чегемского ущелья через перевал Актопрак ведёт короткая грунтовая дорога.

3. Поначалу были мысли, что мы туда не заедем, хотя осенью на Кавказ мы отправились на шипованной резине и, как оказалось, не зря. Впрочем, заснеженный участок длился совсем недолго.

Если подниматься в горы со стороны Былыма, то там есть только одно "неприятное" место — это переезд через небольшой ручей. На нём наш автобус словил диагональное вывешивание, и система электронной имитации блокировок начала... правильно, электронно имитировать блокировки, причём делала это не особо удачно, так как я выбрал не самую удачную траекторию, чтобы не приложиться днищем и бампером.

Впрочем, в дифференциале заднего моста у нас имеется механическая блокировка, включив которую с кнопки на торпедо, мы довольно легко проехали то место, правда, покрутив двумя колёсами в воздухе. Сфотографировать вывешенный автобус я почему-то не догадался, но нашёл видео этого ручья на Ютюбе.

4. Дальше по идеальной грунтовке резко начинаем подниматься вверх, и чем выше — тем интереснее виды вокруг!

5. Мы не застали эти места летом, из-за постоянных дождей сходили сели и смывали дороги.

6. Мы опоздали на "золотую осень", деревья уже давно сбросили свою листву.

7. Но, тем не менее, стояла отличная тёплая погода, а горы были раскрашены разными оттенками оранжевого цвета.

8. Именно такой Кавказ я мечтал показать жене и сыну. И, кажется, это у меня получилось!

9. Высота перевала всего лишь 1950 метров. Но когда ты едешь по той дороге, то кажется, что выше многих гор вокруг.

10. И, повторюсь, самое замечательное состоит в том, что дорога доступна практически для любого автомобиля, так что всю эту красоту вы можете увидеть собственными глазами! Если всё-таки не хочется переезжать через ручей, то можно подняться на перевал со стороны Чегемских водопадов.

11. Одинокий ослик и горы, у которых мы с женой углядели какое-то сходство с Доломитовыми Альпами. А в целом — тишина, минимализм и никого вокруг — всё как мы любим!

12. Спуск местами был даже интереснее подъёма.

13. Чегемское ущелье запомнилось нам старыми советскими табличками о необходимости высадить людей из салона.

14. И склонами гор, раскрашенными в закатные цвета. Что-то подобное доводилось видеть лишь в Киргизии, на Тянь-Шане.

15. И вот мы приехали в село Эльтюбю, или как было указано на въездном щите — Эл-Тюбю ("Селение на две долины"). Вроде как в балкарском языке нет мягкого знака. В 1944 году жители были депортированы, а село передано Грузинской ССР. Сейчас же до границы с Грузией ещё целых 20 километров. На фото родовая башня Малкоруковых, построенная мастерами из Сванетии. В фильме "Война" Алексея Балабанова была как раз именно она.

16. Но нам больше интересны средневековые захоронения — Город Мёртвых, который расположен чуть дальше по дороге. Проезда на автомобиле к ним нет, но это определённо к лучшему. Так что, оставив машину на обочине, отправились гулять пешком.

17. Это комплекс древних балкарских усыпальниц X-XIV веков.

18. Четыре прямоугольных мавзолея с двускатной крышей считаются более древними.

19. В то время как оставшиеся четыре — восьмигранные с куполообразной крышей — уже более поздние постройки. Ко всем мавзолеям можно свободно подойти пешком и заглянуть в крошечное окошко. Внутри оштукатуренные стены и... больше ничего. Пусто. Хотя как можно было проникнуть в усыпальницы, не разрушив их — непонятно, ведь окна маленькие даже для ребёнка.

20. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что расположение этого места было выбрано не просто так. Кругом горы, величественные и суровые одновременно. Если честно, нам показалось там немного неуютно, так что, обойдя все мавзолеи и заглянув в каждый, решили больше не беспокоить их своим присутствием и отправились к машине. Если смотреть прямо, то будет перевал Думала. Местные рассказали, что несколько дней назад там выпал снег и подготовленная "буханка" не смогла его пройти. Хотя мы туда и не собирались. Посоветовали проехать дальше по ущелью, где через 10-12 километров пути будет водопад Абай-Су.

Но мы к тому времени что-то уже немного устали от водопадов, так что решение отправляться в обратную сторону и искать там место для ночлега показалось наиболее оптимальным.

Былымское озеро. Развалины Солнечное. Перевал Актопрак

Шахты и развалины посёлка у Тызыла, к которым не получилось спуститься с плато Кинжал в прошлый раз, не давали мне покоя, поэтому решил попробовать добраться до них с противоположной, южной, стороны. А заодно и рассмотреть гору Науджидзи поближе.


Знакомой дорогой выезжаю на Джинальский хребет. Однако, для разнообразия, решил сразу не спускаться к Кичмалке, а проехать по хребту до спуска к Каменномостскому. Дорога эта скучная, в паре мест немного размытая потоками воды, видов хороших нет.

Спуск к Каменномостскому.

Оттуда по грунтовке в сторону Кинжала. Эту дорогу я описывал в прошлый раз, поэтому не буду тратить на это время.
Наконец, подъезжаю к знакомому Т-образному перекрёстку с указателем.

На этот раз поворачиваю влево, к посёлку Кёнделен (Гунделен). Дорога эта также хорошо накатана, видно, что используется достаточно интенсивно.
Начинается спуск в долину, и здесь у одного из поворотов проезжаю по… куску асфальта, метров десять длиной. До и после него грунтовка, вокруг пастбищные луга, никаких предпосылок для постройки этого «автобана» не заметно.
От неожиданности я даже остановился, чтобы сфоткать сей феномен.

Пока стоял, чесал репу, рядом притормозил местный житель на авто, поинтересоваться, не нужна ли мне какая-либо помощь. Он и раскрыл тайну появления куска асфальта. Оказывается, на этом повороте дождями регулярно размывало дорогу, приходилось постоянно её ремонтировать, подсыпая гравий. Поэтому и заасфальтировали проблемный участок, избавив себя от лишних хлопот. Эх, как прозаично…

Через несколько километров подъезжаю к посёлку Кёнделен (на некоторых дорожных указателях и советской топокарте вариант названия несколько отличается - Гунделен).

Улица Ленина радует чистотой и отличным асфальтом. Ну, и названием тоже.

Выехав на трассу, идущую по Баксанскому ущелью, на всякий случай заезжаю на заправку и доливаю бак до полного, так как дальше в сторону Эльбруса есть только одна заправка, но она может быть закрыта (так и оказалось). Долил 3,2 литра бензина. От центра Ессентуков до этого поворота одометр насчитал 93 километра – расход топлива ниже ожидаемого, это хорошо.

По трассе доезжаю до Былыма. Сразу за посёлком – мост через Баксан и подъём к первой точке моего маршрута: искусственному озеру, бывшему отстойнику Тырныаузского рудника.

Озеро это весьма живописное, так и манит искупнуться.

Однако, купаться в нём Минздрав настоятельно не рекомендует, если здоровье дорого: химический состав воды весьма насыщен и далёк от чистоты горных рек. По идее, фауна там тоже не отличается здоровьем, но местные жители рыбачат вовсю.

Может, чисто из спортивного интереса, конечно… Ну, или туристам эту рыбу потом продают, не знаю.

За озером дорога начинает набирать высоту. Однако, глубоких промоин на подъёмах нет – видно, что за ней следят и регулярно используют.

Гора Науджидзи и соседнее (безымянное) плато с южной стороны выглядят весьма живописно, ощетинившись остроконечными скалами.

Погода портится, да и дело идёт к вечеру, но для нормальной ночёвки мне желательно пополнить запас воды.
По пути попадается несколько кошар, но я, не теряя времени на остановки, еду по дороге к самой последней, у подножия плато Инал. Набрав там воды, возвращаюсь на полкилометра назад, к чуть заметному повороту на север.

Когда-то это была дорога, теперь лишь конские тропы, местами граничащие с весьма глубокими промоинами.

Проехав метров пятьдесят, понимаю, что дальше проследить, где шла дорога, будет весьма проблематично и придётся ехать прямо по хребту. Меж тем начинал накрапывать дождь, земля потихоньку намокала, делая в перспективе очень сложным (или даже невозможным, на универсальной резине-то) подъём обратно.
Решил не испытывать судьбу, а вернуться и поставить палатку наверху, ближе к плато.

Пока выбирал место для ночёвки, дождь усилился и поднялся ветер. Одному ставить палатку на ветру весьма трудно: незакреплённую, её норовит то унести в долину, то прижимает к земле, сильно сгибая дуги. В результате, один из сильных порывов всё-таки сломал пополам одну из дуг. Пришлось ставить с поломанной, что делать…

Часам к десяти дождь закончился, а после полуночи все облака разлетелись, окрестности осветила луна, поэтому я решил даже немного пофотографировать.

Звездоворот над плато Инал, полнолуние.

Мой лагерь на рассвете.

Утром, оставив все вещи в палатке, налегке спускаюсь на мотоцикле по другой дороге, к кошаре. Дорога эта, хоть и редко, но используется, поэтому вполне проезжаема.

Оставил мот возле кошары, заодно пообщался с её хозяином, Рамазаном. По его словам, развалины возле Тызыла, к которым я собирался спускаться, заброшены уже более пятидесяти лет. Никакого названия того посёлка он вспомнить не смог, на генштабовской же топокарте это место значится как "развалины Солнечное".

Показав дорогу, напоследок он оглядывает мой рюкзак и задаёт вопрос:
- У тебя хоть ружьё есть?
Это меня немного насторожило.
- А от кого отстреливаться?
- Да так, поохотиться просто… Ну или удочка? В реке форели много.

Успокоенный таким ответом, начинаю спуск пешком в сторону развалин.
Когда-то дорога там шла и дальше, отчётливо видно, где она проходила. Но, поскольку давно уже не используется, местами сильно размыта и завалена камнями.

Хотя, при желании, на мотоцикле там можно было проехать ещё пару километров, но это было бы весьма сложно, поэтому я решил прогуляться, для разнообразия.

Дорога идёт по хребту и в конце концов теряется, расходясь по нему многочисленными конскими тропами. Троп, ведущих вниз, я не увидел, поэтому пришлось спускаться напролом по крутому склону, через высокие заросли ядовитого борщевика и крапивы. Удовольствия мало.

Наконец, пройдя ещё с километр вдоль русла ручья, выхожу к развалинам первого дома; в зарослях травы его практически не видно.
Штукатурка хорошо сохранилась, на совесть делали.

Северная стена уже подмыта и обрушилась вместе с частью берега в реку.
Рядом в траве спрятался ещё один фундамент от дома. Может и больше, я особо не искал.

Неподалёку заметил пару входов в шахты, поднимаюсь к ближайшему из них. К моему разочарованию, там ничего интересного, глубина выработки составляет не больше пяти метров. Хотя, возможно, под осыпью дальше и идёт небольшой лаз.

На противоположной стороне реки виднеется ещё один дом, в таких же труднопроходимых джунглях из травы и кустарника.

Не найдя там тоже ничего интересного, отдохнув и искупавшись в Тызыле, отправляюсь в обратный путь.

Решил не подниматься на холм, а двигаться внизу долины, вдоль ручья. В нижнем течении он очень пологий, я надеялся, что таковым он будет и до пересечения с дорогой (это менее чем в полукилометре от кошары, где я оставил мотоцикл). Во всяком случае, на топокарте ни обрывов, ни водопадов отмечено не было.

Поначалу идти было легко, хоть и приходилось часто перепрыгивать через ручей. На песке сначала заметил следы собаки или волка, затем и отпечатки копыт небольшого кабана.
Увлечённый мыслями о том, как действовать при встрече с дикой хрюшкой, шёл я довольно быстро. Так быстро, что чуть не прошёл мимо других следов, которые представляли куда больше интереса.

С медведем мне встречаться почему-то не хотелось. Совсем. К тому же ручей постепенно входил в небольшую рощицу, а склоны долины были достаточно круты, чтобы из неё выбраться… Но делать нечего, продолжаю движение по ручью.
Путь часто преграждали завалы и заросли из деревьев, прохождение которых довольно заметно снижает скорость передвижения и изматывает физически. В конце концов я пошёл уже прямо по воде.

Наконец, лесок немного расступился и уступил место небольшому каньону с отвесными стенами. Ещё метров через пятьдесят оправдались мои самые худшие ожидания и впереди я увидел небольшой водопад.

Высотой он был всего метра три-четыре, но карабкаться по мокрым камням было очень опасно, да и мокнуть не хотелось, поэтому пришлось искать подъём по склонам ущелья. Метрах в двадцати не доходя водопадика справа виднелся небольшой кулуар с огромной горой щебня под ним. По этой сыпухе я и выкарабкался наверх. В подробности вдаваться не буду, но задача эта оказалась не из простых. Далее ещё метров двести подъёма по леску и крутому травянистому склону – и я, наконец, вышел к дороге, по которой шёл утром.

Подхожу к кошаре:
- Рамазан, вообще, мог бы и предупредить, что у вас тут медведи водятся!
- Ну, я же спрашивал, у тебя ружьё есть, или нет, - смеется он в ответ.
Веселый дядька, однако.
Говорит, медведь в эти края забрёл недавно, они его ещё сами не видели, только следы.

Меж тем погода резко портилась, начинался дождь, мне нужно было срочно выезжать наверх, пока дорога не намокла. Отказавшись (с сожалением) от приглашения попить чаю с дороги, как раз успеваю подняться к палатке и спрятаться в ней от непогоды.
То усиливаясь, то ослабевая, дождь шёл ещё часа три, я же благополучно спал в палатке всё это время, отдыхая после похода.
Часам к семи погода, наконец, окончательно устаканилась. Оставался всего час до темноты, но ночевать на том же месте мне не хотелось, поэтому быстро собирал вещи и спустился обратно к Былымскому отстойнику-озеру. Поставил палатку прямо на берегу.

С утра пораньше собираюсь в обратную дорогу. Однако, перед тем как повернуть к дому, я планировал ещё заглянуть в гости на чегемский парадром, для чего нужно было переехать через перевал в соседнее ущелье.

Дорога к перевалу Актопрак (в переводе - "белая глина") начинается из того же посёлка Былым, только в противоположную, южную сторону.
Через пару километров замечаю интересную постройку и развалины рядом.

По словам местного пасечника, на месте этих развалин был колхоз, а стилизованная под боевую башню конструкция - лишь оригинально выполненная надстройка над силосной ямой. Что бы там не говорили, но был и в СССР творческий подход к решению стандартных задач!

Но путь к перевалу проходит левее, не доезжая этих развалин.

Как известно, автодорога через перевал была построена в конце лета/начале осени 1942 года, для обеспечения снабжения советских войск, находящихся в Баксанском ущелье. С тех пор дорога не потеряла своей значимости и регулярно используется и сейчас. Накатана хорошо, крутых подъёмов нет.

С верхней точки перевала открывается неплохой панорамный вид на отроги Скалистого хребта.

Спустившись в Чегемское ущелье, сворачиваю направо. Благо, от поворота до парадрома всего десять километров.

К тому же, дорога эта хоть и не асфальтированная (пока), но широкая и ровная, так что ехать по ней можно весьма быстро.

Признаюсь честно: основной целью этого заезда на парадром был... шулюм (он же шурпа), который там вкусно готовят и который я давненько не ел. Поэтому, пообедав и немного пообщавшись с парапланеристами, отправляюсь домой.
Мимо знаменитых Больших и Малых Чегемских водопадов проезжаю, остановливаясь лишь символически, на несколько минут, поскольку неоднократно бывал здесь и ранее. Примелькались.

Ну, а дальнейшее движение по трассе Нальчик-Пятигорск ничем не примечательно и подавно. В час дня я был уже дома.

8-10.08.2015
_______________________
Протяжённость маршрута: 359 км.
Карта:

Зелёным обозначены дороги хорошего качества (асфальт, накатанные грунтовки), легко проезжаемые на любом транспорте.
Жёлтым - грунтовки похуже, на которых сильно не разгонишься, но неспеша проедет легковушка-недопривод или любой мот.
Красным - дороги, куда лучше соваться на технике повышенной проходимости.
Пунктиром - пешая часть маршрута.
Оценки субъективные и приблизительные, разумеется. К тому же, не нужно забывать, что горные дороги легко могут превратиться из относительно хороших в труднопроезжаемые - иногда для этого достаточно лишь пару хороших ливней.

Северный Кавказ 2018. Перевал Актопрак.

Дорога через перевал - короткий путь между трассой А-158, которая ведет в Приэльбрусье и дорогой Чегем-Эльтюбю. В объезд через Чегем, примерно двести километров, через перевал всего тридцать.
1.


По дороге есть заброшенные села, у одного из них сохранилось кладбище. Надгробный камень с выдающимся орнаментом.
2.

Скорее всего тут похоронен какой-то религиозный деятель. Остальные камни обычные
3.

По дороге есть места, где снимались сцены для фильма "Земля Санникова"
4.

Скальный выступ, который в кадре слева от Георгия Вицина
5.

Кошара. На доме солнечная батарея
6.

На склонах видны искусственные террасы, на которых что-то выращивали. Когда-то тут жило довольно много людей.
7.

Для экстремалов
8.

9.

Дорога вполне проезжая.
10.

11.

Еще кошара
12.

13.

14.

Где-то тут тоже было снято несколько сцен
15.

Эту поляну нужно искать ниже перевала. Похоже, что это часть скалы, которая в кадре справа.
16.

17.

18.

19.

Вид с перевала
20.

Видно террасы и кусочек озера Гижгит. Озеро искусственное, про него будет дальше.
21.

Гора под названием Лха
22.

23.

24.

Слоистость осадочных горных пород
25.

Трасса А-158. Где-то на этой скале Андрей Миронов оставил надпись "Киса и Ося здесь были", а батюшка украл колбасу. Скорее всего это легенда, потому как из фильма совершенно нельзя понять где снималась сцена.
26.

Дороги Северного Кавказа. Перевал Актопрак.

В путешествиях по Кавказу есть одна особенность: в горных районах чтобы попасть из одного ущелья в другое нужно сделать огромный крюк. По прямой проехать можно через горные перевалы, в итоге это сократит путь раз в 5-10, но далеко не все перевалы проходимы для неподготовленных машин. Перевал Актопрак самый лайт из всех существующих, по нему можно проехать практически на любом автомобиле (правда я слышал, что какой-то Форд Фокус вернулся оттуда без заднего бампера, но это уже его персональные проблемы). Итак, насмотревшись на Былымское озеро, мы отправились дальше, в сторону Чегемского ущелья.

2. Покидаем Былым и Баксанское ущелье.

3. Дорога - хорошо накатанная грунтовка, по которой легко можно держать 60-80 километров в час.

4. Но приходится постоянно тормозить, чтобы сделать фотографии на память. Ну красиво здесь, как не остановиться?

5. Благодаря перевалу Актопрак мы сокращаем наш путь с 205 километров до 23! Очень существенная экономия. Дорога продолжает оставаться идеальной.

6. Тормозим у скалы с дыркой. Она чем-то напоминает знаменитое Кисловодское кольцо, только менее посещаема.

7. Делаю пару карточек для Ирины...

8.

9. Ну и карточку для скалы, конечно же :)

10. Пока мы фотографировались у скалы, подъехала Нива с местным семейством. Здороваемся и отправляемся дальше.

11. Начинается подъем к высшей точке перевала - её высота составляет около 2100 метров.

12. Здесь уже начинают проступать настоящие скалистые горы.

13. Снизу находится что-то среднее между кошем и мини-фермой, вся местность вокруг усеяна баранами да бурёнками.

14.

15. Когда мы подъехали поближе - коровы посмотрели на нас и всем стадом сделали неодобрительное "Муууу!" в нашу сторону.

16. Гора Лха, высотой 2773 метра.

17. А подъем всё продолжается. Кстати, касательно дороги: думаю здесь можно аккуратно проехать на всём, чём угодно. Есть всего пару мест, где дорога чуть размыта - но в целом ничего страшного. Где здесь можно было потерять бампер - я не представляю.

18. На самой вершине подъема встречаем двух велосипедистов, которые слишком устали и катят велосипеды рядом с собой. Притормаживаем, здороваемся (куда без этого). Я немного завидую велосипедистам, в этом есть какой-то кайф. Мои мечтания прерывает голос Ирины: "Да ну нафиг подобные мучения, на машине лучше!" Видимо не получится у меня велопутешествие по Кавказу)

19. Через пару километров пути замечаю слева следы воды и останавливаюсь, чтобы рассмотреть поближе. Оказывается, здесь есть небольшое горное озерцо, которое не отмечено ни на одной карте. Отличное место для стоянки, но у нас другие планы)

20.

21. Самая драматичная лошадь в мире.

22. Еще пара поворотов и впереди уже начинает виднеться Чегемское ущелье.

23. Нам туда - в сторону парадрома Чегем, где мы планируем зависнуть на пару дней.

Подписаться на обновления блога


Смотрите также

Описание: