Где находится никольский собор


Никольский морской собор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 января 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 января 2019; проверки требуют 8 правок.

Нико́льский морской собо́р (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм — Гвардейского экипажа.

Собор один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади. Собор повлиял на топонимику города: дал своё имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.

Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского и Крюкова каналов[1].

В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».

Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

С. К. Зарянко Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге. 1843 А. Корзухин. «Перед исповедью» (1877). Изображен интерьер Никольского морского собора в Санкт-Петербурге[2] Вид на Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов Вид на Никольский морской собор, фотография 2013 года

Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III». Памятник создан по эскизу полковника князя М. С. Путятина.

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года).

10 марта 1966 года в нижней церкви собора было совершено отпевание А. А. Ахматовой[3].

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня, а 19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм были возвращены святыни — иконы письма живописцев Колокольниковых и рака с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников [4].

В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».

Посвящения престолов[править | править код]

Настоятели собора за всю историю

  • Топильский С. С., протоиерей. Морской Богоявленский Николаевский собор в С.-Петербурге. СПб., 1871. — 112 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  • Исакова Е. В., Сойко Б. И., Шкаровский М. В. Николо-Богоявленский кафедральный Морской собор. Исторический очерк. СПб, издательство ООО «Алмаз», 1998, 256 с.
  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Никольский Морской Собор и другие морские храмы Санкт-Петербурга. — СПб.: Паритет, 2003. — 256, илл с. — (Храмы Санкт-Петербурга). — ISBN 5-93437-163-0.
  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.

Морской Никольский собор (Кронштадт)

режим работы 2020 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Фото Никольского морского собора

Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма - Николо-Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году.

Режим работы Никольского Морского собора в 2020 г.

Ежедневно с 6:45 до 20:00.

В будние дни обычно открыт только нижний храм. Верхний храм где самое красивое убранство, мемориальные доски экипажам российских судов, в том числе подводных лодок «Курск» и «Комсомолец», открыт только:

  • По субботам и накануне церковных праздников с 18:00 (Всенощное бдение)
  • По воскресеньям и в дни церковных праздников с 10:00 (Поздняя Литургия)

Стоимость билетов в Никольский Морской собор в 2020 г.

Никольский собор является действующим храмом. Вход бесплатный.


Адрес Никольского Морского собора

Санкт-Петербург, Никольская площадь 1-3.


Как добраться до Никольского Морского собора, ближайшее метро

Ближайшие станции метро - «Садовая», «Сенная площадь» и «Спасская». Выйти на Садовую улицу и идти в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с Крюковым каналом, полюбоваться отличным видом на 7 мостов. Перейти канал Грибоедова по Красногвардейскому пешеходному мостику, пройти до колокольни собора. Вход в собор находится со стороны колокольни.


Телефоны Никольского Морского собора

+7 (812) 714-70-85, 714-69-26, 714-08-62

История создания Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге

По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался красотой Успенского собора и пожелал видеть такой же храм в столице. Но при жизни Петра построен такой храм не был.

В 18 веке на месте Никольской площади находился плац Морского полкового двора. Для лейб-гвардии морского экипажа в 1743 году в центре площади была построена деревянная церковь. Однако из-за влажного климата церковь стала быстро ветшать. Тогда по ходатайству князя М. Голицына перед императрицей Елизаветой было решено построить каменную церковь по образцу Астраханской. Она должна была стать главным храмом Российского флота.

Проект был выполнен архитектором С.И. Чевакинским. Началось строительство в июле 1753 года. Чуть позже к западу от храма возводится колокольня. Ее построили в 1758 году, раньше церкви. Архитектор предвидел продление канала, и в 1780-ые годы колокольня оказалась стоящей на берегу. Чевакинский был учеником Ф.Растрелли и нереализованный план учителя отразился на архитектуре колокольни, пусть и в меньшем масштабе. (Растрелли мечтал построить пятиярусную колокольню высотой 140 метров). Николо-Богоявленский собор освящали два раза. В 1760 году освятили нижнюю церковь во имя Святителя Николая, а позже — верхнюю церковь во имя Богоявления Христова.

По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие.

Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.

Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С.И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».

При храме в 1870 году было организовано благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

Храм стал местом поминовения моряков, погибших в годы русско-японской войны 1904 – 1905 годов. В их память здесь установлены мемориальные доски.

После революции, как и все храмы, Николо-Богоявленский храм пострадал, но не был закрыт. Во время блокады здесь утром и вечером ежедневно проводились службы. С 1941 год по 1999 год он являлся кафедральным собором. Здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Алексий II.

В 1989 году в Николо-Богоявленском храме была установлена памятная доска в честь погибшего экипажа подводной лодки "Комсомолец". В 2000 году в храме установлены памятные доски с именами погибших моряков на подводной лодке «Курск». Здесь также можно видеть и памятные доски членам экипажей других погибших лодок.

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.

Наружное убранство Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге

Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.

В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.

Внутреннее убранство Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге

В нижней церкви находится Главная святыня Николо-Богоявленского собора – греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей.

В верхней церкви можно увидеть резной иконостас (работа мастера И. Канаева). Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева).

Николо-Богоявленский храм является символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы.

Виртуальные прогулки

Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге - официальный сайт

www.nikolskiysobor.ru

Никольский Морской собор, краткая история, фотографии, где находится, как добраться

На берегу Крюкова канала, в стороне от туристической суеты расположен поражающий своим великолепием Никольский собор.

Великолепное здание в стиле барокко с двух сторон ограждено широкими каналами и поистине является жемчужиной архитектуры Санкт-Петербурга.

Комплекс состоит из двух церквей, нижней, освященной во имя Николая Чудотворца Мирликийского и верхней, освященной во имя Богоявления Господня, полное его название – Николо-Богоявленский собор.

По легенде, царь Петр I, пораженный красотой астраханского храма Святителя Николая, изъявил желание видеть такой же храм в столице.

Само собой, это только легенда. При Петре здесь была выстроена только небольшая деревянная церковь. Начали строить собор спустя 25 после смерти Петра, и назначение собора было вполне определенным.

В 1753 году, князь Михаил Голицын ходатайствовал перед императрицей Елизаветой о постройке новой церкви для лейб-гвардии морского экипажа.

Существовавшая до того времени деревянная церковь совсем обветшала. Елизавета удовлетворила ходатайство князя и разрешила строить каменную церковь по образцу храма Святителя Николая. Эта церковь, впоследствии, стала главным храмом Российского флота.

Строительство по проекту архитектора Чевакинского, ученика Растрелли, было начато летом 1753 года. В 1758 году возвели и колокольню.

Храм освящали дважды.

В 1760 году, во имя Святителя Николая, освятили нижнюю церковь, а позже, во имя Богоявления Христова - верхнюю.

Екатерина II подарила храму 10 образов. Любое знаменательное событие в российском флоте отмечали богослужением в Николо-Богоявленском соборе.

В 1870 году при храме были организованы благотворительное общество, больница, школа, приют и богадельня для женщин.

Место для собора выбрано поистине «морским» Крюков канал связывал основные морские верфи и, склады и гарнизоны Санкт-Петербурга. От собора одинаково легко доплыть до Адмиралтейских верфей и Новой Голландии, выйти в устье Невы, или подняться вверх по течению Фонтанки до самого начала исторического центра.

После революции, храм избежал участи большинства церквей. Его не закрыли.

В годы Блокады, здесь ежедневно проводились службы, а с 1941 по 1999 годы он был главным кафедральным собором Ленинграда-Петербурга.

В Николо-Богоявленском храме установлены мемориальные доски с именами моряков, погибших в русско-японской войне, а также памяти экипажей подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».

Если посмотреть на плане, здание представляет собой равноконечный крест.

Впечатляют высокие белые колонны, украшающие фасад, гирлянды из лепных листьев и цветов.

Как и положено, по российским церковным канонам, у храма пять глав, увенчанных позолоченными куполами.

Золото куполов, а также ярко-голубой цвет фасада, придают ему воздушный и праздничный вид даже в самую плохую погоду. Завершают картину кованые балконные решетки.

Одной из самых узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга можно назвать четырехярусную колокольню, увенчанную куполом с тонким шпилем.

Это одно из самых романтичных мест в городе. Колокольню можно часто увидеть на картинах питерских художников.

Внутреннее убранство Николо-Богоявленского собора поражает великолепием резного иконостаса и иконами, выполненными в традициях византийских мастеров.

Резные гирлянды из листьев и цветов украшают колоннаду. В церкви хранится греческая икона Николая Чудотворца и частицы его мощей.

Николо-Богоявленский собор можно назвать символом морской славы Санкт-Петербурга.

Приезжая на экскурсию в Санкт-Петербург советуем поставить этот собор в программу обязательных к осмотру. Причем два раза. Один раз посетить сам собор, а второй – увидеть его с воды, отправившись на водную экскурсию по рекам и каналам.

Почти все маршруты по Мойке, Фонтанке и каналу Грибоедова проложены так, что катер обязательно проходит мимо Никольского собора.

Посетить его самостоятельно можно с 7.00 до 19.00.

Адрес:

Санкт-Петербург, Никольская площадь, дом 1-3

Как добраться:

Метро Садовая. при выходе повернуть налево, на Садовую улицу, и идти по ней, никуда не сворачивая около 700 метров. по правой стороне, когда закончатся дома, откроется сквер.

Сквер идет вдоль канала Грибоедова, на другой стороне которого и находится Никольский собор.

Чуть более длинный путь от метро Садовая - прямо по набережной канала Грибоедова. Эта дорога будет на 5 минут длиннее, зато Вы сможете увидеть несколько мостов. Свернув с канала Грибоедова у Харламова моста, направо, через 100 метров Вы попадете к северной части Никольского собора.

 

Никольский Морской собор: vladimirtan — LiveJournal

Подходим к Пикалову  мосту, любуясь золотыми куполами  Никольского собора. В 18-м веке это было место, где жили моряки и служители Военно-морского ведомства. Окружающие улицы были застроены казармами, лавками… Народ бурлил возле Никольского рынка, построенного в 1780-е годы. Здесь прямо из бочек давали пробовать кислую капусту, хрусткие соленые огурцы, моченые яблоки. От прилавка булочника шел теплый душистый пар… Здесь, в самом центре «морского городка», в период с 1753 по 1762 год была возведена великолепная церковь в стиле барокко.

Легкие золотистые купола,  небесного цвета храм, белоснежная лепнина…



Бело-голубой с золочеными куполами собор и его стройная колокольня на берегу Крюкова канала - один из лучших памятников барокко в Петербурге.



Архитектура колокольни выполнена в одном стиле с собором.


Крестообразный в плане храм состоит из двух церквей – Верхней, более высокой во имя Богоявления Господня, и Нижней - более низкой во имя святителя Николая Мирликийского-Чудотворца.


Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решетками.

Фасады с полуциркульными высокими окнами в два яруса украшают колонны на высоких постаментах собранные на углах и уступах здания в пучки по три.


Фасад декорирован лепными наличниками. Лепку снаружи и внутри, скульптуры на фронтоне делал Ф. Партир. Храм увенчан золочёным пятиглавием.



Особую праздничность храму придают пять башен с куполами. Центральная более высокая восьмигранная башня с высокими окнами увенчана золоченым куполом с башенкой и золоченой главкой и крестом. Четыре боковых башни более низкие, четырехгранные с окнами, так же увенчаны золочеными куполами, башенками с главками и крестами. Металлические конструкции для куполов изготавливали на заводе П. А. Демидова в Туле.



Нарядный декор и колонны белого цвета, простенки лазоревого цвета, любимого Императрицей Елизаветой Петровной, золотые купола на высоких башнях – все эти архитектурные элементы придают внешнему облику собора торжественный, стройный и праздничный вид.



Отдельно стоящая четырёхярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755 - 1758 годах.  Колокола изготавливались у знаменитого колокольного мастера купца С. Г. Мозшухина в Туле. Причем делалось сразу 2 комплекта - лучший - для собора. Потом второй комплект установили в Царском Селе.

Немного истории

Памятник морской славы

Местом заложения первого камня часовни в середине 18 века был выбран город Петербург. И именно в Петербурге была главная судоверфь империи. В то время работники флота жили в так называемой Морской слободе. Духовенство вынуждено было селиться и проводить службу в обычных домах. Однако в 1730 году руководство флота решило выделить для священников отдельную деревянную хижину, которую впоследствии переоборудовали в церковь. Вскоре возле святыни выросла небольшая часовня.

Только в 1752 году по ходатайству адмирала Михаила Голицына императрица Елизавета разрешила возвести храм за счет казны  на "мостовые деньги" .Новый собор был спроектирован архитектором С. И. Чевакинским в стиле позднего русского барокко. Собор заложил 15 июля 1753 архиепископ Сильвестр. Через два года  стены были выведены до крыши и начата постройка отдельной четырехъярусной колокольни. К осени 1760 были поставлены специальные металлические конструкции - каркасы для глав,- с  тульского завода П. Демидова) , на которые были  водружены кресты.


Осенью 1760 года Свято-Никольский морской собор был полностью построен. Oформление интерьеров были завершены к лету 1762 года.

На освящении собора в 1762 г. императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.

Со времени Екатерины II победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе. 28 мая 1770 года в присутствии императрицы был отслужен благодарственный молебен по поводу первых успехов русского флота в Архипелаге, а вскоре 14 сентября 1770 года в Морском соборе была отпразднована одна из важнейших морских побед России – полное уничтожение турецкого флота русской эскадрой адмирала Феодора Феодоровича Ушакова у крепости Чесма.

Начиная с 1770, ежегодно в Иванов день в память о Чесменской победе свершалось торжественное богослужение, в Цусимскую годовщину - панихида, на которой присутствовали члены гвардейского экипажа. О павших в сражениях моряках напоминали мраморные доски на стенах церкви.

В память морских побед 1770-1790 годы Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах. Они были помещены в двух киотах в виде крестов по 5 икон в каждом. Каждая икона напоминала о конкретном сражении в день святого на ней изображенного.

В первом киоте были следующие иконы:

1. Святой Иоанн Предтеча (24 июня), в память о Чесменской победе 1770 года;
2. Святые Максим Исповедник и Максим Юродивый Московский (13 августа), в память о Роченсальмском сражении 1789 года.
3. Святой Сисой Великий (6 июля), в память о Гогландском сражении 1778 года;
4. Преподобный Сергий Радонежский (23 июня), в память о сражении у Балаклавы 1773 года;
5. Святитель Николай Чудотворец (6 декабря), в память о взятии Очакова в 1788 году.

В 1793 году были пожертвованы иконы для второго киота:

1. Святитель Афанасий Александрийский (2 мая), в память о Ревельском сражении 1790 года;
2. Святой великомученик Иулиан (21 июня), в память о сражении при Биорке-Зунде 1790 года;
3. Святой Евсевий Самосатский (22 июня), в память о Выборгском сражении 1790 года;
4. Святая София Премудрость Божия (23 июня), взятие в плен корабля «Ретвизан»;
5. Вознесение Господне, в память о Синопском сражении 1790 года

14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года.


По эскизу морского офицера кн. Н. С. Путятина, осуществленному арх. Я. И. Филатеем, в саду при соборе 15 мая1908 был открыт обелиск в память о погибших в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года  на броненосце "Александр III". Бронзовые рельефы на нем исполнил А. Л. Обер.

Собор в советское время не закрывался, охраняется государством "как памятник архитектуры мирового значения", с 1941 имея статус кафедрального.

В годы фашистской блокады здесь на хорах жил будущий Патриарх Всея Руси Алексий I.

На стенах собора помещены доски

Церковь Святого Николая — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́рковь Свято́го (Святи́теля) Никола́я; Нико́льская це́рковь; Свято-Николаевский храм — название христианских храмов обычно в честь Николая Чудотворца:

Белгородская область[править | править код]

Владимирская область[править | править код]

Вологдская область[править | править код]

Волгоградская область[править | править код]

Москва и Московская область[править | править код]

  • Существующие:
    • на Берсеневке
    • в Бирюлёве
    • на Болвановке
    • в Дербеневе
    • в Ермолине
    • в Звонарях
    • в Зеленограде
    • в Измайлове
    • в Котельниках
    • в Кузнецах
    • у Тверской заставы (старообрядческая)
    • на Трёх Горах
    • в Пыжах
    • в Центре имени Пирогова
    • в Хамовниках
    • в Покровском
    • в Подкопаях
    • Храм Николая Чудотворца в Троекурове
    • в Новой слободе
    • на Преображенском кладбище
    • Святителя Николая храм в Сабурове — Каширское ш., 59, к.4
    • Храм Николая Чудотворца в Клённиках — ул. Маросейка, 5
    • Святителя Николая храм в Заяицком — 2-й Раушский пер., 4, к.1
    • Святителя Николая храм в Голутвине — 1-й Голутвинский пер., 14
    • Святителя Николая храм на Щепах — 1-й Смоленский пер., 20
    • Святителя Николая храм в Студенцах (Единоверческий) — ул. Таганская, 22а
    • Святителя Николая храм в Толмачах — Малый Толмачёвский пер., 9
    • Святителя Николая Чудотворца храм в Бирюлёве — Булатниковский пр., 8а
    • Святителя Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря храм — ул. Шоссейная, 22
    • Храм святителя Николая Мирликийского в Отрадном — ул. Хачатуряна, 6, корп. 2
  • с. Каменское, Наро-Фоминский район Московской области — Никольская церковь.
  • с. Лямцино Домодедовского района Московской области — храм Святителя Николая Чудотворца[1].
  • д. Малинники, Сергиево-Посадский район Московской области — храм Николая Чудотворца[2].
  • г. Можайск — Никольский собор.
  • с. Мансурово, Истринский район Московской области — Никольская церковь.
  • г. Наро-Фоминск, Московская область — Никольский собор.
  • д. Новоселки Наро-Фоминского района Московской области — церковь Николая Чудотворца на Холмах.
  • с. Семёновское, Ступинский район Московской области — Никольская церковь.
  • д. Стрелково, городской округ Подольск Московской области — церковь Николая Чудотворца.
  • с. Царёво, Московской области, Пушкинского района Церковь святого Николая Чудотвораца (Никольская церковь) 1812г.
  • Уничтоженные:

Нижегородская область[править | править код]

Орловская область[править | править код]

Псков[править | править код]

Ростовская область[править | править код]

Санкт-Петербург и область[править | править код]

Свердловская область[править | править код]

Ставропольский край[править | править код]

Татарстан[править | править код]

Тульская область[править | править код]

Ярославль[править | править код]

В Ярославле, как крупнейшем купеческом городе XVII века сохранилось 7 храмов в честь святителя Николая допетровского времени:

Другие населённые пункты[править | править код]

Никольский собор Николо-Шартомского монастыря — Википедия

Никольский собор  — четырёхстолпный православный храм в Ивановской области. Он является главным собором Николо-Шартомского мужского монастыря. Здание храма построено в 1651 году. Никольский собор является самым ранним памятником архитектуры области и создан под влиянием ярославской школе зодчества[1].

Николо-Шартомский монастырь[править | править код]

Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точная дата и обстоятельства основания монастыря не известны, но, по мнению разных источников, он был основан в период от XIII до XIV века[2].

По преданию одна благочестивая крестьянка обрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца у реки Шахмы, которая тогда ещё называлась Шартомой, после чего недалеко от этого места была заложена обитель святителя Николая. По другой версии монастырь был основан иноками, бежавшими из Суздаля после монгольского нашествия[3].

Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 (или 1444[2]) года, данной нижегородской удельной княгиней Марией Спасо-Евфимиеву монастырю в Суздале[4]. В грамоте княгиня отдаёт некоторые из своих земель монастырю во владение. Также можно заметить, что на грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря, Конона. Подаренные земляные участки и наличие архимандрита указывает на то, что к тому времени монастырь уже приобрёл значительный вес в обществе. В 1506 Василий III даровал монастырю несудимую грамоту, а в 1553 Иван IV отдал монастырю во владения деревни из отчины князей Горбатых[2], что указывает на дальнейший рост значимости монастыря.

XVII век был менее благоприятным в истории монастыря. В 1619 году обитель сильно пострадала от набегов польско-литовского иноземного войска. Из «допросныхъ рѣчахъ Шуйскаго земскаго старосты Федора Иванова, соборного попа Парфена Данилова, и всѣхъ Шуйских посадскихъ людей»:

«Въ нынѣшнемъ 127 году, Польские и Литовские люди, Черкасы и съ Вязниковъ воры, и Казаки, въ вотчинѣ у Николы Чудотворца были, и войною по селамъ и по деревням стояли, и на монасырѣ, и монастырскую вотчину разорили; и въ церквѣ образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырския побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьянъ посѣкли; и села монастырские пожгли; и хлѣбъ стоячий и молоченой побрали; и всякомъ разорениемъ монастырь и монастырскую вотчину разорили; и слугъ и крестъянъ въ полонъ поимали. — То наши и рѣчи»[5].

В 1624 году монастырь был вновь ограблен разбойниками, которые убили несколько монахов и похитили казну[6].

В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, монастырь, как сказано, в одном старинном акте[6]: «изволениемъ Божиимъ, отъ молнии, до основания выгорѣлъ». После этого пожара обитель вновь возводится, но на этот раз в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. Первым каменным строением монастыря стал Никольский собор.

Никольский собор[править | править код]

Ансамбль Шартомского монастыря сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Никольский собор является самым древним строением монастыря и центром всего его архитектурного ансамбля.

В челобитной Алексею Михайловичу архимандрит Иоасиф рассказывает, как монастырский мирской староста, который собирал деньги у народа на нужды монастыря, после пожара 1649 года был убит и ограблен «Иваном Ахметевым»[2]. Данная челобитная указывает на то, что средства на монастырские постройки в середине XVII века были в основном собраны с крестьян монастырских вотчин. В виду отсутствия ответа от царя, средства были вновь собраны с крестьян, так как уже в 1651 году новый каменный собор был освещён по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона. Нельзя с уверенностью говорить, что в названном году было завершено строительство собора, так как данная дата взята с водружального креста, который мог быть освещён ранее или во время воздвижения самого храма. Поэтому, несмотря на принятую дату основания — 1651 год, возможно, монастырь был достроен только ко второй половине 1650-х годов[2].

Никольский собор разделил судьбу Шартомского монастыря: упадок конца XVIII века, когда монастырь потерял все свои владения, расцвет второй половины XIX века и разруху XX столетия.

Никольский собор является четырёхстолпным храмом с четырьмя луковичными главами зелёного цвета и одним куполом золотого цвета. В настоящее время господствует теория, что кровля изначально была четырёхскатной, что ставит Никольский собор в один ряд с более поздними сооружениями, но отсутствие новшеств, наподобие членения фасадов лопатками, несоответствующее расположению внутренних столпов, как в Успенском соборе Коломны 1670-х годов, придаёт Никольскому собору более консервативную окраску[7]. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. Стены храма снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Внешнее деление стен лопатками на прясла продолжается внутренним строением собора. Центральный купол храма находится восточнее обычного, вследствие чего столбы также смещены к востоку. Соответственно, западное прясло самое широкое, среднее — у́же, а восточное — самое узкое. Примечательно, что данная асимметрия построена на принципе золотого сечения. Трёхапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма, что придаёт ему его суровый вид. Окна собора, длинные и узкие, расположены в два яруса. Окна нижнего яруса имеют наличники с килевидным завершением, а окна второго яруса устроены без архитектурных обрамлений. Можно заметить также, что среднее окно, окно алтаря, единственное растёсанное и что южная апсида выступает чуть более северной[7].

Интерьер собора

Внутри храм имеет оштукатуренные стены с сохранившимися остатками темперной живописи, относящейся к началу XIX века. К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. «Памятники Отечества» пишут: «На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок»[2].

Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня «дыньками» и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчества XII—XIII веков[2]. Цоколь декорирован поребриком.

Примечательно наличие в храме старинных икон. У левого клироса помещены Тихвинская и Шуйская-Смоленская иконы Божией Матери, а у правого — нерукотворный образ Спасителя очень выразительного письма[2]. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться на иконостасе в каком-нибудь другом местном храме.

Православные храмы. Путешествие по святым местам:

«Он имеет суровый, „глыбистый“ облик, столь отличный от облика практических современных ему посадских храмов недалеко от Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую»[2].

Памятники Отечества:

«Никольский собор поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещённым к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объёма имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрам, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении»[2].

  1. ↑ Свод памятников..., 2000, с. 530.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Никольский собор, 2014.
  3. ↑ Николо-Шартомский монастырь, 2011.
  4. ↑ Борисов, 1851, с. 191.
  5. ↑ Борисов, 1851, с. 192—193.
  6. 1 2 Борисов, 1851, с. 193.
  7. 1 2 Виппер, Андреев, 2008, с. 17—71.
  • Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: [Б. и.], 1851. — 461 с.
  • Виппер Б. Р., Андреев М. Л. Архитектура русского барокко. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008. — 298 с.
  • Ивановская область, ч. 3 // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — М.: Наука, 2000. — 813 с.
  • Николо-Шартомский монастырь. — Иваново: Евроальянс, 2011. — 47 с.
  • Никольский собор. Николо-Шартомский монастырь (Ивановская обл.) / гл. ред. А. Жаркова. — М. : Де Агостини, 2014. — Вып. 74. — 31 с. — (Православные храмы. Путешествие по святым местам). — Еженедельное издание.

Никольский собор (Москва) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Православный храм
Собор Николо-Греческого монастыря

На первом плане — надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря, далее расположенные через дорогу строения Никольского монастыря — колокольня и собор. Фото из альбома Н.А.Найденова, 1883
Страна  Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская городская
Архитектурный стиль классицизм
Автор проекта М. Ф. Казаков (?)
Состояние Закрыт в 1923 году, снесен в 1934 - 1935 годах

Никольский собор (также Никола Старый или Никола Большие Главы) — собор Николо-Греческого монастыря в Москве. Закрыт в 1923 году, снесен в 1935 году.

Дата постройки первого деревянного монастырского собора неизвестна, как и дата основания самого монастыря. Первое упоминание о монастыре относится к 1390 году. Очевидно, что к этому времени в монастыре имелся и собор[1].

Судя по записи о пожаре в 1564 году, когда сгорели две деревянные церкви, «да у Николы погорели верхи», москвовед С. К. Романюк предполагает, что собор уже был каменным. В 20-е годы XVIII века монахи подали прошение о перестройке обветшавшего здания. Оно было снесено в 1723 году. В следующем году была построена нижняя Никольская церковь, а в 1735 году на средства князя Дмитрия Кантемира возвели верхнюю церковь в честь Иверской иконы Божией Матери[2]. В соборе были похоронены сам Дмитрий Кантемир, его жена Кассандра, сын Антиох и другие члены семьи[3].

К конце века собор снова пришёл в ветхость, и поэтому в 1795 году был построен новый собор. По одной из версий, проектировал собор известный архитектор М. Ф. Казаков[2].

После Октябрьской революции монастырь был закрыт в 1923 году и его помещения стояли опечатанные до 1935 года[4]. В 1923 году церковная утварь, иконы и библиотека монастыря были частично уничтожены, частично разворованы[5]

Зимой 1935 года строения монастыря, включая захоронения, были снесены для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР[6]. В начале февраля 1935 года руководство Комитета охраны памятников при Президиуме ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов обратилась с письмом в Государственный исторический музей. В этом письме содержалась просьба в виду «происходящего сноса собора бывшего Греческого монастыря на Никольской улице» произвести «вскрытие находящихся там гробниц для изъятия музейных вещей и вывезти в литературный уголок нового кладбища бывшего Новодевичьего монастыря останки первого российского сатирика Антиоха Кантемира»[7]. На это письмо была наложена резолюция: «К сожалению, ваше обращение опоздало на месяц»[7]. Это означало, что все захоронения, в том числе и Кантемиров, были снесены к январю 1935 года и вывезены на свалку со строительным мусором[7].

В настоящее время на месте собора небольшой сквер во дворе.

Собор был построен в классическом стиле и имел портики и пологий купол, на котором размещалась стройная купольная беседка с маленькой главой[2].

  1. ↑ Романюк, 2013, с. 337.
  2. 1 2 3 Романюк, 2013, с. 338.
  3. ↑ Романюк, 2013, с. 339.
  4. Цвиркун В. И. Легенда и реалии переноса останков Дмитрия Кантемира из Москвы в Яссы // Историческая экспертиза. — 2017. — № 1. — С. 97 — 98.
  5. Цвиркун В. И. Легенда и реалии переноса останков Дмитрия Кантемира из Москвы в Яссы // Историческая экспертиза. — 2017. — № 1. — С. 102 — 103.
  6. Цвиркун В. И. Легенда и реалии переноса останков Дмитрия Кантемира из Москвы в Яссы // Историческая экспертиза. — 2017. — № 1. — С. 98.
  7. 1 2 3 Цвиркун В. И. Легенда и реалии переноса останков Дмитрия Кантемира из Москвы в Яссы // Историческая экспертиза. — 2017. — № 1. — С. 103.
  • Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013. — 909 с.

Никольские церкви старой Москвы / Православие.Ru

’Церковь
В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. В ней приводили к присяге - "крестному целованию" - граждан, имевших судебные тяжбы, и в храме по обету его создателей был воздвигнут огромный крест с частицами святых мощей.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом. В мрачные средневековые времена Иоанна Грозного, и в советское лихолетие она оставалась здесь единственным оплотом православной веры, и прибежищем живших тут москвичей - может быть и поэтому церковь чудесно уцелела. О ней мы уже упоминали в очерке об истории церкви Похвалы Богородицы, стоявшей на противоположном берегу Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя (см. нашу публикацию от 12 апреля с.г.)

Церковь Николая Чудотворца, в Берсеневке. Фото: hram.codis.ru
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.

Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.

Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.

Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей. Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.

Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.

Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье. Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.

После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.

Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.

С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.

В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.

В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал пресловутый архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.

Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.

Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.

Церковь Николая Чудотворца, именуемая [Красный звон]. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг.
Еще одна замечательная и очень древняя, но, к сожалению, закрытая Никольская церковь Москвы находится в Китай-городе (бывший Юшков переулок, в советское время - проезд Владимирова, а с 1992 года - Никольский пер.). Она называется "Красный звон", или "у красных колоколов" - от "красного", красивого звона своих колоколов. В старину была известная поговорка: "Хлеба-соли покушать, Красного звону матушки Москвы послушать", а китайгородская Никольская церковь, как Москва, славилась своими колоколами.

Церковь безусловно принадлежит к числу древнейших московских храмов. Раньше в ней был придел во имя св. Зосимы Соловецкого, и это навело исследователей на мысль, что эту церковь, столь близкую к Кремлю, основал сам митрополит Филипп в 1566 году - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который и переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А когда митрополит Филипп был причислен к лику святых, и мощи его торжественно встретили в Москве, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, вновь устроил в Никольской церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Другая история гласит, что эта церковь появилась здесь еще в 1561 году, каменной, тщанием обыкновенного китайгородского купца Григория Твердикова, а некоторые и вовсе относят его жизнь к следующему, XVII столетию. Обычная путаница истории.

В XVII веке Никольская церковь называлась "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице" - здесь тогда размещался Посольский двор. Ее главный престол был освящен во имя Рождества Богородицы, и здесь находилась бесценная святыня - икона Одигитрии письма Симона Ушакова.

Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в "убогий дом", и была погребена с почестями только отсеченная голова.

В 1858 году неоднократно перестроенную к тому времени церковь разобрали совсем и старанием купца Полякова построили новый храм, доживший до нашего времени. Возможно, его архитектором был известный Н.И.Козловский, построивший храм Всех Скорбящих Радость в Калитниках, - он точно делал иконостас новой Никольской церкви.

И самая интересная страничка в истории Никольского храма связана с его "красными" колоколами. От старомосковского названия церкви произошла легенда, будто ее колокола на диво в Москве были покрашены красной краской, но это всего лишь вымысел: покрывать священные колокола краской было бы нелепо, тем более, что колокола на Руси иногда благолепно золотили. Они так и назывались - золоченые. А были еще царские - большие колокола, отлитые по высочайшему указу, или для главных церквей, звонившие в очень большие праздники. В Кремле, например, существовал еще один "царь-колокол" весом в тысячу пудов, в который ударяли редко, в случае смерти царя или патриарха, медленно и с расстановкой, три раза. Он был отлит уже в середине XVI века и находился в особом деревянном срубе, а потом был перелит с добавлением меди, назван "Праздничным" и помещен на Успенскую звонницу.

Кроме царских и золоченых, были еще пленные, ссыльные и лыковые колокола. Один из таких колоколов и находился в Никольской церкви. Пленными назывались колокола, взятые у противника на войне в качестве трофея. Ссыльными были опальные или те же пленные колокола, которые отправлялись на окраины страны: иногда одни, а иногда вместе с попавшими в опалу или плен людьми. Так, при царе Алексее Михайловиче в глухие русские провинции были сосланы многие поляки и литовцы и вместе с ними - их пленные колокола. Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые по указу, а потом перевязанные лыком ( однако некоторые считают, что это были обычные колокола более простой отделки.)

В Никольской церкви был помещен один пленный колокол, взятый при царе Алексее Михайловиче во время войны с Польшей: 1575 года отливки, с изображением трех лилий и со старинной надписью на иностранном языке: "Вся надежда на колокол из Шена во Франции" - так представили ее перевод в виде рабочей гипотезы современные специалисты. Этому пленному колоколу "повезло" - он не был отправлен в какую-то далекую ссылку, а остался в стольном граде Москве, да еще на красивой центральной церкви. После же закрытия Никольского храма в 1927 году его передали в музей в село Коломенское.

Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал и радостные, и печальные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм, он побуждал к внутренней молитве. И согласно церковному уставу красным именовался звон колоколов на Страстной неделе. Здесь, в Никольской церкви, расположенной близко к Кремлю, все колокола были подобраны "в один тон, и звук от них был приятный", - писал один из далеких современников, слышавших ее звон. Посему эта церковь называлась еще "у хорошего звона".

В конце 1922 года Никольский храм был захвачен какой-то "Свободной трудовой церковью", в 1925 году предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла, и ее только включили в список объектов, предложенных к этой постановке.

Святыни :: Николо-Богоявленский морской собор

День памяти: 22 мая нов. стиля/ 9 мая ст. стиля; 19 декабря нов. стиля/ 6 декабря ст. стиля.


Расположение: южная часть верхнего храма.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
         

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
         

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
          

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
          

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
          

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
        

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне.
        

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

Никольский собор (Казань) — Википедия

Нико́льский собо́р в Казани — храмовый комплекс Казанской и Татарстанской епархии Русской православной церкви, расположенный в Вахитовском районе Казани, на улице Баумана. С 1946 года действует как кафедральный собор[1].

Ансамбль Никольского собора является памятником культовой архитектуры и городской достопримечательностью.

Из писцовых книг Казани и Казанского уезда известно, что в 1565 году на месте Никольского собора действовала деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, именуемая «церковью Николы Боровского»[2].

Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне.

Возможно, что примерно тогда же была возведена летняя Покровская церковь, представляющая собой каменный шестистолпный трёхапсидный храм. Сведения о её возникновении противоречивы: даты, указанные на антиминсе (1696 год) и в клировых ведомостях (1703 год), могут относиться как к обновлению уже существовавшего храма, так и ко времени его постройки[3].

В 1720-х — 1730-х годах у Покровской церкви была построена пятиярусная колокольня[3].

В 1834—1871 годах в приходе Николо-Низской церкви служил священник Михаил Павлович Полетаев (1814—1871), сын священника этой же церкви, выпускник Казанской духовной семинарии 1834 года. При нём в 1857—1862 годах был выстроен двухэтажный каменный дом причта[3].

Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, основную массу прихожан составляли люди низкого достатка[3]. Однако, благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831—1903), служившего здесь в 1871—1903 годах, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма[3]. Основные средства на постройку нового здания Николо-Низской церкви предоставили члены строительного комитета купцы Павел Васильевич Щетинкин, Василий Иванович Заусайлов, Александр Никифорович Свешников и Григорий Николаевич Горинов (их имена увековечены в мемориальной доске на стене храма). Только Г. Н. Горинов был прихожанином и старостой этой церкви, все остальные жертвователи жили в других приходах[1].

В 1883 году старая тёплая Николо-Низская церковь была разобрана, и через два года, в 1885 году, выстроено новое здание — бесстолпный одноглавый одноапсидный храм в эклектичном стиле с элементами классицизма[3].

В 1892 году была обновлена холодная Покровская церковь. Считается, что именно тогда, после частичной перестройки, она стала пятиглавой[3].

В 1930 году, ввиду антирелигиозной государственной политики, Николо-Низская церковь была закрыта. Ко времени возрождения Казанской епархии в 1942 году единственным действующим храмом Казани была кладбищенская церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.

При архиепископе Гермогене (Кожине), в октябре 1946 году, в Казани зарегистрировали вторую православную религиозную общину, которой передали Николо-Низскую и Покровскую церковь. Она получила статус Никольского кафедрального собора. Приставной престол собора для совершения ранних литургий освящён в честь 40 севастийских мучеников[1].

Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный храмовый комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящих колокольни и часовни, а также ряда церковно-административных зданий[1].

Николо-Низская церковь[править | править код]

Церковь именовали упрощённо Николо-Низской, чтобы отличать от других казанских храмов Святого Николая Чудотворца (например, от церквей Николы Тульского, Николы Вешняковского, Николы Ляпуновского, Николы Ратного), некоторые из которых находились в нескольких десятках метров от неё; а «Низской» она называлась из-за того, что располагалась ниже по рельефу, чем рядом стоящая церковь Николы Гостиного[4]. Нередко также употреблялось обозначение «Николо-Нисская церковь», зафиксированное в законе о придании церкви статуса памятника.

Кирпичное, оштукатуренное здание Николо-Низской церкви (Церкви Во Имя Святого Николая Чудотворца) с декоративным убранством фасадов в эклектичном стиле является характерным примером архитектуры конца XIX века.

Объёмная композиция бесстолпного, одноапсидного, одноглавого храма строго симметрична и соответствует классической схеме построения[4][5].

Парадный вход в церковь размещён по центральной оси западного фасада, расположенного со стороны улицы Баумана (бывшей Большой Проломной), и акцентирован с двух сторон прямоугольными нишами[4]. Второй вход сделан с южного фасада со стороны церковного двора.

Двухъярусный объём здания обработан плоскими лопатками, которые украшены профилированными филёнками. Прямоугольные окна второго яруса обрамлены сложными наличниками с элементами полуколонок и завершены сандриками. Лепной декор фриза носит геометрический характер и чередуется с триглифами, размещёнными над лопатками[4][5].

Здание венчается фигурным аттиком и завершается главкой на гранёном барабане[5].

Дом причта[править | править код]

Дом причта — классическое двухэтажное здание с фронтоном, построенное рядом с Николо-Низской церковью в середине XIX века.

Покровская церковь[править | править код]

Вид на Покровскую церковь с колокольней с Профсоюзной улицы

Покровская церковь (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) является ценным памятником архитектуры русского барокко конца XVII — начала XVIII века.

Шестистолпный трёхапсидный храм выложен из кирпича и оштукатурен. Он имеет пять луковичных главок, выполненных в византийском стиле.

Двухсветный, почти кубический объём храма расчленён висячими плоскими лопатками, завершается полуциркульными закомарами, которые украшают поребрик. Полуциркульные оконные проёмы обработаны пышными барочными наличниками с килевидными сандриками. Центральный световой барабан и меньшие по размерам четыре угловых барабана украшены ажурным поясом[4][5].

Сохранились древние детали обработки стен и барабанов, увенчанные шлемовидными главками. Внутри храма сохранилась также фресковая роспись на библейские и евангельские сюжеты, в виде отдельных сцен на сводах, ярусах, на стенах и столбах. Иконостас алтаря изготовлен в XVIII веке и хорошо сохранился[4][5].

В алтарной части храм соединён с Николо-Низской церковью.

Колокольня[править | править код]

Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко.

Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой тёмно-зелёного цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей[4][5].

Уменьшающиеся кверху по объёму восьмерики колокольни украшены узорными резными деталями и полуколоннами из кирпича. Арочные проёмы обрамлены наличниками. Пышный, характерный для барокко пояс из балясин опоясывает третий и подзвонный ярусы[4][5].

Покровский кафедральный собор (Казань) — кафедральный собор Русской православной старообрядческой церкви в Казани.

  1. 1 2 3 4 5 Никольский кафедральный собор // Сайт Казанской епархии «Православие в Татарстане».
  2. ↑ См.: Писцовые и переписные книги // РГАДА. — Ф. 1209. — Оп. 1. — Кн. 152. — Л. 1; Список с писцовых книг по городу Казани с уездом, 1566—1568 гг. / Составлен профессором Московской духовной семинарии К. И. Невоструевым в 1852 году. — Казань: Тип. Казанского ун-та, 1877; Материалы по истории Татарской АССР. Писцовые книги города Казани. 1565-68 гг. и 1646 г. — Л., 1932. — С. 1-71; Ермолаев И. П. Казань по писцовой книге 1565—1568 годов // Страницы истории Казани. — Казань, 1981. — С. 3-15.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 См.: Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Липаков Е. В., Середа Г. И., Якимов И. В. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков) / Отв. ред. д.и.н., проф. Ю. И. Смыков. — Казань: Издательство «Фест», 1998. — 304 с. — ISBN 5-900866-06-8
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Остроумов В. П. Комплекс храмовый… // Казань в памятниках истории и культуры / Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань: Татарское книжное издательство, 1982. — С. 179—180.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Храмовый комплекс 18-19 веков (недоступная ссылка) // Сайт Министерства культуры Республики Татарстан на Портале правительства Татарстана.
  • Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. — М: ИНДРИК, 2009. — С. 326—329. — 400 с.
  • Дульский П. М. Памятники Казанской старины. — Казань, 1914. — С. 97.
  • Дульский П. М. Казань XVI—XVIII столетий. — Казань, 1943. — С. 12.
  • Заринский П. Очерки древней Казани, преимущественно XVI века. — Казань, 1877. — С. 121.
  • Остроумов В. П. Казань. Очерки по архитектуре и планировке города. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978.
  • Рычков П. Опыт Казанской истории древних и средних времён. — СПб., 1767. — С. 177.

Никольский морской собор в Петербурге: история, иконы и адрес

Богоявленский Никольский морской собор является одной из главных святынь Санкт-Петербурга. Это ярчайший памятник церковной архитектуры, выполненный в классическом стиле елизаветинского барокко. Священнослужители собора ежегодно окропляют русских моряков, благословляя на дальние плавания.

Начало строительства

Местом заложения первого камня часовни в середине 18 века недаром был выбран город Петербург. Никольский морской собор строился для эспланады Адмиралтейства. И именно в Петербурге была главная судоверфь империи. В то время работники флота жили в так называемой Морской слободе. Духовенство вынуждено было селиться и проводить службу в обычных домах. Однако в 1730 году руководство флота решило выделить для священников отдельную деревянную хижину, которую впоследствии переоборудовали в церковь. Вскоре возле святыни выросла небольшая часовня.

Только в 1752 году по ходатайству адмирала Михаила Голицына императрица Елизавета разрешила возвести за счет казны каменное сооружение в честь Николая Чудотворца. Руководить проектом было поручено архитектору Савве Чевакинскому. В июне 1753 года строительство вступило в начальную стадию. Тем не менее около трех лет велись подготовительные работы.

В 1756 году началась отделка и декорирование храма. Единственной проблемой было изготовление специальных металлических конструкций, которые представляли собой каркасы для глав. Для этого зодчим неоднократно приходилось ездить за деталями на тульский завод П. Демидова. Осенью 1760 года Свято-Никольский морской собор был полностью построен. Следующий шаг – оформление интерьера. Эти работы были заблаговременно завершены к лету 1762 года.

На протяжении долгих лет храм стоял без изменений, выдерживая одно наводнение за другим. Тем не менее многие части здания требовали срочной замены. Реконструкция святыни началась только к середине 19 века с главных ворот и лестницы. А в 1901 году в соборе были установлены печи для обогрева помещения. Вскоре в храм завезли новый жертвенник и престол.

Тяжелые времена

В годы Октябрьской революции Никольский морской собор вынужден был изменить свой статус. В здании проводились собрания и заседания большевиков. Весной 1922 года из церкви были изъяты все ценности. Общий вес конфискованной на благо советской власти утвари составил около 330 килограмм.

Никольский морской собор и его служители переживали сложные времена. Перед священниками то и дело вставала угроза ареста в связи с донесениями о подстрекательстве и измене родине. В октябре 1922 года епископа Алексея и наместника Николая сослали в Среднюю Азию за публичный доклад о произволе советской власти. Многочисленные жалобы прихожан не увенчались успехом. Мало того, вскоре из храма были вынесены все оставшиеся иконы и оклады. В 1934 году были сняты все колокола, вес которых составил более 20 тонн. Продолжались аресты священнослужителей и прихожан.

Полное восстановление работы храма началось только летом 1941 года, после того как собор получил статус кафедрального. В годы войны экстерьер его сильно пострадал, однако работы по реконструкции были выполнены за считаные месяцы.

Современная жизнь

Сегодня Никольский морской собор является одной из самым посещаемых святынь Петербурга. По выходным здесь проводятся лекции об основах Библии для всех желающих. На занятиях также обсуждается жизнь Петербургской епархии, рассказывается о вреде, который причиняют душе экстрасенсы и прочие магические вмешательства в человеческую жизнь.

При храме функционирует школа-интернат, где регулярно совершаются молебны. В праздничные дни дети могут посещать богослужения и даже принимать в них участие. Кроме того, духовенство собора взяло попечительство над Максимилиановской и Николаевской больницами, военно-морским госпиталем и другими медицинскими учреждениями.

Особенности архитектуры

Никольский морской собор был возведен по образцу Астраханского храма, который очень нравился Петру I. Тем не менее он обладает рядом отличий от всех остальных русских церковных сооружений. Многие морские храмы имеют в основании форму традиционного креста, подчеркивающую их принадлежность к Христу Спасителю. Некоторые здания внешним видом символизируют корабль, который ведет прихожан к пристани спасения. Чаще всего в основании собора лежит круг. Никольский храм выполнен в форме восьмигранного креста.

Церковь венчают 5 позолоченных куполов. Центральная башня является восьмигранной. На каждом куполе расположен большой ажурный крест.

Помещение собора условно разделено на 2 зала: верхний и нижний. Каждый из них украшен историческими образами. Верхний зал задекорирован яркими нефами и золотыми узорами. Нижний – скульптурами и алтарем. Стоит отметить пятиярусное паникадило, над которым парит ангел с венцом и пальмовой ветвью в руках.

Святыни собора

Главной иконой Никольского храма является образ Николая Чудотворца, написанный еще в 17 веке в Греции. Святыня выполнена в мягких сине-голубых тонах, подчеркивающих принадлежность к морской тематике. Икона украшена драгоценными камнями и мозаикой. Частица мощей святого находится в его медальоне в центральной части образа.

В Никольском соборе хранится около трех десятков икон. Это образ Божией Матери Тихвинской, Креста Господня, Иоанна Кронштадского, Ксении Петербургской и многие другие. Также одной из главных святынь храма является рака архиепископа Черниговского.

Никольский морской собор: адрес и службы

Храм открыт для всех желающих с 7.00 часов утра до 22.00 вечера.

В нем регулярно проводятся ритуалы крещения, покаяния, причащения, миропомазания, венчания и другие священные таинства.

Морской собор находится на Никольской площади, д. 1/3, возле станций метро "Спасская", "Сенная" и "Садовая". К территории церкви постоянно курсирует пассажирский транспорт. До храма можно доехать на автобусе, трамвае и маршрутных такси.


Смотрите также

Описание: