Где находится могила вещего олега
Где могила первого киевского князя Игоря — мужа Ольги? | История | ИноСМИ
Все, наверное, знают древнейшую историю Киева. Однажды сюда приплыл Вещий Олег с маленьким княжичем Игорем на руках, убил Аскольда и Дира, посадил Игоря на «киевский стол», нашел ему жену Ольгу… Спустя много лет Игорь не поладил с древлянами, пожелав снять с них непомерную дань, те разгневались и жестоко убили нашего князя. А его жена Ольга четырежды отомстила обидчикам, и в итоге сожгла их столицу Искоростень — именуемый ныне Коростень (хоть Искоростень, на мой взгляд, куда красивее, и было бы неплохо в процессе сотни бессмысленных переименований вернуть хоть кому-то исконное летописное имя), — пишет Лада Лузина в своей колонке в издании Сегодня.
Но о такой достопримечательности Коростеня как курган киевского князя Игоря я не читала ни в одном путеводителе или блоге о путешествиях!
Вот с могилой Вещего Олега все ясно — еще в XVIII веке искать его курган на киевской горе Щекавице (она же Олеговка) было любимой забавой романтической интеллигенции, посещавший первое городское кладбище Города. Пушкин не стал исключением — так и появилось известное стихотворение «Скажи мне кудесник…». Условное местонахождение могилы Аскольда известно и в наши дни, а еще лет 200 назад киевляне помнили, что Дир похоронен неподалеку от Софии Киевской. А вот о первом князе Игоре, с которого и начались бесконечная древнерусская игра престолов с участием всех его потомков — князей Святослава, Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и пр.— киевляне как-то забыли…
Забегая вперед, скажу: лично я напротив — готова внести Коростень в перечень мест, где непременно должен побывать каждый киевлянин, чтобы увидеть Киев, которого в Киеве давно уже нет… И прочувствовать ту самую «Повесть временных лет», с которой и начинается история Киева.
Дорого в Коростень даже на машине не особенно близкая — около двух часов. Тем интереснее было, своим собственным движением по трассе, прочерчивать широту истории нашего древнего государства — ехать и представлять, как тысячелетие назад этот дальний путь на конях и телегах преодолела княгиня Ольга, с войском и маленьким трехлетним сыном Святославом.
Универсальный совет, приезжая в небольшие города, сразу отыщите там местного экскурсовода. Сделать это в Коростене не сложно — в центре города все достопримечательности стоят как подружки «кружком». Включая очень приятный этнографический музей, где мы познакомились с замечательной рассказчицей Людмилой Ивановной, открывшей нам все местные тайны. Любопытно, что многие экспонаты музея недавнего обзаведения — археологические раскопки в Коростене проводились уже во времена независимой Украины, и было найдено много артефактов. Напротив музея — замечательный многоярусный парк над рекой, со множеством скамеек, беседок, воздушным мостиком, живописной дорого-балкончиком, парящей над обрывом и скульптурами именитых исторических деятелей.
Сверху на горе стоит тот самый древлянский князь Мал, который и расправился с нашим Игорем. Сразу под ним — купальня Ольга и скульптура княгини. И само символическое соседство этой парочки навевает на мысли… А точно ли заварушка с Игорем была из-за дани? Почему, ликвидировав киевского князя, Мал немедленно послал сватов к его жене Ольге? Какой интригующий сериал, можно было бы снять на основании одной только «Повести временных лет», не говоря уже о ее трактовках! Здесь же, в парке, фигуры богатыря Добрыни Никитича, Малуши и маленького князя Владимира — по одной из исторических версий, мать Владимира-крестителя рабыня-ключница Малуша — была дочерью побежденного Мала, а дядя, воевода и воспитатель князя Владимира — летописный Добрыня — соответственно, его кровный сын.
Слева от входа в парк построена церковь святой княгини Ольги — якобы, став христианкой, княгиня-мстительница раскаялась и попросила прощения у сожженного Коростеня…. А вот скульптуры убитого древлянами Игоря в парке все-таки нет.
— Прямо за городом вы найдете его курган… — сказала нам Людмила Ивановна.
По киевским меркам «за городом» это совсем рядом — всего в 10 километрах от музея в центре города. Выехав из Коростеня, достаточно, переехать по мосту реку Уж, и вы увидите слева две дороги. Одна идет вдоль берега, друга через поле — и обе они ведут в село Немировка. Проблема лишь в том, что по тем же киевским меркам это не дороги, а тропки!
И краткие 7 минут поездки (которые отсчитывал наш GPS) сквозь цветущий, кажущийся безбрежным луг, показались нам целым приключением. Уже позже, выбираясь из Немировки, мы обнаружили еще одну дорогу — окольную, зато асфальтированную. Если ехать в Коростень из Киева, нужно свернуть на трассе у заведения «УХА» и проехать мимо прекрасного озера.
Указателей для туристов в селе, конечно же, нет, но первая же старушка, сидевшая на завалинке у своего дома, утопавшего в колышущихся на ветру волнах оранжевых ярких цветов — охотно указала нам путь, и улыбнулась во всю ширину лица, словно радуясь, что кто- приехал в гости к забытому князю…
На вершине его кургана сейчас стоит крест, а у подножия — камень с надписью. Безлюдное место на окраине с выжженной травой по пояс — идеальное, чтобы присесть и подумать о вечном.
Легенда то или нет? Изучали ли археологи этот курган? Тут ли проходили летописные события с участием древлян и мстительной Ольги, прибывшей в Коростень, пожелавшей справить тризну по убитому мужу и пригласившей на поминки всех знатных древлян.
Можно представить, что на том же месте, где стоишь сейчас ты, стояла княгиня, наблюдая, как по приказу ее над могилой Игоря насыпают высокий холм… и как сутки спустя вокруг холма уже лежали 5 тысяч убитых!
«И послала (Ольга) к древлянам со словами: "…где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга… повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и… сели древляне пить, и… когда опьянели древляне… приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч».
Так или иначе, курган князя Игоря в маленьком селе Немировка под городом Коростень — единственное (!) сохранившиеся место упокоения киевских князей-основателей. Могилы Аскольда и Дира давно сровняли с землей, никто так и не нашел на горе Щекавице могилу Олега, исчез саркофаг княгини Ольги, из черепа ее сына Святослава, переделанного в чашу, пил печенежский князь Куря, кости князя Владимира взлетели на воздух вместе со взорванной Успенской церковью и даже останки Ярослава у нас умудрились украсть во Вторую мировую войну…
Уже по одной этой причине киевлянам, влюбленным в свой Город, стоит при случае посетить Немировку в окрестностях Коростеня и почтить память самого первого киевского князя-Рюрика.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Могила» вещего Олега зарастает бурьяном
Александр Пушкин воспел первого киевского князя в "Песне о вещем Олеге". Пушкинскими тропами гуляла "Комсомолка".
Автор "Песни о вещем Олеге" Александр Пушкин впервые приехал в Киев 21-летним юнцом. Поэт был в опале у императора Александра I за крамольные стихи: "Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу..." - и в Киеве он был тайно, проезжая в так называемую южную ссылку. Но, как известно, император был отходчив, и своенравного поэта вскоре вернули ко двору. Однако впечатление, оставленное Киевом в душе первого поэта Российской империи, оказалось неизгладимым. И Пушкин вновь и вновь приезжает в "столицу ведьм и веры".
В один из таких приездов Александр Сергеевич, вдоволь набродившись по склонам Щекавицы в поисках княжеской могилы и изрядно сбив носки новых штиблет, написал "Песнь о вещем Олеге".
По пушкинским местам пройдемся и мы.
|
Капище на Хоревице
Начинаем с горы Хоревицы. Гора, названная в честь брата - основателя Киева Хорива является еще и одной из пяти киевских Лысых гор, на которых, по легендам, собираются на сборища ведьмы из Украины и Белоруссии. Там же находилось древнее капище Перуна, которому поклонялись в дохристианском Киеве.
Именно тут "…из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному…". И тут волхв повстречал князя с дружиной, который возвращался в княжий замок.
|
На этом месте восстановили ритуальный алтарь, и сегодня родноверы приносят жертвы своим древним языческим богам. Правда, характер жертвоприношений изменился, кровь больше не проливают, а приносят вполне "мирные" жертвы - хлеб, молоко, зерно. А в остальном - природа такая же дикая, и гора выглядит очень неухоженной. Тут никогда не ступала нога коммунального работника, а в зарослях крапивы и бузины можно найти что угодно, начиная от целующихся парочек и заканчивая дамскими шляпками, использованными шприцами и бутылками из-под спиртного.
Конь в ссылке
У Пушкина и в "Повести временных лет" князь Олег просит волхва рассказать о будущем. Прогноз жреца достаточно оптимистичен: у владыки будет долгая жизнь, наполненная победами и прочими житейскими радостями, и ничего ему не будет страшно. Кроме одного: "…но примешь ты смерть от коня своего". Естественно, Олег отправляет коня в изгнание.
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время", - сокрушается князь и сплавляет лошадку в княжеские конюшни, которые находились в непосредственной близости - у дворца на Старокиевской горе.
Именно тут находится исторический центр Киева - место, где изначально княжил Кий, основатель столицы. Сейчас место, где был замок, окружено символической изгородью. Неподалеку лежит памятный камень с высеченными древне¬славянской вязью словами Нестора Летописца: "Отсюда появилась земля русская".
|
Смерть на Щекавице
Во времена правления вещего Олега князья имели обыкновение бывать дома реже, чем в ратных походах или на охоте. Жизненный уклад вещего Олега особо не отличался. В одно из редких возвращений домой князь поинтересовался, как же поживает изгнанный любимец. И узнал, что конь его умер, а останки его белеют на ветру, на склоне Щекавицы.
"…И внемлет ответу: на холме крутом, давно уж почил непробудным он сном", - получает князь ответ. И естественно, решает отправиться посмотреть на коня, который уже перестал быть опасным.
"…И видят - на холме, у брега Днепра лежат благородные кости", - князь нашел останки боевого товарища на склоне горы. Сейчас на этом месте родноверы установили жертвенник.
И князь наступил на череп. Что было дальше, все помнят из школьной программы: из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги и укусила князя - пророчество волхва сбылось в полной мере. Князь пал от своего коня.
Согласно легендам, а заодно и "Повести временных лет" Нестора Летописца, могила князя Олега должна быть тут же, на Щекавице, но, к сожалению, ее расположение не известно. Кто-то утверждает, что она находится на территории Замкового кладбища: полуразрушенными могилами усеяна вся гора, и затеряться там не составляет труда.
|
КСТАТИ
Обстоятельства смерти вещего Олега противоречивы. По киевской версии, отраженной в "Повести временных лет", его могила находится в Киеве на горе Щекавице. Новгородская первая летопись "передвигает" его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушел "за море".
Интересно, что легенды тесно переплетаются с исландской сагой о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня, которую ему предсказала скандинавская вещунья. И учитывая "северное" происхождение киевских князей и оставшиеся родственные связи, вполне вероятно, что первый киевский князь стал героем скандинавского эпоса.
|
Фотографии Олеговой могилы. - Призыв Македонянина — ЖЖ
Как и обещал фотографии, сделанные мною в Старой Ладоге, куда я ездил вместе с соратником Олегом Кошелевым 14 июня сего года.Для начала представляю Вашему вниманию фотографии урочища "Сопки" и знаменитой Олеговой могилы - кургана, где по одной из версий был погребён Вещий Олег.
Интересующихся подробностями отсылаю к соответствующей статье в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0
Отмечу только, по мнению некоторых исследователей там, возможно вообще никто не похоронен, а есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».
Помните у Пушкина:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
А теперь сами фотографии:
1. Мемориальный камень.
Надпись гласит:
Уникальный памятник археологии IX-X века.
Могила Древнерусского князя Вещего Олега.
Олег Вещий (?-912)
Киевский князь с 882 г.
Создатель Киевского государства, первой
столицей которого была Старая Ладога
Знатный варяжский Правитель,
сподвижник Рюрика. Объединил во
время военных походов Новгородские
земли с Киевским княжеством, создав
державу, которую стали называть
государством Русь.
Памятник археологии, охраняется
государством.
2. Надпись на другом мемориальном камне гласит:
Памятник археологии VIII-IX веков. Охраняется государством.
3. Ещё один мемориальный камень с изображением карты границ Олеговой державы. Посмотрите внимательно - финноугорских земель и северорусских земель там столько же сколько и протоукраинских)). С чего это вдруг держава Олега "Киевская" непонятно)).
Сама Олегова могила:
4.
5.
6.
7.
8.
Углубление в центре Олеговой могилы - следы проводившихся раскопок.
9.
10.
Вид с "Олеговой могилы" на Волхов. Вот так и представляю себе, сидят Ольга и Игорь на этом холме и смотрят на проплывающие ладьи с расписными парусами).
11.
12.
13. Вдали видна церковь Иоанна Предтечи, о которой будет рассказ в одном из следующих постов.
Соседние меньшие курганы. Уж если про "Олегову могилу" мало что известно, то об этих тем более. Чьи это могилы или их предназначение.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Все курганы на одном снимке.
А теперь самое интересное. Экспонат из музея, находящегося в Староладожской крепости. Cмотрите, какую подвеску нашли во время раскопок в "Олеговой могиле":
Ничего не напоминает?)) Ба, да это же сокол Рюрика, трансформировавшийся в "исконно-украинский трезубец".)) А теперь внимание вопрос - когда хохлы, точнее их предки - древляне, поляне и половцы с печенегами завоёвывали Старую Ладогу? Разве что в альтернативной реальности. А в ИРЛ тупо украли символику своих варяжско-кацапско-финноугорских завоевателей!
И воровство кацапской символики продолжается и в наши дни:
Интересная Россия. Легенды Старой Ладоги
Старая Ладога — кладезь загадок и тайн. Например, по легенде в Ладоге существовал «замок Рюрика». Его не было ни в Новгороде, ни в каком-нибудь другом древнем городе Северной, или Верхней Руси. Память народа сохранила этот факт. Вторая легенда, «Легенда о золотом гробе Рюрика» тоже связана только с Ладогой: именно здесь существовало местечко Заморье. Может быть, это имел в виду летописец, когда писал, что послали послов искать князя за морем (в Заморье)?
Каменная крепость в Ладоге была заложена в IX веке, то есть во времена легендарного Рюрика. Фрагмент древней стены был открыт археологами на территории «замка Рюрика». Крепостные стены были сложены из известняковой плиты и скреплены глиной. Высота стен была три метра, толщина — тоже три метра. Это мощное оборонительное сооружение уникально для своего времени. Но почему возникла необходимость построить именно каменный замок, когда еще триста лет спустя на Руси предпочитали возводить в основном деревянные и земляные оборонительные сооружения? Опять загадка.
Еще одна местная легенда связана с именем Александра Невского. Рассказывают, что перед битвой на Чудском озере князь освятил свой меч в храме святого Георгия Победоносца в Староладожской крепости. Возможно, именно это обеспечило победу русскому войску. А небольшая светлая церковь сохранила свою первозданную красоту до наших дней. Ей более восьми веков, она смотрится игрушечной на фоне башен и мощных крепостных стен.
Тайные ходы и пещеры Старой Ладоги
Однажды любитель русской старины генерал-майор Герард решил совершить экскурсию по развалинам «Рюриковой крепости» в Старой Ладоге. Среди камней одной из башен он обнаружил лаз, через который пробрался внутрь подземного хода. В журнале «Соревнователь» за 1821 год подробно было описано это небольшое путешествие. Генерал проник «на каменную лестницу, которая привела его в просторную четырехугольную комнату, из коей он опять по лестнице спустился в другую, подобную первой. Отсюда простирались подземные ходы на большое пространство, но он не мог продолжать своих изысканий — чрезвычайно густой и сырой воздух препятствовал дыханию и множество нетопырей совершенно преграждали ему путь».
Мещанин Ананьев в семидесятых годах XIX века рассказывал, что в детстве он вместе с отцом проник в один из тайников Староладожской крепости. Ход, как он утверждал, вел к Волхову вдоль южной крепостной стены. Его стены и свод были выложены плитняком. Было много летучих мышей, которые метались перед огнем фонаря и задевали крыльями лица любознательных ладожан. Говорили, что этот ход идет под рекой и выходит на другом берегу у белого креста недалеко от мызы Загвоздье, верстах в 8 от крепости.
Экспедиция под руководством Н. Е. Бранденбурга никаких тайников не нашла. Однако в своем труде «Старая Ладога» исследователь тем не менее писал: «… существование тайников не раз указывалось даже в серьезной литературе».
Историк Н. Костомаров, говоря о Староладожской крепости, прямо утверждал: «В стене были сделаны потаённые ходы, идущие вниз под землю. Неизвестно, на какое пространство тянутся эти подземелья и в каких направлениях; народное предание ведет их под Волхов».
В выпусках сборника «Христианские древности и археология» за 1871 год историк В. Прохоров подтверждал существование потаённых ходов: «… одно только верно вполне: действительно есть тайники, есть туда и входы, но в настоящее время завалены!». В журнале «Древняя и Новая Россия» за 1876 год писалось: «… в угловых башнях крепости находятся входы в подземные тайники или тоннели, которые вели к Волхову и речке Ладожке и сделаны были, без сомнения, с военной целью на случай осады».
Почему же археологи до сих пор не нашли подземелий и ходов? Многие исследователи утверждают: тайных подземелий и ходов здесь нет, легенды — не более чем вымысел, не имеющий под собой реальной основы, — боевые башни крепости очищены от мусора до основания, в окрестностях ни входов, ни выходов из тайных ходов не обнаружено. Но если не нашли, это не значит, что тайников нет. Любая древняя крепость на Руси, оборонительные coopyжения на западе и востоке всегда имели хитроумную сеть тайников, подземелий и лазов. Во время осад в них прятались женщины и дети. В укромных и хорошо защищенных местах скрывали от врагов святыни, ценности, летописи, а позднее книги. Потаённые ходы позволяли совершать вылазки в стан врага или уходить из обреченной крепости. Даже при раскопках Кремля, которые продолжаются почти полтора века, археологи обнаруживают новые подземные лабиринты, казематы, полуразрушенные или уже полностью разрушенные временем ходы.
Крепость Старой Ладоги неоднократно перестраивалась. В 1113—1114 годах при князе Мстиславе строится новая каменная крепость, стены которой поднимались на восемь с половиной метров. Но позднее она перестраивалась. Большая реконструкция оборонительных сооружений Ладоги была проведена при Иване Грозном, а затем при Петре Великом. Первый воевал с Ливонией, и ему нужен был крепкий, хорошо укрепленный тыл. Такую же задачу ставил и царь Петр Алексеевич в самом начале Северной войны. Он собирал в Ладоге войска, чтоб в сентябре 1702 года начать наступление на вражеский Нотебург. Неудивительно, что входы во многие тайные ходы, тоннели крепости были засыпаны, хорошо замаскированы или просто забыты за ненадобностью. Со временем они осыпались, разрушились или из-за хорошей маскировки превратились в естественный ландшафт.
Но что же тогда видели генерал-майор Герард, экспедиция во главе с А. П. Башуцким и мещанин Ананьев? О том, что ходы были, указывают разные источники. Они вели из крепости за её стены, а также к реке. Сейчас вдоль южной крепостной стены в двух местах есть пустоты под землей, а на противоположном берегу реки в трех местах можно увидеть заваленные битым плитняком лазы. Ими никто не интересовался, куда они ведут — неизвестно. В северной стороне Старой Ладоги под церковью Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе тянутся неисследованные лабиринты Танечкиных пещер, где обитает колония летучих мышей. Вход в пещеры располагается с юго-восточной стороны Малышевой горы, в двух десятках метров от входа в храм. Когда реконструировали церковь, пришлось приложить немало сил, чтобы укрепить фундамент. Говорят, здесь раньше добывали песок. А может, подземные залы создавались с определенной целью? Есть они и в Никольском монастыре.
А вот существование подземного хода под рекой скорее всего легенда. Пробить такой тоннель длиною восемь верст невозможно по многим причинам. Во-первых, у наших предков не было необходимого оборудования, которое позволило бы прорубить в известняке ход и укрепить его. Во-вторых, работам бы препятствовали грунтовые воды. А в-третьих, нужна хорошая система вентиляции, чтобы люди в тоннеле не задохнулись. При определенных условиях можно построить ход по принципу вытяжной трубы, но для этого необходим поэтапный принцип строительства, который при тех возможностях нереально осуществить под рекой. Но легенды не рождаются на пустом месте. Отважные вылазки ладожан во время боевых действий, хитроумные способы защиты во время длительных осад свидетельствуют, что крепость была не только неприступной, но и опасной твердыней, способной наносить неожиданные удары.
Могила Вещего Олега
Каждый российский школьник из пушкинской «Песни о Вещем Олеге» знает, что киевский князь, которому посвящена поэма, погиб от укуса змеи. Впервые о нём упомянул новгородский летописец: «Иде Олег к Ноугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, уклюну змиа в ногу, и с того умре: есть могила его в Ладозе». Речь идет о легенде, на основе которой была написана знаменитая «Песнь о Вещем Олеге». Погиб Олег, судя по всему, в 912 году в Старой Ладоге. Здесь же, согласно легенде, его и похоронили, оставив над могилой высокий курган, который хорошо виден из Староладожской крепости. Насыпанный на крутом берегу реки Волхов, которая делает в том месте резкий поворот, он считается самой высокой среди вытянувшихся вдоль реки сопок, появившихся еще в дохристианские времена. Каждый житель Старой Ладоги знает, где находится Олегова могила.
Рюрик, приглашенный править Русью, в 862 году пришёл в Ладогу, ставшую первой столицей русского государства. Вместе с ним здесь оказался и его сподвижник варяг Олег. Потом Рюрик обосновался в Новгороде. После его смерти правителем Руси на многие годы стал Олег, формально считавшийся опекуном-воспитателем малолетнего князя Игоря. Олег успешно воевал с многочисленными врагами, регулярно совершал дальние походы и подчинил своей власти земли и города, в том числе и Киев. Не устоял перед ним и Царьград, к вратам которого он прибил свой щит. После очередного похода князь Олег, многие годы правивший в Киеве, решил не возвращаться в этот город, а идти на Ладогу, где и скончался. Существует версия, что он все-таки пришёл в Киев, и его могила именно там, но более правдоподобным выглядит предположение, что он похоронен здесь, в Старой Ладоге, в окрестностях которой находится Дружинный могильник. Там обрели вечный покой многие из тех, кто пришел на Русь вместе с Рюриком и Олегом. Возможно, почувствовав приближение смерти, Олег, которому было около 70 лет, захотел, чтобы его похоронили рядом со своими воинами.
Курганы
Курганы и могила Вещего Олега находятся примерно в полукилометре к северу от выезда из Старой Ладоги. Они располагаются на самой высокой точке окрестностей, и даже от их подножья (а тем более с вершины) открывается великолепная панорама Старой Ладоги: тянущееся вдоль берега село и расположенные почти на равном расстоянии разноцветные купола церквей. Впечатляет и долина Волхова, мощного и широкого.
Кургана здесь всего три: два маленьких (метра по два высотой) и один большой. Если верить преданиям, именно на этом месте «принял смерть от коня своего» Вещий Олег, покоритель Хазарского каганата. Эти курганы — все, что уцелело от Старой Ладоги варяжских времен, а один из них (очевидно, самый большой) можно считать древнейшей на Руси могилой князя, возникшей еще раньше, чем пещеры Киево-Печерской Лавры, Успенский собор во Владимире, Архангельский собор в Москве, Петропавловский собор в Петербурге и некрополь Кремлевской стены. На курганы можно забраться, но спуск с них труден и из-за близости отвесного берега, высота которого 30 метров, небезопасен.
Откуда есть пошла земля русская
Олег Вещий — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3], а также мудрый[4] или красноречивый[5]).
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.
В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[6]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[7].
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[8].
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге[en][9], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[10]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[11]. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный»[12].
В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[13] или иранскими[14] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[15]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[16]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[17][18].
В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь»[19] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань даꙗти · Ѿ Но́ваго̀рода гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ». Под его властью оказался путь «из варяг в греки».
А. В. Назаренко признаёт летописную дату вокняжения Олега в Киеве (6390 год) искусственной и считает необходимым сдвинуть её ближе ко времени заключения Олегом договора с Византией в 911 году. К. Цукерман считает, что уход Олега на юг и начало княжения в Киеве должны быть сдвинуты с 880—890 годов на 910—930 года[20].
Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».
898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[21]
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[22]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега[править | править код]
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[23], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[24], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[25].
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[26]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[27].
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[28]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[29], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[30]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[31]:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[32].
Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году)[33], который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови[34][35].
Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[36]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[37]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[38].
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[39]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
В драматургии[править | править код]
- Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[40].
В литературе[править | править код]
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
В кино[править | править код]
Памятники[править | править код]
- В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
- Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю В Любече
- В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
- Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
- ↑ «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
- ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].
Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный. - ↑ Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий Боян, Вещий Олег).
- ↑ Словарь Ушакова — ВЕЩА́ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
- ↑ Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
- ↑ Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
- ↑ Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
- ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
- ↑ См. список в статье Хельге[en]
- ↑ Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
- ↑ Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись[bg] 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
- ↑ Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
- ↑ Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
- ↑ Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
- ↑ Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
- ↑ Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
- ↑ Лурье Я. С. История России в летописании.
- ↑ Лушин В. Г. Рюрик // Древняя Русь в IX – XI веках: контексты летописных текстов / Отв. ред. Е. П. Токарева. Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2016. – С. 11.
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
- ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
- ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
- ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
- ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
- ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
- ↑ Вариант саги:
«Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
- ↑ Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France (неопр.). knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
- ↑ Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland) (неопр.). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
- ↑ Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
- ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
- ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
- ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
- ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
- ↑ Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
- ↑ Рылеев Кондратий Федорович. Думы
- ↑ Владимир Высоцкий. 1967 год
Могилы Рюрика, Аскольда, Дира, Олега,Ольги.... Часть 2
Здравствуйте уважаемые.Вчера я написал пост, который никто не заметил. Ну или заметил, но интереса он не представляет: http://id77.livejournal.com/1369832.html. Но, в любом случае, думаю, надо бы его сегодня закончить. Ну, раз начал :-))
Итак...
Еще при жизни Олег Вещий (он же Хельга, он же Олейф и т.д.) хитростью захватил Киев и убил там сидевших неких Аскольда и Дира. Многие считают, что речь идет об одном человеке - Аскольд (или Оскольд, или точнее Хоскульд) по прозвищу Дир, сиречь зверь. Но мы решили с Вами придерживаться источника в прошлый раз. Поэтому, будем считать, что это 2 разных человека. По летописи, это дружинники Рюрика (и скорее всего высокопоставленные)«И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина» которых Рюрик отпустил в поход на Царьград. После не очень удачного похода, те не стали возвращаться в Старую Ладогу, а сели в Киеве, оценив его стратегическое значение.
Прежних князей полянских, потомков основателей города, она судя по всему помножили на 0. И достаточно долго княжили, пока примерно в 882 году к городу не подошел Олег.До этого он захватил Смоленск и ряд других городов. Однако, видимо, Киев был более крепким орешком, поэтому Хельга решил поступить хитростью. Он спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем. Ну, как то так.

Похоронили Аскольда и Дира в разных местах. И если Вы хоть раз были в чудесном городе Киеве (а он очень красив) - то наверняка знаете, что до сих пор там есть район, который называется Аскольдова могила. Точнее урочище на правом берегу Днепра,которое примыкает к Парку Вечной Славы. Там ныне тоже парк, а также небольшой некрополь (могила знаменитого летчика Петра Нестерова там) и часовня. Вот что сказано об этом месте в дореволюционном словаре Брокгауза и Ефрона:
"Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила".
И в принципе это соответствует и преданию и летописи. Но вот с Диром все немного сложнее. Вот что известно: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины».
Ирининская церковь известна неплохо. Она воздвигнута примерно в XI веке одновременно с Золотыми воротами и Георгиевской церковью. Однако она полностью разрушена во время Батыева нашествия. Остатки фундамента Ирининской церкви ныне под дорожным покрытием Владимирской улицы напротив Ирининской улицы. Это самый центр Киева в полквартале от Софийского собора. И почему-то у меня это вызывает вопросы. Почему в разных местах похоронили Аскольда и Дира. Причем одного на берегу Днепра, практически по традиции, а вот второго довольно-таки далеко от воды. С чем это связно? У меня версия, что Дир был христианином и его хоронили по другим правилам , нежели Аскольда. А что думаете Вы?
Дальше у нас полноценный и природный князь Игорь Рюрикович, прозванный Старым. Супругой его была вроде как простая плесковская (псковская) барышня Ольга, которую я вот считаю никем иным, как дочерью Олега Вещего. Во всяком случае, это было бы логично. И именно Ольга стала первой настоящей строительницей государства, в том смысле, в котором его понимаем мы. Предшественники земли собирали, а она упорядочила.
Не буду напоминать Вам о смерти князя Игоря, ибо во многом, если судить по источникам - он виноват сам. Зависть и жадность до добра не доводят. Хотя, есть вариант, что все было немного более сложнее. Но сейчас не об этом - как-нибудь в следующий раз разберем, может быть.
Погиб Игорь под Искоросенью (ныне Коростень), и возможно смертью страшной. Жена отомстила за него сполна. Но сначала похоронила его и справила тризну. Вот что говорит предание:
"И послала (Ольга) к древлянам со словами: "…где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга… повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и… сели древляне пить, и … когда опьянели древляне… приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч".
Сохранился ли этот холм могильный? Как не удивительно, но возможно - да. Курган князя Игоря в маленьком селе Немировка под городом Коростень может показать Вам каждый. И народное предание много поколений говорит о том, что это то самое место. даже камень поставили: "У рік 945... древляни вийшовши на супроти з города Іскоростеня, вбили Ігоря і дружину його... і похований був Ігор і єсть могила його коло Іскоростеня-города в Древлянах і до сьогодні. Повість минулих літ"
Может ли такое быть? Вполне. Вдали от больших городов могло и сохранится.
Сама княгиня Ольга как первая официальная христанка среди властимущих была похоронена официально в первом христианском храме города - Десятинной церкви (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве. Церковь была разрушена при штурме города Батыем, затем восстановлена,но окончательно разрушена при Советской власти. Могила Ольги, и ее саркофаг утеряны.
Ну а с могилой Святослава Игоревича - сына Ольги и Игоря, Вы вес сами знаете. Могили у него нет. Хан Куря сделал из его черепа чашу (кстати, это у печенегов не оскорбление, а наоборот - признание доблести и храбрости поверженного врага), ну а тело,видимо сожгли на месте последней битвы.
Другой вопрос, где была это битва. Вот уже более 2 веков об этом спорят. Есть несколько наиболее интересных теорий. Вот они:
- в селе Никольском у грозного Ненасытецкого порога (сейчас это Днепропетровская область).
- на северном краю острова Хортица.
- на Пурисовых островах (это сейчас перед плотиной Днепрогэса).
- в балке Канцеровка, по которой речка Верхняя Хортица впадает в Днепр (это его правый берег, в черте нынешнего Запорожья).
- остров Таволжанный.
Вот такие вот дела.
Надеюсь, Вам было интересно :-)
Приятного времени суток.
Старая Ладога, могила Вещего Олега
Если бы я не ленилась и выкладывала сразу после поездок фотографии, то я бы не забывала половину подписей к ним. Сейчас разбирала фото Старой Ладоги и поняла, что часть картинок даже прокомментировать не смогу. А так как этот журнал нашел организатор этих поездок Виталя, то я прям чувствую какую-то моральную ответственность)) Но мысленно покажу ему язык и буду писать, что вспомню.Для Олега Владимировича, который, кстати, сюда поехал уже в третий раз, Ладога представляет особый интерес. Тут нужна предыстория. Мама его учитель русского языка и литературы. И то ли в тот момент увлеклась древнерусскими летописями, то ли персонаж так запомнился, но был Олег Владимирович назван в честь Вещего Олега, того самого, что принял смерть от коня своего. Ну а могила князя по преданию расположена в Ладоге, по другой версии в Киеве. В Ладоге есть сопка, которую и называют могилой Олега. Собственно вот цитата про Ладогу: "... и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в Ладозе". Проведём параллели с современностью. Сегодня змея, которая уклюнет, несомненно я. Ну а вместо сопки вот вам герой поездки.
Сегодня Старая Ладога по побольшому счёту обычная деревня, а раньше был богатый торговый город. Сейчас, когда Украина стала отдельным государством, а мать городов русских Киев стал частью уже не нашей истории, начали искать новую первую столицу. Теория о первой русской столице была еще до распада СССР, теперь эту версию сделали основной. Тем более, что судя по раскопкам, это может быть и правдой. Князя Рюрика выписывали именно сюда в Ладогу. Археологических доказательств весьма много. Только просидел здесь кзял недолго, ушел в Новгород. Вот крепость, куда выписывали Рюрика. Изначально она была деревянной, позже заменили на каменную.
Найдены были неплохо сохранившиеся остатки деревянной крепости Городища. Провели анализ деревяшки. Цифру, которую показало исследование, в Ладоге вывесили на центральное место.
А это просто мост неподалеку от Городища. В Ладоге есть поверье: сколько раз новоиспечённый супруг перенесет через него невесту, столько и жить будут. Летом, когда мы приезжали в Ладогу с Олегом наблюдали умопомрачительную картину. Деревенский очень очень тощенький, маленький парнишка таскал на руках через мост этакую бабищу. Молодуха была кровь с молоком, полнотела, круглолица, увесиста. У этого несчастного шибздика подгибались ноги, а пьяные друзья орали вслед. Очень было его жаль
Это мы зашли в ворота крепости.
На территории Городища сейчас летняя и зимняя церкви, в стене крепости музей. Наш экскурсовод погнал нас на стену городища, чтобы было лучше видно, а сам встал на небольной приступочек над обрывом. Не знаю как остальные, а я не слушала, что он говорил, а только следила свалится он с приступка или нет. Лететь было недалеко, с метр и в мягкий снег, поэтому особенно за его здоровье не переживалось.
А это мы отправились переходить реку Волхв по льду, дабы оценить красоту пейзажа с воды. Фотоаппарат совершенно не передал впечатление, все слилось в одно белое месиво.
Переходить реку полагалось по натоптанной дорожке. Шаг влево, шаг вправо и можно проверять глубину Волхова.
Собственно чего ходили. По последним данным могила Вещего Олега вовсе не в той сопке, которую показывают туристам. То захоронение давно раскопали и ничего в нем не обнаружили, кроме костей. Зато в другом месте обнаружилось кое-что действительно стоящее. В одном из огородов Ладоги тоже была сопка, они тут повсюду. Советский ребенок играл и случайно раскопал дорогие воинские украшения, какие обычно клали в могилу к высокородным князьям. Сейчас на этом месте по прежнему огороды. Вот где-то здесь и лежит Вещий Олег.
А это просто приглянувшееся мне дерево. Красиво этой зимой. Необычайно снежно, морозно и бело.
Ей Богу не помню все названия церквей и монастырей, в которых мы были в этой поездке. Ладога хоть и деревня сегодня, а по количеству храмов обгонит любой город. Но здесь необычайно тихо и спокойно, невероятно красиво. Это мужской монастырь.
Кто-то начал строить снежный лабиринт для детей. Снега на самом деле необычайно много. Для питерцев непривычно много.
А это женский монастырь. Здесь тоже идет реконструкция как и в мужском, потихоньку помаленьку, но Ладога вновь оживает. И в первую очередь за счет храмов. Туристы и паломники едут сюда на намоленные места. А после того, как Россия нашла себе новую "первую столицу" сюда приходят и деньги.
В женском монастыре меня порадовала зимняя церковь. Она такая типично женская. Яркие радостные иконы, много цветов, много света, много золота, подставочек, и всякой всячины. Создается впечатление такого типично женского уютного убранства. Фотографировать я не стала. Зато есть фото снеговика, который встречает всех около входа в церковь. Позитивный тип.
Это еще один монастырь. Раньше здесь жили монахи, которые добывали кварцевый песок, и прорыли под храмом разветвленную сеть пещер. Из-за обильного снега в пещеры мы не попали.
Рядом с храмом источник со святой водой. И похоже вся деревня ходит сюда по воду, во всяком случае летом тут было очень много народу. Рядом купальня. Желающих не было.
Ну и еще одна церковь, название которой я не усвоила. Храм заброшен и разрушается. Но его так живописно замело снегом, что глаз не оторвать
В Новой Ладоге мы с Олегом Владимировичем решили начать питаться не только духовно. Зная, что здесь пекут почти новосибирский по вкусу хлеб, мы отправились в магазин. За нами увязалась очаровательная собака. Пес был похож на немецкую овчарку, и была в его глазах вся грусть еврейского народа. Хотя на вид он был весьма упитан и хорош собою. Шел за нами до самого магазина, и я решила, что он все-таки хочет есть. Купила нам хлеба, ему рыбы. Морских гадов пёс понюхал и отошел, начал подавать мне лапу, дали хлеба, выплюнул. Проходящие мальчишки объяснили нам, что собак домашний и рыбу не ест. И вообще он просто общается с новичками.
Ну и в заключение объявление для питерцев, если они есть в этом журнале. В эту субботу 23 января Виталя едет на экскурсию в Великой Новгород. Присоединяйтесь, если будет желание. 8911-995-45-22. Хватит попки просиживать. Велкам
Аскольдова могила — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2019; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2019; проверки требуют 7 правок.
Аскольдова могила — урочище на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен киевский правитель Аскольд.
Ныне это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте древнего Угорского урочища. Примыкает к Парку Вечной Славы.
По известию «Повести временных лет», во время переселения из Поволжья на берега Дуная в конце IX в. в урочище останавливались мадьяры (угры): «Идоша угры мимо Киева, горою еже ся зовёт ныне Угорское, и пришедше к Днепру, сташа вежами». В память об этом событии по проекту Яноша Вига в урочище был в 1997 г. установлен памятный знак. Раскопки на территории урочища обнаружили следы хозяйственной деятельности IX века, а также клад дирхемов. В 1151 г. в Угорском предместье держал свой двор князь Изяслав Мстиславич.
«Повесть временных лет» сообщает, что Аскольд и Дир, бывшие бояре новгородского князя Олега, с его разрешения отправились в поход на Царьград, но по дороге захватили Киев и вокняжились там. Впоследствии Олег сам прибыл с войском в Киев и умертвил Аскольда и Дира за самозванное присвоение княжеских полномочий. Согласно другой версии, Аскольд и Дир были законными киевскими правителями, потомками Кия, но стали жертвами захвата Киева Олегом. Летопись гласит, что Аскольд был погребён на месте его кончины, а Дир — за Ирининским монастырём. По сведениям, восходящим к византийским источникам, Аскольд принял крещение с именем Николая и над его могилой была построена деревянная церковь. В Словаре Брокгауза и Ефрона могила описана следующим образом:
Подъём к Николаевской церквиМогила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила.
С XV века на месте Аскольдовой могилы существовал Пустынно-Николаевский монастырь, переведённый Мазепой на место Николаевского военного собора. В 1809—1810 годах по проекту архитектора А. И. Меленского на этом месте возведена каменная церковь-ротонда. В 1936 году церковь была превращена в парковый павильон, над которым по проекту архитектора П. Г. Юрченко в 1938 году была надстроена колоннада. С 1990-х годов — действующий храм (УГКЦ), в 1998 году восстановленный в первоначальном виде.
В 2002 г. на Днепровском взвозе был освящен храм-часовня Андрея Первозванного (архитектор Н. Жариков, художница Л. Мешкова), в облике которого сочетаются мотивы украинского барокко и украинского модерна.
В рамках екатерининской городской реформы вокруг крупных городов стали создаваться распланированные кладбища. Киев не стал исключением. С 1786 до 1935 г. вокруг Аскольдовой могилы существовало кладбище, где находились захоронения многих именитых киевлян. В конце XIX — начале XX века кладбище «Аскольдова могила» считалось особо престижным некрополем. Здесь были устроены многочисленные художественные надгробия и внушительные склепы.
В 1918 г. на кладбище были погребены украинские юноши, павшие в бою с большевиками возле станции Круты. Об этом напоминает деревянный крест с каменной мемориальной плитой, установленный в парке в 1995 году. На этом кладбище также были похоронены лётчики П. Н. Нестеров и Е. Н. Крутень — первые российские асы (впоследствии перезахоронены на Лукьяновском кладбище).

В декабре 1934 г. Киевский горсовет постановил уничтожить кладбище под предлогом того, что оно мешало созданию парка[1]. Единичные могилы были перенесены, остальные в 1935—1936 годах были варварски уничтожены. Часть надгробных памятников передали в Художественный институт для занятий студентов.
Во время оккупации на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище, ликвидированное после освобождения Киева в 1944 году. После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров, погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов. В 1957 году их прах был перенесён в Парк Вечной Славы.
На территории Аскольдовой могилы сохранились единичные случайные захоронения и остатки двух склепов. Один из них — место захоронения генерал-майора Кубанского казачьего войска Н. М. Демидовского — в 1990-е годы использовался как храм-часовня.
Известные люди, похороненные на кладбище[править | править код]
См. Категория:Похороненные на Аскольдовой могиле
-
Современный вид памятника
-
Памятник Андрею Первозванному
-
Аскольдова могила
-
Лестница к Днепру
-
Скульптура Деве-Марии
- ↑ Проценко Л. А. Некрополь «Аскольдова могила» в Киеве // Памятник культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1988 — Москва: Наука, 1989. — С.499
Публикации
Иллюстрации