Где находится особняк кшесинской


Легенды Петербурга: Особняк Матильды Кшесинской

Вот и блистательная прима Мариинского театра Матильда Кшесинская от других не отставала. И захотела построить для себя и своего сына отдельный дворец на Петроградской стороне. Балерина долго выбирала место для будущего дома и наконец приметила участок на углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта.

Выкупив земли с обветшавшими деревянными постройками, танцовщица уже в 1904 году приступила к строительству. «Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик. По своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад», - вспоминала Матильда Феликсовна в своих дневниках. Воплотить мечту должен был знаменитый архитектор того времени Александр фон Гоген. Зодчий буквально вложил в дворец свою душу. Чем только не украсил он фасады здания - тут и разные сорта серого и красного гранита, и декоративные металлические детали, и майоликовая цветная плитка. В итоге надежд мастер не обманул - на Петроградской стороне выросло здание, которое и поныне считается эталоном петербургского модерна. Кшесинская признавала, что «дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания». Уже в конце 1907 года счастливая балерина переехала в роскошный особняк с маленьким сыном Володей.

ЛЕГЕНДА

Одна из самых окутанных тайной историй - это связь блистательной танцовщицы с последним российским императором Николаем II. Мол, он-то и подарил особняк своей возлюбленной. Более того, в доме якобы даже есть тайный подземный ход, связывающий с Зимним дворцом. Говорят, что по узким коридорам туннеля Николай II спешил к балерине на свидания...

С Николаем Романовым она познакомилась еще в юности. Их роман длился немногим более трех лет. В последнем письме к любимой он писал о том, что встреча эта останется самым светлым воспоминанием его молодости. Император разрешал танцовщице обращаться к нему в любое время с любой просьбой.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Дворец стал своеобразной Меккой художественной интеллигенции Петербурга-Петрограда вплоть до 1917 года. В гостях у балерины перебывал весь петербургский свет. На приемы захаживали знаменитый ювелир Карл Фаберже и не менее известная американская танцовщица, возлюбленная поэта Сергея Есенина, Айседора Дункан, с которой хозяйка быстро подружилась.

Приезжали на импровизированные домашние спектакли и коллеги по сцене - Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Сергей Дягилев также не раз гостил у знаменитой танцовщицы, с которой его связывала нежная дружба. Здесь пели итальянская певица Лина Кавальери и «царственный бас» Федор Шаляпин. Однако счастье длилось недолго - уже в 1917 году революция заставила балерину в спешке покинуть свой дом. Матильда Кшесинская эмигрировала во Францию, а балконы дворца стали трибунами для митингующих. Сейчас в здании находится Музей политической истории России.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Бухгалтер Анна Волкова:

- Живу в Петроградском районе и часто прогуливаюсь мимо этого прекрасного особняка. Кому-то он может показаться мрачноватым и простым на фоне привычных дворцов в стиле барокко, а мне он близок по духу. Кроме того, это покажется маловероятным, но если в полночь прийти к этому дому и встать на углу с улицей Куйбышева, в одном из окон можно увидеть стройный силуэт самой великой балерины. Она до сих пор любит навещать свой любимый особняк.

«Я работаю в особняке Матильды Кшесинской» — The Village

Интерьеры особняка Кшенской были полностью утрачены в советское время. В 1987 году восстановили анфиладу: это парадный вход со стороны Кронверкского, лестница с балюстрадой, ротонда, белый зал и зимний сад. Из аутентичного сохранился наборный паркет, который год назад пережил реставрацию. Мы очень бережно к нему относимся, он покрыт ковром в стиле ампир. Также аутентичен плиточный пол в Зимнем саду.

Аудитория музея — самая разная: от детей четырех-пяти лет до пенсионеров (для них, как и для детей, бесплатный вход в музей). Интересно, что музей является притягательным местом для разных делегаций — общественных и государственных. И это понятно. К 2013 году музей открылся обновленным — с новой современной экспозицией «Человек и власть в России в XIX–XXI столетиях», современным атриумом и обновленной инфраструктурой. Без ложной скромности скажу, что музей стал одним из самых современных в России. Некоторые генеральные консулы после официальных визитов в музей, бывает, приходят еще и как обычные посетители, чтобы подробнее познакомиться с экспозициями, раскрывающими политическую историю советского периода.

Рядом с музеем находится мечеть. Понятно, что в пятницу и религиозные праздники здесь очень оживленно. Окна администрации музея выходят на минарет, и оттуда можно услышать призыв муэдзина. Это такой колорит соседства. Кстати, мы проводим в музее программу толерантности по заказу Комитета по межнациональным отношениям. Подготовили свою программу для старшеклассников и средней школы, которая учит разных людей жить в одном пространстве, уважая образ жизни и взгляды членов разных общин. И сами мы должны исповедовать то же. Фактами жизни нашего многоликого города стали Курбан-байрам на Кронверкском и Крестный ход по Невскому проспекту.

Шумиха вокруг еще не вышедшего фильма «Матильда» на нас сказалась (хотя Алексей Учитель и не снимал его в особняке). Появился повышенный — немного вульгарный — интерес со стороны СМИ. С одной стороны, то, что возник всплеск интереса к хозяйке нашего особняка, — хорошо. С другой — это вылилось в шоу, которое развивается по своим законам.

Вообще, тема Кшесинской всегда была интересна: люди любят истории жизни, где есть и любовь, и красивая жизнь, и драма. Особенно эта тема востребована пожилой публикой. При этом мемориальных вещей Кшесинской осталось крайне мало: у нас на экспозиции «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы» представлено лишь одно платье, в котором она танцевала в молодые годы. Но есть очень богатый документальный ряд, фотографии. К счастью, Матильда Феликсовна любила фотографироваться — остался ее образ, который в пух и прах разбивает выводы конъюнктурных экспертов (речь идет о недавней экспертизе сценария и фильма «Матильда», которую инициировала депутат Госдумы Наталья Поклонская. Эксперты, среди прочего, пришли к выводу, что Кшесинская была „совершенно некрасивая“. — Прим. ред.).

Недавно в музей подкинули листовки «Стоп.Матильда», которые мы взяли в свои фонды. Мы активно собираем все, что связано с политической жизнью нашей страны в разных ее проявлениях. Когда-то, может быть, эти листовки найдут свое место на выставке, рассказывающей о нашем времени. Такое возбуждение отдельных групп общества от фильма, который еще не вышел на экраны, свидетельствует о нездоровье социума. В музей православные радикалы, к счастью, не приходили. Впрочем, у нас есть служба безопасности, которая корректно осуществляет фейсконтроль, и мы очень надеемся, что до нас эти битвы не доберутся. А вот прийти, заказать экскурсию и разобраться, что и как было, — пожалуйста».

Особняк Матильды Кшесинской. История, легенды, байки и мифы. Забытые сокровища одной балерины: alkopona — LiveJournal

Многих из нас посещает американская мечта о собственном доме. Просторный, светлый, с зеленой территорией, где по выходным можно будет жарить шашлык, не какой-то там зарубежный BBQ, а именно шашлык! Где на травке будут играть дети, а в гостиной обязательно будет место для светского приема друзей, которые естественно будут вам завидовать. Вот она мечта современного человека. Но только ли современного? Ведь и сто лет назад иметь свой собственный особняк, да тем более в центре Петербурга было символом роскоши, почета и уважения.

Особняк для балерины

Неудивительно, что главная прима Мариинского театра, почитаемая в городе балерина Матильда Кшесинская тоже захотела для себя и своего сына элитную недвижимость в самом центре Санкт-Петербурга. Она долго выбирала место, советовалась с риелтором, в итоге выбор пал на фантастический участок в углу Кронверского проспекта, где с балкона будущего дома открывался самый лучший вид на Петропавловскую крепость.

2.

"Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик. По своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад.", - вспоминала в своих дневниках Матильда. Реализацию дома своей мечты она доверила одному известному архитектору Александру фон Гогену. Зодчий ударить в грязь лицом просто не мог и построил особняк достойный не только красоты балерины, но и королевских кровей. Его также можно внести в палату мер и весов как эталон петербургского модерна, это признавала и сама хозяйка: "дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания".

3.

Потайной ход к Эрмитажу

На заре становления ее карьеры и после принятия в труппу Мариинского театра на привлекательную балерину положил глаз молодой наследник престола, будущий император Николай II. Хоть их отношения были недолгими и официально длились всего три года, она все равно прочно вошла в память петербуржцев как любимая фаворитка последнего царя. Неудивительно, что в городе и легенду придумали о подземном туннеле соединяющем особняк балерины и Зимний Дворец, по узким коридорам которого император, как прыщавый студент, бегал на тайные свидания к своей возлюбленной.

4.

фото с сайта http://www.spb.aif.ru/

Ну и разве могла балерина сама накопить на такой особняк в центре города в столь юном возрасте? Естественно люди думали, что она его "натанцевала" на балах у императора, и, что он увлеченный ее талантом, построил столь роскошный дом на Петроградской стороне. Так что крутить романы с балеринами, ну или гимнастками мода достаточно историческая.

5.

Пристанище интеллигенции

Матильда вела открытую светскую жизнь и при наличии в то время инстаграма могла бы с легкостью перещеголять по популярности Волочкову. В ее доме постоянно проходили вечеринки, гостями которой были и уже далеко не молодой Карл Фабереже со своими драгоценными яйцами, и губительная любовница Есенина Айседора Дункан, даже люстра этого особняка содрогалась от пения Шаляпина, а появление здесь Дягилева так вообще не рассматривалось как новостной повод для желтых газет. Особняк быстро стал меккой художественной интеллигенции в Петербурге, чье гнездо смогли разрушить только идеи социалистической революции.

6.

фото с сайта https://pastvu.com/

В связи с тем, что Кшесинскую считали неотъемлемой частью императорского двора, ей пришлось срочно собирать чемоданы и бежать из ставшего родным особняка, в противном случае ее жизнь могла закончиться в ближайшем лесу, без отпевания и памятных речей. Прибежавшие в поисках балерины слуги революции застали только пустые залы и красивый балкон с прекрасным видом. Именно его решили использовать как трибуну для митингующих нужд революции, ведь как говорил товарищ Ленин: "Это вам не броневик!".

7.

Сегодня в здании квартирует музей политической истории России, который расскажет вам о всех тонкостях этой революции, и если вам лень сюда ехать, то можете прогуляться по его виртуальным коридорам.

Сюжет для фильма

Но вернемся к хозяйке, Матильда подобрав руками подол своего длинного платья и забыв завязать пуанты, спешно бежала в Париж, часто перебирая ножками. Не было времени ни вызывать службу доставки, ни складывать все по коробкам и аккуратно вывозить все имущество. Большая часть оставленных в особняке богатств была разграблена и ушла на нужды революции, но поговаривают, что перед самым отъездом она успела опустошить все шкатулки и спрятать драгоценности подаренные фаворитами в потайные места, ну не даром же сюда в лучшие годы Кшесинской сам Фаберже захаживал.

8.

Любители заговоров и тайн до сих пор выясняют, существует это сокровище или нет, но найденные в 2012 году в потайной комнате имения Нарышкиных сорок мешков их фамильного серебра подталкивают на мысль, что все же Матильда Кшесинская заныкать ювелирные украшения успела. На сегодняшний день эксперты оценивают стоимость ненайденного имущества в 200 миллионов долларов.

9.

фото с сайта http://depositphotos.com/

Теперь неудивительно, что в 1971 году смерть, не побоюсь этого слова, великой балерины вызвала не только бурные обсуждения, но и подарила сюжет для культового советского фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". В самом начале киноленты умирающая бабушка, бывшая танцовщица императорского балета, рассказывает внучке о спрятанных в Ленинграде сокровищах. Стоит ли удивляться таким совпадениям? А сокровища осталось только найти...

10.

фото с сайта http://photo.tvigle.ru/

Призрак?

Как вы заметили, почти в каждом здании Петербурга живут какие-то приведения, не стал исключением и дом Кшесинской. Говорят, если в полночь прийти к нему и встать со стороны улицы Куйбышева, то в одном из окон можно увидеть силуэт самой известной русской балерины. Что поделать, любит она навещать свой особняк, в котором ей так и не удалось встретить свою старость, ну и превратить его в родовое гнездо.

11.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.


Особняк Кшесинской


Другие названия: Особняк балерины Матильды Кшесинской,
Музей Октябрьской революции,
музей политической истории России.

Адрес: ул. Куйбышева, 2/4, Кронверкский проспект, 1

Год постройки: 1904-1906

Архитектор: А. И. фон Гоген

Стиль: модерн


Особняк Матильды Кшесинской, со времен постройки и до наших дней

Особняк Матильды Кшесинской – это одна из легенд Петербурга. Его старинное здание, возведенное в начале ХХ века на Троицкой площади северной столицы, в почти неизменном виде дошло до наших дней. Принадлежал особняк известной питерской балерине и светской львице Матильде Кшесинской, которой благоволил сам император Николай II. Некоторые источники утверждают, что балерина некоторое время была его фавориткой и участок земли напротив Петропавловской крепости, стоимость которого в 1904 году была в 10 раз больше жалованья примы Мариинского театра, был ей подарен императором.

По одной из питерских легенд, возведенный на нем особняк, в который Матильда Кшесинская вскоре перевезла сына, соединялся подземным туннелем с Зимним Дворцом. Им и пользовались влюбленные для тайных встреч, которые продолжались более 2 лет. Сейчас мы, разумеется, понимаем, что этого быть не могло: Матильда и Николай прервали отношения ещё в конце века 19, особняк был построен 10 годами позже, однако обыватели не забыли о юношеском увлечении царя, что и дало повод для рождения этой легенды.

После расставания с цесаревичем прима-балерина нашла утешение в объятиях его кузена, великого князя Сергея Михайловича.  Спустя 20 лет, уже будучи в эмиграции, она вышла замуж за ещё одного члена семьи Романовых - великого князя Андрея Владимировича. В ее особняке до самой революции собирался высший свет Санкт-Петербурга, а великие князья были в нем почетными гостями.

В 1917 году дом балерины Мариинского театра заняли большевики, и очень скоро от его богатого убранства не осталось и следа. С балкона второго этажа выступал перед революционными массами Владимир Ильич Ленин, зачитывая свои «Апрельские тезисы». Остальные комнаты особняка были отданы под штаб. Ценности оттуда все были вывезены. Дорогие интерьеры разграблены. Матильда Кшесинская пыталась вернуть себе свое имущество и неоднократно подавала иски в суд. В конце концов она поняла, что вернуться в родной дом у нее вряд ли получится. Бывшая прима Мариинского театра уехала с влюбленным в нее князем в Кисловодск, а затем эмигрировала в Париж. В советское время в здании особняка располагался музей Великой Октябрьской социалистической революции, а затем – музей политической истории России. Восстановлены были лестница с балюстрадой, зимний сад, ротонда и белый зал. В наши дни особняк Матильды Кшесинской активно посещают туристы. Несмотря на то, что от прежних роскошных интерьеров почти ничего не сохранилось, здесь есть на что посмотреть.

Архитектура особняка

Став обладательницей земельного надела почти в самом центре города, Матильда Кшесинская для разработки проекта своего будущего дома тщательно выбирала архитектора. Выбор она остановила на Александре фон Гогене, который в те времена был главным архитектором Императорского двора. Работал он в модном в ту эпоху стиле модерн, что вполне устраивало балерину. Особняк она собралась возвести полностью соответствующим последним тенденциям архитектурной моды.

Гоген предложил ей вполне удачный проект, согласно которому будущий особняк должен был походить на средневековый замок, стоящий над обрывом. В его внешней и внутренней отделке широко использовались природные материалы, стены украшены растительными орнаментами, изящной мозаикой и майоликовыми панно. Особняк отличался контрастностью фактур, нестандартными оконными проемами и включением ряда декоративных элементов, присущих восточному стилю. Дом балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской стал самым модным местом в северной столице.

Интерьер особняка

Решив уйти из театра и посвятить себя воспитанию сына, Матильда Кшесинская при обустройстве нового дома отдавала предпочтение простору и комфорту. Внутреннюю отделку почти всех жилых комнат прима-балерина придумала сама. Ее особняк оказался не только красивым и удобным, в его внутренней планировке предусмотренным оказалось абсолютно все.

Гардеробная состояла из двух комнат. В одной из них хранилась обычная одежда хозяйки, а в другой – ее сценические костюмы. Кухня была оборудована по последнему слову техники. В хозяйстве была прачечная, гараж для двух автомобилей и отдельное помещение для животных – коровы, козы и свиньи. Был даже собственный винный погреб, обустройством которого занимался возлюбленный балерины и отец ее ребенка. Но настоящей гордостью хозяйки была, конечно же, парадная часть дома, представляющая собой роскошную анфиладу комнат, интерьер которых был выдержан в едином стиле. Замыкал ее шикарный зимний сад.

Особняк Матильды Кшесинской сегодня – это музей политической истории России, отдельная экспозиция которого посвящена временам его первой хозяйки – балерины Мариинского театра и возлюбленной императора Николая II. Несмотря на то, что от былой обстановки здесь ничего не осталось, парадная часть сохранилась в почти неизменном виде. В наши дни здесь проводят литературные вечера, ежедневно сюда устремляются сотни туристов, желающие посетить место, где прошла часть жизни знаменитой танцовщицы.

Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге

Сейчас в этом роскошном особняке находится Музей политической истории России, а в прошлом столетии здесь жила известная русская прима-балерина Мариинского театра, любимица августейших особ империи Матильда Кшесинская.

Дом был построен в 1906 году архитектором А. И. фон Гогеном, разработавшим проект Мемориального музея А. И. Суворова, а архитектор А. И. Дмитриев занимался оформлением интерьера. Особняк выполнен в стилистике северного модерна — на тот момент это было направление, характерное исключительно для города на Неве. Источником вдохновения этого стиля был национальный романтизм шведской и финской архитектуры. Объёмное пространство выполнено композиционно-разновысоким решением плоскостей: просторным комнатам вторит свободная планировка окон — различных по размерам и формам. Дизайнерские решения основаны на использовании контрастных сочетаний. При строительстве была выбрана самая модная отделка — мрамор различных цветов, майоликовая плитка и кирпич для облицовки, кованый металл. В здании находится зимний сад. Пространство внутри особняка организовано рядом последовательно сочленённых помещений, размещённых на одной оси, которые создают сквозную перспективу.

Особняк Кшесинской имеет очень интересное расположение. Петроградская сторона в начале ХХ века считалась одним из самых модных районов города. Дом был возведён практически на берегу Невы, откуда открывалась живописная перспектива: Сенат, Зимний дворец, Академия наук. Только очень важная персона могла себе позволить такое великолепие.

В 1917 году балерина покинула свой сказочный особняк, после того как получила несколько недоброжелательных писем. В считанные дни её дом заняли представители РСДРП(б) и сделали из него что-то вроде ораторской трибуны, куда 3 апреля приехал Владимир Ильич Ленин. Кшесинская обратилась в суд с требованиями освободить её дом от засилья революционеров и возместить имущественные убытки. В результате в особняк направили соответствующий документ, Ленину даже пришлось дать распоряжение по поводу возврата личных вещей балерины. Но большевики отказались выполнять поручение суда. После особняк захватили войска Временного правительства — дом был вконец разграблен. Кшесинская покинула Петербург, продолжая через адвоката отстаивать свое жилище. Но ей так и не суждено было вернуться в Россию — она вышла замуж и скончалась в Париже, не дожив год до своего столетия.

Особняк был площадкой для многих общественных учреждений, и с 1991 года именуется Музеем политической истории России. Все знают, что на Горьковской есть музей, но мало кто помнит, что с этим красивым домом связана такая живая и такая настоящая история. История одной из самых красивых женщин времён гибели Российской Империи.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Особняки Матильды Кшесинской и В.Э. Бранта — Школа Путешественника

Недавно я рассказывала о музее Политической истории России. В настоящее время он располагается в двух особняках — М.Ф. Кшесинской и В.Э. Бранта, стоящих рядом и перестроенных в 1957 году для создания общего входа и переходов между этими зданиями, как раз в целях размещения здесь музея. В советское время интерьеры обоих зданий были почти полностью утрачены, но по крайней мере в особняке Кшесинской были частично восстановлены. Поскольку пост про музей получился большой, я хочу отдельно показать то немногое, что осталось от двух красивых особняков в стиле модерн.

Особняк Матильды Кшесинской был построен в 1904-1906 гг. Всё моё детство он у меня ассоциировался лишь с балконом, с которого выступал Ленин. Кстати, балкон этот на фото выше хорошо видно. Я не хочу переписывать Википедию, там есть дивный рассказ о том, как Матильда Феликсовна, покинувшая свой дом во время февральской революции, пыталась потом через суд выселить занявших его комитет РСДРП и другие большевистские организации. В июле 1917 дом заняли правительственные войска, что в итоге также не способствовало сохранности имущества.

Что же на сегодняшний день можно там увидеть. Парадная лестница ведёт через холл-ротонду в большой зал.

Здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка.

Пардон за мутнофото, пришлось снимать холл в силу его не влезания в объектив через пластмассовый рыбий глазик на телефон.

За залом виден зимний сад. Он располагается в том месте, где на самом верхнем фото особняка со стороны улицы виден большой стеклянный эркер с кованной решёткой.

Справа от ротонды — зал, где сейчас размещается экспозиция музея, посвященная хозяйке дома. При Кшесинской здесь, на первом этаже, собственно, и были залы и гостиные для приёмов и балов.

Слева — лестница, ведущая на второй этаж. На втором этаже находились спальня, детские и другие жилые помещения. Здесь-то и обосновались Ленин сотоварищи. Помните про балкон? А вот и он.

Вид сквозь балконную дверь на бывшую Троицкую площадь. Деревья скрывают вид на Петропавловскую крепость.

Ещё один зал, через который сейчас посетители попадают в эту часть музея, я затруднилась однозначно определить по планировке, часть ли это исторического особняка или пристроенная в 1957, но что-то (а именно элементы декора) мне подсказывает, что всё же оригинальная. Сейчас здесь располагается экспозиция «Империя на путях модернизации. Россия в XIX — начале XX века».

Вот и всё, что осталось от красот особняка. Но от дома В.Э. Бранта осталось ещё меньше. Барон В.Э. Брант был крупным лесопромышленником. Здание было построено в 1909-1910 гг и тоже являет собой образец модерна.

(забыла сфотографировать общий вид здания, пришлось прибегнуть к помощи Википедии)

Чтобы показать парадный вход, который вы видите на фото выше, изнутри, мне пришлось снова прибегнуть к помощи рыбьего глаза.

Горельефы на античную тематику:

… и прекрасные резные двери.

Ещё в особняке сохранилась шикарная деревянная лестница, я показывала в посте о музее фото, где около неё стоит макет башни Татлина:

Снова мутнофото, чтобы передать объем:

… и окна второго этажа:

Вот и всё, что здесь осталось, помимо стен.

Википедия, кстати, пишет, что здесь снимались некоторые сцены фильмов про Шерлока Холмса и фильма «Мастер и Маргарита» (не уточняется, которого). А вот про Холмса непременно поищу.

Мои горячие благодарности организаторам проекта «Петербург изнутри», который показывает жителям и гостям Санкт-Петербурга прекрасные музеи нашего города. #spbinside2019 #КультурнаяВесна #газетаMetro #МосковскийКредитныйБанк #petersburgcard

Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге: basilius3 — LiveJournal

В особняке Кшесинской бывали самые интересные и известные люди Петербурга начала XX века: Ф.Шаляпин, Л.Собинов, В.Нижинский, Т.Карсавина, А.Павлова. Здесь устраивались домашние спектакли, концерты, велись интересные беседы, общались близкие по своим интересам люди. Кшесинская много времени проводила в своем любимом театре, начались частые и успешные гастроли за границей, и в свой дом она всегда с удовольствием возвращалась, чтобы отдохнуть.


В начале XX века, как пишет в своих воспоминаниях Матильда, у нее возникла мысль построить себе новый удобный дом.
Из многих предложенных ей мест она выбрала участок на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы.
План и постройку дома Кшесинская заказала известному в Петербурге архитектору Александру Ивановичу фон Гогену. Сама балерина вспоминала потом: "Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни".


Новый дом был заложен в 1906 году, а уже через год, под Рождество 1907 года, хозяйка перебралась сюда жить, несмотря на то, что еще не все комнаты были обставлены. Сама Кшесинская считала, что архитектор блестяще выполнил все ее желания. Внешний облик особняка отражает внутреннюю планировку здания с двумя анфиладами залов, зимним садом, хозяйственными помещениями. При наружной отделке отделки использовались разные сорта гранита, светлый облицовочный кирпич, цветная плитка, декоративные металлические детали.
Длина особняка была 50 метров, а ширина - 33 метра. Все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д.


Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей.
В своих воспоминаниях Кшесинская писала, что во дворе дома часто "можно было увидеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика".
Был ещё "зимний сад", для которого на фасаде здания был специально спроектирован большой застекленный эркер. Сохранились воспоминания одного из деятелей революции, занявших особняк в 1917 году, об украшавших сад громадных пальмах и деревянных трельяжных конструкциях, увитых зеленью.


Из интересного:
В 1909 году недалеко от Особняка было начато строительство Соборной Мечети, но Матильда была иной веры и она попросила своего друга - Великого князя Сергея Михайловича что-то сделать.
Для этого между Особняком и мечетью, в 1913 году был начат и за 2 года построен -Дом Второго Каменноостровского товарищества устройства постоянных квартир с кирпичной оградой и скульптурами львов, который фактически решил проблему Кшесинской и закрыл собой вид на Мечеть.

23 февраля 1917 года, в субботу, за пару дней до переворота, Кшесинская давала свой последний большой прием в Петербурге на 24 человека. Через два дня ее прекрасный и поместительный дом, в котором была масса золотых изделей Фаберже, антикварных вещей и редкостей, был полностью разграблен, а сама она вместе с сыном, его воспитателем и двумя артистами труппы, очень преданными ей, должна была бежать из своего дома и скрываться у знакомых и друзей. Она жила то у своей давней подруги Лилии Лихачевой, то в квартире П. Владимирова, на Офицерской улице. Ушла Кшесинская из дому в чем была : черное пальто и платок на голове, в руках чемоданчик с драгоценностями, а под мышкой -любимый фокс Джиби. Башмаки и носильные вещи ей позже украдкой принесла ее горничная и костюмерша Людмила Румянцева, много лет преданно служившая ей, и умершая в ее доме за границей в 1951 году.

Дом заняли солдаты автомобильного дивизиона, а на втором этаже разместились ЦК РСДРП и представительство газеты "Правда". Прибывший в Петроград из эмиграции В.И. Ленин тоже работал здесь, и возможно, балкон, выходящий на Кронверкский проспект, стал трибуной, с которой он выступал.


После Октябрьской революции в особняке размещались различные организации.

С 1957 года здесь находится музей, который до 1991 года назвался Музеем Октябрьской революции, а сейчас носит название Музея политической истории России, который является, на мой взгляд, одним из лучших музеев Санкт-Петербурга по своей экспозиции, материалам выставок и оснащенности.

Музей и филиалы | Государственный Музей Политической Истории России

Детский музейный центр исторического воспитания расположен в старинном деревянном доме начала XX в. Это единственная из сохранившихся до наших дней деревянных дач 1900-х годов. С 1998 года, когда здесь заработал Детский музейный центр,  десятки тысяч юных жителей нашего города побывали в его уютных комнатах на игровых занятиях, праздниках, творческих мастерских.
Среди типовых многоэтажек одного из самых больших "спальных" районов Петербурга деревянное здание музея на Болотной выглядит сказочным теремом. Что помогло уцелеть этому изящному дому, украшенному резными балконами и увенчанному башенкой с витражными стеклами? Конечно же, причастность к событиям и знаковым персонам революционной поры.    

16 (29) октября 1917 г. здесь состоялось тайное расширенное заседание Центрального Комитета РСДРП(б), принявшее окончательное решение о вооруженном восстании. Дом получил "охранную грамоту", потому что его стены видели Ленина, Сталина, Дзержинского, Калинина и других большевистских лидеров, взявших на себя ответственность за судьбу огромной страны. Интересны и другие страницы в истории дома.

Болотная улица имеет необычную судьбу: проложенная еще в начале XIX века среди заболоченного леса, она стала застраиваться только через 50 лет, когда появился дачный поселок к северу от Лесного института. За двести лет она ни разу не поменяла своего названия и сохранилась до наших дней.

В 1902 году участок № 116 на Болотной улице приобрела жена купца второй гильдии Е.Е. Михайлова. Она застроила участок и через несколько лет продала его. Новым владельцем дома стал в 1908 г. прусский подданный Г.Г. Бертлинг. Сыновья Г.Г. Бертлинга были студентами Политехнического института, а старший из них, Александр, с 1912 года принимал активное участие в делах отца – председателя Правления Акционерного общества "Зингер". Бертлинги занялись благоустройством дачи: изменили интерьеры двухэтажного дома, украсили его башней. К 1913 году здание приобрело свой современный облик. Во время Первой мировой войны семья Бертлингов продала участок со всеми постройками В.А. Видстедту – участнику Русско-японской войны, постоянно проживавшему в Гельсингфорсе (Хельсинки). Однако новый хозяин владел домом меньше года, покинув Россию сразу после Февральской революции.

Осенью 1917 года в опустевшем здании расположилась управа Лесновско-Удельнинской подрайонной думы. Благодаря председателю управы большевику М.И. Калинину 16 (29) октября 1917 года здесь состоялось тайное расширенное заседание Центрального Комитета РСДРП(б) с участием В.И.Ленина, на котором была утверждена резолюция об Октябрьском вооруженном восстании.

В 1921 году участок на Болотной улице вместе со всеми строениями передали детскому дому. Его воспитанники пережили здесь блокаду и послевоенные годы. Музейная история здания началась еще в 1920-е годы, когда здесь был устроен Ленинский уголок. В 1937 году в детском доме была открыта Мемориальная комната В.И. Ленина.

В 1967 году в деревянном здании на Болотной улице расположился Народный музей революционной истории Выборгской стороны, который в 1973 году передали в качестве филиала Государственному музею Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1998 году, после долгой реконструкции, в доме разместился Детский центр исторического воспитания. К его юбилею в 2006-2008 годах была проведена реставрация южного, восточного и северного фасадов, восстановлено внутреннее убранство дома.

Секрет успеха Детского музейного центра исторического воспитания заключается в достоверных исторических реконструкциях, которые позволяют каждое занятие превратить в небольшой музейный спектакль. Немаловажную роль в этом играет старинный дом – ровесник XX века.

Детский музейный центр работает только с организованными группами детей с экскурсионным обслуживанием, по предварительной записи. Семьи с детьми приглашаем на программы по субботам и воскресеньям, на предлагаемые музеем сеансы. Справки и запись по телефону (812) 297-42-59.

Летний график (с 1 июня по 31 августа): понедельник-пятница 10.00 – 18.00, касса до 17.00, выходные – суббота и воскресенье. 

Предварительная запись на занятия и программы по телефону: 297-42-59, в группе vk.com/bolotnaya13

Музей закрыт 1, 2 и 7 января, 1 мая.

КШЕСИНСКОЙ ОСОБНЯК — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Памятник архитектуры в стиле модерн, построенный в 1904-1906 годах в Санкт-Петербурге (ул. Куйбышева, 2-4-Кронверкский проспект, 1). До 1917 года принадлежал балерине Матильде Кшесинской.

1904-1917 годы

Особняк был возведен в 1904-1906 годах по проекту архитектора Александра фон Гогена для Матильды Кшесинской. Балерина переехала туда из своего дома на Английском проспекте, подаренного ей Николаем II. Особняк был внушительных размеров: два этажа и цокольный этаж. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, биллиардная и большая зала. Второй этаж был отведен под личные покои балерины и ее сына Владимира. На цокольном этаже располагался винный погреб, хранились сценические костюмы хозяйки. Вся мебель в доме была создана на известной в столице фабрике Мельцера. Интерьеры комнат были выполнены в стиле ампир, стиле Людовика XVI, английском стиле, стиле модерн. При доме находился летний сад, прачечная, сараи для экипажей и автомобилей, и даже коровник.

В 1910-е годы особняк Кшесинской стал настоящим светским салоном, где бывали знаменитости и сильные мира сего.

1917 год

В феврале 1917 года Матильда Феликсовна, опасаясь беспорядков, вместе с сыном покинула свой дом. Вскоре его занял Петербургский комитет РСДРП(б), а затем и ЦК партии. Кроме того, сюда перебрались редакции газет «Правда» и «Солдатская правда». С апреля по июль 1917 года здесь работал В.И. Ленин - особняк стал «главным штабом ленинцев».

Кшесинская пыталась бороться с незаконным заселением, обращаясь к прокурору Петроградской судебной палаты. Но все ее попытки не увенчались успехом, в мае ей вернули лишь один из реквизированных автомобилей. Больше в свой дом балерина не вернулась.

Во время июльского восстания большевиков правительственные войска сумели занять здание. Несколько большевиков были арестованы, в доме расположился самокатный батальон.

После 1917 года

С октября 1917  по 1938 год в особняке располагались Петросовет, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. В 1938-1956 годах дом занимал Музей С.М. Кирова, с 1957 по 1991 год – Государственный музей Великой Октябрьской Социалистической революции.

С 1991 года в здании находится Музей политической истории России. 

Особняк Кшесинской

25.04.2020 Антон Лукьянченко Санкт-Петербург нет комментариев

На углу Кронверского проспекта и улицы Куйбышева находится особняк, который принадлежал блистательной прима-балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской.

Здание возведено в 1906 году по проекту Александра фон Гогена и в настоящий момент считается одним из лучших образцов петербургского модерна.

Хозяйка особняка Матильда Феликсовна была первой русской балериной освоившая 32 фуэте и поразившая этим англичан в балете «Лебединое озеро». Таланту балерины покровительствовали влиятельные люди того времени, среди которых великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович Романовы (станет мужем Кшесинской в эмиграции). У Кшесинской был роман с наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем, продолжавшийся более 3 лет, потом они вынуждены были расстаться.

При оформлении фасада особняка архитектор использовал красный гранит «скальной» фактуры, серый сердобольский гранит, светлый кирпич, майоликовую плитку и металлические узорные решетки. Внешний облик здания сохранился практически без изменений, что не скажешь про внутреннее убранство особняка. Почти во всех комнатах отделка была уничтожена. В первоначальном виде сохранились главный вестибюль, аванзал и лестница. Позже был восстановлен Белый зал.

Белый зал – главное помещение особняка, оформленный в стиле ампир с элементами раннего классицизма. Здесь Кшесинская репетировала, а также устраивала приемы. Здесь пели итальянская певица Л. Кавальери, «российский соловей» Л.В. Собинов и «царственный бас» Ф.И. Шаляпин. Гостями особняка были знаменитый ювелир К. Фаберже и американская танцовщица А. Дункан. С радостью Матильда Феликсовна принимала у себя своих коллег по сцене А. Павлову, Т. Карсавину и В. Нижинского.

К 1917 году театральная карьера Кшесинской достигла вершин творческой деятельности. Она выступала на лучших сценах Парижа, Лондона, Монте-Карло, Вены, Будапешта, Варшавы и других городов. Ее искусством восхищались и в России.

После Февральской революции артистка получает письма с угрозами и вечером 27 февраля она вместе со своим сыном покидает особняк. И через несколько дней первый этаж здания занимают солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона. А на втором этаже особняка в начале марта 1917 года разместился Петербургский комитет РСДРП(б). Здесь работали В. Ленин, М. Володарский, А. Луначарский, А. Коллонтай, Я. Свердлов, К. Ворошилов и другие большевистские лидеры.

С февраля по июль 1917 года Кшесинская скиталась по квартирам родственников и знакомых и 13 июля она уезжает в Кисловодск. В феврале 1920 года Матильда Феликсовна навсегда покидает Россию. Начинается период эмиграции, который будет связан с Францией, где она в 1929 году откроет балетную студию.

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила интереснейшую жизнь и скончалась в возрасте 99 лет, не дожив всего лишь несколько месяцев до круглой даты.

Ее особняк в Советской республике был национализирован и его занимали различные организации и лишь в 1957 году он вошел в состав Государственного музея Революции, который в 1990-е годы был преобразован в Государственный музей политической истории России. Часть экспозиции музея рассказывает о творческой деятельности великой русской балерины М.Ф. Кшесинской.

Теги: Достопримечательности Европы, Достопримечательности России, Достопримечательности Санкт-Петербурга, Замки и дворцы и усадьбы и виллы и дома

Дом Кшесинской - от Романовых до большевиков

Музей политической истории России, о котором я рассказывал в прошлый раз, располагается в довольно примечательном с архитектурной и исторической точки зрения здании - бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской. Сюда к ней приезжали великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович, а после переворота 1917 года особняк некоторое время служил большевистским штабом, где работали Ленин, Сталин, Зиновьев и др.


Питер-2013 // Часть 32


1. Особняк построил в 1904-1906 годах архитектор Александром Ивановичем фон Гогеном.

2. Это классический пример северного модерна. Здание асимметрично и представляет собой композицию разновысоких объёмов.

3. В 1913-1914 годах вплотную к особняку гражданский инженер А. И. Клейн поставил пятиэтажный дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир со скульптурами на фасаде.

4. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра, поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Её сестра Юлия также стала балериной, брат Иосиф - танцовщик и балетмейстер, впоследствии стал заслуженным артистом РСФСР. В 1890 году Матильда окончила Императорское театральное училище, и вслед за сестрой была принята в балетную труппу Мариинского театра.

5. Кшесинская танцевала партии феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноимённом балете, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Никии в «Баядерке», принцессы Авроры в «Спящей красавице». В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров. Первой среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд. В музее представлены подлинные вещи из гардероба танцовщицы.

6. Но больше всего была знаменита Кшесинская своими отношениями с членами царской семьи. В 1892-1894 годах она «выполняла роль» любовницы цесаревича Николая (будущего Николая II), чтобы отвлечь его от принцессы Алисы. Безуспешно. Позже она сожительствовала с Сергеем Михайловичем, в 1902 году у них родился сын Владимир. Позже привязанность к балерине сослужила князю дурную службу: в 1918 году был схвачен в Петрограде большевиками, выслан в Алапаевск, где сброшен в шахту с другими Романовыми. Он погиб с зажатым в руке золотым медальоном с портретом Матильды и надписью «Маля».

7. Летом 1917 года Кшесинская с сыном навсегда уехала из Петрограда. В 1921 году в Ницце она вышла замуж за князя Андрея Владимировича. Скончалась она лишь в 1971 году, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

8. До сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница. Во времена Кшесинской по ней ходили Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры начала XX века.

9. Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.

10. В вестибюле сохранилась оригинальная люстра-медуза.

11. Часть залов стоит пустыми.

12. Главное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.

13. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.

14. Сейчас зал сдают в аренду для проведения конференций, семинаров, презентаций, праздников, концертов и пр.

15. Из зала можно пройти в зимний сад с огромными окнами.

16. В дни Февральской революции особняк заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, внутри разместился ряд революционных организаций. Здесь образовался один из главных центров тогдашней политической жизни.

17. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. И. Ленин, члены ЦК И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев и др.

18. В ходе июльского кризиса 1917 года большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.

19. Двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами внизу, на Кронверкском проспекте.

20. В особняке сохранена обстановка первого после революции кабинета В. И. Ленина.

21. Напоследок - фото из особняка лесопромышленника В. Э. Бранта, с 1957 года объединённого с особняком Кшесинской в единый комплекс. В особняке сохранилась кроме всего прочего великолепная дубовая лестница с витражами.


Смотрите также

Описание: