Где находится оригинал картины последний день помпеи


Помпеи — Википедия

Жертва извержения

Помпе́и (лат. Pompeii, итал. Pompei, неап. Pompei; греч. Πομπηία) — древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н. э.

Сейчас — музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью[1]. Новое поселение — Помпеи — было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланум героем Гераклом, тот, победив великана Гериона, торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 году до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 году до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами[2]. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Город участвовал в восстании италийских союзных городов 90–88 годов до н. э., в ходе которого в 89 году до н. э. был взят Суллой, после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне. Существует доказательство того, что около 2000 римских ветеранов были размещены в большой огороженной территории в юго-восточной части города со своими семьями. Неизвестно, были ли эти части города изъяты у их владельцев для этой цели.

По сообщению Тацита[3], в 59 году н. э. произошло жестокое побоище между жителями Помпей и Нуцерии. Начавшись с перебранки во время гладиаторских игр на помпейской арене, конфликт перерос в драку, в которой верх одержали помпейцы, а среди нуцерийцев много людей погибли или получили увечья. После долгого разбирательства Сенат отправил виновников в ссылку и на 10 лет запретил проведение в Помпеях игр. Впрочем, уже в 62 году запрет был снят.

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э.[4] и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году[5].

Извержение Везувия началось днём 24 августа (по другим данным 24 октября[6] [7]) 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего[8]. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии[9].

Время исследования археологами частей города

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р.-Х. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии[8]. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760–1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировали, находки, не отправившиеся в музей, оставляли на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808–1814 годах при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961 года, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано[10].

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный (150–80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. — 14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Форум[править | править код]

Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена второстепенными площадями, а также множеством зданий различного предназначения.

Трибунал в базилике
Базилика[править | править код]

Находится к югу от площади и открывается на неё двойным портиком с пятью входами. Была построена в 120–78 годах до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная её часть являлась перистилем и обрамлялась 28 коринфскими колоннами диаметром 1,10 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Стены базилики изнутри украшены двумя ярусами полуколонн. На стенах оставлено множество граффити, одно из них гласит: «О стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».

Здания Муниципалитета[править | править код]

Три небольших здания в южной части форума. Внутри каждого находилась зала с нишами и апсидой, с облицованными мрамором стенами и украшенная статуями. Западное здание предназначалось для двух эдилов, восточное — для правивших городом дуумвиров. Центральное служило местом заседания муниципального совета (Ordo Decurionum).

Комиции[править | править код]

Комиции (место проведения голосований) располагались напротив базилики.

Здание Евмахии[править | править код]

Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14–37 годы н. э.) для корпорации фуллонов (сукновалов), ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями. В дальней стене здания — три апсиды со статуями Ливии, Тиберия и Друза. Позади здания стояла статуя самой Евмахии (сейчас она выставлена в музее Неаполя).

Храм Веспасиана[править | править код]

Небольшой храм, посвящённый Гению Веспасиана, вход в который был оформлен портиком с четырьмя колоннами. Ко входу вели две лестницы по сторонам от подиума со статуей императора. Перед храмом находится алтарь, украшенный рельефами с изображением церемонии жертвоприношения быка. Некоторые исследователи полагают, что изначально храм был посвящён Августу, затем последовательно каждому правящему в данное время императору и, наконец, Веспасиану.

Храм Ларов[править | править код]

Построен после землетрясения 62 года н. э. (по другой версии, существовал и до этого, однако, посвящался культу императора). Занимает площадь 18 на 21 м. В нескольких нишах находились статуи ларов, в центре — алтарь.

Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. Справа видны колонны портика здания Евмахии. На заднем плане — Везувий
Мацеллум[править | править код]

Мацеллум — крытый продовольственный рынок. Состоит из площади размером 37 на 27 м, в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.

Храм Юпитера[править | править код]

Главный храм Помпей возвышался в центре северной стороны форума. Построен в 150 году до н. э. (возможно на месте этрусского храма) на подиуме высотой 3 м, длиной 37 м и шириной 17 м. Двойная лестница ведёт к портику глубиной в 5 колонн и шириной в 6, за которым располагается зала, предназначенная только для жрецов. По сторонам она была украшена колоннадой, а в глубине в трёх нишах располагались статуя Юпитера времён Суллы (80-е годы до н. э.), от которой сохранилась лишь голова, а также статуи Юноны и Минервы. Пол выложен ромбовидными каменными плитами, создающими эффект объёмных кубов. В подвалах находилась сокровищница. Храм сильно пострадал во время землетрясения 62 года.

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки. Западная, вероятно, была посвящена Германику, а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона
Храм Аполлона[править | править код]

Наряду с Дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575–550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей — алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы[править | править код]

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в 37–41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания[править | править код]

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая — место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров[править | править код]

Треугольный форум[править | править код]

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра[править | править код]

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра.

Храм Исиды[править | править код]

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм Исиды конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа. Также в храме была ёмкость с водой из Нила.

Храм Юпитера Мейлихия[править | править код]

Храм построен ещё в III–II веке до н. э. и посвящён Зевсу, однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию.

Квадрипортик[править | править код]

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр
Большой театр[править | править код]

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III–II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием — для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр[править | править код]

Одеон, построенный в 80 году до н. э. дуумвирами Марком Порцием и Квинктом Валгом, был покрыт четырёхскатной черепичной кровлей. 4 нижних ряда отделялись от верхних 17 высоким парапетом, от которого сохранилась левая (относительно сцены) часть. Театр вмещал около 1500 зрителей, на его сцене проходили музыкальные представления и комедии[11].

Арена амфитеатра Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра[править | править код]

Амфитеатр, вмещавший 20 000 зрителей, был построен около 80 года до н. э. одновременно с малым театром теми же дуумвирами. Имеет размеры 135 на 104 м и в настоящее время является древнейшим известным амфитеатром. Отличается от остальных тем, что входы в него находились в верхней части зрительного зала, а также отсутствием подвальных помещений: выход гладиаторов на арену осуществлялся через коридор прямо с улицы. Через второй коридор выносили раненых и убитых.

Большая палестра

Места для зрителей (cavea) делились на три уровня: первый (ima), ближе всего к арене, включал в себя 5 рядов ступеней и предназначался для знатных зрителей. Второй уровень (media) состоял из 12 рядов, третий (summa) из 18. Самая верхняя часть, отделённая от других зон, в которую вели собственные лестницы, со времени Августа предназначалась для женщин.

Сверху амфитеатр мог быть накрыт тентом, защищавшим зрителей от солнца и дождя.

Большая палестра была построена в римскую эпоху, когда Самнитская палестра перестала отвечать потребностям растущего города. Предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. Четвёртая сторона выходила на амфитеатр, где находились входы в палестру, разрушенные землетрясением 62 года и восстановленные в технике opus latericium. В центре находился бассейн (37 на 4 м) глубиной от 1 м на западе до 3 на востоке. В южной части — туалеты, очищаемые водой бассейна. Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами.

На одной из колонн была найдена христианская криптограмма.

Термы[править | править код]

Стабиевы термы[править | править код]
План Стабиевых терм

Самые большие, древние и хорошо сохранившиеся термы города, построенные в III веке до н. э. Комплекс терм располагался вокруг большого трапециевидного перистиля палестры с беговой дорожкой и бассейном 15x8x1,5 м[12]. Рядом находились комнаты для натирания маслом и песком (для борьбы). Стены палестры оформлены в четвёртом стиле, сохранились фигуры Зевса, Геракла и Сатира.

Мужские бани имели вход как с улицы, так и с палестры. Вначале вошедший попадал в аподитерий — раздевалку со сводами, украшенными фресками эпохи Флавиев (амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для хранения одежды. Далее следовал тепидарий (тёплые бани), слева от которого находился фригидарий — зал с бассейном с холодной водой. За тепидарием был кальдарий с бассейном горячей воды и ёмкостью с холодной.

Аподитерий мужского отделения Стабиевых терм

Женские бани не имели фригидария (бассейн с холодной водой находился в раздевалке), но включали в себя лаконик — парилку, наподобие сауны. Между банями были печи с холодной, горячей и очень горячей водой.

Термы форума[править | править код]

Самые маленькие, однако самые изящные термы Помпей. Предназначались в основном для гостей города, а не его жителей. Построены дуумвиром Луцием Цезием в I веке до н. э. Вход с улицы Форума вёл в палестру мужского отделения. Оттуда, а также с улицы Терм, можно было пройти в аподитерий, оттуда — во фригидарий или же в тепидарий и далее в кальдарий с двумя ваннами. Женское отделение состояло лишь из раздевалки, тепидария и кальдария, а также небольшого внутреннего садика. На стенах сохранились фрески, например «Атланты» тепидария. Интересен фригидарий, напоминающий баптистерий эпохи Возрождения.

Центральные термы[править | править код]

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы[править | править код]

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий, что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий[править | править код]

Лупанарий, тем не менее, присутствовал в городе. Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году[13], предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложа (покрываемые матрацами) и граффити на стенах[14][15].

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2–8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания[править | править код]

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь
Обеспечение пищей[править | править код]

В Помпеях обнаружены 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами. Изготовлены жернова из вулканических пород. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум», который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла[править | править код]

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания — перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую одну-две недели мочу, которые омыляли жир, находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus — танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия. Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов[16].

Жилые дома[править | править код]

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта[править | править код]

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem» («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры, сценами из Илиады. Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга[править | править код]

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV–III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты[17]. Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»


1833 г. Холст, масло. 456,5 х 651см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина Брюллова может называться полным, всемирным
созданием.В ней все заключилось.
Николай Гоголь.

В ночь с 24 на 25 августа 79 г. н. э.  извержением Везувия были разрушены города Помпеи, Геркуланум и Стабия. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Трудно назвать картину, которая пользовалась бы у современников таким же успехом, как «Последний день Помпеи». Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова подверглась настоящей осаде. «Весь Рим стекался смотреть мою картину», - писал художник. Выставленная в 1833 г. в Милане «Помпея» буквально потрясла публику. Хвалебными рецензиями были полны газеты и журналы, Брюллова называли ожившим Тицианом, вторым Микеланджело, новым Рафаэлем…

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Стоило  Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами, и порой чествования заканчивались тем, что поклонники с песнями носили его на руках.

В 1834 г. картина, по желанию заказчика, промышленника А. Н. Демидова, была выставлена в Парижском Салоне. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют! - объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу! Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств.

По воспоминаниям современника, «толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею"». О шедевре беседовали в салонах, делились мнениями в частной переписке, делали заметки в дневниках. Почетное прозвище «Карл Великий» утвердилось за Брюлловым.

Под впечатлением от картины Пушкин написал шестистишие:
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

Гоголь посвятил «Последнему дню Помпеи» замечательно глубокую статью, а поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее ликование в известном экспромте:

«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал „Последний день Помпеи“
Для русской кисти первый день!»

Неумеренные восторги давно улеглись, но и сегодня картина Брюллова производит сильнейшее впечатление, выходящее за пределы тех ощущений, которые обычно вызывает в нас живопись, даже очень хорошая. В чем тут дело?


«Улица гробниц». В глубине – Геркуланские ворота.
Фотография второй пол.19 в.

С тех пор, как в середине 18-го столетия в Помпеях начались раскопки, интерес к этому городу, погибшему при извержении Везувия в 79 г. н. э., не угасал. Европейцы стекались в Помпеи, чтобы побродить по руинам, освобожденным от слоя окаменевшего вулканического пепла, полюбоваться фресками, скульптурами, мозаиками, подивиться неожиданным находкам археологов. Раскопки притягивали художников и архитекторов, офорты с видами Помпей были в большой моде.

Брюллов, впервые посетивший раскопки в 1827 г., очень точно передал ощущение сопереживания событиям двухтысячелетней давности, которое охватывает всякого, кто приезжает в Помпеи: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы /…/. Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Он вживался в эпоху с дотошностью и бережностью археолога: из пяти с лишним лет на создание самого полотна площадью 30 квадратных метров ушло всего 11 месяцев, остальное время заняла подготовительная работа.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - делился Брюллов в одном из писем. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» - монументальную гробницу именитого горожанина Скавра, и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) - кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру.


Гробница Скавра. Реконструкция 19 в.

Воссоздавая картину извержения, Брюллов следовал знаменитым посланиям Плиния Младшего к Тациту. Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям… И все это Брюллов перенес на холст.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и  останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Мать, обнявшая двоих дочерей; молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой; люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, - все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.

На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.


Фрагмент картины:
автопортрет Брюллова и портрет Юлии Самойловой.

Фрагмент картины:
композиционный «треугольник» - мать, обнимающая дочерей.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма, и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Неравная, роковая борьба человека со стихиями - таков романтический пафос картины. Она построена на резких контрастах тьмы и гибельного света извержения, нечеловеческой мощи бездушной природы и высокого накала человеческих чувств.

Но в картине ощ

Рассматривая картину... Последний день Помпеи: picturehistory — LiveJournal

Город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всём мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

И в 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Увиденное там ошеломило его. И эта картина скорей всего есть результат той поездки.

Прежде чем приступить к рисованию картины, Брюллов начинает изучать исторические источники. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Картина ценна тем, что почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы...

На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Ещё больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Её восторженно приветствовал А.С. Пушкин:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", – писал поэт Евгений Баратынский. И действительно, картину триумфально встретили в Риме, где её писал Брюллов, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической". А Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли "Карл Великий".

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

история и гибель римского города

Древний город Помпеи: от осков до Ганнибала

Предположительно, основателями Помпей были оски, один из народов Древней Италии. Уже древние высказывали разные мнения о происхождении названия Помпеи. Одни возводили его к триумфальному шествию (помпе) Геркулеса после победы над Герионом. Другие — к оскскому слову «пять» (пумпэ). По этой версии Помпеи были образованы как объединение пяти общин.

По мнению писавшего в I веке н. э. географа Страбона город основали оски. Позже контроль над ним захватили этруски, а затем после побед на этрусками — греки. Позже у греков город отобрали самниты, народ, родственный оскам. Это произошло в V веке до н. э. Археология фиксирует упадок городской жизни в этом столетии. Возможно Помпеи на какое-то время были заброшены.

В IV веке до н. э. Помпеи стали частью Самнитской федерации. Город служил портом для самнитских городов, располагавшихся выше по реке Сарно. В IV веке до н. э. между Римской республикой и самнитами прошла серия войн. В ходе них в 310 г. до н. э. недалеко от Помпей высадился римский десант. Римляне опустошили земли соседней с Помпеями Нуцерии. Позже жители сельской округи Помпей напали на возвращавшихся с награбленной добычей легионеров, отняли награбленное и загнали их на корабли.

Дом Фавна. Источник: wikipedia.com

Римляне победили и покорили своей власти самнитов и их союзников. Отныне Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации. В городе сохранялось самоуправление. Помпеи должны были быть союзниками Рима, а также предоставлять вспомогательные войска.

В эпоху самнитов Помпеями управлял городской совет. Среди вопросов его ведения было, в частности, строительство. Непосредственное наблюдение за строительными работами и их оплату осуществлял квайстур (латинский вариант — квестор), должностное лицо, отвечавшее за городскую казну. Верховная власть в городе принадлежала должностному лицу с названием «meddissa tuvtiksa», что переводят как «градоправитель».

Присоединение к Риму дало толчок развитию города в III веке до н. э. В конце столетия выросло население Помпей. Во II веке до н. э. появились новые общественные постройки — храмы, театры, бани. Появляются роскошные особняки. Среди них знаменитый «Дом Фавна», на стене которого сохранилась фреска с изображением битвы македонян и персов при Иссе.

Парадоксально, но стимул развитию Помпей придала война Рима с Ганнибалом. После перехода через Альпы и побед над римскими войсками карфагенский полководец вторгся в Кампанию. Капуя, сильнейший город региона, перешла на его сторону. Нуцерия сохранила верность Риму и была за это уничтожена Ганнибалом. В ходе войны римляне взяли Капую и покарали неверного союзника.

Сами Помпеи не были взяты карфагенянами и стали убежищем для беженцев из других кампанских городов. Это и объясняет рост городского строительства в конце III века до н. э.

Элита кампанского города получила свою долю богатства от экспансии Рима в Средиземноморье во II веке до н. э. Сохранились свидетельства о контактах помпейских купцов с восточными рынками. В частности, с островом Делос. В сами Помпеи попадают восточные пряности. Фрески в Доме Фавна говорят о художественном вкусе и интересе его владельца к истории.

Союзническая война: Помпеи против Суллы

В 91 году до н. э. ряд италийских общин (включая Помпеи) восстал против Рима. Этот конфликт вошел в историю как Союзническая война. Восставшие против Рима союзники добивались равного с римлянами статуса в государстве. После трех лет войны римляне разгромили мятежных союзников. Но после этого они дали им права римского гражданства.

В 89 году до н. э. в ходе войны Помпеи осадил римский полководец Луций Корнелий Сулла. В серии битв недалеко от города Сулла разбил кампанского полководца Клуенция, пытавшегося снять осаду Помпей. Город сдался вскоре после разгрома и гибели Клуенция.

Помпеи не были разрушены и получили римское гражданство. Через 10 лет Сулла, одержавший победу над своими противниками и ставший диктатором, основал в городе колонию своих ветеранов. Отныне Помпеи получили статус римской колонии, и прежних оскских магистратов сменили новые римские. Делопроизводство в городе переносится на латинский язык. И в последний век города сокращается число записей на оскском.

Город римского времени: Помпеи при империи

В эпоху империи Помпеи были скромным провинциальным городом. Здесь производили знаменитый соус гарум и вино. Частично жители колонии пытались скопировать постройки самого Рима. В городе находился форум, на котором стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. В стенных нишах одного из зданий стояли статуи основателей Рима — Энея и Ромула. Под ними были выбиты надписи, излагавшие их деяния. Такие же надписи, рассказывающие об Энее и Ромуле, были и на римском форуме.

Италийские города были связаны с Римом и императорским домом. В частности, племянник и один из возможных наследников Августа Марцелл занимал полуофициальную должность патрона (покровителя) Помпей.

Амфоры из Помпей для гарума. Источник: wikipedia.com

В 59 году н. э. Помпеи печально прославились побоищем в стенах города. Дело было во время гладиаторских боев, но сражение началось между горожанами Помпей и Нуцерии. Жители городов начали задирать друг друга, затем взялись за камни, а затем — и за мечи с кинжалами. Победили в потасовке помпейцы.

Информация о побоище дошла до императора Нерона, который поручил сенату провести расследование. В итоге сенат запретил Помпеям 10 лет проводить гладиаторские игры, а их организатор Ливиней Регул отправился в изгнание.

Интересно, что Ливиней Регул несколькими годами ранее был лишен звания сенатора. То есть, опальный представитель правящего класса мог найти убежище в Помпеях и стать благодетелем горожан.

Помпеи располагались в 240 километрах от Рима. Жители столицы могли добраться до кампанского города в течение недели. Поэтому многие знатные и богатые римляне строили в окрестностях Помпей свои виллы. В частности, еще в эпоху Республики такую виллу приобрел Цицерон.

Марк Клавдий Марцелл. Источник: wikipedia.com

Высшими должностными лицами в Помпеях были два его избираемых правителя — дуумвиры. Они собирали городской совет и председательствовали в нем. Чтобы стать дуумвиром, карьеристу из Помпей нужно было пройти через должность эдила, которая открывала ее исполнителю дорогу в городской совет. Члены городского совета носили это звание пожизненно. Эдилы отвечали за городское благоустройство — снабжение хлебом, содержание улиц и бань, занимались организацией зрелищ.

В гражданских делах с небольшой исковой суммой дуумвиры были председателями. Уголовные дела и более сложные гражданские рассматривались в Риме. Также дуумвиры отвечали городскую казну.

Потасовка жителей Помпей и Нуцерии. Источник: wikipedia.com

Раз в пять лет избранные дуумвиры назывались квинквенналами (пятигодниками). Они обновляли списки городского совета — вносили новых людей, вычеркивали умерших и тех, кто потерял право на членство в совете за преступления. Также они составляли списки граждан города.

Члены совета принимали отчеты должностных лиц, осуществляли верховный надзор за городскими делами. Разбогатевший вольноотпущенник не имел права на занятие должностей и попадание в совет, но мог добиться этого для своего сына. Надпись сохранила курьезный случай некоего Цельзина, который стал декурионом (членом совета) в 6 лет за то, что восстановил пострадавший от землетрясения храм Исиды.

В Помпеях и других римских городах должности дуумвира и квинквеннала открывали двери в городскую элиту, но требовали от соискателя богатства. Дуумвир Помпей вносил при вступлении в должность 10 000 сестерциев.

Во время исполнения своей должности гражданин Помпей проводил за свой счет празднества. Например, Авл Клодий Флакк был дуумвиром трижды. Во время первой магистратуры он организовал на форуме игры в честь Аполлона, включавшие бой быков, музыкальные состязания и выступление артиста Пилада (видимо, местная знаменитость). Второй раз кроме игр на форуме он организовал травлю зверей и гладиаторские бои в амфитеатре. Третий раз был самым скромным — выступление артистов и музыкантов. Другой квинквеннал в своей надписи подчеркивал, что провел гладиаторские бои без траты общественных средств.

Вокруг выборов должностных лиц кипели страсти, сопоставимые с выборами консулов в республиканском Риме. Стены города сохранили записи, призывавшие голосовать за того или иного из граждан Помпей, желающего стать дуумвиром или эдилом. Интересно, что в основном агитация касалась должности эдила.

В Помпеях жило около 12 тысяч человек, и около 24 тысяч — в сельской округе. Половина из них была рабами. Большую часть оставшихся составляли женщины и дети. Таким образом, электоратом во время выборов было около 2500 жителей города и 5000 — в сельской округе.

Надписи закрашивали и писали поверх них новые. Агитационная надпись могла быть адресована конкретному гражданину Помпей. Житель города мог выбить надпись на стене своего дома, чтобы показать свою позицию.

Образец карикатуры на стене в Помпеях. (wikipedia.com)

Агитировали за кандидатов и профессиональные объединения. Например, плотники, извозчики, пекари или ювелиры. Своих кандидатов предлагали горожанам члены союза «Молодежь», в который входили молодые люди из знатных семей.

Иногда в пользу кандидатов слагали стихи или в прозе подчеркивали их профессиональные и нравственные качества. А иногда призывали уважаемого гражданина проголосовать за кандидата, потому что «выбери Сабина эдилом, и он тебя выберет».

Были оригинальные записи в поддержку кандидатов, которые, вероятно, должны были их дискредитировать. Это слова поддержки, написанные от имени воров-карманников, беглых рабов, пьяниц или бездельников.

Выборы в Помпеях напоминали выборы в других городах Римского мира. Гражданская община делилась на курии, каждая из которых выбирала своего кандидата.

Выборы проходили в марте, а в июле магистраты приступали к исполнению обязанностей. Помпейцы могли становиться дуумвирами повторно, но не два года подряд.

Извержение вулкана Везувий: гибель города

Примерно за 80 лет до извержения Везувий посетил географ Страбон. Ученый написал, что почти до самой вершины вулкан покрыт цветущими полями. Только сама пепельная вершина напоминала, что это место когда-то извергало огонь.

Вулкан заявил о своем пробуждении в 63 году н. э. землетрясением. Оно разрушило несколько городов в Помпеях, Геркулануме и Неаполе. Некоторые из них так и не восстановили за 16 лет.

Свидетельство о катастрофе оставил ее современник Плиний Младший, живший тогда в приморском Мизене (около 30 километров от Помпей). В Мизене была база римского флота, а одним из кораблей командовал дядя Плиния — Плиний Старший.

24 августа люди увидели, как над вулканом поднимается облако. Плиний Старший повел свой корабль в сторону Помпей. Его племянник писал, что ученым двигали желание спасти людей из города и научное любопытство. Плиний Старший приказал записывать все изменения, которые происходят в облаке.

Ночью началось землетрясение, а на следующий день люди не увидели солнца. Сначала были сумерки, потом опустился мрак, а с неба начал падать пепел. Когда он рассеялся, выяснилось, что соседних городов нет, а долина Сарно засыпана пеплом. Сначала город засыпали куски пемзы, затем — пепел.

Большинство жителей бежали из города в первый день. Погибли те, кто решил остаться и пересидеть катастрофу в домах, и те, кто слишком поздно решил бежать. Их ноги застревали в пемзе, а потом их добил дождь из пепла и воды. Некоторые помпейцы побежали в гавань, но кораблей либо не было, либо они уже были выведены из строя пеплом и камнями.

Фонтан в Помпеях. Источник: wikipedia.com

Когда извержение закончилось, уцелевшие помпейцы отправились в свой город. Они не могли попасть в свои дома, потому что город был засыпан пеплом. Они проламывали крыши, спускались в жилища, чтобы забрать деньги и ценности, которые могли пригодиться им при переселении. При раскопках ученые Нового времени нашли в домах мало денег и предметов домашней утвари.

Император Тит направил в Кампанию сенатскую комиссию. Они должны были оценить ущерб и организовать восстановление городов. Имущество погибших горожан, не имевших наследников, должно было пойти на восстановление Помпей. Но ничего сделано не было. Выжившие разбрелись по другим местам.

Последний день Помпеи, отзыв от туриста Natalinway на Туристер.Ру

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А. Пушкин

В детстве я любила рассматривать книгу с репродукциями картин Карла Брюлова. Одной из любимых была картина «Последний день Помпеи», на которой впечатляюще изображены стихийное бедствие, гибель людей, их смятение, отчаяние и страх.

Сюжетом для картины послужила трагическая судьба древнеримского города Помпеи, уничтоженного при катастрофическом извержении вулкана Везувия, которое произошло 24 августа 79 года. На долгие века Везувий похоронил Помпеи под толстым ковром вулканического пепла. Город казался безвозвратно утерянным, и его долго не могли найти. В 1748 году, по чистой случайности, при строительстве водопровода, Помпеи были обнаружены почти такими же, какими были почти 2000 лет назад. Пепел действовал как консервант- под толстым слоем пыли и мусора в захороненном городе сохранились целые улицы, здания, фрески, скульптуры, мозаика, украшения, посуда и т. д. Сегодня город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, в котором можно увидеть лишь остатки былого величия.

Ворота Porta Ercolano, построенные в 89 г. до н.э. выходит на римскую дорогу, связывающую Помпеи с близлежащим Геркуланумом.

Пазы в брусчатке указывают на то, что по улице часто проезжали римские повозки и колесницы.

К началу первого века нашей эры Помпея была богатым городом, отвечающим всем насущным требованиям горожан и искушенным запросам приезжих римлян. Это был шумный город с населением 20 000 человек, который имел около 100 улиц и сложную систему водоснабжения. Почти на каждом перекрестке имелись фонтаны. Вдоль прямых, мощенных камнем улиц строились дома, которые отличались большим многообразием.

Большие каменные блоки на углах улиц позволяли людям переходить улицу, не наступая в сточные воды.

Уборная, расположенная в нише одного из домов.

Жилища простых граждан были скромными и очень тесными. Элегантные дома и изысканные виллы, богато украшенные фресками и мозаикой часто имели второй этаж и просторный двор.

В доме Большого фонтана (Casa della Fontana Grande) был найдет фонтан с фронтоном, покрытым мозаикой из полихромного стекла. Вода вытекала из бронзовой статуи в форме дельфина.

Фреска в доме Фабия Руфуса.

Горожане работали на фабриках, в ремесленных мастерских, прачечных, магазинах, пекарнях, тавернах и кафе. В городе насчитывалось более сотни харчевен и лавочек, где можно было перекусить.

Taberna Hedones была забегаловкой, украшенной красивым мозаичным фонтаном из ракушек. У входа в таверну была обнаружена надпись «Вы можете выпить здесь только за одну монету. Вы можете пить лучшее вино за две монеты»

Закусочная, или термополия, с прекрасно сохранившейся фреской.

Настоящим развлечением для горожан было посещение общественных бань, в которых помпейцы проводили много времени. В банях мылись в горячих или холодных ваннах, плавали в роскошных бассейнах и занимались гимнастикой. Но главное — там можно было встретить друзей и посплетничать.

Римские бани содержали стандартные три камеры: кальдарий или горячая комната; тепидарий или теплая комната; и фригидарий, или холодная комната.

Для духовных и зрелищных наслаждений в Помпеях были построены два театра, где часто разыгрывали музыкальные представления и устраивали спектакли. Для гладиаторских боев служил Амфитеатр, построенный в 70 году до н. э. Амфитеатр в Помпеях — самый старый сохранившийся римский амфитеатр в мире. Амфитеатр вмещал около 20 тыс. зрителей, что на тот момент равнялось всему населению Помпей. Амфитеатр имеет два входа: один из них использовался гладиаторами для выхода на арену, а другой использовался, чтобы вывести раненых или убитых во время шоу.

Центром повседневной и политической жизни города был Форум. Форум был местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут велась оживленная торговля, заключались сделки, вершился суд.

Вид на форум через арку Тиберия

Основу форума составляла просторная площадь, окружённая портиком с дорическими колоннами. На восточной стороне находился продуктовый рынок под названием «мацеллум». Рядом находились самые важные городские, религиозные и коммерческие здания, среди которых были: здание Евмахии, Базилика и Храм Веспасиана. В центре северной стороны форума возвышался главный храм Помпей — Храм Юпитера с Триумфальными арками по обеим сторонам. Предполагается, что правая арка была посвящена Августу, а левая — Германику.

Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. На заднем плане — Везувий

Согласно гравюре, найденной во время археологических раскопок, это величественное здание 2-го века до нашей эры называлось «базилика». В здании работал также своего рода «фондовый рынок». Здесь бизнесмены заключали сделки и проводились городские суды.

На западной стороне форума находилось святилище Аполлона, скрытое за каменной стеной. В глубине стены была устроена небольшая ниша, в которой находилась своеобразная «палата мер и весов». При помощи эталона веса и меры производился весовой контроль, чтобы удостовериться, что торговцы работают честно и не обвешивают покупателей.

Сегодня на форуме также многолюдно, как и давным-давно. В бывшем хранилище для зерна теперь находится музейный павильон с археологическими находками. Тут можно увидеть большое количество амфор и другой керамической посуды.

Здесь же выставлены гипсовые слепки мужчин, женщин, детей и животных. В результате извержения Везувия летом 79 года в Помпеях погибло в общей сложности 16 000 человек.

Собака, найденная в ноябре 1874 года в Доме Орфея.

Подавляющему большинству жителей удалось убежать из города при первых признаках вулканической активности. Те, кто остались, пережили страх и ужас. Римский писатель Плиний Младший, который был свидетелем катаклизма писал: «Вы могли слышать вопли женщин, плач младенцев и крики мужчин, Люди оплакивали свою судьбу или судьбу своих родственников, и некоторые из них молились о смерти в страхе смерти. Многие просили помощи у богов, но еще больше воображали, что богов больше не осталось, и что вселенная навсегда погрузилась в вечную тьму…».

Неизвестно, как сложилась бы судьба Помпей, если бы не извержение Везувия. Но это был не последний день Помпей. Трагедия города в результате обернулась для него всемирной славой. С момента своего открытия Помпеи стали самым известным археологическим памятником в мире. Город, погребенный заживо, возрождается как феникс из пепла. Ежегодно Помпеи посещают около 2,5 миллиона туристов, чтобы увидеть замершую жизнь и заглянуть в окно далекого прошлого.

«Последний день Помпеи». Занимательные факты о самой известной картине Брюллова - В гостях у Михалыча

Четыре с лишним года прожил Карл Брюллов в Италии, прежде чем в 1827 году добрался до Помпеев. В то время он искал сюжет для большой картины на историческую тему. Увиденное поразило художника. Шесть лет у него ушло на то, чтобы собрать материал и написать эпическое полотно площадью почти 30 м2. На картине мечутся застигнутые катастрофой люди разного пола и возраста, рода занятий и веры. Однако в пестрой толпе можно заметить четыре одинаковых лица…

В том же 1827 году Брюллов встретил женщину своей жизни — графиню Юлию Самойлову. Разойдясь с мужем, молодая аристократка, бывшая фрейлина, любившая богемный образ жизни, переехала в Италию, где нравы вольнее.

И у графини, и у художника была репутация сердцеедов. Их отношения оставались свободными, но долгими, а дружба продолжалась до смерти Брюллова. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», — писала впоследствии Самойлова его брату Александру.

(Всего 19 изображений)

 

 

 

Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 1839—1840 годы, фрагмент.

Юлия с ее средиземноморской внешностью (ходили слухи, что отец женщины — итальянец граф Литта, отчим ее матери) была идеалом для Брюллова, к тому же будто созданным для античного сюжета. Художник написал несколько портретов графини и «подарил» ее лицо четырем героиням картины, которая стала самым знаменитым его творением. В «Последнем дне Помпеи» Брюллов хотел показать красоту человека даже в отчаянной ситуации, и Юлия Самойлова была для него совершенным образцом этой красоты в реальном мире.

Исследователь Эрих Голлербах отмечал, что похожие друг на друга героини «Последнего дня Помпеи», несмотря на социальные различия, выглядят как представительницы одной большой семьи, словно бедствие сблизило и уравняло всех горожан.

«Декорацию сию взял я с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», — объяснял Брюллов в письме к брату выбор места действия. Это уже пригород, так называемая Дорога гробниц, ведущая из Геркуланумских ворот Помпеев к Неаполю. Здесь находились усыпальницы знатных горожан и храмы. Расположение зданий художник зарисовывал на раскопках.

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках. Мать с двумя дочерьми могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей. Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для Брюллова одним из источников вдохновения.

Христианский священник. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари — кадилу и потиру — и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически.

Языческий жрец. На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка — инфула. Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели.

Предметы языческого культа. Треножник предназначался для воскурений богам, ритуальные ножи и топоры — для забоя жертвенного скота, сосуд — для омовения рук перед совершением обряда.

Одежда гражданина Римской империи состояла из нижней рубашки, туники и тоги, большого куска шерстяной ткани миндалевидной формы, задрапированного вокруг тела. Тога была знаком римского гражданства, ссыльные римляне теряли право ее носить. Жрецы носили белую тогу с пурпурной полосой по краю — toga praetexta.

Судя по количеству фресок на стенах Помпеев, профессия живописца была востребована в городе. В качестве античного живописца, бегущего рядом с девушкой с внешностью графини Юлии, Брюллов изобразил себя — так нередко делали мастера Ренессанса, творчество которых он изучал в Италии.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, лежащая на мостовой упавшая с колесницы помпеянка символизирует гибель античного мира, по которому тосковали художники классицизма.

Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н.э.

По замыслу художника, это два брата, спасающие больного старого отца.

Плиний Младший с матерью. Древнеримский прозаик, ставший очевидцем извержения Везувия, подробно описал его в двух письмах историку Тациту. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе — Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. Пожилой женщине было трудно бежать, и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», — рассказывал Плиний. Оба выжили.

Щегол. Во время извержения вулкана птицы погибали на лету.

По древнеримской традиции венками из цветов украшали головы новобрачных. С головы девушки упал фламмей — традиционное покрывало древнеримской невесты из тонкой желто-оранжевой ткани.

Здание с Дороги гробниц, место упокоения Авла Умбриция Скавра Младшего. Усыпальницы древних римлян обычно строились за чертой города по обе стороны от дороги. Скавр Младший при жизни занимал должность дуумвира, то есть стоял во главе городского управления, и за заслуги даже удостоился памятника на форуме. Этот гражданин был сыном богатого торговца рыбным соусом гарумом (Помпеи славились им по всей империи).

Сейсмологи по характеру разрушений зданий, изображенных на картине, определили интенсивность землетрясения «по Брюллову» — восемь баллов.

Извержение, случившееся 24–25 августа 79 года н.э., погубило несколько городов Римской империи, расположенных у подножия вулкана. Из 20–30 тысяч жителей Помпеев не спаслись около двух тысяч, судя по найденным останкам.

Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год.

1799 — Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло.
1809–1821 — Учился в Академии художеств.
1822 — На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию.
1823 — Создал «Итальянское утро».
1827 — Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
1828–1833 — Работал над полотном «Последний день Помпеи».
1832 — Написал «Всадницу», «Вирсавию».
1832–1834 — Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком».
1835 — Вернулся в Россию.
1836 — Стал профессором Академии художеств.
1839 — Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.
1840 — Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала…».
1849–1850 — Уехал на лечение за границу.
1852 — Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал подготовлен Натальей Овчинниковой для журнала «Вокруг света». Публикуется с разрешения журнала. Оригинальная публикация.

Картина «Последний день Помпеи»: описание :: SYL.ru

Человек всегда стремится к прекрасному, такова его суть. А еще он жадно изучает прошлое, извлекает из него уроки, работает над ошибками, ибо без этого невозможно будущее. Примером такого сочетания искусства и истории является картина «Последний день Помпеи», написанная гениальным художником в 1830-1833 годах. Что на ней изображено, как работал живописец и что хотел передать, мы рассмотрим в нашей статье.

Несколько слов об авторе

Картина «Последний день Помпеи» была написана в первой половине девятнадцатого столетия Карлом Брюлловым. Рожденный в Санкт-Петербурге в семье академика-скульптора, он с детства проникся страстью к искусству. Учился у лучших мастеров того времени, много путешествовал, часто посещал Италию, где жил и работал.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Работа, которой посвящена наша статья, была удостоена Гран-при в Париже. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Самые известные работы - "Всадница", "Осада Пскова", "Портрет археолога Микеланджело Ланчи" и другие. А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Среди шестнадцати фигур композиции нашлось место и Карлу Брюллову.

История одного шедевра

История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.

Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

Подготовка к работе

Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым после тщательного изучения той эпохи. Художник несколько раз посещал раскопки, пытаясь запомнить расположение зданий, каждый камешек. Он читал труды древних историков, в частности работы Плиния Младшего, очевидца трагедии, изучал костюмы в музеях и предметы обихода. Это позволило ему реалистично отобразить жизнь итальянского общества времен извержения вулкана, а также передать чувства людей, которые вот-вот погибнут от стихии.

Отверженный труд

Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе, и приступил к написанию полотна. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4,5 х 6,5 метра. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Рассмотрим полотно, условно разделив его на две части.

Правая сторона картины

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» очаровывает своим совершенствам, бурей эмоций, драматичностью и гармонией красок. В правой части художник изобразил группу людей, объединенных общим горем. Это молодой парень и мальчик, которые несут на руках больного отца, юноша, который пытается спасти мать, но она приказывает бросить ее и бежать самому. Предположительно, что тем самым юношей является Плиний Младший, который донес до нас печальную историю Помпеи.

Картина «Последний день Помпеи» изображает также пару: молодой человек несет на руках невесту и всматривается в ее лицо – жива ли она? За ними виднеется вздыбившийся конь с всадником на спине, падающие дома, декорированные статуями. А над несчастными людьми простилается темное от дыма и пепла небо, тучи, прорезанные молнией, поток огненной лавы.

Левая часть шедевра

Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра. На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.

Еще один "герой" полотна – это свет, точнее - его эффекты. Холодный оттенок молнии контрастирует с заревом вулкана. На его фоне панорама гибнущего города смотрится очень трагично и реалистично.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Брюллов мастерски подобрал цвета, которые помогли ему изобразить картину очень реалистично. На холсте преобладают оттенки красного – одежда людей, зарево, цветы на голове невесты. В центре холста художник использовал зеленоватые, голубоватые и желтоватые тона.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это принцип условности, с помощью которого живописец показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.

Вместо заключения

Картина, созданная гением искусства, одновременно прекрасная и страшная. Да, человек бессилен перед стихией, которая не знает преград в своей мощности. Однако он может и должен оставаться Человеком с большой буквы. Не все способны на это, но к этому следует стремиться. Такие противоречивые чувства охватывают каждого, кто смотрит на холст с изображением последних дней древнего города. А увидеть знаменитое полотно сегодня может каждый, посетив Государственный Русский музей.

Брюллов "Последний день Помпеи" описание картины, анализ, сочинение


После окончания художественной академии в 1827 году, молодой перспективный художник Карл Брюллов отправляется в Италию для изучения классического искусства римской империи. Кто бы мог продумать, что эта поездка будет иметь значение не только для самого художника, но и для всей мировой живописи! Посетив раскопки некогда цветущего города Помпеи, в один миг разрушенного извержением вулкана Везувий в 79 году нашей эры, художник настолько проникается его судьбой, что начинает создание шедевра мирового искусства, грандиозную картину «Последний день Помпеи».

Работа над картиной шла тяжело, в течение трёх лет Брюллов работал без устали, порой доводя себя до изнеможения. Но все рано или поздно заканчивается, и вот в 1833 году шедевр готов. Мастерское исполнение объединения на картине огромной надвигающейся опасности и различного поведения людей при этом, заслужило массу положительных отзывов уже сразу после окончания работы.

Плиний, изображенный на переднем плане, пытается уговорить свою упавшую мать встать и бежать подальше от надвигающейся опасности. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Неподалёку от них стоит христианский священник. Он силён в своей вере, поэтому бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.

По улице бежит толпа людей, пытающихся спастись. Среди них художник изобразил и себя, спасающего предметы искусства. Также на полотне художник изобразил аллегорию смены одного времени другим — на земле лежит женщина, рядом младенец оплакивает её.

В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека.

Год написания картины: 1833.

Размеры картины: нет данных.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.




Другие картины художника:


Смотрите также

Описание: