Где находится мещерский скит
Мещерский скит
В укромном уголке владимирской области на берегу живописной речки Судогда в всего в 28 км от Владимира затерялась в зеленых лесах турбаза «Мещерский скит». Здесь даже в 21 веке сохранилась первозданная красота природы средней полосы России. В этом крае такая тишина, что кажется, никого нет на несколько десятков километров, а воздух такой чистый, что никак не можешь им надышаться. Зеленые леса вокруг турбазы заставляют почувствовать себя в гостях у природы. Чистая ключевая вода, красивые виды – здесь отрешаешься от всего и становишься созерцателем. Это замечательной место для ценителей тишины и искателей гармонии.
Турбаза "Мещерский скит" , затерянная в лесахПо преданию "Спас - Купалище", земля на которой располагается "Мещерский Скит" - излюбленное место охоты Андрея Боголюбского. Чайковский в 1893 году писал своему брату об этой земле так : "Что за прелесть, не возможно описать до чего здесь хорошо. Я никак не ожидал попасть в подобие рая…"
Территория базы составляет 2 га, благоустроена, огорожена и оборудована освещением. Имеются удобные и просторные веранды, площадки (открытые, закрытые), летняя кухня с русской печью, пляж (летом), каток (зимой), детская площадка, бани, прокат спортинвентаря, бесплатная автостоянка, гараж.
Интерьер внутри деревянного домика в "Мещерском ските"Номерной фонд базы отдыха "Мещерский Скит" рассчитан на 21 отдыхающего. Двухэтажный комфортабельный корпус "Братский Дом " как нельзя лучше подходит для большой веселой компании.
Желающих насладиться тишиной и покоем предлагаем размещение в рубленых домиках с камином.
Оригинальный интерьер рубленых домиков, бревенчатые стены, дорожки и шторки ручной работы, тяжелая деревянная мебель, камин – все изготовлено лишь из натуральных материалов. Здешняя атмосфера окутает Вас уютом и теплом.
В «Мещерском ските» возможно проведение торжественных мероприятий, праздничных гуляний и пикников на большой летней веранде, рассчитанной до 120 человек. В русской печи на летней кухне можно приготовить шикарный обед.
Любители могут попариться в русской баньке и усталость как рукой снимет!
МЕЩЕРСКИЙ СКИТ. КАК ОХОТЯТСЯ ВОЛКИ
Епископ Алимпий (Вербицкий)Первый раз они к нам пришли 7 мая этого года. Их было двое, сотрудников ФСБ и участковый полицейский. Сообщили, что хотят побеседовать. Я спросил, в рамках какого уголовного дела будет производиться "беседа"? Ответили, что это, ни по какому, не по делу, а просто так, - поговорить. Представиться отказались. Я заявил, что будучи гражданином Российской Федерации, имею право знать, кто пришел ко мне в гости. И тогда, главный из них, показал удостоверение. Оказалось, что пожаловал сам глава районного Касимовского УФСБ, Стародубов Валерий Станиславович. Он потребовал, чтобы ни имени, ни должности его, я не записывал. Завязалась беседа. У меня выспрашивали сведения по одному из моих духовных чад, который уехал в Украину. Неожиданно на столе показались протокольные листы и все старательно записывалось. Я ничего не мог добавить к тому, что они и так уже, без меня знали. Протокол был написан на трех листах. Когда я перечитывал, то на втором листе обнаружил неточность. Попросил этот лист переписать. Мне грубо отказали. Тогда, - как держал я этот лист в руках, так сразу же и разорвал на части; смял и бросил под лавку. Гости поднялись и сказали, что я должен с ними проехать. Я с готовностью отозвался и стал одеваться. Но, выйдя во двор, узнал, что на этот раз, меня не забирают, жалея мое здоровье; действительно, я тогда сильно болел, и склонялся от боли в спине. Я предложил вернуться и дописать протокол. Они отказались и уехали.
Неделя прошла в болезни и сборах. Мы прекрасно сознавали, что это только начало. Молились. Матушки плакали и собирали мне котомку с книгами, сухарями, чаем и теплыми вещами, на случай посадки в СИЗО (следственный изолятор).
Через неделю, 14 мая, в 8 утра, они снова показались на пороге. На этот раз, шесть человек следователей, на нескольких машинах, вместе с тем же начальником, а с ними участковый и понятые. Начальник достал бумагу и стал зачитывать постановление суда, согласно которому, я подозревался в создании "экстремистской организации", в виду чего должен быть произведен обыск (Постановление председателя судебного комитета по Г.Д. Ряз. обл. суда, Платонова А. И. от 13.05.2015, №404, произвести обследование жилища и прилегающей территории, сотрудниками УФСБ России по Ряз. обл. Дроздовым А. С., Зотовым, Ю. Ю., Киселевым А. А.). Постановление было зачитано со страшной скоростью, мне отказали в него заглянуть и сделать выписки. Я спросил, все ли они из ФСБ? - ответили, да. Сказали, что обращались в церковные организации, и что я ни в одной из официальных конфессий не состою, а следовательно, я – никто и самозванец. Мне предложили добровольно сдать все экстремистские материалы, которые, по их мнению, у меня имелись. Позже я оценил их тактику: оказывается, в прошлый раз, они понаставили «жучков», и уже знали, что жесткие диски хранятся в коридоре; поэтому, сразу же, туда и направились. Начали с книг. Во время обыска, параллельно вели перекрестный допрос, который фиксировали на аудио. Задавали оскорбительные вопросы и сыпали циничными комментариями. Наконец, извлекли несколько жестких дисков, два ноутбука, планшет, два телефона. К этому присовокупили охотничье ружье, которое хранилось у меня вполне легально. Все упаковали в пакеты и запечатали.
Затем, меня взяли, и вместе, еще съездили на место старой моей регистрации, в дальнюю деревню, но там уже не сохранилось и дома. Раздосадованные безуспешной поездкой, они повезли меня в Касимов, о чем я узнал, только когда свернули на трассу.
Касимов находится от нас, в ста километрах. Когда приехали, уже смеркалось. Провели в здание УФСБ, в кабинет к начальнику. Там уже находились две женщины, я подумал, что это сотрудницы, но как покажет дело, все было гораздо интереснее. В кабинете, за столом расположились все те же шесть следователей, вместе с начальником, и перекрестный допрос продолжался. Я заявил, что на основании 51 – й статьи Конституции отказываюсь давать показания, поскольку считаю, что они могут быть использованы против меня, впрочем, согласился сделать пояснения по поводу предыдущих своих показаний.
Когда уже в десятый раз были заданы одни и те же вопросы, и услышаны одни и те же ответы, следователи потеряли терпение. Начальник перегнулся через стол, и орал мне в лицо матом, да так, что стены дрожали… Если отфильтровать ненормативную лексику, то из его тирады явствовало, что я создал вооруженную группировку, которая занимается вербовкой добровольцев для службы в Правом секторе. – Помилуйте, какая еще группировка: три человека; я и две престарелые инокини? - Группировка, - мне отвечали, это даже два человека! – А почему вооруженная? – Но, ведь у вас, же изъяли ружье! – Так ружье ведь охотничье и зарегистрированное! А начальник, опять – матом… - Ты ряженный, ты самозванец! – оскорбления так и сыпались. Я сказал, что если он не переменит тон, то я разговаривать дальше не буду.
– Вы антисоветчик! – продолжал орать начальник. – Да, я убежденный антисоветчик! – Почему вы так не любите Россию? – Это смотря как понимать Россию, - отвечал я; - я патриот России! А он мне снова криком – «вы антисоветчик»! – Да, я антисоветчик! Мне обещали, что я буду иметь возможность написать собственный «Архипелаг Гулаг». Меня спросили: Вы националист? – я многозначительно промолчал, предлагая им самим делать выводы. Тут подошел другой следователь и положил передо мной лист бумаги: - «напишите пароли от вашей электронной почты, вконтакта, фейсбука, твиттера и других аккаунтов, чтобы нам не пришлось их взламывать». – Никаких паролей я не напишу. – Тогда мы взломаем. – Ломайте, а пароли от меня не получите. – Значит вам есть что скрывать… - Я гражданин РФ, и имею право на тайну переписки, и посягать на это, Вы не вправе! Так значит, Вы отказываетесь сотрудничать? – Я не ваш сотрудник, и о сотрудничестве с вами не договаривался! А они опять: почему вы отказываетесь предоставить свои пароли? – Я снова: как гражданин РФ, я имею право на тайну переписки… Они опять - тот же самый вопрос, а я опять – тот же самый ответ, и так раз пять. Следователи явно утомились; одни выходили, заходили другие перенимая эстафету, - это был типичный конвейерный допрос. Меня спрашивали, как и к чему я отношусь. На все эти вопросы, я по нескольку раз повторял одно и то же, что мировоззренческие вопросы с сотрудниками спецслужб обсуждать не намерен. И еще, несколько раз подходил тот самый следователь с листом бумаги и снова требовал пароли, и я отвечал ему то же самое. Удивительно было смотреть на начальника, как тот пытался в одном лице, последовательно разыгрывать, то злого, то доброго следователя. Это известная полицейская игра, для которой требуется хотя-бы два человека и временные паузы; но, мой мучитель моментально перевоплощался у всех на глазах, а присутствующие, соответственно его маневру, или ругались, или посмеивались.
Время шло, и близилось к полуночи, пока меня истязали подобным образом, я заметил, что за компьютером у них ведется какая-то работа. Как вдруг, начальник прервал разговор и торжественно стал зачитывать протокол (оказывается, все это время, они потихоньку писали протокол моего допроса за монитором). Я был шокирован уже самыми первыми строками этого документа, а когда он дочитал, то от негодования сжалось сердце. Из строк протокола, от моего лица были написаны такие слова, которых я в жизни бы не сказал, согласно этому сгустку наглой лжи, получалось, что я оговаривал и самого себя, в том, чего не совершал, и своего духовного сына, который уехал в Украину. - «Я не буду подписывать такой протокол»! – А нам вашей подписи и не надо. Тут присутствующие, в лицо мне, дружно рассмеялись. – Здесь присутствуют представители общественности, учителя - начальник показал на тех самых дам, которых я приметил вначале, - они засвидетельствуют, что это все вы говорили. Подходите, подпишитесь, - обратился он к ним. Женщины, улыбаясь, кокетливо подошли к столу и поставили подписи. – Подлец! – вырвалось у меня. – Ах, так он еще и оскорбляет должностное лицо при исполнении служебных обязанностей! – возмутились следователи. – Что сказал, то сказал, - ответил я. Они стали что-то дописывать в протокол.
Теперь вы свободны, сказал мне начальник. - Действительно, а что он здесь вообще делает? - засмеялись следователи. Мы вас даже доставим обратно, откуда взяли… - Дайте хотя бы копию протокола. – Ничего мы вам не дадим! – И как будет называться дело, которое вы готовите? – Что вы, нет никакого дела!
Меня усадили в машину, была уже глубокая ночь. Везли двое следователей. По дороге разговорились о том, о сем. Заговорили про представителей животного мира. Один из них стал рассказывать о том, как охотятся волки. – «Когда стая волков выйдет на зверя, то они нападают не сразу. Вначале зверь силен и может оказать серьезное сопротивление. Волки его преследуют издали. Но, как только зверь решит передохнуть, они сразу же приближаются и он вынужден бежать дальше. Постепенно силы его оставляют, а волки не дают ему ни отдыха, ни передышки, неумолимо преследуя. И наконец, наступает время, когда совершенно обессиленный зверь просто падает в изнеможении. Сопротивляться он уже не может, и сломлен морально. Тогда волки уже спокойно его терзают…»
Они привезли меня к месту, где стояла моя машина. Я попрощался и поехал на заправку. Но тут, откуда ни возьмись, навстречу выехала машина ДПС. Это было совершенно невероятно: в такое время суток, и в таком месте, встретить этих полицейских. Остаток ночи я провел у них в отделении. Вернулся домой только утром, уже без машины; и все вспоминал рассказ про волчью охоту.
На этот раз, поотстали и притаились.
Алимпий (Вербицкий) — LiveJournal
Епископ Алимпий (Вербицкий)Первый раз они к нам пришли 7 мая этого года. Их было двое, сотрудников ФСБ и участковый полицейский. Сообщили, что хотят побеседовать. Я спросил, в рамках какого уголовного дела будет производиться "беседа"? Ответили, что это, ни по какому, не по делу, а просто так, - поговорить. Представиться отказались. Я заявил, что будучи гражданином Российской Федерации, имею право знать, кто пришел ко мне в гости. И тогда, главный из них, показал удостоверение. Оказалось, что пожаловал сам глава районного Касимовского УФСБ, Стародубов Валерий Станиславович. Он потребовал, чтобы ни имени, ни должности его, я не записывал. Завязалась беседа. У меня выспрашивали сведения по одному из моих духовных чад, который уехал в Украину. Неожиданно на столе показались протокольные листы и все старательно записывалось. Я ничего не мог добавить к тому, что они и так уже, без меня знали. Протокол был написан на трех листах. Когда я перечитывал, то на втором листе обнаружил неточность. Попросил этот лист переписать. Мне грубо отказали. Тогда, - как держал я этот лист в руках, так сразу же и разорвал на части; смял и бросил под лавку. Гости поднялись и сказали, что я должен с ними проехать. Я с готовностью отозвался и стал одеваться. Но, выйдя во двор, узнал, что на этот раз, меня не забирают, жалея мое здоровье; действительно, я тогда сильно болел, и склонялся от боли в спине. Я предложил вернуться и дописать протокол. Они отказались и уехали.
Неделя прошла в болезни и сборах. Мы прекрасно сознавали, что это только начало. Молились. Матушки плакали и собирали мне котомку с книгами, сухарями, чаем и теплыми вещами, на случай посадки в СИЗО (следственный изолятор).
Через неделю, 14 мая, в 8 утра, они снова показались на пороге. На этот раз, шесть человек следователей, на нескольких машинах, вместе с тем же начальником, а с ними участковый и понятые. Начальник достал бумагу и стал зачитывать постановление суда, согласно которому, я подозревался в создании "экстремистской организации", в виду чего должен быть произведен обыск (Постановление председателя судебного комитета по Г.Д. Ряз. обл. суда, Платонова А. И. от 13.05.2015, №404, произвести обследование жилища и прилегающей территории, сотрудниками УФСБ России по Ряз. обл. Дроздовым А. С., Зотовым, Ю. Ю., Киселевым А. А.). Постановление было зачитано со страшной скоростью, мне отказали в него заглянуть и сделать выписки. Я спросил, все ли они из ФСБ? - ответили, да. Сказали, что обращались в церковные организации, и что я ни в одной из официальных конфессий не состою, а следовательно, я – никто и самозванец. Мне предложили добровольно сдать все экстремистские материалы, которые, по их мнению, у меня имелись. Позже я оценил их тактику: оказывается, в прошлый раз, они понаставили «жучков», и уже знали, что жесткие диски хранятся в коридоре; поэтому, сразу же, туда и направились. Начали с книг. Во время обыска, параллельно вели перекрестный допрос, который фиксировали на аудио. Задавали оскорбительные вопросы и сыпали циничными комментариями. Наконец, извлекли несколько жестких дисков, два ноутбука, планшет, два телефона. К этому присовокупили охотничье ружье, которое хранилось у меня вполне легально. Все упаковали в пакеты и запечатали.
Затем, меня взяли, и вместе, еще съездили на место старой моей регистрации, в дальнюю деревню, но там уже не сохранилось и дома. Раздосадованные безуспешной поездкой, они повезли меня в Касимов, о чем я узнал, только когда свернули на трассу.
Касимов находится от нас, в ста километрах. Когда приехали, уже смеркалось. Провели в здание УФСБ, в кабинет к начальнику. Там уже находились две женщины, я подумал, что это сотрудницы, но как покажет дело, все было гораздо интереснее. В кабинете, за столом расположились все те же шесть следователей, вместе с начальником, и перекрестный допрос продолжался. Я заявил, что на основании 51 – й статьи Конституции отказываюсь давать показания, поскольку считаю, что они могут быть использованы против меня, впрочем, согласился сделать пояснения по поводу предыдущих своих показаний.
Когда уже в десятый раз были заданы одни и те же вопросы, и услышаны одни и те же ответы, следователи потеряли терпение. Начальник перегнулся через стол, и орал мне в лицо матом, да так, что стены дрожали… Если отфильтровать ненормативную лексику, то из его тирады явствовало, что я создал вооруженную группировку, которая занимается вербовкой добровольцев для службы в Правом секторе. – Помилуйте, какая еще группировка: три человека; я и две престарелые инокини? - Группировка, - мне отвечали, это даже два человека! – А почему вооруженная? – Но, ведь у вас, же изъяли ружье! – Так ружье ведь охотничье и зарегистрированное! А начальник, опять – матом… - Ты ряженный, ты самозванец! – оскорбления так и сыпались. Я сказал, что если он не переменит тон, то я разговаривать дальше не буду.
– Вы антисоветчик! – продолжал орать начальник. – Да, я убежденный антисоветчик! – Почему вы так не любите Россию? – Это смотря как понимать Россию, - отвечал я; - я патриот России! А он мне снова криком – «вы антисоветчик»! – Да, я антисоветчик! Мне обещали, что я буду иметь возможность написать собственный «Архипелаг Гулаг». Меня спросили: Вы националист? – я многозначительно промолчал, предлагая им самим делать выводы. Тут подошел другой следователь и положил передо мной лист бумаги: - «напишите пароли от вашей электронной почты, вконтакта, фейсбука, твиттера и других аккаунтов, чтобы нам не пришлось их взламывать». – Никаких паролей я не напишу. – Тогда мы взломаем. – Ломайте, а пароли от меня не получите. – Значит вам есть что скрывать… - Я гражданин РФ, и имею право на тайну переписки, и посягать на это, Вы не вправе! Так значит, Вы отказываетесь сотрудничать? – Я не ваш сотрудник, и о сотрудничестве с вами не договаривался! А они опять: почему вы отказываетесь предоставить свои пароли? – Я снова: как гражданин РФ, я имею право на тайну переписки… Они опять - тот же самый вопрос, а я опять – тот же самый ответ, и так раз пять. Следователи явно утомились; одни выходили, заходили другие перенимая эстафету, - это был типичный конвейерный допрос. Меня спрашивали, как и к чему я отношусь. На все эти вопросы, я по нескольку раз повторял одно и то же, что мировоззренческие вопросы с сотрудниками спецслужб обсуждать не намерен. И еще, несколько раз подходил тот самый следователь с листом бумаги и снова требовал пароли, и я отвечал ему то же самое. Удивительно было смотреть на начальника, как тот пытался в одном лице, последовательно разыгрывать, то злого, то доброго следователя. Это известная полицейская игра, для которой требуется хотя-бы два человека и временные паузы; но, мой мучитель моментально перевоплощался у всех на глазах, а присутствующие, соответственно его маневру, или ругались, или посмеивались.
Время шло, и близилось к полуночи, пока меня истязали подобным образом, я заметил, что за компьютером у них ведется какая-то работа. Как вдруг, начальник прервал разговор и торжественно стал зачитывать протокол (оказывается, все это время, они потихоньку писали протокол моего допроса за монитором). Я был шокирован уже самыми первыми строками этого документа, а когда он дочитал, то от негодования сжалось сердце. Из строк протокола, от моего лица были написаны такие слова, которых я в жизни бы не сказал, согласно этому сгустку наглой лжи, получалось, что я оговаривал и самого себя, в том, чего не совершал, и своего духовного сына, который уехал в Украину. - «Я не буду подписывать такой протокол»! – А нам вашей подписи и не надо. Тут присутствующие, в лицо мне, дружно рассмеялись. – Здесь присутствуют представители общественности, учителя - начальник показал на тех самых дам, которых я приметил вначале, - они засвидетельствуют, что это все вы говорили. Подходите, подпишитесь, - обратился он к ним. Женщины, улыбаясь, кокетливо подошли к столу и поставили подписи. – Подлец! – вырвалось у меня. – Ах, так он еще и оскорбляет должностное лицо при исполнении служебных обязанностей! – возмутились следователи. – Что сказал, то сказал, - ответил я. Они стали что-то дописывать в протокол.
Теперь вы свободны, сказал мне начальник. - Действительно, а что он здесь вообще делает? - засмеялись следователи. Мы вас даже доставим обратно, откуда взяли… - Дайте хотя бы копию протокола. – Ничего мы вам не дадим! – И как будет называться дело, которое вы готовите? – Что вы, нет никакого дела!
Меня усадили в машину, была уже глубокая ночь. Везли двое следователей. По дороге разговорились о том, о сем. Заговорили про представителей животного мира. Один из них стал рассказывать о том, как охотятся волки. – «Когда стая волков выйдет на зверя, то они нападают не сразу. Вначале зверь силен и может оказать серьезное сопротивление. Волки его преследуют издали. Но, как только зверь решит передохнуть, они сразу же приближаются и он вынужден бежать дальше. Постепенно силы его оставляют, а волки не дают ему ни отдыха, ни передышки, неумолимо преследуя. И наконец, наступает время, когда совершенно обессиленный зверь просто падает в изнеможении. Сопротивляться он уже не может, и сломлен морально. Тогда волки уже спокойно его терзают…»
Они привезли меня к месту, где стояла моя машина. Я попрощался и поехал на заправку. Но тут, откуда ни возьмись, навстречу выехала машина ДПС. Это было совершенно невероятно: в такое время суток, и в таком месте, встретить этих полицейских. Остаток ночи я провел у них в отделении. Вернулся домой только утром, уже без машины; и все вспоминал рассказ про волчью охоту.
На этот раз, поотстали и притаились.
Хранители. История вековых руин Мещерского края
Умные фильмы постоянно учат нас, что для жизни и здоровья опасно подбирать старинные дневники, и уж тем более читать вслух строки на латыни. Но как же отказать себе в соблазне заглянуть в чужие записи, когда во время очередного путешествия по руинированным храмам Касимовской епархии журналистам в руки попадает путевая книга предыдущей экспедиции? Какие тайны хранят ее страницы?
Выдержки из дневника, исписанного неровным почерком очарованного путника, а также вложенные в него фотографии YA62.ru смело публикует для своих читателей.
15 июля
Наша экспедиция завершила первый день долгого путешествия, и я, с огромной радостью, преисполненный священным трепетом и изумлением, постараюсь предать бумаге в мельчайших деталях все, что довелось увидеть.
В 61-й версте от уездного города Егорьевска стоит село Колычево, ранее упомянутое в списке Владимирских писцовых книг князя Кропоткина. В них говорилось, что по ввозной грамоте государя царя и великого князя Михаила Федоровича в 1640 году Семену Колычеву дано брата его поместье, а вместе с ним в селе церковь Пречистой Богородицы и придел Николая Чудотворца.
Точная дата строительства храма доподлинно не известна. Однако есть сведения, что в мае 1778 года местный священник и приходской люд писали прошение епископу Владимирскому Иерониму о том, что в церкви предел и крыша от давнего построения обветшали, и спрашивали дозволения крышу возобновить, а сам храм для укрепления снаружи обить тесом. На что и было дано добро. К концу XIX века старая деревянная церковь с колокольней были полностью покрыты железом, но не уверенные в ее долговечности местные жители уже начали неподалеку строительство большой краснокирпичной каменной церкви.
Нашему заинтересованному взору представились обломки увядающей роскоши — выступающие белокаменные завершения окон, рассохшиеся тройные рамы с готическими очертаниями. Местные вспоминают, что закрылась церковь в 1939 году. Она медленно разрушалась с молчаливого согласия равнодушных. Мы еще смогли увидеть каркас деревянного иконостаса, где выцветшая ажурная голубая прорисовка позволяет воображению восстановить колонны и резные растительные орнаменты, кое-где есть полы, через которые остовом проглядывают массивные балки. Наследством неведомого предприятия, которое располагалось в стенах храма, разбросаны вросшие в пол станки. В самом углу, за грудой кирпичей, мы обнаружили отдельные части обрамления иконостаса. Расколотые изящные виноградные листья и кресты еще хранят воспоминания о руках мастеров и полустертые карандашные отметки.
Столько времени прошло, столько воды утекло, столько историй забыто и утрачено, а люди все идут в этот храм, зажигают свечи на горнем месте в позеленевших от сырости стенах алтаря и все надеются, что церковь снова расцветет своим величием. Надежда. Пожалуй, именно она не дает руинам сровняться с землей.
16 июля
Утро было пасмурным и темным. Совсем рано, чтобы не терять времени и успеть до дождя (и после дождя), мы отправились в село Ялмонт. По нашим сведениям, там еще должна была стоять церковь Николая Чудотворца, первые упоминания о которой восходят к 1637 году.
Само село небольшое, стояло в этих лесах с незапамятных времен, пока постепенно не опустело к концу ХХ века. Сперва здесь, на мысу, была деревянная церковь, потом в 1852 году отстроили каменный храм, что в 1890 году сгорел от оставленной в храме зажженной свечи, и только тогда на пепелище началось возведение великолепного пятиглавого собора из красного кирпича с роскошной колокольней.
Лесистый мыс на озере Святом с двумя соседними селами был соединен деревянными мостами. Местные вспоминали, что каждую весну, после половодья, приходилось мосты те к любимому жителями храму подновлять. Справлялись всем миром, материала, благо, было предостаточно, а труд свой на селе особой ценностью никто не считал.
В окрестных мещерских лесах были и старообрядческие поселения: места глухие, дорог хороших не было и нет, пройти можно было разве что летом, да и то в сухую погоду.
Люди поговаривают, что старообрядцы-беспоповцы, занимаясь ловлей рыбы, отовсюду могли видеть крест православной церкви и слышать раздражающий колокольный звон, в чем состоял отдельный стратегический смысл высокой трехъярусной колокольни.
Храм был закрыт в 1930 году. Когда колокола перестали звонить, начали рушиться и мосты. Жизнь в селе Ялмонт постепенно угасла. Но люди из соседних сел все еще возвращаются к продуваемому всеми ветрами полуразрушенному храму. Мы обнаружили удивительные вышитые бисером иконы, разбросанные в разрушенной алтарной части монеты, расположившиеся в выветренных нишах крестики и лампадки. И на это скромное богатство, принесенное прихожанами к величественным стенам, взирают с чудом сохранившихся фресок святые Константин и Елена. Впрочем, их царственные фигуры все менее различимы, как и многоцветные крылья покровителей евангелистов, осеняющие с парусов храм, стенами которого стала молодая березовая поросль. Крылатый лев, орел, бык и ангел из последних сил оберегают то, что не смогли сохранить люди.
17 июля
Сегодня нам явно помогают с погодой чьи-то молитвы, хоть и предупреждал настоятель местный о дожде и грязи непролазной. Хватило бы нам духу добраться до села Прудки, если бы дороги развезло? Не берусь ответить. Но то, что мы там нашли, стоило бы упряжки загнанных лошадей.
На окраине села, у оврага на самой границе леса стоят величественные развалины храма, впервые упомянутого в летописях 1681 года. Церковь Успения Пресвятой Богородицы даже после своей физической смерти остается произведением искусства, взмывая над деревьями монументальными арками, поддерживающими уже небесный свод.
Говорят, во служении Богу и людям была она красавицей — с зеркальными вставками на центральном кресте, сияющими на рассвете и закате, окнами из цветного стекла, что преломляли солнечный свет, даря прихожанам умиротворение. Была церковь надеждой и опорой верующих вплоть до 1939 года. Когда захотели ее разграбить да растащить, на стражу встал последний церковный староста — дед Заяц. Умер он в 1969 году, в возрасте 103 лет, и некому стало церковь защищать. С молчаливого согласия председателя совета и председателя колхоза началось разрушение произведения искусства на хозяйственные нужды.
Только не учли расхитители, что раньше строили на совесть и раствор для кирпичной кладки замешивали на яичном белке. При попытках растащить храм крошки кирпичной оказалось больше, чем полноценных кирпичей, и затею неблагодарную бросили, но церковь в покое не оставили. Старожилы вспоминают, что пытались снести ее тремя тракторами, обвязав колонны с белокаменными поясами железными тросами. И снова ничего не вышло. Зато божья кара ждать себя не заставила.
Местные рассказывают множество историй о несчастьях, случившихся с причастными к надругательству над храмом. Мы слышали, что организаторы нападок на церковь погибли печально и достаточно нелепо — председатель сельсовета утонул в своей лодке у самого берега, а председатель колхоза была придавлена насмерть горой бутылок на складе; и даже исполнители умерли молодыми.
Руины же монументальные мирно стоят по сей день. Рядом установлен крест, некогда украшавший главный купол, правда уже без зеркал, березка заняла место в старинной кованой конструкции, похожей на клетку, а где находятся могилы последних священнослужителей церкви, вспомнить не может уже никто. Чтобы уберечь от забвения историю этого места, по установлению церковной власти была она записана на табличке при дороге у храма, и облик изначальный был запечатлен там же.
18 июля
В нашем путешествии, если не считать сами храмы, более всего поражают меня русские деревни. А вернее этот только нашему духу присущий феномен — прятаться подальше от суеты. Сколько раз уже было так: сворачиваем с дороги, едем и едем лесом, полем, снова лесом. Ни души вокруг, комары да мошки. И дорога, надо сказать, и не дорога вовсе, а так, одно название. И тут, словно в старой сказке, сквозь деревья светится солнечная поляна. А на ней — один, два, три... четыре дома. А за домами — не деревянная и покосившаяся, богом и людьми забытая часовня, но храм красного кирпича. Или, как это было в деревне Шеенки, — руины храма.
Сегодня здесь местного населения насчитывается два человека. И оба они были страшно удивлены, увидев нас, словно последние двести лет сюда никто не заглядывал. Да и как заглянешь, если дорога по лесу петляет, того и гляди заведет в неладное. А второй путь, с другой стороны, болотом затоплен — ни проехать, ни пройти.
О храме разрушенном знают местные только то, что в 1859 он уже был. А теперь его вроде как и нет вовсе. Во всяком случае, среди памятников он уже не числится, даже как утраченный. Но достаточно взглянуть на то, что от него осталось, чтобы понять, сколь величествен и красив был храм Великомученицы Параскевы Пятницы. Достоверно известно лишь то, что с 1932 по 1934 года служил здесь священноисповедник Александр Орлов — а после словно исчезает храм, никто не может сказать, что за судьба была у него, как был закрыт и отчего разрушен.
Величественная колокольня красного кирпича, накренившиеся, но не потерявшие благородных очертаний арки, витиеватый вензельный крест — искусная прелесть в каждой детали былого величия. Сегодня все, что коснулось земли, поросло белым клевером и изумрудным бархатом мха, которые постепенно забирают в небытие вековую историю неизвестного памятника нашего архитектурного наследия.
19 июля
Мы сбились со счета, сколько километров песчаной зыбучей дороги нам пришлось пройти, прежде чем мы добрались до следующего объекта. Некому было предупредить нас, что поход до деревни Лався станет таким испытанием. Солнце нещадно палило, ноги вязли в рыхлом песке, и не было ни одного спасительного деревца, чтобы переждать в густой тени кроны самые жаркие часы. Лес здесь, видимо, давно вырублен или же пал в огне пожаров. Стоявшие тут и там сиротливые, худосочные, изуродованные жестокой природой сосны навевали только уныние. До сих пор не можем ответить себе на вопрос, почему не развернулись на полпути назад. Видимо, у провидения были на нас свои планы, и мы должны были узреть нашу цель, что стала наградой за искания.
Нужно просто вдуматься: деревянная церковь, первые упоминания о которой приходятся на начало XVII века, Смутное время истории нашей страны. Точной даты строительства церкви Покрова Пречистыя Богородицы в летописях нет, возможно потому, что история ее довольно замысловата, а наименование менялось не один раз. Сперва она вовсе стояла в другом селе — Щербакове, а в Лавсю была до последнего гвоздя перевезена только более чем полтора века спустя, в 1777 году, по неизвестной причине, волей помещика Зыбина.
Самое раннее упоминание в патриарших окладных книгах называет ее «Церковь Покровъ Пресвятые Богородицы в Гусской волости на лесу». Казалось бы, при чем здесь патриаршие книги, ведь стоит маленькая церквушка в сельце на границе Владимирской и Рязанской губерний? Однако, подумав немного, мы вспоминаем, что построена церковь наша до образования губерний, когда Щербаково Гусской десятины относилось еще к патриаршей области.
При такой богатой истории мы были крайне удивлены, найдя ее в пристойном для деревянной древности состоянии. Тем не менее трапезная часть обрушилась, несмотря на укрепление конструкции в начале ХХ века. Местные церковью своей гордятся, но восстановить хрупкое творение никто не берется. Церковь в Лавсе — одна из немногих сохранившихся деревянных храмов, однако сколько еще зим простоит она на холме, пронизываемая ветрами, сказать не берусь.
20 июля
Дорога к потерянным архитектурным сокровищам становится все богаче на неожиданные находки. В село Малеево, известное на всю страну своими известковыми каменоломнями, мы отправились скорее из любопытства, нежели практического умысла. Когда-то здесь добывался белый камень, из которого потом строили храмы, усадьбы, городские дома и лавки... Местная же деревянная церковь — Воскресения Словущего, возведенная в 1765 году по нашим данным уже не один десяток лет значилась утраченной.
Однако в руки нашего архивариуса попали любопытные записи одного ученого немца, приезжавшего на Малеевские пещеры еще в 1773 году. Если верить его дневникам, то рукотворным пещерам уже более 550 лет и появились они куда раньше, чем Иван Грозный взошел на престол, а Колумб открыл Америку. О том, насколько глубоки пещеры и куда они ведут, известно не было никогда. Только местные жаловались иногда, что порой коровы сквозь землю проваливаются. Да еще однажды видели, как стадо диких кабанов в количестве 25 штук (не меньше!) бежали-бежали, да и сгинули.
Поговаривают также, что в пещерах до сих пор могут храниться сокровища, припрятанные разбойниками. Увы, наши кропотливые изыскания не помогли обнаружить даже входа в одну из пещер. И когда мы, ни на что не надеясь, уже возвращались к кучеру, устало бредя через лес по земляничному следу, меж деревьями мелькнула довольно крупная деревянная постройка. Мы предположили, что это каменоломня, и решили осмотреть ее более пристально. Каково же было наше удивление, когда поняли мы, что это тот самый утраченный храм.
Рядом стоял деревянный крест, подтверждающий наши подозрения. Воодушевленные своей неожиданной находкой, мы пробрались сквозь заросли и проникли в полуразрушенную деревянную постройку. Естественно, от величия многократно перестроенного храма не осталось уже ровным счетом ничего. Но остатки белокаменного фундамента, мощный старый сруб и само расположение на высоком берегу Оки не дают забыть о первоначальном назначении здания, которое до запустения успело побывать и клубом деревенским, и школой.
21 июля
Наше научное путешествие становится все опаснее. Мы не разминулись с дождем и загнали по сырой траве и проселочной грязи упряжку лошадей и кучера. Пришлось бросить их в поле в надежде, что подмога придет раньше, чем их съедят волки. Да простит нас Всевышний, но мы должны были двигаться дальше. Дважды мы сбивались с пути, и дважды же находили его снова, всей душою стремясь увидеть очередное чудо света, спрятанное в укромном уголке Рязанской губернии.
До начала пути мы раздобыли информацию о том, что в селе Карамышево стоит усадебная церковь Воскресения Словущего, построенная шкипером князя С. И. Маматовым и его зятем, поручиком В. А. Тарбеевым, в 1784 году.
Найти деревню Карамышево и сегодня не так-то просто. Дороги там нет, приходится идти через молодой лесок проторенными тропками. В селе всего четыре дома да три хозяина. Женщины рассказали, что до церкви идти нужно через огороды, к оврагу, вверх в гору и за лес. Незнающий никогда бы не нашел этот храм, а нетерпеливый не добрался бы до него. Да и на месте архивариусу пришлось пробираться через бурьян и лезть через ограду, чтобы открыть стальные двери разрушенной церкви остальным.
Был уже закат, сумерки изящным кружевом ложились на лики святых, белокаменные плиты пола и романтические деревянные розы на разобранных частях иконостаса. И самое время было затеплить лампаду перед несколькими образами, найденными в глубине храма, как благодарность за все увиденное в эти дни. Прохлада храма спасала от знойного воздуха снаружи, но гораздо приятнее было найти в церкви свежие строительные материалы — верный признак того, что судьба усадебного храма все еще кому-то небезразлична...»
Далее записи обрываются.
P. S. Экспедиция, в которой был найден столь необычный письменный источник, организована Комиссией по строительству, реставрации и сохранению вещественных памятников церковно-исторического наследия Касимовской епархии при поддержке Международного конкурса «Православная инициатива 2015-2016» в рамках проекта-победителя «Сокровища Мещерского края: разрушающиеся храмы Касимовской епархии».
Больше фото ЗДЕСЬ
Дарья <Перевожу с иврита> Копосова
Мария <Фотограф от бога> Илларионова
База отдыха Мещерский скит, Владимирская область
Телефон: +7 (915) 795-15-90; +7 (915) 763-14-23
Турбаза находится у поймы реки Судога в окружении смешанных лесов. Это экологически чистая территория в 30 километрах от города Владимир.
Проживание
Можно снять номер, или поселиться в отдельном домике.
Братский дом – уютная деревянная хижина, с шестью номерами рассчитанными на две персоны каждый. В каждом номере санузел, холодная и горячая вода, две кровати, телевизор, ванные принадлежности. Есть возможность установки дополнительного места.
Дом из кедра отличается более высоким уровнем комфорта: оборудованная кухня, ванная, санузел, мебель, бытовая техника, столовая, комната для бильярда, терраса.
Рубленный дом – одноэтажный, двухкомнатный. Внутри есть бытовая техника, современная мебель, телевизор с DVD, камин, полностью оборудованная кухня, ванная с горячей и холодной водой.
Рубленный дом – двухэтажный. На первом этаже расположена гостиная с мягкой мебелью и телевизором, полностью оборудованная кухня. На втором этаже расположены спальни и гостиная. Есть ванная с горячей и холодной водой.
Инфраструктура
Для приготовления пищи в каждом домике есть собственная кухня. Также, туристы могут воспользоваться специальными беседками или открытыми площадками для организации пикника. Есть общая летняя кухня.
База отдыха Мещерский, предлагает услуги проката:
- лодка с мотором,
лодка на веслах,
байдарка,
спортивный инвентарь,
скутер,
лыжи,
коньки,
снегоходы,
санки.
Есть условия для проведения «живых» выступлений различных коллективов, шоу-групп, классических исполнителей или народных коллективов. Можно заказать дополнительно.
Также на территории базы отдыха Мещерский скит есть две бани – традиционная русская и плавучая. Бани способны принять 6-10 человек. В стоимость услуги входит веники, полотенца и подготовка проруби зимой.
База отдыха Мещерский скит проводит экскурсии по расположенным рядом достопримечательностям. Есть возможность посетить женский монастырь, проехаться по городу Владимир, посетить Дюкинский карьер, поехать с обзорной экскурсией в город Суздаль, побывать в музее святого старца преподобного Серафима Саровского и увидеть другие достопримечательностей Золотого Кольца России.