Где находится памятник лермонтову в кисловодске


Памятник М. Ю. Лермонтову в Кисловодске

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову появился в Кисловодске не так уж давно, в начале этого тысячелетия. В интернете можно найти разные даты установки памятника, это и 2001 год, и 2004 и даже 2007. Но все источники одинаково сходятся, что был май.

Памятник представляет собой фигуру молодого Лермонтова в офицерской форме, сидящего и смотрящего куда-то вдаль. Размер памятника чуть больше, чем в настоящую величину. Всего лишь два с половиной метра. Отлит он из бронзы.

Сначала памятник Лермонтову был установлен на Красном солнышке. Там он сидел и смотрел в сторону гор, в сторону Эльбруса. И сразу вспоминаются строки:

«Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ…»

Но спустя какое-то время памятник Лермонтову перенесли в Нижний парк на Лермонтовскую набережную и долгое время он любовался речкой Ольховкой. Этот перенос мотивировали тем, что Лермонтов, бывая в Кисловодске, гулял только в Нижнем парке, а в Верхний никогда не поднимался.

Жаркие споры о правильном местонахождении памятника Великому поэту не утихали несколько лет. И вот, в первых числах мая 2017 г. памятник вновь перенесли. Теперь он снова расположен на Красном солнышке.

Некоторые фото взяты с сайта https://turisticum.ru

Дух изгнания. Кто и зачем переставил памятник Лермонтову в Кисловодске | КУЛЬТУРА:Проблема | КУЛЬТУРА

Пошёл на понижение

«Вопрос о переносе монумента я слышу ежедневно от отдыхающих в санаториях, где выступаю с лекциями по краеведению, – говорит искусствовед Борис Розенфельд. – Недовольных очень много. Люди с возмущением отмечают, что новое место совершенно не подходит для этой скульптуры, что на вершине монумент смотрелся гораздо уместнее. Но прежде гости жаловались, что памятник Михаилу Юрьевичу расположен слишком высоко, подниматься на Красное солнышко тяжело и добраться до Лермонтова могут далеко не все».

В 2006-м памятник торжественно открыли на смотровой площадке, известной благодаря чудесному виду на окрестности Кисловодска. Одни краеведы утверждают, что Лермонтов любовался здесь горным пейзажем, другие говорят, что сюда он не поднимался, а гулял в Нижнем парке. Потому перенос памятника якобы исторически обоснован. Вот спустя 7 лет он и переехал пониже – на Лермонтовскую набережную. Правда у Ольховки Лермонтов оказался чересчур доступен – ребятня купается в речушке, а потом загорает на коленях у Поэта. Экскурсоводы предлагают гостям курорта спуститься и посидеть на бронзовой скульптуре.

Многие музейщики и краеведы региона считают, что столь вольное обращение с памятником Лермонтову неэтично. В соцсетях споры о переносе, состоявшемся два года назад, не утихают по сей день.

Вернуть на место

В государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова от истории с памятником открестились: не имеем к нему отношения.

«Вся эта ситуация с памятником М.Ю. Лермонтову в Кисловодске ничего кроме недоумения и сожаления вызвать не может, – говорит правнучатый племянник поэта Владимир Соколов-Лермонтов . – Она демонстрирует нравственную и историко-культурную «глухоту» тех, кто придумал и осуществил это перемещение. Нельзя забывать, что памятник – от слова «память». В памятнике обязательно присутствует сакральный смысл, он наполнен символами. А к этим вещам надо относиться не только бережно, но и предельно осторожно. Символы обладают скрытой, невидимой глазу, но абсолютно реальной и очень мощной силой воздействия. Попытки их «приспособить» для «удобства публики» чреваты печальными последствиями. Образ М.Ю. Лермонтова – один из символов России, её культуры, её творческого потенциала, самой сути души нашего народа. Место, где памятник стоял изначально, всё пространство, его окружающее были созвучны образу поэта и содержанию его творчества. Не было никакой нужды трогать его. Считаю, что памятник нужно вернуть на место».

Николай Ходов, народный художник РСО­-А: «Кисловодский памятник отливался в Смоленске специально для установки на Красном солнышке. Я не раз поднимался туда и мечтал – хорошо было бы установить здесь скульптуру поэта! Памятник задумывался к конкретному месту, как и положено. Это не раз обсуждалось с местными властями, согласовывалось. Поза, настроение созданного образа соответствуют расположению, а у меня, как у автора, даже не спросили – стоит ли переносить? Я передал памятник в дар Кисловодску, о чём свидетельствует надпись на монументе. Но дар был для конкретного места на горе. Куда памятник и нужно вернуть».

Смотрите также:

О судьбе памятников Михаилу Лермонтову в Кисловодске и Ставрополе

Третий год, приезжая на отдых в Кисловодск, наблюдаю пренебрежительное, если не сказать безнравственное, отношение к памяти великого поэта России М.Ю. Лермонтова. Речь идет о скульптуре, которая сейчас находится на Лермонтовской набережной в Нижнем парке.

История памятника такова. Он был торжественно открыт в 2006 году на площадке горы Красное Солнышко в Кисловодском курортном парке. Там впервые я его и увидела: поэт поднялся на горное плато, присел, любуясь изумительным видом величественного двуглавого Эльбруса… Чувствовалось, как все пространство вокруг словно дышит поэзией.

И это не случайно. Автор памятника народный художник Республики Северная Осетия – Алания Николай Ходов любит Кисловодск, часто бывает в городе. Он не раз поднимался на Красное Солнышко и именно здесь мечтал установить скульптуру М.Ю. Лермонтова с привязкой к конкретному месту, что и было согласовано с властями города. Монумент стал даром автора и осетинского народа Ставрополью.

Но спустя семь лет, не посоветовавшись с автором, бронзового Лермонтова... «переселили». Надо сказать, переносу предшествовали споры между краеведами. Одни говорили, что поэт вполне мог любоваться на вершине горным пейзажем, другие утверждали, что он не поднимался сюда, а гулял в Нижнем парке. Еще одна мотивация: некоторые гости Кисловодска жаловались на то, что памятник расположен слишком высоко и добраться до него могут далеко не все.

Зато на новом месте, у речки Ольховки, Лермонтов оказался чересчур доступен. Создается впечатление, что он просто сидит на тротуаре. Ребятня летом после купания в речушке загорает на коленях поэта. Да и взрослые, чтобы запечатлеть себя, взбираются на скульптуру. Мало того, возникло нелепое поверье: у Лермонтова надо загадать желание, а чтобы оно исполнилось, потереть его нос. И сверкает теперь на солнце нос поэта, отполированный руками многочисленных почитателей. Нечто подобное можно наблюдать и в Пятигорске у скульптур Кисы Воробьянинова в парке «Цветник» и Остапа Бендера у озера Провал. Но то литературные герои сатирического романа Ильфа и Петрова. А разве допустимо такое с гордостью России?!

В настоящее время в СМИ и соцсетях идет полемика по поводу возвращения скульптуры на прежнее место. Надеюсь, разум возобладает и победят те, кто считает, что столь вольное обращение с памятью поэта неэтично.

По возвращении из Кисловодска прошлась по лермонтовским местам родного Ставрополя. В каком они состоянии пребывают? Отрадно, что своим памятником М.Ю. Лермонтову ставропольцы могут гордиться. Он тоже имеет интересную историю. Решение о возведении монумента было принято в 80-е годы прошлого столетия. В газете «Ставропольская правда» был помещен «лермонтовский призыв», в котором предлагалось обсудить, где в городе должна стоять скульптура. Около двух лет ушло на опросы. Большинство склонялось к мнению, что памятник должен располагаться в сквере у драмтеатра им. М.Ю. Лермонтова. Ставропольским фондом культуры был объявлен конкурс, в котором победил проект ставропольского скульптора Н. Санжарова.

Любопытно, что в ту пору справа от театра был установлен гранитный камень, обращенный на ул. Артема, который обозначил место памятника. Помню, как при открытии камня не обошлось без мистики, связанной с именем М.Ю. Лермонтова. В тот день небо было безоблачным, а во время митинга набежала тучка, прогремело, пошел дождь, словно сам поэт не одобрял выбранного места.

Памятник, отлитый в Санкт-Петербурге, был торжественно открыт 15 октября 1994 года, в день 180-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова. На фоне деревьев Театрального сквера перед собравшимися предстала четырехметровая бронзовая фигура на невысоком широком постаменте, облицованном мрамором. Казалось, сам поэт идет по городу, в котором не раз бывал! Полы его военного сюртука развеваются, словно в спину дует ветер, так часто набегающий на Ставрополь. Голова поднята, руки сцеплены за спиной, выражение глаз и лица одухотворенное, задумчиво-печальное, поистине лермонтовское. «Выхожу один я на дорогу…» – эти поэтические строки, как вспоминал скульптор, пульсировали в его голове при создании образа.

Бронзовый Лермонтов, удачно вписавшись в структуру сквера, в отличие от предыдущего замысла, развернут к ул. Дзержинского, бывшей Воробьевской, по которой ходил поэт и даже квартировал на ней. Комиссией Союза художников и Министерства культуры РФ памятник признан одним из лучших в России.

В Ставрополе, к счастью, сохранились и другие места, связанные с именем М.Ю. Лермонтова. Одно из них – здание бывшей гостиницы, вошедшей в историю нашего города как «найтаковская». На самом деле грек-предприниматель Петр Найтаки лишь арендовал здание у ставропольского купца 1-й гильдии Ивана Ганиловского. Современники в своих воспоминаниях оставили описание этого заведения. Вот одно из них – из книги Е. Лачиновой «Проделки на Кавказе», опубликованной в 1842 году под псевдонимом Е. Хамар-Дабанов: «…Гостиница – единственное место, где с некоторым удовольствием можно проводить время в Ставрополе: помещения опрятны, пространны и изрядно меблированы; первая комната бильярдная, вторая – столовая, третья – довольно большая зала, далее две гостиные, в которых найдете «Русского инвалида» и «Северную пчелу» и несколько ломберных столов, почти не закрывающихся. Прислуги довольно. Она опрятно одета и изрядно наметана. Честь и слава Найтаки, хозяину этого заведения!..».

Впоследствии, уже в ХХ столетии, местонахождение гостиницы безуспешно пытались определить краеведы Л. Польский, А. Попов, В. Гниловской и другие. Удалось это сделать знатоку Ставрополя писателю Г. Беликову. В обнаруженном архивном деле 40-х годов XIX века «Список тротуаров, лежащих возле домов жителей г. Ставрополя 2-й части 2-го квартала, составленный квартальным надзирателем Губарем» указывались все домовладения южной стороны Большой Черкасской улицы (ныне пр-т К. Маркса) с размерами усадебных мест по фасадам зданий, которые, несмотря на дальнейшие перестройки, до наших дней остались теми же. С помощью соответствующих промеров было установлено точное местонахождение знаменитой гостиницы.

В 2003 году на фасаде дома (пр-т К. Маркса, 64) открыта мемориальная доска с надписью: «В этом здании находилась «ресторация Найтаки», названная в честь известного грека-предпринимателя Петра Найтаки. Здесь останавливались М.Ю. Лермонтов, декабристы. Памятник архитектуры XIX, века построен И. Ганиловским».

К сожалению, не сохранился дом командующего Кавказской линии и Черномории в Ставрополе, где на званых обедах у областных начальников генерала А. Вельяминова и генерала П. Граббе бывал Лермонтов. Любил поэт погулять и в расположенной при доме Вельяминовской роще. Есть свидетельства, что на одной из скамеек у пруда до революции долго находилась медная табличка: «Здесь любил отдыхать М.Ю. Лермонтов». В начале 50-х годов ХХ века на месте сада выстроен стадион «Динамо», а вместо дома командующего в 1972 году возведено прекрасное здание Дома книги (ул. Маршала Жукова, 12). На теперь уже бывшем Доме книги (сейчас там торговые точки) бережно отмечено, что в находившемся здесь в XIX веке доме останавливались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и декабристы.

В октябре нынешнего года, в преддверии 201-й годовщины со дня рождения М.Ю. Лермонтова, установлены еще две мемориальные доски на зданиях, связанных с пребыванием поэта в Ставрополе. Долгое время считалось, что военный госпиталь, в котором Лермонтов лечился в 1837 году, находился в доме по сегодняшней ул. Булкина, 13. И здесь главная роль в установлении истины принадлежит писателю-краеведу Г.А. Беликову. Найденные архивные дела документально подтвердили, что в 1837 году под госпиталь для больных офицеров снимался дом губернской секретарши Марфы Дробязгиной по ул. Острожной, в дальнейшем переименованной в Воронцовскую. В 1902 году этот дом, сохранившийся и поныне (пр-т Октябрьской Революции, 14), был перестроен известным ставропольским купцом И. Могильницким. Об этом гласит мемориальная доска. В настоящее время на первом этаже здания находится кофейня «Воронцов». Надо отдать должное ее владельцам – на стене повешен баннер с информацией о русском государственном деятеле, герое войны 1812 года графе М.С. Воронцове, имя которого до революции носил проспект Октябрьской Революции.

Установлена мемориальная доска и на гостинице «Континент» по ул. Дзержинского, 114 (бывшая Воробьевская), с надписью: «На этом месте находился дом, в котором проживал дядя М.Ю. Лермонтова, участник войны 1812 года генерал П.И. Петров. В 1837 году здесь часто бывал Михаил Юрьевич Лермонтов». По мнению литературоведов, именно к генералу Петрову поэт обращался в первых строках знаменитого «Бородино», написанного, кстати, в Ставрополе: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…».

Ждут своей очереди еще два лермонтовских места. Это прежде всего так называемый Домик Лермонтова (ул. Дзержинского, 183), в котором останавливался поэт. «Ставропольская правда» от 13 марта с.г. уже писала о его плачевном состоянии, несмотря на то что стараниями общественных организаций и краеведов ему вроде бы придан статус объекта культурного наследия. К сожалению, воз и ныне там. Оно и понятно: как ставить на полуразрушенное здание памятную доску?

В более-менее удовлетворительном состоянии дом дежурного штабного офицера (ул. Маршала Жукова, 18). Все прибывавшие военные чины обязаны были являться в этот дом, где получали предписания в свои полки, приказы и распоряжения по генштабу, ответы на прошения и ходатайства, адреса для постоя… Здесь бывали Денис Давыдов, Лев Пушкин, декабристы Александр Одоевский, Александр Бестужев и другие. Разумеется, приходил сюда не раз и Лермонтов. Сегодня в здании обосновалась очередная кафешка.

Итак, с одной стороны, в Ставрополе немало сделано для увековечивания памяти М.Ю. Лермонтова, с другой – остается еще значительное поле для мемориальной работы. Думаю, почитатели великого поэта вправе ждать дальнейших шагов администрации краевого центра в этом направлении.

Елена ГРОМОВА, краевед

Кисловодск. Лермонтовские места.

Здесь вы можете найти карту-двухкилометровку района Кавказских Минеральных Вод.

Кисловодск.
Лермонтовские места.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

М. Ю. Лермонтов.

В Кисловодске и его окрестностях есть несколько достопримечательностей, связанных с именем М. Ю. Лермонтова, который бывал здесь о бабушкой Е. А. Арсеньевой еще в детские годы, а затем уже взрослым в период ссылки на Кавказ. Во время ссылки 1837г. Лермонтов жил в доме А. Ф. Реброва. Место, где была ресторация, парк, территория крепости и бывшей солдатской слободки, знаменитый колодец нарзана, а также Кольцо-гора, водопад на реке Ольховке и скала в Ольховском ущелье - все это связано с именем поэта, описано в „Княжне Мери". Нарзанная галерея.
Здание галереи расположено в центре города, до него недолго пройти пешком от железнодорожного вокзала. Здесь находится источник нарзана, существовавший еще во время пребывания в Кисловодске М. Ю. Лермонтова. Прежде галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана. В южной части галереи находится колодец нарзана, над которым в крыше устроили световой фонарь. Здесь торговали минеральными водами с других курортов, кумысом, купальными билетами. Рядом разливали нарзан в бутылки. Южный и западный фасады здания прорезаны арками, а между ними стилизованные под готику контрфорсы, над которыми возвышаются пирамидальные башенки. Весь архитектурный облик галереи выражает традиции „готического романтизма", имевшие распространение в Англии с конца XVIII в. (автор проекта галереи - С.Уптон). Сейчас это главный питьевой центр (здесь 16 бюветов), где отпускается нарзан трех разновидностей - общий, доломитный и сульфатный. Когда-то пили нарзан из Кислого колодца, давшего жизнь и название городу. Сейчас вода из колодца нарзана идет только на ванны.
Лермонтовская площадка (лечебный парк).
К Лермонтовской площадке подойти удобнее всего от Нарзанной галереи по главной аллее парка - всего 100 м пути. Это сооружение из желтого песчаника с лестницами в три марша находится в парке напротив колоннады. Внизу у главной парковой аллеи - грот, где установлена скульптура Демона (скульптор Г. Курегян). Над гротом в круглой нише -бюст М. Ю. Лермонтова. Лермонтовская площадка возведена в 1948 г. на месте старого здания ресторации. В ресторации останавливался А. С. Пушкин, ее посещал М. Ю. Лермонтов. В повести „Княжна Мери" читаем: „В ресторации, построенной на холме, в нескольких шагах от моей квартиры, начинают мелькать вечером огни сквозь двойной ряд тополей; шум и звон стаканов раздаются до поздней ночи". Место прежней ресторации (Лермонтовская площадка) включено в так называемый Лермонтовский заповедный квартал в Кисловодске и подлежит восстановлению.
Крепость (пер. Крепостной, 3).
От центрального входа в парк можно пройти вдоль речки метров двести, а затем перейти небольшой мостик и подняться к входу в санаторий „Крепость", где и видны остатки крепости, которая упоминается в повести „Княжна Мери": „Часовые на валу крепости и казаки на окрестных пикетах протяжно перекликались ..." Остатки Кисловодской крепости - ворота, часть стены с бойницами, угловая башня - относятся к середине XIX в. Первая крепость на этом же месте, возведенная в 1803 г., была довольно примитивным укреплением, окруженным валом и рвом. Позже внутри появляются каменные строения: пороховой погреб, казармы, дома для приезжих. При наместничестве М. С. Воронцова в середине XIX в. крепость перестраивали. Остатки реконструированной крепости и сохранились. С окончанием Кавказской войны в начале 60-х гг. прошлого столетия крепость у Кислого колодца потеряла свое значение и была упразднена. Все сохранившиеся ее части реставрированы и использованы краеведческим музеем.
Лермонтовская скала (ущелье р. Ольховки, в 3 км от Кисловодска).
Можно проехать автобусом до остановки „Лермонтовский водопад", а дальше идти к скале по ущелью, кое-где переходя речку вброд. По пути к скале имеется возможность полюбоваться Лермонтовским водопадом на реке Ольховке (окраина Кисловодска). На водопад лучше посмотреть сверху, со скальной площадки. Высота его около 3 м. Считают, что именно этот водопад М.Ю.Лермонтов описывает в повести „Княжна Мери" как место, где Печорин поил своего коня после прогулки к Кольцо-горе. От водопада надо идти по улице Прудной до комбината зеленого хозяйства. Перейдя по мостику, идти вдоль речки до скалы. Предположительно именно эта скала стала местом дуэли Печорина и Грушницкого из повести М. Ю. Лермонтова „Княжна Мери". Причудливы ее очертания, состоит она из песчаников и известняков, кое-где поросла травами и даже кустиками. Стоит скала на высоком естественном постаменте, который огибает речка Ольховка, а с юга -овраг, по которому поток бежит только после дождей. Называется овраг Сухой Ольховкой или Сухой Балкой. Читаем в „Княжне Мери": „Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться ..." И сейчас подняться на вершину-площадку скалы не так просто. Интересна скала и как археологический памятник, обследованный археологом Н. Н. Михайловым в 1961-1970 гг. Здесь обнаружены следы поселений VIII в. до н. э. -керамика, несколько захоронений в каменных ящиках с погребальным инвентарем. Остатки поселений аланов (V-VI вв. н. э.) найдены на широкой террасе у основания скалы и в боковом ущелье. Аланский могильник катакомбного типа был исследован археологом А. П. Руничем.
Кольцо-гора (южный отрог Боргустанского хребта).
Экскурсионные автобусы подъезжают к подножию горы. По тропинке, ведущей через субальпийский луг, нужно подняться к основанию Кольца, чтобы увидеть прекрасный город-курорт Кисловодск с садами и парками. Кольцо-гора не только памятник природы, но и место, связанное с именем М. Ю. Лермонтова. Поэт не раз бывал в Кисловодске, знал его окрестности, Кольцо-гора описана им в „Герое нашего времени": „Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд". К Кольцу ездила на прогулку княжна Мери со своим окружением. Об этом сделана запись в дневнике Печорина: „Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко ..." Рядом с Кольцо-горой образовались галереи ниш, разделенных колоннами, обточенными ветрами. Если у вас есть интересные материалы и дополнения, и вы не против поделиться ими с другими,то присылайте их нам на E-mail: [email protected]

Смотрите также

Описание: