Где находится молодежный театр уфа


Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2019; проверки требуют 3 правки. Сцена из спектакля «Лавина» Национального молодёжного театра имени Мустая Карима

Национальный молодёжный театр республики Башкортостан имени Мустая Карима (НМТ РБ им. М. Карима) — театр в Уфе.

Основан в 1989 году как республиканский ТЮЗ.

У истоков возрождения театра стоял Гилязев Габдулла Габдрахманович, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственной премии РБ имени С. Юлаева, профессор, зав. кафедрой театрального мастерства Уфимского государственного института искусств.

С первых дней в театре работают две труппы: русская и башкирская.

Первый спектакль театра — детективная история П. Высоцкого, О. Колчинской «Кто украл трамвай?» (режиссёр Линар Ахметвалеев, 1990).

Первый сезон открылся спектаклем «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова в 1991 году.

В 1995 году постановлением кабинета министров РБ переименован в Национальный молодёжный театр РБ.

В 1999 году театр открыл камерную сцену, ставшую площадкой для экспериментальной режиссуры, реализован проект «Классика на камерной сцене».

В 2002 году свой XIII театральный сезон Национальный молодёжный театр РБ им. Мустая Карима открыл в новом здании.

В январе 2006 года Указом Президента РБ театру присвоено имя народного поэта Башкортостана Мустая Карима.

При НМТ РБ им. М.Карима работают детские студии: Студия детского мюзикла под руководством заслуженной артистки РБ Гульшат Гайсиной и Детская театральная студия «Апельсин» под руководством заслуженной артистки РФ Людмила Воротниковой.

Артисты НМТ РБ им. Карима сотрудничают с телеканалами, активно снимаются в кино.

Театр участвовал во многих фестивалях:

  • Международный фестиваль «Полёт Чайки» (Санкт-Петербург, 1995)
  • 5-й Российский театральный фестиваль «Царь-сказка» (Великий Новгород, 1998)
  • Международный фестиваль «Театр без границ» (Магнитогорск, 1999)
  • Фестиваль театров для детей и молодежи «Реальный театр» (Екатеринбург, 1999)
  • Международный фестиваль «Мир театра» (Астана, 2006)
  • 2-й театральный фестиваль имени Ю. П. Киселева «От А до Я» (Саратов, 2008)
  • Всероссийский фестиваль «Театр детства и юности — 21 век» Воронеж.
  • Всероссийский фестиваль для детей и молодежи «Золотая репка», Самара.
  • 4-й Международный фестиваль-конкурс «Золотой конек», Тюмень
  • 3-й Международный фестиваль «Молодые театры России», Омск, 2004.
  • Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», Уфа и т. д.

Национальный молодежный театр им. М.Карима

— Театр
Основной зал 27 марта 19:00 пт
— Театр
Основной зал 28 марта 16:00 сб
— Театр
Основной зал 29 марта 12:00 вс
— Театр
Основной зал 29 марта 18:00 вс
— Театр
Основной зал 31 марта 19:00 вт
— Театр
Основной зал 1 апреля 19:00 ср
— Театр
Основной зал 3 апреля 19:00 пт
— Театр
Основной зал 4 апреля 18:00 сб
— Театр
Основной зал 5 апреля 12:00 вс
— Театр
Камерный зал 5 апреля 18:00 вс
— Театр
Основной зал 7 апреля 19:00 вт
— Театр
Основной зал 10 апреля 19:00 пт
— Театр
Камерный зал 11 апреля 18:00 сб
— Театр
Основной зал 12 апреля 12:00 вс
— Театр
Камерный зал 12 апреля 18:00 вс
— Театр
Основной зал 14 апреля 15:00 вт
— Театр
Основной зал 14 апреля 19:00 вт
— Театр
Камерный зал 15 апреля 19:00 ср
— Театр
Основной зал 16 апреля 19:00 чт
— Театр
Основной зал 17 апреля 15:00 пт
— Театр
Камерный зал 17 апреля 19:00 пт
— Театр
Камерный зал 18 апреля 12:00 сб
— Театр
Камерный зал 18 апреля 14:00 сб
— Театр
Основной зал 18 апреля 18:00 сб
— Театр
Основной зал 19 апреля 12:00 вс
— Театр
Основной зал 19 апреля 18:00 вс
— Театр
Основной зал 21 апреля 12:00 вт
— Театр
Основной зал 21 апреля 19:00 вт 150
— Театр
Камерный зал 21 апреля 19:00 вт 350
— Театр
Основной зал 23 апреля 15:00 чт 200
— Театр
Основной зал 24 апреля 19:00 пт 200
— Театр
Камерный зал 25 апреля 12:00 сб 300
— Театр
Основной зал 25 апреля 18:00 сб 150 — 400
— Театр
Основной зал 26 апреля 12:00 вс 300
— Театр
Основной зал 26 апреля 18:00 вс 200 — 500
— Театр
Основной зал 28 апреля 19:00 вт 200 — 500
— Театр
Основной зал 29 апреля 19:00 ср
— Театр
Камерный зал 30 апреля 19:00 чт 350

Национальный Молодёжный театр Республики Башкортостан

Молодежный театр – один из самых любимых у жителей Уфы. Здесь идут спектакли на любой вкус и возраст: и для малышей, и для молодежи, и для умудренных опытом театралов. С самого момента основания в театре рука об руку работают две труппы: русская и башкирская. Это также и самый молодой творческий коллектив нашего города. Предлагаем вам познакомиться с историей его создания.

История ТЮЗа

6 ноября 1936 года в Уфе был организован Театр юного зрителя (ТЮЗ). В то время он обосновался в Доме Пионеров. В труппе театра служили 36 творческих работников. Отработав первый сезон, театр тотчас же стал набирать популярность. Первым художественным руководителем ТЮЗа был Иларий Казимирович Глушарин. Именно благодаря его стараниям и таланту у молодого театра появился самобытный артистический образ, так полюбившийся публике. Театр стремительно шел к светлому будущему, когда на нашу страну обрушилось несчастье – Великая Отечественная война…

В годы войны ТЮЗ неоднократно выезжал на гастроли по республике. Затем наши артисты разъехались по разным фронтам, влились в военные творческие бригады и поднимали своими спектаклями дух бойцов Советской Армии.

Почти полвека минуло после Победы, и только в 1989 году было принято решение о воссоздании республиканского Театра юного зрителя. Этому предшествовала организация Молодежного театра-студии в 1988 году студентами 5 курса Института искусств. Талантливые и энергичные молодые люди под руководством Габдуллы Габдрахмановича Гилязева – заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, заведующего кафедрой театрального мастерства Уфимского государственного института искусств – сами ставили спектакли и организовывали гастроли по городам и районам республики. Но своей площадки в Уфе у них не было. Наконец, в августе 1989 года молодому театру было выделено отдельное здание по улице Ленина – бывший Дом политпросвещения. Первым спектаклем на новой сцене ТЮЗа стал спектакль Г. Высоцкого и О. Колчинекой «Кто украл трамвай?».


Старое здание Дома политпросвещения

С первых дней театр работал как двуязычный. Башкирская и русская труппы гармонично сосуществуют, каждая имеет свой репертуар. Немало было поставлено и совместных спектаклей. В 1995 году ТЮЗ был переименован в Национальный Молодежный театр РБ. В 1999 году появилась камерная сцена – это дало возможность режиссерам экспериментировать, искать новые формы.


Сцена из спектакля "Оскар"

2000 год был объявлен Годом молодежи, что стало поводом для выделения средств на постройку нового здания. 20 архитекторов трудились над проектом. Старое здание Дома политпросвещения изменилось до неузнаваемости: к нему было пристроено 4 новые постройки, фасад украсила стеклянная галерея, увенчанная фонариками. Актеры получили новые гримерки, современное оборудование. А зрители – новый большой зал на 410 мест и обновленную камерную сцену на 86 мест. В январе 2006 года театру было присвоено имя Народного поэта Башкортостана Мустая Карима.


«Ночевала тучка золотая» А. Приставкина в постановке М. Кульбаева потрясла театральных критиков всей страны

Более чем за 25 лет работы на сцене Молодежного театра было поставлено более 160 спектаклей, многие из которых были удостоены престижных театральных премий и наград за пределами республики. Театр пользуется признанием и любовью зрителей за то, что никогда не стоит на месте. Постановки Молодежного театра всегда свежие, актуальные, идущие в ногу со временем. В них сочетается легкость и глубина, тонкий юмор и тихая грусть. В репертуаре присутствует русская и зарубежная классика, современные пьесы, национальная драматургия. Главная задача театра – приобщение детей и молодежи к миру добра и красоты. И, надо заметить, с этой задачей он отлично справляется. Мы хотим пожелать Молодежному театру дальнейших творческих успехов, новых постановок и благодарных зрителей!


Детские новогодние постановки ежегодно пользуются большим успехом у маленьких зрителей. Сцены из премьерного спектакля «Волшебная мельница»

Официальный сайт Национального Молодёжного театра Республики Башкортостан

В написании статьи использованы материалы из свободных интернет-источников.

Другие статьи блога "Родной город Уфа" на УфаМаме:

История Уфимского цирка.
Башкирский государственный университет.
Национальный Музей Республики Башкортостан.
Советская площадь. История, рассказанная новогодней ёлкой...
Башкирский Государственный Театр Кукол. От Петрушки до Прометея.

Национальный молодежный театр РБ имени Мустая Карима

Спектакль «Лёвушка» – это самый настоящий билет в детство, в котором маленький дворик кажется огромным, а на двадцать копеек можно купить самое вкусное в мире мороженое. И даже вражда бабушек не помеха, потому что их бескрайняя любовь делает маленького мальчика по-настоящему счастливым…

Продолжительность спектакля
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория: 12+
Премьера состоялась 28, 29 июня 2018 года

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Автор — Анатолий Крым
Режиссер-постановщик – Мусалим Кульбаев, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш.Бабича
Художник-постановщик — Юлия Гилязова
Хореограф — Александр Родионов
Музыкальный руководитель – Ришат Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш.Бабича
Помощник режиссера – Светлана Васильева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Лёвушка — Дмитрий Гусев / Ильяс Хасаншин

Бабушка Даша — Ольга Мусина, народный артист РБ

Бабушка Роза — Людмила Воротникова, заслуженный артист РФ

Дядя Миша — Марат Курбангалеев, народный артист РБ

Мама — Светлана Бронникова

Папа — Андрей Ганичев, лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш.Бабича

Витька — Евгений Лопатин

Реббе — Линар Ахметвалиев, народный артист РБ

Батюшка — Марат Сайфуллин, заслуженный артист РБ / Кирилл Ажмяков

Сосед Коля — Загир Яруллин

Двор

Салават Нурисламов, заслуженный артист РБ, Дмитрий Гусев, Евгений Лопатин, Ильяс Хасаншин, Кирилл Ажмяков, Элина Гусева, Зарема Сейтмеметова, Юлия Абрарова

Премьеры в Уфе: «Башкирская свадьба»

18 и 19 апреля в Молодежном театре прошла премьера спектакля «Башкирская свадьба» (режиссер-постановщик Азат Зиганшин). Постановка посвящена двум знаковым для республики юбилеям — 100-летию Республики Башкортостан и 130-летию основоположника башкирской драматургии Мухаметши Бурангулова.

История любви двух юных сердец, прошедших не самые легкие испытания в эпоху кантонов, — это лишь затравка для строгих критиков. Стоить упомянуть: даже самые придирчивые ребята не смогут остаться равнодушными к работе актёров. В спектакле нашлось время для раскрытия характеров и главных героев, и второстепенных. В воронке строго положительных и абсолютно отрицательных образов перед зрителями предстали и мудрейшие аксакалы, и смелые батыры, и талантливые енгайки, и строгие родители, успевшие за время представления оправданно поменять точку зрения, показав развитие персонажей.

Удивительно, но в традиционной башкирской постановке прозвучала даже тема феминизма! Доказательство тому — женские образы, в особенности главной героини Гульзифы. Благодаря актерской работе персонаж становится для нас символом внутренней силы, стойкости и смелости, помогающей пойти против всех ради истинной любви и проявить сильную волю

Лилия Искужина (Гульзифа): «Мы выпустили спектакль меньше, чем за месяц. На сцену вышли за три дня до премьеры. Режиссёр Азат Надирович взял быка за рога, несколько раз он останавливал меня и говорил, что я не могу «дешевить» этот образ. Гульзифа — девушка с чувством собственного достоинства и в ней, безусловно, проявляется внутренний стержень наших прабабушек. На премьере присутствовали родственники Мухаметши Бурангулова, и это увеличивало степень ответственности, стоящей перед труппой. Надеюсь, с помощью движений и мимики я смогла передать характер моей героини и оправдать ожидания зрителей».

Интересный факт: в течении всего спектакля сцену не покидает главный отрицательный герой Ханнан. В спектакле зритель видит его и богатым женихом с замашками властного батыра, и мужем, готового физически наказать жену, и ребёнком, не смирившегося с проигрышем в игре под названием «жизнь». Персонаж не надоедает, с неподдельным интересом зрители наблюдали за его бесчинствами.

Ильнур Лукманов (Ханнан): «“В чем секрет?” — спросите вы. Все просто: актёр всегда должен работать над собой. Где бы ни находился, я выступаю наблюдателем. Для меня любой разговор — это багаж, я слушаю и затем информация помогает мне разрабатывать своего героя. И ещё: каким бы Ханнан не был отрицательным, мне он нравится. Персонаж развивается в течении действия и раскрывается в каждой новой сцене. А ещё всем его поступкам есть логическое объяснение: он без ума от Гульзифы».

Перед аудиторией предстают целые поколения. Одни впервые влюбляются, другие женаты всю жизнь, третья ссорятся, услышав от супруга «А не завести ли мне вторую жену?». Казалось бы, все просто. Но вот парадокс: трупа показывает, что именно через все эти невзгоды герои остаются верными друг другу и несмотря ни на что, ставят любовь (любую: семейную, дружескую) превыше всего. И все это благодаря замечательному сценарию!

Адаптация пьесы Мухаметши Бурангулова, написанной ещё в 1926 году, выше всяких похвал. Оно и неудивительно: с текстом работала Зухра Буракаева. Наверное, больше фольклорных деталей вы найдёте только в романе Джалиля Киекбаева «Родные и знакомые», где на каждую страницу приходится по две-три пословицы. А ещё в «Башкирской свадьбе» Молодежного театра нашлось место песням, частушкам и традиционным сенляу. Композитор постановки Ильшат Яхин наполнил спектакль атмосферной музыкой. На мой взгляд, песня юной девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого и вынужденной покинуть родной дом, вышла одной из самых красивых и звучных.

Наделяя зрителя возможностью окунуться в мир самых настоящих, проживаемых при вас эмоциях, театр в то же время не оставляет места для труда монтажера. Все склейки и перекрутки кадра происходят здесь и сейчас, и насколько удачно они будут проведены, зависит от мастерства постановщика. «Башкирская свадьба» Зиганшина справилась и с этой задачей: для многих начинающих режиссёров послужат уроком те отрывки, когда при большом количестве действующих лиц постановщик работает с планами, двигает актёров так, чтобы на одной сцене зритель видел сцену борьбы егетов за девушку и одновременно наблюдал, как сближаются Гульзифа и Юлдыбай.

Грамотно расставлять персонажей помогают и удачно выбранные декорации. Художник постановщик – Даян Тувалёв. Двигающаяся реконструкция башкирской юрты, повозка, в которой нашлось место всему приданому невесты, задний фон, показывающий разнообразие Урала и вместе с тем описывающий местность и, следовательно, образ жизни отдельных башкирских племён… Круче, возможно, только дизайн костюмов. Художник по костюмам – Айгуль Байрамгулова. Это было отдельное действие, разворачивающееся для особых ценителей прекрасного. Каждый образ проработан до мелочей. Здесь — и дорогие одеяния кантонского рода, и праздничные меха счастливых родителей, выдающих дочку замуж, и лаконичные наряды молоденьких девушек, которым будет уместно и за водой в розовом фартуке сходить, и бишбармак приготовить, и в нем же спрятать платочек, предназначенный как подарок тайному возлюбленному. Неординарным подбором деталей подкупает работа костюмеров. Здесь на первом плане — актёр, торопливо, но мастерски завязывающий пояс длиной в пару метров, чтобы снять его так же ловко, если батыра позовут на майдан. Или же как не упомянуть башкирку, открывающей сундук с приданым, кольцо которой отблескивает на весь зрительный зал? Завораживает? Да. Притягивает? Безусловно!

Лилия Искужина (Гульзифа): «Наш спектакль отличается не только тем, что он идёт без антракта. Во время пошива костюмов была использована новейшая техника работы с 3D монетами. Это не только красиво выглядит, но и упрощает работу актерам, не сковывает движения».

Одну из основных мыслей постановки можно сформулировать так: «Если сегодня мы нарушим одну вековую традицию нашего народа, что же будет завтра?» Это не просто интересная мысль, но и, хотелось бы верить, дань уважения Мухаметше Бурангулову, посвятившему большую часть своей жизни на изучение обычаев башкир. Не составит труда воплотить на сцене как героя возводят в джедаи, но легко ли достоверно показать, как башкирская свекровь принимает в доме ту, что предназначена осчастливить ее сына?
Мысль о традициях и ценностях рода будто красной нитью проходит через все представление. А может быть, и не красной. Все зависит от тех, кто работал со светом во время спектакля. Сцена заливалась темно-синим, когда невеста грустила, а когда главные герои сближались, над ними будто парил светящийся ангел. Кто-то скажет, что не трудно окрасить место действия красным, когда батыры борются за девушку. Но смогли бы эти люди сделать так, чтобы детально разработанные башмаки актрисы, отбивающей башкирскую дробь на сундуке, были видны не хуже ее лица? И помните: в живом театре нет возможности цветокоррекции.

Коротко о том, что я почувствовала после спектакля. Когда выходишь из зала, вдруг остро осознаешь, что самая настоящая любовь существует! Сюжет, атмосфера «Башкирской свадьбы» это ярко доказывают.

Гузель Азнаева, фото НМТ.


Смотрите также

Описание: