Где находится музей блокады ленинграда в спб


Музей обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге

Мужество ленинградцев, не сдавших свой город нацистским оккупантам, были увековечены в экспонатах открывшегося в 1946 году музея. Политические события того времени не всегда поддавались логическим объяснениям — в феврале 1953 года музей был закрыт, а коллекция расформирована по воинским частям и государственным охранным фондам.

На протяжении многих лет горожане мечтали вернуть собрание уникальных экспонатов, рассказывающих о блокадном времени. О необходимости восстановления музея заговорили только тогда, когда в обществе стали развиваться процессы демократизации. Многочисленные обращения горожан и публичное обсуждение проблемы, сделали своё дело — 8 сентября 1989 года Музей обороны и блокады Ленинграда вновь открыл свои двери для посетителей. Предметы и документы в экспозицию собирали всем миром — часть экспонатов выделили музеи, своими реликвиями поделились ветераны-блокадники. Под демонстрационные залы выделили только небольшую часть здания.

В 50-ю годовщину Победы открылась постоянная музейная экспозиция. История оборонительных сражений и блокады представлены уникальными предметами. Временные выставки, проводимые в музее, открывают неизвестные факты блокадной эпопеи. Неожиданный жизненный ракурс отражен в экспозиции «Физкультура и спорт в блокадном Ленинграде». Оказывается, в запертом во вражеском кольце городе, проходили спортивные состязания, проводились тренировки солдат и командного состава. Посетители увидели фотографии, экипировку спортсменов, гоночный велосипед, фехтовальные доспехи. Выставка «Дорога жизни» рассказала о переправке продовольствия, медикаментов и людей в осаждённый город. Ладожское озеро было единственной артерией, связывающей Ленинград со страной. По его дну были проложены линии связи, функционировал бензопровод. На экспозиции «Морской щит Ленинграда» представлены мемориальные предметы воинов Балтийского флота: части кораблей, обмундирование, фотодокументы, личные вещи моряков.

Большой популярностью у посетителей пользовались выставки «Трофеи Второй мировой войны» и «Знамёна ратных побед». Для их проведения фонд Центрального музея вооруженных сил (Москва) открыл свои хранилища. Знамёна частей, которые больше всего отличились при защите и освобождении города, форма союзников, трофейные вещи — их демонстрация получила большой отклик в сердцах ветеранов и горожан.

Большая часть экспозиции посвящена жителям осажденного города: организации их быта, выпуску военной продукции, функционированию коммунального хозяйства, работе транспорта в блокадный период.

Летом 2018 года музей закрыли на ремонт, который продлился больше года. В сентябре 2019 года пространство заработало в обновлённом виде: прежнюю экспозицию дополнили мультимедийными экранами и объёмными инсталляциями. Они воссоздают интерьеры блокадной квартиры, пункта выдачи хлеба, школы и театральной гримёрки. До конца года учреждение работает только в экскурсионном режиме, заказать прогулку можно по телефону музея.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Музей обороны и блокады Ленинграда (Санкт-Петербург, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Трагическая история Ленинграда в годы Великой Отечественной войны просто не могла не удостоиться отдельной экспозиции. И пусть компактный размер здания в Соляном переулке, где она размещается, не вводит в заблуждение: за его стенами скрываются тысячи экспонатов, рассказывающих о самых тяжелых годах в истории Санкт-Петербурга, начиная с начала войны и до победы в ней.

В музее постоянно проходят выставки, посвященные блокаде. Но главное место занимают экспонаты, рассказывающие о судьбах отстоявших свой город простых ленинградцев. Часть экспозиции музея посвящена и его собственной истории — созданию, упразднению и возрождению.

История

Музей обороны Ленинграда начал работать 4 декабря 1943 г., став одним из первых в мире, посвященных Второй Мировой войне. 30 апреля 1944 г. открылась временная выставка «Героическая оборона Ленинграда», которая спустя 4 года стала постоянной, получив статус музея.

Первоначально основу экспозиции составляли вещи, связанные с войной: оружие, партийные документы. Хоть здесь выставлялись и личные вещи ленинградцев, и знаменитый 125-граммовый ломоть хлеба, в качестве главных творцов победы позиционировались не мирные жители и солдаты, а партия, ведомая Сталиным.

Впрочем, так называемое «Ленинградское дело» показало, что роль вождя народов в победе над Германией все равно была недооценена. Экспозицию признали вредительской, извращающей историю войны и восхваляющий местечковый патриотизм. В 1949 г. музей закрыли для посещения, а в 1953 г. полностью расформировали.

Экспонаты передали в коллекции других музеев, а само здание — в фонды Военного ведомства.

В разгар перестройки живые свидетели событий войны и ленинградская интеллигенция решили приложить усилия для восстановления Музея обороны. Все сложилось успешно, и 8 сентября 1989 г. состоялось его торжественное открытие.

Что посмотреть

В фондах музея находится более 52 тыс. экспонатов, его библиотека включает в себя 17 тыс. книг. Сегодня в коллекции мало образцов военной техники, здесь в основном представлены предметы повседневного быта времен блокады.

Значительную часть коллекции передали жители Санкт-Петербурга, подарившие музею личные документы и дневники, семейные архивы.

Здесь же воссоздан интерьер городской квартиры 1940-х и театральной гримерной.

Музей размещен в здании бывшего Кустарного музея 1901-1903 гг. постройки, входившего в комплекс Соляного городка у реки Фонтанки в исторической части Санкт-Петербурга.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Соляной переулок, 9. Веб-сайт.

Ближайшая станция метро: «Чернышевская».

Вход: 250 RUB; пенсионерам, учащимся средних и высших учебных заведений: 60 RUB. Аудиогид: 300 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г..

Время работы: Ежедневно: 10:00-17:00, среда: 12:30-21:00; выходной — вторник.

В день начала блокады Ленинграда в Петербурге откроют обновленный блокадный музей

Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда готов открыть двери для посетителей 8 сентября, в день памяти и скорби. Вопреки опасениям, в шестистах квадратных метрах Соляного городка ужилось и новое, и старое: блокадников не обидит тотальное осовременивание, а молодежи здесь не будет скучно.

СКВОЗЬ ДЕВЯТЬСОТ БЛОКАДНЫХ ДНЕЙ

Каждый квадратный метр в музее, который еще только ждет расширения, на счету, а потому пространства задействовали по максимуму. Благодаря этому, в экспозиции нашлось место для новых тем – Советско-финской войны и «ленинградского дела».

Зал Победы

Войдя в музей, попадаешь в атмосферу середины сороковых годов прошлого века – время Победы. У парадной лестницы встречают ростовые портреты командующих, а у их ног раскинулась низкая треугольная витрина-платформа с поруганными нацистскими знаменами, измятыми вражескими агитплакатами, поверженным немецким трофейным оружием. На витрине, символизирующей крах фашистской идеологии, поставят пушку-сорокапятку.

– Пушку мы реконструировали, но специально сохранили следы участия в обороне Ленинграда, – отмечает директор музей Елена Лезик.

У парадной лестницы встречают ростовые портреты командующих.Фото: Олег ЗОЛОТО

Изначально парадную лестницу хотели застелить красными «кремлевскими» ковровыми дорожками, но от проекта отступили: выбрали зеленый блокадный цвет. В оттенках блокадной ленточки изготовили и банкетки у входа. Отказались и от помпезных трехъярусных люстр в пользу светильников в форме звезды.

– Не могли оставить без внимания тему «ленинградского дела», – отмечает Лезик. – В подаче новой экспозиции она стала акцентом, сдавленным криком. Задействовали уникальные экспонаты, которые недавно передал нам потомоки Микоянов-Кузнецовых, – личные вещи репрессированного Алексея Кузнецова (первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии в 1945-1946 годах. – Прим. ред.), от которого практически ничего не осталось: случайно обнаружили его китель, брюки, сапоги, портупею и планшет.

На стенах разместили 32 портрета военных руководителя из живописной коллекции, которая хранилась в музее в сороковых годах. Тогда она насчитывала 96 холстов.Фото: Олег ЗОЛОТО

На стенах разместили 32 портрета военных руководителя из живописной коллекции, которая хранилась в музее в сороковых годах. Тогда она насчитывала 96 холстов. Сейчас коллекция в фондах Музея истории Санкт-Петербурга. Еще двадцать портретов этой же серии украсили новый музейный зал для временных экспозиций.

Здесь же установили два проектора, с помощью которых транслируют видеоролики, посвященные блокаде и музею. Весь контент разрабатывали вместе с блокадниками, ветеранами и историками. Зону проекции взяли в лепную раму, которая появилась прямо напротив входа. А в соседнюю, историческую, вписали слова Ольги Берггольц про Ленинград – «отец мой, дом и путь».

Дополнили перерожденную входную зону информационный мультимедийный киоск (такие расставили по всему музею) и подъемник для инвалидов.

На первом этаже, под лестницей, – вход в зал временных выставок. По умолчанию, здесь расскажут об истории музея. Но главная задача обособленного пространства – темы, которые нужно отделить от основной экспозиции.Зал временных выставок

– Есть блокадные темы, которые не подлежат громкому обсуждению, – поясняет директор. – Некоторые могут травмировать детскую психику, поэтому посвященные им выставки мы будем показывать отдельно.

Вводный зал

Подготовить посетителя к основной экспозиции на втором этаже, посвященной цене Победы, помогает вводный зал. Он вобрал в себя мобильные выставочные модули-витрины, наполнение которых можно будет регулярно менять, и константы, главная из которых – «стена-пролог».

На стене, словно составленной из обломков зданий, с помощью цитат, проекций, видео и фото рассказывают о символах блокады. Торцевую стену заняла проекция с главными блокадными цифрами. Интересно, что «работает» она на тех, кто уже ознакомился с экспозицией и покидает основной зал: скорбная статистика поможет подвести итог всему увиденному.

Основной зал

Здесь с лепниной под потолком соседствуют заводские балки, а стены украшают наклонные плоскости и современные резкие формы.

– Попытались соединить все: и классический витринный метод экспонирования, и инсталляции, и мультимедийные технологии, – подчеркивает Лезик.

Для желающих полностью погрузиться в атмосферу военного Ленинграда построили целый «блокадный тоннель» из серии инсталляций. Это блокадная булочная.Фото: Олег ЗОЛОТО

Для желающих полностью погрузиться в атмосферу военного Ленинграда построили целый «блокадный тоннель» из серии инсталляций, которые переносят в блокадную булочную, блокадный вокзал, бомбоубежище, цех, комнату НКВД, школьный класс, артистическую гримерную и, конечно, классическую блокадную комнату. В инсталляциях задействовали подлинные предметы.

Доминантной инсталляцией стало «Разорванное кольцо». Войдя внутрь него, оказываешься среди цитат из блокадных дневников и попадаешь под «звуковой душ» из стука метронома, записей ленинградского радио и фрагментов симфонии Шостаковича.

Доминантной инсталляцией стало «Разорванное кольцо».Фото: Олег ЗОЛОТО

– «Разорванное кольцо» трансформируется в полукруглую сцену, а прилегающее пространство – в зрительный зал, – добавляют в музее. – Закуплены стулья-трансформеры. В посадочные места легко превратятся и символические снарядные ящики, которые в обычном режиме служат витринами: достаточно закрыть крышку-сидение.

Сориентироваться в экспозиции поможет стеклянная дорожка.Фото: Олег ЗОЛОТО

Сориентироваться в экспозиции поможет стеклянная дорожка. Фактически она ведет посетителя по полю боя и Дороге жизни: под стеклом скрыли землю, усыпанную пулями, воронки от снарядов и даже ладожский лед. То, что оказывается под ногами у гостя музея, перекликается с тематикой соседних витрин.

Оружие и другие предметы использовали подлинные, но не из музейной коллекции: они здесь, скорее, как атрибутика, антураж.Фото: Олег ЗОЛОТО

– Оружие и другие предметы использовали подлинные, но не из музейной коллекции: они здесь, скорее, как атрибутика, антураж, – отмечает Лезик. – Лед Ладоги воссоздали из искусственных материалов. А вот землю привезли с Невского пятачка. Идя по такому «коридору», человек еще больше погружается в тему и уже не просто узнает о блокаде, а ощущает ее.

Медиатека

Комната, стилизованной под конструкторское бюро.Фото: Олег ЗОЛОТО

Если повернуть из вводного зала направо, то окажешься в комнате, стилизованной под конструкторское бюро. Раньше это пространство занимали служебные помещения. В информационном центре музея можно поработать за кульманами, на которых установили интерактивные планшеты с выходом в интернет.

В медиатеке планируют собрать всю информацию о блокаде: оцифрованные фонды, документальные фильмы, аудиозаписи. Пока же она только формируется. Да и завершить ее создание удастся едва ли, ведь петербуржцы активно пополняют фонды музея, блокаде посвящают все больше исследований, обнародуют все новые исторические документы. Мечта музея – переложить на «цифру» все хранящиеся в нем блокадные дневники.

АРХИПЕЛАГ ПАМЯТИ

Договоренность между городом, федеральными властями и Министерством обороны, экспериментальная база которого занимает Соляной городок, достигнута. Еще зимой военные согласились освободить помещения, но дело это небыстрое.

Монумент героическим защитникам Ленинграда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Фото 1981 года Фрагмент монумента Рабочий и солдат Обелиск (высота 48 метров) на фоне чистого зимнего неба

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы — памятник подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 годов.

Идея сооружения памятника героическим защитникам Ленинграда возникла ещё в годы Великой Отечественной войны. Приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады. Лишь в 1960-х годах было окончательно выбрано место возведения будущего мемориального комплекса — площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы.

Выбор места был не случаен. Московский проспект с первых дней войны стал фронтовой дорогой, по нему шли дивизии народного ополчения, техника и войска. В непосредственной близости отсюда проходил передний край обороны. У самой Средней Рогатки был оборудован мощный узел сопротивления с дотами, противотанковым рвом, стальными ежами, железобетонными надолбами и огневыми артиллерийскими позициями. В июле 1945 года, когда жители города встречали гвардейские войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь была возведена временная триумфальная арка.[1]

Сооружение мемориала частично велось на средства многочисленных добровольных пожертвований. Для этих целей в Госбанке пришлось открыть лицевой счёт № 114292. Ленинградцы горячо откликнулись на этот призыв. На счёт перечислили деньги сотни тысяч горожан, многие коллективы предприятий, организаций, учащиеся школ[источник не указан 1551 день]. Начало строительства откладывалось, поскольку в ходе многочисленных конкурсов выявить победителя не удавалось.

В начале 1970-х годов для завершения работ над проектом памятника была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по проекту архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и скульптора М. К. Аникушина. Все они были участниками обороны Ленинграда. Монумент оформляет южный въезд в Санкт—Петербург со стороны Пулковских высот и аэропорта. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о героической странице в истории города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Обращённый к въезжающим в город фасад мемориала — «Площадь Победителей». На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам.

Главная вертикаль мемориала — 48-метровый гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Непосредственно у основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, олицетворение, по замыслу М. К. Аникушина, единства города и фронта. Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады по замыслу авторов монумента должны ассоциироваться с хаосом и разрушениями, которые несли осаждённому Ленинграду вражеские бомбардировки и артобстрелы. Этой цели подчинена отделка поверхности стен, сохраняющая фактуру деревянной опалубки — такими были оборонительные сооружения военных лет.

С северной стороны комплекса, обращённой в сторону города, расположен памятный зал «Блокада». От внешнего мира он отделён нависающим выполненным из бетона разомкнутым кольцом диаметром 40 метров и протяженностью 124 метра, символизирующим прорыв блокады. В центре зала расположена скульптурная композиция «Блокада». Автор намеренно выполнил фигуры почти в человеческий рост, чтобы современник мог острее ощутить, как глубока скорбь ленинградцев, как тонка была грань между жизнью и смертью. О своей работе художник говорил, что здесь хотел передать всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютую стужу, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг.

Спустя три года 23 февраля 1978 года открылся подземный памятный зал. Сегодня зал является филиалом Музея истории города. Здесь разместилась документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда. Вдоль стен зала установлены 900 светильников в виде свечей — столько дней продолжалась блокада. Под светильниками — названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны. Здесь же находятся мозаичные панно «1941 — Блокада» и «Победа» (авторы С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, руководитель А. А. Мыльников),[2] электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города — Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трех степеней, удостоенных этих наград за оборону Ленинграда.[1]. В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.

  • Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. СПб.: Артбюро, 2002.
  • Исаченко, В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. СПб.: Паритет, 2004.
  • Гусаров, А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб., 2010.
  • Ковальчук, В. М., Чистиков, А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. СПб.: Лики России, 2012.

Хранитель фонда музея истории Петербурга: Даже во время блокады проводили экскурсии

Пустой пляж, безлюдная площадь и гулкая тишина — Петропавловская крепость полностью закрыта для посетителей из-за пандемии COVID-19. Такого масштабного локдауна музеи Северной столицы не видели даже во время блокады Ленинграда, но это — совершенно не повод думать, что они не переживут пандемию и в будущем останутся без посетителей. Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.

Петропавловская крепость исторически — сердце города. День, когда заложили ее первый камень, и является датой основания Санкт-Петербурга. Сейчас это сердце замерло: ни туристов с фотоаппаратами, ни влюбленных парочек у Невских ворот. Но так кажется только на первый взгляд. Хранитель фонда советской и современной живописи и графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга Вера Ловягина рассказала, что происходит за закрытыми воротами Петропавловской крепости.

— Как «коронавирусные меры» изменили жизнь музея?

— Заячий остров полностью закрыт: имеется в виду Петропавловская крепость. Все филиалы тоже закрыты. Но у нас есть YouTube-канал, где мы регулярно показываем фильмы, которые рассказывают о наших выставках. В социальных сетях — Instagram, «ВКонтакте», Facebook — постоянно обновляются страницы. Мы рассказываем о коллекциях, которые есть в нашем собрании, проводим онлайн-экскурсии. Недавно была большая экскурсия по Петропавловской крепости, Петропавловскому собору, которую вела Ольга Слепенкова. Постоянно транслируются репортажи с выставок, которые сейчас проходят. Это и «О дивный детский мир» в Инженерном доме Петропавловской крепости, и «Утраченные адреса Петербурга» в особняке Румянцева.

— Как работают сотрудники музея?

— Все сотрудники работают удаленно. У нас много работы, связанной с различными научными изысканиями, с работой над каталогами. Поэтому у всех работа есть. Никто просто так не сидит.

— Если никого нет, кто следит за состоянием экспонатов и выставок?

— К величайшему сожалению, пока, до 30 апреля, этот вопрос не решен. Но на территории крепости постоянно находится служба безопасности. А поскольку все фонды находятся в крепости, то они наблюдают за внешним состоянием помещений.

— Возможно, я не права, но в моем понимании музей — институт достаточно статичный, который редко поддается изменениям. Насколько трудно дался вам полный переход в онлайн-формат?

— Все было подготовлено. Мы вели подготовку ранее, это работа не сегодняшнего дня. Это те наработки, которые уже были сделаны и которые постоянно развиваются. То есть это не было так, что мы сейчас схватились за голову — «Что же нам делать и как быть?». Это та работа, которая, по сути дела, продолжается. Просто она стала более интенсивной, и все. Поэтому не могу сказать, что онлайн-вещание для нас — какая-то новинка. Может быть, не было каких-то экскурсий и лекций, но их появление планировалось.

— Вы не боитесь, что онлайн-формат полюбится зрителям настолько, что после пандемии они и дальше продолжат смотреть онлайн-экскурсии, а в сами музеи — не вернутся?  Не боитесь, что посетителей станет меньше?

— Нет, этого не произойдет. Наоборот, насколько я поняла — не так часто слежу за онлайн-передачами, — когда речь идет о каких-то экспонатах, связанных с эрмитажной коллекцией, люди жалуются, что лучше было бы увидеть все воочию. Когда знаешь историю предмета, естественно, желание посмотреть на него становится значительно больше. Уже есть определенный стимул пойти посмотреть: я услышал об этом произведении, знаю историю его создания, знаю что-то о художнике, знаю, к какой школе и какому направлению имеет отношение эта картина, и мне очень хочется посмотреть на нее другими глазами. И посмотреть подлинник, а не просто картинку. Это очень хороший стимул. Одно дело — идти просто рассматривать экспонат, а другое — идти уже подготовленным. Поэтому, мне кажется, думать, что будет меньше посетителей — совсем неверно.

— То есть этот формат, в который ушли музеи из-за эпидемии, в какой-то степени играет им на руку?

— Да. Во-первых, у людей возникнет определенный все-таки голод после такого длительного сидения дома, и захочется непременно куда-то пойти. Ну а поскольку наш город славен музеями, то, естественно, это первое, что возникает в мыслях. И потом, интерес к музею вообще повысился за последние годы значительно. Достаточно большое количество молодежи ходит практически во все музеи. Такого, чтобы огромные очереди стояли, давно уже не было, а последние годы этим как раз и отличается: очереди и в музеи, и на выставки, и в Манеж, и в Русский музей, и в Эрмитаж… и к нам в музей тоже стремятся. Очереди стоят не только из туристов, но и из людей, которые живут в нашем городе. Поэтому, думаю, люди должны пойти.

— Такое масштабное закрытие, как сейчас, уже было в истории музея?

— Наверное, это впервые, и это для всех музеев характерно. Потому что даже во время блокады проводили экскурсии и в Эрмитаже, и в Русском музее. Интересно то, что в Эрмитаже не было картин — висели рамы, а экскурсоводы рассказывали о картинах, которые были в этих рамах. Конечно, экскурсий было мало, но, тем не менее, они проводились, и музей не был совсем закрыт. А такое вот состояние, чтобы в течение месяца [закрыто] —  это, наверное, впервые.

Блокада Ленинграда — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте, фото Б. П. Кудоярова, декабрь 1941

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими[4] и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня (включительно с днём начала и конца). В литературе также встречается число в 871 день[5].

К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовали военно-морские силы противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

После прорыва блокады в январе 1943 года, осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. В январе — феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220—280 километров от южных рубежей города. В июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня взяли Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был взят остров Гогланд. Проход в город морским путём через минные заграждения был обеспечен в 1946 году.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года городу присвоена высшая степень отличия — звание «Город-Герой»[п 3].

27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)[6].

18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21, известную как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на СССР тремя группами армий по трём основным направлениям: ГА «Север» на Ленинград, ГА «Центр» на Москву и ГА «Юг» на Киев. Захват Москвы предполагалось производить только после захвата Ленинграда и Кронштадта. Уже в директиве № 32 от 11 июня 1941 года Гитлер определял время завершения «победоносного похода на Восток» как конец осени[7].

План «Барбаросса».

Ленинград был вторым по значению городом в СССР с населением около 3,2 млн человек[8]. Он давал стране почти четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности[9], в нём действовало 333 крупных промышленных предприятия, на них работало 565 тыс. человек. Работало большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. Примерно 75 % выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс, для которого был характерен высокий профессиональный уровень инженеров и техников. Очень высок был научно-технический потенциал Ленинграда, где насчитывалось 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 высших учебных заведений и 106 техникумов[10].

С захватом Ленинграда немецкое командование могло бы разрешить ряд важных задач, а именно:

  1. овладеть мощной экономической базой Советского Союза, дававшей до войны около 12 % общесоюзной промышленной продукции;
  2. захватить или уничтожить Балтийский военно-морской, а также огромный торговый флот;
  3. обеспечить левый фланг ГА «Центр», ведущей наступление на Москву, и высвободить большие силы ГА «Север»[11];
  4. закрепить своё господство на Балтийском море и обезопасить поставки руды из портов Норвегии для германской промышленности[12];

17 июня 1941 года в Финляндии был издан указ о мобилизации всей полевой армии, и 20 июня мобилизованная армия сосредоточилась на советско-финской границе. Начиная с 21 июня 1941 года, Финляндия начала проводить военные операции против СССР. Также 21—25 июня с территории Финляндии против СССР действовали военно-морские и военно-воздушные силы Германии[13]. 25 июня 1941 года утром по приказу Ставки ВВС Северного фронта совместно с авиацией Балтийского флота нанесли массированный удар по девятнадцати (по другим данным — 18) аэродромам Финляндии и Северной Норвегии. Там базировались самолёты ВВС Финляндии и германской 5-й воздушной армии. В тот же день парламент Финляндии проголосовал за войну с СССР[14].

29 июня 1941 года финские войска, перейдя государственную границу, начали сухопутную операцию против СССР[15].

22 июня 1941 года Германия напала на СССР. В тот же день в Ленинграде и Ленинградской области, как и во многих других регионах страны, было объявлено военное положение[16]. В первые 18 дней наступления главный ударный кулак войск, нацеленных на Ленинград — 4-я танковая группа с боями прошла более 600 километров (с темпом 30—35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая. 5 июля части вермахта заняли город Остров в Ленинградской[п 4] области[17]. 9 июля был занят Псков, расстояние от которого до Ленинграда по дороге составляло 280 километров. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу[18].

Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 25 июня военный совет Северного фронта утвердил схему обороны южных подступов к Ленинграду и обязал начать строительство. Строилось три оборонительных рубежа: один — вдоль реки Луга затем до Шимска; второй — Петергоф — Красногвардейск — Колпино; третий — от Автова до Рыбацкого[19][20]. 4 июля это решение было подтверждено директивой Ставки главного командования за подписью Г. К. Жукова[21]. Строительство укрепления велось с привлечением большого числа гражданского населения города и области: c 29 июня население Ленинграда было привлечено к трудовой повинности, включавшей в основном строительство оборонительных сооружений. К повинности привлекались мужчины в возрасте от 16 до 50 лет и женщины от 16 до 45 лет. Работающие обязаны были отработать по три часа после работы, не работающие граждане — восемь часов. График отбывания трудовой повинности включал 7 дней ежедневных работ, затем — перерыв на 4 дня[16]. Оборонительные сооружения строились как на подходах к Ленинграду, так и в самом городе. На 20 августа 1941 года в Ленинграде было 4612 бомбоубежищ, рассчитанных на 814 тыс. человек и 336 погонных км щелей-траншей, рассчитанных на 672 тыс. человек. Строилось ещё 383 убежища на 65 тыс. человек[22].

Последствия первого артобстрела города, фото Тарасевича, 10 сентября, 1941 года Граница максимального продвижения финской армии. Серым отмечена госграница 1939 года

Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров и общей глубиной 10—15 километров, 570 дотов и дзотов, 160 км эскарпов, 94 км противотанковых рвов[23][24]. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение).

12 июля передовые германские части вышли к Лужскому укреплённому району, где произошла задержка немецкого наступления. Донесения командующих немецкими войсками в штаб:

Танковая группа Гепнера, авангарды которой обессилели и устали, лишь незначительно продвинулись в направлении Ленинграда[25].

Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда не только даст военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска.

Германцы произвели перегруппировку войск и 8 августа, с ранее захваченного плацдарма у Большого Сабска, начали наступление в направлении Красногвардейска.[26] Несколькими днями позже оборона Лужского укрепрайона была прорвана и под Шимском. 15 августа противник взял Новгород, 20 августа — Чудово[27]. 30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной[28].

В приказе группе армий «Север» от 28 августа говорилось:

На основании указаний высшего руководства приказываю: Окружить Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требование о капитуляции не выдвигать. Для того чтобы избежать больших потерь в живой силе при решении задачи по максимально быстрому уничтожению города запрещается наступать на город силами пехоты… Любая попытка населения выйти из кольца должна пресекаться, при необходимости — с применением оружия...[29]

29 июня, перейдя границу, финская армия начала боевые действия против СССР. На Карельском перешейке финны проявляли вначале незначительную активность[30][31]. Крупное финское наступление в направлении Ленинграда на этом участке началось 31 июля. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км и остановились на рубеже Карельского укрепрайона[32]. Связь Ленинграда с остальной страной через территории, оккупированные Финляндией, была восстановлена летом 1944 года.

4 сентября 1941 года в ставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал-лейтенант Альфред Йодль. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь, блокировав тем самым ряд маршрутов для поставок в Ленинград грузов[33].

Остановку финнов на Карельском перешейке примерно на линии советско-финской границы 1918—1940 годов в своих воспоминаниях Маннергейм объясняет собственным нежеланием наступать на Ленинград, в частности, утверждая, что он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города[33]. С другой стороны, эта позиция оспаривается А. В. Исаевым и Н. И. Барышниковым:

Легенда о том, что финская армия ставила только задачу вернуть отобранное Советским Союзом в 1940 году, была позднее выдумана задним числом. Если на Карельском перешейке переход через границу 1939 г. носил эпизодический характер и был вызван тактическими задачами, то между Ладожским и Онежским озёрами старая граница была пересечена на всём её протяжении и на большую глубину.[34][35]

Ещё 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки:

Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город.

из заявления Ристо Рюти немецкому послу 11 сентября 1941 года [36].

В конце августа к городу подошёл из Таллина Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, также на защите города находилось 207 стволов береговой артиллерии. Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно:

В сентябре 1941 г. небольшая группа офицеров по заданию командования ехала на автомашине-полуторке по Лесному проспекту с аэродрома Левашово. Немного впереди нас шёл переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздаётся разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесён в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: — Мамочка, что они наделали…[37]

Провал попытки блицкрига[править | править код]

Мобилизация в Ленинграде летом 1941 года Линии фронта на 21 сентября 1941 года

6 сентября Гитлер подписал директиву о подготовке к наступлению на Москву, согласно которой группа армий «Север» совместно с финскими войсками на Карельском перешейке должна окружить в районе Ленинграда советские войска и не позднее 15 сентября передать группе армий «Центр» часть своих механизированных войск и авиационных соединений.[38][39][40][41].

8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км²[42]. Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта (8, 23, 42 и 55 армии) — всего более полумиллиона человек[43][44]. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах[22][45][46]. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру, к побережью которого из города вела Ириновская железнодорожная ветка.

Ситуация на фронте с 22 июня по 5 декабря 1941 года Моряки идут на фронт по улицам Ленинграда, октябрь 1941, фото Б. Кудоярова

10 сентября, несмотря на приказ Гитлера передать войскам группы армий «Центр» 15 подвижных соединений, Фон Лееб начинает штурм Ленинграда. В результате оборона советских войск вокруг города оказалась прорвана. Налаживанием обороны города руководили командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, К. Е. Ворошилов и А. А. Жданов. 13 сентября в город прибыл Г. К. Жуков[47][48], который приступил к командованию фронтом 14 сентября[48]. Точная дата прибытия Жукова в Ленинград до настоящего времени остаётся предметом споров и варьируется в промежутке 9—13 сентября[49]. По словам Г. К. Жукова,

положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово „безнадёжное“. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придётся считать потерянным[50]

Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны б

Жизнь под обстрелом. 10 экспонатов Музея обороны и блокады Ленинграда | События | Город

Музей обороны и блокады Ленинграда стал для жителей города по-настоящему народным: многие экспонаты приносили люди, которые пережили блокаду, а также их родственники. В каждом предмете музейной коллекции до сих пор хранится боль жителей блокадного Ленинграда, их мужество и подвиг. В 73-летнюю годовщину со дня начала блокады SPB.AIF.RU расскажет о десяти самых интересных экспонатах музея.

Игрушки

Когда в Ленинграде началась блокада, из города на Большую Землю стали вывозить детей. Их эвакуировали на поездах, грузовиках и кораблях. Баржу, переправляющую очередную группу детей, заметили фашистские летчики. Судно подверглось обстрелу и было затоплено. Никто из детей, находившихся на барже, не выжил. Много лет спустя, лишь в 2003 году, со дна Ладожского озера подняли игрушки, которые дети везли с собой на Большую Землю – это небольшие куколки, мишки и погремушки.

Эти игрушки не доехали до Большой Земли. Фото: АиФ / Яна Хватова

Рубашка врача

Нейрохирург Антон Бондарчук в годы блокады продолжал спасать жизни пациентов. Через несколько дней после начала блокады врач проводил сложную операцию своему больному. В это время фашисты начали очередной артобстрел города. Бондарчук был ранен многочисленными осколками разорвавшегося снаряда. Всех больше пострадали грудная клетка и лицо врача. В результате повреждений врач полностью ослеп на левый глаз. Уже через месяц после ранения Бондарчук вернулся к работе. В музее представлена та самая рубашка врача, которую прошили осколки снаряда.

Рубашка врача Бондарчука. Фото: АиФ / Яна Хватова

Радиостанция-малютка

В сентябре 1941 года рабочие завода им. Козицкого начали выпускать радиостанции-малютки «Север». На заводе были проблемы с электричеством и оборудованием. Радиостанции делали на станках для настенных часов. Габариты радиостанции были уменьшены до предела за счет того, что на прием и передачу сигнала работали одни и те же лампы. Такой аппарат весил всего 2 кг, а полный комплект умещался в двух небольших сумках. К концу блокады серийное производство радиостанций достигло 2 тысяч в месяц.

Радиостанции "Север" были в два раза меньше обычных. Фото: АиФ / Яна Хватова

Протез танкиста

Танкист Петр Антипов – ленинградский герой с неиссякаемой волей к жизни. За годы войны Петр четырежды горел в танке. В последний раз, когда Антипов выбрался из горящего танка, фашисты открыли по нему огонь и прострелили левую руку, а потом избили до полусмерти. Танкист пять дней пролежал в окопе, пока его не подобрали советские воины. Тогда у Антипова уже начинала развиваться гангрена обмороженных конечностей. Петру ампутировали обе ноги, правую руку по запястье, а левую – по самое плечо. Танкист научился жить на протезах и 40 лет проработал лесничим. До наших дней сохранился кожаный протез ноги героя.

Этот протез помогал передвигаться танкисту Антипову. Фото: АиФ / Яна Хватова

Снаряды

За годы блокады на заводах Ленинграда было произведено больше 10 миллионов мин и снарядов. Снаряды с зеленой боеголовкой использовались для стрельбы из 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3. Они могли уничтожать фашистские танки и амбразуры долговременных огневых точек. Снаряд серого цвета с черным оперением использовался в боевых машинах «Катюша». Установки «Катюши» участвовали в операции «Искра», в результате которой была прорвана блокада Ленинграда.

В Ленинграде изготовили больше 10 миллионов мин и снарядов. Фото: АиФ / Яна Хватова

Борт «полуторки»

Большой вклад в подвиг Ленинграда внесли грузовики ГАЗ-АА, в народе называемые «полуторками». Именно такие автомобили ходили по «Дороге Жизни», сохраняя жителям города связь с Большой Землей. Полуторки были намного легче других машин, поэтому риск провалиться под лед Ладожского озера был гораздо ниже. Однако такие случаи все же бывали. Через несколько лет после войны со дна озера подняли борт затонувшего грузовика, так и не добравшегося до суши.

Со дна озера подняли борт затонувшей "полуторки". Фото: АиФ / Яна Хватова

Инструменты медсестры

80-я стрелковая дивизия сражалась с немецкими захватчиками на берегу Ладожского озера. Воины не имели представления о местонахождении фашистов и попали под прицельный огонь. На открытом пространстве озера у них не было возможности спрятаться от пуль. Многие были ранены и убиты. Жизни солдатам спасала медсестра Галина Крюкова. В музее хранятся ее медицинские инструменты и салфетка с вышивкой. Рядом – пули, которые Крюкова извлекла из тел раненых воинов.

Медсестра Крюкова спасала солдат на берегу Ладоги. Фото: АиФ / Яна Хватова

Велосипед чемпионки

Мария Минина была выдающейся советской лыжницей и велосипедисткой, шестикратной чемпионкой СССР по велоспорту. Когда началась блокада, Минина осталась в Ленинграде. На стадионе «Медик» спортсменка обучала жителей города метанию гранат, штыковому и рукопашному бою, ходьбе на лыжах и преодолению препятствий. За годы войны Минина подготовила более трех тысяч бойцов. Несмотря на блокаду, в 1942 году в Ленинграде прошли чемпионаты по нескольким видам спорта. Мария выиграла 5-километровую гонку на велосипеде, который сейчас представлен в музее рядом с наградами спортсменки.

На этом велосипеде спортсменка Минина стала чемпионкой. Фото: АиФ / Яна Хватова

Блокадная еда

В годы блокады в Ленинграде был страшный голод. Ежедневно от истощения умирали сотни людей. В ноябре 1941 года ленинградским рабочим выдавали 250 г хлеба, а детям – всего 125. Чтобы выжить, блокадники употребляли в еду столярный клей и кожаные ремни. Люди жарили на машинном масле лепешки из лебеды, а из дрожжей жарили котлеты. Эта несъедобная для современников пища спасла жизнь многим ленинградцам.

Блокадники ели столярный клей и кожаные ремни. Фото: АиФ / Яна Хватова

Значки-«светлячки»

Когда в блокадном Ленинграде еще работало электричество, жители города по вечерам не зажигали свет у себя дома. Для освещения квартир можно было использовать только лампы с синим светом, чтобы их не было видно с воздуха. В кромешной темноте люди передвигались по улицам со «светлячками» на груди – специальными значками, покрытыми фосфором. Такие значки светились в темноте и помогали ленинградцам избежать столкновения.

Значки светились в темноте и помогали избежать столкновения. Фото: АиФ / Яна Хватова

Смотрите также:

Прорыв блокады Ленинграда (диорама) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Музе́й-диора́ма «Проры́в блока́ды Ленингра́да» — был открыт 7 мая 1985 года и посвящён прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года во время операции «Искра». Входит в состав музейно-мемориального комплекса «Прорыв», основанного в 1990 году на базе данного музея-диорамы. Размещён в гранитном помещении, сооружённом в виде дота времён Великой Отечественной войны и вмонтированном в архитектурную конструкцию левобережного пандуса Ладожского моста близ деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области, на месте, где происходили ожесточённые бои.

Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»

Идея создания художественно-документального полотна зародилась ещё в 1944 году. Тогда же появились и первые варианты эскиза. Однако из-за нехватки средств тот проект так и не удалось осуществить.

В 1980 году Управлением культуры Леноблисполкома было инициировано возобновление проекта. Художники принялись создавать форэскизы с отдельными сюжетами, относящимися к боевым действиям при прорыве блокады Ленинграда. Официально работа над созданием диорамы началась в 1982 году. К осуществлению проекта приступили ленинградские художники и участники обороны Ленинграда В. И. Селезнёв, К. Г. Молтенинов и Б. В. Котик. На первых этапах они создавали диораму кинозале Нахимовского училища, но после художникам оказал содействие магазин «Океан», находившийся на Петроградской стороне, предоставив им большой торговый зал. В 1983 году к созданию диорамы подключился художник-график Кутузов.

Когда для диорамы было относительно сооружено вмонтированное в архитектурную конструкцию левобережного пандуса Ладожского моста помещение, в него перевезли и холст. При транспортировке его сопровождали матросы крейсера «Аврора», которые также помогали осуществлять монтаж диорамы. Однако, сам музей ещё не был до конца достроен, и диорама создавалась одновременно с его строительством.

Уже на заключительном этапе в 1985 году к работе над созданием диорамы были приглашены художники Ю. Н. Гариков и Л. В. Кабачек. Именно этот этап был наиболее сложным. В то время помещение не отапливалось. Для расписания верха холста работать было необходимо в люльке, поднимаясь под самый купол. Некоторые эпизоды приходилось переписывать по несколько раз, а многочисленные общественные просмотры создавали накалённую обстановку.

Макетный план диорамы выполнялся специалистами объёмного проектирования под руководством В. Д. Зайцева. Ими был воспроизведён подлинный рельеф местности с воронками от бомб и снарядов, а также фрагменты инженерных сооружений, выполненных в натуральную величину. Значительный вклад в создание диорамы также внесли военные консультанты — кандидат исторических наук В. П. Зайцев и непосредственные участники прорыва блокады Ленинграда полковники в отставке Д. К. Жеребов и И. И. Соломахин. Изображения военной техники, обмундирование солдат и офицеров были реконструированы с максимальной исторической достоверностью.

Фрагмент диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

7 мая 1985 года, к 40-летию Дня Победы, состоялось открытие музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Полотно диорамы имеет размер 40 на 8 метров. На нём отражены события боёв с 12 по 18 января 1943 года. Показано форсирование Невы (вид с правого берега) частями 67-й армии Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта Л. В. Говорова в ходе операции «Искра» (в то время с востока навстречу ленинградцам пробивалась 2-я ударная армия Волховского фронта под командованием генерал-лейтенанта В. З. Романовского). Именно тогда, 12 января 1943 года, советские войска двумя фронтами прорвали германскую оборону на Шлиссельбургско-синявинском выступе и, разгромив 18-ю армию вермахта, соединились 18 января.

На базе музея-диорамы в 1990 году был основан одноимённый музей-заповедник, а в 2003 году перед диорамой была установлена открытая экспозиция бронетехники, участвовавшей в операциях по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 2018 года рядом с музеем-диорамой на территории комплекса был открыт музей-панорама «Прорыв».

В день начала блокады Ленинграда в Петербурге откроют обновленный блокадный музей

Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда готов открыть двери для посетителей 8 сентября, в день памяти и скорби. Вопреки опасениям, в шестистах квадратных метрах Соляного городка ужилось и новое, и старое: блокадников не обидит тотальное осовременивание, а молодежи здесь не будет скучно.

СКВОЗЬ ДЕВЯТЬСОТ БЛОКАДНЫХ ДНЕЙ

Каждый квадратный метр в музее, который еще только ждет расширения, на счету, а потому пространства задействовали по максимуму. Благодаря этому, в экспозиции нашлось место для новых тем – Советско-финской войны и «ленинградского дела».

Зал Победы

Войдя в музей, попадаешь в атмосферу середины сороковых годов прошлого века – время Победы. У парадной лестницы встречают ростовые портреты командующих, а у их ног раскинулась низкая треугольная витрина-платформа с поруганными нацистскими знаменами, измятыми вражескими агитплакатами, поверженным немецким трофейным оружием. На витрине, символизирующей крах фашистской идеологии, поставят пушку-сорокапятку.

– Пушку мы реконструировали, но специально сохранили следы участия в обороне Ленинграда, – отмечает директор музей Елена Лезик.

У парадной лестницы встречают ростовые портреты командующих.Фото: Олег ЗОЛОТО

Изначально парадную лестницу хотели застелить красными «кремлевскими» ковровыми дорожками, но от проекта отступили: выбрали зеленый блокадный цвет. В оттенках блокадной ленточки изготовили и банкетки у входа. Отказались и от помпезных трехъярусных люстр в пользу светильников в форме звезды.

– Не могли оставить без внимания тему «ленинградского дела», – отмечает Лезик. – В подаче новой экспозиции она стала акцентом, сдавленным криком. Задействовали уникальные экспонаты, которые недавно передал нам потомоки Микоянов-Кузнецовых, – личные вещи репрессированного Алексея Кузнецова (первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии в 1945-1946 годах. – Прим. ред.), от которого практически ничего не осталось: случайно обнаружили его китель, брюки, сапоги, портупею и планшет.

На стенах разместили 32 портрета военных руководителя из живописной коллекции, которая хранилась в музее в сороковых годах. Тогда она насчитывала 96 холстов.Фото: Олег ЗОЛОТО

На стенах разместили 32 портрета военных руководителя из живописной коллекции, которая хранилась в музее в сороковых годах. Тогда она насчитывала 96 холстов. Сейчас коллекция в фондах Музея истории Санкт-Петербурга. Еще двадцать портретов этой же серии украсили новый музейный зал для временных экспозиций.

Здесь же установили два проектора, с помощью которых транслируют видеоролики, посвященные блокаде и музею. Весь контент разрабатывали вместе с блокадниками, ветеранами и историками. Зону проекции взяли в лепную раму, которая появилась прямо напротив входа. А в соседнюю, историческую, вписали слова Ольги Берггольц про Ленинград – «отец мой, дом и путь».

Дополнили перерожденную входную зону информационный мультимедийный киоск (такие расставили по всему музею) и подъемник для инвалидов.

На первом этаже, под лестницей, – вход в зал временных выставок. По умолчанию, здесь расскажут об истории музея. Но главная задача обособленного пространства – темы, которые нужно отделить от основной экспозиции.Зал временных выставок

– Есть блокадные темы, которые не подлежат громкому обсуждению, – поясняет директор. – Некоторые могут травмировать детскую психику, поэтому посвященные им выставки мы будем показывать отдельно.

Вводный зал

Подготовить посетителя к основной экспозиции на втором этаже, посвященной цене Победы, помогает вводный зал. Он вобрал в себя мобильные выставочные модули-витрины, наполнение которых можно будет регулярно менять, и константы, главная из которых – «стена-пролог».

На стене, словно составленной из обломков зданий, с помощью цитат, проекций, видео и фото рассказывают о символах блокады. Торцевую стену заняла проекция с главными блокадными цифрами. Интересно, что «работает» она на тех, кто уже ознакомился с экспозицией и покидает основной зал: скорбная статистика поможет подвести итог всему увиденному.

Основной зал

Здесь с лепниной под потолком соседствуют заводские балки, а стены украшают наклонные плоскости и современные резкие формы.

– Попытались соединить все: и классический витринный метод экспонирования, и инсталляции, и мультимедийные технологии, – подчеркивает Лезик.

Для желающих полностью погрузиться в атмосферу военного Ленинграда построили целый «блокадный тоннель» из серии инсталляций. Это блокадная булочная.Фото: Олег ЗОЛОТО

Для желающих полностью погрузиться в атмосферу военного Ленинграда построили целый «блокадный тоннель» из серии инсталляций, которые переносят в блокадную булочную, блокадный вокзал, бомбоубежище, цех, комнату НКВД, школьный класс, артистическую гримерную и, конечно, классическую блокадную комнату. В инсталляциях задействовали подлинные предметы.

Доминантной инсталляцией стало «Разорванное кольцо». Войдя внутрь него, оказываешься среди цитат из блокадных дневников и попадаешь под «звуковой душ» из стука метронома, записей ленинградского радио и фрагментов симфонии Шостаковича.

Доминантной инсталляцией стало «Разорванное кольцо».Фото: Олег ЗОЛОТО

– «Разорванное кольцо» трансформируется в полукруглую сцену, а прилегающее пространство – в зрительный зал, – добавляют в музее. – Закуплены стулья-трансформеры. В посадочные места легко превратятся и символические снарядные ящики, которые в обычном режиме служат витринами: достаточно закрыть крышку-сидение.

Сориентироваться в экспозиции поможет стеклянная дорожка.Фото: Олег ЗОЛОТО

Сориентироваться в экспозиции поможет стеклянная дорожка. Фактически она ведет посетителя по полю боя и Дороге жизни: под стеклом скрыли землю, усыпанную пулями, воронки от снарядов и даже ладожский лед. То, что оказывается под ногами у гостя музея, перекликается с тематикой соседних витрин.

Оружие и другие предметы использовали подлинные, но не из музейной коллекции: они здесь, скорее, как атрибутика, антураж.Фото: Олег ЗОЛОТО

– Оружие и другие предметы использовали подлинные, но не из музейной коллекции: они здесь, скорее, как атрибутика, антураж, – отмечает Лезик. – Лед Ладоги воссоздали из искусственных материалов. А вот землю привезли с Невского пятачка. Идя по такому «коридору», человек еще больше погружается в тему и уже не просто узнает о блокаде, а ощущает ее.

Медиатека


Смотрите также

Описание: