Где находится мавзолей ходжи ахмеда ясави


Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — Википедия

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (каз. Қожа Ахмет Ясауи кесенесі; узб. Xoja Ahmad Yassaviy maqbarasi) — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Туркестанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан».

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави, имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее[2].

Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды и сжёг столицу орды Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям.

Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.

Ещё в 1385 году по приказу Тамерлана на месте могилы Ясави было заложен монастырь суфиев, последователей Ясави, но завершение строительства мечети прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал.

План мавзолея

Бухарский правитель из династии шейбанидова Абдулла-хан II выделил средства на благоустройство мавзолея. По его приказу было окончено строительство портальной части мечети-мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, оставшейся незавершенной после смерти Тимура. Кроме того, произведен частичный ремонт памятника (укреплено основание, реконструирована ниша у северного минарета, переделаны перекрытия и т.д.). [3]

При сооружении этого здания зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.

Во времена Казахского ханства, мавзолей был резиденцией казахских ханов.

В 1815 году кокандский хан Умархан посетил гробницу Ходжа Ахмеда Ясави, принеся в жертву 70 баранов и одарив всех шейхов этой известной святыни[4]. Здесь он объявил, что будет величаться не просто ханом, а принимает титул амир ал-муслимин (повелитель правоверных). Титул был провозглашен во время пятничной молитвы[5] . Здесь же были объявлены назначения на государственные должности, дарованы различные звания[6].

В 1888 году с разрешения правящей элиты Российской империи эмир Бухарский Абдулахад-хан расходовал часть денег преподнесенных Государю Императору на ремонт величественной мечети Султан-Азрет в городе Туркестане. [7], скорее всего речь шла о мавзолее Ходжа Ахмеда.

В советский период в мавзолее решением ЦК Компартии Казахской ССР был размещен республиканский антирелигиозный музей[8].

Мемориальный комплекс Хазрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), келья (хильвет) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как «историко-культурная резервация».

Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5x65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений, из которых 12 помещений располагаются на первом этаже и 23 на втором. Из-за неожиданной смерти Тамерлана по дороге в Китай, второй этаж мавзолея был не достроен из-за чего люди туда не допускаются и по сей день. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву [9].

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для мусульман был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола.

Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!»

Кирпичи, использованные при строительстве привозились из древнего города Сайрам по приказу Амира Тимура. Надгробный камень святого был привезен из Тебриза.[10]

По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан).

Помещение казандык. В центре находится тай казан

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тай казана (каз. қазандық): мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы (каз. ақсарай), библиотека (каз. кітапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (каз. құдықхана), столовая (каз. асхана), жилые и другие помещения.

Входная дверь

В мавзолее Ходжа Ахмеда Ясауи с 14 века сохранились две двери. Это — дверь центрального зала Жамагатханы (Казандык), которая называет «Какпа» («Ворота») и дверь усыпальницы «Капсырма» («Скоба»).

Двухстворчатая дверь, ведущая в Жамагатхану (Казандык), «Какпа» (размеры 3,7х2,1 м) — расположена в глубине портала Южного фасада. Это центральная парадная дверь.

Орнаментация на внешней стороне двери делится на три части, каждая из них отделена друг от друга узорчатым (тисненным) поясом.

Переводы надписи на двери:

«Слава Аллаху Всевышнему за всё [ниспосланное]! Хвала Аллаху Всевышнему за всё [ниспосланное]!»

«Врата святых — источник счастья, любовь к святым — ключ к счастью!».

«Слуга [священного] порога Твоего — да будет в достатке!».

В середине двери на четырёхугольных бронзовых пластинах вделаны два бронзовых кольца- хальки- приспособления для стука. На кромке колец и в верхней части пластины выгравирована надпись на персидском и арабском языках.

Перевод надписей:

«Пророк — да будет мир над ним! Сказал: «Сей мир скоротечно, превращая его в повиновение Бога!».

«Цель наша — узоры [жизни], что останется после нас, ибо не вижу бытие вечным.

Может, кто-то владыка сердца с умилением,

Однажды помолится за [этого] бедняка».

Саади, поэма «Гулистан».

«В году семьсот девяносто девятом (1396-97), изготовил (её) раб немощный и просящий (прощения у Бога) Изз ад -дин ибн Тадж ад -дин ал-Исаги. Да будет эта дверь для достижения радости и всегда приносящей благо, открытой для друзей, и закрытой для неприятелей!».

Казандык[править | править код]

Казандык — помещение для тай казана. Это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым большим из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен помещения устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.

Усыпальница[править | править код]

План всего мавзолейного комплекса

Усыпальница (каз. кабырхана) Ходжи Ахмеда Ясави — это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зелёным орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в усыпальницу.

Малая мечеть[править | править код]

Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.

Малый и большой дворцы[править | править код]

Дворцы, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI—XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.

Малый дворец — помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.

Большой дворец — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.

На входе в помещение большого дворца можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.

Библиотека[править | править код]

Библиотека (каз. кітапхана) примыкает к главному залу с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый дворец. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.

Помещение кудукхана

Столовая[править | править код]

Столовая (каз. асхана), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.

Колодезная[править | править код]

Колодезная (каз. құдықхана) — помещение с колодцем (каз. құдық), который, по одной версии был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии — во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.

  • Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды[11]. Она была, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», дата изготовления казана — 25 мая 1399 год и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство Аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. Объём казана составляет 3000 литров, масса — 2 тонны, диаметр — 2,2 метра, а высота 1,58 метра. С 1934 года эта чаша экспонировалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году тай казан был возвращен в мавзолей.
  • В помещении «казандык» установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.
  • Флагшток, установленный по приказу Тамерлана, имеет длину 4 метра, сделан из слоновой кости. Флаг, который был прикреплён туда, был утерян, но по сохранившимся фотографиям в записях мавзолея, можно сделать вывод, что цвет флага являлся зелёным («Цвет мусульман»).

Легенды, связанные с мавзолеем[править | править код]

  • Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1396—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави[12].

На монетах[править | править код]

  • Памятные монеты
  • Монета Банка России выпущенная в память о мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане (аверс)

  • Реверс монеты Банка России

  • Серебряная монета Республики Казахстан — Серия «Знаменитые мечети мира» — 100 тенге

  • Золотая монета Республики Казахстан. Древний Туркестан. Аверс. 100 тенге. Золото 999-й пробы

На банкнотах тенге[править | править код]

В филателии[править | править код]

  • Почтовые марки
  • Марка СССР. Памятники истории. Туркестан. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, 1989 год

  • Кожа Ахмет Яссауи мазары на почтовом блоке Казахстана, 1996

  • Тай казан на памятной почтовой марке Казахстана, посвященной 1500-летию Туркестана

  • Старый рисунок города Туркестан, фото впервые опубликовано в 1879 году.

  • Стена средневековой городской цитадели (реконструкция). На заднем плане — ханака Ахмеда Ясави.

  • Мавзолей вид с восточной стороны.

  • Мавзолей вид с южной стороны, на переднем плане виден мавзолей Рабиги Султан бегим.

  • Северная сторона мавзолея, купол над могилой Ходжи Ахмеда Ясави.

  • Шильдехана — средневековое культовое суфийское сооружение. Расположено в 22 м к ceвеpo-западу от ханаки Ахмеда Ясави.

  • Мавзолей Рабиги Султан Бегим, на заднем — крыша над «Большим Хильветом», средневековым суфийским культовым подземным сооружением, в настоящее время превращённым в музей.

  • Мавзолей Есимхана. Расположен в 12 м к югу от западного минарета ханаки Ахмеда Ясави.

  • Музей «Восточная баня», реконструированное сооружение XVI-XVIII веков. Расположено в 150 м к югу от ханаки Ахмеда Ясави

  1. ↑ ПОХОДЫ В. В. ВЕРЕЩАГИНА
  2. ↑ Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави
  3. ↑ К.М. БАЙПАКОВ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ГОРОДОВ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА //ИЗВЕСТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. №5, 2014,с.78.
  4. ↑ История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003, с.337
  5. Muhammad Hakimxon To'ra ibn Ma'sumxon to'ra. Muntaxab ut tavorix(Xo'qand va Buxoro tarixi,sayohat va xotiralar),fors-tojik tilidan SH.Vohidov tarjimasi.. — Toshkent: Yangi asr avlodi, 2010. — С. 721.
  6. ↑ История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003, с.337-338
  7. ↑ http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t1369.html
  8. Ахмадуллин В. А. Деятельность советского государства и духовных управлений мусульман по организации паломничества (1944—1965 гг.): анализ исторического опыта и значение для современности. — М.: Исламская книга, 2016. — С. 104.
  9. ↑ Южно-Казахстанская область: Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, XIV век
  10. ↑ История Казахстана в персидских источниках. Т.5. Алматы: Дайк-Пресс, 2007, с.87
  11. ↑ Южный Казахстан, древний город Туркестан.
  12. ↑ Южно-Казахстанская область: Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, XIV век

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — первый официально одобренный и взятый под охрану ЮНЕСКО историко-культурный объект на территории современного Казахстана, центральная достопримечательность заповедника-музея «Азрет-Султан» в городе Туркестан.

Сохранившийся мавзолей заложен в 1385 году на месте захоронения широко почитаемого исламского поэта Ходжи Ахмеда Ясави (Хазрет Султана), умершего в 1166 году.

Строительство грандиозной мечети Ахмеда Ясави осуществлялось по приказу самого Тамерлана, полководца и основателя империи Тимуридов, и продолжалось, пока он был жив, до 1405 года. Незавершенным в итоге остался только арочный входной портал.

История строительства мавзолея

В давние времена Туркестан носил другое названия — Ясси. Поселение было значимым пунктом Великого шелкового пути, соединяя его с Даштикипчакской степью. Через окрестности проходили караваны из Персии, Византии и Китая, транспортирующие изящный фарфор, шелка и драгоценности. Но место, прежде всего, известно своим именитым жителем — поэтом Ходжа Ахмед Ясави. Поэта заслуженно называют главой тюркской ветви суфизма. Его поэмы, воспевающие добродетель и честь, народ учил наизусть и разносил далеко за пределы Ясси и окрестной Даштикипчакской степи. Кочевники из степей приходили к мудрому поэту за советами.

Ахмед Ясави считал, что он не может жить дольше пророка Мухаммеда. Поэтому в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, где и провел остаток дней. Он умер в 1166 году и был погребен в небольшом мавзолее. А 219 лет спустя на этом месте по приказу Тамерлана был возведен гигантский мемориальный комплекс. Таким образом, Тамерлан возвысил себя в глазах простого местного населения, глубоко почитавшее суфия.

Строительство мавзолея было приурочено к победе Тамерлана над Тохтамышем, правителем Золотой Орды. Мавзолей символизировал могущество империи и внушал трепет кочевым ордам, проезжающим мимо пограничного города Ясси.

У мусульманского населения Казахстана три поездки к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави приравниваются к поездке в Мекку. При жизни поэта существовала пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

В советское время в мавзолее (по решению ЦК Компартии Казахской ССР) размещался казахский антирелигиозный музей.

Архитектура мавзолея Ахмеда Ясави

Историческое здание имеет прямоугольную форму, его размеры — 46,5×65,5 м. Высота основного купола — 44 м (один из самых крупных кирпичных куполов мечетей в Центральной Азии), арочного портала — 37,5 м. Мавзолей-мечеть является настоящим архитектурным шедевром с несколькими куполами и грандиозным входным порталом. К возведению храма были привлечены персидские зодчие, использовались такие же новаторские для своего времени решения, что и при застройке Самарканда (столицы Тимуридов — во времена Тамерлана).

В состав комплекса мавзолея входят: казандык (парадная часть), усыпальница Ясави (небольшое купольное помещение с надгробием), красиво декорированная и превосходно сохранившаяся Малая (молитвенная) мечеть, столовая, а также колодезная и другие исторические объекты. Два зала-дворца использовались в качестве торжественных помещений казахскими ханами, размещавшимися в Туркестане. В течение почти шести столетий вплоть до начала XX века Малый дворец также выполнял роль усыпальницы уважаемых людей, в то время как Большой зал был главным дипломатическим помещением и местом встреч представителей общин. К западной части Большого дворца примыкает историческая библиотека.

Главная святыня мавзолея — тай казан. Это самая крупная в восточной части мусульманского мира чаша для воды. По преданиям, чаша была отлита из семи металлов в селе Карнак (25 км от Туркестана). Поверхность чаши украшена орнаментами с надписями о том, что это дар Тимура для мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, указан год производства и написаны фразы: «Будь благословен» и «Царство Аллаху». В советское время чаша была частью экспозиции Эрмитажа, но в 1988 году ее вернули в мавзолей.

По масштабности сооружение сопоставимо с мечетью Биби-Ханум в Самарканде.

Посетить знаменитый мавзолей в Туркестане можно самостоятельно и бесплатно. Комплекс остается важным местом паломничества и едва ли не главным туристическим объектом в Туркестане.

Панорамный вид на мавзолей Ходжи Ахмеда Ясавина картах Google. Maps

Как добраться до мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

До Туркестана из крупных городов Казахстана получится доехать на поездах или автобусах. Далее по городу — на такси или местных автобусах и маршрутках, проезжающих по проспекту Б. Саттарханова. Нужная остановка («Тельман») — в начале проспекта, у перекрестка с улицей Амира Тимура; комплекс будет заметен издалека.

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Тельман» до мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Видео мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи

Всевышнего просторен тихий сад.

Я в нём хочу быть соловьём печальным,

Чтоб видеть лучезарный облик твой,

О, мой Аллах! Но не глазами – сердцем…

Ходжа Ахмед Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Яссауи) расположен в городе Туркестан в Южно-Казахстанской области. Его по праву называют восьмым чудом света. Это комплекс дворцов и храмов, шедевр средневековой архитектуры, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ходжа Ахмед Ясави (Султан Хазрет) – великий тюркский поэт-суфий и мыслитель XII века. До нашего времени дошла его книга "Диван-и-Хикмет" ("Книга мудрости"), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она представляет собой 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов. Ясави организовал собственную суфийскую общину, заповедями которой были труд, скромная жизнь, миссионерство, молитвы. В память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде Ясави посчитал ненужным видеть дневной свет дольше него, и, отметив свой 63-й день рождения, удалился в подземную келью возле мечети. Умер поэт в 1166 или 1167 году. Его могила сразу же стала местом поклонения мусульман. Говорили, что ее трёхкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.Благодаря Ходже Ахмеду город Ясы – Туркестан – стал духовным центром всех тюрков.

Суфизм – предположительно от арабского "суф" (шерсть) –мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Суфизм – это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух).

Спустя 233 года на месте захоронения Ясави был возведен невероятной красоты и величия мавзолей. Он был построен всего за десять лет – небывало короткий срок! Мавзолей представляет собой огромное прямоугольное здание с порталами и куполами. Высота арочного портала – 37,5 метров, высота главного купола– 44 метра, диаметр – 22 метра. Толщина внешних стен – 2 м, стен центрального зала – 3 м. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: "Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана – да продлит Аллах его повеления на века!"

В 1398 году Тамерлан (Амир Темир) одержал победу над Золотой Ордой и ее ханом Тохтамышем. В честь этого события он решил построить мемориальный комплекс на месте обветшавшего мавзолея Яссави в Туркестане, духовном и политическом центре степной цивилизации, одном из древнейших городов на Великом Шелковом пути, столице казахских ханов. Говорят, сам Тамерлан принимал участие в составлении проекта будущего мавзолея, в частности, он определил размеры здания, а также давал указания по поводу некоторых декоративных деталей. В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов.

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр которого – около 18 м. В мавзолее - более 30 помещений, которые условно разбиты на восемь блоков. Соединяются они между собой переплетенными ходами, коридорами, витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь через забранные деревянными решетками окна, эхо далеко разносит шаги идущих... Полумрак, прохлада, тишина рождают в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии.

Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию, Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны.

В 1934 году Тай-Казан был увезен в Ленинград, где в течение нескольких десятилетий экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Лишь в 1988 году, по настоянию казахстанского правительства, священный Тай-Казан был возвращен на свое исконное место.

Кабырхана – усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. В нее ведут покрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные ценными породами деревьев. В центре этого квадратного купольного помещения размещается надгробие, облицованное бледно-зеленым орнаментом.

Аксараи, Большой и Малый, в XV-XVI веках использовались как дворцовые покои, здесь находилась ставка казахских ханов. В Большом Аксарае принимали послов из других стран и проводили курултаи, на которых собирались самые знатные и влиятельные люди степи. Здесь восходящие на престол ханы давали клятву верности своему народу, здесь до сих пор хранятся ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в стенах мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра и других казахских властителей и полководцев.

Малая мечеть – крестообразное помещение, увенчанное удивительным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на высоком барабане со световыми проемами.

Кроме того, в мавзолее находятся библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где провел свои последние годы Ясави, шильдехана – комната освящения новорожденных. В обширный хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) – поднятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею наполняли Тай-Казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где готовили ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые помещения (худжры) и даже баня (монша), где можно увидеть старинные медные тазы и кувшины.

Архитектура мавзолея, выстроенного по самым передовым технологиям своего времени, неповторима. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Для строительства использовались особый раствор и жженный красный кирпич.

Богатство и разнообразие декоративной отделки стен и куполов, удивительные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы здания и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, сталактиты, мощные колонны и изящные минареты – всё это дает яркое и полное представление о зодчестве времен Амира Темира, когда сформировались характерные черты архитектурного стиля Центральной Азии. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сохранился полностью.

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави скрывает множество тайн. Издавна ученые ломают голову над тем, почему мавзолей не ориентирован на Мекку, как абсолютное большинство культовых зданий той эпохи? Другая загадка связана с фундаментом мавзолея, которого, судя по всему, просто... нет! Роль фундамента выполняли многослойные глиняные заливы толщиной до полутора метров. Тем не менее, мавзолей простоял шесть веков и перенес немало землетрясений и войн. Отсутствие основательного фундамента объясняют тем, что глинобитной основы было вполне достаточно. По преданию, на строительство мавзолея были согнаны тысячи быков, которых водили по кругу, чтобы они "утоптали" платформу под будущее здание. Другие историки, впрочем, отмечают, что и во времена Тамерлана существовали халтура и недобросовестные подрядчики… В начале 2000-х годов под древние стены мавзолея был подведен бетонный фундамент.

Мавзолей был поврежден во время нашествия джунгар в 1723 г., кокандцев в 1846 г., а также во время последнего штурма царской армии в 1856 г. В одиннадцати местах памятника есть следы от пушечных снарядов.

Другая загадка мавзолея – это секрет производства древней глазури и красок, покрывавших облицовочную плитку. Новые технологии не смогли помочь восстановить рецепт мастеров прошлого. При реставрации облицовки купола современной плиткой уже через год покрытие пришлось снимать, так как купол начал набухать водой. Но ведь древние строители как-то смогли обеспечить не только водонепроницаемость, но и естественную вентиляцию купола.

Говорят, дорога паломника, посетившего Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведенный Темиром Амиром над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного наставника тюркских народов, которого поколения благодарных потомков называют "Принесший в степь свет Ислама". 

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: история, описание

Адрес: Казахстан, г. Туркестан
Координаты: 43°17'52.0"N 68°16'15.3"E

Содержание:  

История, описание

Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави на карте

Краткое описание

В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави с высоты птичьего полёта

Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению. Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий.

Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (слева), мавзолей Рабиги Султан Бегим (справа)

Кроме того, новый архитектурный ансамбль был призван демонстрировать могущество державы и внушать благоговейный трепет вражеским ордам, проезжающим мимо пограничного города Яссы (Туркестана). Границы империи Тамерлана простирались от пирамид Гизы до Великой китайской стены, а в 1395 году список побед великого эмира ознаменовался разрушением Золотой орды. Совместно с лучшими зодчими «Владыка мира» разработал проект мавзолея. От кирпичного завода, находящегося в Сауране (40 км от Туркестана), были расставлены цепочкой рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич к месту стройки. В 1405 году Тамерлан умер перед походом на Китай, но к тому времени мавзолей предстал во всём блеске перед восхищёнными взорами казахов.

Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане

Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др.

Вид мавзолея с востока

Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальные кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином.

Фасад мавзолея

Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. В северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям.

Вид мавзолея с тыла

У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

Рейтинг достопримечательности

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави · Новости · Портал «История Казахстана»

Мавзолей возведен по приказу Эмира Тимура. Эмир Тимур — это великий полководец, который создал свою империю, завоевав 27 государств мира. По одной из версий ученых, он родился в междуречье рек Амударьи и Сырдарьи. 

Тамерлан

Строительство мавзолея началось в 90-х годах XIV века и продлилось до смерти Тимура (1405 г.).

Напомним, Ходжа Ахмед Ясави — это известный суфийский проповедник, чьи хикметы получили широкое распространение во всем тюркском мире. В них он призывал к добру, довольствию малым, осуждал ложь, двуличие, корысть. Согласно историческим сведениям в детстве Ходжа Ахмед удостоился благосклонного взгляда хана Арслана, одного из великих тюркских проповедников ислама и правителя Мавераннахра. Именно он дал Ясави духовное и физическое воспитание. Известно, что Ходжа Ахмед преуспевал у него на службе. 

Ходжа Ахмед Ясави

Почему Эмир Тимур решил построить мавзолей? 

Как следует из «Уложений Тимура», он верил, что, на основе ислама он сможет построить справедливое государство и укрепить свою власть. Вот что Эмир Тимур пишет в своем труде «Уложение Тимура»: «Опыт доказал мне, что власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время своё положение и существование. Она подобно нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушает никакого уважения к себе. Можно также сравнить её с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек». Также он пишет: «Я основал свою власть на исламе, на любви к его потомкам [последователям] и сподвижникам , на почтении, какое должно воздавать имени пророка». То есть главное место в своем государстве он уделял исламу, чем и объясняется строительство мавзолея.

Известно, что в XIV веке Эмир Тимур и Тохтамыш-хан вели долгую войну за города, расположенные в бассейне Средней Сырдарьи. В 1388 году хан Золотой Орды Тохтамыш ограбил мазар Ходжи Ахмеда Ясави. После чего Эмир Тимур разбил войско Тохтамыша, отнял у него награбленное, и за счет этих средств решил построить новый большой мавзолей над мазаром проповедника. 

Тамерлан был верующим человеком. Известно, что в решающих сражениях он читал хикметы Ходжи Ахмеда Ясави, которые по утверждению правителя, помогали одерживать победу. 

Что представляет собой мавзолей?

Мавзолей объединил в себе — мечеть, медресе, библиотеку, два дворцовых зала, усыпальницу, жилые комнаты, столовую, центральный зал — казандык, колодезную. Главный (южный вход) вход оформлен величественной аркой, по краям которой находятся башни — минареты. 

Переступая порог центральной двери, попадаешь в центральный зал — казандык. Зал имеет квадратную   форму, длина  стены  составляет  18, 5 метров.  В центре зала   расположен тайказан. Помещение покрыто самым большим куполом в Средней Азии. К казандыку с восточной и западной стороны примыкают небольшие комнаты для жилья. Резная дверь центрального зала ведет в усыпальницу.

Усыпальница тоже имеет квадратную форму, длина стены составляет 7,5 метров. В центре находится надгробие Хакима [Ходжи Ахмеда Ясави] высотой 1,85 метров. Тут же расположены могилы его жены и  его сына —  Ибрахим-шаха. Усыпальница перекрыта двойным куполом.

Северную часть мавзолея тоже украшает декоративная арка. Северо-западную часть мавзолея занимает мечеть, в которой сохранился михраб. Из мечети можно пройти в библиотеку и казандык. Между мечетью и усыпальницей есть комнаты, позволяющие посетить могилу Ясави — это зийарат-хана. Лишь решетка дверного проема отделяет эти комнаты от могилы святого. 

В северо-восточной части расположены дворцовые помещения: малый и большой дворец. В малом дворце на протяжении 600 лет хоронили самых уважаемых людей. В большом проводили собрания, в нем расположены ханское кресло и скипетр.

В юго-западной части располагалась столовая, где готовили специальное блюдо «халим» — киселеобразную кашу, которую раздавали бедным. В юго-восточной части находится помещение с колодцем — кудук-хана.

Фасад здания насыщен геометрической и растительной орнаментацией. Внутри и снаружи мавзолей украшен надписями. 

Что означают надписи мавзолея? 

Надписи на фасаде хранят в себе тексты 59, 60, 61, 62 и 63 сур Корана. На лицевой стороне северного портала слева и справа от арки расположено по 5 восьмиконечных  узоров, напоминающих звезды. Узор состоит из дважды повторяющегося имени Пророка. Одна из надписей у входной двери гласит: «Слуга порога твоего — да будет в достатке!». Одна из надписей на тайказане переводится так: «Да снизойдет благодать!». В мавзолее хранится знамя высотой 96, 7 см, весом 5 кг. На нем имеется надпись об Эмире Тимуре: «Самый славный султан, государь, мудрец, правящий, Амир Тимур».

В целом, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является свидетельством того, что Эмир Тимур заботился о низших слоях населения и пытался решить их проблемы. Ведь, безусловно, в первую очередь, именно бедные находили в этом мавзолее приют. 

 

✈️ Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане

Приехав в Южный Казахстан, гостей больше всего привлекает Туркестан, древняя столица Казахского ханства. Здесь им покажут мусульманские архитектурные комплексы, туристические места, связанные с именем Ахмеда Яссави (в народе известного как Хазрет Султан) – почитаемого в исламском мире суфийского поэта. В первую очередь следует посетить величественный мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. Также туристам предоставляется возможность побывать на «ночном базаре». Паломничество в Туркестан дарит верующим немало наполненных душевным трепетом минут у святых мест, которые запоминаются на всю жизнь.

Туркестан является древнейшим городом Казахстана. Поселение на месте нынешнего города, располагавшегося на пресечениях караванных путей из Бухары, Самарканда, Хивы на север, возникло около 500 года н. э. В 12-м веке оно называлось Ясы (Яссы). В средние века это был город-крепость. Здесь жил и работал поэт Ходжа Ахмед Ясави. В 1396-1398 годах среднеазиатский эмир Тамерлан возле мавзолея Ясави начал строить мечеть, получившую известность среди мусульман как религиозный центр – Хазрет султан (Азрет султан).

Впервые Туркестан как город упоминается в 15 веке. В 16-18 веках – столица Казахского ханства. В период Казахско-джунгарских войн была разрушена большая историческая часть Туркестана вблизи Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.

https://flic.kr/p/KttdS

Современный Туркестан (с 1968 г в подчинении Южно-Казахстанской обл.) превратился в крупный промышленный, образовательный и культурный центр, сосредоточение отечественного и зарубежного туризма. Здесь успешно функционируют тринадцать промышленных объектов. В районе развито сельское хозяйство, особое место занимает культивирование зерновых культур и хлопка-сырца.

Туркестан – крупный региональный центр торговли, в городе имеется крупный рынок.

В 2000 году город праздновал 1500-летний юбилей. В Туркестане находятся такие достопримечательности: заповедник-музей Хазрет-Султан; мавзолей (ханака) на могиле Ахмеда Яссави – известного последователя суфизма; гробницы казахских ханов Абулхаир-хана, Есим-хана, Аблай-хана, также великого казахского бия – Казыбек би – создателя систематизированного свода казахских обычаев «Жеты Жаргы», других выдающихся государственных, религиозных, политических, военных деятелей Казахстана; памятник архитектуры – железнодорожный вокзал (1905 год).

В 1991 году на основе Музея архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда Ясави создан государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан», площадь которого составляет 90 га.

https://flic.kr/p/8sg8DT

Мемориальный комплекс «Хазрет-Султан» представляет собой научно-просветительское и научно-исследовательское учреждение, предназначенное для сбора, сохранения и исследования архитектурных и археологических памятников Туркестана.

В музей-заповедник включено множество других построек вблизи мавзолея-мечети Ходжи Ахмеда Яссави, сооруженных в разное время, а именно: городище Культобе, суфийский центр с подземной мечетью Хильвет (келья, в которой проживал в уединении Яссави, когда ему исполнилось 63 года), безымянный и восьмигранный мавзолеи, ритуальное строение Шильдехана, мавзолеи Касым-хана, Жолбарыса, Жанибек-батыра, Рабиги Султан Бегим (правнучки Тамерлана) и др; восточная баня (монша), Хума-мечеть, остатки мавзолеев Гаухар ана и Алходжа-ата, подземная мечеть (дом для размышлений) Аулие Кумшык ата, средневековая застройка цитадели и шахристан, фортификационное сооружение с башнями, оборонительными стенами, воротами, военная казарма, светозвуковая видеопанорама древнего Туркестана. Иногда весь комплекс объектов называется как «историко-культурная резервация».

Основной достопримечательностью города и центральным объектом музея-заповедника «Азрет-Султан» служит мавзолей Ходжи Ахмета Яссави (15 в), ставший первым памятником Казахстана, включенным в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

https://flic.kr/p/csv3oY

Современный мавзолей был сооружен на могиле суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Яссави, который обладал в регионе значительным авторитетом среди мусульман  и  оказал  огромное  воздействие  на  ислам в Средней Азии. После смерти в 1166 (67) году его с большими почестями похоронили в маленьком мавзолее.

Существующий сейчас мавзолей был построен через 233 года после смерти Яссави по приказу Тамерлана. Среднеазиатский полководец и завоеватель в 1395 году разгромил хана Тохтамыша, правителя Золотой Орды и разрушил столицу Сарай-Берке. Тамерлан в честь такой победы принял решение на месте старого, на тот момент ветхого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави возвести новый величественный мемориальный комплекс.

Из легенды известно, что Тамерлан распорядился над могилой Ходжа Ахмеда Яссави в первую очередь начать строительство мечети. Все попытки построить стены были неудачными: то сильная буря их сносила, то возникал «зеленый бык», который все крушил. Тимуру во сне явился святой и сообщил, что прежде необходимо построить над могилой святого Арыстан-Баба мавзолей, затем мавзолей над могилой Яссави. Тамерлан все так и сделал. Сейчас паломники сначала приходят в мавзолей Арыстан-Баба, затем посещают мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Яссауи, имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, расположенный в г.Туркестан Южно-Казахстанской области, является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-Султан». В этом еще раз убедилась корреспондент «Казинформа».

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Яссауи, имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Древний философ умер в 1166 (67) году и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее. Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после смерти Яссауи по приказу «железного правителя» Тамерлана.

Как известно, во времена Казахского ханства, мавзолей был резиденцией казахских ханов. Так, на входе в помещение большого дворца можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.

Мавзолей Яссауи состоит из огромного прямоугольного здания (46,5x65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Это - восемь помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тайказана (қазандық): мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы (ақсарай),библиотека (кiтапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (құдықхана), столовая (асхана), жилые и другие помещения.

Одной из главных достопримечательностей мавзолея является тайказан - самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. Она, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 км от г.Туркестан.

Как отмечают специалисты, сам мавзолей и находящиеся в нем артефакты тесно связаны с историей развития Казахского ханства, 550-летие которого наша страна отмечает в этом году.

Автор: Динара Балымбетова


















Вся важная информация о коронавирусе в Казахстане публикуется в telegram канале «zakon.kz». Подписывайтесь!

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: martin — LiveJournal

Мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави расположен в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. Современный мавзолей был построен по приказу Тамерлана спустя 233 года после смерти поэта на месте его погребения. Ходжи Ахмеда Ясави имел большой авторитет среди мусульман региона и оказал значительное влияние на ислам в Средней Азии.

Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк спросил еще раз, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием, Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.


2. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды. В честь этой победы полководец решил построить новый грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим.

3. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, Тамерлан утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи.

4. В наши дни, туристов здесь довольно мало, чаще в мавзолей приезжают именно сами паломники.

5. Мемориальный комплекс Хазрет-султан, помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, включает в себя множества других сооружений: защитную стену, келью где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана, мавзолей казахского хана Есима и другие памятники старины.

6. Высота арочного портала 37 метров.

7. Молитва.

8. Неподалеку строится мечеть.

9. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов.

10.

11. Над входом в здание сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!»

12.

13. Казандык — помещение для тай казана. Это парадное помещение комплекса покрыто самым большим из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой.

14.

15. Одной из главных достопримечательностей является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. По преданиям, она была отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана.

16. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство Аллаху».

17.

18. Мавзолей состоит из восьми различных помещений, которые группируются вокруг центрального: мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы, библиотека и хозяйственный комплекс.

19. В Малом дворце на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.

20. Мечеть.

21. Саджжада — коврик для намаза.

22.

23. Усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. Раньше паломники сюда не допускались.

24. Купол для мусульман — символ единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола.

25.

26. Старинные входные двери сохранены и поддерживаются в хорошем состоянии.

27.

28. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной.

29.

30. По легенде, все попытки Тамерлана возвести стены мавзолея сначала терпели неудачу. Сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а только затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал.

31.

32.

33. Купол малой мечети.

34. А рядом с мавзолеем неторопливо пасутся верблюды. Про них будет отдельный пост.

35. Спасибо за внимание!

Особая благодарность принимающей стороне и отдельно Илье Валиеву за приглашение и организацию поездки.



Добавить в друзья

Подписывайтесь на меня в соцсетях:
Twitter
Instagram
Facebook

С личными вопросами и предложениями прошу обращаться по почте: [email protected]

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави – wikipoints.ru

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника ʺХазрет-султанʺ. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии.

Он умер в 1166 г. и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее. Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. Во времена Казахского ханства, мавзолей был резиденцией казахских ханов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи. Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), келью (хильвет) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как ʺисторико-культурная резервацияʺ. Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5x65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву. Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. Она была, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года эта чаша экспонировалась в Ленинграде в Государственном Эрмитаже. В 1988 году тай казан был возвращен в мавзолей.

Использованы фотоматериалы с сайтов: el-magico.livejournal.com; otanana.kz; s017.radikal.ru

Ахмед Ясави — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ходжа Ахме́д Ясави́ (каз. Қожа Ахмет Ясауи, узб. Xoja Ahmad Yassaviy, туркм. Hoja Ahmet Ýasawiy, тат. Әхмәд Ясәви (Хуҗа Әхмәд, Кол Әхмәд), в народе также известен как Хазрет Султан каз. Әзірет Сұлтан, узб. Ҳазрат Султон; 1103, Сайрам — 1166, Туркестан[1]) — суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. Он писал на хакани — тюркском литературном языке, сложившемся при дворе Караханидов. Автор цикла стихов «Дивани хикмат».

Третий халиф тариката Ходжагон (англ.)русск., основатель тариката Ясавия.

Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Некоторые позднейшие биографы приписывали тюркское происхождение, однако этому противоречит отсутствие тюркских имён в его родословной и приставка ходжа к его имени, что маркирует его принадлежность к клану ходжей — согласно традиции, потомков миссионеров Ислама с Переднего Востока. Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переехала в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арыстан-Баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани[2].

К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.

Ясави похоронен как святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша.

Учение, которое основал Ясави, получило по его имени название тариката Ясавия. Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке[3].

Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».

Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы[4].

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави - это... Что такое Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави?

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (каз. Қожа Ахмет Йассауи кесенесі) — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан».

История строительства

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее [2].

Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан в братоубийственной межтюркской войне нанес поражение Золотой Орде хану Тохтамышу и cжёг её столицу город Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям.

Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.

Ещё в 1385 году по приказу Тамерлана на месте могилы Ясави было заложена ханака (монастырь) суфиев, последователей Ясави, но завершение строительства мечети прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал.

План мавзолея

Позже после завоевания Туркестана Бухарскими ханами, входной портал был надстроен, после вхождения Туркестана в состав Кокандского ханства на входном портале были надстроены зубчатые бойницы.

При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.

Во время российского набега в 1864 году на Туркестанские земли, российский генерал Веревкин Николай приказал стрелять из пушек по куполам мавзолея, вследствие чего монумент был частично разрушен.

Особенности мавзолейного комплекса

Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), хильвет (келья) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как историко-культурная резервация.

Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5x65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву[3].

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для тюрков был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола.

Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит аллах его повеления на века!»

Надгробный камень святого был привезен из Тебриза.[4]

По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан).

Помещения мавзолея

Помещение казандык. В центре находится Тай казан

Мавзолей состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала — казандыка. Это мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, мечеть, дворцовые залы — большой и малый аксараи, библиотека (кiтапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), столовая (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Казандык

Казандык — помещение для Тай казана. Это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен казандыка устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.

Кабырхана

План всего мавзолейного комплекса

Кабырхана — усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави. Это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зелёным орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в Кабырхану.

Малая мечеть

Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.

Малый и большой Аксарай

Аксараи, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI—XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.

Малый Аксарай — помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.

Большой Аксарай — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.

На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.

Кiтапхана

Кiтапхана (библиотека) примыкает к казандыку с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый аксарай. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.

Помещение кудукхана

Асхана

Асхана (столовая), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.

Кудукхана

Кудукхана (колодезная). Это помещение получило своё название от колодца (кудук), который здесь находится. По одной версии предполагается, что колодец был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии: колодец был вырыт во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли Тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.

Реликвии

  • Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является — Тай Казан самая большая по всему восточному мусульманскому миру — чаша для воды[5]. Она была по преданиям, отлита из сплава семи редких благородных металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года эта чаша экспонироваль в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства Тай казан был возвращен в мавзолей.
  • В помещении казандык установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.

Легенды связанные с мавзолеем

  • Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави[6].

Память

На монетах

  • Памятные монеты
  • Серебряная монета Республики Казахстан - Серия "Знаменитые мечети мира" - 100 тенге

  • Золотая монета Республики Казахстан. Древний Туркестан. Аверс. 100 тенге. Золото 999-ой пробы

  • Монета Банка России выпущенная в память о мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане (аверс)

  • Реверс монеты Банка России

В филателии

  • Почтовые марки
  • Тай казан на памятной почтовой марке Казахстана, посвященной 1500-летию Туркестана

  • Марка СССР. Памятники истории. Туркестан. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, 1989 год

Фотогалерея

  • Старое фото города Туркестан, фото впервые опубликована в 1879 году.

  • Стена средневековой городской цитадели (реконструкция). На заднем плане - ханака Ахмеда Ясави.

  • Мавзолей вид с восточной стороны.

  • Мавзолей вид с южной стороны, на переднем плане виден мавзолей Рабиги Султан бегим.

  • Северная сторона мавзолея, купол над могилой Ходжи Ахмеда Ясави.

  • Шильдехана — средневековое культовое суфийское сооружение. Расположено в 22 м к ceвеpo-западу от ханаки Ахмеда Ясави.

  • Мавзолей Рабиги Султан Бегим, на заднем — крыша над «Большим Хильветом», средневековым суфийским культовым подземным сооружением, в настоящее время превращённым в музей.

  • Мавзолей Есимхана. Расположен в 12 м к югу от западного минарета ханаки Ахмеда Ясави.

  • Музей «Восточная баня», реконструировнное сооружение XVI-XVIII веков. Расположено в 150 м к югу от ханаки Ахмеда Ясави

Примечания

Ссылки


Смотрите также

Описание: