Где находится обитель манайи
Монастырь и монашество. Как уйти в монастырь
Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?
Содержание статьи
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
Фильмы о монастырях:
Мир православия. Монашество — путь к Богу
Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Печерская обитель
Иноческий постриг — начало пути монаха
Три Башни - Tera база знаний 1.0
Предыдущие задания в цепочке:
Постройка МистериумаСледующее задание в цепочке:
Единственный выживший
Задание начинает: Аделдур
Показать/спрятать полный текст
Исследователи Мистериума изучают Три Башни несмотря на то, что там находятся аргоны. Аделдур отправила вас с исследовательским заданием, не дав возможности узнать, как найти Ясрин. Потом она направила вас к Куранцу, который показал вам список пропавших без вести. В этом списке было и имя Ясрин, поэтому вам пришлось обыскать Шпили Трех Башен. В конце концов поиски привели вас к Грейдену, командиру отряда разведчиков, который пообещал помочь.
Распоряжение Валькиона:
Отправляйся к Аделдур, исследовательнице Мистериума в Трех Башнях, о которой говорил Роналт, и помоги ей в ее исследованиях. Когда будешь в Трех Башнях, разузнай, где находится Ясрин. Эта разведчица уже давно должна была сделать доклад.
Аделдур
Если аргоны действительно могут превращаться во что-то еще более ужасное, эта война точно не кончится.
Возможно, у нас есть шанс не дать миру стать аргоновым. Но единственный способ найти какое-то противоядие - это проводить исследования здесь, в самом сердце территории аргонов.
Аделдур
Преобладает мнение, что аргоны используют жизненную энергию для строительства этих башен и обеспечения их энергией. Дальнейшие исследования могут помочь найти способ заблокировать или перенаправить эту жизненную энергию.
Куранц
У Аделдур есть множество теорий, но меня волнует только одно: нужно спасти наших ребят до того, как аргоны украдут их "жизненную энергию", что бы она из себя ни представляла. Вообще-то я не имею никакого отношения к военным. Я прибыл сюда, чтобы найти кое-кого... Кого-то, кто мне небезразличен.
Полагаю, ты здесь примерно по той же причине.
Куранц
Можешь заглянуть в наш список. Он еще не завершен, но мы заносим в него всех, кого спасли, и всех, кого еще ищем. И это самое лучшее место для начала поисков.
Куранц
Если ты входишь в спасательную группу, то тебе нужно торопиться.
У нас есть специальное устройство, которое помогает находить дорогу обратно. Иначе бы мы тут давно потерялись. Все эти коридоры выглядят одинаково.
Просто иди по следам, .
Слейтак
История у нас самая обычная. Мы разведчики! Мы ищем пропавших людей! Но если пропадем мы, кто же будет нас искать?
Слейтак
Спаси всех, кого сможешь, .
Слейтак
Мы благодарны тебе. Тем не менее, должна предупредить, что так мы теряем много солдат. Начинаешь задумываться, а стоит ли это вообще делать... Но если ты хочешь приступить к заданию, останавливать мы тебя не будем.
Слейтак
Как ни печально, список еще не окончательный. Информации по нижним уровням у нас нет, так как там внизу слишком опасно.
Если тебе не занимать храбрости, поговори с Грейденом, командиром отряда разведчиков. Он сможет дополнить список.
Грейден
Я впечатлен. Мало кто идет на такое, чтобы найти пропавших товарищей. Я помогу тебе всем, чем смогу. Разве я могу отказать?
[Исследовательская база "Три Башни"]
Отнесите отчет Аделдур в Три Башни.
[Рага-Шади]
Уничтожьте Аргонские здания.
Кто:
Аргонская конструкция
Аргонская конструкция
Аргонская конструкция
[Исследовательская база "Три Башни"]
Отнесите обломки аргонского здания Аделдур.
Поговорите с Куранцем.
Изучите список пропавших без вести.
Поговорите с Куранцем вновь.
Идите по следам пропавших разведчиков и соберите их метки.
- Жетон исследователя <3/3>
Кто:
Труп члена экспедиции
[Подземелья Трех башен: Зал Короны Разума]
Отнесите метки пропавших Слейтак.
[Подземелья Трех башен: Зал Короны Разума]
Поговорите с Капитаном разведчиков Слейтак о пропавших разведчиках.
[Шпили Трех Башен: Экзетрон]
Поговорите с Грейденом о пропавших разведчиках.
Падение изменника - Tera база знаний 1.0
Предыдущие задания в цепочке:
Старинная реликвия
Задание начинает: Барлиас
Показать/спрятать полный текст
Барлиас
С твоей помощью Эллеон победил Самаэля. Федерация благодарна тебе, а Велика выражает свою признательность. Велика также велела передать, что проверка пройдена, но не объясняла, что это значит.
Барлиас
Все доказательства - книги, копье и доклады - будут переданы в руки доверенных людей в Велике. Арест Самаэля нужно сделать открыто, чтобы все видели, что для закона все равны.
Мы собираемся перекрыть все входы и выходы из Велики, чтобы Самаэль не смог сбежать.
К счастью для нас, консул Дугал выяснил, где находится убежище Самаэля.
Дугал
Рад встрече, ! Давно мы не виделись, да и сейчас встречаемся в нелегкие времена.
Генерал Самаэль оказался предателем... Это разрывает мое сердце.
Нужно передать его в руки правосудия, с твоей помощью, конечно. Тебе нужно уничтожить Громового кубая и Кровавого Ладека, охраняющих убежище в Лабиринте Азарела, и пройти за нами через телепорт.
Дугал
Самаэль далеко не глуп. Наши чародеи засекли всплеск магии в его официальной резиденции в Велике и смогли проследить энергию до Лабиринта Азарела.
Мы решили воспользоваться потайным ходом Самаэля и довести дело до конца.
Увидимся, когда все закончится.
Телепорт в Резиденцию Самаэля
(Это телепорт, о котором рассказывал Дугал. Используй его, чтобы попасть в Резиденцию Самаэля.)
Кьебел
Хорошая работа, . Проверка пройдена, теперь ты - признанный воитель Федерации. Самаэль некогда был великим солдатом, но он сам сделал выбор.
Нет сомнений, что смерть Самаэля внесет раздор в ряды Потомков Лока, а их тайны станут известны всем.
Прими мою глубочайшую признательность. Твоя служба Велике достойна восхищения. Тебе удалось спасти мой город и, вероятно, мою жизнь. Спасибо.
Сеир
Это была хорошая драка, . Если бы не ты и Эллеон, мы могли бы все потерять! Кто бы мог подумать, что таким будет конец Самаэля! Но что заставило его пасть так низко?
Я отдал приказы охотникам выследить оставшихся Потомков. Если мы сможем поймать их выживших командиров, то сможем покончить с ними раз и навсегда.
Поговорите с Дугалом.
Победите Воителей Лока в юго-восточном углу Галереи Хаоса.
Кто:
Громовой Кубаи
Кровавый Ладек
Используйте телепорт.
Телепортируйтесь в Резиденцию Самаэля, чтобы присоединиться к силам Дугала и остановить предателя.
Кто:
Белсамаэль
Поговорите с Кьебел.
Поговорите с Сеиром.
[Пробуждение] Причина трагедии - Tera Lore
Мин. уровень 65
Рекомендуемый ур. 65
Предыдущие задания в цепочке:
[Пробуждение] Время, пошедшее вспять
Следующее задание в цепочке:
[Пробуждение] Предгорье
Задание начинает: Фаниан Лэви
Показать/спрятать полный текст
По просьбе Сеира отправляется в Эленею. Там происходит встреча с Бердашем, который рассказывает об угрозе, нависшей над Арбореей, и решает изменить будущее.
Число раненых в битве с драконами постоянно растет. , вы напомнили Керенону о вторжении в Велику, и попробовали уговорить капитана стражи отправить туда армию ополченцев, но это оказалось бесполезно.
Помогая сражаться с драконами, вы встречаетесь с Бердашем. Он помогает вам напасть на след преступников, и вы узнаете, что это культисты Драколота, которые задумали захватить Велику и убить богиню.
Фаниан Лэви
Среди раненных нет того, кого вы ищите. Возможно, вам сможет помочь Керенон.
Он сейчас как раз встречает солдатов ополчения. С ним будет не так просто пообщаться, когда сюда придет целая армия.
Немедленно отправляйтесь к Керенону.
Керенон
Здравствуй, .
Спасибо за помощь.
Бердаш? Никогда не слышал. Точно, здесь он ничем не прославился.
Что? Хочешь вернуть армию Велики назад? Что за вздор! Эленея не справиться с драконами своими силами.
Тут и речи не может быть о том, чтобы отозвать ополченцев!
Керенон
Я понимаю, что так мы подвергаем себя определенному риску. Но только совместными силами мы сможем избавить Эленею от драконов.
Давай сначала разберемся с текущими проблемами, а после этого берись за любое задание, какое хочешь.
Помоги уничтожить зеленых алкусов и вернуть фургон с припасами. Солдаты гарнизона без тебя не справятся.
Керенон, я много слышал о ваших заслугах, но все-таки справиться с целой стаей драконов в одиночку вам будет сложно!
Как только мы отобьем атаку драконов, я сразу отзову армию Федерации назад. Для этого нужна ваша помощь!
Убейте алкусов, чтобы солдаты смогли доставить припасы в целости и сохранности.
Керенон, я много слышал о ваших заслугах, но здесь я командую.
Армия ополченцев Федерации необходима, чтобы уничтожить драконов.
И я считаю, в данной ситуации отзывать войско назад в Велику ни в коем случае нельзя.
Но ваша помощь, , позволит солдатам справиться с заданием как можно быстрее и вернуться назад в Велику.
Помогите солдатам доставить припасы в целости и сохранности.
Керенон
Времени нет. Мы должны отбить атаку драконов и доставить припасы.
Займитесь драконами или алкусами, это поможет солдатам быстрее выполнить свое дело.
Керенон
Спасибо большое. Тогда убейте алкусов.
Драконы перекрыли дорогу Геирану, который отвечает здесь за снабжение.
Помогите ему.
Керенон
Вам не нужно так усердствовать.
У солдат проблемы с кровавыми драколотами. Помогите им убить их.
Драконы отрезали все пути для поставок провизии. Геиран не может проехать сюда на своем фургоне с припасами.
Помогите ему.
Геиран
На фургон с припасами напали... На дороге...
Люди в черных одеждах...
Мстят за смерть Драколота...
(испускает дух).
Бердаш
Этот вагон с припасами сгорел дотла...
Ты воин ополчения Федерации?
Я Бардаш. Занимаюсь изучением алкусов в Силваноте.
То есть занимался, до нападения черного дракона.
Ты случайно не видел тут большого и черного, как ночь, дракона?
Бердаш
Первый раз в жизни вижу такого огромного черного дракона! Странная вещь, после его появления в саду исчезли все алкусы.
Я назвал его "Повелитель Мрака". Пытался его выследить и попал сюда. Подумать не мог, что алкусы нападут на Эленею.
Зуб даю, что это черный дракон заставил их напасть.
Бердаш
Это очень опасный дракон. Ни один другой дракон не сравнится с ним в размерах.
После его появления все алкусы исчезли в Силваноте. Я назвал его "Повелитель Мрака".
Пытался его выследить и попал сюда. Подумать не мог, что алкусы нападут на Эленею. Зуб даю, что это черный дракон заставил их напасть.
Бердаш
Это не просто черный дракон.
Я до этого был в Силваноте. Но однажды туда прилетел огромный черный дракон, и алкусы куда-то исчезли. Я назвал его "Повелитель Мрака".
Пытался его выследить и попал сюда. Подумать не мог, что алкусы нападут на Эленею. Зуб даю, что это черный дракон заставил их напасть.
Бердаш
Как он заставил драконов выполнять приказы?
Обычно они слушаются только своего вожака. Магия какая-то.
Если я все правильно услышал, то они говорили о Драколоте.
Ты знаешь что-нибудь о нем?
Бердаш
Совсем у тебя терпения нет!
Ну, беги скорей.
Я уверен, что это дракон тот самый черный дракон, которого я видел в Силваноте. Но что его связывает с этими подозрительными личностями?
Бердаш
Драколот... Они говорили о Драколоте - прародителе всех драконов. Все остальные драконы - его потомки.
Легенда гласит, что его останки лежат здесь.
Если это его культисты, то возможно они ищут его останки.
Нужно здесь все хорошо осмотреть. Отправляйся в ущелье.
Бердаш
Это не просто огромный сильный дракон. Драколот - самый древний дракон. Все остальные драконы - его потомки.
Легенда гласит, что его останки покоятся здесь.
Если это его культисты, то возможно они их ищут.
Бердаш
Ходят разные слухи. Одни говорят, что в Ущелье смерти. Другие уверяют, что Лакан спрятал их в Святилище Зелтаразада.
Проверим для начала ущелье?
Бердаш
Я же занимаюсь изучением драконов, как я могу не знать про Драколота?
Давай сначала найдем черного дракона и культистов!
Отправляйся скорее в ущелье.
Бердаш
Драколот... Они говорили о Драколоте - прародителе всех драконов. Все остальные драконы - его потомки.
Легенда гласит, что его останки покоятся здесь. Если это его культисты, то возможно они их ищут. Нужно здесь все хорошо осмотреть. Отправляйся в ущелье.
Бердаш
Я подозревал, что вы сильны, но чтобы настолько!
Стоило тебе подойти к растениям, как появились драконы.
Это как так?
Бердаш
Точно. Они как приманка. Улучшенная ее версия.
Драконы сразу же прилетают, стоит лишь приблизиться к этим растениям.
Можешь еще раз попробовать подойти к растениям?
Бердаш
Звучит логично. Тут немного таких растений...
Драконы прилетают, как только кто-то приближается к ним.
Можешь еще раз попробовать подойти к этим растениям?
Бердаш
Я не то чтобы сомневаюсь в твоих силах, но ты замучаешься вырывать по одной травинке. Свалишься еще до того, как доберешься до культистов Драколота.
Судя по тому, как драконы прилетают сюда сразу, стоит только подойти к этим растениям, они точно служат своего рода приманкой.
Извини, но можешь еще раз попробовать подойти к ним?
Бердаш
Эти драконы как стражи. Что же там таится в этом ущелье, что понадобилась такая охрана, даже диковинных растений насадили?
Как-то не верится, что они напали на Эленею в поисках останков древнего Драколота... Тут что-то поважнее.
Кстати, я забыл спросить, как вас зовут. Можно узнать ваше имя?
Бердаш
А...
Наслышан!
Сходите в ущелье!
Нужно выяснить, что задумали эти культисты Драколота!
Бердаш
Они решили напасть на богиню Велику?
Зачем культистам Драколота это делать? Неужели...
Бердаш
Неужели они занимаются в Вирмовом ущелье подготовкой к реализации своего страшного плана? Аллемантея, Велика... Это же огромные города!
Мы должны как можно скорее во всем разобраться.
Не хочу даже об этом думать, но что если богине Велике действительно угрожает опасность?
Отправляйся в лагерь и попытайся напасть на след культистов Драколота.
Бердаш
Лучше не произноси такие страшные вещи вслух!
Не верится, что эти мерзавцы подчинили себе драконов и собираются напасть на богиню Велику.
Отправляйся в лагерь и попытайся напасть на след культистов Драколота.
Бердаш
Подчинили себе драконов?
Кто же это такие? Одно точно, они - отъявленные негодяи, если осмелились напасть на саму богиню Велику.
Отправляйся в лагерь и попытайся напасть на след культистов Драколота.
Павший солдат
Драконы и эти люди в черном... Напали на нас... Захватили в плен людей.... И направились в Святилище Зелтаразада
(Похоже, он умер).
Бердаш
Нет сомнений, что люди в черных одеждах - культисты Драколота. Безжалостные убийцы.
Нужно в первую очередь спасти людей.
Отправляйся в Святилище Зелтаразада!
Бердаш
За растениями есть дорога!
Она точно приведет к культистам Драколота.
Но вот проблема, помнишь, что было у входа в ущелье. Стоило приблизиться к растениям, как тут же прилетали драконы. Я вижу только один выход. Попытаться проскочить.
Беги и ни в коем случае не оглядывайся назад!
Захваченный солдат
Люди в черном поклоняются Драколоту как богу. И, похоже, они умеют разговаривать с драконами.
Один из них подошел к дракону, но тот его не тронул. Наоборот, они слушаются его как верные псы.
Внутри находятся еще люди. Нужно их освободить. Помоги!
Бердаш
Если они действительно планируют напасть на Велику, то людям угрожает смертельная опасность.
Да и самой богине тоже!
Бердаш
Я тоже об этом слышал.
Когда-то давно ходили слухи, что древний дракон Драколот появился в Арборее.
Лучшие хранители богини Велики объединили свои силы и победили Драколота.
Бердаш
К тому, что Культ Драколота хочет отомстить богине Велике за смерть Драколота. Все сходится.
Давай вытащим остальных пленников и займемся сбором информации о Культе Драколота.
Бердаш
Поверить не могу, что легендарный Драколот действительно существовал. Я всегда считал, что это выдумка.
Есть легенда о том, что давным-давно древний дракон Драколот появился в Арборее.
Лучшие хранители богини Велики объединили свои силы, и в ожесточенной схватке победили Драколота.
Бердаш
К тому, что Культ Драколота хочет отомстить богине Велике за смерть Драколота. Все сходится.
Давай вытащим остальных пленников и займемся сбором информации о Культе Драколота.
Захваченный солдат
Люди в черном поклоняются Драколоту как богу. И, похоже, они умеют разговаривать с драконами.
Один из них подошел к дракону, но тот его даже не тронул. Наоборот, они слушаются его как верные псы.
Внутри находятся еще мирные жители. Нужно их освободить. Помоги!
Захваченный солдат
Спасибо за помощь.
Он продолжает твердить, что убьет богиню Велику...
Ума не приложу, что происходит... Давай сначала выведем людей из ущелья в безопасное место.
Бердаш
(После прочтения документа)... Нападение на Эленею - всего лишь отвлекающий маневр. Их настоящей целью оказывается была Велика!
Они задумали захватить Велику и... рассправиться с богиней!
Негодяи! Отправляйся сейчас же в Велику и сообщи об этом!
Бердаш
Я видел какое-то странное устройство, у которого пропадают и появляются драконы.
Похоже, что это их телепорт. Очень интересная форма. Все это рискованно, но другого выхода нет..
Я думаю, этот телепорт может привести нас к тому, кто стоит за Культом Драколота.
Бердаш
Давай попробуем воспользоваться этим устройством вместе! Мы обязаны узнать, куда он ведет.
Ты отправишься на ту сторону, а я отправлюсь в Велику и доложу обо всем.
Бердаш
Собираетесь вернуться в деревню? А как же солдаты?
Нам нельзя терять ни минуты. Как только выясним, куда ведет этот телепорт, мы должны будем телепортироваться с солдатами ополчения.
Это очень рискованное дело... но выбора нет. Я видел, как человек в черном перемещал драконов при помощи этого странного устройства.
Думаю, мы должны попробовать воспользоваться им.
Бердаш
Давай попробуем воспользоваться этим устройством вместе! Мы обязаны узнать, куда он ведет.
Ты отправишься на ту сторону, а я отправлюсь в Велику и доложу обо всем.
Бердаш
Я видел, как человек в черном призывал драконов при помощи этого странного устройства.
Не спорю, это рискованно... Но у нас нет выбора. Думаю, что этот телепорт может привести нас к тому, кто стоит за Культом Драколота.
Бердаш
Давай попробуем воспользоваться этим устройством вместе! Мы обязаны узнать, куда он ведет.
Ты отправишься на ту сторону, а я отправлюсь в Велику и доложу обо всем.
Бердаш
Похоже, что мы оказались в Фирмаунте.
Идеальное место для подготовки вторжения в Велику. Где-то здесь должны быть культисты Драколота и драконы.
О, опять эти растения... как в Вирмовом ущелье!
Надо пробраться вглубь этих неприступных гор.
Спросите военного врача Фаниана Лэви о Бердаше.
Поговорите с Кереноном.
Убейте алкусов.
Кто:
Алкус
Убейте кровавых драконов.
Кто:
Кровавый дракон
Снова поговорите с Кереноном.
Убедитесь, что солдаты у разбитого фургона в безопасности.
Поговорите с раненым воином Кеироном.
Поговорите с Бердашем.
Переместиться к месту обитания неуловимых черных драконов, где находятся драконы и их союзники.
Переместитесь к месту обитания неуловимого черного дракона и последователей Драколота.
Поговорите с Бердашем.
Вернитесь к входу в Вирмово ущелье.
Следуйте за Бердашем к странным растениям.
Уничтожьте внезапно налетевших драконов и неизвестные растения.
Кто:
Дракон
Странное растение
Поговорите с Бердашем.
Подойдите к неизвестным растениям у входа в Вирмово ущелье.
Уничтожьте драконов и неизвестные растения.
Кто:
Дракон
Странное растение
Поговорите с Бердашем.
Переместитесь в ущелье.
Убейте культистов Драколота.
Убейте драконов, которых призвали культисты Драколота.
Кто:
Разъяренный дракон
Найдите исчезнувших культистов Драколота.
Поговорите с Бердашем.
Отправляйся в сторону Заставы Огненного хребта.
Отправляйся к Заставе Огненного хребта.
Найдите поверженных солдат.
Поговорите с Бердашем.
Отправляйтесь в Святилище Зелтаразада.
Поговорите с Бердашем.
Отправляйтесь в Святилище Зелтаразада.
Бегите к холму.
Убейте драконов и освободите пленных.
Кто:
Голодный дракон
Поговорите с освобожденным солдатом Федерации.
Поговорите с Бердашем.
Убейте драконов и освободите пленных.
Кто:
Голодный дракон
Поговорите с освобожденным солдатом Федерации.
Убейте драконов и освободите пленных.
Кто:
Голодный дракон
Спасите пленных солдат!
Следуй за Бердашем. Он знает, где укрылись последователи Драколота.
Убейте культистов Драколота.
Убейте культистов Драколота.
- План операции: нападение на Велику
Поговорите с Бердашем.
Воспользуйтесь неизвестным устройством для перемещения.
Переместитесь в неизвестное место.
Поговорите с Бердашем.
Монастырь Святой Екатерины — Википедия
Монастырь Святой Екатерины на горе Синай (греч. Ιερά Μονή Αγίας Αικατερίνης στο Όρος Σινά, араб. دير سانت كاترين, также Монастырь богоходимой горы Синай греч. Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в мухафазе Южный Синай в Египте близ города Санта-Катарин.
Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м[1]. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.
Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке[2], монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.
В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Основание[править | править код]
С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая[3]. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими поодиночке в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое суток… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам»[4].
В период правления императора Константина, около 329 года, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи[5].
Икона с изображением монастыря Святой Екатерины (XVIII век)В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией)[6], сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:
Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина[7]. |
Постройки Юстиниана Великого[править | править код]
Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский:
Гора Синай и монастырь Святой Екатерины (Эль Греко, 1560—1565 годы)На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна[8].
— Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)
Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527»[9]. Исходя из этой надписи, русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом[10].
Вид на Синай и монастырь. Миниатюра 1508 года из путеводителя для паломников доминиканского монаха Феликса ФабераСогласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии[11]. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием[12].
Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:
Пора войти в монастырь… Видишь, как построена стена крепости — длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая? Царь, по прозвищу Иустиниан, выдал на издержки, и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…[13]
— Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей
Среди игуменов монастыря был Иоанн Лествичник. До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора, где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая»[4]). В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто[14]. В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.
Арабское и турецкое завоевания[править | править код]
Монастырь Святой Екатерины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, — провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов[15]. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда[16].
…да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря.
…да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских[16].
Охранная грамота Мухаммеда
Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету»[17].
В период крестовых походов с 1099 по 1270 год в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.
После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, — султан Селим I подтвердил ключевые пункты фирмана Мухаммеда[18], они сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.
Отношения с Россией[править | править код]

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства)[4].
В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всём православном христианстве»[9].
В 1619 году синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей. В 1625 году с просьбой о помощи монастырю к царю Михаилу Фёдоровичу обратился александрийский патриарх Герасим:
Монастырская колокольня (колокола — дар российского императора)…если твоё Величество не поможет, монастырь этот будет разорён, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твоё Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении. |
Монастырю была оказана помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной», а в 1630 году монастырю царём была пожалована грамота с правом приезжать за милостынею раз в четыре года[4]. Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны. Так, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666—1667 годов, лишившего Никона патриаршьего достоинства[19].
В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананием кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили»[20]. Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи[21].
В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна»[20]. Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь[22].
В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией[23].
Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках[4]. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.
Современное состояние[править | править код]
План монастыряМонастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул)[24].
Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом (официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году и подтверждена в 1782 году[14]).
Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь[25].
Серебряное кольцо, которое получают паломники в дар от монастыряМонастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).
В 2005 году Высший совет по делам древностей Египта объявил о начале программы развития и изучения монастырского комплекса, включающей систематизацию и изучение документов, связанных с историей Синая и монастыря Святой Екатерины, съёмку документального фильма и издание подробной энциклопедии о монастыре[26].
Базилика Преображения (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)Базилика Преображения[править | править код]
Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.
Храм продолговатый, большой и красивый, он подпирается 12 большими колоннами, по 6 с каждой стороны, в виде эмблемы 12 месяцев года. Пол его устлан весь красивыми мраморными плитами, ширина храма 14 открытых шагов, длина 19 шагов; он во имя Христа Спасителя[27].
Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками[4]. Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:20). В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года. Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидиев. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна. В 1714 году в базилике был положен новый мраморный пол. Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и расписан в XVIII веке звёздами на синем фоне.
Мозаика Преображение ГосподнеГлавным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря[28].
Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне. По сторонам мозаики на арке апсиды имеются два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают также медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов, Богородицы и Иоанна Крестителя.
По мнению академика В. Н. Лазарева, в VII веке оформление апсиды было дополнено двумя изображениями на мраморной облицовке алтарных столбов: «Жертвоприношение Авраама» и «Жертвоприношение Иеффая». Оба изображения выполнены в технике энкаустики, и их художественный стиль отличается архаизмом[28].
Мозаики базилики вызывали восторг паломников и упоминаются в различных описаниях монастыря:
Посмотри прежде всего на всю обширность конхи и на сонм пророков кругом стоящих на высоте. Там в куполе явственно изображён сияющий золотом сонм пророков купно с апостолами, посредством мозаики и золота смешанного с лазуриком, алого, красного и пурпурного цветов. В середине находится всечтимое Преображение, расписанное с утончённым искусством, вместе с облаком[13].
— Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей
Мозаика Преображение Господне была очищена от загрязнений и копоти американскими реставраторами в 1958—1965 годах. Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.
В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.
Часовня Неопалимой Купины[править | править код]
Интерьер часовни Неопалимой Купины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх. 2:2—5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений, её упоминает в конце IV века паломница Сильвия в своём рассказе о Святых местах Востока (см. раздел Основание монастыря).
Неопалимая КупинаЧасовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику. В апсиде часовни сохранилось мозаичное изображение креста X века. Также имеется икона Богородицы с младенцем Иисусом на руках, сидящей в центре Неопалимой Купины.
Часовня имеет престол, расположенный не, как обычно, над мощами святых, а над корнями Купины[29]. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. На плите сохранилась греческая надпись XIII века: «Помяни, Господи, раба Твоего, смиренного Гавриила Орипсая, архиепископа святой горы Синайской в Святой Купине»[30]. Литургия в часовне совершается каждую субботу.
Прочие постройки[править | править код]
Монастырский сад
- Колодец Моисея — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого, согласно Библии, Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх. 2:15-17)[31]. Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.
- В монастыре имеются многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников[32], десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея[33]. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвящённая Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков, среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы «Живоносный источник», приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).
- Трапезная — построена в XI веке, после того как помещение древней трапезной было обращено в мечеть[34]. В 2005 году помещение трапезной было отреставрировано и продолжает использоваться по назначению. Стены трапезной украшают фрески со сценами жертвоприношения Авраама (1577 год), Илии в пустыне, питаемого вороном, и Второго пришествия Иисуса Христа (1573 год). В трапезной находится большой деревянный стол, присланный в дар монастырю в XIV веке с острова Закинф. Стол украшен резьбой с изображением ангелов и цветов в стиле рококо.
- Сад — расположен на северо-западе от монастырских стен[35] и соединяется с монастырём древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной из террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте[4].
- Оссуарий и кладбище — расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно[36]. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана[37], жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника[38]. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.
Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоёван и разорён, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Ватиканской апостольской библиотеке.
Библиотека[править | править код]
Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре[39], до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось. Русский паломник А. Уманец, посетивший монастырь в 1843 году, пишет о состоянии библиотеки:
«…находится в особой небольшой комнате с полками вокруг по стенам. Книги на полках расположены в полном беспорядке, местами навалены кучами и очень заметно, что люди, иногда их перебиравшие, не были здешними хозяевами, а торопились как можно скорее окончить эту переборку, и поэтому бросали их куда попало: дело без сомнения путешественников, из которых каждый, вовсе не заботясь о сохранении здесь порядка, и будучи сотым посетителем библиотеки, перебирал книги в свою очередь с желанием и надеждой отыскать какую-нибудь неизвестную дотоле рукопись, и правдой или неправдой, увезти её с собой»[40].
Такая обстановка способствовала разграблению собрания, в частности, из монастыря был вывезен Синайский кодекс, один из древнейших текстов Библии.
К наиболее ценным манускриптам библиотеки монастыря относятся:
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания, в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.
В 2005 году было объявлено о строительстве в монастыре специального хранилища для этого собрания[42] взамен книгохранилища, построенного в 1951 году у южной монастырской стены.
Собрание икон[править | править код]
В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми краск