Где находится набережная в находке


Морская набережная в Находке приобретает законченный вид

Морская набережная в Находке приобретает законченный вид. Фото: пресс-служба администрации Находки

Муниципальный пляж в бухте Прозрачной становится все популярнее среди жителей Находки. По новой набережной прогуливаются молодые пары, семьи с детьми и пожилые горожане. Для отдыхающих в нишах из натурального камня установлены скамейки. Теперь горожане могут с комфортом отдохнуть и полюбоваться морским пейзажем, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе городской администрации.

Для отдыхающих в нишах из натурального камня установлены скамейки. Автор: пресс-служба администрации Находки

Запланированные на этот год работы по благоустройству набережной подходят к завершению. Строители укладывают последние метры брусчатки на левой стороне пляжа.

Еще весной до бухты Прозрачной была построена новая двухполосная дорога, которая обеспечила транспортную доступность побережья. В асфальт одета дамба между бухтой и озером, здесь же оборудованы парковки для транспорта. Вдоль дорог на подъезде и на самом пляже появилось освещение, приезжать к морю теперь удобно и безопасно в любое время суток.

Строители укладывают последние метры брусчатки на левой стороне пляжа. Автор: пресс-служба администрации Находки

Масштабные изменения ждут бухту Прозрачную в перспективе. Здесь появятся точки общественного питания, спортивные сооружения, детские площадки, лодочные причалы и развлекательные комплексы.

Напомним, набережная вдоль бухты Прозрачная в Находке закончена наполовину. Пешеходная зона у береговой черты станет одним из центральных элементов создаваемого здесь муниципального пляжа. К берегу моря построена новая автомобильная дорога, на территории установили новые мусорные контейнеры. Превратить побережье живописной бухты и прилегающего озера в цивилизованное место отдыха для горожан предложил глава города Олег Колядин.

Находка. Часть 2: центр: varandej — LiveJournal

Находка так удивительно линейна, что даже главная улица в ней называется просто - Находкинский проспект. На самом деле город, конечно, куда обширнее и стоит на склонах несколькими ярусами, но продолжая путь, начатый в прошлой части, мы лишь пару раз отойдём от проспекта, да и то не дальше, чем на квартал.

Площадь Совершеннолетия, где мы закончили прошлую часть, находится у крутой петли дороги, огибающей распадок. Взгляд назад, на полусрытую сопку Брат (242) и его островерхую Сестру (318м), на новостройки Городской площади слева и продолжающий их Дом портовых организаций внизу, построенный в 1980-е на грани конструктивизма:

2.

Проспект тут идёт натурально по карнизу крутого скалистого обрыва. Простор воды внизу - это залив Находка, до 1972 года называвшийся заливом Америка, и в бухте Врангель у правого края кадра мы начинали прошлую часть:

3.

А здесь - бухта Находка, называвшаяся так всегда, с момента своего случайного открытия корветом "Америка" в 1859 году. Длинная, узкая и глубокая, она вдаётся в полуостров практически в сторону моря. Город начинался у мыса Астафьева на той её стороне, и хотя за бухту съездить мы не успели, по этой стороне также лишь впереди подобие Старого города. Прямо под проспектом же раскинулся угольный терминал, загрязняющий город не меньше, чем дОбыча открытым способом. Примета русских портов в последние несколько лет - "угольный бум": с обвалом рубля уголь пошёл на экспорт не хуже нефти. И хотя от Находки рукой подать до Партизанска, бывшего Сучана, шахтёрской столицы Приморья, на причалах товар откуда-нибудь с Кузбасса или БАМа - после распада СССР в Приморье не осталось ни одной действующей шахты.

4.

С другой стороны к проспекту вплотную подходят сопки, образующие почти сплошной разрыв в городской застройке. Сам проспект - наследие ГУЛаговского прошлого Находки: помимо пересылки Дальстроя тут были и свои лагеря для провинившихся или военнопленных, и именно з/к пробивали карнизы в скалах.
Под сопками на проспекте лишь памятники - Мемориал Победы (1985):

5.

И целых два знака японских городов-побратимов - Сад Камней из Цуруги (1983):

6.

И Камень Дружбы из Мейдзуру (1978):

7.

Сам Находкинский проспект мы с Олей быстро прозвали проспектом Иваси - эта тихоокеанская сардина знаменита тем, что численность её в дальневосточных водах раз в несколько десятилетий меняется примерно в 100 раз. То есть одно поколение живёт ивасём, а другое его в глаза не видело, и первый исход иваси в середине ХХ века был для Приморья и Сахалина катастрофой масштаба 1990-х. Точно так же здесь устроен трафик - в Находке феноменально непродуманная система светофоров. Проспект то на 5-10 минут становится натурально пешеходным, то примерно на столько же заполняется плотной кавалькадой машин, несущихся с огромной скоростью к следующему рубежу светофора. Я запомнил это особенно хорошо, так как умудрился спровоцировать ДТП - ещё не разобравшись в "фишке" с интервалами, я вышел на пешеходный переход посреди несущейся кавалькады. Грузовичок, за которым я намеревался пройти, однако резко затормозил, и тут же из-за него послышалось характерное "бух!". Что характерно - на корейском грузовичке даже фары не побились, а у ткнувшегося ему в зад джипа морда смялась, как бумажная. Из обоих машин вылезли невредимые и конечно жутко злые водители, а я предпочёл поскорее уйти, так как автомобильных законов совершенно не знаю и не был уверен тогда, что мне будет нечего предъявить.

8.

У следующего поворота проспект упирается в Тобольскую сопку, по склонам которой спускается столь типичный для Приморья каскад маяков, а на вершину нахлобучен Казанский собор (1997-2010) с Пантелеймоновской часовней (2003) - крупнейший храм "самого атеистического региона России". Его высота 43 метра, а построен он на фундаменте заложенного в 1985 году драмтеатра. Казанский храм на Тобольской сопке - это словосочетание должно греть душу любому знающему географию своего народа татарину, и именно татары, а вовсе не кавказцы, построили показанную в прошлой части мечеть, не просто крупнейшую, а единственную на Дальнем Востоке. Что же до названия сопки, то первоначально она была горой Тоболова, названной наверное в честь очередного моряка с пароходокорвета "Америка":

9.

За проспектом, на соседней сопке - целый каскад малоэтажек сталинских времён, вполне может быть, что пленными японцами построенных:

10.

Левее как на ладони Старая Находка вдоль короткой Ленинской улицы:

11.

Проложенной в створе узкой безымянной "бухты второго порядка", глубоко вдающейся в берег у подножья:

12.

Здание со шпилем - морской вокзал, к нему ещё спустимся:

12а.

Там дальше рыбный порт и судоремонтные заводы, на один из которых, кажется, зашло что-то вроде плавкрана:

13.

Железная дорога из глубин порта огибает бухту внушительной петлёй:

14.

А у подножья Тобольской сопки лежит главная в городе пассажирская станция Тихоокеанская. Всего же в черте Находки десяток остановочных пунктов и пяток станций, построенных в 1930-е годы: от Партизанской реки это Находка, Бархатная (см. прошлую часть), Тихоокеанская, Рыбники, Крабовая и конечная Мыс Астафьева. Расписание поездов здесь довольно интересное: два начальных (Тихоокеанская и Мыс Астафьева) и два конечных пункта (Владивосток и Партизанск) дают в день 4 электрички, которые дополняет "дальний" поезд Тихоокеанская-Хабаровск, останавливающийся также в Находке. При Советах был ещё и поезд в Советскую Гавань, связывавший два главных дальневосточных порта, выросших как перевалки "Дальстроя" - Находку и Ванино. Первый был фирменным и вывозил на Транссиб прибывших морем интуристов, второй еле плёлся, стоя у каждого столба. Но с этими поездами был связан забавный "лайфхак" тех времён, когда такого слова ещё не знали, но только из него и состояла жизнь: по самой окраине маршрут поезда задевал "закрытый порт Владивосток", и всё дальневосточники, включая КГБ, конечно знали, что в Угловой не проверяют документы.

15.

Какие всё-таки причудливые эффекты дают порой горы и море! Вот на кадре выше вид в сторону Владивостока... по карте, а по железной дороге во Владивосток, Хабаровск и Москву надо ехать в строго противоположную сторону! Пробитая в 1929-35 годах линия от Транссиба в Находкинский порт минует горы по пологой долине бывшего Сучана, через стоящий чуть восточнее Находки Партизанск.

16.

От Тихоокеанской рукой подать до Морского вокзала, построенного на этом месте в начале 1950-х годов. Первыми пассажирами его были амнистированные заключённые, знакомыми "воротами" покидавшие Колымский ад. Некоторых амнистировать явно поспешили - одна из первых привезённых партий устроила в городе натуральный пиратский десант с избиением прохожих и грабежом магазинов, отбить который смогли лишь военные. Позже линия Находка-Магадан стала пассажирской, также отсюда курсировали "Комета" во Владивосток и катера по заливу, а в 1960-х годах открылось даже несколько международных линий - в Ниигату, Йокогаму и целый Гонконг.

17а.

Не очень понимаю, кто был их пассажирами, но именно Находка, а не "закрытый порт Владивосток" стала главными морскими воротами СССР на востоке. По такому случаю в 1985 году построили новый морвокзал, от старого же остался лишь обшарпанный участок транспортной полиции по соседству. Это стало особенно актуально с распадом СССР: большинство рейсов умерли в 1991 году, последнее пассажирское судно из Пусана Находка видела в 1998-м, а с 1993 на Морвокзале выгружались подержанные машины из Японии. Зная похожие истории про Владивосток и Ванино, могу предположить, что ЛОВД выполняло роль охранного агентства - без мента с автоматом до авторынка или грузовой станции вполне можно было не доехать. Впрочем, в криминальном Приморья тогдашняя Находка отметилась своей маленькой Чеченской войной русской банды Вэпса с кавказскими группировками, и в какой-то период бандиты даже полностью удушили здешний авторынок. В наши дни Морвокзал хоть и обшарпан снаружи, но зато сверкает новизной внутри - там один из лучших в городе ресторан и офис какой-то крупной компании типа "Ераза" или "Мечела".

17.

Вид с другой стороны бухты - причалы морвокзала, когда-то бывшие единственной находкинской набережной, теперь используются для отстоя судов:

18.

Ближе к окончанию бухты начинается исторический центр. Вот тут в кадре кинотеатр "Спартак" (ныне кукольный театр) и местный филиал МГУ. Только МГУ не имени Ломоносова, а имени Невельского - речь, конечно, про Морской государственный университет во Владивостоке.

19.

Из "тихоокеанской" промзоны мы вышли на Находкинский проспект практически в конце гавани, у местной пресветерианской церкви - ещё такие что здесь, что в Средней Азии, называют корейскими:

20.

По соседству - музей, куда мы не пошли, и гостиница с гербами городов-побратимов на торце

21.

Тема побратимов в Находке вообще как-то особенно актуальна - кажется, будь города людьми, этот был бы небритым портовым работягой, при виде японцев на причале кидающимся к ним в с раскрытыми объятиями и криком "па-брааа-тииим!". Вот ещё одна стена с гербами по другую сторону гавани:

22.

За ней хорошо видна Якорная площадь с "воротами" сталинок у начала Ленинской улицы. Больше всего на ней, впрочем, запоминается "греческая" скульптура - как можно было заметить в Морском сквере из прошлой части, Находка представляет собой натуральный заповедник скульптурной пошлости. Генерирует его особняк некоего местного гражданина по фамилии Лушников, постояв у которого немного, скульптуры оказываются в разных местах города:

23.

Между "ворот" -  и сами якоря, поставленные здесь в 1959 году, к столетию находки будущего города:

24.

Старый город - это скорее Новый город, построенный в послевоенное время, когда из лагерной пересылки Находка стала превращаться в международный порт:

25.

Ленинская улица упирается наверху ДКМ, который официально теперь МДК - в первом случае эта буква значила "Моряков", а во втором - "Муниципальный":

26.

Устроившись на лавочку перекусить шоколадкой с лимонадом, мы расслабились, слушая классическую музыку. Причём даже не в записи - летом по выходным с 16 до 17 часов (если мне не изменяет память) на крыльце ДКМ музицирует его оркестр:

27.

Но Солнце неуклонно опускалось к сопкам, и как бы ни была красива живая музыка, мы ещё полгорода не осмотрели! За Якорной площадью Находкинский проспект вновь набирает высоту мимо гостиницы "Юань-Дун". И если при виде неё вы думаете не о "жёлтой угрозе", а о вкусе габаджоу и дим-самов - значит, вы прониклись духом Дальнего Востока.

28.

Здесь, в стороне от залива, Находка кажется какой-то более простой и домашней. За густой зеленью - обычные пятиэтажки, а ближе к проспекту скульптуры да детские городки:

29.

30.

Внизу уже не грузовые терминалы, а судоремонтный завод, сменяющийся рыбным портом:

31.

В котором, на самом деле, и стоит искать причины того, почему при бурном росте торговых грузооборотов население из Находки драпает стремительно и стабильно. Торговый порт не требует большого количества рабочих мест, и вдесятеро меньшее Ванино без проблем даёт треть грузооборота Находкинского кластера. Совсем иное дело - промысел: СССР имел крупнейший в мире промысловый флот, заваливавший прилавки магазинов минтаем и гнавший на экспорт камчатского краба. К концу 1990-х этот флот стал ещё и "самым изношенным", а затем среди промысловых судов начался мор, так что в 2000-2010-х популяция траулеров и сейнеров сократилась сильнее, чем у любого объекта их лова. Рыбы и крабы вздохнули свободно, а вот людям радоваться было явно нечему: у одной только Находкинской базы активного морского рыболовства к концу 1980-х было 120 судов и 15 000 работников в штате, а сейчас и тех, и других меньше в 10-12 раз. Отсюда и такой вот парадокс: богатый в целом город пустеет на глазах.

32.

Напротив места с кадра выше в лихих 1990-х располагался ресторан "Залив Америка", всей Находке известный как клуб бандитов, где постороннему появляться было опасно даже днём. А на стихийном рынке рядом с ним как-то бросили гранату - разборки тут происходили на грани терроризма и военных действий. Местные тогда мрачно шутили: "Пусть себе стреляют, главное чтоб метко!".

33.

К Рыбному порту прилагается ещё один исторический центр - Рыбники. Главная здесь проходящая выше улица Гагарина, от проспекта по большей части отделённая центральным парком:

34.

У начала - сквер с новеньким памятником пограничникам (2018):

34а.

И непонятной смешной птицей:

35.

Вдоль улицы Гагарина - малоэтажки может и не сугубо местного проекта, но облика очень характерного:

36.

Надпись на фронтоне дома выше - "Май 1949". Не видел раньше и того, чтобы строители указывали месяц:

37.

Спортзал у сквера:

38.

И ДК Рыбников меж двух капитальных сталинок:

39.

Ему повезло меньше, чем ДК Моряков - тут теперь торговый центр.

40.

Спустимся обратно на проспект:

41.

На котором "фасад" Рыбников - Дальневосточное мореходное училище, ныне Находкинский филиал "Дальрыбвтуза":

42.

Он открылся здесь в 1956 году, а вот о происхождении самого внушительного в Находке старого здания я так ничего и не нашёл - где-то оно указано гостиницей (стало быть - для начальства "Дальстроя"), где-то госпиталем, а по мне так для ДМУ и строилось в 1950-х годах:

43.

Как бы то ни было, смотрится очень внушительно:

44.

Да и детали неплохи:

44а.

Между тем, в чередовании рыбников и судоремонтников приоритет опять переходит ко вторым:

45.

Внизу станция Рыбники с вокзалом "дореволюционного" вида - на самом деле, видимо, 1930-х годв. Здесь ходят только электрички на Владивосток и Партизанск по разу в сутки в каждую сторону:

46.

Путепровод выводит практически в конец бухты Находка:

47.

К роскошной довоенной проходной Приморского судоремонтного завода. Пока мы фоткали её - откуда-то прибежала тётка в ЧОПовской форме, и раскрыв хабалку, принялась орать, что здесь ходить нельзя, это уже территория завода. Последнее вряд ли похоже на правду, но видимо мы поломали вахтёрше шаблон, так как обычно здесь вообще никто не ходит.

48.

Вернувшись на проспект, мы поняли, что уже почти стемнело, и поехали в самый его конец, в торговый центр "Мега", затариться в его супермаркете продуктами на вечер и на следующие дни "в дебрях уссурийского края". ТЦ оказался по-своему интересен обилием всё тех же наивных скульптур:

49.

50.

51.

Когда-нибудь о Находке будет, конечно, и третья часть, которую я озаглавлю "Юг" или "Запад". Здесь можно доехать до мыса Астафьева, где в 1930-х годах была база подводных лодок, а в 1946 взорвался пароход "Дальстрой". Или на юг полуострова, к тихим бухточкам с руинами батарей. Или на залив Восток западнее города, за которым лежит местная Ливадия - как и в Крыму (даром что она южнее крымской), курортный посёлок, с Находкой связанный еле-еле, но в 2004 включённый в её состав. Однако в Заливе Петра Великого слишком много красивых мест, чтобы не пресытиться ими за одну поездку.

В следующих частях наконец-то отлипнем от моря и отправимя вглубь Сихотэ-Алиньских гор, к тиграм и драконам.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Общее о регионе.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка. От Врангеля до площади Совершеннолетия.
Находка. Центр и Рыбники.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск.
Рудная Пристань.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. Дорога и китайский колорит.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Находка | Морская набережная в Находке приобретает законченный вид - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область

Где находится Находка?— город на карте и координаты

Находка — это «находка» всего Приморского края,  расположенного у берега залива с одноименным названием в Японском море, на полуострове Тырный. На карте мира название «Находка» появилось в 1859 году. Город-порт находится южнее Владивостока и Сочи. Находка 3 по величине город Приморья после Владивостока и Уссурийска.

Координаты Находки:

42°49′ с. ш.

132°53′ в. д.

Находка на карте Мира, которой можно управлять (изменять масштаб и двигать мышкой)

 

Факты про Находку:

    1. Находка имеет один из самых мягких климатических условий в Приморском крае.
    2. Население Находки составляет примерно 159 000 человек.
    3. Территориальная единица была создана в 1864 году.
    4. В начале 1939 года власти СССР приняли решение о строительстве в Находке международного торгового порта.
    5. Находка славится своими японскими, китайскими, корейскими ресторанами.
    6. В находке очень холодная зима, поэтому она стоит на 5-м месте по морозостойкости.
    7. Статус города Находка получила в 1950 году.
    8. Находка — самый южный город на востоке Российской Федерации.
    9. Сложная экологическая обстановка в бухте Находка. Воды загрязнены вокруг города Находка сбросами из сточных вод, нефтепродуктами, судовых раковин.
    10. Город забирает 20 км побережья.
    11. Главной святыней города принято считать величественный храм Казанской иконы Божией Матери.
    12. Климат города умеренный. Средняя температура в январе составляет -9,3  C.
    13. Рассвет в Находке наступает на 7 часов раньше, чем в Москве.
    14. Ежегодно городские пляжи Находки посещает более 200 тыс. туристов в год.
    15. Наиболее известный пляж в городе — «Золотари» (символом пляжа является скала, имеющая форму дракона).
    16. В настоящее время в Находке семь угольных причалов и пять в Врангельской бухте, расположенной примерно в 30 км.
    17. Панораму города можно запечатлеть, поднявшись на гору Сестра (1400 метров).
    18. В городе нет ни одной площади.

 

Находка находится в списке: Города

Хотите поделиться ссылкой «Где находится Находка» с друзьями? :

Короткая ссылка на эту страницу: http://гденаходится.рус/Находка/

 

Находка. Часть 1: восток: varandej — LiveJournal

Как ни огромен Дальний Восток, а почти исчерпывающее впечатление о нём может дать Находка - крупный город (149 тыс. жителей) и главный тихоокеанский порт России в двух с половиной сотнях километров от Владивостока через показанный в прошлой части Большой Камень. Если само Приморье - квинтэссенция дальневосточного духа, то Находка - это концентрат от концентрата. Во всём - пейзаже, истории и современности.

Как и в сахалинском Невельске, в Находке я не мог отделаться от чувства, что у генпланщиков вместо техзадания был ящик ламинарии: несмотря на внушительный размер, Находка удивительно линейна. Осматривать её можно практически не сворачивая... но в двух частях с перспективой в следующий приезд набрать материала на третью. Пойдём с востока на запад, сегодня - от огромного порта Восточный в посёлке Врангель до маленькой площади Совершеннолетия в центре.

За линейность находкинской географии сполна отыгралась история, у истоков которой стояли те же корабли, что и во Владивостоке - английская "Барракуда" и русская "Америка". "Барракуда" в 1854 году, обыскивая эти берега в поисках скрывшейся русской эскадры, нанесла на карту залив Горнет в устье реки Сучан, для гавани слишком просторный и ветреный. На "Америке" в 1859 году Николай Муравьёв-Амурский объезжал новые русские владения, доставшиеся от Цинского Китая. В залив экспедиция зашла переждать туман, а когда прояснилось - в конце залива обнаружилась узкая глубокая бухта, отходящая от основной части залива почти в противоположную сторону и потому так и не попавшаяся на глаза англичанам. И если на Золотом Роге генерал-губернатор сказал "Отсюда владеть Востоком!", то здесь лишь воскликнул "Вот так Находка!". Первоначально это название относилось только к бухте, сам же залив в честь корабля назвали Америкой, но в 1972 году имя "главного геополитического противника" стрёли с карты Приморья вместе с китайскими названиями. В 1864 году здесь возник гидрографический пост, год спустя появились и крестьяне с Амура, а в 1867 году была учреждена фактория под руководством финского шведа Германа Фурунгельма. Развивалась она бурно, но прожила недолго: в 1870 году потерпел крушение единственный пароход, обеспечивавший связь Находки с внешним миром, а в 1871 году погиб Фурунгельм, уехавший решать этот вопрос в Петербург. Народ разбрёлся кто во Владивосток, кто в Хасанщину, и сейчас даже место первоначального поселения не установить. Какая-то жизнь тут теплилась и дальше, но лишь в 1907 году украинцы из Черниговской губернии вновь основали тут деревню и в честь своего будущего Хозяина назвали её Американка.

1а.

К Гражданской войне это было крупное село, на засевших в котором красных в 1919 году английский крейсер "Кент" даже потратил несколько снарядов. Да и река Сучан многим знакома по "Разгрому" Фаддеева - сопки над Находкой были "шервудским лесом" красных партизан. При красных город и начали развиваться - в 1930-х годах здесь появился десяток посёлков, к которым в 1935 году даже протянули от Транссиба железную дорогу. К 1940 всё это срослось в рабочий посёлок, 10 лет спустя ставший городом. В 1947 году в Находку пришлое первое иностранное торговое судно, но порт к тому времени действовал несколько лет и даже отстроился после взрыва судна "Дальстрой" в 1946 году. Название не случайно: именно через субтропическую Находку лежал путь на ледяную Колыму. Этой пересылкой ехал, например, Сергей Королёв, но после катастрофы "Дальстроя" "ворота колымского ада" сместились в "тот Ванинский порт". Роль торгового порта Находке всегда была больше к лицу, и даже когда Владивосток оставался закрытым городом с регламентированным въездом, Находка посещалась свободно. Поэтому, возможно, и 1990-е были тут особенно лихими: в истории криминальных войн Приморья спецификой Находки стало засилие кавказской мафии. Надо заметить, кавказцы ещё и сотню лет назад были привычным контингентом Миллионки, и даже среди хунхузов встречались кавказские банды, так что уж говорить про наше время? Порт и рынок праворулек тут крепко держали чеченцы (по некоторым данным, оказавшиеся ингушами) и азербайджанцы, и когда во всё это влезла русская банда Вэпса, народ, местные власти и даже милиция воспринимали её чуть ли не как борцов с оккупантами. Это добавляло происходящему особой неприкрытости с пулемётными перестрелками и взрывами грант в общественных местах вплоть до аэропорта. На самом деле, конечно же, русский бандит был ничем не лучше любого другого бандита, и после отступления чеченцев в 1996 году силовики и "вэпсов" предпочли разгромить поскорее.
На кадре выше - судно-ресторан "Надежда", построенное в 1956 году в Финляндии и в 1975-2000 годах встречавшее гостей Находки на высоком Американском перевале. В 1990-х она была популярным местом бандитских сходок, а дальше видимо сказалась репутация - с концом криминальных войн корабль на сопке был заброшен, обветшал и пошёл под снос. Хотя Находка считается одним из самых богатых и ухоженных городов Приморья, население её с 1990-х годов неуклонно и довольно быстро убывает.

2.

По ламинарии города курсируют довольно многочисленные автобусы, в большинстве своём - подержанные из Южной Кореи, и вида такого, будто застали ещё "клику Ли Сын Мана". С Американского перевала открывается шикарный вид на простор залива и суда, но я так и не успел его заснять. От окончания Перевальной улицы направо - Находкинский проспект и большая часть города. Но мы первым делом отправимся налево, до самого конца - в посёлок Врангель, где в 1970-73 годах был построен огромный Восточный порт.

3.

К нему дотянули и железную дорогу, и вот этот тупик - самая дальняя точка единой железнодорожной системы России: до Москвы отсюда 9447 километров по рельсам. По мне так именно это место, а не ветки Эгершельда и вокзал Владивостока, и есть настоящий конец Транссиба. Хотя самые дальние станции страны всё равно лежат на островном Сахалине - Корсаков (по ортодромии) и Ноглики (логистически), путь до которых с учётом парома превышает 10 000 километров.

4.

Как бы то ни было, грузы Транссибирской магистрали свой путь на восток чаще всего оканчивают именно в Находке. В 2018 году оборот Восточного составил 69 миллионов тонн, ещё 24 миллиона перевалила собственно Находка. Без Восточного она - 4-й по величине тихоокеанский порт России после Ванино и Владивостока. Но суммарно Находкинский кластер уступает только черноморскому Новороссийску и балтийской Усть-Луге, а на Дальнем Востоке он больше всех остальных портов, вместе взятых. Словом, по факту именно здесь - наши ворота в Тихий океан:

5.

Особенно хорошо это видно по контейнерному терминалу:

6.

Отдельным впечатлением которого стали вот эти долговязые машины, сновавшие между рядов:

7.

Собственно Врангель в 20 километрах от Находки лишь в 2004 году вошёл в её состав. Официально здесь живёт 18 тысяч человек, но это не сам Врангель, а целая россыпь посёлков вокруг его бухты. А конкретно здесь нет, будто, ничего кроме порта, его контор и общежитий да официальной смотровой площадке на холме:

8.

Другие портовые терминалы напротив:

9.

10.

Сопка Сестра в устье Партизанской реки (Сучана):

11.

И вдалеке собственно Находка. Бывший залив Америка имеет характерную форму гриба, из которого бухта Врангеля выступает на восток, а бухта Находка - на запад.

12.

Есть тут и третья бухта Козьмина, захода в которую ждут танкеры с кадра выше - кстати, те самые "афрамаксы", строительство которых развёрнуто в Большом Камне. С 2010 года в Козьмино действует нефтяной терминал, конечный пункт нефтепровода ВСТО ("Восточная Сибирь - Тихий океан"), начинающегося в далёком Тайшете. Из 70 миллионнов тонн грузооборота Восточного на Козьмино приходится более 30 миллионов, а нефть отсюда активнее всего поставляется в Японию, Южную Корею и США, да ещё в пяток стран понемногу.

13.

Кадр выше снят из окна автобуса между Врангелем и Находкой. Немного других видов - диспетчерская башня на сопке:

14.

Наблюдательный пункт какой-нибудь батареи, охранявшей в 1930-е годы этот берег от самурайских амбиций:

15.

Многоэтажный посёлок Береговой, основная жилая часть Врангеля, о Зелёном Клине напоминающий балконными орнаментами совсем как на родине здешних "американцев".

16.

А вот что за сооружение с медальонами - я, увы, так и не смог опознать:

17.

Ближе к городу дорога пересекает устье Сучана - довольно крупной реки, пересекающей горы. На последних километрах перед морем - пара сопок, более всего похожих на лакколиты КавМинВод или шиханы Стерлитамака, а у китайцев так и вовсе известных как Най-шань, что переводят с лёгкой руки Арсеньева как "горы наподобие женских грудей". У самого устья - Сестра (318м):

18.

А чуть выше - Брат (242м), изначальную вершину которого (321м) срезали карьером:

19.

Ещё какие-то сопки - ни дать ни взять Южный Китай или Вьетнам! И не хватает в плавнях разве только навьюченных буйволов да рыбаков на плотах с дрессированными бакланами:

20.

Собственно Находка начинается постепенно:

21.

И твёрдо вступает в свои права на спуске с перевала, упирающемся в стелу "Мой город - моя гордость" (1985):

22.

Выше - остатки села Американка, среди тех хат - старейшее здание Находки:

23.

На юг и запад уходит извилистый Находкинский проспект длиной 11 километров. По нему дальше и пойдём полтора поста, отклоняясь максимум на 1-2 квартала.

24.

Странные скульптуры - это Морской сквер, разбитый в 2014 году:

25.

Вокруг какого-то очень домашнего памятника Николаю Муравьёву-Амурскому (2012):

26.

По левой стороне проспекта - торговые центры, от чего, видать, и перекошено лицо на стеле Красных Партизан (1967):

27.

Тут в пейзаж вклинивается речка Каменка, текущая из висящего на склоне Лебяжьего озера вокруг Лебединой сопки:

28.

Сопку венчает Скорбящая мать (1979), и скорбит она отнюдь не по тем, кто пал в боях с фашизмом на далёком Западе. С Невельском Находку роднит не только форма - 19 января 1965 года два города стали побратимами по несчастью. Тогда у берегов Аляски сильнейший шторм застиг флотилию промысловых судов, и 4 судна ("Севск", "Себеж", "Нахичевань" и "Бокситогорск"), на борту которых находилось 107 человек, погибли. Сами волны были им по силам, но на 20-градусном морозе на палубах и бортах стремительно выросли горы льда, от которых траулеры переворачивались. По крайней мере так погиб "Бокситогорск" - единственный из четвёрки, он затонул на глазах у моряков с другого судна, и даже одного человека с него сумели спасти. Три других траулера сгинули бесследно - их просто недосчитались, когда кончился шторм, а точно место их гибели не определено до сих пор. Они были из Невельска, и памятник им я показывал там. А "Бокситогорск" был из Находки, и хотя памятник этот посвящён всем не вернувшимся с моря, в первую очередь здесь поминают 36 его моряков.

29.

В 2007 монумент дополнили часовней:

29а.

А в 2006 рядом появилась редчайшая (если не единственная в отдельном здании) на Дальнем Востоке мечеть. Напрашивается мысль, что её построили чеченцы в память о погибших на полях криминальных войн товарищах, но всё же надеюсь, что это не так. Мусульман в Находке действительно очень много, хотя скорее всего уже не северо-кавказцев. Даже привёз нас сюда, подхватив в прямой видимости от плетущегося сзади автобуса, добродушный азербайджанец, потративший полчаса на поиски нашей гостиницы.

30.

Подняться же на Лебединую сопку мы так и не сподобились - к ней просто не подобраться снизу, а искать дорогу через верх у меня не было ни сил, ни времени.

31.

Дальше вдоль Каменки открывается вот такой вид:

32.

Ааааааа, караул, китайцы нас захватят! А москвичи с этим не делают ничего!

33.

На самом деле "Китайская стена" была построена компанией "Сюань-Юань" ещё в 1998 году, причём я даже точно не знаю, чьих она будет - на открытие всего этого великолепия присутствовал мэр Харбина, но гостиница в конце стены почему-то называется "Гонконг".

34.

По сути дела это самый что ни на есть Китайский караван-сарай, длинный Гостиный двор, и хотя подобной архитектурой богаты приграничные торговые городки типа Хэйхэ или Фуюаня, в наполнении "стены" особого китайского колорита не заметно:

35.

С другой стороны Каменки вдоль Находкинского проспекта тянется станция Бархатная - железная дорога приходит сюда по долине Сучана, и станция Находка в черте города лишь первая, но не единственная и не главная. Бархатная выделяется тем, что рядом с ней автовокзал, с довольно обширным расписанием и неимоверным бардаком в организации (например, здесь я впервые в жизни столкнулся с тем, что в расписании перепутаны дни). До Владивостока рейсов много, но ехать 4-5 часов.

36.

На перроне Бархатной и чуть раньше Оля отчаянно просилась искупаться - мол, последний тёплый денёк. Я отказывал ей - времени мало! Но вдруг, лязгнув, тронулся товарняк, как створка ворот открыв нам берег, после чего моя напарница полезла в воду на глазах у всего города купаться голышом. Основной пляж Находки называется Волна и расположен восточнее по берегу бухты. На соседнем заливе Восток (он западнее) стоят посёлки Южно-Морской и Ливадия, как и Врангель, включённые в состав города - там, говорят, курортный район не хуже, чем на Хасанщине. А этот пляж не имеет названия, но если находкинцы говорят "пойдём купаться на Автовокзал" - не удивляйтесь!

37.

Сестра и суда на рейде:

38.

Брат и маяк входного створа (1951):

39.

Между Китайской стеной и автовокзалом раскинулся рынок, где встречаются фрукты и овощи юга с дикоросами местной тайги:

40.

Напротив рынка мы и остановились в маленькой, но очень приятной гостинице "Комфорт" на первом этаже пятиэтажки.
А вот первая достопримечательность, увиденная нами в городе - Китайскую стену уравновешивает греческий храм:

41.

Церковь Максима Исповедника с камнем Афона в основании строится с 2016 года на месте вертолётной площадки:

42.

И эта балканская архитектура здорово смотрится в субтропическом холмистом пейзаже:

43.

Не био-тек, конечно, и не деконструктивизм - РПЦ с прогрессивными стилями вообще не очень-то дружит. Но в рамках привычного традиционализма это, на мой взгляд, одна из лучших православных новостроек:

44.

Почему храм построили именно здесь - точно не знаю, но первой мыслью была память о Новомучениках - на месте кварталов Бархатной в 1938-46 годах и располагались пересыльные лагеря. В мягкой тёплой постели гостиницы я мог спать на том же самом месте, где на холодных нарах Королёв продолжал думать о покорении Марса и своей ракете для него. Теперь о лагерях на Бархатной не напоминает ничего. За церковью - Солёное озеро, такое грязное, что местные считают, будто засолилось оно от стоков:

45.

За устьем Каменки и Солёным озером проспект вновь начинает набирать высоту, оставив внизу всю презренную торговлю:

46.

Приводя на Городскую площадь с парой сталинок городской администрации и парой бизнес-центров 2000-х:

47.

Инсталляция на углу:

48.

48а.

Ильич над высоким берегом:

49.

Напротив уже виден мыс Астафьева у входа из залива в бухту Находка.

50.

Где-то здесь, у этих причалов, 24 июля 1946 года на теплоход "Дальстрой" грузили с грубейшими нарушениями техники безопасности аммонал - промышленную взрывчатку на основе тротила и аммиачной селитры. В трюме от чего-то начался пожар, погрузчики не сразу заметили, и вот... Мощность взрыва "Дальстроя" оценивается 0,4 килотонны, что конечно в несколько раз меньше похожего взрыва в Галифаксе, но больше самых маленьких ядерных взрывов Семипалатинского полигона. Тысяч жертв удалось избежать лишь в силу малонаселённости Находки: на пароходе и в порту погибло 105 человек, в основном военных и заключённых, а сгоревшие грузы исчислялись многими тысячами тонн. Самым впечатляющей элементом той катастрофы стал мазут, не сгоревший, а просто подброшенный в небо - следующие два часа на посёлок падал чёрный липкий дождь...

51.

Оглянемся на Лебединую сопку:

52.

И пойдём дальше по скалистым улицам с домами на камнях и в распадках:

53.

На крутом повороте расположилась маленькая уютная площадь Совершеннолетия:

54.

Странное название которой связано с памятником, поставленным в 1968 году, на 18-й год жизни в статусе города:

55.

Дальше пойдём в следующей части...

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018


Смотрите также

Описание: