Где находится могила айвазовского


Могила И.К. Айвазовского |

Могила И.К. Айвазовского

Адрес:
г. Феодосия, ул. Тимирязева, 1

Великий художник Иван Константинович Айвазовский умер во сне 19 апреля (2 мая по старому стилю) 1900 года на 83-ем году жизни. Из рассказов сторожилов, передавших через поколения воспоминания о дне похорон, «вся Феодосия шла за его гробом, весенний день потускнел, стал накрапывать дождь, и море печально билось о берег».

Для жителей Феодосии Айвазовский был и остаётся отцом города. Прекрасный торговец, выгодно продававший по всему миру свои шедевры, он был весьма богатым человеком и использовал своё влияние на благо родной Феодосии. Именно он построил морской порт, железную дорогу, городской концертный зал, выставочный зал галереи, не доживший до наших дней археологический музей на Митридатском холме. Айвазовский передал в дар городу питьевую воду из собственного источника, щедро одаривал приданым бедных невест и перекрестил детей у почти половины феодосийских семей. И, конечно, самый ценный его подарок городу – знаменитая картинная галерея.

Могила И.К. Айвазовского находится на территории средневекового Храма Сурб Саркис (Святого Саркиса). Место выбрано неслучайно. Здесь художник был крещён в 1817 году, здесь венчался со своей первой женой Юлией Гревс. За средства художника храм был восстановлен в 1888 году после пожара, а в 1900 году здесь отпевали уже самого Айвазовского.

В 1903 году вдова художника Анна Никитична Саркизова установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного белого мрамора авторства итальянского скульптора Л. Биоджоли. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817 – 1900». На другой стороне на древнеармянском языке слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Анна Никитична, несмотря на свою молодость, больше замуж не вышла, вела затворническую жизнь и желала быть захороненной рядом с художником. Пережив Ивана Константиновича на 44 года, Анна Никитична была погребена в склепе рядом с великим Айвазовским.

Смотрите также:

Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Церковь Сурб Саркис

Могила профессора Айвазовского | Историко-Приключенческий Центр «Феостория», г. Феодосия

Время постройки: 1900 год
Адрес: пер. Айвазовского, 1

В ограде армянской церкви св. Сергия находится последнее пристанище Ивана Константиновича Айвазовского. Будет справедливо сказать, что эта церковь была «домашней» для семьи Айвазовских. В ней Иван Константинович был крещен, здесь же венчался с Анной Никитичной, а в 1900 году вся Феодосия проводила его в последний путь и похоронила в усыпальнице на этой святой земле.

Здесь, на могиле выдающегося художника-мариниста и первого гражданина Феодосии, в 1903 году его вдовой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник — саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. Его автор — известный итальянский скульптор Биоджоли. На мраморной доске написано: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

Источник: http://static.panoramio.com/photos/…

Напротив усыпальницы находится армянская церковь св. Сергия (Сурб-Саркис), построенная в 1330 году. Это один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле.

Архитектура этого древнего храма отличается одновременно простотой и красотой. На его территорию вели древние, украшенные резьбой каменные ворота с рельефными розетками наверху и изящными зубчатыми карнизами. В плане здания лежит прямоугольник с выступом и полуциркульным сводом, перекрытый двускатной крышей. В наружные и внутренние стены вмурованы плиты с рельефными крестами, украшенными орнаментом — «хачкары». На многих плитах находятся посвятительные надписи на армянском языке. Чаще всего в надписи указывали дату рождения или окончания жизни представителя общины.

Могила Айвазовского, фото, обзор, как добраться

Описание

Каждое поселение имеет свою историю и в каждом есть знаковые достопримечательности, где обязательно нужно побывать. Например, в Москве – это Красная Площадь, в Санкт-Петербурге – Эрмитаж, в Сочи – Олимпийский парк, а в Феодосии – это всё, что связано с Айвазовским: картинная галерея, фонтан и место погребения.

Мир, созданный великим талантом

Родился и рос Ованнес, по-русски Иван, в многодетной семье. Его отец был разорившимся купцом, поэтому никаких надежд на получение образования, а тем более художественного, естественно, не было. Однако когда одарённым мальчиком были расписаны стены казённого помещения, градоначальник тут же поселил его у себя, устроил в гимназию и оплатил уроки живописи. Работы юноши были отправлены в Академию художеств, куда его сразу приняли на обучение за государственный счёт. Академию молодой человек закончил с золотой медалью.

Природа наделила его божественным даром. Как у музыкантов дар – абсолютный слух, так же Айвазовский обладал абсолютной памятью. Он писал свои морские пейзажи в мастерской, вспоминая, как небо и море во время рассветов и закатов раскашиваются в фантастические цвета, как ветер гонит по морю белые барашки, как волны играют со светом.

Он говорил, что тот, кто просто копирует природу, становится её рабом, превращаясь в копировальщика или в живой фотографический аппарат. Ведь написать с натуры, например, молнии, порывы ветра или бегущие волны просто немыслимо с натуры. На свои выдающиеся живописные полотна, признанные шедеврами, он затрачивал всего от часа до пяти-шести дней. При этом платили ему за картины весьма значительные суммы. В девятнадцатом веке художник-маринист был в пятёрке самых популярных художников из России, работы которых выставлялись на международных аукционах.

Творческое наследие автора непревзойдённых пейзажей составляет более шести тысяч полотен.

Талант и его родная земля

Он очень много путешествовал и подолгу жил заграницей. Бывал в Риме, а также в Венеции и Флоренции, приезжал на остров Святого Лазаря в Италии, длительный период времени работал в Сорренто, путешествовал по Западной Европе и побывал практически во всех странах. За свою жизнь он не раз посещал Константинополь, совершил поездку в Соединённые Штаты Америки, где был впечатлён Ниагарским водопадом, был очевидцем, когда открывали Суэцкий канал, посещал египетские пирамиды, приезжал на Кавказ, по нескольку раз за год ездил в Санкт-Петербург. При такой бурной жизни, наполненной творчеством, путешествиями, командировками и большими переездами, может возникнуть вопрос, что же всё-таки связывает Айвазовского с Феодосией?

На этот вопрос он сам отвечал, что этот город всегда был и остаётся его адресом.

Он построил большой дом на Набережной, серьёзно занимался городскими делами, фактически создал фундамент для формирования уникальной для Юга России, так называемой Киммерийской школы пейзажной живописи, в которую вошли местные живописцы. Он активно интересовался археологическими раскопками и охраной крымских реликвий. Под его руководством проводились археологические экспедиции по обследованию более девяноста курганов. Он создал проект и выделил средства для строительства на горе Митридат здания, предназначенного для музея древностей. Занимавший активную жизненную позицию, он был в числе инициаторов строительства железных путей и расширения порта. По его настоянию появился концертный зал, и была устроена библиотека. В конце концов, он подарил горожанам так необходимую пресную воду, покончив раз и навсегда с проблемой снабжения питьевой водой.

Он специально отвёл в своём доме зал, где выставлял свои полотна. Впоследствии этот вернисаж трансформировался в картинную галерею, которая по завещанию стала городской собственностью.

Незадолго до своей кончины он закончил полотно под названием «Морской залив», а буквально в последние часы своего жизненного пути он работал над картиной, названной им «Взрыв турецкого корабля». Она так и незакончена. Айвазовский умер в 1900 году, но горожане до сих пор трепетно хранят память об известном феодосийце.

Погребение

Он был похоронен рядом с армянской церковью Святого Сергия, которая была для него родной. В этой церкви его в детстве крестили. В ней же в 1848 году он венчался с Юлией Гревс. На его средства этот храм был восстановлен после страшного пожара, который случился в 1888 году. Здесь же его провожали в последний путь.

Спустя три года был установлен памятник в виде белого саркофага, выполненного из целого мраморного блока.

На памятнике с двух сторон имеются надписи. На одной – «Профессоръ Иванъ Константиновiчъ Айвазовскiй. 1817-1900». А с другой – высказывание на армянском, принадлежащее историку Мовсесу Хоренаци, которое переводится как «родился смертным, но оставил о себе бессмертную память». Захоронение завершает колоннада с фронтоном. Рядом с ним, в склепе, похоронена его жена, умершая в 1944 году, в период фашисткой оккупации крымского полуострова.

Покоится прославленный художник-маринист, его сон охраняют вековые деревья вокруг, а его чудесными творениями восхищаются новые поколения людей.

Шукач | Могила-усыпальница Айвазовского в Феодосии

Шукач | Могила-усыпальница Айвазовского в Феодосии

Оценка: +24 / 5 участников / 2 рекомендации / (+0) (-0) качество

  • Украина›Крым Автономная Республика›Феодосія

Могила-усыпальница Айвазовского в Феодосии

В ограде церкви св.Сергия, находится последнее пристанище великого художника Айвазовского. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на этой земле. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника.

источник текста on-line.crimea.ua

источник фото fotocrimea.com

 

В среднем:

Ваша оценка: Нет

Вернуться к началу

Церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) и могила И.К.Айвазовского

Армянская церковь Св.Сергия построена в 1363 году. Архитектура храма сохраняет особенности средневековых армянских цервкей.

Храм святого Сергия (Сурб-Саркис) — памятник армянской средневековой архитектуры, построенный в XIV веке. По некоторым данным эта церковь была возведена еще до прихода в город генуэзцев, колокольню к ней пристроили в XV столетии. Здание состоит из нескольких помещений, построенных в разное время: основной зал, гавитом и находилось двухэтажное здание скриптория, ныне не сохранившегося. Скрипторий был центром армянской культуры в средневековой Кафе.

Здание неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также сложным объемно-пространственным решением. Центральная часть здания с тремя полукруглыми апсидами находится под полуциркульным сводом на подпружных арках. Стены храма сложены из блоков местного известняка, а также мраморных плит («хачкары»).

Постройка датируется 1363 годом, но существуют предположения, что это один из древнейших армянских храмов Феодосии, сооруженный в Х–ХI веках, еще до появления в Крыму генуэзцев.

Рядом с церковью Святого Саркиса прежде находилось кладбище, где обретали приют люди известные и достойные. Неподалеку расположен еще один из древних армянских храмов — храм Архангелов Михаила и Гавриила.

Архитектура

В плане здания лежит прямоугольник с алтарным выступом и полуциркульным сводом, перекрытым двускатной черепичной крышей. Алтарь ориентирован на восток, в нем имеется купель, украшенная каменной резьбой.

Стены Сергия (Саркиса) церковь сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка — так называемые «хачкары» (крест-камень) — гордость средневекового искусства Армении, которые устанавливались по особым случаям. Здание церкви Святого Сергия имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу. Находящаяся рядом с храмом Святого Саркиса звонница построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Она выполнена в виде беседки-кивория и покрыта красивым причудливым орнаментом.

Портал (вход в церковь), сейчас не связан с основным зданием храма. Он возвышается к западу от основного сооружения и представляется собой четыре массивных столба соединенных стрельчатыми арками и перекрытым крестовым сводом. У входа в храм Святого Сергия, по обеим сторонам дверей, — два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой. Сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая — в экспозиции Феодосийского краеведческого музея. Интерьер церкви Сергия (Саркиса) был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты).

Церковь принадлежала армяно-григорианской общине города, здесь был крещён знаменитый маринист И.К.Айвазовский (по происхождению армянин). Дом родителей художника находился недалеко от церкви. Здесь же Айвазовский венчался со своей второй женой – Анной Никитичной. Для любимой церкви художник написал ряд икон: «Хождение по водам» (1897 г.), «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря». Эти произведения сохранились и сейчас находятся в постоянной экспозиции Национальной картинной галереи имени И. К.Айвазовского.

Реконструкция армянской церкви Сергия (Саркиса) в Феодосии проводилась в 1965–1970 гг., в ходе нее были восстановлены крыша, пол, покрытие портала и перекрытие притвора. Кроме того, фрески и живопись были очищены от более поздних наслоений. В стене храма Святого Сергия, над дверью, имеется плита с армянской надписью, сообщающая о том, что в 1888 году храм был перестроен на средства, выделенные И. К. Айвазовским, поскольку значительно пострадал во время пожара.

Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на этой земле. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника.

Церковь Сурб Саркис является действующей и принадлежит армянской общине города.

Церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) и могила И.К.Айвазовского

Древняя церковь Сурб-Саркис и могила И. Айвазовского

Мы продолжаем наше знакомство с Армянской улицей. На этот раз мы уделим внимание истории церкви Сурб-Саркис и могиле величайшего художника И.К. Айвазовского, которые расположены в небольшом сквере за матросским садом.

Именно здесь, в ограде церкви Св. Сергия (фото 2), находится последнее пристанище И. К. Айвазовского. Известно, что в церкви св. Сергия Иван Константинович был крещен и венчан с Анной Никитичной. А в 1900 году в этом месте его проводила вся Феодосия в последний путь и похоронила в усыпальнице на святой земле возле храма. На могиле выдающегося художника-мариниста, в 1903 году вдовой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник - саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. Но об этом позже...

Напротив усыпальницы находится армянская церковь Сурб-Саркис (фото 3), построенная в 1330 году. По словам ученого секретаря Феодосийского музея древностей Александра Родионова, храм назван в честь Святого Саркиса (Сергия) - одного из самых любимых святых армянского народа.

- Его именем названо множество Армянских церквей. По преданию, Св. Саркис жил в IV веке, он был родом из Кесарии Каппадокийской и принял мученическую смерть за христианскую веру, - рассказал Александр Анатольевич. - Деньги на постройку храма были собраны армянской общиной Каффы. Иногда его называют на русский манер - церковь Святого Сергия. Это один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле. Первое упоминание о нем мы находим в памятной исторической записи 1361 г.

Александр Родионов отметил, что на территорию церкви вели древние, украшенные резьбой, каменные ворота с рельефными розетками наверху и изящными зубчатыми карнизами. Храм – необычно низкое прямоугольное сооружение, ориентированное на восток.

- Центральная часть с тремя полукруглыми апсидами перекрыта полуциркулярным сводом на подпружинных арках. Внутреннее пространство храма разделено тремя арками на секторы. В западной части находится широкая арка, открывающая вход в притвор. С севера к храму примыкает двухкомнатная «пристройка». Само здание покрыто непритязательной двухскатной крышей, на которой сохранилась оригинальная черепица, - пояснил А. Родионов.

Строили храм Сурб-Саркис из известняковых блоков, швы тщательно затерты. Сегодня они во многих местах разрушились, поросли мхом и лишайниками, поэтому внешний вид здания весьма романтичен.

В наружные стены и внутренние стены храма вмурованы плиты – «Хачкары» (фото 4,5). Это – своеобразные армянские камни-кресты, пояснил ученый секретарь Феодосийского музея древностей. На куске горной породы вырезается крест, библейский сюжет или символика рода. После этого хачкар вставляют в тело церкви, монастыря или устанавливают вдоль дороги. Весь фасад феодосийского храма, как медалями, покрыт хачкарами. Многие плиты с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах и меценатах храма (в том числе и И.К. Айвазовском).

- Самые большие плиты с хачкарами были заложены в кладку фасада церкви в качестве молитвы за благоденствие тех, на чьи средства строился храм Саркиса. По обычаю хачкары, обнаруженные среди развалин старых строений, вмуровывались в стены действующих на тот момент церквей. Самый древний хачкар в память мальчика Манука, утонувшего в море в 1047 году. Здесь в качества хачкара вмурован и герб генуэзской республики. Особый интерес вызывает каменная плита с рельефным изображением Божьей Матери с Иисусом, - сказал Александр Родионов.

Внутри храма стены были покрыты зеленой краской, своды украшены рельефными шестиконечными звездами. Интерьер был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились лишь фрагменты). В храме имеются элементы персидского орнамента.

В церкви были резные двери (фото 6) с вычурным орнаментам (фото 7). Самые древние представлены в экспозиции Феодосийского музея древностей. Вторые хранятся в Государственном Эрмитаже. Двери были изготовлены в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани.

Находящаяся рядом с храмом Сурб-Саркис звонница (фото 8) построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Ранее звонница служила входом в церковь – порталом.

- Портал сейчас не связан с основным зданием храма. Однако на рисунке в  «Историческом и живописном альбоме Тавриды», изданном Евгением де-Вильневым в середине XIX века, портал связан с храмом и служит входом в него. Этот древний портал интересен в архитектурно-художественном отношении. Стоит он несколько в стороне от храма. Крестовый свод, опираясь на четыре столба, смыкающихся в три стрельчатые арки, перекрывает вход в церковь. Над порталом нависает широкий карниз, лежащий на кронштейнах. Поля между кронштейнами заполнены орнаментированными четырехугольными плитками, под ними идет горизонтальный пояс рельефных розеток, спускающихся по столбам вниз, - описал портал Александр Родионов.

Храм Сурб-Саркис в XIV—XVI в. был очагом армянской культуры и образования. По словам ученого секретаря музея древностей, при храме Саркиса в средние века действовала одна из крупнейших школ, где учили искусству миниатюры и гравюры. При храме было кладбище, где обретали приют люди известные и достойные. Здесь обнаружена надгробная плита известного армянского художника-миниатюриста, мастера переплетного дела Николаеса Цакхарара, работавшего во многих городах Крыма в XVII веке. В 1686 г. во время эпидемии погибли жена и две дочери художника. Цакхарар заказал в их память крестный камень-хачкар, который сохранился на внутренней стене церковного притвора.

Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника И. К. Айвазовского (фото 9). В 1903 году на могиле Айвазовского его второй женой был воздвигнут памятник-саркофаг (фото 10). На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на древнеармянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Это слова армянского историка Мовсеса Хоренаци.

- Автор памятника известный итальянский скульптор Л. Биоджоли. Рядом также находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника. Церковь для Айвазовского была родной. В стене церкви, над дверью, имеется плита с армянской надписью, о том, что в 1888 году в результате пожара храм сгорел. Перестройка осуществлена на средства И.К. Айвазовского. О пожаре и восстановлении церкви говорит и надпись на плите внутри здания. Указывается, что И. К. Айвазовский подарил храму иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», - отметил Александр Анатольевич.

С 1971 по 1989 гг. храм был филиалом Краеведческого музея г. Феодосии (совр. Феодосийский музей древностей). Здание служило местом хранения лапидарной коллекции музея: генуэзских, армянских и тюркских эпиграфических памятников.

После этого в церкви Святого Саркиса были проведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены каменный пол, крыша, покрытие портала, перекрытие притвора, расчищена от набела живопись. В настоящее время церковь святого Сергия проходит новую реконструкцию, по воскресным дням в храме проводятся богослужения, храм открыт для паломников и экскурсантов.

Шукач | Могила-усыпальница Айвазовского в Феодосии

Шукач | Могила-усыпальница Айвазовского в Феодосии

Оцінка: +24 / 5 учасників / 2 рекомендації / (+0) (-0) якість

  • Україна›Крим Автономна Республіка›Феодосія

Могила-усыпальница Айвазовского в Феодосии

В ограде церкви св.Сергия, находится последнее пристанище великого художника Айвазовского. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на этой земле. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника.

источник текста on-line.crimea.ua

источник фото fotocrimea.com

 

Повернутися до початку

Душа безбрежная, как море. Айвазовский – хранитель Феодосии

Первое, что удивляет в Феодосии, – железная дорога и вокзал рядом с морем. Через пути каждый день туда и обратно скачут десятки тысяч курортников.

Как? Кому пришла в голову мысль провести железную дорогу именно таким образом?

Но все становится на свои места, когда в местной галерее рассказывают, кто мечтал о поездах в Феодосии и финансировал значительную часть строительства.

Да, это был человек, безумно влюбленный в море. Он рисовал его ежедневно, ежечасно более полувека. И вошел в историю как величайший маринист с огромным, любящим свой город сердцем.

Конечно, это Айвазовский. Ангел-хранитель города в Крыму, практически создавший нынешнюю Феодосию. Его добрые дела неисчислимы!

Рожденный в бедности – взлететь может!

Иван Айвазовский родился в семье обедневших армянских дворян по фамилии Айвазян (потом он именовался Гайвазовским и только затем принял всем знакомую фамилию).

Казалось, у мальчика нет никаких шансов подняться выше по социальной лестнице. Но!

Еще совсем малышом Ованес (Иван) сам научился играть на скрипке. А чуть позже местный архитектор обратил внимание, что мальчик неплохо рисует. Он же, Яков Кох, учил Ованеса, дарил ему карандаши, краски да бумагу. Кох рекомендовал градоначальнику Феодосии присмотреться к начинающему живописцу. А тот, в свою очередь, помог мальчику получить место ученика в гимназии Симферополя.

Далее была Императорская Академия художеств в Петербурге, которую юноша закончил экстерном, всего за 4 года вместо шести.

За отличную учебу и успехи молодого живописца наградили Большой золотой медалью и премией – бесплатной поездкой в Крым и Европу.

Из Италии Айвазовский вернулся знаменитым. Теперь солнце его славы никогда не опускалось. Иван получил многочисленные должности, звания, почести. Так, он был на службе Российского морского штаба с обязанностью рисовать батальные сцены флота.

Картины мариниста нарасхват раскупали богатые люди, члены императорской семьи, коллекционеры. Полотно «Хаос» приобрел Папа. Художника награждали не только деньгами, но и земельными участками. Постепенно он стал самым большим землевладельцем Крыма.

Ангел Феодосии

Айвазовский мог выбрать любое место жительства, но он любил свою Феодосию и всю жизнь помогал ей. Не случайно художника называют ангелом-хранителем города.

В галерее Айвазовского хранятся многочисленные письма от гимназий и училищ. В них директора и ученики благодарят за помощь.

Да, без влиятельного художника не удалось бы открыть ни публичную библиотеку, ни первый музей древностей (он действует и сейчас, очень интересное, уютное место). Дети получили возможность учиться рисованию в художественной школе.

В собственном доме на окраине Феодосии Айвазовский открыл самую первую в Украине публичную картинную галерею. Каждый мог придти туда полюбоваться произведениями живописца. По завещанию художника, эти картины и зал были оставлены городу.

Айвазовский помогал всем, кто просил об этом. Малообеспеченным ученикам и студентам, бедным учителям. Сотни людей приглашали его крестить младенцев – и Иван Константинович никому не отказывал. Девушкам он давал приданое, молодоженам – подарки для создания семьи.

Вода! Исполнение мечты

Много сил и денег вложил Айвазовский в проект и строительство Феодосийского порта, железной дороги. Так Феодосия получила толчок к развитию и стала первым в Крыму городом с железнодорожным сообщением.

Но, наверное, главное детище Айвазовского в Феодосии – водопровод. Крым всегда страдал от отсутствия воды. И художник, зная это, провел воду из собственного имения.

«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», - такое обращение к жителям города написал Айвазовский.

В центре города он построил фонтан. Стоит он и поныне, но, к сожалению, чаши уже пусты, не наполняются чистой водой.

Благодарные феодосийцы боготворили Айвазовского. Вода – то, о чем они мечтали столько лет, наконец стала доступной!

На благотворительность уходили все деньги, которые живописец получал от проведения выставок и продажи картин. Его семье вполне хватало средств от земель и недвижимости.

А любовь, как сон…

Великий человек, гениальный художник – был ли он счастлив в любви? Увы и ах – Айвазовский долгие страдал в одиночестве, разлученный с детьми.

Первый брак художника был заключен в столице. Тридцатилетний Иван в Петербурге представлен некой знатной вдове, у которой подрастали две юные дочери. Стал часто ходить в гости. И пока все гадали, какую же дочь он присмотрел себе в жены, Иван… женился на гувернантке Юлии Гревс.

Однако брак продержался всего 12 лет. Красавица-жена мечтала о блистательных приемах и балах в столице. А муж предпочитал жить в провинциальной, но такой любимой Феодосии….

Юлия уехала, забрав с собой четырех дочерей. И только время от времени художнику удавалось увидеться с ними.

И только в 65 лет Айвазовский встретил свою вторую и последнюю любовь – Анну Саркизову.

Познакомились они, когда Анна хоронила своего мужа, известного местного купца. Пронзительно красивая армянка-вдова поразила живописца.

Разница в возрасте между ними составляла 40 лет. Но Иван Константинович наконец был счастлив, глядя в огромные, черные, ласковые глаза жены.

К ним в дом переехала и одна из дочерей в семьей. Наконец стены слышали веселый гул большого семейства. Ученики, гости, художники собирались вечерами за огромными столами.

Гостеприимный хозяин, Иван Константинович с удовольствием обсуждал меню с поваром и очень любил подавать к столу 30, а то и 60, и даже 90 перемен блюд! К ним прилагались бутылки вина, к которым художник собственноручно писал этикетки.

Портрет Анны Саркизовой сейчас находится в галерее Айвазовского в Феодосии. Его называют лучшим портретом художника. Тонкая вуаль, проницательный взгляд, величественная красота дочери востока.

«Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая...» - писал Айвазовский любимой Анне.

После смерти художника его жена в знак траура оставила любые развлечения и приемы. 25 лет она практически не выходила за пределы двора. Каждый вечер вдова садилась на скамеечку и смотрела на море. Похоронили Анну, как она и завещала, в одном склепе с мужем.

Бессмертие для смертного

Могила Айвазовского находится рядом с Армянской церковью, очень строгой и сдержанной. На ней высечена надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»…

И наследство Айвазовского – не только 6 тысяч удивительных картин, которыми восхищается мир. Это и множество людей, которым он смог помочь за свою долгую жизнь.

Его душа была прекрасна, как рассветное море. Искусствоведы часто спорят, как художнику удавалось создавать поразительно «прозрачные», «текучие» пейзажи. Говорят, Иван Айвазовский видел море с неба. Как знать?...

Город Айвазовского: как в Феодосии хранят память о великом живописце - В стране

В крымском курортном городке Феодосии любой местный житель скажет вам, кто такой Айвазовский. А еще вы обязательно услышите подробный рассказ о его жизни, творчестве и вам обязательно покажут, как пройти к городским достопримечательностям, связанным с деятельностью этого художника-мариниста. ТАСС побывал в городе, где Иван Айвазовский родился и создавал свои полотна, и в картинной галерее, где он жил, писал и где бережно хранят память о знаменитом феодосийце.

Отчий дом

Иван (Ованес) Айвазовский (Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии в семье купца 3-й гильдии Феодосийского базарного старосты Геворка (Константина) Айвазовского. Дом, где родился будущий маринист, сохранился до сих пор и находится на улице Морской, 16, метрах в 700 от церкви, где крестили мальчика. Увидев, что мы фотографируем памятную табличку, из дома вышла его хозяйка Алена.

Хозяйка дома Алена возле памятной таблички

© Сергей Павлив/ТАСС

"Айвазовский родился не здесь, а чуть выше, вон тот дом, — показывает она рукой. — Нынешние хозяева дома, где родился Айвазовский, не захотели, чтобы табличка была установлена именно на их доме, не хотели массового паломничества туристов. А мы гордимся, что табличка закреплена на нашем доме. Мы всем рассказываем, что великий художник когда-то ходил именно мимо нашего дома".

На этой старинной и узкой улочке сохранились дома того периода. Сейчас они соседствуют с пяти- и девятиэтажными современными постройками. Дом Айвазовских отстоит от дома с табличкой примерно на 10–15 метров.

Дом, где родился Айвазовский

© Сергей Павлив/ТАСС

Творить у моря

Побывав у дома Айвазовских, отправляемся в Публичную картинную галерею в Феодосии, которая стала третьим публичным музеем в Российской империи после Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Румянцевского музея в Москве и первой картинной галереей одного художника.

"Айвазовский очень любил Феодосию, очень любил здесь работать, — говорит научный сотрудник картинной галереи Татьяна Путятина. — Здесь он черпал вдохновение для написания своих полотен. Он очень любил море, которое отражено в каждой из его картин. Море он любил с детства, оно его манило всегда. Он буквально впитывал его запахи и звуки, не случайно и первые детские рисунки были посвящены именно морю".

За 1845–1858 годы Айвазовский выстроил дом на набережной Феодосии. Здесь он жил и работал, также в доме жили его сестра с семьей. Позже, в 1880 году, Айвазовский пристроил к своему дому большой выставочный зал (галерею), которая была открыта в день его рождения. В ней он сначала выставлял свои картины для горожан и только потом отправлял их на выставки за пределы Крыма.

"Айвазовскому была важна первая реакция зрителей на его картины. Он очень любил наблюдать за тем, как посетители оценивают написанные им полотна, как их воспринимают", — говорит Путятина.

Соавтор Глинки и "двойник" Пушкина

Кроме написания картин, Айвазовский увлекался и музыкой. Он прекрасно играл на скрипке и коллекционировал народные мелодии. Несколько музыкальных произведений Ивана Константиновича в опере "Руслан и Людмила" использовал Михаил Глинка, который часто бывал в гостях у художника.

Стенд галереи, посвященный встрече Пушкина и Айвазовского

© Сергей Павлив/ТАСС

С особенным теплом Айвазовский относился и к Пушкину. Они встретились единожды в сентябре 1836 года в Академии художеств. По словам Путятиной, современники отмечали внешнее сходство между двумя гениями. В одной из экспозиций музея выставлены копии портретов Пушкина и Айвазовского.

"Посмотрите — те же бакенбарды, та же густая курчавая шапка волос. Существует явное внешнее сходство, чем Айвазовский гордился, — отмечает сотрудник музея. — Айвазовский после памятной встречи с Пушкиным говорил, что "с тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем"".

В 1846 году в знак уважения и памяти о Пушкине художник подарил вдове поэта Наталье Николаевне свою картину "Лунная ночь у взморья. Константинополь".

Вода и поезд городу

Айвазовский не просто любил свой город, но и активно его улучшал. По его инициативе и по его проектам в Феодосии в конце XIX века начато строительство торгового порта, проложена железная дорога.

По этому поводу он написал картину "Первый поезд в Феодосии". Построенная им железная дорога действует до сих пор, ее пути проходят в нескольких десятках метров от нынешней картинной галереи.

"Айвазовский имел связи в верхах, был действительным тайным советником, что по тем временам было очень высоким званием в табели о рангах Российской империи, и он смог доказать императору Александру III, что и порт, и железная дорога дадут мощный толчок развитию города", — отмечает Путятина.

Фонтан имени Айвазовского

© Сергей Павлив/ТАСС

Кроме того, зная об острой нехватке в городе питьевой воды, Айвазовский за свой счет построил в Феодосии водовод протяженностью почти 30 километров.

Фонтан, появившийся благодаря этому, назван именем Айвазовского. Однако сейчас он уже не действует.

Активно занимался Айвазовский и раскопкой курганов вокруг Феодосии. При его участии было раскопано 80 курганов, в некоторых из них были обнаружены уникальные золотые женские украшения, относящиеся к IV веку до нашей эры. Это серьги и ожерелья, находящиеся сейчас в коллекции особой кладовой Государственного Эрмитажа.

Мы проходим по выставочным залам. Говорим шепотом, чтобы не мешать экскурсантам: туристы съезжаются сюда со всей России — из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Камчатки. Снимать со вспышкой здесь нельзя: в залах постоянная температура, окна задрапированы, чтобы на картины не попадал прямой солнечный свет. Атмосфера камерная.

Именно в этих парадных гостиных жил и творил художник. В каждом зале камины, на каминных полках часы XVIII–XIX веков. Это тоже своего рода произведения искусства работы французских и английских мастеров. Часы действующие и каждый час проигрывают старинные мелодии.

Галерея одного художника

Сейчас здесь хранится 416 работ Айвазовского, самые известные из них — "Чесменский бой", посвященный победе Черноморского флота России над турецким флотом в 1770 году, "Среди волн", а также "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями" — о подвиге экипажа лейтенанта Казарского, вступившего в неравный бой с двумя турецкими линкорами в 1829 году и вынудившего их выйти из сражения.

Мастерская, где он писал, невелика по размерам — это комнатка с одним окном и без верхнего освещения. Стены мастерской выкрашены в темно-красные цвета, окно выходит во внутренний дворик дома. Художник работал по своей методике, опираясь в основном на память и воображение.

Мольберт и кисти Айвазовского

© Сергей Павлив/ТАСС

"Он стоял спиной к окну, перед ним был мольберт с холстом, над которым он работал. Он создавал себе атмосферу, когда должен был сосредоточиться на своих воспоминаниях и ничто не должно было отвлекать его внимания от работы", — рассказывает Путятина.

В мастерской — посмертная маска и слепок с руки художника, мольберт с кистями и ряд картин, в том числе и "Взрыв корабля". Он начал писать ее незадолго до смерти, но так и не завершил.

"Айвазовский описал все главные победы русского флота, которыми очень гордился. Хотя он был и армянином по национальности, но, в душе он был русским человеком", — отмечает сотрудник галереи.

 Память о художнике

Помимо картинной галереи в Феодосии названы именем художника улица, железнодорожная станция. У картинной галереи установлен памятник художнику, на котором выбиты слова "Феодосия — Айвазовскому" 

Могила-саркофаг Айвазовского

© Сергей Павлив/ТАСС

Здесь же находится белоснежная могила-саркофаг художника, на которой с одной стороны на армянском выбиты слова древнего армянского историка Мовсеса Хоренаци: "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память", с другой — "Профессоръ Иванъ Константиновичъ Айвазовскiй 1817–1900".

Прямо напротив главного фасада картинной галереи установлен мини-фонтан в виде мольберта и подрамника.

Сергей Павлив


Смотрите также

Описание: