Где находится орловское море водохранилище


Орловское "море" или "Как закатать миллионы в бетон" — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 2003 года на DRIVE2

Чтобы увидеть интересные места иногда нужно ехать не за тридевять земель, а просто оторвать пятую точку от дивана и прогуляться по окрестностям. В этот раз наш путь лежал недалеко от Орла.

Полный размер

В верховье реки Рыбница, впадающей в Оку в 80-е годы XX века было решено возвести плотину. Целью данного мероприятия было создание водохранилища, которое должно было обеспечивать пресной водой г. Орел.
Решение было, был план постройки плотины. Даже отселение деревень, попадающих под затопление было. И жители этих деревень были не очень рады этому мероприятию.

Полный размер

Плотину начали возводить в конце 80-х. А в начале 90-х возникли проблемы с финансированием, развал СССР, и плотина стала никому не нужна. Хотя одна из официальных версий остановки "стройки века" гласила, что под дном будущего Рыбницкого водохранилища было найдено большое море пресной воды, которое могло бы быть испорчено в случае затопления.

Полный размер

Полный размер

И вот теперь посереди полей возвышается большой бетонный "башмак" недостроенной плотины, высотой примерно с пятиэтажку. Наверх попасть сможет только человек с оборудованием для альпинизма, ну или человек-паук. Так что стоит этот монумент необитаемый и недосягаемый. Хотя видно, что по одной из стен пошла трещина, и крыша немного отошла — возможно фрагмент стены скоро рухнет.

Полный размер

Для сравнения размеров — фото нивы у подножия монумента потраченным миллионам.

Полный размер

Под бетонным "башмаком" проходят туннели, по которым течет Рыбница.

Полный размер

А часть русла по обычной трубе, которую можно увидеть на многих плотинах меньшего мастштаба, протекает рядом. По этой же плотине проходит дорога. Первый раз мы подъехали с другой стороны реки. Дело было после дождя и т.к. в лужу на плотине уводили только следы от трактора, пересечь ее мы не решились. Поехали вдоль берега, поискать вид на "монумент". Но заехали в тупик с одиноким домом (очевидно от близлежащей деревни Кулики). Хотели развернуться на лугу около дома, но тут вышла тетка с граблями на перевес. Причем вид у нее был настолько суров, как будто это селянка 13 века с вилами вышла защищать добро от нашествия монголо-татар. Пришлось включать задний ход и спешно ретироваться )
А около второго русла есть небольшая заводь, где можно купаться и посидеть на берегу (правда и здесь находятся свиньи, оставляющие мусор).

Полный размер

Полный размер

Я не большой специалист в проектировании плотин, но рядом с "башмаком" находится забетонированная площадка, устланная гидроизоляционным материалом… ну как материалом, теперь уже остаткам, на которых бодро растет мох.

Полный размер

Полный размер

Объект не охраняется совершенно, хотя брать там кроме мха нечего ) Поэтому для фотосессии нива смогла совершенно спокойно пробраться прямо к подножию "пятиэтажки"

Полный размер

Ну и немного видов полей по дороге назад )

Полный размер

Полный размер

Орловское море - Ассоциация предпринимателей города Орла — LiveJournal

Орловским охотникам хорошо известно, как мало у нас достойных водоёмов, сравнимых по размерам и колличеству населяющей их пернатой дичи, например с Железногорским водохранилищем. Можно сказать, что таких водоемов у нас практически нет. Всё, что приходит на память, это водохранилище на р. Неручь и угодья бывшего рыбозавода на р. Лубна. Утятникам и гусятникам приходится из кожи вон лезть, чтобы найти хорошие угодья. Многие помнят, неплохие утиные (а иногда и гусиные) охоты на очистных сооружениях Отрадинского сахарного завода. Но те времена давно в прошлом. А ведь у Орловщины был шанс обзавестись собственным морем.
Недостроенный водозаборный узел, расположен в низовье реки Рыбница. Согласно проекту на этом месте должно было быть расположено Рыбницкое водохранилище - крупнейшее в Орловской области. Основное его предназначение – обеспечение питьевой водой г. Орла. Стройка была начата в конце 80-х годов. Были сооружены гидросооружения, начата работа над сооружением плотины, начали сооружение насыпи. Длина плотины (визуально) более 500 метров.
Место нахождения:
Орловская обл., Орловский р-н, д. Кулики. Расстояние от центра города: ~ 12,5 км. Карта проезда: «Недостроенная плотина – Рыбница».  
Уже и людей выселять начали из тех деревень, которые должно было затопить. Строить её начали в 80-х, но всё развалилось, деньги закончи-лись, плотина стала никому не нужна. И вот теперь стоит себе между полей над речкой (в самом прямом смысле, над) один “башмак” высотой с пятиэтажку наверно. Сам “башмак” – это только верхняя, хорошо видимая часть начатой плотины. 
Снизу есть бетонныей коридор длинной метров 50-70, в котором течёт речка.
Есть версия, что стройка была заморожена не потому, что не хватило денег, а из-за того, что Рыбницкое водохранилище не обеспечивало бы водой город Орёл и промышленные предприятия. Проектировщики дали неверные данные. 
Есть и другая версия, о том, что стройка, была заморожена по причине нахождения под будущим Рыбницким водохранилищем большого подземного моря пресной воды, которое бы в случае затопления поверхности могло быть испорчено.







Возможно ещё наступит черёд для завершения строительства Рыбницкого водохранилища, после того, как не станет воды вокруг Кром, нынешнего источника питьевой воды для Орла.
Орловские охотники и рыбаки по достоинству оценили бы своё, домашнее море.

P.S. Остаётся добавить, что сооружение впечатляет. Когда подъезжаешь к нему, оно кажется не большим, но оказавшись рядом понимаешь все его величие. Это огромная гора железобетона сильно контрастирует с окружающей природой. Причем сама плотина - лишь верхушка айсберга. Большая часть конструкций скрыта под землей. О настоящих размерах сооружения можно судить, если взглянуть со стороны водосброса.

Автор: Rover и другие. 

Блоги: "Орловское море" (Орловское водохранилище Курганская область)

Неспешно пыльными курганскими улочками я выбралась к берегу реки Тобол. Вдоль и которого лежал мой путь до пос. Энергетики.

 

Весь небольшой участок дамбы в Энергетиках усыпан осколками мелкого и крупного стекла. То и дело едешь и боишься проколоть колесо. Едешь медленно и осторожно.

 

Фото: Дамба пос. Энергетики

 

Если подняться вверх по дамбе на высокий берег Тобола, можно увидеть небольшое деревянное сооружение. Это историческая площадка "Царево Городище" - надвратная башня и элементы частокола из оцилиндрованных бревен. На этом месте, как утверждают краеведы, Тимофей Невежин основал Курган, заложив сначала слободу, которая затем стала городом. Исторический аналог деревянной башни высотой 18 метров и зона отдыха на въезде в Курган со стороны поселка Энергетиков занимают свыше 1700 кв. метров.

 

Считается, что укрепленное поселение Царево городище (Царев Курган) было основано слободчиком Тимофеем Невежиным. Первое название — Царёво Городище — поселение получило по Царёву кургану. Его первое подробное описание оставил известный учёный-энциклопедист и путешественник-естествоиспытатель Пётр Симон Паллас, который побывал в Курганской слободе в апреле 1771 года. Он писал: «Сим именем называется чрезвычайной величины курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны, как памятник какого важного происшествия, или как гробница, покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин… К южной стороне от великого сего холма лежит к реке еще несколько маленьких, и видны различныя могильныя насыпи… В шести верстах от оного прибыл я в слободу Царёво-Курганскую или Царёво городище, которая своё название от вышеупомянутого должна производить». (Источник http://kurgan.pro/okn/istoriya/ )

 

До 2013 года на этом месте был поставлен крест "Царево Городище"

 

Фото: Историческая площадка "Царево Городище"

 

Совсем недалеко от Энергетиков, в сторону Логовушки находится Орловское водохранилище. Озеро Орлово – озеро атмосферно-паводкого типа (наполняется за счет осадков) чашеобразной формы с пологими берегами. Площадь 1000 га, максимальная глубина – 4 метра.

 

В ветренный день Орлово чем-то напоминает море. Бушуют волны и плещутся о берега. Доехав до мостика, я даже побоялась по нему сначала пройти. Мне казалось, что волна захлеснет меня.

 

 

 

 

 

Остановилась ненадолго послушать шум волн и понаблюдать за плавно-парящими в небе чайками над Орлово.

Чайки пытались поймать себе добычу. Запросто такими волнами может выплеснуть на поверхность различных рыбок.

Если верить некоторым источникам информации ( Курганская область, активный и познавательный туризм, 2013 год) в озере водится аборигенная рыба – карась серебряный, карась золотой, окунь, плотва, щука, карп, толстолобик, белый амур, судак, ерш.

 

 

 

Фото: Парящая в небе чайка

 

Проехав вдоль поля меня чуть не сбила большая стая мелких птичек.

Фото: Стая мелких птичек

 

Фото: Пары деревьев

 

Проехав в сторону Кропаней, наблюдается неприятный запах. Судя по всему это очистительные сооружения.

 

Фото: Очистительные сооружения...

 

Фото: Зеленеет трава

 

На полях уже начинаются сельские работы.

Фото: Сельские работы

 

Фото: Листочки полевых цветов

 

 

Фото: Предприятие в Новой Сидоровке

 

Где-то вдали из-за сильно ветра разгорелись пожары. Запах гари распространился дале от места возгарания.

Фото: Возгорание

 

 

И вот уже вечереет. Небо приобретает красноватые оттенки, солнце скрывается вдали.

Фото: Железнодорожные пути

 

Хотят слухи (по интернету), что строится "Шоколадная Фабрика" (Торгово-развлекательный центр для детей)

Наверное это и есть Замок, который строится в Заозерном, рядом с Ледовым Дворцом...

 

 

Фото: Замок

 

Фото: Закат

 

Трек поездки  http://www.sports-tracker.com/#/workout/bluesunn/4hb6p0jpt6ld18so


Голубые озера под Орлом — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 2003 года на DRIVE2

В те далекие времена, когда еще вокруг был СССР, под Орлом собирались создать "Орловское море" — водохранилище на реке Рыбница. И вот в процессе разработки проекта для проверки грунта были выкопаны несколько карьеров недалеко от Рыбницы. А при раскопках была обнаружена глина с голубоватым оттенком. Глину начали добывать, но продолжалось это недолго, т.к. великий и могучий СССР распался на части. Карьеры оказались затоплены, и на их месте образовалось несколько небольших озер. А за счет глины на дне цвет воды в озерах приобрел голубоватый оттенок.

Ехать до озер, в принципе, недалеко. Достаточно свернуть с объездной дороги, миновать дачный поселок. Причем дачи находятся в такой дали, что решительно не понятно, что стимулировало сезонные миграции дачников в эти места в свое время. Кроме того почва в этих местах особой плодородностью не отличается, а чтобы жизнь медом не казалась — еще и воды нет. Вот в таких героических условиях орловские дачники когда то выращивали овощи на грядках.

Полный размер

Дорога сейчас разбита камазами, но в хорошую погоду по ней все равно едут даже на автомобилях с маленьким дорожным просветом, усиленно объезжая многочисленные ямы, чтобы искупаться на озерах. На фото один из лучших участков дороги.

Полный размер

Большой (возможно единственный) плюс дач — шикарный вид, открывающийся с холма.

Полный размер

Полный размер

На обратном пути подобрали двух дачников, чтобы вывезти их к цивилизации. Они подтвердили, что воды нет, земля плохая, дороги тоже нет, но вид зато хороший.

Полный размер

С погодой нам повезло. И с видами вокруг тоже )

Полный размер

Полный размер

А вот и сами озера. В принципе, ежели присмотреться, то цвет воды действительно голубоватый. На фото. В живую они скорее зеленоватые.

Полный размер

Единственное, что портит созерцание озер — куча людей на берегу, которые оставляют за собой кучи мусора. Все таки люди — свиньи ((
Но сами озера выглядят живописно.

Полный размер

Два первых озера — с голубой глиной. Потом дорога перекрыта шлагбаумом, а за ним еще два озерца и стена карьера.

Полный размер

Полный размер

Озера обошли, сфотографировали. И напоследок поехали поискать съезд к Рыбнице. Немного проехали по полям. В лучших традициях выехали к деревне, но решили не пугать местное население и вернулись назад. По пути нашли загадочный курган в полях.

Полный размер

Отличный летний день. Отличные виды. И, к сожалению, подтверждение того, что чем больше людей добирается до лона природы, тем хуже природе (

Отчеты о рыбалке - Окунь на Орловском водохранилище - город Курган, Курганская область, Россия | Алексей Спирин - 2067

Орловское водохранилище – очень интересный водоем, который находится на окраине города Курган. Водохранилище большое и с самыми разными глубинами. Еще когда-то в нем было очень много крупной рыбы, и даже карпы весом в районе 20 килограмм. Но жадность людей и доступность водоема сделали свои дела, рыбы, особенно крупной, стало на много меньше. Но, тем не менее, в определенное время года некоторые участки водохранилища работают очень даже хорошо. Одно из таких мест – канал, в который происходят сбросы горячей воды с ТЭЦ. Данное место очень популярно у спиннингистов, поплавочников и фидеристов весной после отключения отопления в домах и осенью перед включением отопления.

Канал небольшой, но в целом места хватает всем. Хотя, бывали случаи, когда рыболовы стояли просто плечом к плечу во время рыбалки. Осенью я здесь не был ни разу, но как и думал, ситуация похожа с ситуацией на водоеме весной. Места его ловли и условия были все те же. Ловить собирался на микроджиг, поэтому, чтобы получить максимум удовольствия от вываживания небольшой рыбы, я взял с собой спиннинг с тестом до 3 грамм и легонькую катушку со шнуром диаметром всего 0.1 по японской классификации. В качестве приманок выступили силиконовые приманки SPRUT. На водоем приехал к 6 утра, а на точке стояло уже несколько человек, которые ловили на отводной поводок. Собираю комплект и так же приступаю к ловле. С первых же забросов начались поклевки и поимки, ловить начал с проверенного виброхвоста SPRUT HIDOKU. Но первые окушки были совсем маленькими.

Немного поэкспериментировал с цветами, как оказалось, яркие желтые и оранжевые цвета сегодня не в почете. Поклевки стали совсем вялыми, а поимки заметно реже.

Перехожу к темным цветам. SPRUT KERO в фиолетовом цвете. Первые забросы и вновь возобновилась активность рыбы. Много, но снова очень очень мелкий окунь. Хотя, с дальней дистанции еще и на легкую снасть даже его вываживание доставляло удовольствие.

Вскоре у любителей отводного поводка стало совсем грустно с клевом, и пара человек даже решило подойти и поинтересоваться на что же я так ловлю, я любезно показал несколько рабочих приманок. Так же, сегодня работала именно дальняя дистанция, а товарищи с отводным попросту не добрасывали до нужного места.
Вновь возвращаюсь к HIDOKU в цвете MGR-UV. Тут же почти подряд мне влетает два приятных кабанчика. До трофеев далеко, но и такие особи оказались приятным приловом.

Вскоре мне стало интересно, почему именно эта приманка так хорошо работает сегодня. Ради эксперимента попробовал приманку, но в другой расцветке, а так же такую же расцветку, но с другой формой тела. Итог – работало именно сочетание, а не что-то отдельное.

Половив еще пару часов, я решил отправиться домой, так как дома были важные дела. Что же можно сказать о рыбалке? Я смело могу назвать ее удачной, отловился хорошо, душу отвел.
 

Поделитесь отчетом с друзьями

Орловская область. Где отдохнуть, что посмотреть

Охота и рыбалка - Орловская область

Рыбалка в Орловской области

Рыбалка в Орловской области связана с 20 рыболовными реками, принадлежащими бассейну Оки (Зушей, Вытебетью, Нугрой, Орликом и др.). Есть клев на притоках Дона (Сосне, Трудах), и Днепра – на крайнем юго-западе области проходят небольшие участки рек Навля, Нерусса и Свапа.

Не стоит забывать, что рыбалка в Орловской области – это также отдых на маленьких озерах и искусственных прудах, раскиданных по всему региону. Самые крупные из них лежат у деревень Болотово (Мценский район), Жудре (Хотынецкий район – заболоченные чащи между холмов Орловского Полесья) и посреди районного центра Шаблыкино. В районе Жудре есть озеро Центральное. Это – копань площадью 8 гектаров. Искусственный водоем регулярно зарыбляют щукой.

Среди водохранилищ наиболее крупное – участок русла Белого Немеда. Этот водоем, расширяющийся у деревень Высокое и Слобода – природная граница с Курской областью. Тут без труда поймаешь плотву, щуку и окуня.

Рыбалка в Орловской области не обходится без поездок на платные пруды. Их в области 58. Самую большую популярность среди рыбаков-фанатов завоевал пруд у водохранилища Блынского (Старого) в Ливенском районе. Здесь можно изловить карпа, белого амура, карася, ерша, плотву, окуня, пескаря, щуку и даже большого сома.

Охота в Орловской области

Подобно великим классикам русской литературы, приезжие могут часами наслаждаться ландшафтом Мценского, Верховского, Краснозоренского и Ливенского районов. Да, после индустриализации и коллективизации эти земли коренным образом изменились. Тут уже трудно отыскать ту величественную природу, что стала сюжетом вдохновенных строк Бунина, охотничьих записок Тургенева или четверостиший Тютчева. Однако кое-какая охота в Орловской области связана именно с теми местами, что еще сохранили описанный в их произведениях облик.

Любители аристократической забавы понимают, что охота в Орловской области – это, прежде всего, преследование зайца и лисицы. Впрочем, на территории Краснозоренского района когда-то располагалась Медвежинская Дубрава (один из хуторов все еще имеет название Медвежий). Это говорит нам, что во времена Тютчева в местных урочищах устраивали облаву на медведя. Помимо перечисленных животных, здесь разрешен отстрел и другой пушнины, а также водоплавающей дичи. Заказник «Охотничьи просторы» – это 50 000 га (переходящих на территорию Ливенского района), среди которых забавлялся охотой еще Денис Давыдов. В окрестностях можно найти гостевые дома, выполняющие функцию турбаз для охотников и рыболовов. Верховское охотхозяйство (к югу от села Верховье) порадует охотника зоной натаски собак и десятками прудов с разной дичью.

Угодья, где проходит охота в Орловской области, имеют много хороших отзывов. В первую очередь люди с благодарностью вспоминают Мценское хозяйство. Оно представляет 117 000 гектаров промысловых полей, лесов и болот. Обладая лицензией, здесь можно гонять зайца (беляка), лису, куницу, енотовидную собаку, хоря, а кое-где – и оленя. Возможно персональное обслуживание.

Курское море снова в строю

Экскурс в историю

Изначально планы были грандиозными. Искусственный водоем должен был быть протяженностью около 15 километров, что ставило под угрозу затопления около двух десятков близлежащих деревень.

Расселение началось почти сразу, первой (и фактически единственной) под него попала ныне несуществующая деревня Вырки, для жителей которой выстроили новый жилой массив в поселке Камыши Курского района. После успешной очистки территории и возведения дамбы водохранилище начали заполнять, но вода стала слишком быстро подходить к частным участкам, находящимся вне зоны планируемого затопления.

Решая вопрос с недопустимостью внезапного подтопления в кратчайшие сроки, был выбран единственный верный путь — углублять водохранилище, попутно разбираясь с расселением потенциально опасных деревень. Что послужило причиной затягивания обеспечением жильем вероятных «утопленников», однозначно сказать сложно, но развал Советского Союза остановил стройку практически окончательно. Вся инфраструктура уже была создана, дно так и продолжали углублять, но о главной идее проекта забыли.

В период начала-середины девяностых годов земснаряды почти без остановки намывали песок со дна, из которого постепенно выросла огромная гора, отдаленно напоминающая террикон. Плюс к этому, очень сильно изменился изначальный рельеф дна — появилось много мелей вдали от берега, а ближе к нему образовалось много ям, зачастую очень глубоких. К началу нулевых годов от былого величия этого места не осталось и следа — весь намытый песок вывезли, ржавеющие без дела земснаряды и драглайны распилили прямо на месте и скорее всего утилизировали как черный металл.

Земснаряд, который вырыл Курское море (mapio.net)

Купаться запрещается

Благодаря территориальной близости к городу, летом водоем не пустовал никогда. Купальный сезон стихийно открывали в мае, а завершали не раньше середины сентября.

Из года в год там присутствовало огромное количество отдыхающих, и по этой причине частенько были проблемы даже с парковкой автомобилей поблизости. Народ наш славится безразличием ко всему, что его окружает, и море не стало исключением — весь берег ежедневно заваливали мусором, который никто и не думал собирать. Субботники ситуацию улучшали лишь частично, ведь убрать все было физически невозможно. Уносить с собой отходы считается дурным тоном в нашем обществе, а не разбрасывать окурки и вовсе считается смешным. Представляете себе группу молодых людей, употребляющих спиртное и складывающих окурки себе в карман? А ведь подобное попустительство точно не обернется ничем хорошим для фауны водоема.

Нет в области места, которому удалось бы повидать большее количество предпринимателей. В разные годы чего там только не встречалось: и ларьки с пивом, и различные вариации заведений общественного питания, и попытки сдачи в аренду катеров и водных мотоциклов. Действительно, прямо как на морском побережье.

Есть, кстати, у этого места еще одно неформальное название. Жители окрестностей издавна называют его Балатон и даже спустя годы очень часто настаивают именно на этом варианте, брезгливо относясь к привычному для большинства людей словосочетанию Курское море. Этимологию слова разбирать не имеет смысла, потому что секрет в проведении параллели с другим известным водоемом. Режущее непосвященному человеку слух слово не несет совершенно никакой смысловой нагрузки, а всего лишь заимствовано в Венгрии.

Балатон — одно из самых крупных озер в Европе, являющееся едва ли не главной венгерской достопримечательностью и курортом одновременно. Хотя старожилы убеждены в том, что на месте русского Балатона когда-то было болото, отсюда и произошел топоним. В случае с зарубежным тезкой проводится такая же параллель, так что в это действительно можно поверить.

Гидроузел Курского водохранилища (mapio.net)

Купаться разрешается…

Что же происходит там сегодня?

Весьма удобный съезд с насыпи к берегу давно уничтожен, а от инфраструктуры прошлого не осталось и следа. Сейчас же пляж обустроили и угрожают открыть его на этой неделе. Даже не говоря о холодной погоде, которую никто не ожидал, это поздно, ведь две трети планируемого купального сезона уже позади. Да и само обустройство стоит отдельного упоминания, которое выглядит немного странно: завезли песок туда, где раньше его добывали, установили пару совершенно бесполезных теневых навесов и три лавочки. Но даже не своевременное открытие пляжа ради галочки повергает в шок, а его откровенная бесполезность. Дело не в плохой погоде или иных факторах, а в запуске второй очереди заполнения сооружения водой. При поднятии уровня воды до 165,5 метра, как планируется, в первую очередь затопит именно этот пляж. Быть может, это временное решение? Ошибка в расчетах? Или откровенный идиотизм? В любом случае, это не первая странность, связанная с искусственным водоемом. И скорее всего далеко не последняя.

фото: Сергей Максимычев

…но стоит ли?

Подъезд к морю сейчас возможен, но запрещен. С одной стороны стоит шлагбаум, предупреждающий о запрете парковки автомобилей близ воды, а по альтернативной дороге проедет далеко не каждый автомобиль. Плюс запрещен проезд по самой плотине, что прилично усложняет жизнь местным жителям.

Для кого создаются такие роскошные условия отдыха? Уже очевидно, что былых аншлагов с такой инфраструктурой наблюдать не придется как минимум до начала расширения границ водоема. Быть может, оно и не нужно? Лишние люди будут только мешать этой грандиозной стройке, значит, им необходимо просто ограничить доступ и минимизировать их присутствие.

Райский уголок может стать адом

Кроме описанного выше, нет никакой ясности по ситуации с расселением районов затопления. Естественно, на сегодня это самый главный вопрос, ведь под угрозой лишения крова более четырех тысяч человек.

В следующем году планируют подготовить всю документацию, а к 2022-му выполнить все работы. Анатолий Руденко, директор по эксплуатации гидротехнических сооружений в Курской области, заявил, что для защиты населения будут намываться дамбы из песка. Из этого есть только один вывод — альтернативное жилье предоставлять никто и не думает. Перспектива жить рядом с большим водоемом весьма заманчива, но многие ли согласятся на соседство со стихией? Находясь при этом ниже уровня воды, отгородившись песком? Вода камень точит, а уж песок и вовсе не заметит. Плоды всесоюзного гидростроя известны даже непосвященным: пересыхали и мелели реки и озера, под воду уходили целые деревни, счет которым идет на десятки, неизбежно происходил подъем грунтовых вод, который не нес ничего положительного даже для не находящихся в зоне затопления поселений, причинялся вред флоре и фауне.

В 2017 году уже нет коммунистического строя, разворачивавшего течения рек и ставившего своими наполеоновскими планами под угрозу жизни тысяч людей. Какая же сегодня мотивация у тех, кто хочет вернуться на 40 лет назад? Как можно возрождать проект полувековой давности, не принимая во внимание изменения в застройке заливных деревень? Сколько пострадает жилых домов, дачных участков и иной частной собственности при разливе водохранилища? Выдержат ли песчаные дамбы весеннее половодье и что будет в случае прорыва? Сколько будет стоить расселение и почему к нему не готовятся уже сегодня? Сколько оборвется жизней и поломается судеб в случае ошибки? Ответы на все эти вопросы станут известны уже через пять лет, а живущим фактически по колено в воде людям остается лишь ждать.

Или же все не так страшно и от этого будет только польза? В планах на будущее ведь зоны отдыха, развитие водного спорта, турбазы, кемпинги и огромное количество туристов, которые сами привезут свои деньги в бюджет области. Редакция «МК Черноземье» предлагает заранее подготовить стратегию развития сразу нескольких районов области. Море у нас уже есть, а при неграмотной реализации его расширения появится еще и своя Венеция. Остается только построить аналог Пизанской башни или римского Колизея, дабы получить полное право на переименование Курской области в Маленькую Италию.

Деревня Щетинка (mapio.net)

Деревня Сапогово (Искра) (mapio.net)

Рыболовная карта глубин, ям и рыболовных мест на реках России, морях и океанах

В данный момент карта полноценно показывает глубины и ямы реки Кубань, в ближайшее время будут выгружены глубины и ямы реки Дон, Рузского, Можайского и Рыбинского водохранилища

Какие данные передаёт карта ям, глубин и рыболовных мест?

В основе рыболовной карты глубин лежит сложная система, основанная на Яндекс.Картах, сочетающая в себе совокупность 3-х сервисов картографии, это даёт более точный результат по глубинам рек, поиску перспективных мест для рыбалки. На данный момент карта глубин Russian.Fishing точно передаёт параметры глубин судоходных рек, морей и океанов, показывает рыболовные места всех участников и высчитывает потенциально интересные места для рыбалки в виде ям - максимально углублённых точек водоёма или реки.

▲ 3.7 (пример глубины) - отображение глубины в единицах (метрах), важно знать - точный показатель глубины расположен именно в точке, куда указывает стрелка.

Как пользоваться рыболовной картой?

Мы постарались упростить пользование картой глубин и свести все сложности, к простому управлению. И так начнём:

  • При первом посещении страницы, введите название необходимого места в поле поиска.
  • Кнопка Ямы, очень сложная система автоматического определения ям с глубиной от 3-х метров конкретного водоёма, в некоторых случаях глубины ям будут от 2.5 метров, это связано с окружающим рельефом дна, например, если вокруг рельеф дна с глубиной до 1 метра, то система определит глубину в 2.5 метра, как яму, что является естественным для рыбной ловли. При нажатии на кнопку, будут отображены участки с глубинами всех известных системе ям. Очень важно знать, ямы отображаются вне зоны фарватера, то есть глубины будут естественные.
  • Кнопка Координаты отображает широту и долготу выбранной точки, нажмите, после кликните по нужному месту, откроется информация с данными. Это необходимо для нескольких целей, например Вы собрались на рыбалку с лодкой, введите данные выбранной ямы в Ваш GPS приёмник, эхолот, картплоттер и следуйте до необходимой точки. Или Вы выбрали точку с понравившейся глубиной реки в месте без адреса, введите полученные координаты в навигатор и следуйте маршруту.
  • Кнопка Где Я, в первую очередь создана для определения Вашей геопозиции, на некоторых устройствах может не работать, в таком случае воспользуйтесь поиском.
  • Кнопка Расстояние, позволяет узнать любое расстояние двух или нескольких точек. После нажатия, кликните по карте в нужное место, путём перемещения линии, кликните повторно для определения конечного результата. Специально разрабатывалась для определения удалённости рыболова, до конкретной ямы, например Вы сидите на рыбалке, на карте видна глубина, путём простых манипуляций, можно узнать удалённость от Вас до нужного места.
  • Кнопка Весь Мир, позволяет увидеть глубины морей, океанов и рек по всему Земному шару. По умолчанию открывается в районе Приморско-Ахтарска.
  • Кнопка Места, позволяет увидеть все рыболовные места, которые добавили наши блоггеры, при клике, показывает маркеры с координатами ловли и ссылку на описание этого рыболовного места.
Важно понимать!!! Глубины рек и автоматическое определение глубин ям предоставляются в максимальной их точке от водной поверхности, сервис не может корректно определить точную длину ямы, её направление вдоль береговой линии, суводь, косу или перекат, не сможет точно указать предъямье и выход из ямы. Для этого, Вам необходимо научиться самостоятельно, а главное правильно читать реку и корректно использовать свои знания в совокупности с данными карты глубин.

От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище

Строительство Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) открыло новый этап в истории судоходства - Волга получила связь с Доном, а изолированное Каспийского море получило выход к Мировому океану. Предлагаю вместе пройти этот путь - от Волги до Чёрного моря, используя мои фотоматериалы 2006, 2007 и 2013 - 2018 годов. Материалы разобью на две части. В первой, сегодняшней, части - фотографии и описание маршрута от Волги, по ВДСК и Цимлянскому водохранилищу. А во второй - путь по Нижнему Дону, Азовскому морю и Керченскому проливу до Чёрного моря.


Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.

История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.

Волго-Донской канал был открыт в 1952 году. Общая длина канала 101 км (из них 45 км по водохранилищам). Трасса Волго-Донского канала проходит в том месте, где две реки максимально сближаются друг с другом. От Волги трасса ВДСК поднимается на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов, водораздельным участком пересекает разделяющие Волгу и Дон Ергенинские высоты и затем ещё в четырёх шлюзах трасса канала спускается на 44 метра к образованному на Дону огромному Цимлянскому водохранилищу. Местами трасса канала поднимается на 100 метров выше уровня Волги (Ергенинские высоты). Уровень Дона на 45 метров выше уровня Волги, поэтому ВДСК питается донской водой, подаваемой из Цимлянского водохранилища тремя насосными станциями на водораздельный участок, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны. Мощные насосные станции подают донскую воду в водораздельные водохранилища – Карповское, Береславское и Варваровское, а из них вода поступает в канал. На канале сооружено 13 шлюзов: по девяти из них, расположенных на 20-ти километровом волжском склоне, суда поднимаются с Волги до водораздельных высот, а затем в четырёх – опускаются до уровня Цимлянского водохранилища на Дону. Размеры шлюзов на канале - 145х17.8 м, что меньше, чем судоходные шлюзы Канала имени Москвы, гидроузлов Волги, Камы (290х30 м), и шлюзов Волго-Балтийского канала (267х18 м), но больше, чем на Беломорско-Балтийском канале (133х14.3 м). Размеры шлюзов ВДСК хоть и меньше, чем на Большой Волге и Волго-Балтийском водном пути, но тем не менее достаточны для того, чтобы пропускать крупные грузовые суда смешанного плавания типа "река-море".

Значение Волго-Донского канала огромно – это самый напряжённый и загруженный участок наших водных путей. На юге навигация длинная – с 1 апреля по 1 декабря, в среднем 245 суток в году. По каналу идёт колоссальный грузопоток – до 16 миллионов тонн грузов и свыше 5 тысяч судов за навигацию. В основном это грузовые суда. Значительную часть из них составляют современные танкеры типа "река-море", работающие на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море, а также поднимающиеся по Волге до крупных нефтеперерабатывающих предприятий Поволжья. Они вывозят нефтепродукты из портов Волги (Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань) и Каспия (Баку, Туркменбаши, Актау) через Волго-Донской канал в различные порты Чёрного моря с возможной дальнейшей перегрузкой там на ещё более крупные уже чисто морские танкеры для последующей транспортировки нефтепродуктов по свету. Эти очень крупные по речным меркам суда весьма впечатляюще смотрятся на узостях Волго-Донского канала и Дона. А как они втискиваются в едва превышающие их габариты шлюзы - очень впечатляет!  Помимо танкеров смешанного "река море" плавания, составляющих львиную долю флота, на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море встречаются крупные сухогрузы смешанного плавания, а также и чисто речной флот.  Есть по ВДСК и туристические круизные маршруты: из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми и городов Поволжья в Ростов-на-Дону, Таганрог или Ейск – по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону. Это потрясающе красивый южный круизный маршрут.

Трасса канала проходит по местам сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, поэтому и архитектурно-художественное оформление его сооружений посвящено подвигам советского народа в этих войнах. Глядя на скульптурное оформление гидротехнические сооружений канала, иногда возникает ощущение, что находишься в музее. А кругом шикарная южная природа: жаркое солнце, степи, тополя, камыши. Здесь иногда кажется, что встречный огромный танкер бороздит степные просторы, и вдруг он показывается из-за поворота канала… Летней ночью в этих краях тоже восхитительно: яркие звёзды, тёмные берега канала, до которых, кажется, рукой подать, пение степных птиц, и скульптуры шлюзов - из ночной темноты словно выходят герои-красноармейцы…

1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.

2. Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.

3. Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.

Вход в ВДСК из главного русла Волги находится в нескольких километрах ниже – за оконечностью длинной песчаной косы. Чтобы попасть в Волго-Донской канал из Волги, судно проходит чуть ниже по Волге, до нефтерейда, где разворачивается и уже снизу подходит к разделительному бую, оставляя его справа от себя. Уже в подходном канале, идущем параллельно Волге, меняется цвет воды: Волго-Дон питается донской водой, имеющей ярко-зелёный оттенок. На длиннющей песчаной косе, разделяющей Волгу и подходной канал, - бесчисленное множество купающихся жарким летним днём. Проходим у самого подножья гигантского монумента Ленину, поворот влево, и вот уже арка первого шлюза.

4. Разделительный буй волжского и донского судового хода

5. Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.

6. Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.

7.

8. Вход в ВДСК со стороны Волги - арка первого шлюза. От Волги суда поднимаются на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов.

9. Шлюз N1 - один из самых ярких и монументально оформленных.

10.

11. Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.

12. Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).

13. Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.

14. Один из типичных крупных танкеров смешанного плавания "река-море", работающих на маршруте Чёрное море - Азовское море - Дон - ВДСК - порты Волги - порты Каспийского моря.

15.

16. Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.

17. Шлюз N4.

18. Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер "Ленкорань" на следующей ступени находится намного выше нас.

19. Между шлюзами N4 и N5.

20. Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.

21. Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.

22. Покидаем шлюз N6.

23. Пройдя ещё три шлюза и поднявшись на три ступени Чапурниковской лестницы, оказываемся на водораздельном участке канала, проходящем среди степей. Затем минуем Варваровское водохранилище и начинаем спуск к Дону. Он более пологий - всего четыре ступени шлюзов. Чуть ниже Варваровского на Донском склоне канала находится Береславское водохранилище.

24. Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.

25. С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.

Такой тип каналов называется каналами с искусственным питанием. Каналы с искусственным питанием - это каналы, питание которых осуществляется путём машинной подкачки воды на водораздельный бьеф, из которого вода распространяется уже самотёком. Примеры каналов с искусственным питанием - Волго-Донской канал (о котором сейчас идёт речь), а также Канал имени Москвы (где вода из Волги подаётся на водораздельный бьеф также насосными станциями).

Другой тип каналов - каналы с естественным питанием. Каналы с естественным питанием - это каналы, питание которых осуществляется самотёком из водораздельного бьефа, т.е. из водоёмов, лежащих на водоразделе (на самом высоком участке трассы) вода самотёком питает оба склона канала. Такой тип каналов возможен в случае, если на водораздельном участке есть водоёмы, водность которых достаточна, чтобы питать водой канал. Примеры каналов с естественным питанием - Волго-Балтийский канал, Беломорско-Балтийский канал, Панамский канал, Августовский канал и другие.

26. Шлюз N11 - вторая ступенька спуска к Дону. (Следующие 12 фото сделаны на обратном пути по ВДСК, когда судно поднимается вверх от Дона к Волге, поэтому нос судна ориентирован вверх по Донскому склону канала).

27. Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.

28. Автодорожный мост через Волго-Донской канал.

29. Шлюз N12.

30.

31.

32. За шлюзом N12 трассу канала пересекает железнодорожный мост.

33. Навигационные знаки.

34. Карповское водохранилище - последнее из трёх на трассе канала. В него вода при помощи насосных станций подаётся из Дона. Далее она подаётся вверх в Береславское водохранилище, из него опять-таки насосами - в Варваровское, а из него самотёком распределяется на крутой Волжский склон, питая Чапурниковскую лестницу шлюзов.

35. Очередной встречный танкер смешанного плавания типа "река-море".

36. Судоходная трасса среди степей.

37. Карповское водохранилище – последнее на канале. На живописном, поросшем тополями, правом берегу расположена пристань Ильёвка – небольшой посёлок, где делают зелёную стоянку туристские теплоходы. Недалеко отсюда расположен райцентр Калач-на-Дону (до которого около 15 км).

38. Гидроузел Карповского водохранилища.

39. Далее теплоход заходит в красочно оформленный 13 шлюз, последний на Волго-Донском канале.

40.

41.

42. Сразу за шлюзом на правом берегу установлен памятник героям Великой Отечественной войны.

43. До Дона остаётся несколько километров канала.

44. Монумент у выхода из ВДСК в Дон.

45. Далеко вправо уходит русло великой русской реки, воспетой Шолоховым. Вдали виден Калач-на-Дону, а далее за крутым мысом Дон теряется из виду. Если направиться туда, можно добраться до станицы Вешенской, Серафимовича, Лисок, Воронежа, а если постараться, то и до истока Дона – ключа в парке Новомосковска.

46. А мы поворачиваем налево, вниз по Дону, несущему свои зелёные воды прямиком в Азовское море. Собственно из ВДСК теплоход попадает не в Дон, а в Цимлянское водохранилище, образованное плотиной Цимлянской ГЭС, которое через час пути приобретает вид настоящего моря. Очень красив крутой правый берег, а потом и он почти исчезает из виду: кругом лишь палящее солнце и вода.

47.

В том месте, где фарватер судоходной трассы выходит на главный плёс Цимлянского водохранилища (примерно в 15 километрах от входа в ВДСК) берега Дона соединяет железнодорожный мост линии Морозовская - Волгоград, одной из важных железнодорожных линий Юга России.

Первый мостовой переход через реку Дон на линии Морозовская – Волгоград, принадлежащей ныне Приволжской железной дороге, был построен в 1900 году и имеет богатую и интересную историю. В 1918 году этот стратегический мост оказался в эпицентре боевых действий Гражданской войны между донским казачеством и большевиками, переходил  несколько раз из рук в руки и в конце мая 1918 года был взорван казаками, отрезав войскам Ворошилова путь на Царицын. Позднее взорванный мост был восстановлен, а в 1930-х годах мост был полностью реконструирован, включая полную замену пролетных строений. Вскоре после этого мост снова оказался в эпицентре боевых действий – на этот раз Великой Отечественной - во время ожесточенных боев за Сталинград его неоднократно разрушали и восстанавливали. Следующий этап истории моста начался в конце 40-х и начале 50-х - в связи со строительством  Волго-Донского канала и созданием Цимлянского водохранилища мостовой переход был полностью реконструирован – створ моста был перенесен на несколько десятков метров ниже по течению, возвели новые, намного более высокие опоры, заменили часть ферм, а некоторые пролетные строения перенесли со старых опор на новые.

В настоящее время этот мостовой переход подвергается очередной глобальной реконструкции. Старый мост давно находится в аварийном состоянии - у него, помимо значительного износа пролётных строений и несоответствия их современным нормам, имеются значительные дефекты опор, которые не представляется возможным устранить путем их ремонта. По мосту пропускаются грузовые поезда повышенной весовой нормы, до ввода в эксплуатацию нового моста, поезда по старому вынуждены проходить с существенным ограничением скорости. Сейчас (2019 год) заканчивается строительство нового моста на расстоянии 50 метров от оси существующего. После ввода нового моста в эксплуатацию, старый должен быть разобран.

48. Фотографии старого железнодорожного моста линии Морозовская - Волгоград, сделанные в 2006 году.

49.

50. Старый мост (1950 года постройки) - фотографии 2013 года. Перед ним - облицованная каменной кладкой опора его предшественника, довоенного моста. Хорошо видно, насколько нынешние опоры выше - при строительстве Цимлянской ГЭС уровень воды в Доне поднялся на 20 метров (а в створе моста - почти на 10 метров).

51. Грузовой состав на мосту.

52. Старый мост 1950 года.

53. Декабрь 2018 года. Старый мост 1950 года (дальний) и почти достроенный новый мост в 50 метрах выше по течению. За более чем 100-летнюю историю мостового перехода створ моста и опоры менялись три раза, а пролётные строения - 5-6 раз (с учётом замен ферм, взорванных в Гражданскую и Великую Отечественную).

54. Продолжаем путь по Цимлянскому водохранилищу.

55.

56. Наш путь по огромному Цимлянскому водохранилищу заканчивается. На левом берегу видны сооружения Ростовской АЭС и поодаль - жилые кварталы Волгодонска, а справа – озарённая вечерним южным солнцем плотина Цимлянской ГЭС (на фото).

57. Подходим к Цимлянскому гидроузлу.

58.

59. Судно преодолевает два шлюза Цимлянского гидроузла: первый из них своей аркой напоминает шлюзы N1 и 13 ВДСК, а на башнях второго устано

ГОРОД-УТОПЛЕННИК. Тайны Рыбинского водохранилища » Перуница

ГОРОД-УТОПЛЕННИК. Тайны Рыбинского водохранилища
Речь о Мологе и Мологском уезде - здесь находится эпицентр волжской трагедии. При заполнении водой в 1941-1947 годах в озёрной части Рыбинского водохранилища под водой исчезли 2 города, около 700 сёл и деревень с 26 тысячами дворов, 40 приходских храмов, 3 монастыря, десятки бывших дворянских усадеб, неизученные памятники археологии, леса, поля, луга, дававшие лучшее в России сено. Под водой оказался район развитого молочного животноводства и всероссийски значимого производства высококачественного масла и сыра. Было переселено около 150 тысяч человек.

Город Молога располагался при впадении реки Молога в Волгу. Сейчас это место находится в южной части искусственного моря: километрах в пяти на восток от острова Святовский Мох и в трёх — на север от створного знака «Бабьи Горы», стоящих на бетонных основаниях щитов, которые обозначают идущий над старым руслом Волги судоходный фарватер.

ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Молога. Из атласа Ярославской губернии - 1858 г.

Город впервые был упомянут в летописях 1149 года. Но возник он, вероятно, раньше как административно-торговый центр в узле речных путей, по которым шла славянская колонизация края, включавшая его в сферу влияния Киевской Руси. Это могло произойти на рубеже X—XI веков при ростовском князе Ярославе Мудром, который «землю уставил», определив размеры и места сбора дани. В XIV—XV веках Молога стала центром княжества. Позднее, с 1505 по 1777 год, она входила в состав Углического княжества, а затем уезда. В XVII—XVIII веках город существовал как торговый посад. Недалеко от него, в Старом Холопье, а затем в самой Мологе, находилась крупнейшая ярмарка, куда съезжались русские, восточные и европейские купцы. В 1777 году, в период губернской реформы Екатерины II, Мологе был возвращен статус города — центра одноименного уезда.

Молога XVII—XVIII веков состояла из трёх посадов: Верхнего, Среднего и Нижнего, протянувшихся по берегам Волги и реки Мологи. В период существования города в качестве столицы княжества в нём был кремль, расположенный в Нижнем посаде, близ слияния рек. Место это размывалось водой и в дальнейшем из-за утраты роли центра княжества и статуса города кремль больше не восстанавливался. Город имел планировку, характерную для поволжских промысловых посадов и слобод, в которых отсутствовал кремль — градообразующее ядро, и жизнь населения в основном была связана с рекой.

21 марта 1780 года Екатерина II утвердила Регулярный план застройки Мологи, разработанный архитекторами «Комиссии по городовому устроению». В геометрической схеме нового плана город во многом повторил старую систему устройства. К концу XIX столетия он протянулся вдоль берегов Волги и Мологи на 4,5 километра параллельными четырьмя улицами. Они пересекались двумя десятками коротких переулков, образуя сеть кварталов, дальние из которых отстояли от берегов всего на 500-800 метров.

Живописную пространственную композицию и облик главного «речного фасада» Мологи формировали пять стоявших по берегам храмов.

Самая старая из моложских церквей — Вознесения «в Заручье» в северной части города — была построена в 1765 году. В оформлении её фасадов использовались наличники с характерным лучковым сандриком и другие элементы стиля барокко.

Старый Воскресенский собор (1767) представлял собой обычную трёхчастную церковь «нарышкинского» стиля. Несмотря на перестройки XIX столетия, храм и особенно его колокольня, составленная из трёх убывающих восьмериков, повторяла колокольни более ранних храмов Углича.

В центре волжской набережной располагался новый Богоявленский собор (1882), воздвигнутый на средства моложского купца I гильдии почётного гражданина города П.М.Подосёнова в характерном «русско-византийском» стиле.

В южной части Мологи в 1778 году срублена, а затем оштукатурена деревянная Крестовоздвиженская «старокладбищенская» церковь. Её шатровая колокольня напоминала своими ясными линиями колокольни храмовых комплексов северных погостов, а составленная из убывающих восьмериков храмовая часть памятника была выполнена в «нарышкинском» стиле рубежа XVII—XVIII веков.

На дальней от берега окраине в панораму города включалась высокими изящными завершениями куполов и крестов Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1805 году в строгих формах классического стиля.

В полукилометре от северной окраины Мологи на берегу реки располагался возникший в XIV веке Афанасьевский женский монастырь. Его обширный комплекс включал 4 храма: «тёплый» Троицкий собор (1788), «летний» собор Сошествия Святого Духа (1840), церковь Успения Богоматери (1826) и стоявший недалеко от ограды деревянный кладбищенский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (1890). Встроенные в ограду келейные и хозяйственные корпуса, массивные угловые башни-ротонды придавали ансамблю внушительный, монументальный вид. В композиции и оформлении каменных храмов и большинства построек преобладали формы классического стиля, а деревянная церковь была решена в «русском» стиле.

Накануне затопления в городе насчитывалось более 900 домов, из них около сотни каменных. На торговой площади и примыкавших к ней отрезках главных улиц располагались около 200 лавок и магазинов, а также общественные здания и учебные заведения. Население составляло 7 тысяч человек. В Мологе начиналась знаменитая Тихвинская водная система — один из путей с Волги на Северо-Запад, к Балтике. Летом население города увеличивалось в несколько раз за счёт грузчиков, матросов, водоливов. В иные времена в городе существовало до 70 кабаков.

ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Молога. Ярославская улица.

ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Молога. Вид с воды.ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Молога. Пруд и беседка в воспитательном доме.ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Пожарное депо.ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Мологжане. ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Мологжане. ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Мологжане. ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Молога. Центральная площадь.
В сентябре 1935 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Первоначальный проект создания Рыбинского водохранилища предполагал затопление примерно 2500 квадратных километров (территория государства Люксембург), в основном вдоль рек Шексны и Мологи, подпорный уровень водохранилища должен был составлять 98 м. Многие территории Мологского края уходили под воду. Городу Молога пока разрешалось жить, основная его часть располагалась на отметках 98-101 м над уровнем моря и не подлежала затоплению. Но этого показалось мало. 1 января 1937 года цифра 98 м была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Именно эти 4 метра стоили Мологе жизни...

А дальше…

В рыбинском музее хранятся страшные документы рассказывающие о тех годах

ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Рапорт

В дополнение к ранее поданного мной рапорта докладываю, что граждан, добровольно пожелавших уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища, составляет 294 человека.

Эти люди абсолютно все ранее страдали нервным расстройством здоровья, таким образом общее число погибших граждан при затоплении города Мологи и селений одноименного района осталось прежним – 294 человека.

Среди них были те, кто накрепко приковывал себя замками, предварительно обмотав себя к глухим предметам. К некоторым из них были применены методы силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР.

Так уходила Молога.

Окончательно город исчез в 1947 году при завершении наполнения Рыбинского водохранилища.

Сейчас здесь нет ни города, ни монастыря. Лишь изредка после засушливого лета убывающими осенними днями выходят из-под воды фундаменты строений, чтобы напомнить о себе. Молога, как призрак, то появляется, то исчезает в мутновато-зелёных мелководьях, пугая и подавляя добравшихся к ней людей своим хранящим следы грандиозного разрушения пейзажем. Ржавое железо строительных связей, развалы неестественного сиреневого цвета промытого кирпича, полузамытые песком булыжные мостовые, тротуары и уходящие в воду валунные фундаменты, отмечающие своими рядами направление бывших улиц — Ярославской, Петербургской, Череповецкой...

Угнетающий, жуткий на вид «нулевой цикл», план целого города в натуральную величину. И среди этого хаоса узнаваемы устоявший от напора льдов и волн, сложенный из огромных гранитных призм, соединенных свинцом и железом, цоколь Богоявленского собора и пока не замытые песком «отпечатки» Воскресенского, Вознесенского и Всехсвятского храмов с поваленными памятниками кладбищ, контурами-основаниями оград. А вокруг так же безжизненно и пустынно: в одну сторону, к северу и востоку, серая ширь воды; в другую — к югу и западу, километры песков ненадолго обнажившегося дна водохранилища. И среди этой песчаной пустыни плывут, как степные миражи, фантастически неправдоподобные, увенчанные сосновыми гривами временно обсохшие острова.

ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Фото 1990-х - 2000-х гг.

ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Фото 1990-х - 2000-х гг.ГОРОД-УТОПЛЕННИК
Фото 1990-х - 2000-х гг.
В результате принятого волевого решения были затоплены тысячи километров земли, переселены десятки тысяч человек. Сотни людей предпочли переселению смерть в родном доме, а город Молога и Мологский уезд были стерты с географической карты СССР. Когда-то в Мологском крае любили отдыхать семьи Мусиных-Пушкиных, Куракиных, Волконских. Теперь земля с более чем семисотлетней историей находится на дне Рыбинского водохранилища.

Рыбинское водохранилище планировалось как самое большое по площади искусственное озеро в мире. Оно образовано водоподпорными сооружениями Рыбинского гидроузла, расположенного в северной части Рыбинска. Гидроузел включает в себя здание Рыбинской ГЭС мощностью 330 тысяч киловатт, земляные русловые плотины и сопрягающие их дамбы, бетонную водосливную плотину и однокамерный шлюз.

Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году у деревушки Переборы в месте впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 года русло Волги перекрыли, а весной 1941 года началось наполнение чаши водохранилища. Для завершения работы пришлось переселить на новые места жителей более 600 селений и города Мологи. Заполнение продолжалось до 1947 года. Берега Рыбинского водохранилища преимущественно низкие, по его побережью тянутся сырые луга, леса, болота. Лишь местами по долинам затопленных рек можно встретить обрывы, поросшие соснами.

Судовой фарватер идет вдали от берегов. Высота волн достигает двух метров. С появлением Рыбинского водохранилища климат в прилежащих к нему районах изменился. Лето стало более влажным и прохладным, перестали вызревать пшеница и лен. На зиму водохранилище замерзает. Лед держится с середины ноября до начала мая. Средняя толщина льда достигает 60-70 сантиметров. Навигация длится в среднем 190 дней.

Рыбинское море - гигантская лаборатория института биологии внутренних водоемов РАН. В северо-западной его части расположен Дарвинский заповедник, специализирующийся на исследованиях по влиянию водохранилища на природные комплексы южной тайги.

  • Образовано 13 апреля 1941.
  • Средняя глубина - 5,5 м, максимальная - 25-30 м.
  • Площадь 4580 км2.
  • Центр 37°30? в.д. и 58°30? с.ш.
  • Затоплено: 3645 км2 лесов, 663(!) деревни, 1 город (Молога), 140 (!) церквей и 3 (!) монастыря.
  • Переселено 130 000 (!) человек
  • Мощность водонапора 330 тысяч киловатт.
  • Порты: Череповец, Весьегонск, Рыбинск.

Рыбинская плотина - одно из первых сооружений, превративших Волгу в цепь слабопроточных водохранилищ (ранее вода от Рыбинска до Волгограда добегала за 50 суток, а теперь за 1,5 года). О каком естественном самоочищении может идти речь почти при полном отсутствии течения воды? Плотины перекрыли пути естественной миграции рыбы и, как следствие, - истощение рыбных ресурсов. Море стало источником гниющих испарений и местом размножения многочисленных рыбных паразитов (не случайно значительная часть волжских лещей заражена солитером).

На Рыбинском море каждый год формируется огромная льдина площадью 4,5 тысяч кв. км. и толщиной до 1 метра. Наличие этого гигантского холодильника каждую весну смещает в этом районе начало цветения растений на 2-3 недели, а иногда и до месяца.

С самого начала создания Рыбинского водохранилища не утихают споры о его судьбе. В последнее время в Ярославской области, где расположена большая часть водохранилища, начали преобладать идеи спуска водоема и возрождения затопленного Мологского края.

Где находится Цимлянское водохранилище, этапы создания уникального резервуара

Цимлянское водохранилище — водоем, который является уникальным в своем роде. Дело в том, что это единственное сооружение подобного типа, которое находится на реке Дон. Оно находится на территории сразу двух областей: Ростовской и Волгоградской. Главная часть плотины резервуара находится около города Цимлянск.

История и цель создания

Стоит заметить, что строительство Цимлянского водохранилища является довольно масштабным проектом, который начался в 1948 и был окончен в 1953 году. Полное заполнение водоема произошло в год окончания работ.

Сразу после создания резервуара годовой сток Дона стал падать и от отметки двадцать девять кубических километров снизился до восемнадцати. Полный объем водохранилища составляет двадцать три кубических километра, из них двенадцать — это полезный объем.

Наибольшая ширина резервуара составляет тридцать восемь километров, а глубина тридцать метров. Чаша водохранилища -это большой котлован с тремя расширениями, которые находятся в устьях рек Чир, Аксай, Курмоярский и Цимла.

Этот водоем был создан с одной-единственной целью: необходима была определенная глубина для того, чтобы обеспечить судоходство. Волго-Донской путь стал основой судоходства Волгоградской и Ростовской областей.

Также это позволило обеспечить получение электроэнергии на ГЭС. Электричество необходимо для обеспечения жизнедеятельности людей и всего происходящего вокруг.

Цимлянское водохранилище создано много лет назад, но оно не утратило своей значимости и по сей день. При его помощи были созданы условия для самостоятельного и беспрерывного орошения засушливых земель. Это происходит вдоль всего течения по рекам нижнего Дона Салу, Манычу и других земель, которые прилегают к Цимлянскому водохранилищу.

Зона затопления земель

Там, где находится цимлянское водохранилище, раньше была территория, которая имеет площадь более двухсот пятидесяти гектаров земли. Это были усадьбы и огороды, сады и виноградники, пашни и сенокосы. Когда происходит подтопление, в его зону попадают более ста пятидесяти населенных пунктов и частично город Калач-на-Дону.

Когда водохранилище было полностью заполнено, то под водой оказался исторический памятник — хазарская город-крепость Саркел.

Когда произошло затопление, в его зону вошли участки железнодорожной линии Волгоград-Лихая. Это произошло на перегоне разъездов Дмитриевка — Кумовка и в местах пересечения линий притоков Дона и Лиски. В результате этого были произведены работы по переносу и укреплению насыпей дороги и построен мост через Черский пролив.

Во многих исторических изданиях были описаны подробности переселения большого количества жителей Владимирской и Ростовской областей.

Использование и последствия для экологии

Цимлянское водохранилище часто используется для ирригации. В Волгодонске был построен Донской магистральный канал, который возводился одновременно с Цимлянской ГЭС.

Для того чтобы проводить периодические орошения, из водохранилища забирают около двух кубических километров воды. На этом искусственном море, находятся крупные порты — Волгодонск и Калач-на-Дону. На самом берегу резервуара находится Ростовская АЭС.

Важно заметить, что после создания водохранилища изменился гидрологический режим Азовского моря и уменьшилась его продуктивность. Соленость моря была ниже солености океана, и составляла около 10 промилле в центральной части моря. После того как цимлянское водохранилище было введено в эксплуатацию, соленость моря начала повышаться и уже находится на отметке в 13 промилле.

Экологи не дают однозначного ответа, привело ли создание Цимлянского резервуара к улучшению экологического состояния природы и жизни людей, но одно известно точно: оно принесло пользу.

Достопримечательности места

Усилиями местных властей на территории Цимлянского района был создан уникальный экспедиционно-краеведческий полевой лагерь. Это было задумано с целью того, чтобы дать возможность его участникам проводить различные археологические исследования. Они проходят на берегу Цимлянского водохранилища недалеко от станицы Хорошевской. Участники экспедиции получили уникальное задание — отыскать старую мощеную дорогу, которая была создана во времена Петра Первого: так называемый Петровский тракт. По нему в Черкасскую крепость возили мергелевые блоки, когда разбиралось Цимлянское городище на правом берегу Дона.

Во время проведения археологических раскопок были найдены:

  • Монеты семнадцатого века;
  • Пуговицы;
  • Пряжки;
  • Украшения из бронзы, золота, серебра;
  • Прочие ценности.

Археологи очень ценят все, что было обнаружено в ходе многочисленных экспедиций.

Итоги создания уникального резервуара таковы:

  • Появилось большое водохранилище, которое позволило сделать большой запас воды;
  • Создался уникальный природный участок экосистемы;
  • Повысился соляной баланс в Азовском море;
  • Появилась возможность ирригации ближайшей местности;
  • Открылись новые пути для судоходства.

Из всего этого можно сделать вывод, что резервуар воды, безусловно, нужен. Но важно следить за всеми изменениями окружающей среды, которые возникают в процессе его создания.


Смотрите также

Описание: