Где находится одинокий тополь


Одинокий тополь с каскадом родников — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Одинокий тополь с каскадом родников — памятник природы регионального значения. Объект включён в систему особо охраняемых территорий Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года № 473 под названием «Одинокий тополь».

Памятник природы представляет собой одинокий тополь, высаженный буддийским монахом по имени Багдохна Хурлын Пурдаш Лам в 1846 году (высота тополя 20 м, диаметр около 1,44 м[1]) с прилегающим земельным участком. На нём имеются выходы природных ключей с пресными подземными и минеральными водами, имеющими лечебное значение, открытые этим же монахом в 1846 году[2].

Дерево внесено в Национальный реестр старовозрастных деревьев России под № 390 [3].

Считается, что тополь в начале XX века посадил буддийский монах Пурдаш-багши Джунгруев, который был настоятелем Богдо Далай-ламин Ик-Хурула. Вернувшись из паломничества в Тибет, Пурдаш-багши привёз с собой семена тополя, которые находились в надрезе дорожного посоха. Этот посох Пурдаш-багши закопал на самой высокой точке местной возвышенности возле посёлка Хар-Булук и вскоре на этом месте взошёл тополиный росток.

В настоящее время тополь является местом религиозного поклонения калмыцких буддистов. В августе 2013 года около тополя началось обустройство буддийского святилища: были установлены ступа и восемь каменных прямоугольных белых постаментов. В октябре 2013 г. на постаментах были возведены ступы и произошло открытие святилища.

В 2019 году Одинокий тополь стал победителем Национального конкурса «Российское дерево года» из 12-ти претендентов путем открытого голосования на сайте Всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы».

Памятник природы расположен в Целинном районе Калмыкии на южном склоне хребта Хамур в 5 км от посёлка Хар-Булук на юге Ергеней. Почвы светло-каштановые несолонцеватые и темноцветные гидроморфные[2].

Впервые свойства источников у подножия одинокого тополя описал Семен Рафаилович Залкинд — первый организатор и руководитель органов здравоохранения Калмыкии. Вода целебного источника уникальна, является квасцовой по составу, обладает высокой вязкостью, губительно действует на всевозможных паразитов наружных и внутренних структур организма, активна в отношении глистов, лямблий, амёб, гноеродных бактерий, гнилостных и бродильных микробов, кожных паразитов: вшей, блох, чесоточных клещей. Растворяет мочевые и желчные камни [4].

  • Поклонение калмыцких буддистов возле тополя

  • Буддийский шест возле тополя

  • Общий вид каскада родников

  • Информационная табличка возле родника

  • Один из родников

Одинокий тополь, выросший из посоха монаха

На визите к Калмыцкой ветровой электростанции наши приключения не окончились. После мы поехали искать Одинокий тополь Пурдаш-багши, одну из главных достопримечательностей Калмыкии.

Одинокий тополь Пурдаш-багши

Снова выехав на Р-216 (она же А-154), мы поехали в сторону поселка Хар-Булук, что находится в Целинном районе республики Калмыкия.

Наверное, Вам уже порядком надоели мои туманные фотографии, но что делать, если иных у меня нет. И хотя никакой художественной ценности такие снимки не представляют, они прекрасным образом иллюстрируют мой рассказ и передают атмосферу нашего путешествия.

Впереди поворот на Хар-Булук

В общем, когда мы поехали искать священный тополь, туман так и не развеялся. Хотя был уже и не столь густым, как утром…

 

История буддийского монаха Пурдаш-багши

 

Вскоре мы увидели указатель на поворот к Хар-Булуку.

А вот и сам поворот на Хар-Булук

Свернули и поехали по безлюдной дороге в степи.

Едем к Одинокому тополю

Единственными пешеходами были коровы, которых мы встретили у моста.

Посёлок Хар-Булук небольшой, в нём живёт меньше тысячи человек. Его название произошло от калмыцкого «хар булг» – «чёрный родник» (ещё переводится как «горький родник»). И действительно, здесь, в окрестностях посёлка, неподалёку от священного тополя, бьют из-под земли источники, которые считаются целебными.

Посёлок Хар-Булук

С посёлком связана удивительная история.

В XVII веке в Тибете основали монастырь «Раши Лхунбо». Потом он стал кочующим храмом, а затем был доставлен в бескрайние калмыцкие степи.

Озеро возле посёлка Хар-Булук

Кочующий храм представлял собой кибитку, где хранились священные реликвии: буддийские иконы, частички мощей, одеяния и грамоты тибетских лам и прочие реликвии.

Кони ветра у Одинокого тополя

К этому храму-кибитке стекались люди со всей округи.

Храм постоянно кочевал по калмыцким степям. И вот в конце XIX века обосновался там, где сейчас посёлок. Последний его настоятель Пурдаш-багши Джунгруев дважды совершил паломничество к святыням Тибета. Второй раз он отправился в Тибет в феврале 1902 года и вернулся домой в декабре 1903-го.

Буддийский монах вёл дневники своих путешествий, которые до сих пор изучают монголоведы. Пурдаш-багши не упускал никаких деталей. Его дневники содержат такие подробности как описания местностей, по которым он проезжал, сколько времени занимают те или иные отрезки пути, на каком виде транспорта лучше их преодолевать, сколько брать с собой воды, еды и прочих запасов.

Кони ветра с главной буддийской молитвой

Паломническая поездка калмыцкого монаха была нелёгкой. Он описывал, что путники, преодолевавшие перевал Гончжинг-хотол, заболевали только от одного ужаса при приближении к перевалу. Дело в том, что там росла ядовитая трава и от её испарений абсолютно здоровые ещё вечером люди уже к полночи умирали…

Пурдаш-багши удостоился радушного приёма Далай-ламы. Во всех подробностях он описал и саму аудиенцию, и своё пребывание в монастыре Лхасы, обычаи, будни и праздники местных монахов…

Сведения о паломничестве в Тибет, о жизни закрытого от чужих глаз монастыря Лхасы были настолько уникальны и ценны, что за свои заметки о путешествиях буддийский монах Пурдаш-багши Джунгруев в 1905 году был награждён малой серебряной медалью Русского географического общества.

С именем этого человека и связано предание об Одиноком тополе.

 

Тополь, выросший из посоха монаха

 

Честно, не будь у нас точных координат, мы бы долго плутали в пелене тумана в поисках священного дерева. Видимость была крайне плохая, а дорогами степь исчерчена вдоль и поперёк. Куда ехать, где искать путь в этом белом молоке?

Калмыцкая степь

Но, благодаря координатам, наша проблема была решена. Поэтому если у Вас есть точные координаты мест, где Вы были, никогда не ленитесь их указать. Вдруг кто будет искать это место в ночи или в тумане. 🙂

И вот, наконец, вдали показался тот самый тополь. Мы его сразу узнали. Да и как было не узнать? Во-первых, в степи мы не встретили ни одного другого дерева. Во-вторых, этот тополь просто огромен. И, в третьих, он окружён ступами и молитвенными флажками.

Одинокий тополь – это не просто какое-то там дерево, а памятник природы республиканского значения, священное для калмыков место.

Тополю больше ста лет. Его высота – больше 15 метров, а обхват ствола на высоте метра от земли – 4,5 метра при диаметре 1,5 метра.

Одинокий тополь стоит на возвышенности, с которой, как говорят, открывается прекрасная панорама на окрестности. Это место овеяно легендами. Его воспевают калмыцкие поэты и в сердце каждого калмыка оно священно.

Окрестности Одинокого тополя

Мы всего великолепия панорамы оценить не смогли, ибо был довольно густой туман.

По преданию, Одинокий тополь был посажен в начале XX столетия  самим Пурдаш-багши. Когда тот вернулся из паломничества к тибетским святыням, то закопал на самой высокой возвышенности в окрестностях Хар-Булука свой посох. А на посохе, в его надрезе, были спрятаны семена священного тополя Лхасы. Вскоре случилось чудо – семена проросли!  И, конечно же, настоящим чудом является то, что Одинокий тополь, выросший из посоха монаха, стоит и по сей день.

Кстати, мы застали у тополя необычайное зрелище. Весь тополь стоял словно хрустальный, обледенев от прошедшего накануне дождя. И вот на ветру всё дерево звенело и пело песни ветра и льда.

Подножие Одинокого тополя усеяно ледышками

А во время особенно сильных порывов ветра с веток осыпались льдинки, длиной с одну или даже две фаланги пальца руки.

Наши дети пришли в восторг от этой ледяной бомбардировки, а мне приходилось прятать от неё лицо и объектив фотоаппарата.

Наши дети у Одинокого тополя

Но этот звон и стук обледеневших ветвей и падающих льдинок до сих пор стоят у меня в ушах, когда я смотрю на эти фотографии. Потрясающее, удивительное зрелище. Калмыкия была невероятно добра к нам и всего лишь за пять дней нашего путешествия мы увидели так много чудес и редких природных явлений, от густого тумана до ледяного дождя, что я даже не жалею о том, что от них так сильно пострадало качество моих фотографий.

Основание тополя окружено невысоким забором.

И забор сплошняком покрыт конями ветра.

У подножия тополя верующие оставляют монетки. Мы тоже оставили свои… И теперь старый тополь шумит над ними.

Монетки у корней Одинокого тополя

Одинокий тополь – святыня всех калмыцких буддистов. Под ним совершают молебны и медитируют. А мы увидели там людей только, когда уже собрались уезжать. Местные жители приехали к священному тополю на двух машинах. И мы были рады, что успели вдоволь нагуляться у тополя, и уже не мешали людям совершать обряды. Как и нам никто не мешал любоваться этим необычным местом.

На обратном пути стал моросить мелкий холодный дождь. И мы радовались, что успели съездить к тополю до того, как грунтовые дороги совсем размокли…

Едва мы отъехали от Одинокого тополя, начался дождик…

Впереди нас ждала Элиста.

И тёплое кафе «Калмыцкая кухня» с очень вкусной и сытной едой…

Аппетит мы нагуляли в калмыцких степях такой, что готовы были съесть целого барана. 🙂

Махан – первое блюдо из баранины

Как найти Одинокий тополь: он находится в степи, в 4 километрах к югу от посёлка Хар-Булук Целинского района, и примерно в 19 километрах от Элисты. Координаты: 46°16’50″N, 44°0’40″E.

Вам понравилось наше путешествие к Одинокому тополю?

Изумительное дерево, такой возраст и такая потрясающая история… Если будет осматривать достопримечательности Калмыкии, обязательно побывайте в этом месте.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

——————

Схожие записи:

Новый год в Калмыкии

Новогодние каникулы в Калмыкии

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Достопримечательности Элисты: Пагода и Лотосы

Город Шахмат в Элисте

Дворец Шахмат в Городе Шахмат

Встреча с путешественником Остапом Бендером

Ступа Просветления в Элисте, исполняющая все желания

Последняя ветряная мельница Калмыкии

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

дерево в Калмыкии, которое стало сакральным — Рамблер/новости

Калмыкия — это километры и километры степей, уходящих за горизонт. Жители республики деревьями не избалованы. Поэтому немудрено, что одной из главных святынь и достопримечательностей региона считается самый обыкновенный тополь. Впрочем, такой ли он обыкновенный?

«Одинокий тополь» в Калмыкии — это памятник природы республиканского значения. Растет исполинское древо прямо посреди степи — в пяти километрах к юго-западу от поселка Хар-Булук. Высота тополя-гиганта — 37 метров, а обхват ствола на уровне пояса человека — 5 метров. И вдвоём не обхватить! Таких мощных деревьев в степи попросту не бывает, поэтому тополь кажется настоящим чудом. Немудрено, что вокруг него возникло святилище.

По легенде, дерево посадил буддийский монах Пурдаш-багши, который был настоятелем самого почитаемого в калмыцких степях хурула.

Вернувшись из паломничества в Тибет в начале 20 века, монах привёз с собой семена тополя, которые находились в надрезе дорожного посоха. Монах посадил их на самой высокой точке местной возвышенности. Вскоре появилась тоненькая веточка с яркими зелеными листочками…

Сегодня с места, где растет одинокий тополь, открывается прекрасная панорама на окрестности.

Интересен и тот факт, что если разломать ветку тополя, то можно увидеть интересную сердцевину — в виде пятиконечной звезды. Как утверждают специалисты, это говорит об особом строении проводящей системы дерева. А между тем калмыки с особым почитанием относятся к цифре пять. Она символизирует пять стихий, которые составляют основу мира. Кибитка кочевых калмыков имела также пять частей.

Одинокий тополь очень почитаем в Калмыкии, буддисты считают его священным деревом и проводят возле него молебны и обряды. Сюда приезжают, чтобы помолиться, попросить защиты, привязать к веткам цветные лоскутки и загадать желание, пишет портал «Красивые места». Сразу бросаются в глаза тысячи молитвенных флажков и монетки, оставленные у ствола.

Вокруг тополя установлены невысокая ограда и ступы. Ступы — особые сооружения в буддизме, обладающие магической силой. Они строятся по определенным канонам и, как правило, посвящены одному из периодов жизни Будды. Вокруг ступ, как и вокруг тополя, паломники ходят по часовой стрелке, пишет блогер ЖЖитель из Московской области. Считается, что так достигаешь гармонии и освобождаешься от всего злого.

Кстати, буддийские ступы появились вокруг одинокого тополя не так давно — осенью 2013 года. «Одинокий тополь стал первым местом в Калмыкии, где установлены сразу восемь буддийских ступ — Лотоса, Просветления, Мудрости, Чудес, Сошествия с небес Тушита, а также ступы Примирения, Совершенной Победы и Паринирваны, — приводит SmartNews слова верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — Они предназначены для удаления всех негативных препятствий, приносят пользу, гармонию и мир всем живым существам, приводят в равновесие природные силы, а также способствуют процветанию местности. Каждый, кто видит ступы, с почтением их обходит, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий».

Правда в свое время многочисленные паломники едва не навредили одинокому тополю. Дело в том, что многие культовые обряды откровенно шли не на пользу дереву. Люди наливали в расщелины коры молоко, оставляли у ствола различные продукты питания. Сгнивая, они привлекали насекомых-паразитов. Но экологи вовремя забили тревогу.

Хар-Булук (название поселка, рядом с которым находится тополь) в переводе с калмыцкого означает «чистый родник». На этой земле — множество источников с лечебной водой. Это вода уникальна — она обладает высокой вязкостью, губительно действует на любых наружных и внутренних паразитов, активна в отношении бродильных и гнилостных микробов, глистов, амеб, блох, клещей, вшей. Вода родников спасает от желудочных и суставных болей, она имеет в своем составе квасцы, которые быстро растворяют мочевые и желудочные камни, отмечает Моя Элиста. Пить воду из источника рекомендуется в малых количествах и исключительно в лечебных целях.

Так как же найти одинокий тополь? Он находится в 4 км к югу от посёлка Хар-Булук Целинного района (примерно 19 км от Элисты). По совету бывалых туристов, лучше пользоваться автонавигатором. Координаты: 46°16’50″N, 44°0’40″E.

Ольга Гаврилова

По материалам сети Интернет

Видео дня. Секс-скандал: мэр приставал к заму на видеосовещании

Читайте также

Достопримечательности Калмыкии -Одинокий тополь, Ступа Мудрости

Достопримечательности Калмыкии

Калмыкия – страна степей. Казалось бы, ну какие там могут быть достопримечательности? Но это только на первый взгляд. Проезжая Калмыкию насквозь по трассе Волгоград – Минеральные Воды, мы встретили здесь много интересного.

Основной достопримечательностью Калмыкии, конечно же, является её народ. Прикоснувшись к культуре калмыков, поневоле проникаешься этим народом. Калмыки исповедуют буддизм. Насколько нам удалось понять, буддизм – это религия познания себя. От путаницы в голове различный мыслей, нередко чёрных, буддистские монахи проходят 9 стадий совершенствования сознания и тела. В результате они приобретают ясный ум, совершенное тело и светлые мысли для своего развития.

Ступа мудрости

Подъезжая к Элисте по трассе Р-22 со стороны Волгограда, мы увидели необычное белое сооружение и решили посмотреть, что это такое. Оказалось, что это Ступа Мудрости.

Надпись на табличке гласит: “Ступа Мудрости – буддистский культовый памятник представляет кладезень драгоценных реликвий и учений всех будд, в основе которых простые истины, как сохранение мира, гармонии и просветления на земле. Буддисты считают, что из недр Ступы исходит особая аура благословления, притяжения добра, жизненных сил и благих намерений. Ступа способствует процветанию местности, на которой она построена, приносит пользу всем живым существам и помогает преодолеть негативные препятствия на пути.

Каждое посещение, созерцание и поклонение Ступе Мудрости непременно дарует вам духовные и благие заслуги, умиротворение, освобождает от невзгод и страданий. Ваши мысли и пожелания благ всем обязательно сбудутся, благотворно будут влиять на окружающую среду. Обходя ступу по часовой стрелке и повторяя мантру “ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ”, вы желаете себе и всем живым существам жизненной энергии, душевной доброты, силы мудрости и взаимопонимания.”

Мы постарались сделали всё так, как написано на табличке. Ну, по крайней мере, наше путешествие прошло благополучно. Всё задуманное мы сделали и благополучно вернулись домой. Далее была Элиста.

Элиста

При въезде в Элисту мы сразу увидели стеллу Золотой всадник – памятник герою народного эпоса Джангар. Золотой всадник парит в небе, охраняя степную жемчужину Элисту и её жителей. В правой руке он держит знамя, а в левой – монгольский лук. С левой стороны всадника летит верный помощник-ястреб.

8-метровая скульптура покрыта сусальным золотом и расположена на 15-метровой стелле на искусственном холме. Ступа Мудрости, Золотой всадник – это были первые достопримечательности Калмыкии на нашем пути.

Южные ворота

Подъезжая к Элисте, мы издалека увидели красивейшее здание с золотым каскадом крыш, возвышающимся над городом. Мы сразу поехали его осматривать.Это здание оказалось самым большим в России и в Европе буддистским храмом – Золотая обитель будды Шакьямуни. Главный вход на территорию Золотой обители через Южные ворота.

Золотая обитель будды Шакьямуни

Это величественное сооружение. Внутри него располагается 12-метровая золотая статуя будды. Здание поражает своими размерами и красотой. Вокруг холма, на котором стоит храм, по окружности находятся 17 небольших пагод со скульптурами учеников будды. На немного большем удалении от Золотой обители, по углам, стоят 4 пагоды побольше, с молитвенными барабанами. Территория вокруг храма облагорожена цветами и зелёным газоном. При входе в храм снимается обувь. Вежливая охрана расскажет вам о правилах поведения, куда можно ходить, куда нельзя. Фотографировать внутри храма не разрешается. В цокольном этаже находится небольшой музей буддистской культуры.

Можно подняться на второй этаж молельного зала. Здесь вы поднимаетесь на высоту головы будды Шакьямуни. Можно ходить по периметру второго этажа, тут есть несколько экспозиций для ознакомления с религией буддизма. Смотреть через перила вниз на молящихся так же не разрешается, это прерогатива только Бога. Не уподобляйте себя ему.

Звуки молельного зала способны ввести вас в состояние транса. Сразу даже и не поймёшь, то ли это музыкальные звуки, то ли человеческий голос. Хочется сесть на диваны расположенные по периметру стен, закрыть глаза и расслабиться. Некоторые посетители храма так и делают. Сам видел, как одна женщина сначала сидела на краешке дивана, а через некоторое время прилегла на него в очень расслабленной позе. Уходить отсюда не хотелось, но нас уже ждали другие достопримечательности гостеприимной Калмыкии.

Пагода 7 дней

На центральной площади в Элисте находится Пагода 7 дней. Это очень красивое сооружение, построенное в 2005 году и является своеобразной визитной карточкой Калмыкии.

Купол Пагоды состоит из 7 ярусов, каждый из которых посвящён определённому дню недели. Здесь подразумевается некая  цикличность жизни каждого человека, которая заканчивается возвышением его на небо. Острый шпиль Пагоды это ярко символизирует. После завершения семи циклов человек достигает наивысшего блаженства – нирваны.

Внутри Пагоды 7 дней располагается молитвенный барабан “Кюрде”. Верхний слой Кюрде украшен сусальным золотом.

В основании Кюрде было заложено 30 миллионов мантр(молитв). Если молитвенный барабан повернуть на один оборот с чистыми помыслами, то это означает прочтение всех мантр сразу. Кюрде был подарен тибетскими монахами и дарит всем верующим умиротворение и гармонию, душевную силу и уверенность.

Золотые ворота

Вообще, гуляя по Элисте, создаётся впечатление, что мы находимся не в России, а где-то за границей, в странах Юго-Восточной Азии. Настолько похорошел и развился этот город. В центре города нам встретились Золотые ворота, проходя через которые, вы духовно обновляетесь. Задуманные ваши духовные мысли, при этом, обязательно сбудутся.

Недалеко от Золотых ворот нам встретился памятник Белому Старцу – Цаган Эбугену  Главе духов земли, хранителю местности, а также населяющих её людей и животных.  Можно сказать, нашему старому знакомому. Информация о нём нам встретилась ещё при посещении горы Богдо.

На этом достопримечательности Калмыкии ещё не закончились.

Мемориал “Исход и возвращение”

На выезде из Элисты мы вдруг увидели интересное сооружение: холм с памятником наверху. Подъехали посмотреть. Сооружение оказалось мемориалом в память жертвам сталинских репрессий “Исход и возвращение”. Автор мемориала Э. Неизвестный. Поднимаясь по винтовой дорожке на вершину холма, мы имели возможность осмотреть его со всех сторон.

Вначале смысл памятника нам был непонятен. Нагромождение различных предметов: голова лошади, какие- то механизмы, человеческие фрагменты, осётр, лотос… Но потом, два раза обогнув памятник, начали понимать многообразие человеческой деятельности. Шестерёнки, механизмы с пропущенными через них человеческими телами символизируют беспощадность государственной машины к отдельным людям и их судьбам. В сознании начинает проявляться мощь карательного механизма государства. В народе говорят: “лес рубят – щепки летят”. Здесь каждая щепка – человеческая судьба. Рядом с холмом находится вагон -теплушка, в котором перевозили людей в ссылку. 14 бетонных столбиков, по одному на каждый год ссылки, стоят у вагона и подножия холма.

Одинокий тополь

Осмотрев достопримечательности Элисты, мы двинулись дальше по трассе Р-216 в направлении села Дивное. Приблизительно через 15 километров от поста ГАИ, с правой стороны мы увидели красивые ворота, выполненные в буддистском стиле. Рядом стояли машины. Мы спросили, куда ведёт дорога через эти ворота. Оказалось, к Одинокому тополю – культовому дереву местного населения. Естественно, мы поехали посмотреть на Одинокий тополь. Половину пути проехали по асфальту, потом началась грунтовка. Через 6 километров мы прибыли на место. Сразу было видно, что это место для паломничества.

Одинокий тополь был посажен буддийским монахом по имени Багдохна Хурлын Пурдаш Лам в 1846 году. Вернувшись из паломничества на Тибет, он привёз с собой семена тополя, которые хранились в надрезе его посоха. Этот посох монах закопал на самой высокой точке местной возвышенности возле посёлка Хар-Булук и вскоре на этом месте взошёл тополиный росток. Тем самым монах показал то место, где находятся многочисленные родники, так же открытые им. Рядом с тополем установлены две таблички.

Одна из них гласит: “Одинокий тополь стал первым местом в Калмыкии, где установлены сразу восемь буддистских ступ – Лотоса, Просветления, Мудрости, Чудес, Сошествия с небес Тушита, а также ступы Примирения, Победы и Паринирваны. Они предназначены для удаления всех негативных препятствий, приносят пользу, гармонию и мир всем живым существам, приводят в равновесие силы природы, а также способствуют процветанию местности. Каждый, кто видит ступы, с почтением их обходит, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий”. Текст второй таблички я писать не буду. Пусть желание прочитать его будет поводом для вас посетить это место, оно того стоит.

Родник

В низине, рядом с холмом, где растёт Одинокий тополь находится святой родник.

Мы спустились к нему, но воду из него брать не стали. Вода была мутная с жёлтым оттенком. На этом наше путешествие по Калмыкии закончилось и мы отправились дальше в район Кавказских Минеральных Вод. Надо сказать, что возвращаясь домой, мы подъезжали к Элисте немного с другой стороны и увидели ещё одну ступу – Ступу Мира.

На табличке, рядом со ступой, надпись: Ступа мира это буддистская ступа, созданная для единения всех рас и вероисповеданий в поисках мира и спокойствия.

Достопримечательности Калмыкии, на этом, для нас закончились, но мы знаем, что их ещё много и когда-нибудь мы их обязательно посетим.

На карте ниже я показал то место, где растёт Одинокий тополь. Если даже будете просто проезжать мимо, не поленитесь, загляните туда. Прочитайте, что написано на второй табличке.

Одинокий тополь - памятник живой природы

По преданию, тополь был посажен в 1846 году монахом Пурдаш-багши, который привез тополиные семена из Тибета, собрав их там во время поездки к Далай-Ламе. Ранее это была целая тополиная роща , но со временем все деревья погибли, осталось только одно, его в народе так и называют - Одинокий тополь. Мощное дерево очень почитаемо всеми жителями Республики Калмыкия и считается священным деревом. Вокруг тополя проводится благоустройство территории, установлены восемь буддийских ступ.

В 70-х годах на территории республики было образовано 22 памятника природы регионального значения. Но в связи с тем, что многие объекты утратили природоохранное значение, список памятников природы регионального значения был пересмотрен. Одинокий тополь с каскадом родников является памятником природы в соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15 декабря 2008г.  № 439 «Об объявлении отдельных природных объектов памятниками природы регионального значения». Дерево – Одинокого тополя расположено на землях Хар-Булукского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия.

Одинокий тополь как историческое дерево – памятник живой природы, занесен в Национальный реестр старовозрастных деревьев России. Решением сертификационной комиссии Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» в 2015 году историческому тополю присвоен статус памятника живой природы всероссийского значения.  

Экспертами Центра древесных экспертиз здорового леса в соответствии  с Всероссийской программой «Деревья – памятники живой природы» обследовали с 21 по 22 апреля текущего года памятник природы республики – Одинокий тополь.

Дерево было обследовано визуально и инструментально. Замерены высота и обхват ствола, уточнены координаты произрастания. Прибором «Резистограф» дерево обследовали на наличие скрытых стволовых гнилей. Буравом Пресслера были отобраны древесные керны для определения в лабораторных условиях точного возраста раритета. 

class="eliadunit">

При обследовании дерева присутствовали сотрудники Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и местные жители, приехавшие поклониться священному тополю. 

Результаты обследования одинокого тополя и рекомендации по проведению комплекса оздоровительных мероприятий Центром древесных экспертиз здорового леса будут представлены в сентябре.

Министерством подготовлен проект плана мероприятий по проведению уходных работ за памятником природы – одиноким тополем, для сохранения старовозрастного дерева, где в дальнейшем будут учтены научные рекомендации Центра древесных экспертиз здорового леса. 

Одинокий тополь в Хар-Булуке - Интернет-журнал «Живой лес»

Тополь. Поселок Хар-Булук, Калмыкия

Это дерево растет в одиночестве посреди степи неподалеку от Элисты, близ поселка Хар-Булук. Добраться до тополя совсем не сложно, и ежедневно к нему приезжают гости. Название поселка Хар-Булук переводится с калмыцкого языка как «чистый родник». И действительно, неподалеку от дерева расположен целый каскад родников с целебной водой. Одинокий тополь является памятником природы республиканского значения.

По преданию, дерево посажено в 1846 году монахом Пурдаш-багши. Он привез тополиные семена из Тибета, собрав их там во время визита к далай-ламе. Из семян выросла тополиная роща, но со временем деревья погибли, осталось только одно, его так и называют – Одинокий тополь. Он очень почитаем в Калмыкии, а буддисты считают его священным деревом и совершают возле него обряды и молебны, а недавно вокруг него установили 8 ступ.

 

Возраст: 170 лет (по данным заявителя)
Высота: 20 м (по данным заявителя)
Диаметр ствола на высоте 1,3 м: 1,44 м (по данным заявителя)
Место произрастания: Республика Калмыкия, пос. Хар-Булук

Если вы видели это дерево, поделитесь вашими впечатлениями.

Как одинокий тополь стал буддийской святыней в европейской части России

Фото: А. Ян

Журналист из Бурятии побывал в калмыцкой степи, где более полутора веков растет дерево из посоха

Если Элиста, вопреки своему названию «песчаная», радует обилием деревьев, то калмыцкая степь напоминает почти бурятскую. Почти - потому, что в калмыцкой степи жителю Бурятии не хватает холмов и синеющих вдали гор. Но даже нам, степнякам, настоящим чудом кажется огромный тополь посреди сухой калмыцкой степи. 

Ехать от столицы Калмыкии до ее главной святыни совсем недалеко. По дороге привычные нам лесополосы и небольшие стада овец, коров, табуны коней. Родной пейзаж как в Бурятии. Чужеродным элементом смотрятся здесь только заброшенные монументальные столбы под ветряные электростанции. 

Сворачиваем к самой высокой точке Ергенинской возвышенности. Гид рассказывает, что в старину здесь шумела целая роща. Сейчас осталось одно дерево. Зато какое! Даже издалека этот тополь поражает своей мощью и раскидистой кроной. Жителям Бурятии вообще трудно признать в нем тополь. У нас эти деревья более вытянутые, да и такого возраста тополей в нашей республике я не припомню. Делаем в застекленной беседке подношение лампадками, цветами и конфетами. После традиционного обхода по солнцу и поклона восьми ступам вокруг священного дерева вступаем в его ограду. Она сделана так, чтобы можно было привязать хадаки, хии морин и ленты – залаа. 

Вблизи одинокий тополь впечатляет еще больше. Прислоняешься к нему и пытаешься обнять обеими руками. Понимаешь, что ствол не обхватят и два человека. Стоишь и вбираешь в себя энергию главной живой святыни Калмыкии. После того как узнаешь историю появления этого дерева, понимаешь, что это своего рода символ силы духа и веры калмыцкого народа. 

Великий учитель

Мы восхищаемся паломниками, которые в старину ездили и ходили пешком из бурятских кочевий в Тибет. А ведь калмыцкие кочевья находятся несравненно дальше. Тем поразительнее подвиг ламы Пурдаш-багши, который дважды совершил паломничество из калмыцких степей в Тибет. Более того, Пурдаш-багша был последним настоятелем легендарного буддийского храма, который калмыки вывезли со своей исторической родины Джунгарии. Еще пятый Далай-лама дал этому храму название «Раши Лхунбо» и свою грамоту. В своих долгих кочевьях из западной Монголии до прикаспийских степей калмыки бережно хранили в этом кочевом храме-хуруле Далай-ламы V и Панчен-ламы IV субурган со святыми мощами, одеяния Далай-ламы и буддийские танки. Не зря в народе этот хурул называли «Большой храм Далай-ламы» - «Богдо Далай-ламин ик хурул». 

Последний настоятель этого хурула Пурдаш-багша Джунгруев в 1846 году вернулся из паломничества в Тибет. В своем дорожном посохе он привез с собой семена тополя. На самой высокой точке у селения Хар Булук лама закопал свой дорожный посох. Вскоре там пробился тополиный росток. Пурдаш-багша заложил здесь и прекрасную рощу. Становясь все выше и шире, тополь давал желанную тень путникам в жаркой степи. Они останавливались отдохнуть и помолиться. Вскоре в низине от священного дерева обнаружили каскад родников. Это тоже огромная редкость в засушливом климате калмыцких степей. Несмотря на то что вода в родниках била соленая, люди стали замечать, что она заживляет раны и благотворно влияет на желудок. 

Чудо природы

К 30-м годам XX века, когда легендарный храм закрыли и лам репрессировали, тополь давно стал исполинским деревом. Уничтожить это чудо не осмелились даже отъявленные безбожники. Назвали дерево чудом природы, а воду соседних родников официально признали лечебной. Впервые их целебные свойства описал первый организатор и руководитель органов здравоохранения Калмыкии Семен Рафаилович Залкинд. Он подтвердил, что эти воды губительно действуют на всевозможных паразитов наружных и внутренних структур организма, растворяют мочевые и желчные камни. 

Постановлением Совета министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года объект «Одинокий тополь» с каскадом родников включили в систему особо охраняемых территорий и признали памятником природы регионального значения. Но при этом он ни одного дня не переставал быть местом поклонения калмыцких буддистов. 

Таким образом, к нашему приезду, возраст тополя насчитывал уже 172 года. На сегодня высота дерева составляет 30 - 35 метров. Ствол на высоте одного метра от земли в обхвате составляет около 4,5 метра. 

Необычная ступа

В 2013 году за несколько месяцев вокруг одинокого тополя установили восемь священных субурганов. С тех пор здесь ежегодно проводится большой молебен. 

- Там находится редкая синяя ступа Калачакры, – предупредил нас еще в Элисте наш коллега, известный блогер Лари Илишкин. 

Оказалось, что эта ступа не только редкого синего цвета, она расположена не как обычно на земле, а на крыше. Поэтому ее не сразу замечаешь. Летом 2015 года Кунделинг Ринпоче, который не раз бывал в Бурятии, освятил здесь место под строительство необычной ступы. Уникальность ее в том, что на первом внешнем уровне ступа устраняет негативное влияние природы и планет. На втором внутреннем уровне помогает в устранении болезней. Самый глубокий уровень ступы Калачакры - для тех, кто постигает тантрические практики. Местные жители из соседнего поселка Хар Булук рассказывают, что хотят высадить рядом с одиноким тополем сад. Невольно вспомнились рассказы старожилов Еравны о том, что раньше возле Эгитуйского дацана цвела черемуховая роща. А еще на обратном пути в Элисту думалось о том, что это священное дерево словно символ калмыцкого народа, заброшенного историей за тысячу километров от родины. Как этот тополь, наши братья-калмыки сумели пустить здесь мощные корни, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое ханство. И как этот одинокий тополь, калмыки всегда показывали пример степного гостеприимства, когда любой гость находил отдых под кровом, и стойкости к ударам стихии и судьбы.

Одинокий тополь » Общественно-политическая газета «Хальмг унн»

На южном склоне хребта Хамур близ поселка Хар-Булук Целинного района расположено святое для калмыков место, на территории которого уже более 100 лет растет тополь и находится каскад родников. Для населения республики это место известно, как «Одинокий тополь», и буддистами сам Тополь почитается священным. На протяжении многих лет под сенью его могучих крон медитируют, совершают молебны и обряды верующие.
Сама местность настолько прекрасна и оставляет незабываемое впечатление при его посещении. Значение и сохранение данной местности так велико, поэтому Правительством Республики Калмыкия в декабре 2008 года Одинокий тополь и родники вокруг объявлены природным объектом памятников природы регионального значения (постановление от 15 декабря 2008 года № 439) .
Более того, наш «Одинокий тополь» в 2015 году был занесен в Национальный реестр старовозрастных деревьев России и признан памятником живой природы всероссийского значения (дерево №390) на основании решения сертификационной комиссии Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы». В рамках Всероссийской программы в период с 21 по 22 апреля 2017 года эксперты провели детальное обследование памятника природы республики и в заключении указали, что возраст Одинокого тополя составил 101 год и относится он к виду тополя лавролистного (PopuluslaurifoliaLedeb., syn. Populusbalsamiferavar. laurifolia (Ledeb.) Kuntze), имеет высоту 22 м, диаметр ствола 151 см (на уровне 1,3 м от поверхности земли).
Существует три легенды о появлении дерева. Одна из них повествует о богатом скотопромышленнике Шонтан Жанж, который некогда жил в калмыцких степях. Помимо многочисленного скота, имел он и несметное богатство в виде собственного бюста, выполненного из золота, золотого седла для коня и золотой его головы. События революции дошли и до этих мест. Испугался Шонтан, что новая власть заберет все его богатства и решил спрятать их в степи. Всю ночь провел он в своей кибитке в молитвах, а утром сел на коня и отправился к горизонту. Это был предусмотрительный человек, он закопал глубоко в землю слитки золота и, чтобы не потерять это место, посадил здесь саженец тополя. Шло время, дерево росло и крепло, надежно охраняя клад. Богатый скотопромышленник так и не вернулся, а в благодарность за то, что люди не тронули его, тополь родил в своих недрах живительные источники. Эта история рассказана известным калмыцким писателем Алексеем Балакаевым в книге «Человеком становятся с детства».
Вторая легенда больше похожа на красивую сказку о непростой жизни девушки. Жила она в горах, а потом ее отдали в жены степняку-калмыку. Тосковала девушка по высоким горам, мечтала увидеть их еще раз. И эту мечту она осуществила, взобравшись на высокий тополь. С его вершины она увидела такие знакомые очертания хребтов Эльбруса. Эту легенду поэт Григорий Кукарека услышал от калмыцкого ученого Анатолия Шалхаковича Кичикова – знатока исторического прошлого родной республики.
Последняя версия появления Одинокого тополя более правдоподобна. Когда-то на этом склоне была высажена целая тополиная роща, но злые ветра да зной погубили все деревца, оставив только одно. Роща - творение рук буддийского монаха Пурдаш-Багши. Сам он был родом из поселка Бордахн, там же служил настоятелем в хуруле. В начале XIX века он побывал паломником в столице буддизма, Лхасе. Там он встретился с Далай-ламой, который в дар преподнес семена тополя и наказал, чтобы посадили эти деревья на самом высоком месте. Что и было сделано. Пурдаш-Багши служил настоятелем в знаменитом храме, который даровал сам Далай-лама V. Это был один из самых известных хурулов в округе. В качестве самых важных реликвий здесь находились грамоты Его Святейшества, его одеяния, а также субурган со святыми мощами. В 30-е годы, во время борьбы Советской власти с религией, хурул, ставший легендой, был закрыт, а его монахи подверглись репрессиям. Последним настоятелем этого храма был Пурдаш-Багши Джунгруев.
Сегодня тополь является местом поклонения не только буддистов Калмыкии, но и других регионов России. В августе 2013 года на территории Одинокого тополя началось обустройство буддийского святилища: были установлены ступа и 8 каменных прямоугольных белых постаментов-субурганов: Лотоса, Просветления, Мудрости, Чудес, Сошествия с небес Тушита, а также ступы Примирения, Совершенной Победы и Паринирваны. Благословение на это благое дело дал шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку ринпоче. Нужно сказать, что главный буддист республики не единожды говорил об этом, наконец, его мечта осуществилась.
Всего за несколько месяцев была выполнена вся работа, и уже в октябре 2013 года состоялось открытие восьми ступ, которые расположились вокруг Одинокого тополя. Здесь же сооружено специальное место для совершения обрядов, теперь нет опасения, что корневой системе старожила будет нанесен ущерб. По словам Тэло Тулку ринпоче, это место стало вдвойне священно, и здесь ежегодно проходят большие молебны.
Как было указано выше, на территории местности памятника природы имеются выходы природных ключей с пресными подземными и минеральными водами с лечебными свойствами.Гидрогеолог С.Цуркан еще в 1995 году провел анализ этой воды и получил сертификат, который подтвердил ее целебную силу. Вода родников помогает от желудочных и суставных болей. Живительная влага имеет в своем составе квасцы, они быстро растворяют мочевые и желудочные камни.
В настоящее время «Одинокий тополь» и расположенный на близлежащей территории каскад родников также являются одними из объектов туристической привлекательности Калмыкии.
Жители и гости республики приезжают к Одинокому тополю, чтобы восстановить жизненную энергию, баланс всех функциональных систем организма. Многие верят, что аура Одинокого тополя обладает удивительной энергетикой, которая способна излечить любые болезни: будь то обычное недомогание или негативные душевные эмоции. Одинокий тополь - своего рода символ силы духа и веры калмыцкого народа.
Панорамный вид, открывающийся с вершины холма, на котором стоит Одинокое дерево, просто завораживает. Бескрайняя калмыцкая степь, бело-голубое небо, необозримый простор – все это похоже на нескончаемый океан, только без воды. И тут ты замечаешь: местами степь – это правильная геометрическая плоскость, а где-то она покрыта бурьяном, становится холмистой и имеет возвышенности. Степь около Одинокого дерева потрясающе разнообразна: севернее она сырая и сочная, покрытая ковылём с его метёлками, по которым ветер гонит волны, южнее – жаркая, сухая, пыльная, но и там, и там – потрясающе безлюдная. Недалеко от Одинокого дерева имеется единственная животноводческая стоянка, на которой (если попросить хозяина) можно ознакомиться с самобытной культурой калмыцкого народа или же просто покататься на лошадях.
Одинокий тополь дает уверенность жителям Калмыкии на процветание: никакие бури не сломили могучего старожила. Его нынешнее состояние можно назвать достойной старостью.
Надеемся, что Одинокий тополь, ставший символом жизнелюбия, еще долго будет восхищать людей своей мощью, распространяя вокруг особую ауру, под воздействием которой мы становимся немного лучше.

Амуланга ГОШЕНДАНОВА,
ведущий менеджер БУ РК «Республиканский туристский информационный Центр»

Одинокий тополь- священное для калмыков место

Наименование конкурса: «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация: «Живой символ Калмыкии»

Название работы: «Одинокий тополь- священное для калмыков место»

Сведения об авторе: Куликов Владислав Романович,

ученик 11 класса

МБОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т. Шерета»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

Домашний адрес: Республика Калмыкия Яшалтинский район

с. Матросово ул. Пионерская, 4

Сведения о руководителе: Фоменко Лариса Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

2015 год

Одинокий тополь- священное для калмыков место

Струит прохладу и покой,

Стоит радушен, важен…

Чьей благородною рукой

Он здесь, в степи, посажен?..

И грубоватая кора,

И листья нежной кроны-

Источник жизни и добра

В пустыне раскалённой.

Д.Н. Кугультинов

Несколько лет назад я со своими одноклассниками совершил экскурсионную поездку в столицу нашей степной республики - город Элисту. Мы познакомились с достопримечательностями города: совершили пешую экскурсию от центральной площади города до источника «Бортха» в парке «Дружба», посетили Хурул, Казанский Кафедральный собор, памятник «Исход и возвращение», музей имени Пальмова. Но на этом наше путешествие не закончилось. Находясь у Калмыцкой  ветровой электростанции, мы поехали искать Одинокий тополь Пурдаш-багши, одну из главных достопримечательностей Калмыкии.

Долго едешь по степи …. А потом, на холме, показывается одинокий тополь. Вокруг такой простор, словно сама степь приподняла его над степью. Одинокий тополь - это не просто какое-то там дерево, а памятник природы республиканского значения, священное для калмыков место. Дерево, как необычное зелёное облако зацепилось за высокий гребень - хамур Ергеней у посёлка Хар-Булук, что в двадцати километрах от Элисты. Этот тополь не пирамидальный, а шатровой. И самое удивительное, что когда переломишь сухую веточку, то на сломе можно увидеть коричневую пятиконечную звездочку.

Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года № 473 объект «Одинокий тополь» включен в систему особо охраняемых территорий. Возраст тополя уже более 160 лет, высота дерева - 30-35 м, мощный ствол на высоте 1 м от земли в обхвате составляет около 4,5 м. Недалеко от тополя, в узкой полынной балке, медленно сочатся целебные родники.

Хар-Булук в переводе с калмыцкого означает "чистый родник". На прилегающем к тополю земельном участке имеются выходы природных ключей с пресными подземными и минеральными водами, имеющими лечебное значение. Источники открыты Пурдаш-багши в 1846 году.

Впервые свойства источников у подножия одинокого тополя описал первый организатор и руководитель органов здравоохранения Калмыкии Семен Рафаилович Залкинд. Вода целебного источника уникальна. Является квасцовой по составу, обладает высокой вязкостью, губительно действует на всевозможных паразитов наружных и внутренних структур организма, активна в отношении глистов, лямблий, амёб, гноеродных бактерий, гнилостных и бродильных микробов, кожных паразитов: вшей, блох, чесоточных клещей. Растворяет мочевые и желчные камни.

Ежегодно у тополя проходит обряд поклонения «Эб модн». У этого необычного дерева просят исполнения желаний. И оно помогает всем, кто любит степную природу. Под сенью его могучей кроны медитируют, совершают молебны и обряды верующие, ведь тополь считается у буддистов священным деревом. Здесь находят отдых и усталые путники и те, кто специально приезжает за целебной водой из родников, бьющих у подножья холма, на котором он гордо возвышается вот уже второе столетие. Отсюда открывается живописная панорама окрестностей, овеянных легендами и воспетых поэтами. Жители Калмыкии верят, что именно сюда с небес на землю спускаются боги, и приходят на это место напитаться его удивительной энергетикой.

По преданию, Одинокий тополь был посажен в начале XX столетия  самим Пурдаш-багши. Когда тот вернулся из паломничества к тибетским святыням, то закопал с молитвами и трепетом на самой высокой возвышенности в окрестностях Хар-Булука свой посох. А на посохе, в его надрезе, были спрятаны семена священного тополя Лхасы. Вскоре случилось чудо – семена проросли! Через некоторое время появилась тоненькая веточка с яркими зелеными листочками. Многие посчитали это за чудо. Но еще большим чудом можно считать тот факт, что дерево, посаженное буддийским монахом, живо и поныне. Одинокий тополь...

У подножия тополя верующие оставляют монетки. Мы тоже оставили свои… И теперь старый тополь шумит и над ними.

Одинокий тополь – святыня всех калмыцких буддистов. На его ветви повязывают разноцветные ленты и лоскутики, мы также загадали желания и завязали ленточки. Святой тополь даёт силы тому, кто приходит к нему с чистыми помыслами. А мы увидели там людей только, когда уже собрались уезжать. Жители окрестных поселков приехали к священному тополю на двух машинах. И мы были рады, что успели вдоволь нагуляться у тополя, и уже не мешали людям совершать обряды. Как и нам никто не мешал любоваться этим необычным местом.

На обратном пути стал моросить мелкий холодный дождь. И мы радовались, что успели съездить к тополю до того, как грунтовые дороги совсем размокли…

Изумительное дерево, такой возраст и такая потрясающая история… Если будет осматривать достопримечательности Калмыкии, обязательно побывайте в этом месте.

Сто лет одиночества калмыцкого тополя

2 октября 2013 7366

Под сенью его могучей кроны медитируют, совершают молебны и обряды верующие, ведь тополь считается у буддистов священным деревом. Здесь находят отдохновение усталые путники и те, кто специально приезжает за целебной водой из родников, бьющих у подножья холма, на котором он гордо возвышается вот уже второе столетие. Отсюда открывается живописная панорама окрестностей, овеянных легендами и воспетых поэтами.

Хар-Булук в переводе с калмыцкого означает "чистый родник". По одной из версий, в 1681 году с благословения Далай-ламы V в Тибете был основан монастырь "Раши Лхунбо", который позднее был перевезен в калмыцкую степь ханом Аюкой и дербетовским нойоном Менке Темуром. Этот кочующий храм назывался "Богдо Далай-ламин ик хурул".

Значение монастыря, основанного с разрешения верховного иерарха буддизма и являвшегося местом хранения уникальных реликвий, было огромным. Здесь хранились грамоты Далай ламы V и Панчен-ламы IV, субурган со святыми мощами, одеяния Далай-ламы и буддийские танки. Реликвиям в храмовой кибитке монастыря приезжали поклониться люди со всей калмыцкой степи.

Будучи кочевым, храм на протяжении столетий перемещался вместе с населением по кочевьям, располагавшимся по берегам Маныча, а большие молебны проводились в местечке Мангна. В середине XIX века он перекочевал в урочище Джургин Гол и продолжал обслуживать население.

Последним настоятелем Богдо Далай ламин ик хурула был Пурдаш-багши Джунгруев, дважды совершивший паломничество в Тибет. В первый раз он выехал из дома в Год собаки, в 1898 году, на родину возвратился в феврале 1900-го. В Год барса месяца дракона (5 февраля 1902 года), взяв в спутники своего земляка Мушеева, Пурдаш-багши выезжает в Тибет во второй раз. Это путешествие было короче первого - в Малодербетовский улус он прибыл в декабре 1903 года.

Буддийский шест возле Одинокого Тополя

На основании путевых дневников Пурдаш-багши составил описание своих путешествий. Его впечатления привлекли внимание монголоведов. К июлю 1904 года приват-доцент Санкт-Петербургского университета А. Руднев "при любезном содействии С. Б. Баянова" перевел на русский язык записи калмыцкого священнослужителя. В 1905 году они были отмечены малой серебряной медалью Русского географического общества "по отделению этнографии за труды, направленные на пользу географической науки".

В заметках содержатся подробные сведения о маршруте поездки, топографии местности,  сообщается,  сколько  суток требуется на переходы, каковы должны быть запасы воды и топлива, какой вид транспорта наиболее удобен. Из дневника мы узнаем о трудностях и опасностях, встречающихся в пути: "идем, варя себе утром и вечером отвар-лекарство, чтобы члены были более легкими. Тогда утомленный и малокровный человек, идущий по этой страшной местности, исцеляется".

На перевале Гончжинг-хотол была сделана эта запись: "С самого начала, еще только подойдя к этому перевалу, люди от ужаса идут больными. Некоторые, не будучи в состоянии сидеть верхом, едут, прикрытые, на верблюдах. Мы же идем благодаря милости многих высших святых. Идем бесстрашно. Ежедневно каждый человек вслух беспрерывно читает молитву "Санг сэргжим". Этот ужас возникает от того, что местность очень возвышена и вредоносна из-за растущей здесь ядовитой травы... Некоторые, будучи утром поражены болезнью, к полудню умирают, некоторые, с вечера поужинав совершенно здоровыми, умирают к полночи".

Источник возле Одинокого тополя

Пурдаш-багши был очень благосклонно принят Далай-ламой. Пользуясь предоставленными привилегиями, он внимательно наблюдает за жизнью обитателей   монастыря.   Разобраться в тонкостях нравов Лхасского дворца ему помогал земляк из Бага Чоноса - Боован Бадма, совершенствовавший свое образование в Тибете. Пурдаш-багши с мельчайшими подробностями описывает свою аудиенцию у Далай-ламы V, Богдо-гегяна и других высоких лам, праздничные выезды, встречу Нового года и многое другое. Он перечисляет достоинства монастыря, сообщая имена причастных к нему священных особ ламаизма.

Калмыцкий монах удостоился милостивого благословения Панчен-ламы. "Меня посадили там, где сидят большие ламы и нойоны. Панчен-гегян пожаловал мне гашик-тамга, епанчу со своего плеча, ручную ямандаку клеймо для скота, рилу шамр, кусок сукна, хадак... 15-го выступил из Лхасы. Мой спутник Мушеев остался, чтобы целый год совершать поклонения и обходы. Я же с двумя монголами в качестве сопровождающих и с 11 вьючными лошадьми направился в путь".

Сохранилась также легенда, рассказывающая, как Пурдаш-багши привез из первого путешествия семена раскидистого дерева, сумев сберечь их в надрезе на своем дорожном посохе. По возвращении домой на самой высокой точке хамура с молитвами и трепетом посадил он этот посох в землю. Вскоре появилась тоненькая веточка с яркими зелеными листочками. Многие посчитали это за чудо. Но еще большим чудом можно считать тот факт, что дерево, посаженное буддийским монахом, живо и поныне. Одинокий тополь...

В 1992 году в поселке Хар-Булук состоялось открытие хурула, который в память о кочевом храме назвали Богдохинским. Его посетители имеют возможность созерцать статуэтку Панчен-ламы IV. Более 280 лет еще одной реликвии, по преданию поднесенной в дар калмыцкому народу Далай-ламой V - рогу носорога, приносящему здоровье, счастье и богатство. Статуэтка Далай-ламы V была, к сожалению, повреждена в Сибири. Ее с подобающими почестями опустили в один из пяти родников. Местные жители верят, что именно сюда с небес на землю спускаются боги, и приходят на это место напитаться его удивительной энергетикой.

Справка

Одинокий тополь с каскадом родников — памятник природы регионального значения. Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года № 473 объект «Одинокий тополь» включен в систему особо охраняемых территорий. Возраст тополя уже более 100 лет, высота дерева - 30-35 м, мощный ствол на высоте 1 м от земли в обхвате составляет около 4,5 м.

На прилегающем к нему земельном участке имеются выходы природных ключей с пресными подземными и минеральными водами, имеющими лечебное значение. Источники открыты Пурдаш-багши в 1846 году.

Впервые свойства источников у подножия одинокого тополя описал первый организатор и руководитель органов здравоохранения Калмыкии Семен Рафаилович Залкинд. Вода целебного источника уникальна. Является квасцовой по составу, обладает высокой вязкостью, губительно действует на всевозможных паразитов наружных и внутренних структур организма, активна в отношении глистов, лямблий, амёб, гноеродных бактерий, гнилостных и бродильных микробов, кожных паразитов: вшей, блох, чесоточных клещей. Растворяет мочевые и желчные камни.

Голосуем за представителя России на международном конкурсе «Европейское дерево года 2020» – «Одинокий тополь» из Республики Калмыкия! – Деревья – памятники живой природы

Российская Федерация будет участвовать в престижном европейском конкурсе уже в третий раз.

Первое участие в 2018 году сразу ознаменовалось попаданием нашего номинанта, могучего дуба из Белгородской области в число призеров. Мы заняли почетное третье место. В 2019 году знаменитый «Абрамцевский дуб» из подмосковного музея-усадьбы «Абрамцево» занял уже второе место из 15 стран-участниц! Занимая в этом конкурсе последовательно 3 и 2 места, в наступившем 2020 году, в юбилейный, десятый для европейского конкурса год, мы безусловно будем стремиться к победе! Призываем всех патриотов, истинных любителей деревьев и родной природы принять участие в выборе Европейского дерева года и отдать свой голос за номинанта от России!

Европейскому конкурсу предшествует национальный отборочный этап – конкурс «Российское дерево года». Организатором российского конкурса является НПСА «ЗДОРОВЫЙ ЛЕС». В 2019 году из 12-ти претендентов путем открытого голосования на сайте Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» (www.rosdrevo.ru) было выбрано Главное дерево страны – тополь лавролистный, произрастающий в Республике Калмыкия в поселке Хар – Булук (№390 в реестре старовозрастных деревьев России). Специалисты Центра древесных экспертиз установили точный возраст дерева – 103 года!

По легенде, этот тополь посадил в начале XX века буддийский монах. Семена он привёз из Тибета, куда совершил паломничество. Монах сложил семена тополя в дорожный посох и закопал на самой высокой точке холма в бескрайней степи, недалеко от источников с лечебной водой.

В степях Калмыкии трудно найти тенистые места. Одинокий тополь превратился в исполинское дерево с раскидистыми ветвями, отбрасывающими густую тень. Все, кто совершал долгие переходы, останавливались здесь передохнуть. Читали мантры, обращались к тополю с просьбами. И потом желания исполнялись. Так «Одинокий тополь» стал почитаться в Калмыкии как святыня.

По условиям Европейского конкурса, на территории республики Калмыкия, среди учащихся школ, был проведен конкурс детского рисунка «Одинокий тополь – российское дерево года 2019». Награждение победителей конкурса детского рисунка состоялось 19 ноября 2019 года в Доме правительства республики Калмыкия.Три работы – победителей в младшей возрастной группе, отправятся в Брюссель для демонстрации на церемонии награждения лауреатов европейского конкурса в Европарламенте в марте 2020 года.

Устроители Европейского конкурса отмечают: «Деревья вокруг нас – это наша связь с местом, где мы живем. Мы гордимся ими, потому что они символизируют красоту и историческое наследие регионов, и мы хотим поделиться историями о наших деревьях с другими. В Европе много замечательных деревьев с богатой историей. У деревьев есть корни, и поэтому они не могут путешествовать, но представители разных европейских стран могут встретиться и рассказать друг другу истории о наших деревьях и наших предках».

Российская Федерация обладает большим количеством уникальных старовозрастных деревьев, которыми мы по справедливости гордимся и о них должен узнать весь мир.

1 февраля на сайте международного конкурса (www.treeoftheyear.org) начинается голосование по выбору европейского дерева года – 2020, которое продлится один месяц. Проголосуем за «Одинокий тополь» – проголосуем за Россию! Мы можем победить. Мы должны победить. Мы обязательно победим!


Смотрите также

Описание: