Где находится мечеть кул шариф


Мечеть Кул-Шариф

Она воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани Иваном Грозным.

Сеид Кул Шариф

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда, воином, поэтом и мыслителем. Ему приписывают авторство знаменитого произведения «Победа Казанского вилайета», описывающего исторические события 1550 года, когда войско ханства одержало кратковременную победу над русскими. Но автор предчувствовал беду, написав о Казани: «Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов…»

Уже летом 1551 года Казань вновь была взята в кольцо войсками Ивана Грозного. Верховному сеиду Кул Шарифу пришлось выступить дипломатом и отправиться к русским воеводам — бить челом о спасении города. В результате тяжелых переговоров послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать правительницу Сююмбике с сыном. Но переговоры лишь отсрочили нападение русских войск. В октябре 1552 года, после изнурительной осады, русские перешли в наступление и прорвали оборону Казани. Главная битва состоялась у стен мечети ханского кремля. Народные предания гласят, что Кул Шариф возглавил отряд из преданных ему молодых дервишей и суфиев и оборонял крепость, пока, отступая, не был заколот на крыше медресе, откуда упал вниз.

Мечеть была сожжена дотла. Но, согласно легенде, очертания той, сгоревшей в огне, деревянной мечети настолько поразили захватчиков, что было решено увековечить память о ней в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани. Летописи сообщают, что величественная соборная мечеть напоминала эмирский дворец «Казык Йорты». Вокруг купола, символизирующего единую власть хана, взмывали в небо восемь остроглавых минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии. Их навершия венчали серебряные круторогие месяцы — символ власти Всевышнего.

Воссоздание мечети

В середине 1990-х «в целях сохранения исторической преемственности» было решено воссоздать величественное строение как одну из главных доминант Казанского кремля. Наряду с Благовещенским собором, мечеть Кул-Шариф является символом воссоединения двух главных религий Казани — православия и ислама, что было признано важным аргументом при включении Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытая в 2005 году мечеть представляет собой симметричное здание, в основании которого — два пересеченных под углом 45 градусов квадрата: известный мусульманский символ бисмилла («во имя Аллаха»). На вершине конструкции из восьми пересекающихся стрельчатых арок покоится купол в форме Казанской шапки — короны ханов, хранящейся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Четыре основных минарета высотой 55 метров и четыре малых сияют, как и встарь, серебряными полумесяцами. Помимо самой мечети, комплекс включает в себя музеи исламской культуры Поволжья и древней рукописи, библиотеку, издательский центр и управление имама.

Казанская мечеть Кул–Шариф (описание и история)

В 16 веке войска Ивана Грозного сломили сопротивление Казанского ханства и захватили Казань. Главную мечеть Волжской Булгарии сожгли дотла. Через 300 с лишним лет, в 1995 году мечеть решили восстановить. Восстанавливали её всем миром, строилась мечеть большей частью на пожертвования. Мусульманская святыня открыла свои двери в 2005 году.

[Показать]

О мечети

В 1996 году на территории Казанского Кремля поставили символический знак – камень. Он означал начало строительства храма. На камне начертаны слова государственного указа о строительстве Кул-Шариф.

Когда мечеть начали строить, ориентируя её на Мекку, получилось, что камень остался немного в стороне.

Названа святыня по имени сеида Кул-Шарифа. Он был последним имамом Казанского ханства, погибшим при сопротивлении войскам Ивана Грозного.

Мечеть Кул-Шариф является одной из главных достопримечательностей Казани. Восстановленная по рисункам, записям, она поражает царской роскошью, величием.

Сегодня этот мусульманский храм входит в исторический заповедник «Казанский Кремль». Попасть в мечеть можно бесплатно. Там же можно взять платки и накидки.

Красота и роскошь Кул Шариф

Построена мечеть из белого мрамора. Имеет 8 минаретов – башен, полумесяцы на вершине которых обращены в сторону Мекки, главного города мусульман.

Минареты очень высоки, 57 м. Главный купол бирюзового цвета. Его форма напоминает шапку казанских ханов. Окна по краю купола по форме напоминают цветок тюльпана – символа новой жизни в мусульманстве.

Сама архитектура выполнена так, будто один квадрат вставлен в другой под углом в 45 градусов. Это тоже символ процветания в мусульманстве. Арка входа украшена ажурной вязью.

Мечеть состоит из 5 ярусов:

  1. Музей ислама
  2. Гостевой холл
  3. Молельный мужской зал
  4. Женский молельный зал
  5. Балконы для посетителей – туристов.

Внутреннее убранство мечети

Мечеть выполнена в светлых тонах. Это создаёт ощущение воздушности, праздничности. В музее ислама собрана история развития мусульманства на Руси. Есть древние рукописи, картины, скульптуры. В гостевом холле бросается в глаза миниатюрная копия мечети на постаменте.

Уменьшенная копия мечети

Из гостевого холла двери ведут в главный зал мечети – мужской молельный зал. Это самое большое помещение, которое может вместить в себя больше 1000 человек. Пол устлан коврами ручной работы из Ирана. Витражи в окнах тоже выполнены вручную. Зал восхищает своим великолепием. На потолке огромная двухтонная люстра из чешского хрусталя, в ней при включении загорается 300 ламп.

Потолок расписывали на холстах татарские художники, затем холсты подняли вверх.

Внутреннее убранство мечети Кул Шариф

В зале находится возвышение – кафедра. Сюда поднимается имам во время чтения коллективной молитвы, обращения к пришедшим. Для работы имама в храме оборудован кабинет.

На стенах в панно вписаны имена пророков Аллаха. Здесь же выписаны все 99 имён Аллаха. Всё помещение мечети расписано ажурной вязью, выдержками из священной книги мусульман Корана, украшено растительным орнаментом.

По периметру зала белоснежные колонны поддерживают балкон. Балкон огорожен от мужского зала узорчатой перегородкой в арабском стиле.

На балконе молятся женщины. Вместимость составляет 300 человек. В непраздничные дни, когда молящихся немного, женщинам разрешается молиться в мужском зале, позади мужчин.

Выше женского зала располагаются балконы для туристов. В этом красивейшем здании имеется специальная комната для проведения свадебных обрядов мусульман – никах.

Видеопрогулка с нами по Казани

Богатая архитектура, царственность и величие здания, история возрождения мечети, открытость для туристов дают право мечети Кул-Шариф стоять в одном ряду с уникальными достопримечательностями, которые стоит посмотреть каждому.


Где находится Кул Шариф?

Адрес: Казань, ул. Шейнкмана (на территории Казанского Кремля).
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 (вход до 17:30), по пятницам с 12:00 до 14:00 перерыв на намаз.


Мечеть Кул Шариф Казань | Обзоры

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны. Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры. Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.

Общие сведения

Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.

Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией. Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа. Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.

Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину. Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное. Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.

Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным. Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.
Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией. Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.

Как добраться?

Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.

История создания

Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера. Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ. В честь имени воина и была названа новая постройка.

Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу. Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Интересные факты

Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров. Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату. Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.

В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель. Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт. Они отличались мобильностью у кочевников.

Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа. Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике. Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.

Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.

Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.

Где остановится на ночлег?

В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус. Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие. Вы с легкостью найдете подходящее решение.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.
Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.
Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Памятный камень, посвященный закладке мечети

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф…» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Здание пожарной части

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).rkbybrfинтраканаликулярный

Интересные факты о мечети Кул-Шариф

1. Кул-Шариф это не одно здание, а целый комплекс, состоящий из трех частей: мечеть, памятный камень и административное здание. Общая площадь участка, который занимает мечеть, равна 19 тыс. кв. м. Весь комплекс Кул-Шариф занимает 18946,8 кв. метра.
2. Мечеть была открыта 24 июня, в 2005 году, как раз к 1000-летнему юбилею Казани. Это был наиболее крупный объект, построенный к юбилею города.
3. Высота каждого основного минарета достигает около 57 метров. Центральный купол мечети имеет высоту в 39 метров, его диаметр достигает – 17,5 метров, а основание всей мечети – 22х22 метра.
4. На момент открытия мечеть была объявлена как самая крупная мечеть в Европе, однако, на самом деле она не являлась таковой ни по одному показателю.
5. В главном зале мечети хранятся книги, в которых вписаны фамилии людей, пожертвовавших денежные средства на строительство мечети. В этом же зале находятся подарочные издания Корана на многих языках мира.
6. Мечеть строилась около 9 лет. Строительство началось в 1996 году, а закончилось в 2005.
7. Мечеть была построена по выигравшему в конкурсе проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект». Над проектом работали следующие архитекторы: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров. Проектирование интерьеров длилось с 1998 по 2001 год. Проекты были отправлены из Ливана, Турции, Финляндии, из России. Но победили в итоге казанские архитекторы.
8. Мечеть может вмещать в себя около 1500 человек, а на площади могут разместиться до 10000 человек.
9. Архитектура мечети воссоздает разрушенную много веков назад соборную мечеть аль-Кабир (13 век), которая находилась в городе Булгар. Аль-Кабир являлась символом поволжского ислама.
10. Здание мечети имеет 5 этажей. Вестибюль главного входа располагается недалеко от помещений имама, молельного зала и балкона-галереи для женщин. Цокольный этаж образует стилобат здания, в нем запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.
11. Музей ислама, который находится в мечети Кул-Шариф, был открыт 21 февраля 2006 года. Экспозиция музея занимает 2 зала общей площадью 566 м2 .
12. Купол мечети напоминает шапку-корону, «Казанскую шапку». Такие шапки раньше носили казанские ханы. По этому же принципу были спроектированы купола не менее знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь взятия Казани.
13. Потолок в мечети оформляли художники из Художественного Фонда Республики Татарстан. Рисунки, выполненные на холстах, впоследствии были подняты на потолок.
14. Все осветительные приборы, в том числе и огромная люстра, которая висит под куполом (вес люстры - 2,5 тонны), изготовлены в Чехии (это то самое знаменитое чешское стекло) по эскизам татарских художников. При ее изготовлении использовано цветное стекло и хрусталь, некоторые лепестки позолочены.
15. Все двери мечети сделаны в Казани из краснодарского дуба. А для внутренней облицовки был использован мрамор, который доставили из Челябинской области.
16. Один из стендов Музея ислама посвящен пяти столпам ислама:
  • Вера в Аллаха и что Мухаммад его посланник.
  • Совершать пять раз в день молитву (намаз).
  • Пост в течение месяца Рамазан.
  • Закят.
  • Хадж - паломничество в Мекку.
17. Территорию для будущей мечети выбирали 86 экспертов и специалистов в разных областях знаний. Место выбрано очень удачно, здесь не было обнаружено никаких геологических проблемных зон. Для точного определения направления мечети ан Мекку архитекторы обратились за помощью к астрономам Казанского государственного университета.
18. На куполе внутри мечети арабской вязью начертана сура Корана "Ихлас", а на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена пророков.
19. Мечеть названа в честь легендарного Кул Шарифа. Это реально существоваший в 16-ом веке человек, один из героев татарского народа

Кул Шариф (религиозный деятель) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кул Шари́ф (тат. Qolşərif, Колшәриф; ум. 1552, Казань) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, возглавивший оборону одной из частей Казани в октябре 1552 года против войск Ивана Грозного. Погиб при штурме вместе со своими сподвижниками. В его честь названа мечеть Кул-Шариф, построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети.

Татарский просветитель XIX века Шигабутдин Марджани утверждает, что о реальном существовании Кул Шарифа во времена Казанского ханства свидетельствуют множество исторических источников. По собранным данным он делает вывод о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман. Татары считали Кул-Шарифа великим героем и «амиром».

Кул Шариф считался сеидом — принадлежащим к роду потомков пророка Мухаммеда. Это подтверждают современные историки, которые опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых из Касимовского ханства[1].

В XV—XVI веках каждое отдельное татарское ханство имело по несколько сеидов. Лишь один из них мог быть верховным сеидом. Предположительно Кул Шариф был крымским сейидом, некоторое время проживал в Астраханском ханстве с сейидом Мансуром, который предположительно был его отцом[1].

Литературовед М. И. Ахметзянов выдвинул гипотезу о том, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». Проведя анализ сочинений и стихотворений, Ахметзянов заметил, что их автор очень образован, обладал знаниями в астрономии, истории и других науках[1].

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство приближалось к своей гибели. Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». Казанскому ханству неоткуда было ждать поддержки, и из-за этого в 1550 году казанцам пришлось заключить с Москвой договор о взаимопомощи и взаимопонимании.[1]

На следующий год отношения между государствами снова ухудшаются, поэтому русские разрывают мирное соглашение. Летом русские войска обступили всю Казань, и казанцы отправили русским воеводам муллу Кул Шарифа и тюменского князя Бибарса Растова с посланием о мире. Из летописи 1551 года известно, что послы долгое время не соглашались идти на уступки; после угроз силового захвата Казани послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой[1].

Кул Шариф погиб в 1552 году во время взятия Казани. Философ и историк Марджани писал, что Кул Шариф и его последователи объединились в некое военное подразделение и погибли в бою. Сам Кул Шариф поднялся на крышу мечети, где его и убили, а тело сбросили вниз[1].

  • Кул Шариф и его время: Сборник статей на татарском и русском языках. — Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. — 192 с.

Мечеть Кул Шариф - История строений мира

Главный храм Казани и Татарстана – мечеть Кул-Шариф является самой высокой мечетью в Европе и самым высоким зданием Кремлевского комплекса. Название мечети дано в честь сеида Кул-Шарифа – национального героя Татарстана. Он являлся поэтом, главой мусульман Казанского ханства и одним из предводителей обороны Казани. Погиб он, защищая мечеть.

В те времена мечеть выглядела не так, как сейчас. Доподлинно неизвестно, как она выглядела, так как была полностью разрушена войсками Ивана Грозного. Мечеть находилась на месте современного Благовещенского собора и состояла из восьми минаретов. В преданиях и легендах татарского народа много говориться о том, как выглядела мечеть Кул-Шариф в те времена. Также ее облик был положен в основу архитектуры храма Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь завоевания татарского ханства.

В 1996 году было начато строительство храма с целью воссоздания легендарной мечети, которая была разрушена войсками Ивана Грозного во время штурма Казани в октябре 1552 года. Открытие обновленной мечети состоялось в 2005 году, к тысячелетнему юбилею Казани.

В республике был объявлен конкурс на лучший проект возрожденной мечети. Конкурс завершился в мае 1996 года победой проекта, объединившего творчество двух победителей первого тура. В результате объединения возникло новое архитектурно-художественное решение воссоздания мечети при сохранении существующей композиции комплекса. Художественный смысл всего ансамбля изменился из-за того, что в него были заложены смысловые элементы, приближающие архитектуру мечети к местным реалиям. Мечеть возводилась с ориентацией на Мекку с точностью до долей секунды.

Мечеть располагается внутри комплекса Казанского Кремля и является частью симметричной композиции. В центре композиции располагается сама мечеть, по обеим сторонам ее ограждают павильоны – «мавзолеи», дополняющие строгий мемориальный образ комплекса. Высота каждого минарета составляет 57 метров. Купольное здание символически воссоздает древний символ татарского Ислама – мечеть Аль-Кабир города Булгар, разрушенную много лет назад.

Также в многоминаретности находит свое отражение старинная легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф. Купол здания был декорирован формами, ассоциирующимися с декоративными деталями и образом короны казанских ханов. Эта корона, названная «Казанской шапкой», была увезена в Москву после завоевания Казани и сейчас выставляется в Оружейной палате московского Кремля.

Внутри пространство мечети может вместить более полутора тысяч человек, а на площади перед мечетью могут расположиться еще десять тысяч. При строительстве мечети главной идеей стал символический знак мусульманского народа, называемый Бисмилла. Он представляет собой два квадрата, расположенные относительно друг друга под углом 45 градусов.

Перед архитекторами была поставлена задача – с помощью архитектурных средств отразить тысячелетнюю традицию исламской архитектуры татар. Эту тему они раскрыли, создав конструкции стрельчатых арок, переплетающихся между собой и напоминающих о каркасных конструкциях юрт, которые были первыми мобильными мечетями кочевых татар.

У древних булгар символом процветания и возрождения являлся тюльпан. Он послужил элементом художественного образа при создании мечети, органично вплетаясь в архитектуру здания. Помимо восстановления композиционной и градостроительной целостности ансамбля, у архитекторов была задача отразить мирное сосуществование мусульманской и православной конфессий, которые являются основными в Татарстане. В художественный образ мечети заложены идеи возрождения государственности, память о защитниках отечества, мемориальность.

Появление этого здания в Казани совершило переворот в сознании жителей города. Изменилась градостроительная композиция Кремля и художественный образ исторического центра столицы Татарстана. Строительство этой уникальной мечети дает возможность по-новому, более объективно, вдумчиво и пристально взглянуть на историю страны, на материальное и духовное наследие, разобраться в духовных ценностях, которые завещаны минувшими столетиями.

Заново построенная мечеть Кул-Шариф становится новым символом Татарстана и Казани, религиозным и культурным центром, притягивающим всех татар в мире. Это дорога, связывающая историческое прошлое, настоящее и будущее. Комплекс мечети Кул-Шариф играет не только в религиозную роль для жителей Татарстана. Он также представляет собой культурно-просветительский комплекс и научный центр. В его состав входит Музей древних рукописей с исследовательской частью, Музей исламской культуры Поволжья, библиотека.

Мечеть Кул Шариф в Казани

Мечеть Кул Шариф в Казани — это главная мечеть Татарстана.

Ее начали строить в 1996 году на месте разрушенной мечети: во время штурма Казани в 1552 году войска Ивана Грозного разрушили ее. Мечеть Кул Шариф именуется в честь имама сеида Кул Шарифа, который держал оборону города.

Мечеть Кул Шариф находится в западной части Казанского кремля и состоит из здания мечети, двух павильонов и комплекса. Весь комплекс является симметричным и за счет этого имеет необычный вид.

Архитектура данного места очень богата и имеет царский облик. Высота каждого из минаретов составляет 55-57 метров. Задумка строительства купольного здания с четырьмя минаретами по углам состояла в том, чтобы воссоздать разрушенную соборную мечеть аль –Кабир, которая находилась в городе Булгар. Именно она являлась символом поволжского ислама.

В Казани существует поверье, что данная мечеть является самой высокой в Европе.

Минареты окрашены в голубоватый цвет, дабы придать светлость казанской мечети.

Купол сделан по типу «Казанской шапки» — короны Казахских ханов.

Внутри мечети Кул Шариф в Казани есть несколько смотровых балконов.

В комплекс казанской мечети входит: здание мечети, музей истории Ислама на территории Среднего Поволжья, комната для проведения свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здание мечети и ее территория имеют ночную архитектурную подсветку, что придает еще более удивительный вид данному месту.

История ислама в России берет начало с 654 года, в это время арабы пришли на территорию Дагестана и основались в городе Дербент. Мечеть Кул Шариф в Казани является подтверждением того, что ислам появился на этой территории давно. На сегодняшний день мечеть является одним из красивейших уголков России.

К основной части мечети пристроен двухэтажный полуцилиндр, здесь находятся псевдоминареты, которые создают вход в мечеть. Вестибюль главного входа находится недалеко от помещения имама, балкона и молельного зала. Неотъемлемой частью мечети является сооружение пожарной части. Купол мечети отделан мрамором, что придает ей богатый вид.

Архитекторы решили воплотить в мечети Кул Шариф традиции татарского зодчества. Эта задумка нашла свое отражение в конструкции арок, которые украшены мрамором и аятами из Корана, а также орнаментом косичка. Арки похожи на юрты. Окна заполнены разноцветными витражами и имеют форму тюльпана, который символизирует возрождение и процветание.

Мечеть украшена 8 полумесяцами: такое количество минаретов было у исторической мечети 16 века. Отделка мечети выполнена из керамики, росписи, резного ганча. Интерьер украшен римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву. Фасад мечети украшен мрамором, гранитом и камнем-змеевиком.

Огромная хрустальная люстра мечети имеет диаметр 5-6 метров и вес около 3 тонн.

Казань — город ислама и христианства. Здесь находится множество красивейших мечетей, которые восхищают и завораживают взор. Мечети города Казани имеют величественный и изящный вид. Мечеть Кул Шариф является главной мечетью Казани.

На момент своего открытия данная мечеть была провозглашена самой крупной мечетью Европы, хотя по своим показателям таковой не являлась.

Мечеть Кул Шариф в Казани является олицетворением существования двух конфессий в Татарстане – православной (христианства) и мусульманской (ислама).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Что не так в мечети «Кул Шариф»? — Реальное время

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки

Фото: Максим Платонов

Председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов обеспокоен тем, что жемчужина Казани — мечеть «Кул Шариф» — является своеобразным музеем, в котором «экспонатами» выступают молящиеся. В колонке, написанной для «Реального времени», он раскрывает, что неправильно в этом культовом здании и как эти недостатки можно исправить.

Женщины, торговля...

На днях в социальных сетях я обратился к своим подписчикам, сообщив, что сегодня в мечети «Кул Шариф» — мечети номер один нашей республики — во время намаза туристы могут спокойно находиться на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного в том, что за тобой наблюдают во время молитвы. Это, по их мнению, положительно сказывается на имидже ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с религиозным терроризмом.

Я написал свой пост, потому что тоже в какой-то мере ощутил себя экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу «Крокодил», где Мик Дж. Данди зарабатывал тем, что показывал вместе с местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда напоказ выставляется религиозность людей. Если они делают это добровольно, то это на их совести. Но ведь в данном случае происходит не так.

С точки зрения шариата я опираюсь здесь на ханафитский фикх. Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Об этом сказано в работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала XX века Ахмадхади Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с физиологическими особенностями. Как известно, в особые дни женщинам запрещено совершать намаз и прикасаться к священному для мусульман Корану, соответственно, в эти дни запрещено посещать мечеть.

Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Фото Максима Платонова

Когда мы позволяем немусульманам посещать мечети, мы не соблюдаем прежде всего собственные законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно, в мечетях сегодня работают много женщин, которые выполняют в них различные функции.

Другой аспект — это торговля в стенах мечети, использование «дома Аллаха» не по прямому назначению, что не одобряется опять-таки с точки зрения шариата. О запрете на торговлю в мечети говорится в хадисе пророка Мухаммада. Посланник Аллаха сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле».

С точки зрения шариата мы не имеем права превращать мечеть в торговую точку для привлечения туристов. И неважно, чем торговать, важно, что мечеть — это место поклонения Всевышнему Аллаху. И это ее главное предназначение. А для создания положительного имиджа ислама в принципе ничего не нужно. Быть мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в Коране и сказано, что не к каждому будет милостив Всевышний Аллах. Некоторым будут запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Фото kul-sharif.com

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей — суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым. Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

«Души наших предков не будут нами довольны»

Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой аспект, как практика зиярата (поминовение усопших) погибших защитников города. В свое время до революции татары специально приходили к стенам Кремля для поминовения. Их не пускали внутрь комплекса. Они сидели вдоль стен, читали священный Коран и поминали усопших на этой территории мусульман.

В памяти народа история падения города сохранилась фрагментарно — мечети и медресе были уничтожены, не осталось прямых письменных свидетельств. Поэтому все исторические эпизоды народ восстанавливал по памяти. В те годы появилось много разных легенд и мифов. Поэтому зародился миф о Сююмбике, которая спрыгнула с башни, хотя, как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Просто народ помнил, где находилась ханская мечеть, и, понимая, что башня стоит на фундаменте мечети, связал ее с минаретом.

Кстати, в самом Касимове могила ханбики Сююмбике установлена лишь предположительно. Но народ настолько героизировал своих защитников, что не захотел соглашаться с тем, что кто-то мог выжить в этом противостоянии. Но выжившие были, и они составили большинство жителей Старо-Татарской слободы. Они стали тем народом, который не забывал о своих исторических корнях.

Как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Фото Олега Тихонова

Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение Казанская икона, то для мусульман мечеть «Кул Шариф» — это место их памяти и возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и наполнять ее в первую очередь своим присутствием и своими молитвами. И создание именно в этом месте не музея исламской культуры, а музея Кул Шарифа, музея ислама в Казанском ханстве — это первоочередная наиважнейшая задача.

Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою нацию. А пока часть татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов и заграничных ересиархов и тем самым пренебрегает своей историей и не признает своих предков мусульманами. А это ведет только к одному: души наших предков не будут нами довольны, а значит, и Всевышний Аллах не будет к нам милостив. Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат (милость), и эту милость мы с вами должны беречь.

Наиль Гарипов

ОбществоКультураИстория Татарстан

Мечеть Кул-Шариф в Казани: описание, история, архитектура, фото

Адрес: улица Кремлевская, 13

Режим работы: 9.00-19.30

Сегодня великолепное архитектурное сооружение - знаменитая мечеть Кул-Шариф является, пожалуй,  самой основной визитной карточкой города Казани. Находящаяся на удачно выбранном месте и установленная в очень респектабельном ракурсе беломраморная мечеть отлично просматривается из любой точки города аж за 20 км, как бы паря над стенами древнего Казанского Кремля.


Сегодня мечеть, находящаяся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром паломничества мусульман со всех концов света и одной из главных туристических достопримечательностей города.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения.  Погиб  в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства. 

Штурм Казани войсками Ивана Грозного

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы  постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода, сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ  Ш.Марджани, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть, которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.


И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Архитектура

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища, которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди - только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.


Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль  кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в  середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень, посвященный закладке мечети, и Пожарная часть, выстроенная в стиле самой мечети.


Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования. В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века –  что составляет более  сорока тысяч организаций  и отдельных граждан.

Сооружение  мечети, сориентированное точно на Мекку, организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман - «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» - легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир - символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана, означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.


Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных,  цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр,  музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы  керамика, роспись, резьба по дереву и камню, римская мозаика, аяты Корана и 8 полумесяцев. Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства - хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.


Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети  нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади, 

а чтобы посетить Музей ислама, нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны. 


Экспозиции музея, размещенные в двух  залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума. 

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

Читайте также:

Казанская мечеть Кул Шариф снаружи и внутри

Мечеть Кул-Шариф - главная соборная джума-мечеть Казани и всей республики Татарстан.
Очень красивая и гармоничная мечеть.

История мечети трагично - 2 октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Во время обороны Казани её главным руководителем был сеид Кул Шариф. Защитники столицы оказывали упорное сопротивление и в ходе штурма погибли, как и сам Кул-Шариф. Город охватил пожар, а главная многобашенная мечеть также полностью сгорела и была разрушена. Ниже вид на кремль еще без мечети.

Осенью 1995 года Президент Татарстана Шаймиев подписал указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия.

Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч.

Архитектурно-художественное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Сооружена из белого мрамора и гранита, купол и минареты бирюзового цвета.

На момент открытия Кул-Шариф была объявлена крупнейшей и самой высокой по минаретам мечетью в европе и в России, хотя и не являлась таковой ни по одному из показателей...

Купол высотой 36 м декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки». Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. На строительство пожертвовали средства более 40 тысяч граждан и организаций, записи о которых внесены в книги в главном зале мечети.

Внутри красиво...

    

Макет мечети.

    

В этой мечети непрерывно 24 часа в сутки читают молитву и днем и ночью...

Смотровая площадка...

Купол мечети.

Внутри есть музей, но за плату.

С -Петербургская Соборная мечеть снаружи и внутри
Мечеть златоглавая, соборная, московская....


Смотрите также

Описание: