Где находится памятник пожарскому и минину


Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и литейного искусства.

Где находится памятник Минину и Пожарскому

Главный памятник Минину и Пожарскому находится в Москве, на Красной площади, перед собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного). На горельефах пьедестала изображены: прогоняющий поляков из Москвы князь Пожарский; на втором (переднем) горельефе — граждане, жертвующие имущество и себя Родине.

Первая и наиболее масштабная копия скульптуры находится в Нижнем Новгороде, где под началом народных героев и удалось собрать ополчение для борьбы с интервентами. Нижегородский памятник стоит в центре города, на площади Народного единства, являясь ее смысловой доминантой. Он на 5 см ниже московского оригинала, изготовлен Зурабом Церетели и официально открыт в 2005 году.

Малая модель оригинального памятника хранится в Художественном музея города Таганрог.

Кроме того, памятник в миниатюре был воспроизведен бронзе с позолотой в каминных часах П.-Ф. Томира. Реплики таких часов хранятся в Эрмитаже и музее Петергофа.

Все гостиницы и отели у памятника Минину и Пожарскому

История памятника Минину и Пожарскому в Москве

Идея создания грандиозного памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому была выдвинута с организацией сбора средств в 1803 году. Инициативу поддержал император Александр I.

Автор памятника Минину и Пожарскому и его создатель — скульптор Иван Петрович Мартос, также участвовавший в скульптурном оформлении петербургского Казанского собора, Павловского парка и являющийся скульптором памятников царственных особ и других исторических деятелей. И. П. Мартос представил публике гравюру будущего памятника народным освободителям еще в 1807 году, его проект был одобрен лишь после победы в общем конкурсе в ноябре 1808 года.

В ходе работ было решено установить скульптурную группу не в Нижнем Новгороде, который исторически является местом сбора ополчения, а в центре Москвы, чтобы подчеркнуть значимость этого исторического события и посвященного ему памятника.

Малую и большую модели памятника скульптор Мартос продемонстрировал в 1812 и 1813 году. В бронзе скульптура отлита мастером-литейщиком В. П. Екимовым в 1816 году. К тому времени была проделана колоссальная работа: монумент стал самым крупным из единовременно отлитых памятников в Европе.

Пьедестал для памятника выполнен из трех кусков гранита мастером С. К. Сухановым в Петербурге, доставлен в Москву водным транспортом.

Памятник на Красной площади официально открыт в 1818 году; на момент открытия его поставили на наиболее почетном месте в центре площади, напротив нынешнего здания ГУМа.

Тем не менее, в 1931 году скульптура, изображающая национальных героев и возвышавшаяся посреди площади, оказалась помехой: не вписывалась в концепцию просторной парадной площади, на которой регулярно проводились торжественные шествия и демонстрации. В связи с этим монумент перенесли к храму Василия Блаженного.

Как добраться до памятника Минину и Пожарскому в Москве

Памятник возвышается в южной части Красной площади, чтобы дойти до него, можно ориентироваться на заметный издалека собор Василия Блаженного. Увидеть памятник, в отличие от монументов на территории Кремля, можно бесплатно — вход на Красную площадь в обычные дни свободный. Также знаменитый памятник, как правило, включается в большинство маршрутов пешеходных экскурсий по историческому центру Москвы.

На метро добираться нужно до станции «Охотный Ряд» или расположенных на одном транспортном узле с ней станций «Театральная», «Площадь Революции». Затем нужно пройти мимо красного здания Государственного исторического музея почти 600 метров через всю Красную площадь. Почти такое же расстояние и от метро «Китай-город», в этом случае нужно спуститься к южной части Красной площади по улице Ильинка.

На наземном общественном транспорте добираться удобно до остановки «Красная площадь» со стороны Васильевского спуска по улице Варварка. Пешком останется пройти совсем немного до собора Василия Блаженного, а затем обойти его до главного входа. Автобусы по маршруту — № 158, м5. От остановки у Васильевского Спуска идти до монумента ближе, чем от метро.

Панорама площади перед памятником от Google Maps

Видео

Памятник Минину и Пожарскому (Нижний Новгород) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — уменьшенная копия памятника, установленного на Красной площади в Москве. Памятник расположен в исторической части Нижнего Новгорода на площади Народного Единства, под стенами Кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. К. Е. Маковский (1839—1915)

История памятника уходит корнями в Смутное время. Россия находилась в польско-шведской осаде, а Москва была оккупирована поляками. Тогда, в 1611 году, в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал призывать народ к ополчению против польских интервентов. Его горячо поддержал городской совет, воеводы и духовенство. По звону колокола народ собрался в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. После службы Минин обратился к нижегородцам с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Тогда было принято решение о сборе средств для народного ополчения.

Также нужно было найти полководца для будущего ополчения. Нижегородцы решили просить возглавить его князя Дмитрия Пожарского. Знатный князь согласился не сразу и поставил условие, чтобы хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин.

В 1803 году было решено начать сбор средств на возведение памятника в честь Минина и Пожарского[1]. Иван Мартос сразу же взялся за дело. Первоначально предполагалось поставить памятник в Нижнем Новгороде. Но из-за того, что он имел очень большую ценность для страны, было решено установить его на Красной площади в Москве. 20 февраля (4 марта) 1818 год состоялось торжественное открытие памятника. А в Нижнем Новгороде, на территории Кремля, в 1828 году, установили обелиск в честь Минина и Пожарского взамен монумента. В 1910-х планировалось установить новый памятник Минину и Пожарскому в городе, но из-за начала революционных событий его завершить не успели[2], из материала, приготовленного для мемориала, коммунистами был изготовлен памятник «Жертвам революции 1905 года», который был установлен на пл. Свободы.

В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков решил устранить эту историческую несправедливость и установить копию московского памятника в Нижнем Новгороде. Он предложил скопировать памятник знаменитому российскому скульптору Зурабу Церетели.[3] И уже 4 ноября 2005 года состоялось торжественное открытие памятника на новой площади Нижнего Новгорода — площади Народного Единства. Выбор места оказался не случайным — ведь именно отсюда началось народное ополчение 1611 года.

  • Монумент, который стоит в Нижнем Новгороде, на 5 см меньше оригинала.
  • Надписи на пьедесталах различаются:

Памятник в Москве.

Памятник в Нижнем Новгороде.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.

Идея композиции

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.

Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

В Ярославле открыли памятник Минину и Пожарскому — Российская газета

Место установки памятника исторически выверено: на этой территории, в самом центре города, 400 с небольшим лет назад располагалось собиравшееся со всех окрестных и дальних земель движения основали здесь храм, а спустя несколько лет, в этом месте был построен еще и монастырь, получивший свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия.

Скульптурная композиция представляет собой высокий крест с ликом Христа, который заслонили собой два русских воина.

- Это очень символичная история. 400 лет тому назад был заложен этот монастырь, и сегодня мы видим новую страницу в истории обители и всего Ярославля. Памятник Минину и Пожарскому есть на Красной площади в Москве, есть в Нижнем Новгороде, но они другие. Установленный в Ярославле памятник - удивительный, уникальный. Это совершенно новый взгляд на подвиг наших предков, - сказал на открытии монумента заместитель министра культуры РФ Николай Овсиенко.

По словам губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, скульптурная композиция создавалась на народные деньги - пожертвования простых горожан и юридических лиц. Да и непосредственное место ее установки выбирали из предложенных вариантов тоже сами ярославцы, для чего на портале облправительства был проведен опрос. Естественно, и долгожданное открытие памятника было многолюдным, несмотря на дождь. Многие пришли с детьми.

- Мы видим крест, Спасителя и вооруженных воинов у креста. Вся эта композиция словно передает нам слова, которые произносили наши предки: "За веру православную и Русь святую!". Открытие такого монумента - свидетельство того, что мы не Иваны, не помнящие своего прошлого, - считает митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеймон.

Автор и руководитель проекта - лауреат Государственной премии РФ, народный художник России Николай Мухин. Всего же над мемориалом высотой семь метров работали около сорока человек - художники, архитекторы, скульпторы.

- Я стою сейчас здесь и мысленно представляю людей, то ополчение, которое здесь собиралось четыре века назад, - поделился эмоциями Николай Мухин. - Именно отсюда ратники шли на Москву и освободили ее, освободили не только нашу столицу, но и сохранили главное - веру православную для нашего государства. Я рад, что историческая справедливость восстановлена. Великая честь - участвовать в таких проектах.

Памятник Минину и Пожарскому: кто и как изображён : the_morning_spb — LiveJournal

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610–1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.



1. Минин. Одежда представителя народа не стилизована под античную: туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нём порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, ещё не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своём имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Её текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Иван Петрович Мартос
1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764–1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804–1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Источник


Верхние Торговые Ряды в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа. 1850-е гг.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве — подробная информация с фото

Видео: Памятник Минину и Пожарскому

Основные моменты

Памятник Минину и Пожарскому

Увековечение в бронзе таких деятелей, как Кузьма Захарович Минин (Сухорукий) и Дмитрий Михайлович Пожарский – именно они возглавили Второе народное ополчение в годы Смуты – символизировало два важнейших события в летописи нашего Отечества. Первое – это освобождение Руси от польско-литовских и шведских интервентов в 1612 году, второе – победа в Отечественной войне 1812 года, тоже ставшей «народной войной» за свободу и независимость. Земской староста Минин и князь Пожарский, пожалуй, как никто другой подходили на роль этих символов – очень важных в деле воспитания чувства патриотизма и любви к Родине.

Монумент столь выдающимся личностям заметно выделяется среди достопримечательностей российской столицы. Во-первых, он находится в самом узнаваемом месте Москвы, а имена его персонажей давно стали хрестоматийными. Возле него всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на его фоне. Во-вторых, у памятника Минину и Пожарскому есть собственная история – интересная, увлекательная и познавательная, о которой нельзя не рассказать…

Из истории памятника Минину и Пожарскому

С идеей построить такой монумент в 1803 году выступили представители интеллигенции, а именно участники одной известной литературно-общественной организации – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, которое существовало в Петербурге в первой четверти XIX века. О ней сразу же проинформировали императора Александра I Павловича, который к инициативе «снизу» отнесся благожелательно. Тут же огласили конкурс на лучший проект, победитель в котором определился только в 1808 году: им стал известный скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. После этого императором был издан указ, согласно которому сбор средств на строительство памятника начался по всей стране. К 1811 году денег оказалось достаточно, чтобы работы могли стартовать. При этом Москва как место установки скульптурной группы поначалу вообще не рассматривалась: ее предполагалось поставить в Нижнем Новгороде. Почему? Во-первых, в этом городе Минин родился, во-вторых, именно здесь было сформировано ополчение против иноземных захватчиков.

Портрет Ивана Петровича Мартоса

Скульптору во время работы над памятником Минину и Пожарскому позировали… его собственные сыновья. Сегодня трудно сказать, насколько они были крепкими по своему телосложению, но исторические герои получились напоминающими античных богов. Конечно, такой вид скульптур обусловил и тот факт, что Мартос являлся убежденным последователем классического стиля. Однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что мастер изобразил все же русских, а никаких не эллинов – об этом говорят отдельные детали фигур. Например, одеяние Минина очень напоминает вышитую рубаху, которая была повседневной одеждой, а волосы пострижены «в скобку», что тоже было традиционно для Руси XVII века.

Стоит отметить, что создание памятника Минину и Пожарскому находилось, говоря современным языком, под общественным контролем. В народе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видели в будущей скульптуре символ непоколебимости русского духа перед лицом чужеземных захватчиков и с большим интересом следили за реализацией этого, без преувеличения, проекта национального масштаба. Почему монумент все же решили установить в Москве? Взвесив все за и против, решили, что хотя ополчение было собрано в Нижнем Новгороде, победа над польскими интервентами имеет огромное значение для всей России, поэтому уместнее этому памятнику находиться все же в первопрестольной.

На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди, на плавку которой понадобилось без малого полдня. Гранит для пьедестала привезли из Финляндии, а в белокаменную его доставили из Петербурга по воде. Маршрут был такой: сначала Мариинским каналом направились в Рыбинск, затем путь пролегал по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, потом вверх по Оке до Коломны и на завершающем этапе – по Москва-реке. Постамент, который изготовил камнетес Самсон Суханов, состоял из трех цельных кусков.

Памятник на открытке 1883 года

Памятник Минину и Пожарскому установили в самом сердце Красной площади, прямо напротив Верхних торговых рядов (сейчас в этом здании находится ГУМ) и лицом к Кремлю. За это место высказался сам И. П. Мартос. В церемонии открытия монумента 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года приняли участие Александр I и члены императорской фамилии. По этому случаю собралось очень много людей, состоялся парад гвардии. Кстати, государь хотел, чтобы памятник стоял к кремлевским стенам спиной, как бы заслоняя от интервентов. Мартос же считал, что если Минин и Пожарский будут, наоборот, смотреть на Кремль, то это более точно отразит исторические реалии того времени: он тогда как раз был занят врагами, а предводители ополчения призывали народ идти и освободить его.

В 1931 году власти решили переместить памятник к собору Василия Блаженного, поскольку на старом месте он мешал парадам и демонстрациям, в советский период проводившимся здесь очень часто. При этом памятник Минину и Пожарскому продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей Москвы. Уже в наше время каждую зиму рядом с монументом начали заливать каток. Это стали делать не так давно, возродив тем самым добрую традицию, существовавшую с конца XIX столетия.

Особенности памятника

Скульптурная группа изображает Кузьму Минина, вручающего меч Дмитрию Пожарскому, что символизирует призыв к поднятию народного восстания для освобождения Руси от чужеземцев. Пожарский сидя принимает меч правой рукой, левой опираясь на круглый щит. На постаменте высечена надпись, свидетельствующая о том, что памятник посвящен этим двум выдающимся историческим личностям. И добавлено: «Благодарная Россия, 1818 год».

Кроме того, пьедестал украшен горельефами. Передний изображает простых людей – истинных патриотов, которые жертвовали своим имуществом на благо Родины. На левом изображен сам скульптор Мартос: запечатлен момент, когда скульптор отпускает своих сыновей на защиту родного Отечества. Один из них в 1813 году погиб. На заднем горельефе можно узнать князя Пожарского, изгоняющего из Москвы польских захватчиков.

МечФигура Дмитрия ПожарскогоЩит с изображением Спаса Горельеф на передней стороне памятника с посвящениемГорельеф на задней стороне памятника, изображающий изгнание поляков из России

Интересные факты

Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.

А вот надпись на памятнике Минину и Пожарскому подверглась критике со стороны Александра Сергеевича Пушкина. Поэт прямо высказал свое неудовлетворение тем, что данные на «гражданина Минина» упомянуты не полностью и их «не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». То есть, по его мнению, надо было указать, что он «мещанин Косма Минин по прозвищу Сухорукой» или «Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства».

Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.

Так, в мае 1817 года, когда отлитый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву, специально запланировали заезд в Нижний Новгород. Это было сделано в знак благодарности нижегородцам и признания их героизма в Смутное время, а также для того, чтобы местные жители смогли воочию увидеть монумент. После этого в городе, которому судьбой было уготовано стать родиной ополчения, установили мраморный обелиск в честь Минина и Пожарского.

Обелиск Минину и Пожарскому в Нижнем НовгородеКопия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.

Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.

Каминные часы, Воронцовский дворец в КрымуКаминные часы, музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве

Как добраться

Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Фото памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это первый памятник в столице, сооруженный не в честь государя, а в благодарность народным героям. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, стал лучшей его работой. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.

Из истории

В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде, поскольку   именно здесь собралось Второе земское ополчение.

Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского.  Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Описание

Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина - его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке - щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.

Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.

Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.

Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади, а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного, чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.

В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля, рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.

Какие тайны хранит памятник Минину и Пожарскому — Рамблер/кино

Сегодня мы отмечаем удивительную историческую дату: двухсотлетие установки памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Его открытие состоялось 4 марта 1818 года, и это был первый на Руси памятник, установленный в честь народных героев, а не царских особ. А до XIX века обычая возводить монументы в России и вовсе не было — в память о выдающихся событиях строили храмы или часовни.

Идея установки памятника народным героям, которые возглавили народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от польской интервенции, принадлежала петербургскому интеллигентскому литературному «Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств». Император Александр I отнесся к инициативе благожелательно, и в 1803 году был объявлен конкурс проектов будущего памятника и сбор средств на его возведение.

Памятник и его создатели

{} Победителем конкурса стал проект известного скульптора-монументалиста Ивана Петровича Мартоса. Памятник собирались установить в 1812 году, к двухсотлетию победы над поляками. Но помешала война с французами. А после победы над Наполеоном возведение монумента стало делом национального масштаба. Ведь в будущей скульптуре русское общество видело символ крепости русского духа и консолидации всего народа перед лицом чужеземных захватчиков. Поэтому памятник решено было устанавливать не в Нижнем Новгороде, как планировалось вначале, а в центре Москвы, где и совершались все судьбоносные для страны события как в 1612, так и в 1812 годах.

В 1817 году скульптурная композиция наконец была отлита, причем вся целиком. И это был своеобразный рекорд, поскольку до этого ни один памятник в Европе не был отлит одним махом. Этим занимался мастер Академии художеств Василий Екимов. На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди.

Основание памятника украшено двумя горельефами работы скульптора Ивана Мартоса, один из которых изображает сбор народного ополчения. И, хотя события относятся к 1612 году, на нем скульптор изобразил себя самого, провожающего двоих своих сыновей на войну с Наполеоном. На втором горельефе князь Пожарский изгоняет польских интервентов из Москвы.

Пьедестал, который состоит из трех цельных кусков гранита, изготовил мастер Самсон Суханов. Затем готовый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву.

О каких событиях напоминает монумент

{} Почему же Минин и Пожарский оказались так любимы в народе? Ведь средства на памятник в их честь собирали всем миром. Пожертвования приходили от земств и частных лиц даже из самых дальних уголков России.

Известно, что эти герои возглавили народное ополчение, которое в 1612 году освободило Москву от польской интервенции. Именно этим событиям посвящен и День народного единства, который мы отмечаем ежегодно 4 ноября.

Но чтобы понять, насколько важным был этот момент в нашей истории, придется вспомнить, что состояние русского государства к тому времени было катастрофическим. Из-за борьбы за престол, которая развернулась после смерти царя Ивана Грозного, Россия оказалась ослаблена и расколота. Череда Лжедмитриев и других самозванцев перессорила все слои общества. Государство осталось без реальной центральной власти.

В этих условиях страна стала крайне уязвимой, чем тут же воспользовались соседи, захватившие часть русских земель. Вот что говорит в одной из своих лекций доктор исторических наук Игорь Данилевский: «Шведы на севере, поляки на западе, в Смоленске, где они захватили русскую делегацию во главе с Филаретом Романовым. Делегация эта вела переговоры с представителями польского короля Сигизмунда III. Польский король желал посадить на русский трон своего сына, малолетнего королевича Владислава».

Страна оказалась безо всякого руководства. По всей России в это время действуют самые разные вооруженные отряды. Кого там только не было. Это литовские банды, польские и шведские военные отряды, недовольные казаки, которые ходили поддерживать Лжедмитрия, но остались ни с чем. И все эти отряды безнаказанно грабили местное население по городам и деревням.

А что же в Москве? Там правила боярская Дума. Но возле столицы стояли отряды, верные Лжедмитрию II, и московские бояре их очень боялись. Поэтому они пригласили в Москву отряды поляков, захвативших Смоленск. «Оккупация поляками Кремля началась с приглашения, которое они получили от боярской Думы, а точнее, от временного правительства, которое называлось семибоярщина. Это была роковая ошибка, и последствия ее пришлось оплачивать кровью», — говорит доктор исторических наук Николай Борисов.

В этих условиях на волне народного недовольства стихийно собирается первое народное ополчение, состоящее из дворян и их холопов, казаков и необученных военному ремеслу слоев населения. Это ополчение доходит до Москвы и даже занимает Белый город, но затем встречает отпор от поляков. Но, хуже того, в их рядах начинаются принципиальные разногласия, поскольку руководители ополчения не могут найти между собой общего языка. Дворянство поссорилось с казачеством, началась взаимная резня и ополчение распалось.

Причем тут церковь

{} Именно в этот момент ситуация меняется. «Сейчас не все знают, что Русская церковь веками была хранительницей культуры, служила ориентиром не только духовным, общественным, но и политическим, — говорит историк, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерина Алексеева. — Время смуты начала XVII века — самый яркий пример объединяющей роли церкви в истории государства Российского. Никто не ожидал, что в ситуации затяжного политического кризиса можно найти выход. Бит и выгнан из столицы первый Русский патриарх, морят голодом и держат под стражей следующего святителя — патриарха Гермогена, московские бояре предали город польскому гарнизону, на русский престол готовы выбрать королевича из веками соперничающей с Русью Речи Посполитой».

«Но полякам оказали сопротивление монахи Троице-Сергиева монастыря — 16 месяцев длилась оборона. Из заточения в Кремле патриарх Гермоген рассылает письма городам русским с призывом отдать свои жизни за Отечество и веру — и собирается народное ополчение. Пожалуй, не было в истории, и неизвестно, будет ли еще, другого примера, когда лучшие силы русского народа объединились не властью князя или царя, а силой веры и любви к православной церкви и Отечеству. Никогда больше не было у церкви столь естественного государственного, политического и духовного авторитета», — рассказывает Алексеева.

Подробности про Минина и Пожарского

{} Призыв патриарха Гермогена оказывается услышанным на востоке страны, в Нижнем Новгороде. Нижегородский земский староста, мещанин Кузьма Захарович Минин (Сухоруков), обращается ко всему народу со страстным призывом собрать средства на то, чтобы вооружить новое ополчение, которое освободило бы Москву и навело бы порядок в стране.

«Это был потрясающий шаг, который был поддержан огромным количеством людей, — говорит Игорь Данилевский. — Надо сказать, что это было настоящее народное движение, когда и городские низы, и городской посад в целом, и дворянство, и князья слились в едином порыве. И порыв этот был направлен только на одно: освобождение столицы и наведение порядка в стране».

Воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого Минин знал лично, и к которому решено было обратиться с просьбой возглавить ополчение, к тому времени уже прославился знанием тактики и личной храбростью. Согласившись повести ополчение на Москву, он с первых дней показал себя незаурядным стратегом и искусным политиком.

Ополченцы, двигаясь на север, а затем к Москве, проходят через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. К ним присоединяются всё новые и новые отряды. За полгода ополчение превращается в большую армию, которая подходит к Москве и осаждает ее. В результате второе ополчение выполняет свою миссию.

«Поляки сдают Кремль, и наступает совершенно новый период в развитии страны, — говорит Игорь Данилевский. — Теперь встает вопрос, кто же станет новым царем. Среди прочих претендентов в этих выборах участвовал и князь Дмитрий Пожарский. Но в последний момент на заседание Земского собора, который должен был решить этот вопрос, приходят казаки, которые предлагают своего кандидата. И этот кандидат устроил всех. Юный Михаил Романов, сам еще почти мальчик, но сын Филарета Романова, авторитет которого признают все слои общества. И на российском престоле оказывается новый царь, который стал родоначальником династии Романовых. Этим и завершается длительная эпоха смутного времени». Зачем коммунисты подвинули памятник

{} Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был первоначально установлен. «И это символично, — говорит член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. — Сейчас он находится перед храмом Василия Блаженного, и Минин рукой показывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Минин показывал Пожарскому рукой на Кремль: „Иди и освободи!“. Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством мавзолея». Еще бы, ведь если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на мавзолей, что рождало бы в обществе нездоровые ассоциации и новые присказки. Этого большевики никак не могли допустить. Были даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного.

«И это символично, — говорит Александр Копировский, — ведь в нашей стране большевики действительно многое сдвинули со своего законного и исторического места, в том числе и церковь, и народное единство, и лучшие качества народа, с которыми это единство было связано, посеяв в людях страх, вражду и недоверие. Сегодня этот, как и многие другие памятники, уцелевшие, разрушенные и перемещенные, должен напомнить нам о той России, которую мы потеряли. Пусть обращение к нашей подлинной истории ставит перед нами вопрос о том, как возродить в народе красоту, доброту, как вернуть на место то, что было «сдвинуто» и до сих пор не возвращено на свое место».

Познай Дзен с намиПодпишись на нас в Telegram

Узнай Москву в событиях

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому – бронзовая статуя, выполненная известным русским скульптором Иваном Мартосом. Памятник был установлен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади в 1818 году и символизирует силу и величие русского народа, его свободолюбивый дух.
     Это была первая скульптура в Москве, установленная в честь народных героев, в память об освобождении России  от польского нашествия. В истории России - это были Смутные времена. После смерти Ивана Грозного и Бориса Годунова страна стала легкой добычей для врагов: поляк, литовцев, шведов, немцев. Минин и Пожарский сплотили народ, организовали ополчение. Минин собирал пожертвования для народной армии, а Пожарский возглавил русский народ и повел его на борьбу с врагом. После трех лет ожесточенной войны русское войско одержало победу над врагом [2].
     В 1803 году члены “Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств” организовали для памятника сбор пожертвований. Скульптор Мартос работал над ним  14 лет, не прерываясь [4].  Памятник Минину и Пожарскому хотели установить в Нижнем Новгороде, на родине ополчения, но скульптор убедил императора Александра 1 установить монумент в Москве [1].
      На прямоугольном постаменте изображены стоящие Минин и Пожарский. Минин, вытянув левую руку, указывает на Москву. Пожарский, высоко подняв щит, устремляется вперед, к битве с врагами. Фигура Минина главенствует в композиции. Призывный жест руки призывает не только Пожарского, но и обращена ко всему народу, призывает его на борьбу. С задней стороны видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского, символизирующие крепкое единство обоих героев. Меч в скульптуре - не только оружие, но и символ единства устремлений, помыслов и воинской доблести [3]. Памятник прославляет еще один подвиг русского народа – Отечественную войну 1812 года. На Россию напал Наполеон,  и Москва оказалась в руках врага, но была вновь освобождена. Сражаясь в армии Кутузова, погиб один из сыновей скульптора. Основание памятника украшено барельефами. Мартос на лицевом барельефе изобразил сцену родительского благословения и подчеркнул духовную связь поколений.  Подчеркивая подвиг россиян, Мартос  изображает сцену сбора пожертвований. На втором барельефе изображены эпизоды сражений русских войск, сосредоточенные и суровые лица ополченцев [2].  На памятнике нанесена надпись: Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия [4]
     Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года. По Красной площади прошел парад гвардейцев. Количество москвичей, собравшихся посмотреть на это событие, было невероятным [1].  Вначале памятник был установлен возле Старых торговых рядов, но затем в 1931 году был передвинут к Собору Василия Блаженного.

Источники
moscow.ru; 2. fb.ru; 3. Xreferat.ru; 4. liveimsk.ru


Автор статьи

Дубникова Анастасия Игоревна, ГБОУ Гимназия № 1591, 8а

Памятник Минину и Пожарскому - это... Что такое Памятник Минину и Пожарскому?

Координаты: 55°45′10″ с. ш. 37°37′21″ в. д. / 55.752778° с. ш. 37.6225° в. д. (G) (O) (Я)55.752778, 37.6225

Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Сюжет

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Рельефы на пьедестале памятника:

  • Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

  • Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

Памятная надпись на постаменте гласит:

История создания

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.[1] Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века. Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I[2]:II,III, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России[2]:III-VI. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы[2]:1-229.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.[2]:VIII-X Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он ещё более возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

Создание памятника

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года[3]. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств[2]:XI-XIII.

Отливка памятника была поручена Василию Екимову[2]:XIII — литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.[2]:XIV-XVII Вшено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.[2]:XVIII-XIX

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.[2]:XIX-XXIV

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).[2]:XI-XXIII

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии.[2]:XXV,XXVI

XX—XXI века

В 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010—2012 годах планируется капитальная реставрация памятника. За прошедшие годы монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с его восстановлением, рассматривается вопрос о его возвращении на историческое место[источник не указан 417 дней].

Копии и реплики скульптуры

Интересные факты

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.

Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.
  • 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому[4] работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.
  • В 1820 году французский мастер Пьер-Филипп Томир изготовил каминные часы в корпусе из позолоченной бронзы, воспроизводящем в миниатюре памятник Минину и Пожарскому. Скульптурная модель была изготовлена по гравюре, отражающей один из первых проектных вариантов. Заказ парижской мастерской сделал Н. Н. Демидов. Имеется несколько реплик, различающихся в деталях. Один экземпляр преподнесли императору Александру I, он хранится в петербургском Эрмитаже. Другая реплика находится в музее Петергофа.

Использование в символике

Примечания

Литература

  • Коваленская Н. Мартос (1752—1835) / Художник книги Н. Ю. Гитман. — М. - Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1938. — 140, [2] с. — 5 000 экз. (в пер.)

Ссылки

Памятник Минину и Пожарскому 2019 ✮ Куда сходить в Москве, Россия

  • В 1612 г. Козьма Минин собрал народное ополчение, которое возглавил Дмитрий Пожарский, для изгнания польских захватчиков, претендовавших на российский трон.
  • Памятник стоит перед Собором Василия Блаженного на Красной площади и установлен на народные пожертвования.
  • Ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона.
  • На щите Пожарского изображен лик Спасителя, а длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест.
  • По легенде, на рельефе под надписью скульптор Иван Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Оглавление

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям — один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы — на Красной площади, перед собором Василия Блаженного. Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма

Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась — на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается Русско-польская война. Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы — в Нижнем Новгороде — староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, — Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости. 

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде — ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зданием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением — кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на мавзолей Ленина. 

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента — скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, — босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой — в сандалиях, а Минин — в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре — знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя — он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энергии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Этот небольшой памятник стал ярким символом России и ее истории. Как писал поэт Николай Станкевич, обращаясь к памяти Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского: «Вам лучший памятник – признательность граждан, Вам монумент – Руси святой существованье!»

© 2016-2020 moscovery.com

Автор статьи:
Наталья Уварова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Смотрите также

Описание: