Где находится памятник чехову в москве


Памятник Чехову в Камергерском переулке в Москве

Памятник писателю Антону Павловичу Чехову торжественно открыли 27 октября 1998 года в Камергерском переулке города Москвы, в период, когда в России широко отмечался 100-летний юбилей Московского художественного театра, основанного еще Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко (сегодня разделен на два театра - имени А.М. Горького и имени А.П. Чехова).

Авторами монумента стали скульптор Михаил Константинович Аникушин (к сожалению, не дожил до открытия), а также архитекторы Михаил Михайлович Посохин и М. Фельдман.

Фото 1. Памятник Антону Павловичу Чехову установлен в Москве в

Камергерском переулке

Скульптурная композиция выполнена из бронзы, постамент - из красного гранита.

В образе писателя скульптор смог подчеркнуть скромность, элегантность и задумчивость Чехова - качества, которые были присущи ему в повседневной жизни.

Средства на возведения выделила Мэрия города Москвы.

Антон Павлович Чехов - классик мировой литературы, произведения которого переведены на многие языки мира. Считался и считается одних из лучших мастеров жанра так называемого короткого рассказа. Главную задачу своего творчества определил не как ответы на события и советы по этому поводу, а как поднятие вопросов, которые бы стали пищей для размышления его читателей.

Много было создано Антоном Павловичем пьес для театра, среди которых «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад», которые до сих пор проходят с аншлагом на театральных площадках страны и мира.

Не забывал писатель на протяжении жизни и о своей основной специальности - медицине:

«Медицина - моя законная жена, а литература - любовница».

Предлагаем ещё посмотреть:




Посмотрите видео о самых необычных памятниках Москвы:



Последние добавленные на сайт статьи ...

Памятник студенту Чехову — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Памятник
Памятник студенту Чехову
Страна
Местоположение Москва, кампус МГУ
Строительство 2014
Материал бронза/гранит

Памятник студенту Чехову на территории МГУ — памятник классику русской литературы, созданный скульптором А. И. Рукавишниковым при финансовой поддержке Фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски[1].

Бронзовый лист — факсимиле прошения Чехова Задняя сторона монумента

Бронзовая фигура великого русского писателя А. П. Чехова (1860—1904) в известном своём образе молодого человека в шинели, обнимающего левой рукой собаку[2][3], помещена на стилизованную гранитную скамью. На левом боковом фасаде монумента помещён медный лист с факсимильным текстом прошения Чехова ректору Московского университета о выдаче диплома. Задняя поверхность пьедестала памятника оформлена списком псевдонимов писателя ( Антоша Чехонте, Аркадий Тарантулов, Макар Балдастов, Брат моего брата, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9 и др.)[4]

Выбор места символичен[5] — А. П. Чехов учился на медицинском факультете Московского университета (находившегося, правда, тогда не здесь, а на Девичьем поле) с 1879 по 1884 год и окончил университет со званием лекаря и уездного врача[6]. По воспоминаниям однокурсника и близкого друга Чехова, Г. И. Россолимо, «Чехов был примерным студентом и, несмотря на отвлекавшие его с первых же курсов писательские дела, с полным успехом изучал медицинские науки: лекции он посещал аккуратно, и клиники, и лаборатории»[6]. Сам Чехов писал о роли университета в своей жизни: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность»[6]

Памятник А. П. Чехову станет свидетелем живой связи множества поколений студентов и преподавателей Московского университета [7]. Часть композиции памятника — собака Чехова — стала талисманом у студентов МГУ[8]

Закладка памятника состоялась 25 января 2010 года, в год 150-летия А. П. Чехова, на территории Московского государственного университета перед учебным корпусом Медицинского научно-образовательного центра МГУ ещё в период строительства этого Комплекса. Выступивший на церемонии закладки памятника мэр Москвы Ю. М. Лужков особо подчеркнул патриотизм писателя, чья любовь к городу зародилась ещё в студенческой юности[7]

Памятник открыт 1 сентября 2014 года. На открытии памятника ректор МГУ В. А. Садовничий сказал[1]:

Наша мысль была, чтобы Чехов был показан молодым. Даже я до последнего времени считал, что Чехов — больной, изможденный, в пенсне…, а когда я начал изучать его биографию в деталях, выяснил, что это был очень высокий молодой человек, под два метра ростом, брюнет с шикарной прической, любитель женщин, очень энергичный и веселый

Факультет фундаментальной медицины был создан в 1992 году[9] (при советской власти, с 1930 года, медицинским специальностям обучали в медицинских вузах и в университете такой специалитет отсутствовал). Комплекс зданий Медицинского научно-образовательного центра МГУ был заложен на новой территории университета в 2005 году, в 250-летний юбилей Московского университета, и полностью открыт в 2013 году[10].

25 апреля 2015 года у памятника был заложен вишнёвый сад [11].

Памятники А.П. Чехову - Отражение увиденного, не более того. — LiveJournal

Моя френдесса din1994 натолкнула меня на идею собрать коллекцию картинок памятников А.П. Чехову.
Покопавшись в интернете. я для себя открыла очень много интересного.

Похоронен А.П. Чехов в Москве на Новодевичьем кладбище

Первый памятник писателю был открыт курортном местечке Баденвейлер, где закончился земной путь Антона Павловича Чехова. Смерть писателя взволновала жителей маленького городка. И хотя это был не их, как у нас любят выражаться «великий земляк», однако же обитатели Баденвейлера и другие специально приехавшие в город немцы методом народной стройки (то есть не получая за труд ни единого пфенинга, и даже приплачивая из собственного кармана) соорудили вполне приличный монумент, почтив таким образом гениального драматурга и прозаика, чья слава в тот момент гремела уже по всей Европе.
( http://chehov.niv.ru/chehov/bio/badenvejler.htm)

Бюсту Чехова в курортном парке была уготована не долгая жизнь: на исходе Первой мировой войны его сняли и в рамках акции по сбору металла для производства оружия отправили в Берлин, где и пустили в переплавку, а одинокий постамент, всеми забытый, за многие годы зарос густым кустарником.
Только в 1950-е, еще во время холодной войны, до Баденвейлера дошли первые запросы о последних днях Чехова и его смерти. Тогдашний бургомистр велел собрать все архивные документы, касавшиеся именитого гостя. Вспомнили и об уничтоженном памятнике, почитатели Чехова подняли вопрос о сооружении нового. Однако администрация курорта выдвинула возражения.
"Поскольку вопрос туберкулеза является для Баденвейлера деликатной темой, у нас имеются определенные сомнения в том, стоит ли снова привлекать внимание к пребыванию и смерти здесь Антона П. Чехова", - сообщается в письме от 1956 года.
Все же в середине 1960-х годов памятник был воздвигнут в красивом месте курортного парка, у Лебяжьего пруда, среди елей и кипарисов - там, где в пруд, в котором обитают гигантские сонные карпы, стекает вода из горячих источников.
В середине 1980-х годов, когда в Баденвейлере состоялся первый конгресс, посвященный Чехову, профессор из Тюбингена Рольф-Дитер Клюге и его ассистентка обнаружили постамент от исчезнувшего памятника. Сегодня на нем возвышается тяжелый бюст, который изображает писателя широкоплечим героем в пальто с высоко поднятым воротником. Чтобы воссоединились постамент и бюст, последний преодолел более 13 тысяч километров и целый континент.
Памятник - словно из ушедших времен, сохранившихся в подсознании. Это подарок Баденвейлеру от фанатичного поклонника Чехова Георгия Мироманова, директора музея Чехова на Сахалине. Он потратил четыре года на воплощение в жизнь своей мечты. Когда октябрьским утром 1989 года в Баденвейлере появился русский военный грузовик с четырьмя утомленными от бессонной ночи небритыми мужчинами, тогдашний бургомистр доктор Рудольф Бауэрт сразу понял, что это мог быть только "Чехов" с далекого Сахалина.
Жест.
Перевозка памятника с Дальнего Востока в Шварцвальд - это не только выражение материализованной культуры памяти, но и символ глубокой связи русской интеллигенции со своей литературой. В 1890 году Антон Чехов ездил на Сахалин, где при царе жили ссыльные. Он так основательно готовился к этому предприятию, что сам опасался, как бы эта Mania Sachalinosa не довела его до безумия.
"Остров Сахалин" - это грандиозное произведение в жанре заметок путешественника, в которые постоянно вклинивается критика цивилизации. Сахалин стал в жизни Чехова поворотным пунктом. Жалкое существование осужденных, размеренное позвякивание их цепей навсегда сохранились в его воспоминаниях о российской каторге.
Кажущийся на первый взгляд странным подарок Сахалина Баденвейлеру перед лицом разрушения культуры может рассматриваться как попытка воссоздания утраченного. Так и хочется спросить у Антона Чехова, что бы он сказал по этому поводу. Однако он держит дистанцию. В письме своей жене он пишет: "Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить, что такое морковь? Морковь - это морковь, и все тут". ( Барбара Шпенглер-Аксиопоулос Inopressa.ru)

У нас эта слава тоже конечно гремела, и было не раз сказано, что Чехов это не более, не менее, как живой классик и совесть нации, но когда дошло до дела, всё повернулось каким-то иным, не совсем подходящим образом.
Оказалось, что соотечественники, столь щедрые на слова, не торопятся почтить память Чехова чем-то материальным. Городская дума ещё в 1904 году объявила о решении поставить памятник А. П. Чехову, создали комитет по сбору пожертвований, его член, талантливейший архитектор Ф. О. Шехтель уже задумывался над местом, где должна стоять скульптурная композиция, и… Ничего. Золотые дожди проливались в столицах, на мероприятиях в честь 300-летия дома Романовых, в «Ярах» и «Метрополях» кутилы швырялись десятками тысяч, наконец, с августа 14-го, через орудийные жерла стали вылетать уже миллиарды, а у нас ничего, тишина, покой, и если кому-то чего-то надо, то ему же и хуже.
Новая власть постыдной торопливости в этом деле тоже не проявляла. Собранные обывателями копеечки её не слишком волновали, требовалось политическое решение, но и оно отчего-то проходило с большим скрипом, хотя необходимость возведения памятника на родине писателя никем не оспаривалась. Появлялись даже странные газетные утки о закладке памятника, чего на самом деле не было и в помине. Наконец, к сорокалетию со дня смерти Чехова, таганрогская промышленность разродилась бронзовым бюстом, установленным против торговых рядов, у въезда на Красную площадь (собственно, это уже то самое, привычное для нас место). Конечно, шла война, материалов не хватало, но где настоящий проект? Его по-прежнему не было.
Наконец объявили конкурс. В октябре 1954 года в зале краеведческого музея были выставлены для осмотра 18 вариантов того, как можно было бы увековечить великого земляка. Но ни один из вариантов до конца таганрожцев не удовлетворил. Представленный Чехов показался им слишком хмурым, пессимистом, певцом безвременья, сломленным невзгодами жизни. Советские же люди, как писал современник, требовали, чтобы Чехов выглядел человеком «хотя и тяжко страдающим от бедственного положения своего народа, но верящим в его счастливое завтра», способным в самые трудные минуты жизни «осветить всё вокруг себя мягкой улыбкой любви к людям».
Спустя три года в Москве прошёл Второй Всероссийский конкурс (вот так, с большой буквы, видимо надежды возлагались немалые), но и здесь авторитетная комиссия не выявила подходящего проекта.
А между тем приближался столетний юбилей писателя, и положение с памятником становилось просто нетерпимым (завал, между прочим, намечался не только с памятником, улицу Чехова едва успели газифицировать, а заасфальтирована она была только от маяка до переулка Смирновского). И тогда, на самом верху принимают волевое решение – поручить изготовление памятника не выбранному демократическим путём конкурсанту, а назначенцу властей, известному скульптору Рукавишникову.
Иулиан Рукавишников считался главным скульптором СССР, по всей стране высились его памятники вождю мирового пролетариата В. И. Ленину. При том, это был не просто придворный ваятель, на скорую руку штампующий дешёвые поделки в угоду вышестоящим товарищам, а блестящий талант и великий труженик. Отставив на время Ильичей, он взялся за дело со всей серьёзностью, и в результате изобразил великого писателя именно так, как того хотелось почитателям его таланта.
Гранитные плиты для разработанного архитектором Захаровым пьедестала изготовил Мытищенский завод, саму фигуру отлили на предприятии «Монументскльптура». 25 января 1960 года все элементы заняли свои положенные места. Официальное открытие памятника состоялось 29 января 1960 года.

Собравшиеся на митинг таганрожцы увидели трёхметровую бронзовую фигуру с книгой в руке и устремлённым вперёд взглядом. Как и в случае с Петром I лучшего памятника не дал бы городу никакой конкурс (http://www.таганрог.su/post_1248944857.html
В тот же вечер в городском театре состоялось торжественное собрание. В соответствии с заведённым порядком слово давал

Памятник Чехову - Камергерский пер., 4

27.06.06/Добавлено редакцией/0
  • Другие названия: Памятник Антону Павловичу Чехову
  • Время работы: круглосуточно
  • Дата постройки: 1998г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: скульптор М.Аникушин, архитекторы М.Посохин и М.Фельдман
  • Адрес: Камергерский пер., 4
  • Метро: Охотный Ряд
  • Координаты: 37°36′46.91″E; 55°45′34.71″N

В период празднования 100-летия Московского Художественного театра был открыт памятник Антону Павловичу Чехову (скульптор М. Аникушин, архитектор М.Посохин и М.Фельдман). Монумент представляет собой бронзовую скульптуру литератора, установленную на невысокий постамент из красного гранита. 

Антон Павлович – русский писатель, произведения которого переведены на многие языки, и являются достоянием мировой литературы. Помимо писательской деятельности Чехов всю свою жизнь занимался медициной. Работая врачом, литератор частенько повторял:  "Медицина — моя законная жена, а литература — любовница".

Среди театральных пьес автора наибольшую популярность получили "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишневый сад".

Произведения Чехова – одни из лучших в мире в жанре короткого рассказа. Для написания своих рассказов и пьес автор пользовался довольно-таки интересным методом, называемым "поток сознания" - писать все, что приходит на ум. Основная задача в современной литературе, по мнению писателя, – не ответы и назидательные советы, а наоборот - вопросы, дающие читателю пищу для размышлений.

Что касаемо облика писателя – это был худощавый интеллигентный человек с добрым задумчивым взглядом. Внешность Чехова сохраняла юношеские очертания даже в зрелом возрасте. Его исключительная мягкость и простота притягивали людей. Таким и запечатлен писатель в монументе: задумчивый, скромный, простой и одновременно элегантный.

В марте 2013 года памятник Чехову в Камергерском переулке у дома №4 по предложению главы МХТ О. П. Табакова было решено переставить поближе к Большой Дмитровке.

Памятник Антону Чехову, Москва

Памятник Антону Павловичу Чехову (1860–1904) — великому русскому писателю, автору «Дамы с собачкой», «Палаты № 6», «Вишневого сада», «Дяди Вани». Установлен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Могилу Чехова вскрыли спустя 29 лет после смерти

Антон Павлович Чехов (1860–1904) — автор таких известных со школьной скамьи произведений, как «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка». Почти все пьесы писателя ставились в лучших театрах, многие — экранизированы. Имя Чехова с 1987 года носит МХАТ в Камергерском переулке.

Умер Антон Павлович в Баденвейлере (Германия), на руках у своей жены Ольги Книппер. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (2 участок, 15 ряд).

Памятник Антону Чехову

Погребён Антон Павлович Чехов был рядом с могилой своего отца, за Успенской церковью. В 1933 году, когда кладбище на территории Новодевичьего монастыря упразднили, по просьбе Ольги Книппер Чехова перезахоронили за южной стеной монастыря. Туда же перенесли и надгробный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского. Он представляет собой часовенку из белого мрамора, высотой 2,20 м. Монолитная стела имеет форму параллелепипеда, зауженного кверху. Крыша часовни — медная, с тремя главками с крестами, символ чеховских «Трех сестер», и орнаментом, который перекликается с рисунком ажурной ограды. Красивое кованое ограждение выполнено по мотивам занавеса МХАТа. На передней грани стелы рельефными буквами сделана памятная надпись, поверх нее — иконка в технике чеканки, ниже, в метре от земли, еле видная метка — древнее графическое изображение христианского креста. Семейная могила, где установлен еще и памятник отцу Чехова (это кенотаф, поскольку гроб остался в прежней могиле), а также похоронена его супруга, является объектом культурного наследия.

 

Памятник А. П. Чехову (Баденвайлер) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Памятник
Памятник А. П. Чехову
Страна  Германия
Местоположение Баденвайлер
Строительство 1908, 1992
Материал бронза
Состояние отреставрирован

Памятник А. П. Чехову — монумент, который был установлен в немецком городе Баденвайлер в 1908 году[1]. Это — первый памятник А.П. Чехову[2] в мире[3].

В 1908 году в парке немецкого города Баденвайлер был открыт первый памятник Антону Павловичу Чехову. Он был создан по инициативе Константина Станиславского[1], который также присутствовал и на открытии монумента вместе с писателем П. Боборыкиным и литературным критиком А. Веселовским[4].

Автором памятника был русский скульптор Н. Шлейфер[5], монумент был выполнен из бронзы[6]. Бюст Чехову поместили на зелёном откосе среди россыпи камней[7]. Памятник в Баденвайлере, открытый в 1908 году, стал первым памятником, воздвигнутым в память о А. П. Чехове в мире. Он был создан в том числе и на пожертвования русских[3].

Открытие памятника Чехову в Баденвайлере было торжественным. Вокруг памятника разложили цветы, для публики был сделан помост, присутствовало много фотографов[7]. После того, как отслужили панихиду по А. П. Чехову, состоялось само открытие, во время которого произносились торжественные речи. Речь произносил гофмейстер Д. А. Эйхлер, академики А. Н. Веселовский, П. Д. Боборыкин, директор московского Художественного театра Константин Станиславский. Памятник отличался изящным внешним видом[3].

После открытия был устроен парадный завтрак с музыкой на террасе одного из отелей, исполнялась музыка русских композиторов[7].

В конце Первой мировой войны от этого памятника остался только постамент, потому что сам бюст был отправлен на переплавку вместе с другими памятниками. На камне сохранилась надпись: «Хорошему человеку и врачу» и «Великому писателю — Антону Чехову»[1].

В 1964 году место, где находился первый памятник А. П. Чехову, посетили советские журналисты[1].

В 1992 году памятник А. П. Чехову в Баденвайлере восстановили при помощи жителей Сахалина[8]. Автором нового памятника стал скульптор с Сахалина Владимир Чеботарёв. Монумент установили на старом постаменте 1908 года, Чехов изображён с поднятым воротником. Для большего удобства посетителей к этому месту проложена новая прогулочная тропа[1]. Новый памятник был привезен с Сахалина директором музея одной книги Чехова «Остров Сахалин» Георгием Миромановым[9]. Новый памятник также был отлит из бронзы[10].

  • Ольга Леонидовна Книппер, Мария Павловна Чехова. О.Л. Книппер — М.П. Чехова. Переписка. Том 1: 1899–1927. — ISBN 978-5-4448-0477-3.
  • К.С. Станиславский. Открытие памятника А.П.Чехову в Баденвайлере // Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания (1877-1917). — Проспект.
  • Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни "Нива", №27. — Издательство А. Ф. Маркса, 5 июля 1908.
  • Коллектив авторов. Чехов А.П. и Общество любителей российской словесности (сборник).

Чеховские места Москвы и Подмосковья

В 1879 г. 19-летний Антон Павлович Чехов покинул родной Таганрог, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с Москвой. Он поступил на медицинский факльтет МГУ, успешно завершив обучение там в 1884 г. и получив диплом уездного врача. В Москве и области довольно много мест, связанных с именем великого писателя. Это - Воскресенск, Звенигород и Мелихово, а также целый ряд адресов в Москве. Хочу показать вам некоторые из них (самые известные и яркие). На заставочной фотографии - чеховское Мелихово.


Первые чеховсие адреса в Москве - это Даев и Большой Власьевский переулки, а также несколько зданий на Трубной улице, которые не сохранились, к сожалению. По остальным адресам можно прогуляться и сейчас. Но мы обещали показать самые известные и яркие. Самый известный дом (сейчас здесь дом-музей А.П.Чехова) расположен на Садово-Кудринской улице, 6. Здесь Чехов и его родственники прожили дольше всего (с 1886 по 1890 гг. до отъезда Антона Павловича на Сахалин).

Небольшой сад рядом с музеем.

Ещё один известный чеховский адрес в Москве - Малая Дмитровка, 29. Здесь он жил после возвращения из поездки на Сахалин и до отъезда в 1892 г. в Мелихово. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. В настоящее время здание является филиалом выставочного зала «Новый манеж» и носит название «Домик Чехова».

Самое же интересное и живое место и один из гланых чеховских музеев страны - это, безусловно, подмосковная усадьба "Мелихово", где Чехов прожил целых 7 лет (с 1892 по 1899 г. до отъезда в Ялту). Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тыс.экспонатов, включая картины художников - друзей писателя: И.Левитана, В.Поленова, П.Серёгина и других. Мелихово - место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок. Главный вход на территорию усадьбы.

Схема территории музея.

Театрально-выставочный зал и памятник писателю (2002 г.).

Один из мелиховских прудов.

Людская.

Ещё один памятник Чехову (1951 г.) - один из первых, установленных в СССР.

Флигель-кухня.

Внутренний интерьер флигеля-кухни.

Главный дом усадьбы.

Терраса главного дома. На ней периодически играются спектакли по чеховским произведениям.

Столовая главного дома.

Колодец.

Пруд "Аквариум".

Огород под названием "Юг Франции".

Единственный сохранившийся с чеховских времён флигель (остальные - восстановленные), который называется "Чайка". Именно здесь была написана бессмертная пьеса.

Аллея любви.

Пожарный сарай.

Аллея любви.

Баня.

Пост полиции.

Ещё один мелиховский колодец - журавль.

Здание международной театральной школы им. Чехова.

Театральный двор.

Амбулатория, в которой доктор Чехов принимал пациентов.

Лекарственные растения около амбулатории.

Интрерьер амбулатории.

Рига.

Конюшня.

Пруд "Аквариум".

Заросший пруд.

Ограда чеховской усадьбы.

Скульптура "Таксы Чехова", посвящённая любимым соббакам писателя Хине Марковне и Брому Исаевичу.

Современные инсталляции в парке.

Мелиховские гуси.

Здание администрации и мемориальная доска в честь создателя музея Ю.К.Авдеева.

Ещё одна инсталляция.

Неподалёку от Мелихова находится город Чехов (бывшая Лопасня), где тоже есть места, связанные с памятью об Антоне Павловиче. Здание почтового отделения, где сейчас расположен музей писем Чехова.

Памятник Чехову в городе Чехове на улице Чехова.

Ну, и ещё немного чеховской Москвы напоследок. Вход на станцию метро "Чеховская".

Здание театра Наций (быв. театр Корша) в Петровском переулке. Здесь в 1887 г. была поставлена первая чеховская пьеса "Иванов", а позднее водевили "Медведь" и "Свадьба".

А это - всем ихвестное здание МХТ им. А.П.Чехова в Камергерском переулке. Именно здесь прошли с большим успехом первые постановки всех чеховских пьес, и именно здесь работала жена писателя О.Л.Книппер.

Школа-студия МХТ.

Чехов в Камергерском.

Отцы-основатели МХТ - Станиславский и Немирович-Данченко.

Несколько памятников А. П. Чехову

    29 (17) января 1860 года родился великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
    Памятников ему в нашей стране установлено множество. Причем, встречаются и памятники персонажам его произведений и даже его любимым животным - собакам. Это и не удивительно, учитывая слова самого А. П.: "Если человек любит собак, то это еще ни о чем не говорит, а если не любит - то он наверянка сволочь" (цитирую по памяти, так что не обессудьте, если не вполне точно).
    Вот и на моем любимом памятнике Чехову он вместе с собакой.
1. Памятник Чехову в Звенигороде.

    Вашему вниманию, мои уважаемые друзья и читатели, предлагается относительно небольшая подборка монументов А. П. Чехову и героям его произведений.


2. Памятник Чехову в Томске.

3. "Человек в футляре".

4. "Толстый и Тонкий".

5. "Дама с собачкой" в Ялте.

6. "Роман с контрабасом".

7. Памятник Чехову в Истре.

8. Каштанка и её цирковые друзья.

9. Памятник Чехову в Серпухове.

10. Памятник Чехову в Таганроге.

11. Памятник Чехову в Приморском парке Ялты.

12. Памятник Чехову в Ростове-на-Дону.

13. Памятник Чехову в Мелихово.

14. Памятник Чехову на улице Чехова в городе Александровск-Сахалинский.

15. Любимые собаки А.П. Чехова.

  Интересно было бы узнать, какие из этих памятников понравились вам?

    О своем выборе я уже сказал в самом начале поста: мне больше всего нравится памятник, установленный в подмосковном Звенигороде. Не могу удержаться, чтобы не привести еще фото этого памятника, сделанные мною лично при посещении Звенигорода летом 2017 года (остальные фотографии позаимствованы отсюда: Зеркало истории).


    Кроме того, понравились памятники в Серпухове и Истре, несмотря на их схожесть со звенигородским монументом. А вот томский памятник вызывает неприятие.
    На мой взгляд, А. П. Чехову не нужен большой постамент (как в Таганроге и Ялте; в Ростове-на-Дону - еще более менее). Намного больше соответствует образу писателя его фигура на скамейке, будто бы он просто присел отдохнуть и понаблюдать за нравами наших современников, чтобы потом вывести их в качестве персонажей своих юмористических и сатирических рассказов или драматических произведений.
    Ну а если говорить о том, что называется городской скульптурой, то мне больше всего понравилась скульптурная композиция "Дама с собачкой" и "Роман с конрабасом".

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


Памятники Антону Павловичу Чехову

Памятник Чехову А. П., г. Таганрог

Памятник Чехову в Приморском парке, г. Ялта

Вишневый сад

Бюст Чехова

Памятник Чехову, г. Томск

Памятник Чехову, г. Красноярск

Памятник Чехову, г. Истра

Чехов в Истре

Памятник Чехову, г. Звенигород

Памятник Чехову, г. Серпухов

Памятник А.П.Чехову в селе Чехов

Каштанка и её цирковые друзья

Человек в футляре

Толстый и Тонкий, рядом с лавкой Чехова

Дама с собачкой

Мемориальная доска на доме № 2 по улице Чехова в городе Южно-Сахалинске

Бюст Чехова в городе Александровск-Сахалинский

Любимые собаки А.П. Чехова

Роман с контрабасом

Памятник Чехову, г. Ростов-на-Дону

Бюст Чехова в городе Александровск-Сахалинский

Бюст А.П.Чехова скульптора В.Н.Чеботарева в городе Долинске

Памятник Чехову скульптора М.К.Аникушина на улице Чехова в городе Александровск-Сахалинский

Смотрите также:

Памятник Антону Чехову. За державу обидно!

Будучи в центре по делам, я решила навестить Чехова и заодно посмотреть памятник отцам-основателям МХТ Немировичу-Данченко и Станиславскому. Я видела по телевизору открытие этой композиции, читала о памятнике и его авторе в СМИ и в Интернете, но пойти и лицезреть лично всё было недосуг. Так что я воспользовалась случаем и пошла вверх по Тверской к Камергерскому переулку, где в углу двух домов стоит памятник Чехову. Уже на подходе к переулку увидела новый памятник - пятиметровую композицию из двух бронзовых фигур на гранитном постаменте.

Памятник высокий, чтоб посмотреть в лица, пришлось запрокидывать голову. Немирович-Данченко застыл в шаге, то ли идёт, то ли останавливается ... Станиславский стоит основательно, но так как он на голову выше соратника, то деликатно согнул правую ногу, чтобы не подавлять того своим ростом. На палку с набалдашником не опирается, а просто держит в руке, для трости она коротка, поэтому делаю вывод, что это дубинка для самообороны.

Одеты господа по-дорожному, Немирович в крылатке с модно, по-современному, завязанным шарфом, Станиславский в плаще и с длинным, артистическим шарфом, завязанным простым узлом. Одежда отцов-основателей, видимо, должна напоминать о том дне, когда МХТ дал свой первый спектакль "Царь Федор Иоаннович" Алексея Толстого. Это случилось в холодном октябре 1898 года, значит, скульптор "одел" фигуры режиссёров по погоде.

А годом ранее летом 1897 года Немирович-Данченко пригласил Станиславского в отдельный кабинет "Славянского базара" отужинать и поговорить. Поели, поговорили, но не наговорились. Из ресторана отправились на дачу, где за разговором провели ночь и утро.

В результате этого основательного разговора было вынесено решение о создании Художественно-общедоступного театра, который впоследствии стал Московским художественным. При этом Немирович-Данченко взял на себя задачу "заведовать" репертуаром и организационными вопросами, а Станиславский, как актёр, художественной частью.

До организации МХТ Немирович-Данченко служил преподавателем в Музыкально-драматическом училище, где вел педагогическую работу в драматическом отделении. Станиславский руководил Обществом искусства и литературы. И тот и другой пригласили во вновь созданный театр своих лучших учеников. Среди них - Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Ольга Книппер, Маргарита Савицкая и др.

Сзади фигуры не впечатляют, даже выглядят смешными. Оба режиссёра, и Владимир Иванович и Константин Алексеевич, со спины похожи на согбенных бродячих комедиантов или на пожилую бездомную пару, если не сказать по-другому.
Кусок античной колонны с символическими масками лицедейства, на мой взгляд, лишние. Маски - ладно, их можно привязать к театру, но зачем латинские буквы на памятнике русским артистам?

Автор композиции Алексей Викторович Морозов объяснил насчёт "выбитой" античности: "Хотя Станиславский и Немирович-Данченко построили свою систему на реалистических принципах, они все равно опирались на традиции античного театра. И по композиции Константин Сергеевич опирается на античный алтарь. А надпись на античном алтаре не может быть ни на русском языке, ни на каком-то из языков современных. Перевода не будет. Те, кто понимают, те поймут, так искусство и должно быть созидаемо."

Глубоко заглянул Алексей Викторович, в самую античность! А мог бы поместить что-нибудь поближе, хотя бы цитату из системы Станиславского … А то, кто знает латынь? Большинство проходящих мимо памятника не специалисты, вроде Морозова (ректор Художественного училища памяти 1905 года), а обычные пешеходы ... Может, поставить рядом с памятником пояснительную таблицу с переводом? Не все же такие просвещённые в древнем языке!

На стеле латинские слова "Homines, leones, aquilae, et perdices, cervi comigeri… " То же непонятное ... А у автора памятника ответ готов: "Это перевод начала монолога Нины Заречной: "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени…"

О как! Мы читали чеховскую "Чайку", знаем и знаменитый монолог про львов и куропаток, многие знают его даже наизусть, только латынь тут причём? Русской девушке Нине Заречной, русскому драматургу Антону Чехову, русским режиссёрам Немировичу и Станиславскому не нужна латынь в русской пьесе! Надписи на памятнике вообще проходили цензуру на художественном уровне или это чистая отсебятина г-на Морозова?!

Меня вообще потрясли "рогатые олени" ... Если уж без цитаты нельзя, то надо было либо привести её полностью, либо уменьшить ещё на пару слов, а то, что заканчивается "рогатыми оленями", звучит двусмысленно и намекает на треугольник Чехов, Книппер и Немирович-Данченко? Слава Богу, что написано на латыни и сразу не понять!


Памятник А.П. Чехову. Вид со стороны Тверской ул.

У скульптора Аникушина спросили о Чехове: "Михаил Константинович, а он был одинок?
– Ни в коем случае! Другое дело, что, оставаясь всегда самим собой, он оставался – наедине с собой. Ежечасно он был погружен в творчество и настолько наблюдателен, что людям и казалось, что он закрылся в себе... Без суетливости он был, и умел держать себя в руках <...>. Он был снисходителен к людским слабостям. И просто добр. "

Немирович-Данченко и Станиславский беззастенчиво пользовались добротой Чехова. Новому театру нужны были пьесы, чтобы привлечь зрителей. Старый репертуар для этих целей не годился. Поставили "Чайку", она имела успех. О театре заговорили, но для закрепления успеха и развития театра нужны были ещё пьесы. Талант Чехова-драматурга был жизненно необходим! Под разными предлогами режиссёры нажимали на него: пиши, пиши, пиши новую пьесу, давай, давай, давай новую пьесу...

Им было известно, что Чехову понравилась Ольга Книппер в роли Ирины в спектакле "Царь Федор Иоаннович", что он интересовался ею ... к Чехову был заслан казачок, актриса Книппер, чтобы, так сказать, взять его с тыла.

Ольга Леонардовна не требовала новых пьес "в лоб", она исподволь, но настойчиво загоняла Антона Павловича за стол писать пьесы, не взирая на его ухудшавшееся самочувствие ... где лаской, где шуткой, где кокетством, а большей частью своими женскими прелестями ...


Памятник Чехову. Вид сбоку. По левую руку от А.П. кафе.

Памятник Немировичу-Данченко и Станиславскому большой, высокий, массивный, он по-хозяйски и основательно занял лучшую видовую площадку Камергерского переулка. А Чехову остался его уголок между двумя кафе, слева и справа: Чехов и общепит - чисто чеховский юмор в действии и в действительности!


По правую руку А.П. тоже кафе. Для артистов МХАТа и прохожих.

А.В. Морозов в интервью корреспонденту "Вечерней Москвы" пооткровенничал о строчке из монолога Нины Заречной: "Чайка" - моя любимая пьеса, монолог прекрасен и по своей природе, и по художественному смыслу. Это и шутка художника, и посвящение Антону Павловичу как главному драматургу Художественного театра".

Про выбитые на пьедестале "рогатые олени" это тоже шутка? Шутка г-на Морозова? Над кем смеётесь? Не над собою ли?

Может, поэтому Немирович-Данченко смотрит прямо в глаза прохожим и в его тяжёлом, но виноватом взгляде читается: "Да, я спал с женой Чехова, и что? Я вот теперь стою в полный рост в начале известного театрального переулка, у края главной московской улицы, а где Чехов? Вон там, сутулится позади... Он писал для нас свои пьесы, он поставил театр на ноги, но - мавр сделал своё дело, мавр должен уйти. Теперь мы - главные! А Чехову достаточно того, что Театр носит его имя, так что мы квиты!"

Разумеется, это мои предположения, разумеется, я придумываю за Немировича несказанное им, но факты истории не изменить.

Антон Павлович любил Художественный театр, восхищался им и по-доброму относился к его создателям. Он писал из Ялты Немировичу-Данченко: "Художественный театр — это лучшая страница той книги, какая будет когда-нибудь написана о современном русском театре. Этот театр — твоя гордость и это - единственный театр, который я люблю … ".

Нет, нет и нет, я не против памятника создателям МХТ, памятник добротный, основательный, настоящий монумент - украшение улицы и города, и место для него выбрано подходящее. Только Чехова жалко!

Памятник Чехову работы М.К.Аникушина – чудо скульптурного искусства, гениальное воплощение благородства и трагизма. Его надо срочно перенести туда, где он будет смотреться во всём своём скромном величии. Двухфигурная композиция А.Морозова его не просто подавляет - унижает!


Вон там, на фотографии справа, вдали, виднеется хрупкая фигурка Чехова.

В 2012 году представители движения "Наследие" обращались к мэру Москвы С.Собянину с просьбой перенести памятник А.П.Чехову на Страстной бульвар, где по замыслу М.К.Аникушина его планировали первоначально установить. Просьба не была рассмотрена.

В 2013 году Олег Павлович Табаков, руководитель МХТ имени Чехова, предложил перенести памятник ближе к улице Большая Дмитровка, в том же Камергерском переулке недалеко от Театра. Тоже тихо.

С момента установки композиции Немирович-Данченко-Станиславский пошёл третий год … никаких подвижек. Неужели широкие спины Памятника основателям и далее будут заслонять изысканный, высокохудожественный памятник-образ Антона Павловича Чехова?

А.В. Морозов сказал в интервью: "В Москве все памятники выглядят буро-коричневыми или черными. А мы сделали его в нехарактерной светлой охристо-зеленой патине. Он должен вписаться в архитектурный ансамбль улицы, будет хорошо соотноситься и с жуковским домом, и с Центральным телеграфом, и низко застроенным Камергерским переулком."

Да, композиция г-на Морозова хорошо сочетается и с улицей, и с переулком, и с расположенными на них домами ... Только о памятнике Чехову никто не вспомнил. С кем он-то будет теперь сочетаться?
Деликатный Антон Павлович продолжает скромно молчать, только он вдруг бессильно осел за спинами могучих фигур своих работодателей. Тонкий, худой, слабый, болезненный … он не может тягаться с крепышами-режиссёрами, разве только интеллектом. И мне очень хочется, чтобы Антон Павлович защитил себя: "В чём сила, брат? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!"

Памятники стоят в одном пространстве одного переулка, и они должны быть либо на равных, либо врозь.
Иначе - за державу обидно! И за Чехова!

Памятник Чехову в Чехове и других городах

Антон Павлович Чехов по праву считается классиком мировой литературы. Его произведения переведены на многие иностранные языки. Он до сих пор является одним из ярчайших мастеров, работавших в жанре короткого рассказа. Он считал своей главной задачей поднятие в произведениях таких вопросов, которые бы заставляли читателей задумываться над ними. Самой большой популярностью пользуются его театральные пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Три сестры».

Чехов

Этот подмосковный город, ныне носящий имя писателя, имеет тысячелетнюю историю. Когда-то он входил в число самых крупных городов Древней Руси и назывался Лопасня.

Памятник Чехову в Чехове также имеет свою предысторию. В 1960 году в столице проходил конкурс по созданию статуи писателя. В нем принял участие и скульптор М. А. Аникушин. Конкурс он так и не сумел выиграть, но проект свой не бросил. И совершенствовал его на протяжении 30 лет, пока от музея, находящегося в городе Чехове, не пришел запрос. Так как скульптору на тот момент исполнилось уже 70 лет, он решился отдать эскиз фигуры Антона Павловича, справедливо рассудив, что его все же должны увидеть люди.

Памятник Чехову в Чехове был торжественно открыт в 1989 году. Он установлен в самом центре города, в сквере, названном в честь писателя. Его исполнили в бронзе по эскизам Аникушина. Практически каждый житель города сможет показать к нему дорогу. Памятник Чехову в Чехове достаточно необычен и имеет экстравагантный вид. По словам автора скульптуры, он хотел изобразить Антона Павловича как личность, которая год за годом меняет не только свой внешний вид, но и внутренний мир. Многие современники отмечали тот факт, что лицо писателя в разные периоды его жизни имело некоторые отличия.

Памятник Чехову в Чехове стоит на невысоком постаменте. Здесь известнейший литератор представлен во весь рост, в длинном пальто, с тросточкой в правой руке и со шляпой – в левой. Он имеет уже немолодой и болезненный вид.

Таганрог

Первый памятник на родине выдающегося русского писателя решили установить в 1910 году. Именно тогда и начали собирать на него деньги. Второе постановление вышло через 25 лет. Третье решение было вынесено в 1960 году. Тогда же и открыли бронзовый бюст А. П. Чехову на центральной площади города, который был отлит на заводе «Красный котельщик».

Надо сказать, что он является точной копией гипсовой скульптуры, установленной в 1935 году на территории музея «Домик Чехова». Автором бюста стала первая женщина-скульптор В. Г. Морозова. В 1960 году его поменяли на памятник. Работал над ним московский скульптор И. М. Рукавишников, а над пьедесталом - архитектор Г. А. Захаров. Памятник Чехову в Таганроге получился довольно большим – более 6 м. Высота самой фигуры писателя 3 м, а гранитный пьедестал – выше на 15 см.

Можно сказать, что облик Чехова на этот раз был выбран необычный: это молодой человек, который сидит на камне с книгой в руке. Его лицо обращено в сторону улицы, где он родился.

Памятник находится в Чеховском сквере (бывшем Александровском), который занимает площадь около 1,5 га. Парк был разбит к 75-летнему юбилею писателя. Он дважды подвергался реконструкции – сразу после войны и в 2008 году. Тогда же была реставрирована и сама скульптура.

Москва

В столице памятник Чехову был открыт в конце октября 1998 года. Как раз тогда в России отмечали 100-летний юбилей со дня основания Московского художественного театра.

Памятник Чехову в Москве был установлен в Камергерском переулке. Его авторами являются знаменитый скульптор М. К. Аникушин, который, к сожалению, не дожил до его открытия, а также архитекторы М. Л. Фельдман и М. М. Посохин.

Фигура писателя в полный рост выполнена из бронзы, а пьедестал – из гранита. Автору скульптуры удалось подчеркнуть чеховскую скромность, задумчивость и элегантность – все те качества, которыми он обладал при жизни. Писатель здесь выглядит одиноким и печальным среди всей этой московской суеты.

Красноярск

Авторами монумента стали архитектор А. С. Демирханов и скульптор Ю. И. Ишханов. Памятник Чехову в Красноярске был открыт в 1995 году. Его установили на Театральной площади. Набережная была выбрана не случайно, так как именно здесь Антон Павлович проводил время в ожидании продолжения своего пути.

Монумент представляет собой фигуру писателя, одетого в дорожный костюм. Он стоит на берегу Енисея и любуется его необычайной силой и красотой. Рядом с бронзовой фигурой установлена гранитная стела, на которой высечены слова, сказанные Чеховым в 1890 году в то время, когда он следовал через этот город на остров Сахалин. Надо сказать, что Антон Павлович останавливался здесь лишь на один день. Но красота Енисея и этих мест произвели на него неизгладимое впечатление. Он отзывался о Красноярске как о самом красивом городе Сибири.

Звенигород

Здесь памятник Чехову установили летом 2010 года. Он был приурочен к 150-летию великого писателя. Автором скульптуры является В. Б. Курочкин.

Памятник Чехову в Звенигороде установлен в центральном сквере на ул. Московской. Автор изобразил писателя удобно сидящим на скамейке. В правой руке Антон Павлович держит трость, а левой гладит собаку. Горожане и туристы очень любят здесь фотографироваться, при этом присаживаясь рядом на лавочку.

Появление такого памятника в этом городе вовсе не случайно. Здесь будущий писатель работал врачом в земской больнице сразу после окончания Московского университета в 1884 году. Он принимал более 30 пациентов в день. Интересно, что автор проекта изобразил Чехова не молодым человеком, а зрелым мужчиной.

Кстати, до сих пор существует здание больницы, в которой работал Антон Павлович. Также сохранился и дом, где он жил у своего друга С. П. Успенского, и посаженная им аллея лиственниц. А вот вековая липа, под которой любил сидеть писатель, через 3 года после открытия памятника была повалена сильным ветром.

Ростов-на-Дону

В 2010 году здесь также состоялось открытие памятника Чехову. Авторами этой бронзовой композиции стали художник А. А. Скнарин и архитектор Ю. А. Дворников. Она была изготовлена буквально за месяц. Работа велась посменно чуть ли не круглые сутки. В итоге памятник имеет высоту в 2,5 м и вес около 1 тонны. Его открытие было приурочено к 150-летию со дня рождения писателя.

Памятник находится на пересечении ул. Пушкинской и проспекта А. П. Чехова. Город Ростов-на-Дону имеет много общего с писателем. Здесь познакомились его родители. В этом городе у него было много друзей-гимназистов. Кроме того, на сцене городского театра одной из первых в России прошла постановка его «Вишневого сада».

Томск

Этот город Чехов отчего-то невзлюбил. Писатель гостил здесь целую неделю в мае 1890 года, когда ехал на Сахалин исполнить, как он считал, свой гражданский долг: преодолеть весь путь, по которому везут ссыльных, и посмотреть, чем и как они живут. Ему показалось, что город встретил его неприветливо, да и здешние люди писателю не понравились.

Памятник Чехову в Томске, пожалуй, самый необычный. Эта бронзовая двухметровая скульптура была установлена в 2004 году на городской набережной. Ее автором является Леонтий Усов. Считавшийся одним из самых утонченных и элегантных русских писателей, Чехов предстает здесь в карикатурном и даже гротескном виде: в длинном пальто и смешной шляпе, со слегка перекошенными очками и с непропорциональными босыми ногами, держащим зонтик за спиной.

Мнение о скульптуре Леонтия Усова

Необычный памятник Чехову в Томске вызывает неоднозначную реакцию у людей. Некоторые считают, что он оскорбляет память великого литератора и требуют убрать его. Другие же относятся к нему лояльно. Бесспорно одно: что эта скульптура стала настоящей достопримечательностью города, которая полюбилась многим местным жителям и туристам. Рядом с ней очень любят фотографироваться, а у студентов даже появилось свое поверье: если потереть нос статуи перед сдачей экзамена, то обязательно повезет!


Смотрите также

Описание: