Где находится на карте валаам
Остров Валаам на карте
Автор Картограф На чтение 3 мин. Опубликовано
Северо-Запад России. Остров, который восходит из глубин Ладоги громадной каменной скалой. Издали кажется, что это единый массив. Но в действительности более 50 мелких островков, образуют архипелаг Валаам, давший название и самому большому острову в цепочке. «Валамо» (в пер. с финского – «высота», «горная земля»). Берега образуют неприступные отвесные стены на десятки метров обрывисто уходящие в Ладожское озеро. Остров Валаам: площадь чуть более 28 км2, длина 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до материка 22 км.
Остров Валаам на карте
Остров сложен кристаллическими породами гранитов и диабазов темно-серых, красноватых, черных тонов. Рельеф необычен и причудлив. Уровень высот колеблется от 5 до 58 м. Берега изрезаны бухтами (Дивная) и заливами, «стрелы» мысов, выступающие в Ладогу оканчиваются островами (Узкий, Олений, Черный Нос, Красный, Петровский). Ландшафты – скалистые гряды, болотистые лощины, сосняки и ельники, луг, поле.

Крупнейшее в Европе Ладожское озеро определяет и природные особенности Валаама. Климат близок к умеренному континентальному со среднегодовой температурой +3,6°С. Часты туманы, сильные ветры, зимние оттепели. Относительная влажность (81-83%) — самая высокая в Карелии. Октябрь – время бурь и штормов. Валаам – остров белых ночей. В июле средние температуры +17°С, в феврале −8°С.
Озера (Сисяярви (80,5 га) – самое большое на острове и Лещевое (23,8 га) соединены с Ладогой и между собой каналами. Есть около десятка небольших озер глубиной до 10 м (Крестовое). Многочисленны малые лесные озера с большой заболоченностью.
Валаам – это более 500 видов растений. Лесные и луговые виды, скальные, прибрежно-водные, водные и болотные. 64 из которых – «краснокнижных». Более 50 видов смогли прижиться в результате интродукции (переселения) – сибирские лиственница и пихта, дуб черешчатый. На острове распространены среднетаежные леса (клен, липа, вяз), сосняки и ельники. Сохранились сады со 150-летними деревьями и хвойные деревья-долгожители возрастом до 300 лет.
Фауна Валаама – около 220 видов птиц, 75 видов из которых имеют постоянные гнездовья на острове (чернозобые гагары, морские виды уток, гаги). Колонии серебристой и сизой чайки, речной крачки, клуши, единственная в Карелии колония чегравы. Обитают рыжая и водная полевки, зайцы и белки, ондатры, лисицы горностаи, лоси. Есть летучие мыши и гадюки. Летом в открытой воде встречается кольчатая нерпа, тюлени.
Историко-архитектурный комплекс Валаамского Преображенского монастыря – главная достопримечательность острова. Уникальная деревянная резьба и орнаменты, роспись и мозаика. Спасо-Преображенский Собор в псевдовизантийском стиле с голубыми сферическими главами и шпилем колокольни, бело-красными стенами; Часовни Благовещения (конец XIX в.), Во имя иконы Знамения Богоматери; церковь Преподобных Отцов, несколько монастырских кладбищ (XVII-XIX вв.), Церкви Петра и Павла. Знаменитые Валаамские Скиты. Мужской монастырь Валаама – памятник русского зодчества, его когда-то называли Северным Афоном.
Поездки на Валаам очень популярны у туристов. Русская архитектура и монашеская культура в сочетании с северными ландшафтами – явление удивительное. В 1965 г. Валаам стал природным заказником, в 1979 г. – музеем-заповедником.
Карелия. Сокровище Русского Севера – остров Валаам. Он может составить конкуренцию всемирно известным Кижам и соперничать с памятками мировой архитектуры и культуры. Здесь писали Шишкин и Куинджи. Черпали вдохновение Лесков и Тютчев, Чайковский и Глазунов. Путешествуя по России, Валаам посетил Дюма-отец.
Добраться до Валаама можно приехав в Петрозаводск и оттуда на автобусе или маршрутке до городка Сортавала. Далее на теплоходе или «Комете» к месту назначения.
Кавказский скит Валаама:"По воле Божией" † Публикации Валаамского монастыря
Однажды он подвел меня к старинной литографии с изображением Валаама середины XIX века, обнял за плечи и пропел гимн «О, дивный остров Валаам». А после добавил: «Эх, отец! Хороший монастырь Валаам. Вот бы тебе туда!»
03.10.2018 послушники Александр Веригин и Артемий Орлов 14 935
«Зачем ты повторяешь уже исповеданное? Все это уже прощено. Разрешительную молитву я прочитал тогда же». На сегодняшний день восстановлены исторические подворья Валаамского монастыря в Москве, Санкт-Петербурге и Сортавала, открыты новые — в Приозерске и Озерках. Мало кто знает, что самые «молодые» подворье и скит были основаны на рубеже XX-XXI веков на Кавказе.
Кавказское подворье Валаамского монастыря было основано в 1999 году. Оно расположено ближе к морю. Приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии.
Подворье и скит возглавляет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), он поделился с братьями, приехавшими с берегов Ладоги, рассуждениями о Божией воле, условиях спасения и молитвенной жизни, рассказал об истории скита.
— Отец Гавриил, почему скит назван в честь Владимирской иконы Божией Матери?
— На территории скита сохранился дом, построенный в 20-х годах ХХ века. О его возникновении рассказали местные жители. Молодая супружеская пара из Белоруссии — Иван и Агафья Кузнецовы, спасаясь от раскулачивания и коллективизации, решила бежать из родных мест. Они были людьми верующими, пели на клиросе. Бежать от безбожной власти супруги решили в труднопроходимые горные ущелья Кавказа. Здесь, в верховьях реки Псоу они остановились и своими руками построили дом, разбили огород, завели хозяйство.
На вопросы отвечает Игумен N: "В ад собралась? И меня за собой потащить хочешь..." В середине 50-х годов дед Иван Макарович скончался, а через пять лет бабушку Агафью дочь позвала в Ленинград. Перед отъездом хозяйка сказала соседям: «Погощу у дочки месяц-два и вернусь». Но вернуться ей было уже не суждено... Так дом пустым и остался.
И вот что поразительно: все те десятилетия, пока дом оставался в запустении, в красном углу на божнице продолжала стоять икона. Ее Кузнецовы, отправляясь на Кавказ, взяли с собой как родительское благословение. И это была икона Божией Матери Владимирская! Факт удивительный и невероятный: за сорок с лишним лет в доме побывала не одна сотня людей, но никто икону не взял. Образ Пресвятой Богородицы хранил опустевшее жилище. Вот так, как бы само собой, и появилось название скита — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Много позже мы узнали, что именно здесь закончилась кровопролитная Кавказская война, длившаяся более 50 лет. Последний бой с племенем убыхов произошел в 1864 году на поляне, где ныне расположен скит. Мирный договор между Россией и черкесскими князьями был подписан в день чествования Владимирской иконы Божией Матери. Вот такое «случайное» совпадение!
— Как Вы вступили в братию Валаамского монастыря?
— Опять же — Божий промысел! После трехлетнего (с 1991 по 1994 год) восстановления Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где помимо обязанностей наместника пришлось взять на себя послушания эконома, казначея, архитектора, регента и строителя, я вынужден был заняться восстановлением собственного здоровья и уехать из монастыря.
В те годы я часто посещал блаженной памяти архимандрита Павла (Груздева) в селе Верхне-Никульское Ярославской области. Однажды он подвел меня к старинной литографии с изображением Валаама середины XIX века, обнял за плечи и пропел гимн «О, дивный остров Валаам». А после добавил: «Эх, отец! Хороший монастырь Валаам. Вот бы тебе туда!» Много я видел чудес от старца, его прозорливость не вызывала сомнений. Но в тот момент я про себя подумал: «Ну куда мне с больными легкими на Валаам, где ветра, открытые пространства Ладожского озера, сырость и холод?! Там мне конец! Наверное, старец ошибается. Бывало ведь, что и великие святые ошибались!»
Но произошло непредвиденное: через семь лет после смерти отца Павла Игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий) предложил мне возглавить опустевший скит на Кавказе. Ему посоветовал обратиться ко мне отец Кирилл (Павлов), наш общий духовник.
Мысль о небольшом братстве в уединенном горном скиту мне понравилась, но чтобы принять окончательное решение и почувствовать, есть ли на то воля Божия, необходимо было все увидеть своими глазами.
Скит в честь Владимирской иконы Божией Матери в горах.
Итак, в январе 2003 года, после Крещения Господня, мы с дьяконом (ныне иереем) Александром Кобловым, клириком Московского подворья Валаамского монастыря, отправились на Кавказ. Место сразу легло на сердце! Я согласился.
К отправлявшейся на Кавказ группе присоединился инок Евгений (Попов), бывший послушник иеромонаха Мардария (Данилова, в схиме — Алексий) — старца, 40 лет подвизавшегося на Кавказе и бывшего духовным чадом Глинского старца, преподобного Серафима (Романцова). Около двух лет прожил Евгений со старцем в абхазских горах. Там отец Мардарий и постриг Евгения в иночество. Потом старец ослеп и вынужден был уехать в Россию, а Евгений — на Валаам. На острове он тосковал по подвижнической жизни на Кавказе. Узнав о готовящейся поездке, Евгений взял у Игумена благословение и отправился с нами.
В скиту какое-то время жил иеромонах Тихон (Русинов) из Валаамского монастыря. Несколько позже к нему присоединился иеромонах Герман (Мохов). Вместе они устроили в одной из комнат небольшого домика домовую церковь, которую освятили малым иерейским чином. Однако прожив в скиту около полутора лет, в августе 2002 года братья его покинули.
Мы нашли дом в ужасном состоянии: закопченные стены и потолки, на бетонном полу пятисантиметровый слой утрамбованной глины с окурками и мусором — в отсутствие хозяев сюда заходили пастухи, охотники, туристы, рыболовы. Здесь мы набросали план — что нужно привезти, чтобы жить, восстанавливать хозяйство и совершать богослужения. Но поскольку с собой мы кое-что уже взяли, надо было кого-то оставить присматривать за вещами. Сторожить скит вызвался инок Евгений — зрелый молодой мужчина 36 лет, родом из Краснодара, в прошлом альпинист, имел коричневый пояс по карате. Никто не мог и подумать, что, расставаясь, мы видим его в последний раз.
Крест на могиле инока Евгения (Попова)
Отсутствовали мы больше месяца, а когда вернулись, нашли Евгения уже умершим. Он стоял на коленях в земном поклоне…
Как молился, так и умер, даже на бок не упал. К удивлению всех, в том числе работников прокуратуры, которых пришлось вызвать, тело осталось мягким. Никаких следов трупного окоченения или разложения. Запаха тоже не было. Из прокуратуры сообщили, что по данным патологоанатомического анализа инок Евгений когда-то перенес два инфаркта «на ногах», о чем свидетельствовали большие рубцы на сердце. Третий застал во время молитвы. Но он никому не рассказывал о своих недугах. Вероятно, боялся, что не возьмут в горы. Так в скиту появилась первая могилка молитвенника, как бы закладной камень в основании скита.
— Вы имели возможность узнать волю Божию через советы старцев — архимандритов Павла (Груздева), Кирилла (Павлова), знали учеников Глинских старцев. А что сегодня? У кого искать совета? Некоторые с надеждой смотрят на Кавказ: может быть, там старцы остались?
— Последним из плеяды Глинских старцев был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Когда в 1992 году он умер, старцев в горах фактически не осталось, хотя пустынники живут там до сих пор. У отца Виталия были ученики, но все они разъехались по стране. Современные же пустынники, к сожалению, не имеют духовного окормления. Каждый живет сам по себе, своим умом и своей волей. В отличие от них, прежние пустынники, населявшие пещеры и ущелья Абхазии еще до революции, имели возможность получать духовные советы, исповедоваться и причащаться у опытных духовных старцев Ново-Афонского монастыря.
Бежавшие в горы монахи разогнанной в 1961 году Глинской пустыни тоже имели своего старца-духовника, который контролировал и при необходимости исправлял отклонения и ошибки, неизбежные при духовном подвиге. Таким старцем был для них ныне прославленный преподобный Серафим (Романцов). Кроме него они обращались со своими проблемами и к другим преподобным отцам: митрополиту Зиновию (в схиме — Серафиму) и схиархимандриту Андронику (Лукашу). Последним старцем для пустынножителей был отец Виталий (Сидоренко).
Один из пустынников рассказал мне, что однажды, находясь далеко в горах и имея нужду в исповеди, он подошел к краю обрыва и стал вслух исповедоваться отцу Виталию, находившемуся в это время за сотни километров. Когда же через несколько месяцев он приехал в Тбилиси и начал исповедовать те же самые грехи отцу Виталию, тот сказал: «Зачем ты повторяешь уже исповеданное?» — и перечислил все, что тот говорил с обрыва в абхазских горах, а затем добавил: «Все это уже прощено. Разрешительную молитву я прочитал тогда же».
Таких старцев, какими были отцы Виталий (Сидоренко), Павел (Груздев), Кирилл (Павлов), я больше не знаю, хотя и расспрашивал многих священников из разных регионов нашей страны. Следует помнить о том, что говорил в IV веке святитель Нифонт Кипрский: святые не исчезнут до конца земной истории, но в последние времена будут сокрыты от людей. Мы живем их святыми молитвами, но приехать к ним, как раньше к отцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру, к отцу Савве (Остапенко) в Псковские Печоры, к отцу Виталию в Тбилиси, к отцу Павлу в Ярославскую губернию, уже нельзя.
Помню, навестил я отца Кирилла в Переделкино незадолго до того, как он окончательно слег, и спросил: «Отче, что делать? Когда Господь Вас призовет, кому Вы нас, своих чад, поручите, на кого оставите?» Он прижал свою голову к моей и тихо с горечью сказал: «Батюшка, не на кого…» Представляете?! А ведь у него были тысячи духовных чад — архиереи, архимандриты, игумены, иеромонахи...
— По какой причине Господь не дает сегодня людям «открытых» старцев?
— Конечно, судьбы Божии непостижимы для нас, но одной из причин может быть то, что люди сегодня невероятно расслаблены, духовно и морально неустойчивы, а главное — не имеют доверия к Богу. Веру в бытие Божие имеют, а вот довериться Промыслу Божию не могут. Открывать им волю Божию небезопасно, в первую очередь, для них самих. Как показал опыт старцев, с которыми мне довелось общаться, люди умоляют открыть волю Божию, а узнав ее, выполнять отказываются. Так, следуя своему мнению, попирают волю Божию, совершая тягчайший грех. Ведь это открытый бунт против Создателя! Последствия бывают настолько удручающими, что наблюдая их, я приходил в ужас. А вот если они не выполнят совет духовника, таких страшных последствий переживать не придется. Конечно, могут быть неприятности, но они несоизмеримы с теми, какие происходят при нарушении явно открытой воли Божией.
Есть и сегодня сильные молитвенники, чьи просьбы к Богу помогают исцелять людей. Есть утешители. Но что подразумевает старчество? Думаете, дар исцелений? Нет. Дар прозорливости? Нет. Как отмечал преподобный Иоанн Лествичник, самый великий дар — это дар рассуждения. Но кроме этого дара нужен еще и личный положительный опыт духовной брани, без которого дар рассуждения будет, словно здание без фундамента.
— Научите, как в наши дни спасаться в монастыре?
— Здесь особенно важна ревность по Богу. Принимать постриг, давать монашеские обеты спасительно только тогда, когда человек горит любовью к Богу, а спасение души считает главным делом жизни. Но вот что интересно: если он сам спасается, то может потом и другим помочь спасти души от греха и вечной смерти. Настоящим монахом можно стать только по призванию Божию. Если человек почувствует в себе этот призыв, то ни времена, ни страны, ни социальная ситуация, ни даже гонения на веру не имеют значения.
Человек говорит: «Хочу служить Богу! Это моя реализация в жизни: служить Богу и людям». Такой человек станет хорошим монахом или священником.
— А как мирянам спасаться? Как не грешить? Как не растерять благодать?
— Если человек уверовал, это уже говорит о призвании. Если бы Бог не призвал, то он вообще не уверовал бы! Миллионы наших соотечественников живут и Бога не ведают. Но даже после призвания очень многое зависит от самого человека, ведь, как известно, «много званых, а мало избранных» (Мф. 22; 14).
Святитель Феофан Затворник писал о призывающей благодати Святого Духа. Господь дает ее как бы авансом, чтобы человек почувствовал ее вкус и захотел еще. После у каждого христианина начинается время испытаний, духовного обучения — отступления явной благодатной помощи Божией. Это самое трудное в жизни христианина! Мы должны бороться и уничтожать грех в себе, убивая по очереди свои страсти, дурные привычки, изменяя характер. Апостол Павел называет совокупность наших негативных качеств «ветхим человеком» или «телом греховным» (Рим. 6:6), и наша задача — как бы распять «ветхого человека» на Кресте, уничтожив страсти. Очень больно сораспинаться Христу! Себя ломать труднее, чем выполнить какие-либо формальные предписания и обряды. Некоторые успокаивают себя: «Поставлю свечи к иконам и даже два часа на службе отстою, нищему копеечку подам. Я же хороший человек! А бороться со страстями? Извините, я слишком люблю жизнь…» Иные верующие и хотели бы оставить грех, но не имеют внутренней решимости. Молятся, но Бог почему-то не помогает! А причина в том, что хотя они и просят, но про себя думают: «Еще немножечко погрешу, а потом… когда-нибудь… брошу». Однако Господь двойственности не выносит!
Христианам следует знать назубок основной принцип православной антропологии и психологии, о котором писал еще святитель Василий Великий. В человеке действует не одна, а три воли: первая — воля Божия, другая — демоническая, а между ними — воля человеческая. Каждый из нас реализует свободу воли, выбирая одно из двух внушений. К сожалению, люди чаще выбирают внушения лукавого, потому что он потакает греховным наклонностям. Нашептывает: «Да ладно, ведь все так поступают! Плюнь на совесть, погреши еще, а когда станешь старичком, тогда и будешь каяться. А пока живи полной жизнью! Тебе все можно!» Знаю многих обеспеченных людей, которые, помогая Церкви, именно так рассуждают.
— Тогда как богатым спасаться? Неужели добрых дел недостаточно?
Кавказский скит Валаама: "Поклоняться нужно и в духе, и в истине" — Доброе дело для Церкви не будет забыто Богом. Творец заповедал каждому верующему материально поддерживать жизнедеятельность Церкви, так что благотворительность это лишь подспорье в нашем главном деле — борьбе с грехом. Нужно заставить себя отказаться от самомнения, самовосхваления, тщеславия, амбициозности. Если жертвователь ожидает награды за то, что заповедано Богом делать каждому верующему, давать десятину Церкви, ему следует вспомнить слова Господа: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). В прежние века многие купцы и промышленники выделяли огромные суммы на благотворительность (не только церковную), но при этом не только не становились беднее, а наоборот, богатели. Секрет прост: они были глубоко верующими людьми. Современный благотворитель, жертвуя на добрые дела, нередко продолжает жить греховной жизнью, не желая иногда отказаться даже от смертных грехов. Тем самым он лишает себя благодати Святого Духа. Есть бесовская поговорка: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». И вывод: не делай добрых дел — не будешь иметь скорбей. Однако, как ни странно, сегодня многие благотворители, потеряв в материальном, приобретали большее — веру, которой прежде не имели.
— Сегодня многие обращаются к Иисусовой молитве. Что посоветуете ищущим ее мирянам и монашествующим?
— Полагаю, есть разные пути приобретения молитвы. Мне ближе святитель Игнатий (Брянчанинов), который советовал молиться спокойно, внимательно, не допуская помыслов. Так, чтобы ни одна мыслишка не проникла между словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если между слов внедрялся какой-либо помысел, то я не заканчивал молитву, но отбрасывал ее, как слесарь бракованную деталь на переплавку. Делал остановку, настраивал внимание и начинал снова. И только когда произносил все восемь слов без единого помысла, откладывал одну фасолину. Четок в те годы не было, поэтому для счета у меня была горсть фасоли. Ровно сто штук. Или небольшие круглые камушки с реки.
Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10-15 минут напряженнейшего труда. А усталость — будто вагон угля разгрузил! Но через неделю у меня было уже пять камушков. Через месяц — 20, а через три месяца — все 100! Бог, видя желание и труд, по милости Своей оказывает помощь. Конечно, идти к Богу легче человеку, который родился в христианской семье, с детства знал Бога. Но даже если вы из обыкновенной советской атеистической семьи, ни в коем случае не следует терять надежды! Господь нас будет судить такими, какими застанет. Главное, чтобы Он застал на пути к Нему! Даже если не было поддержки близких, если много в жизни грешили, но успели покаяться, если шли к Богу неумело, медленно, а может быть не шли, а ползли, Отец все простит! Главное — стремление к Нему. Господь милостив и желает спасения всем. Он есть Любовь! И это Его слова: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Беседовали послушники Александр Веригин, Артемий Самойлов
Продолжение следует
где находится, фото и описание Карта валаама подробная
Из фондов музея Спасо Преображенского Валаамского монастыря. На Предтеченском скиту можно сосчитать количество домиков для пустынников-скитян, и виден большой братский корпус (еще пока нами не восстановленный). Перед нами уникальный исторический документ – карта острова Валаам от 1903 года, прорисованная от руки. Спустя сто лет после ее создания, в 2003 году игумену Валаамского монастыря епископу Троицкому Панкратию ее передала искусствовед Людмила Владимирова Степанова – человек, который уже не один десяток лет занимается историей обители.
Эту карту нашли в 1946 году на подоконнике пустого Спасо-Преображенского храма. Забрали с собой, перепродали кому-то, рукописная карта была выкуплена благотворителями за 2000 долларов и возвращена в монастырь во время проведения II Международной научной конференции на Валааме.
Имя автора карты нам неизвестно, но одно несомненно: тот, кто ее создал, был одним из насельников монастыря – монахом ли, послушником или трудником, – т.е. он был из тех людей, кто жил на острове долгое время. Карта, полностью прорисованная вручную, с мельчайшими деталями, объемно и разносторонне «описывает» повседневное бытие «монашеской республики» с теми подробностями, которые неведомы простому паломнику. Но, пожалуй, даже не это главное: важнее то, с какой любовью выполнена эта работа. Чистота сердца и искренность автора восполнили отсутствие живописного мастерства картографа, все рисунки выполнены с детской наивностью, и от этого они ничуть не теряют своей достоверности.1903 год: промыслительно время создания карты, монастырь и Российская империя находились на пороге тяжелейших испытаний. Автор зафиксировал именно тот момент, когда обитель достигла своего наивысшего расцвета: число насельников выросло до тысячи человек, возрожден общежительный, скитский и уединенный, отшельнический образ монашеской жизни. Отстроены многочисленные часовни, храмы и скиты, за исключением Смоленского, который будет освящен в 1917 г. Собрана уникальная библиотека и создана иконописная мастерская. Трудами братии монастырь полностью обеспечивал себя съестными припасами: заложены сады и огороды, обрабатывались поля, налажен лов рыбы и сбор лесных грибов и ягод. Валаамское хозяйство включало в себя и производство всего необходимого: добыча и обработка камня, изготовление кирпича, смоляная, свечная, кожевенная мастерские; свои конюшня и молочная ферма.
И кто мог тогда предположить, что полвека спустя монастырь придет в запустение – храмы и часовни будут осквернены и разрушены, а валаамские имена и названия, казалос
где находится, как добраться, все самое интересное о жизни обители и монашествующих
Когда начинаешь искать, где находится Валаамский монастырь, сразу стоит взглянуть на карту России, а точнее, в Северо-Западную часть РФ. Обитель, расположенная на одноименном острове в Ладожском озере в Карелии, является одним из самых известных и почитаемых святых мест России.
Необычайно самобытная обитель, поражающая воображение своей красотой, имела непростую судьбу, полную тяжелых испытаний и невзгод. Но раз за разом из монастыря то уходили люди, то возвращались вновь и воздвигали новые храмы и скиты, делая этот православный комплекс краше.
Сегодня изо всех уголков страны в любое время года, но преимущественно летом, сюда устремляются тысячи православных паломников, чтобы помолиться, попросить защиты и помощи у Бога и Его Святых, стать ближе к Создателю. Здесь действительно ничего не отвлекает от мыслей о великом. Неповторимая, сохранившаяся в первозданном виде северная природа и замечательные храмовые комплексы, да искренняя вера, — вот, пожалуй, все, что нужно православному человеку.
Где находится монастырь на карте России
Россыпь островов Валаамского архипелага, на одном из которых обосновалась главная обитель, находится в Ладожском озере в северо-западной части России. Кроме того, есть островки поменьше, где можно найти достаточно уединенные и намоленные скиты — небольшие храмовые поселки, которые воздвигались на местах жизни монахов-отшельников.
Скитов в этих северных краях очень много. Есть те, которые более известны, чем остальные. Можно добраться до менее популярных мест, которые, тем не менее, все равно вызывают интерес. О таких экскурсиях всегда можно договориться в главном храмовом комплексе. Иногда можно организовать посещения отдаленных святынь в частном порядке.

Карта Валаамского архипелага
О. Валаам расположен недалеко от крупного города — Санкт-Петербурга. Большинство паломнических туров организованы по прямому маршруту. Но если вы добираетесь самостоятельно, то из Северной столицы можно отправиться на Валаам практически в любой день на специально организованных маршрутах электричек или автобусов.
Отправление на Валаам идет по расписанию, так как добраться в Валаамский монастырь можно исключительно на пароме. Маршруты организованы из приозерных городов северного Приладожья. Наиболее популярный причал находится в городе Приозерске.
История Валаамского монастыря
История создания храмового комплекса на Валааме необычайно богата. Как и многие древние места, Валаам тоже имеет множество преданий и легенд, подтвердить или опровергнуть которые сегодня не представляется возможным. Но правда остается в том, что эти истории передаются из поколения в поколение, бережно хранятся монахами, которые посвятили свою жизнь служению Богу в этом замечательном месте.
Это интересно: почему эти места стали святыми и очень почитаются в православном христианстве? Говорят, что на Валааме побывал один из учеников Иисуса Христа, Андрей Первозванный. Он установил в этих северных землях на горе о. Валаам каменный крест, когда прошел Днепр и Волхов, распространяя идеи христианства на Север.
Дальше об основании обители доподлинно неизвестно. Первая история гласит, что через 900 лет после путешествия Андрея Первозванного на острове основали обитель два инока, Сергий и Герман. Вероятно, они прибыли в эти северные земли из Греции. Но эта легенда передается устно, а все письменные подтверждения безвозвратно утрачены.
Вторая история гласит, что еще в 10-11 веках на острове обосновался преподобный Авраам Ростовский. В его житиях и некоторых сохранившихся летописных материалах говорится о том, что с острова в Новгород в 12 столетии перенесли мощи основателей святыни, Сергия и Германа.
Если опираться на проверенные источники, которые дошли до наших дней, то можно говорить о том, что дата основания Валаамского монастыря — 1407 год. Эта дата приводится в письменах Савватия Соловецкого, который жил в этих местах. Известно, что на 16 век приходится небывалый расцвет этих мест. На территории храма постоянно проживало около 600 монахов. Но частые нападения шведов привели к тому, что храмовый комплекс на долгое время опустел.
Затем, лишь к началу 18 века, обитель стала приобретать большое значение. К тому моменту складывались границы Российской Империи в Карелии и Прибалтике, а Петр I уделял особенное внимание не только строительству новой столицы государства, но и прилегающим территориям.
Именно тогда святыня приобрела новый облик, стали прилагаться особые усилия для заселения обители. Уже к 1730 году на острове появилась Успенская церковь, комплекс обнесли заграждением для защиты. Однако, снова вмешались тяжелые обстоятельства, и большой пожар в 1754 году охватил большинство строений монастыря.
Но императрица Елизавета Петровна не оставляла попыток восстановить древнюю святую обитель. Несмотря на большие усилия и внимание со стороны высшего руководства государства, Валаамская обитель через несколько лет после пожара насчитывала чуть более десятка монахов, постоянно в ней проживающих.

Храм Преображения Господня
Но все равно делалось для облагораживания святого места очень многое. Уже в 1774 году монастырь начинает приобретать свой современный облик. К этому году возвели новый каменный храм Преображения Господня. Вокруг, со всех сторон, как стены крепости, выросли здания, в которых разместились кельи монахов. По углам были построены снова Успенская, а с другой стороны Никольская церкви. Первая из них использовалась для богослужений и таинств в зимнее время, так как отапливалась.
В целом, конец 18 века и весь 19 век Валаамский монастырь постоянно развивался, строился и рос. Увеличивалось и его влияние. Известно, что в те времена остаться на Валааме стремились многие священники. Так, из 20 прибывающих монахов, остается на нем в лучшем случае один священнослужитель.

Церковь Петра и Павла
В начале 19 столетия над вратами комплекса возвели церковь Петра и Павла. В северной части был построен больничный храм во имя иконы Божьей Матери. С той поры на острове есть величественная звонница, колокольня которой достигает 72 метра в высоту.
В 20 веке для Валаамского храмового комплекса наступили долгие и очень тяжелые времена. Поначалу к 30-м годам столетия в нем служило около 300 монахов, 100 тружеников и наемных рабочих. Но в эти времена территория о. Валаам была отдана образовавшейся тогда Финляндии. Официально комплекс продолжил свою работу, но с той поры он считался представителем веры меньшинства граждан новой страны. Это спровоцировало многочисленные гонения и притеснения местных священнослужителей.
Стоит отметить: известен один любопытный факт давления финских властей на Валаам. Так, настоятелю храма, архиепископу Серафиму было поручено за три месяца обучиться финскому языку. Но в указанное время священник не явился на экзамен. Разозленные власти депортировали владыку на о. Коневец.
Долгие притеснения и гонения не могли оставаться незамеченными. Обитель стали покидать все больше и больше служителей. Большинство принимали подданство новой страны и уезжали прочь. В 1940 году, после окончания недолгого конфликта Финляндии и СССР, Ладога услышала двенадцать ударов в колокол. Это поставило точку в жизни обители. Многие монахи покинули Валаам и отправились в другие страны: Грецию, Сербию, Финляндию.
Советский период и новое время
Многие знают, что власти СССР не поддерживали православие. Вера провалилась в долгий период безвременья, почти подпольное существование. Но это не означает, что остров Валаам не был заселен. Однако, его история по-прежнему оставалась печальной и незавидной.
Во время Великой Отечественной войны в кельях монастыря расположилась боцманская школа. В 1944 году ее выпускники отправлялись на прорыв блокады Ленинграда. После, здесь на недолгий период времени расположилось лесное хозяйство, затем целлюлозное производство.
В 1950 году на острове организовали дом для инвалидов войны. К сожалению, многие из них направлялись сюда принудительно, подальше от глаз власти, которая стремилась побыстрее забыть последствия Второй Мировой войны. Заведение было переведено с острова только в 1984 году. Лишь 13 декабря 1989 года на Валаам прибыли на постоянную службу шестеро монахов.
С этой поры в храмах стали вестись службы, а Валаамский монастырь вновь начинает приобретать большую популярность. Некоторые пришедшие в плачевное состояние строения постепенно ремонтируются и облагораживаются. В 2005 году при восстановлении звонницы был повешен колокол «Андрей Первозванный». Он имеет массу в 16 тонн.
Примите к сведению: сегодня святыню посещают более ста тысяч туристов ежегодно. Каждый десятый посетитель прибывает сюда в составе паломнических групп.
Скиты на Валааме и ближайших островах
Крупнейший скит на Валааме — это Скит Всех Святых. Также известен как большой скит или белый скит. Известно, что его построили самым первым.
Комплекс представляет собой прекрасный храм из камня, а также кельи для служителей. Имейте в виду, что женщинам посещать обитель можно только один раз в году: в первое воскресенье после праздника Троицы сюда запускаются все желающие. В феврале 2004 года была освещена домовая церковь, попасть в которую можно через вход с другой стороны скита.
Скит Иоанна Предтечи отличается от других особенным, строжайшим уставом. Посторонние сюда не допускаются.

Воскресенский скит
Стоит обратить пристальное внимание на Воскресенский скит, стоящий на горе, на которой, по преданию, Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
Чуть менее известны другие комплексы, которые по разным причинам были уничтожены или разобраны до основания, но затем восстановлены. Это Коневский, Авраамиевский, Александро-Свирский скиты.

Александро-Свирский скит
Последний, к слову, воздвигнут на месте, на котором долгое время жил в пещере отшельником Александр Свирский. В 1999 году в обители случился пожар, который причинил существенный вред постройкам. Но в 2001 году строение было полностью восстановлено.
Валаамский монастырь с прилегающими скитами на многочисленных островах сегодня переживает новый период процветания. Православной церковью делается многое для восстановления этих святых мест.

Храм Александра Невского
Так, сегодня строится множество новых скитов на местах, которые имеют большое значение для христианской веры. Сегодня строятся: Казанский скит, скиты Александра Невского, апостола Андрея Первозванного, Германа Аляскинского.
Есть места, которые не включаются в общепринятые паломнические маршруты, но их можно посетить, получив благословение настоятелей монастыря. Среди них известны такие скиты, как Германовский (расположенный на большом удалении от Валаамского монастыря, он сейчас пребывает в полуразрушенном состоянии), Сергиевский, Тихвинский (место очень святое, но от построек на острове ничего не осталось, так как во время советской власти комплекс полностью разобрали).
Интересные факты о Валааме
Любопытные моменты из истории и жизни обители:
- Популярность острова Валаама сегодня не знает границ. Природа Севера достаточно сурова, да и Ладожское озеро не всегда отличается спокойствием. Поэтому большинство паломников и туристов посещают эти святые места за короткий промежуток времени — в летние месяцы;
- Действительно, неоднократно подчеркивалось, что природа архипелага не выдерживает такого большого наплыва людей. Сейчас, пока на стадии предложений обсуждается возможность контроля за прибывающими туристами. За основу предлагается взять опыт монастырей на святой горе Афон, где каждому паломнику выдается специальное разрешение (дьямонитирион). В том числе, это сильно облегчило бы работу гостиниц и других обслуживающих структур, так как помогло заблаговременно узнать, сколько ожидать туристов в определенные дни;
- Комплекс располагает возможностью единовременно размещать в гостинице на острове до 200 человек;
- В 1997 году во время грозы молния ударила в старый дуб. Интересно, что на сломе ветки проявился лик старца Назария. Это дерево можно увидеть недалеко от развалин пустыни, где когда-то жил монах.
Расписание богослужений и правила посещения
Суточный круг богослужения начинается по общепринятому правилу православной церкви — в 17-00.
В 21-00 на Валааме объявляется время безмолвия, когда читается келейное правило. В 22-00 монахи ложатся спать. В 5-00 начинается утреня. Обычно служба оканчивается около 8 утра.
Ежедневно в 13-30 читается молебен у мощей Сергия и Германа — основоположников Валаамского монастыря.
В воскресные и праздничные дни проводится долгая божественная литургия с 9-00 до 12-00. По ее окончании обычно предоставляется возможность приложиться к мощам святых.
Примите во внимание: женщинам лучше всего входить в храм вообще без косметики. Обязательно нужно покрыть голову платком и надеть длинную юбку. Мужчины должны снять головные уборы.
Вести себя следует благочестиво, не шуметь. Если вы с ребенком, и ваше дитя расплакалось, постарайтесь поскорее выйти и не мешать службе.
На богослужение приходите заранее. Покидать храм до окончания службы — большой грех перед Богом. Если есть крайняя необходимость, то все же можно уйти раньше. Но потом следует обязательно упомянуть об этом в исповеди и покаяться.
Валаамский монастырь в интернете
Монастырь имеет свою страничку во всемирной сети (valaam.ru). Там можно ознакомиться с работой монастыря, посмотреть интересные видео с богослужений, узнать многое из истории комплекса.
Кстати, очень интересно будет прочитать описание и совершить небольшую экскурсию по кельям и святым местам архипелага. Для этого на сайте есть специальный виртуальный 3D тур. Конечно, это не сравнится с посещением острова, но поможет составить первое впечатление о святом месте. Наверняка, туда захочется поехать еще больше.
Другие официальные страницы Валаамского монастыря, удобные для мобильных телефонов:
Как добраться до обители
Легче всего попасть на о. Валаам через Санкт-Петербург. С Финского вокзала Северной столицы ежедневно отправляется электричка до города Приозерска.
Там можно договориться с капитаном парома о переправке на Валаам. Суда ходят по устоявшемуся расписанию. Иногда, правда, рейсы могут откладываться из-за плохих погодных условий. Кстати погоду удобно отслеживать в режиме онлайн на официальном сайте обители.
Ещё один способ доехать — это в составе организованной экскурсии. Вы платите деньги, все остальное решает организатор. Это так же удобный способ для жителей Москвы и Московской области, и других городов, так как тратится много времени на дорогу. Доверившись организаторам, можно предаваться размышлениям во время поездки.
Остановиться можно как в гостиницах города Приозерска и добираться до обители каждый день, либо поселиться на самом острове в гостинице. Возможно, последний вариант будет дороже, но позволит посетить самые ранние богослужения.
Где перекусить
В Приозерске много лавочек и магазинов, где можно купить, в том числе и сувенирную продукцию. Церковные лавки имеются и на острове.
В монастыре принято кормить посетителей в специальных трапезных для паломников. Вполне можно рассчитывать на скромные, но вкусные обеды.
Заключение
Отдаленный остров с богатой историей из жизни святых людей — настоящая находка для верующего человека. Пожалуй, мало что может помешать здесь ощутить себя частью мира, приобщиться к Богу.
Валаам вобрал в себя много доброго и бескорыстного и с радостью делится лучшим со всеми теми, кто решился его посетить. Да, добраться сюда непросто. Но одно ясно наверняка: впечатлений от этой поездки будет очень много. Их хватит на всю жизнь. Больше того, сюда непременно захочется вернуться еще раз, так как открывать для себя что-то новое в этих святых местах можно бесконечно долго.