Где находится нагорная дубрава в воронеже


Поход "по следам" Большой Воронежской экотропы. Нагорная дубрава. — DRIVE2

В преддверии Дня России собрались мы с мужем сестры — Феликсом, и Нордом в 2-х дневный пеший поход.

При выборе маршрута основным критерием было — ночевка у реки. При этом интересность и живописность самого маршрута была тоже не самым последним критерием. Приглянулся нам маршрут от Воронежа до поселка Рамонь через нагорную дубраву, вдоль Воронежского водохранилища и реки Воронеж. Места очень живописные и исторически интересные, по этим местам проходит Большая Воронежская экологическая тропа. Мы не стремились идти точно по маршруту тропы, просто шли в том-же направлении, иногда по тропе, а иногда параллельно ей.
Преимуществом этого маршрута еще было то, что Феликс живет в Воронеже, я в Рамони. Ему удобно добираться до начала маршрута, а мне удобно в конце, так как финиш у меня дома.

Июньским свежим утром выходного дня мы встретились в Воронеже на примыкающей к нагорной дубраве улице Ломоносова (остановка Детская областная больница), и отправились в поход.

Полный размер

Феликс с Нордом на старте

Полный размер

Мы с Нордом на старте

Сначала наш путь пролегал через лес на северо-восток, к берегу Воронежского водохранилища. Когда немного отошли от домов, я отвязал Норда. Он за неделю соскучился по лесу — бодро побежал вперед разведывать дорогу. А мы с феликсом неспеша шли за ним, привыкали к весу рюкзаков, общались.

Для ночевки мы взяли 3-х местную однослойную легкую палатку, туристические коврики, летние спальные мешки, куртки-ветровки, теплые носки. Днем прогноз погоды обещал температуру +20 градусов, а ночью +10 и возможный дожь. Поэтому ночевка ожидалась не очень теплой.

Общая протяженность нашего маршрута по карте составлет порядка 32 км. Первый день — 16 км от Воронежа до поселка Чертовицкое. Второй день тоже 16 км от поселка Чертовицкое до поселка Рамонь. Маршрут небольшой, но это только по карте. Фактически мы прошли значительно большее расстояние.

Неспеша за разговорами вышли на высокий крутой берег Воронежского водохранилища. Могучие кроны деревьев закрывают вид на водохранилище. Облака постепенно освобождают небо, погода сегодня обещает быть хорошей. Дальше держим путь по склону на север.

Полный размер

Вид на Воронежское водохранилище

Тропа постоянно петляет, спуски чередуются с подьемами. Выходим на экстремальную велосипедную трассу, идем по ней, позже опять выходим на тропу.

В этих местах велись сражения за Воронеж в Великую Отечественну Войну. Об этом напоминает большое количество канав от былых окопов, заросших деревьями и травой.

Холм, по которому мы шли, постепенно заканчивается, тропа пошла в низ, и выходит к ограждению из колючей проволки. Обхода в пределах видимости нет. За забором идет дорога на намытый остров, к водоподьемной станции. Немного прошлись вдоль забора и нашли место с провисшей "колючкой". Перелезли через забор и оказались возле Кордона лесника, в других источниках Кордон лысегорский (51.741718, 39.225718). Слева видны закрытые ворота с привязанной на цепи немецкой овчаркой, стоит машина, людей нет, а мы находимся на закрытой территории. Немного походили по территории, прошли мимо какого-то огорода и нашли в зарослях калитку, ведущую за территорию. Вышли за территорию, оглядываюсь по сторонам, а Норда нет. Пришлось возвращаться обратно, чтобы забрать Норда от овчарки. Он нашел себе подружку и они мило игрались.

Дальше тропинка пошла по низу, вдоль воды. Через пару минут мы вышли к роднику и сделали там привал (примерные координаты 51.743140, 39.226737).

Полный размер

Полный размер

Вокруг родника можно наблюдать центрально-черноземные джунгли во всей красе.

Полный размер

Полный размер

За родником начинается поселок Рыбачий.

Мы не спеша гуляли по тесным улочкам поселка с плотной застройкой, фотографировали, выходили на лодочные причалы. Иногда общались с доброжелательными дачниками. Стоило начать фотографировать какой-нибудь интересный домик, хозяева сразу приглашали зайти во двор. В поселке царит какая-то праздничная атмосфера, и атмосфера советсткого села. Когда все друг друга знают, общаются при встрече на улице."Общие" дети играют в чьем-то дворе, а обедать идут в другой двор… В общем идиллия!

Полный размер

Поселок Рыбачий. Фото Феликса.

Полный размер

Воронежское море

Полный размер

Юный рыбак

За поселком мы разместились на привал на удобной лавочке с красивым видом на водохранилище.
Попили воды, подкрепились арахисом.

Полный размер

Следующая наша цель — трехсотлетняя сосна. Сосна находится не совсем по пути, от воды нужно пройти около 700 метров в глубь леса. Дошли до сосны, но к великому сожалению историческое дерево полностью засохло.

Полный размер

Возвращаемся к воде, по пути сворачиваем через мокрый лог к роднику, чтобы набрать воды на обед.

Ранее обустроенный родник мы застали разрушенным. Видимо причиной разрушения послужили сильные весенние ручьи.

Полный размер

Вода из родника по прежнему течет, но набирать ее не очень удобно. Посмотрели по карте, дальше по маршруту есть еще один родник, решили набрать воду там. Идем дальше.

На водохранилище встретили подводного охотника, поинтересовались уловом. Он показал нам единственную добычу — небольшую щуку грамм на 400, и предложил ее нам. До вечера она бы испортилась, поэтому мы любезно отказались.

Обозначенный на карте родник оказался практически засохшим, набрать воды не получится. Нам пришлось вернуться к предыдущему роднику.
В роднике выкопали ямку, дожда

Воронежская нагорная дубрава | ООПТ России

С экологической точки зрения это наиболее благоприятная, удаленная от промышленных загрязнителей, территория. Она имеет хорошую транспортную доступность и высокие природно-эстетические качества. Здесь расположены довольно крупные рекреационные и оздоровительные центры, сформировались новые селитебные зоны.
В результате увеличения нагрузки на природные комплексы возникла необходимость регулирования рекреационного лесопользования, разработки системы охраны и неистощительного природопользования, одновременно создающей благоприятные условия для отдыха и обеспечивающей улучшение, сохранность и использование природного комплекса в рамках его экологической емкости.
Увеличение рекреационной нагрузки приводит к формированию полянно-куртинных комплексов с травянистым покровом из опушечных и луговых видов, который впоследствии частично или полностью разрушается.
На состояние лесных экосистем существенное влияние оказывает воздействие человека. Проявляясь во все сезоны года, особенно заметно оно сказывается весной, после таяния снега, и в раннелетнее время, когда почва в наибольшей степени подвержена уплотнению. Конкретным проявлением повышенной рекреационной нагрузки является густая сеть тропинок, прогалин и полян в лесу с сильно уплотненной почвой. В местах с уплотненной почвой наблюдается групповое и массовое усыхание деревьев дуба.
Жизнеспособные деревья при сильной степени рекреации в дубравах составляют 32 %, при слабой – 64 %, в среднем жизнеспособные деревья составляют лишь около половины древостоя (47 %). В насаждениях, непосредственно прилегающих к городской черте, поселкам, турбазам, их доля снижается до одной трети.
По материалам исследований и литературным данным напочвенный покров лесных насаждений Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области представлен 2 отделами (покрытосеменные и папоротниковидные), 3 классами (двудольные, однодольные и папоротниковые), 15 порядками, 20 семействами, 29 родами и представлен 31 ботаническими видами.
Выявленные редкие виды травянистых растений, произрастающие на территории государственного природного заказника областного значения «Воронежская нагорная дубрава», подлежат охране. К ним относятся занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Воронежской области: плаунок топяной – (Lycopodiella inundata L.), пальчатокоренник мясокрасный(Dactyl orhiza incarnata L.), дремлик болотный (Epipactis palustris L.), двулепестник парижский (Circaea lutetiana L.), зубянка пятилистная (Cardamine quinquefolia L.), кострец бенекена (Bromopsis benekenii L.), циррифиллюм волосоносный (Cirrhyphyllum piliferum L.).
В пределах Правобережного участкового лесничества Пригородного лесничества Воронежской области требуют охранных мероприятий такие растения как вороний глаз (кв. 8, 9, 12), фиалка душистая (кв. 2, 4), хохлатка Маршалла, купена многоцветковая (кв. 13), ятрыжник пятнистый (кв. 4, 8), щитовник мужской (кв. 5), колокольчик персиколистный (кв. 5, 6,7), купена лекарственная (кв. 7, 8), хохлатка Шребера (кв. 28), хохлатка Галлера (кв. 2, 4) и другие.
На территории государственного природного заказника областного значения отмечено18 видов насекомых, 1 вид пресмыкающихся, 1 вид птиц и 1 вид млекопитающих занесенных в Красную книгу Воронежской области.

ВОРОНЕЖСКАЯ НАГОРНАЯ ДУБРАВА ВНОВЬ В ОПАСНОСТИ: pavel_popov2016 — LiveJournal

ТАК ЛИ НЕОБХОДИМА ЗДЕСЬ НОВАЯ АВТОСТРАДА? СТРОИТЕЛЬСТВО ВЫЗОВЕТ ГИБЕЛЬ САМОГО УНИКАЛЬНОГО ЛЕСА И МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К МАСШТАБНОЙ ГОРОДСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ
Павел ПОПОВ,
кандидат исторических наук,
член Союза писателей России

(Начало. Продолжение см. на следующей странице журнала:
ВОРОНЕЖСКАЯ НАГОРНАЯ ДУБРАВА ВНОВЬ В ОПАСНОСТИ-2
https://pavel-popov2016.livejournal.com/3711.html)

Вначале – спасибо "Большой Воронежской Экологической тропе" и всем неравнодушным людям, распространивших в сетях сюжет из телевизионных новостей. И спасибо телевидению:
------------------------------------------------------------------------------ .
Большая Воронежская Экологическая тропа
вчера в 20:45
Что же останется от Нагорной дубравы в скором времени? Планируемое строительство дороги, с одной стороны, и невключение Нагорной дубравы в состав Зелёного пояса ( за исключением территории "Олимпика"), с другой!
Для строительства дороги через Нагорную дубраву в Воронеже придётся вырубить 2 км леса

http://vestivrn.ru/video/news/dlya-stroitelstva-dorogi-cherez-nagornuyu-dubravu-v-voronezhe-pridtsya-vyirubit-2-km-lesa_2017-10-17_22-25.mp4

---------------------------------------------------------------------------------

Итак, вновь реанимирована эта ужаснейшая идея – провести автодорогу через Воронежскую нагорную дубраву (Русский лес) и новые Отрожские мосты. Настоящий ужас – вовсе не в вырубке конкретного количества дубов или лиственниц на конкретной длине леса. Идея влечет убийственные последствия, о которых, может, даже и не ведают чиновники, которые, как можно предположить, очень далеки от понимания природы, а значит, от многих насущных потребностей города.

Во-первых, эта дорога означает уничтожение лучшей, наиболее уникальной части дубравы, которая не случайно раньше всех получила статус охраняемого памятника природы (с 1998 года, «Старовозрастные участки Воронежской нагорной дубравы»). За эти прошедшие два десятилетия «участки» уже понесли огромные потери. Одни могучие дубы засохли сами. Другие уничтожены во время прорубания больших «тоннелей» возле ЛЭП и по трассе нового водовода, по поводу чего уже не раз сожалела общественность (а противозаконную рубку вдоль ЛЭП констатировали природоохранные органы). Даже общая территория памятника почему-то сократилась более чем на 10 га (по официальным данным, первоначальная площадь – 84 га, нынешняя – 71,5 га).

Конечно, дальше к северу, до Староживотинного и Рамони, остается еще немало уникальных уголков дубравы. Но все-таки около Воронежа давно были самые примечательные рощи 100–250-летних дубов. Многие десятилетия их сберегали потому, что они рядом с городом. А еще здесь, возле опушек и других открытых солнцу участков, собственно дубы росли лучше, чем в темной чаще. Во многих других местах теперь более заметны клены и другие «черные» деревья дубравы, есть и вкрапления искусственных посадок сосен. Вот и в телесюжете нам показали клены и сосны, а дубов почему-то не видно (впрочем, спасибо создателям сюжета за любовь ко всем участкам леса).

На фотографиях вы видите участки дубравы, которые совсем исчезнут с лица земли в случае прокладки новой автотрассы:


Во-вторых, это будет уничтожение любимой и самой ближней зоны отдыха очень многих горожан – между городскими кварталами и санаторием имени Горького. Здесь зимой издавна катались на лыжах, начиная путь у базы «Буревестник» и спускаясь в воспетую биологами и географами балку Ржавец. Здесь весной ходят на встречу с подснежниками, а летом тут пролегает дорога к популярному пляжу по соседству с санаторием имени Горького. Здесь гуляют целыми семьями, много матерей с колясками.

В-третьих, дорога пройдет в непосредственной близости от санатория имени Горького – лечебницы федерального значения, которая как раз благодаря лесу славится своим целебным воздухом, подходящим для излечения от сердечно-сосудистых заболеваний. Сейчас пациенты санатория дышат кислородом, гуляя по специально проложенным лесным тропам, в том числе и непосредственно на месте задуманной трассы. Чем они будут дышать впоследствии? Уже сейчас, после большой рубки деревьев по линии ЛЭП, в санаторий стал проникать шум машин с улицы Ломоносова. Можно представить, что будет после прокладки убийственной крупной трассы. Она повлечет вырубку очень широкого «коридора» – собственно, не только для прокладки асфальтовых полос, но и по краям от полотна, в чем можно убедиться на примере недавнего расширения трассы М-4 «Дон». А учитывая пересеченный рельеф местности, придется строить эстакады, сложные развязки и т.д. Будут сложности и с ЛЭП: автодорога должна или пересекать ее, или как-то идти в обход по лесу. Кстати, в случае реализации губительной идеи вход на Большую экологическую тропу также будет перегорожен автодорогой. Получается, в лучшем случае можно будет пройти где-то под эстакадой, наподобие того, как сейчас мы входим в Центральный парк «Динамо» (где в свое время также вырубили 150-летние дубы, описанные во многих книгах).

Погибнет огромная, глубокая балка Ржавец ( в древности - знаменитый Казарский лог) с остатками родников и ручьев, - балка, которая уже сама по себе - редкий памятник природы. А ведь еще в 1980-е годы ученые описывали здесь логовища кабанов и оленей! (Ниже см. сканированную статью Ф. Милькова.) Трудно поверить в недавнее сказочное прошлое и в скорое кошмарное будущее. Новая трасса должна пройти где-то по верхнему склону Ржавца или по его бровке. А внизу лог напрямую выходит к санаторию имени Горького. Значит, туда же пойдут шумы и "автомобильный" воздух?


В точности на месте этого маршрута, вдоль улицы Ломоносова задумана автострада. Вместо тихого леса здесь будет транспортный ад.


На переднем плане - 200-летний дуб-великан, который уже совсем засох. Дерево правее - еще живое. Позади видны многоэтажки улицы Ломоносова

В-четвертых, уничтожение главного символа Воронежа, каким, по моему убеждению, должен считаться наш древний дубовый лес. По последним научным исследованиям, причина слова «Воронеж» – именно в этом «вороном», то есть черном, темном лесу. Громадная территория, первоначально покрытая черными стволами и ветвями деревьев, поражала наших предков, первых славян, пришедших сюда в VIII и IX веках. Древние славяне обосновались здесь, поставили свои «грады» и поселки благодаря могуществу и защитной силе того же самого леса. Кстати, непосредственно на месте нарисованной на бумаге трассы пока не выявлены археологические памятники, но это не значит, что их там нет. По закону как раз придется проводить археологические исследования, требующие дополнительных финансовых вложений и длительных затрат человеческих сил. Возле побережья водохранилища могут вскрыться и более древние, дославянские памятники бронзового века и железного века, какие тоже отыскиваются в низовьях реки Воронеж повсеместно.

Подробнее об истории дубравы (реконструируемое название: «Русский лес») и об экологических проблемах можно прочитать в этой книге. Книгу можно бесплатно скачать:

https://cloud.mail.ru/public/Efs2/HuQWbgaWw

Наконец, вне зависимости от зон отдыха, это в целом большой удар по самой уникальной в Центральном Черноземье дубраве. Нигде более в нашем Черноземье не сохранилось такого природного и исторического комплекса: далеко растянувшаяся (примерно на 22 км) дубрава растет на одном месте уже более четырех тысяч лет и хранит под своей сенью уникальные городища и другие памятники археологии и градостроительства. Понятно, что вблизи трасс и эстакад лес будет хиреть целыми кварталами. Напомню, что с 2013 года вся основная часть дубравы – это особо охраняемая природная территория, государственный природный заказник «Воронежская нагорная дубрава», создание которого скреплено исторической подписью губернатора А.В. Гордеева. А по большому счету, это памятник мирового значения (когда-нибудь его признают и таким), учитывая и аутентичную природу (какой осталось мало по соседству с крупными городами Европы), и размеры древнеславянского градостроительного комплекса (больше, чем в древнем дохристианском Киеве). Только можем прославиться и уничтожением европейского достояния.

Теперь – о насущной транспортной проблеме. Думаю, что утверждения по поводу отсутствия альтернативы следует поставить под большое сомнение.

Во-первых, некорректны доводы о том, что северу от Воронежа нет окружной дороги. Такая дорога давным-давно есть – всем известная часть нынешней федеральной трассы М-4 «Дон». В советское время она заблаговременно, дальновидно проложена как раз через эту дубраву, но подальше от края городской застройки и так, чтобы нанести лесу наименьший урон, уберечь основную часть дубравы. Другое дело, что эта окружная далеко от автодороги на улице Антонова-Овсеенко, от выхода улицы на Московский проспект. Значит, если от развязки Антонова-Овсеенко – Московский проспект пробивается новая трасса в сторону улицы Ломоносова, речь должна идти уже о внутригородской окружной дороге.

Во-вторых, поиска альтернатив не видно. В последние десятилетия недавние горе-градостроители застроили жильем те поля рядом с дубравой, которые, по замыслу советских проектировщиков, как раз должны были отойти под логическое продолжение трассы от развязки Антонова-Овсеенко – Московский проспект. Теперь здесь и многоэтажные дома улицы Ломоносова (они продолжают расти), и коттеджный поселок «Лесная поляна». Можно было построить несколько дорог на пустом месте. А ныне для дороги оставлена лесная зона! Будущие поколения воронежцев с полным основанием будут говорить об экологическом преступлении. Значит, на ошибках надо учиться. Видимо, после грядущего строительства новой развязки уже не уйти от того, чтобы не задеть самый край дубравы. Но где же попытки устроить дальнейшую дорогу на месте вырубаемых фруктовых садов в районе улицы Ломоносова или застраиваемых полей возле Центрального парка? Увы, сады и поля застраиваются. Конечно, если продолжать отводить участки под застройку и не искать альтернативы, она не появится.

В-третьих, проект строительства (в духе генплана города 2008 года) нового моста через водохранилище там, где проходят железнодорожные Отрожские мосты, а также грандиозной трассы от моста через дубравы (а в другую сторону – не менее грандиозной трассы где-то на месте малоэтажных кварталов Отрожки?) может претендовать на «проект века», с громадными затратами государственных средств. Конечно, каким-либо строителям-автодорожникам выгодно заполучить такой масштабный проект. Но разумен ли такой подход с государственной точки зрения? Я часто езжу по улице Ломоносова, и, на мой взгляд, пока она вполне справляется с потоками транспорта – после той разумной реконструкции, которая была недавно предпринята при участии избиравшегося мэра А.В. Гусева. Часто пробка скапливается возле Берёзовой рощи, а вдоль дубравы как раз проезд свободный. Так почему бы и дальше не действовать в разумных пределах? Почему не направить средства, скажем, на выкуп и снос малоэтажной застройки в районе Ломоносова, на расширение улицы, на перенос столбов и тротуаров? Даже охраняемыми искусственными парками СХИ и ЛТИ (называю их по-старому) можно было бы частично пожертвовать в угоду бесценной природной дубраве. Я не утверждаю, что именно так должно быть. Нужно общественное обсуждение всех возможных вариантов (привлекательных и непривлекательных) с привлечением различных ученых и в первую очередь, конечно, экологов.

И вот еще какое коварство: сначала планируется прокладка дороги в дубраве и только в следующую очередь - строительство моста! Вырубят заповедный лес на всю ширину, до мостов, вместо того, чтобы задеть его по краю и вывести дорогу на существующий излом улицы Ломоносова, - а потом выяснится, что план сооружения нового супермоста окажется утопическим...


Иллюстрация с сайта vestivrn.ru

В-четвертых, разве не приоритетны затраты для разрешения самых вопиющих транспортных проблем внутри Воронежа, а именно – для ликвидации давно опостылевших пробок, какие случаются, в частности, на Московском проспекте в районе виадука у Заставы или возле виадука «проспект Революции – улица Ленина»? И причина пробок вполне очевидна: нет таких транспортных дублеров, которые прошли бы через дополнительные виадуки над линией железной дороги. Очень вовремя власти обеспокоились реконструкцией улицы Солнечной как дублера. Но улица тупиковая, упирается в проспект Труда, не имеет необходимого выхода над железной дорогой. Так где же попытки решить эту проблему? Может, нам направить первоочередные средства не на грандиозный проект убийства природы, а на проекты расширения существующих виадуков или строительства новых?


Такие дубы, из числа особо охраняемых, будут уничтожены в случае прокладки новой окружной автотрассы. Снимки были опубликованы «В Контакте» сообществом «Вантит» в 2013 году. Тогда дубы удалось отстоять... А теперь?


В 2011 году разгорелся скандал по поводу вырубки дубов вдоль ЛЭП на территории "Старовозрастных участков дубравы". Тревогу забили общественное движение "Вантит" и областное Управление по экологии и природопользованию. Местами удалось сохранить дубы, назначенные под вырубку. Их не уничтожили, а обрезали, и теперь эти инвалиды засыхают постепенно.


Балка Ржавец (в древности Казарский лог). Название - от ручья "ржавого цвета". Лог пересох во многом из-за того, что над ним теперь не поля и лесополосы, а многоэтажная застройка. Вдали виден один из домов улицы Ломоносова. В случае строительства автотрассы этот вид кардинально изменится. Наверху горы будет не лес, а именно крупная трасса около города, и за ней - уже не прикрытые деревьями каменные джунгли



"Балка Ржавец". Статья видного воронежского и российского ученого-географа, автора учебников по исторической географии СССР Ф.Н. Милькова. Газета "Коммуна", 17 декабря 1985 г.
Счастливый ученый: немного не дожил до того времени, когда вместо заповедной экологической тропы предлагается крупная автотрасса! И как деградировали за какие-то 30 лет природоохранные приоритеты городских властей!

В-пятых, не случайно до сих пор нет никакой конкретной схемы: как может пойти трасса дороги. Чиновники ссылаются на то, что конкретику будут разрабатывать в проекте. А теперь представьте, с какими великими трудностями столкнутся проектировщики. Как раз в этом месте - ЛЭП с ее охраняемой зоной. Рядом - глубочайший овраг. Шаг вправо - санаторий, шаг влево - детская больница, в третью сторону - территория водозаборов, в четвертую - гора и так далее. Это вам не просто заросли леса. Кошмарнее задачи и не придумать для проектировщиков!

…В любом случае не лучший способ – замыслить дорогу там, где ее проще всего начертить на карте на месте уникальнейшего заповедного леса. Хотим быстрее ездить сегодня – вырубаем очередную полосу леса. Завтра вырубаем еще одну, послезавтра следующую… И так – пока не уничтожим весь лес до Рамони?

Страшно, что изменилось само отношение к лесу, к деревьям. В советское время лелеяли каждый дуб и каждую сосну и из-за них изгибали дороги. Теперь рубят деревья налево и направо. Нам рекламируют якобы прекрасные многоэтажные микрорайоны возле леса и рисуют радужную жизнь с гуляньями в лесу, а мы часто не осознаём, что гулянья могут закончиться уже при жизни нынешнего поколения - они детям не достанутся, так как лес, прижатый микрорайоном или дорогой, вымрет. Будущие поколения останутся без кислорода и без родниковой воды, хранимой лесами. Человек зарвался в погоне за деньгами и комфортом и совсем перестал понимать, что не человек главнее природы, а природа главнее человека, что она накажет его очень скоро!.. Впрочем, понимают это очень многие воронежцы. И у меня всё-таки остаётся большая надежда, что они победят человека зарвавшегося. Даже в наше время. Или хотя бы придержат его за руки, пока не настанет другое время.

Ведь это, по большому счету, не вопрос о вырубке двух километров леса. Это вопрос о безопасности жизни горожан, который будет связан с нехваткой кислорода и отсутствием мест для оздоровительного отдыха.
И еще одно замечание. Спасибо и газете «Моё». Она одной из первых написала про новый проект окружной магистрали. Она озвучила также и инициативу одной из общественных организаций по поводу южных развязок. Предлагается построить Южный мост на 2,5 км южнее, чем в генплане Воронежа. Опубликовано недоумение: почему предусмотрено «строительство Южного моста в одном из самых глубоких и широких мест водохранилища»? (См.: http://www.moe-online.ru/news/view/371158.html). Да потому, что южнее – сама

У воронежской Нагорной дубравы нашлось культурное значение

Ученые намерены добиться статуса объекта культурного наследия для Нагорной дубравы – старейшего воронежского леса, в котором находятся древние курганы и городища. Особый статус поможет защитить сразу все археологические и природные памятники в границах дубравы. Специалисты сходятся во мнении, что Нагорной дубраве угрожает ряд факторов, один из которых – строительство дороги-дублера улицы Ломоносова.

На проблемы Нагорной дубравы обратили внимание ученые Михаил Цыбин и Виктор Ковалевский, директор музея «Костенки». Они представили общественному научно-экспертному совету при управлении по охране объектов культурного наследия доклад, где отметили, что у большинства объектов Нагорной дубравы не определены границы территории. Среди опасностей для дубравы исследователи назвали создание водозаборов и зон безопасности ЛЭП, а также планы строительства окружной дороги.

Общественный совет при управлении по охране объектов культурного наследия пришел к выводу, что Нагорная дубрава нуждается в статусе «достопримечательного места». Это один из трех видов объектов культурного наследия, который определяется как совместное творение природы и человека, рассказала корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа» председатель общественного совета Татьяна Старцева.

– Сейчас объект существует как рассыпанные бусы. Там более 30 памятников археологии, каждый из которых зарегистрирован отдельно. В таком виде они подвергаются жестоким атакам вандалов. Нельзя сказать, что всегда умышленно, чаще люди просто не осознают, какой вред наносят, – объяснила Татьяна Старцева. По ее словам, статус «достопримечательного места» дает возможность установить границы для всей дубравы целиком, а не для каждого памятника отдельно.

На следующем этапе ученым предстоит оформить заявление о включении Нагорной дубравы в список мест, обладающих признаками объекта культурного наследия. Если заявку одобрят власти и экспертный совет, то объект попадет в перечень выявленных объектов культурного наследия. Потом в течение года для памятника должны определить границы территории и предмет охраны. Далее дубраве предстоит пройти государственную экспертизу. Экспертиза покажет, достаточно ли причин для нового статуса объекта. Кроме того, эксперт укажет, к какому уровню отнести объект культурного наследия – городскому, региональному или федеральному. По словам Татьяны Старцевой, у Нагорной дубравы есть все шансы, чтобы стать объектом федерального значения. Этот статус имеет, например, музей-заповедник «Дивногорье». Пока что Нагорная дубрава – это государственный природный заказник и особо охраняемая территория областного значения.

Если проект пройдет успешно, то территория от санатория имени Горького до Задонского шоссе станет «достопримечательным местом».

Однако в вопросе строительства дороги ученым и властям, скорее всего, придется искать компромисс.

– Дело в том, что в любом случае проект дороги проходит согласование в госоргане охраны памятников. Если проект без нарушений – он пройдет согласование. Поэтому нужно как можно скорее обсуждать эту тему, связанную с достопримечательным местом, – объяснила Татьяна Старцева корреспонденту «Времени Воронежа».

Вероятность того, что проект дороги окажется без нарушений достаточно высока, считает доцент кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГАСУ, краевед Павел Попов.

– Дорога должна пойти по краю, в очень нехорошем месте – рядом с санаторием – но на этом месте пока нет выявленных памятников. Хотя, если будут строить дорогу, на холмах рядом с санаторием придется вести археологическую разведку. Потому что буквально на каждом мысе найдены памятники археологии. Достопримечательное место хотят создать территориально «выше» (севернее – «Время Воронежа») санатория. А дорога должна «ниже» пойти, – объяснил Павел Попов.

Он добавил, что Нагорная дубрава – уникальный комплекс мирового значения и заслуживает особой защиты.

– Таких уникальных мест больше нет не только под Воронежем, но и во всем центральном Черноземье. По одной из версий, именно отсюда произошло слово «Воронеж», поскольку эта темная «вороненая» местность была покрыта огромными дубравами. И памятники здесь не только славянские, но и более древние – бронзовый и железный век. Они остались благодаря этой дубраве. На территории Воронежа они уничтожены, поскольку город их поглотил, – отметил Павел Попов.

Скандал вокруг Нагорной дубравы разгорелся в 2013 году. Власти планировали построить там дорогу, но местные жители отстояли лес. Более того, дубрава получила статус особо охраняемой территории. В 2017 году власти вернулись к идее. В проекте развития транспортной инфраструктуры города до 2020 года четырехполосная магистраль должна стать дублером улицы Ломоносова. Воронежцы раскритиковали инициативу, но городские власти оставили дорогу в проекте.

Дорога через дубраву должна стать частью так называемого «правобережного кольца». Четырехполосная магистраль может связать улицу Ломоносова с транспортной развязкой на примыкании улицы Антонова-Овсеенко к Московскому проспекту.

Автор: Александр Михайлов

Что осталось от древнего государства Вантит под Воронежем

Знаменитая на всю Россию Лысая гора сейчас является ценным археологическим памятником с особой атмосферой.

Когда кто-то из людей употребляет в речи понятие сакральности, он часто невольно сужает смысловую нагрузку этого слова. То есть, для многих сейчас указанный термин означает лишь, как что-то имеющее отношение к религии. Однако понятие сакральности гораздо шире. Под ним следует подразумевать все иррациональное, трансцендентное (то есть, противоположное посюстороннему порядку вещей) и, вместе с тем, святое и самое главное. То есть, сакральным может быть, безусловно, и религиозный объект. Однако этим термином можно назвать и какие-то другие, внецерковные, предметы, места, явления.

В Воронеже есть несколько сакральных уголков для большинства людей. К ним относятся, конечно же, религиозные сооружения (православные храмы, синагога, кирха). Не меньшую святость для людей представляют памятники Великой Отечественной и другим войнам, в которых погибали наши соотечественники. Но есть также в столице Черноземья особое место. Его сакральность воронежцы отметили уже давно, поскольку именно там, во многом, находятся древнейшие истоки не только нашего города, но и всей нашей русской цивилизации. Речь идет о Лысой горе, что расположена в самом начале нынешнего водохранилища.


Этот природный объект с давних пор считают волшебным. Историки считают, что о Лысой горе писали еще древние персидские путешественники. К примеру, у автора Гардизи в сочинении XI века рассказывается о некоем государстве под названием Вантит. Персидский автор описывал ее, как восточнославянскую страну, которая на востоке граничила с волжским племенем буртасов, а на юго-востоке – с Хазарией. И, как раз, центром Вантита, по Гардизи, являлась местность, где стоит Лысая гора. То есть, не исключено, что географический объект был в те времена, когда только-только зарождалась вся наша страна.



К слову, сейчас Лысая гора является археологическим памятником. Там есть 13 насыпей, относящихся к периоду со II тысячелетия до нашей эры до XI века нашей эры. Эти курганы являются скифскими и славянскими могильниками. Частично они уже засыпаны песком, так как вершина Лысой горы постепенно отступает к водоразделу. Природный объект имеет высоту почти в 50 метров над уровнем реки. В обнажении обрыва горы выступают коричневые четвертичные суглинки и белесые сыпучие пески. Не удерживаясь в верхней части обрыва, они осыпаются к его подножию. И именно это угрожает могильникам остаться навечно забытыми.


Так выглядят могильники на Лысой горе


Аморфа кустарниковая на Лысой горе


Огромный валун у подножия природного объекта

Но все это – явления природные. Гораздо страшнее планомерное наступление человека на Лысую гору. К примеру, в начале этого десятилетия общественность Воронежа была возмущена тем, что по курганам власти проложили велотрассу. То есть, отдыхающие ездили едва ли не по костям давно забытых предков. Активисты требовали от чиновников убрать этот велосипедный маршрут и перенести его в другое место.

Еще одним скандалом стала ситуация с соседней от Лысой горы Нагорной дубравой. В городской Думе в 2017 году депутаты предложили проложить дублер улицы Ломоносова через этот природный объект. Инициатива вызвала скандал, и ее пришлось отклонить. После этого ученые Михаил Цыбин и Виктор Ковалевский (директор музея «Костенки») представили доклад общественному научно-экспертному совету при управлении по охране объектов культурного наследия. В этом документе указывалось, что не определены границы Нагорной дубравы. Ученые также обратили внимание на опасность строительства на территории ЛЭП, водозаборов и других сооружений в этом месте.


Старина


Современность

Общественный совет, изучив доклад, пришел к выводу, что Нагорная дубрава нуждается в статусе достопримечательного места. Это понятие входит в разновидность объектов культурного наследия, которое определяется, как творение природы и человека.

То есть, цивилизация постепенно наступает на местность, где расположены и Нагорная дубрава, и, соответственно, соседняя Лысая гора. А ведь все эти территории являются по-настоящему волшебными и сакральными для большинства воронежцев. Вот, что писал в своем ЖЖ блогер ECOLOG2017:

- Здесь, несомненно, есть нечто чарующее - особенно в период осеннего буйства красок. В дубравах мне бывать почти не приходилось - это очень особенный лес, заметно отличающийся и от тайги, и от смешанного. Но, что еще более поразительно - грандиозный славянский курганный могильник, насчитывающий множество погребальных насыпей. Действительно настоящий Некрополь - «город мертвых», тянущийся в некоторых местах, насколько хватает глаз. Но место это не мрачное - оно какое-то особое, и это чувство «особости» не покидает здесь. Кроме того, с Лысой горы открывается потрясающий вид на водную гладь Воронежского водохранилища, - писал ранее блогер.


Вид с Лысой горы на реку

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж

В Воронежской нагорной дубраве засохла 300-летняя сосна. Последние свежие новости Воронежа и области

, Воронеж, текст — Галина Саубанова, фото — Виталий Грасс

Дерево-памятник природы не пережило зиму.

Уникальная 300-летняя сосна в природном комплексе «Воронежская нагорная дубрава» не пережила зиму-2016/17. Дерево недалеко от Воронежского водохранилища засохло, со ствола осыпалась кора.

Реликтовая сосна была единственным хвойным деревом среди дубов в радиусе нескольких километров. Сосна росла рядом с Мокрым логом, в зоне древнеславянских городищ VIII-XI веков, от которых осталось множество могильников и следов построек. Археологические раскопки там запрещены, так как археологам пришлось бы уничтожить деревья на особо охраняемой природной территории.

– Сосна живет в среднем 120-150 лет, затем начинается ее естественное усыхание. А это дерево дотянуло до 300 лет! Реликтовую сосну берегли: чтобы кабаны не чесались о дерево и не сдирали кору, ствол обернули сеткой рабицей. Но, к сожалению, деревья не вечны, – рассказал профессор кафедры лесных культур, селекции и лесомелиорации Воронежского государственного лесотехнического университета (ВГЛТУ) Алексей Чернодубов.

Точную причину гибели сосны смогут назвать специалисты-лесопатологи.

– Деревья гибнут из-за солнечных ожогов, засухи, гриба под названием корневая губка, который особенно опасен для хвойных пород. Но в последнее время деревья массово засыхают из-за понижения уровня грунтовых вод. Влага уходит из верхних слоев почвы в нижние, и корни остаются без воды. В местах пожаров 2010 года, в частности, на Кожевенном кордоне, засыхают совершенно здоровые, не тронутые огнем деревья на опушках. Хотя, казалось бы, у них появилось больше простора и света, улучшились условия для развития. Но раньше огромная масса корней тянула, как насосом, влагу наверх, а теперь грунтовые воды опускаются, и оставшиеся деревья погибают, оставаясь без питания. Справиться с этой проблемой можно, выращивая новые леса, и ежегодно мы заполняем саженцами около 200 га на территории региона, – рассказал главный лесничий учебно-опытного лесхоза ВГЛТУ Александр Свинарев.

Справка РИА «Воронеж»

Уникальная 300-летняя сосна обыкновенная входила в национальный реестр старовозрастных деревьев России вместе еще с четырьмя деревьями, растущими в Воронежской области. Это дуб, произрастающий на правом берегу Воронежского водохранилища, сосна черная на территории памятника природы областного значения «Посадки на улице Дуговой», а также два дуба черешчатых: дуб «Святогор» и дуб на территории центральной усадьбы Воронежского заповедника.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Ученые предложили признать воронежскую Нагорную дубраву достопримечательным местом. Последние свежие новости Воронежа и области

, Воронеж, текст — Ирина Преснякова, фото — Виталий Грасс (из архива)

Статус позволит сохранить археологические памятники в старейшем лесу.

Воронежские ученые Михаил Цыбин и Виктор Ковалевский решили добиться присвоения Нагорной дубраве статуса достопримечательного места (один из видов объектов культурного наследия). Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал Михаил Цыбин в среду, 28 февраля.

Ученые представили свой проект на обсуждение общественного научно-экспертного совета при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области. Совет поддержал инициативу. Следующим этапом станет оформление заявки о включении Нагорной дубравы в список мест, обладающих признаками объекта культурного наследия.

– Нагорная дубрава по сути – музей под открытым небом. Там находятся более 30 памятников археологии, и все это в черте города. Случай уникальный. Городища и курганы в Нагорной дубраве считаются самым хорошо сохранившимся комплектом археологических памятников в восточноевропейской России, – пояснил Михаил Цыбин.

Цель ученых – защитить курганные захоронения и другие объекты, созданные от III века до н.э. до IХ–Х века н.э., от разрушения человеком.

– Люди делают здесь водозаборы, ездят к роднику через дубраву на машинах. Любители экстремальных видов спорта катаются на квадроциклах, велосипедисты и скейтбордисты используют курганы как трамплины. При таком обращении мы можем лишиться значительной части уникального древнего наследия за 10-15 лет, – уверен Цыбин.

Многие археологические объекты на территории Нагорной дубравы уже находятся под охраной государства, однако их границы не определены. Это означает, что следить за сохранностью памятника сложно, так как не ясно, какую именно территорию необходимо охранять. Сейчас четко определенные границы имеет лишь один памятник археологии на территории Дубравы – могильник «II Лысогорский». Определением его границ за свой счет занимался автор Воронежской экологической тропы Алексей Саниев.

Придание Нагорной дубраве статуса достопримечательного места позволит не определять границы каждого объекта отдельно, а объединить их, сделав весь природный заказник объектом культурного значения. Это даст дополнительную юридическую защиту не только природным, но и археологическим памятникам, находящимся на территории дубравы.

Справка РИА «Воронеж»

«Достопримечательное место» – уникальный объект, созданный человеком, или совместное творение человека и природы. Правовой режим такого объекта регулируется федеральным законом «Об объектах культурного наследия». В Воронежской области находятся два объекта, имеющие статус достопримечательного места. Это музеи-заповедники «Дивногорье» (Лискинский район) и «Костенки» (Хохольский район).

Воронежская Нагорная дубрава имеет статус государственного природного заказника областного значения. Несмотря на это, воронежские власти планируют проложить через территорию дубравы автомагистраль. На общественных слушаниях воронежцы высказались против этого проекта.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В Воронежской нагорной дубраве лыжная база захватила земли

Владелец спортивного объекта передал участок леса в аренду третьему лицу для работы автомойки и автосервиса.

21 мая областная прокуратура сообщила о скандале, где фигурантом оказалась лыжная база «Буревестник» на улице Ломоносова. Руководство этого спортивного объекта подозревают в самовольном захвате земель памятника природы регионального значения Воронежской нагорной дубравы. При этом владелец базы, захватив территорию, стал наживаться на ней.

Вообще у собственника спортивного объекта был договор аренды на использование части земли в Воронежской нагорной дубраве. Однако документ истек еще 1 июня прошлого года. Владелец «Буревестника», тем не менее, продолжил пользоваться земельным участком. Более того, он начал сдавать территорию в аренду третьим лицам. Сотрудники прокуратуры обнаружили, что в Воронежской нагорной дубраве вовсю работали автосервис и автомойка. Также земля использовалась под стоянку машин.


Ведомство обнаружило, что из-за автомойки произошло загрязнение дубравы. Да и вообще природный объект предназначен для рекреационных целей, а не для хозяйственных. Несмотря на все это уполномоченные органы власти в течение двух лет закрывали глаза на то, как наживался на территориях владелец базы «Буревестник».


- В результате проверок, проведенных природоохранной прокуратурой, в течение месяца деятельность по ремонту и мойке автомобилей на лесном участке прекращена, ведется работа по очистке территории от захламления и демонтажу оборудования. По итогам проверки природоохранный прокурор внес 8 представлений об устранении нарушений закона, из них 3 руководителям ответственных государственных органов власти области. По протесту прокурора отменен незаконный приказ руководителя управления лесного хозяйства об утверждении государственной экспертизы проекта освоения лесов. В отношении лесопользователей возбуждены административные производства, - прокомментировали в пресс-службе региональной прокуратуры.

 

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж

Для воронежской Нагорной дубравы ученые хотят добиться особого статуса

Хотя эта мера теоретически может спасти археологические и природные памятники территории, нельзя избежать через нее прокладки дороги.

Воронежские ученые намерены добиться придания статуса объекта культурного значения для Нагорной дубравы. Через эту территорию власти намерены проложить автомагистраль, что вызвало бурный протест общественности. В Нагорной дубраве есть множество уникальных археологических и природных памятников, и прокладка дороги может негативно сказаться на этих объектах.

Интернет-газета «Время Воронежа» сообщает, что на проблемы Нагорной дубравы обратили внимание ученые Михаил Цыбин и Виктор Ковалевский (директор музея «Костенки»). Они представили доклад общественному научно-экспертному совету при управлении по охране объектов культурного наследия. В этом документе указывалось, что не определены границы Нагорной дубравы. Ученые также обратили внимание на опасность строительства на территории ЛЭП, водозаборов и других сооружений.

Общественный совет, изучив доклад, пришел к выводу, что Нагорная дубрава нуждается в статусе достопримечательного места. Это понятие входит в разновидность объектов культурного наследия, которое определяется, как творение природы и человека.

Теперь предстоит оформить заявление о включении Нагорной дубравы в список мест, обладающих признаками такого статуса. Если все будет одобрено властями и экспертным советом, то территория от санатория Горького до Задонского шоссе станет «достопримечательным местом».

Тем не менее, от строительства дороги такая мера может не спасти. Если ее проект подготовят без нарушений, то он пройдет согласование. К тому же, предполагается, что магистраль пройдет по краю дубравы, где пока достопримечательности не определены.

 

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж

В Воронеже через Нагорную дубраву всё же построят дорогу?

Жители «Лесной поляны» выступают против строительства магистрали-дублёра улицы Ломоносова, но мэрия не приняла это в расчёт

Неожиданный поворот событий произошёл в истории с дублёром улицы Ломоносова – дорогой, которая должна пройти по границе жилого массива «Лесная поляна» и Нагорной дубравы. Напомним, на общественных слушаниях по проекту программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Воронежа жители этого района высказались категорически против строительства дороги. После чего представители мэрии сообщили, что проект программы вносится без этой магистрали.

Однако на заседании Гордумы 20 декабря, когда депутаты принимали программу, оказалось, что дорога в неё вновь включена.

– Мы сегодня рекомендовали администрации города проект оставить в первоначальном виде, – объяснил такое решение депутат Гордумы Иван Кандыбин. – Все замечания, которые были высказаны на публичных слушаниях о негативных последствиях в части экологии, в том числе, и по Нагорной дубраве, все они будут предусмотрены уже в плане реализации этой программы, когда будут разрабатываться проекты самих дорог.

– Сейчас не идёт речи именно о прокладке дороги, – добавил депутат Гордумы Олег Черкасов. – Речь идёт о самой концепции развития уличной дорожной сети Воронежа на ближайшие три-четыре года. А дальше будут поручения управлению экологии, председателю комиссии по экологии – каким образом и как реализовывать проект безболезненно для леса и для жителей. Это уже работа будущего.

Инициативная группа жителей «Лесной поляны», выступающая против прокладки магистрали рядом с домами, уже заявила, что обжалует в суде решение Гордумы принять программу.

Программа развития транспортной инфраструктуры Воронежа предусматривает создание в городе до 2020 года полноценной кольцевой автодороги. Для чего, в частности, нужно построить два новых автомобильных моста через водохранилище, продолжения городских магистралей и новые дороги.

Спасти нагорную дубраву. - Народные новости Воронежа

Особо охраняемые природные территории России.


"...Полное официальное наименование ООПТ:
государственный природный заказник областного значения "Воронежская нагорная дубрава"
Установочные сведения
Текущий статус ООПТ:
Действующий
Категория ООПТ:
государственный природный заказник
Значение ООПТ:
Региональное
Профиль:
комплексный
Дата создания:
17.04.2013
Местоположение ООПТ в структуре административно-территориального деления:

    Центральный федеральный округ›Воронежская область›Рамонский район
    Центральный федеральный округ›Воронежская область›г. Воронеж

Общая площадь ООПТ:
7 020,4 га
Площадь морской особо охраняемой акватории:
0,0 га
Площадь земельных участков, включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственного использования:
7 020,4 га
Обоснование создания ООПТ и ее значимость:

Заказникпредназначен для:

    сохранения и восстановления природных комплексов территории заказника;
    снижения уровня антропогенного воздействия на уникальные ландшафтные комплексы;
    поддержания экологического баланса в регионе на основе рационального природопользования.

Заказник образован для выполнения следующих задач:

    сохранение природных комплексов в естественном состоянии, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;
    проведение научных исследований;
    осуществление экологического мониторинга;
    экологическое просвещение, экологический туризм.

Наличие в границах ООПТ иных ООПТ:
Лысая гора
Старовозрастные участки Воронежской нагорной дубравы
Уникальное дерево 300-летней сосны
Старинный парк
Участок р. Воронеж
Дендропарк ВГЛТА..."

http://oopt.aari.ru/oopt/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0


Смотрите также

Описание: