Где находится малоохтинское кладбище
Стройка на кладбище, или протест ради процесса - Город - Новости Санкт-Петербурга
Застройка территории бывшего Малоохтинского кладбища неожиданно привлекла внимание общественности. Выяснилось, что кладбище историческое, существует с конца XVIII века, по некоторым версиям — со времен Ниена. В Блокаду здесь хоронили умерших от голода ленинградцев. Защитники кладбища негодуют и возмущаются тем, что «на костях» появятся элитные дома, островки зелени застроены, а оставшиеся исторические здания снесены. Насколько обоснованы их опасения, разбирался корреспондент «Фонтанки».
Квартал в Красногвардейском районе, ограниченный Республиканской улицей, Новочеркасским проспектом, Перевозным переулком и набережной Невы, по Генеральному плану развития города предназначен под деловую и общественную застройку. В 2006 году проект планировки и межевания этой территории выполнила компания «Сэтл Сити», входящая в холдинг «Сэттл Груп», получившая все необходимые согласования в сентябре 2007 года. Компания намеревалась построить на берегу Невы комплекс общественно-деловых зданий с подземным паркингом.
Кроме «Смэттл Сити» интерес к кварталу проявили еще два застройщика — ИСК «Гелеанд» и ЗАО «Арена». Обе компании также получили разрешение на строительство и проектирование. Жилой комплекс бизнес-класса «Новый город», который строит «Арена», уже близок к завершению, 24 апреля 2009 года в эксплуатацию была введена его первая очередь. В границах предоставленного участка есть сформированные объекты недвижимости: земельный участок, предоставленный ЗАО «ТНК-ВР «Северная столица» для строительства АЗС, участок для строительства административно-офисного здания, который был в результате открытого аукциона предоставлен частному предпринимателю, а также здание и земельный участок, находящийся в пользовании Санкт-Петербургского ГУП «Ленсвет»
Неожиданно квартал привлек внимание общественности. 16 июня 2009 года представители движения «Живой город» обратились в Росохранкультуру с призывом «остановить стройку на кладбище». Активисты уверяют, что компания «Сэтл Сити» намерена снести ценные исторические здания, расположенные на Малоохтинском проспекте: дом 55, 1902 года постройки, работы архитектора Николая Виташевского, и дом 49. Кроме того, по их словам, строительство комплекса «Новый город» никем не согласовано и проводится без разрешения..
К защитникам города присоединился и настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы. Как утверждает Алексей Пашков, настоятель Храма, территория вокруг церкви активно застраивается, на площадках постоянно находят кости, и строители все время обращаются в церковь с вопросом — как поступать с этими находками.
В компании «Сэтл Сити» пояснили, что сейчас все коммерческие объекты холдинга заморожены, и никакого строительства в этом квартале компания не ведет. «Я не знаю, кто находит кости, но точно не мы!» - заявили в пресс-службе корреспонденту «Квадрата». Второй застройщик, компания «Арена», сейчас завершает строительство верхних этажей высотного дома, поэтому никаких костей обнаружить не могла в принципе, поэтому кто те рабочие, которые измучили батюшку своими вопросами, выяснить не удалось.
А «участок, предоставленный этому застройщику находится за пределами исторического кладбища, доказательством тому служит простой факт — на нем расположены два здания 1901 и 1903 года постройки — церковь Св.Марии Магдалины и Городской дом народных училищ. Оба эти объекта обязательно будут сохранены», - утверждают в компании. Дома 49 и 55, за судьбу которых переживает «Живой город», не относятся к объектам культурного наследия, и поэтому застройщик получил разрешение на их снос. Но, по мнению защитников города, разборка или демонтаж зданий в этом районе — противозаконны. «Квартал находиться в зоне регулируемой застройки, и приступать к демонтажу зданий можно только в том случае, если они аварийны», - возмущаются активисты. К слову, владельцы зданий — ГУП «ТЖК», ГУП «Ленсвет» и коррекционная школа для слабовидящих детей против выселения не возражают.
Интересно, что протестующие и не намерены добиваться сноса уже построенного дома или остановки строительства. «Мы хотим, чтобы люди помнили, что есть такое кладбище. И его границы надо законодательно закрепить в КГА и КГИОП», - объясняют они. Правда, почему добиваться этого вполне благородного результата надо исключительно с помощью протестов, не объясняют.
Малоохтинское православное кладбище расположено в Санкт-Петербурге на Малой Охте, в районе нынешних Новочерскасского проспекта, Перевозного переулка, безымянного проезда от переулка до Малоохтинского проспекта и вдоль него, квадрат замыкает Республиканская улица. Датой основания считают 1778-81 года, когда здесь была построена церковь Марии Магдалины.
13 мая 1938 в связи с предполагаемой реконструкцией Охты Леноблисполком постановил снести и храм, и кладбище. Однако церковь простояла до 70-х годов, в послевоенные годы в ее помещении разместили кинотеатр. В 1996–2001 неподалеку, по Малоохтинскому проспекту, 68-а, был выстроен каменный Успенский храм в память погибших в блокаду. Сейчас на месте уничтоженного кладбища - жилая застройка советских времен и обширный пустырь, часть которого занимает спортивная площадка. В наши дни рядом с кладбищем, почти на его месте, был построен так называемый «Блокадный храм. При его строительстве было найдено около 150 человеческих останков. Храм окружают памятники, посвященные жертвам Блокады.
Стоит отметить, о том, что в застраиваемом квартале ранее располагалось кладбище, известно давно. Новые постройки появились на месте захоронений еще в советское время, в народе квартал жилых домов на Малоохтинском так и называют: «квартал на костях». Напомним, что во время обсуждений Правил землепользования и застройки, когда решался вопрос о функциональном зонировании территорий, идея отвести эту территорию под общественно-деловую застройку не встретила никаких возражений.
Елена Алексеева, «Фонтанка.ру»
Малоохтинское старообрядческое кладбище — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кладбище | |
Малоохтинское старообрядческое кладбище | |
---|---|
Страна | Россия |
Местоположение | Новочеркасский просп., 8; Шаумяна пр., 4. м. Новочеркасская |
Строитель | И. М. Шувалов |
Дата основания | середина XVIII века |
Малоохтинское старообрядческое кладище — единственное сохранившееся кладбище на Малой Охте в Санкт-Петербурге. Расположено в глубине жилого квартала на левом берегу р. Охты. Кладбище площадью 3 га в 2,5 раза меньше уничтоженного в советское время Малоохтинского православного кладбища.
В XVIII веке среди проживающих на Охте потомков поморских плотников было много старообрядцев поморского согласия[1], которых было запрещено хоронить на общеправославных кладбищах. Поэтому в этом районе возникли первые старообрядческие захоронения. В 1768[2] году Малоохтинскому кладбищу придаётся официальный статус.
В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная моленная, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале XIX века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница.
В 1850 году правительство закрыло кладбище и две моленные в связи с борьбой с некоторыми течениями в старообрядчестве, которые выступали резко против государства. В 1852 г. староверам было запрещено хоронить на Малоохтинском старообрядческом кладбище. Все благотворительные заведения были отобраны у верующих и переданы Императорскому человеколюбивому обществу.
В 1865 году, после многочисленных прошений, Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но строения им не вернули. В 1903—1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была построена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1889 г. на кладбище был похоронен «откупщицкий царь» Василий Кокорев.
С 1946 года Малоохтинское старообрядческое кладбище считается закрытым, захоронения на нём производятся только в исключительных случаях. В 1980-е гг. разрабатывались планы ликвидации старинного некрополя. На кладбище открыт участок урнового захоронения.
В 2018 году топонимическая комиссия Санкт-Петербурга рекомендовала комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, который занимается ведением перечня кладбищ, изменить фигурирующее в перечне название Мало-Охтинское кладбище на Малоохтинское[3].
Кысь. Малоохтинское старообрядческое кладбище, СПб « Орден Хранителей Смерти
(оно же «Раскольничье кладбище» и «Кладбище алхимиков»)
Адрес: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-т 8 или ул. Шаумяна 4.
Как добраться: от ст. метро Новочеркасская по Новочеркасскому пр-ту (по чётной стороне в сторону уменьшения нумерации домов) до д. 12 к. 1 (после пересечения с Республиканской ул.). Вход на кладбище расположен за этим домом справа от здания бывшей богадельни (ныне – выселенного общежития), Новочеркасский пр-т д. 8 кор. 3.
Площадь около 3Га, в настоящее время является открытым для захоронения урн с прахом.
Малоохтинское кладбище одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга. Учреждено оно было по указу императрицы Екатерины II. Первые захоронения на берегу р. Охты проводились в 1740-60х гг, но официальный статус кладбище приобрело лишь в 1786.
В 18 веке в этом районе было много старообрядцев (в основном, поморцев и федосеевцев, являющихся «беспоповцами», то есть отвергающих институт священства, а, следовательно, и ряд таинств, проводящихся только священниками (например, бракосочетание)), которые отказывались признавать власть православной церкви и подвергались её гонениям. Захоронение представителей этого религиозного направления на православных кладбищах было категорически запрещено, также им (до 1883 года) запрещалось иметь свои храмы, разрешены были только небольшие молельни. Чаще всего, собрания происходили полулегально в домах прихожан. С 1863 года положение старообрядцев стало улучшаться, нападки на них практически прекратились.
Кладбище для старообрядцев являлось не только местом захоронения, но и своего рода, способом идентификации, местом собраний и отправления религиозных обрядов, выступая своего рода, конфессиональным центром. Здесь же можно было узнать последние новости, нанять рабочих, получить заём из кладбищенской казны, договориться о сделке с единоверцами.
В 1792 году при кладбище была построена каменная молельня с куполом и даже колокольней (на деньги купца Ундзорова), а в начале XIX века было открыто несколько благотворительных учреждений.
В 1850 году Малоохтинское кладбище было закрыто властями. Поводом послужило присутствие на кладбище федосеевцев (имевших также, как и поморцы свою молельню на этом кладбище), которые кроме прочего, весьма нетерпимо относились не только к православной церкви, но и к государственной власти, считая её порождением антихриста. Обе молельни были опечатаны, а через два года вышел запрет на проведении захоронений старообрядцев на этой территории. Молельни были переданы Императорскому человеколюбивому обществу. В 1865 году в связи с многочисленными просьбами, захоронения старообрядцев были вновь разрешены. Одна из молелен возвращена поморцам, во второй в 1903-04гг была открыта православная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Положение старообрядцев и отношение к ним государственной власти постепенно улучшалось, в 1883 году им было разрешено оборудовать молельни в том числе и в частных домах, но без звонниц и куполов.
В конце XIX века защитником и ходатаем перед властями за старообрядцев Малоохтинской общины стал основатель Волжско-камского банка, владелец нефтяных скважин, железных дорог, разбогатевший на винных откупах, меценат, талантливый публицист, коллекционер, общественный деятель Василий Александрович Кокорев. Умер Кокорев в 1889 году, его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, одетые в старорусскую одежду старообрядцы несли на расшитых рушниках от дома до самого Малоохтинского кладбища, где он и был предан земле.
Кокорев Александр Васильевич (ум. 1908)
Кокорев Василий Александрович (ум. 1889)
Кокорев Георгий Васильевич (ум. 1889)
Кокорев Иван Васильевич (ум. 1879)
Кокорева Прасковья Васильевна (ум. 1888)
После революции, в отличие от других кладбищ, Малоохтинское практически не пострадало. Вероятнее всего, это связано с отсутствием богатых захоронений знати. На этом кладбище погребены в основном купцы и простые люди.
Текст: «Господе Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас!
В надежде общаго воскресения молю Вас
любезная моя братия и сестры
помолися о мне грешной Господу Богу.»
С предприимчивыми родственниками погребенных на этом кладбище связана одна из его историй. В 1898 году на ограде одного из захоронений появилась надпись следующего содержания: «На вечную память о Лукерье Сидоровой. Решётку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дёшево и работаю добросовестно». Об этом случае с негодованием написала «Петербургская газета» от 20 января 1898 года.
Во второй четверти XX века, особенно в годы Великой Отечественной войны, была широко распространена практика «заимствования» и переделки старых дореволюционных памятников и использование их на новых захоронениях.
В 1946 году Малоохтинское кладбище было вновь закрыто. В 1980 его хотели ликвидировать, но проект так и не был реализован. Кладбище долгое время пребывало в плачевном состоянии, жители коммуналки, в которую была превращена в советское время бывшая богадельня, нередко выбрасывали мусор из окон прямо на территорию кладбища. На могилах обитали лица без определённого места жительства. Нередко наведывались и другие любители досуга на свежем воздухе.
В 2005 году на кладбище была учреждена администрация и появились смотрители. Коммуналку расселили совсем недавно, здание пустует, часть его используется администрацией кладбища.
В настоящее время проводится расчистка и облагораживание территории, но до состояния Новодевичьего (СПб) этому погосту ещё очень далеко.
На Малоохтинском ведутся и новые захоронения, в основном, захоронения урн с прахом в землю или в колумбарий:
Вход на кладбище расположен справа от бывшего общежития (Новочеркасский пр-т д. 8 кор. 3), представляющего собой четырехэтажное здание.
Имеется и альтернативный вход, расположенный слева от того же общежития:
Постоянный доступ имеется также со стороны р. Охты. Некоторое время назад через неё был перекинут мост, но в 2005 году его разобрали.
Как и у других, у этого кладбища также имеются свои легенды. Утверждают, что на нём проводились захоронения не только старообрядцев, но и просто людей, захоронение которых на православных кладбищах запрещала церковь (это представляется достаточно вероятным, учитывая положение конфессии, которой принадлежало кладбище). Кроме самоубийц и преступников на Малоохтинском якобы находили последнее пристанище и те, кого подозревали в колдовстве (отсюда и одно из названий – «кладбище алхимиков»).
Естественно, по мнению большинства, эти люди не могут обрести покоя, а потому на Малоохтинском постоянно слышны шаги, скрежет, стоны. Жители коммуналки, вплотную прилегающей к кладбищу, а так же просто посетители неоднократно видели на нём свечение и даже светящиеся шары. Особенно часто световые аномалии проявляются во время белых ночей. Не редко люди видят здесь плотный стелящийся туман, впрочем, этому явлению как раз есть объяснение – кладбище располагается на берегу реки.
Широко известна история, произошедшая, как утверждается в 60гг ХХ века:
«Эта история произошла в бытность мою студентом. Однажды во время дежурства в народной дружине мы проходили мимо высокой ограды крохотного Малоохтинского кладбища. Это был сентябрь, конец рабочего дня, и дежурство только началось. Было ещё светло. Но когда мы приблизились ко входу на него, оттуда с дикими воплями вылетела троица парней в рабочей одежде, с выражением дикого ужаса на лице.
За забором они слегка опомнились, увидев проезжающий мимо трамвай (не знаю, как в 60е гг, но в настоящее время никаких трамвайных путей в непосредственной близости от входа на кладбище нет – прим. Кысь (А. Н.)) и троих парней с красными нарукавными повязками. Из их сбивчивого рассказа мы поняли, что в разгар возлияния (парни устроились на чьей-то могиле, где были скамейка и столик) к ним подошёл откуда-то взявшийся покойник и протянул свой стакан.
Что поразительно, от парней водкой не пахло – поскольку успели только разлить, а дальше было не до питья: покойник был самый натуральный, с характерным запашком (судя по тому, что Малоохтинское долгое время было облюбовано для проживания лицами без определённого места жительства, которые имеют «склонность» обладать весьма интересным «запашком», «признаки покойника» кажутся весьма сомнительнымим – прим. Кысь (А. Н.)).
Поскольку никто за ними на наших глазах не гнался, мы храбро двинулись на место происшествия. На указанной могиле, на столике, заботливо покрытом газеткой, стояли пустая бутылка «Столичной» и три пустых стакана. Правда, закуска, состоявшая из хлеба и плавленых сырков, была нетронута. Поскольку мы были при исполнении, то я вытащил из кармана полиэтиленовый пакет и сложил в него бутылку и стаканы. «Это вещдоки, – пояснил я парням. – В милиции разберутся».
В опорном пункте милиции дежуривший вместе с нами милиционер вдоволь посмеялся над покойником со стаканом. Но, судя по всему, криминальная обстановка в районе была спокойной, и милиционер предложил дать «вещдок» на анализ знакомому криминалисту. И вот что выяснилось. Отпечатки пальцев на бутылке и стаканах принадлежали парням со стройки, ни в каких уголовных делах не замешанным. А вот самые последние, перекрывавшие на стеклотаре все остальные, – известному бандиту, убитому в перестрелке с милицией ещё пять лет назад! И похороненному родственниками совсем на другом кладбище!» Ну, финал истории не вижу смысла даже комментировать, кстати, подобные рассказы не редкость и связаны они часто не только с кладбищами.
Ещё одна история связанная с Малоохтинским кладбищем:
«Эту историю я услышал от своего соседа по больничной палате, перенёсшего инфаркт миокарда. И тогда же обещал никому её не рассказывать. Но недавно узнал, что мой товарищ по несчастью шагнул с балкона 12-го этажа в объятия вечности. Теперь моё обещание утратило силу, и я могу поделиться рассказом о необычных событиях, случившихся с ним:
«В 1992 году на нашем заводе прошло сокращение штатов, и мы с приятелем Максимом оказались «за бортом». Найти работу в 48 лет трудно. Больше трёх месяцев мы безрезультатно обивали пороги государственных предприятий и частных контор. И вот тогда-то и пришла в голову идея заняться довольно необычным делом. Мы решили попробовать искать ценности в старых, заброшенных могилах. Работёнка оказалась довольно прибыльной: найденные серьги, броши, кольца и всё такое мы сдавали в ломбард или антикварный магазин.
Последнее время чаще всего промышляли на Малоохтинском кладбище. Насмотрелись здесь всякого. Несколько раз в тихие лунные ночи видели призраков, а однажды над могилами передвигались какие-то зелёные огни. Дважды наталкивались на шабаш сатанистов, наблюдали за их выходками из-за деревьев. Там же, на Малохтинском, мы случайно познакомились с профессиональным кладоискателем. Его звали Алексеем. Он предложил нам работать вместе.
– Я сделал специальное устройство, – рассказал Алексей, – которое может показать, есть ли в гробу ценности, чтобы не раскапывать могилу зря. Осечек не будет, обещаю. Мы, конечно, согласились…
На месте Алексей достал из портфеля свой приборчик, вроде коробки из-под торта, привинтил к нему металлический щуп, изогнутый в форме хоккейной клюшки, и стал водить над могилой. Агрегат тихо попискивал. Алексей перешёл к следующей могиле – тот же результат. Только над пятым холмиком прибор застрекотал, как цикада.
– Копать нужно здесь, – сказал умелец. Мы с Максимом быстро раскидали землю, добрались до гроба и туристским топориком сдвинули крышку в сторону. Посветили фонариком, а там кости, истлевшее платье и на нём поблескивает колье. Ещё нашли перстень с голубым камнем и тяжёлое золотое кольцо. Алексей взял себе только перстень.
После этого наша работа пошла как по маслу. С компаньоном и его устройством проколов практически не было. Мы почти всегда возвращались с богатым «урожаем». Львиная доля добычи доставалась нам с Максимом. Алексей брал, как правило, какие-то безделушки: перстень с иероглифами, простые серьги или серебряное кольцо. Нам такая щедрость была непонятна. Однажды мы его спросили, зачем ему всё это барахло, какой интерес во всём этом участвовать. Не вдаваясь в подробности, Алексей объяснил, что занимается чёрной магией, а предметы нужные ему для работы. Дело хозяйское, мы больше никогда не лезли с расспросами.
В одну из ходок на Малоохтинское Алексей повел нас к могиле, на которой стоял небольшой гранитный обелиск. Сначала, как всегда, он «ощупал» её прибором, который знакомо застрекотал, а потом стал шептать какое-то заклятье. Мы ждали. Луна тем временем ушла за тучи, и наступила какая-то космическая темнота – хоть глаз выколи.
– Всё, – сказал Алексей, – можно копать.
При свете фонариков мы дружно взялись за лопаты и довольно быстро добрались до гроба. Максим отработанным движением подцепил крышку и откинул её. Внезапно раздался оглушительный вой и какая-то неведомая сила выбросила всех нас троих из ямы. Я сильно ударился рёбрами о камень. Вокруг всё грохотало и ревело, как будто в эпицентре гигантского смерча. Ещё чуть-чуть – и у меня бы лопнули барабанные перепонки. Но также внезапно всё стихло.
Я лежал на земле и с ужасом ожидал, что будет дальше. Всё было тихо. Попробовал подняться – не тут-то было. Кто-то невидимый, но холодный и живой буквально вплющил меня в грунт. От ужаса и боли я потерял сознание, очнулся только ранним утром.
Мои товарищи лежали на земле в совершенно неестественных позах метрах в пяти от меня. На четвереньках я подполз к Максиму и оцепенел: голова его была почти оторвана от туловища. Глаза были широко раскрыты и полны, как мне показалось, нечеловеческого страдания. Алексей тоже был мёртв, у него была свёрнута шея.
Не помня себя и не чуя ног, я рванул оттуда. Очнулся только дома. Жена сказала, что я тогда был в невменяемом состоянии. После этого случая на месяц попал в психушку. Вышел оттуда – сразу инфаркт. Почти перестал спать, такое впечатление, что кто-то поселился во мне и меня ждут в аду. Я не могу больше сопротивляться, совсем отчаялся».
После этой истории я и стал собирать информацию о Малоохтинском кладбище, расположенном недалеко от Новочеркасского проспекта, в глубине жилого квартала. Действительно, оно всегда пользовалось дурной славой. Основано было то ли в 1740-м, то ли в 1760 году. Доподлинно известно только одно, что это место – самое старое старообрядческое кладбище в Петербурге. Захоронения на нём были прекращены в 1946 году, и оно закрылось. На «Малоохтинском раскольничьем кладбище», как оно значилось в дореволюционных документах, хоронили не только добропорядочных граждан. Здесь покоятся также колдуны, ведьмы, алхимики и самоубийцы. Уже более двухсот лет на кладбище устраивают свои сборища сатанисты. Среди могил по сей день встречаются надгробия со следами крови и рисунками: пятиконечные звезды с наложенными на них крестами.
Жители близлежащих домов рассказывают, что зимой 1995 года оборотень растерзал там в клочья шесть дворовых собак и с десяток кошек. Позже на могиле известного в прошлом купца первой гильдии и колдуна Скрябина у чёрного мраморного обелиска обнаружили отрубленный человеческий палец! К слову, среди специалистов, занимающихся чёрной магией, ходит поверье, что семейное захоронение Скрябиных способствует исцелению самых ужасных болезней. Для этого нужно в ночь на Ивана Купала прийти к могиле, встать на колени и трижды прочитать молитву «Отче наш». Говорят, несколько человек, проделавших эту сомнительную процедуру, клятвенно заверяют, что избавились от онкологических заболеваний. Чем чёрт не шутит!»
История гробокопателей представляется маловероятной, впрочем, в конце ХХ века, после развала Союза, каким только мракобесием не занималось наше население… Зато в приведённой выше легенде мы видим и очередное «чудо» для просителей:
Скрябин Александр Семенович (ум. 1849)
Скрябин Владимир Семенович (ум. 1849)
Скрябина Евдокия Карповна (ум. 1845)
Скрябина Елена Акимовна (ум. 1869)
Скрябин Иван Матвеевич (ум. 1841)
Скрябин Константин Иванович (ум. 1849)
В связи с чем захоронение Скрябиных (расположенное рядом с бывшим общежитием) обрело такие свойства в народном сознании, а погребённый там купец (также не понятно, «который из?») стал чернокнижником и колдуном не известно… Впрочем, нельзя сказать, что захоронение Скрябиных часто посещается, по крайней мере, очевидных следов какого-либо даже минимального паломничества просителей нет.
С этим кладбищем связаны и другие истории, подобные трём (включая историю об оборотнях), приведённым выше, впрочем, они не оригинальны. Подобных историй можно собрать целую коллекцию, большинство из них является различными вариациями легенд, приписываемых многим кладбищам в разных регионах. Но в целом, данное кладбище считается весьма недобрым местом. Случайно ли или намеренно, но очень часто именно в таких недобрых местах находятся церкви, посвященные «Усекновению главы…».
Из собственных наблюдений можно отметить лишь то, что Малоохтинское одно из немногих кладбищ, прогулка по которому (чувство особенно сильно на окраинах) вызывает ощутимый отток сил (явление отмечено тремя наблюдателями независимо друг от друга). Тем не менее, данное кладбище прекрасно подходит для различного рода работы (в особенности, связанной с заключением сделок, финансами и подобным). В частности, работа, проведённая с захоронениями купцов, дала положительный (вполне материальный) результат в полном объёме уже на второй день (то есть, в минимальные сроки). Естественно, стоит учитывать специфику кладбища при постановке задач.
(оставлять яблоки на могилах — старообрядческая традиция)
Кысь (А. Н.)
08.10.2013г.
Малоохтинское кладбище в Санкт-Петербурге
Старообрядческое Малоохтинское кладбище находится в Санкт-Петербурге на Малой Охте прямо в центре жилого квартала на берегу реки Охты. Оно является одним из самых старинных и загадочных погостов города, с которым связано много историй и легенд.
История кладбища
В XVIII веке на Малой Охте стали селиться «раскольники», которые принадлежали к поморскому и федосеевскому согласию. В 1752 году им было вручено разрешение на открытие собственного кладбища. Открылось он в 1760 году, и приобрело официальный статус в 1786-м.
Стоить отметить, что изначально, это кладбище называлось просто Старообрядческим, или Раскольничьим. А Малоохтинским назывался, находящийся неподалеку большой погост, который был закрыт для захоронений в 1970 году.

Сейчас бывшего православного Малоохтинского кладбища не существует. На его месте с 2006 года идет активное строительство жилых домов.
Постепенно название «Малоохтинский» изменилось на «Старообрядческое кладбище».
В 1792 году при финансовой поддержке местного купца М. Ундзорова на территории Малоохтинского (Старообрядческого) кладбища была возведена богатая молельня с высоким куполом и колокольней. Позже рядом были построены и открыты больница и богадельня.
В 1850 году староверцы были подвержены гонениям со стороны властей. Молельня, богадельня и больница были закрыты, и переданы в пользование Императорскому человеколюбивому обществу.
В 1852 году захоронения были запрещены. Кладбище, с его богатыми надгробьями, было расхищено, а молельня превращена в православный храм.

В 1865 году Малоохтинское кладбище по многочисленным прошениям, было возвращено старообрядцам. Также они получили в свое пользование и молельню, а вот больница и богадельня была отобрана у них навсегда.
В 1946 году кладбище вновь закрыли. Долгое время оно находилось в заброшенном состоянии. Хоронили там редко и в особых случаях.
Приют для престарелых девиц
После изъятия у старообрядцев кладбищенской недвижимости в 1850 году, Императорское общество человеколюбия основало на месте больницы и богадельни Дом презрения и Приют для престарелых вдов и девиц. Для приюта было выстроено здание в 4 этажа. На последнем этаже была обустроена церковь Иоанна Предтечи. На крыше располагалась главка с крестом.

Здание выходило фасадом на Малый проспект, а двор занял часть Малоохтинского кладбища. Приют вмещал около 450 человек. После революции церковь разграбили и осквернили, а приют с богадельней закрыли. Приют был переоборудован в психоневрологический диспансер, а здание богадельни передано под коммунальные квартиры, которые были расселены только в 2010 году. Причем, никого не смутило, что строение находится на территории кладбища.
Трудно даже представить, как жили люди в доме, во дворе которого находилось кладбище, и окна выходили прямиком на могилы. Каждый день жильцы ходили мимо крестов и погостов, там же играли дети. Приглашая к себе гостей, жители бывшей богадельни говорили, что живут на кладбище. Мало того, до 1985 года во дворе располагался еще и морг.

Здание расположено на Новочеркасском проспекте дом 3, корпус 3. Сейчас оно стоит с закрытыми окнами и сильно обветшало, ведь дом не ремонтировался никогда. В 2013 году оно вошло в Реестр культурного наследия.
Знаменитые захоронения
Сразу во дворе бывшего приюта находится семейное захоронение купцов Скрябиных. Все надгробия хорошо сохранились. Тут захоронен сам Иван Скрябин, его жена, сын и внуки.
Известно, что именно эти захоронения сыграли большую роль в истории Малоохтинского кладбища в Санкт-Петербурге. Когда большевики хотели сравнять этот погост с землей, эти могилы спасли весь некрополь, потому что Скрябины были близкими родственниками В. Молотова, ведь его настоящая фамилия — Скрябин.

Далее можно увидеть семейное место Минеевых. Это три очень высоких киота, сделанных из черного мрамора. Слева похоронена М. Коновалова, а справа — купец Бекренев.
Очень необычен гранитный саркофаг на лапах, в котором покоится купец Иван Забегаев. Тут же место еще одной влиятельной старообрядческой семьи — Пикеевых. Здесь похоронен сам Владимир Пикеев, его жена и младенцы Пикеевы.

Интересно, что на многих могилах указаны даты от сотворения мира.
Также имеются захоронения профессора Белоновского, купца Ильинского, купца Чернятского и его матери, мещанина Дубровина, детского врача М. Личкус и многие другие. В 1970 году кладбище насчитывало около 2300 захоронений. Некоторые значимые захоронения были перенесены в музейные некрополи.
Еще здесь очень много советских могил довоенного и блокадного времени. Все это можно увидеть на фото Малоохтинского кладбища.

Купец Василий Кокорев
О Василие Кокореве следует упомянуть отдельно, ведь в истории Малоохтинского кладбища он сыграл немаловажную роль.
В лице своего единоверца, старообрядцы обрели, в свое время, ярого защитника и ходатая перед властями. Медиамагнат и нефтепромышленник, основатель Волжско-Камского банка, владелец железных дорог — он был не только богатым меценатом, но и талантливым публицистом и общественным деятелем.
Благодаря своим обширным связям, он много сделал для старообрядцев. Его друзьями были Д. Менделеев, С. Мамонтов, М. Погодин.

Он умер в 1889 году, и был похоронен на Малоохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Старообрядцы несли его облаченное в нарядные одежды тело в шикарном дубовом гробу, который был сделан без единого гвоздя, на рушниках до самой могилы.
На кладбище имеется целое семейное захоронение Кокоревых, перед которым установлен большой восьмиконечный крест.
Тайны Малоохтинского кладбища
С этим старинным некрополем связано много легенд. Ходят слухи, что раньше тут хоронили колдунов, самоубийц и всех тех, кого нельзя было хоронить на православных кладбищах. Также сюда свозили тела тех усопших, у которых не было денег на достойное погребение.
Говорят, что по ночам тут слышны стоны не отпетых покойников, скрежет кандалов захороненных здесь разбойников и убийц, звуки шагов, чувствуется запах ладана, и среди могил можно разглядеть очертания неясных фигур.
Но это подлежит большому сомнению, ведь фанатично преданные своей вере старообрядцы, вряд ли бы позволили тут хоронить кого-то еще. Скорее всего, за колдунов местные жители принимали самих поморцев, которые использовали погост, как место проведения религиозных обрядов.

В советское время по городу ходила легенда, якобы рассказанная местным милиционером. Однажды он шел мимо кладбища и увидел, выбегавших оттуда парней. У них был очень испуганный вид. Они рассказали служителю порядка, что собирались выпить на кладбище, но как только разлили водку по стаканам, рядом появился покойник и протянул им свой стакан. В ужасе парни бросили бутылку и кинулись прочь.
Милиционер не побоялся и сходил к тому месту, где молодые мужчины собирались выпить. Там он нашел брошенную бутылку из под водки и отдал на экспертизу, чтобы проверить отпечатки пальцев. И каково же было удивление, когда на ней, среди следов от пальцев этих парней, были обнаружены отпечатки пальцев бандита, погибшего много лет назад.
Похожих историй о Малоохтинском кладбище в СПб очень много – это и легенда о гробокопателе, который наткнулся на могилу и был проклят мертвецом, и рассказы об оборотнях и сатанистах. Хотя, последние тут собирались на самом деле, что не удивительно, учитывая репутацию места.
Одно время тут находили растерзанные трупы животных. Одни считали, что это дело рук оборотня, другие винили сатанистов.
Современное кладбище
Сейчас Малоохтинское кладбище благоустраивается, имеет ухоженный вид и уже не выглядит так зловеще. Территория постоянно облагораживается, дорожки выложили тротуарной плиткой.

Разрешены урновые захоронения, для которых отведено специальное место. Также можно проводить погребение в родственные могилы и на свободные места (при наличии).
Адрес и часы работы
Кладбище открыто для посещений ежедневно с 9:00 до 17:00 в зимнее время, и с 9:00 до 18:00 – в летнее.
Находится Малоохтинское кладбище по адресу: Новочеркасский проспект, д. 12.

Как добраться?
Пешком от метро «Новочеркасская» по Малоохтинскому парку.
Либо на автобусе № 5, 174 или маршрутных такси № К5, К118, К289.
Выходить следует на остановке «Ул. Помяловского».
Малоохтинское кладбище — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Малоохтинское старообрядческое кладище — кладбище в Санкт-Петербурге, расположенное на Малой Охте (отсюда название) в глубине жилого квартала на левом берегу р. Охты.
Площадь кладбища — 3 гектара.
В данный момент кладбище является открытым для захоронения. Ведутся работы по благоустройству кладбищенской территории.
История
На Малой Охте за её историю существовало несколько кладбищ. На данный момент известно о по меньшей мере трех кладбищах на территории бывшей крепости Ниеншанц (шведском и двух русских — найдены при раскопках), Старообрядческом кладбище (ныне называемом Малоохтинским кладбищем — находится между домом 8, корпус 3 по Новочеркасскому проспекту, зданиями завода по Республиканской улице и рекой Охта), кладбищем при приюте (ныне здание по адресу Республиканская улица, дом 3 — существовало примерно до 1950-х годов) и Малоохтинском кладбище (самое крупное — около 8 Га, существовало примерно до 1970 годов. Занимало почти всю территорию между современными Малоохтинским и Новочеркасским проспектом, Республиканской улицей и Перевозным переулком). На 2014 год на Малой Охте действует только Малоохтинское кладбище (бывшее Старообрядческое). Название «Малоохтинское» было механически перенесено с закрытого Малоохтинского кладбища на Старообрядческое. Это было сделано сознательно для уничтожения памяти о прежнем Малоохтинском кладбище, так как на его территории с 2006 года ведется активное строительство жилых домов и банка.
В XVIII веке среди проживающих на Охте было много старообрядцев [источник не указан 2826 дней]. Старообрядцы должны были быть похоронены только на своих кладбищах. Поэтому в этом районе возникли первые старообрядческие захоронения.
В октябре 1763 года Екатерина II встала на защиту староверов, и вскоре нападки на староверов практически полностью прекратились, а отношение к ним государственной власти стало гораздо более терпимым. В 1786 [источник не указан 2826 дней] году Малоохтинскому кладбищу придаётся официальный статус.
В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная моленная, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале XIX века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница.
В 1850 году правительство закрыло кладбище и две моленные в связи с борьбой с некоторыми течениями в старообрядчестве, которые выступали резко против государства. А в 1852 г. — издаётся указ, запрещающий староверам хоронить на Малоохтинском старообрядческом кладбище. Все благотворительные заведения были отобраны у верующих и переданы Императорскому человеколюбивому обществу.
В 1865 году, после многочисленных прошений, Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но строения им не вернули.
В 1903—1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была построена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
С 1946 года Малоохтинское старообрядческое кладбище считается закрытым, захоронения на нём производятся только в исключительных случаях.
В 1980 годах старинное кладбище хотели ликвидировать. Но потом от этого проекта отказались.
На кладбище открыт участок урнового захоронения.
Известные захоронения
Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 6 ноября 2017 года. |
См. также
Ссылки
Гиблые места Питера. Богадельня на Новочеркасском: v_murza — LiveJournal

Перечитал недавно свой СТАРЫЙ ПОСТ о «проклятом» отеле на Карповке. 20 лет назад в этом недострое оборвалась жизнь Митрополита Иоанна (Снычева). Прошедшие годы ознаменовались чехардой инвесторов, подрядчиков, многократными и тщетными попытками довести отель до ума или построить на его месте элитное жилье.
Воз, как говорится и ныне там. Бетонный забор стал выше и обзавелся колючей проволокой, стены построек разрушаются и плесневеют, крыши поросли молодым лесом и кустами. И это в суперпрестижном центре Петроградки.
Можно верить или не верить в мистику, но гиблые места существуют. И почему-то все чаще тянет о них писать, наверное, в свете последнего новостного фона. Это рассказ об одном из самых ярких питерских мест «антисилы». Находится оно на Малой Охте, историческом районе Петербурга, ставшем с недавних пор родным для автора этих строк.
МАЛООХТИНСКОЕ РАСКОЛЬНИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ
Крохотное старинное кладбище на Новочеркасском пр. 12 расположено в глубине жилого квартала, к нему ведет проезд, называвшийся ранее Малым проспектом. Позади погоста протекает река Охта.
Это самое первое старообрядческое кладбище в СПб. «Раскольники», принадлежавшие к поморскому и федосеевскому согласию, со 2-й четверти XVIII в. стали селиться на Малой Охте. Тогда это был близкий, но труднодоступный пригород столицы. В 1752 г. им было разрешено создать кладбище, которое открылось в 1760 г. Позже на нем появились молельни обоих согласий, рядом с ним - богадельни и даже больница.
Федосеевцы стали первыми жертвами гонений середины XIX в. У них было плохо с духовными скрепами, светскую власть они считали «порождением антихриста». За компанию досталось и поморцам, в 1850 г. обе моленные были запечатаны, двумя годами позже появился указ, запрещающий старообрядцам хоронить на кладбище. Раскольничьи богадельни передали Императорскому человеколюбивому обществу.
«…В старые годы почти все население Поречны (Охты) состояло из раскольников беспоповщинской секты. Несколько лет тому назад разрушена их молельня; кладбище, на котором покоились родные их и земляки, было разметано; могильный камень, дерево, железо и бронза были расхищены, самая молельня обращена в православную церковь», - писал уроженец здешних мест литератор Н.Г. Помяловский (1835 - 1863).
В 1865 г. в связи с многочисленными обращениями, захоронения старообрядцев были вновь разрешены. Одну из молелен возвратили поморцам. Благотворительные заведения к ним так никогда и не вернулись.
В конце XIX в. малоохтинские староверы обрели сильного защитника и ходатая перед властями. Им стал «русский Рокфеллер» Василий Александрович Кокорев (1817 - 1889), первый нефтепромышленник и медиамагнат, основатель Волжско-Камского банка, меценат, талантливый публицист, общественный деятель, друг Д.И. Менделеева, М.П. Погодина, С.И. Мамонтова. В его знаменитой в свое время книге со странным названием «Экономические провалы» есть такая фраза: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
Умер Кокорев в 1889 г., его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, поморцы в длинных кафтанах несли на расшитых рушниках от дома до самого погоста, где он и был предан земле.
![]() Портрет В.А. Кокорева. В.Ф. Тимм. 1860-е гг. | ![]() |
В 1946 г. кладбище было вновь закрыто. Позже его хотели ликвидировать, но проект так и не был реализован. Оно долгое время пребывало в заброшенном состоянии, здесь обитали бомжи и сюда нередко наведывались гробокопатели.
Кладбище сегодня называют Малоохтинским, что не совсем верно. В справочнике «Петербургский некрополь» (В.Сеитов, 1913 г.) в разделе «Современные столичные кладбища» указаны два «Мало-Охтенских»:
а) Православное, с церковью св. Maрии Магдалины, построенной не позже 1779 г.;
б) Старообрядческое Поморской секты».
На карте Ленинграда 1925 г. еще можно видеть рядом оба кладбища. Малоохтинское православное было уничтожено и застроено уже в новейшие времена.
1- Старообрядческое кладбище; 2- Малоохтинское православное кладбище
Со Старообрядческим связан целый ряд петербургских легенд. Говорят, что на нём хоронили колдунов и самоубийц, чьи души не могут обрести покоя, что тут периодически слышны шаги, скрежет, стоны, являются даже светящиеся шары. Особенно часты разные аномалии во время белых ночей.
Первое представляется сомнительным – хотел бы я посмотреть на людей, попытавшихся похоронить самоубийцу на погосте федосеевцев и поморцев. Бежать им пришлось бы очень далеко.
По части аномалий судить не берусь, но негативная энергетика ощущается в иных частях кладбища просто физически. Возможно, это связано с рядом временных и пространственных пластов разорений могил, а возможно и с тем, что прямо на погосте появился
ПРИЮТ ПРЕСТАРЕЛЫХ ДЕВИЦ И ВДОВ ИМЕНИ НИКОЛАЯ И МАРИИ ТЕПЛОВЫХ.
Горный инженер-полковник Николай Николаевич Теплов, известный тем, что впервые в практике металлургии внедрил выплавку чугуна в домнах на антраците, вместе с супругой Марией Орестовной с 1864 г. был владельцем особняка на Английская наб., 60. Детей у них не было, и в 1895 г. овдовевшая М.О. Теплова
составила завещание, чтобы этот роскошный дом с участком был продан, а на полученные средства Императорское Человеколюбивое общество основало Приют для размещения престарелых девиц и вдов.
Согласно завещанию в 1904 г. на Малой Охте, по соседству с Домом призрения престарелых бедных женщин
в память гр. Кушелева-Безбородко, по проекту арх. Н.А. Виташевского было построено 4-этажное каменное здание приюта.
На верхнем его этаже была организована церковь в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. На крыше в правой части здания располагалась небольшая главка с крестом. Лицевой фасад выходил на Малый пр., а дворовые флигели заняли часть старообрядческого кладбища.
В том же году сюда были переведены призреваемые из дома убогих в Коломне. Домовый храм стал общим для всех местных богаделен и вмещал 450 чел.
После Великой Октябрьской богадельню ликвидировали, церковь осквернили и уничтожили, а здание, как водится, переделали под коммуналки. Жизнь в них, явно скучной не была, особо там, где окна смотрели прямо на могилы.
АУРА МЕСТА
Этот пост не является историко-краеведческим описанием кладбища и приюта. Интересующимся дореволюционными захоронениями советую воспользоваться справочником В. Сеитова, список военных и блокадных погребений можно найти на форуме Похоронки.
Цель рассказа — передать ауру и атмосферу места, считающегося одним из самых недобрых в Петербурге. Насколько это удалось автору, судите сами.
Современный адрес дома богадельни им. Тепловых - Новочеркасский пр., 8 к.3. Здание, включенное в 2013 г.
в Единый госреестр объектов культурного наследия, сильно обветшало и стоит с заколоченными окнами. От церковной главки не осталось и следа.
Коммуналки расселили только к 2010 г. с перспективой размещения филиала Психоневрологической лечебницы. Некоторое время после расселения в доме квартировали жители бывших союзных республик.
![]() | ![]() |
Слева от здания находится «неформальный вход» на кладбище.

Табличка рядом со входом будто предупреждает об особом характере места. Рядом справа — весьма специфического вида парадная № 2 бывшего приюта.
![]() | ![]() |
Разборки с нумерацией квартир дома были, видимо, дополнительным бонусом для его жителей и гостей.

Подворотня, ведущая во двор-колодец.
![]() | ![]() |
Заглянем на погост. Сразу за «неформальным входом» справа — семейное место купцов Скрябиных, одно из самых хорошо сохранившихся захоронений первой половины ХIХ в.

По надгробьям, которые удалось идентифицировать, здесь покоятся купец 1-й гильдии Скрябин Иван Матвеевич (ум. 1841), его супруга Евдокия Карповна (ум. 1845), сын Константин Иванович (ум. 1849), внуки
Александр Семенович (ум. 1849) и Владимир Семенович (ум. 1849). Видимо, 1849 год был каким-то роковым в судьбе этого рода.
По слухам, именно Иван Матвеевич занимался колдовством и алхимией. Подтверждения найти не удалось, напротив, известно, что Скрябины были фанатичными ревнителями древлеправославия в СПб. Более интересна другая легенда: когда большевики хотели кладбище сровнять с землёй, это захоронение спасло весь некрополь, так как Скрябины являлись родственниками тов. Молотова. Вспомните настоящую фамилию Вячеслава Михайловича – Скрябин.
Между надгробиями Скрябиных и стенами флигелей здания богадельни находится, по мнению автора, место с самой сильной отрицательной энергетикой. Характерный снимок этой «зоны» приведен в заголовке поста. Тут кажется, что попадаешь в атмосферу добротно сделанного ужастика.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |

Не очень верится, что вот в этих помещениях когда-то обитали живые люди.
Интересно, что церкви в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи часто находятся в «нехороших» местах и аномальных зонах. Возможно, это служит своего рода защитой… здесь же церковь была разорена, плюс произошло наслоение негативов разоренной богадельни и кладбища враждебных конфессий.
На одном из надгробий «зоны» (фото выше) есть очень странная символика. Кто-нибудь может подсказать ее смысл?
Совершим небольшую прогулку по некрополю в сторону р. Охты и дорожек №№ 2, 3, 4. Обстановка там поспокойнее, и нас будет ожидать ряд интересных захоронений и других любопытных открытий.
Фамильное место Кокоревых, перед коим восьмиконечный поклонный крест.
Фамильное место Минеевых. Три киота черного мрамора на высоченном гранитном поребрике (справа внизу человечек для масштаба).
Слева — раба Божия Коновалова Мария Ивановна «скончалась от сотворения мира 7415 г. сентября 21 дня». Справа - весьма поучительная надпись на надгробье: «Подъ симъ памятникомъ погребено тело ПетроЗаводскаго первой гильдии купца Бекренева, окончившаго жизнь в октябре месяце 1803 года. Которой отважился принять для Казанской церкви выломку гранитныхъ колонъ и болшую часть выломалъ и доставилъ, что тошъ можетъ Служить Памятникомъ».
![]() | ![]() |
Гранитный саркофаг на лапах. Тут похоронен Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец Иван Родионович Забегаев (скончался 10 июля 1835).
При взгляде на этот саркофаг с торца создается впечатление, что он шагает в твою сторону.
Семейное место Пиккиевых, еще одной влиятельнейшей старообрядческой семьи.
Пиккиев Владимир Алексеевич (1859-1895). Мраморная стела с надписью «Помяни мя Господи егда приидеши во Царствии Твоем». Очень редкий для надгробий символ - восьмиконечная звезда (звезда Богородицы?... символ Осьмого дня, который наступит после Второго пришествия?)
![]() | ![]() |
Пиккиевы младенцы (ск. 1839), шестеро детей Дмитрия Назаровича
История Малоохтинского кладбища - Кладбища Охты
На Малой Охте за её историю существовало несколько кладбищ. На данный момент известно о по меньшей мере трех кладбищах на территории бывшей крепости Ниеншанц (шведском и двух русских — найдены при раскопках), Старообрядческом кладбище (ныне называемом Малоохтинским кладбищем — находится между домом 8, корпус 3 по Новочеркасскому проспекту, зданиями завода по Республиканской улице и рекой Охта), кладбищем при приюте (ныне здание по адресу Республиканская улица, дом 3 — существовало примерно до 1950-х годов) и Малоохтинском кладбище (самое крупное — около 8 Га, существовало примерно до 1970 годов. Занимало почти всю территорию между современными Малоохтинским и Новочеркасским проспектом, Республиканской улицей и Перевозным переулком). На 2014 год на Малой Охте действует только Малоохтинское кладбище (бывшее Старообрядческое). Название «Малоохтинское» было механически перенесено с закрытого Малоохтинского кладбища на Старообрядческое. Это было сделано сознательно для уничтожения памяти о прежнем Малоохтинском кладбище, так как на его территории с 2006 года ведется активное строительство жилых домов и банка.
В XVIII веке среди проживающих на Охте было много старообрядцев. Старообрядцы должны были быть похоронены только на своих кладбищах. Поэтому в этом районе возникли первые старообрядческие захоронения.
В октябре 1763 года Екатерина II встала на защиту староверов, и вскоре нападки на староверов практически полностью прекратились, а отношение к ним государственной власти стало гораздо более терпимым. В 1786 году Малоохтинскому кладбищу придаётся официальный статус.
В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная моленная, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале XIX века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница.
В 1850 году правительство закрыло кладбище и две моленные в связи с борьбой с некоторыми течениями в старообрядчестве, которые выступали резко против государства. А в 1852 г. — издаётся указ, запрещающий староверам хоронить на Малоохтинском старообрядческом кладбище. Все благотворительные заведения были отобраны у верующих и переданы Императорскому человеколюбивому обществу.
В 1865 году, после многочисленных прошений, Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но строения им не вернули.
В 1903—1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была построена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
С 1946 года Малоохтинское старообрядческое кладбище считается закрытым, захоронения на нём производятся только в исключительных случаях.
В 1980 годах старинное кладбище хотели ликвидировать. Но потом от этого проекта отказались.
На кладбище открыт участок урнового захоронения.
Малоохтинское кладбище в Санкт-Петербурге
Малоохтинское раскольничье кладбище (именно так именовалась оно в документах дореволюционной России) было основано по указу императрицы Екатерины. Таким образом, это кладбище является одним из старейших некрополей Санкт-Петербурга. Правда, о существовании этого кладбища знает не так много петербуржцев. Во-первых, кладбище расположено в глубине жилого квартала на берегу реки Охты, а потому оно не очень заметно. А во-вторых, на этом кладбище хоронили людей, как правило, не очень богатых, да к тому же иноверцев.
В 18 веке среди проживающих на Охте было много старообрядцев, отказавшихся подчиниться официальной православной церкви и посему подвергавшихся ее жестоким нападкам и гонениям. Среди петербургских старообрядцев преобладали главным образом поморцы, которые не только отвергали священников и ряд таинств официальной церкви, но и молитвы за царя и брак. В октябре 1763 года Екатерина II на заседании Сената и Синода выступила с речью в защиту раскольников, и вскоре нападки на старообрядцев практически полностью прекратились, а отношение к ним государственной власти стало гораздо более терпимым.
В жизни старообрядцев-беспоповцев кладбище всегда играло важную роль. Прежде всего это происходило потому, что до 1883 года старообрядцам запрещалось строить церкви, и поэтому именно кладбища обычно выполняли функцию конфессионального центра. При них (часто полуофициально) строились молельни, благотворительные учреждения, книгописные и иконописные мастерские. Кроме того, заупокойный обряд и кладбищенское благолепие вообще чтились старообрядцами особенно высоко. Большое место кладбище занимало и в мирской жизни верующих. Там можно было узнать последние новости и получить важную коммерческую информацию со всех концов России. Так, на старообрядческом кладбище предприниматель-старообрядец всегда мог найти себе рабочих или партнеров из среды единоверцев или получить кредит из кладбищенского капитала.
В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная молельня, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале 19 века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница. Часть Малоохтинского кладбища принадлежала так называемым федосеевцам. Эти старообрядцы-беспоповцы проповедовали непримиримость к государству и официальной православной церкви, строгий аскетизм и безбрачие. Естественно, государственной власти не нравилось, что ее считают порождением антихриста, а потому федосеевцы особенно яростно преследовались властями. Именно соседство поморцев и федосеевцев стало поводом к закрытию Малоохтинского кладбища в 1850 году. Тогда две молельни (одна - поморцев, другая - федосеевцев) были запечатаны, а двумя годами позже был издан указ, запрещающий старообрядцам хоронить своих собратьев по вере на Малоохтинском кладбище. Богадельни были переданы Императорскому человеколюбивому обществу, и в одной из них в 1903-1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была устроена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. После многочисленных прошений, в 1865 году Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но благотворительные заведения им так никогда и не вернули.
В первые годы правления Александра III отношение государственной власти к старообрядцам смягчилось. В 1883 году был даже издан указ, разрешающий устраивать старообрядческие молельни в частных домах, но только без колоколов, глав и крестов.
В конце 19 века ходатаем поморцев с Малой Охты перед властями стал их единоверец купец Василий Александрович Кокорев. Основатель Волжско-Камского банка, владелец нефтяных приисков и железных дорог, он разбогател на винных откупах. Но Кокорев был не только выдающимся финансистом и необычайно богатым человеком, он был щедрым меценатом и коллекционером, заметным общественным деятелем и талантливым публицистом. Среди его друзей были Д. И. Менделеев, М. П. Погодин, С. И. Мамонтов. Благодаря своим связям и средствам он сделал очень многое для общины старообрядцев. После смерти в 1889 году он был похоронен на Малоохтинском кладбище. Рассказывали, что когда его хоронили, поморцы в старорусском одеянии вынесли тело своего благодетеля из шикарного особняка и несли его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, на полотенцах до самого кладбища. После революции кладбище долгое время оставалось действующим. И только в 1946 году его закрыли. То, что оно не было уничтожено или разграблено как многие известные городские некрополи, можно объяснить тем, что на кладбище практически не было могил представителей столь ненавистного советской власти дворянского общества.
В 1980 годах старинное кладбище хотели ликвидировать, но, к счастью, от этого проекта отказались. Сейчас правда, кладбище находится в ужасном состоянии: оно - полузаброшено и служит пристанищем для нищих и бездомных. Так что если Вы все-таки решите прогуляться по этому старинному кладбищу, будьте готовы к тому, что оно совсем не похоже на благоустроенные лаврские некрополи.
Адрес: Шаумяна пр., 4
Станция метро: Новочеркасская
Малоохтинское кладбище — Википедия. Что такое Малоохтинское кладбище
Малоохтинское старообрядческое кладище — кладбище в Санкт-Петербурге, расположенное на Малой Охте (отсюда название) в глубине жилого квартала на левом берегу р. Охты.
Площадь кладбища — 3 гектара.
В данный момент кладбище является открытым для захоронения. Ведутся работы по благоустройству кладбищенской территории.
История
На Малой Охте за её историю существовало несколько кладбищ. На данный момент известно о по меньшей мере трех кладбищах на территории бывшей крепости Ниеншанц (шведском и двух русских — найдены при раскопках), Старообрядческом кладбище (ныне называемом Малоохтинским кладбищем — находится между домом 8, корпус 3 по Новочеркасскому проспекту, зданиями завода по Республиканской улице и рекой Охта), кладбищем при приюте (ныне здание по адресу Республиканская улица, дом 3 — существовало примерно до 1950-х годов) и Малоохтинском кладбище (самое крупное — около 8 Га, существовало примерно до 1970 годов. Занимало почти всю территорию между современными Малоохтинским и Новочеркасским проспектом, Республиканской улицей и Перевозным переулком). На 2014 год на Малой Охте действует только Малоохтинское кладбище (бывшее Старообрядческое). Название «Малоохтинское» было механически перенесено с закрытого Малоохтинского кладбища на Старообрядческое. Это было сделано сознательно для уничтожения памяти о прежнем Малоохтинском кладбище, так как на его территории с 2006 года ведется активное строительство жилых домов и банка.
В XVIII веке среди проживающих на Охте было много старообрядцев [источник не указан 2838 дней]. Старообрядцы должны были быть похоронены только на своих кладбищах. Поэтому в этом районе возникли первые старообрядческие захоронения.
В октябре 1763 года Екатерина II встала на защиту староверов, и вскоре нападки на староверов практически полностью прекратились, а отношение к ним государственной власти стало гораздо более терпимым. В 1786 [источник не указан 2838 дней] году Малоохтинскому кладбищу придаётся официальный статус.
В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная моленная, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале XIX века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница.
В 1850 году правительство закрыло кладбище и две моленные в связи с борьбой с некоторыми течениями в старообрядчестве, которые выступали резко против государства. А в 1852 г. — издаётся указ, запрещающий староверам хоронить на Малоохтинском старообрядческом кладбище. Все благотворительные заведения были отобраны у верующих и переданы Императорскому человеколюбивому обществу.
В 1865 году, после многочисленных прошений, Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но строения им не вернули.
В 1903—1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была построена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
С 1946 года Малоохтинское старообрядческое кладбище считается закрытым, захоронения на нём производятся только в исключительных случаях.
В 1980 годах старинное кладбище хотели ликвидировать. Но потом от этого проекта отказались.
На кладбище открыт участок урнового захоронения.
Известные захоронения
Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 6 ноября 2017 года. |
См. также
Ссылки
Малоохтинское кладбище, Санкт-Петербург: фото, история,
Малоохтинское старообрядческое кладбище, Санкт-Петербург. Адрес, телефон администрации, сайт, план-схема, место на карте, как доехать, часы работы.
Изготовление и установка памятников, уход за могилой и надгробиемИстория Малоохтинского старообрядческого кладбища СПб
Малоохтинское старообрядческое кладбище находится в Красногвардейском районе, на левом берегу реки Охты. Общая площадь погоста — 3 га. Это самое древнее старообрядческое кладбище в Петербурге, первые захоронения на этом месте стали появляться в 1760 году (в некоторых источниках указывается даже 1740 год). С 1768 года государственная политика к старообрядцам смягчается, и Малоохтинский раскольничий погост получает официальный статус. В первой половине XIX века здесь были построены богадельня и больница, но позднее на старообрядцев снова начались гонения. Благотворительные учреждения были отобраны, а кладбище закрыто в период 1852-1865 годов. Затем похороны на территории Малоохтинского погоста возобновились вплоть до 1946 года.

Старообрядческие могилы
После окончательного закрытия захоронения на нём производились только в очень редких случаях. По официальным данным, к 1970 году погост насчитывал 2300 зарегистрированных могил. В 1980 году возникла угроза полного уничтожения старинного некрополя, однако это решение властей так и не было реализовано.

Могила военных времен
Сегодня на Малоохтинском кладбище производится захоронение урнами с прахом в родственные могилы и на урновый участок.

Современный колумбарный участок
Как доехать и часы работы Малоохтинского старообрядческого кладбища в СПб
Время работы: 9:00 — 17:00 (октябрь — апрель), 9:00 — 18:00 (май — сентябрь), 1 января: выходной.

Схема Малоохтинского кладбища
Как добраться: от станции метро «Новочеркасская» около километра пешком по Новочеркасскому проспекту через Малоохтинский парк в сторону Весеннего сквера. Вход на некрополь находится с правой стороны от бывшего общежития. До ближайшей остановки «Ул. Помяловского» можно также доехать на автобусах № 5, 132, 174 и маршрутках № К5, К6, К83, К118, К254, К269, К289.
Телефон: +7 (812) 224-27-29
Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Малоохтинское_кладбище
Адрес: г. Санкт-Петербург, Новочеркасский проспект, д. 12, к.3
Деревья и черная кошка. Малоохтинское раскольничье кладбище
Солнце радостно, небеса безмятежны. Люди отдыхают. А барышня Анаис, как обычно, побрела по местам задумчивым.Малоохтинское старообрядческое кладбище. Небольшое, не совсем запущенное, потому что там есть сейчас урновые участки, где хоронят.
Чудная весенняя погода оказалась крайне неудачна для съёмки: солнечные блики, резкие тени веток...
Магистральная тема фоторепортажа нарисовалась вдруг сама. Деревья. Знаете эти огромные и буйные сытые кладбищенские деревья, которые в состоянии нежных ростков надо вырывать, потому что разрастаясь, они разворачивают могилы, разрывают ограды, крошат камень? А знаете, какие корни у них? Я знаю. Я видела раскорчевки на исторических кладбищах, когда рубились столетние полумертвые деревья и корни их извлекались из земли. Их корни имеют форму гробов. Когда-то, встречая на пути преграду, они огибали, оплетали ее, питались тем, что было внутри, как та поминавшаяся мной роза Гюго. Гроб с телом истлевал и разлагался, обращался в ничто, а живой корень уже одеревенел и так и сохранял свою форму. Странно было их видеть: вывороченные и разрубленные, они иногда хранили на себе даже отпечатки кованых ручек старинного гроба.
На Малоохтинском ничего не корчуют. Но там я увидела в немыслимом количестве стволы, деформированные чугунными оградами, расползшиеся по ним, как дрожжевое тесто, обнимающие металл и принимающие его в свое тело.
А под конец похода встретилась мне славная черная (а какая же еще!) кошка. Она тоже будет под катом.
Это захоронения купца Кокорева, владельца приисков и железных дорог, мецената и коллекционера, и его родственников.
Мирный пейзаж с могильной плитой XVIII века.
А это... ну, обычная, увы, картина на исторических кладбищах
Вот они, старообрядческие могилы (ежели запамятовали, для получения привычной даты следует из показанной вычесть 5508)
Не сильна я в старообрядческой символике, но вот такое встречаю не впервые:
А вот могилы Скрябиных, вроде бы родственников Молотова :)
Деревья... Вот они
То же дерево, вид с другой стороны (про тени я предупреждала :( )
Дерево, сильно меня потрясшее, в своем мучительном симбиозе с остатками могильного декора
И еще оно
Другое уже
И еще одно
Это дерево не успело съесть могилу целиком
А это успело...
Показываю крупнее, пробирает:
А вот и лучший ведьмин друг - черный кот, беззаботно прогуливающийся среди могил
Вполне дружелюбный
Жители этого дома, говорят, жалуются на привидений ;)
Это бывшая богадельня, оттого и рядом с кладбищем.
Вот так. Мрачновато, возможно. Но уж как-то так я устроена ;)