Где находится памятник никулину


Памятник Ю.Никулину на Цветном бульваре

Фото памятника Юрию Никулину на Цветном бульваре

Юрий Никулин – клоун всесоюзного и мирового масштаба, фронтовик, замечательный актер и выдающийся человек, ставший для многих поколений не просто кумиром, а светом во тьме повседневных трудностей и жизненных испытаний.

3 сентября 2000 года на Цветном бульваре перед зданием Московского цирка Никулина состоялось открытие памятника, в котором был увековечен образ доброго и отзывчивого человека, способного рассмешить любого, даже самого серьезного зрителя.

Проектировкой памятника занимался известный скульптор А. Рукавишников, который во время работы над своей идеей изучил множество фотографий, посвященных творчеству Никулина. Памятник представляет собой статую великого клоуна в своем незабываемом цирковом костюме, держащего ногу на подножке кабриолета, известного зрителю по популярнейшему кинофильму Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Номерной знак автомобиля имеет надпись «Юрий Никулин».

Изготовлением памятника Никулину руководил цирк на Цветном бульваре, который благодарен своим существованием Юрию Владимировичу, прошедшему в поисках средств для его капитальной реконструкции не один километр чиновничьих коридоров. Бронзовую статую клоуна отлили в Италии, а автомобиль в Минске, общий вес композиции составил 3,5 тонны, а стоимость производства памятника превысила 150 тысяч долларов.

По решению организационного комитета, занимающегося установкой металлического Никулина, памятное сооружение было размещено на тротуаре, хотя изначально предполагалась, что он будет установлен на одно из парковочных мест у проезжей части перед цирком. Столичное ГИБДД убедительно настояло изменить первоначальный план монтажа памятника, сославшись на трагические последствия после возможного столкновения со столь массивной металлической конструкцией.

Для москвичей памятник Никулину стал своего рода талисманом на счастье, прохожие в поисках удачи потирают различные места статуи клоуна, в особенности его нос, в творческой жизни, ставший незаменимым элементом образа.

Памятник Юрию Никулину в Москва

Для многих зрителей Юрий Никулин был одним из самых любимых артистов кино и цирка. Герои, которых играл Юрий Владимирович, иногда были серьезными, иногда немного нелепыми и смешными, но всегда – добрыми. Полвека Юрий Владимирович проработал в цирке на Цветном бульваре, вначале клоуном, а затем – директором.

Спустя некоторое время после смерти Юрия Никулина сотрудники ЗАО Цирк Юрия Никулина решили собрать средства и установить памятник своему бывшему руководителю. Воплощение идеи растянулось на два года - именно столько времени понадобилось актерам, чтобы собрать 350 тысяч долларов. Церемония официального открытия памятника Юрию Никулину состоялась 3 сентября 2000 года, тогда же памятник передали в дар городу. Автором скульптурной композиции стал Александр Рукавишников, которому удалось создать один из самых интересных памятников Москвы.

У входа в здание цирка на Цветном бульваре, на тротуаре стоит бронзовый кабриолет (на таком Юрий Никулин с товарищами разъезжал в фильме Кавказская пленница). Автомобиль выполнен в несколько уменьшенном масштабе, его эскизы выполнялись на компьютере по фотографиям из фильма, так как сам кабриолет находится в чьей-то частной коллекции. Дверца кабриолета раскрыта, и рядом с ней, одной ногой опираясь на подножку, стоит Юрий Никулин.

Общий вес памятника около 3,5 тонн. Кабриолет отливали в Минске, а более сложную фигуру Юрия Никулина изготовили в Италии. Во время установки памятника никакой охраны не предусматривалось, и директор мастерской сам дежурил возле него ночами, чтобы вандалы не похитили еще не до конца смонтированные детали.

Вначале памятник Никулину хотели сделать другим. Были варианты с цирковыми трапециями, также хотели изобразить Никулина уходящим, на фоне приспущенного занавеса. И место для памятника Никулину могло быть другим. Была идея поставить его на проезжей части. Выглядело бы так, что бронзовая машина припаркована на бульваре у здания цирка, но ГИБДД Москвы эту идею не одобрило.

Памятник Никулину в Москве у цирка на Цветном бульвар

 

Памятник Юрию Владимировичу Никулину - легендарному клоуну и артисту кино - был торжественно открыт в Москве у цирка на Цветном бульваре, 13 в 2000 году 3 сентября.

 

 

 

 

 

Скульптура выполнена в виде ростовой фигуры самого Никулина, будто выходящего из кабриолета, знакомого многим по кинокомедии «Кавказская пленница».

 

На артисте клоунский пиджачок и соответствующая обувь, на шею повязан галстук, а на голове шляпа-канотье. Сам автомобиль, чтобы не заглушать образ Юрия Владимировича, был выполнен не в натуральную величину, а в несколько меньшем масштабе, нежели его оригинал (сегодня находится в одной из частных коллекций).

 

На машине вместо номерного знака размещена табличка, надпись на которой гласит: «Юрий Никулин».

 

Стоит заметить, что в процессе работы над памятником рассматривалось несколько идей создания композиции, среди которых использование в скульптуре цирковых трапеций, а также опускающегося занавеса на фоне грустного клоуна в образе Никулина. В итоге, была принята концепция, объединившая в себе два амплуа артиста - цирк и кино.

 

Памятник Юрию Никулину в Москве создавали практически два года. Сам кабриолет отлили в Белоруссии - городе Минске, а вот скульптуру клоуна изготовили в Италии. Общий вес композиции составил порядка 3 с половиной тонн и обошелся устроителям в немалую сумму - 350 тысяч американских долларов.

 

Изначально, местом установки должна была стать проезжая часть рядом с цирком Никулина прямо у тротуара, на который затем его и вынесли при согласовании с ГИБДД столицы, не разрешившей загораживать проезжую часть.

 

Судить о популярности памятника Юрию Никулину, ставшему уже достопримечательностью Москвы, можно по блестящим частям скульптуры, которые прохожие натирают на счастье или удачу.

 

 

Предлагаем ещё посмотреть:

 

 

Посмотрите видео о самых необычных памятниках Москвы:

 

 

 

 

 

Последние добавленные на сайт статьи ...

 

Понравилась статья о памятнике Юрию Никулину на Цветном бульваре в Москве? Оставляйте отзывы в комментариях и делитесь ссылкой в соцсетях. Спасибо!

 

 

Памятники Никулину в Москве, великому клоуну и талантливому актеру

Памятник Никулину установлен около здания цирка. Сюда он приходил работать в течение 50-ти лет: сначала на арену, потом в кабинет директора.

Создавался памятник по инициативе сотрудников ЗАО «Цирк Юрия Никулина», средства для воплощения идеи в жизнь собирали всем коллективом.

Организационные моменты

Через какое-то время после смерти Юрия Владимировича стал очевидным тот факт, что цирк без своего директора осиротел. Хотелось, чтобы и зрителей, и коллег, как и раньше, встречал у входа клоун Никулин. Актеры собирали необходимые 350 тысяч долларов в течение двух лет. С этой целью они открыли подписку на добровольные пожертвования. 3 сентября 2000 года состоялось открытие памятника Никулину на Цветном бульваре.

По замыслу автора, А. Рукавишникова, Юрий Владимирович должен выходить из остановившейся машины. Для этого даже выделили парковочное место перед зданием, где планировалось установить композицию. Но идею забраковали в московской ГИБДД, которая, усмотрев угрозу безопасности движению от возможного столкновения автотранспорта с многотонной конструкцией памятника Никулину, наложила свой запрет. В результате парковочное место организовали на широком тротуаре. Получилось даже лучше. Как показали дальнейшие события, и москвичи, и гости столицы любят фотографироваться с великим клоуном. Они толпятся, выстраиваются в очередь, но при этом не мешают движению автотранспорта по Цветному бульвару.

Описание памятника у цирка

Фигура Юрия Владимировича выполнена в полный рост. Он опирается одной ногой на подножку автомобиля, двери которого гостеприимно распахнуты. Впечатление такое, словно он приглашает кого-то в машину. И сегодняшние посетители циркового представления с удовольствием принимают его зов.

Клоун Никулин в узнаваемом костюме для выступления, в шляпе-канотье, будто вышел на минутку к машине из здания, и детский голос его окликнул: «Можно мне посидеть в Вашей машине?» «Конечно, ребята, садитесь, только быстро. Скоро начало представления». Застывшая композиция памятника Юрию Никулину вызывает именно такие ассоциации, ведь он стоит у пассажирского места, здесь же приглашающе открыта дверца машины.

А посидеть хоть минутку хочется в таком кабриолете не только детям. Этот старинный автомобиль - к слову, собственность Ю.В. Никулина - участвовал в съемках «Кавказской пленницы». Автор памятника умышленно уменьшил его размеры, соблюдая при этом пропорции, чтобы фигура клоуна была доминантой композиции.

Скульптору удалось совместить профессиональные занятия Никулина. Мы видим клоуна, работающего в цирке, а благодаря примечательной машине, вспоминаем роли Юрия Владимировича в кино.

Деятельность артиста и клоуна

Свой трудовой путь Ю. В. Никулин начал после ВОВ. До этого он, призванный после школы на срочную службу в армию, прошел через бои советско-финской и Отечественной войн.

В 1946 году демобилизованный боец, не поступивший в театральные училища столицы, был принят в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре. Так родился великий и незабываемый клоун. Но в кино он все-таки снимался, и не единожды. В 1958 году он сыграл небольшую, эпизодическую роль в кинофильме «Девушка с гитарой». За этим последовало много комедийных и драматических ролей, благодаря которым он стал известен каждому жителю СССР.

Еще один памятник Никулину

Жизнерадостный, легкий в общении человек был любим не только зрителями. С Юрием Владимировичем, заражаясь его позитивной энергией, хотели общаться и коллеги, и представители власти. Отдавая дань таланту, профессионализму и человеческим качествам клоуна-актера, его погребли на Новодевичьем кладбище. Именно там находится еще один памятник Никулину в Москве.

Автором бронзовой композиции является также скульптор А. Рукавишников. Но здесь посетители видят другого Юрия Владимировича. Он в той же одежде и в шляпе-канотье, но перед нами не энергичный, доброжелательный клоун, а очень уставший человек. Представление закончилось, он, взяв пальто и свистнув собаке, пошел пешком к дому. Никуда не торопясь, идет по улицам, чтобы подышать воздухом, восстановиться эмоционально. Решив покурить, бросает пальто на бордюрный камень, садится, прикуривает и, задумчиво глядя перед собой, просто отдыхает. Недалеко от него растянулся на земле верный пес - у него тоже был нелегкий день.

Перед этим памятником Никулину можно стоять долго. Он открывает шутника, балагура, веселого человека с иной стороны. Несмотря на свое величие, он прост, понятен, а потому еще более дорог.

Памятник Никулину - Цветной бульвар, д.13

27.06.06/Добавлено редакцией/0
  • Другие названия: Памятник Юрию Владимировичу Никулину
  • Время работы: круглосуточно
  • Дата постройки: 2000г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: скульптор Александр Рукавишников
  • Адрес: Цветной бульвар, д.13
  • Метро: Трубная
  • Координаты: 37°37′15.26″E; 55°46′14.13″N

Памятник Юрию Никулину установлен на Цветном бульваре перед зданием Московского цирка Никулина. Юрий Владимирович Никулин – талантливый киноактер, один из  лучших цирковых клоунов, Народный артист СССР.

Трудно поверить, что долговязый худой парень, с неправильными чертами лица смог стать столь известной и популярной личностью. Неоднократные попытки Никулина поступить во ВГИК не увенчались успехом – комиссия не усматривала в нем никаких актерских способностей. Отчаявшись, Юрий потупил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, именно здесь талант Никулина раскрылся во всей красе. Цирку Юрий Никулин посвятил всю свою оставшуюся жизнь, в 1983 был назначен его директором.

Всенародная любовь и популярность пришли к актеру благодаря кинематографу ("Бриллиантовая рука", "Старики-разбойники", "12 стульев", "Кавказская пленница", "Самогонщики", "Пес Барбос и необычный кросс", "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" ). Талант актера был настолько велик, что даже эпизодические роли Никулина запоминались зрителю, а песни, которые он исполнял, тут же подхватывались: "А нам всеравно…", "Если б я был султан".

Помимо актерской и цирковой работы Юрий Никулин являлся бессменным ведущим доброй юмористической телепередачи "Белый попугай".

Памятник представляет собой скульптурную композицию, состоящую из самого Никулина в клоунском костюме и машины (похожей на ту, что снимали в "Кавказской пленнице"), из которой он выходит, припарковав ее у здания цирка. Оригинальный позитивный памятник ныне является одной из известных достопримечательностей Москвы.

Сколько в России памятников Юрию Никулину?

Так, сейчас попробуем подсчитать. Я так понимаю, что в счёт идут не только памятники самому Юрию Владимировичу Никулину, но и его киноперсонажам. Итак:

I. В Перми в 2010 году напротив кинотеатра «Кристалл» установили памятник «Гайдаевской тройке», то есть Трусу (Георгий Вицин), Балбесу (Юрий Никулин) и Бывалому (Евгений Моргунов).

II. В городе Сочи в 2011 году у здания Морского вокзала установлена скульптурная экспозиция, изображающая памятный кадр из фильма «Бриллиантовая рука», ведь некоторая часть фильма снималась как раз в этом месте, да и вообще в Сочи. В экспозиции киноперсонажи Юрия Никулина (Семён Семёныч), актрисы Нины Гребешковой (жена Семён Семёныча), а также их дети, мальчик и девочка. Семья провожает папу. Несколько поодаль стоят персонажи Андрея Миронова и Анатолия Папанова, ведь одному из них тоже предстоит отплытие за рубеж.

III. В славном городе Иркутск около здания цирка в 2012 году был установлен памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».

IV. Скульптурная композиция "Гайдаевская троица" есть и в Хабаровске.

V. Памятник Никулину в образе дворника Тихона из фильма "12 стульев" установлен в Москве около входа в гостиницу "Юность".

VI. Наверно, с кинообразами мы разделались, переходим к Юрию Никулину как к человеку, артисту, клоуну. Юрию Никулину, как и положено при большом народном признании, на его родине в городе Демидове Смоленской области в 2011 году был открыт памятник.

VII. Всё в том же 2011 году, в ноябре месяце, в городе Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.

VIII. На площадке перед Тюменским госцирком расположены бронзовые статуи всеми любимых клоунов: Карандаша, Юрия Никулина и Олега Попова.

IX. Ещё я не упомянула самый известный и наипервейший из памятников, который открыли 3 сентябра 2000 года напротив входа в Московский цирк на Цветном бульваре, в котором более 50 лет проработал Юрий Никулин.

Вроде как ДЕВЯТЬ. Но сюда не влез как-то памятник на Новодевичьем кладбище, где похоронен Юрий Владимирович Никулин.

Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину

  • Главная
  • Курская быль
  • Книга Памяти
  • История
  • Выставка
  • Фотоархив
  • Музыка
  • Читальня
  • Религия
  • Разное

Поиск

Курская быль

  • Красный уголок
  • Из истории края
  • Родные места
  • Земляки!
  • Альбом
  • Курские разности
  • Фоторепортаж
  • Хождение по Курску
  • Прогулка по улицам города
  • Городские памятники
  • Памятники губернии
  • Курск литературный
  • Справочная
  • Толкучка

Реклама

Календарь

<< < Май 2020> >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14

У памятника Юрию Никулину уже пять раз отрывали руль

Еще в разгаре спор, где установить памятник Святому Владимиру, как тему для очередной жаркой дискуссии подкинул Зураб Церетели, пообещав одарить москвичей тремя своими изваяниями. Народ зароптал: зачем нам новые истуканы а-ля Петр I? Проблемы монументального искусства волнуют москвичей не меньше, чем цены на продукты и война на Украине. Почему так? Об этом мы спросили Народного художника России, члена Российской академии художеств и потомственного скульптора в третьем поколении Александра Рукавишникова.

«НАШ ВЛАДИМИР ДОЛЖЕН СОРЕВНОВАТЬСЯ С КИЕВСКИМ НЕ РАЗМЕРОМ, А ДРАМАТУРГИЕЙ»

- Лично для меня важно не количество, а качество скульптур, которые заполонили не только Москву, но и все российские города, - переживает Рукавишников. - Сейчас, особенно в провинции, все зависит от мэра или губернатора: кто-то кому-то позвонил, замолвил словечко, использовал связи, пообещал сделать «быстро и дешево». Если советская скульптура была убога по содержанию, то теперешняя - еще и плохо сделана. Прежде, то ли профессиональных скульпторов было больше, то ли художественные советы, которые ныне практически упразднены, отсеивали посредственное, аморфное, вялое.

Не хочу никого обижать, но рядом с Москвой есть древний, красивый город. Там храм на храме, начиная с Х века. И вдруг посреди этой абсолютной красоты выросли два монстра - Кирилл и Мефодий. Я знаком с руководством города - милые люди и я верю, что установили эту скульптуру они от души. Но, увы, чиновники не очень разбираются в тонкостях нашего ремесла. А население теперь должно любоваться этими уродцами.

- У москвичей положение не лучше. Современные памятники, в основном, заказывают нескольким известным скульпторам, к которым причисляют и вас в том числе…

- Конечно, было бы мило, если бы в Москве стояли скульптуры Микеланджело и Донателло, или Дмитрия Цаплина. Он - великий русский скульптор (часть работ Цаплина находится в Третьяковке и Русском музее - Ред.). В этот список можно добавить Веру Мухину, Анну Голубкину, Натана Альтмана… Но много гениев не бывает. В том числе среди скульпторов. К любому художнику, прежде чем он начнет влиять на сознание людей, нужно привыкнуть. Критерии оценки неоднозначны. Я много раз слышал, как про Микеланджело говорили: «Да, скульптор хороший: у его Давида все жилки видны»? Критерии есть в исполнительском искусстве, в музыке, в скульптуре они зашифрованы, поэтому надо доверять мнению профессионалов.

- То есть все тем же Церетели, Рукавишникову, Ковальчуку, Щербакову...

- На самом деле хороших скульпторов больше, чем тех фамилий, которые вы назвали.

Многие ругали Рукавишникова за то, что на надгробии «Никулин курит». А еще собака у его ног лежит... Фото: предоставлено мастерской Александра Рукавишникова.

- Кстати, многие из них преподносят свои творения в дар городу. Это тоже уловка, благодаря которой насаждается именно их искусство в Москве. Как раз Церетели собирается три памятника подарить городу.

- Ничего сказать не могу. Этих вещей я еще не видел. Но форма дарения принята во всем мире. Другой вопрос, кто дарит: Пикассо или Вася Пупкин. Я участвовал в конкурсе на памятник Сергею Радонежскому. Выиграл конкурс. Потом у города не нашлось денег. Я обратился в храм Сергея Радонежского на Таганке и предложил за свой счет сделать памятник, потому что неправильно, что такому великому человеку не установили в Москве памятник да еще в юбилейный год.

- Наверное, было не до Сергия, когда с Владимиром не можем разобраться.

- Я тоже участвовала в конкурсе, который в итоге выиграл Салават Щербаков. По моему мнению, этот памятник должен быть невысоким, чтобы с Владимиром, установленном в Киеве, не размером соревноваться, а драматургией и внутренним состоянием. Мы предлагали установить его ниже смотровой площадки.

«КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ САМЫЕ НАДЕЖНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ»

- Некоторые городские скульптуры пользуются особой народной любовью. У вашего «Нулевого километра» на Красной площади всегда толпа. Люди фотографируются, бросают монетку. В чем смысл ритуала?

- «Нулевой километр» - это еще советская история, в свое время по нелепости не воплощенная. В этой композиции по частям света расположены животные. Чиновникам из ЦК партии этот памятник показался двусмысленным. Кто-то придумал, что каждый из них символизирует конкретного члена Политбюро. Установили его только в наше время, когда подобных аллюзий уже не видели. И народ нашел свой смысл: бросать монетки от нулевого километра. Куда денежка упадет, в том направлении ищи жениха или невесту.

- Любовь к памятнику, наверное, связана с уважением к самому персонажу. Например, вашего Никулина на Цветном бульваре затерли «до дыр»....

- Ладно бы только терли, но от скульптуры отрывают то бронзовый руль у автомобиля, то зеркала. Вандалов догоняют, ловят, и все равно история повторяется. На автомобиле Никулина уже пять рулей поменяли! Винить только российский менталитет глупо - та же историю с моим памятником Набокову в швейцарском Монтре - у того постоянно «уводят» пенсне.

Своего «Святого Владимира Крестителя» Рукавишников предлагал установить ниже смотровой площадки на Воробьевых горах. Фото: предоставлено мастерской Александра Рукавишникова.

- Есть еще один пласт скульптуры - это надгробия. И там тоже кич встречается, вроде гранитного бюста министру связи с телефонной трубкой у уха...

- Многое шокирует. Хотя упрекали и меня, грешного, в том, что «Никулин на кладбище курит» (Рукавишников делал надгробия Владимиру Высоцкому, Александру Гомельскому, Игорю Моисееву, Юрию Никулину - Ред.). И за бронзовую собаку у его ног тоже ругали, мол, на православном кладбище не место животным. Но такая подробность, на мой взгляд, рисует характер, Никулин любил животных.

- Бандитам тоже делали надгробия?

- Не бандитам, а криминальным авторитетам. Последним из них был Вячеслав Иваньков (знаменитый Япончик - Ред.). Пришли вежливые ребята и сделали заказ, чтобы в памятнике была своя философия, как покойный относился к жизни, к заточению. Кстати, как заказчики они очень надежные люди И у них есть слово чести.

- А каких скульптур Москве не хватает?

- Любых, но только хороших. Во Флоренции и Риме скульптур в десятки раз больше, чем в Москве. А у нас что ни поставь, все вызывает критику. Если конкретно, нам не хватает скульптур кинетических, формалистических, цветных. В общем, современных в хорошем смысле слова. У нас ложное представление о скульптуре как о памятнике. Поэтому повсюду стоят дяденьки на постаментах с крестом в руке либо с мечом, в зависимости от конъюнктуры.

"Пророчество сбылось". Какие тайны хранит "город мертвых" в центре Москвы

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отправить еще раз

Едва ли не каждое погребение здесь — памятник государственного масштаба. Хрущев, Булгаков, Ельцин, Маяковский, Шаляпин — список можно продолжать бесконечно. Как и всякий «город мертвых», Новодевичье кладбище окутано легендами. Под звон колоколов монастыря по соседству сотни туристов ежедневно ищут захоронения своих кумиров, а родственники великих приходят навестить могилы предков. Чем удивит главный некрополь России — в репортаже РИА Новости.

 

«Паломничество памяти»

Могила Чехова припорошена снегом. Рядом стоит молодой человек и с отстраненным видом смотрит на памятник в виде часовни. Крышу венчают «три сестры» — три металлических башенки. Остроносый блондин держится за ограду, ее узор точь-в-точь повторяет нижнюю часть мхатовского занавеса работы Шехтеля — драматург создал для этого театра не одно произведение.

— На могиле его брата огромный букет цветов, а у самого Чехова — только несколько засохших роз. Странно, вы не находите? — спрашивает он.

Даниил Киселев, как и Антон Павлович, врач. Сюда приходит не первый раз к любимым писателям — Чехову и Булгакову. Эти визиты он называет «паломничеством памяти». После непродолжительного разговора, вежливо попрощавшись, молодой человек удаляется по «мхатовской аллее», минуя могилы Станиславского, Немировича-Данченко, Москвина и других театральных деятелей.

Разворачиваемся на 180 градусов — перед нами место, где покоится Гоголь. Его перезахоронили со Свято-Даниловского кладбища в 1931 году. При вскрытии могилы присутствовали литераторы, в том числе писатель Владимир Лидин. В дневнике он оставил запись: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся…»

Лидин признается, что «позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вставил в футляр первого издания «Мертвых душ».

Однако старший экскурсовод ГБУ «Ритуал» Виталий Романов сомневается в правдоподобности воспоминаний: «Красивая легенда, литераторы такое любят. Поймите, за 79 лет никакой сюртук сохраниться не мог».

Впрочем, есть и достоверные сведения о могиле Гоголя, не уступающие легенде. «При перезахоронении на Новодевичье кладбище перенесли только саркофаг. А надгробный камень с фразой из Нового Завета «Ей, гряди, Господи Иисусе», который служил основанием для креста и потому назывался «голгофой», за ненадобностью унесли на хоздвор. И все-таки сейчас он здесь. Пойдемте, покажу где», — увлекает за собой экскурсовод.

«Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью»

Мы неспешно движемся по старой части кладбища — вдоль краснокаменной стены, где сейчас колумбарий.

— Некрополь появился еще при отце Ивана Грозного — Василии III: на дороге к Смоленску в честь его освобождения от католической Литвы здесь воздвигли Новодевичий женский монастырь. При нем хоронили духовенство и знать: к примеру, сестру Петра I царевну Софью Алексеевну. Тогда монастырь находился за городом, теперь это почти центр — станция метро «Спортивная», — на ходу поясняет Романов.

К XIX веку население Москвы значительно увеличилось — выросло и кладбище.

— За южной стеной монастыря освятили 2,7 гектара земли. До 1918 года тут хоронили по православному обряду. После христиане, мусульмане, иудеи и атеисты смешались. К примеру, самоубийца Маяковский, высмеивавший религиозность, тоже покоится на Новодевичьем. Для советской власти религия не имела значения, главным было общественное положение.

Но мест для великих все равно не хватало: в 1949-м к кладбищу присоединили новую территорию, а в 1970-х — новейшую. 

Общая площадь некрополя сегодня — 7,5 гектара, тут более 28 тысяч захоронений, включая колумбарий.   

Приближаемся к массивному камню. Еще снегопад-другой — и его можно было бы принять за сугроб. Вооружившись метлой, Виталий энергично смахивает с камня белое покрывало. Проступают буквы и складываются в известную любому русскому человеку фамилию — Булгаков.

— Здесь покоятся Михаил Афанасьевич и его жена. За восемь лет до смерти Булгаков в письме к другу Павлу Попову обращался к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». Когда он умер, жена Булгакова, зная о судьбе «голгофы», отыскала камень на хоздворе и установила на могиле мужа. Только вверх тормашками, поэтому новозаветной фразы не видно. Пророчество сбылось, а Елена Сергеевна теперь лежит рядом с мужем», — заключает Виталий.

В его речь вмешивается звон колоколов Новодевичьего монастыря — ровно полдень.

Дослушав перезвон у надгробия автора «Мастера и Маргариты», сворачиваем на узкую тропинку между могилами. Вот надгробная скульптура «Мысль» на могиле Меркурова его же собственной работы. Зима справила скульптуре белую папаху набекрень и заботливо укутала белым шарфом. Не верится, что костюм нерукотворный. Однако позже мы встретим еще много монументов в таком убранстве.

При жизни Меркуров создал мемориал авиаконструктору Поликарпову (среди его разработок, в частности, — известный всем «кукурузник»). Скульптура изображает падение Икара: одним крылом он прикрывает лицо, другое еще расправлено. Приглядитесь к фамилии конструктора: мифический персонаж выбран не случайно.

«Не Эйнштейн, а Эйзенштейн»

Заходим вглубь старой части Новодевичьего. Перед нами умирающий белый лебедь на могиле оперного певца Леонида Собинова работы Веры Мухиной. Кажется, мраморное изваяние сейчас выпрямит шею, взмахнет крыльями и взлетит.

— Кладбище раскрывает талант великих скульпторов с неизвестной нам стороны. Особенно советских: ведь по большей части они выполняли госзаказы и были поставлены в жесткие рамки. Сравните брутальных «Рабочего и колхозницу» и тонкошеего лебедя — абсолютно разные грани творчества одного и того же художника, — рассуждает Романов.

А вот захоронение самой Мухиной очень скромное.

— Она погребена рядом с мужем — доктором Алексеем Замковым. «Для людей я сделал все, что мог», — выгравировала супруга на его плите. «И я тоже», — приписала ее ученица, работавшая над усыпальницей Мухиной.

Лирический рассказ прерывает иностранная речь.

— Мы пришли разыскать могилы Эйнштейна и жены Сталина, но заблудились. Не подскажете, где они? — обращается итальянец.

Перевожу просьбу экскурсоводу.

— Эйнштейн умер в Америке, его тело кремировали, а прах развеяли, здесь — режиссер Сергей Эйзенштейн. Как всегда, напутали. Жена Сталина — прямо и налево, — качая головой, объясняет Романов. — Странные люди, купили билет с бесплатным гидом, а гида не взяли. Вот и мучаются теперь.

— Режиссера нам не надо, — подрасстроились итальянцы и побрели к могиле супруги советского вождя.

За год работы экскурсовод перевидал самых разных иностранцев.

— Летом их пруд пруди. Туристов из Китая, к примеру, интересуют в основном несколько могил. Они часто плачут у захоронений Героя СССР Зои Космодемьянской и скрипача Ойстраха. У надгробия музыканты включают его записи. Для Ойстраха писали в том числе Шостакович и Прокофьев — они тоже лежат здесь.

На могильной плите Дмитрия Шостаковича изображена композиция из четырех нот, сочетание которых он обязательно включал в каждое произведение. Если ноты обозначить латинскими буквами, получается DSCHA, то есть инициалы Шостаковича.

Оглушительная вечная пауза

Другой музыкальный шифр — на захоронении композитора Шнитке. Гравировка на камне — нотный стан. На нем знак паузы. Над ним фермата, символизирующая вечность. Внизу — форте-фортиссимо: знак максимальной громкости.

— Все вместе можно расшифровать как «оглушительная вечная пауза». То есть смерть, — объясняет наш проводник по «городу мертвых».

Белым мрамором ослепляет памятник Федору Шаляпину: «3D-копия» с портрета кисти Коровина.

— Не так давно мы провели технические работы по «обелению» камня. От времени он сильно почернел, — расскажет позже РИА Новости гендиректор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Хотя музеи и не отвечают за надгробия, они хранят память о наших великих предках, поэтому должны заботиться и о могилах. Ведь не у всех остались потомки.

Но даже если родственники живы, находятся неравнодушные, которые следят за усыпальницами кумиров.

— С дочерью Райкина Екатериной Аркадьевной и ветеранами театра приходим на его могилу почти каждый месяц, — говорит исполнительный директор Фонда поддержки и развития культуры им. А. И. Райкина Юрий Кимлач. — Обязательно в день смерти, в день рождения, перед 9 Мая и в день первого спектакля Ленинградского театра миниатюр — с него начинался «Сатирикон». Бывает, приезжаем, а букет от сына — Константина Райкина — уже тут: из-за большой загруженности у него свой график посещений.

Гуляя по кладбищу, мы тоже встретили родственников усопших. У могилы Леонида Полякова — архитектора станций «Курская» и «Арбатская» — орудует лопатой и метлой пожилая женщина. Она поспешила показать, что глухонемая, поэтому можно лишь гадать, кем ему приходится.

Навещает ли кто-то другого архитектора, лежащего здесь, неизвестно. Но Льву Рудневу и так повезло: его высеченный на стеле портрет вечно взирает на здание МГУ, виднеющееся вдалеке, — его главное творение.

какие тайны хранит Новодевичье кладбище – Москва 24, 29.06.2015

На Новодевичьем кладбище нашли последний приют Гоголь и Чехов, Станиславский и Вахтангов, Шостакович и Прокофьев. Здесь похоронены Ельцин, Хрущев, супруга Сталина Надежда Аллилуева и даже глава компартии Китая Ван Мин. Недавно на Новодевичьем кладбище отреставрировали 57 надгробных памятников известным деятелям искусства, науки и техники.

Фотокорреспондент m24.ru побывал в одном из самых крупных столичных некрополей и узнал, зачем Гоголя перезахоронили без головы и как камень "Голгофа" с его первой могилы попал к Булгакову, что зашифровано на памятнике Шостаковичу и почему диалог Веры Мухиной с супругом продолжился после смерти.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

  • Захоронения на территории Новодевичьего монастыря возникли еще в XVI веке. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, и могилы начали появляться у южной стены монастыря.
  • Галина Уланова производила на людей впечатление незащищенной и трогательно слабой женщины, однако имела чрезвычайно стойкий характер. Высеченная на грубом белом камне хрупкая фигура великой балерины отражает этот контраст.
  • Юрий Никулин на памятнике изображен в возрасте чуть старше 40 лет – таким, каким его запомнили и полюбили поклонники. В композиции памятника запечатлена любимица Никулина — собака породы ризеншнауцер, которую артист привез из-за рубежа.
  • Борис Ельцин был предан земле на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Могила первого российского президента расположена так, что она не соседствует с другими захоронениями
  • Тело скончавшегося в Германии от туберкулеза Антона Чехова перевезли в Москву в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц. Писатель похоронен рядом с могилой собственного отца. У подножия памятника сохранилась скандинавская "метка" — древнее графическое изображение христианского креста
  • Надгробием на могиле Михаила Булгакова служит камень "Голгофа" с места прежнего захоронения Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Этот ноздреватый черноморский гранит, по легенде, был привезен Константином Аксаковым из Крыма. Вдова Булгакова обнаружила "Голгофу" в мастерских Новодевичьего кладбища.
  • Памятник Константину Станиславскому создал известный скульптор Салават Щербаков. Надгробие представляет собой монумент с белоснежным крестом, под которым изображены легендарная МХАТовская "чайка" и ниспадающие портьеры.
  • На надгробии композитора Дмитрия Шостаковича изображены четыре ноты: ре, ми-бемоль, до и си. Если записать их латинскими обозначениями, то получится DSCH - инициалы композитора. Тема из этих четырех нот считается его визитной карточкой
  • Автор "Рабочего и колхозницы" Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на "старой" территории кладбища.
  • На памятнике Замкова сделана надпись: "Я отдал людям все", а на памятнике Мухиной, которая скончалась через 11 лет после смерти мужа, — "…И я тоже".
  • При перезахоронении Николая Гоголя, изначально погребенного в Даниловом монастыре, эксперты обнаружили, что череп автора "Мертвых душ" отсутствует. Кроме того, голова и тело писателя были повернуты набок. После этого поползли слухи, что Гоголя похоронили живым во время летаргического сна.
  • Скульптор Вера Мухина считала своим лучшим творением не "Рабочего и колхозницу", а мемориальную скульптуру в виде умирающего лебедя, сделанную для могилы оперного певца Леонида Собинова.
  • В середине 70-х годов вандалы сбросили памятник супруги Сталина Надежды Аллилуевой с постамента, после чего с него исчезли две чугунные розы. У самого памятника был отколот нос. После реставрации бюст поместили в пластиковый куб, про "пуленепробиваемость" которого ходили легенды.
  • Первоначально прах погибшего при загадочных обстоятельствах Владимира Маяковского находился в колумбарии Нового Донского кладбища. Позже в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.
  • Памятник Василию Шукшину скульпторы выполнили в виде куба и проходящей сквозь него стрелы без наконечника — символ оборвавшейся жизни. Сначала писателя и кинорежиссера хотели похоронить на родине в Сибири, однако целая плеяда известных людей настояла на том, что тело Шукшина должно покоиться на Новодевичьем кладбище.
  • Останки великого русского баса Федора Шаляпина были перенесены в Москву и захоронены на Новодевичьем кладбище спустя почти полвека после кончины великого певца — в 1984 году.
  • Территория Новодевичьего кладбища неоднократно расширялась. Общая площадь всех участков сейчас составляет более 7,5 гектаров. На кладбище захоронено около 26 тысяч человек.
  • Прах Зои Космодемьянской был перенесен на Новодевичье кладбище в мае 1942 года. Нынешний памятник, в отличие от своего советского идеологически выдержанного "предшественника", отражает трагичность судьбы первой женщины-героя Советского Союза военных лет и боль, которую ей пришлось пережить
  • Первоначально в качестве эпитафии для памятника академику Владимиру Вернадскому планировалось использовать его цитату: "Ничего в мире нет сильнее свободной научной мысли". Однако это высказывание не получило одобрение советской цензуры и было заменено на более "политкорректное".
  • За время Великой Отечественной войны Юрий Левитан озвучил около 2 тысяч сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. На памятнике главный диктор СССР изображен говорящим, рядом с ним неизменный спутник – микрофон.
  • Долгожданный памятник Вячеславу Тихонову открыли под сопровождение мелодии из фильма "Семнадцать мгновений весны". Бронзовая фигура "Штирлица", отлитая в Италии, возвышается на фоне барельефа по мотивам евангельского сюжета "Поклонение волхвов".
  • Бойцовский дух Артема Боровика скульптор Александр Рукавишников воплотил в фигуре гладиатора. Памятник дополнен фотографиями журналиста, чья жизнь трагически оборвалась в 2000 году в результате авиакатастрофы.
  • Автор памятника Никите Хрущеву— скульптор Эрнст Неизвестный, один из участников "разгромленной" генсеком выставки молодых московских художников в 1962 году. При помощи черно-белого цвета и ломаных линий скульптор хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры Хрущева
  • Новодевичье кладбище одна из самых популярных достопримечательностей среди китайских туристов. Все потому, что здесь похоронен один из бывших лидеров Коммунистической партии Китая Ван Мин, попавший в опалу после образования КНР и проведший последние годы жизни в СССР.
  • Легко узнать памятник выдающемуся советскому авиаконструктору Андрею Туполеву. На нем изображено дело всей жизни инженера - самолет и три звезды Героя социалистического труда. На машинах, созданных Туполевым, установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Смотрите также

Описание: